Интерактивные методы обучения в ДОУ: эффективные технологии. Интерактивные формы и методы работы с детьми дошкольного возраста

Конструкт организации НОД с использованием интерактивных, здоровьесберегающих и ИКТ технологий.

Тема: «Путешествие к замку Снежной Королевы.

Возрастная группа : старшая

Форма организации : групповая, подгрупповая, парная, индивидуальная, использование взаимопроверки.

Цель: развитие интегративных качеств личности воспитанников старшей группы через игру-путешествие: любознательности, интереса к исследовательской познавательной деятельности.

Задачи:

  • Обучающие:

Расширять представления о свойствах льда;

Научиться делать размытый прозрачный переливающийся цвет новым способом рисования («по - мокрому»).

  • Развивающие:

Развивать коммуникативные навыки у детей, навыки самооценки и самоконтроля;

Развивать речь, мыслительную деятельность.

  • Воспитательные:

Воспитывать чувство сплоченности, находить сообща общие решения;

Воспитывать уверенность в своих силах, ответственность за результат коллективной деятельности.

Прменяемые педагогические технологии: интерактивные технологии: «Карусель», «Дерево знаний», «Интервью», здоровьесберегающие, технология проблемного обучения.

Планируемые результаты формирования целевых ориентиров воспитанников группы:

  • Проявляют инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности;
  • Активно взаимодействуют со сверстниками;
  • Используют речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний;
  • способны к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности;
  • оценивают результаты своей деятельности, делают выводы.

Предварительная работа: беседы о свойствах воды и льда, экспериментальная деятельность со льдом, чтение и просмотр сказки Г.Х. Андерсена «Снежная Королева», разучивание и применение интерактивных технологий.

Оборудование: презентация к НОД «Путешествие к замку Снежной Королевы», волшебная палочка; пазлы с изображением замка и замка; «Камешки» - напольные шашки с цифрами от 1 до 10; дерево с набором карточек для интерактивной игры «Дерево знаний», сигнальные карточки синего и красного цвета – по 3 штуки; карточки для интерактивной игры» Карусель»; кусок льда сине - голубого цвета; краски, восковые мелки, кисти, вода, салфетки, листы с силуэтами замка; комнатный цветущий цветок; микрофон; смайлики – веселые и грустные.

Ход деятельности :

1. Мотивация к деятельности

Цель: включить детей в деятельность на личностно значимом уровне.

Воспитатель: Ребята давайте поздороваемся и улыбнемся. Посмотрите, от наших улыбок сегодняшний день становиться светлее и теплее. Вы ничего не нашли по дороге в детский сад? Я растеряла все листочки от письма, и чем мы сейчас будем заниматься, я не знаю. А это все, что осталось (достает детали от пазлов) . Вы мне поможете? Тогда разделитесь на две команды и попробуйте собрать пазлы.

(Дети собирают пазлы)

Воспитатель: Ч то у вас получилось?

Дети: Замок и замок.

(на столах замок и замок)

Воспитатель: Что вас удивило? Что интересного заметили? Какой возникает вопрос?

Дети: Рисунки разные, а называются одинаково.

2. Постановка целей исследования.

Воспитатель: Ребята, все равно не понимаю, чем мы будем сегодня заниматься. Подождите, здесь в конверте еще что-то есть, я сначала не заметила (достает волшебную палочку, делает взмах и на экране появляется Снежная Королева).

Слайд 1 – картинка с изображением Снежной Королевы.

Воспитатель : (говорит слова за Снежную Королеву). Здравствуйте, дорогие ребята! Вы меня, наверное, узнали, я Снежная Королева. Вы знаете, что в сказке я холодная, высокомерная, равнодушная. Но доброта маленькой девочки Герды отогрела сердце Кая и растопила мое ледяное сердце. Теперь я стала другой – доброй и нежной. А мой замок бесцветный, ледяной. Я не знаю, как превратить его в прекрасный, радостный замок. Я буду вам очень благодарна, если вы приедете ко мне в гости и что-нибудь придумаете.

Воспитатель . Так как же, ребята, называется наше сегодняшнее приключение? О каком замке пойдет речь? Вы готовы помочь Снежной Королеве?

Дети: Ответы детей.

Воспитатель. Для начала, нам нужно добраться до замка Снежной Королевы. Помните, сколько препятствий пришлось преодолеть Герде, прежде чем попасть в замок. И нам предстоит нелегкий путь. Вы готовы?

Дети: Готовы!

3. Активное включение детей в деятельность.

Слайд 2- изображение речки.

Воспитатель: Посмотрите, ребята, перед нами не очень глубокая река, но все же нам надо перебраться на другой её край. Как вы думаете, как мы это можем сделать?

Дети : Переплыть, обойти, построить мост.

Воспитатель: Я думаю, что самое лучшее предложение – построить мост. Посмотрите, как раз здесь лежат большие камни. Может, мы построим мостик из них?

Дети : Да.

Воспитатель : Тогда берите по одному камню. Ребята, оказывается камни непростые, на каждом из них есть цифра. Как вы думаете, для чего эти цифры?

Дети: Чтобы построить мост, надо камни разложить по –порядку.

Воспитатель: Тогда в путь!

(Дети раскладывают камни от 1 до 10 и переходят по ним реку).

Воспитатель: А теперь идем дальше.

Глазки закрывайте, немного помечтайте,

Ветерок нас подхватил, в волшебный лес переместил.

Слайд 3 – «Волшебный лес»

Воспитатель : Ребята, мы очутились в волшебном лесу, а перед нами чудесное дерево Знаний, на котором висят карточки-задания

(Интерактивная технология «Дерево Знаний», работа в парах).

Воспитатель. Ребята, вы должны разбиться на пары (вспомнить правила работы в парах: работать дружно, уступать друг другу, не ссориться, выполнять задание вместе, договорившись). Сорвать с дерева только ту карточку, на которой изображен предмет, упомянутый в сказке «Снежная Королева». Далее вы должны согласовать предмет (подружить) со словами один, одна, одно. Слово один поселилось на рогах оленя, слово одна живет на сове, а одно на дереве. После того, как задание будет выполнено, вы должны поменяться местами и произвести взаимопроверку (если задание выполнено правильно, поднимаете синюю сигнальную карточку, если обнаружили ошибку - красную).

(Дети выполняют задание, производят взаимопроверку, доказывают правильность выполнения задания)

Слайд 4- поляна исследователей, на которой изображен кусок льда.

Воспитатель: Отправляемся дальше в путь. Посмотрите, перед нами поляна юных исследователей. А какой же объект мы сегодня будем исследовать?

Интерактивная технология «Карусель», работа в парах.

Дети: Лед.

Воспитатель : А почему именно лед? Как вы думаете?

Дети: Потому что замок Снежной Королевы сделан изо льда.

Воспитатель: Становитесь в карусель

(дети образуют два круга: внутренний и внешний и под музыку «Карусель» бегут по кругу)

Дети с помощью карточек задают друг другу вопросы о свойствах льда и меняются друг с другом местами.

Воспитатель : Чем мы занимались на этой поляне?

Дети: Закрепляли свойства льда.

Слайд 5 – цветочная поляна

Воспитатель . Наш путь продолжается. Смотрите, перед нами чудесная цветочная поляна, где порхают бабочки. Давайте отдохнем и превратимся в бабочек.

Гимнастика для глаз «Бабочки»

Спал цветок

(Закрыть глаза, расслабиться, помассировать веки, слегка надавливая на них по часовой стрелке и против нее.)

И вдруг проснулся,

(Поморгать глазами.)

Больше спать не захотел,

(Руки поднять вверх (вдох). Посмотреть на руки.)

Встрепенулся, потянулся,

(Руки согнуты в стороны (выдох).

Взвился вверх и полетел.

(Потрясти кистями, посмотреть вправо-влево.)

Воспитатель: Отправляемся дальше в путь. А вот и замок Снежной Королевы.

Слайд 6 - Замок Снежной Королевы

Воспитатель: Ребята, а из чего сделан замок Снежной Королевы:

Дети: Изо льда.

Воспитатель : Посмотрите, у нас оказался кусок льда из замка Снежной Королевы.

(Достает кусок сине-голубого льда (использование технологии проблемного обучения).

Воспитатель. Посмотрите внимательно, где заканчивается один цвет и начинается другой, т.е. видны ли границы цветов?

Дети: Нет.

Воспитатель: Цвета «расплываются», «перетекают» друг в друга, не имеют четких границ. Поэтому и замок кажется полупрозрачным, расплывчатым. Сможем ли мы нарисовать такой замок – полупрозрачный с нечеткими границами?

Дети: Наверное, нет.

Воспитатель : Значит, что нам нужно сделать, чтобы выйти из затруднения?

Дети: Узнать, спросить.

Воспитатель : Как узнать то, что не знаешь, но очень хочешь узнать?

Дети: Спросить у родителей, у воспитателя.

Воспитатель: А что интереснее, спросить у того, кто знает или самим догадаться? Давайте вспомним алгоритм решения проблемной ситуации.

Дети

1. Внимательно выслушать проблему.

2. Хорошенько подумать.

3. Высказать свою идею.

4. Над чужими идеями смеяться нельзя.

5. Внимательно выслушать все идеи.

6. Выбрать самую подходящую.

Воспитатель: Как вы думаете, как может получиться расплывчатый рисунок, в котором краски расплываются, становятся не очень яркими, а нежными, полупрозрачными?

Дети : А давайте попробуем восковыми мелками.

А может быть, гуашью получится?

А я думаю надо просто намочить бумагу, ведь лед состоит из воды.

Воспитатель: Ребята, давайте проверим каждую версию и выполним на бумаге так, как вы говорите.

(дети проверяют все предложенные версии).

Воспитатель : А теперь давайте посмотрим, у кого получился расплывчатый рисунок.

Дети: У того, кто намочил бумагу водой.

Воспитатель: Значит, что нужно сделать, чтобы получился прозрачный рисунок?

Дети: Нужно его просто намочить водой.

Воспитатель : Замечательно, ребята! Вы сами открыли новый способ рисования, который называется у художников «рисование по - мокрому».

Воспитатель: А какими же цветами мы раскрасим замок?

Дети: Желтым, голубым, розовым, зеленым.

Воспитатель : Конечно, замок у Королевы тусклый, мрачный, неприметный. Давайте его сделаем ярким, праздничным, красивым. Принимайтесь за работу.

(Дети рисуют замки способом «по – мокрому»)

Слайд 6 - на экране появляется Снежная Королева

Снежная Королева: Спасибо вам, ребята, огромное! Мне очень нравится новый вид моего замка. Я тоже для вас приготовила подарок. Волшебной палочкой взмахните и мой подарок получите.

(сюрпризный момент: воспитатель делает взмах волшебной палочкой и появляется весенний цветочек в горшочке).

4. Рефлексия.

Воспитатель: Ребята, посмотрите, какой чудесный цветок подарила нам королева, поставим его в группе и будем за ним ухаживать. Ой, мы даже не заметили, как очутились в нашем детском саду. Ребята, давайте вспомним, что происходило с вами во время путешествия? А в этом нам поможет игра «Журналист». Кто из вас хочет взять интервью у участников путешествия?

Интерактивная технология «Интервью»

Корреспондент (ребенок): Где сегодня побывали? Что нового узнали? Где возникли трудности? Что больше всего понравилось в вашем путешествии?

Воспитатель : Ребята кому понравилось наше путешествие, поднимите веселые смайлики, а кому было скучно - грустные.


Инна Коваленко

«Мы живем в эпоху, когда расстояние от самых безумных фантазий до совершенно реальной действительности сокращается с невероятной быстротой», - писал в свое время М. Горький. И сейчас, в век сплошной компьютеризации, в век, когда техника шагнула далеко вперед, особенно актуально звучат слова М. Горького : «В карете прошлого никуда не уедешь…»

С каждым годом современные интерактивные технологии все плотнее входят в нашу жизнь, так использование компьютера стало делом совершенно обычным, и нынешнее поколение детей с самого рождения попадает в очень насыщенную информационную среду. Первыми игрушками современных детей становятся пульты от телевизоров, DVD проигрывателей, CD и DVD диски, мобильные телефоны, а уже потом куклы, машинки и дидактические игры. В настоящее время уже в большинстве российских семей имеется домашний компьютер, а может и не один, и дети с рождения наблюдают, как их родители проводят за ним несколько часов в день. К тому же дети видят, что на мониторе можно наблюдать то, что их больше всего в этом возрасте привлекает : картинки с детьми и животными, мультфильмы, видеоклипы и др. Как показывает практика, запрещать детям подходить к технике бесполезно , всегда привлекает именно то, что находится под запретом. Интерактивная методика основывается на обучении действием и посредством действия : человек лучше запоминает и усваивает то, что он делает своими руками. Главным условием развития личности ребенка в дошкольном возрасте является общение. Поэтому задача педагога специально организовать данную деятельность, создавая внутри нее атмосферу сотрудничества, взаимного доверия – детей друг с другом, детей и взрослого. Для решения этой задачи педагог может использовать интерактивные технологии .

Использование интерактивных технологий и методов обучения в современном детском саду дает характеристику профессиональной компетенции педагога ДОУ,

Интерактивный – означает способность взаимодействовать или находится в режиме беседы, диалога с чем-либо (например, компьютером) или кем-либо (человеком) . Следовательно, интерактивное обучение – это , прежде всего, диалоговое обучение, построенное на взаимодействии детей с учебным окружением, образовательной средой, которая служит областью осваиваемого опыта, в ходе которого осуществляется взаимодействие педагога и воспитанника.

Образовательный процесс, в основе которого лежит интерактивное обучение , организован таким образом, что практически все дети оказываются вовлеченными в процесс познания, они имеют возможность понимать и рефлектировать по поводу того, что они знают и думают. В процессе освоения учебного материала, дошкольники осуществляют совместную деятельность, это означает, что каждый вносит в работу свой вклад, происходит обмен опытом, знаниями и умениями. Причем это происходит в доброжелательной обстановке и при взаимной поддержке друг друга.

Одна из целей интерактивного обучения состоит в создании комфортных условий обучения, таких, при которых обучаемый чувствует свою успешность, свою интеллектуальную состоятельность , что делает продуктивным и эффективным весь процесс обучения. Интерактивная деятельность предполагает диалоговое общение, так как оно влечет за собой взаимопомощь, взаимопонимание и привлекает к решению задач совместными способами.

Организация интерактивного обучения может проходить в разных формах. Например, индивидуальная форма, предполагает самостоятельное решение поставленной задачи каждым ребенком; парная форма, используется для решения заданий в паре; при групповом подходе дети делятся на подгруппы; если задание выполняют все участники одновременно, данная форма называется коллективная или фронтальная; и наиболее сложная форма интерактивного обучения это планетарная. При планетарной форме группа участников получает общее задание, например, разработать проект; разбивается на подгруппы, каждая из которых разрабатывает свой проект, затем, озвучивает свой вариант проекта; после этого выбирают лучшие идеи, которые составляют общий проект. Основная цель педагога применять ту или иную компьютерную программу с учётом конкретных условий воспитательно -образовательного процесса, использовать ее содержание для развития памяти, мышления, воображения, речи у каждого конкретного ребенка. Именно от педагогического мастерства зависит то, как ненавязчиво и незаметно можно оживить образовательный процесс, расширить и закрепить полученный детьми опыт. Применение компьютерной техники и информационных технологий позволяет также повышать мотивацию детей к занятиям, обучать их сотрудничеству и новым формам общения друг с другом и педагогами, формировать осознанную оценку ребёнком своих достижений, поддерживать положительное эмоциональное состояние ребёнка в процессе занятий, повышать эффективность коррекционной работы.

Преимущества использования интерактивных технологий в образовательном процессе ДОУ неоспоримы и подтверждаются собственным практическим опытом :

предъявление информации на экране компьютера или на проекционном экране в игровой форме вызывает у детей огромный интерес ;

несет в себе образный тип информации, понятный дошкольникам;

движения, звук, мультипликация надолго привлекают внимание ребенка;

стимулирует познавательную активность детей;

предоставляет возможность индивидуализации обучения;

в процессе своей деятельности за компьютером дошкольник приобретает уверенность в себе;

позволяет моделировать жизненные ситуации, которые нельзя увидеть в повседневной жизни.

Можно сделать вывод, что при реализации воспитательно-образовательных задач и содержания образовательных областей сегодня просто необходимо внедрение интерактивных технологий при организации участников образовательного процесса.


В настоящее время стремительного развития информационно-коммуникационных технологий назрела необходимость модернизации содержания и структуры всех сфер дошкольного образования. Это нашло отражение в новых образовательных Стандартах. Именно требования Федеральных Государственных Образовательных Стандартов, их введение и стало стимулом к внедрению интерактивного обучения и интерактивных технологий в работу дошкольных учреждений. В статье раскрыта суть интерактивного обучения и представлены интерактивные технологии.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНТЕРАКТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В РАМКАХ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В ДОУ

В настоящее время стремительного развития информационно-коммуникационных технологий назрела необходимость модернизации содержания и структуры всех сфер дошкольного образования. Это нашло отражение в новых образовательных Стандартах. Именно требования Федеральных Государственных Образовательных Стандартов, их введение и стало стимулом к внедрению интерактивного обучения и интерактивных технологий в работу дошкольных учреждений.

Для начала следует разобраться, что же это такое «интерактивное обучение»?

В педагогике различают несколько моделей обучения:

1) пассивная - ученик выступает в роли «объекта» обучения (слушает и смотрит)

2) активная - ученик выступает «субъектом» обучения (самостоятельная работа, творческие задания)

3) интерактивная - inter (взаимный), act (действовать). Понятие интерактивное обучение- это «вид информационного обмена обучающихся с окружающей информационной средой». Процесс обучения осуществляется в условиях постоянного, активного взаимодействия всех учащихся. Ученик и учитель являются равноправными субъектами обучения.

Использование интерактивных технологий позволяет перейти от объяснительно-иллюстрированного способа обучения к деятельностному, при котором ребенок принимает активное участие в данной деятельности.

Термин «интерактивные технологии» может рассматриваться в двух значениях: технологии, построенные на взаимодействии с компьютером и посредством компьютера и организованное взаимодействие непосредственно между детьми и педагогом без использования компьютера.

Внедрение компьютерных технологий в новой и занимательной для дошкольников форме, помогает решать задачи речевого, математического, экологического, эстетического развития, а также помогает развивать память, воображение, творческие способности, навыки ориентации в пространстве, логическое и абстрактное мышление. Использование интерактивной модели обучения исключает доминирование какого-либо участника учебного процесса или какой-либо идеи.

Использование интерактивных технологий в воспитательно-образовательном процессе ДОУ предполагает наличие интерактивного оборудования. Это компьютеры, интерактивные доски, мультимедийное оборудование и многое другое. Помимо оснащенности учреждения данным оборудованием необходимы также подготовленные педагогические кадры, способные сочетать традиционные методы обучения и современные интерактивные технологии.

Педагог должен не только уметь пользоваться компьютером и современным мультимедийным оборудованием, но и создавать свои образовательные ресурсы, широко использовать их в своей педагогической деятельности.

Рассмотрим второе направление интерактивного обучения - это организованное взаимодействие непосредственно между детьми и педагогом без использования компьютера. Таких технологий интерактивного обучения существует огромное количество. Каждый педагог может самостоятельно придумать новые формы работы с детьми.

Внедрение интерактивных технологий в работу с детьми осуществляется постепенно, с учетом возрастных особенностей дошкольников.

II младшая группа – работа в парах, хоровод;

Средняя группа – работа в парах, хоровод, цепочка, карусель;

Старшая группа – работа в парах, хоровод, цепочка, карусель, интервью, работа в малых группах (тройках), аквариум;

Подготовительная к школе группа – работа в парах, хоровод, цепочка, карусель, интервью, работа в малых группах (тройках), аквариум, большой круг, дерево знаний.

Дадим характеристику каждой технологии.

«Работа в парах»

Дети учатся взаимодействовать друг с другом, объединяясь в пары по желанию. Работая в паре, дети совершенствуют умение договариваться, последовательно, сообща выполнять работу. Интерактивное обучение в парах помогает выработать навыки сотрудничества в ситуации камерного общения.

«Хоровод»

На начальном этапе взрослый является ведущим, т.к. дети самостоятельно выполнить задание по очереди не могут. Воспитатель с помощью предмета учит детей выполнять задание по очереди, тем самым воспитывает у них такие качества, как умение выслушивать ответы и не перебивать друг друга. Интерактивная технология «Хоровод» способствует формированию начальных навыков произвольного поведения у детей дошкольного возраста.

«Цепочка»

Интерактивная технология «Цепочка» помогает началу формирования у детей дошкольного возраста умения работать в команде. Основу этой технологии составляет последовательное решение каждым участником одной задачи. Наличие общей цели, одного общего результата создает обстановку сопереживания и взаимопомощи, заставляет общаться друг с другом, предлагать варианты решений задания.

«Карусель»

Такая технология внедряется для организации работы в парах. Именно динамическая пара обладает большим коммуникативным потенциалом, и это

стимулирует общение между детьми. Интерактивная технология «Карусель» формирует у ребенка такие нравственно-волевые качества, как взаимопомощь, навыки сотрудничества.

«Интервью»

На этапе закрепления или обобщения знаний, подведения итогов работы используется интерактивная технология «Интервью». Благодаря использованию этой технологии у детей активно развивается диалогическая речь, которая побуждает их к взаимодействию «взрослый-ребёнок», «ребёнок-ребёнок».

«Работа в малых группах» (тройках)

В режиме интерактивного обучения отдается предпочтение группам дошкольников из трёх человек. Применение технологии групповой работы «в тройках» дает возможность трудиться на занятии всем детям. Ребята учатся оценивать свою работу, работу товарища, общаться, помогать друг другу. Принцип сотрудничества в процессе обучения становится ведущим.

«Аквариум»

«Аквариум» - форма диалога, когда ребятам предлагают обсудить проблему «перед лицом общественности». Интерактивная технология «Аквариум» заключается в том, что несколько детей разыгрывают ситуацию в круге, а остальные наблюдают и анализируют. Что дает этот прием дошкольникам? Возможность увидеть своих сверстников со стороны, увидеть, как они общаются, как реагируют на чужую мысль, как улаживают назревающий конфликт, как аргументируют свою мысль.

«Большой круг»

Технология «Большой круг» - это технология, которая позволяет каждому ребенку высказываться и развивать навыки общения, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы из полученной информации и решать поставленную задачу.

«Дерево знаний»

Для успешного овладением ребенком коммуникативной деятельностью внедряется технология «Дерево знаний». Она развивает коммуникативные навыки, умение договариваться, решать общие задачи. Листочки – картинки или схемы составляет педагог и заранее вывешивает их на дерево. Дети договариваются, объединяются в малые группы, выполняют задание, и один ребенок рассказывает о том, как они выполнили задание, а дети слушают, анализируют и дают оценку.

Кейс-технологии

К кейс-технологиям относятся: метод ситуативного анализа (метод анализа конкретных ситуаций, ситуационные задачи и упражнения; кейс-стадии; кейс-иллюстрации; фото-кейсы); метод инцидента; метод ситуационно-ролевых игр; метод разбора деловой корреспонденции; игровое проектирование; метод дискуссии. Сущностью кейс-технологий является анализ проблемной ситуации. Анализ, как логическая операция мышления, способствует речевому развитию ребенка, «поскольку речь является формой существования мышления, между речью и мышлением существует единство» (С.Л. Рубинштейн). В процессе освоения кейс-технологий дети: учатся получать необходимую информацию в общении; умение соотносить свои устремления с интересами других; учатся доказывать свою точку зрения, аргументировать ответ, формулировать вопрос, участвовать в дискуссии; учатся отстаивать свою точку зрения; умение принимать помощь.

Кейс-технологии формируют навыки коммуникативного воздействия детей: происходит формирование у детей навыков работы в команде; умение вести диалог со взрослыми и сверстниками; развивается умение адекватно реагировать в возникающих конфликтных ситуациях; обеспечивается взаимосвязь с жизнью и игрой ребенка; учатся применять самостоятельно, без помощи взрослого полученные знания в реальной жизни без затруднений.

В заключении можно сказать, что интерактивные технологии позволяют успешно решать задачи: развивают свободное общение со взрослыми и детьми; развивают все компоненты устной речи детей; способствуют практическому овладению воспитанниками нормами речи.

Использование интерактивных технологий в непосредственной образовательной деятельности снимает нервную нагрузку дошкольников, дает возможность менять их формы деятельности, переключать внимание на вопросы темы занятий.

Таким образом, интерактивное обучение – несомненно, интересное, творческое, перспективное направление педагогики. Оно помогает реализовать все возможности детей дошкольного возраста с учетом их психологических возможностей. Использование интерактивной технологии дает возможность обогатить знания и представления детей об окружающем мире, о взаимоотношениях со сверстниками и взрослыми, побуждает детей к активному взаимодействию в системе социальных отношений.


  • правильное определение темы занятия, тщательный отбор программного содержания и задач;
  • включение предыдущего опыта детей в учебный процесс (использование метода апперцепции);
  • продуманное сочетание индивидуальных и групповых форм работы с детьми, смены видов деятельности дошкольников;
  • использование интерактивных методов обучения, активизация умственной деятельности детей на всех этапах занятия;
  • наличие высоких профессиональных качеств воспитателя, что обеспечит творческое сотрудничество и взаимодействие;
  • наличие содержательной игровой предметно-развивающей среды, богатого дидактического материала;
  • обязательный учет возрастных и индивидуальных особенностей детей, их творческих способностей.

Интерактивные технологии в обучении дошкольников

Интерактивные технологии — означает взаимодействовать, общаться с кем-нибудь; это специальная форма организации познавательной и коммуникативной деятельности, в которой все участники (каждый свободно взаимодействует с каждым, участвует в равноправном обсуждении проблемы).

Интерактивность вырабатывает у ребенка ответственность, самокритичность, развивает творческий , учит правильно и адекватно оценивать свои силы, видеть «белые пятна» в своих знаниях. Основной элемент интерактивного занятия — диалог.

Во время интерактивного обучения дети активно общаются, спорят, не соглашаются с собеседником, доказывают свое мнение.

Одним из основных условий проведения занятия в ДОУ является использование интерактивных методов обучения, активизация умственной деятельности детей на всех этапах занятия.

Интерактивные методы обучения и взаимодействия с детьми

Интерактивные методы обучения — это способы целенаправленного взаимодействия взрослого с детьми, которые обеспечивают оптимальные условия их развития.

Интерактивное обучение дошкольников — это специфическая форма организации образовательной деятельности, целью которой является обеспечение комфортных условий для взаимодействия, при которых каждый ребенок чувствует свои успехи и, выполняя определенную интеллектуальную работу, достигает высокой производительности.

Интерактивные методы обучения обеспечивают такое обучение, которое дает возможность детям на занятии в парах, микрогруппах или малых группах прорабатывать учебный материал, беседуя, споря и обсуждая различные точки зрения.

Интерактивные методы обучения и развития речи дошкольников

Микрофон — метод работы, в ходе которого дети вместе с воспитателем образуют круг и, передавая друг другу имитированный или игрушечный микрофон, высказывают свои мысли на заданную тему.

Например, ребенок берет микрофон, рассказывает в нескольких предложениях о себе, и передает микрофон другому ребенку.

Все высказывания детей принимаются, одобряются, однако не обсуждаются.

Дебаты — метод работы, в ходе которого дети стоят в кругу, высказывают свои мысли на заданную тему, передавая микрофон друг другу, но высказывания обсуждаются: дети задают друг другу вопросы, отвечают на них, ища способ решения проблемы.

(Например, у Сережи плохое настроение, поэтому дети предлагают способы, как поднять настроение или устранить проблему, которая повлияла на настроение мальчика).

Вдвоем — метод работы, в ходе которого дети образуют рабочие пары и выполняют предложенное задание, например, по очереди описывают картину.

Цепочка — метод работы, в ходе которого дети обсуждают задания и вносят свои предложения в имитированный цепочку. Например, составляют сказку по таблице, в которой представлен ход будущей сказки в рисунках или в условных отметках.

Другой вариант использования данного метода: первый ребенок называет объект, второй — его свойство, третий — объект с теми же свойствами.

Например, морковь — морковь сладкая — сладким бывает сахар — сахар белый — белым бывает снег… и т.д.

Снежный ком — метод работы, в ходе которого дети объединяются в малые группы и обсуждают проблемный вопрос или выполняют общее задание, договорившись о четкую последовательность действий каждого члена группы.

Например, строят дом, где заранее договариваются об очередности действий каждого члена команды и о цвете, с которым будет работать тот или иной ребенок.

Синтез мыслей — метод работы, в ходе которого дети объединяются в малые группы, выполняя определенное задание, например, рисунок на листе бумаги.

Когда одна группа нарисует, то передает рисунок в другую группу, участники которой дорабатывают выполненное задание. По завершению работы составляют общий рассказ о том, что дорисовали и почему.

Круг идей — интерактивные методы обучения, когда каждый ребенок или каждая группа выполняют одно задание, например, составляют сказку по-новому, обсуждают ее, затем вносят предложения или идеи (например, как можно еще закончить сказку, чтобы Колобок остался живым; как помочь Колобку обхитрить лисичку и тому подобное).

Общий проект — метод работы, в ходе которого дети объединяются в несколько групп (3-4).

Группы получают разные задания, каждое из которых направлено на решение определенного аспекта одной проблемы, например, нарисовать свои любимые зимние развлечения и рассказать о них.

Каждая группа представляет свой «проект» — коллективную работу «Зимние развлечения» и совместно обсуждают его.

Ассоциативный цветок — метод работы, в ходе которого дети объединяются в несколько групп для решения общей задачи: на доске закрепляется «середина» цветка с изображением определенного понятия, например, «игрушки», «цветы», «фрукты», «животные».

Каждая группа подбирает слова-ассоциации или картинки-ассоциации, которые вклеивают вокруг этого понятия. Побеждает команда, которая создаст наибольший цветок (с наибольшим количеством подобранных картинок-ассоциаций или слов-ассоциаций).

«Дерево решений» — метод работы, который включает несколько этапов:

  1. Выбора проблемы, не имеющей однозначного решения, например, «Что нужно дереву для счастья?».
  2. Рассматривание схемы, в которой прямоугольник — это «ствол» (который обозначает эту проблему), прямые линии — «ветки» (пути ее решения), а кружочки — «листочки» (решение проблемы).
  3. Решение проблемы: дети подгруппами договариваются, обсуждают и рисуют, например, бабочку, птичку и тому подобное, размещая их на «дереве решений» и объясняют свой выбор.

Метод многоканальной деятельности — метод работы с детьми, в ходе которого обязательно задействуются различные анализаторы: зрение, слух, осязание, вкус, обоняние.

Например, при рассматривании картины целесообразно использовать такую последовательность: выделение объектов, изображенных на картине; представление объектов через восприятия различными анализаторами.

После рассмотрения всех объектов, изображенных на картине, стоит поставить детям творческие задания:

  • «прослушать» звуки картины через «наушники»;
  • вести виртуальные диалоги от имени изображенных персонажей;
  • почувствовать «аромат» цветов, изображенных на картине;
  • «выйти за пределы изображенного»;
  • мысленно коснуться картины, определить, какова ее поверхность (теплая, холодная), какая погода (ветреная, дождливая, солнечная, жаркая, морозная) и тому подобное.

Например, при рассмотрении картины «Прогулка в лесу» стоит задать следующие вопросы: Как вы думаете, о чем говорят девочки? Рассмотрите кору деревьев, какая она?

Послушайте звуки, как шелестит листва, стрекочет сорока и т.д.

Дискуссия — это метод коллективного обсуждения какого-то сложного вопроса. К дискуссии готовятся все участники образовательного процесса активно привлекаются все дети.

«Дискуссия» с английского — это то, что подлежит обсуждению, спору.

В конце дискуссии формулируется единое коллективное решение задачи, проблемы или рекомендации. Вопросов (задач) необходимо предлагать не более пяти.

Формулировать их следует так, чтобы была возможность высказать различные взгляды относительно выдвинутой проблемы.

Дети учатся высказывать собственное мнение: «Я думаю…», «Я считаю…», «По моему мнению…», «Я согласен, но…», «Я не согласен, потому что…».

«Мозговая атака (мозговой штурм)» — один из методов, который способствует развитию творчества и ребенка, и взрослого. Этот метод удобно использовать при обсуждении сложных проблем или вопросов.

Дается время для индивидуального размышления над проблемой (даже может быть до 10 мин.), а через некоторое время собирается дополнительная информация по поводу принятия решения.

Дети — участники «мозговой атаки» должны выразить все возможные (и невозможные с позиции логики) варианты решения проблемы, которые нужно выслушать и принять единственное правильное решение.

Викторина — метод-познавательная игра, которая состоит из речевых задач и ответов на темы из различных отраслей знаний. Она расширяет обще-познавательное и речевое развитие детей. Вопросы отбираются с учетом возраста, программных требований и уровня знаний детей.

Беседа-диалог — метод, направленный на соучастие детей с тем, кто выступает. В ходе занятия с подачи знаний, закрепления материала воспитатель ставит сопровождающие вопросы к детям, с целью проверки понимания ими представленной информации.

Моделирование — метод взаимодействия взрослого и детей для решения поставленной проблемы. Ситуация моделируется воспитателем специально.

«Что? Где? Когда?» активный метод, в ходе использования которого преобладает сотрудничество, творческое решение проблем, взаимный обмен мнениями, собственными знаниями и умениями и тому подобное.

«За и против» — метод работы с детьми, в ходе которого детям предлагается решить проблему с двух сторон: за и против. Например, ставится задача рассказать, почему нравится зима (аргумент — «за») и почему не нравится зима (аргумент — «против»).

Предвидение — метод работы с детьми, в ходе которого предлагается «предсказать» возможные варианты решения проблемы.

Например, предложить детям назвать все осенние месяцы, рассказать о том, что они ожидают от каждого месяца. Позже представить себя на месте одного из месяцев и рассказать о своих предсказаниях: «Я — первый месяц осени — сентябрь. Я очень теплый месяц. Меня любят все дети, потому что начинают ходить в школу…».

Следующий ребенок продолжает рассказывать об этом самом месяце (работа в парах).

«А что было бы, если бы… ?» — метод работы, в ходе которого предлагается детям подумать и высказать свои предположения, например: «А что было бы, если бы исчезли все деревья на Земле?», «А что было бы, если бы хищные животные в сказках стали вегетарианцами?» и тому подобное.

Воображаемая картина — метод работы, в ходе которого предлагается детям встать в круг и каждому ребенку по очереди описывать воображаемую картину (первому ребенку дают чистый лист бумаги с будто нарисованной картиной, затем он передает лист с мысленной картиной другому участнику игры, и тот продолжает мысленное описание).

«Что можно делать…?» — метод работы, в ходе которого дети учатся осознавать полифункциональные свойства предметов. Например: «Представьте, как еще можно использовать карандаш? (как указку, дирижерскую палочку, термометр, жезл и тому подобное).

Пример: «Жили себе дед и баба. И был у них собака Жук. И принес им Жук косточку, не простую, а сахарную. Баба варила ее, варила, и не сварила. Дед варил-варил и не сварил. Кошка прыгнула, котелок перевернула, косточку забрала и понесла. Дед смеется, баба смеется, и Жук весело лает: «Принесу я вам еще косточку, но не сахарную, а простую, чтобы быстро сварилась».

Другие интерактивные методы обучения

Кроме вышеназванных интерактивных методов обучения дошкольников в практике работы активно используются следующие: творческие задания, работа в малых группах, обучающие игры (ролевые и деловые, игры-имитации, игры-соревнования (старший дошкольный возраст), интеллектуальные разминки, работа с наглядными видео-и аудио-материалами, тематические диалоги, анализ жизненных ситуаций и тому подобное.

Таким образом, интерактивное обучение на занятиях (в том числе и интегрированных) происходит: в парах (2 ребенка), в микрогруппах (3-4 ребенка), в малых группах (5-6 детей) вместе с воспитателем.

При оценивании высказываний детей не стоит употреблять слово «правильно», а говорить: «интересно», «необычно», «хорошо», «прекрасно», «оригинально», что стимулирует детей к дальнейшим высказываниям.

Стоит запомнить! Когда ребенок дошкольного возраста вежливенько сидит на стульчике, смотрит на тебя и просто слушает — он не учится.

Недостаточное использование интерактивных методов

К сожалению, интерактивные методы обучения пока недостаточно используются в работе с дошкольниками. На это есть некоторые причины (по А. Кононко):

  • привычка многих воспитателей использовать в работе объяснительно-иллюстративные, монологические методы, проявлять конформизм, беспрекословно подчиняться требованиям и принципам других;
  • недоверие определенной части педагогов к инновационным диалоговым методам, опасения их;
  • дефицит опыта их эффективного применения, активного самоопределения, принятия ответственных решений, предоставление преимуществ кому-то (чему-то);
  • опасение выглядеть в глазах других «белой вороной», смешной, беспомощной, неумелой;
  • заниженная самооценка, чрезмерная тревожность педагогов;
  • склонность к чрезмерной критике;
  • неумение быстро переключаться, приспосабливаться к новым условиям и требованиям;
  • несформированность педагогической рефлексии, способности объективно себя оценивать, соотносить свои возможности, желания с требованиями времени.

Необходимость внедрения в образовательный процесс интерактивных методов очевидна, поскольку:

  • сегодня, как никогда ранее, повышаются требования к воспитанников;
  • происходит дифференциация и индивидуализация образования дошкольников;
  • изменяются требования к качеству дошкольного образования, ее оценка не только за уровнем знаниевой подготовленности, но и элементарной жизненной компетенции выпускников ДОУ, их способности применять знания в собственной жизни, постоянно их обновлять и обогащать.
  • 10 votes, average:


    Методическая разработка мастер-класса для педагогов дошкольных образовательных организаций
    «Интерактивная технология «Карусель» как метод социально-коммуникативного развития детей дошкольного возраста с использованием ЛЕГО-конструктора»
    Цель: создание условий для повышения уровня профессиональной компетентности педагогов и родительской компетентности в условиях детского сада и семьи в процессе активного игрового взаимодействия по освоению интерактивной технологии «Карусель» с использованием ЛЕГО-конструктора.
    Задачи:
    Познакомить педагогов, с методическими особенностями технологии «Карусель» в ДОУ;
    Познакомить родителей с использованием ЛЕГО конструктора в условиях детского сада и дома;
    3. Формировать у педагогов умение применять интерактивную технологию с целью развития у детей коммуникативных навыков;
    4. Мотивировать педагогов к саморазвитию и повышению квалификации, открытости в условиях реализации ФГОС ДО и стандарта педагога.
    5. Проанализировать целесообразность применения технологии «Карусель» как средства формирования коммуникативных навыков.
    Оборудование: наборы ЛЕГО, столы, стулья по количеству участников, стикеры, презентация опыта работы, лист бумаги, карандаши, фломастеры, цветовые сигналы, анкета.
    Ход мастер-класса.
    I. Презентация опыта работы.
    Добрый день уважаемые коллеги. Меня зовут Некрасова Ираида Павловна, воспитатель1 КВ категории МБДОУ детский сад № 5.
    Вашему вниманию представляю опыт работы на тему «Социально-коммуникативное развитие детей старшего дошкольного возраста в условиях дошкольного образовательного учреждения и семьи».
    Формирование социально-коммуникативного развития дошкольников на педагогическом уровне определяется заказом общества на воспитание развитой личности ребенка.
    Достаточный уровень сформированности социально-коммуникативных навыков, являясь одной из необходимых составляющих готовности ребенка к обучению, обеспечивает ему возможность успешного освоения школьной программы.
    Общество постоянно испытывает потребность в творческих личностях, способных активно действовать, нестандартно мыслить, находить оригинальные решения любых жизненных проблем, умеющих вербально и невербально, грамотно и смело выражать свои мысли. Что отражено в нормативных документах, представленных на слайде.
    Все это актуализирует поиск реальных источников формирования социально-коммуникативных навыков дошкольников.
    Основная задача педагогов дошкольного учреждения – выбрать методы и формы организации работы с детьми, инновационные педагогические технологии, которые оптимально соответствуют поставленной цели развития личности.
    Представленная на слайде диаграмма отражает исследование социально-коммуникативного развития детей 5-6 лет детского сада 5 на начало 2015-2016 учебного года. Как можно видеть, способность детей 5-6 лет договариваться друг с другом во время игры, воспринимать проигрыш без обиды, понимать эмоции других детей сформированы на низком и среднем уровне.
    Данные способности являются ключевыми для готовности детей к обучению в школе.
    Анализ диагностики социально-коммуникативного развития позволил определить основную проблему.
    Рабочей гипотезой нашей деятельности было предположение, что проектный метод обучения представляет собой гибкую модель организации образовательного процесса. Являясь муниципальным ресурсным центром и реализуя долгосрочный проект «ЛЕГО технологии в развитии дошкольного возраста в условиях детского сада и семьи», включающий краткосрочные проекты с участием всех субъектов образовательных отношений и социальных партнёров, который позволит выстроить систему работы направленную на формирование социально-коммуникативных навыков дошкольником в соответствии ФГОС ДО.
    На сегодняшний день нами намечен план, заключены договора с социальными партнёрами, приобретён ЛЕГО-конструктор. Дети и родители стали участниками фестивалей на муниципальном уровне: «Мир на ладошке: парад военной техники», «Лето в лукошке», фестиваль технического творчества «Шаг в будущее».
    Наши наблюдения позволяют сделать вывод о том, что участие в фестивалях, занятия по ЛЕГО-конструированию на базе Дворца детей творчества и молодёжи, совместное конструирование на семейных клубах и игровой деятельности во всех возрастных группах детского сада способствует повышению уровня развития социально-коммуникативных умений обучающихся, у детей развивается умение слушать и слышать партнера, согласовывать свои действия с партнером равным и старшим по возрасту и социальному статусу, адекватно воспринимать сущность взаимодействия, преодолевать конфликтные ситуации. Приятно наблюдать во время участия в фестивале технического творчества «Шаг в будущее», что наши дети могут договариваться о совместной постройке, изменять её, исследовать и проводить испытания с детьми разными по возрасту и из разных детских садов и школ.
    Проведённая работа, повышение квалификации, самообразование позволили мне принять участие в в профессиональном конкурсе.
    II. Поиск, решение задачи, проблемы.
    И сегодня предлагаю вам вместе со мной принять участие в определении целесообразности применения интерактивной технологии «Карусель», как метода социально-коммуникативного развития детей дошкольного возраста с использованием ЛЕГО-конструктора.
    Данная технология предполагает образование двух колец: внутреннее и внешнее. Внутреннее кольцо-это стоящие неподвижно дети, обращенные лицом к внешнему кругу, а внешнее – это дети, перемещающиеся по кругу через определённый отрезок времени. Перед всеми детьми ставиться образовательная задача в виде легенды, истории где им необходимо решить эту проблему. Таким образом, они выполняют ряд творческих заданий при этом увлеченно беседуют, делятся своими мнениями, приходят к единому решению. Игра проходит динамично и результативно.
    Сейчас вам необходимо определить место за столом в соответствии с выбранным вами стикером.
    Красный стикер – ребёнок, жёлтый – родитель, зелёный – педагог. Участники нашей игры займите ваши места.
    III. Мотивация к деятельности.
    Нам пришло смс. «Дорогие дети, родители и педагоги наша семья недавно переехала в новую квартиру. Наш район «Солнечный» – новостройка, в нем уже появились магазины, больница, школа, детский сад. Но наши дети заскучали. Что должно появится в нашем микрорайоне, чтобы их жизнь стала интересней? (хочется подсказать вам, что маленький Ваня любит гулять качаться на качели, а Верочка – очень любит животных.) Мы хотели бы обратиться со своими предложениями к мэру города. Помогите нам спланировать развлечения для наших детей. С уважением, семья Ивановых».
    - Давайте поможем семье Ивановых. В каждой группе нужно выбрать руководителя. Это будут мои помощники. Они присаживаются в центр круга.
    - Остальные группы переходят по часовой стрелке к другому столу по звуковому сигналу.
    IV. Планирование деятельности.
    Совместное обсуждение решения задачи, проблемы. Работа в подвижных группах.
    - На первом этапе вам нужно продумать проект и зарисовать его на бумаге. На это вам даётся 5 минут. Звонок колокольчика приглашает вас перейти в другую группу.
    - На следующем этапе с помощью ЛЕГО-конструктора вам необходимо создать проект который должен соответствовать следующим параметрам.
    1. Оригинальность;
    2. Многофункциональность:
    3. Прочность.
    На это вам даётся 7 минут. Звонок колокольчика пригласит вас перейти в другую группу.
    - На заключительном этапе вам нужно презентовать проект созданный вашими товарищами. На это вам даётся 5 минут.
    - Приглашаем на презентацию проектов.
    V. Рефлексия.
    Выразите своё мнение с позиции ребёнка, родителя и педагога об эффективности данной технологии в представленной анкете.
    Хочется услышать мнения детей, родителей, педагогов.
    Для обратной связи в нашем микрорайоне «Солнечный» работает светофор, на который можно приклеить ваш стикер.
    Зелёный свет - наша встреча вам показалась интересной,
    Жёлтый свет если вы хотели бы данной технологией с другими педагогами и родителями.
    Красный свет – ничего нового вы не узнали.
    VI. Заключение.
    Предлагаю вам буклет по работе с данной технологией!
    Анкета.
    1 .Способность к конструктивному ведению диалога:
    - умение слушать партнера и адекватно понимать смысл его высказывания;
    - умение находить противоречия и слабые места в рассуждениях партнера и подвергать их конструктивному обсуждению;
    - умение воплощать собственную мысль в форму логически
    стройного обобщающего суждения, доступного для восприятия окружающих.
    2. Адекватность ориентировки в коммуникативном пространстве:
    - умение конструировать образ «Я» на основе согласования
    собственных и чужих представлений о себе;
    - умение создавать «образ партнера» по коммуникации;
    - умение адекватно воспринимать сущность конкретного взаимодействия.
    3. Компетентность в моделировании акта межличностного взаимодействия:
    - умение находить тему и планировать ход предстоящего общения;
    - умение проектировать адекватные средства общения и реализовывать их на практике;
    - умение избегать возможных конфликтов в общении и связанного с ними эмоционально-психологические напряжения.
    Как вы считаете, какие показатели коммуникативной готовности к школьному обучению и признаки их проявления будут формироваться у детей с применением интерактивной технологии «Карусель»?
    «+» качество проявляется
    «-» не проявляется
    РЕБЁНОК


    Приложенные файлы

Loading...Loading...