Латинский язык и основы медицинской терминологии: Учебное пособие.

Рецензент: доктор филологических наук

государственного медицинского института

Данное пособие разработано для студентов первого курса медицинских институтов и ставит перед собой задачу дать основные вопросы латинской грамматики, актуальные при изучении медицинской терминологии. Цель пособия - изложить программный материал в удобной для запоминания форме. Формулировка названий учебных тем согласована с формулировкой экзаменационных вопросов. В качестве иллюстративного материала при объяснении грамматических тем предпочтение отдается примерам из анатомо-гистологической номенклатуры, что на первых порах значительно облегчает работу студентов по запоминанию новых слов.

Грамматический материал по каждой новой теме представлен отдельным занятием, ко всем темам разработаны упражнения, подобрана лексика для обязательного запоминания.

В соответствии с новой Программой по латинскому языку разработана тема "Глагол", в более доступной для студентов – нефилологов форме представлены темы "Предлоги" и "Приставки". Большое внимание уделяется вопросам терминообразования. Во введении делается упор на историю формирования медицинской терминологии и ее языковые источники, что позволит студентам использовать этот раздел при изучении курса "История медицины".

Заканчивается пособие вводной лекцией в новый раздел курса «Клиническая терминология», которая также ориентирована на программные вопросы, выносимые на экзамен.

В конце пособия студентаам предлагаются таблицы по основным вопросам латинской грамматики.

Введение

Основной задачей обучения в медицинском вузе является подготовка высококвалифицированных специалистов. Эта задача немыслима без овладения специальной терминологией. Терминологическая подготовка будущих врачей предполагает не только понимание терминологии, но и овладение ею. Современный научный язык врача очень богат различными медико-биологическими, анатомо-гистологическими и клиническими терминами. Даже когда врач говорит на профессиональную тему на русском языке, он употребляет от 50 до 80% слов латинского и греческого происхождения. Все отрасли медицины базируются на латинском языке и через его посредство – на древнегреческом. У медиков и фармацевтов издавна существует поговорка: Invīa est in medicīna via sine lingua Latīna.

Латинский язык относится к числу так называемых мертвых языков. Уже очень давно нет народа-носителя латинского языка. Но когда-то латинский язык был распространен на очень большой территории. История латинского языка восходит к началу первого тысячелетия до н. э., когда на латинском языке разговаривало племя небольшой области Лаций (Latium), расположенной в средней части Аппенинского полуострова в нижнем течении реки Тибр. Племя называло себя латинами (Latīni), свой язык – латинским (Lingua Latīna). В ходе многолетних завоевательных войн и усиленной колонизации под власть Рима (центра Лация с 753 г. до н.э.) попала вся территория современной Италии. К началу первого века до н.э. латинский язык становится языком огромной Римской империи от современной Португалии на западе до современной Румынии на востоке. На западе Европы латинский язык практически не встретил сопротивления племенных языков. Но в глубине Средиземноморского бассейна – в Греции, Малой Азии, Египте он столкнулся с языками, имеющими более древнюю письменную традицию и с более высокой культурой.

Задолго до того как Греция попала под власть Рима (146 г. до н.э.), она стояла на более высоком уровне развития культуры. В V в. до н.э., в так называемую классическую эпоху, богатое развитие получили науки, в том числе – медицина. В этом веке в Греции жил великий врачеватель древности Гиппократ Косский (460-377 гг. до н.э.), «отец научной европейской медицины». В его многотомных трудах (ему приписывается около 100 крупных и небольших сочинений), частично дошедших до нашего времени, были заложены основы научной медицинской терминологии. Она развилась, безусловно, на базе разговорного греческого языка. Об этом говорят древние письменные памятники немедицинского характера. Например, в эпических поэмах Гомера “Иллиада” и “Одиссея”, относящихся приблизительно к VIII в. до н.э., встречаются наименования почти всех важнейших частей тела, органов. Большинство этих названий в том или ином виде перешли в специальную литературу и сохранились до наших дней, как правило, без изменения первоначального значения: напр., brachion, gaster, daktylos, derma, enkephalos, haima, hepar, thorax и т.д. Сочинения, автором которых считается Гиппократ, были включены в “Corpus Hippocraticum” - “Гипппократов корпус”. В этом сборнике заложены основы не столько анатомической лексики, сколько той, которая относится к области физиологии, патологии, симптоматики и нозологии (различные конкретные болезни под их собственными названиями). Из сочинений Гиппократа научная медицина унаследовала множество наименований: бронх, уретра, герпес, карцинома, кифоз, кома, нефрит, парез, полип, симфиз, тиф, холера, эпидемия и многие другие.

Предисловие
Список условных сокращений
Введение

Раздел I. ЛАТИНСКИЙ АЛФАВИТ. ФОНЕТИКА НАИБОЛЕЕ АКТУАЛЬНЫЕ ДЛЯ ТЕРМИНООБРАЗОВАНИЯ ЭЛЕМЕНТЫ ЛАТИНСКОЙ ГРАММАТИКИ. АНАТОМО-ГИСТОЛОГИЧЕСКАЯ ТЕРМИНОЛОГИЯ

Занятие 1 (§ 1-10). Латинский алфавит. Фонетика. Произношение гласных. Особенности произношения дифтонгов и согласных
Занятие 2 (§ 11-16). Долгота и краткость слога. Правила ударения
Занятие 3 (§ 17-32). Структура анатомического термина. Части речи и грамматические категории слов, составляющих термин. Имя существительное. Грамматические категории имени существительного. Словарная форма. Общие сведения о склонениях и основе. Общие правила определения рода. Несогласованное определение
Занятие 4 (§ 33-47). Имя прилагательное. Грамматические категории имени прилагательного. Две группы прилагательных. Словарная форма. Принципы согласования прилагательных с существительными
Занятие 5 (§ 48-59). Сравнительная степень прилагательных в именительном и родительном падежах. Образование сравнительной степени. Наиболее часто встречающиеся в анатомической терминологии прилагательные в сравнительной степени, особенности их значения и употребления
Занятие 6 (§ 60-74). Превосходная степень прилагательных. Обобщение сведений об имени прилагательном. Краткие сведения о некоторых префиксальных, сложных и субстантивированных прилагательных
Занятие 7 (§ 75). Самоподготовка к контрольной работе
Занятие 8 (§ 76-89). III склонение существительных: их родовые признаки и характер основ. Существительные мужского рода III склонения
Занятие 9 (§ 90-96). Существительные женского рода III склонения
Занятие 10 (§ 97-103). Существительные среднего рода III склонения
Занятие 11 (§ 104-114). Именительный падеж множественного числа (Nominativus pluralis) существительных I-V склонений и прилагательных
Занятие 12 (§ 115-125). Родительный падеж множественного числа (Genetivus pluralis) существительных 1 - V склонений и прилагательных
Занятие 13 (§ 126-127). Самоподготовка к итоговой контрольной работе по 1 разделу курса на материале анатомо-гистологической терминологии

Раздел II. ТЕРМИНОЛОГИЧЕСКОЕ СЛОВООБРАЗОВАНИЕ. КЛИНИЧЕСКАЯ ТЕРМИНОЛОГИЯ

Занятие 14 (§ 128-134). Некоторые общие понятия терминологического словообразования: состав слова->морфема->словообразовательная структура->производящая (мотивирующая) и производная (мотивированная) основа->терминоэлемент (ТЭ)->членимость слов->способы словообразования. Суффиксация в терминологическом словообразовании
Занятие 15 (§ 135-146). Осново(слово)сложение. Производные - сложные слова. Греко-латинские дублеты и одиночные терминоэлементы. Общее представление о структуре клинических терминов
Занятие 16 (§ 147-152). Словообразование (продолжение). Суффиксы -osis, -iasis, ismus, -itis, -oma в клинической терминологии. Сложносокращенные слова. Греко-латинские дублеты и одиночные ТЭ (продолжение)
Занятие 17 (§ 153-156). Словообразование (продолжение). Префиксация. Префиксально-суффиксальные производные
Занятия 18-19 (§ 157-160). Словообразование в клинической терминологии (продолжение). Греко-латинские дублетные обозначения тканей, органов, секретов, выделений, пола, возраста. Одиночные ТЭ, обозначающие функциональные и патологические состояния, процессы
Занятие 20 (§ 161 - 163). Словообразование в клинической терминологии (продолжение). Одиночные ТЭ, обозначающие различные физические свойства качества, отношения и другие признаки
Занятие 21 (§ 164-166). Самоподготовка к контрольной работе по II разделу курса на материале словообразования и клинической терминологии

Раздел III. ЭЛЕМЕНТЫ ЛАТИНСКОЙ ГРАММАТИКИ В СВЯЗИ С РЕЦЕПТУРОЙ ФАРМАЦЕВТИЧЕСКАЯ ТЕРМИНОЛОГИЯ И РЕЦЕПТ

Занятие 22 (§ 167-177). Общее представление о фармацевтической терминологии. Номенклатура лекарственных средств
Занятие 23 (§ 178-186). Глагол. Грамматические категории и словарная форма глаголов. Представление о 4 спряжениях и основе. Повелительное наклонение (Imperativus) Сослагательное наклонение (Conjunctivus)
Занятие 24 (§ 187-200). Винительный падеж и аблятив. Предлоги. Структура рецепта. Основные правила оформления рецептурной строки и латинской части рецепта
Занятие 25 (§ 201-208). Химическая номенклатура на латинском языке. Названия химических элементов, кислот, оксидов
Занятие 26 (§ 209-215). Названия солей
Занятие 27 (§ 216-221). Важнейшие рецептурные сокращения. Частотные отрезки с химическим значением
Занятие 28 (§ 222). Самоподготовка к контрольной работе по III разделу курса па материале рецептуры и фармацевтической терминологии

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ГРАММАТИЧЕСКИЕ ТЕМЫ И МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ПОД РУКОВОДСТВОМ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ

Занятие 29 (§ 223-226). Настоящее время изъявительного наклонения действительного и страдательного залогов
Занятия 30-31 (§ 227-234). Причастия (Participia). Причастие настоящего времени действительного залога (Participium praesentis activi). Причастие прошедшего времени страдательного залога (Participium perfecti passivi)
Занятие 32 (§ 235-241). Числительные. Наречия. Местоимения

Теоретические вопросы для подготовки к дифференцированному зачету
Образцы практических заданий для подготовки к дифференцированному зачету
Латинские афоризмы, специальные выражения, пословицы
Латинско-русский словарь
Русско-латинский словарь
Список использованной литературы

Бишкек 2007

Министерство образования и науки кыргызской республики

Кыргызско-российский славянский университет

Медицинский факультет

Т.В. Кожинова, Б.А. Алькешова

ЛАТИНСКИЙ ЯЗЫК И МЕДИЦинская терминология

Учебное пособие

Бишкек 2007

Допущено Министерством образования и науки Кыргызской Республики

в качестве учебно-методического пособия

для студентов медицинских высших учебных заведений

Рецензенты:

Н.Н. Заречнова, д.м.н.проф., зав. кафедрой нормальной морфологии КРСУ,

Г. С. Замалетдинова, зав. кафедрой иностранных и латинского языков КГМА

Кожинова Т.В., Алькешова Б.А.

Латинский язык и медицинская терминология: Учебное пособие

/Под. редакцией Т.В. Кожиновой.– Бишкек: КРСУ, 2007. – 413 с.

Пособие предназначено для студентов I курса медицинского факультета. Главной целью данного пособия является помощь студентам в овладении основами медицинской терминологии: анатомическими, клиническими и фармацевтическими терминами, их структурой, навыками написания рецептов. Помимо того, студенты получают представление о системе латинского языка в целом.

Пособие снабжено русско-латинским и латинско-русским словарем, списком наиболее употребительных латинских афоризмов, крылатых выражений и пословиц с переводом на русский язык, а также студенческим гимном «Gaudeamus» и «Клятвой Гиппократа» в латинском и русском переводах.

Предисловие …………………………………………………………………………………………..6

Занятие 1. Латинский алфавит. Правила чтения гласных и согласных…….....................11

Занятие 2. Долгота и краткость слога. Правила ударения…………….………............................19

Занятие 3. Имя существительное………………………………….………………………………25

Занятия 4-5. Имя прилагательное: I, II группы и сравнительная степень.…………………….29



Занятия 6-7. Структура анатомического термина.

Несогласованное и согласованное определение………………………...………………………....35

Занятия 8-10 . Структура многочленного анатомического термина……………………………43

Занятия 11-12 . Общие сведения о существительных III склонения

Существительные мужского рода III склонения

Наименования мышц по их функции……………………………..……………………………..50

Занятие 13 . Существительные женского рода III склонения…………………………………...59

Занятия 14. Существительные среднего рода III склонения............................................................64

Занятия 15-16 . Именительный и родительный падежи множественного числа

(Nom. et Gen. Pluralis): существительных I, II, IV и V склонений,

прилагательных I группы (I -II склонений)…………………………………………………….67

Занятия 17-18. Именительный и родительный падежи множественного числа

(Nom. et Gen. Plur.) существительных и прилагательных III склонения….........................71

Занятия 19-20. Глагол. Грамматические категории и словарная форма глаголов.

Спряжения глаголов. Повелительное и сослагательное наклонения………….........................77

Занятие 21. Рецептурные формулировки с предлогами………………………………………..86

Занятие 22. Частотные отрезки в тривиальных наименованиях лекарственных средств…….91

Занятие 23. Структура фармацевтического термина…………………….…………………...100

Занятие 24. Общие сведения о рецепте. Структура рецепта………….……………………...105

Занятие 25 . Самоподготовка к модулю на материале

фармацевтической терминологии и рецептуры……………………………………………..…113

Занятие 26. Химическая номенклатура на латинском языке.

Латинские названия важнейших химических элементов.

Общие принципы строения фармакопейных названий кислот, оксидов……………………122

Занятия 27-28. Названия солей……………………………..…………………………………..132

Занятие 29 . Важнейшие рецептурные сокращения……………………..……………………...141

Занятие 30 . Словообразование. Суффиксы –osis, - iasis, - itis, - oma , - ismus.……………….147

Занятие 31 . Словообразование. Префиксация. Частотные греческие приставки…….……...157

Занятие 32 . Словообразование в клинической терминологии.

Греко-латинские дублетные обозначения органов, частей тела.

Греческие ТЭ, обозначающие учение, науку, метод диагностического

обследования, лечение, страдание, болезнь……………………………………………….…...167

Занятие 33 . Словообразование. Греко-латинские дублетные обозначения

органов и тканей. Греческие ТЭ, обозначающие патологические изменения

органов и тканей, терапевтические и хирургические приемы……………….………………..177

Занятие 34 . Словообразование. Греко-латинские дублетные обозначения тканей,

органов, секретов, выделений, пола, возраста………………………………………………….188

Занятие 35 . Словообразование. Одиночные ТЭ, обозначающие

функциональные и патологические состояния, процессы……...……………..........................199

Занятие 36 . Словообразование. Одиночные ТЭ, обозначающие различные

физические свойства, качества, отношения и другие признаки………………………………210

Рецепты ………………………………………………….………………………………………220

Дополнительные материалы. Студенческий гимн «Gaudeamus» . ……………………...238

Латинские афоризмы, специальные выражения, пословицы …………...........................242

Русско-латинский словарь ……………………………………………..……………………..270

Латинско-русский словарь …………………………………………………………………… 329

Литература ………………………………………………………………………………………413

Предисловие

Предлагаемое пособие адресовано студентам–медикам I курса. Изучение латинского языка в медицинском вузе (на медфакультете) является не самоцелью, а средством для овладения профессиональным языком медицинской науки – медицинской терминологии.

Главной целью данного пособия является помощь студентам в овладении основами медицинской терминологии: анатомическими, клиническими и фармацевтическими терминами, их структурой, навыками написания рецептов. Помимо того, студенты получают представление о системе латинского языка в целом.

Материал рассматривается в сравнительном аспекте, проводятся параллели с русским языком. Структурной единицей пособия является занятие. Практическому курсу предшествует вводная лекция, посвященная истории и специфике профессионального языка врача. Каждое занятие начинается с изложения теоретического материала, который представлен таблицей или схемой. Затем следует упражнение на закрепление теории и лексический минимум. Также содержится ряд тестовых заданий.

Терминоэлементы греческого происхождения в клинической терминологии подобраны на основании следующих критериев:

1. Учебно-методическая целесообразность.

2. Частотность терминоэлемента.

3. Словообразовательная ценность.

Данное учебное пособие, адресованное главным образом для студентов медицинского факультета, ни в коей мере не претендует на замену фундаментальных учебников по латинскому языку.

Цель этого пособия – познакомить студентов с основами медицинской терминологии и научить их сознательно и грамотно применять термины на латинском языке при изучении специальных дисциплин.

При том ограниченном количестве часов, которое отводится учебным планом на изучение латинского языка, невозможно в полной мере охватить всю медицинскую терминологию. На занятиях по латинскому языку закладываются основы для овладения обширной и многопрофильной медицинской терминологией, и приобретаются знания, и умения. Что же касается навыков, то они могут быть сформированы только при условии систематического применения на последующих курсах, в ходе изучения специальных дисциплин, уже имеющихся знаний и умений. Этому способствует интеграция между курсом латинского языка, с одной стороны, и медико-теоретическими и клиническими дисциплинами, с другой стороны.

Главный принцип подбора анатомо-гистологической, фармакологической и клинической терминологии, а соответственно и разработки упражнений на закрепление грамматического и лексического материала заключался в том, чтобы включить самые употребительные термины данных подсистем. Вместе с тем использована лексика и менее употребительная, но интересная в грамматическом отношении.

«Дополнительный материал» содержит афоризмы, пословицы, текст старинного студенческого гимна «Gaudeamus», латинско-русский и русско-латинский словарь.

С благодарностью приняты и учтены ценные замечания и рекомендации доцента кафедры « Реабилитационной медицины» Л.И.Атарской.

ЛАТИНСКИЙ ЯЗЫК И МЕДИЦИНА

Высшее медицинское образование немыслимо без широкого использования основ латинского языка.

Все отрасли медицины базируются в своей терминологии на латинском языке и через его посредство - на древнегреческом. Медицинская научная терминология в своем образовании всегда синхронизируется с развитием самой медицины. Новые явления, названия болезней, лекарственных веществ требуют новых названий – терминов, которые на протяжении всех веков и сегодня образуются на базе латино - греческой лексики.

Латинский язык получил свое название от племени латинян, населявших в древности область Лациум (Latium) в центре Аппенинского полустрова и основавших в YIII веке до н.э. на берегу реки Тибр город Рим (столицу нынешной Италии). Римская республика, затем империя осуществляла со II века широкую завоевательную политику в западной и восточной части Средиземного моря. С момента покорения римлянами Греции, где уровень культуры был выше, происходило взаимное влияние и обогащение культур и языков. Покоренная Греция своей высокой культурой покорила своих завоевателей. В Римской империи и в самом Риме врачами были в основном греки, они развивали медицинскую науку, создавали разные «школы» в медицине, вводили терминологию. Греческий язык стал вторым языком империи. В латинском языке появилось большое количество греческих слов, в том числе и научных.

Вместе с политической властью в бассейне Средиземноморья и в других завоеванных странах распространялись римская культура и язык. Падение Римской империи не привели к исчезновению латинского языка, пустившего свои корни в странах Западной Европы. Возникшие на территории бывшей Римской империи государства и всемогущая в то время церковь нуждались в латинском языке, и он сохранился надолго в государственных делах, культурной жизни, в литературе, науке. На основе народной латыни возникли новые языки романской группы: итальянский, испанский, французский, португальский, румынский и др.

В эпоху средних веков латинский язык сохранил свое значение преимущественно как язык науки – во всех учебных заведениях преподавание велось на латинском языке. Но наибольшего развития достигла древняя медицина в Греции, а затем и в Риме. Впервые медицинские термины были собраны и записаны «отцом» медицины - Гиппократом в Y веке до н.э. Другими основоположниками медицинской науки и ее терминологии были римляне: Авл Корнелий Цельс, живший в I веке н.э., автор трактата «O медицине» (De medicina) в 8 книгах, и Клавдий Гален, живший во II веке. До сих пор в медицине имеется ряд терминов искусственно образованных Гиппократом, Галеном и Цельсом. Гален был самым выдающимся после Гиппократа теоретиком древней медицины. Воззрения этих знаменитых ученых древности, зачастую наивные, с нашей точки зрения, имели в свое время большое значение и способствовали становлению медицины как науки.

Новый подъем латинского языка отмечается в эпоху Возрождения, когда он начинает завовевывать положение международного языка науки. Вплоть до XIX века свои научные труды виднейшие ученые продолжали писать на латинском языке. Все русские врачи до XIX века защищали свои диссертации на латинском языке. Многие ученые и философы, как, например, Ньютон, Линней, Декарт, Лейбниц писали свои сочинения на латинском языке. Среди крупнейших русских ученых, оставивших научные труды на латинском языке, были М.В.Ломоносов и Н.И.Пирогов – знаменитый русский хирург, который написал свой классический труд по топографической анатомии.

Благодаря латинскому языку медицинская терминология стала международной, что в значительной мере облегчает связи между учеными–медиками всего мира. Но не только в этом значение латинского языка. В наши дни греческий и латинский язык продолжают оставаться той основой, на которой строятся научные термины, независимо от отрасли науки. Поэтому, хотя латинский язык и называют «мертвым», в том смысле, что на нем не говорит ни один современный нам народ, но для медицинских работников это живой язык, необходимый для повседневной работы. Ввиду того, что названия болезней, их признаки, методы лечения, анатомические, физиологические, биологические, гистологические и др. медицинские термины построены на латино–греческой основе, а также в связи с тем, что при составлении истории болезни и при написании рецептов широко используется латынь, медицинское образование немыслимо без ее изучения. Недаром говорят: «Invia est in medicina via sine lingua Latina», то есть – «Непроходим путь в медицине без латинского языка».

ФОНЕТИКА

В четвертом издании учебника (третье вышло в 1994 г.) существенно переработаны, обновлены и дополнены профессионально-образовательные и учебно-методические материалы, необходимые для базовой терминологической подготовки будущих провизоров. С этой целью латинский язык изучается в органической связи с теоретическими и практическими основами фармацевтической терминологии. Впервые изложены исторические и теоретические сведения, освещающие программу и практику внедрения Международных непатентованных наименований лекарственных веществ в медицинские и фармацевтические науки, законодательную документацию и т.п. Расширены сведения о торговых названиях препаратов. Внесены изменения в структуру учебника. Впервые в этом издании дан список латинских афоризмов с русским переводом. Для студентов фармацевтических вузов и факультетов.

ИЗ ИСТОРИИ ЛАТИНСКОГО ЯЗЫКА.
ВКЛАД ЛАТИНСКОГО И ДРЕВНЕГРЕЧЕСКОГО ЯЗЫКОВ В РАЗВИТИЕ МЕДИЦИНСКОЙ И ФАРМАЦЕВТИЧЕСКОЙ ТЕРМИНОЛОГИИ.
Для медиков и фармацевтов древнегреческий и латинский языки имеют особое значение. Почему именно эти древние классические языки продолжают по сей день играть роль основного источника при образовании новейших терминов? Почему для написания, произношения и функционирования современных медицинских номенклатур используются алфавит, фонетика и грамматика латинского языка? Для ответа на эти вопросы необходимо ознакомиться с краткой историей латинского языка.

Латинский язык, принадлежащий к италийской группе индоевропейской семьи языков, относится к числу так называемых мертвых языков, подобно древнеиндийскому (санскрит), древнегреческому и др. Но когда-то он был живым, разговорным. Слово «латинский» происходит от названия италийского племени - латинов, проживавших в области Latium (Лаций), расположенной в средней части Апеннинского полуострова, по нижнему течению реки Тибр. Первой общиной Лация был город Рим, основанный по преданию в 754 (753) г. до н.э. Языком жителей Рима являлся латинский. В ходе завоевательных войн и усиленной колонизации под власть Рима попали другие племена Ладил, а затем всей Италии. Постепенно латинский язык, или язык города Рима, стал средством общения почти всей объединенной Италии (к I веку н.э.).

Начиная с эпохи Пунических войн (III-II века до н.э.) вместе с римскими легионами латинский язык вышел за пределы Италии. Он проникает в страны с более высокой древней культурой (Греция, Карфаген, Египет, Сирия и т.д.), распространяется среди малокультурных древних племен Европы: галлов (кельтов), иберов, даков и др. Территории, населяемые этими племенами, завоевывались римлянами и превращались в римские провинции.

Бесплатно скачать электронную книгу в удобном формате, смотреть и читать:
Скачать книгу Латинский язык и основы фармацевтической терминологии, Чернявский М.Н., 2002 - fileskachat.com, быстрое и бесплатное скачивание.

  • Французский без проблем для продвинутых, Кобринец О.С., 2013
  • Лекарственные растения и лекарственное растительное сырье, содержащие витамины, полисахариды, жирные масла, Коренская И.М., Ивановская Н.П., Колосова О.А., 2008

Год выпуска: 2007

Жанр: Латинский язык

Формат: DjVu

Качество: Отсканированные страницы

Описание: В условиях глубоких перемен и трудностей, которые переживают в начале XXI в. российское здравоохранение, медицинская наука и высшее медицинское образование, нельзя допустить снижения профессионально-культурного уровня новых поколений врачей. Свою скромную стабилизирующую роль в этом смысле призван сыграть и настоящий учебник.
Формирование профессионального языка - существенный фактор подготовки врача. Основы профессионального языка образуют системы терминов, или терминосистемы.
Автор исходит из убеждения, подкрепленного несколькими десятилетиями преподавательской деятельности и тесными контактами с представителями фундаментальных и клинических наук, что профессионально ориентированная дисциплина «Латинский язык и медицинская терминология» является неотъемлемым элементом обучения любой медицинской специальности. Усвоение этой дисциплины в рамках базового медицинского образования на I курсе способствует подготовке студентов второго и третьего уровней высшего образования и в конечном итоге формированию терминологически грамотного врача, его профессиональной языковой культуры.
В учебнике «Латинский язык и основы медицинской терминологии» наиболее полное и последовательное выражение нашли научные и методические принципы, которые автор на протяжении многих лет пропагандировал и внедрял в процесс обучения. Эти принципы получили одобрение и поддержку у преподавателей латинского языка медицинских вузов Российской Федерации и за ее пределами. В учебнике нашли отражение некоторые идеи и научные обобщения, которые возникли в новой теоретико-прикладной области современного языкознания - терминоведении. В ней разрабатывается теория образования, функционирования и упорядочения естественно сложившихся терминологий, формирования терминосистем. Терминоведение оперирует такими понятиями, как «термин», «дефиниция», «терминология и номенклатура», «терминообразование», «терминосистема», «терминоэлемент», «терминологический словарь», «терминологический стандарт» и др.
Настоящий учебник имеет четкую терминоведческую направленность. Преподавание элементов латинской грамматики последовательно ориентировано на преподавание основ медицинской терминологии. Студенты обучаются тем знаниям-умениям, которые необходимы главным образом для номинации - обозначения латинскими терминами специальных понятий в различных дисциплинах медико-биологического и медицинского характера.
Логико-дидактическая структура учебника базируется на системно-терминологическом принципе обучения. Как известно, в рамках всей медицинской терминологии, рассматриваемой как «система систем», ведущими подсистемами являются следующие: 1) терминология морфологических дисциплин - анатомии и гистологии; 2) терминология комплекса патологической анатомии, патологической физиологии и клинических дисциплин; 3) фармацевтическая терминология с номенклатурой лекарственных средств.
Содержание учебника распределено по трем самостоятельным разделам, каждый из которых посвящен одной терминосистеме. Поскольку каждая из указанных подсистем имеет характерные особенности: языково-генетические, структурные, словообразовательные, семантические, - организация обучения по отдельным терминосистемам значительно эффективнее, чем смешанное их изучение. Принцип системно-терминологического преподавания полностью себя оправдал. Он обеспечивает прочную мотивационную базу для учебно-познавательной деятельности студентов.
В практике преподавания полностью оправдала себя и та последовательность разделов, которая принята в учебнике. Клиническая терминология в понятийном и материальном плане органично связана с терминологией морфологических дисциплин. Третий раздел в значительной степени специфичен в грамматическом, лексическом и словообразовательном отношениях. Поэтому он вполне автономен и замыкает собой курс преподавания.
Структурная единица учебника - занятие. Оно строится по однотипной схеме и, как правило, включает следующее: содержание очередной новой темы; задание «Для самостоятельной работы» в аудитории с целью определения исходного уровня знаний по предшествующей теме и его коррекции; объяснение нового грамматического или терминологического материала; задание «Для самоконтроля», в котором путем подстановки пропущенных слов, играющих стержневую роль в усвоении определенных понятий, правил и т. п., студент не просто контролирует себя, а более активно овладевает новым материалом; упражнения и лексический минимум. В структуре некоторых занятий имеются контрольные вопросы для уточнения и систематизации знаний-умений.
Наиболее важные теоретические положения обозначаются аббревиатурой NB! (Nota bene!) - Заметь хорошо! (Обрати внимание!).
Материал упражнений и лексический минимум, как правило, разделены на две части. Первая, основная, под индексом А, включает наиболее частотные или тематически значимые термины и предназначена для обязательной проработки студентами всех профилей. Вторая, под индексом Б, содержит факультативный материал для всех профилей. Под индексом С представлен материал, интересный прежде всего и в основном для студентов стоматологических факультетов. По усмотрению преподавателя могут быть перемещены некоторые конкретные элементы упражнений и лексического минимума.
В данном издании для закрепления минимума лексических единиц и терминоэлементов больше внимания уделено их повторяемости в упражнениях на последующих занятиях.
Лексический минимум, представленный в учебнике в объеме около 900 единиц (слова и терминоэлементы), предназначен для прочного запоминания на уровне долговременной памяти. При его отборе учитывался ряд принципов, в первую очередь частотность применения, тематическая важность и словообразовательная валентность (участие в образовании производных слов).
Лексический минимум и соответственно упражнения составлены с учетом тех уточнений и изменений, которые были внесены за последние годы в новейшие издания Международной анатомической и гистологической терминологии, а также в учебники по общей патологии, патанатомии, патофизиологии и др.
Впервые в учебнике такого рода практическому курсу предшествует вступительная лекция, в которой кратко изложены история профессионального языка врача и некоторые ключевые понятия теории терминологии. Также впервые включены краткие сведения о греческом языке и принципах латинской транскрипции греческих слов; Сводный список-минимум «общих основ» для МНН и частотных отрезков с их значением в названиях лекарственных средств; учебный понятийно-терминоэлементный словарь; «Клятва Гиппократа» в латинском и русском переводах с подробными лексико-грамматическими пояснениями; развернутый перечень учебных вопросов по истории и теории медицинской терминологии; образцы практических заданий для подготовки к экзаменам. Достаточно широко представлены латинские афоризмы, специальные выражения, пословицы и их переводы на русский язык.
Автор выражает сердечную благодарность Ю.И. Городковой за неоценимую помощь в подготовке рукописи учебника к печати.

Loading...Loading...