В каком году совет народных комиссаров. "Совет Народных Комиссаров" - а кто это? Нужна помощь по изучению какой-либы темы

Совет народных комиссаров РСФСР (Совнарком РСФСР, СНК РСФСР) - название правительства с до 1946. Совет состоял из народных комиссаров, руководивших народными комиссариатами (наркоматами, НК). После образования аналогичный орган был создан и на союзном уровне

История

Совет Народных Комиссаров (СНК) сформирован в соответствии с «Декретом об учреждении Совета Народных Комиссаров», принятым II Всероссийским Съездом Советов Рабочих, Солдатских и Крестьянских Депутатов 27 октября 1917 года. Непосредственно перед захватом власти в день революции ЦК поручил и Винтеру (Берзину) войти в политический контакт с левыми эсерами и начать с ними переговоры о составе правительства. Во время работы II съезда Советов предложили войти в правительство левым эсерам, но те отказались. Фракции правых эсеров и покинули II съезд Советов в самом начале его работы - до образования правительства. Большевики были вынуждены сформировать однопартийное правительство. Название «Совет народных комиссаров» было предложено : Власть в Петербурге завоевана. Надо формировать правительство.
- Как назвать его? - рассуждал вслух . Только не министрами: это гнусное, истрепанное название.
- Можно бы комиссарами, предложил я, но только теперь слишком много комиссаров. Может быть, верховные комиссары? Нет, «верховные» звучит плохо. Нельзя ли «народные»?
- Народные комиссары? Что ж, это, пожалуй, подойдет. А правительство в целом?
- Совет Народных Комиссаров?
- Совет Народных Комиссаров, подхватил Ленин, это превосходно: ужасно пахнет революцией. Согласно Конституции 1918 года, он именовался Совет Народных Комиссаров РСФСР.
СНК являлся высшим исполнительным и распорядительным органом РСФСР, имеющим полную исполнительно-распорядительную власть, право издания декретов, имеющих силу закона, при этом сочетая законодательные, распорядительные и исполнительные функции. СНК утратил характер временного органа управления после роспуска Учредительного собрания, что законодательно закрепилось Конституцией РСФСР 1918 г. Вопросы, рассматриваемые СНК, решались простым большинством голосов. На заседаниях присутствовали члены Правительства, председатель ВЦИКа, управляющий делами и секретари СНК, представители ведомств. Постоянным рабочим органом СНК РСФСР являлось управление делами, которое подготавливало вопросы к заседаниям СНК и его постоянных комиссий, осуществляло прием делегаций. Штат сотрудников управления делами в 1921 г. состоял из 135 чел. (согласно данным ЦГАОР СССР, ф. 130, оп. 25, д. 2, лл. 19 - 20.) Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 23 марта 1946 г. СНК был преобразован в Совет министров.

Деятельность

Согласно Конституции РСФСР от 10.07.1918 года деятельность СНК заключается в: управлении общими делами РСФСР, руководство отдельными отраслями управления (ст.35, 37) издании законодательных актов и принятии мер, «необходимых для правильного и быстрого течения государственной жизни». (ст.38) Народный комиссар вправе единолично принимать решения по всем вопросам в ведении комиссариата, доводя о них до сведения коллегии (ст.45). О всех принятых постановлениях и решениях СНК сообщает ВЦИК (ст.39), который вправе приостановить и отменить постановление или решение СНК (ст.40). Создаётся 17 народных комиссариатов (в Конституции данная цифра указана ошибочно, поскольку в перечне, представленном в ст. 43, их насчитывается 18). Далее цитируется перечень народных комиссариатов СНК РСФСР согласно Конституции РСФСР от 10.07.1918 года:

  • По иностранным делам;
  • По военным делам;
  • По морским делам;
  • По внутренним делам;
  • Юстиции;
  • Труда;
  • Социального обеспечения;
  • Просвещения;
  • Почты и телеграфов;
  • По делам национальностей;
  • По финансовым делам;
  • Путей сообщения;
  • Торговли и промышленности;
  • Продовольствия;
  • Государственного контроля;
  • Высший Совет Народного Хозяйства;
  • Здравоохранения.

При каждом народном комиссаре и под его председательством образуется коллегия, члены которой утверждаются СНК (ст. 44). С образованием в декабре 1922 г. СССР и созданием общесоюзного правительства Совнарком РСФСР становится исполнительным и распорядительным органом государственной власти РФ. Организация, состав, компетенция и порядок деятельности СНК были определены Конституцией СССР 1924 г. и Конституцией РСФСР 1925 г. С данного момента состав СНК был изменен в связи с передачей ряда полномочий союзным ведомствам. Было учреждено 11 народных комиссариатов:

  • Внутренней торговли;
  • Труда;
  • Финансов;
  • Внутренних дел;
  • Юстиции;
  • Просвещения;
  • Здравоохранения;
  • Земледелия;
  • Социального обеспечения;
  • ВСНХ.

В состав СНК РСФСР теперь входили с правом решающего или совещательного голоса уполномоченные наркоматов СССР при Правительстве РСФСР. СНК РСФСР выделял, в свою очередь, постоянного представителя при СНК СССР. (согласно информации СУ, 1924, N 70, ст. 691.) С 22 февраля 1924 года СНК РСФСР и СНК СССР имеют единое Управление делами. (по материалам ЦГАОР СССР, ф. 130, оп. 25, д. 5, л. 8.) С введением Конституции РСФСР от 21 января 1937 года, СНК РСФСР подотчётен лишь Верховному Совету РСФСР, в период между его сессиями - Президиуму Верховного Совета РСФСР. С 5 октября 1937 года состав СНК РСФСР насчитывает 13 народных комиссариатов (данные ЦГА РСФСР, ф. 259, оп. 1, д. 27, л. 204.):

  • Пищевой промышленности;
  • Легкой промышленности;
  • Лесной промышленности;
  • Земледелия;
  • Зерновых совхозов;
  • Животноводческих совхозов;
  • Финансов;
  • Внутренней торговли;
  • Юстиции;
  • Здравоохранения;
  • Просвещения;
  • Местной промышленности;
  • Коммунального хозяйства;
  • Социального обеспечения.

Так же в состав СНК включены председатель Госплана РСФСР и начальник Управления по делам искусств при СНК РСФСР.

Изучение советской модели исполнительной власти ее сущности, закономерностей и особенностей развития имеет не только российское, но и мировое значение. Эта система власти оказала воздействие на весь ход истории XX в. И в то же время это явление вызывает неирекращающиеся споры в научной и общественной среде. Сложность и противоречивость процессов развития советской системы власти требует изучения. Советский государственный аппарат возник в результате революционного переворота и являлся принципиально новым историческим типом государственного аппарата. Процессы слома царского государственного аппарата и создания нового были взаимосвязаны.

26 октября (8 ноября) 1917 г. на II Всероссийском съезде Советов был переизбран ВЦИК, сформированный I съездом Советов летом 1917 г. Высшим органом власти в стране стал Всероссийский съезд Советов рабочих и солдатских депутатов. В перерывах между сессиями Всероссийского съезда Советов высшим органом власти в стране былВсероссийский центральный исполнительный комитет (ВЦИК) - высший орган законодательной власти в стране.

II Всероссийский съезд Советовпринял декрет «Об учреждении Совета Народных Комиссаров», сформировал, таким образом, первое в мире рабоче - крестьянское правительство. Этот декрет определил основы правового положения советского правительства - высшего органа исполнительной власти в стране - «для управления страной вплоть до созыва Учредительного собрания». Было образовано 13 народных комиссариатов: внутренних дел, земледелия, труда, по военным и морским делам, торговли и промышленности, народного просвещения, финансов, иностранных дел, юстиции, продовольствия, почт и телеграфов, но делам национальностей, путей сообщения. Председатели всех наркоматов вошли в состав СНК. В декабре 1917 г. в состав правительства вошли представители партии левых эсеров, заняв в нем посты наркомов юстиции, местного самоуправления, государственных имуществ, земледелия, почт и телеграфов. После подписания в марте 1918 г. Брестского мира с Германией левые эсеры в знак протеста вышли из правительства, и оно вновь стало однопартийным. К середине 1918 г. число наркоматов (НК) было увеличено. Были образованы НК государственного контроля, промышленности и торговли, Высший Совет народного хозяйства (ВСНХ) и др.

Право заменять отдельных членов правительства или весь ето состав принадлежало Всероссийскому съезду Советов и ВЦИК. В -экстренных случаях СНК мог издавать декреты без предварительного их обсуждения во ВЦИК. Последний утверждал декреты СНК, если они имели общегосударственное значение.

Заседания СНК проходили ежедневно. С декабря 1917г. сложилась практика проведения совещаний заместителей наркомов. С января 1918г. эта форма работы была превращена в постоянно действующую комиссию СНК (Малый Совнарком). Ее решения утверждались правительством без повторного рассмотрения.

С октября 1917 г. до июля 1918 г. (до принятия Конституции) ВЦИК принял более 100 декретов, постановлений и других актов. За этот же период СНК принял около 600 правовых актов. Практическая деятельность Совета Народных Комиссаров свидетельствовала о том, что его полномочия в известной мере выходили за рамки понятия «правительственная власть», характерного для органа, осуществляющего исполнительную и распорядительную деятельность. Юридически это выражалось в издании Совнаркомом не только актов государственного управления, но и декретов - актов законодательного характера.

Законодательная деятельность СНК часто подвергалась критике со стороны оппозиции: левые эсеры и представители других партий настаивали на ограничении этой функции СНК и усилении контроля над ней со стороны ВЦИК. Однако в начале ноября 1917 г. ВЦИК подтвердил законодательные полномочия правительства. Эго положение было закреплено специальным постановлением ВЦИК, а позднее вошло в Конституцию РСФСР.

Главное место в деятельности СНК занимали задачи созидательные, организационно - творческие: строительство новой экономики, достижение наивысшей производительности общественного груда, всестороннее развитие науки и культуры, воспитание грудящихся, создание условий для наиболее полного удовлетворения их материальных и культурных потребностей.

В широком понятии советский государственный аппарат состоял из Советов с их разветвлениями в центре и на местах в виде хозяйственных, культурных, административных, оборонных и других органов и многочисленных общественных организаций эрудящихся с их многомиллионным активом.

В узком понятии он охватывал высшие и местные органы государственной власти - Советы депутатов грудящихся, которые создавали исполнительные органы государственного управления: в центре - в начале Совет Народных Комиссаров, а затем Совет Министров СССР и Советы

Министров союзных и автономных республик, а также министерства и ведомства; на местах - исполнительные комитеты Советов и их отделы, которые занимались вопросами работы промышленных предприятий, колхозов, совхозов, МТС, направляли развитие коммунального хозяйства, торговли, общественного питания, проявляли заботу о культурно - бытовом обслуживании населения.

Первым председателем СНК был избран В. И. Ленин, работавший на этом посту в течение семи лет (1917 - 1924) вплоть до своей смерти. В. И. Ленин разработал основные принципы деятельности СНК, задачи, стоящие перед высшими органами государственного управления Советской республики. Наименование «Временное» с роспуском Учредительного собрания отпало. Первый состав СНК был однопартийным - в него входили только большевики. Предложение левым эсерам войти в СНК было ими отвергнуто. В декабре 1917 г. левые эсеры вошли в СНК и состояли в правительстве до марта 1918 г. Они вышли из СНК из - за несогласия с заключением Брестского мира и встали на позиции контрреволюции. В дальнейшем СНК формировался только представителями коммунистической партии. По Конституции РСФСР 1918 г., принятой V Всероссийским съездом Советов, правительство Республики именовалось СНК РСФСР.

Конституция РСФСР 1918 г. определила основные функции СНК РСФСР. Общее руководство деятельностью СНК РСФСР принадлежало ВЦИК. Состав правительства утверждался ВЦИК Советов или съездом Советов. СНК обладал необходимой полнотой прав в области исполнительно - распорядительной деятельности и наряду с ВЦИК пользовался правом издания декретов, осуществлял исполнительно - распорядительную власть. СНК РСФСР руководил деятельностью наркоматов и других центральных ведомств, а также направлял и контролировал деятельность местных органов.

Согласно Конституции РСФСР (1918) деятельность СНК заключалась: в управлении общими делами РСФСР, руководство отдельными отраслями управления (ст. 35, 37), издание законодательных актов и принятие мер, «необходимых для правильного и быстрого течения государственной жизни» (сг. 38). Народный комиссар был вправе единолично принимать решения но всем вопросам в ведении комиссариата, доводя о них до сведения коллегии (ст. 45) и о принятых постановлениях и решениях СНК сообщал ВЦИК (ст. 39), который вправе приостановить и отменить постановление или решение СНК (ст. 40).

Было создано 17 народных комиссариатов: но иностранным делам; но военным делам; по морским делам; по внутренним делам; юстиции; труда; социального обеспечения; просвещения; почт и телеграфов; по делам национальностей; по финансовым делам; путей сообщения; земледелия; торговли и промышленности; продовольствия; Государственного контроля; Высший Совет Народного Хозяйства; здравоохранения. При каждом народном комиссаре и иод его председательством образовывалась коллегия, члены которой утверждались СНК (сг. 44).

С образованием в декабре 1922 г. СССР и созданием общесоюзного правительства Совнарком РСФСР становится исполнительным и распорядительным органом государственной власти РСФСР. Организация, состав, компетенция и порядок деятельности СНК были определены Конституцией СССР 1924 г. и Конституцией РСФСР 1925 г.

С данного момента состав СНК был изменен в связи с передачей ряда полномочий союзным ведомствам. Было учреждено 11 народных комиссариатов: внутренней торговли; груда, финансов, РКИ, внутренних дел, юстиции, просвещения, здравоохранения, земледелия, социального обеспечения, ВСНХ. В состав СНК РСФСР теперь входили с правом решающего или совещательного голоса уполномоченные наркоматов СССР при Правительстве РСФСР. СНК РСФСР выделял, в свою очередь, постоянного представителя при СНК СССР. С 22 февраля 1924 года СНК РСФСР и СНК СССР имели единое Управление делами.

Были созданы Управление делами СНК и Малый Совнарком, который 23 января (5 февраля) 1918 г. стал постоянной комиссией СНК РСФСР для предварительного рассмотрения вопросов, вносимых в СНК, вопросов текущего законодательства, руководства отраслями государственного управления и правительства. В 1930 г. Малый СНК был упразднен. Опыт работы первого СНК был использован в государственном строительстве и создании правительств всех союзных советских социалистических республик.

После объединения советских республик в единое союзное государство - Союз Советских Социалистических Республик (СССР) было создано союзное правительство - Совет Народных Комиссаров СССР. Положение о СНК СССР было утверждено ЦИК 12 ноября 1923 г.

Совнарком СССР формировался ЦИК СССР и являлся его исполнительным и распорядительным органом. СНК СССР руководил деятельностью общесоюзных и объединенных (союзно - республиканских) наркоматов, рассматривал и утверждал декреты и постановления общесоюзного значения в пределах прав, предусмотренных Конституцией СССР 1924 г., положениями о СНК, ЦИК СССР и другими законодательными актами. Декреты и постановления СНК СССР являлись обязательными к исполнению на всей территории СССР и могли приостанавливаться и отменяться ЦИК СССР и его Президиумом.

ЦИК СССР образовывал Советское правительство - Совет" Народных Комиссаров. СНК СССР являлся исполнительным и распорядительным органом ЦИК СССР и был в своей работе ответственен перед ним и его Президиумом (ст. 37 Конституции). В главах Конституции СССР о высших органах власти в СССР закреплено единство законодательной и исполнительной власти.

Для руководства отраслями государственного управления создавалось 10 наркоматов СССР (гл. 8 Конституции СССР 1924 г.): пять общесоюзных (но иностранным делам, по военным и морским делам, внешней торговле, путей сообщения, почт и телеграфов) и пять объединенных (Высший Совет Народного Хозяйства, продовольствия, груда, финансов и рабоче - крестьянской инспекции). Общесоюзные наркоматы имели своих уполномоченных в союзных республиках. Объединенные наркоматы осуществляли руководство на территории союзных республик через одноименные наркоматы республик. В остальных сферах управление осуществлялось исключительно союзными республиками через соответствующие республиканские наркоматы: земледелия, внутренних дел, юстиции, просвещения, здравоохранения, социального обеспечения.

Наркоматы СССР возглавлялись народными комиссарами. В их деятельности сочетались принципы коллегиальности и единоначалия. При наркоме, под его председательством, образовывалась коллегия, члены которой назначались СНК СССР. Народный комиссар имел право и единолично принимать решения, доводя их до сведения коллегии. Коллегия или ее отдельные члены в случае несогласия могли обжаловать решение народного комиссара в СНК СССР, не приостанавливая исполнения решения.

Впервые состав СНК СССР во главе с В. И. Лениным утверждается на 2 - й сессии ЦИК СССР 6 июля 1923 г. Совнарком СССР, по положению о нем в 1923 г., составляли: председатель, заместитель председателя, наркомы СССР; в заседаниях СНК с правом совещательного голоса участвовали представители союзных республик.

Вторая сессия утвердила состав Совета Народных Комиссаров СССР и избрала его председателем В. И. Ленина. Поскольку В. И. Ленин был болен, руководство Советом Народных Комиссаров осуществляли пять его заместителей: Л. Б. Каменев, А. И. Рыков, А. Д. Цюрупа, В. Я. Чубарь, М. Д. Орахслашвили. Украинец В. Я. Чубарь был с июля 1923 г. председателем Совнаркома Украины, а грузин М. Д. Орахслашвили председателем Совнаркома ЗСФСР. Со 2февраля 1924 г. председателем СНК СССР станет А. И. Рыков. Из пяти заместителей Совнаркома лишь М. Д. Орахслашвили имел высшее образование, остальные четверо - среднее. Совнарком СССР являлся прямым преемником СНК РСФСР. Кроме председателя и пяти его заместителей в первый Совнарком Союза вошли также 10 наркомов и председатель ОГПУ с правом совещательного голоса. Естественно, при подборе руководителей Совнаркома появились проблемы, связанные с необходимым представительством от союзных республик.

Для советской модели государственного устройства (1917 - 1930-е гг.) типичной оказалась тенденция сращивания региональных органов исполнительной власти и органов местного самоуправления. Местное управление в РСФСР представляли 16 автономных республик, 5 автономных областей 6 краев, 49 областей, 10 автономных районов, 2178 поселков городского типа и 23 107 сельских Советов. Все они относились к объектам местного государственного управления. В этот период появились, вошли в научный и хозяйственный оборот такие понятия, как «местное управление», «местное хозяйство», «местные органы власти», «местные финансы».

Органы отраслевого управления в центре были представлены наркоматами и другими ведомствами, а на местах - отделами исполкомов местных Советов. Органы отраслевого управления, с одной стороны, были тесно связаны с Советами и гем самым составляли строгую советскую систему принятия решений и их реализации, и, с другой стороны, их деятельность объединялась и направлялась соответствующим отраслевым органом в центре. Система местных органов управления включала:

  • местные органы управления промышленностью;
  • местные органы управления сельским хозяйством;
  • местные учреждения Наркомата продовольствия;
  • местные учреждения торговли;
  • местные учреждения транспорта и связи;
  • местные плановые и статистические учреждения;
  • местные финансовые учреждения;
  • местные органы управления социально-культурным сектором;
  • местные учреждения обороны страны;
  • местные учреждения охраны государственной безопасности и общественного порядка;
  • местные учреждения контроля;
  • местные учреждения Наркомнаца;
  • местные судебные учреждения.

Местные органы управления промышленностью. В декабре 1917 г. ВСНХ утвердил «Положение о районных (областных) и местных советах народного хозяйства», которые создавались как учреждения по организации и регулированию производства на местах, руководимые ВСНХ и действующие под контролем соответствующего Совета рабочих, солдатских и крестьянских депутатов. В середине 1918 г. были созданы: СНХ Северной области, СНХ Западно-Русской области, СНХ Центральной области, СНХ Поволжской области, СНХ Южной области, СНХ Приморской области, СНХ Западно-Сибирской области, СНХ Восточно-Сибирской области, СНХ Уральской области, СНХ Средне-Азиатской области.

Для приближения управления к местам создавались новые хозяйственные органы - областные бюро ВСНХ (Промбюро), каждое из которых объединяло несколько губерний. Задача Промбюро - координация деятельности губсовнархозов и руководство отдельными предприятиями, подчиненными ВСНХ. К 1929 г. Промбюро повсеместно упраздняются. Функции местных совнархозов остаются прежними, а с введением нового административно-территориального деления их система несколько перестраивается: вместо губсовнархозов создаются областные (краевые) и окружные совнархозы. С ликвидацией в 1932 г. всей системы совнархозов был осуществлен переход к системе отраслевых, промышленных наркоматов.

Руководство промышленностью на местах осуществляли местные советы народного хозяйства. На них была возложена вся работа но национализации предприятий и но управлению ими.

С осени 1918 г. распространение получила одна из форм коллективного хозяйства - товарищество но совместной обработке земли (ТОЗ), характеризующаяся обобществлением лишь сельскохозяйственного инвентаря и поэтому наиболее доступная для крестьянства. ТОЗы не имели готовой материальной базы, им оказывалась меньшая помощь и внимание со стороны государственных органов. Многие партийные и советские работники на местах пренебрежительно относились к ТОЗам, не считая их социалистическими организациями. Удельный вес ТОЗов среди других форм коллективного хозяйства был небольшим: к 1 января 1919 года - 13,3%, к 1 декабря 1920 г. - 8,0%. Широкое распространение ТОЗы получили накануне и в период развертывания сплошной коллективизации. В 1935 г. ТОЗы ликвидируются.

Руководство сельским хозяйством на местах было возложено на Советы, в составе исполкомов которых образовывались земельные отделы - губернские, уездные, волостные, действовавшие но принципу «двойного» подчинения. С созданием СССР укреплению местных земельных отделов уделялось большое внимание. В 1923 г. местные земотделы преобразуются в управления, их нрава несколько расширяются. В сельских и волостных Советах земельные управления не создавались.

В 1932 г. был создан общесоюзный Наркомат зерновых и животноводческих совхозов СССР, а на местах - институт уполномоченных при правительствах республик и при краевых (областных) исполкомах. Последние были упразднены в 1934 г.

Местные учреждения Наркомата продовольствия. Местными органами Наркомирода являлись губернские, уездные, волостные продотделы (продкомиссии, продкомиссариаты) исполкомов Советов «двойного» подчинения. В 1917 - 1918 гг., кроме того, создавались особые продерганы краевого значения (Продкомитет Юга, Совет снабжения Урала и т. и.).

В конце 1918 г. волостные продкомитеты были упразднены, волостные и сельские Советы в продовольственных делах подчинялись уездным продкомам. В период нэпа на местах развертывается сеть заготконтор и ссыпных пунктов, которые подчинялись губпродкомам. Заготконторы организовывали сбор продналога и заготовку продовольствия на рынке.

В 1924 г. наркоматы и вся система местных продкомов упразднялись. Руководство заготовками сельскохозяйственных продуктов стали осуществлять центральные и местные органы внутренней торговли. Созданный в 1932 г. общесоюзный Комитет по заготовкам сельскохозяйственных продуктов СССР учредил институт уполномоченных при правительствах республик и при краевых и областных исполкомах, а с 1933 г. - районных уполномоченных.

Местными органами наркоматов внутренней торговли республик явились отделы по внутренней торговле губернских и областных исполкомов, действовавшие на принципе «двойного» подчинения.

В конце 20-х годов система местных отделов торговли перестраивается применительно к новому административно-территориальному делению: создаются областные (краевые) городские и окружные отделы торговли соответствующих исполкомов.

С образованием в 1930 г. республиканских наркоматов снабжения местные отделы торговли преобразуются в отделы снабжения, а с восстановлением в 1934 г. наркоматов торговли восстанавливаются и местные - областные (краевые), городские, районные отделы торговли. В районах с небольшим товарооборотом вместо отделов создавались должности инспектора внутренней торговли.

В области внешней торговли с 1920 г. учреждались областные отделения Наркомвнешторга, в ведении которых находилась многочисленная сеть таможен, надзоров, застав, таможенных пунктов и постов.

Местные учреждения транспорта и связи. Местные органы Наркомата путей сообщения - управления железных дорог - строились как экстерриториальные, го есть независящие от местных Советов. В 1918г. возникла система округов путей сообщения (ОПС) с сохранением и управлений дорог. С 1920 г. местные органы НКПС были представлены управлениями ОПС, линейными отделами, управлениями дорог, облводами и руп- водами (на водном транспорте).

С образованием Союза ССР Наркомат путей сообщения становится общесоюзным органом, который объединяет управление железными дорогами, водным и автомобильным транспортом. Его местными органами являются:

  • на железных дорогах - правления железных дорог, округа путей сообщения;
  • на водном транспорте - госнароходсгва, бассейновые управления;
  • на автомобильном транспорте - окружные управления шоссейных и грунтовых дорог.

Местные органы наркомата почт и телеграфов - губернские отделы связи исполкомов Советов - были построены но территориальному признаку. В 1929 г. местные органы перестраиваются в соответствие с новым административно-территориальным делением. Вместо прежних окружных управлений связи обязуются управления связи союзных и автономных республик краевые и областные управления связи.

На протяжении всего периода местными органами Госпланов республик являлись плановые комиссии исполкомов Советов. Они в 1928 - 1929 гг. перестраиваются соответственно новому административно- территориальному делению: плановые комиссии в составе краевых, областных, окружных исполкомов (с ликвидацией округов окрпланкомы упраздняются). С 1930 г. создаются райнланы при райисполкомах и нланко- мы при некоторых горсоветах.

Местными органами Наркомата финансов на протяжении всего периода являлись соответствующие финансовые отделы исполкомов Советов. Им подчинялись различные учреждения Наркомфина на данной территории, за исключением учреждений Народного банка. Наркомату финансов СССР подчинялись сберкассы и их агентства на местах. Управление государственным страхованием с троилось на следующих основаниях: краевые, областные, окружные конторы Госстраха подчинялись республиканским правлениям Госстраха СССР, то есть строго централизовано.

Наркоматы социального обеспечения, здравоохранения и просвещения на протяжении всего периода являлись республиканскими органами. Их местные органы строились применительно к территориальному делению и организационно изменялись с изменением последнего. Местными органами Наркомсобесов, Наркомздравов и Наркомиросов являлись соответственно отделы соцобеспечения, отделы здравоохранения и отделы народного образования соответствующих исполкомов Советов. Все они действовали но принципу «двойного» подчинения.

С введением в 1924 - 1925 гг. территориально-милиционной системы комплектования армии вся территория страны делилась на военные округа во главе с командующим округа. Каждый военный округ был разбит на территориальные округа комплектования во главе с управлением террокруга. Они развертывались на базе прежних губернских военкоматов. Уездные военкоматы сохранялись в качестве учетно-мобилизационного аппарата на правах отделов исполкомов.

С созданием в 1934 г. Наркомата обороны СССР территориальные округа комплектования были упразднены. Местными органами военного управления стали военкоматы исполкомов Советов (краевых, областных, районных и т. п.), в то же время они подчинялись командующим округов (армий).

Местные учреждения охраны государственной безопасности и общественного порядка. С созданием в центре ВЧК на местах повсеместно создаются местные чрезвычайные комиссии. В годы гражданской войны на первый план выдвигаются ВЧК и ее местные органы. Помимо территориальных ЧК при исполкомах Советов создаются и другие чрезвычайные комиссии - погран ЧК, комиссары ЧК на таможенных пропускных пунктах, фронтовые и армейские ЧК, органы ЧК на транспорте.

Местные органы Наркомата внутренних дел прошли в своем развитии сложный путь. В первое время местными органами НКВД явились отделы управления исполкомов Советов, находившиеся в «двойном» подчинении. В 1923 г. отделы управления были упразднены, вместо них создавались административные отделы губернских исполкомов Советов, а в уездах их функции выполняли уездные управления милиции.

В 1934 г. образуется общесоюзный НКВД СССР и республиканские (за исключением РСФСР) НКВД. Их местными органами стали областные, краевые управления НКВД (а в РСФСР - уполномоченные НКВД СССР).

Местными органами Наркомата государственного контроля являлись губернские учетно-контрольные коллегии, иногда - уездные отделения («двойного» подчинения). Создавались и специальные органы контроля по различным отраслям. В 1920 г. с реорганизацией Наркомгоскона в Наркомат рабоче-крестьянской инспекции на местах возникают областные, губернские, уездные РКП на правах отделов исполкомов. В 1923 г. с объединением партийного и советского контроля местными органами ЦКК - НК РКИ становятся губернские, областные, окружные, уездные РКИ, объединенные соответствующими контрольными комиссиями партии. В дальнейшем они перестраивались в связи с введением нового административно-территориального деления. В 1934 г. система центральных и местных партийно-государственных контрольных органов ликвидируется. Местные органы созданной Комиссии советского контроля при СНК СССР строились уже по принципу полной централизации: в союзных, автономных республиках, краях, областях учреждались уполномоченные, назначаемые и отзываемые Комиссией.

В восстановительный период местные органы Наркомнаца были сокращены. Оставлены они были лишь в тех местах, где жили наиболее крупные массы национальностей, а в 1924 г. повсеместно ликвидированы с упразднением Наркомнаца. В последующий период при некоторых краевых (областных) исполкомах возникают отделы нацменьшинств.

Следовательно, в 1917 - 1930-е гг. советский государственный аппарат имел свои конкретные задачи и организационные черты. Для государственного аппарата были характерны следующие основные признаки и закономерности развития:

  • 1. С помощью государственного аппарата Советы из политической формы диктатуры пролетариата превращаются в единую систему органов государственной власти.
  • 2. Советский государственный аппарат формировался на принципиально иной политической основе. Идеологической основой всех преобразований выступала программа ВКП (б), где была сформулирована стратегическая цель и задача - построение бесклассового социалистического (первая ступень) и последующего коммунистического общества.
  • 3. Руководство и контроль за работой государственного аппарата осуществляла ВКП (б) как непосредственный организатор октябрьского переворота (1917) и всех последующих преобразований в стране.Коммунистическая партия занимала руководящее положение в системе управления государственными органами. В СССР сложилась однопартийная система и полное отсутствие политических оппонентов.
  • 4. В главных своих чертах государственный аппарат управления строился но отраслевому признаку.
  • 5. Государственный аппарат представлял собой систему учреждений, в которой каждое учреждение занимало определенное место.
  • 6. Внутренняя структура государственных органов и учреждений изменялась в зависимости от потребностей, от задач и функций, выполняемых государством и отдельными учреждениями.
  • 7. В систему обычных, конституционных органов государственного управления входили создаваемые на относительно короткий период времени чрезвычайные органы.
  • 5 декабря 1936 г. была принята новая Конституция СССР

По Конституции СССР, принятой 5 декабря 1936 г., СНК СССР являлся высшим исполнительным и распорядительным органом государственной власти Союза ССР. Он образовывался Верховным Советом СССР. Конституция СССР 1936 г. установила ответственность и подотчетность СНК СССР Верховному Совету, а в период между сессиями Верховного Совета СССР - его Президиуму. СНК СССР объединял и направлял работу общесоюзных и союзно - республиканских наркоматов СССР и др. подведомственных ему хозяйственных и культурных учреждений, принимал меры ио осуществлению народно - хозяйственного плана, государственного бюджета, осуществлял руководство в области внешних отношений с иностранными государствами, руководил общим строительством вооруженных сил страны и т. д. По Конституции СССР 1936 г. СНК СССР имел право руководить отраслями хозяйства, отнесенным к компетенции СССР, приостанавливать постановления и распоряжения СНК Союзных республик и отменять приказы и инструкции наркоматов СССР. Конституция СССР 1936 г. (ст. 7) установила право депутатского запроса: представитель СНК или нарком СССР, к которым обращен запрос депутата Верховного Совета СССР, обязаны были дать устный или письменный ответ в соответствующую палату.

СНК СССР, согласно Конституции СССР 1936 г., был образован на 1 - й сессии Верховного Совета СССР 19 января 1938 г. 30 июня 1941 г. решением Президиума Верховного Совета СССР, ЦК ВКП (б) и СНК СССР был создан Государственный комитет обороны (ГКО), в котором была сосредоточена вся полнота государственной власти в СССР во время Великой Отечественной войны 1941 - 1945 гг.

СНК союзной республики являлся высшим исполнительным и распорядительным органом государственной власти союзной республики. Он был ответственен перед Верховным Советом республики и ему подотчетен, а в период между сессиями Верховного Совета - перед Президиумом Верховного Совета республики и ему подотчетен. СНК союзной республики, по Конституции СССР 1936 г., издавал постановления и распоряжения на основе и во исполнение действующих законов СССР и союзной республики, постановлений и распоряжений СНК СССР и обязан проверять их исполнение.

Совет Народных Комиссаров Союзной республики образовывался Верховным Советом Союзной республики в составе: председателя Совета Народных Комиссаров Союзной республики; заместителей председателя; председателя Государственной плановой комиссии; народных комиссаров: пищевой промышленности; легкой промышленности; лесной промышленности; земледелия; зерновых и животноводческих совхозов; финансов; внутренней торговли; внутренних дел; юстиции; здравоохранения; просвещения; местной промышленности; коммунального хозяйства; социального обеспечения; уполномоченного Комитета заготовок; начальника Управления по делам искусств.

С введением Конституции РСФСР от 21 января 1937 г. СНК РСФСР был подотчётен Верховному Совету РСФСР, в период между его сессиями - Президиуму Верховного Совета РСФСР.С 5 октября 1937 г. соетав СНК РСФСР насчитывал 13 народных комиссариатов: пищевой промышленности, легкой промышленности, лесной промышленности, земледелия, зерновых совхозов, животноводческих совхозов, финансов, внутренней торговли, юстиции, здравоохранения, просвещения, местной промышленности, коммунального хозяйства, социального обеспечения, председатель Госплана РСФСР и начальник Управления но делам искусств при СНК РСФСР.

Совет Народных Комиссаров Союзной республики имел следующие полномочия: издавал постановления и распоряжения на основе и во исполнение действующих законов СССР и Союзной республики, постановлений и распоряжений Совета Неродных Комиссаров СССР и проверял их исполнение; приостанавливал постановления и распоряжения Советов Народных Комиссаров автономных республик и отменял решения и распоряжения исполнительных комитетов советов депутатов трудящихся краев, областей и автономных областей.

Народные Комиссары Союзной республики руководили отраслями государственного управления, входящими в компетенцию Союзной республики. Народные Комиссары Союзной республики издавали в пределах компетенции соответствующих Народных Комиссариатов приказы и инструкции на основании и во исполнение законов СССР и Союзной республики, постановлений и распоряжений Совета Народных Комиссаров СССР и Союзной республики, приказов и инструкций союзно - республиканских Народных Комиссариатов СССР.

Народные Комиссариаты Союзной республики являлись союзно - республиканскими или республиканскими. Союзно - республиканские Народные Комиссариаты руководили порученной им отраслью государственного управления, подчиняясь как Совету Народных Комиссаров Союзной республики, гак и соответствующему союзно - республиканскому Народному Комиссариату СССР. Республиканские Народные Комиссариаты руководили порученной им отраслью государственного управления, подчиняясь непосредственно Совету Народных Комиссаров Союзной республики.

Совет Народных Комиссаров Союза ССР, в пределах предоставленных ему нрав и на основании Положения о Совете Народных Комиссаров СССР, обладал следующими полномочиями: издание декретов и постановлений, обязательных к исполнению на всей территории СССР; рассмотрение на своих заседаниях декретов и постановлений, вносимых как отдельными наркоматами СССР, так и ЦИК союзных республик и их президиумами; разработка положений о народных комиссариатах, которые вступали в силу после утверждения ЦИК СССР; назначение членов коллегий - совещательно - распорядительных органов при народных комиссариатах СССР; отмена распоряжений отдельных народных комиссариатов СССР; объединение и направление работы общесоюзных и союзно - республиканских народных комиссариатов; принятие мер по осуществлению народно - хозяйственного плана и государственного бюджета; укрепление кредитно - денежной системы; обеспечение общественного порядка; осуществление общего руководства в области внешних сношений с иностранными государствами.

Совнарком СССР не имел полномочий назначать и освобождать от должности народных комиссаров СССР и их заместителей, членов коллегий союзных наркоматов, а также руководителей ряда подведомственных Совнаркому СССР органов. Эго право принадлежало Президиуму ЦИК СССР, а начиная с 1936 г. - Президиуму Верховного Совета СССР, который пользовался этим правом в период между сессиями Верховного Совета СССР с последующим внесением на утверждение Верховного Совета СССР. Тем не менее, председателю Совета Народных Комиссаров СССР предоставлялось право подбора и представления кандидатур на утверждение.

Общесоюзные комиссариаты получали право иметь при союзных республиках своих уполномоченных, непосредственно им подчиненных. Эти уполномоченные выдвигались комиссариатом СССР непосредственно или по предложению ЦИК союзной республики и подлежали утверждению Совнаркомом СССР. Причем но всем выдвигаемым кандидатурам была обязательной характеристика ЦИК союзной республики, имевшей право отвода назначаемого уполномоченного. Эти уполномоченные общесоюзных народных комиссариатов должны были входить в совнаркомы союзных республик с совещательным или решающим голосом в соответствии с решением ЦИКа союзной республики или его Президиума. Распоряжения общесоюзных комиссариатов были обязательными для непосредственного исполнения на всей территории СССР. Объединенные комиссариаты СССР должны были проводить все свои задания и директивы через одноименные народные комиссариаты союзных республик. Главы одноименных комиссариатов союзных республик подлежали назначению и отзыву ЦИКами союзных республик.

СНК СССР - высший исполнительный и распорядительный орган государственной власти СССР, образуемый Верховным Советом СССР. СНК СССР издавал на основе и во исполнение действующих законов постановления и распоряжения, обязательные к исполнению на всей территории СССР, и проверял их исполнение. СНК СССР обладал правом по отраслям управления и хозяйства, отнесённым к компетенции СССР, приостанавливать постановления и распоряжения СНК республик и отменять приказы и инструкции Народных Комиссаров СССР.

СНК союзных и автономных республик образовывались Верховными Советами республик и были ответственны перед соответствующими Верховными Советами и подотчётны им, а в период между сессиями Верховных Советов - перед их Президиумами, которым были подотчётны. СНК союзных республик издавали на основе и во исполнение действующих законов СССР и соответствующих союзных республик и постановлений СНК СССР постановления и распоряжения и проверяли их исполнение.

СНК автономных республик издавали на основе и во исполнение действующих законов СССР, законов соответствующих союзных и автономных республик и постановлений СНК СССР и соответствующих союзных республик постановления и распоряжения и проверяли их исполнение.

15 марта 1946 года Совнарком СССР был преобразован в Совет Министров СССР. Закон о преобразовании союзного правительства также предусматривал переименование подведомственных Правительству СССР союзных органов. Соответственно народные комиссариаты СССР были переименованы в министерства СССР, а наркомы - в министров.

    У этого термина существуют и другие значения, см. Совет народных комиссаров. Совет народных комиссаров РСФСР (СНК РСФСР) … Википедия

    Совет народных комиссаров: Совет народных комиссаров РСФСР Совет народных комиссаров СССР … Википедия

    РСФСР Совет Народных Комиссаров СССР … Википедия

    У этого термина существуют и другие значения, см. Совет народных комиссаров. Дополнительные сведения: Список народных комиссариатов СССР Совет Народных Комиссаров СССР (Совнарком СССР, СНК СССР) … Википедия

    Запрос «СНК» перенаправляется сюда. Cм. также другие значения. Совет народных комиссаров СССР (СНК, Совнарком) c 6 июля 1923 по 15 марта 1946 высший исполнительный и распорядительный (в первый период существования также и законодательный) орган… … Википедия

    В.И. Ленин, первый председатель Совнаркома Российской Советской Республики и Совнаркома СССР Совет народных комиссаров (аббр … Википедия

    У этого термина существуют и другие значения, см. Совет народных комиссаров. Совет народных комиссаров УССР (СНК, Совнарком) c 6 июля 1923 по 15 марта 1946 высший исполнительный и распорядительный (в первый период существования также и… … Википедия

    - (СНК), в 1917 46 название высших исполнительных и распорядительных органов государственной власти РСФСР, затем СССР, союзных и автономных республик. В марте 1946 преобразованы в Советы Министров. * * * СОВЕТ НАРОДНЫХ КОМИССАРОВ СОВЕТ НАРОДНЫХ… … Энциклопедический словарь

    СОВЕТ НАРОДНЫХ КОМИССАРОВ (СНК) - – прежнее наименование вьющего исполнительного и распорядительного органа государственной власти – Правительства (см.) СССР, союзных и автономных республик. СНК, как Правительство Российской Советской Республики, был создан 26 октября (8 ноября)… … Советский юридический словарь

    - (СНК) до 1946 название высшего исполнительного и распорядительного органа государственной власти СССР, союзных и автономных республик. Впервые СНК во главе с В. И. Лениным был образован на 2 м Всероссийском съезде Советов. Согласно… … Большая советская энциклопедия

"I Всероссийский съезд Советов рабочих и солдатских депутатов (ЧЕГО???)

Декрет

Об учреждении Совета Народных Комиссаров

Образовать для управления страной (какой???), впредь до созыва Учредительного Собрания, временное рабочее и крестьянское правительство, которое будет именоваться Советом Народных Комиссаров. Заведывание отдельными отраслями государственной жизни поручается комиссиям, состав которых должен обеспечить проведение в жизнь провозглашенной Съездом программы, в тесном единении с массовыми организациями рабочих, работниц, матросов, солдат, крестьян и служащих. Правительственная власть принадлежит коллегии председателей этих комиссий, т.-е. Совету Народных Комиссаров.

Контроль над деятельностью Народных Комиссаров и право смещения их принадлежит Всероссийскому Съезду Советов Рабочих, Крестьянских и Солдатских Депутатов и его Центральн. Исп. Комитету.

В настоящий момент Совет Народных Комиссаров составляется из следующих лиц:


  • Председатель Совета Народных Комиссаров — Владимир Ульянов (Ленин) .

Народные Комиссары:


  • по внутренним делам — А. И. Рыков ;

  • земледелия — В. П. Милютин ;

  • труда — А. Г. Шляпников ;

  • по делам военным и морским — комитет, в составе: В. А. Авсеенко (Антонов) , Н. В. Крыленко и П. Е. Дыбенко ;

  • по делам торговли и промышленности — В. П. Ногин ;

  • народного просвещения — А. В. Луначарский ;

  • финансов — И. И. Скворцов (Степанов) ;

  • по делам иностранным — Л. Д. Бронштейн (Троцкий) ;

  • юстиции — Г. И. Оппоков (Ломов) ;

  • по делам продовольствия — И. А. Теодорович ;

  • почт и телеграфов — Н. П. Авилов (Глебов) ;

  • по делам национальностей — И. В. Джугашвили (Сталин) ;

Пост Народного Комиссара по делам железнодорожным временно остается не замещенным."

Больше всего впечатляет слово: "страной", конечно, сразу после титула - депутатов неизвестно какой территории!

ВИКИ о СНК: "

Непосредственно перед захватом власти в день революции ЦК большевиков поручил Каменеву и Винтеру (Берзину) войти в политический контакт с левыми эсерами и начать с ними переговоры о составе будущего правительства. Во время работы II съезда Советов большевики предложили войти в правительство левым эсерам, но те отказались. Фракции правых эсеров и меньшевиков покинули II съезд Советов в самом начале его работы — до образования правительства. Большевики были вынуждены сформировать однопартийное правительство .

Совет народных комиссаров был сформирован в соответствии с « », принятым II Всероссийским съездом советов рабочих, солдатских и крестьянских депутатов 27 октября 1917 года . Декрет начинался словами:



Образовать для управления страной, впредь до созыва Учредительного Собрания , временное рабочее и крестьянское правительство, которое будет именоваться Советом Народных Комиссаров.


Совет народных комиссаров утратил характер временного органа управления после роспуска Учредительного собрания, что законодательно закрепилось Конституцией РСФСР 1918 года . Право образования СНК получил ВЦИК ; СНК являлся органом общего управления делами РСФСР, имеющим право издания декретов, при этом ВЦИК был вправе отменить или приостановить всякое постановление или решение СНК.

Вопросы, рассматриваемые СНК, решались простым большинством голосов. На заседаниях присутствовали члены правительства, председатель ВЦИКа, управляющий делами и секретари СНК, представители ведомств.

Постоянным рабочим органом СНК РСФСР являлось управление делами, которое подготавливало вопросы к заседаниям СНК и его постоянных комиссий, осуществляло приём делегаций. Штат сотрудников управления делами в 1921 г. состоял из 135 человек (согласно данным ЦГАОР СССР, ф. 130, оп. 25, д. 2, лл. 19 — 20.).

Указом Президиума Верховного совета РСФСР от 23 марта 1946 г. Совет народных комиссаров РСФСР был преобразован в Совет министров РСФСР .

Законодательная база СНК РСФСР


  • управлении общими делами РСФСР

  • руководстве отдельными отраслями управления (ст.35, 37)
  • Народный комиссар был вправе единолично принимать решения по всем вопросам, находящимся в ведении руководимого им комиссариата, доводя о них до сведения коллегии (ст.45).

    С образованием в декабре 1922 г. СССР и созданием общесоюзного правительства Совнарком РСФСР стал исполнительным и распорядительным органом государственной власти РФ."

Из 15 первых советских наркомов девять стали жертвами «Большого террора».

Совет народных комиссаров — правительство России во главе с В. И. Лениным. декабрь 1917-январь 1918.

Первое правительство после победы Октябрьской революции было сформировано в соответствии с «Декретом об учреждении Совета Народных Комиссаров», принятым II Всероссийским съездом советов рабочих, солдатских и крестьянских депутатов 27 октября (по старому стилю) 1917 года.

Изначально большевики рассчитывали договориться об участии в нём представителей других социалистических партий, в частности левых эсеров, однако добиться такой договорённости не удалось. В итоге первое революционное правительство оказалось чисто большевистским.

Авторство термина «народный комиссар» приписывали себе несколько революционных деятелей, в частности Лев Троцкий. Большевики хотели таким образом подчеркнуть коренное отличие своей власти от царского и Временного правительств.

Термин «Совет Народных Комиссаров» как определение советского правительства просуществует до 1946 года, пока не будет заменён на более привычный ныне «Совет министров».

Первый состав Совета Народных Комиссаров просуществует всего несколько дней. Ряд его членов откажутся от своих постов из-за политических противоречий, связанных в основном всё с тем же вопросом об участии в правительстве членов других социалистических партий.



В первый состав Совета Народных Комиссаров вошли:

председатель Совета народных комиссаров Владимир Ульянов (Ленин);

нарком по внутренним делам Алексей Рыков;

нарком земледелия Владимир Милютин;

нарком труда Александр Шляпников;

наркомат по военным и морским делам — комитет в составе: Владимир Овсеенко (Антонов), Николай Крыленко и Павел Дыбенко;

нарком по делам торговли и промышленности Виктор Ногин;

нарком народного просвещения Анатолий Луначарский;

нарком финансов Иван Скворцов (Степанов);

нарком по иностранным делам Лев Бронштейн (Троцкий);

нарком юстиции Георгий Оппоков (Ломов);

нарком по делам продовольствия Иван Теодорович;

нарком почт и телеграфов Николай Авилов (Глебов);

нарком по делам национальностей Иосиф Джугашвили (Сталин);

пост народного комиссара по делам железнодорожным остался временно не замещённым.

Биографии главы первого советского правительства Владимира Ленина и первого наркома по делам национальностей Иосифа Сталина известны широкой публике достаточно хорошо, поэтому поговорим об остальных наркомах.


Алексей Рыков

Первый нарком внутренних дел пробыл в своей должности всего девять дней, однако успел подписать исторический документ о создании милиции. Покинув пост наркома, Рыков перешёл на работу в Моссовет.

Алексей Рыков

В дальнейшем Алексей Рыков занимал высокие государственные посты, а с февраля 1924 года официально возглавил советское правительство — Совнарком СССР.

Карьера Рыкова пошла вниз в 1930 году, когда он был снят с должности главы правительства. Рыков, долго поддерживавший Николая Бухарина, был объявлен «правым уклонистом», и избавиться от этого клейма так и не смог, несмотря на многочисленные покаянные речи.

На пленуме партии в феврале 1937 года исключён из ВКП(б) и 27 февраля 1937 года арестован. На допросах признал себя виновным. В качестве одного из главных обвиняемых привлечён к открытому процессу по делу «Правотроцкистского антисоветского блока». 13 марта 1938 года был приговорён к смертной казни и 15 марта расстрелян. Рыков был полностью реабилитирован Главной Военной прокуратурой СССР в 1988 году.


Владимир Милютин

Через девять дней после создания первого советского правительства Милютин выступил за создание коалиционного правительства и в знак протеста против решения ЦК подал заявление о выходе из ЦК и СНК, после признал ошибочность своих заявлений и отозвал своё заявление о выходе из ЦК.

Владимир Милютин

Впоследствии занимал высокие посты в правительстве, с 1928 по 1934 годы был заместителем Председателя Госплана СССР.

26 июля 1937 года арестован. 29 октября 1937 года приговорён к смертной казни за принадлежность к контрреволюционной организации «правых». 30 октября 1937 года расстрелян. Реабилитирован в 1956 году.


Александр Шляпников

Шляпников также выступал за включение в состав правительства членов других политических партий, однако, в отличие от коллег, свой пост не покинул, продолжив работу в правительстве. Спустя три недели в дополнение к обязанностям наркома труда на него были возложены также обязанности наркома торговли и промышленности.

Александр Шляпников

В партии большевиков Шляпников являлся лидером так называемой «рабочей оппозиции», особенно ярко проявившей себя в партийной дискуссии о роли профсоюзов. Он полагал, что задачей профсоюзов является организация управления народным хозяйством, и они должны забрать эту функцию у партии.

Позиция Шляпникова была резко раскритикована Лениным, что сказалось на дальнейшей судьбе одного из первых советских наркомов.

В дальнейшем он занимал второстепенные должности, например работал председателем правления акционерного общества «Металлоимпорт».

Воспоминания Шляпникова «Семнадцатый год» вызвали острую критику в партии. В 1933 году он был исключён из ВКП(б), в 1934 году административно выслан в Карелию, в 1935 году за принадлежность к «рабочей оппозиции» осуждён на 5 лет — наказание, заменённое ссылкой в Астрахань.

В 1936 году Шляпников был вновь арестован. Его обвинили в том, что, будучи руководителем контрреволюционной организации «Рабочая оппозиция», он осенью 1927 года дал директиву харьковскому центру этой организации о переходе к индивидуальному террору как методу борьбы против ВКП(б) и Советского правительства, а в 1935-1936 годах давал директивы о подготовке террористического акта против Сталина. Шляпников виновным себя не признал, но по приговору Военной коллегии Верховного Суда СССР 2 сентября 1937 года был расстрелян. 31 января 1963 года Военная коллегия Верховного суда СССР реабилитировала Александра Шляпникова за отсутствием в его действиях состава преступления.


Судьба членов триумвирата, возглавившего оборонное ведомство, была довольно схожей — все они в течение многих лет занимали высокие государственные посты, и все они стали жертвами «большого террора».

Владимир Антонов-Овсеенко, Николай Крыленко, Павел Дыбенко

Владимир Антонов-Овсеенко, во время вооружённого восстания в Петрограде арестовавший Временное правительство, являлся одним из создателей Красной Армии, много лет провёл на дипломатической работе, во время Гражданской войны в Испании был генеральным консулом СССР в Барселоне, оказав большую помощь республиканским войскам как военный советник.

По возвращении из Испании был арестован, 8 февраля 1938 года приговорён к расстрелу «за принадлежность к троцкистской террористической и шпионской организации». Расстрелян 10 февраля 1938 года. Реабилитирован посмертно 25 февраля 1956 года.

Николай Крыленко был одним из создателей советского права, занимал посты наркома юстиции РСФСР и СССР, прокурора РСФСР и председателя Верховного Суда СССР.

Крыленко считается одним из «архитекторов Большого террора» 1937-1938 годов. По иронии судьбы, Крыленко сам стал его жертвой.

В 1938 году на первой сессии Верховного Совета СССР Крыленко подвергся критике. Вскоре после этого снят со всех постов, исключён из ВКП(б) и арестован. Про приговору Военной коллегий Верховного Суда СССР расстрелян 29 июля 1938 года. В 1956 году реабилитирован за отсутствием состава преступления.

Павел Дыбенко сделал военную карьеру, носил звание командарма 2-го ранга, командовал войсками в различных военных округах. В 1937 году принимал активное участие в репрессиях в рядах армии. Дыбенко входил в состав Специального судебного присутствия, осудившего группу высших советских военачальников по «Делу Тухачевского» в июне 1937 года.

В феврале 1938 году был арестован уже сам Дыбенко. Он признал себя виновным в участии в антисоветском троцкистском военно-фашистском заговоре. 29 июля 1938 года приговорён к смертной казни и в тот же день расстрелян. Реабилитирован в 1956 году.


Виктор Ногин

Выступая за создание «однородного социалистического правительства», Ногин оказался в числе тех, кто покинул Совнарком спустя несколько дней. Однако Ногин через три недели «признал ошибки» и продолжил работать на руководящих должностях, но уже более низкого уровня. Занимал посты комиссара труда Московской области, а затем заместителя наркома труда РСФСР.

Виктор Ногин

Умер 2 мая 1924 года, похоронен на Красной площади. Фамилия одного из первых советских наркомов по сей день увековечена в названии подмосковного города Ногинска.


Анатолий Луначарский

Нарком просвещения был одной из самых устойчивых фигур в советском правительстве, бессменно занимая свой пост в течение 12 лет.

Анатолий Луначарский

Благодаря Луначарскому было сохранено немало исторических памятников, налажена деятельность учреждений культуры. Были, правда, и весьма неоднозначные решения — в частности, уже на излёте своей карьеры наркома, Луначарский готовил перевод русского языка на латинский алфавит.

В 1929 году он был смещён с поста наркома просвещения и назначен председателем Учёного комитета при ЦИК СССР.

В 1933 году Луначарский был отправлен полпредом СССР в Испанию. Был заместителем главы советской делегации во время конференции по разоружению при Лиге Наций. Луначарский умер в декабре 1933 года по пути в Испанию на французском курорте Ментона. Урна с прахом Анатолия Луначарского захоронена в Кремлёвской стене.


Иван Скворцов (Степанов)

На момент назначения наркомом Скворцов занимал пост члена Московского военно-революционного комитета. Узнав о своём назначении, Скворцов объявил, что он теоретик, а не практик, и от должности отказался. В дальнейшем занимался публицистикой, с 1925 года ответственный редактор газеты «Известия ЦИК СССР и ВЦИК», с 1927 года — зам. ответственного секретаря газеты «Правда», одновременно с 1926 года директор Института Ленина при ЦК ВКП(б).

Иван Скворцов (Степанов)

В партийной прессе Скворцов выступал как активный сторонник Сталина, однако до высших государственных постов не добрался — 8 октября 1928 года умер от тяжёлой болезни. Прах захоронен в Кремлевской стене.


Лев Бронштейн (Троцкий)

Один из главных лидеров большевиков, второе лицо в партии после Ленина, в 1920-х годах вчистую проиграл во внутрипартийной борьбе, и в 1929 году был вынужден покинуть СССР в качестве политического эмигранта.

Лев Бронштейн (Троцкий)

Заочное противостояние со сталинским курсом Троцкий продолжал до 1940 года, пока оно не было прервано в августе 1940 года ударом ледоруба, нанесённым агентом НКВД Рамоном Меркадером.


Георгий Оппоков (Ломов)

Для Георгия Оппокова пребывание на посту наркома в течение нескольких дней стало вершиной его политической карьеры. В дальнейшем он продолжил свою деятельность на второстепенных должностях, таких, как председатель Нефтесиндиката, председатель правления «Донуголь», заместитель председателя Госплана СССР, член бюро Комиссии советского контроля при СНК СССР.

Георгий Оппоков (Ломов)

В июне 1937 года в рамках «Большого террора» Оппоков был арестован, по приговору Военной коллегии Верховного суда СССР расстрелян 30 декабря 1938 года. Посмертно реабилитирован в 1956 году.


Иван Теодорович

Как и другие сторонники создания правительства из числа членов различных социалистических партий, Теодорович объявил о выходе из правительства, но свои обязанности исполнял до декабря 1917 года.

Иван Теодорович

В дальнейшем являлся членом коллегии Наркомзема, а с 1922 года заместителем наркома земледелия. В 1928-1930 годах генеральный секретарь Крестьянского интернационала.

Арестован 11 июня 1937 года. Приговорён Военной коллегией Верховного суда СССР 20 сентября 1937 г. по обвинению в участии в антисоветской террористической организации к смертной казни и в тот же день расстрелян. Реабилитирован в 1956 году.


Николай Авилов (Глебов)

Авилов занимал свой пост до решения о создании коалиционного правительства с левыми эсерами, после чего сменил должность наркома на пост помощника директора Государственного банка. В дальнейшем занимал различные должности второго ранга, являлся наркомом труда Украины. С 1923 по 1926 год Авилов был лидером ленинградских профсоюзов и стал одним из лидеров так называемой «ленинградской оппозиции», что десять лет спустя стало для него роковым обстоятельством.

Николай Авилов (Глебов)

С 1928 года Авилов руководил «Сельмашстроем», а с 1929 года стал первым директором ростовского завода сельхозмашин «Ростсельмаш».

19 сентября 1936 года Николай Авилов арестован по обвинению в террористической деятельности. 12 марта 1937 года Военной коллегией Верховного суда СССР приговорён к расстрелу по обвинению в участии в контрреволюционной террористической организации. Приговор приведён в исполнение 13 марта 1937 года. Реабилитирован в 1956 году.



См.также:
Loading...Loading...