Взаимосвязь общества и природы. Взаимосвязь природы и общества

В результате мы можем отметить, что общество – это результат жизнедеятельности людей всех поколений. Для своего функционирования и развития оно нуждается в материальных условиях - совокупности элементов, определяющих процессы его бытия. В их состав входят: материальное производство, население и природа. Ведущим из этих компонентов является материальное производство, так как без него общество никогда бы не могло существовать. Природа и население могут убыстрять или замедлять общественные процессы, но в конечном итоге не определяют его состояние. Например, Германия и Япония - страны с очень бедными природными ресурсами, но по уровню своего экономического развития входят в число наиболее процветающих стран. Объективно к этим странам принадлежит и Китай, достигший высокого уровня производства благодаря проведенным реформам. При том, что большое количество его населения не способствует быстрым темпам общественного преуспевания.

Общество, являясь результатом развития природы, постоянно испытывало ее воздействие. На первых этапах его зависимость от природы была тотальной: человечество не могло противостоять разрушительным силам природы (наводнения, оледенения, извержения вулканов, землетрясения).

Второй этап их взаимодействия характеризовался интенсивным изучением законов природы для использования во благо общества.

Третий - современный, выявляет результаты негативного использования ресурсов природы (интенсивная вырубка лесов, загрязнение океана, загазованность атмосферы, заболачивание почв, нерациональная добыча природных ископаемых).

Таким образом, их взаимодействие носит естественно-исторический характер: с преобразованием общества изменялся способ их взаимодействия. В результате своего развития человечество, несколько обособившись от природы, тем не менее, продолжает зависеть от нее. Ибо жизнь каждого человека – это постоянное взаимодействие природных (биологических) и социальных факторов.

Механизмом взаимосвязи общества и природы является труд. Благодаря ему человек использует природные ресурсы. Труд - это целенаправленные действия коллективного характера, средство передачи синтезированного опыта одного поколения другому, это деятельность по созданию материальных благ .

Освоенная человечеством в процессе развития производства часть природы обозначается понятием «природная среда». Составляющие природную среду ресурсы делятся на возобновляемые (кислород, вода, почва) и невозобновляемые (полезные ископаемые).

Законы природы более длительны по времени своего проявления. Они быстрее познаются, легче поддаются систематизации. Общественные законы более сложные, в связи с тем, что констатируют как материальные, так и духовные компоненты, как объективные, так и субъективные проявления. Их время действия менее длительно. В силу своей многообразности они труднее исследуются и регулируются.

В философии античности природа понималась космологически (как составная часть космоса). Человек должен был жить в согласии с ритмами Вселенной. Философская средневековая традиция рассматривала природу как творение Бога.

Возрождение стремилось познать природу как гармонию, увидеть единство человека с ней.

В эпоху Просвещения Ж. Руссо впервые предостерегает от опасности: чрезмерная цивилизованность приведет к потере естественности.

В период Нового времени с появлением капитализма меняются акценты: природа воспринимается как источник ресурсов для развития производства. В сфере наук начинает главенствовать идея познания природы с целью господства над ней.

В конце XIX в. в силу глобализации всех общественных процессов увеличивается воздействие человечества на природу.

К середине XX в. человек стал остро ощущать негативные влияния своей деятельности и осознал свою зависимость от природной среды, исчерпаемость природных ресурсов. В связи с этим возникает необходимость более детального изучения этого взаимодействия и определения путей его регулирования. Появляется новая область знания: экология (греч. oikos -дом, местопребывание, logos - учение).

Термин «экология» был введен в 1858 г. американским писателем Г. Торо, научное содержание ему придал в 1866 г. Э.Геккель. Современная наука пока еще не пришла к единообразию в определении предмета экологии. Существуют разные позиции:

Наука об отношениях растительных и животных организмов и
образуемых ими сообществ между собой и окружающей средой;

Научная основа рационального природопользования и охраны
живых организмов.

С 70-х годов XX в. наиболее распространённым является определение: экология - это наука, изучающая закономерности взаимодействия общества и окружающей среды. В XXв. было создано учение о закономерностях развития биосферы и переходе ее к состоянию неосферы (В.И.Вернадский). Биосфера - это «оболочка» живого вещества на поверхности земли. Человек и все живое существует по ее законам. Появление человечества, продуктов его труда преобразовывает биосферу, трансформирует ее в ноосферу (греч. noos - ум, разум; sphaira - сфера; - сфера разума) - область человеческой мысли, которая выходит за границы биосферы. Человеческое сообщество, формируя ноосферу, корректирует ее взаимоотношения с биосферой.

В ноосфере выделяют две составляющие: техносферу - совокупность созданной человеком системы материальной культуры (транспорт, заводы, коммуникации) и агросферу (система преобразованных биосферных комплексов: сельскохозяйственные поля, сады, парки, водоемы и т. д.).

В.И. Вернадский разработкой своего учения обосновывал необходимость строгого регулирования человечеством соотношения между природой и собственной активной деятельностью. Обращал внимание на многогранность этого взаимодействия:

Технологическую (производственное использование природы);

Политико-идеологическую (акцент на роли природы в политических целях и идеологических программах);

Социальную (определение роли природы в развитии общественных систем);

Морально-правовую (норморегулятивные принципы взаимоотношений общества и природы);

Эстетическую (природа как объект восхищения, любования, вдохновения, как средство развития творчества);

Медицинскую (природа как средство укрепления здоровья, отдыха, туризма);

Экологическую (природоохранная политика, деятельность).

Не учитывая данной многоаспектности, общество в современный период не может существовать ни на классовом, ни на общегосударственном и общечеловеческом уровнях. Глобальный характер угрожающих человеческому роду экологических изменений обосновал не только возникновение экологии как науки и учебной дисциплины, но и появление такого вида знания, как глобалистика и синергетика. Они ставят перед собой задачу устранить возможность гибели человеческого сообщества.

Перечислив материальные условия жизни общества (природа, население, материальное производство), мы сосредоточились только на одном из этих компонентов - природе. Необходимо обратить внимание на специфику основного из этих элементов - материального производства. При этом уместно вспомнить исходный момент теоретической модели общества - потребности человека, для того, чтобы уяснить, ради чего существует материальное производство.

Потребности и интересы.

Потребность - состояние неудовлетворенности организма.

Это выражение противоречия между настоятельной необходимостью человека в чем-либо и ограниченными возможностями её удовлетворения. Разрешение этого противоречия является двигателем общественного развития, побудителем человеческой активности.

Потребности разделяются на простейшие - естественно-биологические (в еде, жилище, защите и т. д.) и более сложные - социальные (моральные, нравственные, политические, экономические, духовные и т. д.). Все потребности носят объективный характер и зависят от уровня развития общества. Они историчны в своем существовании и подчинены закону возрастания потребностей: удовлетворение одних потребностей создает основу для возникновения их нового уровня и разновидностей.

Процесс осознания человеком или обществом потребности выявляется в интересе.

Интерес - способ выражения потребностей.

Интерес определяет конкретный механизм удовлетворения потребности: постановку целей, направлений деятельности. Сама деятельность выступает средством удовлетворения потребностей. Все виды деятельности в обществе образуют систему общественногопроизводства .

Оно производит и постоянно воспроизводит всю жизнь общества. Включает в себя:

1) материальное производство - процесс создания материальных ценностей и благ;

2) духовное производство - создание, воссоздание, распределение и потребление духовных ценностей;

3) производство социально-политических систем и структур.

Исторические этапы развития материального производства конкретизируются понятием способ производства материальных благ. Он представляет собой исторически конкретное единство производительных сил и производственных отношений.

Производительные силы осуществляют обмен между обществом и природой в процессе общественного производства, это единство рабочей силы (люди), науки и средств производства (вещественные элементы – техника, природные ресурсы).

Их характеристика:

1) рабочая сила - совокупный субъект труда, главный элемент производительных сил. Важны мастерство, опыт, трудовые навыки, уровень образования, морально-нравственные характеристики;

2) наука - система объективных знаний о мире, проверенных на практике;

3) средства производства – комплекс предметов, с помощью которых и над которыми трудится человек. Они содержат в себе:

Предметы труда - объекты, на которые направлен труд человека (природные ресурсы, искусственное сырье);

Средства труда - способ воздействия человека на природу.

Они подразделяются на орудия труда (предметы для непосредственного воздействия на элементы внешнего мира- трактор, лопата, комбайн и т. д.) и орудия производства (совокупность долгосрочных вспомогательных систем - здания, склады, подъездные пути, средства коммуникации, системы водоснабжения, электроэнергии).

Взаимодействие всех этих элементов обеспечивает функционирование производительных сил. Из всех структурных частей быстрее всего развиваются орудия труда, так как человек стремится облегчить свой труд, сделать его более результативным и оптимальным. Подобные усовершенствования не только изменяют самого человека, но и преобразуют производительные силы в целом: обеспечивают их мобильность, влияние на производственные отношения.


Похожая информация.


Естественной основой жизни общества является природа. Природа в широком смысле слова - это материя, взятая во всем многообразии ее форм. Однако чаще это понятие употребляется в более узком и определенном смысле, обозначая всю совокупность естественных условий существования человека и человечества. Задание на оказание юридических услуг .

Природу составляют земная кора (литосфера), воды Мирового океана, озер, рек, ледники (гидросфера), нижние слои атмосферы (тропосфера), а также все живые организмы, обитающие в этих геофизических сферах. Все эти составные части природы, проникая одна в другую, тесно связаны между собой взаимным обменом веществ и энергии и представляют собой единую саморазвивающуюся систему.

Выделение человека из мира природы знаменовало рождение качественно нового материального единства, ибо, как известно, человеку присущи не только природные свойства, но и социальные. Общество встало в противоречие с природой в двух отношениях:

во-первых, как социальная действительность, оно есть не что иное, чем сама природа;

во-вторых, оно целенаправленно с помощью орудий труда воздействует на природу, изменяя ее.

На первых порах противоречие между обществом и природой выступало как различие. Человек создавал примитивные орудия труда и с их помощью добывал средства к жизни. Производимые при этом воздействия на природу мало отличались от тех, какие оказывали на нее высокоразвитые животные. Однако полной зависимости человека от природы уже не было. По мере совершенствования орудий труда общество оказывало усиливающееся воздействие на окружающую среду. Развитие производства свидетельствует о нарастающем воздействии человека на природу. Человек, став в результате труда самым совершенным живым существом, не может обойтись без природы еще и потому, что технические средства, "облегчающие ему жизнь, создаются по аналогии с природными процессами.

Общество, как обособившаяся часть природы, и сама природа органически взаимосвязаны. Природа и общество находятся во взаимодействии и взаимно влияют друг на друга. Природная среда, географические и климатические условия оказывают значительное воздействие на жизнь людей, обусловливают во многом разнообразие обществ, особенности развития этносов, народностей, наций. В то же время сама природа испытывает на себе «организующую» силу общества. Человек по своему усмотрению «окультуривает» природу, искусственно «упорядочивая» ее. И вопрос здесь заключается в мере этого воздействия.

Всю историю взаимодействия общества и природы можно разделить на несколько этапов. Часть ученых выделяет этапы такого взаимодействия на основе этапов развития материального производства, изменения его технологий. Исходя из этого, вычленяются три важнейших этапа взаимодействия общества и природы: первый - этап ручного производства, второй - этап машинного производства, третий - этап автоматизированного производства. Другие исследователи рассматривают историю развития взаимодействия общества и природы как историю последовательного снятия природных ограничений в росте потоков вещества и энергии от природной среды к обществу на основе роста и эффективного использования знаний. Первый этап характеризуется тем, что производство функционирует на природной энергетической основе, второй этап связан с промышленной революцией XVIII-XIX вв., т. е. с переходом к искусственному производству энергии, третий этап охватывает современную НТР.

На протяжении истории менялось отношение человека к природе. В древнем мире человек не столько противопоставлял себя природе, сколько мыслил себя как одну из ее составных частей. Идеалом, достойным мудреца, считалась жизнь в согласии с природой. Совершенно другое понимание природы сложилось в средневековой европейской культуре. Здесь окружающая человека природа рассматривалась, как нечто более низкое чем человек, поскольку только он в процессе творения наделен божественным началом - душой. Более того, природа нередко мыслилась как источник зла, который нужно преодолеть или подчинить, а жизнь человека при этом выступала как борьба божественного начала - души с греховным телом. В эпоху Возрождения человек открывает для себя красоту природы, ее великолепие, начинает видеть в ней источник радости. В период становления промышленного капитализма возникает еще один тип отношения человека к природе. Природа начинает пониматься как объект интенсивной преобразовательной деятельности и как кладовая, из которой человек может черпать без меры и без счета. Такая установка высказана в известных словах тургеневского героя Базарова: «Природа - не храм, а мастерская, и человек в ней - работник». Не изменилось подобное отношение и в советское время. Без учета экологических последствий строились гигантские заводы, гидроэлектростанции.

Связь общества с природой, как уже отмечалось, состоит не только в их сосуществовании, которое проявляется в их активном взаимодействии друг с другом. В системе «природа - общество» более динамичным является второй элемент, причем темп исторического развития общества непрерывно ускоряется. Сама же природа за время существования на Земле человеческого общества существенных изменений не претерпела. Поэтому коренные причины каких-либо изменений во взаимодействии природы и общества нужно искать прежде всего в тех новых процессах, которые возникают в промышленной, социально-политической и духовной сферах общественной жизни. Более того, характерная черта современного этапа взаимодействия природы и общества заключается в том, что общество оказывает настолько значительное влияние на природу, приводит к таким существенным изменениям в ней, что именно это в большинстве случаев определяет и характер обратного процесса - влияния природы на развитие общества. Значит, и саму проблему взаимодействия природы и общества следует рассматривать в первую очередь как проблему социальную.

Прежде всего рассмотрим основные направления влияния природы на общество (схема 10.4):

  • 1) природа дает средства к существованию. Она предоставляет материалы и природные ресурсы, необходимые для жизнедеятельности людей. Общество находит в природе пресную воду для жизни, потребностей сельского хозяйства и промышленности, воздух - для дыхания и горения, а также естественные пути сообщения, строительные материалы и т.п.;
  • 2) природа влияет на размещение производительных сил общества и специализацию экономики. Например, не случайно население Исландии и Норвегии в своем абсолютном большинстве традиционно занималось рыбным промыслом, а население Египта - выращиванием хлопка; трудовая деятельность в Чили связана с добычей меди, в Венесуэле - с нефтью. Наличие гидроресурсов или их отсутствие накладывает отпечаток на характер энергетики;

Схема 10.4. Взаимодействие природы и общества

  • 3) природа ускоряет или замедляет развитие производительных сил. Влияние этого фактора было особенно значительным на ранних стадиях развития общества, хотя он важен и в современном обществе. Со временем, с развитием производительных сил и увеличением власти человека над природой, значение его будет неуклонно снижаться;
  • 4) природа может уничтожать результаты человеческой деятельности. Такие естественные явления, как засухи, наводнения, извержения вулканов, землетрясения, способны затормозить развитие общества;
  • 5) природа влияет на формирование и развитие общественного сознания. Например, с открытием теории относительности существенно изменились взгляды на пространственно-временную организацию объектов природы; развитие современной космологии обогатило представление о направленности природных процессов; достижения физики микромира способствуют значительному распространению принципа причинности; прогресс экологии привел к пониманию глубинных принципов целостности природы как единой системы.

Таким образом, природная среда оказывает разнообразное влияние на развитие общества. Однако переоценивать его не следует. Есть философы, которые абсолютизируют роль природной среды или отдельных ее элементов в жизни общества. Это представители натуралистических концепций развития общества и последователи так называемого географического детерминизма. Названные концепции были наиболее распространены в XIX в.

В XX в. получило развитие еще одно течение географического детерминизма - геополитика. Это наука о контроле над территорией, о закономерностях распределения и перераспределения сфер влияния (центров силы), различных государств и межгосударственных объединений. Традиционная геополитика делает акцент на военно-политическую мощь государства и доминирующую роль географических факторов в захвате чужих территорий.

Анализируя роль в жизни общества географической среды как части природы, которая на данный исторический момент включена в процесс общественного производства, не следует ни пренебрегать его влиянием, ни абсолютизировать его. Роль климатических условий, наличия или отсутствия полезных ископаемых, водных ресурсов и других природных фактров чрезвычайно велика. Однако нельзя не отметить и другое: в одинаковых климатических поясах разные народы живут по-разному. Очевидно, дело не в «географии», хотя ее не стоит оставлять без внимания, а в экономике, системе производства, организации деятельности, управлении, политической системе и культуре. Надо учитывать все факторы общественного развития, и в первую очередь - уровень развития производительных сил. В зависимости от их совершенствования меняются роль и значение природных факторов в общественном процессе. Это положение можно проследить на схеме 10.5, где условно между «природой» и «обществом» размещены в виде треугольника «производительные силы».


Схема 10.5. Зависимость влияния природы на общество от уровня развития производительных сил

Параллельные линии от «природы» до «производительных сил» выражают относительную неизменность действия природных условий на всех этапах истории общества. Это влияние на жизнь людей детерминировано уровнем развития производительных сил. По мере их совершенствования в процесс производства вовлекаются новые компоненты природной среды и уменьшается зависимость общества от естественных факторов. Следовательно, материальное благосостояние общества создается прежде всего трудом, а уже потом - географическими условиями и иными факторами.

Мы рассмотрели влияние природной среды на общество. Но общество с природой взаимодействует и путем его обратного влияния. Это проявляется в следующем:

  • 1) общество расширяет объем и пределы использования природной среды. Современная наука утверждает, что человек разумный возник в некоторых отдельных районах нашей планеты и постепенно расселился по всему миру. Теперь уже вся поверхность земного шара освоена человеком. Недавно он вышел в космос и начал использовать его в своих целях;
  • 2) общество изучает и осваивает природу «вглубь». Это проявляется, с одной стороны, в изучении уже известных естественных явлений на уровне микропроцессов, а с другой - в открытии и промышленном использовании ранее неизвестных свойств и законов природы;
  • 3) общество усиливает интенсивность использования природных ресурсов путем: а) увеличения объема использования природных ресурсов (увеличивается добыча полезных ископаемых, расширяются посевные площади и т.д.); б) вовлечения в производственную деятельность природных процессов, которые раньше не использовались (энергия приливов, геотермальных источников, естественные свойства вечной мерзлоты); в) повышения эффективности использования природных ресурсов (культивация земли, более полное использование минерального сырья и др.);
  • 4) общество влияет на структуру окружающей природной среды. Под влиянием производственной деятельности человека не только существенно изменяется ландшафт, но и происходят изменения в тепловом и энергетическом балансах среды, меняется состав веществ, которые участвуют в геологических и особенно биологических круговоротах, а также сам характер этих круговоротов;
  • 5) общество направляет свои усилия на воссоздание природы. Это вызвано так называемыми социально-экологическими проблемами, к которым относятся: проблема истощения природных ресурсов, проблема опасного для здоровья людей загрязнения окружающей среды, проблема роста народонаселения планеты. Кратко остановимся на этих проблемах.

Интенсивное развитие промышленности в начале XIX в. быстро и в больших масштабах втянуло человечество в природотрансформирующую деятельность. Стали заметными не только позитивные, но и негативные последствия научно-технологического прогресса. Тогда же, в 60-х гг. XIX в., немецкий натуралист Эрнст Геккель (1834- 1919) ввел понятие «экология», объектами исследования которой являются организм, популяция и экосистема в неразрывном единстве с природной средой - все, что составляет биосферу.

Во второй половине XX в. вследствие бурного развития научно- технического прогресса в сотни раз возросла техногенная нагрузка на окружающую среду. Человечество включило в сферу производства 70 % всей плодородной земли, ежегодно из недр добывается около 30 млрд тонн полезных ископаемых; 1-1,5 % этого сырья принимает форму потребляемого продукта, а остальное составляют отходы производства, большинство из которых вредны для человека. Ученые подсчитали, что если производство будет наращиваться такими же темпами, то железа человечеству хватит на 250, олова - на 35, меди - на 29 лет. До 2500 г. человечество использует запасы всех металлов, которые есть на нашей планете.

Угрожающих масштабов на Земле достиг «эффект глобального потепления». Глобальное потепление - процесс постепенного увеличения среднегодовой температуры атмосферы Земли и Мирового океана в XX и XXI вв. По данным экспертов ООН, средняя температура по Земле со времени начала промышленной революции (со второй половины XVIII в.) поднялась на 0,7 °С и большая доля потепления, наблюдавшегося в последние 50 лет, вызвана деятельностью человека, в первую очередь выбросом газов, вызывающих парниковый эффект, таких как углекислый газ и метан. Результаты проведенных исследований позволяют предположить, что в XXI в. средняя температура поверхности Земли может вырасти на величину от 1,1 до 6,4 °С. В результате этого повысится уровень Мирового океана, участятся такие природные катаклизмы, как наводнения, засухи, ураганы и др., понизится урожай сельскохозяйственных культур на пострадавших территориях.

Опасное экологическое положение сложилось и в России: чернобыльская трагедия 1986 г., проблема загрязнения Черного, Каспийского и Азовского морей, гибель тысяч рек. В катастрофическом состоянии находится воздух страны. В сотнях городов загрязнение воздуха в 15 раз выше допустимой нормы. Естественные ландшафты многих регионов преобразованы в промышленные комплексы с вредными для здоровья человека отходами.

Подобных примеров много. Все они свидетельствуют о том, что человечество вступило в острый конфликт с условиями своего существования. Мы воюем с природой, а нам необходимо мирное сосуществование с ней. И не только в узкопрактическом смысле, но и в широком моральном масштабе. Ведь мы призваны не господствовать над природой (и, безусловно, не подчинять ее), а, будучи ее детьми, должны любить ее, как родную мать.

Острое осознание возможного кризиса между обществом и природой требует проведения умной экологической политики, которая должна быть направлена на охрану и оздоровление окружающей природной среды, рациональное использование и восстановление природных ресурсов, сохранение социосферы, обеспечивающей нормальную жизнедеятельность и экологическую безопасность человека.

Основные направления экологической политики таковы:

  • а) усиление охраны вод, воздуха, земли, недр, животных и растений;
  • б) совершенствование управления охраной природы;
  • в) внедрение безотходных и малоотходных технологий;
  • г) улучшение экологического образования и воспитания.

В отношении последнего направления следует подчеркнуть, что экологическое образование должно предоставить человеку соответствующую сумму знаний о законах природного развития и помочь осознать свое место в этом процессе. Экологическое образование имеет непрерывный характер и обязательно дополняется экологическим воспитанием. Комплекс экологического воспитания формирует не только экологическую сознательность, но и прежде всего - действия человека, которые должны быть направлены на сохранение и улучшение природной среды, на гармонию с ней и с обществом. Необходимо сформировать такое философское мировоззрение, которое бы могло достичь цели - помочь человеку осознать свое место в окружающей среде и понять собственную роль относительно нее. Особенно важно в современных условиях научить каждого человека отвечать за последствия своих действий, понимать и ощущать, что он является частью природной среды и от него зависит, как будет действовать система «общество - человек - природа».

Другим важным природным условием существования и развития общества является народонаселение - совокупность людей, живущих в пределах определенной территории, страны или всего земного шара. Оно характеризуется рядом динамичных качеств: численностью, густотой и частотой заселенности, темпами роста, половозрастным составом, возрастом, национальностью, языком, семейным положением, культурным уровнем и т.д. Все эти качества играют свою роль в жизни общества. Ведь для его развития необходимо определенное (оптимальное) количество людей, без которого невозможна ни материальная, ни социальная, ни духовная деятельность.

Динамику населения Земли изучает специальная наука - демография (греч. demos - народ и grapho - пишу). Она исследует процессы воспроизводства народонаселения, под которым понимают конкретно-исторический процесс жизни населения, его непрерывное бытие, восстановление, существование в виде совокупности отдельных индивидов и различных социальных общностей, которые являются субъектами соответствующих общественных отношений. Основные задачи современной демографии: выяснение причин изменения численности населения в связи с колебанием рождаемости и смерти, процессами миграции, урбанизации, распределением населения по социально-классовой структуре, расовому, языковому, национальному составам. Данные демографических исследований используются при разработке эффективной демографической политики, направленной на дальнейшее улучшение условий воспроизводства народонаселения.

Ученые утверждают, что человечество на Земле существует уже один или даже два миллиона лет. Сколько же нас было? До начала неолита (каменного века) население планеты составляло 10 млн чел., в конце неолита (3000 лет до н.э.) - 50 млн, к началу второго века н.э. - 230 млн, к концу первого тысячелетия н.э. - 276 млн, в 1850 г. - 1 млрд, в 1930 г. - 2 млрд, в 1976 г. - 4 млрд, в 1987 г. - 5 млрд, в 1999 г. - 6 млрд, а 31 октября 2011 г. население планеты достигло 7-миллиардного рубежа!

Сейчас ежедневно рождается 220 тыс. младенцев. По прогнозам демографов, в 2025 г. ожидается более 9,5 млрд чел. (схема 10.6).


Схема 10.Б. Динамика численности населения мира (млн чел.)

Учитывая, что ресурсы Земли ограничены, а во многих регионах возникает перенаселение, возникает вопрос: как относиться к росту населения? Это волновало ученых еще в XVIII в. Их взгляды на увеличение населения стали называть мальтузианством - по имени автора этой теории Томаса Мальтуса (1766-1834). Английский экономист и священник Т. Мальтус в работе «Опыт о законе народонаселения» (1798) доказывал, что численность населения увеличивается в геометрической прогрессии, а средства существования - в арифметической. Основная причина этого - высокая рождаемость, которая приводит к быстрому приросту населения и перекрывает рост производства, в частности продуктов питания. Чтобы тенденция к увеличению народонаселения не прогрессировала и не привела к демографическому взрыву, Т. Мальтус предложил регулировать рождаемость путем уменьшения количества детей в семьях, независимо от объективных условий, которые имеет данная семья, чтобы прокормить и воспитать ребенка. В последующем идеи Т. Мальтуса в обновленном виде стали пропагандировать представители неомальтузианства, которые, в свою очередь, предложили каждой семье иметь не больше одного-двух детей и тем самым обеспечить только биологическое воспроизводство населения.

Демографическую проблему пытаются решить и представители теорий «пределов роста», «нового гуманизма», «органического роста» и др. Согласно этим теориям решение демографической проблемы заключается в переходе человечества к двух-трехдетным семьям по принципу «новый человек - только на смену умершему», в сохранении более или менее одинаковых уровней рождаемости детей во всех регионах планеты и т.д. Данные теории преимущественно настаивают на биологических методах решения демографической проблемы. Однако при этом необходимо учитывать социально-экономические, политические, национальные и другие отношения. Ведь население - объект и субъект отношений, производитель и потребитель материальных и духовных благ. Понятно, что качественные и количественные характеристики населения должны в той или иной мере учитываться при разработке перспектив развития любого государства, региона или всего человечества. Историческое развитие населения - вовлечение миллионов людей в создание культурных ценностей, привлечение внимания к ним. Восстановление населения - не только биологическое воспроизводство, но и процесс воспитания, образования, формирования мировоззрения нового поколения, развития его творческого потенциала. Необходимо четкое осознание того, что демографическую проблему, как и другие глобальные проблемы, человечество может решить общими усилиями.

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ОБЩЕСТВА И ПРИРОДЫ.

ОБЩЕСТВО КАК ФОРМА ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЛЮДЕЙ.

ОСНОВНЫЕ СФЕРЫ ОБЩЕСТВЕННОЙ ЖИЗНИ, ИХ ВЗАИМОСВЯЗЬ.

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ОБЩЕСТВА И ПРИРОДЫ.

Возникновение человека и возникновение общества – это единый процесс. Нет человека – нет общества.

Понятие общество многозначительно. В науке предполагается много определений понятия «общество».

В узком смысле под обществом может пониматься:

1) определенная группа людей, объединившихся для общения и выполнения какой-либо деятельности (например, «общество нумизматов »).

2) конкретный этап в историческом развитии какого –либо народа или страны (например, «феодальное общество» ).

3) отдельное конкретное общество, страна, государство, регион (например, «российское общество», «французское общество»…)

В широком смысле общество – это обособившаяся от природы, но тесно с ней связанная часть материального мира, которая включает в себя способы взаимодействия людей и формы их объединения.

В него входят не только все ныне живущие люди. Общество понимается как непрерывно развивающееся. Значит, оно имеет не только настоящее, но и прошлое и будущее. Поколения людей, которые жили в прошлом, не ушли бесследно. От них живущие сейчас люди получили язык, науку, искусство, практические умения. Количество людей, живущих на Земле, постоянно растет. Каждый родившийся человек естественно включается в жизнь общества. Человек, занимаясь той или иной деятельностью, взаимодействует с другими людьми, вступает сними в многообразные связи и отношения.

Общественные отношения - взаимосвязи, в которые вступает человек в процессе деятельности .

Общество –динамичная саморазвивающаяся система.

«Система» - комплекс взаимодействующих элементов, где каждый выполняет какую-либо функцию. Общество как система состоит из огромного количества элементов и подсистем, которые находятся во взаимодействии.

Основными подсистемами общества (сферами) являются четыре подсистемы .

-экономическая сфера -политическая сфера -социальная сфера -духовная сфера;


& ВЗАИМОСВЯЗЬ СФЕР ОБЩЕСТВА:

Каждой сфере жизни общества присуща определенная самостоятельность. Вместе с тем все четыре основные сферы не только взаимодействуют, но и влияют друг на друга. Например, влияние политической сферы на культуру проявляется в том, что во-первых, каждое государство проводит определенную политику в области культуры, во-вторых, деятели культуры отражают в своем творчестве определенные политические взгляды.

Границы между четырьмя сферами прозрачны. Каждая сфера присутствует, так или иначе, во всех остальных. Вопрос о приоритете какой-либо из сфер является дискуссионным. Существуют сторонники

определяющей роли экономической сферы. Они исходят из того, что без экономической деятельности невозможна никакая другая. Имеет место выделение в качестве приоритетной духовной сферы. Сторонники этого подхода приводят следующий аргумент: мысли человека, идеи, представления опережают его действия. Крупным переменам всегда предшествуют изменения в сознании людей.

Наиболее компромиссным из приведенных подходов является подход, приверженцы которого утверждают, что каждая из четырех сфер общественной жизни может стать определяющей в различные периоды исторического развития.

&ВЗАИМОСВЯЗЬ ПРИРОДЫ И ОБЩЕСТВА:

Чаще всего под природой понимаются естественные условия существования человеческого общества . Общество, как обособившаяся в процессе жизнедеятельности часть природы неразрывно с ней связано. На первых порах противоречий между обществом и природой не было. Человек создавал примитивные орудия труда и с их помощью добывал средства к жизни. При этом воздействие человека на природу мало отличалось от воздействия, которое оказывали высокоразвитые животные.

По мере совершенствования орудий труда, общество оказывало все большее воздействие на природу, где-то «улучшая» ее, где-то «ухудшая». Но природа в свою очередь, принялась «ухудшать» характеристики общества, например, снижением качества здоровья людей и т.д.

Общество как обособившаяся часть природы неразрывно с ней связано и вне природы существование человечества невозможно. Человек, а значит и общество, вышли из природы, они ее продолжение, ее часть.

Природа была и остается тем фундаментом, на котором основывается общество.

Общество и природа и оказывают друг на друга значительное влияние. Вместе с тем они сосуществуют. В этой тесной взаимосвязи природы и общества заключается основа единства мира.

Исследователи пытаются мысленно охватить весь исторический процесс развития общества, обнаружить общую направленность.

Во второй половине XX века американский социолог Даниэл Белл разделил историю развития человеческого общества на три стадии (ступени, вида).

Очень часто современный школьник впервые задается вопросом, какова взаимосвязь общества и природы, в 10 классе на уроках обществознания. Или же годом позже, при подготовке к экзамену по этому предмету. Попробуем поразмышлять на эту тему.

Человек, общество, природа

Термин "природа" довольно многозначен. Его можно понимать как непосредственную среду обитания человека (географическая среда или окружающая среда). Однако в контексте вопроса, какова взаимосвязь общества и природы, этот термин определяется как совокупность естественных условий существования человека и общества. Обеспечивая общество необходимыми ресурсами, природа, а точнее, контакт с ней, служит также важным фактором в развитии полноценной человеческой личности.

Человек как живое существо также является частью природы. В далеком прошлом, на заре своего существования, люди, осознавая свою зависимость от естественных сил, обожествляли их, стремились жить в гармонии с природной средой. Однако с развитием общества менялся характер взаимодействия человека и природы. По мере расширения знаний человека об окружающем мире обществовсе более и более обосабливалось от природной среды, стремясь как можно полнее использовать ее богатства для удовлетворения своих растущих потребностей.

Философские воззрения

Рассмотрим, как изменялись философские размышления о том, какова взаимосвязь между обществом и природой, в зависимости от исторической эпохи.

О первобытном взгляде на природу было упомянуто выше. Античные философы рассматривали природу как источник возникновения человека, как мать.

В средние века отношение к природе поменялось кардинально. Сильное религиозное влияние на все сферы жизни стало причиной возвеличивания человека как обладателя бессмертной души над «греховной» низкой природой; не поощрялось ни ее изучение в научных целях, ни творческий интерес.

Расцвет интереса к природе произошел в эпоху Ренессанса, когда воспевалось единение с природой, возврат к «золотому веку человечества».

Идеи нового времени (XVII-XVIII вв.) надолго определили отношение общества к природе. В эту эпоху бурного развития науки и промышленности такие философы, как Ф. Бэкон, говоря о том, какова взаимосвязь общества и природы, утверждали, что человек должен покорить природу, вознестись над ней. Эти идеи проявились в потребительском, хищническом отношении к окружающей среде и природным ресурсам.

В новейшее время (XX-XXI вв.) в условиях острого экологического кризиса все больший вес приобретает концепция «устойчивого развития», заключающаяся в сбалансированности всех социально-экономических процессов и эксплуатации природных ресурсов с действиями по защите и сохранению окружающей среды для будущих поколений.

Воздействие природы на развитие общества

Итак, какова же взаимосвязь общества и природы? Ответ на этот вопрос следует разделить на две части. Рассмотрим сначала одну сторону данной проблемы, т.е. влияние природы на формирование и развитие человеческого общества.

Природные условия, в частности географические и климатические, обеспеченность теми или иными ресурсами являются важным фактором развития общества. И русские (В.О. Ключевский), и зарубежные историки отмечали, например, значимость речных систем в процессе формирования государства. В частности, реки служили в первую очередь источником воды и удобными торговыми путями, способствуя компактному проживанию населения, расширению экономических связей. Такими же значимыми факторами являлись, к примеру, суровый или мягкий климат, плодородные почвы и др.

Важным моментом является также зависимость жизненных ритмов человека от естественных биологических циклов (смена дня и ночи, времен года, изменение фаз луны и т.д.).

Кроме того, нельзя не упомянуть, что несмотря на все достижения человечества, оно все еще зависит от природных сил. Каждый год стихийные бедствия уносят тысячи жизней.

Влияние человека на природу

Говоря о том, какова взаимосвязь общества и природы, стоит отметить некоторую противоречивость этих отношений. С одной стороны, чем более развито общество, тем больше природных ресурсов оно потребляет, т.е. существует проблема истощения планеты. С другой стороны, при добыче необходимых обществу ресурсов человек нарушает естественные экосистемы, что в свою очередь приводит к экологическим проблемам, которые негативно влияют на здоровье человека и условия его жизни. Таким образом, можно сказать, что чем больше человек «покоряет» природу, тем сильнее он начинает зависеть от ее состояния. Предыдущее пренебрежение к вопросам охраны природы при неограниченном потреблении ресурсов привели к экологическому кризису планетарного масштаба. И приблизительно с конца XX в. можно говорить о попытках положительного влияния человека на окружающую среду: организации систем защиты от загрязнения, охране редких и вымирающих видов растений и животных, стремлении к использованию энергосберегающих технологий и т.д.

Заключение

И все же как ответить на вопрос, какова взаимосвязь общества и природы, кратко? Важно понимать, что как бы человек ни стремился отделиться от природы, до конца это невозможно. Окружающая среда оказывает сильное влияние на развитие человеческого общества посредством географического положения, климатических условий, наличия полезных ископаемых, стихийных бедствий. А общество, в свою очередь, в погоне за прогрессом оказывает воздействие на природу, как негативное, так и «условно положительное», пытаясь исправить причиненный естественным экосистемам вред.

Loading...Loading...