Основные функции социальных институтов. Функции социальных институтов

В основе своей общество состоит из социальных институтов - сложной совокупности различных характеристик, которые обеспечивают целостность социальной системы. С точки зрения социологии это исторически сложившаяся форма деятельности людей. Основными примерами социальных институтов выступают школа, государство, семья, церковь, армия. И сегодня в статье разберем подробно вопрос, что такое социальные институты, каковы их функции, типы, а также приведем примеры.

Терминологический вопрос

В самом узком смысле под социальным институтом подразумевают организованную систему связей и норм, что удовлетворяют основные потребности общества в целом и личности в частности. К примеру, социальный институт семьи отвечает за репродуктивную функцию.

Если углубляться в терминологию, то социальный институт - это ценностно-нормативный комплекс установок и орган или организации, которые их утверждают и помогают реализовать. Также этим термином могут обозначать общественные элементы, что предоставляют устойчивые формы организации и регуляции жизни. Это, к примеру, социальные институты права, образования, государства, религии и т. д. Основная цель таких институтов - способствовать стабильному развитию общества. Поэтому главными функциями принято считать:

  • Удовлетворение требований общества.
  • Контроль социальных процессов.

Немного истории

Обеспечение функциональности

Чтобы социальный институт мог исполнять свои функции, он должен обладать тремя категориями средств:

  • Право . В рамках определенного института необходимо установить свои нормы, правила, законы. Этот признак социального института на примере образования проявляется в обязательном получении знаний детьми. То есть, согласно законам института образования, родители должны отправлять детей в школы с определенного возраста в обязательном порядке.
  • Материальные условия. То есть чтобы детям было где учиться, нужны школы, садики, институты и т. д. Необходимо обладать средствами, что помогут реализовать законы.
  • Моральная составляющая . Большую роль в соблюдении законов играет одобрение общественности. После окончания школы дети идут на курсы или в институты, они продолжают учиться потому, что понимают, зачем нужно образование.

Основные черты

Исходя из всего вышесказанного, уже можно определить основные черты социального института на примере образования:

  1. Историчность . Социальные институты возникают исторически, когда у общества возникает определенная потребность. Тяга к познанию появилась у людей задолго до того, как они стали жить в первых древних цивилизациях. Исследование окружающего мира помогало им выживать. Позже люди стали передавать опыт своим детям, те - делать свои открытия и передавать своему потомству. Так возникло образование.
  2. Устойчивость . Институты могут отмирать, но до этого они существуют веками, а то и целыми эпохами. Первые люди научились делать из камня оружие, сегодня мы можем обучиться полетам в космос.
  3. Функциональность. Каждый институт выполняет важную общественную функцию.
  4. Материальные средства. Наличие материальных объектов необходимо, чтобы выполнялись функции, ради которых был создан институт. Например, для института образования необходимы учебные заведения, книги и другие материалы, чтобы дети могли учиться.

Структура

Институты были созданы, чтобы удовлетворять человеческие потребности, а они достаточно многообразны. Если привести примеры социальных институтов, то можно сказать, что потребность в защите обеспечивает институт обороны, духовными потребностями заведует институт религии (в частности, церковь), на потребность в познании отвечает институт образования. Подытоживая все вышесказанное, можно определить структуру института, то есть его основные составляющие:

  1. Группы и организации, которые удовлетворяют потребности индивида или социальной группы.
  2. Нормы, ценности, правила, законы, следуя которым, индивид или социальная группа могут удовлетворить свои нужды.
  3. Символы, что регулируют отношения в экономической сфере деятельности (бренды, флаги и т. д.) Можно даже привести пример социального института с очень запоминающимся зелёным символом змея, обернутого вокруг кубка. Его часто можно видеть в больницах, которые обеспечивают индивиду или группе лиц потребность в хорошем самочувствии.
  4. Идеологические основы.
  5. Социальные переменные, то есть общественное мнение.

Признаки

Немаловажно определить признаки социального института. На примере образования это получится показать лучше всего:

  1. Наличие учреждений и групп, объединенных одной целью. Например, школа предлагает знания, дети хотят получить эти знания.
  2. Наличие системы образцов норм ценностей и символов. Также можно провести аналогию с институтом образования, где символом может выступать книга, ценностями - получение знаний, а нормами - соблюдение школьных правил.
  3. Поведение в соответствии с этими нормами. Например, ученик отказывается соблюдать правила, и его выгоняют из школы, из учреждения социального института. Конечно, он может стать на путь истинный и пойти в другое учебное заведение, а может случиться и так, что его не примут ни в одно из них, и он окажется за бортом общества.
  4. Человеческие и материальные ресурсы, что помогут в решении определенных задач.
  5. Одобрение общественности.

Примеры социальных институтов в обществе

Институты за своими проявлениями и факторами бывают совершенно разными. По факту их можно разделить на крупные и низкоуровневые. Если говорить об институте образования - это крупная кооперация. Что касается его подуровней, то это могут быть институты начальной, средней и старших школ. Поскольку общество динамично, некоторые институты низших уровней могут исчезать, как рабство, а некоторые - появляться, например, реклама.

Сегодня в обществе можно выделить пять главных институтов:

  • Семья.
  • Государство.
  • Образование.
  • Экономика.
  • Религия.

Общие функции

Институты призваны удовлетворять наиболее важные потребности общества и защищать интересы индивидов. Это могут быть как витальные, так и социальные нужды. Согласно социальным исследованиям, институты выполняют общие и отдельные функции. Общие функции закреплены за каждым объектом, а отдельные могут меняться в зависимости от специфики института. Изучая примеры функций социальных институтов, отметим, что общие выглядят следующим образом:

  • Установка и воспроизводство отношений в социуме . Каждый институт обязан обозначить стандартное поведение индивида путем внедрения правил, законов и норм.
  • Регуляция . Отношения в обществе необходимо регулировать, вырабатывая приемлемые модели поведения и накладывать санкции за нарушение норм.
  • Интеграция . Деятельность каждого социального института должна объединять индивидов в группы, чтобы они чувствовали взаимоответственности и зависимость друг от друга.
  • Социализация . Основная цель этой функции - передавать социальный опыт, нормы, роли и ценности.

Что касается дополнительных функций, их следует рассматривать в контексте основных институтов.

Семья

Ее принято считать самым важным институтом государства. Именно в семье люди получают первые базовые знания о внешнем, социальном мире и правилах, что там установлены. Семья - это базовая ячейка общества, которая характеризуется добровольным вступлением в брак, ведением общего быта, стремлением к воспитанию детей. В соответствии с этим определением выделяют основные функции социального института семьи. К примеру, экономическая функция (общий быт, ведение хозяйства), репродуктивная (рождение детей), рекреационная (оздоравливающая), социального контроля (воспитание детей и передача ценностей).

Государство

Институт государства еще называют политическим институтом, что управляет обществом и выступает гарантом его безопасности. Государство должно выполнять такие функции, как:

  • Регулирование экономики.
  • Поддержка стабильности и порядка в обществе.
  • Обеспечение социального согласия.
  • Защита прав и свобод граждан, воспитание граждан и формирование ценностей.

Кстати, на случай войны государство должно выполнять внешние функции, такие как оборона границ. К тому же принимать активное участие в международном сотрудничестве, чтобы защитить интересы страны, решить глобальные проблемы и наладить выгодные контакты для экономического развития.

Образование

Социальный институт образования рассматривается как система норм и связей, объединяющая общественные ценности и удовлетворяющая его потребности. Эта система обеспечивает развитие социума путем передачи знаний и навыков. К основным функциям института образования стоит отнести:

  • Адаптивную. Передача знаний поможет подготовиться к жизни и трудоустроиться.
  • Профессиональную. Естественно, чтобы найти работу, необходимо обладать какой-то профессией, образовательная система поможет и в этом вопросе.
  • Гражданскую. Вместе с профессиональными качествами и навыками знания способны передавать менталитет, то есть готовят гражданина конкретной страны.
  • Культурную. Индивиду прививают принятые в обществе ценности.
  • Гуманистическую. Помогают раскрыть личный потенциал.

Среди всех институтов образование играет вторую по значимости роль. Первый жизненный опыт индивид получает в семье, где он родился, но когда он достигает определенного возраста, сфера образования оказывает большое влияние на социализацию личности. Воздействие социального института, к примеру, может проявиться в выборе хобби, которым никто в семье не то что не занимается, но и не знает о его существовании.

Экономика

Экономический социальный институт должен отвечать за материальную сферу межличностных отношений. Общество, что отличается бедностью и финансовой нестабильностью, не может поддерживать оптимальное воспроизводство населения, обеспечивать образовательную базу развития социальной системы. Поэтому, как ни посмотри, а все институты связаны с экономикой. К примеру, экономический социальный институт перестает функционировать должным образом. В стране начинает повышаться уровень бедности и появляется больше безработных. Будет рождаться меньше детей, начнется старение нации. Поэтому главные функции этого института:

  • Согласовывать интересы производителей и потребителей.
  • Удовлетворять потребности участников социального процесса.
  • Укреплять связями внутри системы экономики, и сотрудничать с другими социальными институтами.
  • Поддерживать экономический порядок.

Религия

Институт религии поддерживает систему верований, которой придерживается большинство людей. Это своеобразная система верований и практик, популярных в конкретном обществе, и ориентированных на нечто священное, невозможное, сверхъестественное. Согласно исследованиям Эмиля Дюркгейма, у религии есть три самых важных функции - интегративная, то есть верования помогают сплачивать людей вместе.

На втором месте идет нормативная функция. Индивиды, придерживающиеся определенных верований, поступают согласно канонам или заповедям. Это помогает поддерживать порядок в обществе. Третья функция - коммуникативная, индивиды во время ритуалов имеют возможность пообщаться друг с другом или со служителем. Это помогает быстрее влиться в общество.

Таким образом, есть основания сделать небольшое заключение: социальные институты - это особые организации, которые должны удовлетворять базовые потребности общества и защищать интересы индивидов, что даст возможность интегрировать население, если же один из институтов выйдет из строя, в стране с вероятностью в 99% могут начаться перевороты, митинги, вооруженные восстания, что в конечном счете приведет к анархии.

Один из факторов, характеризующих общество в целом - совокупность социальных институтов. Их расположение словно на поверхности, что делает их особо удачными объектами для наблюдения и управления.

В свою очередь, сложная организованная система со своими нормами и правилами и есть социальный институт. Признаки его различны, но классифицированы, и именно они подлежат рассмотрению в данной статье.

Понятие социального института

Социальный институт - это одна из форм организации Впервые это понятие было применено По мнению ученого, все многообразие социальных институтов создает так называемый каркас общества. Разделение на формы, говорил Спенсер, производится под влиянием дифференциации социума. Все общество он делил на три основных института, среди которых:

  • репродуктивный;
  • распределительный;
  • регулирующий.

Мнение Е. Дюркгейма

Е. Дюркгейм был убежден, что человек как личность может реализовать себя только при помощи социальных институтов. Они же призваны налаживать ответственность между межинституциональными формами и потребностями социума.

Карл Маркс

Автор знаменитого "Капитала" оценивал социальные институты с точки зрения производственных отношений. По его мнению, социальный институт, признаки которого присутствуют и при разделении труда, и в явлении частной собственности, сформировался именно под их влиянием.

Терминология

Термин "социальный институт" произошел от латинского слова "institution", что означает "организация" или "порядок". К этому определению, в принципе, сводятся все черты социального института.

Дефиниция включает в себя форму закрепления и форму осуществления специализированной деятельности. Предназначение социальных институтов - обеспечить стабильность функционирования коммуникаций внутри общества.

Приемлемо также такое краткое определение термина: организованная и согласованная форма общественных отношений, целенаправленная на удовлетворение потребностей, значимых для общества.

Нетрудно заметить, что все из предоставленных дефиниций (включая указанные выше мнения ученых) основываются на "трех китах":

  • общество;
  • организация;
  • потребности.

Но это еще не полноценные черты социального института, скорее, опорные моменты, которые следует учитывать.

Условия институционализации

Процесс институционализации - социального института. Оно происходит при следующих условиях:

  • социальная потребность как фактор, который будет удовлетворять будущий институт;
  • социальные связи, то есть взаимодействие людей и общностей, в результате которых формируются социальные институты;
  • целесообразная и правил;
  • материальные и организационные, трудовые и финансовые необходимые ресурсы.

Этапы институционализации

Процесс становления социального института проходит некоторые этапы:

  • возникновение и осознание потребности в институте;
  • выработка норм общественного поведения в рамках будущего института;
  • создание своей символики, то есть системы знаков, которая будет указывать на создаваемый социальный институт;
  • формирование, развитие и определение системы ролей и статусов;
  • создание материальной основы института;
  • интегрирование института в уже имеющуюся социальную систему.

Структурные признаки социального института

Признаки понятия "социальный институт" характеризуют его в современном обществе.

Структурные признаки охватывают:

  • Сферу деятельности, а также социальных отношений.
  • Учреждения, которые имеют определенные полномочия для того, чтобы организовывать деятельность людей, а также выполнять различные роли и функции. Например: общественные, организационные и выполняющие функции контроля и управления.
  • Те специфические правила и нормы, которые призваны регулировать поведение людей в определенном социальном институте.
  • Материальные средства для достижения целей института.
  • Идеологию, цели и задачи.

Виды социальных институтов

Классификация, которая систематизирует социальные институты (таблица приведена ниже), делит это понятие на четыре отдельных вида. К каждому из них относится еще как минимум четыре конкретных института.

Какие существуют социальные институты? Таблица демонстрирует их виды и примеры.

Духовные социальные институты в некоторых источниках называют институтами культуры, а сфера семьи, в свою очередь, иногда называется стратификацией и родством.

Общие признаки социального института

Общие, а одновременно с этим и основные, признаки социального института такие:

  • круг субъектов, которые в процессе своей деятельности вступают во взаимоотношения;
  • устойчивый характер этих взаимоотношений;
  • определенная (а это значит, в той или иной мере формализованная) организация;
  • поведенческие нормы и правила;
  • функции, которые обеспечивают интеграцию института в социальную систему.

Следует понимать, что эти признаки неформальны, но логически вытекают из дефиниции и функционирования различных социальных институтов. При помощи них, кроме всего прочего, удобно анализировать институционализацию.

Социальный институт: признаки на конкретных примерах

Каждый конкретный социальный институт обладает своими особенностями - признаками. Они тесно перекликаются с ролями, например: основные роли семьи как социального института. Вот почему так показательно рассмотреть примеры и соответствующие ему признаки и роли.

Семья как социальный институт

Классический пример социального института - это, конечно, семья. Как видно из вышепредставленной таблицы, она относится к четвертому виду институтов, охватывающих одноименную же сферу. Следовательно, она является базой и конечной целью для брака, отцовства и материнства. К тому же семья же их и объединяет.

Признаки этого социального института:

  • связи брачные или кровнородственные;
  • общий семейный бюджет;
  • совместное проживание на одной жилплощади.

Основные роли сводятся к известному изречению о том, что она - "ячейка общества". По существу, все именно так. Семьи - частицы, из совокупности которых складывается социум. Кроме того что она является социальным институтом, семью также называют малой социальной группой. И не случайно, ведь с рождения человек развивается под ее влиянием и испытывает его на себе на протяжении всей жизни.

Образование как социальный институт

Образование есть социальная подсистема. Оно имеет свою специфическую структуру и признаки.

Основные элементы образования:

  • социальные организации и социальные общности (учебно-воспитательные учреждение и разделение на группы педагогов и учащихся и т. д.);
  • социокультурная деятельность в виде учебного процесса.

К признакам социального института относятся:

  1. Нормы и правила - в институте образования примерами можно считать: тягу к знаниям, посещаемость, уважение к преподавателям и одноклассникам/одногруппникам.
  2. Символика, то есть культурные признаки - гимны и гербы учебных заведений, животное-символ некоторых знаменитых колледжей, эмблемы.
  3. Утилитарные культурные черты, такие как учебные классы и кабиненты.
  4. Идеология - принцип равенства между учащимися, взаимоуважение, свобода слова и право голоса, а также право на собственное мнение.

Признаки социальных институтов: примеры

Подытожим изложенную здесь информацию. К признакам социального института относятся:

  • набор социальных ролей (например, отец/мать/дочь/сестра в институте семьи);
  • устойчивые модели поведения (например, определенные модели для преподавателя и учащегося в институте образования);
  • нормы (например, кодексы и Конституция государства);
  • символика (например, института брака или религиозной общины);
  • базовые ценности (то есть мораль).

Социальный институт, признаки которого были рассмотрены в данной статье, призван направлять поведение каждого конкретного человека, непосредственно являясь частью его жизни. В то же время, например, обычный страшеклассник относится как минимум к трем социальным институтам: семьи, школы и государства. Интересно, что, в зависимости от каждого из них, ему принадлежит и роль (статус), которую он имеет и согласно которой он выбирает свою модель поведения. Она, в свою очередь, задает его характеристику в обществе.

  • 9. Основные психологические школы в социологии
  • 10. Общество как социальная система, его характерные черты и особенности
  • 11. Типы обществ с позиции социологической науки
  • 12. Гражданское общество и перспективы его развития в Украине
  • 13. Общество с позиций функционализма и социального детерминизма
  • 14. Форма социального движения – революция
  • 15. Цивилизационный и формационный подходы к изучению истории развития общества
  • 16. Теории культурно-исторических типов общества
  • 17. Понятие социальной структуры общества
  • 18. Марксистская теория классов и классовой структуры общества
  • 19. Социальные общности − основной компонент социальной структуры
  • 20. Теория социальной стратификации
  • 21. Социальная общность и социальная группа
  • 22. Социальные связи и социальное взаимодействие
  • 24. Понятие социальной организации
  • 25. Понятие личности в социологии. Черты личности
  • 26. Социальный статус личности
  • 27. Социальные черты личности
  • 28. Социализация личности и ее формы
  • 29. Средний класс и его роль в социальной структуре общества
  • 30. Социальная активность личности, их формы
  • 31. Теория социальной мобильности. Маргинализм
  • 32. Социальная сущность брака
  • 33. Социальная сущность и функции семьи
  • 34. Исторические типы семьи
  • 35. Основные типы современной семьи
  • 37. Проблемы современных родственно-брачных отношений и пути их решения
  • 38. Пути укрепления брака и семьи как социальных звеньев современного украинского общества
  • 39. Социальные проблемы молодой семьи. Современные социальные исследования среди молодые по вопросам семьи и брака
  • 40. Понятие культуры, ее структура и содержание
  • 41. Основные элементы культуры
  • 42. Социальные функции культуры
  • 43. Формы культуры
  • 44. Культура общества и субкультуры. Специфика молодежной субкультуры
  • 45. Массовая культура, ее характерные черты
  • 47. Понятие социологии науки, ее функции и основные направления развития
  • 48. Конфликт как социологическая категория
  • 49 Концепция социального конфликта.
  • 50. Функции социальных конфликтов и их классификация
  • 51. Механизмы социального конфликта и его стадии. Условия успешного разрешения конфликтов
  • 52. Девиантное поведение. Причины девиации по э.Дюркгейму
  • 53. Виды и формы девиантного поведения
  • 54. Основные теории и концепции девиации
  • 55. Социальная сущность общественной мысли
  • 56. Функции общественной мысли и пути ее изучения
  • 57. Понятие социологии политики, ее субъекты и функции
  • 58. Политическая система общества и ее структура
  • 61. Понятие, виды и этапы конкретного социологического исследования
  • 62. Программа социологического исследования, ее структура
  • 63. Генеральная и выборочная совокупности в социологических исследованиях
  • 64. Основные методы сбора социологической информации
  • 66. Метод наблюдения и его основные виды
  • 67. Анкетирование и интервьюирование как основные методы опрашивания
  • 68. Опрос в социологическом исследовании и его основные виды
  • 69. Анкета в социологическом исследовании, ее структура и основные принципы составления
  • 23. Основные социальные институты и их функции

    Социальные институты являются основными структурными единицами общества. Они возникают, функционируют при существовании соответствующих общественных потребностей, обеспечивая их реализацию. При исчезновении таких потребностей социальный институт перестаёт функционировать и разрушается.

    Социальные институты обеспечивают интеграцию общества, социальных групп и индивидов. Отсюда можно определить социальный институт как некую совокупность индивидов, групп, материальных ресурсов, организационных структур, которые формируют социальные связи и отношения, обеспечивают их устойчивость и способствуют стабильному функционированию общества.

    Вместе с этим, к определению социального института можно подойти с позиции рассмотрения их как регуляторов социальной жизни, через социальные нормы и ценности. Следовательно, социальный институт можно определить как совокупность образцов поведения, статусов и социальных ролей, целью которого является удовлетворение потребностей общества и установление порядка и благополучия.

    Существуют и другие подходы в определении социального института, например, социальный институт может быть рассмотрен как социальная организация − организованная, скоординированная и упорядоченная деятельность людей при условии общего взаимодействия, жестко ориентированная на достижение цели.

    Все социальные институты функционируют в тесной взаимосвязи друг с другом. Виды социальных институтов и их состав весьма разнообразны. Типологизируют социальные институты по разным принципам: сферам жизни общества, функциональным качествам, времени существования, условиям и др.

    Р. Милс выделяет в обществе 5 основных социальных институтов :

      экономические − институты, организующие хозяйственную деятельность

      политические − институты власти

      институт семьи − институты, регулирующие половые отношения, рождение и социализацию детей

      военные − институты, организующие законное наследие

      религиозные − институты, организующие коллективное почитание богов

    Большинство социологов согласны с Миллсом в том, что главных (основных, фундаментальных) институтов в человеческом обществе всего пять. Их предназначение − удовлетворять важнейшие жизненные потребности коллектива или общества в целом. Каждый наделен ими в избытке, к тому же у каждого - индивидуальная комбинация потребностей. Но фундаментальных, важных для всех, не так уж и много. Их всего пять, но ровно пять и основных социальных институтов:

      потребность в воспроизводстве рода (институт семьи и брака);

      потребность в безопасности и социальном порядке (политические институты, государство);

      потребность в средствах существования (экономические институты, производство);

      потребность в получении знаний, в социализации подрастающего поколения, подготовке кадров (институты образования в широком смысле, т.е. включая науку и культуру);

      потребность решения духовных проблем, смысла жизни (институт религии).

    Вместе с этими социальными институтами можно выделить также коммуникационные социальные институты, институты социального контроля, образовательные социальные институты и другие.

    Функции социальных институтов :

      интеграционная,

      регулятивная,

      коммуникативная,

      функция социализации,

      воспроизводства,

      контрольная и защитная функции,

      также функция формирования и закрепления общественных отношений и др.

    Функции

    Типы институтов

    Репродукция (воспроизводство общества в целом и отдельных его членов, а также их рабочей силы)

    Брачно-семейные

    Культурные

    Образовательные

    Производство и распределение материальных благ (товаров и услуг) и ресурсов

    Экономические

    Контроль за поведением членов общества (в целях создания условий для конструктивной деятельности и урегулирования возникающих конфликтов)

    Политические

    Правовые

    Культурные

    Регулирование использования власти и доступа к ней

    Политические

    Коммуникация между членами общества

    Культурные

    Образовательные

    Защита членов общества от физической опасности

    Правовые

    Медицинские

    Функции социальных институтов могут меняться во времени. Все социальные институты имеют общие черты и различия.

    Если деятельность социального института направлена на стабилизацию, интеграцию и процветание общества, то она функциональна, если же деятельность социального института приносит вред обществу, то оно может быть расценено как дисфункциональное.

    Интенсификация дисфункциональности социальных институтов может привести к деозорганизации общества вплоть до его разрушения.

    Крупные кризисные явления и потрясения в обществе (революции, войны, кризисы) могут привести к нарушениям деятельности социальных институтов.

    Явные функции социальных институтов. Если рассматривать в самом общем виде деятельность любого социального института, можно считать, что его основной функцией является удовлетворение социальных потребностей, ради чего он и был создан и существует. Однако для осуществления этой функции каждый институт выполняет в отношении своих участников функции, обеспечивающие совместную деятельность людей, стремящихся к удовлетворению потребностей. Это, прежде всего следующие функции.

      Функция закрепления и воспроизводства общественных отшений . Каждый институт обладает системой правил и норм поведения, закрепляющих, стандартизирующих поведение своих членов и делающих это поведение предсказуемым. Соответствующий социальный контроль обеспечивает порядок и рамки, в которых должна протекать деятельность каждого члена института. Тем самым институт обеспечивает устойчивость социальной структуры общества. Действительно, кодекс института семьи, например, подразумевает, что члены общества должны разделяться на достаточно устойчивые малые группы - семьи. С помощью социального контроля институт семьи стремится обеспечить состояние стабильности каждой отдельной семьи, ограничивает возможности ее распада. Разрушение института семьи - это прежде всего появление хаоса и неопределенности, распад многих групп, нарушение традиций, невозможность обеспечения нормальной сексуальной жизни и качественного воспитания подрастающего поколения.

      Регулятивная функция состоит в том, что функционирование социальных институтов обеспечивает регулирование взаимоотношений между членами общества путем выработки шаблонов поведения. Вся культурная жизнь человека протекает с его участием в различных институтах. Каким бы видом деятельности ни занимался индивид, он всегда сталкивается с институтом, регламентирующим его поведение в этой области. Даже если какой-то вид деятельности не упорядочен и не урегулирован, люди немедленно начинают институционализировать его. Таким образом, с помощью институтов человек проявляет в социальной жизни предсказуемое и стандартизированное поведение. Он выполняет ролевые требования-ожидания и знает, чего ждать от окружающих его людей. Такое регулирование необходимо для совместной деятельности.

      Интегративная функция . Эта функция включает в себя процессы сплочения, взаимозависимости и взаимоответственности членов социальных групп, происходящие под воздействием институционализированных норм, правил, санкций и систем ролей. Интеграция людей в институте сопровождается упорядочением системы взаимодействий, увеличением объема и частоты контактов. Все это приводит к повышению устойчивости и целостности элементов социальной структуры, в особенности социальных организаций. Всякая интеграция в институте состоит из трех основных элементов, или необходимых требований:

    1) консолидация или совмещение усилий;

    2) мобилизация, когда каждый член группы вкладывает свои ресурсы в достижение целей;

    3) конформность личных целей индивидов с целями других или целями группы. Интегративные процессы, осуществляемые те с помощью институтов, необходимы для скоординированной деятельности людей, осуществления власти, создания сложных организаций. Интеграция - это одно из условий выживания организаций, а также один из способов соотнесения целей его участников.

      Транслирующая функция . Общество не могло бы развиваться, если бы не было возможности передавать социальный опыт. Каждый институт для своего нормального функционирования нуждается в приходе новых людей. Это может происходить как путем расширения социальных границ института, так и путем смены поколений. В связи с этим в каждом институте предусмотрен механизм, позволяющий индивидам социализироваться к его ценностям, нормам и ролям. Например, семья, воспитывая ребенка, стремится ориентировать его на те ценности семейной жизни, которых придерживаются его родители. Государственные учреждения стремятся воздействовать на граждан, чтобы привить им нормы повиновения и лояльности, а церковь старается приобщить к вере как можно больше новых членов.

      Коммуникативная функция . Информация, произведенная в институте, должна распространяться как внутри института с целью управления и контроля за соблюдением норм, так и во взаимодействиях между институтами. Причем характер коммуникативных связей института имеет свою специфику - это формальные связи, осуществляемые в системе институционализированных ролей. Как отмечают исследователи, коммуникативные возможности институтов неодинаковы: одни специально предназначены для передачи информации (средства массовой информации), другие имеют весьма ограниченные возможности для этого; одни активно воспринимают информацию (научные институты), другие пассивно (издательства).

    Явные функции институтов являются ожидаемыми и необходимыми. Они формируются и декларируются в кодексах и закреплены в системе статусов и ролей. Когда институт не справляется с выполнением своих явных функций, его непременно ждут дезорганизация и изменения: эти явные, необходимые функции могут быть присвоены другими институтами.

    Социальные институты классифицируют по разным критериям. Наиболее распространенной является классификация по целям (содержанию заданий) и сферы деятельности . В таком случае принято выделять экономические, политические, культурные и воспитательные, социальные комплексы институтов:

    - экономические институты – наиболее устойчивые, подлежащие строгой регламентации социальные связи в сфере хозяйственной деятельности, - это все макроинституты, которые обеспечивают производство и распределение социального богатства и услуг, регулируют денежный оборот, занимаются организацией и разделением труда (промышленность, сельское хозяйство, финансы, торговля). Макроинституты строятся из таких институций как собственность, управление, конкуренция, ценообразование, банкротство и т.д. Удовлетворяют потребности в производстве средств существования;

    - политические институты (государство, Верховная Рада, политические партии, суд, прокуратура и т.д.) – их деятельность связана с установлением, исполнением и поддержанием определенной формы политической власти, сохранением и воспроизводством идеологических ценностей. Удовлетворяют потребность в безопасности жизни и обеспечении социального порядка;

    - институты культуры и социализации (наука, образование, религия, искусство, разные творческие учреждения) – это наиболее устойчивые, четко регламентированные формы взаимодействия с целью создания, укрепления и распространения культуры (системы ценностей), научных знаний, социализации молодого поколения;

    - институт семьи и брака – способствуют воспроизводству человеческого рода;

    - социальные – организующие добровольные объединения, жизнедеятельность коллективов, т.е. регулирующие повседневное социальное поведение людей, межличностные отношения.

    Внутри главных институтов скрываются неглавные или не основные институты. Например, внутри института семьи и брака выделяются не основные институты: отцовства и материнства, родовой мести (как пример неформального социального института), имянаречения, наследования социального статуса родителей.

    По характеру целевых функций социальные институты делятся на:

    - нормативно-ориентирующие, осуществляют морально-этическую ориентацию поведения индивидов, утверждают в обществе общечеловеческие ценности, специальные кодексы и этику поведения;

    - нормативно-регулирующие, осуществляют регулирование поведения на основе норм, правил, специальных приписок, закрепленных в юридических и административных актах. Гарантом их выполнения является государство, ее представительские органы;

    - церемониально-символические и ситуативно-конвенционные, определяют правила взаимного поведения, регламентируют способы обмена информацией, коммуникативные формы неофициальной субординации (обращение, приветствие, утверждения/не утверждения).

    В зависимости от количества выполняемых функций выделяют: монофункциональные (предприятие) и полифункциональные (семья).

    По критериям способа регулирования поведения людей выделяют формальные и неформальные социальные институты.

    Формальные социальные институты. Основывают свою деятельность на четких принципах (правовых актах, законах, указах, регламентах, инструкциях), осуществляют управленческие и контрольные функции на основе санкций, связанных с поощрением и наказанием (административным и криминальным). К таким институтам принадлежат государство, армия, школа. Их функционирование контролирует государство, которое охраняет силой своей власти принятый порядок вещей. Формальные социальные институты определяют прочность общества. Они регулируются не только писаными правилами – чаще всего речь идет о переплетении писанных и неписанных норм. Например, экономические социальные институты функционируют на основе не только закона, инструкции, приказа, но и такой неписанной нормы, как верность данному слову, которая зачастую оказывается сильнее десятков законов или постановлений. В некоторых странах взяточничество стало неписанной нормой, настолько распространенной, что является достаточно устойчивым элементом организации экономической деятельности, хотя оно преследуется законом.

    Анализируя любой формальный социальный институт, необходимо исследовать не только формально зафиксированные нормы, правила, но и всю систему стандартов, в том числе морально-нравстенных эталонов, обычаев, традиций, которые устойчиво участвуют в регулировании институализированных взаимодействий.

    Неформальные социальные институты. Они не имеют четкой нормативной базы, то есть взаимодействия в рамках этих институтов не закреплены формально. Являются результатом социального творчества на основе волеизъявления граждан. Социальный контроль в таких институтах устанавливается с помощью норм, закрепленных в гражданской мысли, традициях, обычаях. К ним относят разные культурные и социальные фонды, объединения по интересам. Примером неформальных социальных институтов может быть дружба – один из элементов, который характеризует жизнь любого общества, обязательное устойчивое явление человеческого сообщества. Регламентация в дружбе достаточно полная, четкая и подчас даже жестокая. Обида, ссора, прекращение дружеских связей – своеобразные формы социального контроля и санкций в этом социальном институте. Но эта регламентация не оформлена в виде законов, административных уложений. У дружбы есть ресурсы (доверие, симпатия, длительность знакомства и т.д.), но нет учреждений. Она имеет четкое отграничение (от любви, взаимоотношений с коллегами по службе, братских отношений), но не имеет четкого профессионального закрепления статуса, прав и обязанностей партнеров. Другой пример неформальных социальных институтов – соседство, которое является значимым элементом социальной жизни. Примером неформального социального института может быть институт кровной мести, который частично сохранился у некоторых народов востока.

    Все социальные институты в различной степени объединены в систему, которая обеспечивает им гарантии равномерного, бесконфликтного процесса функционирования и воспроизводства общественной жизни. В этом заинтересованы все члены сообщества. Однако надо помнить, что в любом обществе существует известная доля аномичного, т.е. не подчиняющегося нормативному порядку поведения населения. Это обстоятельство может послужить основой дестабилизации системы социальных институтов.

    Среди ученых идет спор о том, какие социальные институты оказывают наиболее существенное влияние на характер общественных отношений. Значительная часть ученых считает, что наиболее существенное влияние на характер изменений в обществе оказывают институты экономики и политики. Первый создает материальный базис развития общественных отношений, так как нищее общество не в состоянии развивать науку и образование, а следовательно, повышать духовный и интеллектуальный потенциал общественных отношений. Второй создает законы и реализует властные функции, что позволяет выделять приоритеты и финансировать развитие определенных сфер общества. Однако к не меньшим социальным изменениям может привести развитие институтов образования и культуры, которые будут стимулировать экономический прогресс общества и развитие его политической системы.

    Институциализация социальных связей, обретение последними свойств института приводит к глубочайшим преобразованиям социальной жизни, которая приобретает принципиально иное качество.

    Первая группа последствий - очевидные последствия.

    · Формирование института образования на месте спорадических, спонтанных и, может быть, экспериментальных попыток передачи знаний приводит к существенному повышению уровня овладения знаниями, обогащению интеллекта, способностей личности, ее самореализации.

    В результате происходит обогащение всей общественной жизни и ускорение общественного развития в целом.

    Фактически каждый социальный институт, с одной стороны, способствует более качественному, надежному удовлетворению потребностей индивидов, а с другой – ускорению общественного развития. Поэтому чем больше общественных нужд удовлетворяется специально организованными институтами, тем более многогранно развито общество, тем оно качественно богаче.

    · Чем шире область институциализированного, тем больше предсказуемости, устойчивости, упорядоченности в жизни общества и личности. Расширяется зона, в которой личность свободна от своеволия, неожиданностей, надежды на «авось».

    Не случайно степень развитости общества определяется степенью развитости социальных институтов: во-первых, какой тип мотивации (а значит нормы, критерии, ценности) составляет основу институализированных взаимодействий в данном обществе; во-вторых, насколько в данном обществе развита система институализированных систем взаимодействий, насколько широк круг социальных задач, решаемых в рамках специализированных институтов; в-третьих, насколько высок уровень упорядоченности тех или иных институциональных взаимодействий, всей системы институтов общества.

    Вторая группа последствий – возможно, самые глубокие последствия.

    Речь идет о тех последствиях, которые порождены обезличенностью требований к тому, кто претендует на определенную функцию (или уже выполняет ее). Эти требования облекаются в форму четко фиксированных, однозначно толкуемых образцов поведения – норм, поддерживаемых санкциями.

    Социальные организации.

    Общество как социальная реальность упорядочено не только институциально, но и организационно.

    Термин «организация» употребляется в трех смыслах.

    В первом случае организацией может называться искусственное объединение институциального характера, занимающее определенное место в обществе и выполняющее определенную функцию. В этом смысле организация выступает как социальный институт. В таком значении «организацией» можно назвать предприятие, орган власти, добровольческий союз и т.д.

    Во втором случае термин «организация» может обозначать определенную деятельность по организации (распределении функций, налаживанию устойчивых связей, координации и т.д.). Здесь организация выступает как процесс, связанный с целенаправленным воздействием на объект, с присутствием организатора и организуемых. В этом смысле понятие «организация» совпадает с понятием «управление», хотя и не исчерпывает его.

    В третье случае под «организацией» может пониматься характеристика степени упорядоченности какого-либо социально объекта. Тогда этим термином обозначают определенную структуру, строение и тип связей, выступающих как способ соединения частей в целое. С этим содержанием термин «организация» употребляется, когда речь идет об организованных или неорганизованных системах. Именно это значение подразумевается в понятиях «формальная» и «неформальная» организация.

    Организация как процесс упорядочивания и согласования поведения индивидов присуща всем общественным образованиям.

    Социальная организация – социальная группа, ориентированная на достижение взаимосвязанных специфических целей и формирования высокоформализованных структур.

    Согласно убеждений П.Блау, собственно к организациям могут быть причислены лишь социальные образования, которые в научной литературе обычно обозначаются как «формальные организации».

    Черты (признаки) социальной организации

    1. Четко определенная и декларированная цель, которая объединяет индивидов на основе общего интереса.

    2. Имеет четкий общеобязательный порядок, систему ее статусов и ролей – иерархичную структуру (разделение труда по вертикали). Высокий уровень формализации отношений. Согласно правила, регламенты, распорядок охватывают всю сферу поведения ее участников, социальные роли которых четко определены, а отношения предполагают власть и подчинение.

    3. Должна иметь координирующий орган или систему управления.

    4. Выполняют достаточно устойчивые функции по отношению к социуму.

    Значимость социальных организаций заключается в том, что:

    Во-первых, любая организация стоит из людей, включенных в деятельность.

    Во-вторых, ориентирована на выполнение жизненно важных функций.

    В-третьих, изначально предполагает контроль над поведением и деятельностью людей, входящих в состав организаций.

    В-четвертых, использует средства культуры в качестве инструмента этой регуляции, ориентирована на достижение выдвигаемой цели.

    В-пятых, в наиболее концентрируемом виде фокусирует некоторые базовые социальные процессы и проблемы.

    В-шестых, сам человек пользуется разнообразными услугами организаций (детский сад, школа, поликлиника, магазин, банк, профсоюз и т.д.).

    Необходимым условием функционирования организации является: во-первых, соединение разнородных деятельностей в единый процесс, синхронизация их усилий во имя достижения поставленных общих целей и задач, продиктованных потребностями более широкого социума. Во-вторых, заинтересованность индивидов (групп) в сотрудничестве как средстве реализации собственных целей и решения своих проблем . Это в свою очередь, предполагает установление определенного социального порядка, разделения труда по вертикали, что является третьей предпосылкой для формирования организации. Выполнение управленческой функции предполагает наделение лиц, специализирующих на этой деятельности, определенными полномочиями – властью и формальным авторитетом, т.е. право отдавать указания подчиненным и требовать их выполнение. С этого момента лица, выполняющие базовую деятельность, и лицо, выполняющее управленческие функции, вступают в отношения руководства – подчинения, что предполагает ограничение части свободы и активности первых и передачи им части суверенитета в пользу вторых. Признание необходимости отчуждения работником части своей свободы и суверенитета в пользу другого лица во имя обеспечения необходимого уровня согласованности действий и социального порядка – условие и предпосылка формирования организации и ее деятельности. В связи с этим обязательным является выделение в группе людей, наделенных властью и авторитетом. Такой тип работника именуется руководителем , а тип выполняемой им специализированной деятельности – руководством . Руководители берут на себя функции целеполагания, планирования, программирования соединения, синхронизации и координации базовых деятельностей, контроль за их результатами. Установление и признание власти одного человека над другим – один из важных компонентов формирования организации.

    Следующим компонентом формирования организационных отношений, дополняющим и одновременно ограничивающим власть руководителя, является формирование общих универсальных правил и социальных норм, социокультурных стандартов , предписаний , регулирующих деятельность и организационные взаимодействия. Формирование и интернализация единых правил и социальных норм, регулирующих поведение людей в организации, позволяет повысить устойчивость социальных взаимодействий поведения участников деятельности. Связано с формированием предсказуемых и устойчивых отношений, обеспечением известного уровня стабильности поведения людей. Предполагает закрепление властных полномочий, системы прав, обязанностей, подчиненности и ответственности в системе безличных позиций (официальных статусов) – должностных и профессиональных, подкрепленных системой юридически закрепленных норм, создающих основания для законности власти конкретного должностного лица. В то же время власть нормы ограничивает власть и произвол руководителя, позволяет обеспечить уровень социального порядка без вмешательства руководителя.

    Следовательно, можно назвать два взаимосвязанных, но принципиально различающихся источника регламентации поведения людей: власть человека и власть социальной нормы. При этом власть социальной нормы противостоит власти личности и ограничивает его произвол по отношению к другим.

    Основной критерий структурирования социальных организаций – степень формализации существующих в них отношений. С учетом этого различают формальные и неформальные организации.

    Формальная организация – это базовая подсистема организации. Иногда термин «формальная организация» употребляется как синоним понятия организация. Термин «формальная организация» был введен Э.Мэйо. Формальная организация – это ориентированная на достижение общеорганизационных целей, искусственно и жестко структурированная безличная система регуляции деловых взаимодействий, закрепленная в нормативных документах.

    Формальные организации строят социальные отношения на основе регламентации связей, статусов, норм. К ним относятся, например, промышленные предприятия, фирмы, университеты, муниципальные органы (мэрия). В основе формальной организации лежит разделение труда, его специализация по функциональным признакам. Чем развитее специализация, тем многостороннее и сложнее административные функции, тем многограннее структура организации. Формальная организация напоминает пирамиду, в которой задания дифференцированы на нескольких уровнях. Кроме горизонтального распределения труда, ей присуща координация, руководство (иерархия служебных позиций) и разные специализации по вертикали. Формальная организация рациональна, для нее характерны исключительно служебные связи между индивидами.

    Формализация отношений означает сужение диапазона выбора, ограничение, даже подчинение воли участника безличному порядку. Следование установленному порядку означает: изначальное ограничение свободы, активности каждого участника деятельности; установление определенных правил, регулирующих взаимодействие и создающих поле для их стандартизации. В результате следования четкому порядку возникает понятие «бюрократия».

    М.Вебер рассматривал организацию как систему власти и разрабатывал теоретические основы ее управления. По его мнению, требованиям специализированной и многогранной организации больше всего соответствует бюрократическая система. Преимущества бюрократии наиболее заметны, когда ей во время исполнения служебных обязанностей удается исключить личностные, иррациональные, эмоциональные элементы. Согласно этому бюрократии присущи: рациональность, надежность, экономичность. Эффективность, нейтральность, иерархичность, законность действий, централизация власти. Главный недостаток бюрократии – отсутствие гибкости, шаблонность действий.

    Однако, как показывает практика, построить деятельность организаций целиком на принципах формализации отношений невозможно, так как:

    Во-первых, реальная деятельность бюрократии не столь идиллична и порождает ряд дисфункций.

    Во-вторых, деятельность организации предполагает не только строгий порядок, но и творческую активность работника.

    В-третьих, существует множество ограничений на тотальную формализацию отношений:

    · всю сферу человеческих взаимодействий нельзя свести к деловым;

    · формализация деловых отношений возможна только в том случае, если способы деятельности и задачи повторяются;

    · в организации существует масса проблем, требующих инновационных решений;

    · высокий уровень формализации отношений возможен лишь в той организации, ситуация в которой относительно стабильна и определена, что позволяет четко распределить, регламентировать и стандартизировать обязанности работников;

    · для установления и юридического оформления норм необходимо, чтобы эти нормы соблюдались в неформализованной сфере

    Существуют разные классификации формальных организаций: по форме собственности; типу реализуемой цели и характеру выполняемой деятельности; возможности сотрудников влиять на организационные цели; масштабу охвата и сфере организационного контроля; типу и степени жесткости организационных структур и степени формализации отношений; степени централизации принятия решений и жесткости организационного контроля; типу используемой технологии; размеру; числу выполняемых функций; типу внешней среды и способу взаимодействия с ней. По разным основаниям организации классифицируют на социетальные и локальные; скалярные (жестко структурированные) и латентные (менее жестко структурированные); административные и общественные; деловые и благотворительные; частные, акционерные, кооперативные, государственные, общественные и др. Несмотря на существенные различия, все они имеют ряд общих черт и могут быть рассмотрены в качестве объекта изучения.

    Часто служебные отношения не вмещаются в сугубо формальные связи и нормы. Для решения ряда проблем работникам иногда приходится вступать между собой в отношения, не предусмотренные никакими правилами. Что совершенно естественно, т.к. формальная структура не может предусмотреть всю сложность отношений.

    Неформальные организации – это альтернативная, но не менее действенная подсистема социальной регуляции поведения, стихийно возникающая и действующая в организации на уровне малых групп. Этот тип регуляции поведения ориентирован на реализацию общих целей и интересов малой группы (зачастую несовпадающих с общими целями организации) и поддержания социального порядка в группе.

    Неформальные организации появляются не по приказу или решению администрации, а стихийно или сознательно для решения социальных потребностей. Неформальная организация это спонтанно сложившаяся система социальных связей и взаимодействий. В них действуют свои отличные от формальных структур нормы межличностного и межгруппового общения. Они возникают и действуют там, где формальные организации не выполняют каких-либо функций важных для общества. Неформальные организации, группы, объединения компенсируют недостатки формальных структур. Как правило, это самоорганизованные системы, создаваемые для реализации общих интересов субъектов организации. Член неформальной организации более самостоятелен в достижении индивидуальных и групповых целей, располагает большей свободой в выборе формы поведения, взаимодействия с другими индивидами организации. Эти взаимодействия в большей степени зависят от личных привязанностей, симпатий.

    Неформальные организации функционируют по неписанным правилам, их деятельность строго не регламентирована приказами, установками руководства, предписаниями. Отношения между участниками неформальных организаций складываются на основе устных соглашений. Решение организационных, технических и других задач чаще всего отличаются творчеством оригинальностью. Но в таких организациях или группах нет жесткой дисциплины, поэтому они менее устойчивы, более пластичны и подвержены изменениям. Структура и отношения во многом зависят от складывающейся ситуации.

    Возникая в процессе деятельности, неформальная организация может действовать как в сфере деловых, так и неделовых отношений.

    Взаимоотношения формальной и неформальной организаций сложны и диалектичны.

    Очевидно, что несовпадение целей и их функций часто провоцируют конфликты между ними. С другой стороны эти подсистемы социальной регуляции взаимодополняют друг друга. Если формальная организация, объективно ориентированная на достижение общеорганизационных целей, часто провоцирует конфликты между участниками совместной деятельности, то неформальная организация снимает эти напряжения и укрепляет интеграцию социальной общности, без чего деятельность организации невозможна. Кроме того, по утверждению Ч.Барнадра, связь этих систем регуляции очевидна: во-первых, формальная организация возникает из неформальной, т.е. образцы поведения и нормы, создаваемые в процессе неформальных взаимодействий, являются основой для конструирования формальной структуры; во-вторых, неформальная организация – полигон для проверки создаваемых образцов, при отсутствии которой юридическое закрепление социальных норм в формальной подсистеме регуляции ведет к их недействительности; в-третьих, формальная организация, заполняя собой лишь часть организационного пространства, неизбежно порождает неформальную организацию. Неформальная организация оказывает значительное влияние на формальную, и стремится изменить существующие в ней отношения согласно своим потребностям.

    Таким образом, каждая из разновидностей организации имеет свои достоинства и недостатки. Современный менеджер, юрист, предприниматель должны иметь об это мясное представление, чтобы умело использовать в практической работе их сильные стороны.

    Выводы

    Современное общество не может существовать без сложных социальных связей и взаимодействий. Исторически они расширяются и углубляются. Особую роль играют взаимодействия и связи, обеспечивающие самые важные потребности индивида, социальных групп, общества в целом. Как правило, эти взаимодействия и связи институционализированы (узаконены, ограждены от влияния случайностей), носят устойчивый самовозабновляющийся характер. Социальные институты и организации в системе социальных связей и взаимодействий – это своего рода опоры, на которых держится общество. Они обеспечивают относительную устойчивость социальных отношений в рамках общества.

    Определение роли социальных институтов в социальных изменениях и развитии можно свести к двум взаимосвязанным действиям:

    Во-первых, они обеспечивают переход к качественно новому состоянию социальной системы, ее прогрессивного развития.

    Во-вторых, могут способствовать разрушению или дезорганизации социальной системы.

    Литература

    1. Соціологія: Навч. Посібник / За ред. Г.В. Дворецької – 2-ге вид., перероб. і доповн. – К.: КНЕУ, 2002.

    2. Социология: Уч. пос. под ред. Лавриненко В.Н. – 2-е узд, перераб и доп. – М.: ЮНИТИ, 2000.

    3. Соціологія / За ред.. В.Г.Городяненка. – К., 2002.

    4. Общая социология: Учебн. пособие / Под ред. А.Г.Эфендиева. М., 2002.

    5. Харчева В. Основы социологии: учебник для студентов. – м.: Логос, 2001.

    6. Оссовський В. Соціальна організація та соціальна інституція // Соціологія: теорія, метод, маркетинг. – 1998 - №3.

    7. Резник А. Институциональные факторы стабильности слабоинтегрированного украинского общества // Социология: теория, методы, маркетинг. – 2005 - №1. – С.155-167.

    8. Лапки В.В., Пантин В.И. Освоение институтов и ценностей демократии украинскими российским массовым сознанием // Полис – 2005 - №1. – С.50-62.


    Похожая информация.


    Э. Дюркгейм и за ним Р. Мертон утверждали, что о функциях социальных институтов надо судить не по намерениям и целям людей, вступающих во взаимодействие, а по гем общественным последствиям (полезным или вредным), которые возникают в результате институциальных взаимодействий. Роберт Мертон предложил разделить последствия деятельности социального института на функции и дисфункции.

    Кризис российского института семьи, о котором активно заговорили с конца 1980-х гг., связан как раз с возрастанием дисфункций этого института: значительное увеличении числа разводов, серьезные проблемы с воспитанием детей, неэффективное распределение внутрисемейных ролей и т.п. Нарастание дисфункций в деятельности социальных институтов расшатывает общественный порядок и может породить дезорганизацию всей социальной системы. Если социальный институт работает нормально, так, как положено, то плюсов (функций) у него намного больше, чем минусов (дисфункций).

    Деятельность социальных институтов порождает множество различных функций (и дисфункций) или, иначе говоря, институты являются полифункциональными. В социологической литературе принято выделять универсальные и специфические функции.

    Универсальные функции являются общими для всех социальных институтов. К ним относятся:

    • 1. Функция закрепления и воспроизводства общественных отношений. Она осуществляется через систему норм, предписаний, правил поведения, характерных для конкретного социального института, что позволяет стандартизировать и формализовать поведение людей, задавая рамки их деятельности. В результате поведение людей делается предсказуемым, а общественные отношения становятся стабильными и упорядоченными.
    • 2. Регулятивная функция. Общая задача совместной деятельности большого числа людей имеет не один, а множество вариантов решений, и это обстоятельство вызывает необходимость в регулировании человеческой деятельности в том направлении, которое наиболее полезно обществу. Регулятивная функция состоит в согласовании взаимоотношений между членами общества с помощью норм, образцов, эталонов поведения и контроля за их соблюдением.
    • 3. Интегративная функция. В сложноустроенной социальной системе неизбежно возникает потребность в объединениях членов общества, которые обеспечивали бы ее стабильность и целостность. Нормами, ролевыми комплексами, правилами и санкциями социальные институты сплачивают членов социальных групп, организаций, связывают их отношениями взаимозависимости и взаимоответственности. Интегративные процессы в рамках социальных институтов упорядочивают систему взаимодействий, координируют деятельность людей, позволяют создавать сложные организации.
    • 4. Транслирующая функция. Общество не могло бы развиваться, если бы не обладало механизмом передачи социального опыта. Социальные институты транслируют и общественные отношения, и различные виды деятельности. Трансляция осуществляется как во времени (т.е. от поколения к поколению), так и в пространстве, когда к определенной деятельности подключаются новые группы людей.
    • 5. Коммуникативная функция. Через социальные институты передается определенная информация и создаются условия для общения отдельных индивидов. Общение в социальных институтах имеет свою специфику: это формальное, ролевое общение. Институты во многом предопределяют характер общения, задают повод и основные его способы. Социальные институты различаются по своим коммуникативным возможностям.

    Например, есть институты, созданные для передачи информации (газеты, радио, телевидение). В ряде институтов возможность распространения информации затруднена (производство конвейерного типа). В одних институтах возможен активный способ получения информации (наука, образование), в других – пассивный (радио, телевидение).

    Специфические функции существуют наряду с универсальными. Это функции, которые характерны не для всех, а лишь для некоторых социальных институтов. Например, установлением порядка в обществе занимается государство, обучением и подготовкой к профессиональной деятельности – институт образования; открытия в различных сферах познания связаны с наукой, а за здоровьем граждан следит институт здравоохранения.

    Помимо универсальных и специфических в социологи выделяют явные и латентные функции социальных институтов.

    Явные функции – это те последствия деятельности, ради которых и был создан определенный социальный институт как система самовозобновляемых взаимодействий. Это необходимые, осознанные, ожидаемые, преднамеренные и очевидные функции. Явные функции официально декларируются, они записаны в кодексах и уставах, закреплены в системе статусов и ролей, приняты сообществом причастных людей и контролируются обществом. Поскольку явные функции всегда провозглашены и связаны с довольно строгими традициями или процедурами (президентская клятва, наказы избирателей, принятие специальных законов о социальном обеспечении, образовании, прокуратуре и т.п.), они являются более формализованными и подконтрольными обществу. Члены общества, например, могут спросить у депутатов о причинах невыполнения предвыборных обещаний, а у властей о расходовании собранных налогов.

    Латентные функции – это такие результаты действий социальных институтов, которые не были запланированы заранее, поскольку они являются неосознаваемыми некоторое время или не осознаются вообще. Это как бы "не свои" функции, которые выполняются институтом скрытно или непреднамеренно (например, институт образования может выполнять функцию политической социализации, не являющуюся "родной" для него).

    Например, явными функциями высшей школы являются подготовка специалистов высшей квалификации по различным профессиям, усвоение господствующих в обществе стандартов – ценностных, моральных, идеологических, подготовка молодежи к различным социальным ролям. Неявными, латентными последствиями выступает воспроизводство социальной стратификации или закрепление социального неравенства, которое прямо связано с получением высшего образования.

    Еще один пример: закон о запрещении игорного бизнеса в качестве явной функции предполагает прекращение широкого распространения азартных игр, а в качестве латентной функции может привести к созданию подпольных игорных заведений.

    Таким образом, латентные функции можно рассматривать как побочный продукт деятельности социального института, они могут быть как позитивными (функциями), так и негативными (дисфункциями). Значение латентных функций в жизни общества велико. Только с помощью изучения скрытых последствий деятельности социальных институтов можно получить полную и истинную картину общественной жизни. Без анализа латентных функций представление о роли конкретного института в социальных процессах будет ограниченным и прямолинейным, а значит, неточным.

    Каждый социальный институт выполняет не одну-единственную функцию, а целый комплекс, в который могут входить функции (позитивные последствия) и дисфункции (негативные последствия); универсальные и специфические; явные и латентные функции. Кроме того, одну и ту же функцию могут выполнять сразу несколько институтов. Например, воспитанием кроме семьи занимаются институты образования, религии, армии, СМИ, государства. Полифункциональность институтов приводит к тому, что функции различных социальных институтов пересекаются или же реализуются параллельно. Производство, правительство, образование, религия, семья, потребление, торговля – все эти институты находятся во взаимодействии и взаимовлиянии.

    Например, потребности экономики привели в индустриальных странах к широкому росту грамотности, а затем к увеличению квалифицированных специалистов; эффективное производство через налоги формирует бюджет, из которого государство направляет средства на бесплатное общее образование и поддержание высшей школы. И наоборот, чем выше качество образования, тем выше будет квалификация специалистов, работников, тем более сложные технологии они смогут освоить, что скажется на эффективности экономики.

    Функции, которые выполняют социальные институты, не являются неизменными. Со временем могут исчезать одни функции и появляться новые, часть функций может перемещаться к другим институтам, может меняться (увеличиваться или уменьшаться) объем функций. Так, государство при возникновении выполняло довольно узкий круг функций, связанный с безопасностью. Современное государство решает значительный объем задач. Кроме проблем безопасности оно занимается социальным обеспечением различных категорий граждан, сбором налогов, регулированием различных сфер общества: экономики, здравоохранения, образования и т.д.

    Состояние социальных институтов является значимым показателем (индикатором) социальной стабильности общества. В стабильном обществе социальные институты обладают четкими, понятными, неизменными функциями. В нестабильном обществе, напротив, функции социальных институтов многозначны, нечетки, изменчивы.

    Loading...Loading...