Смысл мертвых душ гоголя кратко. Смысл названия поэмы Н.В

Смысл названия и своеобразие жанра поэмы Н.В. Гоголя «Мертвые души»


План

Вступление

1 Основная часть

1.1 Смысл названия поэмы «Мертвые души»

1.2 Определение Н.В. Гоголем жанра «Мертвых душ»

1.3 Жанровое своеобразие поэмы «Мертвые души»

2 Выводы по жанровому своеобразию «Мертвых душ»

Заключение

Библиография


Вступление

«Мертвые души» - гениальное произведение Николая Васильевича Гоголя. Именно на него Гоголь возлагал главные свои надежды.

«Мертвые души» - поэма. История её создания охватывает почти всю творческую жизнь писателя. Первый том создавался в 1835 – 1841 годах и был опубликован в 1842 году. Над вторым томом писатель работал с 1840 – 1852 годы. В 1845-м он впервые сжег готовый текст. К 1851 году закончил новый вариант тома – и сжег его 11 февраля 1852 года, незадолго до смерти.

«Мертвые души» тесно связаны с именем Пушкина и создавались под его влиянием. Пушкин дал Гоголю сюжет «Мертвых душ». Гоголь рассказал об этом в «Авторской исповеди»: «Пушкин отдал мне свой собственный сюжет, из которого он хотел сделать сам что–то вроде поэмы и которого, по словам его, он бы не отдал другому никому. Это был сюжет «Мертвых душ».

Вскоре Гоголь прочел Пушкину первые главы поэмы. Он сам рассказал об этом: «Когда я начал читать Пушкину первые главы из «Мертвых душ» в том виде, как они были прежде, то Пушкин, который всегда смеялся при моем чтении (он был охотник до смеха), начал понемногу становиться все сумрачнее и сумрачнее, и наконец сделался совершенно мрачен. Когда же чтение окончилось, он произнес голосом тоски: «Боже, как грустна наша Россия». Меня это изумило. Пушкин, который так знал Россию, не заметил, что все это карикатура и моя собственная выдумка! Тут-то я увидел, что значит дело, взятое из души, и вообще душевная правда, и в каком ужасающем для человека виде может быть представлена тьма и пугающее отсутствие света. С тех пор я уже стал думать только о том, как бы смягчить то тягостное впечатление, которое могли произвести «Мертвые души».

Запомним это: Гоголь в «Мертвых душах» искал такое сочетание тьмы и света, чтобы созданные им картины не ужасали человека, а давали надежду.

Но где же свет в его картинах? Кажется, если он и есть, то лишь в лирических отступлениях – о целительной бесконечной дороге, о быстрой езде, о Руси, что несется, как «бойкая необгонимая тройка». Так-то так, но давно замечено, что по этим дорогам странствует не кто иной, как Чичиков, и чуть ли не в его голове рождается проникнутое лирическим пафосом рассуждение…

Мир поэмы «Мертвые души» - это мир, где события, пейзажи, интерьеры, люди столь же достоверны, сколь и фантастичны; сдвинуть в своём сознании эти образы к одному или другому полюсу – значит, их обеднить; напряжение между полюсами и выражает гоголевское отношение к России, к её прошлому, настоящему и будущему.

Так в чем же смысл названия поэмы? Почему Гоголь назвал «Мертвые души» поэмой? Как это понять?

Цель данного исследования – выяснить, в чем смысл названия поэмы «Мертвые души» и объяснить особенности жанра этого произведения.

Для этого необходимо решить следующие задачи:

1. Творчески изучить поэму «Мертвые души».

2. Проследить мнение Н. В. Гоголя о поэме.

3. Рассмотреть критические материалы о поэме «Мертвые души».


1 Основная часть

1.1 Смысл названия поэмы «Мертвые души»

Название «Мертвые души» столь многозначно, что породило тьму читательских догадок, научных споров и специальных исследований.

Словосочетание «мертвые души» звучало в 1840-х годах странно, казалось непонятным. Ф. И. Буслаев рассказал в своих воспоминаниях, что, когда он «в первый раз услышал загадочное название книги, то сначала вообразил себе, что это какой-нибудь фантастический роман или повесть вроде «Вия». Действительно, название было необычно: душа человека считалась бессмертной, и вдруг мертвые души!

«Мертвые души», - писал А. И. Герцен, - это заглавие носит в себе что-то наводящее ужас». Впечатление от названия усиливалось тем, что само это выражение не употреблялось до Гоголя в литературе и вообще было мало известно. Даже знатоки русского языка, например профессор Московского университета М. П. Погодин, не знали его. Он с негодованием писал Гоголю: «Мертвых душ в русском языке нет. Есть души ревизские, приписанные, убылые, прибылые». Погодин, собиратель старинных рукописей, знаток исторических документов и русского языка, писал Гоголю с полным знанием дела. Действительно, это выражение не встречалось ни в правительственных актах, ни в законах и других официальных документах, ни в научной, справочной, мемуарной, художественной литературе. М. И. Михельсон во много раз переиздававшемся в конце XIX века собрании крылатых выражений русского языка приводит словосочетание «мертвые души» и делает ссылку только на поэму Гоголя! Других примеров Михельсон не нашел в громадном литературном и словарном материале, просмотренном им.

Каковы бы ни были истоки, основные смыслы названия можно найти только в самой поэме; здесь и вообще каждое общеизвестное слово приобретает свой, чисто гоголевский оттенок.

Есть прямой и очевидный смысл названия, вытекающий из истории самого произведения. Сюжет «Мертвых душ», как и сюжет «Ревизора», дал ему, по признанию Гоголя, Пушкин: он рассказал историю о том, как хитрый делец скупал у помещиков мертвые души, т. е. умерших крестьян. Дело в том, что с Петровского времени в России каждые 12 – 18 лет проводились ревизии (проверки) численности крепостных крестьян, поскольку за крестьянина мужского пола помещик обязан был платить правительству «подушную» подать. По итогам ревизии составлялись «ревизские сказки» (списки). Если в период от ревизии до ревизии крестьянин умирал, в списках он все равно числился и за него помещик платил подать – до составления новых списков.

Вот этих-то умерших, но числящихся живыми пройдоха-делец и задумал скупить по дешевке. Какая же тут была выгода? Оказывается, крестьян можно было заложить в Опекунском совете, т. е. получить за каждую «мертвую душу» деньги.

Самая высокая цена, которую пришлось уплатить Чичикову за «мертвую душу» Собакевичу, - два с полтиной. А в Опекунском совете он мог получить за каждую «душу» 200 рублей, т. е. в 80 раз больше.

Затея Чичикова обычна и фантастична одновременно. Обычна потому, что покупка крестьян была повседневным делом, а фантастична, поскольку продаются и покупаются те, от кого, по словам Чичикова, «остался лишь один неосязаемый чувствами звук».

Никто не возмущен этой сделкой, наиболее недоверчивые лишь слегка удивлены. В реальной действительности человек становится товаром, где бумага подменяет людей.

Итак, первый, наиболее очевидный смысл названия: «мертвая душа» - это умерший, но существующий в бумажном, бюрократическом «обличье» крестьянин, ставший предметом спекуляции. Часть из этих «душ» имеет в поэме свои имена, характеры, о них рассказываются разные истории, так что они, если даже и сообщается, как приключилась с ними смерть, оживают на наших глазах и выглядят, пожалуй, живее иных «действующих лиц».

«Милушкин, кирпичник! Мог поставить печь в каком угодно доме.

Максим Телятников, сапожник: что шилом кольнет, то и сапоги, что сапоги, то и спасибо, и хоть бы в рот хмельного…

Каретник Михеев! Ведь больше никаких экипажей и не делал, как только рессорные…

А Пробка Степан, плотник? Ведь что за силища была! Служи он в гвардии, ему бы бог знает что дали, трех аршин с вершком ростом!»

Во-вторых, Гоголь подразумевал под «мертвыми душами» помещиков-

крепостников, угнетавших крестьян и мешавших экономическому и культурному развитию страны.

Но «мертвые души» - не только помещики и чиновники: это «безответно мертвые обыватели», страшные «неподвижным холодом души своей и бесплодной пустыней сердца». В Манилова и Собакевича может превратиться любой человек, если «ничтожная страстишка к чему-нибудь мелкому» разрастется в нем, заставляя его «позабыть великие и святые обязанности и в ничтожных побрякушках видеть великое и святое».

Неслучайно портрет каждого помещика сопровождается психологическим комментарием, раскрывающим его общечеловеческий смысл. В одиннадцатой главе Гоголь предлагает читателю не просто посмеяться над Чичиковым и другими персонажами, а «углубить вовнутрь собственной души сей тяжелый запрос: «А нет ли и во мне какой-нибудь части Чичикова?» Таким образом, название поэмы оказывается очень емким и многоплановым.

Художественную ткань поэмы составляют два мира, которые условно можно обозначить как мир «реальный» и мир «идеальный». Реальный мир автор показывает, воссоздавая современную ему действительность. Для «идеального» мира душа бессмертна, ибо она – воплощение божественного начала в человеке. А в мире «реальном» вполне может быть «мертвая душа», потому что для обывателей душа только то, что отличает живого человека от покойника.

Заглавие, данное Гоголем своей поэме, было «Мертвые души», но на первом листе рукописи, представленном в цензуру, цензор А.В. Никитенко приписал: «Похождения Чичикова, или… Мертвые души». Так и называлась около ста лет поэма Гоголя.

Эта хитрая приписка приглушала социальное значение поэмы, отвлекала читателей от мыслей о страшном названии «Мертвые души», подчеркивала значение спекуляций Чичикова. А.В. Никитенко снижал своеобразное, небывалое название, данное Гоголем, до уровня названий многочисленных романов сентиментального, романтического, охранительного направлений, завлекавших читателей удивительными, витиеватыми названиями. Наивная уловка цензора не снизила значения гениального творения Гоголя. В настоящее время поэма Гоголя печатается под заглавием, данным автором, - «Мертвые души».

Название произведения «Мёртвые души» многозначно. , как известно, задумывал трёхчастное произведение по аналогии с «Божественной комедией» Данте. Первый том - Ад, то есть обитель мёртвых душ.

Во-вторых, с этим связана фабула произведения. В XIX веке «мёртвыми душами» называли умерших крестьян. В поэме Чичиков покупает документы на умерших крестьян, а потом продаёт их в опекунский совет. Мёртвые души в документах значились живыми, а Чичиков получал за это немалую сумму.

В-третьих, в названии подчёркивается острая социальная проблема. Дело в том, что в то время продавцов и скупщиков мёртвых душ было великое множество, это не контролировалось и не наказывалось властью. Казна пустела, а предприимчивые аферисты наживали себе состояние. Цензура настоятельно рекомендовала Гоголю изменить название поэмы на «Приключения Чичикова, или мёртвые души», переставив акцент на личность Чичикова, а не на острую общественную проблему.

Возможно, идея Чичикова покажется некоторым странной, но всё сводится к тому, что между мёртвыми и живыми разницы и нет. Продаются и те, и те. И умершие крестьяне, и помещики, согласившиеся продать документы за определённое вознаграждение. Человек полностью теряет человеческие очертания и становится товаром, а вся его сущность сводится к бумажке, где указано, жив ты или нет. Получается, что душа оказывается смертна, что противоречит главному постулату христианства. Мир становится бездуховным, лишённым религии и любых морально-этических ориентиров. Такой мир описывается эпически. Лирический компонент заключён в описании природы и духовного мира.

Гоголь не закончил свою поэму "Мертвые души", потому что понял: ситуацию в России еще долго нельзя будет исправить, хотя в первом томе все же подает некие надежды на светлое будущее.

Гоголь написал "Мертвые души" в тот момент, когда в России еще существовало крепостное право. Поэтому многие помещики относились к крестьянам ужасно: били их, унижали, продавали, как домашних животных. Помещики старались заполучить как можно больше крестьян, это считалось богатством.

Свою поэму Гоголь и посветил этому, Чичиков является прототипом всех помещиков России. Чичиков начинает свое путешествие по губерниям, чтобы скупить "мертвых душ". Также идет повествование образа жизни помещиков, на примере, Коробочки, Собакевича или других героев. Они, конечно, отличаются друг от друга. Коробочка дорожит каждой копеечкой, а другой главный герой тратит последнее. Манилов, он даже не знает, сколько у него душ, равнодушен ко всему происходящему. Но их общая черта заключается в том, что все помещики просто существуют, ничего не делают, сидят на шее государства.

Любой помещик в произведении Гоголя не отличается особой грамотностью, они все необразованные. Плюшкин показан скупердяем, он жалеет даже для себя, а Собакевич ворует и идет на обман. Манилов несколько лет читает одну и ту же книгу, которая пылится на четырнадцатой странице.

Во всей поэме Гоголь представляет грубых, идущих на унизительные поступки, неграмотных, жестоких помещиков. Но в поэме можно и увидеть восхищение природой, это отрывок про русскую дорогу, описания обстановки. Тройка сравнивается с Русью, так автор показывает, что есть шанс изменить Родину, но это будет в будущем, в другой России.

Кроме этого, Гоголь изобразил и функции государства, его непрактичность, ведь в то время нельзя было продавать и покупать душ, но многим, например, Чичикову удавалось это сделать. А значит, что и порядка в стране не было. Никто не следил за правами человека, люди жили ради денег, "мертвых душ", пустого существования, никто из представленных героев не принес пользы обществу.

Но есть и два героя, которые, по мнению Гоголя могут изменить свою жизнь. Это Чичиков и Плюшкин, поэтому их биография дана в таких подробностях. Они немного отличаются поведением, у них зарождаются светлые мысли, которые потом приведут их к нормальной жизни, так задумал автор.

Само название пьесы имеет два значения: Первое - мертвые души, которые покупали и продавали помещики. А второе - мертвые души самих помещиков.

Таким образом, можно сказать, что смысл поэмы Гоголя "Мертвые души" имеет несколько направлений. Первое - историческое, изобразить настоящую действительность того времени. Вторая - социальная, показать проблемы общества, в первую очередь, это крепостное право и беззаконие помещиков. Третья - поручительная, поставить на верный путь исправления.

Гоголь знаменит своим произведениями, он вкладывал огромный философский смысл в поэму, которая дошла до сегодняшнего времени.

Вариант 2

Смысла в этой поэме, вообще, много. Это очень глубокое произведение, которого, говорят, при каждом прочтении открывается по-новому. Всегда можно открыть что-то интересное в характерах и деталях.

Вообще, само противоречивое название и то, что происходила покупка душ в российской империи, будто это демоны скупали их, наталкивает на мысль о чём-то греховном. То есть не очень хорошо (и Гоголь понимал это) то, что так долго был у нас рабовладельческий строй. И в поэме мы видим тех, кто распределяет души людские. Это не самые лучшие, не самые добрые и умные люди. Наоборот, у каждого свой серьёзный недостаток: мечтательность, жадность, глупость, азарт… И всё это ударяет по людям (по крестьянам), которые от этих помещиков зависят.

Поэма, как и пьеса «Ревизор», сатирична. Николай Васильевич обличает и высмеивает таких помещиков, саму систему тоже, вероятно. Я слышал, что Гоголь в своём завещании говорил много о добре и ответственности. Тот же помещик должен понимать ответственность за людей, которые ему подчиняются… Это даже серьёзней, чем генерал и его солдаты, чем начальник и подчиненные, так как помещик имел глобальную власть над крепостными. Он должен был бы заботиться об их благополучии, об их развитии… А в реальности получалось, что помещики думали только о себе.

То есть я думаю, что главный смысл обличительный… Также смеётся автор и над самим Чичиковым, который, по сути своей, авантюрист просто! И он со всеми сумел найти общий язык. Хотя в итоге, не к чему хорошему его афера не привела.

Ещё очень важна тема России, которая, мол, птица-тройка мчит куда-то. Вот мы даже кусочек учили. Да, это красивые строки, которые заставляют задуматься о судьбе станы. И о нас всех, которых она несёт. Но чувствуется в тех строчках и любовь. Любовь не только к стране, но и к её народу.

Говорят, что народ получает тех, кого и заслуживает. Значит, на тот момент крестьяне заслуживали таких только помещиков. Крестьяне были запуганы, иногда ленивы. А в итоге вылилось это через долгие годы в революцию! Даже после отмены крепостного права не очень многое по сути изменилось… Даже сейчас, мне кажется, его отголоски всё ещё есть у нас.

Несколько интересных сочинений

  • Образ Акулины из повести Барышня-крестьянка Пушкина

    В данном произведении Акулина, это и есть Елизавета Муромская, она переоделась в крестьянку, для того чтобы познакомиться со своим будущим мужем. Главная героиня повести Елизавета

  • Мой любимый предмет Биология сочинение-рассуждение 5 класс

    Больше всего мне нравится биология. В первую очередь из-за нашего учителя. Сначала он вёл окружающий мир, тогда мне нравился тот предмет, но после учителя заменили, так урок мне сразу разонравился. И я очень рада, что теперь он ведёт биологию.

  • Являясь борцом за освобождение и счастье не только представителей башкирского народа, но и всех народов России, Салават Юлаев стал одним из выдающихся людей времен Крестьянской войны.

  • Сочинение Почему погибла Катерина Кабанова в пьесе Гроза Островского

    Пьеса Константина Островского – человека, принесшего в Россию драматургию и театр, - под названием «Гроза» пользуется сумасшедшей популярностью среди читающих людей и по сей день.

  • Образ и характеристика Дедушки главного героя рассказа Белый пудель Куприна сочинение

    В произведении А. И. Куприна Белый пудель подобную характеристику имеет главный герой рассказа по имени Лодыжкин Мартын. Сгорбленный, обессилевший с виду старик имеет довольно болезненный вид

Сочинения по литературе: В чем смысл поэмы гоголя Мертвые души Поэма "Мертвые души" была написана в то время, когда в России господствовало крепостное право. Помещики распоряжались своими крестьянами, как вещами или скотом, могли покупать и продавать их. Богатство помещика определялось количеством крестьян, которые ему принадлежали. Приблизительно через 10 лет государство производило перепись "душ". По спискам переписи помещики платили налоги за крестьян. Если в промежутке между двумя ревизиями крестьянин умирал, помещик Все равно платил за него, как за живого, до новой переписи. Однажды А.

С. Пушкин рассказал Гоголю, об одном плуте-чиновнике, который за бесценок скупал у помещиков мертвые души, числящиеся по спискам живыми. После этого чиновник сильно разбогател. Сюжет сильно заинтересовал Гоголя. Он Задумал нарисовать картину крепостной России, показать происходивший в ней Процесс разложения помещичьего хозяйства. Свою поэму Гоголь решил написать в трех Томах, в которой нужно было бы показать всю Русь не "с одного боку", а всесторонне. Он стремился изобразить не только отрицательных помещиков-крепостников, но Найти среди них и положительных. Но т.

к. в России в то время не было положительных Помещиков, второй том поэмы не вышел в свет. Поэма называется "Мертвые души" потому, что в ней описываются похождения чиновникаЧичикова, который скупал мертвые души, т. е. крестьян, уже умерших. Во-вторых в поэме > широко раскрывается жизнь помещиков-крепостников, представителей мира "мертвых душ", тормозивших экономическое и общественное развитие России.

Он не может критически относиться к окружающим. Книги он читает редко: два года у него открыта книга на 14-ой странице. Гоголь говорит о нем, что он "ни то, ни се". Коробочка - домовитая хозяйка, но с узким умственным кругозором. Она ничего не видит, кроме копеек и двугривенников." Разоряющийся помещик-расточитель Ноздрев, способный "Спустить"все хозяйство за несколько дней. Показан и Собакевич - помещик-кулак, который очень далек от просвещения, от передовых идей общества. Ради наживы он способен на плутовство, подделки, обман. Ему даже удается продать Чичикову вместо мужчины женщину.

Пределом же морального падения является Плюшкин -"прореха на человечестве". Ему жаль тратить свое добро не только для других, но и для себя. Он не обедает, одевается в рваную одежду. К людям он питает недоверие и враждебность, проявляет жестокость и несправедливость к крестьянам.

В нем вымерли отцовские чувства, вещи для него дороже людей. "И до такой ничтожности, мелочности, гадости мог снизойти человек," - с горечью восклицает Гоголь о Плюшкине. В "Мертвых душах" выведена целая галерея чиновников того времени. Показана пустота их существования, отсутствие серьезных интересов, крайнее невежество, в поэме нет Образов народа, но отдельные места, произведения дышат любовью к нему, верой в него. Автор заставляет восхищаться живым и.

бойким русским умом, расторопностью, Выносливостью, силой и предприимчивостью русского крестьянина. И веря в эти качества народа, Гоголь прочит счастье России в ее далеком будущем, сравнивая Русь с птицей-тойкой, несущейся вдаль, где ждут ее перемены к лучшему. Гоголь внес огромный вклад в историю русского общества! Писатель умер, но его произведения не потеряли своего значения и в настоящее время.

Исчезли люди, подобные тем, которых изобразил Гоголь, но отдельные черты этих героев можно встретить и в наше время. Гоголь помогает нам видеть отрицательное значение этих черт, учит понимать их вред и бороться с ними.

Лиро-эпическая поэма Н.В. Гоголя «Мертвые души» несомненно является главной в творчестве писателя. Можно долго размышлять о жанре произведения, об образе главного героя Павла Ивановича Чичикова. Но первый вопрос, который возникает еще до прочтения произведения: почему поэма называется «Мертвые души»?

Истинные «Мертвые души»


Самый простой ответ на этот вопрос связан с сюжетом произведения: Чичиков скупает «мертвые» души крестьян с целью заложить их и получить за это деньги. Но чем дальше читаешь, тем отчетливее понимаешь, что истинные мертвые души – герои произведения – помещики, чиновники, да и сам Чичиков.

Помещики, описанные в поэме: Манилов, Коробочка, Ноздрев, Собакевич и Плюшкин – бездушные люди. Кто-то живет мечтами, другой узко мыслит, третий растрачивает впустую состояние и подгаживает близким, четвертый делает все только для себя, пятый вообще стал «прорехой на теле человечества», потерял человеческий облик.

Чиновники города N

Еще более «мертвыми» являются чиновники города N. Ярче всего это проявляется в сцене на балу, где нет ни одного лица, а мелькают только головные уборы. Они бездуховны, утратили интерес к чему-либо, кроме накопительства средств и взяток.

Стоит отметить, что вслед за хозяевами начинают утрачивать душу крепостные: кучер Чичикова Селифан, крестьяне дядя Митяй и дядя Миняй, дворовая девка Коробочки.

Главное по Гоголю

Главным в человеке Гоголь считал душу, которая отражает божественное начало каждого из нас. Душа в литературе являлась предметом торгов, карточных игр, потерь. Оставшись без души человек уже не может считаться живым. Он не может быть полезен, единственное, чего следует от него ожидать – бесчеловечные поступки, ведь он ничего не чувствует.

Потеря души не только страшна, но еще и опасна, потому что потерявший душу человек творит зло, при этом не испытывая стеснения или угрызений совести. Поэтому Н.В. Гоголь предостерегает читателя о том, что Маниловым, Коробочкой или Собакевичем может стать каждый из нас, если позволит какой-то бездуховной мелочи увлечь себя.

Loading...Loading...