Население Африки. Расовый и этнический состав населения южной африки

В Африке по разным данным насчитывается от пяти сотен и до 8000 народов , включая малые народы и этнические группы, которые нельзя явно отнести к одному из них. Некоторые из этих народов насчитывают всего несколько сотен человек, действительно крупных не настолько много: более миллиона насчитывают 107 народов, и лишь 24 – более пяти миллионов. Самые крупные народы Африки: египетские арабы (76 миллионов), хауса (35 миллионов), марокканские арабы (35 миллионов), алжирские арабы (32 миллиона), йоруба (30 миллионов), игбо (26 миллионов), фульбе (25 миллионов), оромо (25 миллионов), амхара (20 миллионов), мальгаши (20 миллионов), суданские арабы (18 миллионов). Всего же в Африке на территории чуть больше 30 миллионов квадратных километров живёт 1,2 млрд. человек, то есть примерно одна шестая часть населения нашей планеты. В этой статье мы коротко расскажем о том, на какие основные народы делится население Африки.

Северная Африка

Как вы уже могли заметить, среди крупнейших народов много тех, в названии которых фигурирует слово арабы. Конечно, генетически всё это разные народы, объединённые в первую очередь верой, а также тем, что более тысячи лет назад эти земли завоевали с Аравийского полуострова, включив их в Халифат, и смешались с местным населением. Самих арабов, однако, было относительно немного.

Халифат завоевал всё североафриканское побережье, а также часть западного побережья вплоть до Мавритании. Эти места были известны как Магриб, и хотя теперь страны Магриба независимы, их жители по-прежнему говорят на арабском языке и исповедуют ислам, и их собирательно называют арабами. Они относятся к европеоидной расе, её средиземноморской ветви, и населённые арабами места отличаются достаточно высоким уровнем развития.

Египетские арабы составляют основу населения Египта и наиболее многочисленный из африканских народов. Этнически арабское завоевание мало повлияло на население Египта, в сельской местности так и вовсе практически никак, и таким образом по большей части они являются потомками древних египтян. Однако культурный облик этого народа изменился до неузнаваемости, кроме того большая часть египтян приняла ислам (хотя немалое их число так и осталось христианами, теперь их называют коптами). Если считать вместе с коптами, то общую численность египтян можно довести до 90-95 миллионов человек.

Второй по величине арабский народ – марокканские арабы , являющиеся результатом покорения арабами различных местных племён, не составлявших в те времена единого народа – ливийцев, гетулов, маврусиев и других. Алжирские арабы образовались из разношёрстных берберских народов и кабилов. А вот в крови тунисских арабов (10 миллионов) есть некоторый негроидный элемент, что отличает их от соседей. Суданские арабы составляют большую часть населения северного Судана. Также из крупнейших арабских народов Африки выделяют ливийцев (4,2 млн) и мавританцев (3 млн).

Чуть южнее, в жаркой Сахаре, кочуют бедуины – так называют всех кочевников независимо от их национальной принадлежности. Всего в Африке их около 5 миллионов, к ним относятся различные мелкие народы.

Западная и Центральная Африка

К югу от Сахары на смену смуглым, но белокожим африканцам, относящимся к средиземноморской подрасе европеоидной расы приходят люди расы негроидной, подразделяющейся на три основные подрасы: негрскую , негрилльскую и бушменскую .

Негрская наиболее многочисленна. Помимо Западной Африки народы этой подрасы живут также в Судане, Центральной и Южной Африке. Восточноафриканский её тип отличается в первую очередь высокорослостью – зачастую средний рост здесь составляет 180 см., а также характерен наиболее тёмной кожей, едва ли не чёрной.

В Западной и Экваториальной Африке народы этой подрасы доминируют. Выделим крупнейшие из них. В первую очередь это йоруба , живущие в Нигерии, Того, Бенине и Гане. Это представители древней цивилизации, оставившей в наследие много самобытных древних городов и развитую мифологию. Хауса живут на севере Нигерии, а также в Камеруне, Нигере, Чаде, ЦАР, они также имели развитую культуру городов-государств в древности, а ныне исповедуют ислам, занимаются земледелием и животноводством.

Игбо живут на юго-востоке Нигерии, имея малую площадь расселения, но зато большую плотность. В отличие от предыдущих народов игбо не имеют древней истории, поскольку образовались из множества разных народов относительно недавно, уже в эпоху колонизации Африки европейцами. Наконец, народ фульбе расселился по обширной территории от Мавритании до Гвинеи и даже в Судане. По данным антропологов они произошли из Средней Азии, а уже в Новое время этот народ отметился своей воинственностью, с большим энтузиазмом участвуя в исламских джихадах в Африке в XIX веке.

Южная и Экваториальная Африка.

В противоположность представителям негрской подрасы люди из негрилльской подрасы низкорослы, их средний рост едва превышает 140 см., потому они так и называются – пигмеи . Живут пигмеи в лесах Экваториальной Африки. Но их совсем немного, доминируют же на этой территории другие народы, в первую очередь из группы банту: это дуала , фанг , буби , мбоши , конго и другие для экваториальной Африки и коса, зулу, свази, ндебеле для Южной. Основу населения Зимбабве составляет народ шона (13 млн), также относящийся к группе банту. Всего банту насчитывают 200 млн. расселившихся по половине территории континента.

Также в Экваториальной Африке проживают представители третьей подрасы, бушменской или капоидной. Они характеризуются низкорослостью, узким носом и плоской переносицей, а также кожей куда светлее, чем у соседей, имеющей желтовато-бурый оттенок. Здесь выделяют собственно бушменов, а также готтентотов, проживающих преимущественно в Намибии и Анголе. Однако представители капоидной подрасы немногочисленны.

На самом юге же минимальную конкуренцию банту составляют группы африканеров, то есть потомков европейских колонистов, в первую очередь буры. Всего африканеров насчитывается 3,6 млн. Южную Африку вообще можно назвать плавильным котлом – если считать с Мадагаскаром, где поселились мальгаши из монголоидной расы, то здесь обитают выходцы едва ли не из всех частей света, ведь помимо монголоидов-мальгашей на юге Африки поселились также хиндустанцы, бихарцы, гуджаратцы, говорящие на индоарийских языках, а также тамилы, телугу общающиеся на дравидийских языках. Они пришли в Африку из Азии, а то время как мальгаши приплыли из далёкой Индонезии.

Восточная Африка

В первую очередь здесь стоит выделить эфиопскую подрасу. Как явствует из названия, к ней относится население Эфиопии, которое генетически нельзя отнести ни к смуглым, но белокожим северянам, ни к представителям негроидной расы, живущим на юге. Эта подраса считается результатом смешения европеоидной и негроидной, сочетая в себе черты тех и тех. Нужно отметить, что «эфиопы» – понятие собирательное, в этой стране живут следующие народы: оромо , амхары , тиграи , гураге , сидама и другие. Все эти народы говорят на эфиосемитских языках.

Два крупнейших народа Эфиопии это оромо, также живущие на севере Кении, и амхара. Исторически первые были склонны к кочевничеству и жили на восточном побережье, в то время как вторые тяготели к земледелию. Среди оромо преобладают мусульмане, а среди амхара христиане. К эфиопской расе относятся и нубийцы, живущие на юге Египта, насчитывающие до двух миллионов.

Также немалую часть населения Эфиопии составляет народ сомали, давший название соседнему государству. Они относятся к кушитской языковой семье вместе с оромо и агау. Всего сомали около 16 миллионов.

На востоке Африки тоже распространены народы банту . Здесь это кикуйо, акамба, меру, лухья, джаггга, бемба, живущие в Кении и Танзании. В своё время эти народы вытеснили отсюда кушитоязычные, от которых кое-что всё же осталось: ирако, горова, бурунги, сандава, хадза – но эти народы далеко не столь многочисленны.

Среди великих африканских озёр живут руанда, рунди, ганда, сого, хуту, тутси, а также пигмеи. Руанда – крупнейший народ этой области, насчитывающий 13,5 млн. Приозёрную область населяют суахили , коморцы , миджикенда .

Sм-ка=29,2 млн. км2.

Африка разнообразна по этническому, языковому и антропологическому составу. Народы Африки разделяются по большим историко-географическим частям.

Северная Африка: северная часть Судана, Египет и страны Магриба;

Западная Африка: страны западного Судана, Гвинейского побережья;

Центральная Африка: Нигер, Чад, Конго...

Восточная Африка: Эфиопия, Сомали и тропическая часть;

Южная Африка: ЮАР, Намибия, Ботсвана, Мозамбик, Зимбабве…

Антропология: на севере преобладают европеоидные варианты (средиземноморский тип), а на остальной территории – восточные варианты большой негроидной расы. Основные типы:

Негрский: очень темная кожа, курчавые волосы, широкий нос, высокая чувствительность к изменению температуры;

Пигмейский: небольшой рост (140 см), кожа имеет красноватый оттенок, тонкие губы, очень широкий нос;

Бушменский: средний рост (150 см), не очень темная кожа, широкое и плоское лицо, туловище лишено волос, ранняя морщининость кожи.

14. Северная Африка. Особая роль государства в большинстве африканских стран заключается в том, что в отличие от Западной Европы возникновение государства не явилось результатом образования нации, а, напротив, само должно стать орудием сплочения народностей и создания нации.

Изучение всех статистических и картографических источников, освещающих современный этнический состав населения африканских стран, позволяет выделить на Африканском континенте четыре основные области. Эти области характеризуются определенными группировками стран и особенностями развивающихся в них этнических процессов.

К первой относятся страны Северной и отчасти Северо-Восточной Африки с более или менее однородным этническим составом населения (арабы и берберы), близким по религии (ислам) и культуре. Сюда входят также народы, говорящие на родственных языках единой семито-хамитской эритрейской языковой семьи. Этническую историю Северной Африки отличало многократное смешение берберских и арабских племен. В настоящее время между арабами и берберами сравнительно мало различий, кроме языковых. На основе широкого национального движения, в условиях политической независимости, завоеванной в жестокой борьбе с европейскими колонизаторами, здесь сформировались крупные арабские нации такие, как алжирская, египетская, сирийская и др.; некоторые из них выбрали некапиталистический путь развития и ведут борьбу с силами реакции и империализма.

На территории Северо-Восточной Африки, в Эфиопии, наметилось формирование эфиопской нации, ядро которой составляет крупная народность амхара. Процессы национальной консолидации начинаются и у соседних семитоязычных народностей (гураге, тиграи, тигре и др.), а также у народов галла и сидамо, говорящих на языках кушитской группы семито-хамитской языковой семьи. Консолидируются в единую нацию и сомалийцы, относящиеся к той же языковой группе.


Вторую область образуют страны Восточного, Центрального и Западного Судана. Этнический и языковый состав населения этих стран еще более сложен и отличается от населения как Северной Африки, так и Экваториальной и Южной Африки.

Восточный Судан представляет собой как бы переходную зону от арабского средиземноморского мира к негроидным народам Африки. Больше половины населения Республики Судан составляют арабы, постепенно ассимилирующие нубийцев, беджа и некоторые другие соседние народности и племена. На юге страны живут нилотские, негроидные по своему физическому облику народности и племена (динка, нуэр и др.), резко отличающиеся от арабов по языку, историко-культурным традициям, религии и уровню социально-экономического развития.

15. Африка «Южнее Сахары». Сложный по структуре, этническому и географическому, климатическому и политическому составу регион, у которого очень низкая перспектива стать отдельной цивилизацией. Этому есть ряд причин. Во-первых, большинство стран находятся за чертой бедности, что не только не способствует объединению, но и подстегивает различные локальные конфликты за передел ресурсов, в том числе и воды. Во-вторых, низкий уровень технического, социального и политического развития не только не дает представления о том, как необходимо объединяться и для чего, но и совершенно не отвечает на вопрос «кто мы есть?» среди большей части населения. Государства-нации не сложились на протяжении многих веков, а в динамике современного развития политической сферы неизвестно, сложатся ли в регионе государства-нации вообще. В-третьих, отдельные участки континента находятся в зоне бедствия, где развиваются заболевания от малярии до СПИДа, резко сокращающие численность населения. С севера регион граничит с арабо-исламскими странами, которые были основаны еще в эру арабских завоеваний. Продвижение на юг арабы сочли нецелесообразным и неоправданным, поэтому и в настоящее время геополитическая экспансия на юг у таких стран как Тунис, Египет, Алжир и Марокко практически отсутствует, а границы с южными соседями весьма условны. Кроме того, между странами арабо-исламского региона и африканского региона лежит пустыня Сахара, являющаяся естественным препятствием для взаимодействия и дипломатии.

Длительное время регион являлся колониальным континентом, который колонизировали Великобритания, Франция, Германия и, частично. Испания. В двадцатом веке с падением основных империй на территории Африки действует принцип «постимперской легитимности», когда административное деление империи экстраполируется на новые государства, освободившиеся от власти империи.

Используя этот принцип, Франция поделила территории своих бывших колоний (теперь это страны содружества КФА, объединенных как тесными политическими узами, так и единой валютой – франком КФА) с тем, чтобы продолжать оказывать на них свое влияние. Такие народы как зулусы и бинту оказались разделенными и являются этнической частью многих государств Африки, что не дает им через национальное самосознание создать свои политические процессы и политические структуры, не говоря уже о государствах-нациях.

Режимы на Африканском континенте нестабильны, что подтверждается постоянным вооруженным дрейфом и чередой переворотов, протекающих весь двадцатый век. Для стабилизации ряд государств, особенно Франция и США используют вооруженную силу для свержения или защиты правительств африканских государств. У Франции есть даже свои силы, которые называются «иностранным легионом» и пригодны только для подавления конфликтов в Африке. Успех в миротворческих миссиях переменный, например ООН удается часто контролировать ситуацию, французы достигли успехов при подавлении сопротивления в Кот-д’Ивуар, а вот американцы в Сомали успеха не добились.

Раздробленность континента на враждующие государства не позволяет говорить о геополитической законченности Африки. Отсутствие лидера процессов делает страны весьма уязвимыми с точки зрения внешней политики и роста собственной цивилизационной идентичности. Единственная страна, которая может претендовать на лидерство – это Южноафриканская республика. Однако она геополитически искусственное талассократическое образование, богатое алмазами и иными природными ресурсами, следовательно, не может претендовать на лидерство больших континентальных пространств.

Западное побережье Африки более ориентировано на торговлю и мореплавание, хотя чисто морскими государствами их назвать нельзя. Удобное положение делает их сторонниками талассократического строя, но сильные традиционные устои делают их уязвимыми для импульсов Суши, тем более делая их нестабильными. Восточное побережье является в большей степени государствами, склонными к власти Суши, хотя их двойственная природа могла бы смягчить строй. Это из-за того, что это побережье Индийского океана никогда не было богато торговым сообщением, а товарообмен между восточным побережьем и Азией и Австралией практически отсутствует.

Северные и центральные районы региона являются малопригодными для проживания и развития ввиду отсутствия значительных водных запасов и наличия белка, необходимого для выживания человеческого организма. В большинстве случаев жизнь и политическая активность продолжает поддерживаться в городах и пригородах, а границы между государствами весьма условны и часто не имеют выраженной географической компоненты.Регион весьма беден природными ресурсами.

16. Доколумбовая Америка . Предки современных индейцев пришли на американский материк из Азии через Берингов пролив около 25–30 тысяч лет тому назад. Изучение истории народов Америки, начавшееся в прошлом веке, открыло удивительный мир индейцев, их древние государства и своеобразную культуру.

Африка это континент, который занимает второе место в мире по площади территории и количеству населения. С учетом островов, он занимает более 20% суши планеты. Население материка, с численностью около 1 млрд. составляет 12 % мирового населения.

Благодаря широкой климатической зональности, Африканский континент богат представителями флоры и фауны, которые характерные только для него, богатыми природными сырьевыми ресурсами. Африка несет в себе также величайшее культурное наследие, ведь именно здесь находилась колыбель зарождения первых цивилизаций.

Политическая карта Африки

На территории современной Африки включает в себя 57 стран, три из которых самопровозглашенные и не признанные ни одним государством мира. Большинство африканских стран долгое время были европейскими колониями.

Приобрести независимость они смогли только в середине XX века. На севере территории материка расположены земли Португалии и Испании. В 1999 году в Сирии была создана организация, которая объединяла все страны Африки и носила название Организация Африканского Единства.

Однако в 2002 году эта организация была переименована в Африканский Союз. Единственным государством, которое в знак протеста отказалось от членства в организации, является Марокко. Цели деятельности Африканского Союза контроль военных внутриконтинентальных противостояний и защита экономических и социальных интересов Африки на мировой арене .

Непрерывные военные конфликты, неблагоприятные климатические условия, отсутствие выхода к морю во многих странах, бедные запасы природного сырья и малообразованность населения главные причины бедности большинства африканских стран.

Беднейшими государствами являются Сомали, Сьерра Лионе, Малави, Чад и Судан. Они создают поражающий контраст на фоне немногих экономически развитых стран ПАР, Марокко и Египта, которые благодаря сырьевым ресурсам и развитой сферой туризма, обладают мощными экономиками.

Этнический состав и религия

Население континента состоит преимущественно из негроидной и европеоидной рас. Коренное население долгое время вынужденно было терпеть расовую дискриминацию со стороны европейцев. В Зимбабве и ПАР до сих пор сохранился режим апартеида к негроидному населению.

Тем не менее, правительство многих африканских стран поощряет политику дискриминации, но уже касаемо белого населения. В африке насчитывается более 6000 этнических групп, большинство из которых немногочисленные. Часто представители одного этноса являются населением одной деревни.

Такие этносы зачастую сохраняют древние традиции своих предков и добровольно идут на уединение от всего цивилизованного мира. Более 120 народов имеют численность, превышающую 1 млн. человек. Крупнейшие народы арабы, амхара, йоруба, руанда, зулусы, малагасийцы, фульбе, игбо и оромо.

Для различных этнических групп характерно собственное вероисповедание. Мировые религии представлены христианством и исламом. На территории Восточной Африки распространен буддизм. Однако многие этнические группы придерживаются древних традиционных для своего этноса религий, преимущественно это Ифе, Вити и Вуду.


Путешествие по древней Нубии

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО ИРАНУ
Древняя цивилизация

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО МЬЯНМЕ
Мистическая страна

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО ВЬЕТНАМУ И КАМБОДЖЕ
Краски юго-восточной Азии

Кроме этого мы организуем индивидуальные туры по странам Африки (Ботсвана, Бурунди, Камерун, Кения, Намибия, Руанда, Сенегал, Судан, Танзания, Уганда, Эфиопия, ЮАР). Пишите [email protected] или [email protected]

Africa Tur → Справочные материалы → Африка: энциклопедический справочник. Том. 1. А-К → НАСЕЛЕНИЕ Этнический состав Африки

НАСЕЛЕНИЕ Этнический состав Африки

Этнич. состав совр, нас. А. отличается большой сложностью (см. карту народов). Континент населяет неск. сот больших и малых этносов. 107 из них, насчитывающих более 1 млн. чел. каждый, составляют 86,2% всего нас- (1983 , оценка). Числ. 24 народов превышает 5 млн. чел., и они составляют 55,2% нас. А. Крупнейшие из них - егип. арабы, хауса, йоруба, алж, арабы, марокканские арабы, фульбе, игбо, амхара, оромо, суданские арабы.

Страны Сев, и Сев,-Вост. А, населяют народы, говорящие на языках афразийской семьи Наиб распространённый из семитских языков - арабский является родным для 101 млн. чел. (V5 всех африканцев). Арабы - осн, нас. Египта, Туниса, Алжира, Ливии, Мавритании. Марокко; в Судане их живёт 43,1%, Чаде - 26%.

В эфиопской группе семитских народов наиб, крупный - амхара, к-рые составляют вместе с родств, тиграи, гураге, тигре ядро складывающейся эфиоп, нации

Народы, говорящие на кушитских яз., обитают в Эфиопии и соседних странах; крупнейший из них - оромо в юж. Эфиопии. В кушитскую группу входят также сомалийцы и обитатели горных областей Юж, и Центр. Эфиопии - омето, каф- фа, шинаша, ямма, сидамо и др. Обширные пустынные про-странства на С.-В. Судана и прилегающие области Египта и Сомали занимают беджа.

Древнее нас. Сев. А. - берберские народы (шильх, тама- зигт, рифы в Марокко, кабилы и шавийя в Алжире) - сохранились лишь в горных и отчасти пустынных р-нах Сахары. Особое место среди них занимают туареги (самоназв. имошаг), к-рые кочуют по пустынным нагорьям Ахаггара и Тассилин-Аджера в Алжире, занимают нагорье Аир и прилегающие области Центр. Сахары в Нигере; их много в Мали.

К Ю. от Сахары обитают народы, говорящие на чадских языках (или языках хауса): хауса, бура, вандала и др. Подавляющее большинство хауса расселено в Сев. Нигерии. Они живут также е сопредельных р-нах Нигера. Родственные хауса народы - бура, вандала, баде, маса, котокс и др., расселены на возвышенностях на В. Нигерии.

Наиб, обширную терр. в А. занимают народы, говорящие на конго-кордофанских яз. Среди народов, говорящих на нигеро-конголезских языках, выделяются своей многочисленностью этносы, говорящие на бенуэ-к0И10лезских яз. К ним принадлежат и народы бангу, составляющие подавляющее большинство нас. во многих странах Центр.. Вост. и Юж. А. 43 народа банту насчитывают св. 1 млн. чел. каждый, Самые кр. из них - руанда (в Руанде, Заире, Уганде и нек- рых соседних странах), макуа (в Малави, Танзании и др. странах), рунди и ха (в Бурунди, Заире, Танзании и Уганде), конго (в Заире, Анголе, Конго), малави (в Малави, Замбии, Мозамбике), зулу (в ЮАР), шона (в Зимбабве, Мозамбике. Ботсване), коса (ЮАР), луба (в Заире и соседских странах). Среди др. кр. народов банту - кикуйю, тсонга, ньямвези, ганда, монго, лухья, овимбунду, педи, бемба, суто, тсвана.

На бенуэ-конголезских яз. говорит целый ряд кр. и мелких народов Нигерии и Камеруна (ибибио, тив, бамилеке, тикар, экой и др.).

Народы, говорящие на ква языках, населяют обширную зону Гвинейского побережья от Либерии до Камеруна: кр народы - йоруба, игбо, бини, а также нупе, гбари, игбира, иджо и др. в Нигерии, группа народов акан на Ю. Ганы и в БСК, эве на Ю. Ганы, в Того и соседних странах; фон (вост. эве) в Бенине; группа народов кру в БСК и Либерии, неболь-шие народы приморских лагун БСК и др.

Народы, говорящие на западно-атлантич. языках, состаи- ляют осн. нас. многих стран на крайнем 3. А.; волоф, фульбе, серер и др. в Сенегале, баланте, фульбе и др, в Гвинее- Бисау, темне, лимба, фульбе и др. а Сьерра-Леоне, фульбе, киси и др. в Гвинее. Наиболее многочисленны фульбе.

Народы, говорящие на гур языках, расселены в Буркина- Фасо, Гане, БСК, Мали, Самый кр. из них - моей, близко- родств. народы - лоби, бобо, догон, К др. народам эгои группы относятся груси, гур- ма, тем, кабре и др.

Из народов манде широко расселены мандинка - в Г винее, Мали, Сенегале, БСК. Близкие к ним бамана населяют центр, р-ны Мали, менде обитают в Сьерра- Леоне, сонинке на С. Мали в соседних гос-вах, сусу в приморских р-нах Гвинеи. В группу манде входят также дан, квени, мано, диула, ваи, буса, банди, лома и др.

Народы, говорящие на адамауа-восточных языках, составляют большинство нас. ЦАР, расселены они также в Заире, Камеруне и

Судане Наиб, кр, народы: банда, гбайя, азанде (занде), чамба, мбум.

На кордофанских языках говорят малочисленные народы, населяющие горы Кордофан в Судане: коалиб, тумтум, тегали и др.

Народы, говорящие на нило-сахарских языках, составляют шеегь групп. На шари-нильских яз. говорят многие народы басс. р. Нил. Б. ч. восточно-суданских народов (юж. луо ачоли, ланго, кумам и др.; джолуо, динка, нубийцы, календжин, тесо, туркана, карамоджонг, нуэр, масаи и др.) живёт на Ю, Судана, в Уганде, Кении, Центральносуданскую группу образуют мору-мади, мангбету, багирми и сара, а также пигмеи - эфе, ака, асуа и нек-рые др.

Койсанские народы населяют полупустынные терр, в юго- зап, части А. (в Намибии, Ботсване, Анголе, ЮАР). К ним относятся бушмены, готтентоты, горные дамара. О. Мада-гаскар населяют малагасийцы, говорящие на австронезийских из.

На индоевропейских языках (германских, романских и индоарийских) говорит нас. европейского (африканеры, или буры, англичане, французы, испанцы, итальянцы, порту-гальцы и др.) и азиатского (выходцы из Индии и Пакистана, индомаврикийцы и др.) происхождения. Лица европ. проис-хождения составляют менее 1,5% нас. А. Их числ. после завоевания странами А. политической независимости заметно сократилась. Однако в ЮАР они занимают господ-ствующее положение в экономической и политической жизни.

По языку и отчасти по культуре к европейцам примыкает смешанное метисное нас. В ЮАР к нему относятся т. н. цвет-ные. Они подвергаются наряду с др. небелыми» народами жестокой расовой дискриминации. На океанич. о-вах, окру-жающих Афр. континент, в результате этнич. смешения образовались различные метисные этносы (реюньонцы, зеленомысцы, маврикийцы-креолы и др Этнические процессы

Этнич. процессы - изменение осн. признаков этнич. общности (языка, культуры, самосознания и т. д., т. е. тех черт. к-рые отличают данную общность от др.) - подразделяются на процессы этнич- объединения, включающие асси-миляцию, консолидацию и интеграцию, и процессы этнич. разъединения. В А. представлены не только разные их типы, но и различные стадии консолидац., интеграц. и ассимиля-тивных процессов, а также разные формы этнич. общностей - от небольших бродячих групп собирателей и охотников, сохраняющих пережитки родового строя, до различных этносов переходного типа, этнолингвистических и этно- политических общностей, кр. народностей и многомиллион-ных наций.

Формирование нас. А. происходило в течение длит, вре-мени в результате сложных миграц, процессов, взаимодей-ствия и взаимовлияния разных этнокультурных компонентов. Один из важных этапов этнич. истории А. связан с пере-движением обитателей Сахары по мере её усыхания (с 3 в. до н. э.). Постепенно негроидные племена распространились на юг континента, В результате многовековых миграций народов, различных по антропол типу и языку, стадии консолидации и ассимиляции, в Зап. А. образовалось смешан-ное нас. Следующий этап связан с передвижением с 3. народов банту (начиная с 1-го тыс. н. э). В Воет, А. они оттеснили на С. и частично ассимилировали племена кушитов и на Ю.-З. - бушменов и готтентотов. В результате контактов пришлых бантуязычных племён с первонач. этнич. субстратом происходило формирование этнич, облика совр. народов, В 7-11 вв, происходили переселения арабов в Сев. А., затем в Центр, и Вост. Судан, на вост.-афр. побережье и о-ва Инд, ок. Большое влияние на зтнич. историю оказали древние и ср.-век. гос-ва А. - Гана, Мали, Сонгай, Конго, Куба и др, В их границах шло объединение родств. племён и постепенная консолидация их в народности. Однако этот естеств. процесс был нарушен работорговлей, к-рая привела к опустошению огромных терр. Значит, влияние на этнокультурное развитие А, оказал период колониализма, Колон, зависимость, реакционная политика колонизаторов, направленная на сохранение социально-экономич. отсталости, на разобщение народов, консервация отживших институтов родо-плем. общества, разделение границами колоний единых этносов - способствовали этнич. стратификации и изоляционизму, тормозили процессы сближения разл. этносов. Однако объединительные процессы развивались и в колон, период. В разных странах складывались центры этнич. консолидации, наметились процессы этнич. интеграции, В борьбе против колонизаторов развивалось и крепло нац. самосознание. После достижения афр. гос-вами политич. независимости наступил новый этап в их этнокультурном развитии. В новых историч. условиях процессы формирования кр, этнич. общностей развиваются стремительно, захватывая одновременно разл. уровни и формы этносоциальной структуры - от семей (больших и малых) до целых народностей. Большинство этносоциальных общностей уже прошло стадию развития, обозначаемую термином <‘племя». Повсеместно идут процессы формирования народностей, смешение, трансформация этнич, общностей разного уровня, смена родо-плем. связей территориальными, усиление социальной стратификации.

Завоевание независимости способствовало разрушению патриархально-феод. замкнутости мн. областей, укреплению экономич. связей, распространению общих форм культуры и общелитературных крупных языков (суахили - на В. А., хауса и др. - на 3.). Происходит процесс складывания наций на С., крайнем юге (африканеры), в ряде стран Тропической А. (у йоруба, хауса, игбо в Нигерии, конго в Заире и некоторых др.). Как правило, этот процесс происходит на основе консолидации уже существующих народностей. Что касается формирования наций в рамках гос, границ, то на совр. этапе этносоциального развития можно говорить лишь о тенденции этого процесса.

Многообразие, неоформленность и аморфность этнич. общностей в гос-вах Тропич, А., подвижность этнических границ, наличие большого числа переходных типов не всегда позволяют определённо охарактеризовать уровень этнич. развития,

Интенсивно развиваются в А. процессы этнич. консолидации - складывание крупных этнич. общностей на более или менее однородной этнич, основе или же дальнейшее сплочение сформировавшегося этноса по мере его социально- экономич. и культурного развития. Они наблюдаются у лухья и кикуйю в Кении, у народов акан в Гане, у игбо, йоруба, нупе и ибибио в Нигерии и др. Так, вокруг кикуйю группируются близкие по языку и культуре этнич. группы, обитающие на юж. и воет, склонах горы Кения: эмбу, мбере, ндиа, кичугу, меру. По языку к кикуйю наиб, близки эмбу, кичугу, мбере и ндиа. Ещё сохраняются плем. языки и этнич. самоназвания; в переписях нас. кикуйю, эмбу и меру учитываются отдельно.

Уровень консолидац. процессов у разных этносов различен. Игбо в Нигерии расселены компактно и имеют общую в осн. чертах материальную и духовную культуру, Однако сохраняются пережитки плем. деления, плем. диалекты, существуют локальные различия в культуре. Если по переписи 1952-53 все игбо считали себя единым народом, то в период нигерийского кризиса 1966-70 (см. в ст. Нигерия, Исторический очерк) и последующие годы наблюдалась тенденция к обособлению этнич. подразделений. Этнич подразделения продолжают существовать и у йоруба (идже- ша, ойо, ифе, эгба, эгбадо, ондо и др.). Тенденция к обособлению отд. этнич. подразделений сдерживает консолидац, процессы у игбо и йоруба.

Наряду с консолидацией во мн. странах получили развитие процессы межэтнич. интеграции, сближения разных этносов, появление у них общих культурных черт. Они протекают на основе взаимодействия различных этнич. компонентов, отличающихся по языку, а также уровню социально-экономич, и культурного развития. Эти процессы могут перерасти в полную этнич. интеграцию разных этносов в рамках одного гос-ва.

Интеграц. процессы происходят всюду в А., причём в нек-рых странах они идут в масштабах всего гос-ва и на уровне отд. народностей. Социально-экономич. преобразования, создание единого нац. рынка, постепенное возникновение общенац. культуры в рамках гос. границ, складывающейся из мн. этнич. культур, способствуют постепенному формированию сознания общности - нигерийской, конго-лезской, гвинейской и т, п. Африканцы всё чаще называют себя не традиц. этнонимами, а по назв. гос-ва - нигерийца-ми, конголезцами, гвинейцами и т. г.

Примером интеграции на уровне отд. народностей могут служить этнич. процессы у хауса. Вокруг хауса, составляющих большинство нас. Сев. Нигерии, не только группируются блиэкородств. этнич. группы, но и происходит постепенная ассимиляция мн. мелких племён центр, р-нов страны: всё больше распространяется язык и культура хауса. Из этих разнородных этнич. компонентов формируется нация хауса. В её состав входят: собственно хауса, ангас, анкве, сура, баде, болева, карекаре, тангале, бура, вандала, маса, мусгу, муби и др. Большинство этих групп сохраняет свои самоназвания. Осн. масса говорит на яз. хауса, другие - двуязычны, говорят и на родных языках. Многие из этих народов входили в состав хаусанских гос-в (см. Хауса государства) , их хоз. и культурные контакты с хауса имеют давнюю историю, что содействует интеграц. процессам. В одних случаях интеграционные процессы могут привести к сложению единой этнической общности в пределах гос. границ. В др. случаях в условиях этнического плюрализма и сложности межэтнич. отношений могут возникнуть неск. центров интеграции и соответственно неск. этносоциальных общно-стей. В результате интеграц. процессов в афр. гос-вах проис-ходит формирование новых этнополитич. (метаэтнич.) общностей.

Ассимиляц. процессы очевидны там, где по соседству живут народы, резко отличающиеся по уровню социально- экономич. развития, по происхождению, языку и культуре. Таковы в Кении кикуйю и ассимилируемые ими группы ндоробо, нилоты луо и бантуязычные кисии и суба; в Руанде - руанда и пигмеи тва; в Ботсване - тсвана и бушмены; в Того с эве постепенно сливаются мелкие этнические общности - акебу. акпосо, аделе. В Гвинее происходит объединение с киси близких по языку и культуре бага, ммани, ландума. В то же время многие бага и лан-дума говорят на яз. сусу и частично ассимилируются сусу. В Судане арабы ассимилируют нубийцев, беджа и др, В БСК бауле ассимилируют лагунные народы, кро- бу, гва и др. В Нигерии мно-гочисл. этнич. группы в р-не Огоджи испытывают значительное влияние соседей.- игбо и ибибио.

Наряду с объединит, процессами в ряде р-нов А. наблюдаются и процессы этнич. разделения, хотя s прошлом их роль была несравненно большей. Так, в истории А. известны широкие миграции араб, племён, к-рые привели к образованию обособленных этносов. В древности на протяжении столетий в Центр. А, шёл сложный процесс распространения и обособления бантуязычных этносов; известны ср.-век. миграции луо с берегов Нила на Ю. - в Межозерье, сопровождавшиеся их разделением на ряд этносов; подобный процесс шёл в 19 в., когда часть южноафр. племён зулу (нгуни) мигрировала на С. В Кении отделились от гишу этносы масаба и букусу.

Характер и темпы этнич. процессов в А. обусловливаются историч., социально-экономич. и политич. факторами; общая экономич. отсталость, многоукладный характер экономики, засилье иностр. монополий во мн. странах, нерешённость социальных проблем, острота нац. вопроса, доставшиеся от колониализма этнотерриториальные проблемы и т. д,.

Многие из афр. этносов сохраняют сложную иерархичность этносоциальной структуры, когда одна и та же совокупность людей входит одновременно в состав этнич. общностей разного уровня. Такова, напр., многомиллионная этнолингвистич. общность акан, объединяющая группу этносов в юж. и центр. Гане и соседних областях БСК Близость языков акан способствует этнокультурному сближению как в рамках всей широкой этнолингвистич. общности, так и на уровне крупных этносоциальных подразделений - ашанти, фанти, аким и др. Социально-экономич. преобразования, протекающие в Гане, способствуют формированию у разных народов акан этносоциальных общностей - народностей. Этот процесс развивается параллельно с формированием широкой этнеполитической общности в рамках гос-ва Гана.

Этнические процессы в совр. А. не только сложны, но и крайне противоречивы. С одной стороны, происходит рост самосознания, стирание плем. различий, создание более крупных этносоциальных и этнополитич. общностей, отказ от узкоплеменных интересов и подчёркивание общегосударственных. С др. стороны, наблюдается рост этнич. самосознания, повышение его роли в политич, жизни, усиление плем, сепаратизма,

Сближению народов способствуют прогрессивные эконо-мич., культурные процессы, урбанизация, миграции нас. Афр. города с быстро растущим рабочим классом, развивающейся буржуазией и интеллигенцией стали центром развития консолидац, и интеграц, процессов. В городах происходит интенсивный обмен культурными ценностями между представителями разных народов, сближение языков и диа-лектов, образование лит. языков. Всё это является важным условием ликвидации плем. обособленности (детрайбали- зации).

В городах возникают новые межэтнич. связи, хотя это не означает, что горожанин сразу порывает со своей этнич. группой, В городах существуют многочисл, этнич. союзы и землячества, что свидетельствует о сохранении общинно- плем. связей.

Массовые миграции нас., работа в городах на одних пр-тиях людей разной этнич. принадлежности способствуют ломке традиц. плем. структур и активизируют этнич. процессы. Малочисл. этнич. группы, как правило, быстро адаптируются к иноэтнич. среде и могут полностью ассимилироваться; многочисл, мигранты предпочитают селиться вместе и в известной степени сохраняют этнич. особенности, присущие их образу жизни на родине, и определ. специфику своей социальной организации. В нек-рых случаях мигрантов заставляет держаться вместе не всегда доброжелательное отношение местного нас. и опасность возникновения кон-фликта. Этнич. партикуляризму способствует и установив-шийся ещё в колон, время порядок размещения нас. во мн. городах и больших сёлах: расселение по кварталам носит этнич. характер, выходцы из одной этнич. группы предпочи-тают селиться вместе, В Гане кварталы, где живёт пришлое нас., называют « зонго», в Сев. Нигерии - « сабон гари» (на яз. хауса - « новый город»). Такое положение не только не приводит к детрайбализации, но, напротив, усиливает этнич. самосознание.

Афр. гос-ва, образовавшиеся в рамках прежних колон, границ, унаследовали все трудности, вытекающие из несоответствия политич. и этнич. границ, В разных гос-вах оказались такие крупные народы, как эве, конго и др. Разделение политич. границами единой этнич. территории к.-л. народа и длит, сохранение такого разделения приводят к возникновению серьёзных различий между частями народа. Существ, значение при этом имеют общие социально-экономич. и политич. условия, в к-рых протекают этнич. процессы. Гос. политика может способствовать интеграционным процессам и формированию единой общности из разных этнолингвистич. компонентов, в ином случае может образоваться несколько этнич. общностей. Так, в Того при благоприятном развитии интеграционных процессов эве могут влиться в единую тоголезскую этнич. общность, в Гане могут сохраниться как самостоят. этнич. единица.

В условиях многоукладности экономики социальная структура этнич. общностей, в т. ч. народностей и формирующихся наций, крайне неоднородна. Сохранение многих архаичных институтов и структур, ведущих своё происхождение из недр родо-плем. общества: касты, патриархальное рабство, презрительное отношение к нек-рым профессиям, этнич. предубеждения и предрассудки, нормы плем. морали, значит, роль традиц. систем власти, этнич. стратификация и т. д. - накладывают существенный отпечаток на темпы и уровень этнических, прежде всего интеграционных процессов.

Конкретные историч. условия предопределяют различные варианты этнич, развития. В странах Сев. А. с более или менее однородным этнич. составом уже сложились много-миллионные арабоязычные нации - алжирская, египетская, марокканская и др. В большинстве стран этнич. развитие идёт по пути укрепления наиб. кр. этнич. общностей и усиления интеграц. процессов. Наиб, яркий пример склады-вания единой этнополитич. общности - Танзания, где на базе языка суахили, признанного офиц. языком страны, из более ста различных этнич. групп складывается единая общность, к-рая может превратиться в танзанийскую нацию.

В Юж. А. этнич. развитие коренных афр. народов деформировано реакц, расовой политикой правящих кругов ЮАР Активно идут процессы формирования крупных этнич. общностей {народностей и наций) у народов банту. Создание бангусганов и проводимая в ЮАР консервация традиц. институтов родо-плем. общества оказывают негативное воздействие на процессы нац. консолидации.

Этнич. процессы теснейшим образом связаны с языковыми. Социальные сдвиги, в т. ч. трансформация традиц. социальных структур, способствующие хоз. и политич. кон-солидации, не только приводят к уменьшению значения этноразделяющих факторов и к формированию крупных этнополитич. общностей, но и активизируют также языковые процессы. С одной стороны, распространяются двуязычие и многоязычие, а с другой - языки более крупных общностей поглощают языки небольших этнич. групп, Экономич, социальные и политич, преобразования в странах А, приводят к широкому распространению языков межэтнич общения - суахили, кингвана, лингала, санго, волоф и др. Немалую роль играют и англ. и франц. языки, особенно для межэтнич. взаимоотношений,

Социально-экономич. и лолитич. преобразования в афр. гос-вах способствуют интенсификации этнич. процессов. Осн. тенденциями этнич. развития становятся консолидация отдельных этнич. общностей и превращение нек-рых из них в народности и нации и внутригос. межэтнич. интеграция Характерной чертой является особая роль гос-ва в этнич. развитии, выступающего в качестве фактора сплочения разных этнич. групп в более крупную общность. В гос-вах, избравших путь прогрессивного социально-экономич. развития, проведение политики, поощряющей сближение разных этносов и формирование единого этнополитич. комплекса в рамках гос. границ, создаёт предпосылки для образования новых наций на реаолюц.-демократич. и в перспективе - на

Этнический состав современного отличается большой сложностью. Континент населяют несколько сот больших и малых этносов, 107 из которых насчитывают более 1 млн. человек каждый, а 24 превышают 5 млн. человек. Крупнейшими из них являются: египетские, алжирские, марокканские, суданские арабы, хауса, йоруба, фульбе, игбо, амхара.

Антропологический состав населения Африки

В современном населении Африки представлены различные антропологические типы, относящиеся к разным расам.

Северная часть континента вплоть до южной границы населена народами (арабы, берберы), принадлежащими к индо- расе (входит в большую европеоидную расу). Для этой расы характерны смуглый цвет кожи, темные глаза и волосы, волнистые волосы, узкое лицо, нос с горбинкой. Однако среди берберов встречаются и светлоглазые и светловолосые.

К югу от Сахары живут народы, принадлежащие к большой негро- расе, представленной тремя малыми расами – негрской, негрилльской и бушменской.

Среди них преобладают народы негрской расы. К ним относится население , Гвинейского побережья, Центрального Судана, народы нилотской группы (), народы банту. Для этих народов характерны темный цвет кожи, темные волосы и глаза, особое строение волос, завивающихся в спирали, толстые губы, широкий нос с низкой переносицей. Типичной особенностью народов Верхнего Нила является высокий рост, превышающий в некоторых группах 180 см (мировой максимум).

Представители негрилльской расы – негрилли или африканские пигмеи – низкорослые (в среднем 141-142 см) обитатели тропических лесов бассейнов рек , Уэле и др. Кроме роста их отличает также сильное развитие третичного волосяного покрова, еще более широкий, чем у негроидов, нос с сильно уплощенным переносьем, сравнительно тонкие губы и более светлый цвет кожи.

К бушменской расе принадлежат обитающие в бушмены и готтентоты. Их отличительной особенностью является более светлая (желтовато-бурая) кожа, более тонкие губы, более плоское лицо и такие специфические признаки как морщинистость кожи и стеатопигия (сильное развитие подкожного жирового слоя на бедрах и ягодицах).

Реюньон – 21,8 промилле,
ЮАР – 21,6 промилле,
– 18,0 промилле,
– 16,7 промилле.

В целом повышенные коэффициенты рождаемости характерны для Западной и , а пониженные показатели для зон экваториальных лесов и областей.

Смертность постепенно сокращается до 15-17 промилле. Наиболее высокие показатели смертности наблюдаются:

Размещение населения Африки

Средняя плотность населения континента невелика – около 30 чел./км2. на размещение населения влияют не только природные условия, но и исторические факторы, в первую очередь последствия работорговли и колониального господства.

Loading...Loading...