Квалификационные требования для водителей. Обязанности и требования к водителю

Водитель обязан не иметь медицинских противопоказаний к управлению транспортным средством. Для проверки его способности управлять транспортным средством все водители с определенной периодичностью проходят медицинское освидетельствование. По итогам этого освидетельствования водители получают медицинскую справку, в которой указывается их годность к управлению определенной категории транспортных средств.

Право на управление транспортным средством предоставляется:

  • мототранспортными средствами и мотоколясками - с 16-ти летнего возраста;
  • автомобилями всех видов и категорий (за исключением автобусов и грузовых автомобилей, оборудованных для перевозки более 8 пассажиров), трамваями и троллейбусами - с 18-ти летнего возраста;
  • автобусами и грузовыми автомобилями, оборудованными для перевозки более 8 пассажиров - с 19-ти летнего возраста.
  • управлять гужевым транспортом и перегонять животных по дороге разрешается лицам не моложе 14 - летнего возраста.
  • двигаться по дороге на мопедах разрешается лицам, достигшим 16 - летнего возраста, на велосипедах - 14 - летнего возраста.

Гражданин, который хочет получить право на управление транспортным средством, обязан пройти подготовку в объеме, предусмотренном программой подготовки водителей транспортных средств соответствующей категории или типа:

А - мотоциклы, мотороллеры, мотонарты и другие мототранспортные средства;

В - автомобили, разрешенная максимальная масса которых не превышает 3500 кг (7700 фунтов) и количество сидячих мест которых, кроме места сидения водителя не превышает восьми;

С - автомобили, которые предназначены для перевозки грузов и разрешенная максимальная масса которых превышает 3500 кг (7700 фунтов);

D -автомобили, которые предназначены для перевозки пассажиров и имеют больше восьми сидячих мест, кроме места сидения водителя;

Е - составы транспортных средств с тягачом, которые относятся к категории В, С. или D, которыми водитель имеет право управлять, но которые сами не входят в одну из этих категорий или эти категории;

  • трамваи;
  • троллейбусы;
  • мотоколяски.

Водитель является самым главным, но и менее надежным звеном системы автомобиль - дорога . На современном уровне развития автомобильного транспорта с одной стороны управление автомобилем упрощено и облегчено, но с другой стороны, возросшие скорости, интенсивность движения вызывают трудности в управлении автомобилем, которые превышают психофизические возможности человека. Эти трудности в основном, относятся к таким дорожным ситуациям, когда водитель при дефиците времени должен решать сложные задачи, которые в ряде случаев не всегда ему по силам, а значит, неотъемлемой обязанностью водителя болжно быть умение здраво оценивать свои возможности.

Водитель автомобиля - оператор сложной системы управления водитель - автомобиль - дорога (В-А-Д). Обязанность водителя - переработка всей информации, которая поступает в отделы мозга, принять решение, и выполнить действия. Управляя автомобилем, водитель должен видеть дорогу, пешеходов, другие транспортные средства, сигналы средств регулирования движения, слышать работу двигателя и других источников звуковой информации, воспринимать показания контрольных приборов.

Все эти сведения, получаемые через органы чувств, являются для него информацией, необходимой для управления автомобилем.

В целом водитель большую информацию получает не от приборов, а от дороги и среды движения. Характер этой информации быстро меняется. Нередко ее объем превышает возможности нервной системы человека, а в других случаях малый объем информации затрудняет принятие правильного решения.

В условиях интенсивного движения в городе водитель в течение 1 секунды замечает на дороге не менее 10 различных предметов, делает 2 или более наблюдений, принимает 1-3 решения. За 1 минуту выполняет от 30 до 120 различных движений, каждые 2 минуты совершает, по крайней мере, одну ошибку. Сложная дорожная обстановка возникает в среднем один раз за 1-2 часа. Водитель близок к ДТП приблизительно 1 раз в месяц и в среднем один раз в 6 лет становится ее участником.

Непредсказуемое поведение других участников движения нередко создает для водителя совершенно неожиданные ситуации. Отсюда еще одна важная обязанность водителя - уважительное отношение ко всем участникам дорожного движения, а не только к себе.

Указанные факторы позволяют отнести работу водителя к наиболее сложным видам человеческой деятельности.

Научиться управлять автомобилем в простых условиях может каждый здоровый человек. Вместе с тем не каждый водитель в состоянии обеспечить должную безопасность дорожного движения в сложных условиях. Пригодность водителя определяется состоянием его здоровья, психофизическими качествами и личностными особенностями. Имеет огромное значение подготовленность, а это - тренировка умений и навыков вождения, которые водитель обязан постоянно совершенствовать.

Работоспособность повышается в дневное время, особенно в первую половину дня и снижается при утомлении, болезненном состоянии и после употребления даже небольших доз алкоголя.

Восприятие : увидеть предмет - это не только ощутить его цвет, а и оценить его форму и величину. Так различают лежащие на дороге предметы, камни, бумагу и т.п., в зависимости от того, твердые они или нет, тупые или острые, большие или маленькие. Отсюда и принимаются решения, как поступить, объехать, ехать прямо или остановиться. Такая оценка предмета с точки зрения его свойств называется восприятие. Восприятие предметов и их расположения друг от друга, удаленность от автомобиля, носит название статического и динамического глазомера.

Острота зрения определяется наименьшим промежутком между двумя видимыми раздельно точками. Водитель обязан иметь хорошее зрение. Норма зрения =1,0. Остротой зрения считается способность увидеть две точки, разделенные промежутком в одну угловую минуту. Водительская острота зрения зависит от опыта водителя.

Другим важным пространственным признаком является удаленность предметов от водителя. Восприятие величины предмета основано на оценке соотношения ее угловой величины в поле зрения и расстояния до предмета. Чем дальше расстояние от него, тем он кажется меньше.

Решающее значение для зрения имеют условия освещенности глаза, приспособляемости к освещению за счет изменения размера проходного отверстия зрачка. При уменьшении света зрачки расширяются. Это адаптация глаза. Поле зрения каждого глаза представляет площадь, несимметричную относительно оси глаза.

Размеры рассматриваемого предмета зависят от скорости движения. Поле зрения зависит от цвета предмета. Граница поля зрения для голубого цвета на 10 -15 % меньше, чем для белого, а для красного еще меньше, чем для голубого. Поле зрения зеленого цвета в два раза меньше, чем белого. Восприятие скорости и направления движения, наряду с восприятием расстояния и времени, лежит в основе динамического глазомера.


Инструкция для должности "Водитель автотранспортных средств категории «B» ", представленная на сайте , соответствует требованиям документа - "СПРАВОЧНИК квалификационных характеристик профессий работников. Выпуск 69. Автомобильный транспорт", который утвержден приказом Министерства транспорта и связи Украины от 14.02.2006 г. N 136. С изменениями, утвержденными приказом Министерства транспорта и связи Украины от 04.09.2008 г. N 1097.
Статус документа - "действующий" .

Квалификационные требования
Полное или базовое общее среднее образование. Профессионально-техническое образование (учебное заведение по подготовке водителей автотранспортных средств). Специальная подготовка по типовыми учебными планами и программами подготовки водителей автотранспортных средств категории "В" и квалификационная аттестация. Без требований к стажу работы.

Знает и применяет в деятельности: законодательство Украины об автомобильном транспорте и дорожном движении; правила дорожного движения; правила перевозки грузов (в том числе опасных, негабаритных), порядок и условия перевозки пассажиров и багажа; назначение, расположение, устройство, принцип действия агрегатов, составляющих единиц, механизмов и систем автотранспортных средств категории "B" и правила их технической эксплуатации; устройство, правила эксплуатации и технического обслуживания прицепов; основы управления автотранспортными средствами; возможные причины дорожно-транспортных происшествий и способы предотвращения; причины возникновения неисправностей, способы их выявления и устранения; характер влияния природных условий (дождь, туман, гололед и др.) на безопасность движения; порядок проведения технического обслуживания; правила безопасного ведения работ, противопожарной безопасности и санитарии во время технического обслуживания автотранспортного средства и при работе на линии; особенности пользования эксплуатационными материалами (топливо, масла, смазки, электролит, антифриз и другое); правила хранения автотранспортных средств на открытой стоянке и в гараже; правила оказания первой помощи пострадавшим при дорожно-транспортных происшествий; правовые основы и ответственность за нарушение правил дорожного движения, правил эксплуатации транспортного средства, нанесение материального ущерба и вреда окружающей среде.

Характеристика работ, задачи и должностные обязанности
Руководит автомобильными транспортными средствами, которые относятся к категории "B" (управление автомобилями, разрешенная максимальная масса которых не превышает 3500 килограммов и число мест для сидения которых, помимо сиденья водителя, не превышает восьми), при разных дорожных условиях. Выполняет требования правил дорожного движения, правил перевозок грузов, пассажиров и багажа. Обеспечивает надлежащее техническое состояние автотранспортного средства. Буксирует автоприцеп разрешенной максимальной массой до 750 кг. Проверяет техническое состояние автотранспортного средства перед выездом на линию и после возвращения из рейса. Обеспечивает исправность оборудования в соответствии с требованиями стандартов, касающихся безопасности дорожного движения и охраны окружающей среды. Выполняет работы по ежедневному техническому обслуживанию автотранспортного средства. Подает автотранспортное средство под погрузку и разгрузку или к месту посадки и высадки пассажиров. Контролирует правильность загрузки, размещения и крепления грузов в кузове автотранспортного средства малой грузоподъемности, а также порядок размещения пассажиров в легковых автомобилях. Устраняет технические неисправности, которые возникают во время работы автотранспортного средства на линии и не требуют разборки главных механизмов. Выполняет регулировочные работы. Заправляет автомобильные транспортные средства топливом и другими эксплуатационными материалами. Оформляет дорожную документацию. Оказывает первую помощь пострадавшим во время дорожно-транспортных происшествий.

Как пояснили в Минтрансе России, с момента публикации приказа у перевозчиков было полгода для переподготовки водителей или изменения должностной сетки в соответствии с навыками и знаниями сотрудников. В дальнейшем ведомство будет проводить проверки соблюдения новых требований как в плановом, так и в неплановом порядке. В числе знаний и навыков, упомянутых в документе и необходимых водителям практически всех транспортных средств (ТС), умение безопасно и эффективно управлять ТС соответствующей категории в различных условиях дорожного движения, понимание основ безопасного управления, принципов работы базовых механизмов ТС и признаков неисправностей, которые могут возникнуть в пути, правила оказания первой помощи, обеспечения безопасности пассажиров или грузов. Помимо основных требований, в документе прописаны и специфические. Так, например, водитель транспортного средства категорий «В», «BE», т.е. масса которого не превышает 3,5 тонны, а также легкового такси должен будет уметь контролировать свое эмоциональное состояние и не забывать совершенствовать навыки управления транспортным средством соответствующей категории. А вот для управления ТС, оборудованным устройством для подачи специальных световых и звуковых сигналов, уже нужно будет подтвердить знания основы психологии и этики водителя. Для получения права на перевозку детей водителю будет необходимо подтвердить наличие непрерывного стажа не менее года и отсутствие административных наказаний, в том числе фактов лишения прав или административного ареста за нарушение ПДД, за аналогичный период времени. Такие же требования предъявляются для получения допуска к работе с опасными грузами. В то же время, диспетчер автомобильного и городского наземного электрического транспорта, контролер технического состояния автотранспортных средств или специалист, ответственный за обеспечение безопасности дорожного движения, должны будут представитель диплом об образовании не ниже среднего по специальности, входящей в укрупненную группу 23.00.00 «Техника и технологии наземного транспорта». В случае, если диплом специалиста не входит в указанную группу, то он должен будет представить диплом о переподготовке с присвоением квалификации соответствующей запрашиваемой должности. По словам доктора психологических наук, руководителя Лаборатории психологических проблем судебно-психиатрической профилактики ФГБУ «Федеральный медицинский исследовательский центр психиатрии и наркологии имени В.П. Сербского» Минздрава России Веры Булыгиной, указанный нормативно-правовой акт, безусловно, необходим. Но не менее важным является вопрос его практического исполнения. В частности, В. Булыгина обращает внимание на то, что требование от водителей транспортного средства категорий «В», «BE», а также легкового такси контролировать свое эмоциональное состояние, требует дополнительной расшифровки и нуждается в создании критериев оценки и организации системы психологической тренинговой работы с ними. «Вызывает вопросы со стороны психиатров и медицинских психологови минимальный срок (год), в течение которого должны отсутствовать административные наказания, в том числе факты лишения прав или административного ареста за нарушение ПДД, являющийся одним из оснований допуска к перевозке опасных грузов, а также к управлению автобусами для перевозки детей. Указанные критерии не предполагают учета возрастного (старение), соматического и психоэмоционального фактора», - отметила В. Булыгина. Однако, как подчеркнула Вера Булыгина, анализ накопленного за рубежом и в России научного и прикладного опыта подтверждает необходимость стандартизации и подтверждения протокола оценки водителей и кандидатов водители. Новые требования к уровню подготовки водителей уже вступили в силу. Их актуализацию сложно переоценить, если вспомнить о страшной аварии под Новосибирском, жертвами которой стали дети. Напомним, ДТП произошло утром 14 июня на 74 километре автодороги Р-256 «Новосибирск - Ташанта». Автомобиль «Honda CR-V» вылетел на полосу встречного движения и протаранил микроавтобус «Газель», в котором находились 17 человек, в том числе 11 детей. Все пострадавшие были госпитализированы. Двое детей, в том числе 5-летний пассажир легковой машины, были направлены в реанимацию. Расследование показало, что пассажиры «Газели» не были пристегнуты, а ее водителем был частник. Как пояснил руководитель проектов экспертного центра «Движение без опасности» Максим Данилин, эти факты могли усугубить последствия аварии: «Официальная статистика говорит о том, что пассажирский автобус - один из самых безопасных видов транспорта. По вине его водителей в 2015 году произошло всего 3% аварий от общего числа ДТП по стране. Настораживает другая цифра - в 78% случаев нарушителями ПДД становятся именно водители-частники». Сегодня почти половина автобусного парка страны принадлежит физическим лицам. Они свободны перед законом, не отчитываются за техническую исправность транспортных средств, не проходят предрейсового контроля, могут игнорировать соблюдение норм труда и отдыха и не устанавливать тахографы. Напомним, тахограф не только регистрирует скорость транспортного средства, соблюдение режима труда и отдыха водителей, но также позволяет в случае ДТП мгновенно передать на пульт дежурного точные GPS-данные о месте аварии. По словам генерального директора ЗАО «Атлас-карт» Виктора Прокопенко, установка тахографа (являющегося средством измерения и обеспечивающего юридическую значимость происходящих с транспортом событий) дисциплинирует водителей и косвенно отражается на безопасности перевозок. Он также отметил, что управление автобусом без тахографа нельзя назвать иначе, как «нецивилизованным», так как в случае аварии пострадавшие практически не могут рассчитывать на установление точных причин случившегося или выплату страховки. Как показывает практика, тахограф уже сегодня защищает права дисциплинированных и ответственных водителей и компаний-владельцев автопарков. Разумеется, наличие контрольного устройства на борту транспортного средства напрямую не может повлиять на ДТП, но тахограф может помочь предотвратить серьезную катастрофу и установить виновников аварии. Напомним, в ближайшее время также вступят в силу требования и другого приказа Минтранса России, касающегося непосредственно тахографов. С 1 июля 2016 года будет запрещено использование аналоговых тахографов на грузовых и пассажирских транспортных средствах. Им на замену должны прийти цифровые контрольные устройства. У транспортной индустрии было 6 месяцев на то, чтобы провести переоборудование транспорта тахографами с блоками СКЗИ или по требованиям ЕСТР. КоАП РФ предусмотрен штраф за отсутствие цифрового тахографа на транспортном средстве: для водителей - от 1 до 3 тыс. рублей, для должностных лиц - от 5 до 10 тыс. рублей.

Водитель - широко распространенная и востребованная профессия. Водитель может работать на легковом либо грузовом автомобиле, автобусе: в парках общественного транспорта, на маршрутных такси, личным водителем на автомобиле владельца, на служебном автомобиле. Рабочий график водителя, как правило, ненормированный, может быть посменным. Водитель - в основном мужская профессия, но попадаются и женщины-водители.

Функциональные и должностные обязанности водителя

Основная обязанность водителя - управление автомобилем. В зависимости от места работы водитель может заниматься перевозками пассажиров, продукции, груза, а также в его обязанности входит техническое обслуживание автомобиля. В некоторых случаях водитель выполняет еще и функции кондуктора: продает билеты.

Квалификационные требования к водителю

Для того, чтобы стать водителем, необходимо окончить обучение в автошколе, профтехучилище, получить водительское удостоверение необходимой категории, иметь стаж вождения. Водитель должен знать правила дорожного движения, уметь быстро оценить обстановку на дороге и принять правильное решение, обладать навыками управления автомобилем в различных условиях, знать структуру автомобиля, правила технического обслуживания. Водитель должен обладать такими качествами как внимательность, наблюдательность, бдительность, осторожность, предусмотрительность, уравновешенность, терпение, быть физически выносливым человеком.

Карьера и зарплата водителя

Уровень заработной платы водителя зависит от места работы, графика работы, количества отработанных часов, стажа вождения. Водителем можно работать и частным образом, в таком случае доход должен быть выше, но при этом необходимо приложить усилия на самостоятельный поиск клиентов - пассажиров.

Некоторые вопросы правового регулирования труда водителей автомобильного транспорта

Людмила Николаевна ЮШИНА,
юрист ООО «Весь аудит» (г. Санкт-Петербург)

Многие организации для использования собственного автомобильного транспорта нанимают на работу водителей, что сопряжено с обязанностью работодателя соблюдать целый ряд особых требований, предъявляемых к правовому регулированию их труда. Вопросы приема на работу, соблюдения режима рабочего времени и отдыха, оформление совместительства и прочие аспекты труда водителей имеют свои особенности.

Требования,
предъявляемые к водителю

Лицо, претендующее на работу в качестве водителя, может быть принято только после прохождения профессионального отбора и профессиональной подготовки, а также обязательного предварительного медицинского осмотра (обследования).

Работодатель обязан проверить соответствие квалификации, опыта работы и иных профессиональных характеристик кандидата требованиям, установленным для конкретного вида перевозок.

При приеме на работу работник должен пройти соответствующий медицинский ос-мотр (обследование). Так, Постановлением Правитель-ства РФ от 23.09.2002 № 695 «О прохождении обязательного психиатрического освидетельствования работниками, осуществляющими отдельные виды деятельности, в том числе деятельность, связанную с источниками повышенной опасности (с влиянием вредных веществ и неблагоприятных производственных факторов), а также работающими в условиях повышенной опасности» введены правила прохождения обязательного психиатрического освидетельствования работников, осуществляющих отдельные виды профессиональной деятельности в условиях повышенной опасности. К таким видам работ отнесено управление автомобильным транспортом.

Перечень работ, при выполнении которых проводятся предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), утвержденный Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 16.08.2004 № 83, также содержит указание на необходимость проведения предварительного и периодического медицинского осмотра в отношении лиц, выполняющих работы по непосредственному управлению транспортными средствами. Работодатель обязан совместно с соответствующим профсоюзным органом (или иным уполномоченным работниками представительным органом) составлять и согласовывать с местными органами Госсанэпиднадзора России список должностей и профессий работников, которые в обязательном порядке должны проходить предварительный и периодический медосмотры, обеспечивать прохождение медосмотров работниками согласно соответствующим нормативным правовым документам. При уклонении работника от прохождения медицинских осмотров или невыполнении им рекомендаций по результатам проведенных обследований работник к выполнению трудовых обязанностей не допускается .

При наличии положительного решения об оформлении трудовых отношений кандидат должен предъявить помимо предусмотренных общими положениями ТК РФ документы, перечисленные в п. 3.1.1 Положения об обеспечении безопасности дорожного движения в предприятиях, учреждениях, организациях, осуществляющих перевозки пассажиров и грузов, утвержденного Приказом Минтранса России от 09.03.95 № 27:

1) водительское удостоверение на право управления транспортным средством соответствующей категории;
2) документ о прохождении в установленные сроки медицинского освидетельствования.

С целью проверки соответствия водителя поручаемой ему работе по безопасному осуществлению конкретного вида перевозок он может быть принят на работу с испытательным сроком.

При решении вопроса об оформлении трудовых отношений с некоторыми категориями граждан следует учитывать установленные за-конодательством ограничения. Так, Постановлением Прави-тельства РФ от 25.02.2000 № 163 «Об утверждении перечня тяжелых работ и работ с вредными или опасными условиями труда, при выполнении которых запрещается применение труда лиц моложе восемнадцати лет» лица моложе 18 лет не допускаются к выполнению работ с вредными или опасными условиями труда. К таким условиям труда отнесены работы, выполняемые по профессиям: машинист автогудронатора, машинист автогрейдера, машинист укладчика асфальто-бетона.

Перечнем тяжелых работ и работ с вредными или опасными условиями труда, при выполнении которых запрещается применение труда женщин, утвержденным Постановлением Правитель-ства РФ от 25.02.2000 № 162, установлен запрет применения труда женщин при выполнении некоторых видов работ, связанных с управлением транспортными средствами. Например, запрещено принимать женщин по профессии водитель автомобиля, работающий на автобусе с количеством мест свыше 14 (кроме занятого на внутризаводских, внутригородских, пригородных перевозках и перевозках в сельской местности в пределах одной дневной смены при условии непривлечения к техническому обслуживанию и выполнению ремонта автобуса).
В течение всего времени действия трудового договора с водителем работодатель обязан вести учет данных: о квалификации водителя, общем стаже его водительской деятельности и стаже управления определенными типами транспортных средств, сроках прохождения медицинского освидетельствования, об участии в дорожно-транспортных происшествиях, допущенных нарушениях Правил дорожного движения, фактах лишения права управления транспортным средством, отстранения от работы на линии из-за алкогольного опьянения или последствий алкогольной интоксикации, перерывах в водительской деятельности, работе по совместительству .

Для допуска к управлению транспортными средствами в отношении некоторых категорий водителей предусмотрено обязательное прохождение стажировки. Обязательную ста-жировку должны пройти лица, впервые нанимаемые на работу в качестве водителя после окончания учебы; водители, имеющие перерыв в водительской деятельности более одного года; водители, назначаемые для работы на горных маршрутах; водители, переведенные на новый тип транспортного средства или новый маршрут перевозок пассажиров (п. 3.1.3 Положения, утвержденного Приказом Мин-транса Росии от 09.03.95 № 27). Продолжительность ста-жировки, объемы и содержание определяются в зависимости от стажа работы и срока перерыва в работе, типа транспортного средства, категории маршрута (городской, пригородный, междугородный, горный) в соответствии с действующими нормативными документами. Проведение стажировки обеспечивается собственными силами организации или путем заключения договоров на проведение стажировки.

После успешного завершения водителем стажировки оформляется заключение о допуске его к самостоятельной работе с указанием типа транспортного средства и маршрутов перевозки. В случае неудовлетворительных результатов дается мотивированный отказ в выдаче допуска. Заключение работодатель хранит в личном деле водителя.

Работодатель при наличии возможности обязан предложить перевод на другие работы водителю, который не получил допуск к управлению транспортным средством и с которым уже заключен трудовой договор. При отказе работника от перевода или при невозможности перевода водитель подлежит увольнению.

В том случае, если при прохождении медицинского обследования, профессионального отбора и профессиональной подготовки будет выявлено несоответствие лица, претендующего на работу в качестве водителя, предусмотренным требованиям, ему должно быть отказано в приеме на работу в качестве водителя. Такой отказ будет считаться обоснованным.

Если же трудовой договор был заключен в нарушение установленного порядка, он подлежит прекращению согласно ст. 84 ТК РФ по п. 11 ч. 1 ст. 77 Кодекса (нарушение установленных Трудовым кодексом или иным федеральным законом правил заключения трудового договора, если это нарушение исключает возможность продолжения работы) или согласно п. 5 ч. 1 ст. 83 Кодекса (признание работника полностью неспособным к трудовой деятельности в соответствии с медицинским заключением, выданным в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ) по п. 10 ч. 1 ст. 77 Кодекса (обстоятельства, не зависящие от воли сторон).

При оформлении трудовых отношений с водителями необходимо помнить о запрете работникам, труд которых непосредственно связан с управлением транспортными средствами, совмещать свою основную работу с выполнением работ, непосредственно связанных с управлением, транспортными средствами или управлением движением транспортных средств. Иную работу (как у данного работодателя, так и у другого) за пределами установленной для водителя продолжительности рабочего времени работник вправе выполнять с учетом ограничений, предусмотренных ст. 284 ТК РФ (продолжительность рабочего времени при работе по совместительству).

Режим рабочего времени и отдыха

В течение рабочего времени водитель должен исполнять свои трудовые обязанности в соответствии с условиями трудового договора, правилами внутреннего трудового распорядка организации и графиком работы (сменности). Рабочее время определено в Кодексе (ст. 91) как время, в течение которого работник в соответствии с правилами внутреннего трудового распорядка и условиями трудового договора должен исполнять трудовые обязанности, а также иные периоды времени, которые в соответствии с ТК РФ, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ относятся к рабочему времени.

Режим рабочего времени для работников автомобильного транспорта имеет свои особенности, которые устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области транспорта (Министерство транспорта РФ), с учетом мнения соответствующих общероссийского профсоюза и общероссийского объединения работодателей. Установленные Мин--трансом Рос-сии особенности не могут ухудшать положение работников по сравнению с нормами, установленными Кодексом.

С целью установления правил регулирования труда водителей Минтранс России издал Приказ от 20.08.2004 № 15 «Об утверждении Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей». Данное Положение устанавливает особенности режима рабочего времени и времени отдыха водителей, работающих по трудовому договору на автомобилях, принадлежащих зарегистрированным на территории РФ организациям (независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, ведомственной принадлежности), индивидуальным предпринимателям и иным лицам, осуществляющим перевозочную деятельность на территории РФ. Действие Положения не распространяется на водителей, занятых на международных перевозках, а также работающих в составе вахтовых бригад при вахтовом методе организации работ.

Для водителей автомобильного транспорта в качестве общего правила установлена норма рабочего времени — не более 40 часов в неделю. Для водителей, работающих по календарю пятидневной рабочей недели с двумя выходными днями, нормальная продолжительность ежедневной работы (смены) не может превышать восьми часов, а для работающих по календарю шестидневной рабочей недели с одним выходным днем — семи часов.
В тех случаях, когда по условиям работы (производства) в целом или при выполнении отдельных видов работ не может быть соблюдена установленная нормальная ежедневная или еженедельная продолжительность рабочего времени, работодатель с учетом мнения представительного органа работников устанавливает для водителей суммированный учет рабочего времени (ст. 104 ТК РФ).

Необходимость введения суммированного учета рабочего времени возникает, как правило, в организациях, направляющих водителей в длительные рейсы. Такой учет рабочего времени позволяет по итогам работы за учетный период соблюдать требования к продолжительности рабочего времени.
Порядок введения суммированного учета рабочего времени указывается в правилах внутреннего трудового распорядка.

При введении суммированного учета времени необходимо установить учетный период, который в соответствии с Положением должен составлять один месяц. Организация вправе определить более длительную (до шести месяцев) продолжительность учетного периода в следующих случаях:

— если перевозки пассажиров осуществляются в курортной местности в летне-осенний период;
— если перевозки связаны с обслуживанием сезонных работ.

Продолжительность рабочего времени за учетный период не должна превышать нормального числа рабочих часов. Нормальное число рабочих часов за учетный период определяется исходя из установленной для данной категории работников еженедельной продолжительности рабочего времени. Соответственно, для работников, работающих неполный рабочий день (смену) и (или) неполную рабочую неделю, нормальное число рабочих часов за учетный период уменьшается.

При суммированном учете рабочего времени продолжительность ежедневной работы (смены) водителей не должна превышать 10 часов. В отдельных случаях продолжительность ежедневной работы (смены) может быть увеличена до 12 часов: например, когда водителю при осуществлении междугородной перевозки необходимо дать возможность доехать до соответствующего места отдыха. По решению работодателя, согласованному с представительным органом работников, до 12 часов увеличивается продолжительность ежедневной работы (смены) водителям, работающим на регулярных городских и пригородных автобусных маршрутах.

Третьим случаем, когда возможно продление времени ежедневной работы водителей до 12 часов, в Положении называется деятельность водителей, осуществляющих следующие перевозки:

— для учреждений здравоохранения, организаций коммунальных служб, телеграфной, телефонной и почтовой связи, аварийных служб;
— технологические (внутриобъектные, внутризаводские и внутрикарьерные) перевозки без выхода на автомобильные дороги общего пользования, улицы городов и других населенных пунктов;
— перевозки на служебных легковых автомобилях при обслуживании органов государственной власти и органов местного самоуправления, руководителей организаций.

При этом общая продолжительность управления автомобилем в течение периода ежедневной работы (смены) не должна превышать девяти часов.
Следует обратить внимание на обязанность работодателя при выпуске автотранспорта в рейс для осуществления междугородной перевозки, если он допускает возможность нахождения водителя в автомобиле более 12 часов, направить двух водителей, а автомобиль оборудовать спальным местом для отдыха водителя.

Рабочий день может быть разделен на две части с согласия водителей автобусов, работающих на регулярных городских, пригородных и междугородных автобусных маршрутах. Такое разделение производится работодателем с учетом мнения представительного органа работников.

Время перерыва между двумя частями рабочего дня в рабочее время не включается. Начало перерыва устанавливается не позднее чем через четыре часа после начала работы, а продолжительность перерыва между двумя частями рабочего дня должна составлять не более двух часов без учета времени для отдыха и питания. При этом общая продолжительность ежедневной работы (смены) не должна превышать продолжительности ежедневной работы (смены).

Ненормированный рабочий день может устанавливаться водителям легковых автомобилей (кроме автомобилей-такси), а также водителям автомобилей экспедиций и изыскательских партий, занятым на геологоразведочных, топографо-геодезических и изыскательских работах в полевых условиях. Решение об установлении ненормированного рабочего дня принимается работодателем с учетом мнения представительного органа работников организации.

Количество и продолжительность рабочих смен по графикам работы (сменности) при ненормированном рабочем дне устанавливаются исходя из нормальной продолжительности рабочей недели, а дни еженедельного отдыха предоставляются на общих основаниях.

При рассмотрении вопроса об установлении продолжительности работы выделяются периоды, которые в соответствии с п. 15 Положения подлежат включению в рабочее время водителей:
а) время управления автомобилем;
б) время специальных перерывов для отдыха от управления автомобилем в пути и на конечных пунктах;
в) подготовительно-заключительное время для выполнения работ перед выездом на линию и после возвращения с линии в организацию, а при междугородных перевозках — для выполнения работ в пункте оборота или в пути (в месте стоянки) перед началом и после окончания смены;
г) время проведения медицинского осмотра водителя перед выездом на линию и после возвращения с линии;
д) время стоянки в пунктах погрузки и разгрузки грузов, в местах посадки и высадки пассажиров, в местах использования специальных автомобилей;
е) время простоев не по вине водителя;
ж) время проведения работ по устранению возникших в течение работы на линии эксплуатационных неисправностей обслуживаемого автомобиля, не требующих разборки механизмов, а также выполнения регулировочных работ в полевых условиях при отсутствии технической помощи;
з) время охраны груза и автомобиля во время стоянки на конечных и промежуточных пунктах при осуществлении междугородных перевозок в случае, если такие обязанности предусмотрены трудовым договором (контрактом), заключенным с водителем. Время охраны груза и автомобиля засчитывается водителю в рабочее время в размере не менее 30%. Если перевозка на одном автомобиле осуществляется двумя водителями, время на охрану груза и автомобиля засчитывается в рабочее время только одному водителю;
и) время присутствия на рабочем месте водителя, ког-да он не управляет автомобилем при направлении в рейс двух водителей, засчитывается в рабочее время в размере не менее 50%;
к) время в других случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Работодатель с учетом мнения представительного органа работников организации самостоятельно определяет: состав и продолжительность подготовительно-заключительных работ, включаемых в подготовительно-заключительное время; продолжительность времени проведения медицинского осмотра водителя; конкретную продолжительность времени охраны груза и автомобиля, засчитываемую водителю в рабочее время; конкретную продолжительность времени присутствия на рабочем месте водителя, когда он не управляет автомобилем при направлении в рейс двух водителей, засчитываемую в рабочее время.

Минтранс России указывает на необходимость учета времени управления автомобилем в течение периода ежедневной работы (смены). Время управления транспортным средством не может превышать девяти часов, а в условиях горной местности при перевозке пассажиров автобусами габаритной длиной свыше 9,5 м и при перевозке тяжеловесных, длинномерных и крупногабаритных грузов — восьми часов.

При суммированном учете рабочего времени время управления автомобилем в течение периода ежедневной работы (смены) может быть увеличено до 10 часов, но не более двух раз в неделю. При этом суммарная продолжительность управления автомобилем за две недели подряд не может превышать 90 часов.

При суммированном учете рабочего времени для водителей автобусов, работающих на регулярных городских и пригородных пассажирских маршрутах, может вводиться суммированный учет времени управления автомобилем. При этом суммарная продолжительность времени управления автомобилем за две недели подряд с учетом времени управления автомобилем в пе-риод работы сверх нормальной продолжительности рабочего времени (сверхурочной работы) не может превышать 90 часов.

Время для отдыха

Трудовое законодательство под временем отдыха понимает период, в течение которого работник свободен от исполнения трудовых обязанностей и может использовать это время по своему усмотрению (ст. 106 ТК РФ).

Видами времени отдыха являются:
— перерывы в течение рабочего дня (смены);
— ежедневный (междусменный) отдых;
— выходные дни (еженедельный непрерывный отдых);
— нерабочие праздничные дни;
— отпуска.

Водители автотранспорта пользуются всеми перечисленными видами отдыха. В отношении предоставления некоторых видов отдыха работодатели должны учитывать особенности правового регулирования времени отдыха водителей.

Перерывы для отдыха
от управления автомобилем

Водителям на междугородных перевозках в течение рабочего дня (смены) специальные перерывы для отдыха от управления автомобилем в пути предоставляются после первых трех часов непрерывного управления автомобилем. Длительность такого перерыва составляет не менее 15 минут. В дальнейшем перерывы такой же продолжительности предусматриваются не более чем через каждые два часа. Единственный случай, когда специальный перерыв не предоставляется, — это его совпадение со временем предоставления перерыва для отдыха и питания.

Как часто и на какое время надлежит водителю делать перерывы в управлении автомобилем для кратковременного отдыха, указывается в «Задании по времени на движение и стоянку автомобиля».

<...>

Межотраслевые правила по охране труда на автомобильном транспорте, утвержденные Постановлением Минтруда России от 12.05.2003 № 28 (п. 10.3).
Пункт 3.1.2 «Положения об обеспечении безопасности дорожного движения в предприятиях, учреждениях, организациях, осуществляющих перевозки пассажиров и грузов», утвержденного приказом Минтранса России от 09.03.95 № 27.
См. ст. 329 ТК РФ.

Loading...Loading...