Информационная безопасность и виды возможных угроз. Угрозы безопасности информации

| Военная угроза национальной безопасности России

Основы безопасности жизнедеятельности
9 класс

Урок 8
Военная угроза национальной безопасности России




В начале XXI в. Россия находится на новом этапе своего исторического развития. Реформируются основы государственного устройства, осуществляется процесс переоценки национальных ценностей и согласования интересов личности, общества и государства, дальнейшего развития социально-экономических, политических, правовых, этнических связей и отношений. Изменяются подходы к обеспечению национальной безопасности, что, в свою очередь, позволяет по-новому рассматривать место и роль России в мире.

В начале нового столетия обозначились процессы повышения роли военной силы для обеспечения политических и экономических интересов государств мира. В настоящее время сильные Российские Вооруженные Силы приобретают геополитическое значение.

В связи с этим особое значение имеет организация обороны государства - Российской Федерации.

Оборона государства - это система политических, экономических, социальных и правовых мер по подготовке к вооруженной защите и вооруженная защита Российской Федерации, целостности и неприкосновенности ее территории. Она организуется и осуществляется в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, Федеральным законом «Об обороне», другими законами Российской Федерации и нормативными правовыми актами.

В целях обороны в стране устанавливается воинская обязанность граждан и создаются Вооруженные силы Российской Федерации.

В Конституции Российской Федерации определены правовые основы и наиболее значимые нормы по организации обороны государства и руководству Вооруженными силами РФ. В статье 59 Конституции отмечено: «Защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации».

Меры, которые государство принимает по организации обороны, вытекают из существующих внешних и внутренних угроз национальной безопасности России.

В современной международной обстановке существуют три типа угроз национальной безопасности России, нейтрализация которых является в определенной степени функцией Вооруженных Сил Российской Федерации:

Внешние;
внутренние;
трансграничные.

К основным внешним угрозам относятся:

Развертывание группировок сил и средств, имеющих целью военное нападение на Российскую Федерацию или ее союзников;
территориальные претензии к Российской Федерации, угроза политического или силового отторжения от Российской Федерации отдельных территорий;
вмешательство во внутренние дела Российской Федерации со стороны иностранных государств;
наращивание группировок войск, ведущих к нарушению сложившегося баланса сил вблизи границ Российской Федерации;
вооруженные провокации, включая нападения на военные объекты РФ, расположенные на территориях зарубежных государств, а также на объекты и сооружения на государственной границе РФ или на границах ее союзников;
действия, затрудняющие доступ России к стратегически важным транспортным коммуникациям;
дискриминация, подавление прав, свобод и законных интересов граждан Российской Федерации в зарубежных государствах.

К основным внутренним угрозам относятся:

Попытки насильственного изменения конституционного строя и нарушение территориальной целостности России;
планирование, подготовка и осуществление действий по нарушению и дезорганизации функционирования органов государственной власти и управления, нападение на государственные, народно-хозяйственные, военные объекты, объекты жизнеобеспечения и информационной инфраструктуры;
создание, оснащение, подготовка и функционирование незаконных вооруженных формирований;
незаконное распространение на территории Российской Федерации оружия, боеприпасов и взрывчатых веществ;
широкомасштабная деятельность организованной преступности, угрожающая политической стабильности в масштабах субъектов Российской Федерации;
деятельность сепаратистских и радикальных религиозных национальных движений в Российской Федерации.

К основным трансграничным угрозам относятся:

Создание, оснащение, обеспечение и подготовка на территориях других государств вооруженных формирований и групп с целью их переброски для действий на территории России;
деятельность поддерживающихся из-за рубежа подрывных сепаратистских, национальных или религиозных экстремистских группировок, направленная на подрыв конституционного строя РФ, создание угрозы территориальной целостности РФ и безопасности ее граждан;
трансграничная преступность, включающая контрабандную и иную противозаконную деятельность в масштабах, угрожающих национальной безопасности России, ведение враждебных по отношению к РФ информационных действий;
деятельность наркобизнеса, создающая угрозу проникновения наркотиков на территорию РФ или транзита наркотиков в другие страны:
угроза деятельности международных террористических организаций: в настоящее время произошло сращивание внутреннего и международного терроризма, а его угрозы возрастают, в том числе с применением компонентов оружия массового поражения.

Исходя из всего сказанного, следует подчеркнуть, что в настоящее время обеспечение военной безопасности Российской Федерации стало важнейшим направлением деятельности государства. Главной целью в данной области является обеспечение возможности адекватного реагирования на угрозы, которые могут возникнуть для России в XXI в., с учетом рациональных затрат на национальную оборону.

Боевики из незаконных вооруженных формирований в населенном пункте на территории Республики Чечня. 90-е гг. XX в.

Ликвидация склада оружия и боеприпасов, принадлежащих незаконным вооруженным формированиям. Село Старые Атаги. Республика Чечня, февраль 2002 г.

Запомните! Вооруженные силы Российской Федерации играют главную роль в обеспечении военной безопасности государства.

Это должен знать каждый

Российская Федерация рассматривает возможность применения военной силы для обеспечения своей национальной безопасности, исходя из следующих принципов:

Применение всех имеющихся в ее распоряжении сил и средств, включая ядерное оружие, в случае необходимости отражение вооруженной агрессии, если все другие меры разрешения кризисной ситуации исчерпаны или оказались неэффективными;
применение военной силы внутри страны в строгом соответствии с Конституцией и федеральными законами в случае возникновения угрозы жизни граждан, территориальной целостности страны, а также угрозы насильственного изменения конституционного строя.

Испытание ПЗРК «Игла» на полигоне учебного центра войск ПВО. Краснодарский край, апрель 2001 г.

Блок-пост войск МВД на границе с Чечней. Ставропольский край, конец 90-х гг.

В настоящее время обеспечение национальной безопасности России от военных угроз только за счет политических возможностей (членства в международных организациях, партнерских отношений, возможности влияния) становится малоэффективным.

Анализ существующих угроз национальной безопасности России с учетом изменений, произошедших в области военного и боевого противостояния, поставил на повестку дня вопрос о необходимости переоценки перспектив военного строительства в России с учетом роли и места нашей страны в современном мире. В этой связи в стране планово проводятся мероприятия по укреплению и оснащению современным вооружением Вооруженных сил Российской Федерации.

Вопросы

1. Какую роль играет оборона государства в обеспечении национальной безопасности России?

2. Какие существуют в настоящее время внешние угрозы национальной безопасности России?

3. Какие угрозы относятся к внутренним угрозам национальной безопасности России?

4. Какие угрозы относятся к основным трансграничным угрозам национальной безопасности России?

5. Какую роль в настоящее время призваны играть Вооруженные силы Российской Федерации для обеспечения национальной безопасности?

Задание

Приведите пример привлечения Вооруженных Сил внутри страны для обеспечения безопасности граждан и территориальной целостности России.

Международная ситуация, состояние отечественной экономики, социальная поляризация российского общества и обострение межнациональных отношений создают широкий спектр внутренних и внешних угроз безопасности страны.

Внутренние угрозы обусловлены, прежде всего, существенным сокращением внутреннего валового продукта, снижением инвестиционной, инновационной активности и научно-технического потенциала, стагнацией аграрного сектора, разбалансированием банковской системы, ростом внешнего и внутреннего долга, тенденцией преобладания в экспортных поставках топливно-сырьевой и энергетической составляющих, а также импорта оборудования, продовольствия и предметов потребления, включая предметы первой необходимости.

Ослабление научно-технического и технологического потенциала страны, сокращение исследований на стратегически важных направлениях научно-технического развития, отток за рубеж специалистов и интеллектуальной собственности угрожают России утратой ее передовых позиций в мире, деградацией наукоемких производств, усилением внешней технологической зависимости и подрывом оборонной мощи государства.

Угрозой безопасности России в социальной сфере является расслоение общества на узкий круг богатых и преобладающую массу малообеспеченных граждан, увеличение удельного веса населения, живущего за чертой бедности, рост безработицы, усиление социальной напряженности. Нарастание негативных проявлений в социальной сфере ведет к снижению интеллектуального и производительного потенциала России, сокращению численности населения, истощению основных источников духовного и экономического развития, может привести к утрате демократических завоеваний.

Угроза физическому здоровью нации проявляется в кризисном состоянии систем здравоохранения и социальной защиты населения, стремительном возрастании потребления алкоголя и наркотических веществ, ухудшении здоровья людей.

Последствиями глубокого социального кризиса являются резкое сокращение рождаемости и средней продолжительности жизни, деформация демографического и социального состава общества, подрыв трудовых ресурсов как основы развития производства, ослабление фундаментальной ячейки общества – семьи, снижение духовного, нравственного и творческого потенциала общества.

Угроза истощения природных ресурсов и ухудшение экологической ситуации в стране находится в прямой зависимости от уровня развития экономики и готовности общества осознать глобальность и важность этих проблем. Эта угроза для России особенно велика из-за преимущественного развития топливно-энергетических отраслей промышленности, неразвитости законодательной основы природоохранной деятельности, отсутствия или ограниченного использования природосберегающих технологий, низкой экологической культуры. Есть тенденция использования территории России в качестве места захоронения опасных для окружающей среды материалов и веществ.

Ослабление государственного надзора и отсутствие эффективных правовых и экономических механизмов предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций увеличивают риски катастроф техногенного характера во всех сферах хозяйственной деятельности.

Негативные процессы в экономике лежат в основе центробежных устремлений ряда субъектов Российской Федерации. Это ведет к усилению политической нестабильности, ослаблению единого экономического пространства России и его важнейших составляющих – производственно- технологических и транспортных связей, финансово-банковской, кредитной и налоговой систем, способствует нарастанию угрозы нарушения единства правового пространства страны и даже ее территориальной целостности.

Этноэгоизм, этноцентризм и шовинизм , проявляющиеся в деятельности ряда общественных формирований, а также неконтролируемая миграция способствуют усилению национализма и регионального сепаратизма, религиозного экстремизма и создают благоприятные условия для возникновения конфликтов.

Экономическая дезинтеграция, социальная дифференциация общества, девальвация духовных ценностей провоцируют усиление напряженности во взаимоотношениях регионов и центра, представляя собой угрозу федеральному устройству и социально-экономическому укладу Российской Федерации.

Единое правовое пространство страны размывается в результате отступления от принципа приоритета норм Конституции Российской Федерации над иными правовыми актами и нормами субъектов России , недостаточной отлаженности государственного управления на различных уровнях, что является фактором, отрицательно влияющим на состояние национальной безопасности страны.

Усилению негативных тенденций в оборонной сфере способствует затягивание процесса реформирования военной организации и оборонно-промышленного комплекса Российской Федерации, недостаточное финансирование национальной обороны и несовершенство нормативно-правовой базы. На современном этапе это проявляется в крайней остроте социальных проблем в Вооруженных Силах России, критически низком уровне их оперативной и боевой подготовки, недопустимом снижении укомплектованности войск (сил) современным вооружением, военной и специальной техникой и приводит, в целом, к ослаблению оборонной безопасности Российской Федерации.

Угроза криминализации общественных отношений, складывающихся в процессе реформирования социально-политического устройства и экономической деятельности, приобретает особую остроту. Ошибки, допущенные на начальном этапе проведения реформ в экономической, военной, правоохранительной и иных сферах государственной деятельности, ослабление системы государственного регулирования и контроля, несовершенство правовой базы и отсутствие сильной социальной государственной политики, снижение духовно нравственного потенциала общества являются основными факторами, способствующими сохранению преступности и коррупции, распространению политического экстремизма.

Последствия этих просчетов проявляются в ослаблении правового контроля за ситуацией в стране, сращивании отдельных элементов исполнительной и законодательной власти с криминальными структурами, проникновение их в сферу управления банковским бизнесом, крупными производствами, торговыми организациями и товаропроводящими сетями. В связи с этим борьба с преступностью и коррупцией имеет не только правовой, но и политический характер.

Терроризм в России обретает многоплановый характер и представляет серьезную угрозу безопасности государства. Международными террористами против России развязана открытая кампания по дестабилизации ситуации на Северном Кавказе и отторжению этого региона от России, что создает прямую угрозу территориальной целостности государства.

Угроза терроризма и организованной преступности нарастает вследствие масштабного, зачастую конфликтного изменения форм собственности, обострение борьбы за власть на основе групповых и этнонационалистических интересов. Низкая эффективность профилактических мер предупреждения преступных проявлений, правовой нигилизм, отток из органов обеспечения правопорядка квалифицированных кадров увеличивают степень воздействия этой угрозы на личность, общество и государство.

Основные ВНЕШНИЕ угрозы национальной безопасности России обусловлены следующими факторами:

    стремлением принизить роль существующих механизмов обеспечения международной безопасности, прежде всего, ООН и ОБСЕ;

    опасностью ослабления политического, экономического и военного влияния России в мире;

    укреплением военно-политических блоков и союзов, прежде всего, расширением НАТО на восток;

    возможностью появления в непосредственной близости от российских границ иностранных военных баз;

    продолжающимся распространением оружия массового уничтожения и средств его доставки;

    усилением центробежных процессов в СНГ;

    возникновением и эскалацией конфликтов вблизи государственной границы России и внешних границ СНГ;

    территориальными притязаниями к России.

Совокупность этих факторов может представлять угрозу суверенитету и территориальной целостности России, включая возможность прямой военной агрессии против нее.

Угрозы национальной безопасности Российской Федерации в международной сфере проявляются через попытки других государств противодействовать укреплению России как одного из влиятельных центров многополярного мира.

Возведенный в ранг стратегической доктрины переход НАТО к практике силовых военных действий без санкции Совета Безопасности ООН чреват угрозой дестабилизации стратегической обстановки в мире.

Увеличивающийся технологический отрыв ряда ведущих держав и наращивание их возможностей по созданию вооружений и военной техники новых поколений могут привести к качественно новому этапу гонки вооружений и существенным образом повлиять на формы и способы военных действий.

В пограничной сфере угрозы безопасности и интересам России обусловлены:

    незавершенностью международно-правового оформления государственной границы Российской Федерации и разграничения национальной территории с рядом сопредельных государств;

    расширением экономической, демографической и культурно-религиозной экспансии сопредельных государств на российскую территорию;

    активизацией деятельности трансграничной организованной преступности по контрабанде материальных ценностей, наркотиков, оружия, расхищению природных ресурсов, а также зарубежных террористических организаций;

    нестабильностью обстановки в приграничных регионах России вследствие снижения жизненного уровня населения, этнических, межконфессиональных и иных конфликтов.

Активизируется деятельность на территории России иностранных специальных служб и используемых ими организаций. Имеют место также целенаправленные попытки вмешательства иностранных государств во внутренние дела России.

К числу прямых угроз национальной безопасности относятся также сепаратизм и локальные вооруженные конфликты.

Серьезную опасность представляют: стремление ряда стран к доминированию в мировом информационном пространстве , вытеснению России с внешнего и внутреннего информационного рынка; разработка рядом государств концепции “информационных войн” , предусматривающих создание средств опасного воздействия на информационные сферы других стран мира, нарушения нормального функционирования информационных и телекоммуникационных систем, сохранности информационных ресурсов или получения несанкционированного доступа к ним.

    Основные формы применения ВС РФ.

    Цели применения ВС РФ и других войск.

    Основные принципы развития военной организации государства.

    Факторы, определяющие военно-политическую обстановку.

    Внешние угрозы национальной безопасности.

    Внутренние угрозы национальной безопасности.

    Трансграничные угрозы национальной безопасности.

    Факторы неопределенности в области строительства и применения ВС РФ.

    Приоритеты внешней политики РФ.

    Основные цели военной политики РФ на современном этапе.

    Виды военных конфликтов и их краткая характеристика.

    Раскрыть понятие «Военная организация РФ» и её главные задачи.

    Состав военной организации РФ.

    Виды и роды ВС РФ.

    Что относится к обычному оружию.

    Ядерное оружие: - виды боеприпасов;

Поражающие факторы ЯО;

Распределение ЯО по характеру применения.

17. Химическое оружие. Группы ХО по характеру воздействия на организм.

18. Биологическое оружие. Понятие и краткая характеристика.

19. Раскрыть понятия: карантин, обсервация.

20. Нелетальное оружие. Краткая характеристика.

21. Перспективные виды оружия массового поражения.

22. Раскрыть понятие «Мобилизационная подготовка».

23. Раскрыть понятие «Мобилизация».

24. Специальные формирования здравоохранения: понятие, классификация.

25. Органы управления специальными формированиями здравоохранения:

предназначение и права.

26. Органы управления специальными формированиями здравоохранения:

27. Тыловые госпитали здравоохранения: предназначение.

28. Государственный материальный резерв: понятие, предназначение.

29. Мобилизационный резерв: понятие, порядок его формирования, требования к срокам годности материальных средств.

30. Порядок инвентаризации материальных ценностей мобилизационного резерва.

31. Воинский учет: понятие. Категории граждан подлежащих и неподлежащих воинскому учету.

32. Виды тыловых госпиталей, их задачи и организационно-штатная структура.

33. Воинская обязанность граждан.

34. Что представляет собой воинская служба.

35. Задачи и организационная структура обсервационных пунктов здравоохранения Российской Федерации.

    Основные формы применения ВС РФ.

Основные формы применения Вооруженных Сил Российской Федерации и других войск:

    стратегические операции, операции и боевые действия в крупномасштабной и региональных войнах;

    операции и боевые действия - в локальных войнах и международных вооруженных конфликтах;

    совместные специальные операции - во внутренних вооруженных конфликтах;

    контртеррористические операции - при участии в борьбе с терроризмом в соответствии с федеральным законодательством;

    миротворческие операции.

    Цели применения ВС РФ и других войск.

Цели применения Вооруженных Сил Российской Федерации и других войск:

    в крупномасштабной (региональной) войне в случае ее развязывания каким-либо государством (группой, коалицией государств) - защита независимости и суверенитета, территориальной целостности Российской Федерации, и ее союзников, отражение агрессии, нанесение поражения агрессору, принуждение его к прекращению военных действий на условиях, отвечающих интересам Российской Федерации, и ее союзников;

    в локальных войнах и международных вооруженных конфликтах - локализация очага напряженности, создание предпосылок для прекращения войны, вооруженного конфликта либо для принуждения к их прекращению на ранних стадиях; нейтрализация агрессора и достижение урегулирования на условиях, отвечающих интересам Российской Федерации, и ее союзников;

    во внутренних вооруженных конфликтах - разгром и ликвидация незаконных вооруженных формирований, создание условий для полномасштабного урегулирования конфликта на основе Конституции Российской Федерации и федерального законодательства;

    в операциях по поддержанию и восстановлению мира - разведение противоборствующих сторон, стабилизация обстановки, обеспечение условий для справедливого мирного урегулирования.

    Основные принципы развития военной организации государства.

Основные принципы развития военной организации государства:

    адекватный учет выводов, сделанных из анализа состояния и перспектив развития военно-политической обстановки;

    централизация руководства;

    единоначалие на правовой основе;

    достигаемое соответствие в пределах экономических возможностей страны уровня боевой и мобилизационной готовности, а также подготовки органов военного управления и войск (сил), их структур, боевого состава и численности резерва, запасов материальных средств и ресурсов задачам обеспечения военной безопасности;

    единство обучения и воспитания;

    реализация прав и свобод военнослужащих, обеспечение их социальной защищенности, достойного социального статуса и уровня жизни.

    Факторы, определяющие военно-политическую обстановку.

Военно-политическая обстановка определяется следующими основными факторами:

    снижение опасности развязывания крупномасштабной войны, в том числе ядерной;

    формирование и укрепление региональных центров силы;

    усиление национального, этнического и религиозного экстремизма;

    активация сепаратизма;

    распространение локальных войн и вооружённых конфликтов;

    усиление региональной гонки вооружений;

    распространение ядерного и других видов оружия массового уничтожения, средств его доставки;

    обострение информационного противоборства.

    Внешние угрозы национальной безопасности.

К внешним угрозам относятся :

Развертывание группировок сил и средств, имеющих цель военного нападения на Россию или ее союз­ников;

Территориальные претензии к Российской Федерации, угроза по­литического или силового отторже­ния от России отдельных ее терри­торий;

Осуществление государствами, организациями и движениями программ по созданию оружия мас­сового поражения;

Вмешательство во внутренние дела Российской Федерации орга­низаций, поддерживаемых иност­ранными государствами;

Демонстрация военной силы вблизи границ России, проведение учений с провокационными целями;

Наличие вблизи границ Рос­сийской Федерации или границ ее союзников очагов вооруженных конфликтов, угрожающих их безо­пасности;

Нестабильность, слабость госу­дарственных институтов в пригра­ничных странах;

Наращивание группировок войск, ведущее к нарушению сло­жившегося баланса сил вблизи границ Российской Федерации или границ ее союзников и приле­гающих к их территории морских водах;

Расширение военных блоков и союзов в ущерб военной безопас­ности России или ее союзников;

Деятельность международных радикальных группировок, усиле­ние позиций исламского экстре­мизма вблизи российских границ;

Ввод иностранных войск (без согласия Российской Федерации и санкции Совета Безопасности ООН) на территории сопредельных и дружественных Российской Феде­рации государств;

Вооруженные провокации, включая нападения на военные объекты Российской Федерации, расположенные на территории за­рубежных государств, а также на объекты и сооружения на государ­ственной границе Российской Фе­дерации или границах ее союзни­ков;

Действия, препятствующие ра­боте российских систем государ­ственного и военного управления, обеспечению функционирования стратегических ядерных сил, пре­дупреждению о ракетном нападе­нии, противоракетной обороне, контролю космического простран­ства и обеспечению боевой устой­чивости войск;

Действия, затрудняющие доступ России к стратегически важным транспортным коммуникациям;

Дискриминация, подавление прав, свобод и законных интересов граждан Российской Федерации в зарубежных государствах;

Распространение оборудования, технологий и компонентов, исполь­зуемых для изготовления ядерного оружия и других видов оружия мас­сового поражения, а также техноло­гий двойного назначения, которые могут использоваться для создания ОМП и средств его доставки.

    Внутренние угрозы национальной безопасности.

К внутренним угрозам относятся:

Попытки насильственного изме­нения конституционного строя и нарушения территориальной цело­стности России;

Планирование, подготовка и осуществление действий по нару­шению и дезорганизации функцио­нирования органов государствен­ной власти и управления, нападе­ний на государственные, народно­хозяйственные, военные объекты, объекты жизнеобеспечения и ин­формационной инфраструктуры;

Создание, оснащение, подготов­ка и функционирование незакон­ных вооруженных формирований;

Незаконное распространение (оборот) на территории Российской Федерации оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и т.д.;

Широкомасштабная деятельность организованной преступности, уг­рожающая политической стабиль­ности в масштабах субъекта Рос­сийской Федерации;

Деятельность сепаратистских и радикальных религиозно-националистических движений в Российс­кой Федерации.

    Трансграничные угрозы национальной безопасности.

К понятию трансграничные угро­зы относятся политические, воен­но-политические или силовые уг­розы интересам и безопасности Российской Федерации, которые совмещают в себе черты внутренних и внешних угроз. Будучи по форме проявления внутренними, по своей сути (источники возникновения и стимуляции, возможные участники и т. д.) являются внешними.

К таким угрозам относятся:

Создание, оснащение, обеспече­ние и подготовка на территории других государств, вооруженных формирований и групп с целью их переброски для действий на терри­тории Российской Федерации или территориях ее союзников;

Деятельность прямо или косвен­но поддерживающихся из-за рубежа подрывных сепаратистских, нацио­нальных или религиозных экстре­мистских группировок, направлен­ная на подрыв конституционного строя РФ, создание угрозы террито­риальной целостности государства и безопасности ее граждан;

Трансграничная преступность, включающая контрабандную и иную противозаконную деятель­ность в масштабах, угрожающих во­енно-политической безопасности Российской Федерации или ста­бильности на территории союзни­ков России;

Ведение враждебных по отноше­нию к Российской Федерации и ее союзникам информационных (ин­формационно-технических, инфор­мационно-психологических и т.д.) действий;

Деятельность международных террористических организаций;

Деятельность наркобизнеса, соз­дающая угрозу транспортировке наркотиков на территорию РФ, или использование территории России для транспортировки наркотиков в другие страны.

    Факторы неопределенности в области строительства и применения ВС РФ.

Под фактором неопреде­ленности понимается ситуация, конфликт или процесс политического или военно-политического свойства, развитие которого может существенно из­менить геополитическую обстановку в приоритетном для интересов России регионе или создать прямую угрозу безопасности РФ. В качестве факторов неопределенности выделяются:

Снижение роли СБ ООН , формальное и фактическое лишение его прерога­тив по санкционированию применения военной силы в мире. Расширение практики применения военной силы в политических или экономических целях на основании национального решения, существенно уменьшит значение и эффективность политических инструментов разрешения кризисных ситуа­ций и значительно понизит порог применения Вооруженных Сил. Это может потребовать от России серьезной корректировки планов военного строительства и развертывания войск. Таким образом, сохранение за Советом Безопасности ООН полномочий по санкционированию применения военной силы в мире рассматривается в качестве важнейшего инструмента сохранения международной стабильности.

Возможность возвращения ядерному оружию свойств реального военного инструмента. Отмечены попытки вернуть ядерное оружие в спектр допусти­мых военных инструментов за счет реализации в новых образцах ядерных вооружений «прорывных» научно-технических разработок, превращающих ядерное оружие в относительно «чистое», применение которого не имеет столь значительных негативных последствий, как применение более ранних видов ядерного оружия. Проведение в ряде стран подобных НИОКР и принятие политических решений о возможности их расширенного финансиро­вания рассматриваются в Министерстве обороны РФ как фактор, способный серьезно изменить мировую и региональную стабильность. Фактически ста­вится вопрос о возможности точечного применения ядерного вооружения в региональных конфликтах против военных и гражданских целей с целью уничтожения крупных группировок вооруженных сил и объектов граждан­ской инфраструктуры. Понижение порога применения ядерного оружия на оперативно-тактическом и тактическом уровнях, девальвирующее значение обычных вооруженных сил и вооружений, превращает угрозу применения ядерного оружия из политической в военно-политическую. Это потребует от России перестройки системы управления войсками и создания потенциала сдерживания, возможно, не только за счет изменения ядерной политики, но и путем готовности к осуществлению асимметричных мер.

Возможность усиления процессов распространения ОМП , включая ядерные технологии, и средств доставки. Расширение практики применения вооруженных сил без санкции СБ ООН может спровоцировать большую востребо­ванность оружия массового поражения, включая ядерное, среди региональ­ных центров силы, стремящихся создать инструмент сдерживания. Помимо общей дестабилизации международной обстановки это будет иметь и целый ряд военно-прикладных последствий. Появление в региональных балансах сил ядерного фактора с обеих сторон существенно изменит характер воору­женной борьбы. Для России этот процесс, в случае полномасштабной реали­зации, создаст проблему расширения мер противодействия угрозе разработ­ки и применения ОМП в региональных конфликтах, как на политическом, так и на военно-техническом уровне.

Перспективы и направленность развития Шанхайской организации по со­трудничеству . В настоящее время Шанхайская организация по сотрудниче­ству (ШОС) играет важнейшую роль в обеспечении региональной стабиль­ности в Центральной Азии и западной части Дальневосточного региона. В случае дальнейшего укрепления политического и военно-политического потенциала данной структуры Россия будет иметь на Юго-Восточном и Дальневосточном направлениях зону мира и стабильности, исключающую возникновение крупномасштабной военной угрозы, которой России при­дется противостоять в одиночку. В случае же, если произойдет полная или частичная ренационализация политики в области безопасности государств региона, Россия вынуждена будет рассматривать регион как потенциальный источник этнических конфликтов, пограничных споров и обшей военно-по­литической нестабильности. Это естественным образом может внести кор­рективы в российское военное планирование, а также в принципы разверты­вания группировок сил и средств частей постоянной готовности.

Возможные направления развития процесса расширения НАТО . В случае трансформации НАТО в политическую организацию с исторически сформи­ровавшимся военным потенциалом, процесс расширения Альянса на восток будет оставаться в рамках политического диалога с Россией относительно условий дальнейшего взаимодействия. В этом диалоге неизбежно будут воз­никать сложности, связанные с условиями интеграции новых стран-членов в Альянс и их роли в нем, поскольку Россия твердо выступает за отсутствие антироссийских компонентов не только в военном планировании, но и в политических декларациях стран-членов Альянса. В противном случае парт­нерство России и НАТО лишено функционального смысла. Однако в слу­чае, если НАТО сохранится в качестве военного альянса с преимущественно наступательной военной доктриной, особенно на фоне ослабления роли СБ ООН в принятии решения о применении силы, это потребует коренной пе­рестройки российского военного планирования и принципов строительства российских Вооруженных Сил с внесением в спектр возможных действий элементов превентивной стратегии при возникновении угрозы для РФ. Тем более такой перестройки потребует развертывание группировок иностран­ных войск на территории пограничных с Россией государств. Не исключа­ется и изменение российской ядерной стратегии, и повышение значимости тактического ядерного оружия для обеспечения стабильности на Западном стратегическом направлении.

    Приоритеты внешней политики РФ.

В Концепции внешней полити­ки РФ определены основные при­оритеты внешней политики наше­го государства в решении глобаль­ных проблем:

Формирование нового мироу­стройства;

Укрепление международной безопасности;

Обеспечение благоприятных внешнеполитических условий для России в сфере международных экономических отношений;

Соблюдение и защита прав че­ловека на международном уровне;

Информационное сопровожде­ние внешнеполитической дея­тельности.

    Основные цели военной политики РФ на современном этапе.

Исходя из сложившейся обстановки и того, что высшим приоритетом государственной политики России является защита интереса личности, общества и государства, необходимо обозначить основные цели военной политики России на современном этапе.

1) Обеспечение надежной безопасности страны, сохранение и укрепление ее суверенитета и территориальной целостности, прочных и авторитетных позиций в мировом сообществе, которые в наибольшей мере отвечают инте­ресам Российской Федерации как великой державы, как одного из влиятельных центров современно­го мира и которые необходимы для роста ее политического, эко­номического, интеллектуального и духовного потенциала.

2) Воздействие на общемиро­вые процессы в целях формирова­ния стабильного, справедливого и демократического миропорядка, строящегося на общепризнанных нормах международного права, включая, прежде всего цели и принципы Устава ООН, на равноправных и партнерских отношений между государствами.

3) Создание благоприятных внешних условий для поступа­тельного развития России, подъе­ма ее экономики, повышения уровня жизни населения, успеш­ного проведения демократических преобразований, укрепления ос­нов конституционного строя, со­блюдения прав и свобод человека.

4) Формирование пояса ста­бильности по периметру россий­ских границ, содействие устране­нию имеющихся и предотвраще­нию возникновения потенциаль­ных очагов напряженности и кон­фликтов в прилегающих к Рос­сийской Федерации регионах.

5) Поиск согласия и совпадаю­щих интересов с зарубежными странами и межгосударственными объединениями в процессе решения задач безопасности мира, определяемых национальными приоритетами России, строительство на этой основе системы партнерских и союзнических отношений, улучшающих условия и параметры международного взаимодействия.

    Виды военных конфликтов и их краткая характеристика.

Вооруженный конфликт. Одна из форм разрешения политических, национально-этнических, религиозных, территориальных и других противоречий с применением средств вооруженной борьбы, при которой государство (го­сударства), участвующие в военных действиях не переходят в особое состоя­ние, называемое войной. В вооруженном конфликте стороны, как правило, преследуют частные военно-политические цели.

Вооруженный конфликт может стать следствием разрастания вооруженного инцидента, приграничного конфликта, вооруженной акции и других вооруженных столкновений ограниченного масштаба, в ходе которых для разрешения противоречий используются средства вооруженной борьбы.

Вооруженный конфликт может иметь международный характер (с участием двух и более государств) или внутренний характер (с ведением вооруженного противоборства в пределах территории одного государства).

Локальная война. Война между двумя и более государствами, ограниченная по политическим целям, в которой военные действия будут вестись, как правило, в границах противоборствующих государств и затрагиваются преимущественно интересы только этих государств (территориальные, экономические, политические и другие).

Локальная война может вестись группировками войск (сил), развернутыми в районе конфликта, с их возможным усилением за счет переброски до­полнительных сил и средств с других направлений и проведения частичного стратегического развертывания вооруженных сил.

При определенных условиях локальные войны могут перерасти в региональную или крупномасштабную войну.

Региональная война. Война с участием двух и более государств (групп государств) региона национальными или коалиционными вооруженными силами с применением как обычных, так и ядерных средств поражения на территории, ограниченной пределами одного региона с прилегающими к нему акваторией океанов, морей, воздушным и космическим пространством, в ходе которой стороны будут преследовать важные военно-политические цели. Для ведения региональной войны потребуется полное развертывание вооруженных сил и экономики, высокое напряжение всех сил государств- участников. В случае участия в ней государств, обладающих ядерным оружием, либо их союзников, региональная война будет характеризоваться угрозой перехода к применению ядерного оружия.

Крупномасштабная война. Война между коалициями государств или крупнейшими государствами мирового сообщества. Она может стать результатом эскалации вооруженного конфликта, локальной или региональной войны путем вовлечения в них значительного количества государств различных регионов мира. В крупномасштабной войне стороны будут преследовать радикальные военно-политические цели. Она потребует мобили­зации всех имеющихся материальных ресурсов и духовных сил государств-участников.

    Раскрыть понятие «Военная организация РФ» и её главные задачи.

Защита национальных интересов России в военной сфере решается пре­жде всего, военной организацией государства , которая представляет совокуп­ность органов государственного и военного управления, Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, а также выделяемые части научного и производственного комплексов, совме­стная деятельность которых, направлена на обеспечение обороны и военной безопасности, защиту жизненно важных интересов государства.

Главной задачей военной организации Российской Федерации является осуществление сдерживания в интересах предотвращения агрессии любого масштаба, в том числе с применением ядерного оружия против России и ее союзников.

    Состав военной организации РФ.

Организационно Вооруженные Си­лы РФ состоят из централизованных ор­ганов военного управления, объе­динений, соединений, воинских частей, учреждений и организаций, а также военно-учебных заведений, которые входят в виды и рода войск, Тыла Вооруженных Сил и войск, не входящих в виды и рода войск Во­оруженных Сил Российской Феде­рации.

Органы военного управления пред­назначены для руководства войска­ми (силами) в различных звеньях в условиях как мирного, так и воен­ного времени. К ним относятся ко­мандования, штабы, управления, отделы и другие постоянно и вре­менно создаваемые структуры. Для размещения и работы органов уп­равления в боевых условиях развер­тываются пункты управления.

Объединения - это воинские фор­мирования, включающие несколько соединений или объединений мень­шего масштаба, а также частей и уч­реждений. К объединениям отно­сятся армия, флотилия, военный округ - оперативно-стратегическое территориальное общевойсковое объединение и флот - военно-морс­кое объединение.

Военный округ - это оперативно-стратегическое территориальное общевойсковое объединение Воинс­ких частей, соединений, учебных заведений, военных учреждений различных видов и родов войск Во­оруженных Сил РФ. Военный округ, как правило, охватывает территорию нескольких субъектов Российской Федерации.

Флот является высшим оператив­но-стратегическим объединением Военно-Морского Флота. Команду­ющие округами и флотами руково­дят своими войсками (силами) че­рез подчиненные им штабы.

Соединениями являются воинские формирования, состоящие из нес­кольких частей или соединений меньшего состава, обычно различ­ных родов войск (сил), специаль­ных войск (служб), а также частей (подразделений) обеспечения и обслуживания. К соединениям от­носятся корпуса, дивизии, бригады и другие, приравненные к ним во­инские формирования.

Войсковая часть - организацион­но самостоятельная боевая и адми­нистративно-хозяйственная едини­ца во всех видах Вооруженных Сил РФ. К войсковым частям относятся все полки, корабли 1, 2 и 3 рангов, отдельные батальоны (дивизионы, эскадрильи) и отдельные роты, не входящие в состав батальонов и полков.

К учреждениям Министерства обороны РФ относятся такие струк­туры обеспечения жизнедеятель­ности Вооруженных Сил РФ, как военно-медицинские учреждения, дома офицеров, военные музеи, ре­дакции военных изданий, санато­рии, дома отдыха, турбазы и т. п.

К военно-учебным заведениям от­носятся: военные академии, воен­ные университеты и институты, высшие и средние военные учили­ща, военные факультеты при граж­данских вузах, суворовские и Нахи­мовское училище, курсы подготов­ки и переподготовки офицерского состава.

    Виды и роды ВС РФ.

Вооруженные Силы РФ включают в себя виды Вооруженных Сил РФ :

Вид Вооруженных Сил РФ – это как составная часть, отличающаяся особым вооружением и предназначенная для выполнения возложенных на них задач. К видам Вооруженных Сил относятся: Сухопутные войска, Военно-Воздушные Силы (ВВС), Военно-Морской Флот (ВМФ).

Сухопутные войска, Военно-воздуш­ные силы и Военно-Морской Флот. Каждый вид Вооруженных Сил РФ состоит из родов войск (сил), для всестороннего обеспечения боевой деятельности видов Вооруженных Сил РФ в их состав входят специ­альные войска и тыл.

К родам Вооруженных Сил РФ относятся: Космические войска. Ракетные войска стратегического назначения, Воздушно-десантные войска. Под родом войск понимается часть вида Вооруженных Сил. отличающаяся основным вооружением, техническим оснащением, организационной структурой, характером обучения и способностью к выполнению специфических боевых задач по взаимодействию с другими родами войск.

Специальные войска служат для обеспечения видов и родов войск и содействия им в выполнении боевых задач. К ним относятся: инженерные войска, химические войска, радиотехнические войска, войска связи, автомобильные войска, дорожные войска и ряд иных.

    Что относится к обычному оружию.

Обычное оружие составляют все огневые и ударные средства, применяющие артиллерийские, авиационные, стрелковые и инженерные боеприпасы, ракеты в обычном снаряжении, высокоточное оружие, боеприпасы объемного взрыва (термобарические), зажигательные боеприпасы и смеси.

Следует подчеркнуть относительность термина «обычное оружие», так как при применении этого вида оружия возможны массовые потери среди населения. Об этом свидетельствует опыт войн и вооруженных конфликтов XX столетия.

В последние годы отмечается резкое возрастание боевого потенциала развитых стран за счет количественного и качественного наращивания обыч­ных вооружений. Так, накопив значительные запасы оружия массового пора­жения, США и их союзники увеличили производство оружия обычных систем. Резко возросли их поражающие свойства и боевая эффективность.

К огневым и ударным средствам относится огнестрельное (стрелковое, артиллерийское, бомбы, мины, гранаты), реактивное и ракетное оружие.

Огнестрельное оружие – оружие, в котором для выбрасывания снаряда (мины, пули, других наполнителей) используется энергия взрывчатого вещества. К огнестрельному оружию относится артиллерийское оружие (гаубицы, пушки, минометы) и стрелковое оружие (пулеметы, автоматы, винтовки и пистолеты).

Относительно новыми образцами огнестрельного оружия, нашедшими широкое применение в военных конфликтах XX века,являются боеприпасы с готовыми поражающими элементами. В частности речь идет о шариковых бомбах, боеприпасах с игольчатым наполнением и более современном, осколочно-пучковом снаряде.

Шариковые бомбы содержат в себе до 300 и. более металлических или пластмассовых шариков диаметром 5-6 мм. При взрыве шарики разлетаются с большой скоростью во все стороны и вызывают множественные ранения мягких тканей и внутренних органов, а также фрагментарные переломы костей. Во время агрессии во Вьетнаме американские военные применяли шариковые бомбы в кассетном виде (примерно по 600 бомб в кассете).

Боеприпасы с игольчатым наполнением содержат в себе от 5 до 12 тысяч тонких стальных игл или стрел, которые при взрыве и разлете загибаются в форме крючка и наносят множественные тяжелые ранения, чаще всего приводящие к летальным исходам. Эти боеприпасы условно могут быть причислены к средствам массового уничтожения, так как при их взрыве дальность разлета поражающих элементов достигает 500 м с площадью поражения до 70-80 га.

Осколочно-пучковый снаряд с готовыми поражающими элементами выбрасывает одновременно1500 2-х граммовых пуль, уничтожающих все живое на площади в 3000-5000 м²

Реактивное оружие – наземные, авиационные и морские установки (10-45 стволов) для залпового огня неуправляемыми реактивными снарядами, доставляемыми к цели за счет тяги реактивного двигателя (системы «Град», «Буратино»).

Ракетное оружие (в обычном снаряжении) – система, в которой средства поражения доставляются до цели ракетами: комплекс, включающий ракету с обычной пусковой частью, пусковую установку, средства наведения на цель, проверочно-пусковое оборудование, средства, управляющие полетом ракеты, транспортные средства и др. устройства.

Наиболее эффективным видом обычного оружия является высокоточное оружие (ВТО).

К высокоточному оружию принято относить различного рода устройства и средства, предназначенные для нанесения «точечных» дистанционных ударов в автоматическом режиме. Понятие ВТО включает в себя комплекс средств поражения (ракеты, авиационные бомбы, фугасы), средств их доставки (пусковые установки, авиация), средства наведения и навигации. Высокая точность (до 10 м) и большая мощность заряда позволяют наносить удары по хорошо защищенным объектам и убежищам. Высокоточное оружие часто принято называть разведывательно-ударными системами (РУС) или разведывательно-ударными комплексами (РУК).

Боеприпасы объемного взрыва (термобарические боеприпасы)

Термобарические боеприпасы устройства, способные продуцировать детонирующие газо-воздушные или воздушно-топливные смеси. В результате детонации газо-воздушной или воздушно-топливной смеси, затекающей в щели, окопы, блиндажи, боевую технику, вентиляционные люки и коммуникационные канаты негерметичных инженерных сооружений, могут быть полностью разрушены здания, защитные сооружения и заглубленные объекты. Причем взрывы в замкнутом пространстве являются высоко эффективными не только для нанесения ущерба (разрушения) фортификационным (защитным) сооружениям, но и для поражения живой силы противника и населения.

Названные боеприпасы обладают следующими поражающими факторами: ударная волна, тепловое и токсическое воздействие.

Зажигательные средства (смеси)

Зажигательные смеси представляют собой пиротехнические средства, содержащие напалм (зажигательные смеси на основе нефтепродуктов с температурой горения до 1200° С), фосфор (металлизированные зажигательные смеси - пирогели, с температурой горения до 1600° С) или термит (термитные смеси с температурой горения до 2000° С). Ими могут снаряжаться авиабомбы, мины, фугасы, огнеметы. Зажигательные смеси широко применялись во время войны в Корее (1950-1953 гг.) и американской агрессии во Вьетнаме (1964-1974 гг.). Поражающее действие зажигательных смесей обусловлено термическими ожогами кожи и слизистых оболочек, инфракрасным излучением и отравлением продуктами горения. Горящей огненной смесью могут поражаться не только кожа, но и подкожная клетчатка, мышцы и даже кости: глубокие ожоги III и IV степени встречаются в 70-75% случаев. Фосфорные ожоги могут осложняться отравлением организма при всасывании фосфора через ожоговую поверхность. Воздействие зажигательных смесей на организм человека часто вызывает комбинированные поражения, приводящие к развитию шока, появление которого возможно более чем у 30% пораженных.

Объединяющим звеном для рассмотренных поражающих средств является наличие единого ведущего поражающего фактора – способности вызывать механические (ранения) и травматические поражения людей.

    Ядерное оружие: - виды боеприпасов;

- поражающие факторы ЯО;

- распределение ЯО по характеру применения.

Ядерное оружие боеприпасы, поражающее действие которых основано на использовании внутриядерной энергии, высвобождающейся при взрывных ядерных реакциях (деления, синтеза, деления и синтеза одновременно).

Различают атомные, термоядерные и нейтронные боеприпасы . В зависимости от мощности боеприпаса (энергии ядерного взрыва в тротиловом эквиваленте (килотонны, мегатонны)), выделяют: сверхмалые (до 1 кт), малые (1-10 кт), средние (10-100 кт), крупные (100кт-1 мт) и сверхкрупные (свыше 1 мт) ядерные боеприпасы.

По характеру применения ядерных боеприпасов выделяют : наземные, подземные, подводные, надводные, воздушные и высотные взрывы .

К поражающим факторам эталонного наземного взрыва относятся (Пленка №2/2 ОВП): световое излучение (на формирование идет 30-35% энергии ядерного взрыва), ударная волна (50%), проникающая радиация (5%:), радиоактивное загрязнение местности и воздуха , электромагнитный импульс , а также психологический фактор, т.е. моральное воздействие ядерного взрыва на личный состав.

Удовлетворение национальных интересов происходит в рамках процессов взаимодействия государств на международной арене, а также различных социальных сил внутри их. Эти процессы носят характер противоборства и сотрудничества, что в целом позволяет рассматривать их как разновидность борьбы за существование. Последняя вызывает прямое и косвенное соревнование между государствами и заставляет их так или иначе учитывать интересы друг друга. В экономической сфере это соревнование носит характер конкуренции, а во внеэкономических сферах — характер военно-политического и культурно-информационного противоборства. Формы и направленность такого противоборства и сотрудничества определяются национальными интересами. Поскольку ресурсы, направляемые на развитие, для государств различаются лишь частично, то столкновение их интересов перманентно.

Именно эти столкновения в ходе удовлетворения национальных интересов порождают угрозы национальной безопасности. Угроза национальной безопасности — это опасность, определяемая деятельностью, препятствующей удовлетворению национальных интересов.

С одной стороны, угроза национальной безопасности неразрывно связана с тем или иным . Нет национального интереса — не существует и угрозы. Вне системы национальных интересов угроза — это всего лишь опасность. Угроза национальной безопасности рассматривается в контексте различных опасностей, способностей причинить какой-либо вред, несчастье, сопровождающих человеческую деятельность вообще. Опасности, в отличие от угрозы, могут порождаться не только социальными силами, но также природными явлениями, стихийными бедствиями и катастрофами техногенного характера.

С другой стороны, угроза как посягательство на национальный интерес и намерение нанести вред, всегда связана с целенаправленной деятельностью какой-либо противостоящей социальной силы — конкретных субъектов, преследующих свои интересы, которые и выступают как источник угрозы.

  • затрагиваемыми национальными интересами страны, что отражает ее значимость;
  • обстоятельствами (собственной уязвимостью — степени защищенности отданной угрозы), что определяет потенциальный ущерб при реализации угрозы;
  • местом и временем проявления негативных факторов и условий;
  • возможностями, намерениями и волей субъекта угрозы (потенциального противника или конкурента).

Последние два пункта определяют вероятность реализации угрозы.

Таким образом, угроза национальной безопасности — прямая или косвенная возможность нанесения ущерба конституционным правам, свободам, достойному качеству и уровню жизни граждан, суверенитету и территориальной целостности, устойчивому развитию Российской Федерации, обороне и безопасности государства.

Природа угрозы определяется природой интереса, удовлетворению которого данная угроза противодействует. Поэтому различают угрозы экономического, военного, информационного, экологического и другого характера (рис. 1).

По виду различают:

Прямую угрозу. Это угроза, создаваемая адресной преднамеренной деятельностью субъекта, который рассматривается как конкурент, противник или враг.

Косвенную угрозу. Это угроза, вызванная деструктивными изменениями рыночной конъюнктуры, либо непредсказуемыми политическими событиями, разрушающими сложившиеся системы экономического и политического взаимодействия, или их неспособностью к кризисному реагированию.

В зависимости от того, откуда угроза исходит . т.е. где по отношению к государственной границе находится источник угрозы, различают также внешние, внутренние и транснациональные (не имеющие страновой привязки) угрозы.

С точки зрения «расширительного» толкования безопасности угрозы делят на следующие типы: акторо-центричные и тренд-центричные. Общим между этими угрозами является то. что первые часто, а вторые почти всегда носят транснациональный характер.

В системах стратегического планирования государств угрозы, как правило, подразделяются на потенциальные и непосредственные. В качестве первых обычно рассматриваются те из них, которые обладают следующими признаками:

  • представляют непосредственную опасность для национальных интересов в рамках соответствующего периода планирования;
  • выражаются в качестве определенной тенденции развития обстановки (например, распространение оружия массового поражения (ОМП) в мире или ухудшение экономической конъюнктуры);
  • не требуют немедленных ответных действий.

Признаки непосредственных угроз следующие:

  • представляют явную опасность национальным интересам в текущий момент;
  • выражаются в качестве конкретного события (например, нападение на страну-союзника, захват заложников и т.п.);
  • требуют принятия немедленных защитных мероприятий.

Рис. 1. Классификация угроз национальной безопасности

Потенциальные угрозы обычно учитываются при разработке различных планов и программ. Непосредственные угрозы требуют немедленного задействования системы оперативного планирования в кризисных ситуациях для принятия конкретных ответных мер. Как правило, источниками непосредственных угроз являются потенциальные.

Проявление источников угроз может иметь кумулятивный характер как в различных сферах достижения национальных целей, так и по географическим направлениям (регионам), это предполагает рассмотрение угроз не только по их источникам, как внешние и внутренние, но и по формам и вероятности реализации, а также ожидаемому ущербу. Это позволяет определять риски для решаемых задач национального развития с целью принятия упреждающих мер по нейтрализации угроз. В этом случае спектр угроз образуют следующие их формы.

Традиционные формы реализации угроз связаны в основном с применением вооруженных сил государств в хорошо изученных формах военных действий или конфликтах. Кроме того, эти угрозы связаны и с применением различного рода экономических инструментов. При этом экономические возможности источника угрозы реализуются не столько для повышения собственного экономического положения в мировой экономике, сколько для нанесения ущерба своим конкурентам экономическими методами. Проявление таких угроз выражается в нарушении сложившихся балансов сил по различным сферам деятельности или географическим (стратегическим) направлениям. что сковывает свободу действий государства в том или ином регионе мира, повышая риски достижения национальных целей.

Нетрадиционные формы реализации угроз связаны с применением государствами и негосударственными субъектами нетрадиционных методов, касающихся противников, превосходящих их по возможностям. К ним относятся терроризм, повстанческие действия, гражданские войны. Эти подходы могут сочетаться с проведением информационных акций и действий, а также попытками целенаправленной дезорганизации финансово-кредитной сферы страны путем проведения спекулятивных атак. Иногда нетрадиционные формы реализации угроз называют асимметричными.

Формы реализации угроз катастрофического характера связаны с применением оружия массового поражения. К этой категории угроз следует отнести и деятельность по разрушению ключевых объектов страновой инфраструктуры, способных вызвать катастрофические экологические и/или социальные последствия. Источниками таких угроз могут выступать как отдельные государства, стремящиеся таким образом обеспечить свою безопасность или повысить международный статус, так и различного рода негосударственные субъекты, стремящиеся путем приобретения ОМП и даже его применением (по аналогии с применением сектой Аум-Синрике химического оружия в токийском метро в 1995 г.) привлечь к себе международное внимание или достигнуть иных целей.

Дезорганизующие формы реализации угроз исходят от оппонентов, которые разрабатывают, обладают и используют прорывные технологии, позволяющие нейтрализовать преимущества противника в соответствующих сферах. Ключевое значение в данном контексте играют информационные методы дезорганизации деятельности систем государственного и военного управления и коррекции политической активности масс в необходимом направлении.

Следует отметить, что, так же как и интересы, угрозы осознаются и «ощущаются» конкретными носителями интересов. Всегда существует разница между реальностью и ее осознанием. Поэтому угрозы могут быть также завышенными, заниженными и даже мнимыми, т.е. надуманными.

Внутренние и внешние угрозы национальной экономической безопасности

В процессе создания и поддержания возникают ключевые причины, которые могут ее нарушить, угрозы. Основные угрозы определены в Концепции национальной безопасности Российской Федерации, утвержденной Указом Президента РФ от 17 декабря 1997 г. №1300 (в редакции Указа Президента РФ от 10 января 2000 г. №24). В соответствии с ней угрозы делятся на внутренние и внешние по отношению местоположения причин их возникновения — вне национальной экономики и внутри нее.

Внутренние угрозы национальной безопасности России

Основными внутренними угрозами национальной экономической безопасности являются:

Усиление степени дифференциации уровня жизни и доходов населения. Формирование небольшой группы богатого населения (олигархов) и большой части бедного населения создает ситуацию социальной напряженности в обществе, что в конечном итоге может привести к серьезным социально-экономическим потрясениям. Это создает ряд проблем в обществе — тотальную неуверенность населения, его психологический дискомфорт, формирование крупных криминальных структур, наркоманию, алкоголизм, организованную преступность, проституцию;

Деформация . Ориентация экономики на добычу полезных ископаемых формирует серьезные структурные сдвиги. Снижение конкурентоспособности и тотальное сворачивание производства стимулирует увеличение объемов безработицы и снижает качество жизни населения. Ресурсная ориентация национальной экономики позволяет получать высокий доход, но никоим образом не обеспечивает устойчивый экономический рост;

Усиление неравномерности экономического развития регионов. Подобного рода ситуация закладывает проблему разрыва единого экономического пространства. Резкое различие в уровне социально-экономического развития регионов разрушает существующие связи между ними и препятствует межрегиональной интеграции;

Криминализация российского общества. В обществе резко усилились тенденции к получению нетрудовых доходов путем прямого грабежа, отъема собственности, что негативным образом сказывается на общей стабильности и устойчивости национальной экономики. Большое значение имеет тотальное проникновение криминальных структур в государственный аппарат и промышленность и наметившаяся тенденция сращивания между ними. Многие предприниматели отказываются от правовых методов решения споров между собой, избегая свободной конкуренции, все чаще прибегают к помощи криминальных структур. Все это негативным образом сказывается на общей экономической конъюнктуре и препятствует выходу национальной экономики из кризиса;

Резкое снижение научно-технического потенциала России. Основа экономического роста — научно-технический потенциал — за истекшее десятилетие практические потерян, по причине сокращения инвестиций в приоритетные научные и технические исследования и разработки, массового выезда из страны ведущих ученых, разрушения наукоемких отраслей, усиления научно-технической зависимости. Будущее развитие экономики — за наукоемкими отраслями, для создания которых Россия сегодня не обладает достаточным научным потенциалом. Соответственно ставится под вопрос, место ли России в мировом хозяйстве;

Усиление изоляции и стремления к независимости субъектов Федерации. Россия обладает значительными территориями, которые функционируют в рамках федеративного устройства. Проявление сепаратистских устремлений субъектами Федерации представляет собой реальную угрозу территориальной целостности России и существованию единого правового, политического и экономического пространства;

Усиление межэтнической и межнациональной напряженности, что создает реальные условия для возникновения внутренних конфликтов на национальной почве. Транслирует его ряд общественных объединений, в интересы которых не входит сохранение культурной и национальной целостности России;

Повсеместное нарушение единого правового пространства, ведущих к правовому нигилизму и несоблюдению законодательства;

Снижение физического здоровья населения, ведущее к деградации по причине кризиса системы здравоохранения. В результате наблюдается устойчивая тенденция к сокращению уровня рождаемости, продолжительности жизни населения. Снижение человеческого потенциала делает невозможным экономический рост и развитие промышленности;

Демографический кризис, связанный с устойчивой тенденцией преобладания общей смертности населения над рождаемостью. Катастрофическое снижение количества населения ставит проблему населенности территории России и удержания ею существующих границ.

В совокупности внутренние угрозы национальной безопасности тесно переплетены между собой и взаимосвязаны. Их ликвидация является нужной не только для создания должного уровня национальной безопасности, но и сохранения российской государственности. Вместе с внутренними, присутствуют и внешние угрозы национальной безопасности.

Внешние угрозы национальной безопасности России

Основными внешними угрозами национальной безопасности являются:

  • снижение роли России в мировой экономике вследствие целенаправленных действий отдельных государств и межгосударственных объединений, например ООН, ОБСЕ;
  • снижение экономического и политического влияния на протекающие в мировой экономике процессы;
  • усиление масштабов и влияние международных военных и политических объединений, в числе которых находится НАТО;
  • наметившиеся тенденции к размещению около границ России военных сил иностранных государств;
  • повсеместное распространение в мире оружия массового уничтожения;
  • ослабление процессов интеграции и налаживания экономических связей России со странами СНГ;
  • создание условий формирования и возникновения военных вооруженных конфликтов вблизи государственных границ России и стран СНГ;
  • территориальная экспансия по отношению к России, например, со стороны Японии и Китая;
  • международный терроризм;
  • ослабление позиций России в сфере информации и телекоммуникаций. Это проявляется в снижении влияния России на международные информационные потоки и разработке рядом государств технологий информационной экспансии, которые могут быть применены и к России;
  • активизация на территории России деятельности иностранных организаций, занимающихся разведкой и сбором стратегической информации;
  • резкое снижение военного и оборонного потенциала страны, не позволяющее ей при необходимости отразить военное нападение, что связано с системным кризисом оборонного комплекса страны.

Обеспечение национальной безопасности на достаточном уровне выводит необходимость постоянного контроля внешних и внутренних угроз, а поэтому их перечень постоянно изменяется в зависимости от конкретных политических, социальных, правовых и экономических условий.

Принятая в 1997 г. и дополненная в 2000 г. Концепция национальной безопасности Российской Федерации не является простой декларацией. Она представляет собой действенный нормативно-правовой документ, регулирующий приоритетную сферу деятельности государства — национальную безопасность. Только начиная с 2003 г. она начала реализовываться после того, как был накоплен необходимый потенциал. Введение системы назначения высших должностных лиц субъектов РФ минимизировало угрозу территориальной целостности России. Недавнее запрещение деятельности на территории России фондов с участием иностранного капитала снизило степень ее политической и экономической зависимости. Сейчас мы наблюдаем процесс, когда накопленный потенциал государственной власти приступил к реализации принятой в 1997 г. Концепции национальной безопасности, пусть и не по всем направлениям эффективной и результативной.

Стадии угрозы национальной безопасности

Угрозы национальной безопасности в общественном сознании и, в частности, в сознании политического руководства страны проходит несколько стадий: осознание угрозы — реакция на осознанную угрозу — ответ на угрозу.

Осознание угрозы

Во-первых, свойство предмета или явления «представлять угрозу», очевидно, не носит присущего ему изначально характера, а является весьма условным. То, что с точки зрения одной шкалы ценностей считается «угрозой», с позиции иной оценки может оказаться, наоборот, «шансом». Об «угрозах» трудно говорить без привязки к определенной системе ценностей. Во-вторых, угроза воспринимается таковой только до тех пор, пока она выглядит достаточно вероятной. Вообще любая угроза воспринимается человеческим сознанием «интегрально» — как некая сумма субъективно оцениваемой вероятности реализации угрозы и степени возможного ущерба. Причем восприятие угрозы сугубо индивидуально и отражается понятием «степени угрозы». Степень угрозы — это интегральное восприятие угрозы в индивидуальном или общественном сознании. Даже смертельная, но маловероятная угроза может быть воспринимаема как «низкая» и мало волновать тех, кого это должно касаться. В то же время угроза достаточно вероятная, но не серьезная по своему характеру может полностью отвлечь внимание на себя. Поэтому ответ на угрозы национальным интересам может существенно отличаться от того, что подсказывает человеку его подсознание. Однако даже если угрозы практически невероятны, политическому руководству на практике приходится исходить из их возможности, чтобы гарантировать: то, что не должно произойти, действительно не произойдет.

В связи с этим основная проблема предотвращения любой угрозы и противодействия ей — это разрыв между принципами рационального восприятия и борьбы с угрозами и «врожденной», зачастую иррациональной, реакцией общества на угрозы (либо отсутствием таковой). Влияя на сферу политики, «общечеловеческие» и сугубо национальные особенности восприятия угроз приводят к отклонению действий политиков от модели «рационального поведения». В этих случаях эффективность работы системы обеспечения национальной безопасности снижается.

На практике угроза может быть осознана обществом, только если она в глазах общества «реальна», т.е. общество оценивает вероятность ее реализации достаточно высоко. По мере того как степень вероятности угрозы уменьшается, задача ее предотвращения сходит с общественной повестки дня. Низкая степень ожидания угрозы, ослабляя естественные защитные силы общества, очевидно, способствует реализации угрозы. Общество, меньше всего ожидающее угрозу, в наибольшей степени ей подвержено. Так, например, война, к которой страна «хорошо подготовлена», как правило, не случается. Но случаются другие.

Реакция на осознанную угрозу

В политической сфере вообще невозможно оценить вероятность той или иной угрозы «объективно» (здесь события крайне неоднородны). Поэтому любая оценка вероятности угрозы может носить исключительно практический, прагматический смысл. На самом деле даже когда говорят о вероятности, имеют в виду интегральную оценку «степени угрозы». В сфере политики «высокая степень» угрозы означает высокий возможный ущерб при наличии практических способов и возможности выделения средств на ее предотвращение. Отклонение от этого принципа оценки будет приводить к снижению эффективности борьбы с угрозами либо из-за неправильной оценки ущерба, либо из-за неверной оценки своих возможностей. При этом оценка «ущерба» от угрозы прямо зависит от системы ценностей (национальных традиций, стратегической культуры). Последняя способна ответить на вопросы: «Что хорошо и что — плохо?», «-Что есть «приобретение», а что — «потеря?». Без наличия определенной системы ценностей об эффективной борьбе с угрозами говорить некорректно.

Ответ на угрозу

Он опосредован национальными и культурными особенностями. Так, близкая оценка степени угрозы в разных странах еще не означает одинакового ответа на нее и вообще какого-либо активного действия. У разных наций наблюдается совершенно разная степень «толерантности» угроз (порог восприятия). Чем выше степень толерантности, тем выше должна быть опасность, чтобы общество/ государство на нее начало реагировать. Например, существует устойчивое мнение, что русских отличает высокая степень толерантности к опасностям и угрозам. По сравнению с русскими американцев, наоборот, отличает необычайно низкая толерантность к угрозам: даже небольшая угроза его благополучию способна вызвать истерическую, часто несоразмерную степени угрозы реакцию.

Таким образом, угроза национальной безопасности ограничивает свободу выбора для каждого конкретного человека, а для страны — свободу действий в той или иной сфере. Это проявляется в том, что при достижении национальных целей угроза нарушает выбранные соотношения средств (ресурсов) и методов, оказывает негативное, прежде всего психологическое, давление на систему принятия решений, систему государственного управления. Тем самым повышаются риски достижения национальных целей. То есть угроза — это то, что требует задействования системы обеспечения национальной безопасности.

Национальные, в том числе базовые, интересы могут быть подвержены воздействию разнообразного спектра угроз.

В современной международной обстановке существует три типа угроз для России: внешние, внутренние и трансграничные , нейтрализация которых является в той или иной степени функцией Вооруженных Сил РФ .

К основным внешним угрозам можно отнести:

1. Развертывание группировок сил и средств для военного нападения на РФ и ее союзников;

2. Территориальные претензии к РФ, угроза политического или силового отторжения от РФ отдельных территорий;

3. Осуществление государствами или общественно-политическими структурами программ по созданию ОМП;

4. Вмешательство во внутренние дела РФ со стороны иностранных государств или организаций, поддерживаемых иностранными государствами;

5. Демонстрация военной силы вблизи границ РФ, проведение учений с провокационными целями;

6. Наличие вблизи границ РФ или границ ее союзников очагов вооруженных конфликтов , угрожающих их безопасности;

7. Нестабильность, слабость государственных институтов в приграничных странах;

8. Наращивание группировок войск, ведущие к нарушению сложившегося баланса сил вблизи границ РФ или границ ее союзников и прилегающих к их территории морских водах;

9. Расширение военных блоков и союзов в ущерб военной безопасности РФ и ее союзников;

10. Деятельность международных исламских радикальных группировок, усиления позиций исламского экстремизма вблизи российских границ;

11. Ввод иностранных войск (без согласия РФ и Совета Безопасности ООН) на территории сопредельных и дружественных РФ государств;

12. Вооруженные провокации, нападения на военные объекты РФ, расположенные на территории зарубежных государств;

13. Действия, затрудняющие доступ России к стратегически важным транс-портным коммуникациям;

14. Дискриминация, подавление прав, свобод и законных интересов граждан РФ в зарубежных странах;

15. Распространение технологий двойного назначения и компонентов для изготовления ядерного и других видов ОМП.

К основным внутренним угрозам следует отнести:

1. Попытки насильственного изменения конституционного строя ;

2. Планирование, подготовка и осуществление действий по нарушению и дезорганизации функционирования органов государственной власти и управления, нападений на государственные, народно-хозяйственные, военные объекты, объекты жизнеобеспечения и информационной инфраструктуры;

3. Создание, оснащение, подготовка и функционирование незаконных воо-руженных формирований;

4. Незаконное распространение (оборот) на территории РФ оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и т.д.;

5. Широкомасштабная деятельность организованной преступности, угрожающей политической стабильности в масштабах субъекта РФ;


6. Деятельность сепаратистских и радикальных религиозно-националисти-ческих движений в РФ.

Трансграничные угрозы

Совмещают в себе черты внутренних и внешних угроз. Будучи по форме проявления внутренними, по своей сути (по источникам стимуляции, возможным участникам, возможным участникам) являются внешними. Имеется тенденция к возрастанию значения трансграничных угроз для безопасности РФ.

Трансграничные угрозы включают в себя:

1. Создание, оснащение, обеспечение и подготовка на территории других государств вооруженных формирований с целью их переброски для действий на территории РФ и территории ее союзников;

2. Поддерживание из-за рубежа подрывных сепаратистских, национальных и религиозных экстремистских группировок, предназначенных для подрыва конституционного строя, создание угрозы территориальной целостности РФ и безопасности ее граждан;

3. Трансграничная преступность, включающая контрабандную и иную противозаконную деятельность в масштабах, угрожающих военно-политической безопасности РФ или стабильности не территории союзников РФ;

4. Ведение враждебных по отношению к РФ информационных действий;

5. Международный терроризм, если его деятельность затрагивает безопасность РФ;

6. Деятельность наркобизнеса, транспортировка нар-котиков на территорию или использование территории РФ в качестве транзитной территории для транспортировки наркотиков в другие страны.

К угрозам национальной безопасности РФ относятся:

1. Террористическая угроза . Существенной подпиткой для террористов, источником их вооружения и полем деятельности остаются локальные конфликты, зачастую на этнической почве, межконфессиональном противостоянии, которое искусственно нагнетается и навязывается миру экстремистами различных мастей. С 1991 по 2004 гг. зарегистрировано 390 атак камикадзе. Лидером пока является Израиль, где с 2000 по 2004 гг. взорвались 59 «живых бомб».

2. Серьезной угрозой национальной безопасности РФ является угроза распространение ОМП . Если такое оружие попадет в руки террористов, то последствия могут быть просто катастрофическими. Ядерным оружием сейчас обладают 9 государств мира (Россия, США, Англия, Франция, Китай, Индия, Пакистан, Израиль, КНДР), близки к его созданию еще 8 государств.

3. Угрозой является раскручивание маховика гонки вооружений, причем она выходит на новый технологический уровень, угрожая появлением целого арсенала новых дестабилизирующих видов оружия. Военные расходы США в 2006 г. превысили военные расходы России в 23 раза.

4. Отсутствие гарантии не вывода оружия, в том числе и ядерного, в космос. Пуск межконтинентальных баллистических ракет с неядерными боеголовками, может спровоцировать неадекватную реакцию со стороны ядерных держав, включая ответный удар с использованием стратегических ядерных сил. Ситуация с разработкой баллистических ракет в КНДР, Иране.

5. Сохраняется угроза стереотипа блокового мышления. Например, для того чтобы защитится якобы от России, Прибалтийские страны, Грузия и ряд других стран бывшего Варшавского договора вошли или имеют желание войти в блок НАТО . Состав блока НАТО: 1949 г. - 12 государств; 1982 г. - 16 государств; 1999 г. - 19 государств; 2004 г. - 26 государств.

6. Угроза в экономической сфере. Проявляется в сокращении наукоемких производств, снижении инвестиционной (за 2011 г вложения со стороны иностранных инвесторов в Российскую экономику составили 38 млрд. дол., в США за I квартал 2012г. более 130 млрд. дол.), а так же инновационной активности, разрушении научно-технического потенциала.

Увеличивается вывоз за пределы России валютных запасов, стратегически важных видов сырья, отток квалифицированных кадров и интеллектуальной собственности.

В промышленности увеличивается доля топливно-сырьевого сектора, формируется экономическая модель, основанная на экспорте топлива и сырья и импорте оборудования, продовольствия и предметов потребления, т. е. происходит рост зависимости страны от иностранных производителей высокотехнологичной техники, возникает технологическая зависимость РФ от стран Запада и подрыв оборонного потенциала государства.

7. Имеется угроза безопасности России в социальной сфере , в связи с увеличением удельного веса населения, живущего за чертой бедности, расслоения общества на узкий круг богатых и преобладающую массу малообеспеченных граждан. Всё это ведет к снижению интеллектуального и производительного потенциала России, сокращению численности населения, истощению основных источников духовного и экономического развития, может привести к утрате демократических завоеваний. Примерно 30% населения страны сейчас отказывается от заведения детей по экономическим и духовным причинам.

8. Угроза истощения природных ресурсов и ухудшения экологической ситуации. Эта угроза особенно велика из-за преимущественного развития топливно-энергетических отраслей промышленности, неразвитости законодательной основы природоохранных мероприятий, не использования природо-сберегающих технологий. Нарастает тенденция использования территории России в качестве места захоронения опасных материалов и веществ, размещения на российской территории вредных производств.

9. Увеличивается вероятность возникновения катастроф техногенного характера. По данным зарубежных исследователей риск возникновения техногенных катастроф и аварий в России на 2 порядка превышает этот показатель для западных стран. Доля техногенных ЧС в общем количестве составляет в нашей стране 91,8%.

10. Вызывает тревогу угроза физическому здоровью нации. Наиболее явно это проявляется в кризисном состоянии систем здравоохранения и социальной защиты населения, в росте потребления алкоголя (18 л чистого алкоголя на душу населения, а более 12 л - это уже угроза нации) и наркотических веществ. 3% населения РФ - наркоманы, ежегодно в стране 70.000 чел. умирает от передозировки наркотиков. Официально зарегистрировано более 500 тысяч ВИЧ -инфицированных. На здравоохранение РФ тратит 3% ВВП, а Германия и Франция - 8%. Продолжительность жизни в РФ сейчас составляет 71 год, поставлена задача в течение 6лет поднять её до 75 лет.

Серьезную проблему составляет демографическая ситуация в стране: в ряде регионов РФ смертность превышает рождаемость, ухудшается здоровье людей. В Ярославле, например, в 2011году родилось 6445 человек, а умерло 8330 чел., т.е. убыль составила 1885 чел.

11. В международной сфере угрозы проявляются через попытки некоторых государств противодействовать укреплению России как одного из центров формирующегося многополярного мира. Это проявляется в действиях направленных на нарушение территориальной целостности РФ, а также в территориальных притязаниях.

12. Существуют угрозы в военной сфере . Значение военной силы в системе международных отношений за последнее время не уменьшилось. Военно-политическая обстановка не исключает возможность возникновения вблизи границ России крупных вооруженных конфликтов, затрагивающие интересы безопасности РФ.

13. Появилась новая угроза - морское пиратство.

Loading...Loading...