Как привить ребенку любовь к природе? Растем правильно:как привить ребенку любовь к природе.

Консультация для родителей на тему

«Как привить любовь к природе»

В настоящее время огромный интерес к изучению экологических процессов, вызванный резким ухудшением состояния окружающей среды, побуждает пересмотреть наши взгляды на взаимоотношения Человека и Природы. Природа – это не беспредельный склад, запасы её истощимы, поэтому деятельность человека в природе должна быть разумной; охраняющей и созидающей. Это отношение к природе необходимо воспитывать у детей с ранних лет. Именно с этих лет человек начинает познавать красоту, разнообразие природы.

Огромная роль в экологическом воспитании детей принадлежит семье. Задача родителей – подвести детей к пониманию того, что все мы вместе, и каждый из нас в отдельности в ответе за Землю, и каждый может сохранять и приумножать ее красоту. Много интересного в природе происходит каждый день. Нам лишь надо это уметь видеть самим и показывать это ребенку.

С наступлением тёплых дней нам очень хочется уехать за город, на природу. И очень хорошо, когда рядом с нами наши дети. И как замечательно, когда организуются загородные поездки всей семьёй. Во время прогулок покажите детям растения, занесённые в Красную книгу, познакомьте ребят с лекарственными травами, расскажите, почему их так называют. Дети легко запоминают такие названия растений, как мать-и-мачеха, валериана, подорожник и др. Расскажите своему ребёнку: природа - это солнце, звезды, воздух, вода. Это деревья, птицы, звери, бабочки. И человек - это тоже часть природы. Но природа - это не беспорядочный набор живых и неживых предметов и явлений. Природа - это единый дом, в котором все нужны друг другу: от огромного Солнца до самой маленькой мошки. Природе нужны зайчики и волки, ядовитые грибы и съедобные, красивые бабочки и кусачие комары. Леса, луга, реки, озера - это наш общий дом, а животные и растения - наши соседи на планете Земля. Надо жить в мире и согласии со своими соседями. Ко всему, что движется, и растет нужно относиться бережно.

И обязательно, вместе с ребёнком, вспомните правила поведения на природе:

На природе не следует ничего ломать, рвать просто так.

Заботливо относитесь к деревьям и кустарникам, которые растут на склонах, они укрепляют почву.

Для костра собирайте только сухостой.

Заботливо относитесь к живым существам леса, все они приносят пользу. В природе нет ничего лишнего и ненужного!

Не ловите и не приносите домой здоровых детенышей лесных зверей и птиц.

Берегите лягушек, жаб, головастиков, они поедают большое количество насекомых, с которыми человеку приходится бороться.

Не убивайте никаких змей - они нужны природе. (Если, конечно, никому не грозит смертельная опасность).

Не ловите бабочек, стрекоз, жуков, они тоже нужны природе.

Во время собирания ягод и плодов не повреждайте деревья и кусты, не срывайте недозрелых плодов и ягод.

Собирая грибы, осторожно срезать ножом, чтобы не повредить грибницу.

Не сбивайте несъедобные грибы, они нужны жителям леса: белочкам, ежикам, птичкам. Даже мухоморы нужны деревьям, они питают корни деревьев.

Правильно собирайте лекарственные растения, оставляя корни в земле.

Не загрязняйте озер, речек, не бросайте в них камни, мусор и остатки пищи. Не разрушайте родников и колодцев.

Не делайте надписей на деревьях.

Не рвите цветы в большие букеты.

Не разрушайте муравейники, муравьи – санитары леса. Помните: вы пришли в гости к природе. Не делайте ничего такого, что считали бы неприличным делать в гостях.

Эмоциональное отношение ребёнка к природе во многом определяется отношением самого взрослого, поэтому хорошо, когда родители знают много стихов, песен, загадок о природе и используют их во время прогулок и наблюдений.

Берегите землю!

Берегите землю. Берегите

Жаворонка в голубом зените,

Бабочку на листьях повилики,

На тропинках солнечные блики.

На камнях играющего краба,

Над пустыней тень от баобаба,

Ястреба, парящего над полем,

Ясный месяц над речным покоем,

Ласточку, мелькающую в жите.


Первые знания об устройстве мира возникают у ребенка в дошкольном периоде. Именно в это время важно заложить в малыша понимание законов природы. Нужно не объяснять их ментально, а ежедневно проживать вместе с ним природные явления и через небольшие, но реальные действия показывать нашу встроенность во все природные циклы и взаимосвязи. Только через вдумчивую работу с постоянно меняющимися живыми системами можно развить такие качества, как концентрация и наблюдательность, спонтанность и креативность. Как формировать экологическое сознание у дошкольника? Об этом рассказывает Валерия Букина, руководитель проекта «Пермакультурный детский сад».

Что такое экологическое сознание

Это понимание ребенком, причем не только разумом, но и на уровне чувств, того, что все, что ходит, плавает, летает, растет на Земле — живое. Вода и камни — тоже живые. Все нерукотворное вокруг обладает качеством жизни, которую уничтожить нельзя. Окружающий ребенка мир устойчив, жизнь вокруг самовозобновляема и представляет собой превращение разных форм. Ребенок со сформированным экологическим сознанием не боится жить и открыт для изучения природы. Кроме того, он знает, что к ней нужно относиться бережно.

Когда у ребенка не сформировано до конца или нарушено экологическое сознание, он боится окружающей его жизни: микробов, насекомых, земли, . Он опасается того, что едой можно отравиться, а после — простудиться. Мир воспринимается им как враждебный.

Как формировать экологическое сознание

Знакомить ребенка с природой, учить его не бояться этой жизни в разных ее проявлениях родители могут и дома, и в открытом пространстве, например во дворе.

Начните с раздельного сбора мусора. Расскажите ребенку, : отсортированный по видам мусор поступает на переработку, и бумага, батарейки, пластиковые бутылки получают вторую жизнь либо уничтожаются с соблюдением мер безопасности. Из нескольких переработанных пластиковых бутылок можно изготовить одежду, из алюминиевых банок — велосипед, а переработанная бумага идет на производство книг, тетрадей, ваты, строительных материалов.

Обычный мусор, не разделенный по категориям, отправляется на свалки, где может не разлагаться сотни лет. Сегодня как минимум в Москве уже действуют несколько десятков стационарных пунктов раздельного сбора мусора. Объединитесь с соседями по дому и обратитесь к администрации вашего района: по просьбам жильцов власти установят и у вас специальные контейнеры для сбора отходов.

Бывает и так, что именно любознательные дети прививают родителям основы экологического сознания. Они говорят взрослым: опавшую листву не нужно убирать с земли и уж тем более сжигать. Они сами поясняют родителям: для почвы листья — это питательная среда, в которой живут полезные микроорганизмы, и земля — это не грязь! Чтобы дерево жило, оно должно получать питательные вещества из земли, а осенью, сбрасывая листву, оно их «возвращает»: таков биологический цикл. Без листьев, которые ее унавоживают, почва беднеет, нарушается экологический баланс.

Уделяйте внимание пространству вокруг вашего дома. Наши газоны, которые нередко находятся в тени, засевают травкой, и она не растет: ей мало света. Зато теневыносливая лесная трава там будет расти. Сходите с ребенком в ближайший лес, возьмите там несколько дернинок и высадите в газоне у своего дома вместе. Как и в случае с раздельным сбором мусора, вы можете обратиться в администрацию своего района с просьбой высаживать у вас те растения, которые вы хотите, и не сжигать листву.

Когда дети вовлекаются в эту деятельность хотя бы на уровне двора, они понимают: нет в природе этой , о которой они думали. Когда у детей и у взрослых есть общие дела во дворе, тогда слово «экология» приобретает свой изначальный смысл: оно происходит от древнегреческого «ойкос» — «дом». Помните кредо Маленького Принца: «Встал поутру, умылся, привел себя в порядок — и сразу же приведи в порядок свою планету»?


Позаботьтесь о птицах и животных. Всегда делайте то, что доступно изучению и наблюдению здесь и сейчас, а не умозрительно. Сейчас актуально сделать вместе с ребенком кормушку для птиц, которые прилетают в ваш двор: в интернете очень много мастер-классов, как смастерить ее быстро из подручных средств.

Не рассказывайте ребенку, что едят птицы, а подсказывайте, где об этом узнать. Сходите в ближайшую современную красивую , покажите, как нужно искать информацию: это универсальный навык на всю жизнь. Найдите вместе яркие и интересные картинки из жизни птиц, напишите на листах бумаги печатными буквами что они едят: семечки, зерно, некоторые виды могут поклевать ягоды. Все это поможет вам понять, как использовать многослойность природных процессов в одном занятии, как подражать эргономичной природе и создавать минимум «три пользы в одном».

Сделайте вместе с ребенком «птичьи леденцы» : залейте водой в песочных формочках ягоды боярышника, рябины, клюквы, смородины, шиповника вместе с шерстяной ниткой — это будет крючок, заморозьте и потом развесьте на ветках. Вот вам живое исследование о том, как можно использовать разные агрегатные состояния воды. А еще — красивые украшения во дворе на радость всем соседям, размышления о зимнем месяце феврале, догадки и открытия ребенка о том, что птицам нужны ягодные деревья и кустарники и семена высоких трав. Ребенок задумается, почему птицы стремятся держаться ближе к городским паркам в конце зимы и во время снегопадов. Поспрашивайте малыша, как он думает, чем таким важным птицы заняты весной и летом.

Ели вы живете рядом с парком или лесом, можно сделать кормушки и для белок или грызунов , в том числе зайцев: расчистите участок земли под деревом и вкопайте туда несколько палочек так, чтобы они образовывали прямоугольник. Это будут бортики вашей кормушки, куда можно насыпать зерно в кожуре. Особенно важно делать это рядом с молодыми деревьями: грызун не станет сдирать их нежную кору, если у него будет еда.


Что можно сделать в домашних условиях

Самое простое, что можно сделать дома для воспитания экологического сознания, — это устроить собственный огородик на подоконнике. Посейте вместе с ребенком зелень: петрушку, различные виды салата, укроп. Пусть ваш дошкольник своими глазами увидит весь этот путь растения от брошенной в землю семечки до формирования листьев шпината, которые окажутся на вашем столе. Этот опыт бесценен: ребенок не только узнает что-то новое, но и получит реальные результаты своего труда. Такие инициативы — прекрасный способ удовлетворить естественный познавательный интерес, который есть у всех детей. Они убедятся, что природа — это не что-то абстрактное и масштабное, это в том числе и салат в тарелке, который вырос из нескольких семечек.

О том, из чего вообще формируется та самая плодородная почва, будет интересно узнать не только детям, но и взрослым. Попробуйте сами ее создать: устройте дома мини-ферму, населенную червями-старателями . Все, что им нужно, — это коробка, где они будут жить, грунт и органические отходы — к примеру, овощные очистки, спитая заварка, которыми они будут питаться. В течение нескольких месяцев грунт с органикой, в котором живут черви-старатели, станет настоящей почвой, биогумусом — ценным и экологически чистым удобрением, которое способно повышать плодородность почвы в несколько раз. Инструкций по организации таких мини-ферм в интернете немало.

Приготовьте вместе фруктовые энзимы , которые также способны служить удобрением и даже заменить бытовую химию. Это будет увлекательный процесс наблюдения за стадиями брожения — работой грибков и бактерий. Возьмите очистки от фруктов и овощей, мелко нарежьте, пересыпьте в пластиковую бутылку, добавьте воды и сахара. Настаивайте три месяца при комнатной температуре, ежедневно открывая бутылку, чтобы выпустить газ. Обратите внимание ребенка на то, что в природе нет ничего лишнего и ненужного. Все отходы — это чья-то еда и домик для жизни, отходы — это ресурсы, которые способны сослужить человеку службу.

Есть много интересных, а главное, наглядных способов познакомить ребенка с природой, научить его не бояться ее, понимать цикличность жизни и беречь все живое.

Зубковская Елена Павловна, воспитатель I КК,

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Центр развития ребёнка – детский сад №27«Сказка»

муниципального образования г.Саяногорс к

Прививаем детям любовь к природе .

Вопрос экологического воспитания подрастающего поколения в настоящее время стоит остро как никогда. Прививать детям любовь к природе необходимо с самого раннего возраста. Дошкольники восторгаются при виде цветка, бабочки и в то же время могут бездумно сломать ветку дерева, раздавить бегущего по тропинке муравья. Как же научить их беречь и охранять природу, все живое, что нас окружает?
В.А. Сухомлинский предлагал вводить ребенка в
окружающий мир природы так, чтобы каждый день он открывал в нем что-то новое для себя, рос исследователем , а каждый его шаг был путешествием к истокам чудес в природе, облагораживал сердце и закалял волю.

Обостренное внимание к экологическим проблемам в мире, от решения которых зависит будущее человечества и каждого человека в отдельности, стали причиной, побудившей воспитателей пересмотреть содержание экологического воспитания детей в дошкольном образовательном учреждении.
Главное - формирование в сознании детей представления о мире, как целостном единстве земли, воздуха, флоры и фауны, взаимосвязи и взаимозависимости человека с этим миром.
Уже в младшем дошкольном возрасте дети начинают выделять себя из окружающей среды, развивается
эмоционально-целостное отношение к окружающему, формируются основы нравственно-экологических позиций, которые проявляются во взаимодействии ребенка с природой, миром растений, а также в его поведении на природе. Благодаря этому появляется возможность формирования у детей экологических знаний, норм и правил взаимодействия с природой, активности в решении некоторых экологических проблем. Кроме того, ребенок учится видеть красоту окружающего мира, слышать удивительное звучание природы, получает бесценный опыт взаимодействия и общения с природным окружением. Таким образом, восхищение красотой природы, ее охрана, углубление и систематизация знаний о ней неразрывные звенья в цепи экологического воспитания дошкольников .
Основной целью работы в данном направлении является -
формирование интереса и бережного отношения к миру растений у детей дошкольного возраста через решение следующих задач:

    передача детям знаний о представителях растительного мира, их строении, потребностях, разъяснение их отличительных признаков, значения в природе и жизни человека;

    формирование трудовых навыков по уходу за растениями;

    навыков правильного поведения на природе: эмоционально откликаться, сопереживать всему живому, переживать радость, удивление, восхищение от общения с растениями, не причинять им вред;

    развитие наблюдательности, устойчивого познавательного интереса к миру растений, его красоте и многообразию.

Работу по формированию у дошкольников бережного отношения

к миру растений можно условно разделить на пять основных этапов. Первый этап - выявление уровня знаний и развития интереса к миру растений у детей младшего дошкольного возраста.

С учетом того, что семья - основная среда формирования личности , можно сделать предположение, что работа педагогов по формированию у детей интереса и бережного отношения к миру растений окажется успешной только в том случае, если родители воспитанников станут постоянными участниками всех видов детской деятельности и форм организации экологического воспитания в ДОУ. Во многом это объясняется тем, что в современных семьях уделяется недостаточное внимание развитию у детей интереса и бережного отношения к природе, в частности к миру растений, потому как у родителей сложилось определенное мировоззрение, базирующееся на потребительском отношении к окружающему миру. Кроме того, интерес современной семьи в основном сконцентрирован на обучении, а не на развитии ребенка . Разрыв между требованиями к ребенку в дошкольном учреждении и требованиями родителей существенно снижает эффективность экологического образования, отрицательно влияет на мотивацию детских поступков.

В связи с этим задачами второго этапа работы можно выделить следующее:

    обогащение представлений детей о мире растений, условиях их роста и развития

    (каждому растению необходимы почва, вода и тепло), обучение умению различать характерные признаки растений;

    формирование навыков обобщающего понятия по теме;

    развитие речи, внимания, памяти, творческих способностей (умение жестом, мимикой передать то или иное состояние растения);

    развитие познавательного интереса к живой природе, эмоциональной отзывчивости и любознательности;

    воспитание бережного отношения к природе.

Для решения поставленных задач можно использовались различные формы и методы работы: непосредственно образовательная деятельность, беседы ("Деревья, кусты, цветы - какие они?", "Кому нужны растения", "Как мы отдыхаем на природе", "Зеленый наряд Земли", "Как готовятся растения к зиме" и др.), чтение художественной литературы ("Как появились цветы на Земле" Т.И. Поповой, "Маленькие путешественницы", "Стихи и сказки о родной природе" Т.А. Шорыгиной, "Весенний наряд" Г. Скребицкого и др.), дидактические игры ("Четвертый лишний", "Что есть у растения", "Лес и луг", "С какого дерева листок", "Когда это бывает", "Назови одним словом" и др.), минутки тишины, этюды ("Ветерок играет с деревцем", "Просыпаются цветы", "Березонька", "Могучий дуб", "Я покажу, а ты угадай" и т. д.), наблюдения в ходе прогулок.


Следует отметить, что на данном этапе родители могут проявить активность, в частности оказания помощи в изготовлении дидактических игр, подборе иллюстраций и литературы.
С целью просвещения родителей по вопросам формирования у детей интереса и бережного отношения к миру растений, а также вовлечения в образовательный процесс можно использовать следующие формы взаимодействия:

    анкетирование;

    консультации;

    участие в природоохранных акциях, экологических праздниках, конкурсах.

    участие в озеленении участка (посадка деревьев, оформление цветочных клумб). Результатом совместной работы с родителями станет не столько повышение уровня экологических знаний дошкольников и поддержание их интереса к миру растений, сколько осознание родителями важности формирования данных знаний у детей.

Задачами третьего этапа можно считать:

    расширение и уточнение знаний детей о растениях, их внешнем виде, строении и особенностях состояния в разные сезоны;

    формирование представлений о значении растений в природе и жизни человека;

    расширение и активизация словаря по теме;

    воспитание доброжелательности, отзывчивости и интереса к миру растений, бережного отношения к природе.

Для успешного решения поставленных задач можно использовать следующие формы и методы работы: проведение опытов и экспериментов, в ходе которых дошкольники могут увидеть, как растение пьет воду, что сначала появляется из семени. Опыты и эксперименты не только способствуют развитию у детей познавательной активности, но и воспитывают доброжелательное отношение к живой природе. Проводить экскурсии с детьми и родителями. А закреплять полученные знания лучше всего на практике , в повседневной жизни, поэтому задачами четвертого этапа можно считать следующее:

    уточнение знаний дошкольников о мире растений в процессе дидактических игр;

    формирование трудовых навыков по уходу за растениями в ходе элементарной совместной трудовой деятельности;

    развитие речи, памяти и внимания; формирование навыков правильного поведения на природе;

    воспитание бережного отношения и устойчивого интереса к миру растений, его красоте и многообразию.

Для решения поставленных задач возможно организовать совместную трудовую деятельность , провести различные дидактические игры .
Закреплять практические навыки также
путем приобщения детей к посильному труду и знакомству с работой взрослых на огороде, на цветочной клумбе в дошкольном учреждении. Здесь дошкольники совместно с воспитателем и родителями получают практические навыки ухода за растениями (полив, уборка листвы, посадка), наблюдение за их ростом.

Большое значение в решении задач экологического воспитания имеет предметно-развивающая среда групповой комнаты.
В книжный уголок можно подобрать детские энциклопедии о природе, большой литературный материал о растениях (стихи, рассказы, поговорки, сказки), изготовить альбом загадок о растениях.


Работа по формированию интереса и бережного отношения к миру растений должна строиться в тесном взаимодействии со специалистами ДОУ . Совместно с инструктором по физической культуре дошкольники закрепляют знания о представителях растительного мира в подвижных играх и физических упражнениях.
На
музыкальных занятиях воспитанники с удовольствием слушают произведения о природе.

Полученные знания о представителях растительного мира дети выражают в художественно-творческой деятельности . На протяжении всей работы по формированию интереса и бережного отношения к миру растений обеспечивается не только интеграция деятельности педагогов и специалистов ДОУ, но и индивидуальный подход в работе с дошкольниками.
Ну а на
пятом, заключительном этапе работы проводится повторная диагностика .

Таким образом, организованное взаимодействие воспитателей группы со специалистами ДОУ, грамотно выстроенная работа с детьми по формированию у них интереса и бережного отношения к миру растений, плодотворное сотрудничество с родителями не только способствует упорядочению знаний и умений воспитанников по данной теме, но и позволит сделать их целенаправленными в решении поставленных задач экологического воспитания и развития личности каждого ребенка.

Маленький человечек, развиваясь, познаёт мир. Изначально в детях живёт потенциал любви ко всему живому. И если малыш, подрастая, начинает губить природу, животных, то в этом виноваты, прежде всего, взрослые, потому что воспитание любви к природе начинается уже с младенческого возраста, и очень важно вовремя привить чувство ответственности за всё живое на земле.

Каждый взрослый человек знает, что природу нужно не только уважать, но беречь и охранять. Детям интересно знакомится с живым миром, узнавать новое и интересное. Дети, общаясь с природой, проявляют сострадание, труд, они размышляют и любуются ее красотой.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Статья на тему: «Как привить детям любовь к живому, к природе».

Маленький человечек, развиваясь, познаёт мир. Изначально в детях живёт потенциал любви ко всему живому. И если малыш, подрастая, начинает губить природу, животных, то в этом виноваты, прежде всего, взрослые, потому что воспитание любви к природе начинается уже с младенческого возраста, и очень важно вовремя привить чувство ответственности за всё живое на земле.

Каждый взрослый человек знает, что природу нужно не только уважать, но беречь и охранять. Детям интересно знакомится с живым миром, узнавать новое и интересное. Дети, общаясь с природой, проявляют сострадание, труд, они размышляют и любуются ее красотой.

Чтобы ребенок берег природу, он должен сначала полюбить ее. Но если человек не проявляет никакого интереса к растениям, не отдает должного внимания красоте, то ничего кроме безразличия не получается. Поэтому, чтобы дети смогли полюбить природу, в обязанности родителей входит то, что нужно познакомить ребенка с природой – можно вместе делать подделки, разукрашивать и рисовать разные растения, дома рекомендуется заниматься выращиванием цветов. Таким образом, у ребенка выработается бережное обращение с природой, растениями, деревьями и цветами.

Необходимо регулярно заниматься с ребенком, наблюдать и следить за разнообразными природными явлениями, постоянно проводить знакомство с живым миром, нужно учесть еще тот факт, что процесс ознакомления должен быть интересным и захватывающим. Также нужно позволять детям действовать экспериментировать, рекомендуется посещать краеведческие музеи, ботанический сад, ходить в балку, зоопарк – в места, где можно окунуться в прекрасный мир живой природы.

Большие возможности появляются у детей в летний период года: посадка цветов и уход за ними, работа на огороде. К сожалению, ни дома, ни в детском саду детям не очень-то доверяют работать самостоятельно. Вдруг что-то испортят, и грядки не будут смотреться эстетично. Надо постараться найти детям посильную работу (ухаживать за кустарниками, собирать мусор, кормить птиц).

Тот, кто лишает ребёнка посильного для него труда, обрекает его на физическое и духовное вырождение. Если вы хотите видеть своего ребёнка сильным, выносливым и закалённым – тренируйте его в разнообразном физическом труде. Кстати, жаль, что многие взрослые брезгливо относятся к животным. «Фу, какую гадость взял», - воскликнула мама, увидев в руках у малыша личинку жука. Своим поведением она невольно прививает пренебрежительное отношение к насекомым. Увидев гусеницу, Катя протянула руку, чтобы взять её. «Не тронь! - испуганно воскликнула Света. – Она колючая». «Да нет, она не колючая, возьми», - предложил Алёша. Катя взяла. На её лице было такое удивление и восторг, что она изумлённо прошептала: «Она такая мягкая, такая пушистая». Общение с природой положительно влияет на человека, делает его добрее, мягче, будит в нём лучшие чувства.

Работая на участке, дети получают представление о многообразии растительного и животного мира на земле, о том, как растут и развиваются растения и животные, какие условия для них нужно создавать. На основе приобретённых знаний у них формируются такие качества, как любознательность, умение наблюдать, логически мыслить, эстетически относиться ко всему живому.

Вдумайтесь в слова Михаила Пришвина «Внутренняя жизнь природы - это я, или душа человека, и если надо что-нибудь в природе понять, то надо просто углубиться в себя, не выпуская из вида внешнего облика того, что захотелось в природе понять».

Поэтому, прививая своим детям любовь к природе, мы поможем им построить будущее, в котором люди живут в гармонии с родной планетой.


Loading...Loading...