Атлас новых профессий информационный портал. Атлас новых профессий

В атласе рассказано о новых профессиях в разных сферах и о тех профессиях, что уходят на покой. В скором времени он будет распространяться по школам.

что мне НЕ понравилось:

Есть новые профессии, которые просто переименовались из уже существующих профессий и вполне популярных, например, "агроном, работающий с ГМО" или "архитектор мед.оборудования".
Есть профессии с очень частной функцией, например, "специалист по защите прав потребителей электроэнергии".
Есть профессии, которые придуманы исходя из текущей моды - например, "ментор стартапов для школьников".

Из профессий, которые отправляют на покой удивило, что копирайтер там рассматриваются исключительно как тот, что пишет про "пластиковые окна недорого", а не тот, кто креативит решения для брендов.
Про умирающие профессии лектора (есть же видеозаписи) и журналиста (есть же программы-расшифровщики звуков в текст) я даже не знаю, смеяться или возмущаться.

А главное, что обидно, в атласе по большому счету позиция старая, что можно школьником выбрать профессию и до пенсии на ней сидеть. И профессии будущего нужно знать, чтобы ты как самый хитрый сейчас в 8 классе решил, что будешь "проектантом жизни медицинских учреждений" и все, востребованная профессия с большой зарплатой у тебя в кармане.
Не говорится о том, что нужно заранее готовить себя и своих детей НЕ к одной возможной профессии будущего, а к тому, что в будущем как раз придется постоянно учиться и переучиваться, быстро менять свою траекторию и быть самому себе "трендвотчером" (который тоже есть в атласе).

что понравилось:

Атлас красивый. По нему легко ориентироваться. Там хорошая табличка в начале о связи качеств человека с нуждами профессий и о свойствах разных профессий. Он лишний раз подтолкнет к тому, чтобы подумать о профессиях, которые ты вот прямо сейчас не видишь среди своих родных и знакомых, и о том, что вообще происходит в мире с технологиями и общественными процессами.

НО я бы его рассматривала не в лоб, а исключительно как повод для разговора с семьей, преподавателями, психологами, профконсультантами.

А так... Представляете среди наших с вами детей (да и среди нас с вами - чем черт не шутит!) будут специалист по кибер-протезированию, проектировщик нейроинтерфейсов по управлению роботами, дизайнер виртуальных миров, менеджер фонда прямых инвестиций в талантливых людей (это чур мне!), медиатор социальных конфликтов, космобиолог, строитель "умных дорог" и тренер по майнд-фитнесу.

Как вам такое будущее?
А как сам атлас?

Проводит: НЕКОММЕРЧЕСКОЕ ПАРТНЁРСТВО ЦЕНТР РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ, НАУКИ И КУЛЬТУРЫ «ОБНИНСКИЙ ПОЛИС».

Поддерживающие организации:

Автономная некоммерческая организация « ПО ПРОДВИЖЕНИЮ НОВЫХ ПРОЕКТОВ;
ОБЩЕРОССИЙСКАЯ ОБЩЕСТВЕННАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ МАЛАЯ АКАДЕМИЯ НАУК «ИНТЕЛЛЕКТ БУДУЩЕГО»

Цель конкурса: привлечь учащихся средних и старших классов к изучению материалов «Атласа новых профессий» для реализации проектов: профориентационных мероприятий, разработки внеклассных мероприятий, профориентационных уроков, предметных уроков для знакомства учащихся с новыми профессиями и компетенциями будущего.

Деятельностный подход, согласно ФГОС второго поколения, является основным подходом в современном образовании. А всесторонне реализовать его позволяет проектная деятельность. Сегодня каждый ученик должен получить навыки подготовки и выполнения проекта. Это способствует формированию всех универсальных учебных действий, о которых говорится в Федеральном государственном образовательном стандарте.

В заданиях конкурса учтены самые современные данные «Атласа новых профессий» (альманах перспективных отраслей и профессий на ближайшие 15–20 лет, составленный при поддержке и - http://atlas100.ru/about ).

Участвуя в конкурсе, вы сможете активизировать развитие универсальных надпрофессиональных навыков, которые потребуются и детям, и взрослым в недалеком будущем. А будущее начинается уже сегодня. Ваше настоящее неразрывно связано со школой. Какой станет школа будущего? Как и чему в ней будут учить? Что можно сделать уже сейчас, чтобы заглянуть в будущее? Как изменятся некоторые профессии в будущем?

Как достичь успеха в профессии и преумножить его? Для ответа на эти вопросы просто необходим свежий взгляд. Лучшие эксперты страны по выбору профессии считают, что к 2020 году многие популярные профессии уйдут в прошлое, потеряют актуальность. Возникают новые технологии, требующие абсолютно новых профессий. Поэтому уже сегодня необходимо заранее готовиться к предстоящим изменениям в мире профессий на этапе школьной жизни.

Задачи конкурса:

Психолого-педагогическая подготовка детей к выбору жизненного пути на основе «Атласа новых профессий;
- реализация требований ФГОС, повышение качества образования и эффективности обучения учащихся средствами проектной деятельности;
- формирование и развитие интеллектуально-личностных навыков, универсальных учебных действий, которые будут востребованы на рынке труда в недалеком будущем;
- практическая реализация социально значимых проектов в образовательной среде.

II. УЧАСТНИКИ КОНКУРСА

Учащиеся 5-11 классов образовательных организаций всех типов:

Общеобразовательных организаций (школ, гимназий, лицеев и т.д.);

средних специальных учебных заведений;

Учреждений дополнительного образования детей,
детских и молодёжных организаций.

Для участия в конкурсе необходимо представить разработку по одной из предложенных номинаций и ПРОВЕСТИ разработанное мероприятие, отправив в оргкомитет несколько фотографий (3-5) или видеоролик, а также отзывы учащихся (родителей, педагогов), которые принимали участие в мероприятии.

Условие: необходимо показать, как вы понимаете свои перспективы на рынке труда будущего. При работе над проектом используйте материалы «Атласа новых профессий».

1. IТ-технологии.

Принимаются ваши оригинальные разработки - инструменты современного обучения с привлечением информационных технологий: онлайн-курсы, симуляторы, тренажеры, компьютерные мини-игры по различным предметам, составленные на основе Атласа новых профессий.

2. Игромастер. Попробуйте стать игромастером. В недалеком будущем появится такой специалист по разработке, организации и сопровождению обучающих игр. Принимаются проекты, раскрывающие содержание и методику проведения различных игр, раскрывающих содержание и суть Атласа новых профессий: обучающих, общеинтеллектуальных, коммуникативных, развлекательных и др. Ваш проект должен содержать саму игру, а также итоги проведения, анализ ее результативности.

3. Школьный стартап. Современное образование становится все более предметным и практико-ориентированным, поэтому важнейшим компонентом такого образования становятся реальные проекты учащихся, в том числе их стартапы. Принимаются проектные работы, в которых раскрыта инициатива автора в достижении своей идеи (творческой, экономической, социальной). Проекты должны основываться на внедрении в жизнь идей, описанных в Атласе новых профессий.
В данной номинации возможны следующие варианты:

Проект «Центр развития образовательной среды». Как могут развиваться образовательные услуги в вашей школе? Какие возможности своей школы вы используете для своей подготовки к будущему? Проект может раскрывать возможности получения необходимых в будущем, но не входящих в школьную программу, знаний, умений, навыков, необходимых в выбранных вами или вашими одноклассниками профессиях будущего. Например, вы подготовили и провели дополнительные курсы, циклы внеурочных занятий («Азы профессии сити-фермера», «Как достичь успеха в профессии биотехнолог?», «Постигаем мастерство менеджера космотуризма…» и пр.). Раскройте смысл, результат вашей работы, как вы смогли продвинуть в школе свою идею. Можно подготовить и провести небольшой цикл занятий (3-4) с одноклассниками о профессии будущего. Сценарии таких занятий и творческий отчет могут стать основой конкурсного проекта.

Школьный бизнес-инкубатор. Проекты о реализации различных школьных бизнес-идей. Можно выбрать отрасль или профессию в «Атласе новых профессий» (http://atlas100.ru/about/ ) и на основе ее описания придумать и реализовать один из проектов.

Тьютор. Будущее образования связано с тьюторством. Тьютор – это педагог, сопровождающий индивидуальное развитие учащихся. Покажите, как определенная дисциплина может быть адаптирована к конкретному ребенку.

Тренер по майнд-фитнесу. Одним из вариантов может быть проект по майнд-фитнесу. Тренер по майнд-фитнесу - это специалист, который разрабатывает программы развития индивидуальных когнитивных навыков (например, память, концентрацию внимания, скорость чтения, устный счет и др. в зависимости от особенностей ребёнка). Ваш проект может представлять собой специальную программу интеллектуально-личностного развития с учетом особенностей психотипа и задач пользователя.

4. Навыки будущего. В этой номинации принимаются проекты, раскрывающие способы развития одного из универсальных надпрофессиональных навыков, которые будут востребованы в будущем. В данной номинации возможны варианты (для полного ознакомления с навыками будущего перейдите по ссылке
http://atlas100.ru/future/articles/rabota-budushchego-kakoy-ona-budet/ )

Мультиязычность и мультикультурность. Выбирается какая-либо конкретная профессия, готовится проект об особенностях данной профессии в выбранных 2-3 странах. Задача – сравнить культурные особенности в сфере данной профессии. В чем сходство, каковы различия? В качестве приложения готовится «Словарь профессионала» (какие профессиональные слова, фразы используются в данном виде деятельности в разных странах).

Умение действовать в ситуации неопределенности. Это очень востребованный навык на рынке труда уже сегодня. Принимаются проекты, в которых раскрываются способы, обучающие умениям действовать в режиме быстрой смены условий задач, быстро принимать решения, реагировать на изменение условий работы, распределять ресурсы и управлять своим временем. Например, можно придумать 10-15 вопросов (заданий) разной сложности и ценности по содержанию Атласа новых профессий, по сути новых профессий, по надпрофессиональным навыкам наподобие «Своей игры». При этом простой вопрос может оцениваться высокими баллами, а сложный – низкими, и наоборот, т.е. участники не должны знать, какой вопрос их ждет и сколько баллов они заработают. В конце подводятся итоги и опрос участников: 1) какие чувства вы испытывали во время игры; 2) почему нужно научиться действовать в ситуации неопределенности; 3) как этот навык может пригодиться в вашей будущей жизни? Основа этого проекта – игровые вопросы и обобщение ответов участников.

Коммуникативная компетентность. Работа с людьми. Принимаются социальные проекты, направленные на работу по распространению среди одноклассников, учащихся вашей школы сведений по Атласу новых профессий. Опишите ваши действия. Зафиксируйте мнение одноклассников. Пришлите проект, раскрывающий вашу работу в социальной сфере.

Навыки художественного творчества . Проявите свои творческие способности, покажите развитый эстетический вкус. Проекты данного направления могут быть посвящены творческому воплощению ваших талантов по теме «Моя будущая профессия». Выберите любую профессию (или отрасль) в Атласе новых профессий (http://atlas100.ru/about ). Подготовьте творческий проект, связанный с этой профессией.

Экологическое мышление. Проекты, раскрывающие бережливое отношение к любым типам используемых природных ресурсов (например, снижение энергопотребления, расхода воды или природного сырья), а также сокращение объема производимых отходов Навыки «экологически ответственного поведения» должны освоить все люди, начиная с самого детства.

5. Разработка и проведение внеклассного мероприятия с использованием Атласа новых профессий
Разработайте и проведите профориентационную игру с использованием Атласа новых профессий (http://atlas100.ru ).
По итогам игры представьте её разработку, творческий отчет с фото и возможно видеоматериалами.

6. Разработка и проведение внешкольных развивающих игр по Атласу новых профессий
Представьте проект, предусматривающий разработку и проведение развивающих игр по Аталсу новых профессий вне стен школы.
Разработайте структуру игры, правила игры.
Подготовьте раздаточный материал, презентацию к игре и т.д.
Подготовьте методическое описание игры.
Проведите игру. Соберите отзывы участников.

7. Разработка и проведение классных уроков по Атласу новых профессий.
Разработайте классный урок (классный час) с использованием Атласа новых профессий.
Напишите сценарный план урока, разработайте игровые решения: примеры, иллюстрации, схемы, карточки – для применения во время урока.
Подготовьте презентацию к уроку.
Проведите урок и пришлите все разработанные материалы, творческий отчет, фото (видео) материалы, отзывы.

IV. КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ КОНКУРСНЫХ МАТЕРИАЛОВ

1. Соответствие тематике конкурса.
2. Конструктивность предложенного содержания.
3. Оригинальность и креативность представления конкурсных материалов.
4. Возможность распространения данной практики.
5. Эффективное, адекватное использование Атласа новых профессий.

V. ЭКСПЕРТНАЯ КОМИССИЯ КОНКУРСА

Для оценки конкурсных материалов участников конкурса создаётся экспертная комиссия.

Состав экспертной комиссии:

Судаков Дмитрий Александрович – руководитель проекта «Атлас новых профессий» Агентства стратегических инициатив, ведущий эксперт проекта по разработке методики прогнозирования потребности в рабочих кадрах (Skills Technology Foresight, совместно с Международной организацией труда), председатель экспертной комиссии;

Голованов Виктор Петрович - главный научный сотрудник Федерального государственного бюджетного научного учреждения «Институт изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования», доктор педагогических наук, профессор Заслуженный учитель Российской Федерации;

Исакова Инга Николаевна - психолог высшей категории, Почётный работник общего образования РФ, специалист НП «Обнинский полис» по организации психологического сопровождения исследовательской деятельности учащихся и личностного роста учителя;

Кузьмин Максим Олегович - директор по развитию МАН «Интеллект будущего»;

Лукша Екатерина Борисовна , руководитель программ АНО «Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов», направление «Социальные проекты».

Ляшко Лев Юрьевич - председатель Общероссийской общественной Малой академии наук «Интеллект будущего», кандидат педагогических наук, Лауреат премии Правительства РФ в области образования;

Ляшко Татьяна Васильевна – директор образовательных программ Общероссийской общественной Малой академии наук «Интеллект будущего», Лауреат премии Правительства РФ в области образования;

Маленкова Людмила Ивановна - кандидат педагогических наук, профессор, эксперт МАН «Интеллект будущего»;

Панченко Ольга Григорьевна - профессор Академии повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования, кандидат философских наук;

Федоровская Елена Олеговна – кандидат биологических наук, зам. председателя МАН «Интеллект будущего» по научно-методической работе, Лауреат премии Правительства РФ в области образования.

VI. ТРЕБОВАНИЯ К ОФОРМЛЕНИЮ МАТЕРИАЛОВ

Аннотация: объём до 900 знаков, включая пробелы.
В начале аннотации указывается: а) название проекта; б) инициалы и фамилия автора (авторов); в) краткое название учреждения и населенный пункт с указанием субъекта Российской Федерации.

Конкурсная работа может быть представлена в любом формате в зависимости от её вида.

Обязательное условие: практическое применение с приложением фото, по возможности видео материалов.

Файл с работой называется по фамилии участника проекта (первому автору), далее указывается через пробел город, организация, в которой Вы учитесь. Например: Иванова Томск Школа7.

Внимание! Работа представляется на конкурс индивидуально или в соавторстве (не более 5 соавторов). Если авторы прислали работу на конкурс, то предполагается, что они дают согласие на публикацию этих материалов на сайте Атласа новых профессий (http://atlas100.ru ), в электронном журнале «Академиан», в специальных сборниках журналах. Авторские права на материалы сохраняются за участниками.

VII. ЧТО ОЖИДАЕТ УЧАСТНИКОВ КОНКУРСА ПРОЕКТОВ

1. По итогам конкурса участники в своём личном кабинете смогут скачать Свидетельство Участника Всероссийского открытого конкурса проектов учащихся «Атлас новых профессий – в жизнь!».

3. Трем победителям конкурса отправляются Грамоты от Директора направления «Молодые профессионалы» Автономной некоммерческой организации «Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов».

4. Лучшие работы будут опубликованы на сайте Атласа новых профессий (http://atlas100.ru ) с указанием фамилии и имени авторов, в журнале «Академиан» – электронном издании Малой академии наук «Интеллект будущего».

5. Участие в очной конференции. По итогам заочного тура конкурсанты приглашаются на очный проект – Всероссийскую конференцию «Созидание и творчество».

IX. ПОРЯДОК УЧАСТИЯ В КОНКУРСЕ

1. Изучить информацию на сайте Atlas100.ru об Атласе новых профессий.
2. Выбрать любую понравившуюся номинацию. Подготовить и реализовать проект.
3. Зарегистрироваться на сайте pedkurs.ru. На верхней вкладке нажать кнопку «Каталог курсов». В «выпавшем» списке выбрать конкурс «Атлас новых профессий – в жизнь!», напротив нажать кнопку «Подать заявку».
На сайте дана инструкция, как зарегистрироваться и прикрепить файл (описание проекта, презентацию, фото и видеоматериалы).
В названии файла указывается фамилия участника, город, учреждение.
Например: Иванова Томск Лицей 12.

Отправляя работу на конкурс, Вы тем самым даёте разрешение на внесение в базу ваших данных и публикации ваших результатов на сайте нашей организации.

Обращаем внимание , для участия в конкурсе необходимо в период с 1 марта по 25 апреля 2016 года отправить в Оргкомитет (разместить на сайте) заявочные материалы (описание проекта, отчёт о проведении с фото, видео приложениями).

Атлас новых профессий - это инструмент профессиональной ориентации, который поможет открыть новые горизонты перед школьниками. Ведь чтобы стать хорошим профессионалом через несколько лет, нужно как можно четче представить, чем ты хочешь заниматься в будущем, и начать меняться уже сегодня. Мы хотим, чтобы конкурс, основанный на материалах Атласа, помог тем, кто только начинает свой жизненный путь и ищет возможность для самореализации, определить оптимальное направление развития.

Вопросы о проведении конкурса можно задать по электронной почте Данный адрес e-mail защищен от спам-ботов, Вам необходимо включить Javascript для его просмотра.

Пока мы осваиваем профессии юристов, экономистов, слесарей и поваров Илон Маск грезит о полете на марс, 3D-принтеры начинают печатать человеческие органы, а Великобритания инвестирует миллионы фунтов стерлингов в подготовку ассистентов и помощников для роботов. Будьте готовы к тому, что в ближайшее время машины займут до 75% рабочих мест. Возможно, в России бум робототехники случится чуть позже, но он обязательно произойдет. Давайте поговорим про профессии будущего – новые и перспективные. Потому что задуматься о них стоит уже сейчас.

В каких сферах роботы не заменят человека

Робототехника развивается быстрее, чем полагали эксперты. В Японии машины уже не только выполняют рядовые операции на заводах, готовят и проводят домашнюю уборку – они отлично танцуют, играют в шахматы, а главное обучаются. Именно обучаемый искусственный интеллект становится главным конкурентом человека в борьбе за рабочее место. Зачем работодателю нанимать на работу оператора ЧПУ, если машине не нужно платить зарплату и нет никакой необходимости контролировать ее – роботы едва ли будут пытаться что-то украсть, едва ли будут халатными.

В рамках лекции о человеческом капитале после 4-й индустриальной революции Кристофер Писсаридес (лауреат Нобелевской премии по экономике) обозначил лишь 6 отраслей, в которых роботы не смогут полностью заменить человека. По крайней мере, в ближайшие 20-30 лет. Это:

  1. Медицина.
  2. Образование.
  3. Недвижимость.
  4. Домохозяйство.
  5. Гостеприимство.
  6. Персональные услуги.

С медициной, образованием и недвижимостью все понятно. Под домохозяйством понимаются не только бытовые хлопоты, но и планирование семейного бюджета, принятие решений при создании комфорта квартиры или дома, подбор оптимального места жительства и так далее. Под гостеприимством понимают гостиничный, ресторанный и туристический менеджмент, а также индустрию развлечений.

В число персональных входят, например, услуги психолога, няни, сиделки и других специалистов, которых роботы не могут заменить по практическим и этическим причинам. Сюда же можно отнести несколько сфер, которые отчасти тоже являются профессиями. Яркий пример – духовенство. Сложно представить робота в лице служителя церкви, разве что это будет отдельный новый культ, новая религия.

Также это сфера искусства – предположительно ценность человеческого труда здесь не пропадет и, напротив, продолжит расти.

Рейтинг ТОП-10 лучших онлайн школ



Международная школа иностранных языков, включая японский, китайский, арабский. Так же доступны компьютерные курсы, искусство и дизайн, финансы и учёт, маркетинг, реклама, PR.


Индивидуальные занятия с репетитором по подготовке к ЕГЭ, ОГЭ, олимпиадам, школьным предметам. Занятия с лучшими преподавателями России, более 23 000 интерактивных задач.


Образовательный IT-портал, который помогает стать программистом с нуля и начать карьеру по специальности. Обучение с гарантированной стажировкой и бесплатные мастер-классы.



Крупнейшая онлайн-школа английского языка, которая дает возможность индивидуально выучить английский с русскоязычным преподавателем или носителем языка.



Школа английского языка по Skype. Сильные русскоязычные преподаватели и носители языка из Великобритании и США. Максимум разговорной практики.



Онлайн школа английского языка нового поколения. Преподаватель общается со студентом по Скайпу, а урок проходит в цифровом учебнике. Персональная программа обучения.


Дистанционная онлайн-школа. Уроки школьной программы с 1 по 11 класс: видео, конспекты, тесты, тренажеры. Для тех, кто часто пропускает школу или проживает вне России.


Онлайн-университет современных профессий (веб-дизайн, интернет-маркетинг, программирование, менеджмент, бизнес). После обучения студенты могут пройти гарантированную стажировку у партнеров.


Крупнейшая площадка онлайн образования. Позволяет получить востребованную интернет-профессию. Все упражнения размещены онлайн, доступ к ним не ограничен.


Интерактивный онлайн-сервис для изучения и практики английского языка в увлекательной игровой форме. Эффективные тренировки, перевод слов, кроссворды, аудирование, словарные карточки.

Профессии будущего: ТОП-20 специальностей

Среди предположений футуристов много специальностей, которые могут показаться утопией или откровенным бредом. При прогнозировании особенно важно опираться на тенденции в науке. Если мы знаем, что робототехника и сфера IT стремительно развиваются, то должность адвоката по роботоэтике уже не выглядит такой нереальной. Обратим ваше внимание на перечень профессий, опубликованных американскими, европейскими и российскими исследователями.

Новые профессии будущего – ТОП-10 Microsoft и The Future Laboratory

  1. Дизайнер виртуальной реальности . Эксперты прогнозируют существенный рост рынка VR-устройств. В ближайшие 7-8 лет он должен превысить отметку в 45 миллиардов долларов. Миллионы людей будут проводить большую часть свободного времени в виртуальной реальности, которую и будут проектировать дизайнеры нового поколения. Они будут создавать виртуальные офисы для дистанционных переговоров, музеи, муниципальные учреждения и многое другое.
  2. Разработчики робоэтики . Или адвокаты по робоэтике. Они будут выступать посредниками между человеком и искусственным интеллектом. В задачи специалистов будет входить разработка этических норм, в соответствии с которыми роботы смогут существовать среди живых людей. Потребность в профессии обусловлена возможным появлением «плохих» машин, способных намеренно причинить вред людям.
  3. Виртуальные экскурсоводы и digital-комментаторы . Вы испытываете катарсис, когда соприкасаетесь с произведениями искусства в музеях, в картинных галереях? Эксперты полагают, что совсем скоро виртуальные экскурсии вытеснят до 80% реальных помещений культурных объектов. Здесь то и пригодятся digital-комментаторы и экскурсоводы, владеющие VR-технологиями.
  4. Биохакеры . По сути это любители, которые проводят собственные исследования в области молекулярной биологии, используя открытые данные научного сообщества. Предполагается, что в скором времени биохакеры выйдут на новый уровень и в режиме фриланса смогут помогать ученым в поиске способов лечения сложнейших заболеваний.
  5. Аналитики «Интернета вещей» . Бытовая техника и электроника все чаще оснащается собственным программным обеспечением, благодаря чему устройства могут обмениваться данными между собой. «Интернет вещей» (Internet Of Things, IoT) потребует модернизации уже через 5-8 лет: в развитых странах будут востребованы специалисты, способные анализировать данные и искать, скажем, новые методы интеграции бытовых приборов в единые системы для «умных домов».
  6. Космический гид . Ученые говорят о том, что к началу 2030-х годов космический туризм перестанет быть редкостью и станет вполне доступным для обеспеченных людей. В связи с этим станут востребованными гиды, которые будут сопровождать путешественников в полетах к звездам. И если на начальном этапе ими могут стать космонавты, то в дальнейшем специальность может появиться даже в рядовых ВУЗах.
  7. Куратор персональных данных . Нейроинтерфейсы, объединяющие человеческий мозг с компьютером станут максимально распространенными уже через 3-4 года. Мы сможем «записывать» воспоминания, планы и мысли, а также распространять их в социальных сетях – делиться с друзьями и даже незнакомыми пользователями. Задача куратора персональных данных – объединить сведения в общий информационный поток и адаптировать их.
  8. Специалист по восстановлению экосистем . Примерно к 2030-му году ресурсы планеты могут серьезно истощиться в связи с существенным ростом населения. Речь идет не только о невосполняемой нефти, но и о животных, растениях. В этой ситуации потребуются инженеры, которые займутся восстановлением окружающей среды. В частности, они смогут «возродить» вымершие виды животных и растений, используя ранее собранный генетический материал.
  9. Инженер по разработке устройств постоянного питания . В ближайшие 5-10 лет может быть завершен переход к устойчивой энергетике – на всей территории планеты начнут использовать энергию солнца и ветра в качестве основного источника питания. Единственная проблема – невозможность эксплуатации приборов в облачную и безветренную погоду. Потому разработчики устройств постоянного питания станут особенно востребованными.
  10. Боди-дизайнер . Биоинженерия должна совершить прорыв уже к середине 2020-х годов. В будущем человек сможет с легкостью менять ткани и даже органы. Возможности медицины и пластической хирургии помогут людям становиться такими, какими бы они хотели себя видеть. А боди-дизайнеры смогут воплотить желания конкретного человека в макеты, которыми хирурги будут руководствоваться в ходе работы.

Перспективные профессии будущего – ТОП-10 по версии «Сколково»

Этот список был представлен экспертами «Сколково» в виде атласа специальностей, которые будут востребованы в будущем. Среди них есть отличные варианты и для девушек, и для юношей.

Наиболее реалистичными профессиями были признаны:

  1. Сити-фермер . Он будет заниматься полезным озеленением мегаполисов. Вполне возможно, что в будущем большие города смогут самостоятельно обеспечивать себя овощами и фруктами – они будут выращиваться прямо на крышах и фасадах небоскребов.
  2. Молекулярный диетолог . «Диета Ларисы Долиной» может не помогать не только из-за антинаучного базиса, но и из-за индивидуальных особенностей вашего организма. В ближайшем будущем мы сможем худеть на молекулярном уровне – диетологи будут исследовать индивидуальность нашего строения в мельчайших подробностях и смогут составлять уникальные программы для похудения, набора или удержания веса.
  3. Онлайн-доктор . Ряд законов об онлайн-консультациях уже принят, потому профессия не кажется футуристической, и тем более утопической. Уже через 4-5 лет онлайн-доктор сможет заменить большинство врачей, практикующих классический очный прием пациентов.
  4. Менеджер по космическому туризму . Если американские исследователи отмечают космических гидов, то «Сколково» делает акцент на специалистах, которые будут организовывать полеты к звездам. Менеджеры в этой отрасли, согласно прогнозам, станут востребованными уже через 15-20 лет.
  5. Цифровой лингвист . Задача специалиста – адаптировать язык машин для человека, сделать его более понятным и «живым». Цифровые лингвисты будут работать с онлайн-переводчиками, поисковыми системами и другими роботизированными устройствами, которые «говорят» с человеком.
  6. Реконструкторы . Большинство знаковых зданий, памятников истории и архитектуры, совсем скоро станут аварийными. Задача специалистов по перестройке этих объектов создать проект, в соответствии с которым здание перестанет представлять опасность и при этом сохранит ценность памятника.
  7. Проектировщик 3D-печати . Эта профессия станет особенно востребованной в строительстве, где 3D-технологии широко применяются уже сегодня. И если сейчас печатают лишь отдельные элементы и стройматериалы, то в будущем с помощью специальных принтеров можно будет создавать полноценные здания.
  8. Разработчик домашних роботов . Специальность существует уже сегодня и в будущем продолжит набирать популярность. Эксперты полагают, что к 2030-му году человек сможет полностью избавиться от хлопот по дому, передав всю бытовую работу машинам.
  9. Проектировщик финансовой траектории . Он поможет вам не совершать ошибок при построении карьеры, разработав индивидуальный план достижения успехов. По сути это эксперт, который сможет составить алгоритм движения по карьерной лестнице для каждого человека.
  10. Тренер по майнд-фитнесу . Будут столь же харизматичными, как ведущие современных бесполезных тренингов, и одновременно помогут вам приблизиться к совершенству в интеллектуальном плане. Вы сможете овладеть скорочтением, развить феноменальную память и так далее.

Куда поступать, чтобы оставаться в тренде

Не место красит человека. Поступать можно куда угодно, главное – следить за новшествами, научными открытиями и разработками в своей отрасли. Не так важно, будете вы учиться на биолога, хирурга, программиста или психолога – ключевым требованиям становится следование современным профессиональным тенденциям. При этом настоятельно рекомендовано высшее образование. Даже если вы не будете работать по специальности, интеллектуальное развитие в ВУЗе обычно более мощное, чем в техникуме или колледже.

С точки зрения специальностей будущего наиболее востребованными отраслями являются:

  • Биология.
  • Робототехника.
  • Химия.
  • Менеджмент.

В тренде остаются и инженерные специальности. Не менее востребованными будут проектировщики и архитекторы. Однако на первый план выходят профессии, связанные с умственным трудом. Тяжелую физическую работу на себя примут машины. Исключением может стать только спорт, но и он под вопросом – соревнования среди роботов уже пользуются колоссальной популярностью.

Московская школа управления (МШУ) «Сколково» совместно с Агентством стратегических инициатив подготовила атлас 100 новых и 30 отмирающих профессий. Согласно ему к 2020 году отомрут такие профессии, как диагност, стенографист, турагент, швея, лифтер, почтальон и пр. После 2020 года не останется журналистов, юрисконсультов, нотариусов, провизоров, аналитиков, банковских работников, логистов, лекторов. На смену им придут сити-фермеры, экоурбанисты, биотрансдукторы, тайм-брокеры, ГМО-агрономы и прочие специалисты будущего.

Российская газета пообщалась на эту тему сразу с двумя членами НП «Эксперты Рынка Труда». Атлас будут распространять в вузах и школах, чтобы наглядно показать, что больше не нужны юристы и экономисты. Однако не все эксперты рынка труда согласны с таким прогнозом. В частности, Вера Анисцына, руководитель группы подбора персонала кадрового агентства «ЮНИТИ», сомневается в реалистичности таких исследований: «Крайне сомнительно, что через 6–10 лет не станет почтальонов или швей, да и других специалистов, перечисленных в атласе. В краткосрочной перспективе такие предположения выглядят как цитаты из фантастического романа. Возможно, в далекой перспективе эти прогнозы частично сбудутся, но вряд ли на нашем веку».

"Насколько серьезно стоит относиться к прогнозам, что через пару пятилеток вдруг окажутся невостребованными таксисты, нотариусы, бухгалтеры, переводчики, туроператоры и авиадиспетчеры? - вопрошает Руслана Беренд, руководитель направления Банки/Финансы холдинга «Империя Кадров» (корпоративный член НП «Эксперты Рынка Труда) .- И к тому, что вдруг резко возрастет спрос на дизайнеров виртуальных миров и инженеров-космодорожников? Очевидно, что вероятность того, что в скором времени функции по перевозке пассажиров, сведению балансов и оформлению завещательных распоряжений и доверенностей будут переложены на плечи всемогущих машин, сильно преувеличена. Еще более маловероятно, что в современном мире с его перманентными экономическими проблемами, техногенными катастрофами, политическими кризисами и локальными военными конфликтами вдруг неожиданно окажутся востребованы специалисты в области «корпоративной антропологии» и «тайм-брокерства».

По словам рекрутеров, сегодня в большей степени наблюдается тенденция к возрастанию спроса на многофункциональных специалистов, обладающих квалификацией сразу в нескольких профессиональных областях, например: юрист-экономист; фармацевт-маркетолог; нотариус-переводчик.

Однако один из авторов атласа, профессор практики МШУ «Сколково» Павел Лукша, не согласен с такой оценкой. «Наша работа выполнялась по методологии, которая подтверждена с ведущими международными экспертами в области прогнозирования потребностей на рынках труда, включая Международную организацию труда. Выводы базируются на анализе тенденций, которые развиваются в 19 основных отраслях экономики, в том числе на статистических данных, прогнозах развития и инвестиционных и научно-исследовательских планах ведущих государственных и частных компаний. Они были сформированы и многократно подтверждены в работе с ведущими отраслевыми специалистами по каждой из отраслей - с людьми, которые знают реальную практику этих отраслей и то, что в них планируется. В этом смысле ни одна из профессий не является фантазией для нас, все они были предложены отраслевыми экспертами в результате проведенных аналитических и стратегических сессий. Поскольку речь идет о новых профессиях, то они, разумеется, не будут походить на те профессии, которые есть на рынке сейчас. Это профессии, которые имеют дело с задачами, которых в настоящее время еще нет, которые только появляются. Многие из этих задач для неспециалистов выглядят фантастично, но они уже входят в отраслевую практику». Это подтверждает и Руслан Ларин , директор департамента управления персоналом ГК «Диарси», член НП «Эксперты Рынка Труда» : «Я обратил внимание на те профессии, что востребованы уже сегодня, и уверен, будут востребованы еще больше к 2020-му. Повышенный спрос, например, на кибербезопасников и прочих специалистов по обеспечению безопасности данных продиктован, безусловно, возрастающим количеством кибератак через Сеть. Персональный бренд-менеджер - это тема не только 2020 года, но и сегодняшнего дня. Не только известные персоны задумываются над формированием правильного имиджа на публичных площадках, сегодня это уже важно для каждого топ-менеджера или эксперта на рынке».

«Космические» профессии будут одними из самых востребованных, считают авторы атласа. Фото Reuters

Через 10 лет на смену провизорам, швеям и турагентам в России придут биофармакологи, дизайнеры одежды с генерацией энергии и менеджеры по космическому туризму. Такие перемены на рынке труда сулят составители «Атласа новых профессий», которые выбрали для молодых россиян более 100 самых перспективных специальностей. Правда, пока получить большинство профессий будущего в России просто невозможно.

Президентское Агентство стратегических инициатив (АСИ) вместе со школой управления «Сколково» подготовили «Атлас новых профессий» - справочник, показывающий, какие профессиональные направления будут востребованы через 10–20 лет. В сборник вошли 132 новые профессии, разделенные по 19 отраслям, и более 30 «профессий-пенсионеров», которые, по прогнозам экспертов, должны исчезнуть в ближайшем будущем. В подготовке справочника профессий будущего участвовали 2,5 тыс. российских и иностранных специалистов.

Атлас профессий будущего должен стать для молодых людей своего рода картой жизненных и карьерных возможностей. Авторы прогноза постарались объяснить, какие навыки и компетенции будут востребованы в будущем и как изменится сама структура рынка труда. Для каждой специальности составители выделяют и так называемые надпрофессиональные навыки – от сверхэкономичного производства до мультиязычности и мультикультурности.

Надо сказать, что атлас профессий будущего и в самом деле выглядит футуристично. Если, например, такие профессии, как консультант по здоровой старости или инженер производства малой авиации, можно осваивать уже сейчас, то образовательные возможности для будущих космогеологов или архитекторов медоборудования, обладающих одновременно медицинскими и техническими знаниями, весьма ограничены.

«Этот атлас – пока наш первый шаг, он не полный, и мы не планируем останавливаться на достигнутом. Мы хотим в перспективе перейти к тому, чтобы заинтересованный абитуриент или родитель мог ввести на сайте профессию или образ профессионала в будущем – и под него была выстроена целостная траектория образовательного и профессионального развития. Программа атласа будет выдавать пошаговую инструкцию – например, сначала поучиться в одном вузе, потом поехать на стажировку, затем поработать на предприятии. И тогда при соблюдении этих условий через 15 лет человек станет тем, кем он хотел стать», – рассказал на презентации атласа руководитель департамента проектов и практик направления «Молодые профессионалы» АСИ Владимир Солодов. Пока же составители атласа ограничились небольшим списком вузов и работодателей для каждой отрасли.

Перечень вымирающих профессий оказался не менее удивительным. К 2020 году, согласно прогнозу, устареют не только рабочие специальности вроде лифтера, вахтера и почтальона, но и интеллектуальные – например, лектор в университете, копирайтер и турагент. А после 2020 года исчезнут журналисты, логисты, водители такси и даже инспекторы ДПС.

Насколько точным окажется прогноз, сказать невозможно. Однако составители атласа уверены, что изменения в структуре рынка труда неизбежны. А вот скорость появления новых профессий может быть разной. Это зависит и от желания предпринимателей заниматься развитием технологий, и от способности образовательной системы удовлетворять возникающие потребности в новых специалистах, и от готовности федерального правительства способствовать переменам.

Опрошенные «НГ» эксперты к атласу профессий отнеслись скорее скептически. Руководитель программы «MBA – стратегическое управление человеческими ресурсами» ВШЭ Екатерина Варга считает, что подобные исследования могут быть интересны людям, выбирающим профессию, но сами работодатели мало обращают на них внимания. Пока у работодателей самые практические потребности, куда атлас профессий будущего явно не входит. «Например, Объединенную авиастроительную корпорацию (ОАК) перестал устраивать уровень подготовки приходящих к ним выпускников вузов. Эксперты ОАК провели собственное исследование и, заручившись согласием Минобрнауки, изменили образовательные программы в целом ряде вузов», – рассказывает эксперт.

Исполнительный директор компании «Горизонт» Галина Мельникова полагает, что такого рода справочники в любом случае интересны и полезны, но их востребованность и уровень доверия к ним зависят и от компетенции экспертов, и от методологии прогнозов. При этом граждане должны учитывать, что долгосрочные прогнозы, как правило, не сбываются. «Но то, что в будущем приоритетными окажутся наукоемкие, высокотехнологичные отрасли, это не новость – наверняка так и будет», – уверена Мельникова. По ее мнению, преимуществами на рынке труда будут обладать главным образом высококвалифицированные специалисты инженерно-технологических отраслей.

Профессии будущего и прошлого
Будут востребованы до 2020 года Будут востребованы после 2020 года Устареют до 2020 года Устареют после 2020 года
Генетический консультант Специалист по киберпротезированию Лектор Юрисконсульт
Проектировщик инфраструктуры «умного дома» Разработчик образовательных траекторий Оператор call-центра Инспектор ДПС
Оценщик интеллектуальной собственности Специалист по безопасности в наноиндустрии Турагент Системный администратор
Экопроповедник Дизайнер носимых энергоустройств Копирайтер Риелтор
Корпоративный антрополог Эксперт по «образу» будущего ребенка Испытатель техники Машинист товарных составов
Loading...Loading...