На пути к установлению однопартийной политической системы. Установление однопартийной системы

Определение 1

Важной составляющей механизма власти является партийная система, которая представляет собой процесс развития самого политического процесса, его становление в динамике.

Характеризуя специфику партийной системы можно отметить, что процесс ее формирования проходит под влиянием самых разных факторов. Это могут быть те или иные особенности национального состава населения, воздействие религии или исторических традиций, соотношений политических сил и многое другое.

Для того, чтобы определить характер политической системы стоит обратить внимание на степень реального участия в жизни государства политических партий. Важный момент заключается в том, что решающую роль всегда играет не общее количество партий, а направление и число партий, реально участвующих в жизни страны. Исходя из вышеизложенного, можно выделить следующие разновидности партийных систем:

  • однопартийные;
  • двухпартийные;
  • многопартийные.

Однопартийная система СССР

Отдельно внимание следует уделить однопартийной политической системе. Данная система считается не состязательной. Ее название говорит уже о том, что в ее основе лежит только одна партия. Такая система приводит к тому, что выхолащивается институт выборов, так как отсутствует возможность альтернативного выбора. Центр принятия тех или иных решений полностью отходит к руководству партии. Так или иначе, но постепенно такая система приводит к становлению диктаторского режима и тотального контроля. В качестве примера государств с таким типом систем можно назвать СССР в период с 1917 по 1922 года.

Ключевое событие, повлиявшее на появление в СССР однопартийной системы стали события февраля 1917 г., когда на смену монархии приходит нерешительное и слабое временное правительство, свергнутое впоследствии социал-демократической партией.

Во главе однопартийного правительства стоял В.И. Ленин. Настало время «устранения» всех небольшевистских партий. Первый из выводов, характеризующих однопартийность советского периода – решающее значение насилия в формировании однопартийности. Однако существовал и другой подход на пути к поставленной цели – эмиграция лидеров партий, отрыв их от страны.

Замечание 1

Стоит заметить, что методы борьбы большевиков не отличались мирной направленностью. Довольно часто в ход шли бойкоты и обструкции: прерывались выступления, часто слышались с мест издевательские замечания, освистывали. В тех случаях, когда достичь победу не получалось, большевики прибегали к образованию в нужном органе подобного себе органа, признавая его единственным законным. Бытует мнение, что такой способ борьбы изобретен лично В.И. Лениным.

Этапы утверждения однопартийной системы СССР

Можно выделить несколько этапов утверждения однопартийной системы:

  1. Установление советской власти. Данный этап проходил в двух направлениях. Он характеризуется как мирным переходом управления в руки Совета, так и рядом сопротивлений антибольшевистких сил.
  2. Выборы Учрдительного собрания. Идя по пути формирования однопартийности, были сформированы неравные условия для либеральных партий. Таким образом, результаты выборов свидетельствуют о неизбежном развитии страны по социалистическому пути.
  3. Формирование коалиционного правительства посредством объединения большевиков и левых эсеров. Однако такому союзу не было суждено просуществовать долго. Не поддержав Брестский мир и большевистскую политику эсеры покинули коалиционный союз, что привело к их последующему исключению из ВЦИК.
  4. Очевидным становится процесс перераспределения полномочий, власть советов переходит в пользу партийных комитетов, а также чрезвычайных органов власти. Наступает этап окончательного запрещения всех демократических партий. Остается только одна партия – большевистская.

Рисунок 1. Становление однопартийной системы СССР. Автор24 - интернет-биржа студенческих работ

1923 год характеризуется распадом меньшевистской партии. Политическая оппозиция прекращает свое существование вне большевистской партии. В стране окончательно устанавливается однопартийная политическая система. Безраздельная власть переходит в руки РКП(б). К этому времени, как отмечалось выше, уже давно закончился переход небольших партий, особенно тех, которые не обладали какой-либо политической перспективой. Они в полном составе перешли под руководство главной партии. Таким же образом поступали и отдельные лица.

Итоги однопартийной системы СССР

Однопартийная система СССР очень сильно упростила все проблемы политического руководство. Оно было сведено к администрированию. Вместе с тем, она предрешила деградацию партии, не знающей соперников. К ее услугам был представлен весь репрессивный государственный аппарат и воздействие на народ посредством средств массовой информации. Созданная всепроникающая вертикаль осуществляла свою деятельность исключительно в одностороннем порядке по направлению к общественности, не принимая никакой обратной связи.

Развитие происходило за счет противоречий, характерных для политической партий вообще, однако в нашей стране они обладали специфической формой, продиктованной однопартийной системой. Благодаря партийной системе стало очевидно, что наше общество не способно к развитию в условиях монопольной власти. Для того, чтобы партия могла набрать необходимую силу, а вместе с тем и сохранить ее, развиваться в русле свободного содружества, единение которого основывается на единстве не только убеждений, но и действий, необходимо наличие возможности свободного соревнования доктрин, стратегий, борьбы представителей партий перед избирателями.

На сегодняшний день политическая система России является многопартийной.

Однопартийная система - тип политической системы, в которой единственная политическая партия обладает законодательной властью. Оппозиционные же партии либо запрещены, либо системно не допускаются к власти. Доминирование одной партии может также устанавливаться посредством широкой коалиции нескольких партий (народный фронт), в которой правящая партия резко преобладает.

Однопартийная система в СССР (1922-1989 гг.) 12 ноября 1917 г. прошли выборы в Учредительное собрание: за эсеров проголосовало 58 % всех избирателей , за социал-демократов - 27,6 % (причем 25 % за большевиков , 2,6 % - за меньшевиков), за кадетов - 13 %. Характерно также и то, что большевики имели преобладание в столицах, эсеры стали бесспорными лидерами в провинции. Однако ультрарадикальная позиция большевистского лидера Ленина и его сторонников, громадная политическая воля и уверенность в возможности осуществления своей идеологической доктрины в условиях нарастания революционно-анархической стихии обусловили в конечном итоге иной характер развития событий: большевики узурпировали власть.

Оформление моно партийной системы произошло на определенных идеологических, политических и социально-экономических основаниях при опоре на репрессивно-карательные органы . Это дает основание гово­рить не только о партии-государстве, но и о феномене советского тотали­таризма . Государство всецело принадлежало одной партии, руководители которой (Сталин, Хрущев, Брежнев, Горбачев) сосредоточили в своих ру­ках законодательную, исполнительную и судебную власть. На всех важ­нейших участках жизни общества были расставлены "кадры" - партийная номенклатура.

Последующие годы деятельности большевистской партии стали време­нем постепенного падения своего авторитета (не без "энергичных" дейст­вий все более стареющего руководства).

Несомненно, реформаторская интенция лежала в основе действий моло­дого Генерального секретаря ЦК КПСС М. Горбачева. Однако через свое партократическое естество переступить он не смог, поскольку судьбу пе­рестройки он так или иначе связывал с ролью КПСС. Не уставая говорить о демократии, Горбачев терпел в своем окружении не только "консервато­ров", но и "агентов влияния", на сторону которых он в конечном итоге пе­решел, роспуском КПСС он предал миллионы ни в чем не повинных лю­дей.

Вопрос о судьбе различных политических партий до Октябрьской революции не ставился даже теоретически. Более того, из марксистской теории классов естественно вытекал тезис о сохранении многопартийности в обществе, разделенном на классы, даже после победы социализма. Однако практика Советской власти вошла в разительное противоречие с этой теорией.

Репрессии против небольшевистских партий начались сразу же после победы Октябрьской революции и не прекращались вплоть до их полного исчезновения, что позволило сделать первый вывод: вывод о решающей роли насилия в установлении однопартийности. Другой подход к этой проблеме исходил из факта эмиграции большинства лидеров этих партий, что давало возможность сделать иной вывод - об отрыве их от страны и оставшейся в ней членской массы.

Однако прекращение деятельности КПСС в августе 1991 г. дало в наше распоряжение новый исторический опыт гибели партии, где репрессии или эмиграции не играли никакой роли. Таким образом, теперь имеется достаточный эмпирический материал, позволяющий рассмотреть цикл эволюции политической партии в России вплоть до ее распада и определить его причины. На наш взгляд, они коренятся в противоречиях, присущих партии, как историческому явлению. Однопартийность облегчает этот анализ, обеспечивая единство предмета исследования.

Однопартийность до предела упростила проблему политического руководства, сведя его к администрированию. Одновременно она предопределила деградацию партии, не знающей политических соперников. К ее услугам были репрессивный аппарат государства, средства массового воздействия на народ. Была создана всевластная всепроникающая вертикаль, работавшая в одностороннем режиме - от центра к массам, лишенная обратной связи. Поэтому процессы, проходящие внутри партии, приобрели самодовлеющее значение. Источником ее развития были присущие партии противоречия, они характерны для политической партии вообще, но протекали в нашей стране в специфической форме, обусловленной однопартийностью.

Опыт однопартийной системы в нашей стране доказал тупиковость развития общества в условиях монополии на власть. Только политические методы в обстановке свободного соревнования доктрин, стратегических и тактических установок, соперничества лидеров на виду у избирателей могли помочь партии набрать и сохранить силу, развиваться как свободному содружеству людей, объединяемых единством убеждений и действий.

45. Свертывание НЭПа. Индустриализация и коллективизация с/х

НЭП на первом этапе привел к бурному росту экономики страны, однако политика государства продолжала опираться на принцип командно-административ­ных методов управления, в т. ч. и в экономической сфере. В результате возникла острая нехватка, как продовольствия, так и промышленных товаров, в связи с чем были введены продовольственные карточки, затем государство вернулось фактиче­ски к прежней политики изымания продуктов у крестьян. 1929 год считают оконча­тельным концом НЭПа и началом массовой коллективизации.

Коллективизация (1928-1935). Фактически коллективизация (т. е. объединение всех частных крестьянских хозяйств в колхозы и совхозы) началась в 1929 г., когда для решения проблемы острой нехватки продовольствия (крестьяне отказывались продавать продукты, в первую очередь зерно, по ценам, которые диктовало государ­ство) были увеличены налоги на частных собственников и власть провозгласила политику льготного налогообложения для вновь создаваемых колхозов. Таким обра­зом коллективизация означала свертывание новой экономической политики.

В основе коллективизации была идея уничтожения зажиточного класса крестьян, кулаков, которые с 1929 года, оказались фактически в безвыходной ситуации: их не принимали в колхозы и они не могли продать свое имущество и уйти в город. Уже на следующий год была принята программа, согласно которой все имущество кула­ков конфисковывалось, а сами кулаки подлежали массовому выселению. Парал­лельно шел процесс создания колхозов, которые должны были в самое ближайшее время полностью заменить единоличные хозяйства.

Разразившийся голод 1932 - 1933 гг. только усугубил положение крестьян, у ко­торых были отняты паспорта, а при наличии строгой паспортной системы переме­щение по стране было невозможным.

Индустриализация. После гражданской войны промышленность страны нахо­дилась в очень бедственном положении, и для решения этой проблемы государству было необходимо изыскивать средства для строительства новых предприятий и мо­дернизации старых. Так как внешние займы были уже невозможны из-за отказа пла­тить по царским долгам, партия объявила курс на индустриализацию . Отныне все финансовые и людские ресурсы страны должны были быть брошены на восстановление промышленного потенциала страны. В соответст­вии с выработанной программой индустриализации, для каждой пятилетки устанав­ливался определенный план, выполнение которого жестко контролировалось. В ре­зультате к концу 30-х годов удалось приблизиться по промышленным показателям к ведущим западноевропейским странам. Достигнуто это было в большой степени за счет привлечение крестьян на стройки новых предприятий и использования сил за­ключенных. Были построены такие предприятия как Днепрогэс, Магнитогорский металлургический комбинат, Беломоро-Балтийский канал .


Похожая информация.


В течение полугода в Германии нацисты установили однопартийную диктатуру нацистской партии. На первом этапе нацисты при поддержке консерваторов осуществили насильственную ликвидацию левых партий. Деятельность Коммунистической партии Германии формально не запрещалась. Однако с 28 февраля 1933 г. она становится нелегальной. Социал-демократическая партия была запрещена в июне 1933 г. Затем в конце июня - начале июля 1933 г. под давлением нацистов остальные политические партии - либералы, католическая партия центра, консерваторы-националисты объявили о самороспуске.

Рейхстаг 14 июля 1933 г. принял закон «против образования» новых партий». Он объявил национал-социалистическую партию единственной легальной политической партией, а участие в каких-либо других политических партиях - уголовно наказуемым преступлением.

В мае 1933 г. нацисты разгромили профсоюзы. Здания профсоюзов захватили штурмовики Их руководителей арестовали. Профсоюзное имущество конфисковали. Вместо независимых профсоюзов нацисты создали Германский трудовой фронт.

В ноябре 1933 г. прошли новые выборы в рейхстаг. На них подавляющее большинство избирателей (92 %) проголосовали за единственный список кандидатов от нацистской партии - список фюрера. Новый нацистский рейхстаг 1 декабря 1933 г. принял закон «Об обеспечении единства партии и государства». Он объявлял национал-социалистическую партию «носительницей государственной мысли и неразрывно связанной с государством». Партия объявлялась не носительницей государственной власти, а только «государственной идеи», то есть никаких властных функций партия по этому закону не получала.

Закон о верховном главе Германской империи от 1 августа 1934 года

После смерти престарелого президента Гинденбурга 1 августа 1934 г. правительство приняло закон о верховном главе Германской империи. По этому закону должности канцлера и президента объединялись в лице фюрера и рейхсканцлера Гитлера. Пост президента упразднялся. Его полномочия перешли к Гитлеру. Права главы государства присваивались Гитлеру пожизненно. При этом Гитлеру, как монарху, предоставлялось право назначить себе преемника. Гитлер стал верховным главнокомандующим вооружёнными силами. Офицеры и чиновники принесли присягу верности в безусловном повиновении лично Гитлеру.

В силу особой значимости данный закон прошёл утверждение народным голосованием и приобрёл тем самым высшую конституционную силу. Этот закон о наделении Гитлера неограниченной властью одобрили подавляющее большинство немцев: 90 % или более 38 миллионов избирателей голосовали за, лишь четыре миллиона двести пятьдесят тысяч - против. Результат референдума о поддержке фюрера не вызывает особых сомнений в их общем более или менее соответствии действительности. Политика Гитлера тем самым получила поддержку всех слоев немцев. Третий рейх возник путём свободного массового волеизъявления.

Лекция № 7. Государственный механизм нацистской диктатуры. Сущность тоталитарного политического режима

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru

Федеральное агентство по образованию Российской Федерации

Новокузнецкий филиал-институт

государственного образовательного учреждения

высшего профессионального образования

«Кемеровский государственный университет»

Кафедра конституционного и административного права

Курсовая работа

на тему: Становление однопартийной системы в СССР в 20-30 годы. Последствия и противоречия

Выполнил:

тудент группы Ю-092

Мосолов Е.Д.

Руководитель:

Канд. истор. наук, доцент

Липунова Л.В.

Новокузнецк - 2010

Введение

3. Противоречия однопартийной системы в СССР

Заключение

Список литературы

Введение

В результате Октябрьской революции было свергнуто Временное правительство и к власти пришло правительство, сформированное II Всероссийским съездом Советов, абсолютное большинство делегатов которого составили большевики -- Российская социал-демократическая рабочая партия (большевиков) и их союзники левые эсеры, поддержанные также некоторыми национальными организациями, небольшой частью меньшевиков-интернационалистов, и некоторыми анархистами. Это абсолютное большинство давало большевикам право на претворение в жизнь их политических взглядов и теорий.

Итак, тема «Становление однопартийной системы в СССР, последствия и противоречия» вызывают интерес и актуальны для исследования потому, что:

Создание однопартийной системы повлияло на всю историю советского государства, заложило особенности политики СССР на все последующие годы его существования, повлияло на сознания людей. Всё это до сих пор находит отражение в современной России.

Объектом исследования является государственный аппарат СССР и партия большевиков (РКП(б) - ВКП(б)).

Предметом исследования являются действия государственного аппарата СССР в период с 1918 по 1936 годы, по установлению однопартийной системы.

Цель курсовой работы - рассмотреть становление и эволюцию однопартийной системы в СССР, её противоречия и последствия.

Поставленная цель раскрывается через следующие задачи:

* Проследить историю становления однопартийной системы в СССР;

* Установить последствия принятия такой системы;

* Выявить круг лиц, внесших наибольший вклад в установление однопартийной системы;

* Раскрыть проблемные аспекты;

* Сделать вывод по исследованию.

однопартийный конформизм политический

1. История становления однопартийной системы в СССР

Курс на утверждение однопартийной политической системы (такой системы, при которой сохраняется единственная и, следовательно, правящая партия) полностью соответствовал теоретическим представлениям о государстве диктатуры пролетариата. Власть, опирающаяся на прямое насилие и систематически применяющая его в отношении «враждебных классов», не допускала и мысли о возможности политического соперничества и оппозиции со стороны других партий. Столь же нетерпимым для данной системы было существование инакомыслия, альтернативных группировок внутри правящей партии. В 20-е гг. формирование однопартийной системы завершилось. Нэп, в экономической сфере допускавший элементы рынка, частной инициативы, предпринимательства, в сфере политической сохранил и даже ужесточил военно-коммунистическую нетерпимость к «врагам и колеблющимся».

Большевистская партия превратилась в главное звено государственной структуры. Наиболее важные государственные решения сначала обсуждались в кругу партийных лидеров - Политическом бюро (Политбюро) ЦК РКП (б), в состав которого в 1921 г. входили В.И. Ленин, Г.Е., Зиновьев, Л.Б. Каменев, И.В. Сталин, Л.Д. Троцкий и т.д. Затем их утверждал ЦК РКП (б), и только после этого все вопросы закреплялись в решениях государственных, т.е. советских органов. Все руководящие государственные посты занимали партийные лидеры: В.И. Ленин - председатель СНК; М.И. Калинин - председатель ВЦИК; И.В. Сталин - народный комиссар по делам национальностей и т.д.

К 1923 г. были ликвидированы остатки многопартийности. Состоявшийся в 1922 г. судебный процесс над эсерами, обвиненными в организации заговоров против советской власти и вождей коммунистической партии, поставил точку в более чем двадцатилетней истории партии. В 1923 г. затравленные и запуганные меньшевики объявили о самороспуске. Прекратил свое существование Бунд. Это были левые, социалистические партии; монархические и либеральные партии были ликвидированы в первые годы после Октябрьской революции 1917г.

С политическими оппонентами, находившимися вне рядов коммунистической партии, было покончено. Оставалось добиться единства внутри партии. Вопрос о единстве партии В. И. Ленин после завершения Гражданской войны считал ключевым, «вопросом жизни и смерти». X съезд РКП(б) в 1921г. принял по его настоянию знаменитую резолюцию «О единстве партии», запрещавшую любую фракционную деятельность. В не менее знаменитых последних работах 1922--1923 гг. тяжело болевший вождь призывал своих наследников хранить единство партии «как зеницу ока»: в расколе ее рядов он видел главную угрозу.

Между тем внутрипартийная борьба, обострившаяся еще при жизни Ленина, после его смерти (январь 1924) разгорелась с новой силой. Ее движущими силами были, с одной стороны, разногласия о том, в каком направлении и как двигаться дальше (что делать с нэпом; какую политику вести в деревне; как развивать промышленность; где взять деньги на модернизацию экономики и пр.), и личное соперничество в непримиримой схватке за абсолютную власть -- с другой .

Основные этапы внутрипартийной борьбы в 20-е гг.

1923--1924гг. -- «триумвират» (И.В.Сталин, Г.Е. Зиновьев и Л.Б. Каменев) против Л.Д. Троцкого. Идейное содержание: Троцкий требует прекратить отступление перед мелкобуржуазной стихией, «закрутить гайки», ужесточить командное руководство экономикой, обвиняет лидеров партии в перерождении. Итог: победа «триумвирата», личное усиление Сталина.

1925г. -- Сталин, Н.И. Бухарин, А.И. Рыков, М.П. Томский и др. против «новой оппозиции» Зиновьева и Каменева. Идейное содержание: Сталин выдвигает тезис о «возможности построения социализма в отдельно взятой стране»; оппозиция защищает старый лозунг «мировой революции» и критикует авторитарные методы руководства партией. Итог: победа Сталина, сближение «новой оппозиции» с Троцким.

1926--1927 гг. -- Сталин, Бухарин, Рыков, Томский и другие. Против «объединенной оппозиции» Зиновьева, Каменева, Троцкого («троцкистско-зиновьевский блок»). Идейное содержание: продолжается борьба вокруг сталинского тезиса о строительстве социализма в отдельно взятой стране. Оппозиция требует форсировать развитие промышленности за счет «выкачивания» денег из деревни. Итог: победа Сталина, снятие лидеров оппозиции с руководящих постов в партии и государстве, ссылка, а затем изгнание из страны Троцкого.

1928--1929 гг. -- Сталин против «правой оппозиции» (Бухарин, Рыков, Томский). Идейное содержание: Сталин выдвигает курс на форсированную индустриализацию, проводимую за счет крестьянства, говорит об усилении классовой борьбы; Бухарин и др. развивают теорию о «врастании» в социализм, о гражданском мире и поддержке крестьянства. Итог: победа Сталина, разгром «правой оппозиции».

Таким образом, внутрипартийная борьба в 20-е гг. завершилась личной победой Сталина, овладевшего к 1929 г. абсолютной властью в партии и государстве. Вместе с ним победил курс на отказ от нэпа, форсированную индустриализацию, коллективизацию сельского хозяйства, утверждение командной экономики.

Общественно-политическая жизнь СССР в 1930-е гг. была жизнью страны, уже ставшей тоталитарной. Тоталитарным называют такое общество, в котором ликвидирована многопартийность и существует однопартийная политическая система; правящая партия срослась с государственным аппаратом и подчинила его себе; утвердилась единая, общеобязательная идеология; независимого от контроля партии и государства общества не существует, все общественные организации. И все общественные отношения непосредственно контролируются государством; сложился культ вождя; существует разветвленный полицейский аппарат, проводящий репрессии в отношении граждан; гражданские права, формально признаваемые, на самом деле ликвидированы.

Экономической основой тоталитаризма советского типа была командно-административная система, построенная на огосударствлении средств производства, директивном планировании и ценообразовании, ликвидации основ рынка. В СССР она сформировалась в процессе проведения индустриализации и коллективизации.

Однопартийная политическая система утвердилась в СССР уже в 20-е гг. Сращивание партийного аппарата с государственным, подчинение партии государству стало фактом тогда же. В 30-е гг. ВКП(б), пройдя через ряд острых схваток ее лидеров в борьбе за власть, являлась единым, строго централизованным, жестко соподчиненным, отлаженным механизмом. Дискуссии, обсуждения, элементы партийной демократии безвозвратно ушли в прошлое. Коммунистическая партия была единственной легальной политической организацией. Советы, формально являвшиеся главными органами диктатуры пролетариата, действовали под ее контролем, все государственные решения принимались Политбюро и Центральным комитетом ВКП(б) и лишь затем оформлялись постановлениями правительства. Ведущие деятели партии занимали руководящие посты в государстве. Через партийные органы шла вся кадровая работа: ни одно назначение не могло состояться без одобрения партийных ячеек.

Что касается комсомола, профсоюзов, других общественных организаций, то они были не более чем «приводными ремнями» от партии к массам. Своеобразные «школы коммунизма» (профсоюзы для рабочих, комсомол для молодежи, пионерская организация для детей и подростков, творческие союзы для интеллигенции), они, в сущности, выполняли роль представителей партии в различных слоях общества, помогали ей руководить всеми сферами жизни страны.

Духовной основой тоталитарного общества в СССР была официальная идеология, постулаты которой -- понятные, простые -- внедрялись в сознание людей в виде лозунгов, песен, стихотворений, цитат вождей, лекций по изучению «Краткого курса истории ВКП(б)»: в СССР построены основы социалистического общества; по мере продвижения к социализму классовая борьба блюдет обостряться; «кто не с нами -- тот против нас»; СССР -- оплот прогрессивной общественности всего мира; «Сталин -- это Ленин сегодня». Малейшее отступление от этих простых истин каралось: «чистки», исключение из партии, репрессии были призваны сохранить идейную чистоту граждан.

Культ Сталина как вождя общества был едва ли не важнейшим элементом тоталитаризма 30-х гг. В образе мудрого, беспощадного к врагам, простого и доступного лидера партии и народа абстрактные призывы обретали плоть и кровь, становились предельно конкретными и близкими. Песни, кинофильмы, книги, стихотворения, газетные и журнальные публикации внушали любовь, трепет и граничащее со страхом уважение. На нем замыкалась вся пирамида тоталитарной власти, он был ее бесспорным, абсолютным вождем.

В 30-е гг. на полных оборотах работал сложившийся ранее и существенно разросшийся репрессивный аппарат (НКВД, органы внесудебной расправы -- «тройки», Главное управление лагерей -- ГУЛАГ и др.). С конца 20-х гг. волны репрессий шли одна за другой: «Шахтинское дело» (1928), процесс над «Промышленной партией» (1930), «Дело академиков» (1930), репрессии в связи с убийством Кирова (1934), политические процессы 1936--1939 гг. против бывших вождей партии (Г.Е. Зиновьев, Н.И.Бухарин, А.И. Рыков и др.), руководителей Красной Армии (М.Н. Тухачевский, В.К. Блюхер, И.Э. Якир и др.) . «Большой террор» унес жизни почти 1 млн. расстрелянных, миллионы людей прошли через лагеря ГУЛАГа. Репрессии были тем самым орудием, посредством которого тоталитарное общество расправлялось не только с реальной, но и с предполагаемой оппозицией, вселяло страх и покорность, готовность жертвовать друзьями и близкими. Они напоминали запуганному обществу о том, что человек, «взвешенный на весах» истории, легок и ничтожен, что его жизнь не имеет никакой ценности, если она нужна обществу. Террор имел и экономическое значение: на стройках первых пятилеток трудились миллионы заключенных, внося свой вклад в экономическое могущество страны.

В обществе сложилась весьма сложная духовная атмосфера. С одной стороны, многим хотелось верить, что жизнь становится лучше и веселее, что трудности пройдут, а сделанное ими останется навсегда -- в светлом будущем, которое они строят для следующих поколений. Отсюда энтузиазм, вера, надежда на справедливость, гордость от участия в великом, как считали миллионы людей, деле. С другой стороны, царили страх, ощущение собственной незначительности, незащищенности, утверждалась готовность беспрекословно выполнять данные кем-то команды. Полагают, что именно такое -- взвинченное, трагически расколотое восприятие действительности свойственно тоталитаризму, который требует, говоря словами философа, «восторженного утверждения чего-то, фанатической решимости ради ничто».

Символом эпохи можно считать принятую в 1936 г. Конституцию СССР. Она гарантировала гражданам весь набор демократических прав и свобод. Другое дело, что большинства из них граждане были лишены. СССР характеризовался как социалистическое государство рабочих и крестьян. Конституция отмечала, что социализм в основном построен, утвердилась общественная социалистическая собственность на средства производства. Политической основой СССР признавались Советы депутатов трудящихся, за ВКП(б) закреплялась роль руководящего ядра общества. Принцип разделения властей отсутствовал.

2. Последствия установления однопартийной системы в СССР

Если проанализировать события, описанные в предыдущей главе, и прибавить к ним нынешнее состояние Российской Федерации то можно выделить следующие последствие однопартийной политики:

* Уничтожение врагов внутри партии

* Полное сращивание партийного и государственного аппаратов

* Ликвидация системы разделения властей

* Уничтожение гражданских свобод

* Создание массовых общественных организаций

* Распространение культа личности

* Массовые репрессии

* большие человеческие потери, зачастую лучших представителей различных социальных групп

* техническое, экономическое и выборочно научное отставание от развитых демократических стран Запада и Востока

* идеологическая каша в головах, безынициативность, рабская психология у многих россиян и жителей некоторых других республик бывшего СССР в настоящее время

режим однопартийный политический государственный

3. Противоречия

Вопрос о судьбе различных политических партий до Октябрьской революции не ставился даже теоретически. Более того, из марксистской теории классов естественно вытекал тезис о сохранении многопартийности в обществе, разделенном на классы, даже после победы социализма. Однако практика Советской власти вошла в разительное противоречие с этой теорией.

Репрессии против небольшевистских партий начались сразу же после победы Октябрьской революции и не прекращались вплоть до их полного исчезновения, что позволило сделать первый вывод: вывод о решающей роли насилия в установлении однопартийности. Другой подход к этой проблеме исходил из факта эмиграции большинства лидеров этих партий, что давало возможность сделать иной вывод - об отрыве их от страны и оставшейся в ней членской массы. Однако прекращение деятельности КПСС в августе 1991 г. дало в наше распоряжение новый исторический опыт гибели партии, где репрессии или эмиграции не играли никакой роли. Таким образом, теперь имеется достаточный эмпирический материал, позволяющий рассмотреть цикл эволюции политической партии в России вплоть до ее распада и определить его причины. На мой взгляд, они коренятся в противоречиях, присущих партии, как историческому явлению. Однопартийность облегчает этот анализ, обеспечивая единство предмета исследования.

Водораздел между многопартийностью и однопартийностью заключается не в количестве партий, существующих в стране, а в их реальном воздействии на ее политику. При этом не столь существенно, находятся ли партии в правительстве или оппозиции: важно, что их голос услышан, с ними считаются, политика государства формируется при их участии. С этой точки зрения существование в НРБ, ГДР, КНДР, КНР, ПНР, ЧССР во второй половине 40 - начале 80-х гг. нескольких партий, а в СССР, НРА, или ВНР - лишь одной партии не играет роли, ибо «союзнические партии» не имели собственной политической линии и целиком подчинялись руководству коммунистов. Не случайно они поспешили дистанцироваться от правящей партии, как только начался кризис 80-х гг.

Поэтому о формировании в нашей стране однопартийной системы можно говорить с июля 1918 г.

Потому что левые эсеры, не участвуя в правительстве в октябре-ноябре 1917 г. и марте-июле 1918 г., располагали местами в Советах всех уровней, руководстве наркоматов и ВЧК, при их заметном участии создавались первая Конституция РСФСР, важнейшие законы Советской власти (особенно - Основной закон о социализации земли). Активно сотрудничали в Советах в то время и некоторые меньшевики .

В начале 20-х гг. формируется явление, получившее название «диктатуры партии». Этот термин впервые был пущен в оборот Г.Е. Зиновьевым на XII съезде РКП(б) и вошел в резолюцию съезда. И.В.Сталин поспешил отмежеваться от него, однако, на мой взгляд, этот термин отражал реальную картину: с октября 1917 г. все государственные решения предварительно принимались руководящими учреждениями Коммунистической партии, которая, располагая большинством в Советах, через своих членов проводила их и оформляла в виде решений советских органов. В целом ряде случаев и эта процедура не соблюдалась: ряд решений государственной важности существовал только в форме постановлений партии, некоторые - совместных постановлений партии и правительства. Посредством коммунистических фракций (с 1934 г. - партийных групп) партия руководила Советами и общественными объединениями, через систему политорганов - силовыми структурами и отраслями экономики, становившимися «узкими местами» (транспорт, сельское хозяйство). Практически все «первые лица» в государственных органах, общественных организациях, на предприятиях, в учреждениях культуры были членами партии. Это руководство было закреплено номенклатурной системой назначения и утверждения руководителей и ответственных работников.

Теоретически обоснованием права Коммунистической партии на руководство служило своеобразное толкование идеи классов, выдвинутой, как известно, еще до К.Маркса французскими историками времен Реставрации. Ее ленинская трактовка состояла в последовательном сужении концентрических кругов: носителями прогресса, важнейшей частью народа являются только трудящиеся, среди них выделяется рабочий класс, за которым стоит будущее. Внутри него ведущая роль принадлежит фабрично-заводскому пролетариату, а в нем -рабочим крупных предприятий. Наиболее сознательная и организованная часть, составляющая меньшинство пролетариата, объединяется в коммунистическую партию, возглавляемую узкой группой вождей, которой право на руководство дается «не силой власти, а силой авторитета, силой энергии, большей опытности, большей разносторонности, большей талантливости».

В условиях однопартийности последняя часть формулы не соответствовала действительности. Располагая всей полнотой государственной власти, правящая элита поддерживала свое руководящее положение как раз «силой власти», с помощью репрессивных органов. Но это означало для партии утрату одного из существенных признаков партийности - добровольности объединения. Все, стремящиеся к политической деятельности, понимали, что нет иного пути в политику, кроме принадлежности к единственной партии. Исключение из нее означало политическую (а в 30-40-е гг. нередко и физическую) смерть, добровольный выход из нее, осуждение ее политики, следовательно, и нелояльность к существующему государству, по меньшей мере - угрозу репрессий.

Политический плюрализм, предполагавший соперничество разных партий, представлявших множественность интересов социальных групп, борьбу партий за влияние на массы и возможность утраты одной из них статуса правящей, был противоположен этой системе. Презумпцией ее было молчаливое утверждение, что вожди лучше масс знают их интересы и потребности, но этим всевидением обладают только большевики. Подавление плюрализма началось сразу же после Октябрьской революции. Декретом «Об аресте вождей гражданской войны против революции» от 28 ноября 1917 г. была запрещена одна партия - кадеты. Практическими соображениями это вряд ли было оправдано: кадеты никогда не были представлены в Советах, на выборах в Учредительное собрание они сумели провести в него всего 17 депутатов, к тому же часть из них была отозвана решением Советов. Сила кадетов заключалась в их интеллектуальном потенциале, связях с торгово-промышленными и военными кругами и поддержке союзников. Но как раз это запрещение партии подорвать не могло, скорее всего, это был акт мести некогда самому влиятельному противнику. Репрессии только еще более ослабили престиж большевиков в глазах интеллигенции и подняли авторитет кадетов .

Реальными соперниками большевиков в борьбе за массы были, прежде всего, стоявшие левее их анархисты. На их усиление накануне Октябрьского восстания указывалось на расширенном заседании ЦК РСДРП (б) 16 октября 1917 г. Они приняли активное участие в установлении и упрочении Советской власти, но представляли угрозу большевикам с их требованием централизма. Сила анархистов была в том, что они выражали стихийный протест крестьянства и городских низов против государства, от которого они видели только налоги и всевластие чиновников. В апреле 1918 г. анархисты, занявшие 26 особняков в центре Москвы, были разогнаны. Предлогом к их разгрому послужила их несомненная связь с уголовными элементами, что дало власти повод называть всех без исключения анархистов бандитами. Часть анархистов ушла в подполье, другая - влилась в партию большевиков.

С другой стороны с большевиками соперничали правые меньшевики и эсеры, выражавшие интересы более умеренных слоев рабочих и крестьян, жаждавших политической и экономической стабилизации в целях улучшения своего материального положения. Большевики, напротив, делали ставку на дальнейшее развертывание классовой борьбы, перенеся ее в деревню, что еще более увеличило разрыв между ними и левыми эсерами, образовавшийся в связи с заключением Брестского мира. Характерно, что как большевики, так и их политические противники и даже бывшие союзники не помышляли о легальном соперничестве на базе существовавшего режима. Советская власть прочно отождествлялась с властью большевиков, единственным методом разрешения политических противоречий признавался вооруженный путь. В результате в июне - меньшевики и правые эсеры, а после июля - левые эсеры были исключены из Советов. В них оставались еще эсеры-максималисты, однако ввиду своей малочисленности существенной роли они не играли.

В годы иностранной военной интервенции и гражданской войны в зависимости от изменения политики партий меньшевиков и эсеров по отношению к власти Советов они то разрешались, то вновь запрещались, переходя на полулегальное положение. Попытки как с той, так и с другой стороны к условному сотрудничеству развития не получили.

Новые, гораздо более основательные надежды на установление многопартийности были связаны с введением нэпа, когда допускаемая многоукладность экономики, казалось, могла получить естественное продолжение и закрепление в политическом плюрализме. И первые впечатления это подтверждали.

На X съезде РКП(б) в марте 1921 г. при обсуждении вопроса о замене продразверстки натуральным налогом, когда нарком продовольствия А.Д. Цюрупа высказался против возрождения свободной кооперации ввиду преобладания там меньшевиков и эсеров, докладчик В.И.Ленин возразил ему в более широком плане: «Разумеется, что всякое выделение кулачества и развитие мелкобуржуазных отношений порождают соответствующие политические партии, которые в России слагались десятилетиями и которые нам хорошо известны. Здесь надо выбирать не между тем, давать или не давать ход этим партиям, - они неизбежно порождаются мелкобуржуазными экономическими отношениями, - а нам надо выбирать, и то лишь в известной степени, только между формами концентрации, объединения действий этих партий» .

Однако, всего год спустя, в Заключительном слове по Политическому отчету ЦК XI съезду РКП(б) Ленин сказал прямо противоположное: «Конечно, капитализм мы допускаем, но в тех пределах, которые необходимы крестьянству. Это нужно! Без этого крестьянин жить и хозяйствовать не может. А без эсеровской и меньшевистской пропаганды он, русский крестьянин, мы утверждаем, жить может. А кто утверждает обратное, то тому мы говорим, что лучше мы все погибнем до одного, но тебе не уступим! И наши суды должны все это понимать» . Что же произошло за этот год, чтобы большевики диаметрально изменили свой подход к вопросу о политическом плюрализме?

На мой взгляд, решающую роль здесь сыграли два разных, но глубоко связанных между собой события: Кронштадт и «сменовеховство».

Восставшие в Кронштадте, как и ранее левые эсеры, задачу свержения Советской власти, в чем их обвиняли большевики, не ставили. Среди их лозунгов были: «Власть Советам, а не партиям!» и «Советы без коммунистов!». Можно говорить о лукавстве П.Н. Милюкова и В.М. Чернова, подсказавших эти лозунги кронштадтцам, но они сами в них, очевидно, верили. Реализация же этих лозунгов означала не только ликвидацию монополии РКП(б) на власть или отстранение ее от власти, но, учитывая опыт только что закончившейся гражданской войны, -запрещение РКП(б), репрессии не только в отношении руководителей, но и членской массы, и беспартийных советских активистов. Великодушия победителей «русский бунт, бессмысленный и беспощадный», не знал никогда. Для большевиков это был буквально вопрос жизни и смерти.

Мирное «сменовеховство» подходило к указанной проблеме с другой стороны. Поставив коренной вопрос: «Что такое НЭП - это тактика или эволюция?», его деятели давали ответ во втором смысле. По их мнению, НЭП означал начало эволюции советского общества к реставрации капитализма. Отсюда логически должен был бы вытекать следующий шаг большевиков: дополнение многоукладности экономики «политическим НЭПом» - допущением плюрализма в политике. Как раз этого большевики делать не хотели, справедливо опасаясь, что на свободных выборах избиратели, припомнив «красный террор», продразверстку и т.д., им в поддержке откажут, вручив власть другим партиям. При этом у такого вотума было важное преимущество перед вооруженным мятежом - легитимность. Думается, поэтому «сменовеховство» больше пугало Ленина, чем кронштадтское восстание. Во всяком случае, о предостережении против «Смены вех» он неоднократно говорил в 1921-1922 гг.

Курс на искоренение политического плюрализма и недопущение многопартийности был подтвержден резолюцией XII Всероссийской конференции РКП(б) в августе 1922 г. «Об антисоветских партиях и течениях», которой все антибольшевистские силы объявлялись антисоветскими, т.е. антигосударственными, хотя в действительности большинство их посягало не на власть Советов, а на власть большевиков в Советах. Против них должны были быть направлены, прежде всего, меры идеологической борьбы. Репрессии не исключались, но официально должны были играть подчиненную роль.

Организованный летом 1922 г. процесс Боевой организации Партии социалистов-революционеров был призван сыграть, прежде всего, пропагандистскую роль. Проводившийся в Колонном зале Дома Союзов в Москве в присутствии многочисленной публики, иностранных наблюдателей и защитников, широко освещавшийся в прессе, процесс был должен представить эсеров как безжалостных террористов. После этого легко прошел Чрезвычайный съезд рядовых членов ПСР, объявивший о самороспуске партии. Затем о своем самороспуске объявили грузинские и украинские меньшевики. В литературе последнего времени преданы огласке факты о роли РКП(б) и ОГПУ в подготовке и проведении этих съездов.

Таким образом, на многопартийности в 1922-1923 гг. был окончательно поставлен крест. Думается, с этого времени можно датировать завершение процесса формирования однопартийной системы, решающий шаг к которому был сделан в 1918 г. .

Отстаивая свою монополию на власть, большевистское руководство отстаивало свою жизнь. А это не могло не исказить систему политических отношений, в которых не оказалось места традиционным средствам политического разрешения конфликта: компромиссу, блокам, уступкам. Конфронтация становилась единственным законом политики. И в убеждении неизбежности этого воспитывалось целое поколение политиков.

Политический плюрализм грозил в Советской России прорваться и другим путем - через фракционность в самой РКП(б).

Став единственной легальной партией в стране, она не могла не отразить, пусть и в опосредованной форме, многообразия интересов, еще более усилившегося с введением НЭПа. То, что фракции действительно служат основой формирования новых партий, свидетельствует опыт как начала, так и конца XX в. Но представляется, что руководство РКП(б) заботило больше не это, а угроза «передвижки власти» сначала к наиболее близкой к правящей группе фракции, а затем - к силам открытой реставрации. Именно опасением, что внутрипартийная борьба настолько ослабит руководящий узкий слой партии, что «решение будет уже зависеть не от него», и были продиктованы суровые меры против платформ, дискуссий, фракций и группировок, содержавшиеся в резолюциях X съезда РКП(б) «О единстве партии». На протяжении десятилетий не было в партии большевиков преступления страшней, чем фракционность.

Боязнь фракционности привела к деформации идейной жизни партии. Традиционные в среде большевиков дискуссии стали рассматриваться как подрыв идейного единства. Сначала в 1922 г. была свернута деятельность партийных дискуссионных клубов, где высокопоставленные члены партии имели смелость в своем кругу делиться сомнениями. Затем в 1927 г. открытие общепартийной дискуссии было обставлено сложными условиями: отсутствие в ЦК прочного большинства по важнейшим вопросам партийной политики, желание самого ЦК проверить ее правильность опросом членов партии или, если его потребуют несколько организаций губернского масштаба. Однако во всех этих случаях дискуссия могла начаться только по решению ЦК, что фактически означало прекращение, каких бы то ни было, дискуссий.

Прежняя борьба мнений к концу 20-х гг. сменилась внешним единомыслием. Единственным теоретиком стал генеральный секретарь, этапами идеологической жизни - его выступления. Это привело к тому, что партия, гордившаяся научной обоснованностью своей политики, стала называть теорией последнее указание руководителей, интеллектуальный уровень которых все более снижался. Марксизмом-ленинизмом стал называться набор догм и банальностей, который объединял с ним лишь орнамент в виде марксистских терминов. Так, Коммунистическая партия утратила еще один существенный атрибут партийности - собственную идеологию. Она не могла развиваться в условиях отсутствия дискуссий как в своей среде, так и с идейными противниками .

Напротив, ряд новых партий начала 90-х гг., (Демократическая, Республиканская, социал-демократы и др.) зародился в недрах дискуссионных партийных клубов, спонтанно возникших в КПСС в конце 80-х гг. Однако общий упадок уровня идейной жизни в стране коснулся и их. Одна из главных трудностей большинства современных российских партий: разработка ясной идеологической линии, которая была бы понятна народу и могла бы претендовать на его поддержку.

Однопартийность до предела упростила проблему политического руководства, сведя его к администрированию. Одновременно она предопределила деградацию партии, не знающей политических соперников. К ее услугам были репрессивный аппарат государства, средства массового воздействия на народ. Была создана всевластная всепроникающая вертикаль, работавшая в одностороннем режиме - от центра к массам, лишенная обратной связи. Поэтому процессы, проходящие внутри партии, приобрели самодовлеющее значение. Источником ее развития были присущие партии противоречия. На мой взгляд, они характерны для политической партии вообще, но протекали в нашей стране в специфической форме, обусловленной однопартийностью.

Первое противоречие - между личной свободой члена партии, его собственными убеждениями и деятельностью, и принадлежностью к партии, чья программа, нормативные акты и политические решения эту свободу ограничивают. Это противоречие имманентно любому общественному объединению, но особенно остро в политической партии, где от каждого требуется единство действий вместе с другими ее членами.

Родовой чертой большевизма было подчинение члена партии всем ее решениям. «После решения компетентных органов мы все, члены партии, действуем как один человек», подчеркивал В.И. Ленин. Правда, он оговаривался, что этому должно предшествовать коллективное обсуждение, после чего решение принимается демократическим путем. Однако на практике это все более становилось формальным.

Железная дисциплина, которой большевики гордились, обеспечивала единство их действий в переломные моменты истории, в боевой обстановке. Однако это создало традицию приоритета принуждения перед сознательным подчинением. Большинство всегда оказывалось правым, а личность - изначально неправой перед коллективом.

Это предельно ясно выразил Л.Д. Троцкий в своем широко известном покаянии на XIII съезде РКП(б) в мае 1924 г.: «Товарищи, никто из нас не хочет и не может быть правым против своей партии. Партия, в конечном счете, всегда права, потому что партия есть единственный исторический инструмент, данный пролетариату для разрешения его основных задач... Я знаю, что быть правым против партии нельзя. Правым можно быть только с партией и через партию, ибо других путей для реализации правоты история не дала. У англичан есть историческая пословица: права или неправа, но это моя страна. С гораздо большим историческим правом мы можем сказать: права или неправа в отдельных частных конкретных вопросах, в отдельные моменты, но это моя партия» . Столь откровенный конформизм дал возможность И.В.Сталину снисходительно возразить: «Партия нередко ошибается. Ильич учил нас учить партию руководству на ее собственных ошибках. Если бы у партии не было ошибок, то не на чем было бы учить партию» . В действительности сам он придерживался тезиса о непогрешимости партии, отождествлявшейся с непогрешимостью ее руководства, а еще точнее - собственной непогрешимостью. В ошибках всегда были виноваты другие.

Уже в начале 20-х гг. сложилась система жесткой регламентации духовной, общественной и личной жизни коммуниста. Вся она была поставлена под надзор ячеек и контрольных комиссий. Созданная в сентябре 1920 г. в связи с постановкой вопроса о растущем разрыве между «верхами» и «низами» партии и требованием последних возродить партийное равенство, Центральная, а затем - и местные контрольные комиссии с самого начала превратилась в партийные суды со всеми их атрибутами: «партследователями», «партзаседателями» и «парттройками».

Особую роль в насаждении конформизма в партии сыграли генеральные чистки и частичные проверки личного состава партии. Прежде всего, они ударили по партийной интеллигенции, которой в вину можно было поставить не только непролетарское происхождение, но и общественную активность, которая не вписывалась в предписанные сверху рамки. «Колебания в проведении генеральной линии партии», выступления в ходе еще проводившихся дискуссий, просто сомнения были достаточным основанием для исключения из партии. Против рабочих, официально считавшихся главной опорой и ядром партии, выдвигалось другое обвинение: «пассивность», под которой понималось неучастие в многочисленных собраниях, неумение выступать с одобрением спущенных сверху решений. Против крестьян выдвигалось обвинение в «хозяйственном обрастании» и «связях с классовочуждыми элементами», т.е. как раз в том, что естественно вытекало из нэпа. Чистки и проверки держали все категории партийных «низов» в постоянном напряжении, угрожая исключением из политической жизни, а с начала 30-х гг. - репрессиями.

Но и «верхи» отнюдь не пользовались свободой. Против них выдвигалось обвинение во фракционности. При этом, как оказалось, главная опасность единству партийных рядов исходила не от фракций, обладавших платформами и групповой дисциплиной, до известной степени налагавших ограничения на их сторонников, а от беспринципных блоков, на которые таким мастером был Сталин. Сначала эта была «тройка» Зиновьева-Каменева-Сталина против Троцкого, потом блок Сталина с Бухариным против троцкистско-зиновьевского блока и, наконец, долго подбиравшееся Сталиным большинство в ЦК против Бухарина и его «правого уклона». Определенные резолюцией X съезда РКП(б) «О единстве партии» признаки фракционности к ним не относились. Но потом начались расправы и с членами большинства, главным обвинением против которых была связь с фракционерами, действительная или мнимая. Достаточно было когда-либо работать с одним из осужденных. Даже личное участие в репрессиях не рассматривалось как доказательство лояльности к сталинскому руководству, напротив, оно позволяло свалить вину за них с организаторов на исполнителей.

Таким образом, на протяжении 20-30-х гг. сформировался механизм искусственного отбора конформистов и карьеристов. Последние, продвигаясь по служебной лестнице, соревновались в исполнительности. Интеллект, знания, популярность служили скорее препятствием, чем подспорьем для продвижения, ибо угрожали начальству, все менее этими качествами обладавшего. Наибольшие шансы на выдвижение получала посредственность. (Троцкий как-то назвал Сталина «гением посредственности»). Оказавшись наверху, посредственный руководитель держался силами репрессивного аппарата. Сменить его с помощью демократической процедуры выборов было невозможно .

Однако отказаться от внутрипартийной демократии, хотя бы на словах, сталинскому руководству было нельзя: слишком сильна была демократическая традиция, да и открытый отказ от демократии разрушил бы пропагандистский образ «самого демократического общества». Зато ему удалось свести выборность и сменяемость к чистой формальности: на каждых выборах, начиная с райкома и поднимаясь выше, число кандидатов в точности соответствовало наличию мест в выборном органе, а секретарей партийных комитетов заранее подбирал вышестоящий орган. В моменты кризисов и эта выборность сменялась кооптацией по рекомендации сверху. Так было в период гражданской войны, в начале нэпа и в середине 30- х гг.

Накопление посредственностей в руководстве, в конце концов, привело к новому качеству: неспособности руководителей ни самим адекватно оценивать ситуацию, ни прислушиваться к компетентному мнению со стороны. Именно этим, на мой взгляд, объясняются многие очевидные ошибки 20-30-х гг. и более позднего времени .

Ввиду отсутствия обратных связей в партии ее члены никакого воздействия на политику не оказывали. Они становились заложниками антидемократических внутрипартийных отношений. Тем более, были отстранены от принятия решений и контроля над их реализацией беспартийные. Второе противоречие политической партии - между стремлением к устойчивости и необходимостью обновления в связи с изменениями в обществе.

Это, прежде всего, проявилось в идеологии, о чем уже говорилось выше. Результатом застылости идеологии был растущий разрыв между официальной точкой зрения и действительностью: настойчивые указания на кулацкую угрозу противоречили факту о его незначительном удельном весе, как в экономике страны. Так и в численности сельского населения, ликвидации антагонистических классов противоречил тезис об обострении классовой борьбы по мере продвижения к социализму, растущей социальной дифференциации и росту межнациональных противоречий - тезис о решении национального вопроса, достижении социальной однородности советского общества и возникновении новой исторической общности - советский народ.

В экономической области стремление сохранить верность старым догмам приводила к неоднократным хозяйственным и политическим кризисам. Во внутренней политике растущему многообразию и укреплению экономической базы и власти на местах противоречил традиционный централизм. Это привело к разрастанию исполнительного аппарата и росту бюрократизма с одной стороны, и усилению местного сепаратизма - с другой. Во внешней политике изначальный классовый подход превалировал над здоровым прагматизмом. Зацикленность на старой политике была особенно опасна в переломные моменты: установления новой власти, перехода к гражданской войне, ее окончания в середине 20-х гг., на грани 20 и 30- х гг. и т. д.

Результатом настойчивого стремления к стабильности стали инерционность мышления и руководителей, и руководимых, непонимание новых тенденций и процессов и, в конце концов, - утрата способности руководить развитием общества.

Третье противоречие - между целостностью объединения и его связью с обществом, часть которого оно составляет. В партии оно находит разрешение в определении членства, правилах приема, открытости внутрипартийной жизни перед беспартийными, методах партийного руководства и взаимоотношениях с массовыми общественными организациями. Здесь также все больше дело сводилось к административному методу решения встававших перед партией проблем: регулированию приема в партию сверху, установлению квот по приему выходцев из разных социальных категорий, командованию беспартийными организациями, партийным указаниям писателям, журналистам, художникам, музыкантам, артистам. При отсутствии обратной связи это в дальнейшем привело к коллапсу КПСС и утрате ее способности воздействовать на общество, коль скоро привычные административные методы давления стали давать сбой .

Таковы главные противоречия однопартийной системы, свойственные как самой партии, так и советскому обществу в целом. Накапливаемые и не разрешаемые, они проявлялись в многочисленных кризисах 20 и 30-х гг., но сдерживались обручами административного воздействия власти. Опыт однопартийной системы в нашей стране доказал тупиковость развития общества в условиях монополии на власть. Только политические методы в обстановке свободного соревнования доктрин, стратегических и тактических установок, соперничества лидеров на виду у избирателей могли помочь партии набрать и сохранить силу, развиваться как свободному содружеству людей, объединяемых единством убеждений и действий.

Заключение

Проанализировав все вышеизложенное можно сделать вывод, что несмотря на заявления большевиков о создании социалистического государства, с идеями всеобщего равенства и демократических прав, фактические экономические, политические и личностные факторы привели к созданию однопартийной системы с полицейским государством, фиктивно предоставляющим демократические права. Культ личности и многолетний прессинг со стороны государства повлияли на психологию людей, сделав её более соглашательской, с меньшим проявлением критического мышления. Это делает затруднительным нынешнее построение демократического государства.

Список литературы

1. Энтин Э.М. Становление и крушение однопартийной системы в СССР. Гомель Техническая книга. 1995г. 506с.

2. Боханов А.Н., Горинов М.М., Дмитренко В.П. История России, ХХ век. - М., 2001. 478с.

3. Мунчаев Ш.М. Политическая история Российского государства: Учебник. - М., 1998.

4. Пайпс Р. Создание однопартийного государства в советской России (1917-1918 гг.) //Полит. исследования. 1991. № 1.

5. Н. Верт. История советского государства. М., 1992 г.

6. Л.С. Леонова. "Коммунистическая партия (1917-1985)" изд-во Моск. ун-та, 2008.

7. Н. Верт. История советского государства. М., 1992 г.

8. Энтин Э.М. Становление и крушение однопартийной системы в СССР. Гомель Техническая книга. 1995г. 506с.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Принятие новой Конституции СССР 1936 года, ее отличительные черты и нововведения. Экономика советского государства в 30-е годы, ее директивный характер. Социально-классовая структура населения и политическая система СССР в те годы, последствия репрессий.

    контрольная работа , добавлен 12.05.2010

    Экономический и политический кризисы 1920 -1921 гг. Переход новой экономической политике. Образование СССР. Результаты НЭПа, причины его свертывания. Социально-экономическое развитие СССР в 30-е годы. Становление тоталитарного режима в 30-е годы.

    реферат , добавлен 07.06.2008

    Складывание однопартийной системы и трансформация советского общества с 1917 по 1920 годы. Формирование тоталитарного политического режима и развитие общества с конца 1920-го по 1950-й годы. Характеристика общества в период "застоя" и "перестройки".

    курсовая работа , добавлен 29.12.2015

    Вопрос о судьбе различных политических партий до Октябрьской революции. Репрессии против небольшевистских партий и "диктатура партии". Право Коммунистической партии на руководство. Соперники большевиков в борьбе за массы и политический плюрализм.

    реферат , добавлен 10.08.2009

    Становление системы государственного управления после октябрьской революции. Утверждение однопартийной системы в Советской России. Причины возникновения культа личности В.И. Сталина. Политическая и идейная борьба в 20-30-х гг. (троцкизм, правый уклон).

    контрольная работа , добавлен 01.11.2010

    Анализ социально-экономического и политического развития СССР и России в 80-90-е годы ХХ века. Причины, которые побудили М.С. Горбачева начать процесс по внедрению "перестройки". "Период бурь и натиска" - новое видение современного мира. Распад СССР.

    дипломная работа , добавлен 18.09.2008

    Особенности карательной уголовной политики в СССР в 30-е годы XX века: начало и предпосылки массовых репрессий, влияние партийного аппарата на их организацию и осуществление. Правовое обеспечение деятельности карательного аппарата СССР и Германии.

    курсовая работа , добавлен 02.03.2012

    Историко-правовые аспекты национально-государственного строительства в довоенный период. Общая характеристика государственного устройства по Конституции СССР 1936 года. Национально-государственное строительство СССР в годы Великой Отечественной войны.

    курсовая работа , добавлен 23.07.2008

    Отношения СССР и США в начале войны. Реакция США на германскую агрессию. Принятие закона о ленд-лизе, его значение для СССР. Решение проблемы второго фронта. Советско-американское общество в годы второй мировой войны: культурные и научные связи.

    дипломная работа , добавлен 03.06.2017

    Переход к новой экономической политике. Причины перехода к НЭПу. Механизм трансформации. Предпринимательство в годы НЭПа и политика "государственного недопущения". Активизация предпринимательства. Противоречия нэповской экономики.

После разгона Учредительного собрания В.И.Ленин в проекте декрета о его роспуске заявил, что власть принадлежит Советам, в которых громадное большинство составляют партии большевиков и левых эсеров, пользующихся доверием рабочих и большинства крестьянства. Так был обозначен, пока только в первоначальном виде, курс на однопартийную монополию в государстве. В этих условиях любая советская партия, пожелавшая бы формировать вместе с большевиками правительство выступала бы в роли резонера, что и подтвердило кратковременное пребывание в составе большевистского правительства левых эсеров.

Подавление легальной оппозиции привело к тому, что дальнейшая полит. борьба стала развиваться в плоскости гражданской войны. Гражданская война вызвала необходимость чрезвычайных мер, которые были изобретены не большевиками, а правительствами воевавших в первой мировой войне стран. Они заключались в гос. монополии на важнейшие продукты питания и товары широкого потребления, их нормированном распределении, трудовой повинности, твердых ценах, установлении разверсточного метода отчуждения с/х продукта от сельского населения. Именно большевики превратили эти меры в орудие утверждения диктатуры пролетариата. Для подавления широкого сопротивления они создали жесткую систему управления армией и обществом в форме военных комиссариатов и «военного коммунизма».

Военный коммунизм - это система чрезвычайных, вызванных гражданской войной и военной интервенцией мер, в сумме определивших своеобразие экономической политики Советского государства в 1918-1920гг.

Именно в этот период начался процесс преобразования большевистской партии России в государственную партию, когда наряду с Советами, призванными после октября 1917г. осуществлять власть, в центре и на местах стали создаваться и партийные комитеты - военные комиссариаты. Они взяли на себя полит. хозяйственные и идеологические функции, сконцентрировав в одних руках всю полноту власти в каждом уезде, волости, губернии.

Окончание гражданской войны и борьбы с интервентами имело для Советской России и возглавлявшей ее партии большевиков огромное историческое значение. Однако ситуация в стране была очень сложная: кризисное состояние экономики, реквизиции, голод, бандитизм, эпидемии. Главными полит. событиями начала 1920г. в Советской России стали: крестьянские восстания против политики «военного коммунизма». одним из важнейших элементов которой была продовольственная разверстка; страшный голод в Поволжье, унесший огромное количество жизней; Кронштадтское восстание военных моряков Балтийского флота.

Чтобы выйти из этого кризиса, сохранить и укрепить свою власть, большевикам необходимо было резко изменить свою политику, найти новые методы взаимодействия с массами, удовлетворить их главные нужды и требования. Возникла настоятельная потребность в пересмотре гос. политики во всех областях, и прежде всего в экономической сфере.

НЭП - новая экономическая политика Советского государства в 20-е гг. Началом перехода к НЭПу стал 10 съезд РКП (б), проходивший в марте 1921г. Суть этой политики состоит в использовании товарно-денежных отношений в сфере с/х, промышленности, торговли, кредитной политики и т.д.

В этот период кризисные явления распространились и на партию. Это проявилось в острых разногласиях, расколовших РКП (б) по вопросу об отношении к профсоюзам, об их роли в государстве диктатуры пролетариата. Впервые в истории большевистской партии выборы делегатов на 10 съезде РКП(б) проходили по фракционным платформам, среди которых были:

ь «платформа десяти», представленная В.Лениным, Г.Зиновьевым и др.;

ь платформа Л.Троцкого «Роль и задачи профсоюзов»;

ь платформа «рабочей оппозиции» (А.Шляпников, А.Колонтай, С.Медведев и др.);

ь платформа группы «децистов» («демократические централисты» - Т. Сапронов, Н.Осинский и др.);

ь «буферная платформа» Н.Бухарина.

Каждая из них содержала свое видение роли и методов работы профсоюзов в мирных условиях, а также ближайших задач партии.

Л.Троцкий, исходя из теории перманентной революции, считал необходимым ради сохранения Советской власти в России до начала мировой революции максимально милитаризовать государство, а профсоюзы «огосударствить», слив их с государственными хозяйственными органами по отраслям промышленности и придав им функции административно-хозяйственного управления.

«Рабочая оппозиция», наоборот, стремилась «осоюзить» государство, предлагала передать управление народным хозяйством органу, избранному на «всероссийском съезде производителей», предоставить профсоюзам исключительное право назначать работников на административно-хозяйственные посты.

Аналогичные требования содержались и в платформе «децитов», которые заявляли о «бюрократическом омертвлении профсоюзов» и наставали, чтобы президиум Всесоюзного совета народного хозяйства (ВСНХ) выдвигался руководством профсоюзов.

Обсуждение вопроса о роли и задачах профсоюзов приняло на съезде острый и принципиальный характер. Большинство делегатов пошло за В.Лениным, приняв резолюцию, составленную на основе «платформы десяти». Профсоюзы рассматривались как «школа коммунизма», школа управления в период социалистического строительства, было объявлено о необходимости партийного руководства профсоюзами и установлен принцип демократического централизма в руководстве. Реализация данной резолюции привела в дальнейшем к потере профсоюзами своей самостоятельности и подавлению инакомыслия.

Однако многие сторонники других платформ, как показали дальнейшие события, от своих взглядов не отказались. Это угрожало традиционному единству большевизма, в защиту которого на съезде выступил В.Ленин. Он разработал и предложил делегатам принять две резолюции - «О синдикалистском и анархистском уклоне в нашей партии» и «О единстве партии».

Первая из них оценила платформу «рабочей оппозиции», говоря словами В.Ленина, как «явный уклон синдикалистско-анархической» противоречащей основам марксизма, и заявила, что пропаганда подобных взглядов несовместима с принадлежностью к РКП(б).

Вторая резолюция - «О единстве партии», провозгласив, что единство партии есть нерушимый закон партийной жизни, предложила немедленно распустить все группировки, созданные на самостоятельных платформах, и запретила впредь создавать какие-либо фракции. Невыполнения этого решение, обеспечив под угрозой высшей меры партийного наказания механическую сплоченность РКП(б), в тоже время значительно урезало внутрипартийную демократию и лишило членов партии возможности иметь и отстаивать собственные взгляды.

Однако наличие в рядах РКП (б) «неразоружившихся» фракционеров, выходцев из др. партий, несогласных с недемократическими методами укрепления партийной дисциплины, политически неустойчивых (с точки зрения) партийного руководства и пассивных коммунистов заставило ЦК РКП (б) провести во второй половине 1921г. генеральную чистку партии. В опубликованном 27 июля 1921 в «Правде» обращении ЦК ко всем партийным организациям «Об очистке партии» говорилось о необходимости, чтобы «наша партия более чем когда бы то ни было, была вылита из одного куска». ЦК требовал, чтобы звание члена РКП (б) «носили лишь те, кто его действительно заслужили».

В марте 1922г. 11 съезд РКП(б) принял четкие правила приема в партию, которые менялись в зависимости от социальной принадлежности вступающего: легче всего было вступить в нее рабочим и крестьянам. Несмотря на эти меры, партия не стала более пролетарской по своему составу: в 1922г. примерно 15 тыс. рабочих, недовольных «буржуазным переходом» к НЭПу, вышли из ее рядов.

Во время гражданской войны в партии установился «командный стиль» руководства, местное начальство назначалось сверху. Данная практика сохранилась и в последующий период: низовые организации, нуждающиеся в руководителях, сразу же обращались в специальные ведомства ЦК (Орготдел и Учраспред), занимающийся расстановкой кадров. Эти методы также способствовали превращению большевистской партии в государственную структуру. Роль рядовых коммунистов зачастую сводилась к одобрению поступающих от руководящих органов директив, в то время как партийные «верхи», в том числе ЦК и губкомы партии, все больше отрывались от партийных масс. Поэтому осенью 1923г., еще при жизни Ленина, в партии разгорелась острая дискуссия о внутрипартийной демократии, бюрократизме и принципах партийного строительства.

21 января 1924г скончался В.Ленин. Его смерть стала серьезным потрясением для партии и народа и была использована руководством РКП(б) для создания посмертного культа вождя.

Ленин не оставил после себя безусловного преемника, который мог бы по праву занять его место в партии и стране. Характеристики, которые он дал своим ближайшим соратникам в «Письме к съезду», были весьма неоднозначными. Ленин предложил переместить Сталина с поста Генерального секретаря, выразив сомнение, что тот, сосредоточив в своих руках необъятную власть, сумеет всегда достаточно осторожно пользоваться ею. В 1927-1928гг. Сталин повел борьбу против Н.Бухарина и его сторонников, обвинив их в «правовом уклоне», в пособничестве и защите кулачества. Таким образом Сталин пытался устранить наиболее авторитетных партийных деятелей и укрепить свои позиции не только в партии, но и в государстве. Сталину и его окружению удалось пресечь все попытки организованного сопротивления, и этому во многом способствовали глубокие изменения внутри самой партии. В первую очередь, к концу 1920-х гг. в результате Ленинского и Октябрьского призывов она становится массовой партией, насчитывающей к 1927г. 1 млн. 200 тыс. чел. Подавляющая масса принятых тогда в партию - люди малограмотные, от которых требовалось прежде всего подчиняться партийной дисциплине. В тоже время количество старых опытных большевиков уменьшалось, они были втянуты в борьбу за власть и расколоты, а затем и физически уничтожены.

В итоге в 30-е гг. 20в. окончательно оформилась такая система управления внутри самой партии большевиков, которая предусматривала строгое подчинение партийной дисциплине и отсутствие инакомыслия.

Следующим важным шагом на пути превращения РКП(б) в государственному партию и утверждения административно-командной системы управления в стране явился 17 съезд ВКП(б), проходивший в Москве с 26 января по 10 февраля 1934г. Он носил торжественно-триумфальный характер и получил в официальной печати название «съезда победителей».

Прославление Сталина достигло степени обязательного обряда. В целом же резолюции принятые на съезде, позволили партии непосредственно заниматься государственным и хозяйственным управлением, дали неограниченную свободу высшему партийному руководству, узаконили безусловное подчинение рядовых коммунистов руководящим органам партии.

Прежде всего, съездом была введена новая структура партийных комитетов. низовые подразделения именовались уже не «ячейками», а «первичными организациями», и границы их повсюду д.б. совпадать с соответствующими промышленными или с/х предприятиями. Аппарат Центрального Комитета подразделялся на так называемые «целостные производственно-отраслевые отделы»: промышленный, с/х, планово-финансовый, торговый, народного хозяйства и государственной деятельности.

Обкомы и Центральные Комитеты республиканских компартий строились по этому же образцу. Это были параллельные отделы парткомов наряду с существовавшими уже при исполкомах Советов отделами по промышленности, с/х, культуре, науке и учебным заведениям и т.д. Однако функции этих одинаково названных отделов имели существенное различие. Полит. роль партийных комитетов на деле становилась решающей и приводила к подменен власти советских и хозяйственных органов времени стало отличительной особенностью всего советского периода.

Следующим существенным решением 17 съезда явилось упразднение прежней практики партийно-советского контроля, предложенной еще Лениным. Съездом учреждалась новая децентрализованная система контроля: наркомат Рабоче-крестьянской инспекции был упразднен, а Центральная Контрольная комиссия, избираемая съездом, была преобразована в Комиссию партийного контроля при ЦКП (б). Руководитель комиссии назначался из числа секретарей ЦК. Таким образом, деятельность проверяющих органов была взята под строгий контроль ЦК партии и Генсека. К тому же съезд учредил своеобразные «зоны вне критики». Новый устав, принятый на съезде, санкционировал также право ЦК учреждать там, где необходимо, политотделы, которые существенно умаляли прерогативы партийных организаций и секретарей партийных комитетов на местах.

Постепенно Сталин становится практически единственным полноправным руководителем партии и государства. Утверждение единовластия в партии сопровождалось возвышением и укреплением силовых структур государства, его репрессивных органов. Уже в 1929г. в каждом районе создаются так называемые «тройки», в которые входили первый секретарь райкома партии, председатель райисполкома и представитель Главного полит. управления (ГПУ). Они стали осуществлять внесудебное разбирательство обвиняемых, вынося свои собственные приговоры. Эта практика внесудебных приговоров была закреплена на всесоюзном уровне.

Усилению репрессивных действий во многом способствовали события, произошедшие на том же 17 съезде партии, имевшем и другое (неофициальное) название - «съезд расстрелянных». Из 1961 делегата съезда репрессиям было подвергнуто 1108, а из 139 членов ЦК, избранных на съезде, -98. Главной причиной этих репрессий, которые были организованы Сталиным, явилось разочарование в нем как в Генеральном секретаре ЦК ВКП (б) определенной части партийных работников и коммунистов. Они осуждали его за организацию насильственной коллективизации, вызванный ею голод, немыслимые темпы индустриализации, повлекшие многочисленные жертвы. Недовольство это нашло выражение при голосовании за список Центрального Комитета. 270 делегатов выразили в своих бюллетенях вотум недоверия «вождю всех времен и народов». Более того, они предложили пост Генерального секретаря С.Кирову, который. однако, данное предложение отклонил.

1 декабря 1934г. С.Киров был убит. Это убийство вызвало новый виток усиления карательных действий. Были внесены изменения в действующие уголовно-процессуальные кодексы союзных республик. Изменения касались расследования дел о террористических организациях и подобных актах против работников Советской власти. Вводились чрезвычайные формы рассмотрения и слушания дел: срок следствия был ограничен 10 днями, слушание дел допускалось без участия сторон, отменялось кассационное обжалование, приговор к высшей мере наказания приводился в исполнение немедленно. В марте 1935г. был принят закон о наказании членов семей изменников Родины, а через месяц указ о привлечении к УО детей начиная с 12-летнего возраста. По существу, это узаконивало массовый террор на государственном уровне.

К концу 1930-х гг. в стране установился режим произвола и репрессий, пресекалось всякое инакомыслие, оформлялась командно-административная и тоталитарная система.

Суть этой системы состоит в сращивании государственного и партийного аппаратов, установлении приоритета плановых и распределительных функций хозяйствования, унификации правовой системы и правоприменительной практики, тотальном контроле над жизнедеятельностью общества.

Тоталитаризм - явление всеобщее, затрагивающее все сферы жизни.

В экономике он означает огосударствление экономической жизни, экономическую несвободу личности. Личность не имеет собственных интересов в производстве. Происходит отчуждение человека от результатов его труда и, как следствие, лишение его инициативы. Государством устанавливается централизованное, плановое управление экономикой.

В полит. сфере вся власть принадлежит особой группе людей которую народ не может контролировать. Большевики, поставившие перед собой цель: свержение существующей системы, с самого начала были вынуждены действовать как конспиративная партия. Эта конспиративность, интеллектуальная, идеологическая и политическая закрытость остались ее существенной характеристикой и после завоевания власти. Общество и государство при командно-административной системе оказываются поглощенными одной господствующей партией, происходит слияние высших органов этой партии и высших органов гос. власти. Фактически происходит превращение партии в решающий стержневой элемент государственной структуры. Обязательным элементом такой структуры является запрет на оппозиционные партии и движения.

Характерной чертой подобных режимов является также то, что власть не опирается на законы и конституцию. В сталинской конституции были гарантированы почти все права человека, которые на деле практически не выполнялись.

В духовной сфере господствует одна идеология и мировоззрение. Как правило, это утопические теории, реализующие извечную мечту людей о более совершенном и счастливом общественном порядке, в основе которых лежит идея достижения гармонии между людьми. Такая идеология, например марксизм в СССР, превращается в некое подобие государственной религии, порождая еще один феномен тоталитаризма - культ личности.

Подобный режим со временем разлагается изнутри. Первоначально из полит. элиты выходят лица, которые становятся в оппозицию к режиму. С возникновением инакомыслия от режима отчуждаются сначала узкие группировки диссидентов, затем широкие слои населения. Заканчивается разрушение тоталитаризма отходом от жесткого контроля в экономической сфере.

Loading...Loading...