Информационный портал по вопросам деятельности

Работа технического комитета начинается со сбора заявок на разработку стандарта. Заявителями могут быть государственные органы и организации, общественные объединения, научно-технические общества, предприятия, фирмы, предприниматели, которые направляют заявки в ТК согласно закрепленным за ними объектам стандартизации. В заявке обязательно должна быть обоснована необходимость разработки нормативного документа, не исключено так же приложение к ней уже разработанного заявителем проекта стандарта.

На основании заявок Госстандарт РФ (Госстрой РФ) формирует годовой план государственной стандартизации России.

Дальнейшая работа проводится на основе договоров на разработку стандарта между заявителем и соответствующим ТК и следующие этапы: составление технического задания (организацией-разработчиком или ТК), разработку проекта стандарта, представление окончательного варианта проекта в стандарт РФ (Госстрой РФ) для принятия, обновление стандарта, пересмотр и отмену стандарта.

Рассмотрим содержание этапов разработки государственного стандарта.

В техническом задании определяют: сроки выполнения каждой стадии, включаемой в содержание работы в целом, содержание и структуру будущего стандарта, и перечень требований к объекту стандартизации; список заинтересованных потенциальных потребителей этого стандарта (государственные органы, предприятия, фирмы и т.п.). Отобранным для списка организациям проект стандарта в дальнейшем, возможно, будет разослан на отзыв либо при необходимости на согласование; могут быть выделены особые или дополнительные предложения заказчика нормативного документа и другие сведения, имеющие отношение к процедуре разработки, содержанию стандарта и др.

Разработке проекта стандарта предшествует организационная работа, которую должен проделать ТК. Это связано с четким размещением заданий в подкомитеты и рабочие группы сообразно объектам стандартизации. Кроме того, на этой стадии ТК стремится более определенно обозначить организации, от которых целесообразно получить отзыв на проект стандарта. Для этого краткая информация о разрабатываемых нормативных документах публикуется в специализированном издании Госстандарта РФ (или Госстроя РФ), чтобы заинтересованные стороны могли заявить о своих намерениях.

Разработка проекта проходит две стадии. Вначале создается первая редакция. Основные требования к первой редакции касаются соответствия проекта законодательству России, международным правилам и нормам, а также национальным стандартам зарубежных стран при условии прогрессивности этих документов и более высокого научно-технического уровня. Важный момент на этой стадии - определение патентной чистоты объекта стандартизации, для чего необходимы соответствующие исследования и надлежащее информационное обеспечение.

Проект в первой редакции, составленный подкомитетом и рабочей группой, члены ТК должны рассмотреть либо на специальном заседании, либо путем переписки, чтобы удостовериться в его соответствии условиям договора на разработку стандарта, требованиям российского законодательства и положениям Государственной системы стандартизации. После этого проект рассылается на отзыв заказчикам стандарта и выявленным ранее заинтересованным организациям.

Вторая стадия разработки заключается в анализе полученных отзывов, составлении окончательной редакции проекта нормативного документа и подготовке его к принятию. Окончательная редакция должна быть рассмотрена членами ТК, органами государственного контроля и надзора за соблюдением обязательных требований стандарта, научно-исследовательскими институтами Госстандарта (Госстроя). Если с окончательной редакцией проекта согласны не менее двух третей членов ТК, то документ считается одобренным и рекомендуется для принятия. Проект стандарта должен быть направлен в Госстандарт РФ (Госстрой РФ), а также и заказчику нормативного документа.

Принятие стандарта осуществляет Госстандарт РФ (Госстрой РФ). Процедура принятия включает обязательный анализ содержания проекта на соответствие законодательству России, метрологическим правилам и нормам, терминологическим стандартам, а также ГОСТ Р 1.5-91 ТСС. «Общие требования к построению, изложению, оформлению и содержанию стандартов». Стандарт принимается консенсусом, после чего устанавливается дата его введения в действие. Срок действия «стандарта, как правило, не определяется.

Все перечисленные выше функции выполняет Госстандарт (Госстрой РФ) в установленном им порядке.

Стандарт не должен быть тормозом для развития экономики в соответствии с достижениями научно-технического прогресса. Но поскольку срок действия его не устанавливается, непостоянная работа всех членов ТК и заинтересованных сторон, направленная на своевременное обновление нормативного документа. Согласно ГСС РФ обновление стандарта проводится с целью поддержания его соответствия потребностям пения, экономики и обороноспособности страны. Результатом анализа действующего стандарта может быть внесение изменений в его содержание, либо пересмотр, либо отмена нормативного документа.

С целью получения информации для актуализации стандартизации технические комитеты ведут постоянную работу по поддержанию обратной связи с предприятиями и организациями, принимающими стандарты, а также анализируют предложения, поступающие от членов ТК по внесению изменения в действующие нормативные документы. При необходимости о б н о в л е н и я с т а н д а р т а ТК разрабатывает проект изменения, проект пересмотренного стандарта или предложения по отмене действующего нормативного документа и вносит предложение в Госстандарт РФ (Госстрой РФ). Изменение, вносимое в стандарт на продукцию, обычно касается более прогрессивных требований к ней. Но они не должны нарушать взаимозаменяемость и совместимость продукции, производимой по обновленному стандарту, с выпускаемой по действующему.

П е р е с м о т р государственного стандарта по существу явля­ется разработкой нового взамен действующего. Необходимость пе­ресмотра возникает в том случае, если вносимые изменения свя­заны со значительной корректировкой основных показателей ка­чества продукции и затрагивают ее совместимость и взаимозаме­няемость.

Отмена стандарта может осуществляться как с заме­ной его новым, так и без замены. Причиной, как правило, слу­жит прекращение выпуска продукции (оказания услуг), которая производилась по данному нормативному документу, либо принятие нового стандарта.

Принятие окончательных решений о внесении изменений, пе­ресмотре и отмене государственных стандартов, а также соответ­ствующая публикация в Информационном указателе стандартов находятся в ведении Госстандарта РФ (Госстроя РФ).

Решение о внесении изменений, пересмотре или отмене стан­дарта отрасли принимает орган государственного управления, утвердивший данный нормативный документ. Отмена стандарта отрасли обычно связана либо со снятием продукции с производ­ства, либо с введением в действие государственного стандарта на тот же объект стандартизации с такими же или более высоки­ми требованиями и нормами.

Обновление или отмена стандарта предприятия осуществля­ется по решению руководства самого субъекта хозяйственной деятельности, принявшего этот стандарт.

Стандарты научно-технических обществ, общественных объединений пересматривают с целью внесения в них новых результатов научных исследований или производственных дос­тижений, связанных с внедрением изобретений и научных открытий. Отмена этой категорий нормативных документов свя­зана с моральным устареванием объекта стандартизации.

Все субъекты хозяйственной деятельности, которым предос­тавлено право разработки, обновления и отмены стандартов, обязаны информировать о проделанной работе и ее результатах Госстандарт РФ.

Этапы разработки стандартов

Международный стандарт представляет собой результат соглашения между национальными комитетами МЭК. Он может применяться в качестве международного стандарта как такового или посредством включения его в национальные стандарты разных стран.

Разработка нового стандарта МЭК проходит следующие основные этапы, более подробно изложенные в Директивах ИСО/МЭК, Часть 1.

Предварительный этап

(проект темы работы) (PWI)

Этот этап включает проекты, представленные на обсуждение, но еще не готовые для немедленной разработки, или включает такие предварительные работы, как, например, более четкое формулирование проекта для новой работы, сбор данных и т.п.

На предварительном этапе обсуждаются темы работ без установления оговоренной даты. На этом этапе может быть предложена новая рабочая тема и разработан ее первоначальный проект. Эти темы работ подлежат утверждению в соответствии с обычными процедурами прежде, чем будут переданы на подготовительный этап.

Этап подачи предложения

(предложение новой темы работы) (Форма NP)

Предложение новой темы работы обычно исходит от промышленной отрасли через национальный комитет. Оно передается членам соответствующего ТК или ПК по определенной форме.

Предложение новой работы утверждается спустя 3 месяца, в течение которых проводится его обсуждение и голосование, если:

  • простое большинство членов-участников (Р-членов) одобряет новую тему работы и
  • минимальное число экспертов назначено членами-участниками(Р-членами), которые одобрили предложение новой темы. Для комитетов, в которых работает 16 или менее членов, минимальным является назначение 4 экспертов, а для комитетов с 17 и более членами, минимальным является назначение 5 экспертов.

К предложению новой рабочей темы относится заявка на:

  • новый стандарт;
  • новую часть действующего стандарта;
  • технические условия

Предложение новой рабочей темы может быть сделано:

  • национальным органом;
  • секретариатом соответствующего технического комитета или подкомитета;
  • другим техническим комитетом или подкомитетом;
  • взаимодействующей организацией;
  • комитетом по техническому руководству или одной из его консультативных групп;
  • исполнительным директором.

Подготовительный этап

(рабочий проект) (WD)

На этом этапе готовят рабочий проект, как правило, руководитель проекта и рабочая группа. Готовность рабочего проекта 6 месяцев (если он не подан вместе с заявкой).

Подготовительный этап заканчивается тогда, когда проект готов для рассылки его на рассмотрение членам ТК или ПК в качестве первого проекта комитета, и он зарегистрирован в канцелярии исполнительного директора. Комитет может также принять решение опубликовать окончательный рабочий проект в качестве общедоступного документа для удовлетворения особых потребностей рынка.

Этап комитета

(проект комитета для комментариев) (Форма CD)

На этом этапе документ представляют на рассмотрение в национальные комитеты в качестве проекта комитета (CD) для внесения замечаний. Готовность проекта комитета – 12 месяцев.

Стадия комитета – основная стадия, на которой рассматривают замечания национальных органов с целью достижения консенсуса по техническому содержанию документа. Поэтому национальные органы должны тщательно изучить тексты проектов комитета и представить на этом этапе все относящиеся к делу замечания.

По мере готовности проект комитета рассылают всем членам-участникам (Р-членам) и членам-наблюдателям (О-членам), входящим в ТК или ПК, для обсуждения, точно указав конечную дату представления ответов. Национальным органам дается 2, 3 или 4 месяца на комментарии.

Этап рассмотрения

Перед передачей на этап утверждения двуязычный проект комитета (CDV) представляют всем национальным комитетам для голосования, голосование проводится в течение пяти месяцев. Это последний этап, на котором учитываются технические замечания. CDV считают принятым, если:

  • большинство в две трети голосов членов-участников (Р-членов) подано в пользу проекта, и
  • количество отрицательных голосов всех национальных комитетов не превышает одной четверти всех проголосовавших.

Разработка стандарта начинается с заявок на разработку. Заявить на разработку стандарта могут следующие субъекты в соответствии с подведомственными им объектами стандартизации: Государственные органы и организации; научно-технические, инженерные и другие общественные объединения и различные предприятия.

Для того, чтобы Госстандарт РФ учел заявку при составлении плана годовой стандартизации, необходимо, чтобы в заявке была четко обоснована актуальность установления такого стандарта. Причем заявители имеют возможность предложить свой вариант данного стандарта.

Затем между заявителем и разработчиком заключается договор, регламентирующий разработку стандарта по следующим стадиям: написание технического задания; работа над проектом стандарта; отправка разработанного варианта стандарта на рассмотрение в Госстандарт; изменение стандарта при необходимости; пересмотр и отмена стандарта.

Техническое задание представляет собой основу всей дальнейшей работы над стандартом. В нем намечаются сроки выполнения каждой стадии разработки, составляются наброски разрабатываемого стандарта, формируется полный набор требований, правил и норм для стандарта, указывается предполагаемая область применения стандарта. При разработке стандарта могут учитываться отзывы о стандарте субъектов из области его применения.

Разработка проекта включает в себя два этапа.

1. Первая редакция. На данном этапе должно быть проверено, не имеет ли проект противоречий с действующими законами РФ и соответствует ли он Международным стандартам. На данном этапе проект обсуждается специальной группой, которая должна решить, удовлетворяет ли он условиям договора, составленного технического задания и положениям Государственной системы стандартизации. Затем заявители и субъекты из области применения стандарта должны ознакомиться с его первой редакцией.

2. Вторая, или окончательная, редакция. На этом этапе собираются полученные отзывы, на их основе вносятся корректировки, и готовится окончательная редакция документа. Чтобы документ был рекомендован к принятию, необходимо, чтобы его положительно оценили не меньше двух третей технического комитета по стандартизации, занимавшегося его разработкой. Окончательная редакция документа отправляется в Госстандарт РФ и его заказчику.

Принятие стандарта происходит только после обязательной его проверки, которая должна определить, не содержит ли данный проект противоречий действующим законам РФ, установленным правилам и нормам и общим требованиям оформления стандартов. После этого стандарт может быть принят Госстандартом РФ с указанием даты его вступления в силу и, возможно (необязательно), срока действия. Принятый стандарт должен быть зарегистрирован и опубликован в Информационном указателе.

Loading...Loading...