Психолого - педагогическое сопровождение детей с овз в доу общеразвивающей направленности обвинцева ирина сергеевна заместитель заведующего мдоу,, ключевской. Воспитание детей в детском саду с овз

Косикова Анастасия Олеговна, старший воспитатель МАДОУ «Детский сад № 9 «Кленок» Пермский край, г. Соликамск.
Каждый ребенок - особенный, это бесспорно. И все же есть дети, о которых говорят «особенный» не для того, чтобы подчеркнуть уникальность способностей, а для того, чтобы обозначить отличающие его особые потребности. На современном этапе сформировалось понимание их проблем, уважение и признание их прав на образование, желание и готовность включить их в детское сообщество, а не спрятать за стенами специального учреждения или оставить дома, сидящим у окна и наблюдающим за сверстниками. На сегодняшний день администрация и педагоги нашего дошкольного учреждения принимают детей с особыми образовательными потребностями независимо от их социального положения, физического, эмоционального и интеллектуального развития; создают специальные условия для всех детей, в том числе имеющих ограниченные возможности здоровья. Детям с ОВЗ сегодня не обязательно посещать специальные учреждения, напротив, лучше адаптироваться к жизни они смогут в общеобразовательном дошкольном учреждении. Здоровым же детям это позволит развить толерантность и ответственность. Одним из наиболее важных условий перехода к инклюзивной форме образования является сопровождение и поддержка детей с ОВЗ. Функции сопровождения в нашем дошкольном учреждении возложены на психолого-медико-педагогический консилиум, который дает возможность педагогам и специалистам активно взаимодействовать друг с другом.

Дата публикации: 13.10.2014 г.

Организация сопровождения детей с ОВЗ в условиях реализации инклюзивной практики в общеобразовательном дошкольном учреждении.

Каждый ребенок - особенный, это бесспорно. И все же есть дети, о которых говорят «особенный» не для того, чтобы подчеркнуть уникальность способностей, а для того, чтобы обозначить отличающие его особые потребности. На современном этапе сформировалось понимание их проблем, уважение и признание их прав на образование, желание и готовность включить их в детское сообщество, а не спрятать за стенами специального учреждения или оставить дома, сидящим у окна и наблюдающим за сверстниками.

«Образование детей с особыми потребностями является одной из основных задач для страны. Это необходимое условие создания действительно инклюзивного общества, где каждый сможет чувствовать причастность и востребованность своих действий». (Дэвид Бланкет)

Инклюзивное образование - термин, используемый для описания процесса обучения детей с особыми потребностями в общеобразовательных учреждениях.

Идея инклюзивного образования подразумевает, что не ребенок должен готовиться к включению в систему образования, а сама система должна быть готова к включению любого ребенка (Ч.А. Джумагулова).

На сегодняшний день администрация и педагоги нашего дошкольного учреждения принимают детей с особыми образовательными потребностями независимо от их социального положения, физического, эмоционального и интеллектуального развития; создают специальные условия для всех детей, в том числе имеющих ограниченные возможности здоровья.

Детям с ОВЗ сегодня не обязательно посещать специальные учреждения, напротив, лучше адаптироваться к жизни они смогут в общеобразовательном дошкольном учреждении. Здоровым же детям это позволит развить толерантность и ответственность.

При организации работы с такими детьми перед коллективом нашего учреждения встали следующие задачи:

Создание общего образовательного пространства максимально комфортного для всех дошкольников;

Помощь ребенку с ОВЗ в решении актуальных задач развития, социализации;

Развитие психолого-педагогической компетентности и психологической культуры педагогов, родителей.

Одним из наиболее важных условий перехода к инклюзивной форме образования является сопровождение и поддержка детей с ОВЗ . Построение эффективной системы сопровождения позволит решать проблемы развития детей внутри образовательной среды учреждения, избежать необоснованной переадресации ребенка внешним службам.

Функции сопровождения в нашем дошкольном учреждении возложены на психолого-медико-педагогический консилиум, который дает возможность педагогам и специалистам активно взаимодействовать друг с другом.

Деятельность консилиума осуществляется по разработанному плану, включающему в себя три этапа:

  • Подготовительный (октябрь)
  • Промежуточный (декабрь)
  • Итоговый (май)

В течение года проводятся плановые (три заседания согласно этапам работы) и внеплановые заседания консилиума. Внеплановые заседания проводятся по запросам специалистов, организующих коррекционно-развивающую работу с детьми, а также по запросам родителей (законных представителей) воспитанников ДОУ.

Консилиум участвует в разработке индивидуального образовательного маршрута, отслеживает динамику развития ребенка с ОВЗ, в случае необходимости вносит необходимые коррективы. Члены консилиума помогают педагогам в выборе адекватных методов и средств обучения, а также в случае необходимости консультируют родителей.

В нашем дошкольном учреждении индивидуальное сопровождение осуществляется поэтапно:

  1. 1. Сбор и анализ информации о ребенке, имеющем ограниченные возможности здоровья;
  2. 2. Составление ИОМа (индивидуального образовательного маршрута);
  3. 3. Решение поставленных задач;
  4. 4. Анализ ситуации развития ребенка, корректировка дальнейших действий.

При поступлении ребенка, имеющего ограниченные возможности здоровья, в дошкольное учреждение педагоги знакомятся с самим ребенком и его семьей, узнают об особенностях, интересах, сильных и слабых сторонах своего воспитанника, происходит постепенное установление контакта. Изучается медицинская карта ребенка, проводится диагностическое обследование.

Решение о необходимости сопровождения может осуществляться по заявлению родителей (законных представителей) ребенка с ОВЗ и/или на основании заключения психолого-медико-педагогического консилиума ДОУ (ПМПк).

На основании Положения о работе с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья, в дошкольном учреждении был разработан внутренний институциональный документ - индивидуальный образовательный маршрут.

Индивидуальный образовательный маршрут – это документ, регламентирующий и определяющий содержание коррекционно-развивающей деятельности с ребенком, имеющим проблемы в психическом и физическом развитии и семьей, воспитывающей такого ребенка.

Индивидуальный образовательный маршрут составляется с учетом особенностей дошкольника (состояния здоровья, уровня физического развития, особенностей развития психических процессов, уровня усвоения программы), и включает в себя следующие направления работы:

  • формирование навыков самообслуживания;
  • коммуникативная деятельность;
  • образовательная деятельность;
  • этика отношений.

ИОМ заполняется 1 раз в квартал, исходя из результатов промежуточного диагностирования. С ним обязательно знакомим родителей ребенка с ограниченными возможностями здоровья.

На этом этапе идет последовательная работа с дошкольником по вхождению в социальную жизнь ДОУ, постепенное включение ребёнка в различные образовательные ситуации и режимные моменты.

Здесь важно не забывать, что помощь педагогов должна быть разумно дозирована, носить направляющий характер и побуждать ребенка к самостоятельности, необходимо поддерживать ребенка, дать ему возможность почувствовать его успехи.

На протяжении всей работы специалисты и педагоги ведут дневник динамического наблюдения, в котором отслеживают динамику развития ребенка с ОВЗ. Этот документ позволяет объективно оценить возможности ребенка; выявить проблемы, с которыми необходимо работать; сформулировать конкретные задачи в работе с данным ребенком.

В зависимости от результатов промежуточного обследования педагоги своевременно вносят изменения в ИОМ, для более качественного осуществления образовательного процесса и действенности его для ребенка, имеющего ограниченные возможности здоровья.

В 2013 году на базе нашего дошкольного учреждения был проведен открытый показ заседания Психолого-медико-педагогического консилиума в рамках работы проблемной группы «Детский сад – начальная школа», на котором присутствовали представители Отдела развития дошкольного образования и педагоги других образовательных учреждений. С разрешения родителей ребенка с ОВЗ, так же присутствующих на заседании консилиума, показан весь пакет документов на этого ребенка. Опыт работы дошкольного учреждения с детьми с ОВЗ был представлен на город и получил положительные отзывы.

Такая организация работы подходит для всех категорий детей, имеющих ограниченные возможности здоровья, и способствует:

1. Созданию комфортных условий для нахождения ребенка с ОВЗ в ДОУ;

2. Социализации - включению ребенка в среду сверстников, в жизнь группы, ДОУ, формированию положительных отношений в коллективе сверстников.

3. Помощи в усвоении соответствующих общеобразовательных программ.

4. Обеспечению преемственности и последовательности разных специалистов в работе с ребенком.

5. Отслеживанию динамики развития ребенка с ОВЗ.

6. Осуществлению взаимодействия с родителями.

В заключение хотелось сказать, что с накоплением практического опыта и повышением теоретических знаний педагогов и специалистов дошкольного учреждения, работа по индивидуальному сопровождению детей с ограниченными возможностями здоровья постоянно совершенствуется.

Завершить свое выступление нам хотелось бы словами известного канадского педагога Жана Ванье, основателя гуманитарной организации «Ковчег» для людей с проблемами умственного развития:

«Мы исключили эту часть людей из общества,

и надо вернуть их назад, в общество, потому

что и они могут нас чему-то научить»

Подготовила педагог-психолог Арутюнян А.В.

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА № 18 «СВЕТОФОРИК» МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДСКОЙ ОКРУГ ЛЮБЕРЦЫ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Сопровождение – это не единовременная помощь, а долговременная поддержка ребенка, в основе которой лежит четкая организация, направленная на выбор варианта решения его актуальных проблем. Сопровождение мы рассматриваем, как систему деятельности всех специалистов, направленную на создание условий успешного развития ребенка.

Идея сопровождения объединяет работу всех специалистов к решению проблем ребенка, т.к. ребенок – это целостное существо. Для коррекции развития детей в нашем саду существует служба сопровождения. В которую входят:

Медицинские работники: они осуществляют мониторинг здоровья воспитанников, заполняют листы здоровья, в которых отмечаются особенности соматического развития дошкольников, и проводят оздоровительные мероприятия – ЛФК, массаж и др.

Педагог-психолог: проводит психодиагностику, коррекционно-развивающую работу, просвещение и консультирование педагогов и родителей.

Учитель-логопед: проводит диагностический мониторинг, занимается коррекцией и развитием речи, разрабатывает рекомендации другим специалистам по использованию рациональных логопедических приемов в работе с детьми.

Учитель-дефектолог: педагогическая диагностика, разработка и уточнение образовательных маршрутов, обеспечение индивидуальных, подгрупповых занятий с детьми в соответствии с выбранными программами.

Музыкальный руководитель: реализация используемых программ музыкального воспитания, программ дополнительного образования с элементами музейной, музыкальной, танцевальной, театральной терапии.

Инструктор по физической культуре: разработка и реализация программ по физическому воспитанию, определение уровня физической подготовки детей, в соответствии с возрастом, выработка рекомендаций для воспитателей.

Воспитатель: определение уровня развития разных видов деятельности ребенка, особенности коммуникативной активности и культуры, уровня формирования целенаправленной деятельности, навыков самообслуживания согласно возрастному этапу, реализация рекомендаций учителя-логопеда, психолога, учителя-дефектолога, врача (организация режима, развивающих и коррекционных игр) .

Целью службы сопровождения – является создание условий для максимального личностного развития дошкольника.

Именно в ситуации взаимодействия мы можем достигнуть эту цель и результатом процесса сопровождения, будет являться дошкольник, обладающий достаточным уровнем готовности к обучению в школе.

Все мы хорошо знаем и понимаем, что эффективность нашей работы зависит и возможна лишь, при условии активной, заинтересованной позиции родителей и педагогов.Конечно же, педагог был и будет основной фигурой, проводником разнообразных воздействий и влияний на ребенка.Поэтому консультирование педагогов – эта форма, которая позволяет организовать ситуацию сотрудничества в решении проблем, вопросов касающихся воспитанников и профессиональных задач самого педагога. Как правило, от нас ждут «готовых рецептов» или «как поступить?» Я стараюсь не брать на себя роль всезнающего специалиста, «самого умного» и не принимать ответственность за результаты обсуждения, а путем равноправного сотрудничества находить пути и методы тех или иных возникающих, интересующих вопросов.

Просвещение всех педагогических работников осуществляется через различные формы: - тематические консультации - семинары-практикумы - выступление на педагогических советах.Психопросвещение способствует не только повышению психологической компетентности, но и полученные сведения и знания позволяют педагогам в группах создать условия для успешного развития ребенка, осуществлять индивидуальный подход к каждому.

Также очень важна работа с родителями.Цель данной работы: создание условий для привлечения семьи к сопровождению ребенка.Задачи: необходимо создавать ситуацию сотрудничества, формировать установку ответственности родителей по отношению к проблемам ребенка. Работа строится в двух направлениях. ПРОСВЕЩЕНИЕ. Цель: передача психологических знаний. Используются всевозможные формы – лектории, семинары-практикумы, тренинги, игры.КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ. Задачи: 1) информирование родителей об особенностях и проблемах развития ребенка; 2) оптимизация детско-родительских отношений; 3) поддержка, если есть серьезные проблемы у ребенка.

И в заключении, если говорить об эффективности сопровождения, то наверное в первую очередь показателем будет является эмоциональное состояние и отношение детей к посещению детскому саду. Итог реализации сопровождения в системе ДО на современном этапе рассматривается через интегративные качества ребенка: соответствие нормам физического развития, владение основными культурно-гигиеническими навыками; любознательность, активность, эмоциональная отзывчивость; владение средствами общения и способами взаимодействия с взрослыми и сверстниками; способность управлять своим поведением, планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений, соблюдение элементарных общепринятых норм и правил поведения; способность решать личностные задачи, адекватные возрасту; сформированность первичных представлений о себе, семье, обществе, государстве, мире природе; владение универсальными предпосылками учебной деятельности, умениями работать по правилу и по образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции; владение необходимыми умениями и навыками для осуществления различных видов детской деятельности.


К числу недостатков развития, характерных для всех категорий лиц с ОВЗ, относятся дети с замедленным и ограниченным восприятием; недостатком развития моторики недостатками речевого, сенсорного развития; недостатком развития мыслительной деятельности; недостаточной по сравнению с обычными детьми познавательная активность; пробелами в знаниях и представлениях об окружающем мире, межличностных отношениях; недостатком в развитии личности (неуверенность в себе и неоправданная зависимость от окружающих, низкая коммуникабельность, эгоизм, пессимизм, заниженная или завышенная самооценка, неумение управлять собственным поведением).


Дети - инвалиды К категории детей - инвалидов относятся дети, имеющие значительные ограничения жизнедеятельности, приводящие к социальной дезадаптации вследствие нарушений развития и роста ребенка, способностей к самообслуживанию, передвижению, ориентации, контроля за своим поведением, обучения, общения, трудовой деятельности в будущем.


Услуги, предоставляемые детям с ОВЗ и имеющими инвалидность группы кратковременного пребывания и полного дня, Интеграционные, инклюзивные группы для детей с соматическими, двигательными и другими видами нарушений, создаются условия для индивидуального развития детей с ОВЗ




Задачи психолого - педагогического сопровождения: выявление особых образовательных потребностей детей с ОВЗ, обусловленных недостатками в их физическом и (или) психическом развитии; осуществление индивидуально ориентированной психолого - медико - педагогической помощи детям с ОВЗ с учетом особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей детей (в соответствии с рекомендациями психолого - медико - педагогической комиссии); возможность освоения детьми с ОВЗ Общеобразовательной программы и их интеграции в образовательном учреждении.


Алгоритм действий с детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми - инвалидами, посещающих дошкольное образовательное учреждение Первичная встреча с семьей, сбор информации о развитии ребенка, выявление образовательного запроса Заключение договора между ДОУ и родителями (законными представителями) Разработка индивидуального маршрута на основе заключения ПМПК консилиумом ДОУ, в который входят методист и специалисты ДОУ Составление сетки занятий и перспективного плана для детей обучающихся по коррекционной программе Создание условий в развивающей среде для ребенка с ОВЗ во время его пребывания в ДОУ Реализация индивидуальной программы или маршрута Проведение промежуточной диагностики и анализ Консультирование родителей


Индивидуально - образовательный маршрут Это движение в образовательном пространстве, создаваемом для ребенка при осуществлении образовательного и психолого - педагогического сопровождения в конкретном образовательном учреждении специалистами различного профиля с целью реализации индивидуальных особенностей развития


Задачи маршрута сопровождения. развитие личности ребенка (с учетом его индивидуальных физических и умственных возможностей) осуществление полноценной адаптации в группе сверстников проведение коррекционно - педагогической, психологической работы с детьми подготовка к школьному обучению оказание помощи и поддержки родителям, консультирование по вопросам воспитания и развития ребенка


Комплекс факторов, влияющих на выбор индивидуального маршрута Возраст ребенка Состояние здоровья Уровень готовности к усвоения ООП Возможность раннего выявления проблем в развитии ребенка и своевременного обращения к специалистам Профессионализм специалистов образовательного учреждения возможность и желание семьи взаимодействовать со специалистами и продолжать занятия дома Возможность материально - технической базы ОУ Особенности интересов и потребностей ребенка и его семьи в достижении необходимого образовательного результата


Информация для родителей О предельно - допустимой норме учебной нагрузки Об основных образовательных программах О дополнительных коррекционно - развивающих программах О содержании психолого - педагогической коррекции О возможности и правилах изменений в образовательный маршрут


Индивидуально - образовательный маршрут Ф. И. ребенка _________________________ на 20__ - 20__ учебный год Наименование программы:_______________________________________ режим пребывания:____________________________________________ Направление работы специалиста Количеств о часов в неделю Время проведения Использо вание программ и технолог ий Форма проведения занятия Ф. И. О специалиста Психолого - педагогическая помощь (педагог - психолог) Дефектологическая, логопедическая помощь (логопед) Общеразвивающая подготовка (воспитатели, физ инструктор, музыкальный руководитель)


Принципы работы с детьми с ОВЗ Личностно - ориентированный подход к детям, к родителям, где в центре стоит учет личностных особенностей ребенка, семьи; обеспечение комфортных, безопасных условий. Гуманно - личностный – всестороннее уважение и любовь к ребенку, к каждому члену семьи, вера в них, формирование позитивной « Я - концепции » каждого ребенка, его представления о себе (необходимо, чтобы слышал слова одобрения и поддержки, проживал ситуацию успеха). Принцип комплексности – психологическую помощь можно рассматривать только в комплексе, в тесном контакте психолога с логопедом, воспитателем, муз. руководителем, родителями. Принцип деятельностного подхода – психологическая помощь осуществляется с учетом ведущего вида деятельности ребенка (в игровой деятельности), кроме того, необходимо ориентироваться также на тот вид деятельности, который является личностно - значимым для ребенка.




Примерный перечень документации педагога, ведущего занятия с ребенком - инвалидом. 1. Приказ о зачислении ребенка. 2. Приказ о начале занятий с ребенком. 3. Договор между ДОУ и родителем (законным представителем). 4. Психолого - педагогическая характеристика на ребенка. 5. Индивидуальная коррекционная программа для ребенка - инвалида или образовательный маршрут. 6. Примерный объем образовательной нагрузки на ребенка. 7. Расписание занятий на месяц (по неделям). 8. Календарное планирование. 9. Итоги обследования знаний и умений ребенка 3 раза за учебный год. 10. По итогам работы проводится анализ работы с указанием реализации задач, при наличии отрицательных результатов указать причины, поставить задачи на следующий год.




Психолого - педагогическая характеристика на ребенка Представление воспитателя на ребенка (для ПМПК) Ф. И. О. ребенка ________________________________________________ Дата рождения ______________ Адрес _____________________________ ДОУ _________________________________________________________ Цель обращения в ПМПК _______________________________________ Сведения о семье ______________________________________________ Знания и представления об окружающем ___________________________ Физическое развитие (группа здоровья, недостаточно развит, быстро устает, часто болеет, плохо ест, трудно засыпает и т. д.)_______________________ Поведение в группе (восприятии требований воспитателя, неуверен, боязлив, плаксив без видимой причины, двигательная и речевая расторможенность и т. д.)_____________________________________________________________ Игра и общение с детьми и взрослыми (играет один, конфликтует с детьми, не умеет поддерживать игру, мало контактен со взрослыми, соблюдает правила и т. д.______________________________________________________ Социально - бытовые навыки самообслуживания, помощь воспитателю и детям, любимое занятие и т. д.________________________________________ Отношение к занятиям и их успешность (способность контролировать свою деятельность, нуждается в помощи, постоянном контроле воспитателя, с трудом овладевает необходимым объемом знаний, неусидчив, не доводит дело до конца, мешает детям, способен понять и принять инструкцию, отношение к неудаче и т. д.__________________ _____________________________________________________________________________ Темповые характеристики деятельности (сонлив, вял в течение дня, медлителен, невнимателен и т. д.___________________________________________________________ Эмоциональное состояние в различных ситуациях (раздражение, агрессия, испуг и т. д.) Доминируют увлечения и интересы _____________________________________________ Общие выводы и впечатления о ребенке Дата ___________ Воспитатель ___________________ Заведующий _____________________

И. В. Авилова, Н. А. Тарасова
педагоги-психологи МБДОУ
«Центр развития ребенка-
детский сад №8 «Солнышко»,
г. Ханты-Мансийск
С введением инклюзивного образования в России, в группах детского сада увеличивается количество детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Как показывает практика детям с ОВЗ не подходит общая образовательная программа детского сада. Поэтому педагоги, специалисты (психологи, логопеды, инструкторы по физической культуре, изо руководители) и родители сталкиваются с множеством проблем в обучении и воспитании детей с ОВЗ. В связи с этим нами было проведено анкетирование среди педагогов, специалистов и родителей для выявления трудностей, которые они испытывают в обучении и воспитании детей с ОВЗ.

Скачать полный конспект

По результатам анкетирования педагогов были выявлены следующие
Трудности, в процессе взаимодействия педагогов с детьми с ОВЗ:
незнание приемов и методов при работе с детьми ОВЗ выявлено у 75% педагогов, работающих с данной категорией детей;
невозможность осуществлять большинству педагогам (95%) индивидуальный подход к детям с ОВЗ, из-за большого количества детей (30 человек) в группах детского сада;
низкий темп работы детей ОВЗ при проведении образовательной деятельности отметили 85% педагогов.
Согласно диагностическим данным специалистов ДОУ у детей зачастую встречаются следующие затруднения в процессе освоения программы и в общении со сверстниками:
отсутствует мотивация к познавательной деятельности;
темп выполнения заданий очень низкий;
нуждаются в постоянной помощи взрослого;
низкий уровень развития свойств внимания (устойчивость, концентрация, переключение);
низкий уровень развития речи, мышления (классификация, аналогии);
трудности в пониманииинструкции;
инфантилизм;
нарушения координации движений;
низкая самооценка;
повышеннаятревожность;
высокий уровень психомышечного напряжения;
низкий уровень развития мелкой и крупной моторики.
При анкетировании родителей были выявлены следующие трудности у детей с ОВЗ:
незнание психологических возрастных особенностей развития ребенка;
некомпетентность в использовании приемов и методов в воспитании особого ребенка;
трудности в адаптации ребенка к группе детского сада (не идут на контакт с детьми и взрослыми, нарушения сна, истерики, негативизм и т. д.);
вредные привычки у детей и т. д.
Все эти выявленные трудности у педагогов, специалистов и родителей могут привести к ухудшению психологического и физического развития ребенка. Могут повлечь за собой вторичные нарушения у данной категории детей. Поэтому перед нами встал вопрос об организации комплексного индивидуального сопровождения детей с ОВЗ участниками образовательного процесса. Тем более, что в дошкольном образовании нет глобально разработанного, комплексного индивидуального сопровождения ребенка с ОВЗ. А таких детей с каждым днем становится все больше в детских дошкольных образовательных учреждениях.
Как осуществить данное сопровождение в условиях детского сада? Как обеспечить полноценное развитие ребенка с ОВЗ в условиях ДОУ? Ведь основной целью детского сада, является социализация ребенка в обществе, которая в свою очередь невозможна в реализации без эффективной организации деятельности всех участников образовательных отношений.
Проанализировав опыт работы в данном направлении других психологов, нами был разработан индивидуальный маршрут и адаптирован для работы с детьми с ОВЗ в МБДОУ ЦРР-д/с №8 «Солнышко».
Целью индивидуального маршрута развития ребенка с ОВЗ является организация комплексного сопровождения ребенка с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) специалистами ДОУ. Для достижения цели нами были поставлены следующие задачи:
1. Определить и составить структуру индивидуального образовательного маршрута (см. Приложение 1).
2. Описать условия организации сопровождения специалистов детей с ОВЗ.
3. Описать содержательные этапы индивидуального образовательного маршрута.
В результате внедрения в 2012– 2013 гг. комплексного индивидуального маршрута развития сопровождения детей с ОВЗ специалистами ДОУ можно отметить следующие положительные изменения у детей с ОВЗ и родителей, выявленные в процессе диагностики педагогами, специалистами:
улучшилась мелкая и крупная моторика у детей;
повысилась познавательная активность;
при объяснении задания взрослым, самостоятельно начали выполнять задания;
повысилась самооценка;
дети стали лучше понимать, обращенную к ним речь взрослого;
дети стали справляться с упражнениями, требующими повторений физических движений, по показанному способу действия;
у родителей повысилась психолого-педагогическая компетентность в воспитании и обучении детей.
В связи с этим, можно отметить эффективность разработанного нами индивидуального маршрута для детей с ОВЗ и сделать вывод: комплексное, индивидуальное сопровождение ребенка с ОВЗ специалистами ДОУ, позволяет благополучно социализироваться в группе детского сада, а так же гармонично развиваться в познавательной и эмоционально-волевой сфере.
Приложение 1.
Структура индивидуального образовательного маршрута развития ребенка с ограниченными возможностями здоровья:
1. Соглашение для родителей на организацию
Индивидуального образовательного сопровождения ребенка специалистами ДОУ (Приложение 1.1.);
2. Информация о специалистах (воспитатель, психолог, музыкальный руководитель, учитель-логопед, инструктор по физической культуре и др.), реализующих индивидуальный образовательный маршрут развития ребенка с ОВЗ (Приложение.1.2.);
3. Индивидуальная программа реабилитации ребенка инвалида, выдаваемая федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы (копия запрашивается у родителей);
4. Социально-демографический паспорт семьи (копия запрашивается у воспитателей);
5. Индивидуальный маршрут развития ребенка дошкольного возраста с ОВЗ (Приложение 1.3.);
6. Перспективные планы индивидуальной работы с ребенком специалистов, работающих с данным ребенком;
7. Журнал регистрации коррекционно-развивающей работы с ребенком (фиксирует индивидуальную образовательную деятельность специалистов по развитию ребенка: психологическое, логопедическое, физическое и музыкальное);

Комплексное сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивной группы ДОУ

г. Белгород МДОУ детский сад комбинированного вида № 81

В современном мире увеличивается численность детей с ограниченными возможностями здоровья, которые испытывают трудности в усвоении дошкольной программы. Им требуется создание специальных условий обучения и воспитания, и возникает необходимость комплексного сопровождения таких детей в условиях дошкольных учреждений.

В нашем детском саду комплексное сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья строится на взаимодействии специальных служб детского сада: психолого – медико – педагогической комиссии, учителей – логопедов , педагогов – психологов, медицинских работников, инструкторов по физическому воспитанию, воспитателей групп с обязательным привлечением в образовательный процесс семей воспитанников с ограниченными возможностями здоровья.

Основной формой соорганизации этих субъектов является медико-психолого-педагогический консилиум, функционирующий в соответствии с разработанным планом деятельности. Консилиум обеспечивает обсуждение хода промежуточных результатов коррекционно – развивающего воздействия, анализирует динамику развития детей, корректирует содержание занятий, их формы, разрабатывает рекомендации для дальнейшей работы.

Учителя – логопеды проводят диагностику речи детей и, в случае обнаружения нарушений, планируют, разрабатывают и организуют программу логопедического сопровождения.

Педагоги – психологи разрабатывают программы для создания здоровьесберегающих и коррекционно – развивающих условий в детском саду в плане сохранения и укрепления психологического здоровья детей с ограниченными возможностями дошкольного возраста.

Медицинские работники осуществляют лечебно – профилактическую работу по оздоровлению детей и консультируют инструктора по физическому воспитанию, который проводит с детьми с ограниченными возможностями сеансы массажа и лечебной физкультуры. Инструктор по физическому воспитанию обязательно учитывает особенности каждого воспитанника, располагать данными медосмотров, постоянно консультироваться с врачом и дифференцированно планировать физическую нагрузку.

Воспитатели групп проводят занятия по развивающим и коррекционным программам, применяя к детям с ограниченными возможностями здоровья принцип индивидуального подхода.

В нашем ДОУ работа с семьёй занимает одно из основных мест в системе комплексного сопровождения детей с отклонениями в развитии. Опыт нашей работы показывает, что семья, где растет и воспитывается ребенок с ограниченными возможностями здоровья, требует особой заботы и внимания, так как состояние ребенка является психической травмой и для родителей.

В рамках психолого-педагогического сопровождения для родителей проводятся лекции, семинары, беседы, где их знакомят с особенностями развития детей и ухода за ними, формируют понимание проблем ребенка в интеллектуальном, речевом, психическом и физическом развитии, обучают методам воспитания и специальным навыкам взаимодействия с детьми с учетом индивидуальных особенностей ребенка.

Основная цель этих бесед – вооружить родителей разнообразными практическими знаниями и умениями, которые могут им понадобиться в процессе жизни и воспитания детей с ограниченными возможностями в семье.

Особое место в сопровождении семей, воспитывающих детей с проблемами в развитии, занимают консультации психолога, дефектолога , логопеда. Так, консультации психолога направлены на оптимизацию внутрисемейных отношений, формирование у родителей позитивного взгляда на ребенка, укрепление веры родителей в возможность и перспективы развития ребенка .

Учитель – логопед рассказывает об общих правилах организации речевого режима в домашних условиях – медленный темп речи, внятность, грамотность, доступность. Логопед обязательно нацеливает родителей на систематическую и длительную работу с ребенком.

В рамках комплексного сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в нашем детском саду разрабатывается концепция специальной психолого – педагогической адаптации и реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях дошкольного учреждения комбинированного вида.

Коллектив поддерживает информационные контакты с участниками международного проекта «Специальная педагогика» - педагогами и учеными из образовательных учреждений г. г. Дюссельдорф , Кельн , Эссен, Крефельд Земли Северный Рейн – Вестфалия (ФРГ). В рамках этой деятельности велось изучение зарубежного теоретико – практического опыта интеграции детей с ограниченными возможностями в среду здоровых сверстников.

В сентябре 2007 года в детском саду была создана специальная интегрированная группа, в ней 13 детей: пять из них – это дети с особыми образовательными потребностями и восемь – их нормально-развивающиеся сверстники.

В течение дня дети взаимодействовали друг с другом не только на занятиях, но и во всех видах деятельности , т. е. происходила интеграция во всех направлениях.

Несмотря на то, что залогом успеха интеграции может служить тот факт, что у здоровых дошкольников в силу их возраста еще не выработалось распространенное в нашем обществе пренебрежительное или настороженное отношение к инвалиду, следует признать, что и естественного интереса и желания близко контактировать с необычным сверстником тоже не было. Такой ребенок может восприниматься как скучный, грустный, злой, осторожный, более младший и глупый. Поэтому потребность в общении с ним надо стимулировать. Для этого недостаточно беседы нравственного порядка. Необходимо постоянно включать детей в совместную деятельность.

Определяющим механизмом коррекционного действия мы сочли эмоциональную поддержку детей с особыми образовательными потребностями, которую они получали через осознание схожести своих и чужих потребностей, настроений, желаний, переживаний. Мы пытались создать для детей такие условия, при которых между здоровыми и особыми детьми устанавливался бы позитивный контакт.

На своих занятиях психолог использовала различные игровые методы, драматизации, методы арттерапии. Такие занятия выполняли важные задачи того направления, которое мы выбрали для поддержки особых детей: 1) они поднимали настроение, задавали тонус и формировали желание общаться и 2) помогали приобрести навыки общения, осознать себя и других.

1-е направление: основная роль отводится работе с детьми с ограниченными возможностями узкими специалистами. Работа направлена на реабилитацию ребенка – инвалида через воздействие на визуальный, аудиальный, эмоциональный и другие каналы – связи, и проводится посредством музыкальных занятий, занятий изобразительным искусством, развивающих игр с элементами развития речи, логопедических занятий, психологических занятий, занятий ЛФК.

2-е направление: основное внимание уделяется интеграции детей в общество. Подход этот двусторонний и предполагает взаимное движение: готовность общества «принять» инвалида и, с другой стороны, готовность и способность инвалида выстроить свои отношения с обществом. Работа строится следующим образом: формируется общественное мнение к людям с ограниченными возможностями через различные формы (организацию совместных мероприятий, стенды, газеты о людях с особенностями развития; совместные занятия, игры, прогулки).

3-е направление: работа с родителями как здоровых, так и особых детей. На взаимодействие нормально – развивающихся и особых детей, несомненно, большое влияние оказывают их родители. Дети проецируют в жизнь поведение своих родителей, поэтому от того, какой в каждой отдельной семье настрой к людям с ограниченными возможностями, зависит и отношение нормально – развивающихся детей к их особым сверстникам.

При создании интегрированной группы у родителей здоровых детей (родители особых детей были заранее не против) обязательно спрашивалось их согласие на воспитание детей в этой группе.

А по прошествии некоторого времени выяснялось, видят ли родители разницу между массовой и интегрированной группой; довольны ли родители пребыванием своих детей в детском саду и с удовольствием ли ребенок посещает группу.

Абсолютно все родители (и здоровых и особых детей) отметили, что довольны посещением детьми интегрированной группы, а дети ходят в сад с удовольствием. Разницу же между массовой и этой группой родители видели в более спокойном, уравновешенном, комфортном психологическом климате и во внимательном индивидуальном подходе к детям, но никак не во внешних, режимных или каких – либо других различиях.

4-е направление: установление тесных действенных межведомственных связей с различными учреждениями по сопровождению детей с ограниченными возможностями здоровья. Дети-инвалиды посещают специальные учреждения по своему основному диагнозу и наблюдаются в поликлинике у своего лечащего врача.

Существенных изменений потребовала и предметно-развивающая среда ДОУ. Совершенствуя развивающую среду, уделили внимание не только микросреде (групповым помещениям), но и макросреде(другим помещениям ДОУ). Помимо специально оборудованных кабинетов специалистов (педагога – психолога, учителей - логопедов), был оборудован массажный кабинет и уголок ЛФК.

В оснащении развивающей среды интегрированной группы использовались рекомендации, методические разработки и дидактические материалы немецкого педагога доктора Кристель Риттмейер.

Таким образом, весь процесс воспитания и обучения был направлен на максимальное облегчение адаптации в среде нормально-развивающихся сверстников особых воспитанников и обеспечение им той степени интеграции, которая каждому из них полезна и доступна на данном этапе развития.

Анализируя свою работу, коллектив отметил, что задачи выполнены, цель достигнута, дети с ограниченными возможностями здоровья выпущены в массовые классы общеобразовательных школ. Несомненно, положительно повлиял на детей с особыми образовательными потребностями коллектив здоровых сверстников. Особые дети, до этого ограниченные в контактах со сверстниками, стали по-новому узнавать мир. Даже если они по каким-либо причинам не участвовали в игре со здоровыми детьми, для них большим удовольствием было просто наблюдать за ними, обсуждать игру с взрослым, давать советы. А если в игре или на занятии особый ребенок давал правильный ответ, которого не знали здоровые сверстники, это поднимало его самооценку, наполняло радостью на весь день.

Пополнились новым смыслом и музыкальные занятия, и прогулка – дети, пришедшие из массовой группы, внесли новые идеи, игры. Все это дало мощный толчок к развитию особых детей.

Что касается нормально-развивающихся детей, то общение с особыми сверстниками дало им возможность по новому увидеть окружающий мир, понять, что люди могут быть разными, но каждый человек имеет право на общение, дружбу, уважение.

Здоровые дети поняли, что их особые сверстники тоже хотят играть, общаться, дружить, но в силу своих физических дефектов не всегда могут это выразить. Дети запомнили, что особых сверстников нельзя обижать, смеяться над ними.

Некоторые результаты работы можно просмотреть на диаграмме:

1. Проявление инициативы нормально – развивающихся детей вступать в контакт с детьми с ограниченными возможностями.

2. Желание нормально – развивающихся детей играть совместно с детьми с ОВЗ.

3. Желание нормально – развивающихся детей помогать в быту детям с ОВЗ.

4. Желание детей с ограниченными возможностями играть с нормально – развивающимися детьми.

5. Количество детей с ОВЗ, принимающих активное участие в мероприятиях ДОУ: утренниках, развлечениях, конкурсах и др.

Опыт воспитания старших детей в группе комбинированной направленности в течение 2 лет подсказал возможность более ранней интеграции, которая будет способствовать достижению ребенком с отклонениями равного или близкого по возрастной норме уровня общего и речевого развития и позволяет ему на более раннем этапе своего развития влиться в среду нормально – развивающихся сверстников.

Поэтому в сентябре 2009 года на базе 1-й младшей интегрированной группы открылся новый эксперимент «Воспитание толерантных межличностных отношений в группе комбинированной направленности в условиях инклюзивного образования ДОУ».

В настоящее время ведется разработка и апробация коррекционно – развивающих методик, используемых в процессе обучения и воспитания, разработка системы взаимодействия социальных служб в работе с детьми с ограниченными возможностями по формированию у них базовых социальных знаний, умений, навыков.

Коллектив педагогов ДОУ убежден: социальная адаптация и интеграция детей с ограниченными возможностями в среду здоровых сверстников играет одну из важнейших ролей в комплексном сопровождении особых детей.

Loading...Loading...