Составные части герба - The parts of an achievement of arms. Самые красивые короны в мире

04.11.2005 // Геральдический совет при Президенте РФ

Иллюстрированный перечень муниципальных корон достоинства, гербы с которыми допускаются к регистрации в Государственном геральдическом регистре РФ. Представленные ниже типы ранговых корон муниципальных образований были утверждены Геральдическим советом при Президенте Российской Федерации 24 марта 2005 г. Эта концепция заместила прежнюю, действовавшую в 2002-2005 и пересмотренную в связи с началом реформы системы местного самоуправления.

О муниципальных коронах

Корона в геральдике – не символ строя, а обозначение статуса и достоинства. В муниципальной геральдике широко употребляются короны, отражающие статус городов, районов и т.п.

Для городов традиционно используются так называемые башенные короны. Особые типы корон установлены для районов и сельских поселений.

Действующая ныне система корон введена в 2005 году и отражает особенности сегодняшнего самоуправления в России.

Муниципалитет вправе пользоваться короной лишь в соответствии со своим рангом и статусом.

Корона является вполне официальным, но «факультативным» элементом герба, т.е. она может включаться или не включаться в герб по усмотрению его хозяев (органов местного самоуправления); даже если корона включена в герб, геральдика допускает изображение герба в сокращенном виде - без короны.

Для определения права муниципального образования на тот или иной венец следует соотнести тип населенного пункта или территории (с учетом его статуса в историческом прошлом и местом в иерархии муниципальных образований) с текстами под рисунками корон: геральдическое описание соответствующей короны выделено жирным шрифтом .

"Первый" ("верхний") уровень муниципального самоуправления отражается наличием у короны пяти зубцов, "второй" ("нижний") уровень - наличием трех зубцов. Особые статусные дополнения:

Для корон административных центров (столиц) субъектов Федерации - лавровый венок, окружающий корону по обручу. На практике допускается также использование только венка - без соответствующей статусной короны.

Для корон административных центров муниципальных районов - гладкий обруч-околыш с рельефными орнаментальными бортиками (помещается поверх собственного обруча соответствующей короны).

Если центром субъекта Федерации (или муниципального района) оказывается сельское поселение - оно также вправе дополнить свою трехзубую корону соответствующим венком (или обручем с бортиками).

От редакции сайта : Все рисунки корон выполнены членом Геральдического совета при президенте РФ Михаилом Шелковенко.
Нумерация корон условна и дана редакцией для удобства читателей.

ТИПЫ РАНГОВЫХ КОРОН МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ

I. Муниципальные образования "первого уровня":

I.1.Городской округ - золотая башенная корона о пяти видимых зубцах :

I.1.а) Городской округ-административный центр субъекта РФ: золотая башенная корона о пяти видимых зубцах, дополненная лавровым венком того же металла :

I.2. Муниципальный район - золотая корона о пяти видимых заостренных зубцах :
- основной тип:

Допустимый тип:

II. Муниципальные образования "второго уровня":

II.1. Городское поселение - золотая башенная корона о трех видимых зубцах :

II.1.а) Городское поселение-административный центр субъекта РФ - золотая башенная корона о трех видимых зубцах, дополненная лавровым венком того же металла :

II.1.б) Городское поселение-административный центр муниципального района - золотая башенная корона о трех видимых зубцах, дополненная гладким обручем с рельефными орнаментальными бортиками :

II.2. Сельское поселение - золотая корона о трех видимых заостренных зубцах :
- основной тип:

Допустимый тип:

II.2.а) Сельское поселение-административный центр муниципального района - золотая корона о трех видимых заостренных зубцах, дополненная гладким обручем с рельефными орнаментальными бортиками :

II.3. Внутригородская территория города федерального подчинения (муниципальное образование на территории гг. Москва и Санкт-Петербург) - золотая башенная корона без зубцов .

Большая Императорская корона была изготовлена в 1762 году Георгом-Фридрихом Экартом для коронации Екатерины II. Корону мастер изготовил всего за 2 месяца. Венчала средний герб Российской Империи 1882 года. На данную корону потратили 2749 небольших бриллиантов и 58 очень больших бриллиантов. В настоящее время венчает гербы Тульской области , Архангельской области , Пензенской области , Свердловской области , Томской области , Тюменской области .
Родовая Императорская корона Романовых (корона великого герцогства Люксембургского). Является вымышленной короной.
Астраханская шапка. Была изготовлена в 1627 году для основоположника династии Романовых - Михаила Фёдоровича. Астраханская корона была изготовлена для замены венца Мономаха. Корона состоит из трёх треугольных вогнутых золотых пластин, которые украшает финифть и драгоценные камни. Шапку украшает венец из шести сквозных крестообразных запон. На шапке помещена корона из трёх дуг. Над короной расположена ещё одна корона меньшего размера. Увенчана композиция изумрудом. В настоящее время располагается на гербе Астраханской области .

Казанская шапка. Была изготовлена в 1553 году для Иоанна Грозного.

Грузинская корона Грузии Георгия XII. Она была изготовлена в Российской Империи при императоре Павле I ювелирами П. Э. Теременом и Н. Г. Лихтом. В 1801 году корона последнего грузинского царя была направлена в город Санкт-Петербург. В настоящее время хранится в частной коллекции.

Корона Анны Иоанновны была изготовлена в 1730 году. Возможно корону изготовил Готлиб Вильгельм Данкель.

Корона была изготовлена из золота, серебра и камней драгоценных.

Красный турмалин был куплен у китайского императора по велению царя Алексея Михайловича.

Шапка Мономаха (шапка золотая) является символом самодержавия в Российской Империи. Ориентировочно была создана в конце XIII века. В настоящее время хранится в архиве Оружейной палаты. В 1882 году венчала герб соединённых великих княжеств: Новгородского, Киевского, Владимирского.

Шапка Мономаха была доставлена в Русь в 988 году императорами Византии Василием II и Константином IX в дар Владимиру Святому по случаю бракосочетания с Анной. Нижняя часть короны отделана соболем. В шапке присутствует жемчуг, рубины, яхонт.

Шапка Иоанна Алексеевича венчала герб царства Сибирского в большом гербе Российской Империи 1882 года. Имеет второе название - "Шапка алтабасная".

Финляндская корона была придумана для герба княжества Финляндского в 1857 году. Существует два варианта финляндской короны.

Цвета башенных корон городов

  • Золотая башенная корона располагается на гербах губернских городов
  • Серебряная башенная корона изображается на гербах уездных городов
  • Червлёная башенная корона помещается на гербах заштатных городов.
  • В гербах посадов размещается червлёная башенная корона с двумя зубцами.

Система применения муниципальных корон при построении новых гербов

Система была принята Геральдическим Советом при Президенте Российской Федерации в 2005 году

Источники

  • "Древности Россиiскаго государства " Москва, 1851;
  • Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона;
  • "Гербы городов, губерний, областей и посадов Российской Империи с 1649 по 1900 год " П.П. фон-Винклер;
  • "Русская символика" Ульянов А.В. 2009 ISBN 978-5-17-060640-5

Корона (от лат. corona — венок, венец) — головной убор, являющийся символом монархической власти.Короны производились из различных драгоценных металлов (чаще из золота) и украшались драгоценными и полудрагоценными камнями.


Портрет Шарлеманя кисти Альбрехта Дюрера

в Древнем Египте двойная корона фараона, украшенная символами Верхнего и Нижнего Египта - коршуном и змеей-уреем.


А после того как в 3200 г. до н.э. объединились Нижний и Верхний Египет, у фараонов появилась бело-красная сдвоенная корона. Еще один головной убор фараона назывался “клаф-ушебти”, его составляющими были ленты, большой кусок полосатой ткани и обруч с уреем (змеей).






Фараон в белой короне Юга

Короны могут иметь различную форму: шапки, венцы, обручи венчающиеся листьями, зубцами или пластинками.


Friedrich_III король Австрии.


Корона помещается на шлем или, как в государственных гербах, прямо над щитом (например, княжеская корона в гербе Лихтенштейна). Корона в гербе — наиболее распространённый класс геральдических знаков достоинства, указывающий на феодальный статус обладателя герба. Существует множество разновидностей корон, любая из них может встретиться в гербах, помещённая на шлем, над щитом или над мантией.



Jean_Paul_Laurens_Le_Pape_Formose_et_Etienne_VII_1870


Richard_II_of_England

В зависимости от титула их владельца короны делятся на:

императорские,
королевские,

КНЯЖЕСКАЯ КОРОНА
(нем. Fürstenkrone), открытая корона, изображавшаяся на монетах нем. феодальных княжеств (см. Князь) и состоявшая из золотого, украшенного драгоценными камнями обруча с 5 видимыми зубцами (3 листа, 2 шарика) и 3 видимыми украшенными жемчугом дужками, соединенными наверху державой и охватывающими пурпурную шапку.
герцогские,
графские и т. д.

1) Мономаховская,
2) Царства казанскаго,
3) Михаила Федоровича,
4) Петра I Алексеевича,
5) Ивана V Алексеевича,
6) Елизаветы Петровны,
7) Екатерины I,
8) Анны Ивановны,
9) Большая императорская корона,
10) Корона императрицы.
Есть также папская корона — тиара.


Tiara

Появление относят к государствам Древнего мира (Древний Египет, Древний Рим, Шумер). Были очень распространены в государствах Европы в период развитого феодализма (с XI века). На Руси в качестве короны Великого князя, позднее царя использовалась шапка Мономаха, при императорах — Большая императорская корона.

Шапка Мономаха. Рисунок начала 1830-х годов, Ф. Г. Солнцев


Рисунок Большой императорской короны


Корона́ция, коронова́ние — формальная процедура, символизирующая принятие монархом власти и её атрибутов (трона, короны, скипетра и т. п.). Не совпадает с моментом начала царствования (смерти или отречения предшественника, избрания). В европейской христианской культуре коронация — религиозная церемония, сопровождаемая обрядом помазания на царство (ветхозаветного происхождения).

Жан Фуке. «Коронация Карла VI Безумного в Реймском соборе (4 ноября 1380 года)»


В Средние века монархи некоторых стран короновались практически немедленно, в пределах дней, или редко недель, после начала царствования. Причиной этому было то, что некоронованный монарх считался во многих средневековых странах незаконным, безблагодатным; истинный король Франции должен был быть коронован в Реймском соборе и помазан из специального сосуда (ampoule).


Людовик IX - король Франции


Феодосий Великий

В Византии коронация императоров-соправителей приурочивалась к Пасхе. В Новое время после смерти предшественника стал объявляться многомесячный или годовой траур, препятствовавший немедленной коронации. Из соображений благоприятных предзнаменований коронацию с этого времени приурочивали к весне или лету.


Франц II - последний император Священной Римской империи

В христианских странах, начиная с V века (Византия, а затем западные королевства) возложение короны на голову монарха обычно производил высший церковный иерарх, но многие монархи (почти все российские, Наполеон I, некоторые британские) только брали у иерарха корону и возлагали её на себя сами.

Наполеон в полном императорском облачении


Регалии российских императоров


Корона помещается на шлем или, как в государственных гербах, прямо над щитом (например, княжеская корона в гербе Лихтенштейна). Корона в гербе — наиболее распространённый класс геральдических знаков достоинства, указывающий на феодальный статус обладателя герба. Существует множество разновидностей корон, любая из них может встретиться в гербах, помещённая на шлем, над щитом или над мантией.


Карл Рейхель-портрет ИмператрицыАлександрыФёдоровны

Обычай украшать шлем короной появился у рыцарей в XV веке. Шлемы с коронами носили во время турниров, особенно в Германии, где увенчанный короной шлем считался признаком дворянства. Часто корона не является знаком королевского или княжеского достоинства, а выполняет чисто декоративную функцию. Эта геральдическая корона, или диадема, помещается на шлем в качестве нашлемника, поддерживает сам нашлемник вместо бурелета, или вместе с ним, располагаясь сверху.


Портрет Людвига I, короля Баварии

В российской геральдике XVIII - начала XX вв. гербы всех государей, царствовавших после Екатерины II, содержали изображение её Большой алмазной короны, которой каждый из них венчался на царство. Княжескому титулу соответствовала т.н. княжеская шапка с выступающим над горностаевой опушкой красным или багряным (пурпурным) верхом.


Портрет императрицы Екатерины II

Графская корона достоинства с девятью жемчужинами ничем не отличалась от своего немецкого прототипа, а баронская повторяла аналогичный знак достоинства, принятый во французской геральдике - высокий расширяющийся кверху золотой обруч, раз обвитый жемчужной нитью. Дворянская корона, как и соответствующая ей по рангу вариация немецкой, имела три листовидных зубца с двумя жемчужинами между ними. Изображения корон разных Типов в соответствии с дворянскими титулами.


Портрет Императора Николая Второго

С целью упорядочения герботворчества в Российской империи, в 1857 году бароном Кёне были составлены правила украшений гербов губерний, областей, градоначальств, городов и посадов. Они были Высочайше утверждены 7 мая, 4 и 16 июля того же года.


Портрет императрицы Марии Фёдоровны.

В правила включены: классификация геральдических корон над щитами, украшения (венки) вокруг щитов, обвитые соответствующими лентами, и способ указания губернской принадлежности - в вольной части щита.


Портреты Императора Николая Александровича

Императорская корона (образца 1857 года) установлена для столиц империи (Санкт-Петербурга и Москвы) и губерний. Древняя царская (образца 1857 года) - для городов, имевших статус градоначальства, областей и уездов. Древняя царская, увенчанная двуглавым орлом - для городов, имевших статус градоначальства и крепости.


Портреты императрицы Евгении

Шапка Мономаха - для древних русских городов, бывших столицами великих князей (Киев, Владимир, Новгород, Тверь, Ярославль, Рязань, Смоленск и пр.); для Казани и Астрахани — соответствующие «именные» шапки (короны).


МАРИЯ ФЁДОРОВНА

Российская императрица, супруга Александра III (с 28 октября 1866), мать императора Николая II.


Мария -королева румынская

После убийства её мужа Александра в 1934 году Мария стала регентшей при своём несовершеннолетнем сыне короле Югославии Петре II.


Мария -королева румынская

В 1945 году, после провозглашения Югославии Социалистической Республикой и изгнания короля, монархическое семейство отправилось в Лондон. Там Мария и умерла 22 июня 1961 года.


Элеонора

Алиенора (Алиенор, Альенора) Аквитанская

В 15 лет — после смерти своего отца и брата, — Элеонора оказалась владетельницей герцогства Аквитания, занимавшего обширные территории на юго-западе Франции.


Элеонора Аквитанская

После расторжения брака с Людовиком Элеонора 18 мая 1152 года вышла замуж за графа Генриха Анжуйского, который 25 октября 1154 года стал королём Англии — Генрихом II Плантагенетом. Обширные аквитанские земли — её приданое, — раза в четыре превышавшие владения Капетингов, стали английскими. По мнению ряда учёных, именно в истории супружества Элеоноры Аквитанской следует искать истоки войны, получившей в XIX в. название Столетней. От первого брака у Элеоноры Аквитанской было две дочери, от второго — пять сыновей, среди которых — король-рыцарь Ричард Львиное Сердце.


MARIA THERESIA

Мари́я Тере́зия (нем. Maria Theresia, 13 мая 1717 — 29 ноября 1780) — эрцгерцогиня Австрии, король Венгрии (именно так, потому что Венгрией в принципе не может править женщина) с 25 июня 1741, королева Богемии с 20 октября 1740 (имела эти титулы лично, по наследству) и императрица Священной Римской империи (как супруга, а затем вдова Франца I Стефана Лотарингского, избранного императором в 1745). Основательница Лотарингской ветви династии Габсбургов.


Коронационный портрет Елизаветы I

Елизавета I (7 сентября 1533 — 24 марта 1603), королева Бесс — королева Англии и королева Ирландии с 17 ноября 1558, последняя из династии Тюдоров. Она унаследовала престол после смерти сестры, королевы Марии I.

Время правления Елизаветы иногда называют «золотым веком Англии», как в связи с расцветом культуры (т. н. «елизаветинцы»: Шекспир, Марлоу, Бэкон и др.), так и с возросшим значением Англии на мировой арене (разгром Непобедимой Армады, Дрейк, Рейли, Ост-Индская компания).


Анна Ярославна 6-я королева-консорт Франции

старшая из трех дочерей киевского князя Ярослава Мудрого от брака с Ингегердой Шведской, супруга французского короля Генриха I и королева Франции.


Император Китая. Гуансю


Пу И,


Эдуарда III, правившего в Англии в XIV веке


Портрет испанского короля


Портрет короля (Волхв)


Король Англии Ричад I Плантагенет


Ян Матейко запечатлел Мешко


Бонапарт Жозеф

Сейчас, как правило, монархи носят короны лишь в особо торжественных случаях.

Основой герба является щит. С описания этого главного элемента мы и начнём изложение правил геральдики. В геральдике встречаются щиты самых разных форм - от простых до весьма замысловатых. Самой распространённой формой рыцарского щита в эпоху зарождения геральдики была треугольная, которая и стала основной. Но в разные исторические периоды появлялись и другие конфигурации. Сегодня форма щита может служить отправной точкой для экспертизы герба.

Поскольку герб в основе своей есть атрибут рыцарства, геральдический щит - прежде всего щит конного рыцаря, и его форма изменялась вместе с развитием военного искусства. Вот как говорит об этом П. фон Винклер в своей книге "Оружие" (С.-Петербург, 1894 г.)

"В истории развития оружейного дела Европы нет ни одного периода, который бы имел большее значение, чем период Х и XI столетия. Причина и повод к этому был дан северным народом, который уже в VIII столетии наводил ужас на всю древнюю Европу своими отважными набегами. Это были норманны. Утвердившись на севере Франкского государства (912), они принимают деятельнейшее участие в развитии рыцарства, благодаря своим способностям, деятельности и предприимчивости они вскоре сделались первыми людьми в военном деле, в них повсюду видели пример и образец всего того, что к асается войны, ее средств и способа ведения. Еще в IX столетии норманны были в Андалузии, высаживались на африканский берег, проходили через Италию, вынесли из этих походов необыкновенную военную опытность и под огнем и мечом не упустили из виду ничего, что было для них нового и полезного у других народов. Таким образом, они сделали значительные преобразования в военном деле, преобразования, которые стали основным положением для всех средних веков и которые своей организацией с наступательной тактикой соответствовали феодальному строю, элементы для этих преобразований они большей частью заимствовали у восточных народов. На обоях Байо, изображающих картины завоевания Англии, с первого взгляда заметно в вооружении влияние востока, хотя дальнейшее развитие, нельзя не признать, совершается согласно своеобразным национальным верованиям. Там мы впервые находим рядом с древним пилумом острый шлем с характерным наносником, плотно облегающий панцирь, но, в то же время, замечаем, что нормандец, равно как и саксонец, удерживает употребление своего большого национального щита с длинным мечом".

Древний гобелен из Байо, изображающий завоевание Англии норманнами - свиток длиной 73 метра, выполненный способом аппликации - стал для историков ценным источником информации о норманнах. На гобелене можно видеть, что англосаксы, как и их противники, вооружены большими вытянутыми щитами, специально разработанными для защиты как можно большей площади тела.В этот период и в следующие столетия воины сражались преимущественно пешими, а вытянутые по росту щиты "bodylength" обеспечивали хорошую защиту от лучников.Однако конница приобретает все большее значение. Норманны, выходцы из Скандинавии, были моряками, но быстро овладели искусством конного боя. Их предки, викинги, захватили полуостров на севере Франции, и сейчас называемый Нормандией, и поселились там. Норманны создали сильное государство и стремились к расширению своих владений. Под руководством герцога Вильгельма Завоевателя они вторглись в Англию. 14 октября 1066 года в битве при Гастингсе состоялось сражение между девятитысячной армией Вильгельма и десятью тысячами английской пехоты, возглавляемой королем Гарольдом. Англосаксы успешно оборонялись, но тысячный отряд норманнских всадников, предприняв ложную атаку, выманил их с позиций, после чего они были полностью разгромлены, а сам король Гарольд погиб в бою.

В конце IX века воинственные норманны с энтузиазмом восприняли идею завоевания Святой земли. Началась эпоха крестовых походов, оказавшая огромное влияние на военную тактику и вооружение. Возросла роль конницы в европейских войнах. Форма щита претерпела существенные изменения, так как рыцарю теперь требовалась защита не от фронтальных, а от боковых ударов, так как с появлением нового стрелкового оружия, такого как самострел, способного пробивать своими "болтами" стальные доспехи, важность щита как средства защиты от стрелков снизилась. Здесь надо отметить, что конные рыцари держали щит наклонно, отчего многие художники изображают геральдический щит "couche", то есть наклоненным под углом между 25 и 45 градусами. Итак, высота щита уменьшалась, и щит в конце концов приобрел форму, известную как "heater". Классический "heater" имеет точные размеры и изображается по определенной схеме.

Первоначально форма геральдических щитов повторяла форму боевых, реально существующих, и менялась вместе с развитием оружия. Но со временем в гера льдике произошел отход от классических (правдоподобных) форм. Широкие возможности для фантазии художников открыло появление "bouche" - круглого выреза с правой стороны щита, служившего опорой для копья.

Можно выделить по крайней мере девять основных форм геральдических щитов: "варяжский", "испанский", "итальянский", "французский", "английский", "византийский", "немецкий", ромбический, квадратный. Однако эти "национальные" названия являются чисто условными, а в описании герба форма щита вообще не упоминается. Самым удобным с точки зрения свободного места является так называемый французский щит, предоставляющий, по сравнению со щитами более сложных форм, максимальную площадь для заполнения. Этот щит уже давно применяется в геральдике как основной. Он представляет собой прямоугольник с основанием, равным 8/9 высоты, с выступающим в средней нижней части остриём и закруглёнными нижними углами.

Шлем помещается над щитом. Форма геральдического шлема менялась со временем, в зависимости от моды и усовершенствования доспехов. Постепенно были выработаны правила, по которым шлем изображался в соответствии с титулом, достоинством или званием владельца герба. Вот как эта система выглядит в английской геральдике. Золотой шлем с решётчатым забралом, повёрнутый прямо - для гербов суверенов и принцев королевской крови. Серебряный шлем с золотым решётчатым забралом, повёрнутый геральдически вправо - для пэров. Серебряный шлем с поднятым забралом, повёрнутый прямо - для баронетов и рыцарей. Серебряный турнирный шлем, повёрнутый геральдически вправо - для эсквайров и джентльменов. Многочастный герб князей Барклай-де-Толли-Веймарн сложился в процессе слияния нескольких знатных родов, имеющих свои собственные гербы. Составной частью этих гербов были и нашлемникы, в определённых случаях также передающиеся по наследству, вот почему на гербе пять шлемов с разными навершиями. Легко определить, какой части щита соответствует каждое из них (добавим, что в данном случае центральный шлем, в отличие от остальных четырёх, увенчан княжеской короной, соответствующей титулу обладателя герба).

Навершие

Навершие, нашлемник или шлемовый нашлемник - укреплённое на верхушке шлема украшение, первоначально из рогов животных и перьев птиц. Этот элемент получил развитие во время рыцарских турниров. Он служил дополнительным опознавательным знаком, по которому можно было узнавать рыцаря в общей свалке турнирного побоища, так как издали эту фигуру было видно лучше, чем герб, изображённый на щите. Нашлемники делались из лёгкого дерева, кожи и папье-маше, но со временем их стали изготовлять и из более ценных материалов. Непременной частью герба нашлемники стали не сразу. В Англии герольды в XVI веке узаконили этот элемент, чтобы иметь возможность взимать за него дополнительную плату. В настоящее время нашлемники автоматически включаются в новые гербы. Шлем и нашлемник должны быть повёрнуты в одну сторону. Нашлемник укрепляется на шлеме обычно вместе с бурлетом или шлемовой короной. Сам нашлемник представляет собой повторение главной фигуры герба, но часто может быть отдельным, самостоятельным знаком. Некоторые самые ранние гербы не имеют нашлемников, так как они были утверждены до того, как нашлемники вошли в моду.

Нашлемники должны по возможности соответствовать по раскраске гербовому щиту, хотя это не всегда соблюдается.

По условной классификации нашлемники бывают вспомогательными и самостоятельными .

Вспомогательные нашлемники полностью повторяют изображение на гербовом щите. Для этого как правило используются так называемые щитовые доски и крылья , предоставляющие площадь, часто равную площади самого щита. Самостоятельные нашлемники не повторяют изображение на щите, но в большинстве случаев соответствуют ему по тинктурам.

Главные типы нашлемников следующие: 1. Рога 2. Крылья 3. Перья и флаги 4. Естественные фигуры (человека или животных) 5. Искусственные фигуры 6. Щитовые доски 7. Головные уборы

Рога бывают двух видов - воловьи, в виде полумесяца, и бычьи, S-образные. Они всегда изображаются парами, выступающими по обе стороны шлема. До XIV века шлемы украшались серповидными заостренными рогами, а позднее приобрели более изогнутую форму с отпиленными концами. Отсюда появился второй тип геральдических рогов - S-образных, открытых, то есть имеющих на концах небольшие раструбы, что делает их похожими на слоновьи хоботы. Они также напоминают охотничьи рожки, из-за чего у некоторых геральдистов происходило смешение этих двух терминов. Впрочем, охотничьи рожки иногда изображались на подобие рогов, парно, выходящими по сторонам шлема, мундштуком вверх. Уже на самых ранних гербах рога украшаются всаженными в них веточками, перьями и бубенчиками, в отверстия открытых рогов втыкались ветки, перья и т.п.

Рога раскрашиваются в соответствии с раскраской щита. Иногда между рогов помещается второстепенная фигура, имеющаяся в гербе: какое-либо животное, человеческая фигура, какой-либо предмет.

Часто встречаются рога других типов: рога козла, оленя и единорога, причем последний, всегда одиночный, зазубрен и отогнут назад. Эти рога относятся к самостоятельным нашлемниками и не несут на себе изображения гербовых фигур.

Крылья как правило изображаются парами, причем их положение - прямое или профильное - зависит от положения шлема. Если шлем обращен прямо, крылья изображаются распростертыми, на шлеме, обращенным в профиль, крылья изображаются параллельно друг другу, с обращенными назад острыми концами.

На древних гербах, имеющих горшковидные шлемы, крылья изображались стилизованно, похожими скорее на доски, раскрашенные под перья или усаженные отдельными перьями. С развитием геральдики и отходом от примитивных готических форм крылья приобрели более естественный вид.

Крылья раскрашиваются в соответствии с раскраской щита и, как и щитовые доски, иногда полностью повторяют изображенные на нем первостепенные и второстепенные фигуры. Иногда между крыльями размещается второстепенная гербовая фигура (например, звезда или роза), изображенная в самом гербе.

Перья бывают трех типов - петушиные, павлиньи, страусовые. Они изображаются по отдельности, по три, по пять и т.д., обычно в виде веера.

Петушиные, изображаемые в виде пучка узких длинных перьев неравной длины, являются самыми древними. Они укрепляются на верхушках головных уборов, надетых на шлем, или вставляются в особые колчаны.

Павлиньи перья изображаются как по отдельности, так и в виде целого павлиньего хвоста, веерообразно распущенного. Перья имеют натуральную раскраску - зеленую с жёлто-красно-синими "глазами".

Страусовые перья, появившиеся в геральдике позднее двух предыдущих, изображаются по отдельности, но чаще всего по три, загнутыми сверху. Страусовые перья имеют тинктуры щита. Если перо одно, оно раскрашивается в несколько цветов, или окрашивается металлической тинктурой щита, если пера три, то их окраска чередуется: металл-финифть-металл, или финифть-металл-финифть.

Перья часто вставляются в колчаны, имеющие цилиндрическую, удлиненную или заостренную книзу, раскрашенные гербовыми фигурами в соответствии с раскраской щита.

Перья нельзя показывать выходящими прямо из шлема, поэтому они всегда выходят или из колчана, или из короны.

Естественные фигуры (человека и животных)

Самое разнообразное и живописное семейство образуют нашлемники, несущие изображения человека и животных. Существуют следующие типы таких нашлемников:

1. Отдельные части тела человека или животного. Это прежде всего головы, а также полные руки, кисти рук и ноги.

2. Туловища или бюсты человека и животных. Это прежде всего верхняя часть тела с головой, шеей и грудью, но без рук или передних лап (причем шея и грудь изображаются необычно удлиненными, шея отогнута назад в виде буквы S).

3. Возрастающие фигуры. В отличие от вышеописанного, этот способ предполагает изображение фигуры человека или животного по пояс или ниже, с руками или передними лапами, как бы вырастающей из шлема.

4. Полные фигуры человека или животного. При этом фигуры изображаются так, как они представлены в щите, хотя животные, например лев, иногда показываются сидящими на шлеме.

Искусственные фигуры

Геральдика располагает большим количеством так называемых негеральдических фигур, любая из которых может быть перенесена в нашлемник или отдельно, или в совокупности с другими фигурами, образуя сложную конструкцию. Особенно интересны такие нашлемники, в которых с помощью нескольких фигур зашифрован какой-либо сюжет, повторяющий или дополняющий изображение на гербовом щите.

Щитовые доски

Щитовые доски имеют круглую, шестиугольную или веерообразную форму. Они достаточно велики для того, чтобы полностью воспроизвести изображение на гербовом щите. Края и углы этих досок часто украшаются кисточками, бубенчиками, перьями. Сами доски иногда устанавливаются на подушку, украшенную по углам кистями, которая покоится на шлеме.

Головные уборы

Корона помещается на шлем или, как в государственных гербах, прямо над щитом (например, княжеская корона в гербе Лихтенштейна). Корона в гербе указывает на титул обладателя герба. Существует множество разновидностей корон, и любая из них может встретиться в гербах, помещённая на шлем, над щитом или над мантией. Можно выделить следующие типы геральдических корон: императорские, королевские и княжеские короны, которые изображаются в гербах монархов и в государственных гербах (а также в гербах административных областей), символизируя суверенитет; короны маркизов, графов, виконтов, баронов; дворянские диадемы; тиары, митры и шляпы духовенства; стенные короны, составленные из крепостных башен и стен, помещаемые в городских гербах.

Намёт (lambrequin, mantling), напоминающий целый или изорванный плащ, изображается в виде прикреплённой к шлему материи. О происхождении геральдического намёта рассказано в разделе "История геральдики". Внешняя и внутренняя поверхности намёта должны быть окрашены переменно финифтью и металлом, причем в современной геральдике принято окрашивать поверхность намёта главным цветом щита, а изнанку (подбой) - главным металлом щита. Последнее правило считается искусственно привнесенным в геральдику в период, когда "живая геральдика" уступила место "канцелярской" ("бумажной"). Таким образом, принципы классической геральдики не будут нарушены, если:
а) поверхность намёта будет металлической, а подбой - финифтяным;
б) расцветка намёта не будет соответствовать расцветке гербового щита.

Намёт может быть раскрашен с использованием мехов. Иногда намёт покрывается щитовыми фигурами, вышитыми на его поверхности, а иногда поверхность намёта усеивается мелкими негеральдическими фигурами, например, липовыми листьями, звездами, сердцами и т.д.

Если в гербе используются два, три и более шлемов, у каждого из них должен быть персональный намёт. Намёт может быть раскрашен не в два, а в четыре цвета (особенно, когда щит составлен из двух гербов). В этом случае правая сторона намёта окрашивается в цвета более почетной части герба - правой, а левая - в цвета левой части герба.

Можно выделить три типа шлемового намёта, каждый из которых соответствует определенному периоду развития геральдики.

Мантия (mantling, lambrequin) - традиционная часть парадного облачения монарха. В геральдике этот атрибут суверенитета присутствует в гербах монархов и суверенов, а также представителей высшей аристократии. На геральдическую мантию можно смотреть как на предмет одежды, но, вероятно, и как на напоминание о шатре, в котором рыцарь отдыхал и переодевался во время турнира, и о палатках, в которых крестоносцы укрывали от непогоды оружие и доспехи во время военных походов. Мантия как правило изображается пурпурной, подбитой горностаем и стянутой по углам золотыми шнурами с кистями. На некоторых больших государственных гербах (например, на большом гербе Российской империи) поверх мантии изображается сень - круглый шатёр из той же материи.

Щитодержатели

Щитодержателями называются фигуры, расположенные по сторонам щита и поддерживающие его. Как правило это те же геральдические животные - львы, орлы, грифоны, единороги, или человеческие фигуры - дикари с дубинами, ангелы или воины. Впрочем, щитодержатели могут быть взяты не из классической геральдики, а выступать самостоятельными символами чего-либо. Например, во множестве государственных гербов относительно молодых стран Африки, Азии и Америки щитодержателями являются наиболее характерные представители местной фауны - кенгуру, страус (Австралия), антилопы, тигры, зебры.

Выбор щитодержателей для герба не ограничивается каким-либо специальным правилом геральдики, хотя в российской геральдике, насквозь канцелярской, принято, что щитодержателей могут иметь только представители высшей аристократии.

В западной геральдике в отношении щитодержателей действует тот же принцип, что и в отношении девизов - они могут меняться по желанию владельца герба.


Герб австрийских земель Австрийской империи (рис. Х.Штрёля)

Основание

Основанием называется платформа, на которой стоят щитодержатели и на которой располагается весь герб в целом. Это может быть холм или лужайка, как на гербе Великобритании, льдина, как на гербе Исландии, резная плита, как на гербах Греции и Швеции, горы, как на гербе Малави, или остров в море, как на гербе Мальты. Основанием может быть и причудливо изогнутая ветка, похожая на деталь чугунной решётки, как на гербе князей Барклай-де-Толли- Веймарн. Основание не является обязательным элементом герба, им часто служит девизная лента. Щитодержатели всегда должны стоять на основании, какой бы формы оно ни было. Исключением являются только щитодержатели, парящие в воздухе, то есть летящие ангелы.

Девиз - краткое изречение, как правило, написанное на ленте внизу щита. Иногда девизы размещаются в гербе без ленты, если щит круглый, девиз обычно пишется вокруг щита. Очевидно, основой для девиза первоначально мог служить рыцарский боевой клич (как например "Crom boo", девиз герцогов Фицджеральдов, означающий "Кром (старый родовой замок) навсегда!", но девизом может быть короткое высказывание, напоминающее о каком-то важном историческом событии. или выражающее кредо владельца герба. Текст девиза может быть зашифрован и понятен только посвящённым. В западной геральдике было принято писать девизы на латыни, хотя это правило не обязательно. Смысл некоторых старинных девизов вообще невозможно понять - либо история не сохранила данных о событиях, о которых говорил девиз, либо в силу различных обстоятельств фраза искажалась, в неё вкрадывались ошибки. Девиз не является обязательной и постоянной частью герба, поэтому владелец может изменять его по своему желанию. При составлении новых гербов девиз всегда включается в их конструкцию. В государственных монархических гербах девиз иногда помещается на сени - шатре, располагающемся над мантией. Цвета ленты и букв должны соответствовать основным цветам и металлам герба. Вот примеры геральдических девизов. "С нами Бог" - государственный девиз Российской империи. "Gott mit uns" (нем.) - германский императорский государственный девиз аналогичного содержания. "Dieu et mon droit" (франц.) - "Бог и моё право" - девиз Великобритании.. "Dieu protege la France" (франц.) - старый французский девиз "Бог хранит Францию" .
На современном французском гербе начертаны слова:
"Liberte, Egalite, Fraternite" (франц.) - "Свобода, равенство, братство" . "Je maintiendrai" (франц.) - "Я сохраню" - Нидерландов.. "Nihil sine Deo" (лат.) - "Ничто без Бога" - Румынии.. "L"union fait la force" (франц.) - "Объединение даёт силу " - Бельгии. "Providentiаe memor" (лат.) - "Помню о предопределении" - Саксонии.

Из дворянских девизов можно привести следующие примеры. "Treu auf Tod und Leben" - девиз немецких графов Тотлебенов, в котором обыгрывается их фамилия -
"Верен в смерти и в жизни" . "Labore et Zelo" - латинский девиз графов Аракчеевых - "Трудом и усердием" . "Semper immota fides" - девиз графов Воронцовых - "Верность всегда непоколебимая " . "Deus conservat omnia" - девиз графов Шереметевых - "Бог сохраняет всё" . "Честь и верность" - девиз светлейших князей Варшавских, графов Паскевичей-Эриванских.

Девизная лента как правило расположена внизу герба, под основанием или на его фоне (кроме шотландской геральдики, в которой девиз помещается над нашлемником).

Хотя в некоторых больших гербах флаги встречаются, они не являются геральдическим элементом. Тем не менее, о них стоит упомянуть из-за тесной связи с геральдикой.

Флаги и знамёна издавна использовались как опознавательные знаки, хорошо различимые на расстоянии. Они были незаменимы на поле боя, но также и во время рыцарских турниров. С развитием военной технологии турнирные доспехи приобрели такую массивность и прочность, что рыцари могли отказаться от щита, как от основного элемента защиты. В связи с этим потребовалось перенести изображение герба со щита на вымпел, который заменял щит с гербом в качестве опознавательного знака.

Имеется три главных вида гербовых флагов: собственно флаг (banner), штандарт (standard) и флажок, или вымпел (pennon).

Знамя (banner)

Средневековый флаг, несущий изображение герба владельца, был вертикально вытянутым прямоугольником с отношением ширины к высоте как 2 к 3. Противоположный древку край флага мог быть снабжён многочисленными "язычками", или одним большим "языком" в верхнем правом углу (тогда он назывался "schwenkle").

Никто ниже ранга рыцаря-баннерета не имел право на флаг (Knight Banneret - несуществующий ныне старинный титул, дававший привилегию во время сражения вести своих людей под собственным флагом, в отличие от бакалавров (Bachelor), рыцарей низшего ранга, не имевших достаточного количества вассалов, чтобы собрать их под своё знамя). Ранг баннерета был ниже ранга рыцарей Ордена Подвязки, когда присваивался королём во время войны, а в обычное время следовал после титула баронета). На рисунке королевское знамя Шотландии.

Штандарт (standard)

Томаса Ховарда Генри Стаффорда (1475 г.)

Сира Роберта Веллеса (1470 г.) Сира Мейстера Гилфорда

Графа Эдмунда Рооса (1460 г.) Лорда Роберта Уиллогби (1440 г.)

Штандарт представляет собой длинное полотнище, сужающееся к концу и закруглённое. Причём закруглённый конец раздваивался, если штандарт не принадлежал принцу королевской крови. Штандарт, величина которого варьировалась от 11 ярдов (10 метров) у императора до 4 ярдов (1,5 метра) у барона, обычно разделялся на три части: в первой помещался рыцарский или национальный герб, во второй - гербовый значок, а в третьей части - изображение его навершия (были и другие варианты). Эти части разделялись полосами, на которых был начертан рыцарский боевой клич или девиз. Цвет штандарта соответствовал фамильным цветам рыцаря или цветам его гербового одеяния.

Во время сражения штандарт служил ориентиром для войск. Он показывал не физическое присутствие главнокомандующего, а местонахождение его штаба. На рисунке приведены штандарты сэра Генри Стаффорда (1475 г.) и Томаса Ховарда, участника войны Алой и Белой Розы (с 1455 по 1485 год). Крест Св. Георга на подъёме (область у древка) показывает национальную (английскую) принадлежность.

Флажок (pennon)

Это флаг, или вымпел, среднего размера (около трёх футов или одного метра), имевший треугольную форму и прикреплявшийся к древку копья. Как и знамя, он указывал на физическое присутствие человека, изображение герба которого нёс. Треугольный флажок меньшего размера назывался "pavon pennon". Здесь показан флажок с раздвоенным концом - вымпел Суверенного Военного Мальтийского Ордена.

Рисунки гербов и нашлемников, размещенные на странице, выполнены И.Лоуда (Jiri Louda).

23.07.18
Новость
09.07.18
Новость
11.05.18
Новость
04.05.18
Новость
27.04.18
Новость
20.04.18
Новость
Герб Прокопьевского района Панно без рамки на алюминиевом композите с пластиковым гербом РФ (серебро) Герб Свердловской области Эмблема Метрологической службы МО РФ Декоративные тарелки с гербом РФ в технике пике (point-to-point) Герб Курской области

100 геральдических терминов (определения и значения).

Примечание: часто используемые трактовки значений многих геральдических фигур являются во многом адаптацией для использования вне геральдики, т.к. в каждом конкретном гербе каждый элемент имеет собственное значение, которое в него вложил автор герба и подчас это значение не совпадает с условно "общепринятым".

1. АЛЕКСАНДРОВСКАЯ ЛЕНТА – лента красного цвета, применявшаяся в гербах областей, градоначальств и в гербах уездных городов.

2. АНДРЕЕВСКАЯ ЛЕНТА – лента голубого цвета, применявшаяся в гербах губернских городов, гербах столиц и городов временного пребывания царствующих особ.

3. АРМАТУРА – украшение из военных и других эмблем и предметов, располагающихся вокруг щита или за щитом.

4. БОЕВОЙ КЛИЧ – восклицание, призыв в форме изречения возвышенного, чаще всего воинственного характера. Помещается над гербовым щитом и его верхними украшениями на ленте.

5. БУРЕЛЕТ – фигура в виде матерчатого жгута с чередующимися цветами, повторяющими цвета герба. Помещается поверх шлема.

6. БЫК – символ труда и терпения, плодородия и скотоводства.

7. ВЕНЕЦ – основание короны в виде обруча.

8. ВЕНЗЕЛЬ – фигурное декоративное сплетение одной или нескольких букв с цифрой или без нее, имеющее отношение к гербовладельцу.

9. ВЗЛЕТАЮЩИЙ – положение птицы с поднятыми вверх крыльями.

10. ВИЛООБРАЗНЫЙ КРЕСТ – почетная геральдическая фигура, образуемая слиянием в центре щита двух полос, выходящих из верхних углов щита, и одной полосы, выходящей из середины нижней кромки щита.

11. ВОЗРАСТАЮЩИЙ – положение фигуры, когда над горизонтальной линией возвышается только часть основной фигуры.

12. ВОЛК – символ алчности, злости и прожорливости. Помещается в гербах как знак победы над алчным, злым противником.

13. ВОЛЬНАЯ ЧАСТЬ – почетная геральдическая фигура в виде прямоугольника в одном из углов щита. Ее размер определяется площадью фигуры, называемой прямым крестом. Вольная часть применяется в гербах городов, где помещается эмблема губернии или области.

14. ВОССТАЮЩИЙ – положение животного, стоящего на задних ногах, когда правая нога впереди, а левая сзади. Символизирует готовность напасть на врага или добычу. Если в тексте описания герба сказано, что в поле щита лев, то это означает, что он изображен именно в этом положении.

15 . ВОРОН – символ предусмотрительности и долголетия.

16. ГАРПИЯ – женщина-птица с головой и грудью женщины, телом и крыльями орла и железными когтями. Символ омерзительных порочных страстей. Помещается в гербах как знак победы над низменным противником.

17. ГЕОРГИЕВСКАЯ ЛЕНТА – лента с тремя черными и двумя оранжевыми полосами. Применялась как элемент украшения в гербах городов-крепостей, отличившихся во время осады неприятелем.

18. ГЕРАЛЬДИКА – наука о составлении, описании и расшифровке гербов. В геральдике имеются свои правила, терминология, семантика и символика, позволяющие не только кратко и ясно описывать герб, но и проводить гербовую экспертизу.

19. ГЕРАЛЬДИЧЕСКИЕ МЕТАЛЛЫ – золото и серебро. Золото изображается желтым цветом или множеством точек на поверхности. Серебро изображается белым цветом.

20. ГЕРАЛЬДИЧЕСКИЕ МЕХА – беличий и горностаевый. В зависимости от цвета и положения стилизованных фигур, изображающих мех, имеется большое разнообразие видов этих мехов.

21. ГЕРАЛЬДИЧЕСКИЕ ФИГУРЫ – геометрические фигуры, занимающие определенную часть щита и представляющие собой площадь для помещения на ней других фигур. Геральдические фигуры делятся на почетные и второстепенные. Среди почетных выделяются глава, пояс, столб, перевязь, стропило, прямой крест, косой крест, вилообразный крест, оконечность, кайма, вольная часть, четверть и средний щиток.

22. ГЕРАЛЬДИЧЕСКИЕ ЦВЕТА – голубой (лазурь), зеленый, красный (червлень), пурпурный и черный. Негеральдические фигуры могут изображаться в натуральном цвете.

23. ГЕРБ – совокупное изображение условных или естественных фигур, составленных на основе правил геральдики.

24. ГЕРБОВНИК – гербовая книга, в которой помещено собрание гербов с их описанием и родословными данными.

25. ГЛАВА – почетная геральдическая фигура в виде горизонтальной полосы шириной в 2/7 щита, примыкающей к верхней кромке щита.

26. ГОЛУБОЙ ЦВЕТ – символизирует красоту, величие, верность, доверие, безупречность, а также развитие, движение вперед, надежду, мечту. Изображается горизонтальными линиями.

27. ГОЛУБЬ – символ смирения и чистоты, святого Духа.

28. ГРИФОН – чудовищная птица с орлиным клювом и телом льва. Символизирует могущество, власть, бдительность, быстроту и силу.

29. ДЕВИЗ – выразительное изречение, афоризм, имеющий прямое или аллегорическое отношение к гербовладельцу. Помещается на узкой ленте под или над щитом. Цвет ленты и букв должен соответствовать цвету или металлу герба.

30. ДЕСНИЦА – правая рука с вытянутыми указательным и средним пальцами. Символизирует верность клятве, присяге, обещанию.

31. ДРАКОН – фантастическое существо с головой и ногами орла, языком в виде жала, туловищем змея, крыльями летучей мыши и толстым кольчатым хвостом. Символизирует силу и могущество. Как змий (змей), которого поражает всадник, символизирует зло и смуту.

32. ДУБОВЫЙ ЛИСТ – символизирует силу, могущество, прочность, борьбу и победу. Дубовые листья помещались в гербах губерний.

33. ЕДИНОРОГ – мифическое животное с телом лошади и длинным рогом на лбу. Символизирует силу, непобедимость, устрашение. В христианстве – символ чистоты и девственности.

34. ЖУРАВЛЬ – символ бдительности.

33. ЗЕЛЕНЫЙ ЦВЕТ – символизирует изобилие, плодородие, радость, свободу, покой и мир. Изображается диагональными линиями справа налево.

36. ЗЕРКАЛО – символ осторожности и общественной власти, честного выполнения общественного долга, правдивости и чистоты помыслов.

37. ЗМЕЯ – символ мудрости, добра и предосторожности. Змея, свернувшаяся кольцом – символ здоровья; держащая во рту хвост – символ вечности, бесконечности, бессмертия; ползущая – символ печали; пьющая из чаши – символ врачевания, медицины.

38. ЗОЛОТО – символизирует справедливость, милосердие и смирение, а также богатство, знатность, самостоятельность.

39. КАБАН – символ неустрашимости и могущества.

40. КАДУЦЕЙ (жезл Меркурия) – жезл, обвитый глядящими друг на друга змеями. Символ торговли, изобилия, острого разума, красноречия и прилежания в труде, мирного разрешения споров.

41. КАЙМА – почетная геральдическая фигура в виде полосы, проходящей вдоль всей кромки щита.

42. КОЛОС – символизирует земледелие, богатство земли. Помещался в гербах городов и посадов, отличающихся земледелием.

43. КОРОНА – символизирует господство и власть. В гербах используется множество различных корон: античная, баронская, герцогская, графская, дворянская, императорская и многие другие. В гербах городов широко применялись и стенные (башенные) короны, различавшиеся по цвету и количеству зубцов на них: золотого цвета – в гербах губернских, серебряного – в гербах уездных городов. Башенная корона о пяти зубцах – в гербах городов с населением больше 50 тысяч человек, о трех зубцах – в гербах городов с населением меньше 50 тысяч человек.

44. КОСОЙ КРЕСТ – почетная геральдическая фигура, образуемая двумя диагональными полосами шириной в 2/7 ширины щита, выходящими из углов щита. Такой крест называют и андреевским.

45. КОШКА – символ независимости.

46. КРАСНЫЙ ЦВЕТ – символизирует любовь, мужество, смелость, великодушие, а также кровь, пролитую за веру, государя, отечество.

47. КРЕСТ – символ христианства и верности четырем его добродетелям – умеренности, благоразумию, справедливости и мужеству. Как древний знак – символ огня (огонь добывали трением двух палочек), спасения и благополучия.

48. ЛАВРОВЫЙ ВЕНЕЦ – символ нерушимости, твердой славы, величия и победы.

49. ЛЕВ – символ власти, силы, храбрости и великодушия.

50. ЛЕОПАРД – символ стойкости, смелости и отваги в бою.

51. ЛЕСТНИЦА – символ больших возможностей для развития, новых средств для повышения благосостояния.

52. МАНТИЯ – накидка в виде плаща или палатки, прикрывающая герб. Применяется в гербах государей, принцев и князей. Изготавливается из темно-малинового бархата, подбитого горностаевым мехом и отделанного золотой бахромой. Верхние углы мантии перевязаны золотыми шнурами с кистями.

53. МЕДВЕДЬ – символ предусмотрительности и силы.

54. МЕЧ – старинное оружие в виде длинного обоюдоострого ножа с рукоятью и эфесом. Символизирует готовность к защите отечества, рода, города от врагов, а также участие в сражениях. В гербах часто изображается и так называемый огненный (пламенеющий) меч – символ не только военного, но и духовного оружия, которое символизирует просветительство, свет, добро.

55. МОЛОТ – символизирует упорный нелегкий труд ремесленников и рабочих. Помещался в гербах городов, отличающихся промышленным производством.

56. НАМЕТ – композиция из украшений в виде причудливых листьев, соединенных между собой и выходящих из верхней части шлема вправо и влево. Изображается финифтью сверху и металлом снизу.

57. НАШЛЕМНИК – фигура, помещаемая на шлеме, короне или поверх буралета. Символизировал особое отличие у рыцарей. В качестве нашлемника употреблялись фигуры, обычно повторяющиеся в щите, а также страусовые или павлиньи перья и другое.

58. НЕГЕРАЛЬДИЧЕСКИЕ ФИГУРЫ – фантастические, а также фигуры, взятые из жизни, созданные природой или человеком. Изображаются в гербах натуральными цветами.

59. ОВЦА – символ кротости, доброты и сельской жизни.

60. ОКОНЕЧНОСТЬ – почетная геральдическая фигура, образованная линией, соединяющей боковые кромки щита на высоте, равной 2/7 ширины щита. Нижняя кромка оконечности совпадает с нижней кромкой щита.

61. ОЛЕНЬ – символ воина, перед которым бежит неприятель.

62. ОЛИВКОВАЯ ВЕТВЬ – символ мира и процветания.

63. ОРЕЛ – символ власти, господства, независимости, силы, а также великодушия и прозорливости. Двуглавый российский орел – символ единства европейской и азиатской частей России, преемственности христианства от Византии, символ высшей власти.

64. ПАВЛИН – символ тщеславия и суетности. Помещался в гербах как знак победы над гордым противником.

65. ПЕЛИКАН – символ бескорыстия и самопожертвования, благотворительной помощи и заботы.

66. ПЕРЕВЯЗЬ – почетная геральдическая фигура в виде диагональной полосы шириной в 2/7 ширины щита, проходящей по диагонали из верхнего угла щита в нижний, поэтому перевязь может быть справа или слева.

67. ПЕРЕСЕЧЕННЫЙ – поле щита, разделенное посередине горизонтальной линией.

68. ПЕТУХ – символ бодрствования, бдительности, верного стражника, символ боя, сражения, борьбы. Петух также символизирует мужское активное начало, силу и энергию.

69. ПОЛУМЕСЯЦ – полукруг с вогнутой средней частью. Может изображаться с человеческим профилем. Символизирует победу над мусульманством или связь с ним.

70 .ПОСОХ – символ духовной власти и святительства.

71. ПОЯС – почетная геральдическая фигура в виде полосы шириной в 2/7 ширины щита, проходящей горизонтально посередине щита.

72. ПРЯМОЙ КРЕСТ – почетная геральдическая фигура, образованная двумя полосами шириной 2/7 ширины щита, выходящими из середины противоположных кромок щита.

73. ПУРПУРНЫЙ ЦВЕТ – символ достоинства, благочестия, умеренности, щедрости и верховного господства. Изображается диагональными линиями слева направо.

74. ПЧЕЛА – символ трудолюбия и неутомимости.

75. РАЗДЕЛЕННЫЙ ВИЛООБРАЗНО – деление щита тремя линиями, выходящими из верхних углов и середины нижней кромки щита и сходящимися в центре щита.

76. РАЗДЕЛЕННЫЙ ГОНТОВИДНО – деление щита на прямоугольники четырьмя вертикальными и тремя горизонтальными линиями.

77. РАЗДЕЛЕННЫЙ ЧЕТВЕРОЧАСТНО – деление щита на четыре части линиями, выходящими из середины противоположных кромок щита.

78. РАЙСКАЯ ПТИЦА (ГАМАЮН) – мифическая птица счастья. Символизирует также мир, богатство, благополучие, величие. На Руси считалась и вещей птицей. Связана с удивительными преданиями и легендами, уходящими в глубокую древность Востока.

79. РАССЕЧЕННЫЙ – деление щита пополам вертикальной линией.

80. СВЕЧА – символ бескорыстного служения делу, созидания и освобождения. В христианстве огонь свечи – символ Христа. Погасшая свеча – символ смерти.

81. СВИТОК – символ учености, отношения к большой науке.

82. РУКА С МЕЧОМ – символ верности воинскому долгу.

83. СЕНЬ – фигура шатрообразной формы или в виде балдахина, изображаемая в гербе поверх мантии. Изображается золотым цветом, оторачивается бахромой и венчается короной.

84. СЕРЕБРО – геральдический металл, изображаемый белым цветом. Символ веры, чистоты, искренности, чистосердечности, благородства, откровенности и невинности.

85. СКИПЕТР – фигура в виде жезла с наконечником сверху. Символизируя высшую власть монарха, изображался в гербах столиц и городов постоянного пребывания царствующих особ.

86. СКОШЕННЫЙ – деление щита диагональной линией, проходящей из верхнего угла щита в нижний. В зависимости от направления и количества диагональных линий щит может быть скошенный слева, справа или четверочастно.

87. СОБАКА – символ верности, преданности, бдительности и послушания. Редко – символ врачевания (зализывает раны).

88. СОВА – символ мудрости, смекалки и расторопности.

89. СОКОЛ – символ храбрости, ума и красоты.

90. СОЛНЦЕ – символ истины, провидения, богатства и изобилия.

91. СТОЛБ – почетная геральдическая фигура в виде вертикальной полосы шириной 2/7 ширины щита, проходящей посередине щита.

92. СТРОПИЛО – почетная геральдическая фигура, образованная двумя полосами шириной 2/7 ширины щита, выходящими из нижних углов щита и соединяющимися у середины верхней кромки щита.

93. ФАКЕЛ – символ правды, стремления к знаниям, духовного горения и желания творить, готовности к самопожертвованию. Факел, склоненный к земле – символ смерти.

94. ФЕНИКС – мифическая птица, возрождающаяся из огня и пепла. Символ возрождения и бессмертия.

95. ЧЕТВЕРТЬ – почетная геральдическая фигура в виде прямоугольника, образованного двумя линиями, выходящими из середины двух прилегающих сторон щита.

96. ЧЕРНЫЙ ЦВЕТ – символ образованности, скромности, осторожности, постоянства в испытаниях, скорби и печали. Изображается пересекающимися вертикальными и горизонтальными линиями.

97. ШЛЕМ – символ принадлежности к титулованному роду. В гербах применялись шлемы самой различной формы для указания титула владельца герба: княжеский, графский, дворянский и многие другие. Как украшение применялся и древний русский шлем.

98. ЩИТ геометрическая фигура, на которой помещаются гербовые фигуры. В русской геральдике принят так называемый французский щит – четырехугольной формы с закругленными нижними углами, с заострением в средней части нижней кромки щита, с соотношением ширины к высоте, равной 7:8. Среди других форм щита выделяются треугольный (варяжский), круглый (английский), овальный (итальянский), фигурный (немецкий), плоский сверху и закругленный внизу (испанский) и многие другие.

99. ЩИТОДЕРЖАТЕЛИ – фигуры, изображенные по сторонам щита и как бы поддерживающие его. Ими могут быть изображения человека, святых, животных, а также фантастических существ. Щитодержатели изображаются натуральными цветами. Они могут повторять фигуры, помещенные в щите, или иметь какое-либо отношение к владельцу – например, могут изображать подчиненных гербовладельца, его покровителей, национальность владельца герба и другое.

100. ЯЙЦО – символ начала всего живого, надежды и новой жизни.

Loading...Loading...