Искусство критики. Конструктивная критика

Критика

Наряду с приемами обоснования тезиса искусство аргументаций предполагает также овладение рациональными приемами критики .

Критика - это логическая операция, направленная на разрушение ранее состоявшегося процесса аргументации .

По форме выражения критика бывает неявной и явной .

Неявная критика - это скептическая оценка позиции пропонента без конкретного анализа недостатков и точного указания на слабые места. Сомнение в этом случае выражают примерно в такой форме: «Ваши идеи мне представляются сомнительными», «Я отношусь к Вашим утверждениям весьма скептически» и т.п. Просьбу об уточнении и конкретизации такой критики обычно оставляют без ответа.

Явная критика - указание на конкретные недостатки, выявленные в аргументации пропонента.

По направленности явная критика может быть трех видов: деструктивная, конструктивная и смешанная .

Деструктивной будем называть критику, направленную на разрушение аргументативного процесса путем критики тезиса, аргументов или демонстрации.

(1) Критика тезиса - весьма эффективная по разрушительной силе операция, цель которой - показать несостоятельность тезиса. Такая критика называется опровержением тезиса . Тезис расценивают как заведомо ложный , если пропонент заранее знал об этом , но тем не менее отстаивал его, создавая видимость аргументации. Ошибочным тезис будет в том случае, если пропонент заблуждался относительно действительного логического статуса своего утверждения.

Рассмотрим прямое опровержение тезиса , которое строится в форме рассуждения, получившего название «сведение к абсурду ». Аргументация в этом случае протекает в следующем виде. Вначале делают апагогический шаг, т.е. условно допускают истинность выдвинутого пропонентом положения и выводят логически вытекающие из него следствия. Рассуждают при этом примерно так: допустим, что пропонент прав и его тезис является истинным, но в этом случае из него вытекают такие-то и такие-то следствия.

Если при сопоставлении следствий с фактами окажется, что они противоречат объективным данным, то тем самым их признают несостоятельными. На этой основе заключают о несостоятельности самого тезиса, рассуждая по принципу: ложные следствия всегда свидетельствуют о ложности их основания .

Опровержение методом «сведения к абсурду» можно представить на схеме, где вводятся следующие обозначения: Т - тезис пропонента; С - вытекающие из тезиса следствия; F - фактические данные:

В итоге «сведение к абсурду» означает следующее: поскольку выведенное из Т следствие С находится в противоречии с фактом F , тем самым оно признается ложным - |С. На этой основе опровергается также условно допущенный тезис - .



В процессе аргументации прямое опровержение выполняет разрушительную , или деструктивную , функцию. С его помощью демонстрируют несостоятельность тезиса пропонента, не выдвигая никакой идеи взамен. Несмотря на чисто критическую функцию, опровержение «сведением к абсурду» часто оказывается полезным. В науке оно служит средством проверки на надежность различного рода гипотез и теорий. В процессе судебного разбирательства с его помощью можно показать несостоятельность выдвинутого обвинителем тезиса.

(2). Критика аргументов . Поскольку аргументация - это обоснование тезиса с помощью ранее установленных положений, то следует пользоваться доводами, истинность которых не вызывает сомнений. Если оппоненту удается показать сомнительность или ложность аргументов, то существенно ослабляется позиция пропонента, ибо такая критика показывает необоснованность его тезиса .

Критика аргументов может выражаться в том, что оппонент указывает на неточное изложение фактов, двусмысленность процедуры обобщения статистических данных, выражает сомнения в авторитетности эксперта, на заключение которого ссылается пропонент, и т.д. С такого рода критическими замечаниями пропонент не может не считаться. Он должен либо подтвердить свои аргументы, либо отказаться от них.

Сомнения в правильности доводов переносятся и на тезис, который логически следует из аргументов и тоже расценивается как сомнительный. В случае установления ложности аргументов тезис безоговорочно считается необоснованным и нуждается в новом, самостоятельном подтверждении .

(3) Критика демонстрации - третий способ деструктивной критики. В этом случае показывают, что в рассуждениях пропонента нет логической связи между аргументами и тезисом. Если тезис не вытекает из аргументов, то он считается необоснованным . Начальный и конечный пункты рассуждения оказываются вне логической связи друг с другом.

Для создания видимости логической связи между аргументами и тезисом искушенные полемисты с целью воздействия на слушателей в публичной дискуссии прибегают иногда к языковым уловкам вроде следующих: «Со всей определенностью можно сказать, что в данной ситуации можно сделать лишь один вывод...», «Факты убедительно подтверждают идею о том, что...» и т.п.

Успешная критика демонстрации предполагает отчетливое представление о правилах и ошибках соответствующих умозаключений: дедукции, индукции, аналогии, в форме которых протекает обоснование тезиса.

Как критика аргументов, так и критика демонстрации сами по себе лишь разрушают аргументацию и показывают необоснованность тезиса. В этом случае о тезисе можно сказать, что он не опирается на доводы либо опирается на недоброкачественные доводы и требует нового обоснования .

Указанные способы критики применяются не только в качестве самостоятельных операций, но и в различных сочетаниях. Так, прямое опровержение тезиса может быть дополнено критическим разбором аргументов; наряду с ошибками в доводах могут быть выявлены нарушения в самом процессе рассуждения и т.д.

По своей познавательной функции деструктивная критика служит действенным средством выявления недостатков в рассуждениях пропонентов. В одном случае это ложный или ошибочный тезис, в другом - неубедительно или неверно подобранные аргументы, в третьем - неряшливая либо специально запутанная демонстрация.

Вместе с тем в адрес деструктивной критики, которая не несет в себе явного позитивного начала, можно услышать упреки в односторонности, поскольку оппонент лишь развивает критику и не предлагает ничего взамен.

Такие упреки бывают уместны в адрес оппонентов, ограничивающихся деструктивной критикой в области политики, бизнеса, идеологии или культуры. Односторонне критическая позиция может здесь обернуться критиканством.

Однако существуют и такие аргументативные процессы, где деструктивная позиция оказывается единственно возможным способом критики . Примером этому может служить уголовное судопроизводство, которое строится на состязательной основе с разделением функций обвинения и защиты. В процессе судебных прений защитник может лишь деструктивно критиковать позицию обвинения. Установка же на обнаружение позитивных идей, объясняющих существо дела, не входит в обязанности защитника и не практикуется в судопроизводстве.

Сходной является позиция оппонента при обсуждении диссертации на соискание ученой степени либо при защите дипломного проекта. Оппонент может сколь угодно критически анализировать выдвинутые в диссертации или дипломе положения, однако он не обязан предлагать позитивного решения вопроса.

Регулярное использование деструктивной критики в политике, идеологии и других областях - явный показатель того, что оппонирующая сторона встает на путь деструктивной оппозиции.

Любая критика предназначена для того, чтобы указать на недостаток и исправить его совместными силами с человеком, который допустил ошибку в чем-либо. К сожалению, на сегодняшний день понятие так называемой конструктивной критики полностью отсутствует. Если брать во внимание современное общество, то конструктивная критика переросла в примитивный «троллинг».

Это критика, после которой становится ясно, как исправить ошибку и не допустить похожую в будущем. Но часто ли нам приходится сталкиваться с трезвомыслящим мнением окружающих по поводу нашей деятельности? Можно пересчитать на пальцах, сколько раз нас критиковали по делу и удивиться, что в большинстве случаев именно неконструктивной критикой нам отбивали желание работать и совершенствоваться. Чтобы научиться принимать любую критику, нужно, прежде всего, самим правильно определять границы разумного вмешательства в чужие дела и пространство души.

Существуют определенные правила конструктивной критики , которые нужно всегда учитывать, оказавшись в определенной ситуации, требующей критики.

Для начала стоит выяснить, как самому реагировать на критику . Принять критику спокойно и уравновешено — это большое искусство. Помните, что наличие критики намного лучше, чем ее отсутствие. Если вас не критикуют - значит вы никому не интересны. Хотя, бывают случаи, что вас просто боятся критиковать, после того, как вы от очередного не особо желанного разговора в ваш адрес взяли отпуск и ушли лечить депрессию. Так нельзя, потому что критика способна не только указать вам на ошибки и исправить их, но и подсказать новые направления решения проблемы. Если вас критикуют - значит в ваши способности верят и желают, чтобы вы совершенствовались. Необходимо благодарить человека за любую критику . Во-первых, это будет характеризовать вас как человека воспитанного и благоразумного. Во-вторых - у вас будет возможность на спокойных тонах выяснить, конструктивно ли человек подошел к вашей проблеме и уверен ли он на 100% в своей правоте. Если нет - не стоит говорить: «Я так и знал, это всего лишь твоя субъективная оценка». Иногда субъективная оценка хоть и не совершенна, но способна указать на такие минусы, которые бы не заметили даже люди, оценивающие объективно. Если же вы признаете критику - значит вы принимаете на себя ответственность исправить свои недостатки. Отнеситесь к этому серьезно и посмотрите на себя со стороны.

Пока вы смотрите на себя со стороны, представьте, как бы выглядели вы в ситуации, которая требует от вас критики. А поступать нужно очень терпеливо и спокойно. Ориентируйтесь на поведение человека, критикующего вас , и подумайте, в чем он допускает ошибку и в чем не ошиблись бы вы. Самое время запомнить некоторые правила конструктивной критики.

Никогда не навязывайте свое мнение . Умейте слушать собеседника и не перебивайте его своими, на ваш взгляд, 100%-но правильными доказательствами правоты.

Всегда ведите разговор в доброжелательном тоне . Даже если вам неприятен собеседник - вы не имеете права относиться к нему предвзято и язвить при первой же удобной возможности.

Если вам предстоит критиковать человека, начните с похвалы . Это всегда внушает надежду на то, что все не так плохо и все можно исправить, но обязательно стоит сказать: «Сегодня, увы, не получилось». Человек, которого критикуют, должен получить равномерное количество и похвалы и неприятной критики. Это похоже на процедуру перекрывания оценки «3» оценкой «5», чтобы вывести за четверть «4».

Если вы критикуете дело - ни в коем случае не переходите на личности и не смейте в насмешливой форме оценивать поступки человека и его оправдания. Критика - это не повод унизить человека и сделать его самооценку ниже нуля. Если вы мудрый человек - вы сделаете так, что ваш оппонент не только исправит ошибку, на которую вы указали, но и с большим рвением начнет исполнять свою работу, показывая потрясающие результаты.

Употребляйте фразы, которые способны мотивировать человека к уверенности в себе. Не бойтесь говорить, например: «У меня были ранее точно такие же проблемы. Но со временем вы привыкнете и все будет стабильно и хорошо. А пока нужно внимательно поработать над собой». Не стоит говорить человеку: «Как же так? Ведь я на вас рассчитывал!». Это напрочь убивает веру в себя. Будьте деликатны, не позволяйте себе никаких грубостей, но и не умалчивайте, если выполненная работа вас не устраивает.

Конструктивная критика - это проявление мудрости человека , который желает выполнить или получить максимально эффективную работу. Если вы, к примеру, работодатель - от конструктивности вашей критики зависит настроение работников и успех вашего предприятия. Если вы связаны с другим поприщем идей и их реализации, помните, что конструктивная критика повышает не только работоспособность, но и самооценку, чтобы в дальнейшем определенная работа максимально эффективно выполнялась сильным и уверенным в себе человеком.

КРИТИКА — проект созидания лучшего будущего, а не порицание настоящего и прошлого, лишающее людей власти над их настоящим и будущим.

Конструктивная критика — это конкретное предложение по улучшению то, что уже есть с чётким описанием недостатков критикуемого предмета и возможных их исправлений При конструктивной критике оценка замечаемых поступков не задевает самолюбия адресата, мотивирует его к исправлению.

Деструктивная критика — это разрушающие действия. Суть деструктивной критики заключается в демонстрации критикующим своего превосходства, возможно, своей власти над тем, на кого его критика направлена.

В зависимости от различных обстоятельств, критика проявляется по-разному. Рассмотрим, как проявляется критика на примере неплохого, в общем-то, работника Иванова, который вдруг допустил в своём отчёте ошибку, приведшую к неверному результату. Так, критика начальника в его адрес может быть следующая:

Конструктивная по форме и по содержанию. в вашем отчёте ошибка, придется всё переделать.

Конструктивная по содержанию, но деструктивная по форме. Иванов, вы невнимательный бездельник сделали ошибку в своем отчете. Переделывайте всё!

Конструктивная по форме, но деструктивная по содержанию. Иванов, будьте, пожалуйста, более внимательны часто ошибаетесь. Придется всё переделать.

Деструктивная и по форме, и по содержанию. Иванов, вы бездельник постоянно ляпаете ошибки. Переделывайте всё!

На этом примере видно, что от критики может быть как польза, так и вред, поэтому очень важно учитывать эти факты. Можно критиковать обоснованно, но важно, как это делается, обижают ли при этом чувства другого человека или наоборот, ему дают поддержку и знания, как стать лучше.

Вывод напрашивается сам собой: вовремя выслушать конструктивную критику, принять меры и избавиться от выявленных недостатков поможет в будущем избежать неприятной и непродуктивной деструктивной критики!

Цитаты о критике:

РУГАНЬ В АДРЕС ОППОНЕНТА, спор вокруг его ЛИЧНЫХ качеств - мусор в науке; в нём теряются зёрна ОБЪЕКТИВНОЙ истины.
«Разгерметизация» гл.5, §8 «Троцкизм-“ленинизм” берёт “власть”», с.76

О восприятии деструктивной критики:
Почти во всяком мнении, субъективном по содержанию, предупреждающем личную обиду либо цинично оскорбительном по форме, есть что-то содержательное от объективной истины; возможно, что это - новое ЗНАНИЕ либо ключи к нему. Они не должны быть потеряны только из-за того, что форма их представления не устраивает по СУБЪЕКТИВНЫМ причинам оппонента, с которым ведётся спор.
«Разгерметизация» гл.5, §8 «Троцкизм-“ленинизм” берёт “власть”», с.81

…обратимся к вопросу о критике реально полезной и критике мнимой — всегда разрушительной.
Начнём с широко известного мнения: «“базар” надо фильтровать». Если это делать, то получится критика и самокритика в следующем смысле: критика — проект созидания будущего. Если “базар” не фильтровать, но называть его «критикой», то вседозволенность в ругани, вымыслах, домыслах и сплетнях распространит разлад и не даст объединиться людям ни в одном деле, требующем коллективного труда.

Ан. записка «О задачах на будущее Концептуальной партии “Единение” и безпартийных приверженцев Концепции общественной безопасности»

Страница 1 из 2

Бывает ли критика конструктивной? «Могу ли я конструктивно вас покритиковать?» Это шесть самых страшных слов, которые вы можете услышать за всю жизнь. Частично оттого, что у каждого из нас свое представление о конструктивности, а частично потому, что какой бы благожелательной ни была критика, очень немногие способны хорошо ее подать.

И еще потому, что некоторые люди используют ее как удобный повод, чтобы, прикидываясь милым, понизить ваш статус на ступеньку-другую.

По той или иной причине критика обычно выглядит куда конструктивнее с точки зрения критикующего, а не критикуемого.

Так является ли выражение «конструктивная критика » внутренне противоречивым?

Выложу карты на стол: я верю, что критика может быть конструктивной. На самом деле она необходима, если вы хотите стать выдающимся. Однако, поскольку под критикой подразумевают много разного, начну с пояснения, что я понимаю под разными ее видами:

Конструктивная критика

Это когда у кого-то есть определенное мнение о вашей работе или результатах, и он выражает его так, что оно приносит пользу. Критика может принимать форму полезного совета (вам говорят, что надо сделать) или просто вдумчивой оценки (что делать дальше, в данном случае решаете вы сами).

Конструктивная критика может быть как позитивной, так и негативной (критикующему может нравиться или не нравиться ваша работа), и содержать как похвалу, так и рекомендации по улучшению.

Вот несколько черт конструктивной критики :

  • Объективность - критик проясняет свою точку зрения, не претендуя на всезнание.
  • Конкретность - достаточно подробная, чтобы понять, о чем именно говорит критик и какие критерии оценки он использует.
  • Наличие примеров - критик подкрепляет свои утверждения конкретными примерами.
  • Относится к делу - критик сосредоточен на существенных аспектах вашей работы.
  • Учитывает нюансы - критик признает, что результат можно измерить в более мелких единицах и могут существовать альтернативные способы оценки.
  • Уважение - критик не переходит на личности, не намекает, что вы плохой исполнитель, и подразумевает, что вы способны сделать необходимые улучшения.

Воодушевляет конструктивная критика или нет - решать вам. Конечно, если кто-то вас хвалит, вы, скорее всего, почувствуете прилив сил. Но даже если критик обнажает множество ошибок и недочетов, я бы посоветовал не унывать, даже если вы не на седьмом небе от счастья.

Если критика по-настоящему конструктивна, она дает возможность исправить ошибки и совершенствоваться. Я могу вспомнить несколько случаев, когда критик уважительно, но беспощадно «порвал мою работу в клочья», но, когда я выходил из комнаты, мне не терпелось двинуться к открывшимся передо мной перспективам.

Одной из целей вашей карьеры должен быть поиск хороших источников конструктивной критики. Как и обратная связь, она дает вам преимущество, особенно над теми, кто слишком себялюбив, чтобы принять хоть какие-то замечания.

Деструктивная критика

Это когда у кого-то есть определенное мнение, но он либо не знает, как правильно его выразить, либо не понимает, о чем говорит, либо и то и другое сразу .

Я называю такую критику деструктивной из-за ее эффекта: если вы не будете осторожны, она может серьезно повредить вашей мотивации, креативности и способности учиться. Таким же точным определением была бы «некомпетентная критика»: она больше говорит об ошибках критикующего, а не критикуемого. Если критика - искусство, некомпетентный критик - художник, который едва способен нарисовать человечка из палочек.

Вот типичные черты деструктивной критики :

  • Необъективность - критик говорит так, как будто он носитель истины в последней инстанции, а не человек, которому свойственно ошибаться.
  • Туманность - работу отвергают туманными формулировками («ужасно», «плохо», «никуда не годится»), не уточняя, на каких критериях основано суждение.
  • Голословность - критик не иллюстрирует своих выводов конкретными примерами.
  • Не относится к делу - критик вводит неуместные критерии или сосредоточен на несущественных аспектах работы.
  • Огульность - общие черно-белые суждения, непризнание градации качества и альтернативных точек зрения.
  • Неуважение - критик груб, агрессивен или не проявляет уважения к чувствам исполнителя.

Если некомпетентный критик - рецензент, критикан в аудитории или интернет-тролль, его можно проигнорировать. Однако если это начальник или клиент, у вас проблема. В главе 37 описано, что тогда делать.

Многие люди с трудом принимать критику. Кто-то обижается, кто-то злится, а у кого даже понижается самооценка и он может отказаться от начатого, боясь снова столкнуться с критикой. Но стоит иметь в виду, что критика носит и позитивный момент, особенно конструктивная критика.

Наш мир устроен так, что в нем есть, была и будет присутствовать всегда критика со стороны окружающих, чтобы вы не сделали, потому что любые поступки, слова, достижения в других людях всегда вызовут тот или иной отклик, который и будет выливаться как деструктивная или конструктивная критика, или восхищение.

Критика может быть направлена на продукт творчества, результат работы человека, его поступки и личность.

Как уже говорилось, критика бывает конструктивная и деструктивная. Конструктивная критика — это анализ деятельности человека, продукта этой деятельности, его личности, указание уязвимых мест в том, что сделал человек или слабых черт его характер, последствие его поступков. Конструктивная критика объективна, является констатацией фактов, изначально не высказывается в негативном аспекте и всегда обосновывается, почему человек так или иначе считает. И только, если человек не умеет принимать критику в свой адрес и реагирует негативно, то может получить также негативный отклик от критика на свою неадекватную реакцию. И тогда критика может перейти в конфликт, спровоцированный человеком, не умеющим принимать критику, а значит не умеющим быть объективным к самому себе и своим делам.

Конструктивная критика может помочь увидеть себя со стороны, глазами окружающих, увидеть реальные недостатки или недочеты продукта своей деятельности, другие варианты решения ситуаций или задач, увидеть давно старое и привычное с новой стороны, позиции и т.д. И благодаря всему этому человек может усовершенствовать свой продукт творчества или результат работы, прояснить непонятные другим людям моменты, или изменить некоторые качества своего характера, изменить к чему-то свое отношение. То есть умея принимать критику, человек самоусовершенствуется и улучает свою жизнь. От того конструктивная критика не только нужна, но и полезна. Поэтому если друзья боятся высказывать свое объективное мнение, чтобы не обидеть дорого человека, они несут ему вред, так как показывая другу свою позицию, отличную от его собственной, вы помогаете человеку узнать что-то новое, увидеть в себе что-то новое, изменить что-то или найти решение трудной для него ситуации. Но помните, что важно то, как вы высказываете критику, от этого человек ее примет или отвергнет. Позитивно высказанная критика и обоснованная воспринимается другим человеком легче, а значит больше шансов, что он вас услышит и предпримет какие-то действия. Негативно высказанная критика, воспринимается как обвинение и вызывает в человеке обиду или (и) гнев. И вместо того, чтобы вас услышать, он начнет защищаться или обвинять вас.

Деструктивная критика субъективна, не имеет отношения к реально обстоявшим делам. Высказывается обычно в агрессивной манере, так как человеком движет не желание понять собеседника, его позицию или понять предоставляемый его обозрению объект, а желание самоутвердиться, показать самого себя с лучшей стороны, возвысится, почувствовать свою значимость, авторитет в данной области. Он всегда воспринимает ревностно других людей, кто в данной области достиг результатов или вызвал интерес окружающих, так как привык быть в собственных глазах непоколебимым авторитетом, и его ранит, если кто-то привлек внимание к себе больше, чем он сам или предложил идею или продукт, о которых он не имел ранее представление и т.д., то есть поколебалась его вера в то, что он он все знает, что он лучше всех, что только он прав. И чтобы преодолеть возникшее неприятное для него чувство, он начинает критиковать того, человека, который стал причиной, что в нем взыграли его комплексы неполноценности. Критикуя он стремится обесценить личность и результат деятельности этого человека, чтобы почувствовать себя лучше него, важнее его, выше его. При данном виде критики всегда переходят на личности. То есть, как видите, таким критиком движут его комплексы неполноценности, а не желание найти истину или что-то усовершенствовать. По той же причине некоторые люди, критикуют более успешных людей, чужие достижения только потому, что хотели бы сами оказаться на их месте.

Высказывая деструктивную критику, человек стремится не столько принизить того, кому направлена критика, сколько возвысить самого себя в собственных глазах. Обычно такие люди не умеют вести конструктивный диалог и часто переходят на личности и оскорбления, принижение и обесценивание своего собеседника или его деятельности. Поступают они так, потому что в данный момент почувствовали себе в чем-то хуже — менее умным, менее успешным, менее красивым, менее разбирающимся в данном вопросе, менее реализованным как личность или специалист и т. д., в зависимости какой комплекс неполноценности у данного человека наиболее силен. И, критикуя другого человека и его деяния, он на самом деле рассказывает о самом себе, приписывая все эти качества другому человеку, а порой даже и собственные поступки. Или же представляет самого себя на месте более успешного, по его ощущениям, в чем-то человека, хотя в большинстве случаев он боится в этом признаться даже самому себе, он рассказывает как бы он сам поступил, что бы он сделал, если бы у него были бы такие же возможности, способности или достижения, то есть говорит о своих скрытых желаниях, которые часто отрицаются, подавляются, и из-за этого и его комплексов неполноценности не могут быть реализованными.

Поэтому деструктивную критику не стоит брать в расчет, лично вас и результатов вашей деятельности она никак не касается. Но тем не менее, деструктивная критика также может принести пользу. И как минимум при деструктивной критике вы многое узнаете о самом критике. Возможно некоторая информация вам может пригодиться или позволит его понять. Благодаря данному виду критики вы можете развить в себе терпимость, толерантность к другим людям, их недостаткам, комплексам. Постарайтесь не принимать данную критику на своей счет, представьте, что вы внутренне как бы отодвинулись от нее, она не имеет никакого отношения к вам. Постарайтесь понять человека почему он начал критиковать, чего ему не хватает в жизни, от чего он так несчастен. Мысленно посочувствуйте ему.

Если вы не можете понять деструктивная это критика или конструктивная, то представьте, что вы смотрите на себя, свои поступки или результат своего труда со стороны, и попробуйте «примерить» все то, что говорит критик. Что видите? Это соответствует, вы увидели что-то новое, узнали то, чего ранее не знали? Или же это беспочвенные обвинения?

Также стоит учитывать, что если вы создали что-то, то это рассчитано на определенную аудиторию, и не все это поймут и тем более примут, и соответственно будет критика со стороны людей, не принадлежащих на рассчитанную аудиторию в таком случае, если вы хотите расширить границы своей аудитории, то пересмотрите свое творении и соответственно усложните или упростите. Как в прочем, не все ваши жизненные ценности, взгляды, а значит и дела будут приниматься всеми людьми, а только теми, кто их разделяет. И в данном случае задайте себе вопрос стоит ли тогда принимать критику людей, которые вас не понимают и при всем желании даже не смогут понять, поскольку живут совершенно другими ценностями, взглядами, целями? И критика в данном случае вызвана только тем, что вы отличаетесь от них, не такой как они, живете не так, как они. Поэтому при данных обстоятельствах критика может быть как конструктивной: в случае если вы недовольны качеством своей жизни, а критик видится более счастливым, то есть смысл прислушаться и что-то изменить в самом себе или в своей жизни. Так и деструктивной, если вы довольны своей жизнью, вы воспринимаете свою жизнь и окружающих позитивно, то данная критика вас не касается, а говорит только о неумении критика понимать, принимать, учится, развиваться, о его некоторой ограниченности.

Поэтому не бойтесь критику какой бы она не была, а принимайте ее с благодарностью.

То же самое касается и самокритики. Она может быть как конструктивной , то есть позволяющей человеку увидеть себя, свои поступки, следствие своих поступков, продукт своего творчества и т. д. объективно, со стороны, найти ошибки, если они были, то сделать выводы, исправить или усовершенствовать то, что есть, или же наоборот, оценить свой успех и закрепить его. При конструктивной самокритике человек не испытывает к себе негативных эмоций, он контактирует факт наличия ошибки: например, он не правильно на что-то среагировал и его реакция повлекла те или иные последствия. Его цель найти причину своей ошибки, понять ее, далее сделать выводы, научится чему-то новому. Простить себя за ошибку. И уже в будущем при подобных обстоятельствах уже не повторять данную ошибку, реагировать по другому. То есть конструктивная самокритика всегда ведет к самоусовершенствованию.

Деструктивная самокритика — разрушительна, человек себя занижает, обесценивает себя и свои достижения, завышает требования, ставить невыполнимые задачи. И чего бы он не добился в жизни, он всегда будет собой недоволен. Он не умеет ценить то, что у него уже есть. Склонен себя обвинять, часто чувствует вину. Он не способен радоваться жизни, от этого несчастен и жизнь его приходит в некоторой гонке за «недостижимым» и сопровождается внутренним конфликтом. Что довольно часто приводит к депрессии или потери смысла жизни, чувству внутреннего одиночества и т. д. Поэтому не будьте слишком требовательны к себе, оставайтесь реалистом, ставьте себе только те цели, которые вы можете достичь. И, конечно же, цените то, что имеете, благодарите себя за свои достижения. Критика хороша в меру и только если она объективна, а не переходит к самобичевание, самообвинение. Это только вас разрушит, но никак не изменит в лучшую сторону сложившиеся обстоятельства или вас самого.

Не существует ни одного человека, который бы не подвергся критики, так стоит ли так близко все брать к сердцу? Обижаться? Злиться? Попробуйте направить критику, какой бы она не была, во благо себе. Посмотрите на то, что критикуют со стороны, как сторонний наблюдатель, попробуйте применить услышанную критику в свой адрес, но только как конструктивный момент, а не деструктивный, то есть посмотрите как вы можете усовершенствовать результат своего труда, самого себя, увидев что-то новое в самом себе, найти новое решение возникшей ситуации, улучшить свой продукт творчества. И тогда вы не будете боятся критика, она не будет вас обижать или задевать, а будет только помогать, независимо в какой форме она была высказана и какая у нее была цель. Главное, что она вам помогла, сделала лучше, сильнее, а не разрушила. Помните, что важно именно ваше отношение к критике и ее применение на пользу себе, а не те слова, которые были произнесены.

Будьте терпимы и цените себя!

Наталья Дефуа

При использовании статьи или ее части, обязательна действующая ссылка на

Loading...Loading...