Иван саввич никитин что написал. Иван Саввич Никитин — интересные данные и факты из жизни

Ivan Nikitin Карьера: Писатель
Рождение: Россия» Воронежская область» Воронеж, 21.9.1824
Никитин Иван Саввич - известный поэт. Родился 21 сентября 1824 г. в Воронеже, в семье мещанина, торговца свечами.

В 1839 г. Никитин поступил в воронежскую семинарию. Во время пребывания в ней Никитина торговые дела его отца пошатнулись, и он стал пить и выказывать свой крутой нрав. Под влиянием его пьянства и деспотизма начала пить и мама Никитина. В доме создалась чертовски тяжелая атмосфера, и Никитин нимало забросил занятия. В 1843 г. он был уволен "по малоуспешности, по причине нехождения в класс". Но, обращая всего ничего внимания на учебные занятия, Никитин в семинарии горячо отдался чтению. Полюбившему литературу, увлеченному Белинским, наполненному высокими стремлениями и поэтическими грезами, Никитину пришлось немедленно же потом выхода из семинарии окунуться в самую тяжелую житейскую прозу и засесть за прилавок в свечной лавке отца. В это время тот стал пить ещё больше. Его здание, свечной предприятие и лавочка были проданы. На вырученные капиталы папа Никитина завел постоялый двор. Никитин стал там хозяйничать, сам выполняя все обязанности дворника. Несмотря на тяжелую жизненную обстановку, Никитин не опустился духовно. Окруженный средой, которая не могла осознать его, он замкнулся в самом себе. В ноябре 1853 г. Никитин послал три стихотворения в "Воронежские Губернские Ведомости". Одно из них - патриотическое "Русь" - доставило поэту популярность в Воронеже. Стоявшие тогда во главе "Воронежских Губернских Ведомостей" Н.И. Второв и К.О. Александров-Дольник, приняли живое участие в Никитине и ввели его в группировавшийся примерно них круг местной интеллигенции. С 1854 г. стихотворения Никитина стали являться в "Москвитянине", "Отечественных Записках", "Библиотеке для чтения". Печать отнеслась к поэту сильно сочувственно. Успех, масса новых впечатлений, теплое, дружеское касательство Второва и членов его кружка, ободряюще подействовали на Никитина, отчужденность и нелюдимость пропали, он был настроен бодро, как собак нерезаных работал. Но жизнерадостное расположение омрачалось расстройством здоровья. В 1856 г. появился сборник стихотворений Никитина, к которому критика отнеслась прохладно или отрицательно. Наиболее отрицательно отозвался о сборнике Чернышевский в "Современнике". Выступив на литературное поприще, Никитин не переменил жизненной обстановки, продолжая и позже 1853 г. содержать постоялый двор. Отец его продолжал пить, но семейные отношения в 1854 - 56 годы немного улучшились; ситуация постоялого двора в настоящее время уже не так угнетала поэта, вращавшегося в кругу от всего сердца расположенных к нему интеллигентных людей. В 1854 - 56 годы Никитин основательно работал над своим самообразованием, как собак нерезаных читал, занялся изучением французского языка. После отъезда в 1857 г. из Воронежа Второва, тот, что стал самым близким другом Никитина, и позже распадения Второвского кружка стихотворец с чрезвычайной остротой почувствовал сызнова тягота жизненной и семейной обстановки, пессимистическое расположение с большей силой захватило его, творческое возбуждение сменилось резким упадком творческих сил, сомнением в своем даровании. В 1858 г. вышла большая поэма Никитина - "Кулак". Критика встретила "Кулака" крайне сочувственно; с громадный похвалой отнесся к поэме между прочим Добролюбов; таковый же счастливый момент "Кулак" имел и у публики: менее чем посредством год потом его выхода он уже разошелся, принеся Никитину достаточно немаловажный барыш. Несмотря на угнетенное расположение и болезненное состояние Никитин в 1857 - 58 годы по-прежнему продолжал участливо присматривать за русской литературой, знакомиться с иностранной, читая Купера, Шекспира, Гюго, Гёте, Шенье, стал заниматься немецким языком, переводя Шиллера и Гейне. В 1857 - 58 годы стихотворец сотрудничал в "Отечественных Записках" и "Русской Беседе". При содействии В.А. Кокорева, давшего Никитину взаймы 3000 р., он открыл в 1859 г. книжный шоп и библиотеку для чтения. В 1859 г. Никитин выпустил свежеиспеченный сборник стихотворений, встреченный критикой значительно холоднее, чем "Кулак". Весь 1859 г. стихотворец проболел; небольшое улучшение здоровья чередовалось с ухудшением. Сначала 1860 г. его самочувствие стало поправляться, расположение сделалось больше жизнерадостным, литературная производительность поднялась, заинтересованность к общественной жизни сызнова повысился. Летом 1860 г. стихотворец побывал в Моск

ве и Петрограде. Книжная торговлишка Никитина шла достаточно благополучно. Во второй половине 1860 г. Никитин чувствовал себя неплохо, невпроворот работал, написал большое прозаическое произведение "Дневник семинариста", напечатанный в "Воронежской Беседе на 1861 г." и вызвавший сочувственные отзывы критики. Расстроившееся к концу 1861 г. самочувствие Никитина к началу 1861 г. опять улучшилось, наступил сызнова взлет сил. Он принимает деятельное участие в собраниях сгруппировавшегося рядом М.Ф. Де-Пуле кружка, в местной культурной работе, в организации в Воронеже общества распространения грамотности и в учреждении воскресных школ. В 1859 - 1861 годы Никитин помещал свои произведения в "Отечественных Записках", "Народном Чтении", "Русском Слове" и "Воронежской Беседе". В мае 1861 г. Никитин очень простудился. Эта простуда, обострив туберкулезный ход, оказалась роковой. За все время продолжительной болезни стихотворец испытывал самые тяжелые физические страдания. К ним прибавились нравственные, причиной которых был папа, продолжавший, несмотря на тяжелую хворь сына, новости давний образ жизни. Скончался Никитин 16 октября 1861 г. Самые ранние, из сохранившихся произведений Никитина, относятся к 1849 г. Обособленность и сосредоточенность, развитые тяжелыми жизненными условиями, наложили отпечаток на творчество Никитина 1849 - 1853 годов. Его поэтическая сфера была ограничена; он, главным образом, вращался в области личных переживаний, окружающая существование привлекала всего ничего внимания. Игнорируя ее, стихотворец другой раз рисовал то, чего ни при каких обстоятельствах не видел, в частности, море ("Ночь на берегу моря", "На западе светило пылает", "Когда Невы, окованной гранитом..."). В поэзии Никитин за тот самый отрезок времени времени ослепительно проявились влечение осмыслить бытие, ощущение неудовлетворенности ею, терзание от несоответствия ее с мечтами и стремлениями; успокоение поэту давали натура и религиозная вера, которые примиряли его на время с жизнью ("Поле", "Вечер", "Когда закат прощальными лучами...", "Когда единственный, в минуты размышленья...", "Новый Завет" и др.). Но Никитин все-таки в 1849 - 1853 годы не замкнулся всецело в сфере личных ощущений и переживаний, в его творчестве этого времени уже заметны зачатки интереса к окружающей жизни, народу, уже звучат общественные мотивы ("Тишина ночи", "Оставь невеселый твой рассказ", "Певцу", "Мщение", "Нужда"). Никитин ещё не разобрался тогда в общественных вопросах, был казенно-патриотически настроен ("Русь"), но уже видел зло в общественной жизни, негодовал на него, возмущался, уже призывал поэта биться с ним ("Оставь нерадостный твой расклад...", "Певцу"). В 1849 - 1853 годы Никитин находился всецело во власти литературных влияний. Наиболее здорово было воздействие Кольцова, в особенности в отношении формы ("Весна на степи", "Русь", "Жизнь и смерть", "Успокоение", "Песня", "Наследство" и др.). Никитин великолепно овладел Кольцовской формой и стихом, и некоторые его стихотворения в этом отношении не уступают Кольцову ("Весна на степи", "Русь"). Наряду с влиянием Кольцова, в поэзии Никитина 1849 - 1853 годов обнаруживается воздействие Лермонтова ("Ключ", "Когда закат прощальными лучами...", "Юг и Север", "Засохшая береза", "Я помню счастливые годы...", "Наскучив роскошью блистательных забав..." и др.), Пушкина ("Лес", "Война за веру" и др.) и др. поэтов. Воздействие литературных источников весьма проявляется в мыслях и идеях, высказываемых Никитиным в стихотворениях с философским элементом, которые занимали достаточно видное местоположение в его поэзии 1849 - 1853 годов. В этих стихотворениях страсть сколько искусственности, риторики ("Дума", "Развалины", "Кладбище", "Наскучив роскошью блистательных забав..." и др.). Личные переживания играют видную образ в творчестве Никитина и затем 1853 г., но наряду с ними, обнаруживается крупный заинтересованность поэта к окружающей жизни, к народному и мещанскому быту и психологии. После 1853 г. в поэзии Никитина стали кроме того выражаться в известной степени тутошний колорит, этнографический ингредиент, заинтересованность к истории местного края. Казенно-патриотическое расположение, захватившее Никитина ещё до 1854 г., проявляется и следом ("Новая борьба", "Донцам", "Уж как был молодчина.

..", "На взятие Карса"), но к 1856 г. оставляет поэта. Религиозная настроенность, обнаруживающаяся в творчестве Никитина 1849 - 1953 годов, достаточно шибко проявилась в 1854 г. ("Моление о Чаше", "Сладость молитвы", "С.В. Чистяковой"), но затем пропала. В поэзии Никитина в 1854 - 1856 г., так же, как и раньше, видно воздействие других поэтов: Кольцова ("Измена", "Не широк мой двор...", "Бобыль", "Уж как был молодчина...", "Отвяжися, депрессия...", "У кого нет думы..."), Лермонтова ("Друг"), Пушкина ("Кулак", "Новая борьба") и др., но в значительно меньшей степени, чем прежде, все больше обнаруживается тяготение сходить своей дорогой. Изучение рукописных текстов Никитина, сохранившихся о нем материалов с несомненностью устанавливает, что в его творчестве 1854 - 1856 годов большую образ сыграло воздействие Второва и членов его кружка. К 1857 г. Никитин уже целиком определился как стихотворец. В его поэзии после этого этого года общественные мотивы занимали видное местоположение, но не исчерпывали всего ее содержания, он по-прежнему уделял значительное участливость личным переживаниям и природе; социальный ингредиент не подавил художественного. Развивавшиеся понемногу поэтические силы Никитина к 1861 г. стали пышно расцветать, но кончина прервала тот самый расцвет; они не успели обнаружиться совершенно. Никитин не выявил всех таившихся в нем возможностей. Наиболее значительное местоположение в поэзии Никитина занимают стихотворения, посвященные обрисовке народного быта. В них ослепительно выразилась самая искренняя, глубокая влюбленность к народу, горячее сочувствие его тяжелой доле, страстное охота улучшения его положения. Но вкупе с тем Никитин трезво смотрел на народонаселение, не идеализировал его, рисовал его правдиво, не замалчивая темных сторон, отрицательных бес народного характера, в частности, грубости, семейного деспотизма ("Упрямый отец", "Порча", "Дележ" и др.). Никитин был в полном смысле слова городской житель; хотя он и бывал в окрестностях Воронежа, но гостил в имениях помещиков; в настоящей деревне, посреди крестьян, в условиях их быта он ни в жизнь не жил. Материал для обрисовки народного быта и психологии давали Никитину, главным образом, извозчики, останавливавшиеся на его постоялом дворе, и вообще приезжие в Воронеж крестьяне. Ограниченность поля наблюдения народной жизни сказалась в поэзии Никитина, он не нарисовал широкой, всеобъемлющей картины жизни народа, не выявил во всей полноте и многообразии народной психологии, но дал строй хотя и разрозненных, отрывочных, но живых картин, в которых правдиво обрисованы социально-экономическое положение народа, народные печали и скорби, некоторые стороны народного быта, справедливо подмечены характерные черты народной психологии и нравов ("Мщение", "Старик-другоженец", "Ссора", "Жена ямщика", "Упрямый отец", "Купец на пчельнике", "Бурлак", "Порча" ("Болезнь"), "Рассказ крестьянки", "Дележ", "Выезд ямщика", "Староста", "Полночь", "Темно в горенке...", "Нищий", "Деревенский бедняк", "Пряха", "Ехал из ярмарки ухарь-купец...", "Мертвое тело", "Старый слуга", "За прялкой дама в поняве сидит..."). Наряду с крестьянством, Никитин уделил значительное внимательность мещанству, посвятив ему поэму "Кулак". Она сверх меры растянута, некоторые типы обрисованы бледно, но герой поэмы - мещанин-кулак, очерчен великолепно, дана верная и яркая характеристика мещанства, его психологии. В развитии общественного элемента в творчестве Никитина известную образ сыграл Некрасов, но его воздействие не являлось той главной силой, которая дала ориентация поэзии Никитина, определила ее, и в общем не было крайне значительным. Несмотря на сходство мотивов и настроений, в ней без малого отсутствуют такие характерные черты Некрасовской музы, как сатира и ирония. (Восторженное поклонение Некрасову, увлечение его поэзией в 1857 г. сменилось в Никитине в 1960 г. грубо отрицательным касательство к нему, выразившимся в стихотворении "Поэту-обличителю".) Поэт-общественник, Никитин дал немного стихотворений, которые приподнято стоят по искренности, глубине общественных чувств, по силе гражданской скорби, творческого подъема ("Разговоры", "Опять знакомые виденья!..", "Постыдно гибнет наше время!.."). В изображении субъективны

х переживаний Никитину удавалось добиваться здоровенный прочувствованности, силы и красоты, как, в частности, в знаменитом стихотворении "Вырыта заступом яма глубокая...", которое не только является лучшим созданием поэта, но и принадлежит к наиболее замечательным и трогательным произведениям русской поэзии. Никитин с детства полюбил природу, мог слиться с ней, чувствовать ее душу, распознавать оттенки ее красок и дал строй прекрасных и ярких ее картин, в которых проявил себя талантливым пейзажистом ("Вечер после этого дождя", "Буря", "Утро", "19 октября", "Рассыпались звезды, дрожат и горят...", "Смеркает день. В бору темнеет...", "В темной чаще замолк соловей...", "Помнишь? - с алыми краями..." и др.). "Дневник семинариста", оставшийся единственной попыткой Никитина изведать свою силу в художественной прозе, показывает, что в этой области он мог бы занять видное местоположение посреди современных ему бытописателей-реалистов. "Дневник семинариста", напечатанный прежде знаменитых "Очерков бурсы" Помяловского, имел для своего времени большое общественное значение: Никитин осветил без малого незатронутую тогда ещё область. Творчество Никитина узко связано с его жизнью и личностью, в нем хоть отбавляй автобиографического элемента. Тяжелая, мрачная, только с небольшими и немногими просветами, бытие Никитина, зачастую обострявшаяся и мучившая его немочь наложили основательный отпечаток на его творчество: в нем преобладают нерадостные тона, красной нитью проходят глубокая депрессуха и скорбь ("Еще единственный потухший день...", "Я помню счастливые годы...", "С суровой долей я раньше времени подружился...", "В лесу", "В саду", "Лампадка", "Незаменимая, бесценная утрата!..", "Детство веселое, детские грезы...", "Бедная юность, дни невеселые...", "Вырыта заступом яма глубокая..." и др.). Источником скорби Никитина были не одни только личные жизненные условия, но и вся окружающая существование с ее непримиримыми социальными контрастами, с ее злом, ужасом и человеческими страданиями. Наряду с печалью и скорбью, другими характерными чертами поэзии Никитина являются: простота, искренность, прочувствованность, гуманность и драматизм. По своим художественным достоинствам произведения Никитина весьма неравноценны: посреди его стихотворений, в особенности до 1854 г., есть достаточно невпроворот слабых, являющихся скорее прозой, выраженной стихами, чем поэзией, но, наряду с этим, у него есть строй стихотворений, облеченных в изящную художественную форму, полных поэтического чувства, написанных красивыми музыкальными стихами. В общем, Никитин по своему художественному дарованию не был весьма крупной величиной, но его поэзия приподнято стоит по проникающему ее гуманизму, по глубокой искренности, прочувствованности и высоте душевной настроенности. Эта край поэзии Никитина привлекла к нему общественные симпатии, создала широкую популярность.

Как считается рейтинг
◊ Рейтинг рассчитывается на основе баллов, начисленных за последнюю неделю
◊ Баллы начисляются за:
⇒ посещение страниц, посвященных звезде
⇒ голосование за звезду
⇒ комментирование звезды

Биография, история жизни Никитина Ивана Саввича

Детство, юность, учёба в семинарии

Иван Саввич Никитин родился 3 октября (21 сентября) 1824 г. в городе Воронеже. Его отец, Савва Евстихиевич Никитин, был зажиточный мещанин, торговал свечами, содержал постоялый двор. Иван Никитин учился с восьми лет в духовном училище, затем поступил в семинарию, но её не закончил. После смерти отца он содержал отцовский постоялый двор, работал в свечной лавке. Детство и юность Никитина прошли в окружении богомольцев, покупавших свечи в лавке. Никитин как сын зажиточных родителей был вольноприходящим студентом семинарии и сохранял независимость и широту взглядов. Он мечтал об университете. Ещё в семинарии начал писать стихи. Никитин тесно общался с народом, рос в атмосфере народных говоров разных мест России, слушал рассказы и сказки странников, жития святых и духовные стихи. В юности он увлекался , и другими классиками. Из церковных стен он вынес трепетное отношение к природе. Несмотря на то, что в семинарии к тому времени уже не было замечательных преподавателей – А.В. Кольцова и А.П. Серебрянского – семинаристы питались воспоминаниями об их кружке. Никитин написал первые стихи именно в подражание Кольцову.

Литературный успех

Первые стихи Ивана Никитина были опубликованы в 1853 году в воронежской газете "Губернские ведомости". Патриотические пафосные стихи были перепечатаны в других газетах и журналах, они были весьма кстати, так как шла Крымская война. Вскоре вышел первый сборник стихов (1856 г.) и Никитина стали сравнивать с Кольцовым. Второй сборник появился 1859 году. Никитин стал мастером российского пейзажа и преемником Кольцова, воспевателя тяжкого крестьянского труда, жизни городской бедноты и несправедливости устройства мира. Имя Никитина гремело, но жизнь была по-прежнему тяжёлой. Вскоре, в 1861 году, вышел прозаический "Дневник семинариста". Он написал поэму "Кулак", которая была закончена в 1857 году. Он показал в поэме тип человека, сильно напоминавшего собственного отца. Воронежский мещанин Карп Лукич, герой поэмы, жил мелким обманом, обсчётом и обмером. Он перекупщик, сам безденежный и разорившийся купец, не может выбраться из жестокой бедности. В результате этой жизни он пьянствовал и тиранил всех в доме. Поэма была принята критикой благосклонно и книга быстро разошлась. В это время постоялый двор стал приносить доход, семья вышла из нужды. Отец не бросил пить, но отношения в семье улучшились, работа уже не так тяготила Никитина.

ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ


Кружок Второва, наследие

Никитин получил великолепный отзыв Добролюбова на свою поэму. Поэта познакомили с графом Д.Н. Толстым, который помог ему печататься. Однако остальная критика была отрицательной. Особенно плохо о нём отозвался . Летом 1855 года Никитин заболел, простудившись во время купания. Его спасала вера, появилось много стихов с религиозной тематикой. Никитин написал более 60 романсов и песен, он остался непревзойдённым певцом русской природы. Панорамное зрение Никитина охватило все стороны русского бытия. "Дневник семинариста" был написан за год до смерти. На гонорары от книг Никитин смог купить книжный магазин, который стал литературным клубом для горожан. Планов было много, но силы и здоровье были на исходе. Никитин вошёл в кружок местной воронежской интеллигенции, это был кружок Николая Ивановича Второва. Но Второв вскоре уехал из Воронежа. Вторым другом Никитина был Михаил Фёдорович Де-Пуле. Именно он после смерти Никитина стал его душеприказчиком, он издавал его наследие, писал биографию и редактировал сочинения Никитина.

Личная жизнь

В 1856 году Никитин увлёкся гувернанткой помещиков Плотниковых. Звали девушку М.И. Жюно. Чувства были взаимны, девушка была кипучей натуры, развитая и чуткая к поэзии. Свои чувства они не афишировали.

Смерть

Иван Никитин скончался от туберкулёза в 1861 году. Всего им было написано 200 стихотворений. Имя Ивана Никитина вошло в музыкальную культуру России, его имя пережило многих, более крупных, но забытых поэтов. Кладбище, где был похоронен поэт в Воронеже, ликвидировано, на его месте построен цирк.

Замечательный русский поэт жил во времена царской России в девятнадцатом веке в трудном дореформенном периоде. Это обстоятельство оказало огромное влияние на развитие его таланта и на все его творчество. С раннего детства ему была знакома наполненная лишениями и страданиями жизнь простого народа и крепостных крестьян. Во всех его творениях отражены в полной мере бесправность, безысходность, нужда и тяжкий труд людей из низших сословий, к которым принадлежала подавляюще огромная доля российского населения.

Представителям данных сословий поэт искренне сочувствовал и относился к ним в соответствии с христианскими традициями, поддерживая нуждающихся на только добрым словом, но и оказывая им реальную помощь. Основная часть творчества литератора представляет собой поэтическую пейзажную лирику, которая, помимо прочего, содержит религиозный уклон и имеет философскую направленность. По своему творческому стилю является преемником традиций, заложенных Кольцовым.

Поэт вышел из купеческой семьи

Иван Саввич Никитин родился 3 октября 1824 года в Воронеже в небогатой, но достаточно обеспеченной купеческой семье. Его отец был владельцем небольшого завода по производству свечей, который было бы правильнее назвать кустарной мастерской. У него была лавка, в которой он торговал свечами.

Грамоте его обучал сапожник

Грамоту маленький Иван освоил рано. Помог в этом ему сосед, который был сапожником. Только научившись складывать буквы, Иван начал сочинить свои первые стихи.

Учеба в семинарии

Когда Ивану исполнилось восемь лет, отец отправил его в духовное училище. После окончания училища он изъявил желание быть священником и поступил в духовную семинарию. Семинария сыграла большую роль в становлении поэта, но его не устраивала существовавшая система образования и принятые там порядки. Позже он об этом напишет в «Дневниках семинариста».

Учась в семинарии, Никитин всерьез увлекся поэзией и сам много сочинял. Увлечение литературой открыло перед ним новые горизонты, ему удалось вырваться за пределы мещанского мировоззрения и обрести внутреннюю свободу.

Владелец постоялого двора

Семинарию Иван Никитин так и не закончил. Тяжелый характер и пьянство его отца в конечном итоге закончились разорением. Потом умерла его мать. Сложившиеся обстоятельства вынудили Ивана забросить учебу и заняться содержанием постоялого двора, который был куплен вместо проданного завода. Больше десяти лет он постоянно проводит в общении с приезжающими людьми, которые представляли разные социальные группы и сословия.

Приходилось ему выполнять и черную работу, включая подметание двора. Потом еще долгое время пришлось выплачивать накопленные долги. Но несмотря ни на что начинающий поэт не забросил увлечения литературой и продолжал писать стихи. Поддержки и одобрения творчества у отца, который был приверженцем мещанских взглядов, он так и не нашел.

Первые публикации

Впервые Иван Никитин принял решение опубликовать свои стихи в 1853 году. Они были напечатаны в издававшейся в Воронеже газете «Губернские ведомости». Вскоре стихи патриотического содержания появились и на страницах других изданий, что было весьма актуально, так как в те годы была Крымская война. В 1856 году издается первый сборник стихов Никитина. Следующий сборник выходит в 1859 году. Критики поставили творчество Никитина на один уровень с Кольцовым и увидели в нем мастера пейзажа и воспевателя нелегкой доли простого народа.

В 1857 году поэт завершил работу над поэмой «Кулак», которая пользовалась большим успехом у читателей и получила признание и высокие оценки критиков. Ее главный герой, мещанин Карп Лукич, был разорившимся купцом, жил за счет мелкого обмана и не мог выйти из бедности. В семье он был настоящим деспотом и беспробудным пьяницей. Герой поэмы сильно напоминал по складу характера отца Никитина.

Открытие Никитиным в Воронеже книжного магазина

В 1859 году поэт благодаря содействию друзей берет ссуду на сумму три тысячи рублей, так как собственных гонораров для реализации его замысла было недостаточно. На эти деньги он открывает в Воронеже книжный магазин. При этом магазине была организована читальня, что позволило ему стать одним из главных центров культуры в Воронеже.

Болезнь и смерть

В 1855 году Иван Никитин сильно заболел, простудившись при купании. Болезнь затянулась и переросла в чахотку. Весной 1861 года он снова серьезно простудился, что вызвало резкое ухудшение общего состояния здоровья. Туберкулезный процесс значительно ускорился. Уровень медицины тех лет практически не оставлял надежд на выздоровление. Скончался поэт 16 октября того же года в возрасте всего лишь 37 лет. Похоронили его в Воронеже, где поэт и прожил всю свою короткую жизнь.

Отражение творчества поэта в музыкальной культуре

Его произведения великолепно ложатся на музыку и послужили источником вдохновения для многих русских композиторов. На стихи Никитина было сочинено свыше 60 песен и романсов, среди которых многие стали популярными. Есть песни, которые превратились в народные. Пожалуй, самой известной из них является «Ухарь-купец». Тут, правда, следует отметить, что текст народной версии песни претерпел существенные изменения, повлиявшие на изначальное смысловое содержание.

Память о поэте

  • В честь Ивана Никитина названы улицы в Воронеже, Липецке, Новосибирске.
  • На Никитинской площади Воронежа в 1911 году был открыт памятник поэту, проект которого был разработан скульптором И.А. Шуклиным.
  • В 1924 году в Воронеже в доме, в котором Иван Никитин жил с 1846 года, был образован литературно-мемориальный Дом-музей Никитина.
  • Именем поэта названа одна из гимназий Воронежа.
  • В СССР выпускались почтовые марки с изображением Никитина, а в 2011 году почта России выпустила тираж открыток, на которых изображен упомянутый выше памятник поэту в Воронеже.

Творчество Ивана Никитина вызывает искренний интерес у почитателей настоящей глубокой поэзии.

Никитин Иван Саввич - поэт-самородок, любивший с детства природу и воспевавший ее красоту. Сочинения Ивана Саввича выдержали большое число изданий и разошлись в огромном количестве экземпляров.

Самобытный поэт ярко описывает дух того далекого времени. В поэтическом творчестве поэт стремится осмыслить свое существование, выражает чувство неудовлетворенности собственного бытия и сильно страдает от несоответствия имеющейся реальности. Успокоение поэт находил в природе и религии, примирявшей его на время с жизнью.

Из биографии Никитина Ивана Саввича:

Иван Саввич Никитин родился 3 октября (21 сентября) 1824 года в городе Воронеж. Его отец, Савва Евстихиевич Никитин, выходец из духовного звания, был зажиточный мещанин, торговал в свечной лавке и содержал свечной завод.

Детство и юность Ивана Никитина прошли в окружении богомольцев, покупавших свечи в лавке.

Грамоту маленький Иван освоил рано. Помог в этом ему сосед, который был сапожником. Только научившись складывать буквы, Иван начал сочинить свои первые стихи. Поддержки и одобрения творчества у отца, который был приверженцем мещанских взглядов, он так и не нашел. В детстве Ваня много читал и любил находиться на природе, единение с которой чувствовал с самого рождения.

Дом в Воронеже, где с отцом жил И. С. Никитин

Когда Ивану исполнилось восемь лет, отец отправил его в Воронежское духовное училище. После окончания училища(1839), он изъявил желание быть священником и поступил в духовную семинарию. (1839), из которой был исключён за пропуски занятий (1843). Никитин как сын зажиточных родителей был вольноприходящим студентом семинарии и сохранял независимость и широту взглядов. Семинария сыграла большую роль в становлении поэта, но его не устраивала существовавшая система образования и принятые там порядки. Позже он об этом напишет в «Дневниках семинариста» (1861), где отразит нерадостные впечатления от пребывания в семинарии. Иван Никитин мечтал об учёбе в университете.

Семинарию Ивану Никитину так и не удалось закончить. Тяжелый характер и пьянство его отца в конечном итоге закончились разорением. Потом умерла его мать Прасковья Ивановна, иссякли средства к существованию, мечты о поступлении в университет оказались нереальными, и Никитин был вынужден сначала торговать в свечной лавке, затем содержать постоялый двор (с 1844), который был куплен вместо проданного свечного завода.

Приходилось Ивану выполнять и черную работу, включая подметание двора. Потом еще долгое время пришлось выплачивать накопленные долги. Но несмотря ни на что начинающий поэт не забросил увлечения литературой и продолжал писать стихи.

Больше десяти лет он постоянно проводит в общении с приезжающими людьми, которые представляли разные социальные группы и сословия.

Трудности бытия Никитина, работавшего на постоялом дворе дворником, его трудная однообразная жизнь, тяжелые её обстоятельства не сломили юношу, он не опустился духовно, в любую свободную минуту старался читать книги, сочинять стихи, просившиеся наружу из его сердца.

Ещё учась в семинарии, Никитин всерьез увлекся поэзией и сам много сочинял. Увлечение литературой открыло перед ним новые горизонты, ему удалось вырваться за пределы мещанского мировоззрения и обрести внутреннюю свободу. Никитин тесно общался с народом, рос в атмосфере народных говоров разных мест России, слушал рассказы и сказки странников, жития святых и духовные стихи. В юности он увлекался Пушкиным, Жуковским и другими классиками. Из церковных стен он вынес трепетное отношение к природе. Несмотря на то, что в семинарии к тому времени уже не было замечательных преподавателей – А.В. Кольцова и А.П. Серебрянского – семинаристы питались воспоминаниями об их кружке. Никитин написал первые стихи именно в подражание Кольцову.

С 1853 года начинается сближение Никитина с историком, этнографом и общественным деятелем Н. И. Второвым и его кружком, объединившим представителей воронежской интеллигенции. Именно Второв вдохновил Ивана Никитина на первую публикацию в «Воронежских губернских ведомостях» 21 ноября 1853 года стихотворения «Русь», написанное в период начала Крымской войны и его патриотическое содержание было очень злободневным.

Увлеченный творчеством Никитина Н. И. Второв ввел его в кружок местной интеллигенции, познакомил с графом Д. Н. Толстым, напечатавшим стихотворения поэта в «Москвитянине» и выпустившим в Петербурге первый его сборник отдельным изданием (1856 год).

Популярность поэта в то время была нарастающей, но он по-прежнему жил тяжело. Отец беспробудно пил, правда, семейные отношения немного улучшились; обстановка постоялого двора уже не так угнетала молодого человека, вращавшегося в кругу интеллигентных людей, искренне расположенных к нему.

Но Никитина начали одолевать болезни. В 1855 году Иван Никитин сильно заболел, простудившись при купании. Болезнь затянулась и переросла в чахотку.

В 1856 году Никитин увлёкся гувернанткой помещиков Плотниковых. Звали девушку М.И. Жюно. Чувства были взаимны, девушка была кипучей натуры, развитая и чуткая к поэзии. Свои чувства они не афишировали.

Книжная лавка И. С. Никитина

В 1859 году поэт благодаря содействию друзей берет ссуду на сумму три тысячи рублей, так как собственных гонораров для реализации его замысла было недостаточно. Будучи человеком дела, И. Никитин в феврале 1859 года на эти деньги он открывает в Воронеже книжный магазин, а при нём лавку и библиотеку. Вскоре магазин из обычной торговой точки превратился в заметный очаг культуры, каких не было в городе. Это позволило ему стать одним из главных центров культуры в Воронеже. +В 1861 году Никитин посетил Петербург и Москву, принимал участие в местной культурной работе, в формировании общества распространения грамотности в Воронеже, а также в учреждении воскресных школ.

В начале 60-х годов Н. А. Некрасов пригласил поэта сотрудничать в журнале «Современник». Это было настоящим признанием, но воспользоваться приглашением И. Никитин уже не мог. Тяжёлая болезнь подтачивала силы поэта.

В мае 1861 года поэт снова сильно простудился, что вызвало обострение туберкулезного процесса и резкое ухудшение общего состояния здоровья. Туберкулезный процесс значительно ускорился. Уровень медицины тех лет практически не оставлял надежд на выздоровление.

Скончался поэт 16 октября того же года в возрасте всего лишь 37 лет. Похоронили его в Воронеже, на Ново-Митрофаньевском кладбище, где поэт и прожил всю свою короткую жизнь.

Творческое наследие И. С. Никитина и его вклад в русскую литературу:

Замечательный русский поэт жил во времена царской России в девятнадцатом веке в трудном дореформенном периоде. Это обстоятельство оказало огромное влияние на развитие его таланта и на все его творчество.

Поэтические строки Иван начал писать еще в семинарии, а в печать свои творения решился отдать только в 1853 году. Публикация их состоялась в «Воронежских губернских ведомостях», когда молодому человеку было 29 лет. Патриотические пафосные стихи были перепечатаны в других газетах и журналах, они были весьма кстати, так как шла Крымская война. Произведения автора переписывались и передавались из рук в руки, начали печататься в «Отечественных записках», «Библиотеке для чтения».

Летом 1855 года Никитин заболел, простудившись во время купания. Его спасала вера, появилось много стихов с религиозной тематикой. Тема человеческой веры красной нитью проходит через все поэтическое творчество Ивана Никитина: «Новый завет», «Молитва», «Сладость молитвы», «Моление о чаше». Видя святую благодать во всем, Никитин становился самым проникновенным певцом природы («Утро», «Весна в степи», «Встреча зимы») и обогатил русскую поэзию большим числом шедевров пейзажной лирики.

Вскоре вышел первый сборник стихов (1856 г.) и Никитина стали сравнивать с Кольцовым.

Потом Никитин написал поэму «Кулак», которая была закончена в 1857 году. Он показал в поэме тип человека, сильно напоминавшего собственного отца. Воронежский мещанин Карп Лукич, герой поэмы, жил мелким обманом, обсчётом и обмером. Он перекупщик, сам безденежный и разорившийся купец, не может выбраться из жестокой бедности. В результате этой жизни он пьянствовал и тиранил всех в доме. Поэма была принята критикой благосклонно и книга разошлась меньше чем за год, принеся поэту неплохой доход. Несмотря на болезненное состояние и угнетенное настроение, Никитин продолжал в 1857-1858 годах пристально следить за русской литературой. Из зарубежной читал Шекспира, Купера, Гёте, Гюго, Шенье. Также начал изучать немецкий язык, переводя Гейне и Шиллера. В 1857-1858 годах работал в «Отечественных записках», «Русской беседе». В это время постоялый двор стал приносить доход, семья вышла из нужды. Отец не бросил пить, но отношения в семье улучшились, работа уже не так тяготила Никитина.

Никитин получил великолепный отзыв Добролюбова на свою поэму. Поэта познакомили с графом Д.Н. Толстым, который помог ему печататься.

Второй сборник появился 1859 году. Никитин стал мастером российского пейзажа и преемником Кольцова, воспевателя тяжкого крестьянского труда, жизни городской бедноты и несправедливости устройства мира. Имя Никитина гремело, но жизнь была по-прежнему тяжёлой.

Во второй половине 1860 года Никитин много работал. Вскоре, в 1861 году, вышел его прозаический «Дневник семинариста».

Оригинальная и существеннейшая черта поэзии Никитина – правдивость и простота, доходящие до самого строгого непосредственного воспроизведения житейской прозы. Почти все стихотворения Никитина распадаются на два больших блока: одни посвящены природе («Юг и Север» (1851) «Утро» (1854)), другие – человеческой нужде, народному страданию («Пахарь»(1856), «Жена ямщика» (1854)). И в тех, и в других поэт совершенно свободен от каких бы то ни было эффектов и праздного красноречия.

С раннего детства ему была знакома наполненная лишениями и страданиями жизнь простого народа и крепостных крестьян. Во всех его творениях отражены в полной мере бесправность, безысходность, нужда и тяжкий труд людей из низших сословий, к которым принадлежала подавляюще огромная доля российского населения. Представителям данных сословий поэт искренне сочувствовал и относился к ним в соответствии с христианскими традициями, поддерживая нуждающихся не только добрым словом, но и оказывая им реальную помощь. Основная часть творчества литератора представляет собой поэтическую пейзажную лирику, которая, помимо прочего, содержит религиозный уклон и имеет философскую направленность. По своему творческому стилю является преемником традиций, заложенных Кольцовым.

Поражает его способность тонко чувствовать окружающий мир, воспевать утонченные оттенки красок. Он был способен одним лишь росчерком пера вдохновенно и пронзительно чутко описать окружающий мир. В его стихах - истинная любовь к природе, в творчестве проявил поэт себя как талантливейший пейзажист. Любовь к народу – одна из главных тем в творчестве Никитина.

Значительное место в творчестве поэта, искренне переживавшего за свой народ и пропускавшего его беды через собственное сердце, занимают стихотворения, обрисовывающие быт обычного простолюдина («Жена ямщика», «Пахарь», «Мать и дочь», «Нищий», «Уличная встреча»). В них ярко выражена глубокая искренняя любовь к своему народу, горячее сочувствие его тяжкой судьбе и огромное желание улучшения его положения.

Вместе с этим Никитин не идеализировал народ, глядя на него трезвыми глазами, рисовал его правдиво, не скрывая мрачных сторон и негативных черт народного характера: семейного деспотизма, грубости («Порча», «Упрямый отец», «Дележ»).

Панорамное зрение Никитина охватило все стороны русского бытия.

В творчестве Никитина много автобиографического элемента с преобладающими печальными тонами, грустью и скорбью, обусловленными к тому же протекающей затяжной болезнью. Источником такой щемящей грусти были не только личные невзгоды, но и окружающая жизнь с человеческими страданиями, социальными контрастами, постоянным драматизмом. +Никитин входил в кружок местной воронежской интеллигенции, это был кружок Николая Ивановича Второва. Но Второв вскоре уехал из Воронежа. Вторым другом Никитина был Михаил Фёдорович Де-Пуле. Именно он после смерти Никитина стал его душеприказчиком, он издавал его наследие, писал биографию и редактировал сочинения Никитина.

За короткую жизнь Никитиным было написано около двух сотен прекрасных стихотворений, три поэмы и повесть.

Произведения Никитина великолепно ложатся на музыку и послужили источником вдохновения для многих русских композиторов. На стихи Никитина было сочинено свыше 60 замечательных песен и романсов, среди которых многие стали популярными. Есть песни, которые превратились в народные. Пожалуй, самой известной из них является «Ухарь-купец». Тут, правда, следует отметить, что текст народной версии песни претерпел существенные изменения, повлиявшие на изначальное смысловое содержание.

Никитин был и остался непревзойдённым певцом русской природы. Имя Ивана Никитина вошло в музыкальную культуру России, его имя пережило многих, более крупных, но забытых поэтов.

Память о самобытном русском поэте:

*В 1924 году в Воронеже в доме, в котором Иван Никитин жил с 1846 года, был образован литературно-мемориальный Дом-музей Никитина.

*Именем поэта названа одна из гимназий Воронежа.

*В СССР выпускались почтовые марки с изображением Никитина.

*В честь Ивана Никитина названы улицы в Воронеже, Липецке, Новосибирске.

*На Никитинской площади Воронежа в 1911 году был открыт памятник поэту, проект которого был разработан скульптором И.А. Шуклиным.

*В 2011 году почта России выпустила тираж открыток, на которых изображен упомянутый выше памятник поэту в Воронеже.

В истории отечественной словесности есть имена «негромкие», имена писателей и поэтов второго ряда, которые бывают заслонены то шумной «эстрадной поэзией», то модернистами с претензиями на гениальность. Проходит время и расставляет всех по своим местам. Оказывается, что в модерновости было, выражаясь по-есенински, много «изломанных и лживых жестов», а за шумом - ровным счетом ничего стоящего. Зато сила истинного дарования проходит через десятилетия и продолжает ощущаться еще долго. Особенно, когда само дарование художника идет от земли, от почвы, от глубинного осознания своей кровной связи с судьбой всего народа. Так было с нашим современником Николаем Рубцовым, и также, еще раньше, - с и Иваном Никитиным. Строки последнего о зиме мы учим еще с начальной школы

Биография Ивана Никитина(1824 - 1861)

Воронеж… Земля, давшая миру и России двух великих сыновей - Алексея Кольцова и Ивана Никитина. Впрочем, здесь же отбывал ссылку в 30-е гг. прошлого века поэт , оставивший о том красноречивое признание: «Я около Кольцова, Как сокол, закольцован…» Речь - о внешней несвободе. Только и Кольцов с Никитиным едва ли были свободны до конца. Обоих угнетала необходимость заниматься ненавистным торгашеством, ибо иных источников дохода просто не было. Жить в России писателю на гонорары от своих произведений - роскошь, которая выпадает очень немногим избранным.

Никитин до конца своей недолгой жизни оставался сыном времени, века и представителем купеческого сословия. На последнем стоит остановиться особо. Не очень-то в советские годы любили афишировать то обстоятельство, что первое поколение русских купцов вышло из старообрядчества. А там были многодетные семьи, верность традициям, любовь к труду с младых ногтей. И не считали для себя зазорным первые русские купцы и пахать, и сеять, и косить, и водку пить с простолюдинами, ибо помнили всегда, с каких низов поднялись сами. В дальнейшем купцы превращались в буржуа, и связи с прошлым слабели.

Отцом будущего поэта был торговец свечами, разорившийся вследствие склонности к пьянству и буйного нрава. Системного образования Никитин не получил, вынужден был оставить обучение в семинарии и стать хозяином постоялого двора, приносившего пусть небольшой, но постоянный источник дохода. Недостатки образования Никитин пытался восполнять усиленным самообразованием, в чем немало преуспел. Уже ближе к концу жизни, на ссуду, полученную от местного мецената Кокорева, Никитин смог открыть в книжную лавку с читальней. Они быстро стали культурным очагом провинции.

Глядя на фотографию Никитина и зная, что он ушел из жизни в классическом, роковом для русского (и не только) поэта возрасте - 37 лет, трудно отделаться от мысли, что он выглядит гораздо старше своих лет. Старила его не только борода, но и перенесенные в детстве лишения, необходимость биться за каждый кусок хлеба. В те времена люди вообще взрослели и старились, видимо, гораздо быстрее, чем сейчас… Чахотка (она же - туберкулез) считалась болезнью неизлечимой. Она и свела Никитина в могилу. Он похоронен рядом с Кольцовым, в чем есть глубокая правда и символизм. Впрочем, об этом - ниже.

Творчество Ивана Никитина

Ранние стихотворения Никитина неизбежно носили подражательный характер и интересны сейчас разве что историкам литературы. В поисках своего голоса он обратился к фольклору и опыту предшественников. А среди них был не только земляк Алексей Кольцов. Жанр «русской песни» в отечественной словесности пытались укоренить еще А.И.Нелединский-Мелецкий и А.Ф.Мерзляков, затем лицейский друг Антон Дельвиг. Так что Кольцову уже было, чей опыт учитывать. Далеко не все из стихотворений, имевших заголовок «Русская песня», действительно стали песнями и пошли в народ. У последнего чуткое ухо, оно сразу и безошибочно улавливает малейшую фальшь, отступление от подлинности, безыскусности народного стихосложения.

При жизни Никитину удалось издать два стихотворных сборника. Они вызвали самые разноречивые отклики, что, впрочем, естественно - нашлись те, кто принимал творчество поэта, и те, кто отнесся к нему как к подражательному и даже слабому. Как уже отмечалось выше, в читательское сознание Никитин входит преимущественно как певец родной природы и уже во-вторых, как бытописатель тяжелой крестьянской доли, беспросветной нужды и изнурительного труда.

Природа в восприятии Никитина - неиссякаемый источник поэтического вдохновения, та самая сила, которая способна целить душевные и даже физические раны, примирять с глубоким социальным несовершенством и расслоением. Несомненно, на характер поэзии Никитина повлиял и его собственный характер. В отличие от куда более эмоционального Кольцова, Никитин был, если воспользоваться выражением философа И.Канта, «вещью в себе». Скупые выразительные средства, минимум метафор и прочих словесных «украшений», внешняя простота и даже безыскусность. Но они-то и воздействуют сильнее всего! Ибо за этой внешней сдержанностью нетрудно прозреть натуру страстную, мятежную, ищущую, неуспокоенную.

Мало кто из поэтов сравнится с Никитиным по какой-то физиологической точности описаний, по натуралистичности ощущений, как, например, в хрестоматийных строках стихотворения «Звезды меркнут и гаснут. В огне облака…» И какой воистину космический, вселенский размах в первом самобытном никитинском стихотворении «Русь», где и «шатер голубых небес», и «даль степей», и «цепи гор». Никитин неизменно шел к осознанию и постижению России через Воронеж, свою «малую Родину», пределы которого покидал лишь однажды, ради поездки в столицы.

  • Когда при Советской власти Митрофаньевское кладбище в Воронеже было срыто и ликвидировано, удалось отстоять лишь захоронения Кольцова и Никитина - своего рода провинциальные «Литераторские мостки».
  • На стихи Никитина написано немало песен, оторвавшихся от имени автора. До сего дня они воспринимаются как русские народные - настолько автору удалось проникнуться народным духом. Самая известная вещь этого рода - «С ярмарки ехал ухарь-купец…»
Loading...Loading...