Виды транспортных средств, характеристики и назначение. Транспорт - что такое? Виды и назначение транспорта

Введение

Прогресс человеческого общества неотделим от истории развития транспорта. Если под словом "транспорт" понимать прежде всего процесс перемещения, то можно утверждать, что без перемещения орудий и предметов труда и самого человека невозможно ни добывание (производство) пищи, ни изготовление одежды и жилища, ни какая либо другая целесообразная деятельность.

С появлением частной собственности и разделением людей на классы стали развиваться государства, в рамках которых назначение транспорта еще более повысилось. Расселение людей на более обширных территориях, строительство городов, рост обмена и торговли - все это привело к дальнейшему быстрому развитию транспорта.

Современный транспорт представляет собой единую (в социально-экономическом отношении) транспортную систему, включая мощную сеть железнодорожных, морских, речных, автомобильных, воздушных, трубопроводных городских и промышленных коммуникаций. Перемещая ежегодно миллиарды тонн сырья, топлива, материалов, продукции, а также многие миллиарды пассажиров с достаточно высоким уровнем комфорта и скорости, современный транспорт обеспечивает массовое индустриальное производство, глубокое разделение труда, внутреннюю и внешнюю торговлю, способствует развитию культуры и науки.

Но переживаемая страной экономическая и политическая нестабильность осложняет финансовое положение транспорта. Продолжается падение объема перевозок грузов и пассажиров, что связано с экономическим спадом в грузообразующих отраслях народного хозяйства и низкой платежеспособность населения.

В своей курсовой работе я рассмотрела основные проблемы транспортного комплекса на современном этапе развития экономики РФ, попыталась провести сравнительную характеристику основных видов транспорта, учитывая их преимущества и недостатки, а также отметила недостатки нынешней законодательной базы в сфере транспортных услуг.

1. Транспорт как сфера материального производства.

В современном обществе очень немногие потребности человека могут быть удовлетворены без помощи транспорта, который используется либо для перевозки грузов к местам их использования, либо людей к местам потребления товаров и услуг.

Транспорт существенно зависит от географических условий, особенно от топографических особенностей горных цепей, равнин, долин и береговой полосы, являясь средством заполнения географических разрывов между производством и потребителем. Транспорт призван связывать производство и потребителя и должен для этого создавать соответствующие средства и во многих случаях выступает как катализатор, повышая уровень активности экономики. Он позволяет расширить масштабы производства, связать производство и потребителей. Транспорт нужен для достижения уровня личного благосостояния, невозможного в прошлом.

В едином народнохозяйственном комплексе транспорт занимает особое место. Он является одной из отраслей, формирующих инфраструктуру народного хозяйства, призванного удовлетворять постоянно растущие потребности общества в пространственном перемещение вещественных продуктов труда и людей.

В новых условиях, когда необходимо добиться материальной сбалансированности экономики, ритмичности работы всего народного хозяйства, роль транспортного звена, взаимосвязанного со всеми материальными отраслями и непроизводственной сферой приобретает особую значимость. Общество предъявляет к транспорту конкретные и весьма ответственные требования: полное, своевременное и высококачественное удовлетворение потребностей народного хозяйства и населения в перевозках. Очень важно максимально использовать резервы и возможности всех видов транспорта, рационально перераспределять между ними перевозки.

Транспорт в роли особой отрасли материального производства сделали возможным высокий уровень развития специализации производства в наиболее благоприятных для этого географических областях стран и мира в целом. В современном обществе очень немногие потребности человека могут быть удовлетворены без помощи транспорта, который используется либо для перевозки грузов к местам их использования, либо людей к местам потребления товаров и услуг.

Транспорт является частью экономической деятельности, которая связана с увеличением степени удовлетворения потребностей людей при помощи изменения географического положения товаров и людей. Он может доставлять сырье к местам, где потребители могут их лучше использовать.

Главное в общественном производстве, рассматриваемом с организационно-технологической стороны, целесообразное, оптимальное соединение, до этого находящихся порознь компонентов (предметов и орудий труда, живого труда). На ранних стадиях развития производительных сил транспортировка составляла единый процесс с материальным производством. В результате общественного разделения труда этот вид деятельности обобщился, что вызвало особое производство транспортной продукции как самостоятельного товара, имеющего всегда достаточно высокую меновую стоимость.

Специализация районов, их комплексное развитие не возможно без системы транспорта. Транспортный фактор оказывает влияние на размещение производства, без его учета нельзя достичь рационального размещения производительных сил. Также важное значение транспорт имеет и в решение социально-экономических проблем. Специфика транспорта как сферы экономики заключается в том, что он сам не производит продукцию, а только участвует в её создании, обеспечивая производство сырьём, материалами, оборудованием и доставляя готовую продукцию потребителю.

Транспорт создает условия для формирования местного и общегосударственного рынка. В условиях перехода к рыночным отношениям роль рационализации транспорта существенно возрастает. С одной стороны от транспортного фактора зависит эффективность работы предприятия, что в условиях рынка напрямую связано с его жизнеспособностью, а с другой стороны, сам рынок подразумевает обмен товарами и услугами, следовательно, невозможен и сам рынок. Поэтому транспорт является важнейшей составной частью рыночной инфраструктуры.

Виды транспорта и их классификация.

Основными видами транспорта в РФ являются железнодорожный, автомобильный, авиационный, трубопроводный, морской и речной. Каждый из данных видов транспорта выполняет в рамках транспортной системы России определенную функцию в соответствии со своими технико-экономическими особенностями, провозной способностью, географическими и историческими особенностями развития.

В условиях России железнодорожный транспорт наиболее эффективен для перевозки массовых видов грузов на средние и дальние расстояния с высокой концентрацией грузовых потоков, а также для перевозки пассажиров на средние расстояния и в пригородном сообщении.

Автомобильный транспорт не может составить конкуренции железнодорожному в массовых межрайонных грузовых перевозках прежде всего из-за его высокой удельной энергоемкости и себестоимости перевозок, большой дальности перевозок и отсутствия современной сети автодорог высокого технического уровня.

Сфера применения автомобильного транспорта в России - внутригородские, пригородные и внутрирайонные грузовые и пассажирские перевозки, в также перевозки на средние и дальние расстояния малотоннажных ценных и скоропортящихся грузов.

Морской транспорт выполняет в основном внешние, экспортно-импортные перевозки (в том числе все грузовые перевозки в межконтинентальном сообщении). Велика его роль в каботажных (внутренних) перевозках для северных и восточных прибрежных регионов страны.

Внутренний водный (речной) транспорт предназначен для перевозок отдельных массовых видов грузов на средние и дальние расстояния, а также для пассажирского сообщения (особенно пригородного). Однако в последние десятилетия он не выдерживает конкуренции с другими видами транспорта и практически превратился в специфический вид технологического транспорта, предназначенного для перевозки минерально-строительных материалов.

Трубопроводный транспорт, в отличие от выше описанных универсальных видов транспорта, пока остается узкоспециализированным, предназначенным для перекачки на дальние расстояния жидких и газообразных продуктов ограниченной номенклатуры.

По своим функциям воздушный транспорт также относится к узкоспециализированным: он осуществляет в основном пассажирские перевозки на дальние и средние расстояния, хотя и имеют большое значение в транспортировке ряда ценных, скоропортящихся их срочных грузов.

Ведущее место по грузообороту среди универсальных видов транспорта принадлежит железнодорожному - 32,4%, а на долю автомобильного, морского и речного приходится менее 16% от общего грузооборота. Доля железнодорожного и речного транспорта в общем грузообороте последние десятилетия падает. В тоже время доля узкоспециализированного трубопроводного транспорта постоянно увеличивается и в настоящее время составляет 52,5%. Доля воздушного транспорта в грузообороте крайне незначительна.

По объему перевозимых грузов лидирующее положение занимает автомобильный транспорт - 79%, на втором месте - железнодорожный - 10,6%, на третьем - трубопроводный - 8%. На остальные виды транспорта приходится менее трех процентов от общего объема перевозимых грузов.

Роль отдельных видов транспорта в пассажирских перевозках выглядит иначе.

В междугородном сообщении в пассажирообороте выделяются железнодорожный, воздушный и автобусный транспорт. На них приходится свыше 99% пассажирооборота. В перевозках пассажиров безусловным лидером является автомобильный транспорт. Доля водных и воздушного транспорта крайне незначительна.

В пригородном сообщении 99% пассажирооборота и перевозок пассажиров приходится только на два вида транспорта: железнодорожный и автобусный.

Во внутригородском сообщении ведущее место и по пассажирообороту (52,2%), и по перевозкам пассажиров (48,0%) занимают автобусы. На втором месте - городской электрический транспорт (трамвай, троллейбус, метрополитен).

1.2 Единая транспортная система.

В РФ все виды транспорта общего пользования составляют единую транспортную систему (ЕТС). В ее составе: железнодорожный, речной, морской, автомобильный, воздушный и трубопроводный транспорт.

Единая транспортная система России отличается весьма сложной структурой. Экономическая основа этой системы - производственно-экономические связи. Ее материальная основа - сеть путей сообщения, технические средства транспорта и служба перевозок. Сеть путей сообщения образуют: межрайонные магистрали, поддерживающие межрайонное разделение труда и цементирующие все районы страны в единый хозяйственный организм; районные транспортные сети, обеспечивающие развитие внутрирайонных производственных связей, связей между отдельными частями районного комплекса; внутрихозяйственные дороги, призванные осуществлять перевозочные функции в процессе производственной деятельности отдельных промышленных и сельскохозяйственных предприятий.

Транспорт - сложная межотраслевая система, занимающая ключевое положение в территориальной организации производительных сил. Экономико-географическое изучение транспорта направлено на раскрытие территориальных особенностей функционирования транспортной системы. При этом особое значение имеет оценка транспортно-географического положения как отдельных элементов ЕТС, так и различных народнохозяйственных объектов, взаимодействующих между собой с помощью транспорта.

В составе ЕТС каждый вид транспорта имеет свои рациональные сферы применения. При их установлении учитывают прежде всего эксплутационные расходы, необходимые размеры капитальных вложений, удельный расход топлива и энергии, мощность грузовых и пассажирских потоков, дальность перевозки, род грузов. Например, железнодорожный транспорт осуществляет перевозку массовых грузовых потоков, морской - межконтинентальные перевозки на большие расстояния, а также большим и малым каботажем. Значение того или иного вида транспорта в ЕТС РФ определяется, прежде всего, долей в общем грузообороте (см. таблицу 1.2.1) и пассажирообороте.

Таблица 1.2.1

Распределение грузооборота в ЕТС России (млн. тонн)

Виды транспорта

Железнодорожный

Автомобильный

Трубопроводный

Воздушный

В последнее время доля железнодорожного транспорта в общем грузообороте снизилась, но он сохраняет свое ведущее значение в ЕТС, что обусловлено в первую очередь соответствием главных магистралей основным транспортно-экономическим связям, а также его технико-экономическими преимуществами в условиях РФ над другими видами наземного транспорта. Водные пути далеко не везде совпадают с ними, кроме того зима приостанавливает навигацию на многих речных и морских путях на длительный срок. Сокращение удельного веса речного в грузообороте страны объясняется прежде всего наличием других, более эффективных видов транспорта: трубопроводного и автомобильного. Однако распад СССР и увеличение международных экономических связей привело к увеличению доли морского транспорта в грузо- и пассажирообороте.

Все больше возрастает роль трубопроводного транспорта, однако он остается довольно узкоспециализированным, осуществляющим перекачку сырой нефти, продуктов ее переработки и природного газа. Автомобильный транспорт не выделяется грузооборотом, так как это короткобежный вид транспорта. Однако его значение в ЕТС России трудно переоценить.

Железнодорожный транспорт уступает по пассажирообороту автотранспорту.

Таблица 1.2.2

Распределение пассажирооборота в ЕТС России (млн. чел.)

Виды транспорта

Железнодорожный

Автобусный

Таксомоторный

Трамвайный

Троллейбусный

Метрополитены

Воздушный

Особенно велик удельный вес автотранспорта в городах. Усиление его роли закономерно, так как большая часть пассажирских перевозок приходится на маршруты между населенными пунктами, не имеющими прямой железнодорожной связи. В направлениях, параллельных железнодорожным линиям, автобусами перевозится только 1/4 всех пассажиров. На воздушный транспорт в общих пассажирских перевозках приходится менее 1%, но исключительно большая их дальность выдвинула его на третье место среди всех видов транспорта по объему пассажирооборота. За последние годы численность поездок по железным дорогам на расстояния свыше 1000 км уменьшается, а на воздушном транспорте они растут.

Важный элемент ЕТС страны - транспортная сеть, определяющая возможные направления перевозок и пункты, между которыми устанавливается тот или иной вид сообщения. Она состоит из коммуникаций разных видов транспорта общего и необщего пользования. Формирование транспортной сети обусловлено рядом социально-экономических факторов: развитием и размещением хозяйства; городских поселений; направлением и мощностью основных транспортно-экономических связей; расположением крупных курортных и туристических объектов.

2. Сравнительная характеристика деятельности различных видов транспорта в единой транспортной системе.

Железнодорожный транспорт - ведущий в транспортной системе России. Его ведущее значение обусловлено двумя факторами: технико-экономическими преимуществами над большинством других видов транспорта и совпадением направления и мощности основных транспортно-зкономических межрайонных и межгосударственных (в границах СНГ) связей России с конфигурацией, пропускной и провозной способностью железнодорожных магистралей (в отличие от речного и морского транспорта). Так же это обусловлено географическими особенностями нашей страны. Протяженность железных дорог в России (87 тыс. км.) меньше чем в США и Канаде, но работа выполняемая ими, больше, нежели в других странах мира. Главная задача железных дорог России - обеспечить надежную транспортную связь европейской части страны с её восточными районами. Нужно отметить, что важнейшие транспортные линии перегружены. Средняя скорость движение на железных дорогах около 30 км/ч и постоянно снижается. Наиболее густая и разветвленная сеть железных дорог расположена в европейской части Российской Федерации. Известно, что железные дороги РФ, располагая 11-12% общей протяженности железных дорог мира, выполняют более 50 % грузооборота железных дорог. В 1996 году грузооборот наших дорог составил 1131 млн.т/км, а пассажирооборот превысил 417 млрд. пасс./км. На долю железных дорог приходится свыше 50 % всех производственных фондов транспорта общего пользования. В отрасли было занято, с учетом работников непроизводственной сферы, около 3,5 млн. чел. Однако в целом развитие железных дорог и улучшение экономических показателей их деятельности стали явно отставать от потребностей народного хозяйства. Несмотря на это, железные дороги остаются наиболее экономичным видом транспорта (в отличии от воздушного и автомобильного транспорта), уступая по уровню себестоимости перевозок лишь трубопроводному и морскому транспорту. Преимуществом железнодорожного транспорта является независимость от природных условий (строительство железных дорог практически на любой территории, возможность ритмично осуществлять перевозки во все времена года, в отличие от речного транспорта). Эффективность железнодорожного транспорта становится ещё более очевидной, если учесть такие его преимущества, как высокие скорости подвижного вагонопотока, универсальность, способность осваивать грузопотоки практически любой мощности (до 75-80 млн. т. в год в одном направление), во много раз меньше чем у других видов транспорта. Среди существующих показателей наиболее точно характеризуют уровень мобильности железнодорожного транспорта следующие: удовлетворение потребностей народного хозяйства в перевозках за определенный период времени, соблюдение сроков доставки грузов, оборот вагона, участковая и техническая скорость, коэффициент участковой скорости, средний простой вагона под одной грузовой операцией. В пассажирских перевозках наиболее важны такие показатели, как соблюдение графика и расписания движения, выполнение плана пассажирских перевозок.

Автомобильный транспорт. К началу 90-х общего пользования с твердым покрытием превысила 1100 тыс. км. Расширено строительство дорог в сельской местности. По количеству перевозимых грузов он превзошел железнодорожный. По грузообороту его доля относительно невелика 26 млн. т., так как средняя дальность перевозки 1 т. груза составляет всего 21 км. Из всех видов транспорта автомобиль наиболее пригоден на короткие расстояния. Высокая маневренность позволяет доставлять грузы без промежуточных погрузочно-разгрузочных операций. Наряду с этим у него есть и большой недостаток: себестоимость перевозок значительно выше, чем на железнодорожном и водном транспорте. Высокая себестоимость-результат малой грузоподъемности единицы подвижного состава.

Сфера применения автотранспорта широка. Он выполняет большую часть коротких внутрирайонных перевозок, подвозит грузы к станциям железных дорог и речным пристаням и развозит их к потребителю. В северных и восточных районах, где почти нет других видов сухопутного транспорта, им осуществляются дальние межрайонные перевозки. Основу автодорожной сети РФ составляют дороги с твердым покрытием. При небольших грузовых потоках и слабой интенсивности пассажирского движения строительство дорог экономически неоправданно. В таких случаях связь между населенными пунктами осуществляется по грунтовым улучшенным дорогам. Крупные населенные пункты и основные грузообразующие точки связаны между собой благоустроенными дорогами круглогодичного действия. Основу автодорожной сети страны составляют автомобильные магистрали, обеспечивающие скоростной проезд автотранспорта между столицами республик и центрами крупных экономических районов.

Для сети автодорог характерен радиальный рисунок вблизи крупных городов и промышленных городов. Главные межрайонные трассы идут параллельно железным дорогам, что закономерно, так как все виды транспорта в составе ЕТС РФ выполняют общую задачу - осуществляют транспортно-экономические связи. Автотранспорт широко применяется для внутрипроизводственных (технологических) перевозок и доставки готовой продукции в пункты потребления. В структуре перевозок выделяются строительные грузы (в том числе кирпич и цемент) - более 13 % общих перевозок, вскрышные породы и грунт, хлебные грузы, черные металлы, каменный уголь, лес, товары народного потребления. В некоторых районах значительны перевозки сельскохозяйственных грузов, например, сахарной свеклы в Центрально – Черноземном и Северном Кавказе.

Автотранспорт общего пользования выполняет большой объем пассажирских перевозок (90 % перевозок пассажиров всем магистральным транспортом). Однако основная их часть - около 80% - приходится на внутригородские перевозки. Доля пригородных поездок составляет 18%, а междугородных - лишь 2%. В последние годы в крупных городах резко возрастает парк индивидуальных легковых автомобилей, что приводит к увеличению их доли в пассажирских перевозках.

Морской транспорт имеет важное значение в транспортной системе России: он стоит на третьем месте по грузообороту после железнодорожного и трубопроводного транспорта.

В отличие от других видов транспорта морскими судами перевозят главным образом экспортно-импортные грузы (46 % экспортных и 70% импортных). Внешние перевозки грузов преобладают. Внутренние перевозки большого значения не имеют, за исключением побережья Тихого и Северного Ледовитого океанов. Во внутренних морских транспонировках преобладает малый каботаж, или плавание вдоль берегов в пределах одного или двух смежных морских бассейнов. Большой каботаж имеет меньшее значение.

Морские границы Российской Федерации протянулись на 47тыс.км и более чем в 2 раза превышают по длине сухопутные.

На долю морского транспорта приходится около 12 % грузооборота. По многим технико-экономическим показателям морской транспорт превосходит другие: самая большая единичная грузоподъемность, практически неограниченная пропускная способность морских путей, сравнительно малые удельные капитальные вложения, небольшие затраты энергии на перевозку 1 т. груза. Однако его зависимость от физико-географических и навигационных условий, необходимость создания на морских побережьях сложного портового хозяйства ограничивают сферу его применения. В составе морского флота наряду с универсальными значительную долю составляют специализированные сухогрузные и лесовозы, рефрижераторные, железнодорожные паромы и др. Контейнерные морские перевозки позволили создать единый транспортный цикл - “от двери к двери”. Суда типа “РО-РО” (роклеры) позволяют осуществлять погрузку и выгрузку через носовые и кормовые ворота горизонтальным способом. Специальные морские суда берут на борт мелкосидящие баржи - лихтеры и спускают на воду собственными средствами в устьях рек или на рейдах затем их отбуксировывают к месту назначения актерами.

Велико значение морских паромных переправ, обслуживаемых железнодорожными паромами, в обеспечении взаимодействия различных видов транспорта. В суровых условиях плавания по морям Северного Ледовитого океана используются ледоколы. Российская Федерация обладает самым мощным в мире ледокольным флотом. Атомные ледоколы поддерживают круглогодичную навигацию в западном секторе Северного морского пути.

Специфика перевозок морским транспортом предопределила преобладание в составе грузов массовых и объемных, прежде всего нефтяных, руды, строительных материалов, леса, каменного угля, хлебных грузов. Динамичное развитие экономики РФ, неуклонный курс на мирное сосуществование и взаимовыгодное сотрудничество со всеми странами, независимо от их социальных систем, являются объективной базой высоких и устойчивых темпов роста перевозок отечественным морским флотом.

Внутренний водный транспорт относится к одному из древнейших видов транспорта. Судоходные водные пути РФ в настоящее время имеют протяженность 93,8 тыс. км и являются важнейшей частью транспортной инфраструктуры государства. По внутренним водным путям осуществляются перевозки на всей территории РФ. Особенно существенно их значение при доставке грузов в районы Севера, Сибири и Дальнего Востока. Речной транспорт располагает большой и хорошо разветвленной сетью путей и озер. Россия располагает уникальными внутренними водными путями, протяженность которых составляет около 100 тыс. км. Но в последнее время доля речного траспорта в грузообороте сокращается, так как он не выдерживает конкуренции с другими видами магистрального транспорта, и прежде всего с железнодорожным транспортом, сфера применения которого в сравнении с речным транспортом практически идентична.

Строительство Беломоро-Балтийского канала, Волго-Балтийского водного пути, канала имени Москвы, каскада гидроэлектростанций на Волге и Каме, ввод в эксплуатацию Волго-Донского канала позволили создать единую глубоководную магистраль, соединившую Белое, Балтийское Чёрное, Азовское и Каспийское моря, получить выход в Средиземное море. На трассе Санкт-Петербург - Москва - Пермь - Астрахань - Ростов в полноводной период обеспечивается глубина до 4 метров, в меженный летний период - 330 -350 см. Этот водный путь соответствует международным стандартам, заложенным в Резолюции №30 основной рабочей группы ЕЭК ООН по внутреннему водному транспорту от 12 ноября 1992 года, касающейся классификации внутренних водных путей, и отнесен по этой классификации по шестому классу.

Для повышения надежности функционирования водных путей Правительством страны принята целевая Федеральная программа “Внутренние водные пути” на период 1996-2000 годы. Программой наряду с техническим перевооружением гидротехнических сооружений, флота, навигационного оборудования предусматривается значительный прирост перевозок грузов речным транспортом с восстановлением объёмов до уровня 1992 года.

Особое место в системе перевозок по водным путям занимают суда смешанного плавания (“река - море”). Более 30 лет суда флота Российской Федерации осуществляют перевозки внешнеторговых грузов в заграничном сообщении. Эти перевозки приобрели широкую популярность как в России, так и за рубежом и развивалась высокими темпами. В настоящее время судами смешанного плавания перевозится около 27 млн. т. внешнеторговых грузов. Из них 2,5 млн. т. внешнеторговых грузов ежегодно перевозятся в порты Финляндии и обратно, в том числе 500 тыс. т по Сайменскому каналу. В Каспийском регионе перевозки достигли 4 млн. т и имеют тенденцию к ежегодному увеличению за счет налаживания торговых отношений России с Ираном, перевозок нефти и нефтепродуктов из Казахстана и Туркмении. Традиционными регионами работы судов смешанного плавания с выходом из внутренних водных путей и заходом на внутренние пути являются Балтийское море, Черноморско-Средиземноморский бассейн, страны Дальнего Востока. На заграничных перевозках работают около 700 судов этого типа общей грузоподъемностью 1,7 млн. т. 35 пароходств и судоходных российских компаний. Точно закрепились на внешнеторговом рыночном полигоне Северо - Западное пароходство (г.Санкт - Петербург), Беломоро - Онежское пароходство (г. Петрозаводск), “Волготанкер” (г. Самара), “Волго - флот” (г. Нижний Новгород), Волго -Донское пароходство (г. Ростов-на-Дону), Амурское речное пароходство (г. Хабаровск). Уверенно постигают законы рынка Московское (г. Москва), Северное (г. Архангельск), Иртышское (г. Омск) пароходства, Ленское объединение (г. Якутск).

Трубопроводный транспорт – узкоспециализированный вид. По назначению магистральные трубопроводы разделяются на нефтепроводы, газопроводы и продуктопроводы. В последние годы создан и универсальный трубопроводный транспорт.

Развитие нефтепроводного транспорта тесно связано с ростом добычи и переработки нефти. Сложившаяся система нефтепроводов в целом соответствует направлениям транспортировки сырой нефти на достаточно длительную перспективу и будет пополняться ветками от новых месторождений нефти, а также дополнительными магистралями на действующих направлениях.

Трубопроводный транспорт, получивший в нашей стране особенно бурное развитие, стал определяющим фактором решения одной из основных народнохозяйственных задач - развития топливно-энергетического комплекса. Особенно быстро растет, совершенствуется сеть газовых магистралей. Основные трубопроводные артерии, ведущие из северо-восточных районов в центр страны, сооружаются в так называемом энергетическом коридоре шириной примерно в 100 км. Это дает возможность достигать таких темпов ввода в строй трубопроводных систем, которых не знают ни в одной другой стране. Пневматический и гидравлический транспорт позволяет перемещать грузы широкой номенклатуры. Пневмо-трассы действуют в Подмосковье.

Воздушный транспорт в РФ - один из основных видов пассажирского транспорта. По протяженности регулярных воздушных линий РФ занимает первое место в мире. Свыше 3600 городов и других населенных пунктов нашей страны связаны между собой воздушным сообщением. Большая часть пассажирских потоков сосредоточена в Московском авиаузле.

Этот вид транспорта значительно меньше чем другие, применяют для перевозок грузов. Его доля в суммарном грузообороте менее 0,05 %. По стоимости транспортных грузов вряд ли есть им равные. Ведь самолетами перевозят, как правило наиболее дорогостоящие грузы: различную малогабаритную аппаратуру, компьютеры и телевизоры, драгоценности, меха и дорогую одежду, медикаменты и парфюмерию, высококачественные скоропортящиеся продукты (сливочное масло, шоколад, экзотические тропические фрукты), оружие, цветы и многое другое. Быстрейшая доставка подобных грузов резко ускоряет оборачиваемость значительных материальных ценностей, способствует торговых доходов.

Главные отличия авиации – самого молодого и бурно развивающегося вида транспорта - от других видов транспорта и преимущества ее перед ними заключаются в наивысшей путевой скорости перевозок и сравнительно меньшей зависимости от состояния и функционирования наземных технических средств (они сосредоточены в основном на аэродромах). Подобная независимость авиации делает её незаменимым средством сообщения в труднодоступных, малообжитых районах страны, особенно с суровым климатом, как, например, в северных районах Сибири, Дальнего Востока и Камчатки.

Нельзя не отметить и независимость авиации, особенно в межконтинентальных полетах, от климатических условий и сезонных изменений времен года. У воздушного транспорта нет ярковыраженной сезонности по временам года, как, например, у водного (речного).

Конечно, есть у воздушного транспорта и недостатки. Основные из них - сравнительно высокая стоимость перевозок, пока еще недостаточный уровень безопасности и значительная зависимость от состояния погоды, особенно в местах приземления самолетов.

В обширных районах Крайнего Севера, Сибири и Дальнего Востока используются вертолеты для перевозки грузов и людей. Скорость полета вертолета до 350 км/час, грузоподъемность до 40 тонн. Он перевозит в таежные и горные районы тяжелую транспортную технику, крупногабаритные грузы. В ряде районов перевозка грузов воздушным транспортом обходится дешевле, чем другими видами транспорта.

Сравнив все основные виды транспорта ЕТС РФ можно сделать следующий вывод, что каждый из рассмотренных видов транспорта обладает как преимуществами, так и недостатками, что показано в таблице 3.

Таблица 3

Преимущества и недостатки различных видов транспорта.

Виды транспорта

Преимущества

Недостатки

Железнодорожный

Надежность и сравнительно высокая скорость доставки грузов и пассажиров, независимость от погодных условий, регулярность, массовость, универсальность

Высокая провозная способность, низкие затраты на организацию перевозок

Дальность перевозок из-за извилистости рек, относительно небольшая скорость движения, сезонность работы, низкая загруженность судов из-за неравномерности глубин

Автомобильный

Высокая проходимость и большая маневренность, высокая скорость доставки грузов и пассажиров, рациональность перевозок на любые расстояния, обеспечение необходимой частоты движения и размещения автомобильных дорог во всех зонах страны

Относительно дорогой вид сухопутного транспорта, более низкая по сравнению с другими видами транспорта производительность труда

Использование естественных путей сообщения большой протяженности, неограниченная пропускная способность морских путей

Потребность в дорогих портовых сооружениях, высокая доля расходов на начальные и конечные операции, зависимость от погодных условий

Трубопроводный

Возможность повсеместной прокладки трубопроводов, высокая пропускная способность, низкая себестоимость транспортировки, малочисленность обслуживающего персонала, независимость от природно-климатических условий, непрерывность процесса транспортировки

Узкоспециализированность в транспортировке грузов, загрязнение окружающей среды

Воздушный

Меньшая протяженность воздушных трасс, большая беспосадочная дальность полета, высокая скорость доставки грузов и пассажиров

Зависимость полетов от метеоусловий, высокая стоимость перевозок

3. Проблемы развития и современное состояние единой транспортной системы.

В условиях перехода к рыночным отношениям роль рационализации транспорта существенно возрастает. С одной стороны от транспортного фактора зависит эффективность работы предприятий, что в условиях рынка напрямую связано с его жизнеспособностью, а с другой стороны, сам рынок подразумевает обмен товарами и услугами что без транспорта невозможно, следовательно, невозможен и сам рынок. Поэтому транспорт является важнейшей составной частью рыночной инфраструктуры.

В первую очередь требуют решения вопросы увеличения инвестиций в эту отрасль, привлечение иностранного капитала, налаживания работы поставщиков транспортного комплекса - транспортного машиностроения, электротехнической и электронной промышленности, приборостроения, стройиндустрии и др. В самом транспортном комплексе необходимо более тесная координация работы всех видов транспорта между собой и с отраслями народного хозяйства. Одной из основных задач является восстановление транспортно-экономических связей со странами ближнего зарубежья, так как транспортный комплекс СССР формировался как единое целое, и обособленное функционирование его отдельных частей привело к деградации транспортного хозяйства не только России, но всех бывших республик СССР. Остро стоят проблемы транспортного обеспечения сельских населенных пунктов, пассажирских перевозок в крупных городах, снижения отрицательного влияния транспорта на природную среду и человека.

Переход к рыночным отношениям транспортного комплекса России сложен еще и тем, что из-за сформировавшейся ранее сильно централизованной структуры управления и созданных ранее сверхкрупных транспортных монополий. При разгосударствлении отдельных частей транспортного комплекса возникла главная проблема - проблема законодательного регулирования транспортировки грузов.

Многообразие форм собственности в условиях рыночных отношений привело к существенному изменению в смешанных и комбинированных перевозках. С одной стороны, различные транспортные организации (морские и речные судоходные компании, порты, автотранспортные акционерные общества и пр.) получили экономическую самостоятельность в осуществлении этих перевозок и активно в них участвуют, с другой - действия железнодорожного транспорта жестко регламентированы государством.

Новые формы владения транспортными средствами в условиях рынка вступили в противоречие с действовавшими в области смешанных и комбинированных перевозок законодательными актами, которые уже не могут регулировать взаимоотношения сторон различных форм собственности, поэтому для решения этой проблемы нужны определенные действия со стороны законодательных органов власти. Так же возникли некоторые проблемы при разработке нового механизма управления предприятиями транспортного комплекса. В рыночных отношениях он должен основываться на следующих положениях:

транспорт занимает центральное место в народном хозяйстве РФ, обеспечивая решения различным общегосударственным задачам экономического, социального и политического характера, включая экономическую безопасность и целостность государства, укрепляя его обороноспособность. В силу этого транспорт не может рассматриваться как чисто коммерческая структура и находится в поле действия одних лишь рыночных регуляторов;

переход на новую модель управления, какую бы организационно-экономическую форму она не получила, должна учитывать специфические особенности ЕТС. Речь идет о технологическом единстве и целостности сети;

реорганизация производственных и организационно-управленческих структур транспорта при переходе на новую модель управления ни в коей мере не должна приобретать разрушительного характера. Ее следует рассматривать как процесс естественного развития экономических реформ с учетом практического опыта и наработок последних лет;

новая модель управления не должна входить в противоречие с принципиальными положениями Гражданского кодекса РФ и другими законодательными актами.

Заключение

Статистические данные, приведенные в моей курсовой работе, ярко свидетельствуют о том, что вся транспортная система РФ охвачена кризисом. Перед ней стоит ряд проблем, выход из которых зависит как от самого комплекса так и государственной политики по отношению к каждому виду транспорта и транспортной системе в целом.

Рыночные отношения, внедрившиеся в транспортную систему, заставляют изменить взгляды на цель, задачи, приоритеты и механизм управления путями сообщения России, то есть рассматривать транспортную систему с геополитических, научно-технических, организационно-управленческих и национальных позиций.

Должна быть разработана государственная программа возрождения транспортной системы и всей ее инфраструктуры: машиностроения, ремонтной базы, научно-исследовательских институтов, проектно-конструкторских бюро, высших и средних специальных учебных заведений, складских помещений и т.д., а развитие и совершенствование ЕТС РФ должно осуществляться на нормативно-правовой основе.

Существуют пять основных видов транспорта: железнодорожный, автомобильный, водный, воздушный и трубопроводный. Относительную значимость каждого из них можно оценить по протяженности магистралей, объему перевозок, доходности и содержанию транспортных потоков (составу перевозимых грузов). Ниже мы подробнее рассмотрим каждый вид транспорта, исходя из этих параметров.
Для понимания роли каждого вида транспорта полезно сравнить их доходы и объемы перевозок. Соответствующие данные, характеризующие коммерческие перевозки, отражены на рисунках 10.2 и 10.3. Тонномиля - это стандартный показатель грузооборота, содержащий информацию как об объеме грузопотоков (в тоннах), так и о дальности перевозок (в милях). Величину этого показателя получают, умножая вес груза в каждом рейсе на длину маршрута. Рисунки демонстрируют рост объема перевозок в каждом виде транспорта и относительный рост доходов воздушного и автомобильного транспорта в расчете на тонномилю.
Сеть железных дорог. Исторически сложилось так, что основную массу грузоперевозок в континентальных районах США обслуживал железнодорожный транспорт. В Соединенных Штатах рано появилась разветвленная сеть железных дорог, связавшая между собой почти все большие и малые города страны; этим и объясняется тот факт, что вплоть до окончания второй мировой войны железные дороги опережали остальные виды транспорта по тонномилям междугородных грузоперевозок. Причина кроется в том, что железные дороги обеспечивали экономичную перевозку крупных грузов, предлагая при этом ряд дополнительных услуг, благодаря чему они и заняли почти монопольное положение на транспортном рынке. Однако после войны началось бурное развитие автомобильного транспорта, который составил серьезную конкуренцию железным дорогам, и относительная доля последних в совокупном доходе транспорта и общем грузообороте стала сокращаться.
В 1990 г. на железные дороги приходилось 37,4% всех междугородных грузоперевозок, выраженных в тонномилях. Согласно прогнозам, в 2000е годы этот вид транспорта должен войти с примерно той же рыночной долей. Эта стабилизация относительной рыночной доли представляет собой значительное достижение по сравнению с ситуацией 1947-1970 гг., когда железнодорожный транспорт переживал тяжелый спад: в 1947 г. доля железных дорог в тонномилях общего грузооборота составляла 54,0%, тогда как в 1958 г. - уже 39,2%, в 1980 г. - 36,4 и в 1992 г. - 37,0%. Падение доходов еще драматичнее: с почти 40% в 1950 г. до 20,9% в 1982 г.
Некогда железные дороги представляли собой самую протяженную транспортную сеть США, но их потеснили автомобильные магистрали, строительство которых широко развернулось после второй мировой войны. В 1982 г. протяженность железных дорог страны составляла 165 тыс. миль, а к 1989 г. сократилась до 148 тыс. миль в результате либерализации правил ликвидации железных дорог после принятия Закона Стаггерса (Staggers Rail Act).
Значение железных дорог и до сих пор определяется их способностью эффективно и относительно дешево перевозить большие объемы грузов на дальние расстояния. Железнодорожные перевозки отличаются высокими постоянными издержками в связи с большой стоимостью рельсовых путей, подвижного состава, сортировочных станций и депо. При этом переменная часть операционных издержек на железных дорогах невелика. Переход от паровозов к дизельным локомотивам снизил переменные затраты в расчете на милю пути, а внедрение электровозов сопряжено с еще большей экономией расходов. Новые соглашения с профсоюзами позволили уменьшить численность работников, что привело к дополнительному снижению переменных издержек.
Сравнительно недавно проявилась тенденция к специализации железнодорожных перевозок. Основную часть грузооборота дает железным дорогам вывоз минерального сырья (угля, руды и пр.) от источников добычи, расположенных вдалеке от водных путей. Соотношение постоянных и переменных издержек на железнодорожном транспорте таково, что для него по-прежнему выгодны дальние перевозки.
За последние 50 лет железные дороги США отчасти уступили свои рыночные позиции автомобильному, водному и другим видам грузового транспорта. Для противодействия этой тенденции некоторые железнодорожные компании, такие как Union Pacific (UP), предприняли ряд инициатив, направленных на упрощение системы управления, совершенствование оперативной деятельности, повышение качества услуг и сокращение издержек. UP, вторая по величине железнодорожная компания США, начала в 1987 г. структурную перестройку с внедрения программ общего управления качеством, призванных обеспечить более полное удовлетворение потребителей, эффективное использование ресурсов, повышение прибыльности и увеличение темпов роста.
Способность компании к освоению передовых технологий принесла ей успех. Примером может служить объединение 160 региональных подразделений по работе с клиентами в единый национальный центр обслуживания потребителей, расположенный в Сент-Луисе. Этот центр ежедневно обрабатывает 20 тыс. запросов самого разного профиля - от размещения заказов до запросов о прохождении грузов.
Другой пример нововведений компании - организация нового централизованного диспетчерского центра в Омахе. Размещенный в пакгаузах 100летней давности центр оборудован по последнему слову техники и объединяет операции десяти региональных диспетчерских центров. На каждой стене диспетчерского центра, по длине равной протяженности футбольного поля, укреплен ряд видеоэкранов, которые позволяют следить за всеми этапами работ, осуществляемых в контролируемой диспетчером зоне. Яркие красочные дисплеи сообщают информацию о состоянии составов и железнодорожных путей, о перевозимых грузах и местоположении ремонтных бригад. Для связи между составами и диспетчерским центром используют компьютеры и мобильные телефоны. Диспетчерский центр поддерживает прямую связь с каждым машинистом, что позволяет служащим центра постоянно быть в курсе всех дел и осуществлять оперативное управление перевозками.

Транспортные средства представляют собой устройства, предназначенные для перемещения из одного места в другое людей, различных грузов и разнообразного установленного на транспортном средстве оборудования. Виды транспорта классифицируются в зависимости от среды, в которой функционирует транспортное средство и осуществляется перевозка. Различают водные, наземные, воздушные, подземные и космические транспортные средства. Также существуют комбинированные транспортные средства, способные передвигаться в нескольких средах - амфибии, аэропланы, некоторые виды транспорта на воздушной подушке.

Виды водных транспортных средств

К водным видам транспорта относятся транспортные средства, осуществляющие перевозки по воде - рекам, океанам, каналам, морям, водохранилищам и озерам. Основным видом транспорта для воды является судно. В зависимости от глубины водоема водный транспорт делится на следующие виды:

  • речной - паромы, баржи, речные трамваи, суда на воздушных подушках;
  • морской - круизные лайнеры, тяжеловозы, танкеры, контейнеровозы.

К минусам водных транспортных средств можно отнести их низкую скорость, сезонность навигации и возможность прямого межконтинентального сообщения, а к плюсам - большую вместительность и низкую минимальную стоимость транспортировки.

Виды грузовых транспортных средств

Грузовым транспортом может считаться транспортное средство, передвигающееся в любой среде. Существуют грузовые самолеты, грузовые суда, грузовые поезда и разнообразный наземный колесный грузовой транспорт. Различаются следующие виды наземных грузовых автомашин:

  • Грузовые автомобили, объединенные с кузовом - бортовые грузовики, фургоны, темрофургоны;
  • Самоходные тягачи, предназначенные для буксировки прицепной техники и прицепов;
  • Прицепы без собственных двигателей, которые предназначены для сцепки с тягачом в составе автопоезда;
  • Полуприцепы со сцепным устройством - тентованные, бортовые, платформы, тралы, рефрижераторы, самосвалы.

Виды специальных транспортных средств

К категории специальных транспортных средств относится транспорт, используемый для целей, отличных от гражданских, или имеющий специальное оборудование. Существуют следующие виды специальных транспортных средств:

  • Автомобили, мотоциклы и автобусы оперативных служб полиции;
  • Автомобили скорой медицинской помощи;
  • Машины городского коммунального хозяйства - снегоуборочная техника, поливальные машины;
  • Войсковой транспорт (бронетранспортеры, боевые машины и другое);
  • Машины МЧС, пожарные автомобили;
  • Внутрипроизводственный транспорт, использующийся на крупных предприятиях.

Основные виды транспортных средств

Кроме среды перемещения, транспорт различается по функциональному назначению. Выделяют общий транспорт (общественный), личный транспорт и транспорт специального назначения (технологический и военный). Также транспортные средства можно классифицировать на несколько различных видов по используемым источникам энергии на следующие категории:

  • транспорт с электрическим двигателем;
  • транспорт с тепловым двигателем;
  • транспорт с гибридным двигателем;
  • транспорт без собственного двигателя - парусный и приводимый в движение мускульной силой.

К современным и перспективным видам транспорта можно отнести транспортные средства на магнитной подушке и автоматический транспорт без водителя.

Исследовательская работа

по теме : « Виды транспорта»

Выполнил: Кадыров Руслан

Старшая группа МДОУ № 17

Руководитель: Костенко И.В.

Ухта, 2011г.

  1. Введение
  2. Основная часть

История транспорта;

Виды транспорта;

Что называют транспортом?

Для чего нужен транспорт?

3. Заключение

4. Литература

Введение

Самым первым изобретением человечества была, наверное, обыкновенная палка, которую люди начали использовать для защиты или для того, чтобы достать с высокого дерева фрукт.

Потом появились первые сельскохозяйственные орудия, первое колесо, различные транспортные средства...

Я решил изучать этот вопрос, потому что я очень интересуюсь машинами. И мне интересно их история, сколько видов их существует.

Цель исследования: Собрать информацию о транспорте (историю, видах)

Задачи исследования : 1. Изучить литературу;

2. Выдвинуть гипотезу и проверить ее.

3. Провести исследование и сделать вывод.

Гипотеза исследования: Я предположил, что транспорт нужен для перевозки чего-нибудь.

Проблема: Какие виды транспорта и для чего они служат?

Основная часть

1. История транспорта.

Как появился первый транспорт?

Давным – давно, когда человек жил в пещере, носил шкуру вместо одежды и охотился на диких зверей, транспортом ему служили собственные ноги, и жизнь нашего далекого предка зависела, в основном, от его умения быстро бегать. Древний человек был вынужден убегать от хищных зверей и сам догонять добычу, иначе он был съеден свирепыми хищниками или умер от голода. Но человек уже встал на две ноги, а большинство хищников оставалось на четырех, поэтому бегать с ними наперегонки было сложно.

Шли столетия. древний человек уже не хотел полагаться только на быстроту своих ног. Он был самым хитроумным из всех созданий природы и, наблюдая за табунами диких лошадей, думал, как же облегчить себе жизнь и использовать не свои ноги, а чужие? И когда на пути ему повстречался маленький жеребенок, отбившийся от стада диких лошадей, первобытный человек взял его с собой, накормил и оставил ночевать в своей пещере.

Вскоре жеребенок превратился во взрослого коня – надежного друга человека.

С помощью лошади человек пахал землю, перевозил грузы, да и в бою верный конь не раз спасал жизнь воину. Это умное, сильное животное стало для нашего далекого предка его первым транспортом, и назывался такой транспорт гужевым. Гужевым транспортом у разных народов стали служить верблюды, слоны, ослики и другие животные.

Как человек придумал колесо?

Человеку очень хотелось передвигаться быстрее, и в конце концов он придумал КОЛЕСО. Это было великое изобретение, которое изменило жизнь людей.

С появленьем колеса

Происходят чудеса!

Как же жили – вот вопрос –

Раньше люди без колес?

Считается, что колесо изобрели в одной из стран Древнего Востока. Попытаемся представить, как это было.

Шло строительство гигантской пирамиды. Им надо было выламывать из горы огромные камни и тащить их к месту строительства.

Несколько человек безуспешно пытались сдвинуть с места один из гигантов. Палящая жара. Люди уже выбивались из сил, а глыба – ни с места. Но работу надо было закончить до захода солнца, иначе рабочих ждали жестокие наказания. Кто-то с досады пнул ногой лежавшее на земле круглое бревно, и оно с грохотом откатилось в сторону. Увидев это, человек воскликнул: «Сейчас я отдал бы все на свете, чтобы ужасный булыжник покатился по земле так же легко, как это бревно!» Он посмотрел сначала на камень, потом на бревно и принял удивительно простое решение: сообразительный рабочий предложил своим товарищам подложить несколько бревен под камень, а затем толкнул его – неожиданно тяжелая глыба сдвинулась с места и легко заскользила по бревнам… Дальше люди поняли, что делать. В течении всего пути они продолжали подкладывать бревна под движущийся камень и благополучно доставили его на место строительства.

Именно бревна натолкнули человека на мысль о более удобном транспорте – повозке на колесах.

К сожалению, мы не узнали имени того, кто придумал колесо. Прошло много столетий, но этот круглый вращающийся предмет продолжает служить человеку. Практически весь современный наземный транспорт передвигается с помощью колес.

Первый автомобиль с паровым двигателем

Слово "велосипед" переводится, как "быстрая нога".

Первый трамвай

Первый троллейбус

2. Виды транспорта

Каким бывает транспорт?

Я узнал, что транспорт бывает наземный, водный, воздушный и даже космический.

Наземный транспорт – это автомобили, автобусы,

Троллейбусы, трамваи,

Поезда, велосипеды, мотоциклы, повозки с лошадьми, которые

Движутся по земле.

Велосипед - это механический вид транспорта, который приводит в движение сила ног человека. Что может быть проще велосипеда? Казалось бы, из всех видов современного транспорта он самый незамысловатый.

Велосипеды бывают дорожные, спортивные, цирковые. Цирковые велосипеды к транспорту не относятся.

В зависимости от возраста того, кто садится за руль, бывают детские, подростковые и взрослые. Они отличаются размерами и количеством колес.

Мотоцикл по внешнему виду напоминает велосипед, но больший по размеру, с мощными колесами и массивным корпусом.

Мотоцикл сочетает в себе достоинство велосипеда и автомобиля. На ровной местности мотоцикл может разгоняться до такой же скорости, что и автомобиль.

Легковой автомобиль невелик по размеру и весит значительно меньше грузового автомобиля или автобуса, отсюда и название – легковой. В обычный легковой автомобиль помещается пять человек, чтобы управлять машиной, необходимо знать правила дорожного движения.

Внедорожник. Существует разновидность легкого автомобиля – внедорожник. Он крупнее и прочнее обычной «легковушки». Внедорожник способен ездить не только по асфальту, но и по неровной лесной дороге, и по полю с оврагами и ямами. Некоторые модели таких автомобилей называют джипами.

Такси. Когда опаздываешь на работу, на вокзал быстрее добратьсядо нужного места можно на такси. Такси – этолегковой автомобиль, который перевозит людей и грузы. Водитель за такси берет определенную плату.

Грузовой автомобиль. Когда –то человек приручил лошадь, осла, слона, верблюда, чтобы не таскать тяжелый груз на себе. Он придумал со временм грузовой автомобиль. Такая машина силач может везти на себе столько тяжести, сколько не подняла бы лошадь, верблюд и слон вместе взятые. Чего только не перевозят грузовые автомобили в своем кузове – доски, бревна, зерно, овощи, фрукты, уголь, землю и т.д.

Есть еще специальный транспорт .

Если где-то вспыхивает пожар, то набрав по телефону «01», мы вызываем пожарную машину. Большие мощные машины красного цвета.

Если нашей безопасности кто-то угражает, мы набираем по телефону «02» и вызываем полицию. К нам спешит автомобиль белого цвета с синей полосой.

Если кому-то срочно нужен врач, мы набираем «03» и вызываем «скорую помощь» Автомобиль с красной полосой и красным крестом немедленно выезжает по вызову.

Помимо «пожарной», «полиции» и «скорой помощи» существует множество других специальных автомобилей. Такие машины убирают снег, поливают улицы, вывозят мусор, работают на полях.

Автобус. Когда нам надо куда-то доехать, мы садимся на автобус. Автобус доступен для любого человека, поэтому является общественным транспортом – это значит «транспорт для всех».

Автобусы, в зависимости от маршрута, бывают городские, пригородные и специальные.

Троллейбус – вид транспорта, у которого на крыше дуги. Этими дугами троллейбус цепляется за провода, и через них к его двигателю поступает электрический ток.

Трамвай. В больших городах на проезжей части можно встретить рельсы. По ним ездят трамваи. Он состоит из вагонов.

Поезд – это железнодорожный транспорт. Они бывают пассажирскими и товарными. Пассажирские перевозят людей, а товарные – различные грузы.

Водный транспорт – это теплоходы, ледоколы, лодки, катера и другие суда, которые плавают по воде.

Водный транспорт используется для перевозки людей и нескоропортящегося груза.

Современный водный транспорт, безусловно, медленнее авиационного, но он более эффективен при перевозке больших количеств груза.

Лодка служит тоже транспортом на воде.

Теплоход пассажирский (лайнер ). Он возит пассажиров на большие расстояния по океанам, морям.

Катер – небольшое быстроходное судно. Катера бывают военные, патрульные, спасательные и спортивные.

Ледокол. Когда вода покрывается льдом, ледокол, как локомотив, идет вперед и своей носовой частью проламывает лед.

Подводные лодки – одни из самых опасных военных судов, потому что они невидимы.

Судно – это плавающее сооружение, предназначенное для транспортных, промысловых и военных целей.

Транспортные суда – те, что перевозят людей и грузы.. Промысловыми являются, в основном, рыболовецкие суда, а военными – военные корабли.

Воздушный транспорт – самолеты, вертолеты

Самолет – летательный аппарат, который способен перевозить людей и грузы по воздуху. Самолеты курсируют между городами и странами. Они бывают трех видов - пассажирские, грузовые и военные, специальные, спортивные.

Вертолет схож со стрекозой не только внешне, но и летают они похоже. Скорость вертолета меньше, чем у самолета, но зато он, подобно стрекозе, способен зависать в воздухе, чего не может сделать ни один самолет. Вертолет может подниматься в воздух с любой ровной площадки. Вертолеты бывают санитарно-спасательные, военные, грузовые.

Космический транспорт - это вид транспорта, используемый в безвоздушном пространстве для перевозки людей или грузов. Что касается полетов человека, то как правило, пассажиры являются одновременно и командой, которая управляет транспортным средством. Некоторые космические суда, такие как «Прогресс» просто перевозят грузы, в них нет человеческой команды управления. Эту роль берут на себя роботы, либо же автоматизированная система управления.

В космическом деле все чаще используются ракетные технологии. Существует несколько типов космических ракет, которые подразделяются по принципу целей, выполняемых в

безвоздушном пространстве:

  • орбитальные системы
  • межпланетные космические аппараты
  • межзвездные космические аппараты
  • межгалактические космические аппараты
  • суборбитальные системы
  • околоземные космические аппараты

Каждый из вышеприведенных космических аппаратов имеет конкретные цели, из-за чего различаются в конструкции. Итак, главные задачи подобных аппаратов это: исследование поверхности Земли и других планет, отслеживание метеоусловий, поддерживание телекоммуникаций (спутники), а также появившийся относительно недавно космический туризм .

3.Что называют транспортом?

Люди с давним времен верили в чудеса и сочиняли волшебные сказки. Ковер – самолет легко переносил сказочных героев по воздуху через моря и океаны.

Мы помним про удивительную самоходную печку, на которой Емеля ездил к царю.

И ковер-самолет, и Емелина самоходная печка являются транспортом. Только волшебным. А у нас в настоящее время «транспорт» означает – «перемещение». Поэтому транспортом называют обычно то, что перемещается в пространстве: ездит, плавает, летает и при этом перевозит людей и грузы.

4. Для чего нужен транспорт?

Как было хорошо, если детский сад, место работы родителей, магазины были бы рядом с моим домом! Нередко бывает, что желаемый адрес находится так далеко, что идти до него, вероятно, пришлось бы несколько часов, дней, а то и лет. Вот тут-то и оказывается, на помощь приходит транспорт. Мы садимся в автобус или самолет и добираемся до места значительно быстрее, чем ногами.

А теперь представим такую ситуацию. Мой двоюродный брат живет в другом городе. Скоро у него день рождения и я хочу поздравить его с праздником и вручить подарок.

Тогда я пойду на почту и отправлю посылку, предварительно написав адрес, а дальше поезд или самолет, доставят подарок в нужный город. Потом с вокзала на машине привезут его на почту, где брат придет и получит свой подарок.

Теперь я понимаю, что транспорт существует для того, чтобы перевозить людей и грузы из одного места в другое.

Заключение

Подходя к концу своей исследовательской работы, можно смело сделать выводы:

Я могу подтвердить свою гипотезу, что транспорт служит для чего-нибудь, а именно для перевозки грузов и людей. А также я узнал, какие бывают виды транспорта и какова их роль в жизни человека.

Список литературы:

  1. Нефедорова К.П. Транспорт. – М.: «Гном»,2010
  2. http://www.lifetransport.ru
  3. http://www.muzel.ru/article/outgo/tramline/itor
  4. http://www.sci.aha.ru/ALL/k1.htm

Исследовательская работа

(выступление)

1. Добрый день! Меня зовут Руслан Кадыров. Мне 5 лет и в этом году я перешел в старшую группу.

Моя исследовательская работа называется «Виды транспорта»

2. Все мальчишки интересуются машинами, техникой. Транспорт является частью нашей жизни. Я сам давно интересуюсь машинами. И мне стало интересно как же появился транспорт, какие виды транспорта существуют, да и зачем он нужен нам.

3. Я поставил перед собой цель- собрать информацию с помощью взрослых о транспорте.

4. Мне предстояло решить такие задачи: Изучить литературу, выдвинуть гипотезу, исследовать тему, сделать вывод.

5. Я предположил , что транспорт нужен для перевозки чего-нибудь.

6. Предо мной встала проблема : как определить для чего нужен транспорт?

7. Я определил для себя пути решения этой проблемы:

Спросить у взрослых, что называют транспортом?

Рассказать мне историю транспорта.

Каким бывает транспорт?

Для чего нужен транспорт?

8. Так как я еще ребенок и мне 5 лет, то в моем исследовании мне помогали взрослые, которые мне показывали информацию в книгах, в Интернете, по телевизору, в журналах.

9. Я применял следующие методы: исследование, изучение литературы, сбор и анализ информации, наблюдение.

10. Затем я составил план исследования: - Собрать информацию по теме;

Изучить историю транспорта;

Проверить свою гипотезу.

11. Я узнал от взрослых историю транспорта, посмотрите каким оно было (показ №1)

На данном этапе я изучил виды транспорта, узнал какой транспорт является грузовым, а какой пассажирским. Из источников информации узнал, для чего нужен транспорт.

12.С помощью взрослых составили альбомы с видами транспорта (наземный, воздушный, водный, космический) (показ альбомов)

14.Проанализировав всю информацию, которую узнал от взрослых, из книг, телевидения, Интернета, я определил, что транспорт существует для того, чтобы перевозить людей и грузы из одного места в другое.

15.Мне удалось решить проблему. Благодаря своему исследованию, я узнал много интересного о транспорте.

16. Моя гипотеза подтвердилась, есть транспорт – пассажирский и грузовой. И он служит для перевозки, только каждый вид в своей области (на земле, воде, в воздухе, космосе).

17.Что дало мне мое исследование?

Я узнал, сколько много видов существует транспорта. Также узнал, что даже космические корабли тоже перевозят людей и грузы. Стал лучше определять вид транспорта.

18. Думаю, что мое исследование поможет другим детям с интересом изучать тему «транспорт»

19. Спасибо за внимание!

Для детей - увлекательная, интересная тема, знакомящая с их классификацией, рассказывающая об особенностях и предназначении каждой разновидности. При этом задача родителей или педагогов - не только провести беседу, но и закрепить полученные сведения через различные игры.

Зачем детям нужно знать о транспорте

Полноценное развитие малышей осуществляется через знакомство с окружающим миром. Интересны такие вопросы для детей: какой бывает транспорт, зачем он нужен людям. Знакомство дошкольников с транспортной классификацией формирует у них новые знания о различных видах, их особенностях, предназначении, обогащает словарный запас, закрепляет родовое понятие "транспорт". Кроме того, детальное рассмотрение этой темы позволяет научиться следующему:

  • сравнивать различные виды транспорта, для детей важно уметь находить общие и отличительные признаки;
  • объединять их в группы по единым основаниям, классифицировать;
  • познавать правила поведения в разнообразных типах транспорта.

Изучение нового материала способствует формированию и личностных качеств дошкольников: критичность, ответственность, развиваются мышление, память, быстрота реакции, воображение.

Транспортная классификация

Весь транспорт классифицируется по разным основаниям: способу передвижения и предназначению.

По способу перемещения выделяют следующие виды:

  • наземный - движение происходит исключительно по земле или рельсам (автобус, троллейбус, поезд);
  • водный - передвигается по морю или реке (теплоход, катер, баржа);
  • авиационный - летает по воздуху (самолет, вертолет).

По предназначению выделяют следующие виды транспорта:

  • пассажирский - перевозит людей, доставляет их в нужное место (автобус, речной трамвай, самолет);
  • гужевой - для перевозки различных грузов (повозка, баржа);
  • специальный - используемый в определенной деятельности, оснащенный профессиональным оборудованием (пожарная машина, скорая помощь, полицейский автомобиль);
  • сельскохозяйственный - применяемый в подготовке пашни, уборке урожая и подобных работах (трактор, комбайн).

Характеристика наземного транспорта

Наземный транспорт осуществляет движение по земле при помощи колес, рельсов, животных, гусениц. Может быть пассажирским, грузовым или специализированным. Здесь необходимо описать следующие основные виды транспорта для детей:

  • Автобус - перевозит пассажиров, доставляет их в нужную точку города, имеет строгий маршрут и специальные места для остановок, где производится посадка и высадка людей. Туже функцию выполняют троллейбус и трамвай, отличающиеся от автобуса тем, что работают не на бензине, а на электричестве, кроме того, трамвай ходит по рельсам.
  • Поезд - железнодорожный транспорт, осуществляющий движение по рельсам, может быть как пассажирским, так и грузовым, совершает перевозки между городами и селами.
  • Пожарная машина - используется для тушения огня, оснащена специальным оборудованием, имеет звуковой сигнал, предупреждающий других водителей о ее приближении.
  • Скорая помощь - предназначена для перевозки больных людей, имеет все необходимое оборудование, позволяющее доставить пациента в больницу в удовлетворительном состоянии. Как и пожарная машина, имеет специальную мигалку и звуковой сигнал, оповещающий о том, что скорую помощь необходимо пропустить.
  • Полицейский автомобиль - используется для патрулирования дорог, поимки преступников. Машина оборудована мощным двигателем, позволяющим развивать хорошую скорость, что так важно при погоне.
  • Грузовая машина - предназначена для перевозки различных грузов: пищевых, строительных, бытовых и многих других. Может иметь желтые говорящие о том, что машина везет опасный багаж.

Транспорт бывает и подземным, например, метро доставляет пассажиров к месту назначения, как автобус или трамвай.

Особенности водного транспорта

Рассматривая разные виды транспорта, для детей интересным будет и водный, передвигающийся по морю, озеру или реке. Как и наземный, этот транспорт бывает пассажирским и грузовым:

  • Теплоход - может перевозить людей до места назначения или использоваться в качестве прогулочного судна на реке, знакомя жителей с живописными местами водного пространства. Пароход выполняет те же функции, что и теплоход, основные отличия этих судов заключаются в технических характеристиках.
  • Катер - имеет различные предназначения: применяется в качестве спасательного судна, для осуществления прогулок по водоему, для проведения экскурсий.
  • Баржа - используется для перевозки различных грузов. Характеризуется удобством, быстротой доставки, экономичностью.

Авиационный транспорт, его характеристика

Авиационный транспорт осуществляет движение по воздуху, при этом может перевозить пассажиров, грузы, участвовать в спасательных операциях или в тушении лесных пожаров. Наиболее интересные будут следующие виды транспорта для детей:

  • Самолет - в зависимости от размеров и предназначения он может выполнять различные функции: перевозить людей и разнообразные грузы, обрабатывать поля, тушить огонь в лесу, участвовать в военных действиях.
  • Вертолет - поднимается в воздух при помощи специальных лопастей, которые достаточно сильно раскручиваются. Этот вид транспорта также может быть пассажирским, грузовым или военным.
  • Дирижабль - его особенностью является развитие относительно небольшой скорости и подъем на маленькую высоту, используется для туризма, в спасательных операциях, для патрулирования местности.

Игры для детей

Чтобы лучше запомнить виды транспорта, для детей стоит организовать разнообразные игры, среди которых можно привести следующие:

  • Загадки - помогут выделить отличительные черты, классифицировать транспорт, кроме того, разовьют логику, мышление, сообразительность.
  • Подвижная игра "Найди мой домик" - детям раздаются карточки с каким-либо видом транспорта, определяются для них домики: воздушному - аэродром, наземному - гараж, водному - пристань. Задача дошкольников - после сигнала встать возле нужной базы.
  • Пазлы - разрезанные на небольшие части картинки с самолетом, поездом, автобусом, пароходом - перемешиваются, детям предлагается найти нужные элементы, собрать рисунок и сказать, что на нем изображено, для чего используется.
  • Игра "Виды транспорта". Для детей подготавливаются различные роли - пассажиры, водитель, капитан, летчик. Руководители судов набирают себе пассажиров, задача которых продемонстрировать правильное и неправильное поведение в автобусе, на корабле или в самолете.

Таким образом, получая сведения о видах транспорта, дети узнают об их особенностях, отличительных признаках, знакомятся с правилами поведения в них, обогащают свой словарный запас.

Loading...Loading...