Будущее человечества с точки зрения религии. Религия будущего: сможет ли искусственный интеллект заменить Бога? Интернет-культура и религиозные мемы будущего

Сложившаяся в России практика церковно-государственных отношений уже давно вызывает обеспокоенность атеистов и даже некоторых верующих-антиклерикалов. В этой связи представляется очень важным вопрос: какое будущее ждет такое государство и такую церковь? Современникам иной раз кажется, что порочная система сможет законсервироваться чуть ли не навечно. В данной статье мы покажем, что такой вариант развития событий более чем маловероятен.
Во-первых, представляется очевидным, что и государство, и церковь в современной России стремятся к тотальному контролю над умами. Действующее российское руководство даже не скрывает своих истинных намерений: чего стоят, к примеру, циничные заявления некоторых представителей «Единой России» о «православии как нравственной основе модернизации» и необходимости дать народу «политическую мифологию»! Позиция РПЦ тоже понятна: если народ перестанет мыслить иррационально, то церковники уже не смогут утверждать, что православие лучше ислама, а религия лучше науки. Это, разумеется, положит конец их влиянию.
Теперь ответим на следующий вопрос: чего в первую очередь боится любой тоталитарный режим? А боится он двух вещей: революции и внешнеполитических неудач, атаки изнутри и атаки извне. Понятно, что Кремль заинтересован в наращивании своего влияния на международной арене и приложит для этого все усилия. Влияние в современных международных отношениях складывается из двух компонентов:
1) Военная и экономическая мощь (hard power).
2) «Мягкая мощь» (soft power) – привлекательность политической идеологии, культуры, системы ценностей того или иного государства.
Посмотрим, чего может добиться теократия (а к тому идет!) на этих двух направлениях.
Военная и экономическая мощь в наше время немыслима без передовых технологий. Само собой разумеется, что люди, занимающиеся их разработкой, уже представляют опасность для режима.
Как справедливо заметил проф. Е. К. Дулуман, верующий ученый может видеть «перст Божий» где угодно, но только не в своей собственной науке (иначе какой же он ученый!). А сторонник интердисциплинарного подхода, активно содействующий сближению и взаимному обогащению различных отраслей знания, «изгоняет» Бога сразу из нескольких наук.
Т. е., для того, чтобы преуспеть в своих внешнеполитических начинаниях, Кремль будет вынужден:
А) Воспитывать людей с критическим мышлением, способных создавать новые знания и двигать страну вперед. А человек, привыкший все подвергать сомнению и ничего не принимать на веру, рано или поздно усомнится и в правильности «политики партии и правительства». Многие диктатуры рушились именно из-за «спецов», пользовавшихся влиянием в массах и превращавших «модернизацию сверху» в «децентрализованную модернизацию».
Б) Способствовать слиянию разрозненных научных знаний в единую картину мира, что сделает невозможными мистические спекуляции.
В) Давать критически мыслящим людям право голоса в различных властных структурах, обеспечивать им возможность учить других, распространять свои идеи.
Очевидно, что мировоззрение новой интеллектуальной элиты будет крайне неправославным. Церковники, конечно, не согласятся с данным тезисом и попытаются доказать обратное на примере биографий верующих ученых (И. Ньютона, Г. Лейбница, М. Планка и др.), хотя их аргумент не выдерживает никакой критики.
Во-первых, вышеупомянутые ученые добились успеха не благодаря религии, а вопреки ей. Хорошо известно, что И. Ньютон всерьез занимался толкованием Апокалипсиса, но прославился-то он открытием закона всемирного тяготения, а его мистические «откровения» сейчас мало кому интересны. Во-вторых, и Ньютон, и Лейбниц были ДЕИСТАМИ, а не теистами. По мнению Лейбница, Бог дал миру непреложные физические законы в момент творения и с тех пор не вмешивается в его развитие. Понятно, что всесовершенный мастер создаст идеально отлаженную машину, заранее предусмотрев все возможные угрозы и вызовы. Следовательно, ему не нужно будет вмешиваться каждую секунду (!) в ее функционирование и что-то чинить, кого-то спасать, внимать чьим-либо молитвам. Т. е., все наши потребности были учтены еще при сотворении мира, значит, молиться бесполезно. Все наши грехи также были «запрограммированы» в начале веков, так что никто ни в чем не виноват, и в ад никто не попадет. А для свободы воли в данной концепции вообще не остается места, потому что утверждение о свободе человеческих поступков равносильно утверждению о беспричинности некоторых явлений в мире, что противоречит тезису о непреложности физических законов. Кроме того, стоит ли тратить время на постижение законов природы, если они в любой момент могут быть пересмотрены или даже отменены «высочайшим повелением».
Мне лично непонятно, что общего у Бога Ньютона с Богом традиционной религии. Я не собираюсь здесь обсуждать вопрос о конструктивности деизма, но очевиден тот факт, что с помощью представления о deus otiosus («праздном боге») практически невозможно манипулировать массовым сознанием.
Так что не будет православие «нравственной основой модернизации».
Также успешное развитие экономики невозможно без частной инициативы (командно-административное хозяйствование уже доказало свою несостоятельность). При этом каждый человек лишь тогда заинтересован в повышении производительности собственного труда, когда он уверен в справедливом распределении произведенного продукта. А если правительство бросает огромные ресурсы на поддержку сомнительной гипотезы, оставляя многие гораздо более насущные проблемы неразрешенными, то навряд ли народ с энтузиазмом подхватит экономические инициативы «сверху». И вообще, любой новый храм знаменует собой торжество «метафизических» потребностей человека над реальными, что весьма печально. Французы гордятся собором Нотр-Дам-де-Пари, а ведь он построен на костях «третьего сословия», изнемогавшего от войн, поборов и неурожаев. В принципе, то же самое происходит и в наше время, несмотря на некоторое уменьшение масштабов.
Теперь поговорим о «мягкой мощи». Глобализация вынудила церковь стать более открытой и всерьез заняться улучшением своего имиджа на международной арене: достигнуто примирение с католиками, старообрядцами и т. п. Другое дело, что РПЦ сейчас многое делает под давлением обстоятельств, вопреки собственным «идеалам» (епископ Анадырский и Чукотский Диомид уже обвинил Московский патриархат в ересях экуменизма и глобализма). Ведь Бог в Ветхом Завете недвусмысленно говорит, что лжепророков и всяческих еретиков надо уничтожать физически. В 17 в. православные понимали Его слова буквально, мечтая об искоренении «латинской мерзости». Сейчас католицизм считается инославием (но не иноверием!). А догматы-то, проповедуемые РПЦ, с тех пор абсолютно не изменились!
Т. е., так называемое межконфессиональное сотрудничество всегда происходит в ущерб «символу веры» каждой из сторон и поэтому не может иметь устойчивого положительного эффекта.
Вывод: религия в современном мире находится в весьма двусмысленном положении, так как отрицать общечеловеческие ценности опасно, а признать их – значит потерять монополию на истину. С одной стороны, православным тяжело признать, что атеистическое конфуцианство ничуть не хуже их религии справляется с этическими проблемами, с другой – они в эпоху глобализации не могут отмежеваться от культурного достояния других народов.
Поэтому церковь объявляет себя «проводником и толкователем» общечеловеческих ценностей, но это не помогает ей вернуть утраченное влияние, потому что для их усвоения посредники не нужны. Не надо забывать о том, что человечество – единый биологический вид, поэтому человек для покорения «межчеловеческого пространства» не нуждается в «откровении Господнем». Очевидно, что смесь неискренних уступок и тайной дипломатии, которую представляет собой внешняя политика РПЦ, не способствует улучшению имиджа РФ на международной арене.
В заключение рассмотрим три вероятных сценария будущего России:
1) Кремль кардинально пересмотрит свое отношение к церкви (вариант из области фантастики, но для полноты анализа нужно упомянуть и его). Тогда многих опасностей внешне- и внутриполитического характера удастся избежать.
2) Теократическое государство по всем направлениям потерпит сокрушительное поражение на международной арене, и Россия станет колонией США, Китая или какого-нибудь другого глобального лидера. Неизвестно, будет ли превращение РФ в колонию связано с территориальными уступками, угрозой военного вторжения и т. п., но ясно одно: даже о региональном лидерстве Кремлю придется забыть. О последствиях такого рода событий для РПЦ распространяться не буду.
3) Социально-экономические проблемы, деградация политической системы, утрата церковью и государством контроля над умами в эпоху глобализации спровоцируют революцию (возможна комбинация третьего варианта со вторым). Самый худший сценарий. Во втором случае мы получаем государство третьего эшелона с мрачными перспективами, в третьем – руины и полный коллапс цивилизации.
Вывод: у РПЦ будущего нет, в этом мы можем быть уверены. Вопрос в другом: есть ли будущее у России? Успеют ли обломки старого похоронить под собой ростки нового, или мы все-таки спохватимся, пока еще не поздно?
Посвящается России, какой я хотел бы ее видеть.
Михаил Кухтин.

Ну, я бы не сказала, что новая религия придёт "на смену". Потому что те религии, которые к нашему времени уже появились, никуда не исчезнут. Во-первых, потому, что любая религия - это совокупность идей, а идею в принципе невозможно уничтожить, и даже если большинство человечества дружно признает определённую идею бредовой, у неё всегда найдутся новые сторонники. Что уж говорить о таких глобальных и затрагивающих личные чувства идеях, как религии. Ведь даже язычество в современном мире полностью не исчезло, хотя все вроде люди цивилизованные... :) А нет, наоборот, язычество переживает второе рождение, у него появляются новые приверженцы, в основном из числа людей, разочаровавшихся в традиционных религиях. А во-вторых, потому что религиозная принадлежность часто передаётся из поколения в поколение через воспитание в семье. А значит, приверженцы современных религий будут продолжать воспроизводить себе подобных как минимум из числа собственных детей, и в большинстве случаев у них это будет получаться, потому что идеям, которые человек усвоил с молоком матери, весьма сложно противопоставить порой даже здравый смысл.
В общем, современные религии будут жить. Однако совершенно точно можно утверждать, что в далёком будущем появятся новые религии, а современные претерпят серьёзные изменения. И христианство, и ислам, и буддизм, и другие религии без преобразований не останутся. Конечно, всегда будут оставаться так называемые "староверы", которые этих изменений не примут и продолжат исповедовать тот вариант своей религии, который есть у нас сейчас, но большинство верующих некоторые положения своей веры пересмотрят. И мы можем предположить, на что эти преобразования будут направлены.
Во-первых, тенденция идёт к тому, что религия должна уважать логику. Заметьте, не столько даже науку в целом, сколько именно логику. Большинство атеистов и агностиков, которые мне встречались, говорили, что они вполне готовы поверить в существование Бога, однако не готовы принять традиционную религию (например, христианство) чуть ли не исключительно по той причине, что в священных текстах, таких как Библия, много логических противоречий. И приводят примеры. И да, в этот момент мне, человеку верующему, всегда нечего им ответить, потому что противоречия в Библии действительно есть. Другое дело, что лично мне они верить в Бога не мешают, потому что я отлично понимаю, что Библию писали люди, а не Бог. И да, люди ошибались, в чём-то заблуждались, люди были подвержены большому количеству стереотипов, которые мы теперь развенчиваем. Однако это действительно является одной из проблем современных религий и каждая религия должна её решить. Оставить всё как есть не получится. А значит, современные теологи, священники и вышестоящие лица каждой конфессии рано или поздно будут поставлены перед необходимостью упорядочить священные тексты, созданные много веков назад, таким образом, чтобы концы сошлись с концами. И каждое противоречие, которое существовало, так или иначе объяснить. В противном случае отношение к религии получается весьма несерьёзное, как к "беллетристике", в которой логику искать и не дОлжно. Поэтому чтобы продолжить существовать, религии будут приведены с простой формальной логикой в большее соответствие, нежели сейчас. И новые религии тоже будут с логикой дружить, несостыковок в их положениях будет минимальное количество. Это уже сейчас многим становится важно.
Во-вторых, в далёком будущем нас с вами определённо ждёт новый гендерный порядок, а это значит, что религиозные догматы, основанные на гендерных стереотипах, негативном отношении к однополой любви, абортам и т.д., будут пересмотрены. Несмотря на то, что священники каждой религии будут в большей или меньшей степени этим изменениям сопротивляться, процесс уже пошёл. Сейчас многие представители гендерных и сексуальных меньшинств испытывают трудности со своей верой только потому, что вышестоящие лица их конфессий страдают древними предрассудками и привносят их в религию, как истины в последней инстанции. В будущем эти проблемы тоже будут решены, ведь иначе пространство для распространения религии неминуемо сокращается, а это не нужно никому, и в первую очередь это не нужно самим священникам. А новые религии, вполне возможно, будут даже уделять гендерному и прочему равенству особое внимание.
Да и в целом религии будущего будут значительно меньше перегружены этически, потому что уже сейчас многие люди приходят к тому, что они достаточно развиты как личности, чтобы определять свои моральные нормы самостоятельно, а не слепо полагаться на догматы и запреты, которые диктует та или иная религия. Часто встречаю людей, которые в Бога верят или как минимум готовы принять, что "что-то там такое есть", но совершенно не хотят, чтобы религия указывала им, как надо жить. Да и кто же этого хочет? :)
В-третьих, религии будущего будут гораздо более миролюбивы, просто потому что трястись при мысли о ядерном противостоянии всем изрядно поднадоело. Вполне возможно, что новые религии будут включать в себя концепцию о мирном сосуществовании с другими конфессиями как нечто само собой разумеющееся.
Ну и в-четвёртых, современные религии пересмотрят свои представления о том, как должны вести себя должностные и вышестоящие лица, такие как священники и патриархи. Ну хотя бы запретят им иметь свои маленькие табачные империи. :)
Такие дела.

18.09.11 Количество верующих в мире - по крайней мере в развитых, так называемых цивилизованных, странах - сокращается. А число людей, которые открыто объявляют себя атеистами, растет год от года.


Такие результаты получила группа американских ученых под руководством Даниэля Абрамса из Северо-Западного университета и Ричарда Вейнера из Университета Аризоны, проанализировав статистические данные за последние сто лет. Исследователи доложили об этом на недавней конференции Американского физического общества, которая прошла в Далласе.

Статистические данные были собраны в США, Канаде, Новой Зеландии, Австралии и в ряде стран Европы. Оказалось, что во всех стабильно множились лишь атеисты. Больше всего их ныне в США и Голландии - порядка 40 процентов. Но лидирует в этом смысле Чехия, в которой более 60 процентов безбожников.

Чтобы объяснить феномен роста антирелигиозности, ученые обратились к бесстрастной математике. И попытались смоделировать ситуацию, вооружившись простой гипотезой. Она предполагает: люди стремятся присоединиться к той социальной группе, членство в которой кажется им наиболее выгодным. Например, кто-то становится верующим, наблюдая за многочисленными представителями этой группы и осознавая, что молиться и поклоняться Богу очень полезно по тем или иным причинам - духовным или даже материальным.

Вейнер пояснил: аналогичным образом люди решают, на каком языке им говорить, если существуют несколько вариантов. Как, скажем, в Перу: на испанском или на родных - кечуа или аймара. Последние постепенно вымирают, поскольку знание их никаких серьезных выгод не сулит.

Примерно так же некоторые люди решают вопросы партийной принадлежности. Просто выбирают наиболее влиятельную, а не руководствуются верой в те или иные идеалы. Похожая ситуация складывается и с религией.

По мнению Абрамса и Вейнера, люди считают: пользы от религии все меньше и меньше. И в обозримом будущем это неизбежно приведет к тому, что верующих не останется.

О грядущей эре атеизма свидетельствует не только статистика. Прогноз подкрепляет и математическая модель (на основе нелинейной динамики), которая показывает почти полное с ней - со статистикой - соответствие. То есть теоретически вычисленное количество людей, отказавшихся от веры, почти совпало с реальным.

Впрочем: ученые не настаивают, что им открылась истина. И признают, что окружающий мир может быть сложнее формул, которые вроде бы к нему подходят.

Нет… Бог все-таки нужен


В 2008 году религиозный фонд Джона Темплтона, который регулярно поддерживает ученых, занятых поисками Бога и научными обоснованиями веры, выделил 2 миллиона фунтов стерлингов (более 3 миллионов долларов) на поиски причин, по которым люди становятся религиозными. Деньги осваивает известный психолог из Оксфордского университета Джастин Баррет с многочисленными коллегами из разных стран.

Проект с незамысловатым названием «Почему люди верят в Бога?» был рассчитан на три года. То есть в нынешнем, 2011-м, году можно ожидать окончательных выводов. Но предварительные время от времени уже появляются. И они противоречат атеистической математике Абрамса и Вейнера. Полно данных, которые доказывают: религиозность полезна.

Сплоченные одной верой более живучи


Канадские психологи Ара Норензаян и Азим Шариф из Университета Британской Колумбии, работающие по проекту вместе с Барретом, полагают, что религиозные люди лучше приспособлены к жизни. Особенно к ее тяготам. Ведь вера их сплачивает. А сплоченные сильны взаимовыручкой. Значит, у них больше шансов выжить в трудные времена. И, следовательно, передать свои «религиозные гены» по наследству.

В результате эволюция привела к тому, что почти в каждом человеке заложена вера в Бога. Таково мнение ученых. Обрели они его, проведя сравнительный анализ разнообразных замкнутых коммун и общин, которых много возникло в США в XIX веке. Среди них были как религиозные, так и светские, например, основанные на идеях коммунизма. И оказалось, что религиозные общины в среднем просуществовали гораздо дольше (см. схему).

Религия, - говорит Ара Норензаян, - объединяет по таким принципам, как верность общине и готовность жертвовать личными интересами ради общества. Кроме того, выживаемость религиозных (но не светских) общин напрямую зависит от строгости устава. Чем больше ограничений накладывала община на своих членов и чем более сложные ритуалы им приходилось выполнять, тем дольше существовала. Это выгодно для эволюции.

Поклонение невидимому вождю сохраняет порядок


Французский антрополог Паскаль Буайе из Вашингтонского университета в Сент-Луисе отмечает еще одну специфическую особенность человеческого мышления, которая делает нас чрезвычайно восприимчивыми к религиозным идеям. Это умение подчиняться лицам, в данный момент отсутствующим. Без этого не смогли бы существовать большие организованные коллективы.

Какой может быть порядок в иерархически организованном племени, если люди выполняют свои обязанности только в присутствии вождя или родителя? - вопрошает доктор Буайе. - Способность поддерживать отношения с «идеальным образом» отсутствующего человека - полезнейшая адаптация, позволяющая сохранять порядок и соблюдать правила общежития.

В большинстве культур за поведением людей «следят» потусторонние существа - божества. То есть выполняют функцию отсутствующего вождя или родителя.

ИТОГО


Ученые доказывают, что религия полезна, на примерах сообществ прошлого. Но мы живем в другое время, в котором явно наметились иные тенденции. Люди - особенно в западном мире - перестают видеть смысл в религиозности. И уходят из веры. Теряют ли они при этом свою сплоченность? Способность противостоять трудностям? Не проигрывают ли они тем, у кого вера только крепчает? На эти вопросы ученые пока ответов не дают.

КСТАТИ


В человеке обнаружены «гены веры в Бога»


Дин Хаммер, директор Национального института генных структур и борьбы с раком, подвергнул сомнению религиозный постулат о том, что веру в Бога питает духовное просветление, возникающее от влияния Божественной силы. И объявил, что все дело в особых электрических импульсах в мозгу. Но особенно в генах, которые за них отвечают.

Исследования ученого показали: глубоко верующие люди имеют в своем организме ген, названный ими VMAT2. А у безбожников такого гена нет.

Получатся, что атеисты - мутанты.


Столь шокирующий вывод был сделан на основе изучения более чем 2000 ДНК испытуемых.

По словам Хаммера, не исключено, что «ген веры в Бога» христиане могли унаследовать от самого Иисуса Христа, а мусульмане - от Мухаммеда. Доктор, правда, вспоминает еще и пророка Мухаммеда, ген которого могли унаследовать мусульмане, и Будду, наградившего соответствующей наследственностью буддистов. Хотя эти уважаемые личности богами-то и не были.

Следуя логике Хаммера, надо бы признать, что сатанистам достались гены дьявола, а тем, кто верит в пришельцев, - от инопланетян. Бред вроде бы. Хотя может статься, что этот самый VMAT2 имеет универсальное свойство и пробуждает стремление к духовно-мистическому вообще.

Мои исследования, - оправдывается Хаммер, - не подрывают веры во Всевышнего. Напротив, существование «гена веры в Бога» еще раз доказывает гениальность Творца, который «подарил» этот ген человеку.

Тогда что сейчас происходит? Куда пропадает этот ген, если число верующих уменьшается? В чем причина мутаций? Уж не происки ли это адских сил?

Почему доля мусульман в мировом населении растет быстрее всех, а религиозно неаффилированных все меньше

Религиозные характеристики мира очень быстро меняются, что в первую очередь обусловлено различиями в уровнях рождаемости и величине молодого поколения в сферах влияния крупнейших мировых религий, а также тем, что люди меняют религию. В течение ближайших четырех десятилетий христиане останутся крупнейшей религиозной группой, но ислам будет расти быстрее, чем любая другая из основных религий. Эти актуальные тенденции продержатся до 2050 года…

— Число мусульман практически сравняется с числом христиан в мире.

— Несмотря на то, что атеистов, агностиков и других людей, кто не ассоциирует себя ни с какой конкретной религией, станет больше в таких странах, как США и Франция, их доля уменьшится в общем числе жителей земли.

— Количество приверженцев буддизма останется примерно таким же, как в 2010 году, а индуистов и иудеев станет больше, чем сейчас.

— В Европе число мусульман составит 10% от всего населения.

— В Индии по-прежнему религией большинства останется индуизм, однако, ее мусульманское население также станет самым многочисленным в мире, обогнав мусульман Индонезии.

— В США число христиан с трех четвертей населения в 2010 году снизится до двух третей в 2050 году, а иудаизм перестанет быть самой многочисленной нехристианской религией. Мусульман станет больше, чем людей, которые определяют себя как иудеев на основании религии.

— Четверо из каждых десяти христиан мира будут жить в Африке к югу от Сахары.

Это некоторые из тенденций, обозначенных новыми демографическими прогнозами исследовательского центра Pew Research Cente r. Прогнозы основываются на актуальном охвате и географическом распространении крупнейших мировых религий, возрастных различиях, рождаемости и смертности, международной миграции и закономерностях перехода из одной религии в другую.

По состоянию на 2010 год христианство с большим отрывом было крупнейшей религией мира, обладая по подсчетам 2,2 миллиардами приверженцев, что составляет почти треть (31%) от всего 6,9-миллиардного населения Земли. Ислам занимал второе место, имея 1,6 миллиардов приверженцев, то есть 23% от всех людей.

Однако, если актуальная демографическая тенденция продолжится, ислам почти догонит лидера к середине XXI века . В период с 2010 по 2050 год ожидается, что общее население Земли вырастет до 9,3 миллиардов, то есть, на 35%. За этот же период число мусульман — среди которых в среднем много молодых людей, обеспечивающих высокую рождаемость, — по прогнозам увеличится на 73%. Число христиан тоже должно увеличиваться, но медленнее, примерно с той же скоростью (35%), что и общее увеличение населения Земли.

В результате, согласно прогнозам Pew Research Center, к 2050 году число мусульман (2,8 миллиарда или 30% населения) будет почти равно числу христиан (2,9 миллиарда или 31%), возможно, первый раз за всю историю.

За исключением буддизма, все мировые религии расположены хотя бы к небольшому росту в абсолютных показателях в ближайшие десятилетия. Число буддистов мира, как ожидается, останется примерно на том же уровне из-за низкого показателя рождаемости и старения населения в таких странах, как Китай, Таиланд и Япония.

Количество индуистов во всем мире по прогнозам увеличится на 34%, с чуть более миллиарда до почти 1,4 миллиарда, ступая примерно в ногу со средним показателем роста всего населения на земле. Иудеи, самая небольшая религиозная группа, для которой был сделан отдельный прогноз, как ожидается, вырастут на 16%, с немногим более 14 миллионов во всем мире в 2010 году до 16,1 миллиона в 2050 году .

Контекст

Ислам не такой, как все религии

Globes 05.02.2017

Религия передумала уходить из России

Aftenposten 20.01.2017

Адаптируются ли земные религии к пришельцам?

Nautilus 30.11.2016

Три полюса, которые формируются в мире

Česká Pozice 16.11.2016

Остается ли Франция светским государством?

Русская служба RFI 04.10.2016

Число приверженцев религий различных народов, включая африканские традиционные верования, китайские народные верования, верования представителей коренных народов Америки и австралийских аборигенов, по прогнозу возрастет на 11%, с 405 миллионов до почти 450 миллионов.

Однако, несмотря на рост абсолютного числа приверженцев народных религий, иудаизма и «прочих религий» (всей сборной категории как единого целого), они не успевают за общим ростом всего населения земли. Каждая из этих групп в 2050 году по прогнозам будет составлять меньший процент населения, чем составляла в 2010.

Подобным же образом доля религиозно неаффилированных людей уменьшится в общем населении земли, хотя их абсолютное количество возрастет. Переписи и опросы свидетельствуют, что в 2010 году было около 1,1 миллиарда атеистов, агностиков и людей, которые не идентифицируют себя ни с какой конкретной религией. К 2050 году количество неаффилированных должно достичь 1,2 миллиарда. Но что касается процента, который им будет отведен от общего количества людей, то к середине нынешнего века он, по прогнозам, уменьшится с 16% до 13%.

В то же время, однако, ожидается, что доля религиозно неаффилированных людей будет расти в населении большей части территории Европы и Северной Америки. В США, например, количество неаффилированных вырастет с примерно 16% от всего населения (включая детей) в 2010 до 26% в 2050.

На примере группы религиозно неаффилированных людей можно увидеть, насколько сильно в ближайшие десятилетия на характер роста религий будут влиять географические различия. Одним из основных факторов, определяющих будущий рост, является то, где на сегодняшний день каждая из групп сконцентрирована географически. Религии с большим числом приверженцев в развивающихся странах, где высокий уровень рождаемости, а детская смертность постепенно снижается, скорее всего, будут расти быстро. Мировой рост ислама и христианства, например, по прогнозам обеспечат территории Африки к югу от Сахары. В противоположность этому, религиозно неаффилированные люди сейчас густо сосредоточены в местах с низкой рождаемостью, где происходит процесс старения населения, например, в Европе, Северной Америке, Японии и Китае .

На глобальном уровне самая высокая рождаемость — у мусульман, в среднем 3,1 ребенка на каждую женщину, что гораздо выше уровня воспроизводства (2,1) минимально необходимого для поддержания стабильной популяции. Христиане на втором месте, с показателем в 2,7 ребенка на одну женщину. Рождаемость у индуистов — 2,4, примерно такая же, как в среднем по всему миру — 2,5. Рождаемость у иудеев в среднем по миру составляет 2,3, что тоже выше минимального уровня воспроизводства. Рождаемость во всех остальных группах слишком низкая, чтобы поддерживать популяцию: народные верования — 1,8 ребенка на каждую женщину, другие религии — 1,7, религиозно неаффилированные — 1,7 и буддисты — 1,6.

В грядущие десятилетия ожидается, что христианство понесет самые крупные суммарные потери из-за смены вероисповедания. В общем и целом около 40 миллионов людей по прогнозам примут христианство, тогда как откажутся от него 106 миллионов, по большей части предпочтя пополнить ряды религиозно неаффилированных (см. диаграмму выше).

В общей сложности, группа неаффилированных пополнится 97 миллионами человек и потеряет 36 миллионов человек из-за смены вероисповедания, что даст чистого прироста в количестве 61 миллиона человек к 2050 году. Скромная «чистая прибыль» от смены религии ожидается у мусульман (3 миллиона), группы народных верований (3 миллиона) и сборной группы прочих религий (2 миллиона). Иудеи из-за смены вероисповедания потеряют около 300 000 человек, тогда как буддисты лишатся 3 миллионов.

Международная миграция — еще один фактор, влияющий на прогнозируемый размер религиозных групп в различных регионах и странах.

Предсказывать будущие направления миграции тяжело, так как миграция часто связана с политикой мировых правительств и международными событиями, которые могут быстро меняться. Поэтому многие демографические прогнозы не включают в свои модели миграцию. Но при сотрудничестве с исследователями Международного института прикладного системного анализа в австрийском Лаксенбурге центр Pew Research разработал инновационный метод использования данных по прошлым миграционным тенденциям, чтобы оценить религиозный состав миграционных потоков на десятилетия вперед (Более подробно о том, как эти прогнозы составляются, смотрите Главу 1).


© РИА Новости, Алексей Агарышев

Влияние миграции можно увидеть на примерах, приведенных на графике справа, где сравниваются сценарии, спрогнозированные с учетом и без учета миграции в регионах, где это имеет наибольшее значение. Ожидается, например, что в Европе, где миграцию необходимо принимать в расчет наряду с другими демографическими факторами, такими как уровень рождаемости и возраст, как причину изменения численности населения, мусульманская доля вырастет с 5,9% в 2010 году до 10,2% в 2050 году. Без учета миграции, доля мусульман в европейском населении по прогнозам составит почти на два процента ниже (8,4%). В Северной Америке, если в модель прогнозирования включить миграцию, доля индуистов за ближайшие десятилетия увеличится почти вдвое, с 0,7% в 2010 до 1,3% в 2050. Без учета миграции, доля индуистов в населении региона останется практически неизменной (0,8%).

На Ближнем Востоке и в Северной Африке продолжающаяся миграция христиан в страны Совета сотрудничества арабских государств Персидского залива (ССАГПЗ) (Бахрейн, Катар, Кувейт, Объединенные Арабские Эмираты, Оман и Саудовская Аравия), как ожидается, компенсирует массовое бегство христиан из других стран этого региона. Если бы миграция не учитывалась в прогнозах на 2050 год, к этому времени по расчетам доля христиан бы там упала ниже 3%. С учетом миграции она будет выше 3% (снизится по сравнению с 4% в 2010 году).

После 2050 года

Этот доклад рассказывает о том, как изменится религиозный ландшафт нашей планеты , если актуальные демографические тенденции останутся в силе. Из года в год, однако, не снижается возможность непредвиденных обстоятельств — войны, голода, эпидемий, технических инноваций, политических потрясений и т. д. — которые могут изменить размер той или иной религиозной группы. По причине трудностей, связанных с предсказанием событий в более отдаленном, чем на несколько десятилетий, будущем, прогнозы заканчиваются на 2050 годе.

Читатели могут поинтересоваться, однако, а что будет, если продлить демографические траектории, зафиксированные в докладе, дальше, во вторую половину этого века? Учитывая скорость, с которой согласно прогнозу увеличивается доля мусульман в мире, действительно ли мусульмане превзойдут числом христиан? И если да, то когда?

Ответ зависит от того, каким образом может продолжиться тенденция, что описано в Главе 1. Если основную модель прогнозирования продлить за пределы 2050 года, доля мусульман в мировом населении примерно сравняется с долей христиан около 2070 года на уровне приблизительно в 32% для каждой группы. После этого число мусульман будет обгонять христиан, но обе религиозные группы продолжат расти примерно в ногу, как показано на графике выше. К 2100 году мусульман в мире будет примерно на 1% больше (35%), чем христиан (34%).


© AFP 2016, Amos Gumulira Девочки из средней школы в Мчинджи, Малави

Предсказываемый рост числа мусульман и христиан будет обусловлен в большой мере тем, что население Африки продолжит расти. По причине высокой концентрации мусульман и христиан в этом регионе с высокой рождаемостью, доля обеих групп в общем населении земли вырастет. Вместе две эти крупнейшие религиозные группы в 2100 году охватят более чем две трети всего населения планеты (69%), поднявшись с 61% в 2050 году и 55% в 2010 году.

Следует, однако, повторить, что многие факторы могут изменить эти кривые развития. Например, если большая доля населения Китая перейдет в христианство (такая возможность обсуждается в этой вставке), то одно это явление может укрепить нынешнюю позицию христианства как наиболее многочисленной мировой религии. Или если переход к неаффилированности станет обычным в странах с большим числом мусульман — так, как это сейчас обстоит в странах с большим количеством христиан — эта тенденция может замедлить или даже обратить вспять рост группы мусульма н.

Прогнозы на уровне регионов и стран

Кроме прогнозов на мировом уровне, этот доклад рассказывает о прогнозах по религиозным изменениям, касающимся 198 стран и территорий с населением не менее 100 тысяч человек, где на 2010 год проживало 99,9% мирового населения. Демографические оценки по еще 36 странам и территориям включаются в региональные и общемировые суммарные результаты на протяжении всего доклада. Доклад делит мир на шесть основных регионов и рассматривает потенциальные изменения в религиозном составе каждого региона, которые могут случиться с 2010 по 2050 год, на основании предположения, что актуальные миграционные и другие демографические тенденции продолжатся.

В основном благодаря высоким показателям рождаемости население африканских территорий, расположенных к югу от Сахары, по прогнозам переживет период самого быстрого роста и увеличится с 12% мирового населения в 2010 году до примерно 20% в 2050 году. Регион Ближнего Востока и Северной Африки также по прогнозам будет расти быстрее, чем мир в целом, и расширится с 5% от всего населения земли до 6%. Постоянный рост обоих регионов будет способствовать росту доли мусульманского населения земли. Кроме того, ожидается, что христианское население африканских территорий к югу от Сахары удвоится, поднявшись с 517 миллионов в 2010 до 1,1 миллиарда в 2050 году. Доля всех христиан, живущих в Африке к югу от Сахары, возрастет с 24% в 2010 до 38% в 2050 году.

В то же время, доля Азиатско-Тихоокеанского региона в мировом населении снизится (53% в 2050 вместо 59% в 2010 году). Это приведет к более медленному росту религий, сконцентрированных в этом регионе, включая буддизм и китайские народные религии, а также к более медленному росту числа религиозно неаффилированных жителей региона. Единственное исключение составит индуизм, который преимущественно сконцентрирован в Индии, где населении моложе, а показатели рождаемости выше, чем в Китае и Японии. Как говорилось ранее, по прогнозам индуизм будет расти примерно в ногу с общемировым ростом населения. Многочисленное мусульманское население Индии также расположено к быстрому росту. Хотя в Индии по-прежнему будет индуистское большинство, к 2050 году и мусульманское население этой страны окажется самым большим в мире, обогнав индонезийское.


© flickr.com, Christopher Michel

Доля остальных географических регионов в мировом населении также уменьшится: прогнозируется, что доля Европы снизится с 11% до 8%, Латинской Америки и Карибского бассейна с 9% до 8%, а Северной Америки с 5% до чуть менее 5%.

Европа — это единственный регион, чье население в целом уменьшится. В ближайшие десятилетия европейских христиан станет меньше на 100 миллионов человек, с 553 миллионов их количество упадет до 454 миллионов. Оставаясь крупнейшей религиозной группой Европы, христиане по прогнозам станут охватывать не три четвертых населения, как сейчас, а менее двух третей. Ожидается, что к 2050 году почти четверть всех европейцев (23%) окажутся религиозно неаффилированными, а количество мусульман региона возрастет с 5.9% в 2010 году до 10%. За тот же период количество индуистов в Европе практически удвоится, с чуть менее 1,4 миллиона (0,2% населения Европы) до почти 2,7% (0,4%), в основном за счет иммиграции. Представляется, что та же тенденция становится актуальной и для буддистов, число которых по прогнозам увеличится с 1,4 миллионов до 2,5 миллионов.

В Северной Америке мусульмане и последователи «прочих религий» представляют собой группы с самым быстрым ростом. Например, по прогнозам в США доля населения , относящегося к «прочим религиям», вырастет более чем вдвое, хотя и отталкиваясь от очень маленького фундамента — с 0,6% до 1,5%. Численность христиан по прогнозам уменьшится с 78% населения США в 2010 году до 66% в 2050, в то время как доля религиозно неаффилированных возрастет с 16% до 26%. И похоже, что к середине века в США будет больше мусульман (2,1%), чем представителей иудаизма (1,4%).

В Латинской Америке и Карибском бассейне христианство останется самой крупной религиозной группой, охватывая 89% населения в 2050 году, слегка уменьшившись по сравнению с 90% в 2010 году. Религиозно неаффилированное население Латинской Америки по прогнозам вырастет как в абсолютных значениях, так и в процентном соотношении, с примерно 45 миллионов человек или 8% в 2010 году до 65 миллионов или 9% в 2050 году.

Изменение религиозного большинства

По прогнозам в некоторых странах к 2050 изменится религиозное большинство по сравнению с тем, что было в 2010. Число стран с христианским большинством должно уменьшиться с 159 до 151, в связи с тем, что число христиан станет меньше, чем 50% населения, в Австралии, Бенине, Боснии и Герцеговине, Франции, Нидерландах, Новой Зеландии, Македонии и Великобритании.


© AP Photo, Boris Grdanoski Празднование свадьбы в Македонии

Ожидается, что мусульмане к 2050 году будут составлять более 50% населения в 51 стране, на две больше, чем в 2010 году, так как станут религиозным большинством в Республике Македония и в Нигерии. Но христианское население Нигерии также останется очень многочисленным. Более того, по прогнозам к 2050 году христиане Нигерии составят третью по величине группу христиан в мире, после США и Бразилии.

По состоянию на 2050 год самой большой религиозной группой Франции, Новой Зеландии и Нидерландов должны стать религиозно неаффилированные.

Об этих прогнозах

Хотя многие делали прогнозы о будущем религий, это первые официальные демографические прогнозы, основанные на данных о возрасте, рождаемости, смертности, миграциях и переходах в другую веру для многочисленных религиозных групп по всему миру. Демографы центра Pew Research в Вашингтоне и Международного института прикладного системного анализа (МИПСА) в Лаксенбурге в Австрии собрали вводные данные более чем 2 500 опросов, исследований и регистров учета населения — работа, которая заняла шесть лет и все еще не завершена.

Эти демографические прогнозы охватывают восемь основных групп: буддистов, индуистов, иудеев, мусульман, христиан, приверженцев народных верований, представителей прочих религий и людей религиозно неаффилированных (см. Приложение С: определение религиозных групп). Так как переписи и опросы во многих странах не предоставляют информацию о религиозных подгруппах — таких как сунниты и шииты в мусульманстве или католики, протестанты и православные в христианстве — прогнозы оперируют религиозными группами как гомогенными. Данные по составу группы религиозно неаффилированных также во многих странах недоступны. В результате, невозможно смоделировать отдельные прогнозы для атеистов или агностиков.

Модель прогнозирования была разработана при сотрудничестве с исследователями проекта Age and Cohort Change в МИПСА, мировыми лидерами в области методологии демографического прогнозирования. Модель задействует усовершенствованный вариант когортно-компонентного метода, который обычно используется демографами для прогнозирования роста популяции. Она начинает работу с базовых возрастных групп, или когорт, разделенных по характеристикам пола и религиозной принадлежности. По каждой когорте делается прогноз путем добавления потенциальных будущих приверженцев (иммигрантов и людей, принявших эту религию во взрослом состоянии) и вычитания возможных потерь (смерть, эмиграция, люди, ушедшие из этой религии) год за годом. Самые молодые когорты, возраста от 0 до 4 лет, создаются на основе возрастных категорий по рождаемости для каждой женской группы репродуктивного возраста (15-49) и детей относят к региону матери. Более подробно об этом можно прочитать в Методологии.

В процессе сбора вводных данных и разработки модели прогнозирования, Pew Research Center публиковал предварительные отчеты об актуальном размере и географическом расположении основных религиозных групп, включая мусульман (2009), христиан (2011) и данные по нескольким другим верам (2012). Исходный набор прогнозов для одной религиозной группы, мусульман, был опубликован в 2011 году, однако, в нем не учитывалась смена веры.

Некоторые социальные теоретики предположили, что по мере экономического развития стран все больше их жителей будут отказываться от идентификации себя с определенной религией. Хотя это было основной тенденцией для некоторых частей мира, особенно Европы, пока неясно, универсальна ли это схема. В любом случае, наши прогнозы не основаны на теории, которая связывает экономическое развитие с секуляризацией.

Статьи по теме

Буддисты против Абрамовича

Radio Free Europe / Radio Liberty 24.01.2017

Христианство, религия немногих

Frankfurter Allgemeine Zeitung 20.09.2016

Вместо этого в данных прогнозах развиваются современные зафиксированные тенденции по смене религии в тех странах, для которых подобная информация были доступны (всего 70 стран). Кроме того, прогнозы отражают ожидания ООН, что в странах с высоким в настоящее время показателем рождаемости этот показатель в ближайшие десятилетия постепенно будет снижаться с ростом уровня женского образования. Прогнозы также предполагают, что продолжительность жизни будет постепенно расти в большинстве стран. Эти, а также другие ключевые вводные данные и предположения описаны подробно в Главе 1 и Методологии (Приложение A).

Так как прогнозы по религиозным изменениям никогда ранее не делались в таком масштабе, необходимо сказать несколько предостерегающих слов. Демографические прогнозы — это предположения, основанные на актуальных данных о населении, и предварительная оценка демографических тенденций, таких как снижение показателей рождаемости и увеличение продолжительности жизни в конкретных странах. Прогнозы — это то, что произойдет, если актуальные данные и нынешние тенденции продолжатся. Но многие события — научные открытия, вооруженные конфликты, общественные движения, политические потрясения и многое, многое другое — могут изменить демографические тенденции непредвиденным образом. Именно поэтому прогнозы ограничены периодом в 40 лет, а в последующих главах этого доклада мы попытаемся дать представление о том, насколько другими могли бы быть результаты, если бы ключевые положения были иными.

Например, население Китая в 1,3 миллиарда человек (на 2010 год) очень сильно влияет на мировые тенденции. В настоящий момент около 5% китайцев — христиане, а более 50% — религиозно неаффилированные. Поскольку достоверных данных по переходу в другую религию в Китае нет, эти прогнозы не включают никаких предположений по поводу смены вероисповеданий в этой самой населенной стране мира. Но если христианство распространится в Китае в ближайшие десятилетия, как предсказывают некоторые эксперты, то к 2050 году общее число христиан на земле может быть выше прогнозируемого, а уменьшение доли религиозно неаффилированных в мире может быть еще более значительным (более подробно о возможном влиянии процесса смены вероисповедания на Китай читайте в Главе 1).

В заключение напомним, что читатели должны держать в уме то, что в рамках каждой основной религиозной группы есть целый спектр степеней веры и соблюдения обрядов. Прогнозы основаны на количестве людей, которые сами себя идентифицируют с той или иной религиозной группой, независимо от уровня соблюдения ими правил. Понимание того, что значит быть христианином, мусульманином, индуистом, буддистом, иудеем или приверженцем любой другой веры, может меняться от человека к человеку, от страны к стране и от десятилетия к десятилетию.

Слова благодарности

Эти демографические прогнозы были выполнены Pew Research Center как часть проекта Pew-Templeton Global Religious Futures, который посвящен анализу религиозных изменений и их влияния на общество по всему миру. Средства на проект были выделены благотворительным фондом The Pew Charitable Trusts и Фондом Джона Темплтона (John Templeton).

Многие сотрудники проекта Religion & Public Life при Pew Research Center участвовали в этой нелегкой работе. Конрад Хаккетт (Conrad Hackett) был ведущим исследователем проекта и основным автором этого доклада. Алан Куперман (Alan Cooperman) стал главным редактором. Энн Ши (Anne Shi) и Хуан Карлос Эспарца Очоа (Juan Carlos Esparza Ochoa) внесли самый значительный вклад в сбор данных, их хранение и анализ. Билл Вебстер (Bill Webster) создал графики, а Стейси Розенберг (Stacy Rosenberg) и Бен Вормолд (Ben Wormald) курировали разработку интерактивных презентаций данных и сайта Global Religious Futures. Сандра Стенсел (Sandra Stencel), Грег Смит (Greg Smith), Майкл Липка (Michael Lipka) и Александра Сандстром (Aleksandra Sandstrom) помогали с редактированием. Цифры отчета были проверены Ши, Эспаранца Очоа, Клэр Гесевич (Claire Gecewicz) и Ангелиной Теодору (Angelina Theodorou).

Некоторые исследователи проекта Age and Cohort Change при Международном институте прикладного системного анализа сотрудничали в работе над прогнозами, обеспечивая неоценимую экспертную компетенцию по вопросам расширенного (многокомпонентного) демографического моделирования и стандартизации вводных данных. Марсин Стонавски (Marcin Stonawski) написал новаторский софт для создания этих прогнозов и возглавлял сбор и анализ данных по Европе. Михаэла Потанчокова (Michaela Potančoková) стандартизировала данные по рождаемости. Вегард Скирбекк (Vegard Skirbekk) координировал исследования МИПСА. И наконец, Гай Эйбл (Guy Abel) из Венского института демографии помог сконструировать данные по потокам миграций на уровне стран, использованные в этих прогнозах.

За последние шесть лет некоторые бывшие сотрудники Pew Research Center также играли важную роль в создании этих демографических прогнозов. Филлип Коннор (Phillip Connor) подготовил вводные данные по миграции, создал описания итогов и способов миграции, а также помог написать разделы, посвященные каждой религиозной группе и географическому региону. Нобл Куриэкос (Noble Kuriakose) участвовал практически во всех этапах проекта и помог в разработке раздела о демографических факторах и методологии. Бывший стажер Джозеф Нейлор (Joseph Naylor) помогал с дизайном карт, а Дэвид Макклендон (David McClendon), еще ожин бывший стажер, участвовал в исследовании глобальных тенденций смены вероисповедания. Оригинальная концепция этого исследования была разработана Луисом Луго (Luis Lugo), бывшим руководителем проекта Religion & Public Life при Pew Research Center, при помощи бывшего ведущего научного сотрудника Брайана Грима (Brian J. Grim) и приглашенного старшего научного сотрудника Мехтаба Карима (Mehtab Karim).

В число остальных сотрудников Pew Research Center, кто давал редакторские и научные рекомендации, входят Майкл Димок (Michael Dimock), Клаудия Дин (Claudia Deane), Скотт Китер (Scott Keeter), Джеффри Пассел (Jeffrey S. Passel) и Д`Вера Кон (D"Vera Cohn). Коммуникационным обеспечением занимались Катерина Ричи (Katherine Ritchey) и Расс Оутс (Russ Oates).

Также мы получали очень полезные советы и отзывы по отдельным частям доклада от Николаса Эберштадта (Nicholas Eberstadt), Генри Вендта (Henry Wendt) специалистов по политической экономии Американского института предпринимательства; Роджера Финке (Roger Finke), директора Ассоциации архивов данных по религии и заслуженного профессора социологии и религиоведения Университета штата Пенсильвания; Карла Хоба (Carl Haub), старшего демографа Бюро информации о населении; Тодда Джонсона (Todd Johnson), эксперта по мировому христианству и директора Центра по изучению глобального христианства, Гордона Конвелла (Gordon Conwell) из богословской семинарии; Ариелы Кейсар (Ariela Keysar), доцента и заместителя руководителя Института изучения секуляризма в обществе и культуре Тринити-колледжа; Чиюня Лима (Chaeyoon Lim), доцента кафедры социологии Висконсинского университета в Мэдисоне; Арланда Торнтона (Arland Thornton), научного сотрудника Центра исследования народонаселения Университета штата Мичиган; Дженни Тринитаполи (Jenny Trinitapoli), доцента социологии, демографии и религиозных исследований Университета штата Пенсильвания; Дэвида Воэса (David Voas), профессора популяционных исследований и исполняющего обязанности директора Института социально-экономических исследований Университета Эссекса; Роберта Вазнау (Robert Wuthnow), профессора социологии и директора Центра изучения религии Принстонского университета; и Фэнгана Янга (Fenggang Yang), профессора социологии и директора Центра по изучению религии и китайского общества Университета Пердью.

Так как сбором данных и составлением методологии руководили наши консультанты и эксперты, Pew Research Center несет ответственность лишь за интерпретацию и предоставление данных.

Путеводитель по докладу

Оставшаяся часть доклада более подробно рассказывает о прогнозах под разными углами. В первой главе рассматриваются демографические факторы, которые формируют прогнозы, включая разделы, посвященные показателям рождаемости, предполагаемой продолжительности жизни, возрастной структуре, смене вероисповедания и миграции. Следующая глава детально рассматривает прогнозы по религиозным группам, отдельно для христиан, мусульман, религиозно неаффилированных, индуистов, буддистов, приверженцев народных или традиционных религий и последователей «прочих религий» (рассмотренных как сборная единая группа) и иудеев. В финальной статье даны подробные прогнозы по географическим регионам, а именно Азиатско-Тихоокеанскому региону, Европе, Латинской Америке и Карибскому бассейну, Ближнему Востоку и Северной Африке, а также районам Африки южнее Сахары.

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.


«РОСИНФОРМБЮРО» о предложении снизить брачный возраст в России
«Коммерсантъ» и «Реальное время» о предложении усложнить правила развода
«Вести Сегодня» о фиктивных браках для вида на жительство в Латвии
«Независимая газета» о миграционной политике России
«Московский комсомолец» о коррупции в миграционной службе
«Новые Известия» о мигрантах и терроризме
«Sputnik» о значении мигрантских переводов для Узбекистана
«Коммерсантъ» об отмене льготного режима пребывания для украинцев
«FINANCE.UA» об эмиграции из Украины
«Известия» о нарушении прав мигрантов при родовспоможении
«Коммерсантъ» о смерти таджикского мальчика в Санкт-Петербурге
«Financial Times» о проблемах с помощью беженцам в ЕС

о будущем мировых религий

По демографическим прогнозам, ислам станет первой мировой религией примерно к 2070 году, тогда как Францию в первую очередь ждет значительное увеличение числа тех, кто не относит себя ни к одной из конфессий.
«XXI век будет веком религии или его не будет вообще». Знаменитая фраза Андре Мальро, которую, как мантру твердят из поколения в поколение, действительно кажется оправданной на фоне нынешнего оглушительного подъема религий. Триумф современности, казалось бы, должен был заставить их отступить, но они только ширятся. К середине этого века мусульмане должны сравняться по своему числу с христианами, а затем и обойти их. Однако перед тем как переходить к этому вопросу, следует рассмотреть существующую в настоящий момент динамику.
На демографические прогнозы об увеличении населения мира накладываются прогнозы роста числа верующих. Сложно сказать действительно ли это число относится к активным верующим или же просто включает в себя людей, относящихся к определенной религиозной традиции. Подъем духовности компенсирует упадок некоторых догм. В других условиях превалирует утверждение фундаментализма. В любом случае геополитика конфессий явно ведет к расширению роли ислама в мире и отводит весьма оригинальное место для Франции.

Статистика
Религиозная статистика зачастую напоминает акробатику. На фантазии одних наслаивается отрицание других. Процесс этнического и религиозного замещения с одной стороны и радостное сосуществование с другой. Для того чтобы четко представить себе ситуацию, по крайней мере, в плане заявленных верований, существуют данные. Журнал Futuribles год за годом рассказывает о попытках дать оценку религиозным процессам и преобразованиям в мире.
Среди источников прогнозов следует особо выделить The Pew Research Center, который прошлой весной представил серьезное и подробное исследование. Оно опирается на доступные со всего мира данные о разнице в показателях рождаемости и смертности, миграционных потоках и (что самое сложное) переходе людей из одной веры в другую. Последний момент представляет собой техническое новшество: речь идет об оценке изменений в религиях, будь то уход прежних последователей или появление новых. Методология тут весьма тонка, но такая работа очень важна, потому что нужно избавиться от по большей части наследственного взгляда на религиозную принадлежность.
Разобравшись с этими методологическими уточнениями, можно задать себе такой вопрос: на что может быть похожа религиозная картина мира в 2050 году? Христиане, наверное, сохранят за собой большинство. Ислам во всем своем многообразии будет расти быстрее всех прочих религий. За этот период число мусульман может вырасти на 75% (+1,2 миллиарда), христиан — на 35% (+750 миллионов), а индуистов - на 34%. К 2050 году мусульман (2,8 миллиарда, 30% населения мира) будет примерно столько же, сколько и христиан (2,9 миллиарда, 31%). Окончательно же мусульмане обойдут христиан только в 2070 году.

Центры сдвинутся
В геополитическом плане центры христианства и ислама сместятся. Индия останется в своем большинстве индуистской страной, однако к 2050 году ее мусульманское население станет больше, чем в Индонезии и Пакистане. В Европе на мусульман будет приходиться 10% населения. 40% христиан будут жить в Центральной и Южной Африке. Буддисты останутся сосредоточены в Азии со стабильным показателем в 500 миллионов человек. Есть данные и по «фольклорным» религиям (африканские анимисты, верования туземцев, различные культы), но они в любом случае играют лишь крайне незначительную роль.
Пересечение графиков ислама и христианства (возможно, оно произойдет позднее, чем у нас принято считать) вытекает главным образом из нынешних показателей рождаемости: 2,5 ребенка на женщину в среднем по миру, 1,6 у буддистов, 3,1 у мусульман, 2,7 у христиан, 2,4 у индуистов и 1,7 у «неприсоединившихся» (атеисты, агностики, люди без религиозной принадлежности). Их ряды ощутимо вырастут, однако относительная доля сократится (с 16% до 13%). В некоторых странах рост этой группы станет самой заметной из всех перемен. Так будет в США и, как ни странно, во Франции.
Бывшая «старшая дочь» церкви была преимущественно христианской (63%) страной в 2010 году. Нынешняя 7,5% доля мусульман вырастет до 11% к середине этого века. Однако самой внушительной переменой станет увеличение доли «неприсоединившихся» с 28% до 44%. Все больше верующих в мире и все меньше во Франции. Франция окажется религиозным исключением в мире, который станет в своем большинстве мусульманским в третьей четверти XXI столетия. У наших поборников секуляризма есть повод для радости.

Религия — не константа
Только вот все эти цифры — всего лишь прогнозы, которые составляются с помощью продолжения текущих тенденций. Поэтому все вовсе не обязательно будет именно так. Взгляд в перспективу означает внимание к прогнозам. А также противоположным сценариям и возможным переменам. Религии пытаются провести связь с трансцендентным, но их самих никак не назвать константой. Они меняются. И хотя демографические тенденции определенно меняют мир, будущее великих религий окутано туманом.
Как бы то ни было, с Францией все более-менее ясно. The Pew Research Center опирается на французскую статистику и приходит к выводу, что из 40 миллионов христиан (на 2010 год) к 2050 году останется только 30 миллионов. Это при том, что общее население страны возрастет на 6 миллионов человек. Напомним, что цифры опираются на самоопределение людей по отношению к традиции или культуре, а не религиозной практике. Вопрос носит социологический, а не теологический характер.
По этим же самым данным (еще раз подчеркнем, они опираются на самоопределение, а не традиции и обряды), текущее мусульманское население Франции оценивается в 4,7 миллиона человек, что в общем и целом соответствует классическим оценкам и экстраполяциям. К 2050 году число мусульман должно увеличиться до 7,5 миллионов (о силе их веры речи тут не идет). За тот же самый период количество буддистов увеличится с 280 тысяч до 400 тысяч, а индуистов — с 30 тысяч до 70 тысяч.
Мусульманское население увеличится на 60%, а число неверующих вырастет с 18 до 31 миллиона, то есть на 72%. В любом случае, точные цифры не имеют тут большого значения: главное - это общие тенденции. А они рисуют весьма интересную картину.

Loading...Loading...