Складская техника и охрана труда. Инструкция по соблюдению правил охраны труда и требований безопасности при работе на складах материальных ценностей старшины Правила нахождения на складе

Для курения должны быть отведены и обустроены специальные места, обозначенные соответствующим знаком по ГОСТ 12.4.026 и оборудованные средствами пожаротушения (ящиком с песком, бочкой с водой).

3.132. Склады для хранения баллонов со сжатыми и сжиженными газами могут быть открытыми, полузакрытыми, закрытыми и размещаться не ближе 20 м от производственных, административно-бытовых и складских зданий, не ближе 50 м от жилых домов и не ближе 100 м от общественных зданий.

3.133. Для защиты от грозовых разрядов склады баллонов с горючими и взрывоопасными газами должны быть оборудованы молниеотводами шпилевого или метелочного типов.

3.134. Закрытые склады для хранения баллонов со сжатыми и сжиженными газами должны быть одноэтажными с покрытием легкого типа и не иметь чердачных помещений.

3.135. Стены, перегородки, покрытия склада для хранения баллонов со сжатыми и сжиженными газами должны быть из несгораемых материалов не ниже второй степени огнестойкости.

3.136. Окна и двери склада для хранения баллонов со сжатыми и сжиженными газами должны открываться наружу, стекла окон и дверей должны быть матовыми или покрашены краской белого цвета.

3.137. Во избежание чрезмерного нагрева баллонов со сжатыми и сжиженными газами солнечными лучами окна склада должны выходить на северную сторону, высота подоконной части должна быть не менее 1,5 м от пола. Высота складского помещения для хранения баллонов со сжиженными и сжатыми газами должна быть не менее 3,25 м от пола до нижних выступающих частей покрытия здания.

3.138. Полы склада для хранения баллонов со сжатыми и сжиженными газами должны быть ровными с нескользкой поверхностью, а полы склада для хранения баллонов с горючими газами, кроме того, из материалов, исключающих искрообразование при ударе о них каких-либо предметов.

3.139. Полы склада для хранения баллонов со сжатыми и сжиженными газами и разгрузочной площадки (рампы), примыкающей к складу, должны быть на уровне пола кузова автомобиля, перевозящего баллоны.

3.140. Помещения склада для хранения баллонов со сжиженными и сжатыми газами должно быть разделено на отсеки стенами из несгораемых материалов. Каждый отсек должен иметь отдельный выход наружу.

3.141. Склады для хранения баллонов со сжатыми и сжиженными газами должны оборудоваться естественной или принудительной вентиляцией.

3.142. Температура воздуха на складе хранения баллонов со сжатыми и сжиженными газами не должна превышать 35 °C.

3.143. Освещение складов для хранения баллонов со сжатыми и сжиженными газами должно быть выполнено во взрывобезопасном исполнении. Освещенность поверхности пола склада должна быть не менее 10 лк.

3.144. В закрытых складских помещениях (сараях) для хранения угля должны быть устроены вытяжные трубы и другие устройства для постоянного проветривания пространства над поверхностью хранящегося угля. Каждый сарай или навес для хранения угля должен одной продольной стороной выходить на проезд.

3.145. Закрытые помещения для хранения угля (подвальные, полуподвальные помещения, помещения первого этажа) должны иметь несгораемые стены и перекрытия. При этом должно быть обеспечено постоянное проветривание пространства над поверхностью угля, хранящегося в этих помещениях.

3.146. При хранении угля в закромах каждый отдельный закром или группа закромов, примыкающих один к другому, по объему не должны превышать 2000 куб. м при максимальной площади 400 кв. м, и высота укладки (навала) должна быть не более 8 м.

3.147. Бункера для хранения угля должны быть изготовлены из несгораемых материалов (металла или железобетона), без ограничения размеров. Бункера из сгораемых материалов (деревянные) допускаются как исключение для хранения в них угля сроком не более одного месяца.

3.148. Вход на территорию смолохранилища и смоловарни работникам, не имеющим отношения к хранению или варке смолы, запрещается.

У входа на территорию смолохранилища и смоловарни должны быть вывешены плакаты "Вход посторонним лицам запрещен".

3.149. Стены, покрытия, перегородки здания смоловарни и хранения смазочных материалов для изложниц должны быть из несгораемых материалов.

3.150. Курение и пользование открытым огнем в помещениях смоловарни и хранения смазочных материалов для изложниц запрещается.

3.151. Системы отопительные зданий смоловарни и хранения смазочных материалов для изложниц должны быть водяные или паровые. Применение печного отопления, электрических нагревательных приборов не допускается.

3.152. Устройство и оборудование складов и площадок для складирования строительных материалов должно соответствовать требованиям строительных норм и правил, правил пожарной безопасности.

3.153. Склады строительных материалов должны быть соответствующим образом обустроены (планировка площадки, покрытие площадки, ограждение, освещение, отвод ливневых вод, подъездные пути и т.д.) и иметь оборудование для производства погрузочно-разгрузочных работ.

3.154. Склады строительных материалов должны быть оборудованы средствами пожаротушения (ведрами, емкостями с водой, лопатами, баграми, ящиками с песком, огнетушителями и др. по перечню, определяемому органами пожарной охраны), иметь подъезды и проезды в соответствии с требованиями Правил пожарной безопасности в Российской Федерации.

3.155. Склады для хранения строительных материалов могут быть закрытыми, открытыми и полузакрытыми. Закрытые склады предназначены для хранения отделочных материалов, электроизделий, деревянных конструкций и др. материалов, подверженных порче от воздействия атмосферных осадков. Эти склады должны быть отапливаемыми, если отрицательные температуры могут привести к порче хранимых материалов.

3.156. Полузакрытые склады (навесы) предназначены для хранения материалов и изделий, подверженных порче от непосредственного воздействия атмосферных осадков. Навесы должны располагаться друг от друга на расстоянии не менее 10 м.

3.157. На открытых складах могут храниться грузы, не подверженные порче от атмосферных осадков (железобетонные изделия, песок, щебень и т.д.).

3.158. Склады для хранения цемента должны обеспечивать его защиту от увлажнения, распыления и загрязнения. Цемент должен храниться в контейнерах, в силосах с периодическим (не реже одного раза в 15 дней) аэрационно-пневматическим разрыхлением и перекачиванием. Цемент в мешках должен храниться в закрытых сухих помещениях.

3.159. Не допускается хранение цемента во временных складах амбарного типа, под навесами, в ларях, на открытых площадках под брезентовыми укрытиями, вблизи грузов, выделяющих аммиак. Не допускается хранение цемента разных марок и видов в одной емкости.

Настоящая инструкция по охране труда для работников склада доступна для бесплатного просмотра и скачивания.

1. ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ ОХРАНЫ ТРУДА

1.1. К работе в качестве работников склада допускаются мужчины и женщины, годные по состоянию здоровья, прошедшие обучение охране труда по специальности.
1.2. Работнику необходимо соблюдать действующие в организации правила внутреннего трудового распорядка, график работы, режим труда и отдыха.
1.3. На кладовщика могут воздействовать следующие опасные и вредные производственные факторы:
— движущиеся машины;
— перемещаемые товары, тара;
— неустойчиво уложенные штабели складируемых и взвешиваемых товаров;
— пониженная температура товаров;
— пониженная температура воздуха рабочей зоны при работе в холодильных камерах; повышенная или пониженная влажность воздуха;
— повышенная подвижность воздуха;
— повышенный уровень запыленности воздуха рабочей зоны;
— повышенное напряжение в электрической цепи;
— отсутствие или недостаток естественного света;
— недостаточная освещенность рабочей зоны;
— острые кромки, заусенцы и неровности поверхностей оборудования, инструмента, инвентаря, тары;
— химические факторы, физические перегрузки.
1.4. В соответствии с действующим законодательством работникам склада выдается специальная одежда, специальная обувь и другие средства индивидуальной защиты, предусмотренные нормами выдачи СИЗ установленными в организации.
1.5. Работник должен извещать своего непосредственного руководителя о любой ситуации, угрожающей жизни и здоровью людей, о каждом несчастном случае, происшедшем на производстве, об ухудшении состояния своего здоровья, в том числе о проявлении признаков острого заболевания.
1.6. Работнику, имеющему контакт с пищевыми продуктами, следует:
— оставлять верхнюю одежду, обувь, головной убор, личные вещи в гардеробной;
— перед началом работы мыть руки с мылом, надевать чистую санитарную одежду;
— работать в чистой санитарной одежде, менять ее по мере загрязнения;
— перед приемом пищи, после посещения туалета и любого загрязнения мыть руки с мылом;
— не допускать приема пищи на рабочем месте.
1.7. Лица, допустившие невыполнение или нарушение инструкции о охране труда, привлекаются к дисциплинарной ответственности в соответствии законодательством РФ и с правилами внутреннего трудового распорядка и, при необходимости, подвергаются внеочередной проверке знаний норм и правил охраны труда.

2. ТРЕБОВАНИЯ ОХРАНЫ ТРУДА ПЕРЕД НАЧАЛОМ РАБОТЫ

2.1. Подготовить рабочую зону для безопасной работы:
— обеспечить наличие свободных проходов и проездов к местам складирования товаров и тары;
— проверить состояние полов (отсутствие щелей, выбоин, набитых планок), достаточность освещения в проходах, проездах на местах производства складских работ.
2.2. Проверить наличие и исправность необходимого для работы подъемно-транспортного оборудования, ограждений эстакад, отбойного бруса, охранного борта, а также деревянных покатов с крюками, тормозных колодок и других приспособлений для подъема и перемещения грузов.

3. ТРЕБОВАНИЯ ОХРАНЫ ТРУДА ВО ВРЕМЯ РАБОТЫ

3.1. Выполнять только ту работу, по которой прошел обучение и инструктаж по охране труда.
3.2. Применять необходимое для безопасной работы исправное оборудование, а также оргтехнику, мебель; использовать их только для тех работ, для которых они предназначены.
3.3. Соблюдать правила перемещения в помещениях и на территории организации, пользоваться только установленными проходами.
3.4. Содержать свое рабочее место и помещение кладовой (склада) в чистоте, обеспечивать своевременную уборку рассыпанных (разлитых) товаров.
3.5. Не допускать загромождения проходов и проездов между стеллажами, штабелями, проходов к пультам управления и рубильникам, путей эвакуации и других проходов порожней тарой, инвентарем, разгружаемым товаром.
3.6. Не находиться на опасном расстоянии от маневрирующего автотранспорта, внутри автомашины при разгрузке (погрузке), между ее бортом и эстакадой при движении автомашины задним ходом.
3.7. Принимать меры к устранению появившихся во время работы выбоин, щелей и других неисправностей полов в проходах и проездах.
3.8. Не допускать превышения скорости движения авто — и электропогрузчиков, грузовых тележек в помещении кладовой (склада) свыше 5 км/ч.
3.9. Следить за:
— исправностью и своевременной очисткой стеллажей от грязи, остатков упаковки, не допускать их перегрузки;
— своевременным укрытием пылящих грузов брезентом, рогожей или другими материалами;
— наличием на таре с товаром бирок и наклеек с точным наименованием вредных и опасных веществ (кислоты, щелочи, растворители и т.п.);
— симметричным распределением груза на плоском поддоне (без выступания за габариты) относительно его продольной и поперечной осей;
— весом сформированного пакета, который не должен превышать грузоподъемность погрузочно-разгрузочного механизма;
— исправностью тары с грузом, поддонов и соблюдением других требований.
3.11. Требовать крепления покатов при разгрузке бочек с автомашины, следить, чтобы скатываемая бочка не сбрасывалась вниз, а удерживалась веревкой работником, находящимся в кузове.
3.13. Для предупреждения травматизма при приемке товаров следует:
— взвешивание бочек и других тяжеловесных грузов производить на товарных весах, установленных в приямке, или применять наклонный мостик;
— передвигать тележки, передвижные стеллажи, контейнеры в направлении «от себя»;
— спуск товаров по загрузочному лотку производить по одной упаковке, а спускаемый груз убирать до начала спуска следующего;
— предупреждать находящихся рядом с конвейером или подъемником людей о предстоящем пуске оборудования;
— переносить товары только в исправной таре, не загружать тару более номинальной массы брутто;
— при складировании бочек, уложенных «лежа», не использовать в качестве опорной стенки соседние штабели;
— не использовать для сидения или нахождения случайные предметы (ящики, бочки и т.п.), оборудование;
— при эксплуатации подъемно-транспортного оборудования соблюдать требования охраны труда, изложенные в эксплуатационной документации заводов — изготовителей оборудования;
— применять для вскрытия тары специально предназначенный инструмент (гвоздодер, клещи, сбойник, консервный нож и т.п.). Не производить эти работы случайными предметами или инструментом с заусенцами;
3.14. Во время складирования товаров соблюдать следующие требования охраны труда:
— грузы в ящиках и мешках, не сформированные в пакеты, укладывать в штабель вперевязку, с прокладкой реек между каждыми двумя рядами ящиков и прокладкой досок через каждые 5 рядов мешков (по высоте);
— в нижние ряды штабеля укладывать более тяжелые грузы;
— ящики с товарами в стеклянной таре (бутылки, банки) укладывать в штабели высотой не более 2 м, а при складировании на поддонах — до 3,5 м в два яруса;
— при установке бочек с товаром соблюдать разрывы между группами бочек не менее 1 м;
— мешки с мукой укладывать на специальные стеллажи секциями по три или пять мешков (тройками или пятерками) в перевязку;
— при ручной укладке мешки укладывать в штабель высотой не более 8 рядов, а механизированным способом — не более 12 рядов;
— через каждые 12 м оставлять проходы между штабелями муки шириной не менее 0,75 м;
— при укладке штабелей сахара соблюдать расстояния, которые не должны быть менее: 0,3 м — между штабелями, 1,0 м — между штабелями и конвейером; 0,7 м — от стен и выступающих конструкций до штабеля.
3.15. В случае обнаружения неправильно сложенного штабеля следует принять меры к его разборке и укладке вновь с устранением замеченного недостатка. Разборку штабеля, во избежание его разрушения, производить только сверху и равномерно по всей площади.
3.16. Непродовольственные товары укладывать на хранение следующим образом:
— кирпич: в пакетах на поддонах — не более чем в два яруса, в контейнерах — в один ярус, без контейнеров — высотой не более 1,7 м;
— черепицу (цементно-песчаная и глиняная) — в штабель высотой до 1 м;
— нагревательные приборы (радиаторы и т.д.) отдельными секциями или в собранном виде — в штабель высотой не более 1 м;
— теплоизоляционные материалы — в штабель высотой до 1,2 м в сухом помещении;
— трубы диаметром до 300 мм — в штабель высотой до 3 м на подкладках;
— мешки с удобрениями — на плоских поддонах в перевязку, с выступом за край поддона не более чем на 50 мм;
— шины автомобилей — на полки стеллажей только в вертикальном положении;
— лесоматериалы — на штабельном основании толщиной не менее 0,35 м, в штабель высотой не более 2 м.
3.17. При выполнении складских работ не допускается:
— эксплуатация загрузочных люков и проемов без ограждения;
— переноска грузов в неисправной таре и таре, имеющей задиры, заусенцы, торчащие гвозди или окантовочную проволоку; переноска грузов в жесткой таре и замороженных продуктов без рукавиц;
— перемещение грузов волоком; укладка грузов в штабель в слабой упаковке; хождение по штабелям;
— укладка пиломатериалов и других горючих товаров в штабели под электропроводами; производство работ на двух смежных штабелях одновременно;
— хранение спецодежды, текстильных материалов и обуви вместе с кислотами, щелочами и горючими материалами; работа с кислотами без резиновых сапог, перчаток, прорезиненного фартука и очков в кожаной или резиновой оправе;
— розлив кислот без использования сифона или специального приспособления для наклона бутыли с кислотой;
— производство работ на высоте с неисправных стремянок или стремянок, не испытанных в установленном порядке;
— установка на грунте приставных лестниц и стремянок, не имеющих на нижних концах оковок с острыми наконечниками, а при использовании этих лестниц на гладких поверхностях — без надетых «башмаков» из резины или другого нескользящего материала;
— устройство дополнительных опорных сооружений из ящиков, бочек и т.п., при недостаточной длине лестницы;
— сращивание деревянных приставных лестниц без прочного соединения их металлическими хомутами, накладками с болтами;
— использование сращенной приставной лестницы без предварительного испытания;
— установка приставных лестниц под углом более 75° к горизонтали без дополнительного крепления их верхней части;
— работа со ступеньки приставной лестницы, находящейся на расстоянии менее 1 м от ее верхнего конца, а также с двух верхних ступенек стремянки, не имеющей перил или упоров;
— использование для работы на высоте стремянок без специальных приспособлений (крюков, цепей), не позволяющих им самопроизвольно раздвигаться во время работы;
— нахождение на ступеньках приставной лестницы или стремянки более одного человека;
— перемещение товаров по приставной лестнице и размещение на ней инструмента, необходимого при выполнении работы на высоте;
— работа с приставных лестниц и стремянок около и над работающими машинами, транспортерами;
— работа с приставных и раздвижных лестниц на высоте более 1,3 м без предохранительного пояса, закрепленного за конструкцию сооружения;
— работа в местах с оживленным движением людей или транспортных средств с неогражденной приставной лестницы или с лестницы, у основания которой не стоит работник в каске, удерживающий лестницу в устойчивом положении.

4. ТРЕБОВАНИЯ ОХРАНЫ ТРУДА В АВАРИЙНЫХ СИТУАЦИЯХ

4.1. В случае возникновения возгорания немедленно прекратить работу, отключить электрооборудование, вызвать пожарную охрану, сообщить непосредственному руководителю и администрации организации, принять меры к эвакуации из помещения. При ликвидации загорания необходимо использовать первичные средства пожаротушения, принять участие в эвакуации людей. При загорании электрооборудования применять только углекислотные огнетушители или порошковые.
4.2. В случае получения травмы работник обязан прекратить работу, поставить в известность непосредственного руководителя и вызвать скорую медицинскую помощь или обратиться в медицинское учреждение.
4.3. При поражении электрическим током необходимо освободить пострадавшего от действия тока путем немедленного отключения электроустановки рубильником или выключателем. Если отключить электроустановку достаточно быстро нельзя, необходимо пострадавшего освободить с помощью диэлектрических перчаток, при этом необходимо следить и за тем, чтобы самому не оказаться под напряжением. После освобождения пострадавшего от действия тока необходимо оценить его состояние, вызвать скорую медицинскую помощь и до прибытия врача оказывать первую доврачебную помощь.

5. ТРЕБОВАНИЯ ОХРАНЫ ТРУДА ПО ОКОНЧАНИИ РАБОТЫ

5.1. Проверить противопожарное состояние склада.
5.2. Убедиться в том, что погрузочно-разгрузочные механизмы установлены на места, отведенные для их хранения.
5.3. Закрыть загрузочные люки, проемы, запереть их на замок изнутри помещения.
5.4. Снять специальную одежду, вымыть руки, по возможности принять душ.

Российское законодательство уделяет особое внимание требованиям к охране труда на складе, так как означенная работа имеет определенные характерные черты и особенности, которые необходимо учитывать как работникам, так и работодателям. Правила охраны труда на складе могут серьезно отличаться в зависимости от того, как именно организован труд на данном объекте. Например – охрана труда на складе готовой продукции имеет свои характерные черты, а на складе временного хранения они могут быть иными.

Охрана труда на складе – общие нормативы и требования

Прежде, чем рассматривать непосредственные принципы охраны труда на складе, необходимо ознакомиться с общими требованиями российского законодательства, касающимися охраны труда в целом. Под охраной труда подразумевается комплекс нормативов, процедур и , обеспечивающих безопасность сотрудников. В общих случаях, охрана труда на предприятии включает в себя следующие меры:

Отдельные виды деятельности, а также конкретные условия труда, виды используемого в трудовом процессе оборудования могут предусматривать определенные отдельные требования в рамках охраны труда.

Правовое регулирование охраны труда обеспечивается преимущественно положениями следующих нормативных документов и актов:

  • Раздел X ТК РФ. Охрана труда является весьма важной составляющей Трудового кодекса и ей посвящено несколько отдельных глав в данном нормативном документе.
  • ПОТ РО 14000-007-98 от 25.02.1998. Данное положение по охране труда касается именно прямых требований обеспечения определенных, характерных для складской деятельности, правил охраны труда с точным рассмотрением большинства необходимых для работодателя и сотрудника аспектов деятельности.
  • ТИ Р М-001-2000. Это – типовая инструкция по охране труда для работников складских помещений, которая может быть использована для всех видов складов и содержит в себе все требования законодательства в вопросах складской, а также погрузочно-разгрузочной деятельности. Поэтому использовать её может практически любой работодатель.

Особенности обеспечения охраны труда на складе

Работодателям следует обращать внимание на следующие особенности деятельности:

Охрана труда на складе готовой продукции или временного хранения в законодательных нормативах общих правил охраны труда не отличается. Однако, как уже было упомянуто ранее, конкретные ее особенности будут зависеть и от характера продукции, и от обустройства самого складского помещения.

Правила охраны труда на складе и инструкции

Учитывая широкое разнообразие существующих нормативов и ограничений в сфере охраны труда на складе, работодателям и кадровым специалистам достаточно сложно разобраться в эффективном исполнении всех законодательных норм. Поэтому оптимальным решением, особенно для субъектов малого бизнеса, которые не занимаются специфической деятельностью, будет ознакомление с типовой инструкцией по охране труда на складах, и внедрение ее в неизменном виде на предприятии.

Типовые инструкции, предлагаемые Минтрудом – это не обязательные документы. Работодатель вправе самостоятельно разрабатывать инструкции по охране труда и технике безопасности в рамках своего предприятия, однако в такой ситуации ему необходимо обеспечить полное соблюдение всех многочисленных требований законодательства.

Основу же прямых требований законодательства содержат правила охраны труда на складе, упомянутые ранее. Но при этом работодателям следует иметь в виду, что определенное влияние на их деятельность могут играть и дополнительные нормативные и законодательные документы. В частности, общие требования охраны труда, рассматриваемые ТК РФ, являются обязательными для исполнения в любом случае, как и правила охраны труда на складах – для самих сотрудников этих складов. Однако региональное и отраслевое законодательство, равно как и иные дополнительные нормативные акты могут добавлять комплексности данному процессу. В этом случае необходимо помнить одно – требования охраны труда на складе не могут быть более мягкими и предусматривать меньший уровень защиты прав работника, чем предусматривается вышестоящими нормативными актами.

(наименование предприятия)

СОГЛАСОВАНО

Уполномоченное лицо
по охране труда работников
организации
_______ ___________________
_______________
(дата)

УТВЕРЖДЕНО

Руководитель (заместитель
руководителя организации,
в должностные обязанности
которого входят вопросы
организации охраны труда)
предприятия
__________ ________________
(подпись)(инициалы, фамилия)
_______________
(дата)

ИНСТРУКЦИЯ №____
ПО ОХРАНЕ ТРУДА ПРИ СКЛАДСКИХ РАБОТАХ

ГЛАВА 1. ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ ПО ОХРАНЕ ТРУДА

1.1.К выполнению работ на складе допускаются лица не моложе 18 лет, прошедшие обучение безопасным методам труда, проверку знаний, получившие вводный инструктаж по охране труда и первичный инструктаж на рабочем месте (далее - работники).

1.2. При производстве работ с опасными грузами перед их началом работник следует получить наряд-допуск и пройти инструктаж с указанием свойства опасных грузов, правил работы с ними, мер оказания первой доврачебной помощи.

1.3. Работник обязан:

1.3.1. выполнять только ту работу, которую ему поручили и по которой он проинструктирован по охране труда. При выполнении работы необходимо строго соблюдать принятую технологию переработки грузов. Не допускается применять способы, ведущие к нарушению безопасности;

1.3.2. соблюдать Правила внутреннего трудового распорядка.

Не допускается употреблять, а также находиться на рабочем месте, территории организации или в рабочее время в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения.

Курить разрешается только в специально установленных местах;

1.3.3. отдыхать в специально отведенных местах;

1.3.4. знать местонахождение и уметь пользоваться первичными средствами пожаротушения, не загромождать доступ к противопожарному инвентарю, гидрантам и запасным выходам;

1.3.5. постоянно проверять исправность вентиляции и средств пожаротушения;

1.3.6. пользоваться спецодеждой, спецобувью и другими средствами индивидуальной защиты;

1.3.7. уметь оказывать пострадавшим первую доврачебную помощь;

1.3.8. выполнять правила личной гигиены;

1.3.9. сообщать руководителю о всех неисправностях машин, механизмов и оборудования. В случае возникновения в процессе работы каких-либо вопросов, связанных с ее безопасным выполнением, необходимо немедленно обращаться к лицу, ответственному за безопасное производство работ по перемещению грузов.

1.4. Не допускается:

1.4.1. применять неисправные грузозахватные приспособления и инструмент, тросы и цепи;

1.4.2. присутствие посторонних лиц в местах выполнения погрузочно-разгрузочных и складских работ.

1.5. В процессе работы на работника могут воздействовать следующие опасные и вредные производственные факторы:

Движущиеся машины;

Перемещающиеся и складируемые грузы;

Повышенная запыленность воздуха рабочей зоны;

Микроклимат;

Режущие и колющие предметы (выступающие гвозди, металлическая лента или проволока на таре).

При работе с кислотами и едкими веществами имеется опасность химических ожогов, отравлений.

1.6. Работники склада обеспечиваются средствами индивидуальной защиты по нормам согласно своим профессиям и должностям.

1.7. В зимних условиях при низкой температуре наружные работы и работу в неотапливаемых помещениях следует проводить с перерывами для обогрева.

1.8. За невыполнение требований настоящей инструкции работник несет ответственность в соответствии с действующим законодательством.

ГЛАВА 2. ТРЕБОВАНИЯ ПО ОХРАНЕ ТРУДА ПЕРЕД НАЧАЛОМ РАБОТЫ

2.1. Надеть спецодежду, спецобувь и при необходимости другие средства индивидуальной защиты (респиратор, очки и др.).

2.2. При работе на складах для хранения баллонов с горючими и негорючими газами и на складах с карбидом кальция спецодежда работников не должна быть промаслена.

2.3. Проверить наличие и исправность индивидуальных защитных средств, освещения, средств пожаротушения.

2.4. Осмотреть рабочее место, убрать с него все, что может мешать работе, освободить проходы и не загромождать их; если пол скользкий (облит водой, маслами и т.п.), то следует вытереть его или посыпать песком.

2.5. Прежде чем использовать в работе механизм или приспособление, необходимо убедиться в его исправности, при работе с электрооборудованием - в надежности защитного заземления.

2.6. Перед началом работы с тельфером необходимо проверить исправность действия тормозов, каретки, а также ограничителя высоты подъема. При обнаружении неисправности следует немедленно сообщить об этом руководителю работ и без его указания тельфер в работу не включать.

2.7. Перед началом работы на рольганговых столах необходимо проверить надежность боковых ограждений.

2.8. Перед началом работы машины непрерывного транспорта (конвейеры, элеваторы и др.) пускать ее без груза, т.е. вхолостую и только после проверки ее технического состояния и предупреждения соответствующим сигналом находящихся вблизи людей.

ГЛАВА 3. ТРЕБОВАНИЯ ПО ОХРАНЕ ТРУДА ПРИ ВЫПОЛНЕНИИ РАБОТЫ

3.1.Загрузке и разгрузке железнодорожных вагонов и автомобилей

3.1.1. Выполнять погрузочно-разгрузочные работы необходимо на специально отведенных участках, площадках. Не следует проводить их на пути движения железнодорожного транспорта, автомашин, тракторов, а также в местах переходов и переездов.

3.1.2. Во время маневрирования железнодорожного состава, при подаче вагонов к месту разгрузки или погрузки не допускается ездить на буферах, подножках головных автосцепок, переходить пути под вагонами, стоящими под погрузкой или выгрузкой.

3.1.3. При передвижении вагонов не допускается стоять на краю рампы, а также между рампой и движущимся вагоном.

3.1.4. Передвижение вагонов по фронту выгрузки с помощью простейших приспособлений (аншпуга и др.) допускается в исключительных случаях и только под непосредственным руководством ответственного лица.

3.1.5. При передвижении вагонов вручную рабочие должны находиться сбоку.

3.6. Железнодорожный транспорт (вагон, полувагон платформа), поставленный под погрузку (разгрузку), должен быть надежно заторможен с помощью тормозных башмаков, подкладываемых под колеса с обеих сторон.

3.1.7. Перед разгрузкой железнодорожного транспорта следует тщательно осмотреть состояние груза и при обнаружении неисправностей (перекоса, излома стоек, ненадежной увязки), не приступая к выгрузке, получить указания ответственного лица о способе разгрузки.

3.1.8. Перед разгрузкой вагона тщательно осмотреть состояние мостика и сходней для перехода из вагона. Они должны быть изготовлены из досок толщиной не менее 50 мм, скреплены с нижней стороны металлическими или деревянными планками.

3.1.9. При погрузке и укладке в вагоны материалов и оборудования вблизи железнодорожных путей между грузами и ближайшими к ним рельсами должен быть оставлен свободный проход шириной не менее 2м.

Разгружать вагоны вдоль железнодорожных путей разрешается только на отведенных для этого местах.

3.1.10. Выгружать груз на рельсовые пути и между путями, а также загромождать их какими бы то ни было предметами не допускается. Выгруженные материалы следует немедленно перемещать на место их хранения.

3.1.11. При выгрузке из специальных вагонов непосредственно на рельсовые пути грузы необходимо немедленно убирать и перевозить на места хранения.

3.1.12. Ручную загрузку и разгрузку вагонов, автомобилей и других транспортных средств производить только с рамп или специально оборудованных площадок. Площадка рампы должна находиться на одном уровне с площадкой транспортных средств.

3.1.13. Во избежание ушиба грузом, который может выпасть из вагона при открывании и закрывании дверей, следует находиться на железнодорожном полотне правым боком к вагону и держаться только за дверные поручни, использовать специальные устройства для открывания дверей.

3.1.14. В случае загрузки листовых материалов на железнодорожные платформы с помощью погрузчика стоять вблизи платформы не допускается, так как при сбрасывании с вил погрузчика лист может соскользнуть и нанести травму.

3.1.15. При разгрузке вагонов разбирать груз следует уступами так, чтобы предупредить возможность падения отдельных ящиков или деталей.

3.1.16. Погрузку и разгрузку опасных и вредных грузов следует производить под руководством лица, ответственного за безопасность выполнения этих работ.

3.1.17. При разгрузке сыпучих грузов (гравия, песка, цемента и др.) из полувагонов (вагонов) люки должны открываться специальными приспособлениями, исключающими нахождение рабочего под люком во время его открывания.

3.1.18. При погрузке и выгрузке извести, цемента, песка и других пылящих грузов работники должны быть обеспечены респираторами, противопылевыми очками и соответствующей спецодеждой.

3.1.19. Не допускается производить рыхление слежавшихся сыпучих грузов через загрузочные и донные разгрузочные люки специализированных вагонов.

3.1.20. Не допускается ударять о стенки вагонов ломом, кувалдой и другими тяжелыми предметами при устранении зависания цемента, извести в вагонах.

3.1.21. При отсутствии средств механизации погрузку (разгрузку) длинномерных штучных грузов (рельсов, балок, бревен и т.п.) необходимо производить по слегам с помощью лебедок и канатов. Находиться между слегами или в зоне движения груза не допускается. Подъем, поправка или перекатка бревен должны осуществляться с помощью лаг.

3.1.22. Открывать борта автотранспортного средства, загруженного длинномерным штучным грузом, должны два работника, находящихся сбоку от бортов.

3.1.23. Лесоматериалы и другие длинномерные штучные грузы из кузова транспортных средств выгружают по наклонной плоскости, образуемой слегами из бревен диаметром не менее 0,15м. Количество слег должно быть не менее двух плюс по одной на каждые 2 м длины перемещаемых по ним материалов. Концы слег, располагаемые в кузове транспортного средства, должны быть оборудованы крючьями.

3.1.24. Укладку длинномерных грузов производить только после окончания выгрузки их из транспортных средств.

3.1.25. Нельзя находиться в зоне, где материал периодически перемещается по наклонной плоскости.

3.1.26. При выгрузке длинномерных штучных грузов из вагонов и автотранспорта краном не допускается подтаскивать их крюком и заходить в зону штабеля, над которым перемещается груз. При опускании пачки бревен следует находиться от места укладки на расстоянии не менее 15м.

3.1.27. После зацепки пачки из длинномерных штучных грузов крюком крана необходимо отойти в сторону, противоположную зоне ее перемещения, на расстояние не менее 15м, а затем подать сигнал крановщику.

Строповка следующей пачки длинномерных грузов допускается после того, как поднимаемый груз отведен на расстояние не менее 15-20 м от места строповки.

3.1.28. При одновременной укладке на автотранспортное средство длинномерных грузов различной длины более короткие необходимо располагать сверху.

3.1.29. Не допускается производить погрузку в автотранспорт длинномерных грузов, длина которых превышает длину кузова более чем на 2м. Такие материалы должны перевозиться на прицепах-роспусках.

3.1.30. При разгрузке и погрузке бочек и других грузов цилиндрической формы, если отсутствуют специальные механизмы, следует применять прочные канаты с крючками, а также тормозящие канаты с прочно закрепленными концами.

3.1.31. Высота груженого автотранспортного средства не должна превышать 4 м от поверхности дороги до высшей точки груза.

3.1.32. После погрузки длинномерных грузов на платформы автомобилей и прицепов следует прочно увязать их крепким исправным такелажем.

3.1.33. Разрешается устанавливать груз в стеклянной таре друг на друга (в два ряда) с применением прочных прокладок, предохраняющих нижний ряд от удара во время перевозки.

3.1.34. При погрузке, выгрузке и транспортировке баллонов со сжатым газом кузов автомобиля (прицепа) должен быть оборудован стеллажами с выемками по размеру баллонов, обитыми войлоком. Стеллажи должны иметь запорные приспособления, предохраняющие баллоны от соприкосновения друг с другом.

3.1.35. Стеклянная тара с агрессивными жидкостями (кислотой, жидкими химикатами и т.п.) должна устанавливаться в кузове автомобиля стоя, горловинами (пробками) вверх, и каждое место груза должно быть хорошо закреплено.

3.1.36. Не допускается совместная погрузка сжатых, сжиженных, растворенных под давлением газов, воспламеняющихся жидкостей с безводной кислотой, жидким воздухом, кислородом и азотом, поддерживающими горение веществами, ядовитыми веществами, азотной кислотой и сульфоазотными смесями.

3.1.37. Бочки, фляги, бутыли и т.п. с лакокрасочными материалами следует устанавливать в кузове автомобиля плотно, крышками и пробками вверх, в промежутки между грузами должны вставляться прочные деревянные прокладки и распорки.

3.1.38. Баллоны с фумигантами должны укладываться в автомобиль в горизонтальном положении колпаками в одну сторону и надежно закрепляться.

3.1.39. При погрузке и выгрузке железнодорожных контейнеров необходимо:

3.1.39.1. поднимать контейнеры захватом за все кольца одновременно;

3.1.39.2. ставить груженые или порожние контейнеры только в один ярус.

3.1.40. Грузить два контейнера одновременно допускается только при наличии грузозахватных траверс.

3.2. Требования безопасности при переноске грузов

3.2.1. Предельная норма переноски тяжестей по ровной и горизонтальной поверхности на одного человека не должна превышать: для женщин при чередовании с другой работой (до 2 раз в час) -10 кг; постоянно в течение рабочей смены - 7 кг; для мужчин старше 18 лет - 50 кг. Груз массой более 50 кг должны поднимать не менее двух работников (мужчин).

3.2.2. Подъем грузов с укладкой в штабель высотой более 3 м вручную не допускается.

3.2.3. При одновременной переноске грузов расстояние между работниками (или группами работников), несущими единицу груза (ящик, мешок и т.п.), должно быть не менее 2м.

3.2.4. Переносить грузы на носилках допускается по горизонтальному пути на расстояние не более 50м. Опрокидывать и опускать носилки следует по команде работника, идущего сзади. Переносить грузы на носилках по лестницам не допускается.

3.2.5. Переносить длинномерные материалы (бревна, трубы и т.д.) следует специальными захватами и приспособлениями. Переносить длинномерные материалы на ломах, деревянных брусьях и т.п. не допускается.

3.2.6. Тяжелые штучные грузы, затаренное оборудование кантовать с помощью роликовых ломов и других приспособлений. Не допускается перекатывать и кантовать груз на себя.

3.2.7. При ручной переноске деталей машин, собранных в небольшие связки, необходимо сначала проверить прочность связки.

3.2.8. Переноску и погрузку антисептированных лесоматериалов допускается производить только в спецодежде (брезентовые куртки, брюки, рукавицы кожаные).

3.2.9. На погрузку (разгрузку) вручную длинномерных грузов (бревен, балок длиной, превышающей 1/3 длины кузова автомобиля, тракторного прицепа и т.п.) необходимо выделять не менее двух человек, при этом они должны пользоваться канатами достаточной прочности.

3.2.10. Для переноски длинномерных грузов работникам следует надевать наплечники. При этом работники должны находиться с одной стороны переносимого груза.

3.2.11. При перекатывании бочек, колес и т.п. работник должен следовать за грузом и контролировать скорость его перемещения.

3.3. Требования безопасности при складской переработке грузов

3.3.1. Во избежание несчастного случая (придавливание ноги или руки к полу) и для обеспечения удобства последующей грузопереработки тяжелые предметы следует устанавливать на специальные подкладки.

3.3.2. Укладку грузов производить только на специально выделенных местах. Укладка грузов в проходах, проездах, возле электроустановок, электропроводов, рубильников, пожарных щитов и токопроводящей арматуры не допускается. Расстояние от стены склада до штабеля должно быть в пределах 0,6-1м.

3.3.3. После укладки груза с целью предупреждения его самопроизвольного перемещения необходимо установить специальные приспособления и устройства (боковые стойки, прокладки, подкладки, подпорки и т.д.).

3.3.4. На открытых площадках в зимнее время во избежание просадок и нарушения вертикального положения штабеля необходимо предварительно очистить площадку от мусора и снега.

3.3.5. Барабаны с кабелем, тросом и другие крупногабаритные предметы цилиндрической формы во избежание их раскатывания при укладке необходимо укреплять удерживающими приспособлениями (клиньями, рейками, досками и т.д.). При этом следует класть грузы только на плоские прокладки.

3.3.6. Детали машин с выступающими острыми рабочими органами укладывать в штабель или пакеты так, чтобы исключить возможность травмирования людей, соприкасающихся с ними во время работы.

3.3.7. В случае хранения в штабелях острых деталей машин и оборудования необходимо остерегаться обвалов штабелей во время их разборки.

3.3.8. При укладке в штабель длинномерных и тяжеловесных грузов необходимо использовать деревянные прокладки или стеллажи-подставки.

3.3.9. Шины автомобилей и тракторов укладывать на полки стеллажей только в вертикальном положении.

3.3.10. При формировании штабеля в нижние ряды целесообразно укладывать более тяжелые грузы.

3.3.11. При формировании штабелей из ящиков необходимо оставлять между ящиками зазоры по вертикали.

3.3.12. Пакеты из ящиков различных размеров можно укладывать в штабель только в тех случаях, если штабель получается устойчивым и ровным.

3.3.13. Штабелировать загруженные плоские поддоны допускается до высоты, при которой гарантируется сохранность тары нижних поддонов.

3.3.14. Перед укладкой товаров ячейки стеллажей должны быть очищены от грязи, остатков упаковки и консервации. Не допускается укладывать грузы на неисправные стеллажи и перегружать стеллажи.

3.3.16. Погрузку тракторов в транспортные средства следует производить специальными захватами, а тракторных прицепов - рамной траверсой. 5.17. Лесоматериалы следует укладывать в штабеля высотой не более 2 м на подштабельное основание толщиной не менее 0,35м.

Допускается высота штабелей более 2 м при условии, что ширина междуштабельного интервала будет не менее высоты штабеля.

3.3.18. Укладку проката следует производить так, чтобы концы торцевых сторон штабелей, расположенных у проходов, были выложены ровно, независимо от длины укладываемых прутков, труб и т.д.

3.3.19. При укладке металла в закрытых складах между торцом штабеля и стенкой должен быть обеспечен проход шириной не менее 0,7м.

3.3.20. Для безопасного перемещения транспортных и погрузочных средств, при укладке штабелей необходимо располагать их таким образом, чтобы расстояние между штабелями превышало ширину транспортных средств (погрузчиков, тележек и т.д.) не менее чем на 0,8 м, а при необходимости обеспечения встречного движения - двойную ширину транспортного средства плюс 1,2м.

3.3.21. При укладке штабеля пиломатериалов необходимо выполнять следующие требования безопасности:

3.3.21.1. отходить на 3 м от поднимаемого пакета в сторону, противоположную его движению;

3.3.21.3. снимать грузозахватные приспособления только после опускания их на штабель;

3.3.21.4. стропы из-под пакета вытаскивать вручную.

3.3.22. Не допускается становиться на край штабеля или на концы межпакетных прокладок, пользоваться краном для подъема на штабель или спуска с него.

3.3.23. Не допускается укладывать штабеля пиломатериалов под электрическими проводами. Расстояние от зданий до штабелей круглого леса и пиломатериалов должно быть не менее соответственно 15 и 30м.

3.3.24. Необходимо прекратить укладку и разборку штабелей при сильном ветре (6 баллов), ливневом дожде, снегопаде и густом тумане (видимость менее 50 м).

3.3.25. Покосившиеся штабеля разрешается разбирать только в дневное время в соответствии с предварительно разработанным способом ведения работ под руководством лица, ответственного за погрузочно-разгрузочные работы.

3.3.26. Не допускается проведение работ на двух смежных штабелях одновременно.

3.3.27. Не допускается загружать и отправлять потребителю материалы в нестандартной или неисправной таре.

3.3.28. При затаривании груза для отправки на дальние расстояния с перегрузками на различные виды транспорта, а также груза, масса которого превышает 20 кг, деревянные ящики с грузом необходимо укреплять путем обтяжки по торцам стальной лентой или проволокой.

3.3.29. Перед загрузкой контейнера необходимо проверить его исправность.

Укладывать детали в контейнер следует плотно, чтобы они не выпадали при открывании дверок. Нагрузка на пол контейнера должна распределяться равномерно.

3.3.30. Двери контейнера должны свободно закрываться, для этого при укладке груза в контейнер между грузом и дверью оставлять свободное пространство от 30 до 50мм.

3.3.31. После окончания загрузки контейнера необходимо проверить плотность закрытия его дверей.

3.3.32. Во избежание травмирования ног из-за выпадения деталей при открывании дверок контейнеров следует находиться сбоку.

3.3.33. При формировании стеллажа из небольших контейнеров не допускается держать открытыми одновременно несколько дверок контейнера, так как это может привести к травме работников, обслуживающих стеллаж.

3.3.34. Перемещать контейнеры по складу можно только на специально приспособленных погрузчиках, при этом контейнеры следует устанавливать на подкладках.

3.3.35. В зоне работы крана-штабелера присутствовать посторонним лицам не допускается.

Не допускается присутствия работников и посторонних лиц в зоне работы, выхода стеллажных кранов-штабелеров из стеллажей и в зоне передаточных тележек.

3.3.36. В зоне действия кранов-штабелеров должны быть надписи, плакаты, предупреждающие работников об опасности нахождения в зоне работы машин.

3.3.37. При обслуживании крана-штабелера следует быть осторожным и внимательным.

Надо помнить, что оператор крана-штабелера имеет ограниченную обзорность зон загрузки и разгрузки.

3.3.38. Транспортные средства, подаваемые в зону работы крана-штабелера, должны располагаться на специально обозначенной площадке.

3.3.39. Прежде чем транспортировать груз к крану-штабелеру, необходимо убедиться в том, что масса груза с учетом массы тары не превышает номинальную грузоподъемность крана-штабелера.

3.3.40. Не допускается находиться в зоне работы подвесного или щелевого транспортера.

3.3.41. С целью предотвращения раскатывания укладку труб следует производить горизонтальными рядами попеременно вдоль и поперек. Стальные и чугунные трубы больших диаметров с муфтами и раструбами следует укладывать на хранение на открытых площадках горизонтальными рядами. При этом ряды труб необходимо укладывать раструбами в противоположные стороны.

3.3.42. Мотки катаной проволоки, поступающие на склад в связках, следует укладывать на деревянный настил навалом высотой не более 1,6м.

3.3.43. Горячекатаную и холоднонатяжную ленты в бухтах при штабельном хранении следует укладывать на деревянные поддоны и устанавливать в штабеля высотой не более 2м.

3.3.44. Оборудование, приборы, материалы при их хранении должны укладываться следующим образом:

Кирпич в пакетах на поддонах - не более чем в два яруса, в контейнерах - в один, без контейнеров - высотой не более 1,7 м;

Фундаментные блоки и блоки стен подвалов - в штабель высотой не более 2,6 м на подкладках и прокладках;

Стеновые балки - в штабель в два яруса на подкладках и прокладках;

Стеновые панели - в кассеты или пирамиды;

Панели перегородок- в штабель высотой не более 2,5 м на подкладках или прокладках;

Блоки мусоропроводов - в штабель высотой не более 2,5 м;

И колонны - в штабель высотой до 2 м на подкладках и прокладках;

Плиточные материалы (асбестоцементные плитки, листы асбестоцементные и плиты асбестоцементные плоские) - в стопы высотой до 1 м;

Плиты асбестоцементные полые - в штабель до 15 рядов;

Черепицу (цементно-песчаную и глиняную) - в штабель высотой до 1 м, уложенную на ребро с прокладками;

Мелкосортный металл - в стеллаж высотой не более 1,5 м;

Санитарно-технические и вентиляционные блоки - в штабель высотой не более 2,5м на подкладках и прокладках;

Нагревательные приборы (радиаторы и т.д.) отдельными секциями или в собранном виде - в штабель высотой не более 1 м;

Крупногабаритное и тяжеловесное оборудование и его части - в один ряд на подкладках;

Битум - в плотную тару, исключающую его растекание, или в специальные ямы с устройством их ограждения;

Черные прокатные металлы (листовую сталь, швеллеры, двутавровые балки, сортовую сталь) - в штабель высотой до 1,5 м с подкладками и прокладками;

Теплоизоляционные материалы - в штабель высотой до 1,2 м с хранением в закрытом сухом помещении;

Трубы диаметром до 300 мм - в штабель высотой до 3 м на подкладках;

Трубы диаметром более 300 мм - в штабель высотой до 3 м в седло без прокладок.

3.3.45. Перематывать и отматывать кабель и провод следует специальным отметочным механизмом. Перед обрезкой кабеля от места разреза в ту или другую сторону до 0,15 - 0,2 м его следует закрепить проволокой для исключения самопроизвольного раскручивания и нанесения травм.

3.3.46. Грузы в ящиках и мешках, не сформированные в пакеты, необходимо укладывать в штабеля в перевязку. Для устойчивости штабеля через каждые 2 - 3 ряда ящиков следует прокладывать рейки и через каждые 5 - 6 рядов мешков по высоте доски.

3.3.47. Разборку штабелей необходимо производить только сверху и равномерно по всей длине.

3.3.48. Для безопасного перемещения грузоподъемных механизмов при укладке штабелей необходимо располагать их таким образом, чтобы расстояние между штабелями превышало ширину груженого транспорта (погрузчиков, тележек и т.п.) не менее чем на 0,8 м, а при необходимости обеспечения встречного движения - ширину транспорта плюс 1,5м.

3.3.49. Бумагу в рулонах следует укладывать на высоту не более трех рядов с прокладками из досок между рядами. Крайние рулоны следует фиксировать упорами.

3.3.50. Пылевидные материалы хранят в силосах, бункерах, ларях и других закрытых емкостях, принимая меры против распыления в процессе погрузки и выгрузки. Загрузочные воронки должны быть закрыты защитными решетками, а люки в защитных решетках заперты на замок.

3.3.51. Силосы, бункера и другие емкости должны быть оборудованы устройствами для механического обрушения сводов (зависаний) материалов. В случае необходимости спуск работников в бункера и силосы может осуществляться по наряду-допуску в специальной люльке с помощью лебедки.

Для выполнения работ внутри силосов и бункеров следует назначать не менее трех работников, двое из которых, находясь на перекрытии силоса или бункера, должны следить за безопасностью работающих в бункере и в случае необходимости оказывать помощь.

Работники, находящиеся внутри бункера (силоса), должны быть обеспечены респираторами.

3.3.52. При хранении сырья, полуфабрикатов и готовой продукции на площадках бочки, барабаны и бутыли следует устанавливать группами не более 100 штук в каждой, с разрывами между группами не менее 1м.

Бутыли должны быть защищены оплеткой, корзинами, деревянными обрешетками и т.п.

3.3.53. Хранение спецодежды, текстильных материалов и обуви вместе с кислотами и щелочами и горючими материалами не допускается.

3.3.54. При поступлении на склад спецодежды в большом количестве кипы и связки ее на плоских специальных или сетчатых поддонах необходимо укладывать в ячейки стеллажей или штабелем.

Спецодежду, поступающую на склад в небольшом количестве в мелких упаковках или поштучно, следует укладывать в ячейки стеллажа.

3.4. Требования безопасности при упаковке и распаковке тары, укладке грузов на поддоны

3.4.1. Дощатые ящики и другую тару допускается вскрывать только с помощью предназначенных для этой цели инструментов (гвоздодеров, клещей и др.).

3.4.2. Концы металлической обивки после вскрытия ящиков необходимо загибать вниз.

3.4.3. Доски от разобранных деревянных ящиков и других видов упаковки должны быть освобождены от металлических пластинок, проволоки и гвоздей.

3.4.4. Деревянные бочки следует вскрывать путем снятия упорного (верхнего) обруча и последующего освобождения остова от шейного (второго) обруча с одной стороны бочки. При снятии обручей необходимо пользоваться специальной набойкой и молотком. Слегка ударяя молотком по клепкам (вверх), нужно освободить дно и вынуть его с помощью стального клепа. Не допускается извлекать дно бочки ударами молотка или топора.

3.4.5. При вскрытии металлических бочек, имеющих пробки, применять специальный гаечный ключ. Отвинчивать пробки ударами молотка не следует. Пустые и заполненные бочки нельзя бросать и ударять одну о другую.

3.4.6. Захламлять территорию склада пустой тарой не допускается. Эту тару необходимо отправлять на хранение на специально отведенные для этой цели площадки.

3.4.7. Загрязненные поддоны следует мыть в специально оборудованных местах.

3.4.9. При формировании пакетов с грузом на плоских поддонах необходимо соблюдать следующие условия:

3.4.9.1. с целью обеспечения устойчивости пакета вес груза должен распределяться симметрично относительно продольной и поперечной осей поддона;

3.4.9.2. верхняя плоскость пакета должна быть ровной;

3.4.9.3. груз на поддоне не должен выступать за его края более чем на 50 мм;

3.4.9.4. вес пакета не должен превышать грузоподъемность погрузочно-разгрузочного механизма;

3.4.9.5. груз допускается укладывать в пакет только в исправной таре.

ГЛАВА 4. ТРЕБОВАНИЯ ПО ОХРАНЕ ТРУДА ПО ОКОНЧАНИИ РАБОТЫ

4.1. Во время аварии необходимо:

4.1.1. прекратить проведение работ;

4.1.2. выключить электрооборудование;

4.1.3. сообщить о случившемся лицу, ответственному за безопасное производство работ по перемещению грузов;

4.1.4. при несчастных случаях принять меры к извлечению потерпевшего из опасной зоны и оказать первую помощь потерпевшему.

4.2. При возникновении пожара:

4.2.1. прекратить работу;

4.2.2. выключить электрооборудование;

4.2.3. сообщить руководству и вызвать пожарную охрану;

4.2.4. приступить к тушению пожара имеющимися средствами пожаротушения.

ГЛАВА 5. ТРЕБОВАНИЯ ПО ОХРАНЕ ТРУДА В АВАРИЙНЫХ СИТУАЦИЯХ

5.1.Выключить используемое оборудование. Не оставлять груз в подвешенном состоянии.

5.2. Привести в порядок рабочее место; инструмент и приспособления убрать в отведенное для хранения место или сдать сменщику.

5.3. Снять средства индивидуальной защиты, убрать в шкаф.

5.4. Обо всех неисправностях, замеченных в процессе работы, доложить непосредственному руководителю работ.

5.5. По завершении всех работ следует вымыть теплой водой с мылом руки и лицо, при возможности принять душ.

СОГЛАСОВАНО
Руководитель службы охраны труда
(специалист по охране труда или
специалист, на которого
возложены эти обязанности)


Руководитель структурного
подразделения(разработчика)
_________ ___________________
(подпись) (инициалы, фамилия)

Погрузочно-разгрузочные работы следует выполнять в соответствии с требованиями ГОСТ 12.3.002-75, настоящего стандарта и государственных стандартов на отдельные виды производственных процессов, учитывающими особенности выполнения работ.

Погрузочно-разгрузочные работы следует выполнять механизированным способом при помощи подъемно-транспортного оборудования и средств малой механизации. Поднимать и перемещать грузы вручную необходимо при соблюдении норм, установленных действующим законодательством.

Безопасность производства погрузочно-разгрузочных работ должна быть обеспечена:

выбором способов производства работ, подъемно-транспортного оборудования и технологической оснастки;

подготовкой и организацией мест производства работ;

применением средств защиты работающих;

проведением медицинского осмотра лиц, допущенных к работе, и их обучением.

При перемещении груза подъемно-транспортным оборудованием нахождение работающих на грузе и в зоне его возможного падения не допускается. После окончания и в перерыве между работами груз, грузозахватные приспособления и механизмы (ковш, грейфер, рама, электромагнит и т.п.) не должны оставаться в поднятом положении. Перемещение груза над помещениями и транспортными средствами, где находятся люди, не допускается.

Грузы (кроме балласта, выгружаемого для путевых работ) при высоте их укладки, считая от головки рельса, до 1,2 м должны находиться от наружной грани головки ближайшего к грузу рельса железнодорожного или подкранового пути на расстоянии не менее 2,0 м, а при большой высоте - не менее 2,5 м.

Способы укладки и крепления грузов должны обеспечивать их устойчивость при транспортировании и складировании, разгрузке транспортных средств и разборке штабелей, а также возможность механизированной погрузки и выгрузки. Маневрирование транспортных средств с грузами после снятия крепления с грузов не допускается.

Места производства погрузочно-разгрузочных работ должны иметь основание, обеспечивающее устойчивость подъемно-транспортного оборудования, складируемых материалов и транспортных средств.

На площадках для укладки грузов должны быть обозначены границы штабелей, проходов и проездов между ними. Не допускается размещать грузы в проходах и проездах.

Ширина проездов должна обеспечивать безопасность движения транспортных средств и подъемно-транспортного оборудования.

Места производства погрузочно-разгрузочных работ, включая проходы и проезды, должны иметь достаточное естественное и искусственное освещение в соответствии со строительными нормами и правилами.

Освещенность должна быть равномерной, без слепящего действия светильников на работающих. Типы осветительных приборов следует выбирать в зависимости от условий среды, свойств и характера перерабатываемых грузов.

Рабочие, занятые на погрузочно-разгрузочных работах, должны быть обеспечены санитарно-бытовыми помещениями и доброкачественной питьевой водой.

Температуру наружного воздуха и силу ветра в данном климатическом районе, при которых следует прекращать производство работ на открытом воздухе или устраивать перерывы для обогревания рабочих, устанавливает администрация предприятия в соответствии с действующим законодательством.

Места производства погрузочно-разгрузочных работ должны быть оснащены необходимыми средствами коллективной защиты и знаками безопасности по ГОСТ 12.4.026-76.

Движение транспортных средств в местах погрузочно-разгрузочных работ должно быть организовано по транспортно-технологической схеме с установкой соответствующих дорожных знаков, а также знаков, принятых на железнодорожном, водном и воздушном транспорте.

Грузовые столы, рампы, эстакады и другие сооружения должны быть оборудованы постоянными или съемными отбойными устройствами.

Проходы и рабочие места должны быть выровнены и не иметь ям, рытвин. Зимой проходы должны быть очищены от снега, а в случае обледенения посыпаны песком, шлаком или другими противоскользящими материалами. Для прохода (подъема) на рабочее место должны быть предусмотрены тротуары, лестницы, мостики, трапы, отвечающие требованиям безопасности.

Подъмно-транспортное оборудование, транспортные средства при производстве погрузочно-разгрузочных работ должны быть в состоянии, исключающем их самопроизвольное перемещение. Подъемно-транспортным оборудованием разрешается поднимать груз, масса которого вместе с грузозахватными приспособлениями не превышает допустимую грузоподъемность данного оборудования. Не допускается поднимать груз неизвестной массы, а также защемленный, примерзший или зацепившийся.

По СН и П 463-74 проектируемый склад относится к категории Д взрывной и пожарной безопасности, степень огнестойкости склада – II , класс помещения по Правилам устройства электроустановок – пыльное.

Для зданий производственного и складского назначения следует предусматривать пожарные лестницы по периметру здания не реже чем через 200 м. Допускается не предусматривать пожарные лестницы на главном фасаде здания, если ширина здания не превышает 150 м, а со стороны, противоположной главному фасаду, имеется линия противопожарного водопровода. При прокладке кабелей и трубопроводов через ограждающие конструкции с нормируемыми пределами огнестойкости и пределами распространения огня зазоры между ними следует заполнять строительным раствором на всю толщину. Все склады и складские площадки должны быть оборудованы средствами пожаротушения, типы и количество которых определяют в соответствии с нормативами, установленными правилами пожарной безопасности. Для всех объектов является обязательным требование о запрещении курения на их территории. Территория баз, складов, и других объектов должна иметь наружное освещение, достаточное для быстрого нахождения противопожарных водоисточников, наружных пожарных лестниц, входов в здание.

Выводы

В курсовой работе был спроектирован логистический центр для хранения бинта с годовым объемом продукции 10 тыс. тонн.

В работе бинт в коробках формируем в пакеты путем укладки их на поддоны по 18 коробок (масса складской единицы0,818 т).

Хранение бинта осуществляется на складе логистического центра, с пакетной переработкой груза, штабельным питом хранения; максимальный срок хранения груза составляет – 30 суток. В зависимости от параметров складских единиц и области применения склад будет обслуживаться автопогрузчиком (при перемещении груза с автомобильного транспорта на склад) и электропогрузчиком (при размещении груза на складе).

В результате выполненных расчетов размеры склада, достаточные для обеспечения хранения годового объема груза в - 30х60 м; площадь склада – 1800 м 2 ; площадь участка приема и сортировки – 24,48 м 2 ; площадь временного хранения пустых поддонов – 10,46 м 2 .

Для обеспечения устойчивости конструкции здания склада применены сплошные колонны постоянного замкнутого сечения в виде трубы из двух швеллеров (размеры сечения 600х600 мм). Шаг колонн – 7,5 м (по крайним рядам), 7,5 м (по средним рядам).

На основании исследований и расчетов освещение на складе будет производиться при помощи ламп накаливания, их количество на складе – 50 штуки (по 25 шт. на пролет); шаг светильников – 6м, расстояние от стены до первого ряда светильников – 1,8 м (если у стен находятся рабочие места), 3м (при отсутствии рабочих мест у стен).

Важное значение для работы склада имеет соблюдение правил техники безопасности при выполнении погрузочно-разгрузочных и сопутствующих работ, а так же соблюдение правил пожарной безопасности.

Loading...Loading...