Внешняя политика ссср 1930 е гг. Расширение территории ссср

В 30-е гг. и особенно накануне Великой отечественной войны советская внешняя политика носила сложный и противоречивый характер.

Основные этапы внешней политики СССР в 30-е гг.:

    1929-1933 гг. Главный внешнеполитический партнер СССР – Германия. Отношения с остальными западными государствами остаются крайне сложными (дипломатические конфликты с Великобританией и США). В 1929 г. происходит вооруженный конфликт с гоминдановским Китаем по вопросу о собственности на КВЖД. Чанкайшисты разгромлены частями РККА во главе с Блюхером. Обстановка на советско-китайской границе изменилась в 1931 г., когда японские войска оккупировали Манчжурию. Теперь СССР оказывает помощь Китаю в борьбе с агрессорами.

    1933-1939 гг. Приход к власти Гитлера превращает Германию в главного внешне политического противника СССР. Немецкая угроза заставляет страны Запада пойти на некоторое сближение с советским государством. В 1932-1933 гг. был подписан ряд договоров о ненападении (с Францией, Финляндией, странами Прибалтики). В 1933 г. США официально признали СССР. В 1934 г. наша страна была принята в Лигу Наций (довоенный аналог ООН). СССР выступает с инициативой создания в Европе системы коллективной безопасности. Однако, западные государства, хотя и были обеспокоены усилением Германии, своим главным врагом продолжали считать коммунистический СССР. Единственным значительным договором о взаимопомощи в случае военной агрессии стал трехсторонний франко-советско-чехословацкий договор, подписанный в 1935 г. В 1936-1939 гг. СССР оказывает военную помощь республиканской Испании в ее борьбе с фашистскими мятежниками, поддерживаемыми Германией. После так называемого мюнхенского сговора (1938 г., западные страны передали Германии права на Судетскую область Чехословакии) и договора о ненападении между Францией и Германией (1938 г.) стало очевидно, что Запад проводит политику «умиротворения агрессора», в расчете на то, что свой главный удар германский фашизм обрушит на СССР. Обстановка осложнялась крайним обострением советско-японских отношений. В1938 г. возник вооруженный конфликт в районе озера Хасан , а в 1939 г. – на реке Халхин-Гол . Попустительская позиция Запада и явная угроза со стороны Японии заставили СССР искать пути для сближения с Германией.

    1939-1941 гг. 23 августа 1939 г. нарком иностранных дел СССР Молотов и министр иностранных дел Германии Риббентроп подписали в Москве Пакт о ненападении Пакт Риббентроп-Молотов ») и секретные дополнительные протоколы к нему о разделе сфер влияния в Восточной Европе: в советской сфере оказались Эстония, Латвия, Финляндия, Бессарабия. 1 сентября 1939 г. Германия напала на Польшу – началась Вторая мировая война. 17 сентября на территорию Польши вступили части РККА. 28 сентября 1939 г. был подписан советско-германский договор «О дружбе и границе» также содержавший секретные протоколы (в зону влияния СССР отходила еще и Литва). В следующем году в состав СССР включаются Латвия, Литва, Эстония, Бессарабия и Северная Буковина (Молдавия). 31 октября 1939 г. СССР предъявил территориальные претензии Финляндии, потребовав от нее передвинуть советско-финскую границу в районе Ленинграда на 30 км, в обмен на вдвое большую территорию в советской Карелии. Отказ Финляндии стал поводом к началу кровопролитной и очень неудачной Советско-финской войны («Зимняя война »). Главным ее событием стал штурм финской «Линии Маннергейма», возведенной вдоль границы по Карельскому перешейку. Прорвать ее удалось лишь ценой огромных человеческих потерь. В марте 1940 г. был подписан мирный договор, по которому к СССР отошла вся Карелия с городом Выборг и часть островов Балтийского моря. Главной причиной неудач в войне стала откровенная слабость командных кадров РККА, вызванная недавними репрессиями.

Таким образом, на первом этапе II мировой войны СССР выступал как агрессор и союзник Германии. В 1939 г., после начала «Зимней войны», Советский Союз, вместе с Японией, был исключен из Лиги Наций.

В конце 20-х--начале 30-х годов международная обстановка существенно изменилась. Глубокий мировой экономический кризис, начавшийся в 1929 г., вызвал серьезные внутриполитические изменения во всех капиталистических странах. В одних (Англия, Франция и др.) он привел к власти силы,стремившиеся провести широкие внутренние преобразования демократического характера. В других (Германия, Италия)кризис способствовал формированию антидемократических режимов с развязыванием политического террора, нагнетанием шовинизма и милитаризма. Быстрыми темпами стали формироваться очаги международной напряженности. Один сложился в Европе из-за агрессивности Германии и Италии, а второй - на Дальнем Востоке из-за притязаний японских милитаристов.

С учетом этих факторов в 1933 г. Советское правительство определило новые задачи своей внешней политики: отказ от участия в международных конфликтах, особенно имеющих военный характер; признание возможности сотрудничества с демократическими западными странами для сдерживания агрессивных устремлений Германии и Японии; борьба за создание системы коллективной безопасности в Европе и на Дальнем Востоке.

В первой половине 30-х г. СССР добился дальнейшего укрепления своих позиций на международной арене. Важнейшим внешнеполитическим успехом советской дипломатии на этом этапе становится нормализация советско-американских отношений. В 1932 г. на президентских выборах в США победил Ф. Рузвельт. Его взгляды характеризовали прагматизм и взвешенность. В отличие от своих предшественников, видевших в СССР основную угрозу свободному миру, Рузвельт отказался от продолжения курса конфронтации с Советским Союзом и выступил за нормализации двусторонних отношений. Осенью 1933 г. состоялся визит в Америку советской делегации во главе с Литвиновым. Результатом плодотворных переговоров по широкому спектру двусторонних отношений стал состоявшийся 16 ноября 1933 г. обмен нотами об установлении между СССР и США дипломатических отношений. Правительства двух стран не только признавали друг друга, но и отказывались от поддержки военных и других организаций, чья деятельность могла быть направлена на насильственное изменение политического или социального строя в одной из договаривающихся стран. В сентябре 1934г. Советский Союз был принят в Лигу Наций и стал постоянным членом её совета.

Первый очаг напряжённости и военной угрозы возник на Дальневосточных рубежах СССР. В 1931 г. японские милитаристы осуществили вторжение в Китай. Это был первый случай крупномасштабной агрессии со времён окончания I Мировой войны. В 1932 г. на территории Манчжурии японцами было создано марионеточное государство Маньчжоу-Го. Возглавивший его император Пу И являлся послушной марионеткой агрессоров. Лига наций на призывы Китая о помощи отреагировала только ни к чему не обязывающими призывами не расширять военного конфликта, что в тех условиях, фактически означало молчаливое признание расчленения Китая.

В отличие от западных государств, СССР встретил интервенцию Японии против Китая с растущей озабоченностью. В 1931 г. советская сторона поддержала китайских коммунистов во главе с Мао Цзэдуном, объявивших о создании на территориях нескольких южных и центральных провинций Китайской Советской Республики и приступивших к организации китайской Красной Армии. Позже, когда стала видна готовность официальных властей Китая оказать сопротивление японской агрессии, СССР пошёл на нормализацию своих взаимоотношений с Гоминданом и в 1932 г. предложил китайскому диктатору Чан Кайши восстановить дипломатические отношения, разорванные в 1929 г. после провокации гоминдановцев на КВЖД. Чан Кайши согласился на предложение Москвы, поскольку только СССР готов был оказать Китаю действенную помощь в борьбе с японской агрессией, в то время как прочие великие державы ограничивались ничего не значившими дипломатическими декларациями. Не ограничиваясь контактами с китайской стороной, в том же 1932 г., учитывая укрепление японских позиций в непосредственной близости от своих границ, Советский Союз предложил Японии заключить пакт о ненападении, но японская сторона отклонила советское предложение.

Видя разрастание очага напряжённости и стремясь восстановить хрупкое равновесие на Дальнем Востоке, СССР предложил подписать Тихоокеанский пакт коллективной безопасности, но США и другие страны Запада отвергли эту идею. В целях защиты своих границ СССР продолжал развивать двусторонние отношения с Китаем. Китайская сторона стремилась связать СССР обязательством оказать прямую военную помощь в случае новой японской агрессии, что не устраивало советскую сторону. 7 июля 1937 г. Япония вновь начала военные действия с Китаем, это сделало китайскую сторону более сговорчивой и 21 августа 1937 г. был подписан советско-китайский договор о ненападении. Результатом этого стала возросшая советская военно-экономическая помощь Китаю. В течении двух лет в Китай было направлено более 3,5 тыс. советских военных советников, СССР предоставил Китаю несколько кредитов, общим объёмом в 250 млн. американских долл., китайская армия получила 1235 самолётов, 1600 артиллерийских орудий, более 14 тыс. пулемётов, значительное количество боеприпасов, горючего, техники.

Ещё один очаг военной опасности стал складываться в Европе, на западных границах СССР. В 1933 г. в Германии установился диктаторский режим А. Гитлера. Свою главную миссию фашистский фюрер видел в захвате жизненного пространства на Востоке и уничтожении коммунизма. Вместе с тем, его первые шаги на посту канцлера Германии могли создать иллюзии, что новое немецкое руководство не возражает против сохранения партнёрских отношений со своими соседями. В марте 1933 г. Гитлер заявил о готовности продолжить линию Рапалло в отношениях с СССР. В качестве реального шага нацистским правительством был ратифицирован советско-германский пакт, подписанный ещё в 1931 г., но не ратифицированный властями Веймарской республики. Одновременно с этим в Германии активизировались военные приготовления, Германия вышла из Лиги Наций, в ней разворачиваются массовые преследования коммунистов и других прогрессивных деятелей.

Начиная с лета 1933 г. советско-германские отношения начинают ухудшаться. В июне 1933 г. последовало адресованное Германии заявление советского руководства о том, что продолжавшееся 10 лет военное сотрудничество двух государств с сентября 1933 г. будет прекращено. За этим последовало сокращение сотрудничества и в других областях, в том числе в экономике. В дальнейшем агрессивность германской стороны по отношению к СССР начинает усиливаться. В январе 1934 г. Германия заключает пакт о ненападении с Польшей, отдельные положения которого могли трактоваться как направленные против СССР. Становилось очевидным, что антикоммунизм Гитлера являлся не только фактором идеологии, но и лежал в основе реальной политики нового германского руководства. Стремясь не допустить военных конфликтов непосредственно у своих границ, СССР предложил германской стороне выступить с совместным заявлением об обоюдной заинтересованности в сохранении независимости государств Прибалтики, но это предложение не нашло понимания, что было с озабоченностью встречено в Москве.

На рубеже 20–30-х гг. XX в. мировая система капитализма вступила в полосу одного из самых страшных кризисов. Экономика многих стран, недавно обескровленная Первой мировой войной, вновь оказалась под угрозой разрушения. Результатом кризиса стало установление во многих государствах тоталитарных режимов. В Германии к власти пришли фашисты. В США начал осуществляться "новый курс" президента Т. Рузвельта, сутью которого было выборочное применение советского опыта по государственному регулированию экономики.

Выход из кризиса консервативные круги на Западе видели в развязывании новых крупномасштабных военных конфликтов. В 1931 г. милитаристская Япония начала захватническую войну против Китая. На дальневосточных границах СССР сложился очаг военной напряженности. Другой очаг военной напряженности возник на западных границах после прихода к власти в Германии в 1933 г. Гитлера. Своей целью он провозгласил расширение "жизненного пространства" на Востоке.

Новая ситуация требовала и от СССР изменения своих внешнеполитических ориентиров. В 1933 г. новый руководитель внешнеполитического ведомства СССР Μ. М. Литвинов выдвинул план создания системы коллективной безопасности. В том же году были установлены дипломатические отношения с США. Создавалась благоприятная почва для сближения с либеральными государствами Запада. Для смягчения напряженности в своих отношениях с ними Советский Союз пошел на пересмотр политики Коминтерна. Во главе этой организации становится видный болгарский коммунист Г. Димитров.

На VII конгрессе Коминтерна провозглашается доктрина создания народных антифашистских фронтов на широкой демократической основе, что означало разрыв с узкоклассовыми методами деятельности этой организации в предшествующие годы. Из руководства Коминтерна устраняются наиболее одиозные фигуры, известные своими левыми взглядами. Против прежних его вождей начинаются репрессии. Были уничтожены первые лидеры Коминтерна Г. Е. Зиновьев и Н. И. Бухарин, руководитель Венгерской социалистической республики Б. Кун, многие другие советские и зарубежные коммунисты.

Ответные шаги предпринимаются и западными лидерами. Выражением возросшего доверия к СССР становится подписание нескольких двухсторонних договоров, создававших фундамент коллективной безопасности в Европе. Так, 2 мая 1935 г. Советский Союз заключил договор о взаимопомощи с Францией. Аналогичный договор 16 мая 1935 г. был подписан с Чехословакией. Важнейшим успехом отечественной дипломатии становится вступление 18 сентября 1934 г. Советского Союза в Лигу наций.

В то же время многие усилия СССР, направленные на сохранение мира, не встречали понимания. Курс на коллективное противодействие агрессорам подвергся серьезному испытанию в период войны в Испании. В феврале 1936 г. в Испании на выборах победил антифашистский Народный фронт. Но демократические преобразования в этой стране оказались сорваны уже в июле 1936 г. военным переворотом во главе с генералом Франко. Международная общественность заявила о своем невмешательстве в испанские дела. Франция, Англия и США отказались предоставить Испанской республики военную и экономическую помощь.

Из опасений быть снова обвиненным в экспорте революции первоначально занял выжидательную позицию и Советский Союз. Совершенно иначе повели себя фашистские государства. Италия и Германия начали осуществлять регулярные поставки генералу Франко оружия и военной техники. На его стороне воевало около 50 тыс. итальянцев и 10 тыс. немцев. Ситуация требовала скорейшего вмешательства Советского Союза и других прогрессивных сил, в противном случае испанская республика была обречена.

Начиная с октября 1936 г., СССР открыто встал на сторону законного правительства страны. В документах Наркомата обороны действия по оказанию помощи республиканцам обозначались как Операция "X". В ходе ее реализации в 1936–1938 гг. в Испанию были направлены 648 самолетов, 347 танков, 120 бронеавтомобилей, 1186 орудий, 20,5 тыс. пулеметов, 500 тыс. винтовок, боеприпасы.

На помощь испанскому правительству прибыли около 2 тыс. советских советников. Широкую кампанию помощи Испании развернул Коминтерн. Им были организованы интернациональные бригады, в которых сражались до 50 тыс. добровольцев из 54 стран. Однако позиция западных государств в конце концов оказалась на руку мятежникам, и республика в Испании была уничтожена. Поражение республиканцев в Испании показало полную неспособность предвоенной системы международных отношений пресекать действия агрессоров.

Пользуясь бездействием западных государств, Германия уже не скрывала своих агрессивных планов. В 1934 г. Гитлер заключает договор о ненападении с Польшей, антисоветская направленность которого никем не скрывалась, а польской стороной даже подчеркивалась. В 1935 г. в Германии в нарушение международных договоренностей вводится всеобщая воинская повинность. В 1936 г. германские войска вступили в демилитаризованную Рейнскую зону. В марте 1938 г. был произведен "Аншлюс" (присоединение) Австрии. Этот вероломный акт был признан правительствами Англии и Франции. На очереди оказалась Чехословакия. В мае 1938 г. Германия начала концентрировать у ее границ свои войска. Предлогом для вероломных планов Гитлера являлось якобы "бедственное" положение немцев в чешских Судетах. Европа оказалась перед угрозой военного конфликта.

СССР был связан с Чехословакией договором о взаимопомощи, по условиям которого в случае отказа Франции предоставить военную помощь чехам советская сторона также могла воздержаться от вступления в конфликт. Тем не менее Советский Союз твердо заявил, что будет действовать и без французской стороны, если Чехословацкое правительство обратиться к нему с официальным призывом о помощи. Совместно армия Чехословакии и вооруженные силы СССР существенно превышали армию Германию. Но правительство Чехословакии продолжало ориентироваться на страны Запада, надеясь на их содействие. В этом заключалась главная ошибка чехословацкой стороны – у правящих кругов Англии и Франции имелись другие планы по отношению к государствам Восточной Европы.

В сентябре 1938 г. первые лица Франции и Великобритании прибыли на встречу с Гитлером в Мюнхен. Ни СССР, ни даже Чехословакия на переговоры допущены не были. На переговорах было решено передать Германии Судетскую область. Правительство Чехословакии вынуждено было согласиться на предъявленные ей условия. Но это не спасло чехословацкую государственность. В марте 1939 г. Гитлер полностью оккупировал чешские земли, создав на них протекторат Богемии и Моравии, а на востоке страны – марионеточное фашистское государство словаков. В разделе Чехословакии при согласии немецкой стороны приняли участие также Венгрия и Польша. Многие российские и зарубежные историки, такие как В. Сиполс, Г. Городецкий, видят в Мюнхенском сговоре западных лидеров с Гитлером пролог ко Второй мировой войне.

В октябре 1936 г. было подписано соглашение между Италией и Германией, получившее название "Ось Берлин – Рим". Вскоре между Германией и Японией подписывается так называемый Антикоминтерновский пакт. В 1937 г. к нему присоединяется итальянская сторона. В 1940 г. фашистские государства окончательно закрепят свой тройственный союз. Участниками "Антикоминтерновского пакта" будет провозглашена цель создания нового порядка во всем мире. Прямо или косвенно их поддержат такие государства, как Испания, Финляндия, Дания, Венгрия, Румыния, Хорватия, Словакия.

Не встретят серьезного противодействия агрессивные планы фашистских государств и со стороны западных либеральных режимов. В тот период у руководства Франции и Англии находились сторонники курса на умиротворение агрессора. Его целью являлось развязать Германии руки на Западе и подтолкнуть ее к поискам "жизненного пространства" на Востоке. В рамках проводимого Англией и Францией курса на "умиротворение агрессора" в сентябре 1938 г. была подписана англо-германская, а в декабре того же года франко-германская декларации, фактически являвшиеся пактами о ненападении. Их заключение создавало реальную опасность для СССР и вызвало озабоченность советского руководства.

Несмотря на недружественную политику Англии и Франции, СССР не оставлял планов создания системы коллективной безопасности. В июле – августе 1939 г. в Москве проходили англо-французко-совстскис переговоры. Ни французская, ни особенно английская сторона не проявили на переговорах стремления к искреннему сотрудничеству. Камнем преткновения стала позиция Польши. Польское правительство упорно не соглашалось в случае нападения пропускать через польскую территорию советские войска на границу с Германией. Без этого любые договоренности об оказании военной помощи Польше оказывались фикцией.

Английское правительство не сочло нужным оказать воздействие на своих польских партнеров, хотя ему было известно о планах Гитлера в самое ближайшее время напасть на Польшу. В свою очередь советскому руководству стало известно о закулисных переговорах между Англией и Германией. Возникало опасение, что Великобритания не хочет заключать действенного военного соглашения с Советским Союзом, поскольку готовится заключить договор с Гитлером.

Неспокойно было и на восточных рубежах СССР. Еще в 1938 г. 20 тыс. японских солдат вторглись на территорию СССР в районе озера Хасан в 130 км к югу от Владивостока. Кульминацией советско-японского конфликта в этот период стали военные действия в районе реки Халхин-Гол на территории союзника СССР – Монголии. В мае 1939 г. около 70 тыс. человек при поддержке 500 орудий, 182 танков и 300 самолетов со стороны Японии перешли монгольскую границу. Момент неожиданности сыграл важную роль, и японцы продвинулись далеко вглубь монгольской территории. Только сконцентрировав большие силы танков и авиации, к сентябрю советские и монгольские войска ликвидировали японское вторжение. Таким образом, СССР оказывался перед угрозой войны на два фронта – в Европе и на Дальнем Востоке.

В обстановке военной опасности советское руководство столкнулось с настойчивыми предложениями Германии заключить договор о ненападении. Видя бесперспективность продолжения переговоров с Францией и Англией, а также остро нуждаясь в мире на Западе, Сталин решается на очередной резкий поворот во внешней политике. В августе 1939 г. в Москву прибывает министр иностранных дел Германии А. Риббентроп. Он и сменивший на посту наркома иностранных дел Литвинова В. М. Молотов 23 августа подписывают пакт о ненападении между двумя странами. В наши дни этот договор трактуется историками далеко неоднозначно. Особую критику вызывает подписание секретных протоколов о разделе сфер влияния между Советским Союзом и Германией.

Для многих людей, в том числе в самом СССР, пакт Риббентропа – Молотова, как его окрестили в западной печати уже в те годы, оказался полной неожиданностью. Продолжая выбранный курс, сталинское руководство 28 сентября подписывает с Германией договор о "дружбе и границах", в котором нашел отражение новый военно-стратегический и геополитический расклад сил в Европе. Вместе с тем, несмотря на некоторое сближение с Германией, СССР по-прежнему готов был продолжать политику коллективной безопасности совместно с Англией и Францией. Но ни в Лондоне, ни в Париже интереса к проведению переговоров с СССР уже не проявляли, хотя время между 23 августа и 1 сентября 1939 г. для предотвращения нападения на Польшу еще оставалось.

В результате в Европе так и не было создано реальных механизмов предотвращения большой войны. В Советском Союзе прекрасно понимали, что без этого мир с Германией окажется недолговечным. И все же полученная передышка позволила оттянуть нападение Гитлера на СССР почти на два года, которые были использованы нашей страной для подготовки к отражению агрессии.

Внутриполитическая ситуация в СССР во второй половине 30-х гг.

Внутриполитическое и экономическое развитие СССР оставалось сложным и противоречивым. Это объяснялось усилением культа лично­сти И.В. Сталина, всевластием партийного руководства, дальнейшим укреплением бюрократизации и централизации управления. Одновре­менно росли вера большей части народа в социалистические идеалы, трудовой энтузиазм и высокая гражданственность.

Культ личности И.В. Сталина был вызван многими факторами: от­сутствием в стране демократических традиций; во многом сохранив­шейся монархистской психологией масс, порождающей иллюзию муд­рости и непогрешимости вождя, атмосферой страха в условиях репрес­сий и политических процессов. Укреплению веры народа в И.В. Стали­на способствовали также подлинные и мнимые (распропагандирован­ные) успехи социалистического строительства. Культ И.В. Сталина насаждался его ближайшим окружением, делавшим на этом быст­рую политическую карьеру, – К.Е. Ворошиловым, JI.M. Кагановичем, В.М. Молотовым, Г.М. Маленковым, Н.С. Хрущевым, Л.П. Берией и др. По всей стране культ И.В. Сталина внедряли в сознание народа многочисленные партийные работники и государственные служащие.

Изучение особенностей внешней политики СССР в 30- е гг. нельзя рассматривать вне контекста конца 20-х гг. ХХ столетия. В первой половине 20-х годов была нарушена экономическая блокада России капиталистическими странами. В 1920 г., после падения советской власти в республиках Прибалтики, правительство РСФСР заключило Договоры о мире с новыми правительствами Эстонии, Литвы, Латвии, признав их независимость и самостоятельность. С 1921 г. началось установление торговых отношений РСФСР с Англией, Германией, Австрией, Норвегией, Данией, Италией, Чехословакией. Переговорный политический процесс с Англией и Францией зашел в тупик. Используя противоречия ведущих европейских держав с Германией, советские представители в местечке Рапалло (недалеко от Генуи) заключили договор с ней. Договор возобновлял дипломатические и консульские отношения между странами и тем самым выводил Россию из дипломатической изоляции.

В 1926 г. был заключен Берлинский договор о дружбе и военном нейтралитете. Германия, таким образом, стала основным торговым и военным партнером СССР, что внесло существенные коррективы в характер международных отношений на последующие годы. К 1924 году Россию в Европе признали: Великобритания, Франция, Италия, Норвегия, Австрия, Греция, Швеция, в Азии – Япония, Китай, в Латинской Америке – Мексика и Уругвай. США оттягивали признание до 1933 года. Всего за 1921–1925 гг. Россией было заключено 40 соглашений и договоров. При этом советско-британские и советско-французские отношения носили нестабильный характер. В 1927 г. произошел разрыв дипломатических отношений с Англией. В 1924 г. были установлены дипломатические и консульские отношения с Китаем, в 1925 г. – с Японией.


России удалось заключить серию равноправных договоров со странами Востока. В 1921 г. был заключен советско-иранский договор, советско-афганский договор и договор с Турцией. В конце 1920-х гг. с преимущественного развития советско-германских отношений усилия советской дипломатии были направлены на расширение контактов с другими странами. В 1929 г. восстановлены дипломатические отношения с Англией. 1933 г. стал годом признания СССР Соединенными Штатами Америки, в 1933–1935 г. – Чехословакией, Испанской республикой, Румынией и др. Обострились и отношения с Китаем, где вспыхнул вооруженный конфликт на Китайско-Восточной железной дороге (КВЖД) в 1929 г. Таким образом, на этом этапе приоритет во внешней политике оказался отдан «Коминтерновскому» направлению.

Основные «друзья» и «враги» СССР в 30-е гг. ХХ века

Остановимся на тех причинах, которые влияли на внешнюю политику в 30-е гг. Во-первых, на нее влияло то, что СССР начал превращаться в тоталитарное государство, в котором закладывались основы командно-административной системы. Чтобы обосновать неизбежность чрезвычайных мер внутри страны, сталинское руководство начинает нагнетать «военную тревогу» у советских людей, постоянно говорит о военной опасности для СССР. В 1930-е гг. во внешнеполитической деятельности сталинского руководства политические приоритеты окончательно восторжествовали над экономическими. Во-вторых, мировой экономический кризис, разразившийся в 1929 г., не только пробудил надежды на мировую революцию, но и привел к усилению фашизма, а также к приходу его к власти в ряде стран. Это обстоятельство серьезно изменило расстановку сил на международной арене, привело к возникновению очагов напряженности в Европе и Азии, и сделало борьбу за создание системы коллективной безопасности особенно актуальной. Советская дипломатия должна была сделать все возможное, чтобы избежать вовлечения СССР в военный конфликт и обезопасить его границы. Она по-прежнему стремилась не допустить сближения империалистических государств на антисоветской основе и в случае благоприятных условий увеличить территории, прежде всего за счет пограничных государств. В-третьих, со второй половины 1930-х гг. можно говорить об изменении политики Коминтерна. Если в первой половине этого десятилетия деятели III Интернационала всеми силами стремились разжечь пожар мировой революции, то после VII конгресса Коминтерна (июль – август 1935 г.) они, поняв реальную угрозу фашизма, сосредоточились на создании антифашистских фронтов внутри каждой из стран.

До начала 30-х гг. основным политическим и экономическим партнером СССР в Европе оставалась Германия. Именно туда шел основной поток советского экспорта, и из нее поставлялось оборудование для советской промышленности. Немецкий экспорт СССР стимулировал восстановление германской тяжелой промышленности. В 1931 г. Берлин предоставил СССР долгосрочный кредит в 300 млн. марок для финансирования импорта из Германии. Доля Германии в импорте Советского Союза выросла с 23,7% в 1930 г. до 46,5% в 1932 г. В 1931–1932 гг. СССР занимал первое место в германском экспорте машин (в 1932 г. 43% всех экспортированных немецких машин были проданы в СССР).

С появлением в Германии нового рейхсканцлера А. Гитлера, провозгласившего во внутренней и внешней политике курс бескомпромиссного антикоммунизма, политика сотрудничества между СССР и Германией оказалась законченной. Советской стороне в короткий срок предстояло выработать иную, нежели раньше, стратегию советско-германских отношений. Необходимо было определить линию поведения Коминтерна и всего советского народа в отношении нацистского правительства. Соотношение прагматических (дипломатических) и идеологических (коммунистических) доминант не позволяло, с одной стороны, открыто на официальном уровне признать новый режим власти враждебным СССР, с другой – сразу отказаться от формулы социал-фашизма, признав тем самым ошибочной стратегию Коминтерна в борьбе «за голоса и души немецких рабочих». Необходимо было время для подготовки к изменению стратегии и тактики советской дипломатии. Подготовка в обеспечении нового курса путем создания благоприятного для этого информационного пространства была возложена советским руководством на коммунистическую прессу. Не остался в стороне НКИД. Нарком иностранных дел М.М. Литвинов лично требовал от Политбюро, чтобы все ноты протеста советской стороны германскому правительству были опубликованы в «Правде» и в «Известиях». Это во многом объясняет каждодневный интерес центральной советской прессы к событиям, происходившим в Германии в рассматриваемый период.

В 1930–1931 гг. резко обостряются советско-французские отношения. Французское правительство обвинило СССР во вмешательстве во внутренние дела страны и финансировании подрывной коммунистической деятельности. Утверждалось, что Москва использует официальные представительства для передачи средств и инструкций коммунистам. Парижские власти арестовали в 1930 г. имущество советского торгпредства, а правительство ввело ограничения на импорт советских товаров. В конце 1931 г. отношения начинают улучшаться. Это было вызвано прежде всего тем, что СССР резко сократил материальную помощь ФКП, а также ухудшением международной обстановки в Европе. Проявлением улучшения советско-французских отношений было заключение в ноябре 1932 г. договора о ненападении.

Так как Германия стала рассматриваться как потенциальный враг СССР, особенно важно было, что в 1933 г. были установлены дипломатические отношения с США. СССР пытался создать в Европе систему коллективной безопасности. Он был принят в Лигу Наций, заключил военно-политические соглашения с Францией и Чехословакией. Советское правительство выражало готовность заключить более серьезные соглашения с Англией и Францией по обузданию агрессора. СССР понимал надвигающуюся на мир угрозу войны и свою неготовность к ней. Поэтому в искренности его усилий не стоит сомневаться. Однако западные страны попустительствовали Германии в ремилитаризации Рейнской области, ее участии в гражданской войне в Испании, которая закончилась победой фашизма, в аншлюсе Австрии и оккупации Чехословакии. В конце 30-х гг. СССР вынужден был обратить серьезное внимание на ситуацию, которая складывалась вблизи его рубежей. Для него возникла реальная угроза войны на два фронта. В мире складывался блок агрессивных государств, заключивших между собой Антикоминтерновский пакт. С ведущими государствами этого пакта Германией и Италией Англия и Франция подписали Мюнхенское соглашение. СССР продолжал вести переговоры с западными демократиями о заключении военного соглашения, однако в августе 1939 г. стало понятно, что оно не будет достигнуто.

Особенно заметно это проявилось в различии позиций по вопросу об отношении к разразившейся в 1936 г. гражданской войне в Испании. Во второй половине 1930-х гг. развернулись драматические события в Испании. После победы на выборах Народного фронта в феврале 1936 г. правые силы во главе с генералом Франко подняли мятеж. Фашистские государства (Германия, Италия) активно помогали мятежникам. Вначале Советский Союз согласился с этой политикой и пытался прекратить вмешательство Италии и Германии в этой конфликт, но, убедившись в неэффективности этой деятельности, он стал оказывать значительную экономическую, политическую военную помощь республиканцам, включая посылку регулярных войск под видом добровольцев. Кроме советских добровольцев на стороне республиканского правительства сражались интернациональные бригады, сформированные Коминтерном из антифашистов 54 стран. Однако силы все же были неравными. После вывода интернациональных частей из Испании республиканское правительство пало.

Фактически, несмотря на, казалось бы, внутреннем характере испанского конфликта, здесь состоялось первое столкновение между СССР и фашистской Германией (первый оказывал помощь республиканцам, вторая, вместе с Италией, – мятежному генералу Франко). Остальные члены Лиги Наций отказались вмешиваться во «внутренний конфликт», чем не могли не вызвать сомнений в их готовности участвовать в каких-либо мерах по сдерживанию агрессии у Советского Союза. Если к этому добавить поражение республиканцев в испанском конфликте, то станут понятными причины начала пересмотра позиции СССР по вопросу о выборе стороны в разгорающемся мировом конфликте.

Возникала реальная угроза нарушения равновесия сил в Европе и мировой войны. Европейская дипломатия не противилась этому. Она проводила политику умиротворения агрессора, т.е. старалась путем уступок Германии превратить ее в надежного партнера в международных делах, также стремилась использовать Германию в качестве противовеса внешнеполитическому курсу СССР, надеясь, что хищнические устремления Германии будут обращены на Восток. Кульминацией политики умиротворения стало соглашение в Мюнхене (сентябрь 1938 г.), в котором участвовали главы правительств Германии, Италии, Англии и Франции. Наиболее существенным результатом этой встречи было решение о присоединении Судетов – промышленно развитой области Чехословакии – к Германии. Это была максимально возможная уступка со стороны Англии и Франции Германии, но она лишь разожгла аппетиты Гитлера. После Мюнхена начинается охлаждение отношений Англии и Франции с Германией, и делаются попытки наладить сотрудничество с СССР.

Важные события происходили на Дальнем Востоке. В июле 1937 г. Япония начала крупномасштабную агрессию против Китая. В результате боевых действий в течение двух лет японская армия захватила основные промышленные и сельскохозяйственные районы Китая. В августе 1937 г. СССР и Китай заключили договор о ненападении, после чего Советский Союз предпринял массированные военные поставки Китаю. В боях на стороне китайской армии участвовали советские инструкторы и добровольцы – летчики. Вплоть до 1939 г. СССР оказывал активную поддержку Китаю, однако после заключения советско-немецкого пакта о ненападении от 23 августа 1939 г. помощь резко сократилась, а после заключения советско-японского договора от 13 апреля 1941 г. прекратилась практически полностью.

В 1938 г. на советско-маньчжурской границе в районе озера Хасан (командующий советскими войсками В.К. Блюхер) и в 1939 г. на маньчжуро-монгольской границе в районе реки Халхин-Гол (командующий советскими войсками Г.К. Жуков) произошли вооруженные столкновения между частями Красной Армии и японской Квантунской армии. Причинами этих столкновений был рост напряженности между двумя странами и стремление каждой из сторон укрепить и улучшить свою пограничную линию. Однако ни одной из сторон не удалось добиться существенного преимущества, хотя Красная Армия в обоих случаях несколько улучшила свое положение на границе.

Рост агрессии Германии в Европе весной 1939 г. все же заставил Англию и Францию пойти на переговоры с СССР. В апреле 1939 г. эксперты трех стран впервые стали рассматривать проекты договора о взаимопомощи в связи с планируемой германской агрессией.

Позиции участников переговоров были очень далеки друг от друга, так как каждая из сторон стремилась получить односторонние преимущества (западные страны – заставить СССР выставить значительно больше вооруженных сил в случае военных действий, а Советский Союз – увеличить свое политическое влияние в Польше, Румынии и Прибалтике). Кроме того, ни один из партнеров не хотел брать на себя однозначное обязательство вступить в войну в случае начала боевых действий против одного из возможных союзников. Чувствовалось, что собеседники ведут «переговоры ради переговоров». Отчасти объяснение этой позиции было найдено после окончания второй мировой войны, когда стало известно, что одновременно с этими переговорами правительства Англии и Франции пытались наладить контакты с Германией и заключить договор с нею. Что касается советской стороны, то и здесь с мая 1939 г. изменились приоритеты: 3 мая в отставку был отправлен сторонник коалиции с демократическими странами М.М. Литвинов. Его место занял В.М. Молотов, считавший необходимым союз с Германией.

«Новый курс» советской дипломатии. В 1933 г. в условиях новой расстановки политических сил в Европе, связанной прежде всего с приходом к власти в Германии фашизма, в советской внешней политике произошел существенный поворот, выражавшийся, помимо всего прочего, в отходе от восприятия всех «империалистических» государств как реальных врагов, готовых в любой момент начать войну против СССР. В конце 1933 г. Народный комиссариат иностранных дел по поручению ЦК ВКП(б) разработал развернутый план создания системы коллективной безопасности в Европе. С этого момента до 193.9 г. советская внешняя политика приобретает явную антигерманскую направленность. А ее главным приоритетом становится стремление к союзу с демократическими странами с целью изоляции Германии и Японии. Этот курс во многом был связан с деятельностью нового наркома иностранных дел М. М. Литвинова.
Первыми успехами в реализации новых внешнеполитических замыслов СССР стало установление в ноябре 1933 г. дипломатических отношений с США и принятие СССР в 1934 г. в Лигу Наций, где он сразу стал постоянным членом ее Совета. Это означало формальное возвращение страны в мировое сообщество в качестве великой державы. Принципиально важно, что принятие СССР в Лигу Наций состоялось на его собственных условиях: все споры, прежде всего по поводу царских долгов, были решены в его пользу.
В мае 1935 г. между СССР и Францией был заключен договор о взаимной помощи в случае возможного нападения любого агрессора. Но принятые взаимные обязательства на деле были малоэффективными, так как договор не сопровождался какими-либо военными соглашениями. Вслед за тем договор о взаимной помощи был подписан с Чехословакией.
В 1935 г. СССР осудил введение в Германии всеобщей воинской повинности и нападение Италии на Эфиопию. А после введения немецких войск в демилитаризованную Рейнскую область Советский Союз предложил Лиге Наций предпринять коллективные меры для действенного пресечения нарушений международных обязательств. Но его голос не был услышан.
Коминтерн: курс на создание единого антифашистского фронта. Для реализации своих внешнеполитических замыслов СССР активно использовал Коминтерн. До 1933 г. главной задачей Коминтерна Сталин считал организацию поддержки своего внутриполитического курса на международной арене. Наибольшая критика сталинских методов звучала со стороны мировой социал-демократии. Поэтому Сталин объявил главным врагом коммунистов всех стран социал-демократов, расценивая их как пособников фашизма. Эти коминтерновские установки привели на практике к расколу антифашистских сил, что значительно облегчило приход фашистов к власти в Германии.
В 1933 г. вместе с пересмотром советского внешнеполитического курса меняются и основные установки Коминтерна. Разработку новой стратегической линии возглавил Георгий Димитров — герой и победитель затеянного фашистами Лейпцигского процесса против коммунистов.
Новую тактику утвердил VII конгресс Коминтерна, проходивший летом 1935 г. в Москве. Главной задачей коммунистов теперь провозглашалось создание единого антифашистского фронта для предотвращения мировой войны. С этой целью коммунисты должны были организовывать сотрудничество со всеми силами от социал-демократов до либералов.
Вместе с тем создание антифашистского фронта и широкие антивоенные акции тесно увязывались с борьбой «за мир и безопасность Советского Союза». Конгресс предупредил, что в случае нападения на СССР коммунисты призовут трудящихся «всеми средствами и любой ценой содействовать победе Красной Армии над армиями империалистов».
Первая попытка реализовать новую тактику Коминтерна на практике была предпринята в 1936 г. в Испании.
СССР и война в Испании. В июле 1936 г. в Испании генерал Франко возглавил фашистский мятеж против республиканского правительства. Италия и Германия оказывали испанским фашистам существенную материальную и техническую помощь. Англия и Франция провозгласили политику «невмешательства». Эта позиция вызвала возмущение левых сил. В Испанию потянулись тысячи добровольцев из разных стран мира.
Советская дипломатия оказалась в весьма сложном положении. С одной стороны, открытая материальная и военная поддержка республиканской Испании грозила СССР новыми обвинениями в экспорте революции, а значит, срывом любых попыток сближения с западными странами. С другой—оставление левых сил Испании и ее добровольных защитников без поддержки неизбежно грозило потерей влияния ВКП(б) в международном коммунистическом движении и ростом симпатий к «троцкистам», позиции которых в Испании были достаточно сильны. Этого Сталин допустить не мог. Поэтому, хотя и с известным опозданием, 14 октября СССР открыто заявил о своей поддержке Испанской республики. В Испанию была направлена советская военная техника, две тысячи советников, в том числе по борьбе не с фашизмом, а с троцкизмом, а также значительное число добровольцев из числа военных специалистов. Однако этого было явно недостаточно.
События в Испании со всей очевидностью показали необходимость объединенных усилий в борьбе против набиравшего силу фашизма. Но демократические государства все еще взвешивали, какой режим опаснее для демократии — фашистский или коммунистический.
Мюнхенское соглашение. Тем временем фашистские державы осуществляли новые территориальные захваты. В середине мая 1938 г. немецкие войска сконцентрировались на границе с Чехословакией. СССР был связан с Чехословакией договором о взаимной помощи, в котором, однако, была существенная оговорка, в соответствии с которой Советский Союз мог оказать военную помощь Чехословакии лишь в том случае, если подобные меры предпримет и Франция. Советское руководство тем не менее было готово и без Франции оказать Чехословакии помощь, но при условии, что она сама попросит Советский Союз об этом. Однако Чехословакия все еще надеялась на помощь своих западных союзников.
В сентябре, когда ситуация накалилась до предела, руководители Англии и Франции прибыли в Мюнхен на переговоры с Германией и Италией. Ни Чехословакия, ни СССР на «конференцию» допущены не были. Мюнхенское соглашение окончательно закрепило курс западных держав на «умиротворение» фашистских агрессоров, удовлетворив притязания Германии на отторжение от Чехословакии Судетской области. Тем не мене, Советский Союз был готов оказать Чехословакии помощь, руководствуясь Уставом Лиги Наций. Для этого было необходимо, чтобы Чехословакия обратилась в Совет Лиги Наций с соответствующей просьбой. Но правящие круги Чехословакии не сдела ли этого.
Надежды СССР на возможность создания системы коллективной безопасности были окончательно развеяны после подписания в сентябре 1938 г. англо-германской, а в декабре этого же года франко-германской деклараций, являвшихся по существу пактами о ненападении. В этих документах договаривающиеся стороны заявляли о своем стремлении «никогда более не вести войну друг против друга» и все вопросы разрешать при помощи консультаций.
Советский Союз, стремясь обезопасить себя от возможного военного конфликта, начал поиски новой внешнеполитической линии.
Дальневосточная политика СССР. Несмотря на очевидную сложность европейского внешнеполитического курса, положение на западных границах СССР было относительно спокойным. В то же время на его дальневосточных рубежах бурные дипломатические и политические конфликты выливались в прямые военные столкновения, менявшие политическую карту региона.
Первый военный конфликт произошел летом — осенью 1929 г. в Северной Маньчжурии. Камнем преткновения стала КВЖД. Согласно договору 1924 г. между СССР и пекинским правительством Китая, железная дорога переходила под совместное советско-китайское управление. Но к концу 20-х гг. китайская администрация была почти полностью оттеснена советскими специалистами, а сама дорога и обслуживающие ее подразделения фактически перешли в собственность Советского Союза. Такое положение стало возможным ввиду крайне нестабильной политической ситуации в Китае. Но в 1928 г. к власти пришло правительство Чан Кайши, которое стало проводить политику объединения всех китайских территорий. Оно попыталось силой вернуть себе утраченные на КВЖД позиции. Возник вооруженный конфликт. Советские войска разгромили на китайской территории начавшие боевые действия китайские пограничные отряды.
В это время на Дальнем Востоке в лице Японии мировое сообщество получило мощный очаг разжигания военной угрозы. Захватив в 1931 г. Маньчжурию, Япония создала непосредственную военную угрозу дальневосточным границам Советского Союза, к тому же принадлежавшая СССР КВЖД оказалась на территории, контролируемой Японией. Японская угроза заставила СССР и Китай восстановить дипломатические отношения. В ноябре 1936 г. Германия и Япония подписали так называемый Антикоминтерновский пакт, к которому затем присоединилась Италия и Испания. В июле 1937 г. Япония начала крупномасштабную агрессию против Китая. В такой ситуации СССР 18 Китай пошли на взаимное сближение. В августе 1937 г. между ними был заключен договор о ненападении. После подписания договора Советский Союз стал оказывать Китаю значительную техническую и материальную помощь. В боях на стороне китайской армии сражались советские инструкторы и добровольцы из числа летного состава ВВС.
Летом 1938 г. начались отдельные вооруженные столкновения между японскими и советскими войсками на советско-маньчжурской границе. Ожесточенное сражение произошло в августе 1938 г. в районе озера Хасан, неподалеку от Владивостока. Со стороны Японии это была первая разведка боем. Она показала, что взять наскоком советские границы вряд ли удастся.
Данилов А.А., Косулина Л.Г.
История России. XX век: Учеб. кн. Для 9 кл. общеобразоват. учреждений

Loading...Loading...