Наиболее ценные ресурсы русской равнины. Природные ресурсы восточно-европейской равнины

  • По картам атласа и учебника найдите наиболее крупные месторождения полезных ископаемых Русской равнины.
  • Подумайте, какие районы равнины наиболее благоприятны для развития сельского хозяйства.

Природные ресурсы Русской равнины . Длительная геологическая история древней платформы, лежащей в основании равнины, предопределила богатство равнины различными полезными ископаемыми.

В кристаллическом фундаменте и осадочном чехле платформы содержатся такие запасы полезных ископаемых, которые имеют не только значение для всей нашей страны, но и мировое значение. Прежде всего это богатые залежи железной руды Курской магнитной аномалии (КМА).

С осадочным чехлом платформы связаны месторождения каменного (Воркута) и бурого угля - Подмосковный бассейн и нефти - Волго-Уральский, Тимапо-Печорский и Каспийский бассейны.

Горючие сланцы добываются в Ленинградской области и в районе г. Самары на Волге. В осадочных породах известны и рудные полезные ископаемые: бурые железняки у Липецка, алюминиевые руды (бокситы) у Тихвина.

Строительные материалы: пески, гравий, глины, известняк - распространены почти повсеместно.

С выходами кристаллических докембрийских пород Балтийского щита на Кольском полуострове и в Карелии связаны месторождения апатитово-нефелиновых руд и прекрасных строительных гранитов.

В Поволжье издавна известны месторождения поваренной соли (озера Эльтон и Баскунчак), а калийных солей - в Предуралье.

Сравнительно недавно в Архангельской области обнаружены алмазы. В Поволжье и Подмосковье добывают ценное сырье для химической промышленности - фосфориты, а на Кольском полуострове - апатиты.

Водными ресурсами наиболее хорошо обеспечены северо-западные и центральные районы Русской равнины. Обилие озер, многоводных рек - это не только запасы пресной воды и гидроэнергии, но и дешевые транспортные пути, и рыбные промыслы, и места отдыха. Густая речная сеть равнины, расположение водоразделов на невысоких плоских возвышенностях благоприятны для сооружения каналов, которых так много на Русской равнине. Благодаря системе современных каналов - Волго-Бал-тийскому, Беломорско-Балтийскому и Волго-Донскому, а также каналу Москва-Волга - Москва, расположенная на небольшой реке и сравнительно далеко от морей Москва стала портом пяти морей.

По картам атласа и учебника найдите эти водные системы. Назовите крупные порты на Белом, Балтийском, Азовском, Черном и Каспийском морях.

Большую ценность представляют агроклиматические ресурсы равнины. Большая часть Русской равнины получает достаточное количество тепла и влаги для возделывания многих сельскохозяйственных культур. На севере лесной зоны выращивают лен-долгунец, культуру, которая требует прохладного, пасмурного и влажного лета, рожь и овес. Вся средняя полоса равнины и юг обладают плодородными почвами: дерново-подзолистыми, черноземами, серыми лесными и каштановыми. Распашка почв облегчается условиями спокойного равнинного рельефа, позволяющего нарезать поля в виде крупных массивов, легкодоступных для машинной обработки. В средней полосе возделывают в основном зерновые и кормовые культуры, к югу - зерновые и технические (сахарную свеклу, подсолнечник в том числе), развито садоводство и бахчеводство. Знаменитые астраханские арбузы знают и любят жители всей Русской равнины.

Лесные ресурсы равнины - это и таежные, и смешанные леса, богатые ценной древесиной, пушным промысловым зверем, грибами, ягодами, лекарственными растениями.

Разнообразны, но еще не очень хорошо освоены рекреационные ресурсы равнины. Ее живописные ландшафты - чудесные места отдыха. Реки и озера Карелии, ее белые ночи, музей деревянного зодчества Кижи; мощный Соловецкий монастырь; задумчивый Валаам манят туристов. Ладожское и Онежское озера, Валдай и Селигер, легендарный Ильмень, Волга с Жигулями и Астраханской дельтой, древнерусские города, входящие в «Золотое кольцо России», - вот далеко не полный перечень освоенных для туризма и отдыха районов Русской равнины.

Проблемы рационального использования природных ресурсов . Русская равнина отличается разнообразными природными ресурсами, благоприятными условиями для жизни, поэтому здесь самая высокая в России плотность населения, наибольшее количество крупных городов с высокоразвитой промышленностью, высокоразвитое сельское хозяйство. Интенсивное многовековое освоение территории равнины привело к тому, что в настоящее время естественные ландшафты ее центральных и южных районов сильно изменены. Южная полоса зоны лесов сильно вырублена. Лесные ландшафты или заменены здесь сельскохозяйственными угодьями, или представлены вторичными осиново-березовыми насаждениями. В настоящее время также существенно изменены и северные районы таежной зоны. Сильно вырублены леса Карелии, Республики Коми, Архангельской области. Восстановление лесных массивов - одна из важнейших задач.

Еще больше изменены ландшафты лесостепной и степной зон. Свыше половины площади их распахано и занято посевами зерновых и технических культур.

Поэтому необходим комплекс мер - посадка полезащитных лесных полос, снегозадержание, противоэрозионные мероприятия, чтобы не истощить плодородные почвы, сохранить их потенциал.

Сильно изменены реки Русской равнины. Строительство каскада ГЭС на Волге привело к затоплению на обширных площадях плодородных земель - заливных пойменных лугов и к подтоплению лесов. Кроме того, вновь образованные искусственные озера-водохранилища не лучшим образом повлияли на микроклимат.

Активная эксплуатация месторождений полезных ископаемых, таких, как Курская магнитная аномалия (КМА), Подмосковный буроугольный бассейн, добыча различных стройматериалов, значительно ухудшает окружающую среду. Гигантские карьеры и отвалы создают весьма безрадостный промышленный ландшафт. Часто такие ландшафты называют «лунными». Использовать их практически невозможно.

В настоящее время все активнее ведутся работы по рекультивации земель, то есть по возвращению территориям их исходного облика, приведению опустошенного ландшафта в продуктивное состояние. Впадины на месте бывших разработок торфа, карьеры, оставшиеся после выемки песка, строительного камня, добычи угля и железной руды с поверхности подлежат окультуриванию. На них искусственно привносятся почвы, производится их задернение и даже облесение. Торфяные выемки превращают в пруды, в которых разводят рыбу. Положительный опыт рекультивации земель накоплен в Московской, Тульской и Курской областях. В Тульской области успешно засаживают лесом терриконы и отвалы.

Александр Евгеньевич Ферсман (1883-1945)

Всю свою жизнь Александр Евгеньевич Ферсман посвятил изучению богатств земных недр Родины. Детство Александра Ферсмана прошло в Крыму, где он много путешествовал и пристрастился к изучению горных пород и минералов. Это увлечение привело его в Московский университет. Учителем Александра Ферсмана был выдающийся ученый академик Владимир Иванович Вернадский. В 1919 г. Александр Евгеньевич был избран действительным членом Российской Академии наук. В 20-30-е гг. А. Е. Ферсман организовал ряд крупных экспедиций и в течение нескольких лет исследовал Хибинские горы на Кольском полуострове. Здесь были открыты большие месторождения апатитов - сырья для получения фосфорных удобрений, - имеющих огромное значение для хозяйства страны. В Мончетундре Кольского полуострова ученый открыл медные и никелевые руды, у озера Имандра - железные руды.

Его экспедиции обнаружили залежи серы в пустыне Каракум, а в Кызылкумах открыли пегматитовые жилы с разнообразными редкими металлами.

Особое значение имеет четырехтомный труд академика А. Е. Ферсмана «Геохимия». Интересна его книга «Занимательная минералогия».

Близ крупных городов Русской равнины проводится большая работа по улучшению культурного ландшафта. Создаются зеленые пояса и лесопарки, пригородные водные бассейны - живописные водохранилища, которые используются как зоны отдыха.

В крупных промышленных городах уделяется внимание мероприятиям по очистке вод и воздуха от промышленных выбросов, борьбе с пылью, шумом. Усилен и ужесточен экологический контроль за транспортными средствами, в том числе и за частными автомобилями, которых становится все болыпе и больше.

Наша страна включилась в международное сотрудничество по охране окружающей среды. Это, несомненно, поможет сохранить родную природу, разумно использовать ее богатства, направить их на благо общества.

Вопросы и задания

  1. По карте определите, какими природными ресурсами богата Русская равнина.
  2. С помощью таблиц приложения укажите, какие из природных ресурсов используются с более давних времен, какие приобретают наибольшее значение в наше время.
  3. В чем выражается большая антропогенная нагрузка на ландшафты Русской равнины?
  4. На контурной карте обозначьте основные природные ресурсы Русской равнины.
  5. Какие мероприятия следует проводить для охраны природы?

Иначе Восточно-Европейская - вторая по протяжённости равнина в мире, ненамного уступающая по территории Амазонской. С запада на восток она простирается более чем на 2500 километров, а с севера на юг - примерно на 1000. Западные её рубежи граничат с такими государствами, как Украина и Белоруссия, а далее ее территория протянулась вплоть до Урала. Основанием равнины служит древняя платформа, в основном покрытая чехлом из осадочных пород. Лишь в двух местах, в Карелии и на Кольском полуострове, эта доисторическая платформа выходит на поверхность, образуя так называемый

Климат русской равнины большей частью умеренный, и только ближе к крайнему северу переходит в субарктический. Линия континентального климата простирается к востоку и юго-востоку. Осадки круглогодичные, обычно связаны с которые дуют с Атлантики. Здесь их выпадает больше, чем в других равнинных местностях РФ. Самыми увлажнёнными можно считать истоки крупнейших рек - Северной Двины и Волги. А на северо-западе равнины таковыми являются районы Ладожского, Онежского, Чудского, Ильменского озёр с прилегающими к ним более мелкими водоёмами, большая часть которых по своему происхождению относится к ледниковым.

Если же рассматривать климат русской равнины южных окраин, то там количество осадков намного меньше, лето засушливо и нередки суховеи, наносящие значительный урон народному хозяйству.

Русской равнины пополняются за счёт снеговых и дождевых осадков, таяния снегового и ледяного покрова, весенних паводков. Естественно, грунтовые воды тоже играют не последнюю роль в этом процессе. Но это не относится к южным рекам, которые не столь многоводны, а питание за счёт грунтовых вод у них ограничено.

Климатическое и рельефное своеобразие обусловило чёткое разделение всей территории равнины на природные зоны. Более того, именно здесь находится около 40 процентов всех сенокосных угодий страны и 12 процентов пастбищных. Что же касается населённости, то именно на территории Восточно-Европейской равнины проживает практически пятьдесят процентов жителей РФ.

Русская равнина щедро одарена природными ресурсами. Большим плюсом в их освоении и использовании является плотная заселенность этой территории людьми.

Виды ресурсов:

  • водные

Как уже отмечалось, по территории русской равнины протекает большое количество больших и малых рек.

Крупнейшей водной артерией является Волга. Её хозяйственное значение трудно переоценить, т. к. река соединяет различные экономические области страны, орошает более двух с половиной миллионов гектаров земельных угодий, является важным судоходным центром. В плане добычи рыбы Волга тоже играет далеко не последнюю роль.

Следом за Волгой идёт Дон, также крупнейший Добыча рыбы, судоходство, другие хозяйственно-экономические нужды, удовлетворяемые благодаря Дону, говорят о большой значимости этой реки.

Русская равнина омывается Белым и Чёрным, Балтийским и Каспийским морями. Добыча морепродуктов, нефти и газа, морские курорты с базами отдыха, пансионатами и санаториями, порты международного и регионального значения - всё это делает каждый морской ресурс по-своему уникальным и крайне важным для страны.

  • полезные ископаемые и природные ресурсы русской равнины

К ним относятся, например, в Курской области, в уникальных месторождениях, содержится до 50% от всех их запасов в стране. Бокситами с глинозёмом славится Белгородская область. Фосфоритами, калийными и каменными солями снабжают страну Московская и Брянская области. Эти химикаты активно добываются и находят самый широкий спектр применения. В этих же областях, а также в Тульской и Белгородской, найдены и уже много лет активно разрабатываются залежи строительных материалов - мела, каолиновой глины и др.

Русская равнина обеспечивает себя и соседние регионы энергоресурсами - газом, нефтью, торфом, углём. Расположены их месторождения в Среднем Поволжье, Ивановской, Костромской областях.

  • животные и растительные ресурсы

Территория Западно-Европейской равнины имеет самые благоприятные условия для развития таких отраслей сельского хозяйства, как растениеводство и животноводство. Лесные богатства в виде древесины и охотничьих ресурсов - важная статья дохода в экономике РФ.


Физическая география России и СССР
Европейская часть: Арктика, Русская равнина, Кавказ, Урал

РЕГИОНАЛЬНЫЕ ОБЗОРЫ ПРИРОДЫ РОССИИ

Главы раздела "РЕГИОНАЛЬНЫЕ ОБЗОРЫ ПРИРОДЫ РОССИИ"

  • Природные зоны России
  • Восточно-Европейская (Русская) равнина
    • Природные ресурсы

ВОСТОЧНО-ЕВРОПЕЙСКАЯ (РУССКАЯ) РАВНИНА

Смотрите фотографии природы Восточно-Европейской равнины: Куршская Коса , Подмосковье , Керженский заповедник и Средняя Волга в разделе Природа мира нашего сайта.

Природные ресурсы

Ценность природных ресурсов Русской равнины определяется не только их разнообразием и богатством, но и тем, что они расположены в наиболее населенной и освоенной части России.

Минеральные ресурсы представлены железными рудами Курской магнитной аномалии, связанными с отложениями фундамента в пределах Воронежской антеклизы. Основной рудой здесь является магнетит, залегающий в протерозойских кварцитах, но эксплуатируются ныне главным образом рудные залежи в обогащенных окислами железа корах выветривания докембрийского фундамента.

Среди полезных ископаемых, связанных с осадочным чехлом, главное место занимают горючие ископаемые и химическое сырье. Запасы каменных и бурых углей сосредоточены в Печорском, Донецком и Подмосковном бассейнах. Нефть и газ добываются на ряде месторождений в пределах Волго-Уральского (Самарская область, Татарстан, Удмуртия, Башкортостан) и Тимано-Печорского нефтегазоносных районов. Газоконденсатные месторождения Астраханской области приурочены к карбоновым отложениям Прикаспийской синеклизы. Месторождения горючих сланцев известны в Псковской и Ленинградской областях, в Среднем Поволжье (близ Самары) и в северной части Прикаспийской синеклизы (Общесыртское месторождение).

Крупные месторождения калийных, магниевых солей, галита, бората приурочены к мощным пермским соленосным толщам Прикаспийской низменности. С куполами каменной соли связаны и наиболее крупные самосадочные озера Эльтон и Баскунчак. Промышленные скопления фосфоритов в верхнеюрских и нижнемеловых отложениях имеются в центральных и восточных районах Русской равнины: в Подмосковье (Егорьевское), Среднем Поволжье (Кинешмское, Вольское и др.), на Общем Сырте и в других местах.

С осадочным чехлом связаны и некоторые рудные месторождения: осадочные железные руды (бурые железняки, сидериты, оолитовые конкреции), алюминиевые руды, представленные залежами бокситов (Тихвин, Тиман), титановые россыпи (Тиман). Неожиданным явилось открытие месторождений алмазов в северных районах Русской равнины (Архангельская область).

Многоводные реки обладают значительными гидроэнергетическими ресурсами, являются транспортными магистралями, используемыми для судоходства и лесосплава.

Агроклиматические ресурсы позволяют выращивать многие ценные сельскохозяйственные культуры - зерновые, технические, овощные и кормовые. Агроклиматические ресурсы удачно сочетаются с плодородными почвам и: черноземами, темно-каштановыми, серыми лесными и дерново-подзолистыми. На Русской равнине размещены основные площади самых плодородных почв России - черноземов.

Велики кормовые ресурсы равнины. Заливные луга речных долин, суходольные луга лесных зон являются ценными сенокосами и пастбищам для крупного рогатого скота, степи, полупустыни и пустыни - пастбища для овец, тундра и лесотундра - прекрасные пастбища для оленей. Большими запасами промышленной древесины обладают еловые и сосновые таежные леса.

Тема: «Природные ресурсы Русской равнины и

проблемы их рационального использования».

Цели и задачи: Углубить и расширить знания учащихся о природных

ресурсах Русской равнины (видах и их размещении).

Рассмотреть проблемы рационального использования

природных ресурсов.

Определить экологические проблемы русской равнины и

пути их решения.

Оборудование: Карты – физическая, тектоническая, природных зон,

карта Восточной-Европейской равнины, атласы.

Ход урока

I Организационный момент.

II Повторение. Проверка домашнего задания.

1.Работа с контурными картами -3 ученика.

2. Работа с вопросами учебника.

3. Характеристика природных комплексов.

4. Характеристика памятников природы

а) Карелия;

б) Валдай;

Русская равнина имеет благоприятные природные условия. Вспомните, какие это условия?

· Равнинный рельеф;

· Умеренно-холодная зима;

· Теплое лето;

· Плодородные почвы;

Из-за благоприятных условий равнина давно осваивается, здесь находится большая часть городов России, живет 60% населения, проложены ж/д, образующие густую транспортную сеть. Очень сильно развита промышленность, которая использует огромное количество природных ресурсов.

Тема урока: Природные ресурсы Русской равнины (в тетради).

Что называется природными ресурсами?

· Ресурсы, которые находятся в недрах земли и на земле и используются человеком в хозяйстве.

Какие виды природных ресурсов вы знаете?

· Полезные ископаемые (минеральные);

Полезные ископаемые – это минеральные образования земной коры, которые человек использует в хозяйстве.

Учитель географии первой

квалификационной

П. г.т. Камское Устье 2007

Итоговое тестовое задание по географии России в 8 классе.

Тексты тестов взяты из сборника тестов «География. Тесты».авторы, . Казань, Издательство «Магариф», 2003.

I вариант 2 вариант

1.стр.3 №2 1.стр.4 №2

2.стр.7 №1 2.стр.8 №1

3.стр.11 №2;3 3.стр.12 №2

4.стр12 №7 4.стр.13 №3,7

5. стр.18 №2;4 5.стр.20 №2,4

6. стр19 №9 6.стр.21 №10

7.стр.25 №2;3 7.стр.27 №2,3

8.стр.26 №7 8.стр.28.№8

9.стр.33 №2 9.стр.34 №2

10.стр.37. №2 10.стр.38 №2

11.стр.41 №1 11.стр.41 №2

12.стр. 45 №1 12.стр.45. №2

13.стр. 49 №3 13.стр.50 №4

14.стр.53 №2 14.стр.54 №2

3 вариант 4 вариант

1. стр.5 №2 1.стр.6 №2

2. стр.9 №1 2.стр.10 №1

3. стр.14 №2,3 3.стр.16 №3

4. стр.15 №9 4.стр.17 №7,9

5. стр.21 №2 5.стр.23 №1,2

6. стр.22 №3,4 6.стр.24 №10

7. стр.29 №2,3 7.стр.30 №2

8. стр.30 №8 8.стр.31 №7,8

9. стр.35 №5 9.стр.36 №3

10. стр.39 №2 10.стр.40 №4

11. стр.42 №1 11.стр.43 №1

12. стр.47 №1 12.стр.48 №1

13. стр.51 №1 13.стр.51 №2

14. стр.55 №2 14.стр.56 №2

География. Начальный курс географии.

Профильный уровень

11класс. 102часа

Составил

Утверждаю:

зам. директора

пгт Камское Устье

Камскоустьинская средняя общеобразовательная школа

Основы экономической теории.

Профильный уровень

10класс. 102часа

Календарно-тематическое планирование

Составил

Утверждаю:

зам. директора

пгт Камское Устье

Камскоустьинская средняя общеобразовательная школа

Камско-Устьинского района Республики Татарстан

Экзаменационные билеты по географии за курс основной школы

9класс

Составил

Утверждаю

Директор

Камское Устье 2008

Билеты по географии

1. Роль географической науки в решении важных проблем развития страны. Необходимость комплексного географического изучения страны.

2. Национальный состав населения страны. Основные языковые семьи и группы, их размещение.

3. Определение по климатической карте и объяснение различий климата в районах городов Сочи и Владивостока.

1. Методы географических исследований и основные источники географической информации.

Географические различия в хозяйственной деятельности населения России (привести конкретные примеры) Определение по карте факторов, оказавших Влияние на размещение предприятий чёрной металлургии (по выбору учителя)

1. Россия на карте мира. Географическое положение, размеры территории, границы, соседние государства.

2. Культурно-исторические особенности народов России. Основные религии, распространённые в стране.

3. Характеристика по картам географического положения одного из регионов России (по выбору учителя)

1. Понятие географического положения. Особенности природы, населения и хозяйства Отдельных территорий России. (привести примеры)

2. Топливно-энергетический комплекс: состав, значение в хозяйстве, проблемы развития. ТЭК и проблемы охраны окружающей среды .

3. Определение по топографической карте направлений и расстояний.

1. Часовые пояса на территории России. Местное и поясное время.

2. Топливная промышленность: состав, размещение главных районов добычи топлива, проблемы развития. Топливная промышленность и проблемы охраны окружающей среды.

3. Определение по карте факторов, оказавших влияние на размещение химического предприятия (по выбору учителя)

Тема: Ледники .

Цель: 1. Дать представление о ледниках, о его видах.

2. Показать условия образования ледников.

3. Рассказать о практическом значении ледников.

4. Научить определять по карте, с помощью условных знаков,

местоположение горных и покровных ледников.

Оборудование: физическая карта полушарий, атласы, картины «Горные ледники», «Материковый лёд и образование айсбергов », «Профиль ледникового покрова Антарктиды», видеофрагмент «Ледники».

Ход урока

I Актуализация.

1. Какие оболочки Земли мы знаем?

2. Какие из них мы уже изучили?

3. Что такое гидросфера?

4. Из каких частей состоит гидросфера?

5. Что относится к водам суши?

6. В каких состояниях бывает вода в природе,?

7. Какой воды больше пресной или солёной?

II Изучение нового материала.

Мы с вами продолжаем изучение гидросферы. Сегодня будем говорить ещё об одном виде вод суши, которая встречается в природе в твёрдом состоянии и бывает пресной – это ледники. (на доске тема урока )

Ледники это не тот лёд, который образуется зимой на реках и озёрах. Лёд на них это замёрзшая вода. А ледники образуются в результате накопления льда. Снег не успевает растаять, скапливается, прессуется и таким образом, образуются ледники.

Почему не всегда образуются ледники?

Какие нужны для этого условия?

Ледники бывают. (схема на доске)

DIV_ADBLOCK128">

Горные ледники образуются высоко в горах, где температура воздуха низкая и снег не успевает таять. Линию, выше которой выпавший снег не успевает растаять, называют снеговой линией. Она меняется с продвижением от экватора к полюсам.

Например на вл. Килиманджаро в Африке снеговая линия находится на высоте 5000 м. (находим по атласам этот вулкан ). На Кавказских горах выше 3000м (найдём в атласах).

Демонстрация картин горные ледники.

Горные ледники можно сравнить с рекой, они имеют область питания. Обладают пластичностью, движутся. При движении переносится большое количество разрушенных горных пород, которые называются мореной.

Виды морен:

· Конечная морена;

· Боковая морена.

Виды горных ледников:

· Как шапки на вершинах

· В углублениях, на склонах

· В горных долинах

Пример ледник Федченко на Памире (находим по атласам этот ледник ) и смотрим рисунок в учебнике. Это горно-долинный ледник, длина 71 км, ширина от 1700 до 3100 м, на этом леднике находится метеорологическая станция.

Ещё один большой ледник на Аляске – Сьард-Маласпина, длина до 100 км, ширина 25 км. Все горные ледники составляют всего 1,5 % от всех ледников, но они имеют огромное значение. Какое мы узнаем чуть позже.

Покровные ледники

Покровные, значит что-то покрывают. Давайте вспомним, есть ли на Земле территории, сплошь покрытые льдами. Конечно же, это материк Антарктида и самый большой остров на Земле Гренландия. (работа с картой и атласами ).

На Антарктиде объём льда достигает 24 млн. км2, и лишь побережье свободно ото льда(0,2-0,3%). Ледник на материке расположен куполообразно. Средняя её толщина достигает 1720 м., наибольшая 4300 м.

Демонстрация картины «Ледниковый покров Антарктиды».

Температура на материке средняя равна, самая низкая до -89,20. Постоянных жителей нет, только научно-исследовательские станции.

В Гренландии объём льда достигает 2,6 млн. км2, средняя мощность льда 2300м, а максимальная 3400м. Есть постоянное население. Климат мягче и растительный мир богаче, разнообразней.

Когда покровные ледники стекают от центра к периферии, они отламываются. Громадные ледяные горы до 45 км шириной и 100км длиной с грохотом падают в воду, образуются айсберги. 90% массы айсбергов находится под водой.

Демонстрация картины «Материковый лёд и образование айсбергов».

Отрывок: «Золотые лучи солнца прорвались сквозь облака и заиграли синими, зелёными и жёлтыми блёстками на изборождённых стенах айсбергов. Волны переливались через их подводные отроги, взлетая разноцветными пенистыми брызгами. В причудливых очертаниях ледяных гор мы отличаем, то сказочные замки, то высокие зубчатые башни, грозные и неприступные. Казалось мы перенеслись в мир фантазии и редкостной красоты».

Действительно айсберги очень красивы, но вместе с тем они представляют большую опасность для судов.

Так в 1912 году пассажирский пароход «Титаник» столкнулся с айсбергом. Образовалась огромная пробоина и пароход сломавшись пополам сразу пошёл на дно, лишь небольшой части пассажиров удалось спастись. (можно дать сделать сообщение ученику). Сейчас айсберги легко обнаруживаются даже в тумане с помощью приборов на корабле.

Все покровные ледники на Земле составляют 98,5% от всех ледников. В них сосредоточено до 90% пресной воды. Хотя они имеют такой большой процент от всех ледников, значение их невелико.

А вот горные ледники, как мы уже говорили, имеют большое практическое значение. Они питают реки, которые начинаются в горах и несут свои воды на те территории, где очень мало влаги. Например, реки Сырдарья и Амурдарья (находим их по атласам) начинаются в горах, их воды полностью берутся на орошение.

Ледники сейчас транспортируют, например Саудовская Аравия . Один большой айсберг содержит в себе столько воды, сколько годовой сток одной реки.

Демонстрация фрагмента видеофильма «Ледники».

III Закрепление

1. Что такое ледники, как они образуются?

2. Какие они бывают, привести примеры.

3. Каково практическое значение ледников?

Выводы урока

· Ледники являются компонентами вод суши, составной части гидросферы.

· Горные ледники питают реки засушливых районов неся влагу полям.

IV Домашнее задание параграф «Ледники» прочитать, выписать в тетрадь новые термины и объяснить их.

Экономика России" href="/text/category/yekonomika_rossii/" rel="bookmark">экономики России .

2. Изучить состав комплекса, выяснив его значение в экономике страны.

3. Рассмотреть основные типы предприятий металлургического комплекса, их характерные черты и особенности.

4. Познакомить учащихся с особенностями размещения предприятий металлургического комплекса.

5. Сформировать у учащихся представление о важнейших проблемах комплекса: экономических, экологических, социальных.

Оборудование: карты России: экономическая, полезных ископаемых, атласы, учебники, коллекции полезных ископаемых и металлов, различные конструкционные материалы: кирпич, стекло, древесина, ДСП, метало пластик.

Ход урока

I Организационный момент.

II Актуализация.

1. Что такое межотраслевой комплекс?

2. Какие межотраслевые комплексы мы уже изучили?

3. Какой комплекс называется топливно-энергетическим?

4. Что входит в состав ТЭК?

5. Какие виды энергетических ресурсов использует ТЭК?

Без электроэнергии, коксующегося каменного угля не может существовать тот комплекс, который мы с вами начнём сегодня изучать.

III Изучение нового материала.

Тема урока.(слайд №1)

Комплексы, производящие конструкционные материалы и химические вещества.

Конструкционные материалы – это материалы, предназначенные для изготовления готовых изделий или сооружений.

· https://pandia.ru/text/78/638/images/image006_10.gif" width="18" height="98 src=">Разные сплавы

· Пластмасс

· Стеклопластик

· Метало пластик

Значение комплекса:

1. Продукция комплекса используется во всех отраслях экономики.

2. В результате производства новых видов конструкционных материалов, изделия становятся дешевле, легче, прочнее.

Состав комплекса (структура) (слайд№2)

Комплексы производящие конструкционные материалы

Металлургический комплекс Химико-лесной комплекс

Какой комплекс называется металлургическим? Параграф 25, стр. 32, находим и читаем определение.

Совокупность отраслей, производящих разнообразные металлы называется металлургическим комплексом

(слайд №3)

Металлургический комплекс

Чёрная металлургия Цветная металлургия

Характеризуются общими чертами: (слайд № 4)

· Высокая монополизация производства

· Высокий уровень комбинирования

А) в чёрной металлургии основа комбинирования – это последовательная

Переработка сырья: руда чугун сталь прокат

1. Геотехнология

2. Биотехнология

90% производимого металла составляет черный металл – сталь

Сырьевая база металлургии: (слайд№6)

А) железорудная продукция (магнитный железняк, бурый железняк, красный железняк) демонстрация горных пород. (слайд №7)

Месторождения железной руды:

1. КМА – 50%

2. Европейский Север и Карелия– 25%(Оленегорское, Ковдарское, Костомукшское)

3. Урал – около 20% (Качканарское, Ново-Бакальское, Магнитная)

4. Остальное приходится на Сибирское – (Коршуновское, Приангарье, Горная Шория)

Россия – одна из крупнейших производителей железной руды, запасы в стране составляют 100млрд. тонн.

Б) нерудные материалы (огнеупоры)

В) коксующийся уголь

Г) лом и отходы черных металлов.

В составе чёрной металлургии выделяются следующие типы предприятий: (слайд №8)

1. Металлургические заводы полного цикла или комбинаты

Технологическая цепочка производства чёрной металлургии выглядит следующим образом:

Добыча железной руды (в карьерах)

Обогащение руды (горно-обогатительные комбинаты)

Плавка чугуна (в доменных печах)

Плавка стали (в мартеновских и кислородно-конверторных печах)

Производство проката (в прокатном цехе, прокатных станах)

Виды проката:

· Обжимной (блюмы и слябы – заготовки)

· Сортовой (рельсы, балки, швеллеры, проволока)

· Листовой (металлический лист разной толщины)

· Трубный

· Специальный (колесо прокат, кольцо прокат, шаро прокат)

2.Передельная металлургия – сталеплавильные и сталепрокатные заводы.

3.Производство ферросплавов – сплавы железа (по латыни железо – феррум) с

легирующими металлами – марганцем, хромом, вольфрамом, титаном, кремнием.

4.Малая металлургия – производство стали и проката на машиностроительных заводах.

5.Бездоменная металлургия – производство железа методом прямого восстановления из обогащённой руды в электродуговых печах с непрерывной разливкой металла. Анализ рис.45 на стр.134.

Единственный электрометаллургический комбинат в России Оскольский в г. Оскол Белгородской области .

Факторы размещения предприятий металлургического комплекса.

На географию влияет:

1. Качество сырья

2. Вид энергии

3. География источников сырья и энергии

Выгодно строить:

1. В районах добычи руды (Урал, КМА)

2. В районах добычи коксующихся углей (Кузбасс), дешёвой энергии (Восточная Сибирь)

3. На пересечении потоков руды и угля (Череповец)

Учитывают:

· Обеспеченность водой

· Транспортными путями

Под влиянием этих факторов металлургические предприятия размещаются не равномерно, образуют сгустки, которые называются металлургическими базами.

Определение в учебнике на стр 137.

На территории России выделяют три металлургические базы: (слайд №9)

· Уральская

· Центральная

· Сибирская

Размещение металлургических баз России. (работа с картой и атласом, с рис. 46 на стр. 137)

IV Домашнее задание параграф 24-26, заполнить таблицу.

Характеристика металлургических баз России (слайд №10)

Название базы

Производство стали и проката

Запасы железной руды

рождения руды

Откуда поступает

допол. руда

Откуда поступает топливо

Металлур

гические

Уральская

42% проката

15 млр. т 22%

Качканарское

Алапаевское

Магнитная

Соколово-

Сарбаево

Кольский

Казахстан

Ниж. Тагил

Челябинск

Новотроицк

Центральная

44% проката

Кольский п-в

Костомукшское

Ковдарское

Металлолом

Печорский

Череповец

Ст. Оскол

Сибирская

13% проката

Приангарье

Коршунское

Горная Шория

Новокузнецк

V Закрепление

1. Какой межотраслевой комплекс мы с вами начали изучать?

2. Что в себя включает этот комплекс, его состав?

3. Что такое металлургический комплекс?

4. Какие факторы влияют на размещение предприятий металлургической промышленности?

5. Что производит чёрная металлургия?

6. Какие металлургические базы сформировались в России, показать по карте.

VI Выводы урока

В экономике России металлургический комплекс играет большую роль, так как современное хозяйство не может обходиться без металла. Её продукция используется многими отраслями народного хозяйства: в машиностроении (тяжёлое машиностроение, автомобилестроение , судостроение), строительстве.

Тема: Земельные ресурсы. Образование и состав почвы.

Цели и задачи: 1.Сформировать знания о почве. Показать вклад

создание почвоведения.

2. Расширить знания о почвообразующих факторах.

III Изучение нового материала.

Тема урока на доске и в тетрадях учеников:

Земельные ресурсы. Образование и состав почвы.

Наша страна необычайно богата землёй, территорией, или, как говорят земельными ресурсами.

Земельные ресурсы – это территория с определённым качеством почв, климатом, рельефом, растительностью, основа размещения народнохозяйственных объектов, расселение населения.

Работа с учебником стр. 116, рис.80

· Постройки – 1%

· Свалки – 1%

· Поверхностные воды – 4%

· Болота – 6%

· Прочие земли – 11%

· Сельскохозяйственные земли – 13%

· Оленьи пастбища – 19%

· Леса – 45%

Часть земельных ресурсов, используемая в с/х и лесном хозяйстве , называется с/х угодьями или почвенными ресурсами.

Из структуры земельного фонда, мы с вами видим, что почвенных (с/х угодий) ресурсов мало – всего 13% территории страны.

Распахивается и того меньше от 6-8 %, эта та почва, которая обладает плодородием.

«Почва не горная порода и не пахотный слой, а особое естественно-историческое тело, результат взаимодействия органического и неорганического мира» - это слова великого русского учёного, основателя новой науки - почвоведения. Достоверность его слов мы с вами будем доказывать, работая

в группах. Перед каждой группой поставлены свои задачи, они в инструктивной карточке.

Почва, почвообразующие факторы

Инструктивная карточка №1

1. Дайте определение почв?

2. Основные свойства почвы.

3. От чего зависит плодородие почвы?

4. Кто такой, что вы знаете о нём?

5. Как образуются почвы?

6. Нарисуйте в тетрадях схему и дополните её.

7. Что такое почвообразующие факторы? Перечислите их.

8. За какое время происходит образование почв?

микроорганизмы

https://pandia.ru/text/78/638/images/image014_5.gif" width="66" height="66"> растительный мир животный мир

https://pandia.ru/text/78/638/images/image016_3.gif" width="75" height="12"> климат почва деятельность человека

https://pandia.ru/text/78/638/images/image018_4.gif" width="672" height="96">

Что же такое почва?

Почва – это рыхлый поверхностный слой суши, обладающий плодородием, это особое природное тело, результат взаимодействия природных компонентов. Плодородие – это одно из важнейших и отличительных свойств почвы.

Органическое вещество – перегной – гумус.

Работа с учебником стр.117. первый абзац:

«По определению выдающегося русского учёного В, В. Докучаева ……»

Демонстрация портрета.

Сообщение ученика о Докучаеве.

Рассмотрим, как же образуется почва?

Факторы, оказывающие влияние на процесс почвообразования называются почвообразующими факторами.

Образование почвы идёт очень медленно, за 100 лет образуется слой почвы всего от 0,5 см. (в тундре) до 2 см (в степях)

Таким образом, мы с вами видим, что почва состоит из: твёрдой, жидкой, газообразной частей и живых организмов.

Механический состав почвы

Инструктивная карточка №2

1. Что такое механический состав почвы?

2. Какие бывают почвы по механическому составу?

3. Характеристика почв по механическому составу:

· соотношение песка и глины

· их особенности

· отношение к влаге

4 .Как практически, на своём огороде, можно определить механический

состав почвы

5.Какой механический состав имеют почвы содержащие 37 % песка, 9%

Твёрдая часть это минеральные и гумусовые вещества. Минеральная часть почвы состоит из: песка

Глины 90% объёма почвы

Демонстрация коллекции.

В зависимости от гонной породы, на которой шло почвообразование, почвы делятся по механическому составу на:

1..gif" width="14 height=38" height="38">суглинистые плохо промываются

3. глинистые тяжёлые легко заболачиваются

больше глины

Как определить какая по механическому составу почва на вашем огороде?

Из увлажнённой почвы скатать жгут и сделать из него кольцо.

· Кольцо развалилось – песчаная

· В кольце глубокие трещины – супесчаная

· В кольце неглубокие трещины – суглинистая

· Трещин нет – глинистая

О механическом составе почв мы узнали, а сейчас дадим слово 3 группе. Они нам расскажут о структуре почв.

Структура почвы

Инструктивная карточка №3

1. Что такое структура почвы?

2. Какую структуру могут иметь почвы?

3. Какая по структуре почва является самой лучшей?

4. Какие почвы называются бесструктурными?

5. Какие свойства характерны для структурной и бесструктурной почвы

DIV_ADBLOCK139">

Основные формы структур: (демонстрация таблицы)

1. зернистая

2. плитчатая

3. чешуйчатая

4. пылеватая

5. ореховатая

6. комковатая

7. призматическая

Структура определяет особенности водного и воздушного режимов почв, поэтому является одним из основных свойств почвы.

Если в почве содержится мало гумуса и глинистых частиц, такие почвы называются бесструктурными.

DIV_ADBLOCK140">

https://pandia.ru/text/78/638/images/image025_3.gif" height="290">Основных горизонтов три. Почвенные горизонты обозначаются буквенными символами: А В С.

А0 – собираются отмершие части растений и животных

А1 – гумусовый или перегнойный горизонт накопления

Ведущий: Как вы думаете, эти позитивные сдвиги с чем связаны?

Социолог:

Ведущий: Наша конференция подходит к концу. И последний вопрос ко всем участникам конференции. Как вы думаете, что нужно сделать в нашем районе и посёлке, чтобы решить эту проблему?

· Развитие малого и среднего бизнеса, которое приведёт к появлению новых рабочих мест

· Будут рабочие места, молодёжь останется в посёлке, значит, появятся молодые семьи

· Наш край очень красивый, есть возможности создавать туристические маршруты, кемпинги, пляжи. Это опять дополнительные рабочие места

· Чтобы привлечь молодых, нужно создать условия для их духовного развития и досуга

· Строить доступное жильё

1.Корреспондент «АиФ»: По статистическим данным, в 1993 году Российская Федерация уступала по числу жителей Китаю, индии, США, Индонезии, Бразилии (численность населения России составляла 148,7 млн чел.) и занимала 6 место в мире. В настоящее же время Россия по численности занимает уже 7 место, уступив своё 6 место Пакистану. Население в нашей стране составляет 144 млн. чел.

Согласно статистике, в стране идёт де популяционный процесс, то есть сокращается численность населения. Причин этому много.

Демограф: Я считаю, причин несколько. Во-первых это распад СССР, во-вторых спад экономики в 90-е годы, что привело к ухудшению экологической обстановки, в-третьих связанное с этим снижение жизненного уровня и средней продолжительности жизни населения.

Демограф: Трагическое и катастрофическое положение складывается в социальной сфере. С начала 50-х годов в ООН стали рассчитывать индекс развития человеческого потенциала (ИРЧП), который слагается из показателей ВВП, долголетия и образовательного уровня.

Россия по уровню образования – 62 место

по долголетию - 91 место

по здравоохранению - 127 место

Есть над чем задуматься.

Корреспондент газеты «Вечерняя Казань»: Я убеждён, что численность населения может изменяться из-за миграций.

Специалист по миграциям: Произошёл отток населения из региона Крайнего Севера, из стран СНГ. Продолжается интенсивный отток особенно молодых из села в город. Одновременно не прекращается поток внешних миграций за пределы России, прежде всего в США, Канаду, Израиль, Германию и ряд других европейских стран.

«Корреспондент районной газеты «Волжские зори»

Вопрос к главе муниципального образования п. г.т. Камское Устье. Расскажите, пожалуйста, о демографической ситуации в нашем посёлке.

«Корреспондент районной газеты «Волжские зори»: Интересная ситуация складывается на рынке труда. В посёлке закрылись многие промышленные предприятия, учреждения, организации. Это привело к увеличению количества безработных. Вопрос к главе муниципального образования: Как решается проблема занятости населения в нашем посёлке.

На начало 2000года, население посёлка составило Сегодня этот показатель составляет 4443 человек, из них мужчин 2525 и женщин 2318. Лица трудоспособные – 2712 человек, пенсионеров 784 человека и детей до 16 лет 874.

За последнее десятилетие в посёлке наблюдалось снижение численности населения в результате отрицательного естественного прироста. Особенно резко уменьшилось число лиц моложе трудоспособного возраста.

Глава муниципального образования: Служба занятости предоставляет сведения о вакансиях на предприятиях и организациях, трудоустраивает безработных. На сегодня количество зарегистрированных безработных всего 54 человека.

Директор школы : Да, это видно и по нашей школе. 10 лет назад контингент Камскоустьинской средней школы составлял около 800 человек, а сегодня в школе обучается всего 541 ученик.

Социолог: Демографическая ситуация в России катастрофическая. По прогнозам, численность населения в России в ближайшее время, к 2015 году сократится до

134, 4 млн. человек.. Число лиц пенсионного возраста превысит количество детей и подростков, а по уровню продолжительности жизни Россия отстанет от многих стран мира.

Социолог: Увеличение рождаемости в последние годы обусловлено в первую очередь улучшением социально-экономической ситуации в стране. Люди сегодня начинают верить в своё будущее. Курс президента и правительства направлены на улучшение качества жизни и экономической стабильности в стране.

Врач-педиатр: Жизнь это борьба, выживает сильнейший. Здоровье зависит:

На 50% от образа жизни

На 20% от социальных факторов и окружающей среды

На 20% от генетики

И только на 10% от медицины

В последнее время отмечалось падение жизненного уровня населения. Дефицит калорийного питания во многих семьях отражается на подрастающем поколении. В школах учится всего 16 % здоровых детей.

Врач-педиатр : (отрывок статьи из районной газеты №92 за 16 ноября 2007 года)

Камскоустьинская средняя общеобразовательная школа

Учитель географии первой

Камское Устье 2007

Камскоустьинская средняя общеобразовательная школа

Камско-Устьинского муниципального района РТ

География. Природа России 8 класс

Учитель географии первой

Камское Устье 2007

Камскоустьинская средняя общеобразовательная школа

Камско-Устьинского муниципального района РТ

География. Население и хозяйство России

Учитель географии первой

Loading...Loading...