Федеральные закупки по 223 фз. О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц

Иллюстрация: Право.ru/Петр Козлов

Нововведения в закон о закупках ощутимо изменят процедуры по 223-ФЗ. Все закупки поделятся на конкурентные и неконкурентные. Приоритет получат первые, которые будут проводиться в основном в электронной форме. Нормы наделяют заказчика новыми обязанностями. В частности, добавились правила, как надо описывать предмет закупки. Главная тенденция – сближение с более строгими правилами закона о госзакупках 44-ФЗ.

Первого июля вступили в силу значительные изменения в закон № 223-ФЗ, который регулирует закупки госкорпораций, унитарных предприятий и прочих коммерческих организаций с участием государства более 50%. Главное нововведение в том, что закупки будут поделены на конкурентные и неконкурентные. В конкурентных извещение, как правило, будет размещаться в единой информационной системе (ЕИС), а сами такие закупки станут по умолчанию электронными. Исключение - если заказчик указал другой порядок в документации. Если в закупке могут принимать участие только субъекты малого и среднего предпринимательства, то электронная форма становится обязательной, говорится в новом законе. Он впервые предусмотрел правила, по которым заказчики должны подготавливать техническое задание, приравнял запрос котировок и предложений к формам торгов и определил общие требования к ним. Также регламентированы особенности проведения аукционов и конкурсов.

Электронные площадки: почему никто не готов

Закон определил порядок проведения конкурентных закупок в электронной форме. Предприниматели должны будут пройти аккредитацию на новых электронных площадках. Чтобы внести денежные средства в качестве обеспечения, поставщику придется открыть специальный счет в банке, который уполномочен Правительством. По словам Калининой, закупки у малого и среднего бизнеса заработают не с 1 июля 2018 года, а только после того, как начнут функционировать новые операторы площадок (ориентировочно осенью). Как сообщали «Ведомости», Правительство продлило банкам срок для заключения договоров с площадками до 1 января 2019 года. Подготовиться не успевают и крупные заказчики: на круглом столе в Совете Федерации они просили дать еще несколько месяцев, чтобы состыковать свои программы с ЕИС. Поставщикам, в свою очередь, нужно время, чтобы открыть банковские спецсчета, писал «Коммерсант». Несмотря на задержку, заказчикам уже сейчас надо учитывать предстоящие изменения, предупреждает Калинина.

Раньше большинство положений о закупках содержало открытый перечень случаев закупок у единственного поставщика. В результате госкомпании проводили в этой форме треть закупок. Закрытый перечень должен улучшить ситуацию.

Юрист Art De Lex Анна Большакова

Помимо этого, появились правила описания товаров, работ или услуг в конкурентных закупках:

  • нужно указать функциональные характеристики (потребительские свойства) объекта, а также технические, качественные и при необходимости эксплуатационные;
  • в большинстве случаев нельзя указывать товарные знаки, фирменные наименования, страну изготовителя и т. д., поскольку это необоснованно ограничивает количество участников закупки;
  • если назвать товарный знак все-таки необходимо, нужно предусмотреть возможность эквивалента. В законе называются исключения, например, требуется запчасть или расходный материал к машине и производитель требует именно оригинал.

Вместо начальной (максимальной) цены договора можно будет установить цену единицы товара и максимальную цену договора. Еще один вариант - формула определения цены договора и ее максимальное значение.

223-ФЗ+44-ФЗ=?

По мнению Калининой, 223-ФЗ перестал быть рамочным законом, который определяет лишь общие принципы и передает большинство вопросов на откуп заказчика. Теперь свобода заказчика существенно ограничена.

Главная тенденция - сближение правил 223-го и и более строгого 44-го законов. Новые ограничения в 223-ФЗ в значительной степени механически списаны с закона о госзакупках 44-ФЗ, но у него совсем другой предмет регулирования.

Партнер DS Law Мария Калинина

Тенденция видна на примере новых правил описания предметов закупки. Они списаны из 44-ФЗ, но не адаптированы к специфике корпоративных закупок, продолжает партнер DS Law. Но в целом она выступает за ограничение прав корпоративных заказчиков: «До сих пор это был очень неконкурентный рынок, где было принято ловить рыбу в мутной воде».

Поставщикам надо уже сейчас подготовить новые положения о закупках, которые бы отвечали всем требованиям новой редакции 223-ФЗ. «Наши юристы помогают акционерным обществам, автономным учреждениям и другим корпоративным заказчикам, чтобы успеть к 1 июля, - поделилась Калинина. - Но далеко не все этим занимаются. В этом случае их подстегнут жалобы поставщиков, когда изменения вступят в силу».

Разберем основы проведения закупок по 223-ФЗ для начинающих. Под его действие подпадают отдельные виды юрлиц. Это госкорпорации, госкомпании, публично-правовые компании, субъекты естественных монополий, организации, работающие в сферах электроснабжения, газоснабжения, теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения, автономные учреждения, хозяйственные общества, доля участия государства в которых превышает 50% и их дочерние общества.

Иногда по нормам Закона № 223-ФЗ проводят закупки бюджетные учреждения и унитарные предприятия, если это процедуры за счет грантов и субсидий, за счет собственного дохода или в которых заказчики выступают исполнителем по контракту и привлекают третьих лиц для выполнения обязательств.

Закон № 223-ФЗ устанавливает лишь общие правила проведения торгов. В нем можно найти регламент проведения электронных процедур, требования к закрытым закупкам и закупкам у едпоставщика, ведомственного контроля за деятельностью заказчиков.

Все основные правила проведения закупок заказчик устанавливает в своем положении - это главный документ, регламентирующий его закупочную деятельность.

Что касается способов закупок, главные перечислены в 223-ФЗ. Это конкурентные процедуры: конкурс, аукцион, запрос предложений, запрос котировок. Однако заказчикам не запрещено использовать другие процедуры. Но необходимо включить их в положение. При этом ряд ТРУ заказчики обязаны закупать в электронной форме (ПП РФ от 21.06.2012 № 616).

Алгоритм закупок по 223-ФЗ для начинающих

Начинающему заказчику нужно выполнить следующие действия:

223-ФЗ с изменениями 2020 для чайников

С начала 2020 года вступают в силу несколько важных изменений в Закон № 223-ФЗ. Во-первых, сократился срок на оплату по договорам, заключенным с малыми и средними предприятиями. Если раньше деньги нужно было перевести в течение 30 дней с даты оформления документов о приемке, то с января 2020 года срок уменьшили до 15 дней (ПП РФ от 18.09.2019 № 1205). Период считается в рабочих днях.

Во-вторых, повысили минимальный объем закупок у субъектов МСП. В частности, увеличился минимальный годовой объем закупок у МСП с 18 до 20% годового стоимостного объема всех договоров (ПП РФ от 01.08.2019 № 1001).

Обучение по 223-ФЗ с нуля

Проходить обучение по Закону № 223-ФЗ не обязательно ни заказчикам, ни поставщикам. Однако получить базовые знания нужно. Зная принципы закупок, требования к ним, заказчик не будет допускать ошибок и получать предписания от ФАС, сэкономит средства и удовлетворит свои потребности в качественных ТРУ.

Обучение может быть дистанционным и оффлайн, полноценным и краткосрочным, платным и бесплатным. Обучение с нуля для чайников обычно касается азов закупочной деятельности по Закону № 223-ФЗ. Это положения закона и связанных с ним нормативно-правовых актов, правила составления положения о закупках, основы планирования, этапы проведения закупок, правила составления договоров, составления отчетности.

Помимо обучения для себя есть профессиональное обучение. Оно проводится на базе учебных центров и вузов. Прошедшим курс выдают сертификат, удостоверение или диплом о высшем образовании. Это зависит от формата и количества часов.

Поставщику обучение не менее важно, чем заказчику. Важно понимать, на что обращать внимание в положении о закупках, какие бывают способы закупок, как отбирать подходящие процедуры, как заказчик рассматривает заявки и почему может отклонить заявку, по каким критериям отбирают победителя.

Закон о госзакупках (как 44-ФЗ, так и 223-ФЗ) регулирует условия и порядок заключения сделок по приобретению товарных продуктов, выполнению работ или оказанию услуг, где одной из сторон выступает орган публичной власти или организация с государственным участием в капитале. Однако изучение всех деталей может занять довольно много времени и далеко не всегда целесообразно, т. к. иногда достаточно краткого описания содержания, которое мы и предлагаем в нашей статье.

Законодательство о госзакупках 2017-2018 годов (основные документы)

Госзакупки — аукционно-конкурсная форма размещения заказов на предоставление товарных продуктов, выполнения работ или оказания услуг для государственных/муниципальных нужд. При этом условия заключения сделки оговариваются заранее в торговой документации. Такая система призвана регулировать контрактные отношения между госзаказчиками и поставщиками.

Ядро нормативной базы, регулирующей вопросы госзакупок, составляют следующие законодательные акты:

  1. Закон «О контрактной системе…» от 05.04.2013 № 44-ФЗ.
  2. Закон «О закупках товаров…» от 18.07.2011 № 223-ФЗ.

Основные различия между указанными нормативными актами состоят в том, что:

  1. В качестве заказчика закон 44 о госзакупках рассматривает только государственные организации, тогда как закон о закупках 223-ФЗ относит к заказчикам также предприятия с государственной долей в уставном капитале и некоторые бюджетные организации.
  2. Процедуру закупки закон о госзакупках 44-ФЗ регулирует полностью,закон же 223-ФЗсодержит отсылочные нормы к положению о закупках на каждый конкретный случай (пп. 2, 3 ст. 3 закона № 223-ФЗ).
  3. Способы госзакупок законом № 44-ФЗ определены исчерпывающе, закон же № 223-ФЗ оставляет этот выбор за заказчиком.

Рассмотрим подробнее каждый законодательный акт отдельно.

Сфера применения закона о закупках 44-ФЗ

Федеральный закон 44 о закупках достаточно подробен и объемен. Связано это с тем, что он регламентирует отношения в сфере закупок для госнужд на всех этапах проведения процедуры закупки — от планирования до осуществления контроля. Детально область применения закона № 44-ФЗ отражена в статье 1.

По правилам закона о госзакупках № 44-ФЗ сделки должны производиться, если в качестве заказчика выступает (п. 3 ч. 1 ст. 1):

  • государственный орган или орган муниципальной власти;
  • орган управления государственным внебюджетным фондом;
  • бюджетное или казенное учреждение;
  • корпорации «Росатом» и «Роскосмос»;
  • государственное или муниципальное унитарное предприятие (за некоторым исключением).

При этом положения закона № 44-ФЗ не применяются в случаях (ч. 2 ст. 1):

  1. Оформления сделки по получению услуг международных финансовых учреждений, созданных согласно международным договорам, участником которых является Россия.
  2. Проведения закупок в процессе обеспечения безопасности свидетелей, потерпевших, судей и т. д. (в рамках законов «О госзащите потерпевших…» от 20.08.2004 № 119-ФЗ и «О госзащите судей…» от 20.04.1995 № 45-ФЗ).
  3. Приобретения драгметаллов и драгоценных камней для наполнения Госфонда России, включая госфонды субъектов РФ.
  4. Предоставления или назначения бесплатного адвоката гражданам.
  5. Осуществления закупок избирательными комиссиями в период выборов, референдумов (за небольшим исключением, в соответствии с пп. 6, 7 и 9 ч. 2 ст. 1).
  6. В рамках подготовки к чемпионату мира ФИФА-2018 и Кубка конфедераций 2017 года, согласно требованиям п. 8 ч. 2 ст. 1.

Краткое содержание федерального закона 44 о госзакупках

Закон № 44-ФЗ состоит из 8 глав, включающих в себя 114 статей (120, считая с дополнениями). Кратко содержание рассматриваемого нормативного акта можно условно разделить на 2 части:

Часть 1

  1. Глава 1 посвящена общим положениям, представляет собой вводную часть закона, которая в числе прочего определяет сферу применения документа, основные понятия, принципы контрактной системы, цели осуществления закупок. Так, к принципам контрактной системы закупок закон относит (ст. 6-12):
  • открытость и прозрачность в сфере информации;
  • обеспечение конкуренции;
  • профессионализм заказчиков;
  • единство контрактной системы;
  • другие.

Кроме того, в 1-й главе регулируются нюансы осуществления закупок некоторыми юридическими лицами (ст. 15), что, по сути, является проведением разграничения между применением ими данного закона и закона № 223-ФЗ.

  1. Глава 2 посвящена планированию в сфере закупок. Для этих целей закон определяет порядок формирования планов и планов-графиков, внесения в них изменений и процедуру ознакомления с этими документами заинтересованных лиц.
  2. Глава 3 посвящена осуществлению закупок. Это основная часть закона, состоит из 7 параграфов, положения которых регулируют:
    • общие основы проведения закупок;
    • порядок определения стороны сделки через конкурсы, аукционы, запрос котировок и запрос предложений;
    • закрытые способы определения поставщика;
    • порядок закупок у единственного поставщика;
    • процедуры исполнения, обеспечения исполнения, изменения и расторжения контракта.

Часть 2

Вторая часть закона представлена главами, посвященными контролирующим и надзорным процедурам, порядку обжалования действий некоторых участников, а также особенностям проведения определенных видов закупок.

  1. Глава 4 определяет порядок проведения мониторинга и аудита в сфере закупок.
  2. В главе 5 регулируется процедура контроля в сфере закупок, включая:
    • установление перечня контролирующих органов;
    • определение форм проведения контроля;
    • порядок осуществления контроля;
    • правила ведения реестров контрактов заказчика и неблагонадежных поставщиков.
  3. Глава 6 устанавливает процедуру обжалования некорректных действий участников закупок, в том числе порядок подачи/рассмотрения жалоб и ответственность за нарушение законодательства в сфере закупок.
  4. В главе 7 рассматриваются особенности осуществления отдельных видов закупок.
  5. Глава 8 определяет заключительные положения, включая:
    • порядок разработки, формирования и внедрения единой информационной системы по закупкам;
    • переходные положения на период с 2014 по 2017 год;
    • положения о вступлении закона в силу.

Когда применяется закон о закупках 223-ФЗ?

223-й закон о госзакупках с 2016 года имел более широкую сферу применения по сравнению с действующим в настоящее время вариантом. В соответствии с коррективами, внесенными законом «О внесении изменений в отдельные законодательные акты…» от 03.07.2016 № 321-ФЗ, которые вступили в силу 01.01.2017, из области регулирования рассматриваемого нормативного документа выведено безусловное проведение закупок государственными и муниципальными унитарными предприятиями.

Таким образом, положения закона о госзакупках № 223-ФЗ применяются, если в качестве заказчиков выступают следующие субъекты с государственной долей участия в их уставных капиталах, превышающей 50%:

  • государственные корпорации, естественные монополии, публично-правовые компании, автономные учреждения, хозяйственные общества с более чем 50-процентным участием публичных органов власти;
  • организации, осуществляющие регулируемые виды деятельности в сфере ресурсоснабжения (водоснабжения, электроснабжения и т. п.);
  • дочерние хозобщества с госучастием в капитале более 50%;
  • дочерние хозобщества, более 50% уставного капитала которых принадлежит дочерним хозобществам с госучастием в капитале более 50%.

Кроме того, по правилам закона № 223-ФЗ могут совершать закупки бюджетные учреждения, ГУПы и МУПы, если:

  1. Ими принято положение о закупках в соответствии с требованиями ст. 2 закона № 223-ФЗ.
  2. Закупки производятся:
  • за счет грантов;
  • за счет субсидий из бюджетов;
  • со стороны бюджетных организаций, ГУПов и МУПов, как исполнителей по контракту с привлечением иных лиц на основании договора для исполнения заключенного контракта;
  • ГУПы, МУПы являются аптечными организациями;
  • из средств от иной приносящей доход деятельности (для бюджетных организаций).
  • ГУП относится к предприятиям, имеющим существенное значение для обеспечения прав и интересов граждан, обороноспособности и безопасности государства и поименовано в перечне, утв. распоряжением Правительства РФ от 31.12.2016 № 2931-р.
  • Краткое содержание закона о закупках 223-ФЗ

    В сравнении с законом № 44-ФЗ закон № 223-ФЗ более компактен. Он состоит всего из 11 статей, каждая из которых, правда, достаточно объемна.

    Нормы закона 223-ФЗ определяют:

    • цели регулирования и отношения, регулируемые документом;
    • правовые основы закупки;
    • принципы и основные моменты при проведении закупки;
    • информационное обеспечение закупки, включая положения о реестрах договоров и неблагонадежных поставщиков;
    • контролирующие мероприятия при проведении закупок;
    • ответственность за нарушение законодательства о закупках.

    Почему законы о госзакупках стоит изучать с комментариями?

    Как видно из краткого содержания рассматриваемых документов, закон 223-ФЗ по своей структуре во многом схож с законом № 44-ФЗ. Именно поэтому очень важно правильно разграничить эти нормативные акты при проведении закупок в конкретных обстоятельствах. Существенной помощью в данном вопросе может стать изучение законов о госзакупках 44-ФЗ и 223-ФЗ с комментариями к ним, которые щедро предлагаются как на бумажных носителях, так и в электронном виде в интернете.

    Таким образом, краткое содержание указанных законов может носить лишь вспомогательный характер, помогая составить лишь общее представление о них. При фактическом применении потребуется не только скрупулезно изучить акты, но и обратиться к помощи правовых комментариев и практике.

    Федеральный Закон 223 о закупках вышел в далеком 2011 году, а функционировать стал в 2012. К данному моменту далеко не все разобрались с тем, что он из себя представляет и чем отличается от предыдущей версии. Подробнее все детали и особенность функционирования данного нормативного акта можно узнать в данной статье.

    Согласно 223 ФЗ о закупках заказчиками госзакупок могут считаться только определенные лица. К ним относятся:

    • Крупные корпорации, компании, монополисты, возникшие естественным путем из-за отсутствия конкуренции на рынке. Важным условием является доля государства в уставном капитале. Закон ставит границу не менее 50% от уставного капитала.
    • Дочерние предприятия крупных компаний. Для участия в госзакупках им нужно соблюсти конкретные требования. Это может быть 50% капитала материнской компании, либо 10 млрд. рублей, выраженных в стоимости общих инвестиционных проектов, поддерживаемых государством.
    • Бюджетные учреждения, либо унитарные предприятия. Важно, что данные лица становятся закупщиками только за счет собственных средств, либо грантов.

    Подготовка к закупочной деятельности

    Для желающих участвовать в госзакупках существуют следующие необходимые этапы:

    1. Цифровая подпись должна быть зарегистрирована в любом удостоверяющем центре.
    2. На портале государственных услуг необходимо зарегистрироваться.
    3. На сайте, регулирующем вопросы госзакупок, также следует зарегистрироваться.
    4. Формулирование положений.
    5. Создание и последующее размещение на сайте документации, включающей план проведения мероприятий по закупкам.
    6. Необходимо завершить настройку профиля на государственном сайте закупок.
    7. Предоставление полной и конкретной документации лицам, задействованным в данном процессе.

    После осуществления всех вышеперечисленных мероприятий, лицо становится непосредственным участником конкурса. По его итогам с одним из конкурсантов и заключается контракт.

    Публикация сведений в ЕИС

    В Единую Информационную Систему в обязательном порядке вносятся следующие данные:

    • Способы осуществления закупок, необходимые для проведения мероприятий.
    • Порядок проведения торгов, который предполагает заказчик.
    • Отбор предположительных поставщиков, способы его проведения.
    • Сроки выполнения проекта и период перечисления финансовых средств согласно расчетам.
    • Порядок заключения договора между сторонами.
    • Порядок и проведение оплаты за выполненные работы.
    • Порядок наложения штрафов и их объем.
    • Алгоритмы решения возможных конфликтных ситуаций.

    Также в обязательном порядке загружаются остальные документы, связанные с закупочной деятельностью. К ним можно отнести планы и извещения по закупкам, непосредственно проект договора и протоколы, составленные в ходе закупок.

    Нет нужды публиковать все данные о предстоящих закупках, если их сумма не превышает 100000 рублей. К запрету подлежит любая информация, касающаяся государственной тайны.

    Самое важное для заказчика- таблица сроков

    Согласно 223-ФЗ сроки, установленные законом нужно соблюсти в обязательном порядке. К ним относятся:

    • Размещение в ЕИС Положения о закупках, а также всех связанных с ним изменений в течение 15 суток.
    • Размещение извещения о закупках в течение 20 суток или изменений в нем в течение трех суток.
    • Ответы на запросы участников до тех суток с момента их поступления.
    • Протоколы по закупкам и публикация подписанного сторонами договора, на которые также дается 3 дня.
    • Изменения по договору в течение 10 дней с момента их внесения.
    • Ежемесячный отчет по закупкам, подаваемый 10 числа каждого месяца.
    • Ежегодный отчет, подаваемый в течении января года, следующего за отчетным.

    Помимо представленных выше существуют дополнительные сроки, касающиеся приема заявок участников. Они зависят от размера поставщика, порядка процедуры отбора и финансовых объемов проекта. В целом это диапазон в 5-7 дней.

    Отличия ФЗ 44 от ФЗ 223

    Основным отличием ФЗ 223 является то, что он более прост для участников закупок и предъявляет менее строгие требования. К примеру, согласно ему, участники самостоятельно формулируют правила проведения закупок, любой специалист компании может осуществлять закупки, торги могут быть организованы на любой из 150 электронных площадок. Помимо этого у 44 ФЗ можно найти ряд отличий:

    1. Объемы данного закона больше в 10 раз, что упрощает работу новичкам, но совершенно не нужно профессионалам.
    2. Нарушения любого пункта регламента чревато крупным штрафом и внесением организации в черный список.
    3. Ограничены объемы закупок у одного поставщика.
    4. Доступны только 5 платформ для электронных торгов.
    5. Строгие сроки соблюдения каждого этапа.
    6. Победитель аукциона должен предоставить гарантии договора в размере 5-10% от общей суммы в зависимости от пожеланий заказчика.
    7. Заказчик не может самостоятельно вносить изменения в договор или расторгнуть его.

    Эти пункты нельзя назвать недостатками, так как они вносят более конкретный характер в процедуру госзакупок, что помогает не потеряться при самостоятельном регулировании, так как все этапы заранее расписаны. ФЗ 223 позволяет самостоятельно формулировать сроки выполнения этапов.

    Последняя редакция 223-ФЗ

    В январе 2019 Государственная Дума рассмотрела и приняла ряд изменений. Последняя редакция 223 ФЗ имеет поправки касательно электронных торгов и поставщиков. Наиболее важными можно считать следующие поправки:

    • Автоматический перенос данных с внутренней системы компании в ЕИС за счет синхронизации перемещения информации, что должно сэкономить время и облегчить работу крупных компаний.
    • Обеспечение заявки осуществляется только при общей стоимости свыше 5000000 рублей и составляет 5%.
    • Изменение ключевых сроков, касающихся подачи извещений.
    • Создание заказчиками специальной комиссии, занимающейся проверкой конкурентности закупки.
    • Запрет покупки продуктов определенного товарного знака, использование при закупке слов или их эквивалентов.
    • Возможность присоединения дочерних компаний к закупке, осуществляемой материнской компанией.
    • Возможность производить закупки у одного конкретного поставщика.
    • Создание специальных счетов для обеспечения заявки в конкретных банках, перечисленных в законе.
    • Переход практически всех заявок в электронный формат.

    Это далеко не весь перечень изменений последней редакции 223 ФЗ. Для полного ознакомления с остальными поправками необходимо обратиться к самому документу.

    Счетная палата уже неоднократно обращала внимание на такие нарушения, как необоснованное ценообразование и авансирование, вывод закупок из-под действия 223-ФЗ, бесконтрольное привлечение соисполнителей. Это противоречит самой сути закупок по 223-ФЗ и приводит к закручиванию гаек.

    Преимущества 223-ФЗ

    • Не требуется обоснование закупок
    • Планирование закупок на 1 год
    • Не требуется обоснование начальной (максимальной) цены закупки
    • Указание товарных знаков в документации без обязательного эквивалента (ограничено в 2018 году)
    • Удобство малых закупок до 100 тыс. руб.
    • Требования к участникам, форма закупки, критерии оценки определяются заказчиком в положении о закупках

    При умелом использовании преимуществ закона, заказчик по 223-ФЗ может быстро провести закупку у эффективного поставщика с учетом последних требований к опыту, квалификации, техническому предложению и т.п.

    Какие заказчики обязаны закупать по 223-ФЗ

    1. Государственные корпорации, такие как
      • Агенство страхования вкладов (АСВ)
      • Внешэкономбанк (ВЭБ)
      • Роснано
      • Росатом
      • Ростех
      • Роскосмос
    2. Государственные компании, такие как
      • Роснефть
      • Транснефть
      • Сбербанк
      • РусГидро
      • Холдинг МРСК
      • Ростелеком
      • Алроса
      • Аэрофлот
    3. Субъекты естественных монополий
      • Газпром
      • Почта России
    4. Организации, осуществляющие регулируемые виды деятельности в сферах
      • Электроснабжение, газоснабжение, теплоснабжение
      • Водоснабжение, водоотведение, очистка сточных вод,
      • Обработка, утилизация, обезвреживание и захоронение твердых коммунальных отходов
    5. Государственные и муниципальные унитарные предприятия (ГУП, МУП)
    6. Автономные учреждения, а также хозяйственные общества с долей государства более 50%
    7. Дочерние хозяйственные общества с долей юридических лиц (п. 1-6) более 50% (“дочки” госкомпаний)
    8. Дочерние хозяйственные общества с совокупной долей дочерних юридических лиц п. 7 более 50% (“внучки” госкомпаний)
    9. Бюджетные учреждения, как исключение из 44-ФЗ, в случае получения ими грантов, выполнения госконтрактов или собственных доходов

    Кто может участвовать

    Участником закупки по 223-ФЗ может быть:

    1. Любое юридическое лицо, независимо от:
      • Организационно-правовой формы
      • Формы собственности
      • Места нахождения
      • Места происхождения капитала
    2. Любое физическое лицо
    3. Индивидуальный предприниматель
    4. Несколько юридических, физических лиц или ИП, выступающих на стороне одного участника

    Участники закупок по 223-ФЗ должны соответствовать требованиям, установленным заказчиком в положении о закупке и закупочной документации.

    Заказчик вправе установить требования об отсутствии участника закупки по 223-ФЗ в реестре недобросовестных поставщиков по 44-ФЗ.

    На практике в госзакупках по 223-ФЗ участвуют в основном юридические лица и очень редко физические лица.

    Для иностранных компаний возможности участия также ограничены сразу по нескольким направлениям. Чаще всего они подают заявки от российских юридических лиц.

    Что необходимо для участия в закупках

    Общие шаги:

    • получение электронной подписи для торгов (ЭЦП);
    • настройка компьютера, включая специальное ПО и плагины;
    • для СМП – регистрация на официальном сайте ЕИС (пошаговая инструкция в нашей статье).

    Закупочная документация по 233-ФЗ

    Документы состоят из четырех обязательных составляющих:

    1. План закупок по 223-ФЗ
    2. Положение о закупках
    3. Извещение
    4. Закупочная документация.

    Планы закупок

    Заказчики обязаны разместить планы закупок на текущий год в единой информационной системе. Запрещается осуществлять закупки, не включенные в планы-графики. Вы можете ознакомиться с планами закупок по 223-ФЗ по ссылке .

    С планом все достаточно понятно: в нем указывают, что конкретно и в каком количестве планируют закупать, а вот то что содержат оставшиеся три предположить сложно. Рассмотрим, о чем вкратце остальные документы.

    Положение о закупках

    Поскольку 223-ФЗ о закупках детально не регламентирует закупочную деятельность заказчиков, то они обязаны определить такой порядок самостоятельно.

    По 223-ФЗ положение о закупках - это документ, описывающий, как будут вестись торги, поэтому в нем важно указать:

    • вид торгов;
    • как будут проводиться торги, сроки;
    • требования к подрядчикам и результатам их деятельности;
    • нужные для участия документы;
    • как будут отбираться заявки;
    • стоимость или формулу ее расчета;
    • порядок подписания договора и оплаты по нему;
    • ответственность участников;
    • указание о том, что исполнитель не должен находиться в реестре недобросовестных поставщиков (РНП);
    • способы урегулирования споров.

    После подготовки положение публикуется в ЕИС, его предварительно утверждает орган управления компанией: руководитель, совет директоров, собрание учредителей и т.п.

    Если в положение вносились изменения - его следует утвердить заново и разместить в ЕИС.

    Заказчик обязан разместить положение о закупках в течение 15 дней с момента утверждения. Скачать образец положения о закупках .

    Положение о закупках заказчика является самым главным документом для поставщика по 223-ФЗ.

    Да, заказчиков десятки тысяч, но если некоторые из них вам интересны – рекомендуем внимательно изучить их положения, в какой форме они проводят закупки, за какие сроки объявляют, какие требования устанавливают.

    Типовое положение о закупках

    ГУПы, МУПы, бюджетные и автономные организации используют типовое положение.

    Оно отличается наличием трех неизменных частей:

    • описание порядка, по которому будут проводиться процедуры;
    • сроки подписания контрактов;
    • способ проведения торгов и подробные условия.

    Извещение

    В нем предприятие-заказчик должен указать:

    • как будет проводиться закупка (способ);
    • подробные данные о заказчике, включая контакты, адрес сайта;
    • предмет договора с подробными требованиями к характеристикам, количеству и иным существенным условиям;
    • место, куда нужно поставить продукцию или выполнить работы;
    • начальную максимальную цену;
    • срок, в течение которого поставщики могут подавать заявки;
    • срок публикации закупочной документации;
    • порядок, по которому будет определяться победитель;
    • иные сведения - всё, что посчитает нужным и важным госзаказчик.

    Документация о закупке

    В ней подробно расшифровываются и детализируются данные из извещения и положения. В документации снова описываются характеристики, количество единиц предмета закупки, но уже с подробными требованиями к безопасности, упаковке, отгрузке.

    Заказчику необходимо указать, что должно содержаться в заявке и как ее оформлять, как участники должны указывать информацию о себе и своих товарах или услугах, как будут оцениваться и сопоставляться заявки.

    Также в документации описывается:

    • порядок и возможные способы оплаты товаров, либо услуг поставщика;
    • порядок оплаты сопутствующих расходов: на страхование, доставку, таможенную пошлину, налоги и др.;
    • правила субподряда;
    • порядок предоставления разъяснений;
    • все даты, включая сроки подведения результатов и изучения предложений.

    Если исполнитель не согласен с действиями или бездействием заказчика, ЭТП, уполномоченной комиссии, усматривает в них нарушение норм 223-ФЗ и/или своих прав - он вправе обжаловать их, обратившись в суд или в антимонопольную службу.

    Где искать закупки

    Закупки по 223-ФЗ в обязательном порядке публикуются на официальном сайте госзакупок (zakupki.gov.ru).

    Извещения и вся документация по закупкам доступны бесплатно, без регистрации и в полном объеме.

    Эффективно работать с закупками по 223-ФЗ позволяет система Тендерплан .

    Какие закупки можно проводить 223-ФЗ

    Конкурентной является закупка, проводящаяся при соблюдении трех пунктов одновременно:

    1. Госзаказчик публикует, либо отправляет документацию: в ЕИС с открытым доступом для всех или направляет приглашения минимум двум потенциальным кандидатам в закрытую закупку;
    2. Подробно описан предмет торгов, указаны его подробные характеристики, которые для заказчика являются существенными;
    3. Обеспечена конкуренция.

    Если закупка противоречит одному или нескольким пунктам из этого перечня - она является неконкурентной.

    Виды конкурентных торгов:

    1. Конкурс - популярный вид торгов, в них побеждает поставщик, подавший заявку с самыми выгодными условиями;
    2. Аукцион - самый распространенный вид торгов, в них побеждает поставщик, сделавший самую низкую ставку путем снижения НМЦД на шаг аукциона;
    3. Запрос предложений - тендер, в котором побеждает поставщик, предложивший условия, наиболее подходящие под потребности заказчика. Запрос цен в электронной форме по 223-ФЗ - это и есть запрос ценовых предложений;
    4. Запрос котировок - тендер, в котором побеждает поставщик, предложивший самую низкую стоимость.

    Этот перечень не исчерпывающий. Заказчики вправе определить другие формы в положении о закупках. Конкурентные виды тендеров могут быть открытыми и закрытыми и проводиться в электронном виде, на бумаге, состоять из одного или нескольких этапов.

    Открытый конкурс по 223-ФЗ

    Что такое иные способы закупки по 223-ФЗ

    Выше мы отмечали, что 223-ФЗ предоставляет заказчикам много свободы. И они могут злоупотребить этим сверх меры. Заказчики могут устанавливать в своих положениях иные способы закупки, кроме конкурса и аукциона и определять их порядок.

    Изобретены тысячи различных способов закупок, точное количество которых не может подсчитать даже Антимонопольная служба (по оценкам ФАС свыше 3500).

    Некоторые из видов закупок, напрямую не предусмотренных в 223-ФЗ:

    • Конкурентные переговоры
    • Двух и трехэтапные конкурсы с предварительной квалификацией или без нее, переторжкой и т.д.

    Такое изобилие видов закупок представляет собой питательную среду для злоупотреблений.

    Механизм проведения закупки

    Итак, заказчик разместил положение, подготовил извещение и документацию.

    Теперь пришло время действовать поставщикам и подавать заявки в течение указанного в документах срока. Заявку можно отозвать или отредактировать до истечения срока подачи.

    Любой из потенциальных подрядчиков может направить запрос с просьбой разъяснить те или иные пункты этих документов. Он должен сделать это на протяжении 3-х дней и опубликовать в ЕИС, не называя запрашивавшего поставщика. Если меньше, чем через 3 дня заканчивается время, отведенное на подачу заявок, то на запрос можно не отвечать.

    Чтобы выбрать победителя, заказчику понадобится создать комиссию по закупке.

    Комиссия по закупке

    Еще одна особенность 223-ФЗ - необходимость формирования специальной комиссии, что это? Рассмотрим подробнее.

    Перед проведением торгов заказчик должен создать комиссию, которая должна состоять минимум из 5 членов, желательно, чтобы специалисты были компетентны по вопросам предмета закупки.

    Она выполняет следующие функции:

    • готовит извещение и документацию для закупки;
    • проверяет, соответствуют ли заявки указанным требованиям;
    • предоставляет разъяснения (отвечает на запросы участников);
    • оценивает заявки или привлекает для этого экспертов при необходимости;
    • объявляет переторжку или уторговывание;
    • ведет переговоры с потенциальными исполнителями;
    • определяет победителя;
    • отменяет торги.

    Подведение итогов

    В результате проведения тендера готовится протокол, его публикуют в ЕИС, он должен содержать:

    • дату составления;
    • общее число отправленных заявок, день и время регистрации каждой из них;
    • номер заявки по приоритету для заказчика. Первое место получает заявка, содержащая самые привлекательные условия. А если несколько заявок содержат одинаковые условия - они располагаются по времени подачи, приоритет отдается первой поданной заявке из одинаковых;
    • результаты рассмотрения (если это предусматривает документация): число неподошедших заявок, причины отклонения, решение комиссии, причины, если торги не состоялись.

    Победителей может быть несколько! Заказчик вправе выбрать не одного подрядчика, а несколько и подписать с ними соглашения.

    Все документы закупки: протоколы, разъяснения, уточнения хранятся у заказчика не меньше 3-х лет.

    Заключение договора по 223-ФЗ

    Подписывать договор по результатам закупки можно не раньше, чем через 10 рабочих дней после ее проведения (срок, отведенный на обжалование результатов процедур) и не позже 20 рабочих дней со дня публикации в системе итогового протокола.

    После обжалования подписывать договор можно на протяжении 5 дней после принятия решения о рассмотрении жалобы.

    Приоритет российских товаров по 223-ФЗ

    С 1 января 2017 вступило в силу Постановление Правительства №925, о приоритете товаров, работ и услуг российского происхождения .

    10 июля 2019 года в постановление были внесены изменения, установившие приоритет российской радиоэлектронной продукции в размере 30%.

    Памятка: сводная таблица сроков по 223-ФЗ

    Документ Сроки
    Положение Публикуется на протяжении 15 дней со дня утверждения
    Изменения в положении На протяжении 15 дней со дня утверждения
    Извещение, документация
    (по общему правилу)

    За 15 дней до конца отведенного времени для направления заявок

    При участи представителей МСП:
    · конкурсы, аукционы
    За 7 дней до конца отведенного времени для направления заявок, если НМЦД меньше или равна 30 млн. рублей

    За 15 дней до конца отведенного времени для направления заявок, если НМЦД больше 30 млн. рублей

    · предложения За 5 дней до его проведения, если НМЦД не больше 15 млн. рублей
    · котировки За 4 дня до конца отведенного времени для направления заявок, если НМЦД не больше 7 млн. рублей
    Изменения в извещения и документацию На протяжении 3-х дней с принятия изменений
    Разъяснения 3 дня с момента получения запроса
    Итоговый протокол и другие протоколы 3 дня
    Договор Подписывается на протяжении 10-20 дней после публикации итогового протокола, размещается в ЕИС на протяжении 3-х дней
    Договор по результатам обжалования 5 дней

    Особенности закупок с представителями МСП

    Тендер с участием представителей МСП проводится исключительно в электронном виде.

    Этапы конкурса:

    1. На протяжении срока, отведенного для подачи заявок, потенциальные поставщики могут обсуждать с заказчиком требования к предмету закупки, условия выполнения договора;
    2. Заказчик рассматривает все заявки, они должны соответствовать требованиям и содержать необходимые сведения, предусмотренные документацией;
    3. Проводится отбор кандидатов. Если какие-то пункты заявки не подходит под требования - она отклоняется.

    В извещении прописываются сроки отдельных этапов. По итогам каждого из них составляется протокол, а в результате последнего публикуется итоговый протокол.

    Когда в извещение вносятся изменения, заявки поставщиков не отклоняются, комиссия предлагает им отправить окончательные (дополнительные) предложения.

    На любом этапе после публикации промежуточного протокола каждый потенциальный исполнитель может отказаться от продолжения участия в торгах. Это выражается в непредоставлении им уточняющего (окончательного) предложения.

    Электронный аукцион с представителями СМП проводится по следующим правилам:

    • поставщик делает ставку, снижая цену на «шаг»: от 0,5 до 5% НМЦД;
    • делать равное или большее предложение последней ставки нельзя, как и недопустимо ставить цену, равную нулю;
    • нельзя снижать цену от своего же последнего предложения.

    Чтобы участвовать в такой закупке, как запрос котировок , МСП нужно подать предложение с ценой, согласие поставщика на предоставление предмета договора и другие документы, которые предусматривает извещение.

    Особенность запроса предложений с участием представителей МСП состоит в том, что он может предусматривать этап предварительного отбора, который проходит по таким правилам:

    • извещение четко устанавливает сроки каждого этапа;
    • требования едины для всех поставщиков и устанавливаются закупочными документами;
    • заявки подаются вместе с документами, которые подтверждают соответствие поставщика заявленным заказчиком требованиям;
    • если заявка им не соответствует - ее отклонят.

    Где и как проходят торги

    Торги с участием представителей МСП проводятся на восьми официальных ЭТП . Субъект должен иметь аккредитацию , иначе подать заявку не получится.

    Заявка на любой конкурс, аукцион - это документ, состоящий из двух частей. При запросе котировок достаточно заполнить одну часть. Также к каждой заявке составляется ценовое предложение. Первая часть полностью посвящена предмету закупки. Вторая - самому поставщику. Они подаются в определенной очередности.

    Если не соблюдать эти правила - заявка будет отклонена. Ценовое предложение указывает стоимость. Если это предусматривает закупка - могут подаваться дополнительные ценовые предложения, на их подачу отводится 3 часа.

    Обеспечение вносится по общим правилам (перевод на спецсчет или банковская гарантия). Поэтому у представителя МСП должен быть предварительно открыт спецсчет .

    Сумма, достаточная для обеспечения исполнения договора, блокируются на протяжении месяца после истечения срока для подачи заявки. Оператор ЭТП отправляет банку сведения о том, какую сумму необходимо заблокировать на спецсчете поставщика, банк обязан отреагировать на протяжении часа, если на нем достаточно средств.

    Если поставщик не выполнил все пункты договора, либо выполнил их ненадлежащим образом - заблокированные деньги переводятся заказчику.

    Как проходит закупка с представителями МСП

    Торги поводятся по таким этапам:

    1. ЭТП отправляет заказчику первую часть заявки и окончательного предложения от каждого поставщика на протяжении следующего дня после того, как закончилось время, отведенное на прием заявок;
    2. Направляется вторая часть на протяжении времени, установленного извещением;
    3. Заказчик изучает первую часть и отправляет ЭТП протокол, он публикуется в ЕИС на протяжении часа;
    4. На протяжении одного часа оператор отправляет заказчику протокол сопоставления цен;
    5. На протяжении 1 дня комиссия нумерует заявки, формирует и публикует итоговый протокол. На первом месте будет поставщик, который предложил самую низкую стоимость и предложил максимально выгодные условия, если несколько исполнителей предложили одинаковую стоимость, победит среди них тот, кто подал заявку первым;
    6. Средствами ЭТП заключается договор, составленный на основе извещения и закупочной документации. Он подписывается ЭЦП. Если у исполнителя есть претензии по пунктам соглашения - он отправляет второй стороне протокол разногласий. В нем поставщик может указать, какие пункты договора нарушают требования извещения или документации. Заказчик исправляет несогласованные пункты, либо отказывает исполнителю с обоснованием причин.

    После завершения сделки оператор ЭТП будет хранить все документы по закупке не меньше 3-х лет.

    Выводы

    Как видно, закупки по 223-ФЗ - непростая процедура для начинающих поставщиков. Закон регламентирует множество требований и процедур.

    Мы постарались рассказать максимально кратко суть, основные моменты закона 223-ФЗ, для чайников, пусть не в схемах, но в таблицах.

    А если вы уверены в своих силах - желаем успехов и прибыльных сделок!

    Loading...Loading...