Воспитание детей в детском саду с овз. Комплексное сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивной группы доу

в структурном подразделении государственного бюджетного общеобразовательного учреждения Самарской области средней

общеобразовательной школы №2 «Образовательный центр»

имени Героя Российской Федерации Немцова Павла Николаевича с. Борское муниципального района Борский Самарской области

Детский сад «Солнышко» с. Борское

Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту содержание коррекционной работы направлено на обеспечение коррекции недостатков в физическом и (или) психическом развитии различных категорий детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и оказание помощи детям этой категории в освоении основной общеобразовательной программы дошкольного образования. Анализ реальной ситуации, сложившейся в настоящее время в системе воспитания и образования детей дошкольного возраста показал, что количество детей, имеющих отклонения в речевом развитии, неуклонно растет. Эти дети составляют основную группу риска по школьной неуспеваемости, особенно при овладении письмом и чтением.

Новые тенденции в развитии современной системы образо­ вания повышают требования к речево­ му развитию детей, воспитанию осоз­ нанного отношения к языку как нацио­ нально-культурной ценности, овладе­ нию его литературными нормами. Не­ однократно ученые Л. Выготский, А. Леонтьев, А. Лурия, М. Хватцев об­ ращали внимание на значимость сво­ евременного развития речи и мышле­ ния в становлении личности ребенка, на их взаимозависимую роль в онтоге­ незе. Знания о закономернос­ тях развития речи и особенностях раз­ вития коммуникативной компетенции позволяет прогнозировать успешность дальнейшего развития и обучения в школе.

Проблема формирования коммуникаций у детей с нарушениями устной речи одна из важнейших в общей и специальной педагогике.

Схема реализации интегрированного обучения детей с ОВЗ

Цель психолого-педагогического сопровождения: создание комплексной системы психолого-педагогических условий, способствующих успешной адаптации, реабилитации и личностному росту детей в социуме.

Содержание коррекционной работы обеспечивает:

Выявление особых образовательных потребностей детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), обусловленных недостатками в их физическом и (или) психическом развитии;

Осуществление индивидуально ориентированной психолого-медико-педагогической помощи детям с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей детей (в соответствии с рекомендациями ПМПК);

Возможность освоения детьми с ограниченными возможностями здоровья о бщеобразовательной программы и их интеграции в образовательном учреждении.

В структурном подразделении государственного бюджетного общеобразовательного учреждения Самарской области средней общеобразовательной школы №2 «Образовательный центр» имени Героя Российской Федерации Немцова Павла Николаевича с. Борское муниципального района Борский Самарской области – Детский сад «Солнышко» с. Борское группа комбинированной направленности создана в целях оказания помощи воспитанникам, имеющим нарушения в развитии речи.

Основными задачами являются:

Своевременное выявление нарушений речи воспитанников;

Определение их уровня и характера;

Устранение нарушений устной речи;

Профилактика возникновения нарушений письменной речи;

Распространение специальных знаний по логопедии среди специалистов, родителей (законных представителей) воспитанников.

Характеристика детей с ОНР.

При нормальном речевом развитии дети к 5 годам свободно пользуются развернутой фразовой речью, разными конструкциями слож­ных предложений. Они имеют достаточный словарный запас, владе­ют навыками словообразования и словоизменения. К этому времени окончательно формируется правильное звукопроизношение, готов­ность к звуковому анализу и синтезу.

I уровень речевого развития характеризуется отсутствием речи (так называемые "безречевые дети").

II уровень речевого развития (начатки общеупотреби­тельной речи) знаменуется тем, что, кроме жестов и лепетных слов, появляются хотя и искаженные, но достаточно постоянные обще­употребительные слова ("Алязай. Дети алязай убиляют. Капутн, лидоме, лябака. Литя одают земю" - Урожай. Дети урожай убирают. Капусты, помидоры, яблоки. Листья падают на землю).

Одновременно намечается различение некоторых грамматиче­ских форм. Однако это происходит лишь по отношению к словам с ударными окончаниями (стол - столы; ноет поют) и относящим­ся лишь к некоторым грамматическим категориям. Этот процесс но­сит еще довольно неустойчивый характер, и грубое недоразвитие ре­чи у данных детей проявляется достаточно выражено. Высказывания детей обычно бедны, ребенок ограничивается пе­речислением непосредственно воспринимаемых предметов и дейст­вий.

Рассказ по картине, по вопросам строится примитивно, на ко­ротких, хотя и грамматически более правильных, фразах, чем детей первого уровня. При этом недостаточная сформированность грам­матического строя речи легко обнаруживается при усложнении рече­вого материала или при возникновении необходимости употребить такие слова и словосочетания, которыми ребенок в быту пользуется редко. Формы числа, рода и падежа для таких детей по существу не несут смыслоразличительной функции. Словоизменение носит случайный характер, и потому при использовании его допускается много разно­образных ошибок ("Игаю мятику" - Играю мячиком).

Слова нередко употребляются в узком значении, уровень словес­ного обобщения очень низкий. Одним и тем же словом могут быть названы многие предметы, имеющие сходство по форме, назначе­нию или другим признакам (муравей, муха, паук, жук - в одной ситу­ации - одним из этих слов, в другой - другим; чашка, стакан обознача­ются любым из этих слов). Ограниченность словарного запаса под­тверждается незнанием многих слов, обозначающих части предмета (ветки, ствол, корни дерева), посуду (блюдо, поднос, кружка), и др. Отмечается отставание в использовании слов-признаков предме­тов, обозначающих форму, цвет, материал. Часто появляются заме­ны названий слов, обусловленные общностью ситуаций (режет -рвет, точит -режет). При специальном обследовании отмечаются грубые ошибки в употреблении грамматических форм. Углубленное обследование детей позволяет легко выявить недо­статочность фонематического слуха, их неподготовленность к освое­нию навыков звукового анализа и синтеза (ребенку трудно правильно выбрать картинку с заданным звуком, определить позицию звука в слове и т.д.).

III уровень речевого развития характеризуется наличием развер­нутой фразовой речи с элементами лексико-грамматического и фонетико-фонематического недоразвития. Дети этого уровня вступают в контакты с окружающими, но лишь в присутствии родителей (воспитателей), вносящих соответствую­щие пояснения.

2. Основа (предварительная работа) для создания модуля сопровождения, детей с ОВЗ и их родителей.

    Разработана нормативно - правовая база коррекционно-развивающего обучения с учетом индивидуальных потребностей и возможностей детей с нарушениями психофизического развития. В этом процессе участвуют специалисты: педагог-психолог, учитель-дефектолог, воспитатели и специалисты по физическому и музыкальному развитию.

    Создан банк данных.

    Изучены потребности родителей

    Разработан алгоритм сопровождения детей с нарушениями в развитии речи.

3. Технологическая схема реализации модуля сопровождения детей с ОВЗ

Практика работы показала, что все задачи возможно решить только совместными усилиями ДОУ, семьи, детской поликлиники, построив работу целенаправленно и планомерно. После зачисления ребенка в ДОУ и заключения договора между ДОУ и родителями (законными представителями), с согласия последних, специалисты проводят первичное обследование детей, изучив предварительно заключение районной ПМПК. Результаты первичного обследования анализируются, составляется индивидуальный маршрут сопровождения ребенка Затем мы составляем расписание занятий с учетом индивидуальных особенностей и заболеваний ребенка, составляем циклограмму работы специалистов.

Содержание работы с детьми данной категории определяется:

    примерной общеобразовательной программой дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Веракса, Т.С. Комаровой, М.А.Васильевой М., Мозаика-синтез, 2010

    «Программа воспитания и обучения дошкольников с задержкой психического развития» С-П, ЦДК проф. Л.Б.Баряевой, 2010

Для воспитателей и специалистов, работающих с данной категорией детей, разработаны рекомендации

Алгоритм работы специалистов:

    составление перспективного плана работы

    работа по индивидуальному плану обследование

Основные направления работы по сопровождению детей дошкольного возраста с ОВЗ по развитию речи являются:

    формирование полноценных произносительных навыков;

    развитие фонематического восприятия, фонематических представлений, доступных возрасту форм звукового анализа и синтеза.

По мере продвижения ребенка в указанных направлениях на скорректированном речевом материале осуществляется:

    развитие у детей внимания к морфологическому составу слов и изменению слов и их сочетаний в предложении;

    обогащение словаря детей преимущественно привлечением внимания к способам словообразования, к эмоционально-оценочному значению слов;

    воспитание у детей умений правильно составлять простое распространенное предложение, а затем и сложное предложение; употреблять разные конструкции предложений в самостоятельной связной речи;

    развитие связной речи в процессе работы над рассказом, пересказом, с постановкой определенной коррекционной задачи по автоматизации в речи уточненных в произношении фонем;

    формирование элементарных навыков письма и чтения специальными методами на основе исправленного звукопроизношения и полноценного фонематического восприятия.

Индивидуальная и подгрупповая образовательная деятельность - основные формы коррекционно-воспитательной работы с детьми, имеющая большое значение для формирования коммуникативной функции речи и общей готовности к школе.

Основная цель индивидуального взаимодействия выбор и применение комплекса артикуляционных упражнений, направленных на устранение специфических нарушений звуковой стороны речи, характерных для разных нозологических форм речевой патологии - дислалии, ринолалии, дизартрии и др.

Основная цель подгрупповой коррекционной деятельности - воспитание навыков коллективной работы. Во время этих деятельностей дети должны научиться адекватно оценивать качество речевых высказываний сверстников.

Важной в методическом аспекте особенностью индивидуальной и подгрупповой деятельности является то, что они носят опережающий характер и готовят детей к усвоению более сложного фонетического и лексико-грамматического материала на фронтальных модулях НОД в группе. Важную роль в развитии и воспитании детей с ОНР играет четкая организация их жизни в период посещения детского сада. Поэтому следует создать необходимые условия, чтобы обеспечить разнообразную активную деятельность детей.

Модель профессиональной взаимосвязи всех специалистов в работе с ребенком с ОВЗ:

Педагог-психолог:
организует взаимодействие педагогов;
разрабатывает коррекционные программы индивидуального развития ребенка;
проводит психопрофилактическую и психодиагностическую работу с детьми;
организует специальную коррекционную работу с детьми, входящими в группу риска;
повышает уровень психологической компетентности педагогов детского сада;
проводит консультативную работу с родителями.
Учитель-логопед:
диагностирует уровень импрессивной и экспрессивной речи;
составляет индивидуальные планы развития;
проводит индивидуальные занятия (постановка правильного речевого дыхания, коррекция звуков, их автоматизация, дифференциация и введение в самостоятельную речь), подгрупповые занятия (формирование фонематических процессов);
консультирует педагогических работников и родителей о применении логопедических методов и технологий коррекционно-развивающей работы;
Музыкальный руководитель:
Осуществляет музыкальное и эстетическое воспитание детей;
Учитывает психологическое, речевое и физическое развитие детей при подборе материала для занятий;
Использует на занятиях элементы музыкотерапии и др.
Инструктор по физической культуре:
Осуществляет укрепление здоровья детей;
Совершенствует психомоторные способности дошкольников.
Воспитатель:
проводит занятия по продуктивным видам деятельности (рисование, лепка, конструирование) по подгруппам и индивидуально. Организует совместную и самостоятельную деятельность детей;
воспитывает культурно-гигиенические навыки, развивает тонкую и общую моторику;
организует индивидуальную работу с детьми по заданиям и с учетом рекомендаций специалистов (педагога-психолога, учителя-логопеда);
применяет здоровьесберегающих технологии, создает благоприятный микроклимат в группе;
консультирует родителей о формировании культурно-гигиенических навыков, об индивидуальных особенностях ребенка, об уровне развития мелкой моторики.
Медицинский персонал:
проводит лечебно-профилактические и оздоровительные мероприятия;
осуществляет контроль за состоянием здоровья детей посредством регулярных осмотров, за соблюдением требований санитарно-эпидемиологических норм.

Взаимодействие с родителями.

Мы активно сотрудничаем с родителями детей с ограниченными возможностями здоровья. Наши специалисты стараются помочь родителям понять сущность имеющихся у ребенка отклонений; определить и осознать сильные и слабые стороны ребенка.

Это подготавливает и настраивает родителей на направленный поиск наиболее эффективных способов помощи их ребенку.

Для родителей работает консультационный пункт, который создан в целях оказания помощи родителям, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) дошкольного возраста.

Принципы работы:

Добровольность

Компетентность

Соблюдение педагогической этики

Основные направления:

Повышение педагогических знаний

Оказание содействия в социализации ребенка

В ДОУ в ходе индивидуальных и тематических консультаций, родительских собраний, занятий-практикумов родители получают всю необходимую информацию о том, как создавать спокойную, доброжелательную атмосферу по отношению к ребенку, организовывать правильный режим дня и питания, занятия в домашних условиях. Эта работа проводится по разработанному плану

Результативность реализации представляемых разработок.

Наш опыт работы показывает, что специально организованный коррекционный воспитательно-образовательный процесс, взаимосвязь в работе всех специалистов с детьми дает положительный результат:

    Психологическое обследование детей с проблемами в развитии проводится в системе и включает в себя изучение всех сторон психики (познавательная деятельность, речь, эмоционально-волевая сфера, личностное развитие). За время пребывания в детском саду у детей развиваются психические процессы память, мышление, воображение, логика и т.д.

    Поднимает ребенка на более высокий уровень развития

    Развивает личностные качества, которые позволяют адаптироваться в социуме

    Обеспечивает подготовку детей к школе

Показатели результативности работы ДОУ:

    Наработали определенную систему работы с детьми ОВЗ и их родителями, которую будем в дальнейшем совершенствовать;

    Создали условия для развития ребенка: физического, психического, эмоционального.

    С сентября 2011года в ДОУ открыта вторая диагностико-коррекционная группа для детей с ограниченными возможностями здоровья (по запросу родителей района)

    А самое главное родители получают надежду и уверенность в том, что их дети будут адаптированы к социуму.

Алгоритм реализации моделей интеграции детей с ОВЗ

Критерии

Старший дошкольный возраст

начало года

конец года

очень низкий

низкий

средний

выше среднего

высокий

очень низкий

низкий

средний

выше среднего

высокий

1. Звукопроизношение %

2. Фонематическое восприятие

3. Лексико-грамматический строй речи %

4. Связная речь %

5. Овладение элементами грамоты

В развитии детей подготовительных к школе групп отмечается значительная положительная динамика за учебный год, что свидетельствует о достаточной эффективности коррекционно-развивающего процесса, основанного на профессиональной взаимосвязи всех специалистов ДОО . На конец года отсутствуют дети с низким уровнем успешности выполнения заданий по различным направлениям обследования. Наибольшее количество детей показали высокий уровень по разделу обследования «Фонематическое восприятие», а также «Звукопроизношение» и «Овладение элементами грамоты». Несмотря на то, что на конец учебного года у детей отмечается достаточно высокая динамика в развитии лексико-грамматического строя и связной речи, наименьшее количество детей с высоким уровнем развития выявлено по разделу обследования «Связная речь».

2. Информация о наличии специалистов для оказания ранней коррекционной помощи на основе специальных психолого – педагогических подходов в соответствии с ФГОС ДО.

п/п

Ф.И.О., должность

Уровень образования, образовательное учреждение, специальность (направление подготовки) и квалификация по документу об образовании и (или) квалификации

Информация о курсах повышения квалификации

Стаж пед. работы

(полных лет)

Хрон Ольга Сергеевна, старший воспитатель

высшее, Оренбургский государственный университет, 2002 г.

Квалификация: «Преподаватель педагогики и психологии».

Специальность: «Дошкольная педагогика и психология».

Синельникова Лариса Ивановна, воспитатель

Главное управление здравоохранения Администрации Самарской области Борское медицинское училище, 2002,

Квалификация: «Фельдшер»

Специальность: «Лечебное дело»

НОУ ВПО «Восточная экономико – эридическая гуманитарная академия»

1. Основные направления региональной образовательной политики в контексте модернизации российского образования (72 часа)

2. Игровые технологии в образовательном процессе ДОУ (36 часов)

3. Коммуникативная деятельность дошкольников с учетом ФГОС ДО (36 часов)

4. Педагогические технологии дошкольного образования в условиях внедрения ФГОС (72 часа)

Дубасова Наталья Петровна, воспитатель

Среднее – специальное, Бузулукское педагогическое училище, 1984 г.

Квалификация: «Воспитатель в дошкольных учреждениях». Специальность: «Воспитание в дошкольных учреждениях»

Попова Ольга Николаевна, воспитатель

Среднее – специальное, Бузулукское педагогическое училище, 1989 г. Специальность: «Дошкольное образование»

(72 часа)

(36 часов)

(36 часов)

4. Педагогические технологии дошкольного образования в условиях ФГОС ДО (72 часа)

Корчагина Наталия Геннадьевна, инструктор по физической культуре

Среднее – специальное, Бузулукский педагогический колледж, 1999 г. Специальность: «Дошкольное образование»

1. Основные направления региональной образовательной политики в контексте (72 часа) модернизации российского образования.

2.Эмоциональное развитие дошкольников (36 часов)

3. Коммуникативная деятельность дошкольников с учетом ФГОС ДО (36 часов)

4. Педагогические технологии дошкольного образования в условиях ФГОС ДО (72 часа)

Маликова Елена Андреевна, педагог - психолог

Высшее, Поволжская Государственная социально – гуманитарная академия, 2011 год. Квалификация: «Педагог – психолог». Специальность: «Педагогика и психология».

Григорьева Юлия Марсовна, воспитатель

Борское медицинское училище, 2005 ГОУ высшего профессионального образования Поволжский государственный университет сервиса, 2011

Квалификация: «Специалист по социальной работе»

Специальность: «Социальная работа» НОУ ВПО «Восточная экономико – юридическая гуманитарная академия»

Специальность: «Педагогическое образование (Дошкольное образование)» студентка 5 курса

1. Основные направления региональной образовательной политики в контексте (72 часа) модернизации российского образования.

2.Эмоциональное развитие дошкольников (36 часов)

3. Коммуникативная деятельность дошкольников с учетом ФГОС ДО (36 часов)

4. Педагогические технологии дошкольного образования в условиях ФГОС ДО (72 часа)

Начарова Анна Александровна

Высшее, ФГБОУ высшего профессионального образования «Поволжская государственная социально – гуманитарная академия». Специальность: «Учитель биологии с правом преподавания химии», 2011 г.

1. Основные направления региональной образовательной политики в контексте (72 часа) модернизации российского образования.

2.Эмоциональное развитие дошкольников (36 часов)

3. Коммуникативная деятельность дошкольников с учетом ФГОС ДО (36 часов)

4. Педагогические технологии дошкольного образования в условиях ФГОС ДО (72 часа)

Табакова Елена Вячеславовна

ФГБОУ высшего профессионального образования «Поволжская государственная социально – гуманитарная академия». Специальность: «Специальное (дефектологическое) образование».

Квалификация: «Бакалавр», 2015 год

До недавнего времени такой термин, как «дети с ОВЗ» не употреблялся. О том, что воспитание детей с ОВЗ в детском саду должно рассматриваться как важная и неотъемлемая часть образовательного процесса, стали много говорить после вступления в силу закона «Об образовании в Российской Федерации» от 2012 года.

Дети с ОВЗ: что это такое?

Согласно закону, обучающиеся с ОВЗ – это лица, которые имеют недостатки в физическом и/или психологическом развитии, не позволяющие им получать образование без создания особых условий. Важный момент – недостатки должны подтверждаться психолого-медико-педагогической комиссией (ПМПК), без заключения которой ребенок не может получить статус обучающегося с ОВЗ.

  • речи,
  • слуха,
  • зрения,
  • опорно-двигательного аппарата,
  • интеллекта,
  • психических функций.

Как организовать обучение детей с ОВЗ и детей-инвалидов?

Отвечает Елена Кутепова, кандидат педагогических наук, заместитель директора Института проблем инклюзивного образования Московского государственного психолого-педагогического университета

К этой категории детей с ОВЗ относят дошкольников с задержкой или комплексными нарушениями развития, а также с выраженными расстройствами поведения и эмоционально-волевой сферы, что проявляется такими признаками:

  • гиперактивность;
  • неврозы;
  • страхи;
  • повышенная тревожность;
  • быстрая утомляемость;
  • нарушения навыков самообслуживания;
  • социальная дезадаптация, трудности при установлении эмоциональных контактов;
  • склонность ребенка к однообразным действиям – моторным, речевым и пр.

Ребенок с ОВЗ в детском саду отличается более низкой работоспособностью по сравнению со сверстниками, низкой социализацией и самооценкой. Как правило, адаптация и обучение таких ребят проходит медленнее и тяжелее. Именно поэтому педагоги должны приложить максимум усилий, чтобы малыш не страдал от осознания того, что отличается от остальных детей, был принят ими и включился в учебно-воспитательный процесс.

Нередко возникает путаница в определении понятий «ребенок с ОВЗ» и «ребенок-инвалид». В чем разница? «Ребенок-инвалид» имеет более узкое значение, в то время как понятие «дети с ОВЗ» включает и детей-инвалидов, и детей с отклонениями в развитии, которые подтверждены ПМПК.

Виды нарушений у детей с ОВЗ, имеющих право получать дошкольное образование

Согласно утвержденной классификации, выделяют такие типы нарушений основных функций организма:

  1. психические процессы – нарушение памяти, внимания, речи, мышления, эмоций;
  2. сенсорные функции – нарушения слуха, зрения, осязания, обоняния;
  3. функции обмена веществ, дыхания, кровообращения, выделения, внутренней секреции, пищеварения;
  4. статодинамическая функция.

Новые возможности для карьерного роста

Попробуй бесплатно! За прохождение - диплом государственного образца о профессиональной переподготовке. Учебные материалы представлены в формате наглядных конспектов с видеолекциями экспертов, сопровождаются необходимыми шаблонами и примерами.

Существует психолого-педагогическая классификация детей, относящихся к системе специального образования:

  • с нарушениями в развитии, вызванными органическими поражениями центральной нервной системы и функционирования зрительного, слухового, речевого, двигательного анализаторов;
  • с отклонениями в развитии – имеют перечисленные выше нарушения, однако ограничения их возможностей выражены меньше;
  • со значительными нарушениями в развитии.

Категории детей с ОВЗ

Педагогическая классификация нарушений выделяет такие категории детей с отклонениями от нормы развития:

  • слуха (глухие, слабослышащие, позднооглохшие);
  • зрения (слепые, слабовидящие);
  • речи в разной степени;
  • интеллекта;
  • психоречевого развития;
  • эмоционально-волевой сферы.

Также существует классификация по степени нарушений функций и возможностей адаптации.

  • Первая степень – развитие с легким или умеренным нарушением функций, патологии могут выступать показаниями к признанию инвалидности или же полностью исчезнуть при правильном воспитании и обучении.
  • Вторая степень соответствует третьей группе инвалидности взрослых. Нарушения являются выраженными и относятся к функционированию органов и систем. Такие дети нуждаются в создании особых условий, поскольку их социальная адаптация ограничена.
  • Третья степень соответствует второй группе инвалидности взрослых. Сильно выраженные нарушения дают серьезные ограничения возможностям ребенка.
  • Четвертая степень – нарушения функций органов и систем настолько резкие, что ребенок оказывается социально дезадаптированным. Поражения имеют необратимый характер. Усилия врачей, семьи и педагогов направляются на недопущение критического состояния.

Получать дошкольное образование в группе детского сада могут дети с ОВЗ, у которых такие нарушения:

  • слуха, речи, зрения;
  • задержка психического развития;
  • психического состояния;
  • опорно-двигательного аппарата;
  • педагогическая запущенность;
  • психопатоподобное поведение;
  • тяжелые формы аллергии;
  • частые общие заболевания.

Перечисленные нарушения должны быть представлены в легкой форме, иначе ребенку требуется находиться под присмотром родителей.

Инклюзивное образование: группы комбинированной и компенсирующей направленности

Термин «инклюзивное образование» появился в законодательной базе Российской Федерации в 2012 году, до этого он не употреблялся. Его внедрение вызвано необходимостью разработки и внедрения направлений соцполитики, связанной с ростом численности детей с ОВЗ.

В последние годы количество детей с ОВЗ продолжает расти. Поэтому новые направления в соцполитике призваны сделать их обучение в дошкольных учреждениях и школах более комфортными. Базой для развития этого направления выступают актуальные научные подходы, подробные юридические механизмы, востребованные материально-технические средства, общественные и общенациональные программы, высокая квалификация педагогов.

Инклюзивное образование должно строиться вокруг стремления создать благоприятные условия для детей с ОВЗ, благодаря которым они получают равные возможности с ровесниками в получении образования и построения своей жизни. Реализация этой задачи предусматривает построение «безбарьерной» образовательной среды.

На пути внедрения инклюзивного образования возникают определенные трудности:

  • отношение других детей к ребенку с ОВЗ, которое может вызывать психологические травмы;
  • не всегда воспитатели осваивают идеологию инклюзивного образования, правильно реализуют методы обучения;
  • родители могут быть против включения в группу особенных детей;
  • зачастую дети с ОВЗ требуют дополнительного внимания и не всегда полностью могут адаптироваться к обычным условиям.

Группы комбинированной направленности подразумевают включение в детский коллектив детей с проблемами здоровья (нарушения зрения, речи, слуха, задержка психического развития, проблемы с опорно-двигательным аппаратом). Наполняемость таких групп должна соответствовать требованиям СанПиНов. Для работы с детьми воспитатель использует адаптированную образовательную программу. При этом одна программа может использоваться только в том случае, если ребенок с ОВЗ один или их несколько, но с одинаковым видом нарушений. Если у детей разные виды нарушений, то адаптированная образовательная программа прописывается под каждого из них.

Группы компенсирующей направленности посещают дети с одним и тем же видом нарушения здоровья. В таких группах работают по единственной адаптированной основной образовательной программе. Сложность заключается в том, что примерные программы пока не разработаны, а создавать их дошкольным учреждениям сложно.

Методы работы с детьми с ОВЗ в детском саду

Дети с ОВЗ сталкиваются со сложностями при адаптации к условиям общественного воспитания. Это связано с тем, что они привыкли к опеке родителей, не умеют устанавливать социальные контакты, не всегда могут полноценно принимать участие в играх. Большие сложности могут создавать внешние особенности или дефекты, а также использование специальных технических средств. Важно, чтобы сверстники были подготовлены к приходу малыша в группу не меньше его самого. Эта задача выполняется воспитателем. Дети должны понимать, что ребенка с ОВЗ следует воспринимать как равного, не обращая внимания на его особенности.

Дети с ОВЗ могут посещать садик кратковременно. Например, работать с одним из педагогов-специалистов, а затем общаться с другими детьми, принимать участие в их активности. При этом важна реализация индивидуального подхода, создание возможности расширить образовательное пространство ребенка за пределы ДОУ.

Как правило, педагоги используют традиционную схему взаимодействия с воспитанниками, которая должна корректироваться, когда речь идет о детях с ОВЗ. Методы работы с детьми с ОВЗ в детском саду должны предусматривать поэтапное усвоение нового материала, дозирование заданий, использование аудио- и визуальных средств.

Особое внимание следует уделить таким направлениям развития, как:

  • физическое здоровье (помогает укрепить силу воли, развивает умение выходить из трудных ситуаций, формирует активную жизненную позицию);
  • познавательные качества (развивает навыки самостоятельного изучения мира);
  • социально-коммуникативные навыки (облегчает социализацию);
  • художественно-эстетическое (ребенок развивает мелкую моторику, изучает методы работы с разными материалами).

Роль воспитателя – выстроить корректную работу не только с детьми, но также с их семьями, наладить эффективное взаимодействие с профильными специалистами. Для этого следует пройти специальные курсы, изучить литературу, вникнуть в особенности развития, физического и психического состояния детей с ОВЗ.

Функции специалистов при обучении и воспитании детей с ОВЗ в детском саду

Правильная организация работы с детьми с ОВЗ в детском саду предусматривает строгое распределение обязанностей. Когда в ДОУ поступают дети с ограниченными возможностями здоровья, они должны пройти обследование у специалистов, которые предоставляют необходимые данные воспитателю. Рассмотрим работу, которую выполняют участники педагогического коллектива детского сада.

  1. Педагог-психолог:
    1. организация взаимодействия педагогов;
    2. психопрофилактическая и психодиагностическая работа с детьми;
    3. коррекционная работа с детьми, которые входят в группу риска;
    4. разработка коррекционных программ индивидуального развития ребенка;
    5. повышение уровня психологической компетентности воспитателей;
    6. консультации родителей.
  2. Учитель-логопед:
    1. диагностика уровня экспрессивной и импрессивной речи;
    2. составление индивидуальных планов занятий;
    3. проведение индивидуальных занятий;
    4. консультирование педагогов и родителей.
  3. Музыкальный руководитель:
    1. эстетическое и музыкальное воспитание детей;
    2. подбор материала для занятий с учетом физического, речевого, психологического развития детей;
    3. использование элементов музыкотерапии.
  4. Инструктор по физкультуре:
    1. проведение мероприятий по укреплению здоровья детей;
    2. улучшение психомоторных способности воспитанников.
  5. Воспитатель:
    1. проведение занятий по продуктивным видам деятельности индивидуально или разделяя детей на подгруппы;
    2. развитие моторики;
    3. прививание культурно-гигиенических навыков;
    4. организация индивидуальной работы с детьми с учетом рекомендаций учителя-логопеда и педагога-психолога;
    5. создание благоприятного микроклимата в группе;
    6. консультирование родителей по вопросу формирования культурно-гигиенических навыков, уровня развития мелкой моторики ребенка и его индивидуальных особенностей.
  6. Медперсонал:
    1. проведение оздоровительных и лечебно-профилактических мероприятий;
    2. осмотры детей;
    3. контроль соблюдения требований санитарно-эпидемиологических норм.

Для изучения проблем будущего воспитанника проводится беседа с родителями, обследование физического и психического развития, а также изучается медкарта ребенка. Собранная информация систематизируется и под руководством психолога разрабатываются индивидуальные карты развития.

Косикова Анастасия Олеговна, старший воспитатель МАДОУ «Детский сад № 9 «Кленок» Пермский край, г. Соликамск.
Каждый ребенок - особенный, это бесспорно. И все же есть дети, о которых говорят «особенный» не для того, чтобы подчеркнуть уникальность способностей, а для того, чтобы обозначить отличающие его особые потребности. На современном этапе сформировалось понимание их проблем, уважение и признание их прав на образование, желание и готовность включить их в детское сообщество, а не спрятать за стенами специального учреждения или оставить дома, сидящим у окна и наблюдающим за сверстниками. На сегодняшний день администрация и педагоги нашего дошкольного учреждения принимают детей с особыми образовательными потребностями независимо от их социального положения, физического, эмоционального и интеллектуального развития; создают специальные условия для всех детей, в том числе имеющих ограниченные возможности здоровья. Детям с ОВЗ сегодня не обязательно посещать специальные учреждения, напротив, лучше адаптироваться к жизни они смогут в общеобразовательном дошкольном учреждении. Здоровым же детям это позволит развить толерантность и ответственность. Одним из наиболее важных условий перехода к инклюзивной форме образования является сопровождение и поддержка детей с ОВЗ. Функции сопровождения в нашем дошкольном учреждении возложены на психолого-медико-педагогический консилиум, который дает возможность педагогам и специалистам активно взаимодействовать друг с другом.

Дата публикации: 13.10.2014 г.

Организация сопровождения детей с ОВЗ в условиях реализации инклюзивной практики в общеобразовательном дошкольном учреждении.

Каждый ребенок - особенный, это бесспорно. И все же есть дети, о которых говорят «особенный» не для того, чтобы подчеркнуть уникальность способностей, а для того, чтобы обозначить отличающие его особые потребности. На современном этапе сформировалось понимание их проблем, уважение и признание их прав на образование, желание и готовность включить их в детское сообщество, а не спрятать за стенами специального учреждения или оставить дома, сидящим у окна и наблюдающим за сверстниками.

«Образование детей с особыми потребностями является одной из основных задач для страны. Это необходимое условие создания действительно инклюзивного общества, где каждый сможет чувствовать причастность и востребованность своих действий». (Дэвид Бланкет)

Инклюзивное образование - термин, используемый для описания процесса обучения детей с особыми потребностями в общеобразовательных учреждениях.

Идея инклюзивного образования подразумевает, что не ребенок должен готовиться к включению в систему образования, а сама система должна быть готова к включению любого ребенка (Ч.А. Джумагулова).

На сегодняшний день администрация и педагоги нашего дошкольного учреждения принимают детей с особыми образовательными потребностями независимо от их социального положения, физического, эмоционального и интеллектуального развития; создают специальные условия для всех детей, в том числе имеющих ограниченные возможности здоровья.

Детям с ОВЗ сегодня не обязательно посещать специальные учреждения, напротив, лучше адаптироваться к жизни они смогут в общеобразовательном дошкольном учреждении. Здоровым же детям это позволит развить толерантность и ответственность.

При организации работы с такими детьми перед коллективом нашего учреждения встали следующие задачи:

Создание общего образовательного пространства максимально комфортного для всех дошкольников;

Помощь ребенку с ОВЗ в решении актуальных задач развития, социализации;

Развитие психолого-педагогической компетентности и психологической культуры педагогов, родителей.

Одним из наиболее важных условий перехода к инклюзивной форме образования является сопровождение и поддержка детей с ОВЗ . Построение эффективной системы сопровождения позволит решать проблемы развития детей внутри образовательной среды учреждения, избежать необоснованной переадресации ребенка внешним службам.

Функции сопровождения в нашем дошкольном учреждении возложены на психолого-медико-педагогический консилиум, который дает возможность педагогам и специалистам активно взаимодействовать друг с другом.

Деятельность консилиума осуществляется по разработанному плану, включающему в себя три этапа:

  • Подготовительный (октябрь)
  • Промежуточный (декабрь)
  • Итоговый (май)

В течение года проводятся плановые (три заседания согласно этапам работы) и внеплановые заседания консилиума. Внеплановые заседания проводятся по запросам специалистов, организующих коррекционно-развивающую работу с детьми, а также по запросам родителей (законных представителей) воспитанников ДОУ.

Консилиум участвует в разработке индивидуального образовательного маршрута, отслеживает динамику развития ребенка с ОВЗ, в случае необходимости вносит необходимые коррективы. Члены консилиума помогают педагогам в выборе адекватных методов и средств обучения, а также в случае необходимости консультируют родителей.

В нашем дошкольном учреждении индивидуальное сопровождение осуществляется поэтапно:

  1. 1. Сбор и анализ информации о ребенке, имеющем ограниченные возможности здоровья;
  2. 2. Составление ИОМа (индивидуального образовательного маршрута);
  3. 3. Решение поставленных задач;
  4. 4. Анализ ситуации развития ребенка, корректировка дальнейших действий.

При поступлении ребенка, имеющего ограниченные возможности здоровья, в дошкольное учреждение педагоги знакомятся с самим ребенком и его семьей, узнают об особенностях, интересах, сильных и слабых сторонах своего воспитанника, происходит постепенное установление контакта. Изучается медицинская карта ребенка, проводится диагностическое обследование.

Решение о необходимости сопровождения может осуществляться по заявлению родителей (законных представителей) ребенка с ОВЗ и/или на основании заключения психолого-медико-педагогического консилиума ДОУ (ПМПк).

На основании Положения о работе с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья, в дошкольном учреждении был разработан внутренний институциональный документ - индивидуальный образовательный маршрут.

Индивидуальный образовательный маршрут – это документ, регламентирующий и определяющий содержание коррекционно-развивающей деятельности с ребенком, имеющим проблемы в психическом и физическом развитии и семьей, воспитывающей такого ребенка.

Индивидуальный образовательный маршрут составляется с учетом особенностей дошкольника (состояния здоровья, уровня физического развития, особенностей развития психических процессов, уровня усвоения программы), и включает в себя следующие направления работы:

  • формирование навыков самообслуживания;
  • коммуникативная деятельность;
  • образовательная деятельность;
  • этика отношений.

ИОМ заполняется 1 раз в квартал, исходя из результатов промежуточного диагностирования. С ним обязательно знакомим родителей ребенка с ограниченными возможностями здоровья.

На этом этапе идет последовательная работа с дошкольником по вхождению в социальную жизнь ДОУ, постепенное включение ребёнка в различные образовательные ситуации и режимные моменты.

Здесь важно не забывать, что помощь педагогов должна быть разумно дозирована, носить направляющий характер и побуждать ребенка к самостоятельности, необходимо поддерживать ребенка, дать ему возможность почувствовать его успехи.

На протяжении всей работы специалисты и педагоги ведут дневник динамического наблюдения, в котором отслеживают динамику развития ребенка с ОВЗ. Этот документ позволяет объективно оценить возможности ребенка; выявить проблемы, с которыми необходимо работать; сформулировать конкретные задачи в работе с данным ребенком.

В зависимости от результатов промежуточного обследования педагоги своевременно вносят изменения в ИОМ, для более качественного осуществления образовательного процесса и действенности его для ребенка, имеющего ограниченные возможности здоровья.

В 2013 году на базе нашего дошкольного учреждения был проведен открытый показ заседания Психолого-медико-педагогического консилиума в рамках работы проблемной группы «Детский сад – начальная школа», на котором присутствовали представители Отдела развития дошкольного образования и педагоги других образовательных учреждений. С разрешения родителей ребенка с ОВЗ, так же присутствующих на заседании консилиума, показан весь пакет документов на этого ребенка. Опыт работы дошкольного учреждения с детьми с ОВЗ был представлен на город и получил положительные отзывы.

Такая организация работы подходит для всех категорий детей, имеющих ограниченные возможности здоровья, и способствует:

1. Созданию комфортных условий для нахождения ребенка с ОВЗ в ДОУ;

2. Социализации - включению ребенка в среду сверстников, в жизнь группы, ДОУ, формированию положительных отношений в коллективе сверстников.

3. Помощи в усвоении соответствующих общеобразовательных программ.

4. Обеспечению преемственности и последовательности разных специалистов в работе с ребенком.

5. Отслеживанию динамики развития ребенка с ОВЗ.

6. Осуществлению взаимодействия с родителями.

В заключение хотелось сказать, что с накоплением практического опыта и повышением теоретических знаний педагогов и специалистов дошкольного учреждения, работа по индивидуальному сопровождению детей с ограниченными возможностями здоровья постоянно совершенствуется.

Завершить свое выступление нам хотелось бы словами известного канадского педагога Жана Ванье, основателя гуманитарной организации «Ковчег» для людей с проблемами умственного развития:

«Мы исключили эту часть людей из общества,

и надо вернуть их назад, в общество, потому

что и они могут нас чему-то научить»

И. В. Авилова, Н. А. Тарасова
педагоги-психологи МБДОУ
«Центр развития ребенка-
детский сад №8 «Солнышко»,
г. Ханты-Мансийск
С введением инклюзивного образования в России, в группах детского сада увеличивается количество детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Как показывает практика детям с ОВЗ не подходит общая образовательная программа детского сада. Поэтому педагоги, специалисты (психологи, логопеды, инструкторы по физической культуре, изо руководители) и родители сталкиваются с множеством проблем в обучении и воспитании детей с ОВЗ. В связи с этим нами было проведено анкетирование среди педагогов, специалистов и родителей для выявления трудностей, которые они испытывают в обучении и воспитании детей с ОВЗ.

Скачать полный конспект

По результатам анкетирования педагогов были выявлены следующие
Трудности, в процессе взаимодействия педагогов с детьми с ОВЗ:
незнание приемов и методов при работе с детьми ОВЗ выявлено у 75% педагогов, работающих с данной категорией детей;
невозможность осуществлять большинству педагогам (95%) индивидуальный подход к детям с ОВЗ, из-за большого количества детей (30 человек) в группах детского сада;
низкий темп работы детей ОВЗ при проведении образовательной деятельности отметили 85% педагогов.
Согласно диагностическим данным специалистов ДОУ у детей зачастую встречаются следующие затруднения в процессе освоения программы и в общении со сверстниками:
отсутствует мотивация к познавательной деятельности;
темп выполнения заданий очень низкий;
нуждаются в постоянной помощи взрослого;
низкий уровень развития свойств внимания (устойчивость, концентрация, переключение);
низкий уровень развития речи, мышления (классификация, аналогии);
трудности в пониманииинструкции;
инфантилизм;
нарушения координации движений;
низкая самооценка;
повышеннаятревожность;
высокий уровень психомышечного напряжения;
низкий уровень развития мелкой и крупной моторики.
При анкетировании родителей были выявлены следующие трудности у детей с ОВЗ:
незнание психологических возрастных особенностей развития ребенка;
некомпетентность в использовании приемов и методов в воспитании особого ребенка;
трудности в адаптации ребенка к группе детского сада (не идут на контакт с детьми и взрослыми, нарушения сна, истерики, негативизм и т. д.);
вредные привычки у детей и т. д.
Все эти выявленные трудности у педагогов, специалистов и родителей могут привести к ухудшению психологического и физического развития ребенка. Могут повлечь за собой вторичные нарушения у данной категории детей. Поэтому перед нами встал вопрос об организации комплексного индивидуального сопровождения детей с ОВЗ участниками образовательного процесса. Тем более, что в дошкольном образовании нет глобально разработанного, комплексного индивидуального сопровождения ребенка с ОВЗ. А таких детей с каждым днем становится все больше в детских дошкольных образовательных учреждениях.
Как осуществить данное сопровождение в условиях детского сада? Как обеспечить полноценное развитие ребенка с ОВЗ в условиях ДОУ? Ведь основной целью детского сада, является социализация ребенка в обществе, которая в свою очередь невозможна в реализации без эффективной организации деятельности всех участников образовательных отношений.
Проанализировав опыт работы в данном направлении других психологов, нами был разработан индивидуальный маршрут и адаптирован для работы с детьми с ОВЗ в МБДОУ ЦРР-д/с №8 «Солнышко».
Целью индивидуального маршрута развития ребенка с ОВЗ является организация комплексного сопровождения ребенка с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) специалистами ДОУ. Для достижения цели нами были поставлены следующие задачи:
1. Определить и составить структуру индивидуального образовательного маршрута (см. Приложение 1).
2. Описать условия организации сопровождения специалистов детей с ОВЗ.
3. Описать содержательные этапы индивидуального образовательного маршрута.
В результате внедрения в 2012– 2013 гг. комплексного индивидуального маршрута развития сопровождения детей с ОВЗ специалистами ДОУ можно отметить следующие положительные изменения у детей с ОВЗ и родителей, выявленные в процессе диагностики педагогами, специалистами:
улучшилась мелкая и крупная моторика у детей;
повысилась познавательная активность;
при объяснении задания взрослым, самостоятельно начали выполнять задания;
повысилась самооценка;
дети стали лучше понимать, обращенную к ним речь взрослого;
дети стали справляться с упражнениями, требующими повторений физических движений, по показанному способу действия;
у родителей повысилась психолого-педагогическая компетентность в воспитании и обучении детей.
В связи с этим, можно отметить эффективность разработанного нами индивидуального маршрута для детей с ОВЗ и сделать вывод: комплексное, индивидуальное сопровождение ребенка с ОВЗ специалистами ДОУ, позволяет благополучно социализироваться в группе детского сада, а так же гармонично развиваться в познавательной и эмоционально-волевой сфере.
Приложение 1.
Структура индивидуального образовательного маршрута развития ребенка с ограниченными возможностями здоровья:
1. Соглашение для родителей на организацию
Индивидуального образовательного сопровождения ребенка специалистами ДОУ (Приложение 1.1.);
2. Информация о специалистах (воспитатель, психолог, музыкальный руководитель, учитель-логопед, инструктор по физической культуре и др.), реализующих индивидуальный образовательный маршрут развития ребенка с ОВЗ (Приложение.1.2.);
3. Индивидуальная программа реабилитации ребенка инвалида, выдаваемая федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы (копия запрашивается у родителей);
4. Социально-демографический паспорт семьи (копия запрашивается у воспитателей);
5. Индивидуальный маршрут развития ребенка дошкольного возраста с ОВЗ (Приложение 1.3.);
6. Перспективные планы индивидуальной работы с ребенком специалистов, работающих с данным ребенком;
7. Журнал регистрации коррекционно-развивающей работы с ребенком (фиксирует индивидуальную образовательную деятельность специалистов по развитию ребенка: психологическое, логопедическое, физическое и музыкальное);


К числу недостатков развития, характерных для всех категорий лиц с ОВЗ, относятся дети с замедленным и ограниченным восприятием; недостатком развития моторики недостатками речевого, сенсорного развития; недостатком развития мыслительной деятельности; недостаточной по сравнению с обычными детьми познавательная активность; пробелами в знаниях и представлениях об окружающем мире, межличностных отношениях; недостатком в развитии личности (неуверенность в себе и неоправданная зависимость от окружающих, низкая коммуникабельность, эгоизм, пессимизм, заниженная или завышенная самооценка, неумение управлять собственным поведением).


Дети - инвалиды К категории детей - инвалидов относятся дети, имеющие значительные ограничения жизнедеятельности, приводящие к социальной дезадаптации вследствие нарушений развития и роста ребенка, способностей к самообслуживанию, передвижению, ориентации, контроля за своим поведением, обучения, общения, трудовой деятельности в будущем.


Услуги, предоставляемые детям с ОВЗ и имеющими инвалидность группы кратковременного пребывания и полного дня, Интеграционные, инклюзивные группы для детей с соматическими, двигательными и другими видами нарушений, создаются условия для индивидуального развития детей с ОВЗ




Задачи психолого - педагогического сопровождения: выявление особых образовательных потребностей детей с ОВЗ, обусловленных недостатками в их физическом и (или) психическом развитии; осуществление индивидуально ориентированной психолого - медико - педагогической помощи детям с ОВЗ с учетом особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей детей (в соответствии с рекомендациями психолого - медико - педагогической комиссии); возможность освоения детьми с ОВЗ Общеобразовательной программы и их интеграции в образовательном учреждении.


Алгоритм действий с детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми - инвалидами, посещающих дошкольное образовательное учреждение Первичная встреча с семьей, сбор информации о развитии ребенка, выявление образовательного запроса Заключение договора между ДОУ и родителями (законными представителями) Разработка индивидуального маршрута на основе заключения ПМПК консилиумом ДОУ, в который входят методист и специалисты ДОУ Составление сетки занятий и перспективного плана для детей обучающихся по коррекционной программе Создание условий в развивающей среде для ребенка с ОВЗ во время его пребывания в ДОУ Реализация индивидуальной программы или маршрута Проведение промежуточной диагностики и анализ Консультирование родителей


Индивидуально - образовательный маршрут Это движение в образовательном пространстве, создаваемом для ребенка при осуществлении образовательного и психолого - педагогического сопровождения в конкретном образовательном учреждении специалистами различного профиля с целью реализации индивидуальных особенностей развития


Задачи маршрута сопровождения. развитие личности ребенка (с учетом его индивидуальных физических и умственных возможностей) осуществление полноценной адаптации в группе сверстников проведение коррекционно - педагогической, психологической работы с детьми подготовка к школьному обучению оказание помощи и поддержки родителям, консультирование по вопросам воспитания и развития ребенка


Комплекс факторов, влияющих на выбор индивидуального маршрута Возраст ребенка Состояние здоровья Уровень готовности к усвоения ООП Возможность раннего выявления проблем в развитии ребенка и своевременного обращения к специалистам Профессионализм специалистов образовательного учреждения возможность и желание семьи взаимодействовать со специалистами и продолжать занятия дома Возможность материально - технической базы ОУ Особенности интересов и потребностей ребенка и его семьи в достижении необходимого образовательного результата


Информация для родителей О предельно - допустимой норме учебной нагрузки Об основных образовательных программах О дополнительных коррекционно - развивающих программах О содержании психолого - педагогической коррекции О возможности и правилах изменений в образовательный маршрут


Индивидуально - образовательный маршрут Ф. И. ребенка _________________________ на 20__ - 20__ учебный год Наименование программы:_______________________________________ режим пребывания:____________________________________________ Направление работы специалиста Количеств о часов в неделю Время проведения Использо вание программ и технолог ий Форма проведения занятия Ф. И. О специалиста Психолого - педагогическая помощь (педагог - психолог) Дефектологическая, логопедическая помощь (логопед) Общеразвивающая подготовка (воспитатели, физ инструктор, музыкальный руководитель)


Принципы работы с детьми с ОВЗ Личностно - ориентированный подход к детям, к родителям, где в центре стоит учет личностных особенностей ребенка, семьи; обеспечение комфортных, безопасных условий. Гуманно - личностный – всестороннее уважение и любовь к ребенку, к каждому члену семьи, вера в них, формирование позитивной « Я - концепции » каждого ребенка, его представления о себе (необходимо, чтобы слышал слова одобрения и поддержки, проживал ситуацию успеха). Принцип комплексности – психологическую помощь можно рассматривать только в комплексе, в тесном контакте психолога с логопедом, воспитателем, муз. руководителем, родителями. Принцип деятельностного подхода – психологическая помощь осуществляется с учетом ведущего вида деятельности ребенка (в игровой деятельности), кроме того, необходимо ориентироваться также на тот вид деятельности, который является личностно - значимым для ребенка.




Примерный перечень документации педагога, ведущего занятия с ребенком - инвалидом. 1. Приказ о зачислении ребенка. 2. Приказ о начале занятий с ребенком. 3. Договор между ДОУ и родителем (законным представителем). 4. Психолого - педагогическая характеристика на ребенка. 5. Индивидуальная коррекционная программа для ребенка - инвалида или образовательный маршрут. 6. Примерный объем образовательной нагрузки на ребенка. 7. Расписание занятий на месяц (по неделям). 8. Календарное планирование. 9. Итоги обследования знаний и умений ребенка 3 раза за учебный год. 10. По итогам работы проводится анализ работы с указанием реализации задач, при наличии отрицательных результатов указать причины, поставить задачи на следующий год.




Психолого - педагогическая характеристика на ребенка Представление воспитателя на ребенка (для ПМПК) Ф. И. О. ребенка ________________________________________________ Дата рождения ______________ Адрес _____________________________ ДОУ _________________________________________________________ Цель обращения в ПМПК _______________________________________ Сведения о семье ______________________________________________ Знания и представления об окружающем ___________________________ Физическое развитие (группа здоровья, недостаточно развит, быстро устает, часто болеет, плохо ест, трудно засыпает и т. д.)_______________________ Поведение в группе (восприятии требований воспитателя, неуверен, боязлив, плаксив без видимой причины, двигательная и речевая расторможенность и т. д.)_____________________________________________________________ Игра и общение с детьми и взрослыми (играет один, конфликтует с детьми, не умеет поддерживать игру, мало контактен со взрослыми, соблюдает правила и т. д.______________________________________________________ Социально - бытовые навыки самообслуживания, помощь воспитателю и детям, любимое занятие и т. д.________________________________________ Отношение к занятиям и их успешность (способность контролировать свою деятельность, нуждается в помощи, постоянном контроле воспитателя, с трудом овладевает необходимым объемом знаний, неусидчив, не доводит дело до конца, мешает детям, способен понять и принять инструкцию, отношение к неудаче и т. д.__________________ _____________________________________________________________________________ Темповые характеристики деятельности (сонлив, вял в течение дня, медлителен, невнимателен и т. д.___________________________________________________________ Эмоциональное состояние в различных ситуациях (раздражение, агрессия, испуг и т. д.) Доминируют увлечения и интересы _____________________________________________ Общие выводы и впечатления о ребенке Дата ___________ Воспитатель ___________________ Заведующий _____________________

Loading...Loading...