Лекарственные растения мероприятие для детей. Сценарий массового мероприятия по знакомству с лекарственными растениями Липецкой области «Зеленая аптека

Сценарий праздника

«В мире лекарственных трав»

Цели: развивать познавательную активность детей в процессе формирования представлений о лекарственных растениях, воспитывать бережное отношение к своему здоровью, доставить детям радость от участия в празднике.

Оборудование: картинки лекарственных трав, костюмы для детей и Бабы-Яги, сбор лекарственных трав, музыка П.И.Чайковского «Времена года» Июнь.

Ход праздника

1.Вступительная часть.

Учитель: Здравствуйте, дорогие ребята! Я очень рада, что вы собрались сегодня на празднике « В мире лекарственных трав».

Целебные травы

Наступили дни целебных трав –

Мяты, иван-чая, зверобоя.

Их в пучки душистые собрав,

Из лесов несу цветы с собою.

Всё целебно: лес, луга, поля,

Подорожник, заросли тимьяна,

Щедрая прекрасная земля,

Словно лекарь, нам врачует раны.

Куклина Е.Э.

2. Основная часть.

Издавна люди заметили, что больные животные уходят чтобы найти какую-то травку, съев которую они выздоравливали. Так и человек и человек стал искать помощи у разных растений. Наши предки знали полезные свойства многих цветов и трав: больных и раненых лечили травяными бальзамами и настоями, пили чай из разных трав. Давайте больше узнаем о лекарственных растениях и для чего они нужны человеку?

1. Мы с вами узнаем, как же могут помочь обыкновенные травы здоровью человека. А поможет мне и всем вам известный добрый доктор. Угадайте, кто он?

Лечит маленьких детей,

Лечит птичек и зверей,

Сквозь очки свои глядит

Добрый доктор.... (Айболит).

Так как доктор Айболит занят на вызовах, то лечить зверей будете вы.


  1. Белочка заболела. У неё ангина. Но она никак не хочет пить таблетки. Вы можете ей помочь?
Выходит Ромашка.

Нарядные платьица, желтые брошки,

Ни пятнышка нет на красивой одежке,

Если случится тебе простудится:

Привяжется кашель, поднимется жар -

Подвинь к себе кружку в которой дымиться

Слегка горьковатый, душистый отвар.

(Дети советуют.) Если горло заболит, то лучший доктор - отвар из луговой лекарственной ромашки


  1. А у нашей Лисички простуда.
(Дети советуют.) Очень полезен отвар мать-и-мачехи.

  1. У обезьянки нет сил.
(Дети советуют.) Ей поможет отвар зверобоя.

  1. У Мишки бессонница.
(Дети советуют.) Валериана лекарственная применяется при бессоннице, при заболеваниях сердца, желудочно-кишечного тракта.

Вот какие чудеса могут делать лекарственные травы.

Молодцы, ребятишки, вы уже много знаете о лекарственных растениях. Но кто из вас может сказать о правилах сбора этого природного дара. Лекарственные травы заготавливают в определенные сроки, вдали от дорог, выпаса скота. Собирая лекарственные растения нельзя забывать о бережном отношении к окружающей природе, о том, что мы приходим в гости в Дом природы и должны соблюдать правила поведения и доброго отношения ко всем жителям этого большого Дома.

Помните, ребята о том, что лекарственные растения нужно собирать правильно.

Правила сбора лекарственных растений.

1. Подземные части растений собирают в сухую погоду, после того как спала роса.

2. Сушат под навесом, чтобы не попадали прямые солнечные лучи. Почему? (ответы детей)

3. Нельзя собирать больные и поврежденные вредителями растения.

Неожиданно появляется Баба-Яга.

Учитель (удивлённо): Баба-Яга!

Баба-Яга: Ну, уж не такая я Баба-Яга, а сейчас я совсем не Баба-Яга, а ведунья и знахарка лесных трав. Хотите проверить?

2.Викторина «Лекарственные растения».

1. Какие огородные растения являются лекарственными? (Лук, тыква, свекла, морковь, чеснок, укроп, петрушка и т. д).

2. Лекарственный цветок, на лепестках которого гадают все влюбленные. (Ромашка.)

3. В какой период собирают лекарственные растения? (май-сентябрь)

4. Какие растения, обладающие противомикробными свойствами вы знаете? (зверобой, ромашка, календула)

5. Какие растения заживляют раны?

6. Лекарственное растение, входящее в состав почти всех жевательных резинок. (Мята.)

7. Русское название этого растения произошло от казахского слова «джерабай», что в переводе означает "целитель ран". Что это за растение? (Зверобой.)

8. Растение, обладающее целебными свойствами, в народе зовется «кошачьим зельем», так как кошки очень любят его запах и даже едят листья. (Валериана.)

9. Латинское название этого декоративного и лекарственного цветка - календула. В России этот цветок получил название за форму лепестков, сходную с формой пластинок на пальцах. (Ноготки.)

Учитель: Спасибо вам дети и Баба-Яга! Я думаю, что ребята многое узнали о пользе лекарственных трав. А сейчас давайте проведём небольшие конкурсы и определим лучшего знатока лекарственных трав.

Дидактическое упражнение "Определи по запаху" (мята, душица, пижма, подорожник, ромашка, чистотел)

3.Познавательная игра «На приеме у врача »
Описание игры
«врачи» – дети, которые помогут «больному» в выборе растения, помогающего избавиться от болезни;
«больные» - дети, которые будут называть симптомы болезни.
В игре используются карточки:
1) больное сердце – капли ландыша, средство, успокаивающее сильное сердцебиение;
2) плохой аппетит – корень одуванчика возбуждает аппетит, из листьев делают салаты;
3) частые ангины – ромашка лекарственная;
4) больной желудок – тысячелистник применяют при заболеваниях желудка;
5) бородавки – росянка, чистотел;
6) раны и царапины – свежие листья подорожника, помяв прикладывать к ушибу, царапине;
7) ухудшение зрения – черника, это лекарство и витамины;
8) простуда – малиновый настой, лекарственная ромашка, мать-и-мачеха;
9) кашель – чабрец, мать-и -мачеха, подорожник;
10) кровотечение – тысячелистник;
11) что использовать вместо ваты – мох сфагнум в войну использовали вместо ваты, накладывая на раны.
12)авитаминоз – смородина, капуста, шиповник, черника, клюква, брусника.
Где можно узнать о лекарственных свойствах и способах применения растений? (в справочниках и энциклопедиях)

4. Конкурс загадок

На припеке у пеньков

Много тонких стебельков.

Каждый тонкий стебелек

Держит алый огонек.

Разгибаем стебельки -

Собираем огоньки.

(Земляника)

Белые звоночки.

Белые горшочки на зеленой ножке.

(Ландыши)


Белая корзинка -

Золотое донце,

В ней лежит росинка

И сверкает солнце.

(Ромашка)

Колосится в поле рожь.

Там, во ржи, цветок найдешь.

Ярко-синий и пушистый.

Только жаль, что не душистый:

(Василек)

Кто ни прикасается, -

За того цепляется.

Привязчивый и колкий,

Кругом торчат иголки.

(Репейник)

Носит этот мальчик!

Желтый сарафанчик.

Подрастет - нарядится

В беленькое платьице:

Легкое, воздушное,

Ветерку послушное.

(Одуванчик)


Злая, как волчица.

Жжется, как горчица!

Что это за диво?

Это же (крапива)!

5.Стихи о травах. Звучит музыка П.И.Чайковского «Времена года»

Луговые травы


С бабушкой нашей пойдем далеко мы

В луг, где ей всякие травы знакомы,

Руки мелькают, не путаясь в травах,

В тонких и острых, в густых и кудрявых.

Вот от простуды, а вот от надсады,

Это от боли спасет головной!

Мы поучиться у бабушки рады

Мудрой науке ее травяной.

Вырастем – травами с нашего луга

Будем лечить, избавлять от недуга.

(Е. Фейерабенд)
Лесной чай
Не хочется мне чаю с печеньем, с пирожным.

Я снова скучаю о чае таежном:

С душицей, с дымком, с земляничным листом,

Заваренным в медном большом котелке.

Чтоб сосны шептали и птицы кричали

О чем-то своем, на лесном языке.

(Ю. Могутин)
Путника друг, подорожник, скромный, невзрачный листок.

Ты на порезанный палец влажной заплаткою лег.

Путника друг, подорожник, многим из нас невдомек,

Что отыскалось лекарство тут же, на тропке, у ног.

(В. Рождественский)
6. Инсценирование «Лекарственные растения»

Руся Белая

Я сегодня услыхала

Жаркий спор целебных трав.

Как черника с земляникой

Разбирались, кто же прав:

Кто кого из них полезней,

Кто от всех спасёт болезней,

«Я черники много лучше», -

земляника говорит,-

Хоть расту в лесу дремучем,

Улучшаю аппетит,

Ещё жажду утоляю,

И желудку помогаю,

Мой лекарственный настой

От простуд рецепт простой.

Я давление снижаю,

Биться сердцу помогаю,

Раны быстро заживлю,

Коже молодость продлю!»

Возразила ей черника:

«Я полезней, спору нет.

Потому что для людей я

На сто бед один ответ.

Мой сироп снижает резко

В крови сахар у людей

Обладаю я уменьем

Лечить горло у детей

При гастрите и колите

Мой настой поможет всем

При ожогах, стоматите,

Всех избавлю от проблем!»

«С вами, девочки, поспорю,-

Встрял вдруг ландыш в этот спор,-

Никто лучше меня сердце

Не лечил с далёких пор.

Пусть нас кто-нибудь рассудит»,-

Майский ландыш предложил.

И пошли они все вместе

Искать, кто б их рассудил.

Все, кого они встречали,

Только стеблями качали:

Говорили, что они

И полезны, и нужны.

И багульник, и душица,

Клевер, спаржа, медуница,

И лаванда, и чабрец,

И фиалка, наконец.

Оказался всех мудрей

Лишь лекарственный шалфей.

Он сказал: «Все вы полезны,

Вы - лекарства для людей,

Помогаете от болезней,

Только каждый от своей.

Спорить быстро перестаньте,

И не тратьте время зря,

А в дорогу собирайтесь:

Ждёт вас каждая семья!»


3.Заключительная часть.

Подведение итогов.

Вот и подошёл к концу наш праздник. Закончить наш разговор хотелось бы такими строками:
Вот на земле огромный дом,

Под крышей голубой,

Живут в нем солнце, дождь и гром,

Лес и морской прибой,

Живут в нем птицы и цветы,

Веселый звон ручья,

Живешь в том доме светлом ты,

И все твои друзья.

Куда б дороги не вели,

Всегда ты будешь в нем.

Природою родной земли,

Внеклассное мероприятие по биологии «Целебные растения» проводится в школе с целью развития экологической грамотности учащихся. Среди его задач – историческое, эстетическое и нравственное воспитание школьников, развитие ответственности в отношениях с природой, воспитание у детей здорового образа жизни.

Предварительная подготовка.

Учащиеся заранее выбирают растение, о котором расскажут на вечере, подбирают о нем стихи, песни, загадки. Из этого растения они готовят напитки, кремы, лосьоны, оформляют композицию.

Ход мероприятия

Когда на сердце не спокойно станет,
Когда не в силах совладать собой,
Побудь в лесу на солнечной поляне,
И все печали снимет как рукой.
А.К. Целье.

Ведущий 1: Дорогие ребята! Сегодня на нашем вечере вы познакомитесь с удивительными растениями, которые помогают людям в лечении болезней и в поддержке здоровья.

Возведение городских и промышленных комплексов привело к нарушению связи человека с естественной средой. Высокие темпы сегодняшней жизни, напряженность трудового процесса, стрессы самого разного характера и многие другие факторы предъявляют повышенные требования ко всем органам человеческого организма. В коррекции и восстановлении сил большую помощь могут оказать различные растительные средства.

Ведущий 2: Специалистам умственного труда, всем, кто работает с людьми, необходимы положительные психологические воздействия, например, вечерние прогулки в парк, сквер, где мирный шум деревьев успокаивает, ободряет. Ароматы некоторых трав – чабреца, мяты, душистой герани, хвои, лаванды, шалфея… успокаивают нервное возбуждение. Из этих растений готовят настои и опрыскивают ими помещения для сна. Хорошо снимают стресс ванны с хмелем, душистой календулой, чередой, валерьяной и их смесями.

Ведущий 1: Внутрь эти растения (нервно-успокаивающие) желательно принимать в виде чая, напитков, соков и лучше – во второй половине дня, на ночь. Чувствительность к растительным средствам индивидуальна, поэтому каждый человек подбирает растения для себя лично. Через 1,5 месяца растения меняют, т.к. организм может к ним привыкнуть.

Для стимуляции пониженного аппетита используют растения с горьким вкусом за 20-40 минут до еды. Это настойки горькой полыни, одуванчика, тысячелистника, а также лук, чеснок, черемша…

Ведущий 2: Зеленый мир нашей планеты всегда был близок человеку. Мудрость любящих природу людей создала бессмертные памятники не только научного, но и литературного творчества. Стихи о травах слагали даже медики. В ХII веке, например, была написана поэма « О свойствах трав». Её автор – врач и фармацевт Ода, живший во Франции. В поэме упоминается 77 лекарственных растений, сказано, как и где они растут, чем полезны.

Так о пользе всем известной ромашки написано:

Много похвал уделяет антемии, то есть ромашке мудрый Асклепий…

…превосходно от печени лечит страдания,
прочь ты изгонишь озноб, а нередко и всю лихорадку…

И это не единственная поэма о целительных травах, написанная в древности.

Известен «Салернский кодекс здоровья», составленный знаменитым врачом Арнальдо де Вилланова (ХIV век):

Розы добавишь цветков – и утихнут любовные боли,
Если ты вишен поешь, то получишь немалые блага:
Чистят желудок они, а ядро – от камней избавляют,
Будет хорошая кровь у тебя от мякоти ягод.
Персики вместе с вином молодым берутся по праву.
Так существует обычай орех сочетать с виноградом.
Для селезенки не годен изюм…
Роза, вербена, укроп, хемедонея, также и рута –
Все на микстуру идут, от которой зрение острее.

Ведущий 1: В душе каждого человека живет любовь к своему родному краю. Мы должны знать и помнить, что живые растения – безопасность человека, а их гибель – это его гибель. И сегодня мы попробуем узнать что-то новое о жизни матушки природы.

Ведущий 2: Мир цветов удивителен. У каждого цветка есть свой характер, свое назначение, своя тайна, тайна красоты… О многих цветах сложены легенды и предания. Вот одна из них.

Роза, по преданию греков, родилась вместе с Афродитой – богиней красоты и любви – из морской пены и поначалу была белой, но от капельки крови богини, уколовшейся о шип, стала алой.

Любовь римлян к розам была столь велика, что под плантации для них стали использовать те земли, что прежде занимали злаки. В стихах поэта Марциала даже есть строка: «Египтяне, пришлите нам хлеба взамен наших роз».

Римский император Нерон заплатил однажды бочку золота за розы, привезенные зимой из Александрии. Розы ставили в чаши на пиршествах. Желая поразить гостей, осыпали их розами. Венком из роз украшали невесту, лепестками осыпали брачное ложе. Розы бросали к ногам воинов-победителей.

Родиной розы считают Персию. В древности эту страну называли Гюлистан – страной роз («Гюль» означает «роза»).

Самые благоухающие розы выращивали фракийцы, жившие в Казанлыкской долине (Болгария). Из них получали розовое масло. В наших садах и парках розы стали разводить при Петре I.

Ведущий 1: Приглашаем учащихся 6а класса. Они нам расскажут о полезных свойствах розы и чая.

Ведущий 1: Благодарим за полезную информацию. Жюри оценивает выступление.

Ведущий 2: В чайном листе обнаружено до 130 химических соединений, причем многие из них обладают лекарственными свойствами. Особенно богаты целебными веществами молодые листья: в трех верхних листочках сосредоточена четверть всех биологически активных веществ чайного куста. Кофеин, содержание которого в высших сортах чая достигает 4%, обладает тонизирующим действием.

Ведущий 1: Что вы знаете о чае?

Викторина для зрителей.

  1. Кто открыл чай? (Говорят, что козы наелись чайных листьев с вечнозеленого куста и стали вести себя странно, заметно живее, чем обычно.)
  2. Чем полезен чай для человеческого организма? (Восстанавливает силы, успокаивает сердце, снижает кровяное давление, предохраняет от простуды (содержит витамин С).)
  3. В какой стране сегодня больше всего пьют чай? (Рекордсмены по чаепитию – англичане. Мужчины пьют больше женщин. В год на одного человека – 1800 чашек. И еще Ирландия.)
  4. Когда чай стал известен в России? (В 1638г царский стольник В. Тюменец, будучи послом в Монголии, впервые попробовал питьё, которое ему понравилось, и Алтын-хан послал в подарок русскому царю Михаилу Федоровичу несколько судов чая.)
    Долгое время этот напиток у нас считался редким и был принадлежностью знати. Но постепенно чаепитие стало настолько популярным, что превратилось в национальный обычай. И именно у нас, в России, был изобретен самовар.
  5. Объясните выражение «Чайком побаловаться». (Крестьяне пили чай лишь в особых случаях: слишком он был дорог для них.)

Ведущий 1: Для выступления приглашаем учащихся 6б класса. Они нам тоже подготовили информацию о целебных растениях. А какую – попробуйте угадать!

Вопросы к зрителям:

  1. Научное название этого цветка – «римская трава». А ещё его называют поповник, ворожба, пупавки, солнешник.
  2. Какой цветок называют цветком влюбленных?
  3. До чего же цветок пригож, он на солнышко похож! (Ромашка.)

Ведущий 2: Откуда произошло выражение «Обобрали как липку»?

Смысл поговорки – забрать у человека все, оставить его голым. Появилась эта поговорка благодаря лаптям, которые раньше носили крестьяне на Руси. Лапти плели из липового луба. На одну пару шла кора от 2-3 липок. Вот и стояли деревца ободранные, совсем голые. Но кроме плетения лаптей – липа ещё использовалась как лекарственное растение.

Ведущий 1: О липе и ромашке нам и расскажут учащиеся 6б класс.

Ведущий 2: Благодарим вас за полезную информацию. А сейчас – игра для зрителей «Слушай не зевай».

Условия проведения. Приглашаются по 2 человека от класса. Каждому ученику раздаются таблички с названием растения, которую он прикалывает на грудь.

(Примерное название растений: томат, капуста, береза, шиповник, липа, земляника, орешник, морковь.)

Ребята выстраиваются в одну линию, ведущий зачитывает задание – признаки, характерные для растений. Ученик должен найти соответствие признака и «его» растения. При правильном ответе - делает шаг вперед, при не правильном – выбывает из игры. Заработанные баллы зачисляются команде класса.

Задания:

  1. Многолетние растения (береза, шиповник, липа, земляника).
  2. Травянистые растения (томат, капуста, земляника, морковь).
  3. Кустарники (шиповник, орешник).
  4. Однолетние растения (томат).
  5. Покрытосеменные (все).
  6. Образующие корнеплод (морковь).

Ведущий 1: Спасибо участникам. А сейчас загадка:

Постарайтесь угадать, кто такие братьев пять:
Двое бородатые, двое безбородые,
А последний пятый, выглядит уродом:
Только справа борода, слева нету и следа... (Чащелистики цветка шиповника.)

Ведущий 2: Трудно? Тогда ещё одна загадка.

Сидит на палочке, в красной рубашечке.
Брюшко сыто, камушками набито? (Шиповник.)

Молодцы! Отгадали. О полезных свойствах шиповника, а также календулы нам расскажут учащиеся 7а класса.

Ведущий 1: Спасибо за полезную информацию. А для зрителей проведем игру «Дегустатор».

Приглашаются по 1 человека от класса.

Задание: определить по вкусу и запаху растение, использованное для заваривания фиточая.

Используемые настои: ромашка, душица, смородина, земляника, мята.

За правильно угаданное растение – 1 бал. Набранные баллы зачисляются в копилку команды.

Ведущий 2:

То не зеленой стайкой сели на кусты мотыльки.
То вешним днем зазеленели смородины листки.
А летом в садике тенистом её увижу я –
Наденет красное монисто смородина моя.

Ведущий 1: Как вы уже догадались – речь пойдет о смородине. А представит её нам 7б класс.

Ведущий 2: Спасибо за полезную информацию. Жюри подсчитывает общие результаты.

А для всех остальных объявляется игра «Любовь с первого взгляда» .

Приглашаем 12 участников. Первые 6 участников получают картинки «плоды», другие 6 – «слова-синонимы». Задание: найти пару.

Например: лещина – орешник, осина – тополь дрожащий.

Пока жюри подводят итоги, объявляется музыкальная пауза.

Слово жюри, награждение команд.

Ведущий 1: Если б в поле расцвели только белые цветы?

Ведущий 2: Любоваться бы устали ими вскоре я и ты.

Ведущий 1: Если б в поле расцвели только желтые цветы?

Ведущий 2: Мы с тобой скучать бы стали от подобной красоты.

Ведущий 1:

Хорошо, что есть ромашки, розы, астры, васильки,
Одуванчики и кашки, незабудки и жарки.

Ведущий 2:

Хорошо, что не похожи люди цветом глаз и кожи,
Как прекрасен мир цветной, разноцветный шар земной!

Всего хорошего! До новых встреч!

Сценарий внеклассного мероприятия для детей 10-13 лет «Зеленая аптека вокруг нас»

Цель мероприятия: развить познавательные интересы в изучении лекарственных растений Донбасса и использовании их при различных заболеваниях.
Задачи мероприятия: продолжить знакомить учащихся с лекарственными растениями и практическим их применением в народной медицине при различных заболеваниях; воспитывать бережное отношение к ним, привить любовь к природе Донбасса.
Возраст детей 10-13 лет.
Оформление зала: авторские рисунки лекарственных растений детей; аппликации лекарственных растений «Какое растение здесь лишнее», фотографии природы Донбасса, иллюстрации, гербарии.

Ход мероприятия

Педагог . Ребята! В прошлом году мы познакомились с основными лекарственными растениями Донбасса.
В зарослях лесных, в полях и на лугах,
Где все для сердца мило,
Где чистым воздухом,
Так сладостно дышать,
Есть в травах и цветах
Целительная сила:
Для всех, умеющих
Их тайну разгадать…
И теперь нам предстоит узнать, как же можно их на практике применять при различных заболеваниях. Ведь не все болезни нужно сразу начинать лечить с использованием таблеток и порошков. Природа нам дала такое огромное количество лекарственных трав. Наверняка, ваши дедушки и бабушки использовали растения при многих заболеваниях. Они лечили ими и бронхит, и простуду, и желудок, и печень и… Можно продолжать этот список и дальше. И эти знания и умения передавались из поколения в поколение. Так появилась наука о лечении растениями и называется она ФИТОТЕРАПИЯ.
Фитотерапия и в русской народной медицине, и в народной медицине всех континентов и времен была и остается основным видом лечения. Растительный мир всегда давал человеку обширный и достаточно большой набор лечебных средств. Фитотерапия имеет многовековую традицию, ведь лечебные свойства растений использовались уже тогда, когда большинство современных препаратов еще и в помине не было. Наши предки с успехом лечили многие заболевания с использованием целебных снадобий, приготовленных на основе лекарственных трав, ягод, плодов. Ведь в лекарственных растениях содержатся витамины, микроэлементы, эфирные масла, неорганические соли и органические кислоты. Эффект от применения правильно подобранных и изготовленных лекарственных растений может быть равным применению общепринятых лекарственных средств. Но преимуществом фитотерапии является то, что она обладает более мягким, щадящим действием, имеет намного меньше противопоказаний и осложнений после приема препаратов химического происхождения.
1-й ученик .Травам нужно поклониться
И навечно в них влюбиться.
Трав лекарственных запас
Сможет помочь вам в трудный час.
2-й учени к. Травы летом вырастают,
Их на зиму запасают.
Коль изъян в здоровье есть,
Нужно азбуку травы прочесть.
3-й ученик . Все лекарственные травы
ЗАСЛУЖИЛИ МНОГО СЛАВЫ.
Трав в природе полно,
Это знают давным давно.
4-й ученик . Человек, и зверь, и птица
Могут травами лечиться.
Чтоб здоровье сохранить,
Нужно с травами дружить.
5-й ученик . Ромашка, мята, подорожник
Помогут раны врачевать,
Но с травами будь ОСТОРОЖЕН!
Во всем ведь надо меру знать!
И сегодня мы проведем с вами мероприятие, посвященное использованию лекарственных растений в народной медицине.
Педагог . Сначала мы проведем с вами небольшую разминку. Для этого мне нужны две команды, которые будут соревноваться в различных конкурсах. Итак, мы начинаем.
Конкурс 1-й . Члены команд по очереди должны назвать как можно больше лекарственных растений Донбасса. Выигрывает та команда, которая назовет больше лекарственных растений. За каждое растение участник получает 1 балл.
Конкурс 2-й . Каждой команде будет роздан набор лекарственных растений и заболевания, при которых растение может быть использовано. Команда должна правильно соединить лекарственное растение и заболевание.
Лекарственные растения:
1. Алтей, мать и мачеха
2. Ромашка и зверобой
3. Рябина и шиповник
4. Валериана, ландыш
5. Пион, пустырник
6. Мох сфагнум, подорожник
7. Крапива
8. Лопух, репейник
9. Васильки, черника
10. Одуванчик, кукуруза (назвать, что именно используется)
Заболевания:
1. Авитаминоз
1. Бронхит
2. Заболевания органов зрения
3. Кровоостанавливающее
4. Успокоительное
5. Заболевания печени
6. Для укрепления роста волос
7. Сердечное
8. Заболевания желудка
9. При ранах, порезах.
Ответ: 3-1; 9-2; 7-3; 1-4; 4-5; 10-6; 8-7; 4-8; 2-9; 6-10.
Конкурс 3-й . Найди лишнее…
Командам будут розданы тесты, в которых написаны заболевания и несколько вариантов лекарственных трав. Члены каждой команды должны за 1 минуту вычеркнуть лишнее растение при этом заболевании. Выигрывает команда, которая за это время безошибочно определила «лишнее» растение.
Вопрос 1 : Сок какого растения не используется при насморке?
а) алоэ;
б) коланхоэ;
в) винограда
Вопрос 2 . Какое растение не используется как сердечное?
а) ландыш;
б) валериана;
в) алтей
Вопрос 3 . Настои каких растений могут быть жаропонижающими и потогонными?
а) липы
б) малины;
В) пустырника
Вопрос 4 . Какое растение используется для удаления бородавок?
а) чистотел;
б) крапива;
в) мята
Вопрос 5 . Какое растение не используется при глазных заболеваниях?
а) василек;
б) череда;
в) черника
За каждый правильный ответ команда получает 5 баллов.
Конкурс 4. Каждой команде будет роздана «сетка», в которой находятся лекарственные растения Донбасса. За 1 минуту членам команд надо найти эти лекарственные растения, а затем объяснить, как их применять.
«Сетка» команде 1.
А Н Е Б Е Р Е З А П
П А К А Ц И Я Д Н В
В Ф Ф И А Л К А Ц К
В Ш И П О В Н И К Б
Ф П Н К Р А П И В А

«Сетка» команде 2
Р З В Е Р О Б О Й П
О П М Я Т А В О Ш З
Н Л У М Т Е Р Е Д А
И Б У З И Н А Н Т В
Т Р О Б Л Е П И Х А

Конкурс 5-ый . В этой сетке зашифрован автор знаменитых строк: «Лечит болезни врач, но излечивает природа». Команды должны за 1 минуту найти автора этих строк.
Ц а П г о т и к п ф с п т о ь к г к р о а д л т а
(ответ: Гиппократ)
Конкурс 6-й
Каждой команде предлагается разгадать «свой» кроссворд о лекарственных растениях Донбасса.
Кроссворд команде 1 . Если команда правильно ответит на вопросы кроссворда по горизонтали, можно будет по вертикали прочесть название «витамиинного» растения.
Вопросы. 1 . У этого растения есть второе имя «сальвия». Название растения происходит от латинского слова «спасать», предохранять. Это растение свето- и теплолюбивое, с фиолетово-синими цветками. Им укрепляют десна при кровоточивости и вообще при заболеваниях горла.
2. Это растение еще называют синим зверобоем. Оно обладает уникальными целебными свойствами, которые были известны жителям Древней Греции и Рима. В народной медицине используют при лечении заболеваний дыхательных путей, нарушениях пищеварения, для быстрого заживления ран, отваром листьев полощут полость рта при воспалительных процессах. А хозяйки с успехом используют в кулинарии.
3. Про лечебные свойства этого растения упоминали еще в средневековых трактатах. Отмечены свойства этого горького на вкус растения «укреплять желудок», снимать в нем боль, при гриппе, гастрите, заболеваниях печени и желчного пузыря. Настоем смазывают пораженные места при порезах и укусах насекомых, использовать при выпадении волос, снимать усталость.
4. На лужайке придорожной был он как солнце золотой. Но оцвел и стал похожим на пушистый белый ком. В жаркий день ковер веселый, его очень любят пчелы, шмель летит издалека до янтарного цветка. А какой вкусный и лечебный из его корней кофе!
5.Это растение начали возделывать еще с XVII века. Его выращивали в царских и монастырских садах. Но самое широкое применение это растение получило, когда к России присоединился Кавказ, Крым, Бессарабия, Средняя Азия. В медицине образовалось целое направление – лечение этим растением: косточками, корнями, ягодами, соком, листьями, даже золой и водой из нее. А сухие ягоды так любит детвора!
6. У этого цветочного и лекарственного растения есть еще одно имя «капуцин» и пришло оно на территорию Европы из стран Южной Америки. Благодаря тому, что оно не прихотливо и не требует особых условий, хорошо прижилось в климатических условиях России и Европы. Отличный медонос. Эфирные масла используют не только в традиционной, но и народной медицине при интенсивном выпадении волос. Входит в состав препаратов, которые используют при лечении ангины, бронхите, а из листьев готовят настойки для лечения почек.
7. Это многолетнее дерево бывает белым и даже «козьим». Растет на берегах рек, ручьев, водоемов, в садах, у дорог. Кора его используется как болеутоляющее, тонизирующее средство, повышает свертываемость крови и даже при укреплении нервной системы и такой болезни, как тахикардии и простудных заболеваниях.
8. Она лучше растений остальных заменяет семерых докторов, врачей и прочих и голову никому не морочит. Витамина А и С в ней больше, чем в яйце. Много витамина К и полезного белка.
(Ответы: 1 – шалфей, 2 – иссоп, 3 – полынь, 4 – одуванчик, 5 – виноград, 6 – настурция, 7 – ива, 8 – крапив а)
Кроссворд команде 2 . Если команда правильно ответит на вопросы кроссворда по горизонтали, можно будет по вертикали прочесть название растения, которое более 2000 лет используется в народной медицине. Чай с этим растением – вкусный ароматный напиток, обладающий целым рядом целебных свойств. Это напиток, который дарит наслаждение и при этом успокаивает нервную систему, «укрепляет и бодрит организм».
Вопросы .
1. С этим растением мы встречаемся каждый день, когда чистим зубы и не только… «Она улучшает аппетит и здоровью не вредит»
2. Она получила свое название за то, что ветви ее сплошь покрыты острыми шипами, как и кожа колючего лесного жителя. А препараты из ее листьев мы применяем при кашле и гриппе как потогонное средство, при заболеваниях печени.
3. Это дерево цветет позже других, но запах такой, что все медоносные пчелы в округе слетаются на этот запах. А цветки помогают вылечить вас от простуды.
4. Это растение еще называют синим зверобоем. Оно обладает уникальными целебными свойствами, которые были известны жителям Древней Греции и Рима. В народной медицине используют при лечении заболеваний дыхательных путей, нарушениях пищеварения, для быстрого заживления ран, отваром листьев полощут полость рта при воспалительных процессах. А хозяйки с успехом используют в кулинарии.
5. Смолу, которую выделяет это колючее дерево, можно использовать для десен и она входит в состав лечебного лесного бальзама.
6. По французски ее называют Lilas, что в переводе означает «лиловый». В странах Западной Европы и Америки название растения связывают с окраской его цветков. В переводе с персидского – это просто» цветок», а в Иране и Турции она имеет название «лисий хвост» из-за формы соцветия. В России ее выращивали и в старинных помещичьих усадьбах, и в парках. Но это не только красивое растение, но еще и целебное, а в Донецке каких только сортов ее нет!
7. Это целебное растение пришло к нам из Южной Африки. Мякоть листа заживляет порезы и ранки, лечит ожоги. А соком хорошо лечить насморк, если его закапать в нос.
(Ответы: 1 – мята, 2 – ежевика, 3 – липа, 4 – иссоп, 5 – сосна, 6 – сирень, 7 –алоэ)

Педагог . А пока наши «интеллектуалы» разгадывают кроссворды, я с вами проведу «блиц-турнир» и узнаю, насколько вы знаете правила сбора и заготовки лекарственных растений. За каждый правильный ответ вы получите 1 балл, который пополнит копилку той или другой команды. Начинаем наш «Блиц-турнир».
Вопросы .
1. Что относят к лекарственному сырью?
2. Что является источником для сбора лекарственных растений?
3. Можно ли собирать лекарственные растения вблизи дорог?
4. Что нужно учитывать при сборе лекарственных растений?
5. Можно ли собирать лекарственные растения, занесенные в Красную Книгу?
6. В какую погоду заготавливают надземные части растений?
7. Можно ли собирать завядшие цветки, цветки пораженные болезнями и вредителями?
8. В какое время суток надо собирать лекарственные растения?
9. В какую погоду заготавливают надземные части растений?
10. Когда нужно собирать лепестки эфиромасличной розы и других аналогичных растений, чтобы не улетучились масла?
11. Когда нужно собирать кору и с каких деревьев?
12. В какой период развития растений собирают лекарственные травы?
13. Каким способом вы соберете траву зверобоя, череды, пустырника, полыни?
14. В какое время года собирают корни, корневища, клубни и каким способом?
15. В какое время года собирают почки деревьев?
16. Как нужно сушить лекарственные травы?
17. При какой температуре нужно сушить лекарственное сырье с высоким содержанием витамина С?
18. Как определить, высушены лекарственные растения или нет?
19. Можно ли выдергивать растения с корнями?
20. Как надо собирать ягоды и в какое время суток?

Педагог . Итак. Блиц-турнир закончился и вы показали хорошие знания по лекарственным растениям и внесли свой вклад в копилку каждой команды. А теперь мы можем подвести итоги мероприятия, о которых нам расскажет жюри.
Член жюри . Ребята! Подводя итоги, можно отметить, что Вы показали свои знания по лекарственным растениям и фитотерапии. А по сумме баллов у нас нет победителя – обе команды набрали максимальное количество баллов и поэтому ПОБЕДИЛА ДРУЖБА!
Педагог . А сейчас мы пойдем на «чаепитие» с лекарственными травами, посвященный дружбе и нашим «интеллектуалам».

Софья Морозова
Сценарий массового мероприятия по знакомству с лекарственными растениями Липецкой области «Зеленая аптека»

Цели :

познакомить с лекарственными растениями Липецкой области ;

Дать знания о простейших способах использования некоторых лекарственных растений для лечения .

Задачи :

Дать понятия о способах использования этих растений для лечения ;

Закрепить знание детьми растений в роле «Распутай путаницу»

Познакомить со стихами и загадками о лекарственных растениях .

Воспитание любви к природе родного края;

Экологическое воспитание.

Ход МЕРОПРИЯТИЯ

Зал украшен декорациями, напоминающими опушку леса

Под медленную музыку звучит (текст сопровождается изображением на интерактивной доске) :

Здесь в зарослях лесных, где всё для сердца мило,

Где чистым воздухом так сладостно дышать,

Есть в травах и цветах целительная сила,

Для всех умеющих их тайну разгадать.

(В. Рождественский)

(В зал входит Фея Флора)

ФЛОРА : - Здравствуйте, ребята! Я – Фея Флора. И все эти владения – мои.

Щедра земля наша. И произрастают на ней тысячи разнообразных растений . Её леса, горы, степи таят в себе огромные природные богатства. А знаете ли вы, ребята, что среди всех деревьев, кустарников, трав у вас есть друзья – растения , обладающие лечебными свойствами?

Человек еще издавна заметил, что животные среди множества растений выбирают только те , которые помогут им излечиться. Люди начали изучать эти лекарственные растения и их свойства . На Руси таких людей называли “травниками”. Изучив лекарственные свойства растений , они заносили их в особую книгу. Так появились знания о лечебных свойствах растений , которыми мы сейчас пользуемся.

Лес – как сказочное царство,

Там кругом растут лекарства ,

В каждой травке, в каждой ветке –

И микстура, и таблетки.

Ну, а чем и как лечить,

Мы вас можем научить.

Все целебные растения

Знаем мы без исключения.

Нужно только не лениться,

Нужно только научиться

Находить в лесу растения ,

Что пригодны для лечения!

Чтобы познакомиться с некоторыми из лекарственных растений , растущих у нас в Липецкой области , мы сейчас, ребята, отправимся в «зелёную аптеку » . Так называется аптека , в которой продаются разные лекарственные растения , травяные сборы, настойки на травах.

Для того, чтобы узнать, что есть в нашей зелёной аптеке нужно собрать лото . Но для этого, вам необходимо отгадать загадки.

1. Резной наряд,

Губки алые горят,

Алые серёжки,

Алые сапожки,

Стоит душа-красавица –

Своей красы стесняется,

Голову склонила,

Серёжку уронила. (Калина)

Калина – русское обрядовое растение , символ чистой любви. Весной она вся покрыта кружевом белых крупных цветков. А в красных сочных ягодах – одна-единственная плоская косточка в форме сердечка…

В медицине кора калины применяется как кровоостанавливающее средство. Ягоды калины благотворно влияют на сердце. Свежие ягоды имеют горьковатый вкус. Их них варят очень вкусные варенья, компоты.

Русская красавица стоит на поляне.

растением

2. Шишки красные висят

На кусте колючем,

Висят в беспорядке –

Нежные да сладкие,

Тяжело к ним лезть –

Да вкусно есть. (Малина)

Малина – многолетний кустарник, побеги которого плодоносят на второй год. Ягоды созревают в июле-августе.

Большое богатство витаминов и многих других веществ ставит малину в ряд наиболее ценных ягод. Ягоды малины применяются как домашнее потогонное средство при простудных заболеваниях. Плоды улучшают аппетит, регулируют деятельность желудка и кишечника, успокаивают боли в желудочно-кишечном тракте. Листья малины используют для приготовления сложного чая, обладающего высокими вкусовыми качествами и лечебными свойствами.

Давайте найдем карточку с этим растением и поместим его на игровое поле.

3. Белые цветочки,

Мелкие листочки,

Исцелят сердечко,

Нервы успокоят (Валериана)

Валериана – многолетнее растение высотой до 1 , 5 м. Название происходит от слова «быть здоровым» . Русские обиходные названия валерианы – «кошачья трава» , «кошачий корень» - не случайны : кошки очень любят это растение и буквально впадают в эйфорию от запаха валерианы. Это обстоятельство специально оговорено в инструкции по хранению корней валерианы : «помещение, где хранятся корни валерианы, должно быть недоступно для этих животных».

Валериана – была широко известна народной медицине. В настоящее время препараты из корней валерианы применяются как успокаивающее средство при нервном перевозбуждении, а также для регулирования деятельности сердца.

Давайте найдем карточку с этим растением и поместим его на игровое поле.

4. В зелёной кофточке,

в белом сарафане. (Берёза)

Берёза – самое любимое русским народом дерево, это символ нашей страны. Существует около 120 видов берёз. В нашей стране распространены берёзы провислая и пушистая, листья, почки, кора и древесина которых содержат лекарственные вещества .

Из древесины получают густую тёмную жидкость – дёготь, одна ложка которого, согласно поговорке, портит бочку мёда, но… врачует раны, язвы, ожоги и кожные заболевания. А берёзовый сок – очень полезный напиток. Он рекомендуется как общеукрепляющее средство. Собирают его весной, в апреле. С незапамятных времён русские люди парятся берёзовым веником в бане. Листья берёзы обладают способностью убивать болезнетворные микробы.

Давайте найдем карточку с этим растением и поместим его на игровое поле.

5. Такого модника как этот

Ещё не видела земля,

Он очень любит среди лета

В пуховой шапке щеголять. (Одуванчик)

Созревшие семена одуванчика разносятся ветром, отсюда и произошло его название.

О лекарственных свойствах одуванчика знали ещё и древние люди и применяли его широко и разнообразно. В народной медицине России одуванчик считали «жизненным эликсиром» . Настои корней одуванчика применяют для возбуждения аппетита, улучшения деятельности пищеварительных органов. Из цветков одуванчика варят варенье, а также кладут их в салат.

Давайте найдем карточку с этим растением и поместим его на игровое поле.

6. Поранил ты в походе ногу,

Усталость не даёт идти –

Нагнись : солдатик у дороги

Готов помочь тебе в пути. (Подорожник)

Подорожник в народе называют «попутник» , «порезник» , «чирьевая трава» .

Свежие листья подорожника используются как ранозаживляющее средство. Очень хорошо листья помогают при мозолях.

Давайте найдем карточку с этим растением и поместим его на игровое поле.

7. Кисть ягоды прекрасная,

Жёлтая иль красная,

Я достать её боюсь –

О шипы уколюсь.

Но уважаю с детства

Сердечное средство. (Боярышник)

С лечебной целью заготавливают цветки, собранные в сухую погоду в начале цветения, когда часть их еще не распустилась, а также собранные в это же время цветки с молодыми листочками и плоды без плодоножек в период полного созревания. Плоды съедобны, но безвкусные и сухие. Поэтому используются редко.

В медицине используют жидкий экстракт или настойку из цветков боярышника при заболеваниях сердца. Свежие плоды люди засыпали сахаром. Из них зимой варили кисели, а ягоды добавляли в компоты или заваривали вместо чая. Вместо чая еще заваривали молодые листья боярышника. Используют люди боярышник и как живой забор. Живая ограда из боярышника служит веками, и сквозь нее нет хода ни человеку, ни животным.

Давайте найдем карточку с этим растением и поместим его на игровое поле.

8. Ягода, но не малина, не клубника, не калина,

у неё чернильный цвет, но не черника это, нет. (Ежевика)

Ежевика не только вкусная, но и полезная. В ягодах много витаминов. А зачем человеку витамины? (Ответы детей) . Что бы быть здоровыми, чтобы помочь организму побороть болезни. Кроме того, ежевика – лекарственное растение , которое лечит от многих болезней.

Еще из ежевики делают разные вкусные сладости : конфеты, мармелад, джем. В старину из сушеных ягод люди умели получать фиолетовую краску и окрашивали ею бумагу и ткани.

Давайте найдем карточку с этим растением и поместим его на игровое поле.

9. Эта травка не проста,

И зелёна, и желта.

Очищает чисто тело,

С Мойдодыром дружит смело. (Чистотел)

Чистотел – многолетнее травянистое растение с красивыми листьями и ярко-жёлтыми цветками. Растёт чистотел в лесах , на вырубках, в парках, садах, выращивается на огородах и дачах. Собирают его в июне-июле.

В медицине используется надземная часть растения и корни . Из него изготовляют препараты для лечения бородавок, печени и желчного пузыря. Чистотел можно применять только по назначению врача, так как он является сильно ядовитым растением .

Давайте найдем карточку с этим растением и поместим его на игровое поле.

10. Что же это за девица?

Не швея, не мастерица,

ничего сама не шьёт,

а в иголках круглый год. (ель)

С лечебными целями используют хвою ели, молодые шишки. Они содержат эфирное масло, дубильные вещества, смолу, витамин С. Еловые шишки используют в виде отвара для лечения ангин, тонзиллитов. Для наружного лечения поражений кожи готовят иногда мазь путем смешивания равных количеств еловой смолы, воска и сливочного масла. Такой мазью пользуются при фурункулах, гнойничках, язвах, ранах и ссадинах.

Давайте найдем карточку с этим растением и поместим его на игровое поле.

Сюрпризный момент : появляется Ежик.

ЕЖИК : Очень много лекарственных растений у нас в Липецкой области . Я хочу показать и рассказать вам сказку про некоторые из них. Называется она «Сказка про лекарственные растения » Петра Синявского.

(На экране демонстрируется презентация к сказке)

ФЛОРА : - Спасибо тебе, ежик за такую интересную сказку. Давайте попрощаемся с ежиком.

ФЛОРА : Вы отгадали все загадки и теперь знаете, что есть в «Зеленой аптеке » .

ФЛОРА : Ребята, у меня есть много книг о лекарственных растениях . И я хочу подарить вам некоторые из них. В них рассказывается о том, как правильно собирать и сушить растения , в какие сроки это нужно делать. Для чего и как применять лекарственные растения , чтобы они принесли вам пользу, а не навредили. Какие растения можно использовать самим, а какие только по рекомендации врача.

И главное, как сохранить растения , чтобы они достались не только вам, но и другим людям. При сборе лекарственных растений вы должны помнить об их сохранении в природе. Ни в коем случае нельзя собирать все растения . При сборе цветков и заготовке травы необходимо оставлять несколько цветущих растений на одном квадратном метре для семенного размножения. При сборе плодов необходимо следить за состоянием плодоносящих побегов, нельзя вырывать растения с корнем или ломать ветки; при сборе плодов однолетних растений обязателен посев части собранных семян. При заготовке подземных органов (корни, корневища) полностью уничтожается всё растение , поэтому посев его семян на этом же месте обязателен!

Народная мудрость гласит : “Кто выращивает цветы, тот приносит радость и себе, и людям”. Живя на Земле мы постоянно должны помнить об охране природы, о приумножении естественных богатств.

Если не станет растений , то не станет на этой планете и нас, людей!

Под приятную музыку фея Флора дарит детям старшей и подготовительной группы книги «Лекарственные растения » . Дети покидают зал.

«Я не степью хожу, я хожу по аптеке
Разбираясь в её травяной картотеке».
С. Кирсанов

Изначально растения были для людей не только источником питания, получения одежды, орудий труда и защиты. Они помогали человеку избавиться от болезней, сохранить жизненную активность и долголетие. Все врачи древности обращались к растениям. Лекарственные растения наделялись таинственной силой, их целебное действие связывались со сверхъестественными свойствами. В природе нет ни одного бесполезного растения. Весь зелёный мир – это своего рода аптека.

22 апреля в Покровской сельской библиотеке совместно с Немировской сельской библиотекой в рамках всероссийской акции «Библионочь – 2017» состоялся экологический праздник для читателей старшего поколения.

Гостей в библиотеке встречала Марья-травница (Воротникова М.А) она пригласила гостей пройти в зал и там поделилась с ними семенами и лекарственными травами.
Затем заведующая Покровской библиотекой (Малышева Л.В.) рассказала о первом лекаре-травнике Пантелеймоне-святом, о лекарственных травах Подмосковья и их пользе.


Затем все участники праздника были приглашены на чаепитие. За столом проводились различные конкурсы: «Узнай по описанию», «Расскажи о своём любимом рецепте». С большим интересом гости слушали рассказ Депутатовой Л.И. о сроках сбора лекарственных растений. Все с удовольствием читали стихи о природе, о родном крае. Очень интересно прошёл музыкальный конкурс «Спой песню о цветах или деревьях».


Для гостей были организованы книжные выставки, стенды на тему лекарственных растений. Большим успехом пользовалась выставка участницы Сергийчик Г.И «Чудесный бисер». Вечер прошёл в тёплой и дружеской обстановке, все гости были очень довольны.


Присутствовало 15 человек

Подготовили и провели мероприятие Малышева Л.В. и Воротникова М. А.

Loading...Loading...