Имитационные упражнения на уроках по лыжной подготовке.

Движения и действия

Человек, совершая любую деятельность, пользуется движениями - врожденными (безусловно-рефлекторными) и приобретенными (условно-рефлекторными). Безусловно рефлекторных движений приобретают в течение жизни. Они в результате опыта, обучения и воспитания перестраиваются в соответствии с требованиями условий жизни, культуры производства и поведения. Такие движения, как ходьба, речь, письмо, чтение, связанные с обработкой материалов, игрой на инструменте, художественное творчество под влиянием обучения и воспитания постоянно меняются.

В процессе деятельности в зависимости от ее цели и содержания, материала и способов его обработки движения объединяются в различные комплексы и системы.

Систему движений, направленных на присвоение предмета или его содержания, называют действиями.

Различают виды действий:

Предметные, или внешние действия направлены на овладение предметами, контакты с людьми, с животными, растениями и тому подобное.

Умственные действия оказываются в восприятии, деятельности памяти, мышления и т. Они образуются на почве внешних, предметных действий. Предметные ДЕЙСТВИЯ в результате интериоризации, то есть их переноса во внутреннюю жизнь человека, становятся смыслом умственной деятельности.

Интериоризация - это перенос структур внешней деятельности во внутреннюю психическое (определенную схему, образ, модель, алгоритм и др.).

На первых этапах усвоения опыта дети и взрослые оперируют конкретными предметами, средствами наглядности, сравнивают, раскладывают и объединяют их, находят причинные зависимости и их взаимодействие. Затем, в результате интериоризации этих внешних действий с предметами, человек начинает оперировать образами этих предметов и связями и зависимостями между ними. На еще более высоком этапе развития эти операции осуществляются с помощью понятий, выраженных в слове.

В психике мышления и интериоризированные внешнее отрабатываются. Последнее находит логическое оформление, связывается с предыдущим опытом, становится частью системы.

Однако часто человек сначала формирует определенную схему действий в своей психике, а затем эти умственные действия переносит наружу, то есть воплощает определенное внутреннее психическое во внешнюю.

Так происходит екстериоризация - перенос внутренних, умственных действий наружу (в психомоторные действия).

Знания, навыки и умения

Осуществление любой деятельности требует от человека овладения необходимыми для нее средствами. Прежде всего оно предполагает выработку у человека навыков и умений пользоваться ими для достижения поставленной цели.

Умение там, где знания определенной дела сочетается с умением в выполнении действий, из которых состоит эта деятельность. Умеет управлять автомашиной тот, кто, следуя установленным правилам, делает это умело, четко и безупречно, кто имеет навыки в этом деле. Умеет составлять план ученика, у которого произведено определенные навыки работы над текстом. Так же и умение играть на музыкальном инструменте, рисовать, выполнять физкультурные упражнения и другие задачи опирается на определенные навыки. Итак, умение - это готовность человека успешно выполнять определенную деятельность, основанная на знаниях и навыках.

Поскольку деятельность человека, как правило, состоит из целого ряда различных действий, умение их выполнять также состоит из ряда частных умений. Например, умение управлять автомашиной предполагает умение завести двигатель, регулировать его работу, управлять рулем, следить за дорогой, за работой машины. Умение ученика учиться означает умение планировать свою домашнюю учебную работу, выделять главное и второстепенное, устанавливать между ними причинно-следственные связи, рациональными способами заучивать заданный текст и тому подобное. Комплекс частных, тесно взаимосвязанных умений охватывает все то, что называют умением: управлять машиной, учиться, играть на музыкальном инструменте, рисовать.

Навыки. Выполняя то или иное действие определенное количество раз, человек упражняется в ее исполнении. Она выполняет действие все быстрее, легче, свободнее, это требует меньше напряжения, усилий и волевого контроля, количество ложных движений уменьшается. В целом ее исполнение становится в определенной степени автоматизированным. Итак, навыки оказываются в автоматизированном выполнении действий. Они формируются путем многократных упражнений. Навыки - это компоненты умений.

Наличие навыков облегчает человеку выполнения сознательных задач. По сознанием остается возможность начинать, регулировать и завершать действие, а само движение происходит без какого-либо дальнейшего вмешательства воли как реальное повторение того, что уже делали тысячи раз (И. Сеченов). Человек может осознавать и автоматизированные компоненты, то есть движения, из которых складывается определенная деятельность. В случае необходимости она может направлять свое внимание на саму технику написания букв с целью, например, вывести их каллиграфически, красиво. Может осознавать движения артикуляционных органов при произношении звуков, привычные движения пальцев при игре на музыкальном инструменте с целью их проконтролировать, изменить кое-что в них. Человек начинает осознавать движения, если появляются осложнения, препятствия в их исполнении.

Процесс формирования умений и навыков. Умения и навыки формируются у человека в процессе его обучения. Выделяют три основных его фазы. Первая начинается с осознания задачи и способов его выполнения. Так, опытный мастер выясняет и показывает новичку, как выполнять те или иные производственные операции, а последний знакомится с ними. Обучая учеников писать, их также знакомят с тем, как надо выводить каждую букву. Затем учащиеся, пробуют применить полученные объяснения на практике, то есть выполнять соответствующие действия.

На основании объяснений, зрительного восприятия, показа действия образуется первых, еще общее, схематическое зрительное представление о пространственных и временные особенности действия - о направлении и амплитуду движений, их скорость, согласование и последовательность. Упражнения сопровождается значительным волевым усилием и чувством уверенности, веры в свои силы или сомнения, нерешительностью, робостью. Эти переживания сказываются на эффективности упражнения, способствуя ему или задерживая его.

На основе тренировок, то есть многократного повторения определенных действий с целью их закрепить и усовершенствовать, постепенно последовательность движений становится слаженной, а действия - более четкими и согласованными. Ловкость переходит во вторую, высшую фазу своего совершенства. Физиологическим фундаментом является укрепление в коре больших полушарий головного мозга временных нервных связей, их специализация, выработки системы, то есть образование определенного динамического стереотипа.

Тренируясь, человек ускоряет выполнение действий. Устраняются лишние движения и уменьшается напряжение во время выполнения. Это означает, что иррадиация возбуждения, которая проходила в начале и предопределяла значительное количество лишних движений, меняется его концентрацией. Лишние движения, которые не находят "делового подкрепление", постепенно тормозятся как неадекватные определенной ситуации. Адекватные движения становятся экономнее, четче, точнее.

На физиологическом уровне совершенствования выполнения действия меняется соотношение анализаторов, которые участвуют в этом процессе. Такое изменение проявляется, в частности, в том, что уменьшается роль зрительных и повышается роль двигательных ощущений в регуляции действия. Это можно наблюдать при формировании производственных, спортивных умений и навыков, умений играть на музыкальном инструменте и т.

Однако решающее значение в формировании навыков и умений имеет регулировку движений на основе самоконтроля. Самоконтроль способствует выработке тонких зрительных, слуховых и двигательных дифференцировок, а это, в свою очередь, способствует точности действий. В процессе повышения сноровки зрительный контроль за ходом действия, имеет ведущее значение в начале упражнения, постепенно уменьшается, продвижение а сражаясь контроля за движениями, то есть контроля за действием тех органов, которые ее осуществляют.

С повышением уровня автоматизированности движений меняется роль зрительного восприятия в процессе выполнения действия. Сначала зрительное восприятие и действие совпадают, например, восприятие буквы сочетается с ее произношением. Такое сочетание неизбежно и необходимо, но оно очень замедляет выполнение задания.

Иногда восприятие вследствие упражнения начинает опережать действие. Так, в случае быстрого, выразительного чтения произношение прочитанного предваряется восприятием не только отдельных складов, но и целых слов, следующих за тем словом, которое произносят. Следующие элементы текста, которые воспринято, готовят дальнейшие движения и таким образом обеспечивают быстрый темп и высокую эффективность выполнения действия.

Каждое действие состоит из большего или меньшего количества движений. Умелое выполнение действия требует объединения этих движений в целостный акт, а этих актов - в еще более сложную действие.

Физиологическим основой объединения движений в целостное действие является образование "ассоциации ассоциаций", то есть цепей временных нервных связей, определенных их систем. Закрепляясь, последние становятся стереотипными. Эта стереотипность и является основой автоматизированного выполнения действия. В этой связи волевое усилие намного уменьшается, медленное сосредоточение внимания на движениях переходит в состояние после произвольного внимания, движения становятся более уверенными и точными, облегчается сознательный контроль за процессом выполняемого действия.

Такой уровень развития навыка характерен для последней, третьей фазы сноровки. На этой фазе действия становятся заученными, что позволяет совершенствовать их, доводить до определенного уровня мастерства.

Непрерывное формирование навыков и умений начинается обычно со словесных объяснений и усвоения правил действия. Оценка выполненных действий, осознание их результатов так же осуществляются в основном с помощью слова. Слово, участвуя в процессе формирования навыков и умений, способствует выработке четкой последовательности, темпа и ритма движений, их системы.

Уровень сформированности навыков и умений во многом зависит от сознательного отношения, готовности личности к выработке в себе умений и навыков, интерес в лучшем выполнении действий, связанных с решением задачи.

Важное место в этом процессе также занимает учета индивидуальных, особенностей человека: тыл нервной системы, опыт, теоретические знания, наклонности и способности.

Перенос и интерференция навыков. Навыки, которые мы приобретаем, в определенной степени опираются на ранее сформированные навыки. Это означает, что вновь динамические стереотипы наслаиваются в коре больших полушарий головного мозга на ранее сложившиеся стереотипы, что они не только сосуществуют, но и взаимодействуют. Ранее сформированные навыки могут и способствовать выработке новых навыков, и тормозить, задерживать этот процесс.

Часто сформированные ранее навыки способствуют усвоению новых, облегчая этот процесс, или наоборот усложняют.

Это явление переноса обусловлено прежде всего наличием похожих и тождественных черт в уже сложившейся и новой навыках, общих приемов выполнения соответствующих действий. Элементы сложившейся навыки входят при этом в структуру вновь навыки и этим облегчают процесс овладения ею. Таким образом, происходит применение ранее произведенных временных нервных связей, определенных их групп в новых ситуациях, их обобщения.

Перенос проявляется также в том, что, научившись выполнять определенное действие одним органом (например, писать правой рукой), человек может без специального упражнения выполнить это действие (правда, менее совершенстве) и другим органом, например, левой рукой или ногой или головой.

Однако ранее выработанные навыки иногда оказывают негативное, тормозящее влияние на формирование новых навыков, что проявляется в снижении производительности действий, возникновении ошибок и тому подобное. Такое явление называется интерференцией навыков. В интерференции оказывается соперничество между некоторыми уже сформированными и вновь создаваемыми стереотипами.

Интерференция имеется тогда, когда на один раздражитель производятся две или несколько различных реакций.

Интерференция проявляется тогда, когда ранее выработанные приемы воздействия применяют в новой ситуации без учета ее отличия. Это происходит, например, тогда, когда оператор переходит на работу с прибора старой конструкции на прибор новой конструкции, в котором изменена последовательность операций.

В общем интерференция возникает при определенных обстоятельствах. Зная эти условия и предусматривая их действие в той или иной конкретной ситуации, можно ее избежать.

Навыки поддерживаются на должном уровне совершенства, если их используют. А по истечении определенного времени их не применяют, они ослабляются. Системы временных нервных связей, является их физиологическим основой, начинают тормозиться. Выполнение соответствующих действий замедляется, снижается их качество. Например, длительный перерыв в вождении автомобиля, в производственной, музыкальной, спортивной деятельности приводит к снижению уровня совершенства, ухудшение качества выполнения соответствующих действий. Поэтому специалистам в любой области деятельности приходится постоянно тренироваться, чтобы поддерживать свои навыки на должном уровне совершенства.

Чем меньше навыки сформированы, закреплены, тем быстрее они ослабляются, что проявляется в деавтоматизация выполняемых действий.

Нарушения, расстройства навыков наступают вследствие патологических изменений в работе мозга. В случае патологических изменений обычно разрушаются сначала сложные и позже выработаны навыки, затем - менее сложные и раньше сформированы.

Разновидности навыков и умений. Навыки и умения являются частью любой деятельности человека. Различают их в зависимости от содержания деятельности Тех потребностей человека, которые удовлетворяют через них. В соответствии с этим различают умения и навыки самообслуживания, производственные, языковые, умственные, творческие, спортивные и т.

Наибольшую группу составляют производственные навыки и умения человека, которые дифференцируются по отдельным видам производственного труда.

Исследование формирования производственных умений показывают, что их можно разделить на три группы:

Конструктивные, связанные с представлениями о продуктах труда, с конструированием последних по рисункам, моделями, описаниями и с проявлением этих представлений в словах, моделях, проектах, рабочих движениях;

Организационно-технологические, связанные с подбором необходимых орудий труда и материалов, с определением способов их обработки, с планированием и контролем самого труда;

ОПЕРАЦИОННЫЕ, связанные с применением орудий труда и материалов для изготовления определенного продукта труда, с выполнением необходимых для этого производственных операций.

Особую группу составляют языковые навыки и умения, которые являются составной речи человека, направленного на удовлетворение его потребности в общении с другими людьми, в обмене мнениями. К этой группе относятся навыки и устного, и письменной речи. Умственные навыки и умения оказываются в выполнении различных видов умственной деятельности (например, запоминание определенного материала, решение арифметических и других задач, выполнения умственных операций, исследовательских задач, теоретическая работа в той или иной области). Различные навыки и умения объединяются также в художественные, спортивные и другие разновидности.

Отдельные виды навыков и умений тесно взаимосвязаны и переплетаются. Так, умственные умения всегда тесно связаны с умением выполнять устный и письменный работу. К сложных производственных умений всегда входят умственные компоненты. В то же время умение выполнять, например, исследовательскую экспериментальную работу в той или иной отрасли стесняет ся навыки практического оперирования необходимыми для этого приборами, измерительными и другими орудиями.

Все имеющиеся у человека навыки и умения является ее положительным достоянием. Поэтому умелых людей так ценят в жизни. Что в большей степени человек обладает навыками и умениями в какой области деятельности, тем больше его ценят как мастера своего дела.

Особенно большое значение навыки и умения имеют в творческой деятельности человека. Наличие умений и навыков является необходимым условием ее сознательной творческой деятельности. В процессе деятельности они все больше совершенствуются. Навыки и умения, способствуя развертыванию творческой деятельности человека, тем самым становятся одним из важнейших факторов общего умственного развития человека. Если бы человек не был способен приобретать навыки, она не могла бы продвинуться на один ступень развития, задерживаясь за постоянных бесчисленные осложнения.

Новые томографические исследования показали, что за нашей способностью танцевать скрывается сложнейшая нейронная хореография

Наше чувство ритма столь естественно, что большинство из нас воспринимают его как нечто само собой разумеющееся: услышав музыку, мы начинаем неосознанно постукивать ногой или покачиваться из стороны в сторону, причем сами того не замечая. Однако каково бы ни было предназначение данного инстинкта, он представляет собой нечто новое в эволюции. Ни у млекопитающих, ни у каких-либо других представителей царства животных ничего подобного не наблюдается. Мы оказываемся подсознательно захваченными ритмом, и такая способность лежит в основе танца - сплава движения, ритма и жестов. Танец сопровождается большей синхронизацией в группе людей, чем какая-либо другая человеческая деятельность; он требует такой степени координации между людьми во времени и пространстве, которая не возникает практически ни в каком другом социальном контексте.

Несмотря на то что танец представляет собой фундаментальную форму самовыражения людей, нейрофизиологи уделяли ему очень мало внимания. Однако недавно ученые провели первые томографические исследования как профессиональных танцоров, так и любителей. Были поставлены принципиальные вопросы. Как танцоры ориентируются в пространстве? Как они выбирают темп своих шагов? Как люди обучаются сложным последовательностям движений, образующим фигуры танца? Полученные результаты позволяют составить некоторое представление о сложнейшей мозговой координации, требующейся для выполнения даже самых простых танцевальных движений.

Танец представляет собой фундаментальную форму самовыражения людей, которая, вероятно, развилась совместно с музыкой как способ рождения ритма...

Танец требует специализированных навыков, обеспечиваемых мозгом. Одна область мозга отображает положение тела, помогая направлять наши движения в пространстве; другая обеспечивает синхронизацию, позволяя нам двигаться под музыку.

Музыкальный ритм захватывает нас, и мы неосознанно начинаем постукивать ногой - так проявляется наша инстинктивная склонность к танцу. Это становится возможным благодаря тому, что определенные подкорковые области мозга обмениваются информацией, минующей высшие слуховые области.

Поймать ритм


Нейрофизиологи уже давно изучают такие простые движения, как, например, вращение в лодыжке или постукивание пальцем. Из этих работ мы в целом уже знаем, как мозг управляет простейшими действиями. Однако для того чтобы только лишь попрыгать на одной ноге - даже если не пытаться при этом одновременно еще и похлопывать себя по голове - нужно провести вычисления в сенсомоторной системе, учитывающие окружающее пространство, силу гравитации и поддержание равновесия, намерение и привязку ко времени, равно как и множество других факторов. Если несколько упростить картину, то получится, что область мозга, называемая задней теменной корой (ближе к задней стороне мозга), переводит зрительную информацию в двигательные команды и посылает сигналы вперед к областям, ответственным за планирование движений - в премоторную кору и дополнительную моторную область. Далее сформированные команды передаются в первичную моторную кору, которая генерирует нервные импульсы, идущие в спинной мозг и затем к мышцам, заставляя их сокращаться.

В то же самое время сенсорные органы в самих мышцах обеспечивают обратную связь с мозгом, информируя его о точном расположении частей тела в пространстве с помощью сигналов, идущих по нервным волокнам через спинной мозг к коре больших полушарий. Подкорковые структуры - мозжечок на задней стороне мозга и базальные ганглии в его глубине - также помогают корректировать двигательные команды на основе сенсорной обратной связи и обеспечивают большую точность производимых движений. Способны ли эти механизмы обеспечить столь грациозное движение, как, скажем, танцевальный пируэт, остается пока неясным.

Чтобы исследовать данный вопрос, мы провели первое томографическое исследование танцевальных движений. В сотрудничестве с нашим коллегой Майклом Мартинесом (Michael J. Martinez) из Центра наук о здоровье при Техасском университете в Сан-Антонио, мы пригласили в качестве испытуемых непрофессиональных танцоров танго. Было проведено сканирование мозга пяти мужчин и стольких же женщин с помощью позитронно-эмиссионного томографа (ПЭТ), который регистрирует изменения мозгового кровотока, возникающие как следствие изменения активности мозга. Исследователи интерпретируют усиление кровотока в какой-либо области мозга как признак большей активации располагающихся в ней нейронов. Наши испытуемые ложились на спину внутрь сканера, и их головы фиксировались, однако они могли шевелить ногами и водить ими по наклонной поверхности. Сначала мы просили их выполнять ногами «квадрат» из классической салиды (первые восемь базовых шагов танго. - Прим. пер.) аргентинского танго, причем движения нужно было выполнять под записи инструментальной музыки танго, которую испытуемые прослушивали через наушники. Затем мы проводили сканирование в другой ситуации, когда наши танцоры просто напрягали мышцы ног в такт музыке, но движений не производили. Вычитая активность мозга, вызванную простым напряжением мышц, из активности во время «танца», мы смогли выявить области мозга, необходимые для того, чтобы направлять ноги в пространстве и создавать конкретные последовательности движений.

Как и предполагалось, вычитание позволило исключить из рассмотрения многие базовые моторные области мозга. Осталась, однако, та часть теменной коры, которая участвует в восприятии пространства и ориентации в нем как у людей, так и у других млекопитающих. Во время танца восприятие пространства преимущественно кинестетическое: вы ощущаете положение своего туловища и конечностей в любой момент времени, даже если ваши глаза закрыты, что становится возможным благодаря сенсорным образованиям в мышцах. Эти органы передают в мозг информацию об угле поворота в каждом суставе, о натяжении каждой мышцы, и на этой основе мозг создает отчетливое представление о положении всего тела и его частей. Если говорить точнее, то мы видели активацию предклинья - области теменной доли, располагающейся рядом с местом, где находится кинестетическое представительство ног. Мы полагаем, что предклинье содержит кинестетическую карту, позволяющую людям ощущать положение своего тела в пространстве при перемещении среди окружающих объектов.

Независимо от того, вальсируете ли вы или просто идете по прямой линии, предклинье помогает наметить путь, причем выполняет свои расчеты относительно центра вашего тела, т.е. в так называемой «эгоцентрической» системе координат.

Затем мы сравнили картины активности мозга, полученные во время танца, с томограммами, взятыми при выполнении испытуемыми движений танго в отсутствие музыки. Исключив участки мозга, активировавшиеся в обеих ситуациях, мы надеялись выявить области, необходимые для синхронизации движений с музыкой. И снова вычитание исключило практически все двигательные области мозга. Основное различие наблюдалось в той части мозжечка, которая получает вход от спинного мозга, - в передней части червя. Несмотря на то что данная область была задействована в обеих ситуациях, танцевальные движения, синхронизированные с музыкой, приводили к значительно более выраженному усилению кровотока в этой области, чем те же движения, но выполняемые испытуемыми в собственном ритме.

Предварительные результаты подтверждают гипотезу, согласно которой данная часть мозжечка служит своего рода дирижером, наблюдающим за информацией от различных областей мозга и помогающим согласовывать выполняемые действия. Мозжечок в целом хорошо удовлетворяет критериям нейронного метронома: он получает множество сенсорных входов от слуховой, зрительной и соматосенсорной кортикальных систем (это необходимо для того, чтобы можно было подстраивать движения к разнообразным сигналам, от звуков до зрительных стимулов и прикосновений), и содержит сенсомоторное отображение всего тела.

Неожиданно второй анализ пролил свет на естественную склонность людей неосознанно постукивать ногой в такт музыке. При сравнении томограмм, полученных при синхронизированных движениях и движениях, выполняемых в собственном ритме, мы обнаружили, что относительно низкий уровень слухового пути, а именно подкорковая структура, называемая медиальным коленчатым телом (МКТ), высвечивалась лишь в первом случае. Сначала мы решили, что этот результат просто отражал наличие звукового стимула - т.е. музыки - в условиях синхронизации, однако проведенное дополнительно сканирование мозга заставило нас отвергнуть данную интерпретацию: когда наши испытуемые слушали музыку, но не двигали при этом ногами, мы не обнаруживали никаких изменений кровотока в МКТ.

Таким образом, мы заключили, что активность в МКТ была специфическим образом связана с синхронизацией, а не просто с прослушиванием музыки. Данное открытие позволило нам сформулировать гипотезу, согласно которой при неосознанном подчинении ритму слуховая информация попадает непосредственно в мозжечок, минуя высшие уровни - слуховые области коры больших полушарий.


Движущие части мозга

Для того чтобы выявить области мозга, управляющие танцем, исследователям прежде всего нужно было понять, как мозг позволяет нам выполнять произвольные движения. Здесь представлена упрощенная схема процесса. Точная настройка (справа) происходит отчасти благодаря тому, что мышцы отправляют сигналы обратно в мозг. Мозжечок использует обратную связь от мышц для того, чтобы поддерживать равновесие и придавать движениям большую точность. Кроме того базальные ганглии собирают сенсорную информацию от различных областей коры и передают ее через таламус в моторные области коры.

Точная настройка (справа) происходит отчасти благодаря тому, что мышцы отправляют сигналы обратно в мозг. Мозжечок использует обратную связь от мышц для того, чтобы поддерживать равновесие и придавать движениям большую точность. Кроме того базальные ганглии собирают сенсорную информацию от различных областей коры и передают ее через таламус в моторные области коры.

Моторное планирование (слева) происходит во фронтальной доле, на поверхности которой располагаются премоторная кора (не видна на рисунке) и дополнительная моторная область, которые оценивают сигналы (стрелки), поступающие из других областей мозга и несущие такую информацию, как положение тела в пространстве и память о предыдущих действиях. Затем эти две области связываются с первичной моторной корой, которая определяет, какие мышцы следует напрячь (и насколько), и посылает соответствующие команды через спинной мозг вниз к мышцам.

Вы полагаете, что умеете танцевать?

Когда мы наблюдаем и разучиваем танцевальные движения, то вовлекаются и другие области мозга. Беатрис Кальво-Мерино (Beatriz Calvo-Merino) и Патрик Хаггард (Patrick Haggard) из Лондонского университетского колледжа исследовали вопрос, активируются ли определенные области мозга, когда люди наблюдают выполнение другими исполнителями танцевальных движений, которыми они сами владеют. Или, иначе говоря, есть ли такие области мозга, которые включаются у балетных танцоров, когда те смотрят балет, а не, скажем, капоэйру (афро-бразильское боевое искусство, выглядящее как танец и исполняемое под музыку)?

Для выяснения данного вопроса группа ученых воспользовалась функциональной магниторезонансной томографией и провела исследование мозга балетных танцоров, капоэйристов и людей, не владеющих танцем, в то время как те смотрели трехсекундные видеоклипы без звука, представлявшие балетные па или движения боевого искусства. Исследователи обнаружили, что наличие собственного опыта у испытуемых оказывало сильное влияние на активацию премоторной коры: активность в ней повышалась лишь в тех случаях, когда участники эксперимента наблюдали за танцем, который они сами могли исполнить. Данный факт объясняет другая работа. Ученые выявили: когда люди следят за простыми действиями, в премоторной коре включаютсяобласти, участвующие в выполнении данных движений, что свидетельствует о том, что мы мысленно повторяем то, что видим, и это наверняка помогает нам разучивать и понимать новые движения. В настоящее время исследователи изучают, насколько велико для человека значение подобной мысленной имитации.

Причудливая работа ногами

Для того чтобы выявить области мозга, важные для танца, авторы обратились к исполнителям танго с предложением пройти обследование на томографе. Испытуемых попросили занять в нем горизонтальное положение, а их голову зафиксировали. Они прослушивали музыку в ритме танго через наушники и двигали ногами по наклонной поверхности.

В одном из таких экспериментов аппарат производил сканирование мозга при двух различных условиях: когда танцоры напрягали мышцы ног в такт музыке, но не двигали конечностями, и когда испытуемые выполняли основные шаги танго (врезка) ногами, опять же в такт музыке. Когда авторы вычли активность мозга, связанную с простым напряжением мышц (верхняя томограмма), из результатов, полученных при исполнении танго, то выделенной осталась часть теменной коры под названием предклинье.

В последующей работе Кальво-Мерино со своими коллегами сравнила активность в мозге балетных исполнителей мужского и женского пола в то время как те наблюдали видеозаписи, на которых либо танцоры, либо танцовщицы выполняли движения, встречающиеся соответственно только в мужских или женских партиях. И снова наибольший уровень активности в премоторной коре встречался в тех случаях, когда мужчины видели мужские балетные па, а женщины, соответственно, - женские.

Способность мысленно воспроизводить движения абсолютно необходима для обучения двигательным навыкам. В 2006 г. Эмили Кросс (Emily S. Cross) и Скотт Графтон (Scott T. Grafton) из Дартмутского колледжа занялись вопросом, усиливается ли активность в областях, ответственных за мысленную имитацию, непосредственно в момент обучения. На протяжении нескольких недель исследователи проводили еженедельное томографическое исследование мозга танцоров, которые разучивали сложную последовательность движений современного танца. Во время сканирования их мозга испытуемые смотрели пятисекундные клипы, в которых были показаны либо те движения, которые они осваивали, либо совершенно иные. После каждого видеофрагмента участники оценивали, насколько хорошо, по их мнению, они смогли бы выполнить те движения, которые только что видели. Полученные данные подтвердили результаты Кальво-Мерино и ее коллег. Активность в премоторной коре повышалась во время обучения и действительно коррелировала с оценками самих испытуемых того, смогли бы они выполнить данный фрагмент танца.


Оба исследователя подчеркивают тот факт, что обучение сложной последовательности движений активирует помимо моторной системы мозга, управляющей сокращениями мышц, также и систему двигательного планирования, которая несет информацию о способности выполнить каждое конкретное движение. Чем лучше человек освоил какое-либо сложное па, тем легче ему вообразить себе, что он будет ощущать при его выполнении, и, вероятно, тем легче становится его исполнить на практике.

Наше исследование показывает, что способность проиграть в уме последовательность танцевальных движений - или теннисную подачу, или удар в гольфе - не основывается на одном лишь зрении, как могло бы показаться из описанных выше работ, а в равной мере является также и кинестетической. Истинное освоение движения требует ощущения своих мышц - двигательного образа, который формируется в областях мозга, ответственных за планирование движения.

Передняя часть червя

Эта область мозжечка получает информацию от спинного мозга и работает как метроном, помогая синхронизировать танцевальные шаги с музыкой.

Медиальное коленчатое тело

Эта область, будучи промежуточной станцией слухового пути, по всей видимости, помогает задавать ритм мозгового метронома и лежит в основе нашей склонности непроизвольно постукивать ногой или раскачиваться при звуках музыки. Мы реагируем неосознанно, поскольку данная область мозга связана с мозжечком и передает туда информацию о ритме, не сообщая об этом высшим слуховым областям коры.

Предклинье


Содержит сенсорную карту тела и помогает наметить путь танцора в эгоцентрической системе координат.

Социальная роль танца

Возможно, самый интригующий вопрос для нейрофизиолога состоит в том, почему вообще люди танцуют. Очевидно, что музыка и танец тесно связаны друг с другом; часто бывает, что сам по себе танец рождает звук. Ацтекские дансантес в Мехико надевают гетры, на которых закреплены плоды дерева айойотль, называемые чачайотес, которые при каждом шаге производят характерный звук. Во многих культурах люди во время танца надевают на себя или прикрепляют к своей одежде различные приспособления, производящие шум - от колотушек до кастаньет и четок. Кроме того танцоры обычно хлопают, щелкают и топают. Основываясь на этом, мы выдвинули гипотезу «телесной перкуссии», согласно которой танец развился изначально как процесс извлечения звуков. Мы также предположили, что танец и музыка, в особенности игра на ударных инструментах, развились совместно как дополняющие друг друга способы рождения ритма. Первые ударные инструменты вполне могли быть украшениями танцоров - наподобие ацтекских чачайотес.

Однако в отличие от музыки танец имеет огромные возможности для изображения и подражания, что указывает на его возможность играть роль ранней формы речи. В самом деле, танец по сути дела является жестовым языком. Интересно отметить, что при выполнении испытуемыми любых двигательных заданий в нашем исследовании мы видели активацию области правого полушария, симметричной по отношению к области Брока левого полушария. Область Брока расположена в лобной доле и, согласно классическим представлениям, ее связывают с произнесением речи. В последние десять лет было выявлено, что область Брока также содержит представительство рук.

Данные открытия подтверждают так называемую жестовую теорию эволюции речи, сторонники которой утверждают, что речь изначально возникла как жестовая система, и лишь позднее стала звуковой. Наше исследование показало, что движения ногами активируют правополушарный гомолог области Брока, и это служит доводом в поддержку идеи о том, что танец появился как форма репрезентативной коммуникации.

Однако какова же может быть роль гомолога области Брока в танце? В 2003 г. Марко Якобони (Marco Iacoboni) из Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе применил магнитную стимуляцию мозга для того чтобы нарушать работу либо самой зоны Брока, либо ее гомолога. В обоих случаях у испытуемых ухудшалась способность копировать движения пальцами правой руки. Группа Якобони пришла к выводу, что данные области чрезвычайно важны для подражания, которое является ключевым компонентом обучения и необходимо для распространения культуры. Мы же выдвигаем свою гипотезу. Хотя в нашем исследовании не было подражательных движений как таковых, тем не менее как исполнение танго, так и повторение действий пальцами требуют, чтобы мозг в правильном порядке расположил отдельные компоненты движения. Подобно тому, как область Брока позволяет нам правильно ставить друг за другом слова и фразы, ее гомолог, по-видимому, может соединять элементарные движения в плавную последовательность.


Мы надеемся, что последующие томографические исследования позволят заглянуть в мозговые механизмы, стоящие за танцем и его эволюцией, которая тесно переплетена с появлением как речи, так и музыки. Мы рассматриваем танец как союз репрезентативной емкости языка и ритмичности музыки. Такое взаимодействие позволяет людям не только рассказывать истории с помощью своего тела, но и делать это, синхронизируя свои движения с движениями других людей, что способствует социальному притяжению людей друг к другу.

На ацтекских дансантес в Мехико надеты гетры с чачайотес, которые гремят при каждом шаге. Во многих культурах танцоры надевают на тело и перекрепляют к одежде различные звучащие предметы. Вероятно, танец и музыка развились совместно как способ рождения ритма. Однако в отличие от музыки с помощью танца можно ясно выразить свои мысли.

Стивен Браун (Steven Brown) - директор лаборатории NeuroArts Lab кафедры психологии, нейронауки и поведения в Университете МакМастера в Онтарио. Его исследования направлены на изучение мозговых механизмов человеческого общения, включая речь, музыку, жесты, танец и эмоции. Лоренс Парсонс (Lawrence M. Parsons) - профессор кафедры психологии в Шеффилдском университете в Англии. Его исследования охватывают изучение функций мозжечка и нейрофизиологию выступления дуэтом, очередности в разговоре и дедуктивного умозаключения.

Психологические технологии управления состоянием человека Кузнецова Алла Спартаковна

2.4. Идеомоторная тренировка

2.4. Идеомоторная тренировка

Исследования мысленного воспроизведения движений (идеомоторных упражнений) начались давно. Уже в 1936 г. И.П. Павлов отмечал: «Давно было замечено и научно доказано, что, раз вы думаете об определенном движении (то есть имеете кинэстезическое представление), вы его невольно, этого не замечая, производите»(Павлов , 1951 – 1952, с. 316). В основе этого утверждения лежат экспериментально установленные факты сходства ряда физиологических параметров состояния мышечной ткани при реальном и воображаемом выполнении движения. Известен, например, «эффект Карпентера» (по имени открывшего его английского физиолога), заключающийся в том, что потенциал электрической активности мышцы при мысленном воспроизведении определенного движения такой же, как и потенциал той же мышцы при реальном осуществлении данного движения (Гехт , 1979).

Сходный эффект реального и воображаемого движения лег в основу идеомоторной тренировки, понимаемой как «повторяющийся процесс интенсивного представления движения, воспринимаемый как собственное движение, который может способствовать выработке, стабилизации и исправлению навыков и ускорить их развитие в практической тренировке» (Пиккенхайн ,1980, с. 116).

Исключительно интересный вопрос о психофизиологических и психологических механизмах феномена воображаемого движения остается открытым. Перспективной представляется гипотеза Л. Пиккенхайна о существовании «внутренней обратной связи»,являющейся нейрофизиологической основой идеомоторной тренировки (Пиккенхайн , 1980). Автор, основываясь на работах Н.А. Бернштейна и П.К. Анохина, рассматривает структуру двигательного акта и делает вывод о принципиальном сходстве всех основных моментов выполнения реального и мысленного движения, кроме одного – обратной сигнализации о результатах действия, сопоставляемого с эфферентной командой программы действия. Очевидно, что при идеомоторном акте обратная сигнализация отсутствует и, вместе с тем, есть эффект выполненного действия.

В результате экспериментальных исследований было установлено наличие внутренних обратных связей (помимо внешних связей экстеро– и проприоцептивного характера), осуществляемых различными уровнями архитектуры моторной системы. По мнению автора, на каждом из этих уровней «образуется и на короткое время складывается как бы копия эфферентной команды движения, которая имеется в распоряжении для сравнения с обратной сигнализацией из нижележащих уровней координации»(там же , с. 117).

Эти внутренние связи являются общими и для реального, и для воображаемого движения. Специфической особенностью обратных связей идеомоторного движения выступает зависимость объема включенных во внутреннюю реализацию действия уровней от «оживленности» и «близости к реальности» воображаемых движений, а это определяет эффективность идеомоторной тренировки. Отсюда следует вывод о том, что данный механизм корректирования мысленного действия можно эффективно использовать только при наличии навыков реальных двигательных программ.

Важным следствием признания принципиального сходства механизмов осуществления реального и мысленного движения является включенность в программы воображаемого действия также и вегетативного компонента. Этот вывод был подтвержден результатами экспериментального исследования, показавшими изменение частоты дыхания у испытуемых в процессе мысленного выполнения движений с заданной частотой в зависимости от изменения частоты движений (Белкин , 1983; Ефимов , 1936).

Для анализа психологических механизмов формирования навыков ПСР при помощи разных методов ПСР представляет интерес филогенетический аспект рассмотрения проблемы внутренних обратных связей: утверждается, что у человека внутренние обратные связи стали основой развития словесных функций и «идеомоторная тренировка по отношению к ее конкретной структуре стоит между действительным выполнением навыка и его словесным проектом» (Пиккенхайн , 1980, с. 120).

До недавнего времени идеомоторная тренировка как метод ПСР в сфере оптимизации ФС работающего человека не применялась. Это связано с тем, что самостоятельное использование данной техники невозможно в силу специфики метода. Основу идеомоторной тренировки составляет сходный эффект реального и воображаемого движения, но только в том случае, если воображаемый двигательный акт был ранее освоен в реальности. Приемами идеомоторной тренировки являются упражнения по мысленному воспроизведению освоенных ранее двигательных актов – образы движения, при этом интенсивное повторение мысленно выполненного движения способствует стабилизации и закреплению навыков.

Вместе с тем, идеомоторную тренировку можно использовать в тех случаях, когда тренинг ПСР включает метод нервно-мышечной релаксации: двигательные релаксационные упражнения могут быть трансформированы в их мысленное воспроизведение. Ниже приведен текст сеанса идеомоторной тренировки, разработанный А.Б. Леоновой.

Текст сеанса идеомоторной тренировки 6

Устраивайтесь удобно, расслабьтесь. Постарайтесь отвлечься от своих дел, от тревожных мыслей – от всего, что беспокоит Вас. Вы пришли отдохнуть, набраться новых сил и бодрости.

Последите за своим дыханием. Сделайте медленный вдох и выдох. Еще раз глубокий вдох и выдох. Еще раз: глубокий вдох и медленный выдох. Вы дышите медленно и ровно. Вы дышите спокойно и свободно.

Сделайте самый полный, самый глубокий вдох. Задержите дыхание. Мысленно втяните стенку живота, выдохните. В верхней части живота, под ребрами возникает ощущение тепла, согревающего органы грудной клетки и живота. Попытаемся усилить это впечатление, повторив упражнение.

Теперь перейдем к выполнению хорошо знакомых Вам упражнений для расслабления разных участков тела. Попробуем выполнить их мысленно, образно представляя каждое движение, приводящее к сильному сокращению мышц и их последующему расслаблению.

Сначала сосредоточим внимание на ногах. Мысленно выполняем упражнения для расслабления мышц стоп и голеней. Представьте, что Вы поднимаете пятки, тянете их вверх, напрягаете икры, а затем расслабляете ноги, мягко опуская пятки. У Вас возникает ощущение тепла в мышцах нижней части ног. Постарайтесь продлить это ощущение. Выполним упражнение мысленно еще раз.

Теперь переходим к расслаблению противоположной группы мышц. Представьте себе, что высоко, как можно выше, Вы поднимаете носки вверх. Напрягите мысленно свод стопы, мышцы голени и сбросьте напряжение. Ноги до колен наполняет приятное, тяжеловатое тепло. Вы как будто мысленно погружаете ноги в теплую воду. Вам приятно это ощущение тепла и расслабления.

Переходим к расслаблению верхней части ног и нижней части туловища. Представьте себе, что Вы вытянули ноги прямо перед собой. Ноги выпрямлены, носки оттянуты, напряжены мышцы бедер и низа живота. Мысленно сбросьте напряжение. Теплая волна поднимается выше колен, заливает бедра и нижнюю часть живота. Постарайтесь мысленно усилить это ощущение растекающегося тепла. Теперь нужно добиться большего расслабления нижней части бедер и спины. Представьте себе, что Вы глубоко зарываете пятки в пол. Мысленно напрягите мышцы ног и бедер, затем расслабьте их. Тепло и приятная тяжесть проникают глубоко в мышцы и наполняют всю нижнюю часть тела.

Тепло, поднимающееся снизу, от ног, сливается с теплом, исходящим из солнечного сплетения. Ощущение покоя, тепла, расслабления проникает во внутренние органы Вашего тела.

Переведем внимание на руки. Они много трудились. Им надо хорошо отдохнуть. Оглядите внутренним взором руки целиком: плечи, локти, запястья, кисти сбрасывают напряжение. Вы уже чувствуете прилив тепла к кончикам пальцев? Усильте это ощущение, мысленно выполнив упражнения. Представьте себе, что Вы крепко сжали руки в кулаки. Сжали крепко и… сбросили напряжение. Возникает ощущение легкого покалывания в кистях, оно быстро сменяется ощущением тепла и тяжести. Тепло и тяжесть поднимаются вверх по рукам к плечам. Представьте себе, что Вы широко растопырили пальцы… и сбросили напряжение. Ощущение распространяющейся тяжести и тепла усиливается. Тепло, легкая тяжесть наполняют руки, проникают глубоко в мышцы.

Волны тепла от рук окутывают плечи, затекают на спину и грудь. Они смыкаются с теплом, идущим от солнечного сплетения. Ощущение тепла в области солнечного сплетения совершенно отчетливо. На этом месте как будто лежит теплая грелка. Представьте себе, как глубоко проникает теплота во все участки Вашего туловища.

Постараемся сбросить остатки напряжения, сохранившегося в верхней части плеч, у основания шеи, в затылке. Представьте себе, как Вы напрягаете эти мышцы, пытаясь дотянуться кончиками плеч до мочек ушей. Представьте себе очень сильное напряжение и последующее за ним полное расслабление. Плечи обмякли. По спине, вдоль позвоночника как будто протекли струйки тепла. Задняя часть шеи наполнилась теплом, поднимающимся выше, к затылку.

Теперь мысленно проработаем мышцы шеи, нижней челюсти, поверхности головы. Представим себе, что Вы сильно напрягаете шею, пытаясь плотно «вжать» подбородок в ключицы. После сильного напряжения Вы представляете столь же полное расслабление.

Потоки тепла с передней поверхности шеи затекают за уши, на затылок. Нижняя часть челюсти слегка отяжелевает. Усилим ощущение тепла у основания затылка. Мысленно откиньте голову назад, вверх и вперед оттягивая подбородок. Представляя момент расслабления, Вы чувствуете в основании затылка почти горячую зону. От нее вверх к макушке, к ушам, вниз к плечам разбегаются теплые волны тепла.

Сейчас практически все мышцы Вашего тела расслаблены и отдыхают. Прогоним остатки напряжения, оставшуюся тень забот с Вашего лица. Сначала представьте, как Вы широко улыбнулись – улыбнулись самому себе, своему хорошему самочувствию. Сбросьте напряжение. Вы почувствовали, что тепло легкой, пульсирующей волной пробежало по внешней части щек к ушам. Теперь мысленно очень плотно сожмите губы. Расслабьте губы. Вы чувствуете, что легкие «солнечные зайчики» заскользили по Вашему лицу в радиальных направлениях от губ. Со щек, ото рта сбежали морщинки. Исчезли остатки напряжения. Рот слегка приоткрыт, нижняя челюсть слегка отяжелела.

Мысленно представьте, как Вы плотно зажмурили глаза – и расслабили их. У Вас возникает ощущение мягкого, тягучего тепла, наполнившего глазницы. В нем свободно, без напряжения как будто покачиваются глазные яблоки. Они отдыхают.

Прогоним остатки напряжения и усталости со лба. Представьте себе, что Вы от удивления очень высоко подняли брови. Сбросив напряжение, Вы расправляете мышцы лба. От центра лба к вискам и за уши сбегает легкая волна напряжения. Лоб становится гладким, чистым, спокойным.

Ощущение дуновения ветерка распространяется на все лицо. Лицо отдыхает. Веки опущены, взор направлен вниз, рот слегка приоткрыт, нижняя челюсть слегка отяжелела. Ваше лицо отдыхает.

Отдыхает все Ваше тело. Поверхность головы и задняя часть шеи теплые. Мягкие расслабленные плечи. Теплые, тяжеловатые руки. Полностью размягченное, теплое туловище. Внутренние органы прогреваются мягким, глубинным теплом. Теплом наполнены бедра, голени, икры, ступни; теплом и тяжестью наполнены ноги целиком. Все тело, от кончиков пальцев до макушки, наполнено теплом, покоем, отдыхом.

Вы полностью отдались ощущению тепла и покоя. Представьте себе, что Ваше тело погружено в теплую морскую воду. Вы слегка покачиваетесь на волне, пронизанной солнечным светом. Чувство тяжести покидает Вас. Вы легки, невесомы. Вы легко колеблетесь в такт Вашему дыханию. Вы чувствуете, как с каждым вдохом силы наполняют Ваш организм. Силы и бодрость проникают в каждую клеточку Вашего тела. Вы чувствуете, что отдохнули. Вы готовы вернуться к своей работе.

Считаем до десяти. По мере счета к Вам возвращается бодрость и ясность сознания.

(Выход из состояния погружения может быть идентичным описанному в тексте сеанса аутогенной тренировки.)

Возвращаясь к практическим и методическим вопросам включения идеомоторной тренировки в состав комплексных программ ПСР, следует обозначить два аспекта ее применения. Идеомоторная тренировка может быть использована и как относительно самостоятельный метод снижения мышечного тонуса и достижения состояния релаксации, и как прием мысленного самопрограммирования в состоянии релаксации. В последнем случае упражнения идеомоторной тренировки применяются на фоне состояния аутогенного погружения с целью мысленной отработки определенных двигательных программ предстоящей деятельности. Метод использования идеомоторной тренировки в состоянии релаксации получил название «релаксидеомоторная тренировка» и активно используется в настоящее время в операторском и летном труде (Гримак , Звоников , 1984; Звоников , 1977).

Из книги Сила безмолвия автора Минделл Арнольд

Из книги Осознанное сновидение автора Лаберж Стивен

Тренировка Многие читатели, возможно, знакомы с тренировочной функцией снов. Сновидения о важных событиях, ожидающих нас впереди, помогают нам развить разнообразные качества, способности, привычки и позволяют выработать наиболее эффективный план действий. Сны могут

Из книги Суперинтуиция для начинающих автора Теппервайн Курт

Тренировка, тренировка и еще раз тренировка Используйте любую возможность, чтобы упражнять свою интуицию.* Старайтесь угадать, кто вам звонит, кто пришлет письмо и какими будут вести – хорошими или дурными.* Проверяйте свою способность предвидеть, который из лифтов

Из книги Техники скрытого гипноза и влияния на людей автора Фьюсел Боб

Аутогенная тренировка (АТ) И.Г.Шульц, врач-практик, ездил в Индию, где познакомился с учением и системой йогов. Дома, в Германии, занимаясь лечением больных, часто пользовался гипнотическим внушением. После каждого сеанса он требовал от своих пациентов письменного отчета о

Из книги Элементы практической психологии автора Грановская Рада Михайловна

Психомышечная тренировка (ПМТ) Методы психической саморегуляции непрестанно совершенствуются. В этой книге мы практически познакомимся с методом, названным «психомышечной тренировкой» или сокращенно ПМТ. Созданию психомышечной тренировки способствовало знакомство с

Из книги Гипноз: самоучитель. Управляй собой и окружающими автора Зарецкий Александр Владимирович

Тренировка чувствительности Этот метод иногда называется еще сенситивным или социально-психологическим тренингом. Он формирует у человека умение управлять стилем своего поведения за счет осознания того, как он воспринимается окружающими, какие действия провоцируют

Из книги Аутотренинг автора Александров Артур Александрович

Аутогенная тренировка Аутогенная тренировка (аутотренинг, АТ) - одна из самых распространенных методик самовнушения, разработанная в начале 1930-х гг. немецким врачом Иоганном Генрихом Шульцем (1886–1970). В основе метода - синтез древних представлений (учение йогов) и

Из книги Психология стресса и методы коррекции автора Щербатых Юрий Викторович

3 Аутогенная тренировка Человек не что иное, как то, чем он сам делает себя. Ж.-П.

Из книги Бигуди для извилин. Возьми от мозга все! автора Латыпов Нурали Нурисламович

6.2.1. Аутогенная тренировка Аутогенная тренировка является одним из вариантов самовнушения. С ее помощью человек может оказывать существенное влияние на психические и вегетативные процессы в организме, в том числе на не поддающиеся произвольной сознательной регуляции.

Из книги Похвалите меня [Как перестать зависеть от чужого мнения и обрести уверенность в себе] автора Рапсон Джеймс

Комплексная тренировка Для каждого человека процесс своего собственного обучения - тоже творчество, и нужно дать каждому возможность создавать самого себя. То есть это всё тот же «фитнесс мышления». Кстати, приступая к накачке мускулов, каждый человек тоже вначале

Из книги Как развить интуицию и скрытые особенности автора Лысенко Оксана

Литературная тренировка Впрочем, для научения творчеству полезна и литература, которую принято именовать реалистической - то есть заботящаяся о вписывании авторских фантазий в реальные контексты. Полезна не в последнюю очередь потому, что вдумчивый читатель может по

Из книги Психологические технологии управления состоянием человека автора Кузнецова Алла Спартаковна

Тренировка сдержанности Этот навык легко дается интровертам и крайне тяжело – экстравертам. Так или иначе практиковать сдержанность полезно и тем и другим. Интроверту может не хватить сдержанности, когда речь идет о том, чтобы приспособиться к требованиям другого

Из книги Психологический стресс: развитие и преодоление автора Бодров Вячеслав Алексеевич

Тренировка Приступим к тренировке. Для начала повторим последовательность действий для успешного запоминания.Когда вы откроете список слов для запоминания, который напечатан ниже, делайте точно так, как описано:1. Прочтите вслух первое слово.2. Закройте глаза,

Из книги Олимпийское спокойствие. Как его достичь? автора Ковпак Дмитрий

2.4. Идеомоторная тренировка Исследования мысленного воспроизведения движений (идеомоторных упражнений) начались давно. Уже в 1936 г. И.П. Павлов отмечал: «Давно было замечено и научно доказано, что, раз вы думаете об определенном движении (то есть имеете кинэстезическое

Из книги автора

16.3. Аутогенная тренировка Аутогенная тренировка (АТ) – активный метод психотерапии, психопрофилактики и психогигиены, повышающий возможности саморегуляции исходно непроизвольных функций организма. Этот метод основан на использовании приемов самовнушения для

Из книги автора

Аутогенная тренировка (АТ) Став Британской колонией, Индия раскрыла европейцам свои традиции и культуру. Это породило волну массового интереса к йоге и медитации в конце XIX – начале XX века. Исследователи доказали их эффективность в достижении спокойствия и навыков

Научением в психологии называется изменение поведения, появляющееся как результат регулярного взаимодействия организма с окружающей средой. В основе научения лежит формирование условного рефлекса, свойственного как человеку, так и животным. Однако человеку также характерно произвольное обучение – самого себя или других, видом которого является так называемое последовательное научение или формирование сложных навыков речи и движения.

«Все бесконечное разнообразие внешних проявлений мозговой деятельности сводится окончательно к одному лишь явлению – мышечному движению» .
И.
М. Сеченов

Этот вид научения представляет собой освоение серии моторных реакций или поведенческих актов и включает в себя три стадии:

  1. Инструктирование - это определение задачи, поставленной перед обучающимся, и объяснение путей ее решения.
  2. Тренировка - выполнение действий, контролируемых сознанием, поначалу в медленном, а затем в более быстром темпе.
  3. Автоматизация действия - достижение состояния, когда движения производятся настолько точно и с большой скоростью, что уже не требуют сознательного контроля, могут быть выполнены «на автомате». В этом случае можно говорить о сформированном навыке.

Такой способ научения используется во всех видах обучения, включающих в себя овладение серией моторных навыков, будь то музыка, спорт, танцы или какие-либо повседневные навыки вроде завязывания шнурков или застегивания пуговиц.

Открытие идеомоторного эффекта

В середине XIX века сразу двое блестящих ученых независимо друг от друга провели похожие опыты и пришли к одинаковым выводам. Этими учеными были химик Шеврель из Франции и английский физик Фарадей. Они провели опыт с так называемым маятником – это небольшой груз, подвешенный на нитке, удерживаемый пальцами руки. Если представить, как нитка раскачивается взад-вперед или по кругу, через некоторое время маятник начнет действительно совершать такие движения со все большей амплитудой. Со стороны это может выглядеть волшебно, но на самом деле – ничего мистического тут нет.

Причиной движений маятника являются так называемые идеомоторные акты - это мысленные представления о каком-либо совершаемом движении, реализуемые соответствующей группой мышц. Эти акты непроизвольны и неосознаваемы, слабо выражены - настолько, что незаметны невооруженному глазу. Однако мышцы при этом все же совершают микродвижения, едва заметно, но достаточно, чтобы быть зафиксированными специальной аппаратурой.

Что такое идеомоторная тренировка

Идеомоторный эффект был описан еще И. П. Павловым: «Когда вы думаете об определенном движении, вы его невольно производите». Идеомоторные тренировки обрели большую популярность в подготовке профессиональных спортсменов, обучении сотрудников правоохранительных органов.

Опыт с маятником подтверждает существование идеомоторного эффекта, кроме того, его проявление зависит от индивидуальных особенностей психики. У кого-то лучше получается раскачивать маятник, пристально глядя на него, другим достаточно думать и представлять это в своем воображении. Это происходит в зависимости от преобладания зрительного либо моторного способа ориентации в пространстве. Для тех, у кого преобладает зрительный способ, важно видение образа, а преобладающая моторная ориентация полагается на ощущения тела и направления силы тяжести.

Также идеомоторный эффект подтверждается эффектом Карпентера:

«Любое восприятие или представление порождает склонность к подобному же восприятию или представлению» . Говоря то же самое простым языком, любое воображаемое движение вызывает моторную реакцию тела, воспринимаемую мозгом как реальную. Это и есть идеомоторный эффект.

Идеомоторная тренировка и научение с точки зрения нейрофизиологии

Головной мозг – тот орган, в котором происходит формирование будущего действия и передаются сигналы мышцам, где и реализуются задуманные движения. Вопрос о нейрофизиологических механизмах воздействия мысленных тренировок в данный момент остается открытым, на этот счет есть лишь теории.

В современной нейрофизиологии существует системно-селекционная концепция научения и теория функциональных систем. Она состоит в том, что в раннем онтогенезе имеют тенденцию к ускоренному созреванию локализованные в разных областях организма части системы, отвечающие за действия, необходимые для выживания. То есть, участок в коре головного мозга, отвечающий за движения, и нервные клетки, и мышцы управляемой им конечности. Нейроны изначально имеют свою специфику, а не приобретают ее, будучи универсальными. Существует также резерв нейронов или так называемые «молчащие» клетки, впоследствии используемые для разных целей. Специализация нейронов - постоянна, они никогда не «забывают» усвоенное, и вновь возникающие специализации нейронов также становятся постоянными. С такой точки зрения, формирование новых структур происходит не за счет повышения проводимости клеток и «проторения путей», а благодаря образованию новых систем из совместно активирующихся нейронов, которые могут находиться в разных частях мозга и напрямую не быть связаны между собой. Создание новой системы для достижения конкретного результата и есть важнейший механизм научения.

Идеомоторный эффект может быть объяснен гипотезой Л. Пиккенхайна о так называемой «внутренней обратной связи», которую можно назвать нейрофизиологической основой этого явления. Л. Пиккенхайн, изучая структуру моторного акта, приходит к выводу, что в основе реальных и мысленных движений лежат схожие механизмы, различие лишь в обратном сигнале о выполненном действии. При идеомоторной тренировке такой сигнал отсутствует, но эффект выполнения все же наступает. Экспериментальным путем было выявлено существование так называемых внутренних обратных связей, возникающих на разных уровнях моторной системы.

Там «возникает на короткое время как бы копия эфферентной команды движения, которая имеется в распоряжении для сравнения с обратной сигнализацией из нижележащих уровней координации » (Пиккенхайн, 1980 г. ).

Эти связи присутствуют при любых движениях, но при идеомоторных движениях объем включенных в действие уровней системы зависит от реалистичности представлений, то есть поддается контролю, но необходим первоначальный образ, на который можно опереться в воображении. Следовательно, эффективность таких тренировок зависит от наличия реального опыта подобных действий.

Выполнение идеомоторных тренировок: секреты успеха

Исследователями данного метода неоднократно упоминалось, что наибольшего успеха можно добиться, сочетая мысленные тренировки с реальными физическими упражнениями. Иными словами, очень сложно будет похудеть, лишь представляя себе бег на беговой дорожке и аэробные упражнения. А вот если сочетать то и другое, то эффективность упражнений будет куда более высокой. Кроме того, существуют условия, при соблюдении которых эффективность значительно возрастает:

  1. Воспроизводить движение мысленно нужно как можно точнее, стараясь приблизиться к реальности.
  2. Нужно подключать к мысленному представлению телесные ощущения, не просто представлять действия в уме, но как бы пропускать их через себя.
  3. Эффект от мысленных тренировок значительно возрастает, если облекать представления в четкие словесные формулировки и проговаривать их про себя перед представлением движения либо во время него.
  4. Начиная разучивать какой-либо элемент движения, нужно вначале представлять его себе в замедленном виде, стараясь лучше отследить и запомнить все нюансы.
  5. Во время тренировки желательно принять позу, близкую к реальному физическому положению, в котором выполняется действие.
  6. 6. Иногда во время идеомоторных упражнений тело начинает непроизвольно двигаться - его «ведет» вслед за воображаемым действием. Это хороший сигнал, он означает установление прочной связи между программирующей и исполняющей системами. При этом есть и обратный вид тренировки - имитация сложного действия, которая выполняется, например, во время разминки. В сочетании эти два вида тренировки могут дать отличный эффект.
  7. Не нужно думать о результате во время действия, лучше ориентироваться на процесс. Ориентировка на результат создает в головном мозге доминанту, мешающую процессу тренировки. Возникает эффект, называемый «очень сильно хотел и перестарался».

К физическому выполнению движения можно приступать тогда, когда идеомоторный образ станет очень четким, ярким и постоянным, «разогреются» соответствующие мышцы.

Очень важно контролировать выполнение действие, чтобы оно было правильным и без ошибок, ведь исправить их в дальнейшем уже будет сложнее. Намного легче в идеомоторной тренировке отработать сложное упражнение правильно, чем потом восстанавливаться после полученной травмы.

Применение идеомоторных тренировок

На идеомоторном эффекте основан аутотренинг, он применим для саморегуляции и развития некоторых навыков, например, техники скорочтения. Также идеомоторные тренировки широко применяются в спорте: за счет мысленного повторения движений спортсмен быстрее осваивает и совершенствует их технику, также это помогает настроиться перед выполнением упражнений, что делает тренировки более эффективными. Особенно широко применяется этот метод в спортивной гимнастике, аэробике, борьбе, йоге и танцах. Возможность увидеть себя со стороны в своем воображении - это большое подспорье в развитии координации и улучшении точности движений. Иногда тренеры используют этот способ, чтобы вывести напряжение определенных групп мышц на необходимый уровень, для создания нужного эмоционального настроя перед спортивными состязаниями.

Еще одно важное применение идеомоторики - это восстановление от последствий тяжелых травм и инсультов, когда тело «забывает» известные раньше действия и приходится обучаться им заново. Иногда обучение напрямую невозможно из-за ограничений подвижности, но если память хранит эти умения, мысленная тренировка способна помочь их восстановить.

Незаменимы идеомоторные тренировки для профессиональных музыкантов. Например, бывают ситуации, когда необходимо тренироваться, а инструмента под рукой нет, и тогда идеомоторная тренировка вполне может стать доступной альтернативой реальной репетиции.

Также в принципе любой навык, необходимый для жизни, может быть сформирован подобным образом. Идеомоторные тренировки позволяют освоить больше навыков в сжатые сроки и сделать это эффективнее, а заниматься ими можно практически в любых условиях, ведь для них необходимо только собственное воображение, свободное время и ничего более.

Идеомоторная тренировка позволяет поднять планку своего возможного максимума: представив сложное действие в своем воображении, затем становится возможным осуществление его в реальности.

Список использованной литературы:
  • 1. Ашмарин Б. А. «Теория и методика педагогических исследований в физическом воспитании (пособие для студентов, аспирантов и преподавателей институтов физической культуры)». - М.: Физкультура и спорт, 1978, 224 с.
  • 2. Забельский С. Ю. «Система биоэкономичного психомоторного здравоукрепления. Инновации в подготовке специалистов по физической культуре и спорту». - Ставрополь: Сервисшкола, 2005, 24 с.
  • 3. Лобзин В. С., Решетников М. М. Аутогенная тренировка. М., 152 с.
  • 4. Леонова А. Б., Кузнецова А. С. «Психические технологии управления состоянием человека». - М.: «Смысл», 2007 г.
  • 5. Карвасарский Д. Б. «Психотерапевтическая энциклопедия». - С.-Пб.: «Питер», 2006 г. Александров Ю. И. «Научение и память: системная перспектива». Лаборатория нейрофизиологических основ психики им. В.Б. Швыркова, институт психологии РАН, Москва.

Редактор: Чекардина Елизавета Юрьевна

Loading...Loading...