История резьбы по дереву в россии кратко. Презентация на тему: "История резьбы по дереву на Руси Резьба по дереву – один из древнейших видов искусства Резьба по дереву существовала уже в древнейшие времена

История резьбы по дереву насчитывает многие тысячи лет. Со времен появления деревянного зодчества, являющегося одним из древнейших способов строительства жилья, ведет отсчет и история возникновения резьбы по дереву. Извечное стремление человека к красоте и украшательству своих жилищ и предметов быта вылилось в удивительное умение сделать любой кусочек дерева уникальным произведением искусства. Резьбой по дереву украшались дверные и оконные наличники, деревянные ложки и другая посуда, музыкальные инструменты и еще многие и многие предметы. Методом резьбы по дереву мастера могли изготовить достаточно надежный и очень хитроумный деревянный замок. Некоторые из таких поделок дошли до наших дней, их можно увидеть в краеведческих и исторических музеях.

История развития резьбы по дереву неразрывно связана с историей развития культуры и мировоззрения общества, именно поэтому в каждой стране резьба по дереву совершенно разная, существуют разные техники и стили. Наиболее древний вид резьбы – геометрическая резьба – использовался с незапамятных времен не только для украшения домашней утвари, но и для составления магических оберегов и охранительных заклинаний, поскольку каждый элемент резьбы символизировал явления, предметы или стихии, от которых человек хотел уберечься или к которым, наоборот, прибегал за помощью. Из дерева вырезали обереги – охранительные символы, которые должны были приносить удачу и защищать от бед. Такие обереги покрывались особой резьбой и на долгие годы становились хранителями дома.

В более поздний период украшение дома и предметов домашнего обихода резьбой по дереву утратило мистический смысл и стало чисто декоративным. В ХVI-XVIII столетиях резьба по дереву стала промыслом общегосударственного масштаба, создавались крупные резчицкие мастерские и артели, многие мастера резьбы по дереву украшали своим искусством дворцовые ансамбли Санкт-Петербурга и Москвы. Однако уже в XIX веке резное мастерство было основательно подзабыто, поскольку развитие резчицкого промысла перестало поддерживаться государством.

Но история резьбы по дереву на этом не закончилась – в наше время древнее мастерство возрождается, появляются целые школы и коллективы декоративно-прикладного творчества. Резьба по дереву становится популярным видом народного искусства и приобретает все большее число почитателей.

Оставьте комментарий , тем самым Вы поможете сделать эту страницу и сайт лучше !
Мы будем очень благодарны Вам!

Please enable JavaScript to view the

"Славяне были дикими, ничего делать не умели..."

Резьба по дереву в Древней Руси

Ремесло резьбы по дереву применялось на Руси с древнейших времён. Правда до нашего времени дошли лишь некоторые образцы. Это произошло вследствие их небольшой стоимости и хрупкости самого материала, из которого они состоят. Из дерева мастера и простые люди изготавливали фигурки зверей, птиц, различные обереги, которые передавались из поколения в поколение. Жители того времени верили, что дерево является связующим звеном между солнцем и обычным человеком.

Но очень часто изделия из дерева носили чисто практический характер или были культовыми предметами, которыми пользовалась практически вся семья.


По некоторым письменным источникам, которые дошли до наших дней, мы можем судить о культуре того времени, когда они были изготовлены. Ведь изготовлением этих изделий занимались ещё древние славяне, которые населяли территорию современной европейской части России. Так как изготовлением подобных предметов занимались в основном мастера, то дерево приобретало как бы вторую жизнь.


Деревянной резьбой украшали предметы мебели, посуду, игрушки и другие изделия. Ведь в то время дерево было очень ходовым материалом. Резьба по дереву широко применялось в деревянном зодчестве того времени, подарив нам немало памятников архитектурного искусства. Мастера по дереву в Древней Руси обладали огромными знаниями в этой области искусства, отличным чувством прекрасного, богатой фантазией и чувством прекрасного. Всё это позволяло им создавать настоящие произведения искусства и среди деревянных игрушек, и среди архитектурных строений.



Весомым доказательством стали найденные в Новгороде при археологических раскопках артефакты. Особый интерес вызывает фрагмент деревянной колонны, которая относится современными учёными к 11 веку нашей эры. Она украшена по всей своей длине узором, который не повторяется по всей её длине.


Кстати, такие узоры доказывают тот факт, что развитие творчества было ещё ранее этого периода на достаточно высоком уровне у жителей той эпохи. Уже по тем предметам, которые были найдены намного позже их применения, современные учёные могут судить о развитии культуры того времени. Именно они и внесли ту недостающую часть, которая помогла современным историкам воссоздать общую картину быта той эпохи.


О деревянном убранстве можно также судить по тому, как украшали деревянные постройки ещё четыреста лет назад. Это отображено в многочисленных летописях тех лет. Они живо и ярко рассказывают о быте людей, которые жили в то время, их укладе жизни как культурном, так и религиозном. Данные памятники архитектуры того времени и предметы быта внесли много информации в копилку истории нашей страны.

Резьба по дереву

Современная резьба

Строгой классификации не имеет, поскольку в одном и том же изделии могут сочетаться разные виды резьбы.

Условно можно выделить типы резьбы:

  1. сквозная резьба (сюда относится пропильная и прорезная резьба)
  2. глухая резьба (все подвиды рельефной и плосковыемчатой резьбы)
  3. скульптурная резьба
  4. домовая резьба (является отдельным направлением, поскольку может сочетать в себе все три вышеперечисленных типа).
  5. Резьба бензопилой (Выполнение преимущественно скульптурной резьбы при помощи только бензопилы.)

Условная классификация видов резьбы выглядит следующим образом:

Сквозная резьба

Ореховое дерево

Сквозная резьба подразделяется на собственно сквозную и накладную , имеет два подвида:

  • Прорезная резьба - (сквозные участки прорезаются стамесками и резцами)
  • Пропильная резьба (фактически то же самое, но такие участки выпиливаются пилой или лобзиком).

Прорезную или пропильную резьбу с рельефным орнаментом называют ажурной .

Плосковыемчатая резьба

Плосковыемчатая резьба характерна тем, что её основой служит плоский фон, а элементы резьбы углубляются в него, то есть нижний уровень резных элементов лежит ниже уровня фона. Выделяют несколько подвидов такой резьбы:

  • контурная резьба - самая простая, единственным её элементом является канавка. Такие канавки-желобки и создают рисунок на плоском фоне. В зависимости от выбранной стамески канавка может быть полукруглой или треугольной. Полукруглая прорезается полукруглой стамеской, а треугольная - резцом-уголком, угловой стамеской или обыкновенным ножом в два приёма.
  • скобчатая (ногтевидная) резьба - основным элементом является скобка (внешне похожа на след, оставляемый ногтем при надавливании на любой мягкий материал, отсюда и пошло название ногтевидная) - полукруглая насечка на плоском фоне. Делается такая насечка полукруглой стамеской в два приёма: сначала стамеску углубляют в дерево перпендикулярно поверхности, а затем под углом на некотором расстоянии от первого надреза. В результате получается так называемая скобка. Множество таких скобок разных размеров и направлений и создаёт рисунок или его отдельные элементы.
  • геометрическая (трёхгранная, трёхгранновыемчатая) резьба - имеет два основных элемента: колышек и пирамиду (заглубленная внутрь трёхгранная пирамидка). Выполняется резьба в два этапа: наколка и подрезка. Сначала резцом накалывают (намечают) сектора, которые необходимо срезать, а затем подрезают их. Выполняют все элементы ножом-косяком. Многократное использование пирамид и колышком на разных расстояниях и под разными углами даёт великое множество геометрических фигур , среди которых различают: ромбы, витейки, соты, цепочки, сияния и т. д.
  • чернолаковая резьба - фоном служит плоская поверхность покрытая чёрным лаком или краской. Как в контурной резьбе прорезаются канавки на фоне, из которых и строится рисунок. различная глубина канавок и их разный профиль дают интересную игру светотени и контраста чёрного фона и светлых прорезанных канавок.

Рельефная резьба

Рельефная резьба характерна тем, что элементы резьбы находятся выше фона или на одном уровне с ним. Как правило, в этой технике выполняются все резные панно . Выделяют несколько подвидов такой резьбы:

  • плоскорельефная резьба с подушечным фоном - можно сравнить с контурной резьбой, но все края бороздок заоваливаются, причём порой с разной степенью крутизны (со стороны рисунка более резко, со стороны фона постепенно, отлого). За счёт таких заоваленных контуров фон кажется сделанным из подушек, отсюда и пошло название. Фон находится на одном уровне с рисунком.
  • плоскорельефная резьба с выбранным фоном - та же резьба, но только фон выбирается стамесками на уровень ниже. Контуры рисунка заоваливаются также.
  • абрамцево-кудринская резьба (кудринская) - зародилась в усадьбе Абрамцево под Москвой, в деревне Кудрино. Автором считают Василия Ворноскова. Резьба отличается характерным «кудреватым» орнаментом - вьющимися гирляндами лепестков, цветов. Часто используются такие же характерные изображения птиц и животных. Как и плоскорельефная, бывает с подушечным и выбранным фоном.
  • резьба «Татьянка» - этот вид резьбы появился в 90-х годах XX века. Автор (Шамиль Сасыков) назвал этот сформировавшийся стиль в честь своей жены и запатентовал его. Как правило, такая резьба содержит растительный орнамент . Характерной особенностью является отсутствие фона как такового - один резной элемент постепенно переходит в другой или накладывается на него, таким образом заполняется все пространство.

Скульптурная резьба

Ниже представлены разделы художественной резьбы по дереву Путеводителя по русским ремёслам.

Древесина

Древесина - один из материалов, получивших наибольшее применение для изготовления многих предметов, которые необходимы человеку в его повседневной жизни.

Обладая универсальными качествами, этот материал позволяет делать большие по размерам сооружения, вроде крестьянского дома или многоглавого храма в Кижах, использовать самые малые его кусочки, корни и бересту для создания различной бытовой утвари, посуды, игрушек.

Резьба как ранний вид обработки древесины

Как более ранний вид обработки древесины получила резьба, потому что она тесно связана с процессом формирования конструкции любой вещи, будь то сундук, скамья, люлька для ребёнка или шкатулка.

Такие и подобные им предметы не всегда украшены резными орнаментами, но в самой форме изделия, его пропорциях, силуэте, появлялись эстетические свойства вещи. например долбленная чаша или вырезанный из монолитного куска дерева ковш в соей пластике уже представляли образец скульптурного решения, выполненного средствами резьбы. Однако в большинстве случаев художественный предмет из дерева украшен резьбой. Её виды и приёмы предоставляют мастеру большой выбор средств для украшения утилитарного предмета.

Виды резьбы

Строгой классификации не имеет, поскольку в одном и том же изделии могут сочетаться разные виды резьбы.

Условно можно выделить типы резьбы:

  1. сквозная резьба (сюда относится пропильная и прорезная резьба)
  2. глухая резьба (все подвиды рельефной и плосковыемчатой резьбы)
  3. скульптурная резьба
  4. домовая резьба (является отдельным направлением, поскольку может сочетать в себе все три вышеперечисленных типа)
  5. резьба бензопилой (выполнение преимущественно скульптурной резьбы при помощи только бензопилы)

Условная классификация видов резьбы выглядит следующим образом:

Сквозная резьба

Сквозная резьба подразделяется на собственно сквозную и накладную , имеет два подвида:

  • Прорезная резьба - (сквозные участки прорезаются стамесками и резцами)
  • Пропильная резьба (фактически то же самое, но такие участки выпиливаются пилой или лобзиком).

Прорезную или пропильную резьбу с рельефным орнаментом называют ажурной .

Плосковыемчатая резьба

Плосковыемчатая резьба характерна тем, что её основой служит плоский фон, а элементы резьбы углубляются в него, то есть нижний уровень резных элементов лежит ниже уровня фона. Выделяют несколько подвидов такой резьбы:

  • контурная резьба - самая простая, единственным её элементом является канавка. Такие канавки-желобки и создают рисунок на плоском фоне. В зависимости от выбранной стамески канавка может быть полукруглой или треугольной. Полукруглая прорезается полукруглой стамеской, а треугольная - резцом-уголком, угловой стамеской или ножом в два приёма.
  • скобчатая (ногтевидная) резьба - основным элементом является скобка (внешне похожа на след, оставляемый ногтем при надавливании на любой мягкий материал, отсюда и пошло название ногтевидная) - полукруглая насечка на плоском фоне. Делается такая насечка полукруглой стамеской в два приёма: сначала стамеску углубляют в дерево перпендикулярно поверхности, а затем под углом на некотором расстоянии от первого надреза. В результате получается так называемая скобка. Множество таких скобок разных размеров и направлений и создаёт рисунок или его отдельные элементы.
  • геометрическая резьба :
    • трёхгранновыемчатая резьба
    • двухгранновыемочная резьба
    • четырёхгранновыемочная резьба
  • чернолаковая резьба - фоном служит плоская поверхность покрытая чёрным лаком или краской. Как в контурной резьбе, прорезаются канавки на фоне, из которых и строится рисунок. Различная глубина канавок и их разный профиль дают интересную игру светотени и контраста чёрного фона и светлых прорезанных канавок.

Рельефная резьба

Рельефная резьба характерна тем, что элементы резьбы находятся выше фона или на одном уровне с ним. Как правило, в этой технике выполняются все резные панно. Выделяют несколько подвидов такой резьбы:

  • плоскорельефная резьба с подушечным фоном - можно сравнить с контурной резьбой, но все края бороздок заоваливаются, причём порой с разной степенью крутизны (со стороны рисунка более резко, со стороны фона постепенно, отлого). За счёт таких заваленных контуров фон кажется сделанным из подушек, отсюда и пошло название. Фон находится на одном уровне с рисунком. Плоскорельефная резьба с выбранным фоном - та же резьба, но только фон выбирается стамесками на уровень ниже. Контуры рисунка заоваливаются также.
  • абрамцево-кудринская резьба (кудринская) - зародилась в усадьбе Абрамцево под Москвой, в деревне Кудрино. Автором считают Василия Ворноскова. Резьба отличается характерным «кудреватым» орнаментом - вьющимися гирляндами лепестков, цветов. Часто используются такие же характерные изображения птиц и животных. Как и плоскорельефная, бывает с подушечным и выбранным фоном.

Скульптурная резьба

Отличительная особенность - наличие скульптуры - изображения отдельных фигур (или групп фигур) людей, животных, птиц или других объектов. Фактически является самым сложным видом резьбы, поскольку требует от резчика объёмного видения фигуры, чувства перспективы, сохранения пропорций. Отдельным подвидом её считается богородская резьба .

Резьба бензопилой

Также разновидностью скульптурной резьбы можно считать искусство резьбы бензопилой, приобретающее всё большую популярность как среди резчиков, так и среди ценителей прекрасного. Популярность объяснить просто.

Резьба бензопилой - прежде всего действо, спектакль, шоу. Всё чаще стали проводиться фестивали, соревнования, показательные выступления мастеров резьбы бензопилой на массовых мероприятиях, презентациях, выставках. В отличие от других жанров резьбы по дереву, зритель не только видит конечный результат кропотливой и долгой работы мастера, но и визуально участвует в процессе создания скульптуры.

Фрезерные станки

В последнее время также все большую популярность получает создание скульптур на различных копировально-фрезерных станках, наиболее доступным из которых является Дупликарвер.

Диапазон средств

Таким образом, в распоряжение мастера имеется широкий диапазон средств: от простейших линий и форм геометрического орнамента до сложных тончайших миниатюр с изображением человеческих фигур, архитектуры и элементов пейзажа.

Определённые приёмы резьбы и мотивы изображений, тип и характер орнамента со временем стали отличительным признаком искусства отдельных центров и даже целых регионов. Например, в русских деревнях европейского Севера типичным было завершение кровли дома охлупнем - изображением головы коня, вырубленным топором. В сельском жилище народов Кавказа тонкой плоскорельефной резьбой украшались верхушка столба-колонны, держащей потолок.

Окна сельских и городских домов во многих областях России до сих пор оформляются узорными наличниками с пропильной, накладной, объёмной реьбой. В уникальных архитектурных памятниках старины сохраняется удивительная резьба иконостасов, дворцовой мебели, ритуальной и светской скульптуры.

Если учесть, что все эти работы выполнялись и выполняются сейчас простым инструментом (топор, пила, стамески и ножи разных видов), то становится ясно, что ремесло здесь проявляет себя на уровне подлинно художественного творчества.

История резного дела в России

Название

В России резьба по дереву называлась резным делом. Рисунок - ознамёнка, употреблялись также слова: вызорочье, узорочье.

Ранняя резьба

Резьба по плоской поверхности в виде косиц и прямей, зубчиков, городцев и киотцев, желобков, звёздок, маковиц, грибков, кляпышей и т. д. Образец этой древней резьбы - царское место в Успенском соборе Московского Кремля.

В конце XV в. инок Троице-Сергиевской лавры Амвросий соединил в своих работах восточный, западный и традиционный русский орнамент и оказал огромное влияние на развитие резного дела XV–XVI века.

Византийский стиль

Древние изображения травяных узоров - в византийском стиле. Не ранее XVI в. появляется фрящина (фряжские травы) - травяные украшения, заимствованные в Италии.

Немецкая резьба

Во второй половине XVII в. в России появилась немецкая резьба, фигурная, с готическими мотивами. В 1660 г. этой резьбой была украшена царская столовая, построенная по проекту немецкого архитектора Декенпина.

Появились новые инструменты и немецкие названия и термины: гзымьзумбь, шерхебель, шархебень, нашлихтебль и т. д. В резьбе и мебели появились карнисы, гзымзы, шпленгери, кракштыны (кронштейн), фрамуги, каптели, цыротные травы, фруфты и т. д.

Мастера начали изготовлять резьбу по немецким мастерским лицевым книгам - то есть по образцам и рисункам.

Рези расписывались яркими красками, иногда покрывались сусальным золотом.

Loading...Loading...