Формирование административно-командной системы.

20-30-е годы - одна из самых страшных страниц в истории СССР. Было проведено столько политических процессов и репрессий, что еще долгие годы историки не смогут восстановить все детали страшной картины этой эпохи. Эти годы обошлись стране в миллионы жертв, причем жертвами как правило становились талантливые люди, технические специалисты, руководители, ученые, писатели, интеллигенция.

Политическая система этого времени, экономическое развитие СССР и его оценка, культурная жизнь страны - вызывает жаркие дискуссии. Часть авторов до сих пор отстаивают точку зрения, что рассматриваемый период - время успешной деятельности коммунистической партии, борьбы с врагами социализма, «оппортунистами» и «вредителями» при отдельных, якобы, «упущениях» и ошибках. В некоторых книгах погибших в результате репрессий деятелей партии и государства продолжают обвинять в организации заговоров. С противоположных позиций выступают те, кто считает 20-30-е годы временем неслыханных преступлений, уничтожения собственного народа, в котором нет ничего светлого. Третий подход - стремление изучать исторический процесс 20-30-х годов как результат взаимодействия различных внутренних и внешнеполитических факторов, в котором переплетаются энтузиазм и насилие, героика и подлость, радость и трагедия.

ПРЕДПОСЫЛКИ ФОРМИРОВАНИЯ КОМАНДНО - АДМИНИСТРАТИВНОЙ СИСТЕМЫ

В декабре 1925 г. XIV съездом ВКП(б) был взят курс на индустриализацию. Целью индустриализации было превращение СССР из страны, ввозящей машины и оборудование, в страну, их производящую. Машинную технику планировалось внедрить во все народное хозяйство и на этой основе добиться ускоренного развития. Преимущественная роль отдавалась тяжелой промышленности.

Большевики отвергли экономическую концепцию «буржуазной» интеллигенции (видных экономистов А.В. Чаянова, Н.Д. Кондратьева, С.Н. Прокоповича, Б.Д. Бруцкуса), видевшей в сельском хозяйстве и рыночной экономике главный источник национального богатства. Их позиция, поддержанная наркомом финансов Г.Я. Сокольниковым, была расценена как «аграрная» и «народническая».



Внутри партии большевиков по вопросу об индустриализации столкнулись два направления. «Левое», наиболее последовательно отстаиваемое Л.Д. Троцким, Е.Л. Преображенским и Г.Л. Пятаковым, стояло за преимущественное развитие тяжелой промышленности. «Правое» направление, главным теоретиком которого был Н.И. Бухарин, а проводником этих идей в ВСНХ - Ф.Э. Дзержинский, настаивало на продолжении нэпа. Заместитель председателя ВСНХ Пятаков выступал за планируемую, централизованную индустриализацию при абсолютном приоритете тяжелой промышленности. Поддерживавший его Троцкий настаивал на установлении «диктатуры промышленности».

В 20-е годы в СССР стала складываться политическая система, при которой государство осуществляло абсолютный контроль над всеми областями жизни общества.

Большевистская партия превратилась в главное звено государственной структуры. Наиболее важные государственные решения сначала обсуждались в кругу партийных лидеров - Политическом бюро (Политбюро) ЦК РКП (б), в состав которого в 1921 г. входили В.И. Ленин, Г.Е., Зиновьев, Л.Б. Каменев, И.В. Сталин, Л.Д. Троцкий и т.д. Затем их утверждал ЦК РКП (б), и только после этого все вопросы закреплялись в решениях советских органов.

В 20-30-е годы окончательно оформилась та командно-административная система управления советским обществом, которая тесно связана с функционированием государственной партии, обладающей полномочиями верховной власти в стране. В качестве основных факторов, способствовавших формированию этого режима можно выделить экономические, политические и социо - культурные.

Ограничения демократии, вызванные обстоятельствами военного времени, впоследствии привели к обвальному принуждению, насилию. Большевики вытесняют с политической арены России почти все партии и в 20-е годы остаются единственной партией.

Превращению большевистской партии в государственную структуру власти способствовали глубокие изменения внутри самой партии. В первую очередь к концу 20-х годов в результате Ленинского и Октябрьского призывов она становится массовой партией, насчитывающей к 1927 году 1200 тысяч человек. Подавляющая масса принятых тогда в партию - люди малограмотные, от которых требовалось прежде всего подчиняться партийной дисциплине. Коммунисты массовых призывов, прошедшие через борьбу против оппозиции, прочно усвоили основы репрессивного мышления: необходимость политического отсечения идейного оппонента и подавления всякого инакомыслия. Слой же старой большевистской гвардии становился все тоньше и тоньше. К тому же его верхушка была втянута в борьбу за власть и была расколота, а затем и вовсе уничтожена.

Становлению административно-командного режима благоприятствовал и особый тип политической культуры, характерный для российского общества на протяжении всей его истории. Пренебрежительное отношение к закону, праву сочетается в ней с покорностью основной массы населения власти, насильственным характером власти, отсутствием легальной оппозиции, идеализацией населения главы власти и т.д. (подданический тип политической культуры). Характерный для основной массы общества, данный тип политической культуры воспроизводится и в рамках большевистской партии, формировавшейся в основном за счет выходцев из народа. Идущая от военного коммунизма, «красногвардейской атаки на капитал», переоценка роли насилия в политической борьбе, равнодушие к жестокости ослабляли ощущение моральной обоснованности, оправданности многих политических действий, которые приходилось осуществлять партийному активу. Сталинский режим, в результате, не встретил активного сопротивления внутри самого партийного аппарата.

Усиления командно-административных начал политической системы требовал также весьма низкий уровень материального благосостояния подавляющей части общества, сопровождавший форсированный вариант индустриализации, попытки преодоления экономической отсталости. Одного энтузиазма, убежденности передовых слоев общества было недостаточно для того, чтобы в течение четверти века мирного времени удерживать жизненный стандарт миллионов людей на уровне, который обычно существует в течение коротких промежутков времени, в годы войны и общественных катастроф. Энтузиазм, в этой ситуации, нужно было подкреплять иными факторами, в первую очередь, организационно-политическими, регулированием мер труда и потребления (суровые наказания за кражу общественного имущества, за прогулы и опоздания на работу, ограничения передвижения и т.д.). Необходимость принятия этих мер, естественно, никак не благоприятствовала демократизации политической жизни.

Система управления на основе демократического, а на самом деле бюрократического, централизма была возведена съездом в закон, распространивший свое действие не только на партийную, но и на все другие сферы управления в условиях советской действительности. Такая система работала в едином строго заданном направлении, только сверху вниз и, следовательно, не могла сама по себе быть жизнеспособной без дополнительных средств и искусственно создаваемых стимулов.

К ужесточению политического режима в стране привело и форсированное экономическое развитие. Выбор форсированной стратегии предполагал резкое ослабление, если не полное уничтожение товарно-денежных механизмов регулирования экономики при абсолютном преобладании административно-хозяйственной системы. Плановой, производственной, технической дисциплины в хозяйстве, лишенном рычагов экономического интереса, легче всего было добиться, опираясь на политический аппарат, государственную санкцию, административное принуждение. В результате, в политической сфере возобладали те же формы неукоснительного подчинения директиве, на которой строилась система хозяйствования.

Таким образом, можно заключить, что сочетание экономических, политических, культурных факторов способствовало тому, что в СССР в 30-е годы сформировлся административно-командный режим, система личной диктатуры Сталина.

ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ КОМАНДНО-АДМИНИСТРАТИВНОЙ СИСТЕМЫ

Командно-административная система – это режим, в котором осуществляется полный контроль и жесткая регламентация со стороны государства всех сфер жизнедеятельности общества и жизни каждого человека, обеспечивающаяся преимущественно силовыми средствами, в том числе и средствами вооруженного насилия.

Основополагающей чертой командно-административной системы является то, что все права собственности принадлежат государству, а частная собственность ликвидируется и переходит в руки государству. Так, установление Советской власти в СССР сразу же сопровождалось целым рядом законов по экспроприации собственности, национализации банков, «Законом о социализации земли» (февраль 1918 года), «Декретом о национализации внешней торговли» (апрель 1918 года), введением продотрядов и комбедов, занимавшихся изъятием имущества и сельскохозяйственных излишков у «кулаков» и т. д.

Следующей чертой командно-административной системы является то, что все управление народным хозяйством осуществляется из единого Центра. Центр берет на себя ответственность решать основные экономические проблемы общества: что производить, как производить и для кого производить. Следовательно, по отношению к производителю Центр должен являться в своем роде крупным информационным генератором, он должен обладать информацией о том, какому предприятию нужны какие ресурсы и какому потребителю нужны какие товары и в каком количестве. Здесь появляется государственный план, который представляет собой обязательные к выполнению распоряжения Центра, направленные конкретным субъектам хозяйства – предприятиям, организациям народного хозяйства. Упрощенно процесс планирования можно описать следующим образом: на самом верху государственной пирами­ды определяется, сколько данного продукта, предположим, авто­мобилей, следует произвести в масштабах всей страны за год. За­тем специальный плановый орган (в СССР это был Госплан) рас­считывает, сколько потребуется стали, пластмасс, резины и про­чих материалов для выпуска запланированного объёма автомобилей. Следующий этап - расчет потребностей в электроэнергии, угле, нефти и другом сырье для производства исходных материалов. Такая процедура повторяется с каждым из видов продукции. Затем подсчитывается, сколько должно быть произведено, скажем, стали для выпуска всех продуктов, и эта цифра доводится до Мини­стерства черной металлургии. То же самое происходит и со всеми остальными ресурсами. Дальше процесс планирования спускается из Госплана в отраслевые министерства. Предположим, Министер­ство черной металлургии получает задание выпустить за год опре­деленное количество чугуна, стали, проката разных видов. Мини­стерство, в свою очередь, расписывает производственные задания по всем подчиняющимся ему заводам, указывая, сколько какой про­дукции каждый завод должен поставить в каждый квартал будуще­го года. Директор завода распределяет свой план по цехам, цех - по участкам и так далее вплоть до работника-сталевара.

К основным чертам командно-административной системы можно также отнести то, что она предполагает уничтожение рыночного механизма как децентрализованной системы связи на основе ценовых сигналов и ликвидацию денежной системы. Отсюда вытекает и следующий принцип плановой экономики - определение доли каждого участника процесса производства осуществляется на основе трудовых затрат, что удостоверяется квитанциями, «трудовыми чеками» или другими подобными документами. Такой порядок, по мнению теоретиков социализма, уничтожает социальную несправедливость и эксплуатацию. Как пишет профессор Альберт Еремин в своей книге «Объективные источники экономического развития при социализме», «за годы строительства социализма экономический счет еще не пришел к естественному мерилу труда - времени (если не считать периода с 1930 года до середины 1950-х годов, когда в колхозах началось широкое распространение трудодней)», но «по сути процесс шел именно к этому: существовал прямой учет затрат труда на выпуск той или иной продукции непосредственно в рабочем времени, который был первичной основой для денежной формы учета. При установлении цены на изделие органы ценообразования исходили из трудоемкости его изготовления, а затем умножали ее на «цену» в рублях одного нормированного часа».

Если рассматривать политическую сферу, то здесь в качестве отличительной черты командно-административной системы можно выделить монополию государственной власти, ее однопартийность и жесткий политический контроль с ее стороны, который «исключает любые несанкционированные формы массовой активности».

Итак, к основным чертам командно-административной системы относятся:

1) верховенство государства, носящее тотальный характер. Государство не просто вмешивается в экономическую, политическую, социальную, духовную, семейно-бытовую жизнь общества, оно стремится полностью подчинить, огосударствить любые проявления жизни;

2) сосредоточение всей полноты государственной политической власти в руках вождя партии, влекущее фактическое отстранение населения и рядовых членов партии от участия в формировании и деятельности государственных органов;

3) монополия на власть единственной массовой партии, сращивание партийного и государственного аппарата;

4) господство в обществе одной всесильной государственной идеологии, поддерживающей в массах убежденность в справедливости данной системы власти и правильности избранного пути;

5) централизованная система контроля и управления экономикой;

6) полное бесправие человека. Политические свободы и права зафиксированы формально, но реально отсутствуют;

7) существует строгая цензура над всеми средствами массовой информации и издательской деятельностью. Запрещено критиковать представителей власти, государственную идеологию, положительно отзываться о жизни государств с иными политическими режимами;

8) полиция и спецслужбы наряду с функциями обеспечения правопорядка выполняют функции карательных органов и выступают в качестве инструмента массовых репрессий;

9) подавление любой оппозиции и инакомыслия посредством систематического и массового террора, в основу которого положено как физическое, так и духовное насилие;

10) подавление личности, обезличивание человека, превращение его в однотипный винтик партийно-государственной машины. Государство стремится к полной трансформации человека в соответствии с принятой в нем идеологией.

ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ. РЕПРЕССИИ 20-30-х ГОДОВ
Главной характерной чертой политического режима в 20-30-е годы стал перенос центра тяжести на партийные, чрезвычайные и карательные органы. Решения XVII съезда ВКП (б) значительно усилили роль партийного аппарата: он получил право непосредственно заниматься государственным и хозяйственным управлением, высшее партийное руководство приобрело неограниченную свободу, а рядовых коммунистов обязали строго подчиняться руководящим центрам партийной иерархии.

Наряду с исполнительными комитетами Советов в промышленности, сельском хозяйстве, науке, культуре, функционировали партийные комитеты, чья роль на деле становится решающей. В условиях концентрации реальной политической власти в партийных комитетах Советы осуществляли преимущественно хозяйственные и культурно-организаторские функции.

Врастание партии в экономику и государственную сферу с этого времени стало отличительной особенностью советской политической системы. Выстраивалась своеобразная пирамида партийно - государственного управления, вершину которой прочно занимал Сталин как Генеральный секретарь ЦК ВКП (б). Таким образом, первоначально второстепенная должность генерального секретаря превратилась в первостепенную, давая ее обладателю право на верховную власть в стране.

Утверждение власти партийно-государственного аппарата сопровождалось возвышением и укреплением силовых структур государства, его репрессивных органов. Уже в 1929 году в каждом районе создаются так называемые «тройки», в которые входили первый секретарь райкома партии, председатель райисполкома и представитель Главного политического управления (ГПУ). Они стали осуществлять внесудебное разбирательство виновных, вынося свои собственные приговоры. В декабре 1932 г. в стране была введена особая паспортная система. Все сельское население страны за исключением тех, кто проживал в приграничной 10-ти километровой зоне, было лишено паспортов и учитывалось по спискам сельсоветов. Строгий контроль за соблюдением паспортного режима не позволял подавляющему большинству советских граждан самостоятельно решать вопросы о месте своего проживания. В июне 1934 г. ОПТУ было преобразовано в Главное управление государственной безопасности и вошло в Наркомат внутренние дел. При нем учреждается Особое совещание (ОСО), которое на союзном уровне закрепило практику внесудебных приговоров.

Усилению репрессивных действий во многом способствовали события, произошедшие на XVII съезде ВКП(б), вошедшем в историю как «съезд расстрелянных». Действительно, факты свидетельствуют о том, что из 1961 делегата съезда репрессиям было подвергнуто 1108, а из 139 членов ЦК, избранных на съезде, - 98. Главной причиной этих репрессий, которые были организованы Сталиным, явилось разочарование в нем как в Генеральном Секретаре ЦК ВКП(б) определенной части партийных работников и коммунистов. Они осуждали его за организацию насильственной коллективизации, вызванный ею голод, немыслимые темпы индустриализации, вызвавшие многочисленные жертвы. Недовольство это нашло выражение при голосовании за список Центрального Комитета. 270 делегатов выразили в своих бюллетенях вотум недоверия «вождю всех времен и народов». Более того, они предложили С.М. Кирову пост Генерального Секретаря, который, понимая всю тщетность и опасность их усилий, предложения не принял. Однако это Кирову не помогло: 1 декабря 1934г. он был убит. И тогда многим, особенно в Ленинграде, было понятно, кто истинный убийца Кирова.

В день убийства Кирова по распоряжению Сталина было принято постановление ЦИК СССР и СНК СССР «О внесении изменений в действующие уголовно-процессуальные кодексы союзных республик». Изменения касались расследования дел о террористических организациях и подобных актах против работников советской власти. Вводились чрезвычайные формы рассмотрения и слушания дел: срок следствия бью ограничен 10 днями, слушание дел допускалось без участия сторон, отменялось кассационное обжалование, приговор к высшей мере наказания приводился в исполнение немедленно. По существу это постановление явилось постановлением о массовом терроре. В марте 1935 г. был принят Закон о наказании членов семей изменников Родины, а через месяц - Указ о привлечении к уголовной ответственности детей 12-летнего возраста.

В ходе репрессий чисткам подверглись народнохозяйственные, партийные, государственные, военные, научно-технические кадры, представители творческой интеллигенции. Миллионы людей, подавляющее большинство которых не являлись виновными, оказались за проволокой и стенами ГУЛАГа. Только в 1939 г. через систему ГУЛАГа прошло 2103 тыс. человек. Из них погибло 525 тысяч.

По мнению ряда современных историков, репрессивная политика на данном периоде преследовала три главные цели: 1) действительное очищение от «разложившихся» от зачастую бесконтрольной власти функционеров; 2) подавление в зародыше ведомственных, местнических, сепаратистских, клановых, оппозиционных настроений, обеспечение безусловной власти центра над периферией; 3) снятие социальной напряженности путем выявления и наказания врагов. Известные сегодня данные о механизме «большого террора» позволяют говорить, что среди многих причин этих акций особое значение имело стремление советского руководства уничтожить потенциальную «пятую колонну» в условиях нараставшей военной угрозы.

К каким последствием привела политика массовых репрессий? С одной стороны нельзя не признать, что данная политика действительно повысила уровень «сплоченности» населения страны, которое смогло затем объединиться перед лицом фашистской агрессии. Но при этом, не учитывая даже морально-этическую сторону процесса (пытки и гибель миллионов людей), трудно отрицать тот факт, что массовые репрессии дезорганизовали жизнь страны. Постоянные аресты среди руководителей предприятий и колхозов привели к падению дисциплины и ответственности на производстве. Образовался огромный дефицит кадровых военных. Само сталинское руководство в 1938 году отказалось от массовых репрессий, произвело чистку в органах НКВД, однако в основе своей эта карательная машина осталась неприкосновенной.

В результате массовых репрессий закрепилась политическая система, которую называют режимом личной власти Сталина (сталинский тоталитаризм). В ходе репрессий была уничтожена большая часть высших руководителей страны. Им на смену пришло новое поколение руководителей («выдвиженцы террора»), всецело преданное Сталину. Таким образом, принятие принципиально важных решений окончательно перешло в руки Генерального секретаря ВКП (б).

Невинные жертвы призывали к сопротивлению. Каждый, кто произносил слово протеста, знал, что обречен, и, тем не менее, люди шли на это.

В сопротивлении можно выделить несколько уровней. Первый - массовое сопротивление народа. Наиболее зримо это проявилось в ходе коллективизации. В последующие годы основным выражением этого был многочисленный поток писем руководителям страны с описанием реального положения дел. Другой уровень - создание нелегальных, чаще всего, молодежных и студенческих организаций, выступавших против политики репрессий, извращения марксизма, за развитие демократии. Наконец, сопротивление тоталитарной системе исходило из рядов самой правящей партии.

Сопротивление, оказавшись не в силах противостоять сталинизму, вместе с тем имело огромное нравственное значение, готовило последующее отрицание этой системы, заставляло ее идти на некоторые уступки и шаги, призванные замаскировать ее сущность. Самым важным из этих моментов стало принятие Конституции СССР в декабре 1936 г. Ее текст содержал много демократических норм: отмена ограничения прав граждан по классовому признаку; введение всеобщего, прямого, равного, тайного голосования, провозглашение прав и свобод граждан (неприкосновенность личности, тайна переписки и так далее). Но Конституция не имела механизма реализации и оставалась документом, резко расходившимся с реальной жизнью.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В 20-30-е годы в СССР осуществился переход к командно-административной системе - политическому режиму, при котором политическое руководство осуществлялось на основе военной или полувоенной дисциплины, безоговорочного подчинения нижестоящих органов вышестоящим.

Ее формированию способствовало:

1. Исходный уровень социалистического строительства. Революция произошла в среднеразвитой стране, где большинство населения составляло крестьянство. Пополнение рабочего класса шло за счет выходцев из крестьян. Таким рабочим была свойственна мелкобуржуазная идеология, «тоска» по сильной личности.

2. Низкий уровень общеобразовательной и политической культуры населения.

3. Недостаточная степень демократизации советского общества.

4. Изменения в составе партии, наплыв в нее мелкобуржуазных элементов и низкий образовательный уровень коммунистов.

6. Личные качества И.Сталина.

Таким образом, общество, которое провозгласило своей целью достижение высших идеалов социальной справедливости, по сути дела выродилось в общество высшей социальной несправедливости, террора и беззакония.

30-е годы XX века, являются чуть ли не самыми тяжелыми в истории нашей страны. Опасность репрессий нависала над каждым. Последствия директивной экономики отрицательно сказывалась на населении страны победившего социализма.

Социализм в России победил на словах. На деле его строительство стоило народу жизней, покалеченных судеб и отнюдь не положительно сказалось на всей последующей истории нашей страны.

В 20-е годы в СССР стала складываться политическая система, при которой государство осуществляло абсолютный контроль над всеми областями жизни общества.

Большевистская партия превратилась в главное звено государственной структуры. Наиболее важные государственные решения сначала обсуждались в кругу партийных лидеров - Политическом бюро (Политбюро) ЦК РКП (б), в состав которого в 1921 г. входили В.И. Ленин, Г.Е., Зиновьев, Л.Б. Каменев, И.В. Сталин, Л.Д. Троцкий и т.д. Затем их утверждал ЦК РКП (б), и только после этого все вопросы закреплялись в решениях государственных, т.е. советских органов. Все руководящие государственные посты занимали партийные лидеры: В.И. Ленин - председатель СНК; М.И. Калинин - председатель ВЦИК; И.В. Сталин - народный комиссар по делам национальностей и т.д.

На Х съезде РКП (б) была принята секретная резолюция "О единстве партии", которая запрещала создание в РКП (б) фракций или групп, имеющих отличную от партийного руководства точку зрения. Однако это решение не прекратило внутрипартийной борьбы. Болезнь В.И. Ленина, а затем его смерть в январе 1924 г. осложнила ситуацию в партии. Генеральным секретарем ЦК РКП (б) стал И.В. Сталин. Различное понимание принципов и методов социалистического строительства, личные амбиции, стремление занять в партии и государстве руководящее положение (Л.Д. Троцкий, Л.Б. Каменев, Г.Е. Зиновьев и др.), их неприятие сталинских методов руководства - все это вызвало оппозиционные выступления в Политбюро партии, в ряде местных партийных комитетов, в печати. Сталкивая политических противников и умело интерпретируя их высказывания как антиленинские, И.В. Сталин последовательно устранял своих оппонентов Л.Д. Троцкого в 1929 г. выслали из СССР, Л.Б. Каменев, Г.В. Зиновьев и их сторонники были репрессированы в 30-х годах.

И.В. Сталин сосредоточил в своих руках огромную власть, расставив в центре и на местах преданные ему кадры. Складывался культ личности И.В. Сталина.

В 20-е годы большевистское руководство нанесло удар по сохранявшимся оппозиционным политическим партиям. В 1922 г. были закрыты газеты и журналы левых социалистических партий.

Летом 1922 г. в Москве прошел публичный судебный процесс над лидерами эсеров, обвиненных в террористической деятельности. В середине 20-х гг. были ликвидированы последние подпольные группы правых эсеров и меньшевиков. В стране окончательно утвердилась однопартийная политическая система.

Через систему секретных сотрудников ВЧК - ОГПУ (Объединенное Государственное Политическое Управление - с 1924 г.) был налажен контроль над политическими настроениями государственных служащих, интеллигенции, рабочих и крестьян. Органы тайного сыска изолировали в тюрьмах и концлагерях всех активных противников большевистского режима, карательные меры коснулись всех слоев населения. Вслед за раскулачиванием были проведены репрессивные меры в отношении городских слоев населения.

Репрессии сопровождались нарушением законности. Создавались внесудебные органы в системе госбезопасности, решение которых по вопросам репрессий не подлежало контролю. Устанавливался новый порядок ведения дел о террористических актах. Их рассмотрение проводилось в 10-дневный срок без участия защиты и обвинения.

Усиливались командно-административные методы руководства социально-политической и культурной жизнью страны. Были ликвидированы многие общественные организации.

В середине 30-х годов усилились репрессии против командных кадров Красной армии (М.Н. Тухачевский, И.Э. Якир, И.П. Уборевич, А.И. Егоров, В.К. Блюхер).

Десятки тысяч невинных людей приговаривали к заключению в системе Государственного управления лагерей (ГУЛАГ).

Численность заключенных в них лиц увеличилась со 179 тыс. в 1930 г. до 996 тыс. в 1937 г.

К средине 30-х годов в СССР сложилась административно-командная система. Ее важнейшими чертами были: централизация системы управления экономикой, сращивание политического управления с экономическим, "захват государства партией", уничтожение гражданских свобод, унификация общественной жизни, культ национального вождя.

7 ноября 1929г. в "Правде" появилась статья Сталина "Год великого перелома", где говорилось "о коренном переломе в развитии нашего земледелия от мелкого и отсталого индивидуального хозяйства к крупному и передовому коллективному земледелию". В конце декабря 1929г. Сталин объявил о конце нэпа и переходе к политике "ликвидации кулачества как класса". В деревне происходили два взаимосвязанных насильственных процесса: создание колхозов и раскулачивание. Ликвидация кулацких хозяйств имела своей целью обеспечение коллективным хозяйствам материальной базы. Вместе с тем власти не дали точного определения, кого считать кулаками. Зачастую в кулаки записывали середняков и даже неугодных по каким-либо причинам бедняков. Для оказания помощи местным властям в деревню было направлено 25 тыс. городских коммунистов (двадцатипятитысячники). Во многих районах, особенно на Украине, Кавказе и в Средней Азии, крестьянство оказывало сопротивление массовому раскулачиванию. Истребление скота, разорение деревни непрекращающимся раскулачиванием, полная дезорганизация работы колхозов привели в 1932-1933 гг. к невиданному голоду. Несмотря на масштабы голода, за границу было вывезено 18 млн. центнеров зерна для получения валюты на нужды индустриализации. 2 марта 1930г. в "Правде" была опубликована статья Сталина "Головокружение от успехов". Всю вину за создавшееся положение он возложил на исполнителей, местных работников, заявив, что "нельзя насаждать колхозы силой". После этой статьи Сталин стал восприниматься большинством крестьян как народный заступник. Политика сплошной коллективизации привела к катастрофическим результатам: за 1929-1934 гг. валовое производство зерна сократилось на 10%, поголовье крупного рогатого скота и лошадей за 1929-1932 гг. сократилось на одну треть, свиней - в 2 раза, овец - в 2,5 раза. Однако Сталин праздновал победу: несмотря на сокращения производства зерна, его государственные поставки увеличились в 2 раза. Коллективизация не только создала условия для перекачивания средств из деревни в город на нужды индустриализации, но и выполнила важную политико-идеологическую задачу, уничтожив последний островок рыночной экономики - частнособственническое крестьянское хозяйство.

Завершившаяся гражданская война привела к окончательному установлению партийной монополии РКП(б) и господству единой марксистко-ленинской идеологии с ее принципами классовой борьбы. Произошло установление диктатуры партии, которая привела к воцарению в стране недемократических порядков. Партия в эти годы представляла собой строго централизованную организацию, в которой многое зависело от ее лидера, которым стал Сталин, отличавшийся деспотизмом и стремлением к абсолютной власти. В 20-е гг. в руках Сталина было сосредоточено все дело назначения руководящих кадров в стране, размещения их на различных уровнях номенклатуры. Составной частью сталинского политического режима 30-х гг. явились террор и репрессий. Важной целью было стремление сгустить в стране атмосферу всеобщего недоверия и подозрительности, убедить массы в необходимости установления полного, тотального контроля государства и партии над всеми сторонами общественной жизни. Только в этих условиях, возможно, было развитие и укрепление диктатуры партии и лично Сталина. На XVII съезде ВКП(б) в 1934 г. Сталин получил наименьшее количество голосов при выборах в ЦК (результаты затем были фальсифицированы счетной комиссией). Позже Сталин расправился со всеми своими противниками, в том числе 1108 чел. из 1966 делегатов съезда также были репрессированы. Сталинские репрессии обрушились на искавших политическое убежище в СССР зарубежных коммунистов, социал-демократов, представителей других антифашистских сил. Террор не мог не затронуть всех республик СССР. Репрессировались партийные, советские, хозяйственные кадры, представители интеллигенции. Виновными в предательстве объявлялись целые народы.

Завершившаяся гражданская война привела к окончательному установлению партийной монополии РКП(б) и господству единой марксистко-ленинской идеологии с ее принципами классовой борьбы. Произошло установление диктатуры партии, которая привела к воцарению в стране недемократических порядков. Партия в эти годы представляла собой строго централизованную организацию, в которой многое зависело от ее лидера, которым стал Сталин, отличавшийся деспотизмом и стремлением к абсолютной власти. В 20-е гг. в руках Сталина было сосредоточено все дело назначения руководящих кадров в стране, размещения их на различных уровнях номенклатуры. Составной частью сталинского политического режима 30-х гг. явились террор и репрессий. Важной целью было стремление сгустить в стране атмосферу всеобщего недоверия и подозрительности, убедить массы в необходимости установления полного, тотального контроля государства и партии над всеми сторонами общественной жизни. Только в этих условиях, возможно, было развитие и укрепление диктатуры партии и лично Сталина. На XVII съезде ВКП(б) в 1934 г. Сталин получил наименьшее количество голосов при выборах в ЦК (результаты затем были фальсифицированы счетной комиссией). Позже Сталин расправился со всеми своими противниками, в том числе 1108 чел. из 1966 делегатов съезда также были репрессированы. Сталинские репрессии обрушились на искавших политическое убежище в СССР зарубежных коммунистов, социал-демократов, представителей других антифашистских сил. Террор не мог не затронуть всех республик СССР. Репрессировались партийные, советские, хозяйственные кадры, представители интеллигенции. Виновными в предательстве объявлялись целые народы.

36. Обострение международной обстановки в конце 30х г. Советско-германские договоры 1939г.

В 1933-1938 гг. противоречия советской внешней политики несколько смягчились, и наметился новый курс советской дипломатии, вызванный приходом к власти фашизма в Германии в 1933 г. Было прекращено военное сотрудничество с Германий. На международной конференции в Женеве в 1932 г. делегация СССР выдвинула проект всеобщего и полного разоружения, предложила декларацию об определении агрессора. В 1933 г. одиннадцать государств, включая СССР, подписали Конвенцию об определении агрессора. В сложившихся условиях СССР направлял свою политику на борьбу за создание системы коллективной безопасности в Европе. В 1934 г. Советский Союз был принят в Лигу Наций, что означало его возвращение в мировое сообщество. Позитивным результатом переговоров по созданию системы коллективной безопасности в Европе стало заключение в 1935 г. советско-французского и советско-чехословацкого договоров о взаимной помощи (но без соглашения о военном сотрудничестве). В Европе наибольшие масштабы приняла вовлеченность Советского Союза в события, связанные с гражданской войной в Испании в 1936-1939 гг. СССР оказал испанскому республиканскому правительству значительную помощь - экономическую, политическую, военную, включая посылку трех тысяч советских военных - летчиков, танкистов и др. под видом советников-добровольцев. Еще одним направлением внешней политики СССР стало дальневосточное. В 1937 г. Япония начала агрессию против Китая, с которым СССР заключил договор о ненападении, после чего стал оказывать этой стране значительную материальную помощь. В августе 1938 г. произошло сражение Красной Армии (командующий войсками В.К. Блюхер) с японскими войсками в Восточной Сибири, в районе озера Хасан. В августе 1939 г. имело место столкновение на маньчжурско-монгольской границе в районе р. Халхин-Гол. В результате военных конфликтов Красной Армии удалось значительно улучшить свое положение на этих рубежах. В апреле 1941 г. между СССР и Японией был подписан пакт о нейтралитете сроком на 4 года. В результате взаимного недоверия Англии, Франции, с одной стороны, и СССР, с другой, к концу 30-х годов не удалось создать систему коллективной безопасности в Европе. С апреля 1939 г. начались контакты экспертов трех стран по вопросам взаимопомощи в случае возможной германской агрессии, однако к лету 1939 г. переговорный процесс зашел в тупик. Советская делегация прервала переговоры 22 августа 1939 г. С весны 1939 г. СССР приступил к контактам с германской дипломатией о возможном сближении двух стран. 23 августа 1939 г. подписан между Германий и СССР пакт о ненападении сроком на 10 лет. Договор предоставлял СССР свободу действий по созданию сферы безопасности на западных границах. В соответствии с секретными статьями советско-германского пакта советское руководство приступило к расширению границ СССР. 17 сентября 1939 г. Красная Армия перешла советско-польскую границу, фактически вступив во вторую мировую войну. В результате военных действий к СССР были присоединены Западная Украина и Западная Белоруссия, захваченные Польшей в 1920 г. 30 ноября 1939 г. СССР начал войну с Финляндией. Советско-финская война, к которой Красная Армия оказалась плохо подготовленной и понесла большие потери, завершилась подписанием мирного договора (от 12 марта 1940 г.), по которому к СССР отошли Карельский перешеек и ряд островов в Финском заливе. Часть присоединенных территорий была объединена с Карельской АССР. В июне 1940 г. (одновременно с наступлением германских войск во Франции) после предъявления ультиматумов правительствам Литвы, Латвии и Эстонии на территорию прибалтийских государств были введены дополнительные войска. С августа 1940 г. прибалтийские (теперь уже советские республики) вошли в состав СССР. Со второй половины 1940 г. советско-германские отношения заметно ухудшились. Германия все больше игнорировала интересы СССР. Продолжая экономическое сотрудничество, обе стороны преследовали при этом военно-политические цели. Гитлер использовал торговые отношения для пополнения сырьевых и продовольственных ресурсов, а уничтожение коммунизма и СССР оставалось для него главной задачей. 18 марта 1940 г. Гитлер подписал директиву № 21 на развертывание боевых действий против СССР - план "Барбаросса". Внешнеполитические меры, предпринятые советским руководством, отодвинули, но не предотвратили войну. Заключение советско-германского пакта привело к прекращению всех дипломатических контактов между СССР, Англией Францией.

В 1929 году обсуждались два проекта первого пятилетнего плана: проект Госплана (умеренные темпы развития, преобладание частного сектора в сельском хозяйстве) и проект ВСНХ (высокие темпы развития, значительный рост государственных инвестиций в сельское хозяйство). Победил проект ВСНХ. Следствием этого стал курс на «сплошную коллективизацию». Плановые цифры коллективизации выросли с 5 млн. крестьянских хозяйств до 30 млн. к концу 1929 г.
Была принята программа борьбы с кулачеством. «Кулаки» подразделялись на три категории: контрреволюционные элементы; враги, не оказывающие активного сопротивления; лояльные к Советской власти.
Первые две категории подлежали аресту и высылке в Сибирь и Казахстан с конфискацией имущества. Третья переселялась на целинные земли в пределах области. На местах работали комиссии по раскулачиванию (секретарь парткома, председатель исполкома местного Совета, руководитель местной ГПУ).
В результате только с января по март 1930 года произошло свыше двух тысяч антиколхозных восстаний. В 1930 г. вышло постановление ЦК ВКП (б) «О борьбе с искривлениями партийной линии в колхозном движении». Начался массовый выход крестьян из колхозов; темпы хлебозаготовок резко снизились.
Власть вынуждена была пойти на следующие меры:
- вводились суровые наказания за мелкие хищения колхозной собственности;
- 25 тыс. рабочих были отправлены в деревню для проведения коллективизации;
- проводилась чистка аппарата в связи с саботажем хлебозаготовок;
- возрождались продотряды с целью ревизий и карательных экспедиций.
Поборы с колхозов достигали 50-60% урожая, но государство таким образом получило в 2 раза больше зерна, чем в последние годы НЭПа. Отобранное зерно в основном поставлялось в Германию в обмен на кредиты для закупки промышленного оборудования.
Накануне коллективизации и в ходе ее проведено районирование (1926-1929 гг.). Старое административное устройство (губерния - уезд - волость) заменялось на новое: край (область) - округ - район. В 1930 году ликвидированы промежуточные звенья - округа (кроме национальных округов). На втором этапе районирования (1934-35 гг.) произошло разукрупнение краев и областей.
После завершения сплошной коллективизации сельские сходы как органы общинного самоуправления были упразднены. Вместо них стали работать сельскохозяйственные производственные совещания при сельсоветах, сельские общественные суды, группы бедноты. В ходе коллективизации образуются новые управленческие структуры. В 1929 году - союзно-республиканский Наркомат земледелия, в1932 году из него выделился Наркомат зерновых и животноводческих совхозов. При Наркомземе образован Колхозцентр, заготовительные работы курировал Комитет по заготовкам (Комзаг) при Совнаркоме СССР.
Контроль над сельскохозяйственным производством осуществлялся через государственные машинно-тракторные станции (МТС). Колхозы арендовали технику, расплачиваясь продукцией. Заготовки в «закрома Родины» являлись обязательной частью налога, их невыполнение влекло имущественные и уголовные санкции. Открытие колхозных рынков разрешалось в случае выполнения обязательных заготовок. В 1934 году установлены новые ставки денежного обложения единоличников.
В 1935 г. сплошная коллективизация была завершена. Ее итоги закрепил «Примерный устав сельскохозяйственной артели» (1933 г.):
1) в коллективную собственность передавались земельные наделы, скот, техника, хозяйственные постройки;
2) колхозы были обязаны вести хозяйство по государственному плану;
3) прием в колхоз осуществляло общее собрание;
4)устанавливалась очередность выполнения обязательств: поставки государству и МТС, создание семенных фондов и фондов социальной поддержки, выплаты колхозникам по трудодням (по остаточному принципу);
5) основная форма организации труда - бригада; в качестве формы оплаты - трудодень.
В сфере промышленности первый пятилетний план предполагал достичь роста промышленной продукции на 136%, роста производительности труда на 110%, снижения себестоимости промышленной продукции на 35%. Безусловный приоритет отдавался тяжелой промышленности (78% капитальных вложений).
Основными источниками средств были сельское хозяйство; принудительные займы у населения; эмиссия денег (денежная масса увеличивалась вдвое быстрее, чем промышленная продукция); торговля водкой; экспорт зерна, топлива, леса. При этом и данные колоссальные вливания не смогли стимулировать высокие темпы промышленного роста (в1928-1929 гг. - 23%; в 1933 г. - 5%). Намеченное не было осуществлено вследствие нехватки сырья, топлива, оборудования. Дефицитные ресурсы распределялись между ударными объектами (50-60 строек), которые ставились в пример всей стране.
Первый пятилетний план ни по одному показателю не был выполнен. Второй пятилетний план также не был реализован полностью: из 46 показателей достигнуты были лишь 10. При этом ставка на интенсивный путь развития сыграла положительную роль: производительность труда выросла вдвое. Из страны, ввозящей машины, СССР всего за несколько лет превратился в страну, производящую оборудование.
В кадровой политике молодого государства также было много противоречивого. В 1928 г. развернулась кампания по борьбе с саботажем «старых специалистов», результатом которой стало массовое изгнание старых кадров из Госплана, ВСНХ, Наркомзема и Наркомфина. Выдвижение на руководящие посты рабочих с предприятий («практиков») не повысило качества управления. Началась борьба с перегибами, осуждение так называемого «спецеедства». Были отменены некоторые введенные раньше дискриминационные меры по отношению к специалистам, в том числе ограничение доступа их детей к высшему образованию.
С сентября 1932 года на предприятиях вводятся трудовые книжки с фиксацией всех мест работы, а также система прописки. В том же году были установлены такие меры наказания за неявку на работу, как увольнение, лишение продовольственных карточек, выселение с жилплощади. Власть директоров возросла, был упразднен управленческий треугольник (секретарь парткома, директор, председатель профкома) и введено единоначалие директоров.
С конца 1920-х гг. наблюдается нарастание планово-регулирующих начал в экономике. Власть призвала предприятия повернуться «лицом к плану». Тресты, синдикаты с 1929 г. ориентировались исключительно на плановые показатели. В 1932 г. был введен запрет на магазины и лавки частных лиц. В 1929 г. государство провело кредитную реформу, в результате которой коммерческое кредитование оказалось под запретом, Госбанк стал единственным распределителем краткосрочных кредитов целевого назначения. С этого времени планы кредитования составляли совместно ВСНХ и Госбанк, то есть произошла централизация кредитной системы.
Государственное управление в 1930-х гг. продолжало тенденцию сочетания функционального и отраслевого принципов руководства. Функциональный принцип управления - руководство по отдельным направлениям деятельности: планированию, финансированию, материально-техническому снабжению (Госплан, Наркомат финансов, ОГПУ). Отраслевой принцип управления - руководство определенной отраслью хозяйства из одного органа по всем направлениям деятельности.
В 1930-е гг. происходило постепенное усиление отраслевого принципа управления, о чем свидетельствует формирование системы отраслевых промышленных наркоматов, проходившее в несколько этапов:
- 1932 - 1934 гг. - упразднение ВСНХ и создание на основе этой структуры наркоматов тяжелой, легкой, лесной и пищевой промышленности;
- 1936 - 1937 гг. - разукрупнение Наркомата тяжелой промышленности; из него выделяются самостоятельные Наркомат оборонной промышленности и Наркомат машиностроения;
- 1939 г. - общее разукрупнение промышленных наркоматов.
На базе Наркомата тяжелой промышленности создано шесть новых наркоматов; на базе Наркомата оборонной промышленности - четыре; на базе Наркомата машиностроения - три. Разукрупнению подверглись и другие наркоматы. В результате число общесоюзных наркоматов к 1940 г. выросло до 25; число союзно-республиканских - до 16. Для координации работы столь значительного числа ведомств при Совнаркоме в 1940 г. было создано несколько хозяйственных советов, объединяющих наркоматы родственных отраслей.
Итак, в СССР в 1930-х гг. сформировалась административно-командная система управления - особая разновидность государственного управления, отличающаяся преимущественным применением директивных методов, широким использованием административного принуждения в экономике.
Объективными предпосылкам становления АКС были:
- необходимость проведения единой экономической политики, направленной на выравнивание уровней развития различных регионов;
- сама природа социалистического строя, основанного на замене частной собственности «общенародной»;
- решение задач ускоренной модернизации страны в сложных внешнеэкономических обстоятельствах.
Существовали и субъективные факторы становления АКС:
- низкий уровень общей и политической культуры населения, что позволило узурпировать власть и просто распоряжаться государственной собственностью узкому слою партийно-советской бюрократии;
- волюнтаристские методы руководства, недооценка национальных особенностей отдельных территорий со стороны правящей элиты.
Созданная большевиками административно-командная система управления не была чем-то чуждым российским традициям. Она соответствовала внутренней предрасположенности народа именно к такому типу построения государства.

Лекция, реферат. Формирование командно-административной системы управления экономикой - понятие и виды. Классификация, сущность и особенности.

« назад Оглавление вперед »
16. Государственный аппарат в период форсированного строительства социализма (1930-е – начало 1940х гг.) « | » 16.2 Централизация правоохранительной системы в СССР. Развитие органов внесудебной юстиции.



ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ (КОНЕЦ 1920-Х – 1930-Е ГГ.)

На исходе первого десятилетия советской власти советское общество вступило в новый период политического и экономического развития, итогом которого стали сложившаяся в 1930-1940-е гг. командно-бю­рократической система и тоталитарный политический режим. Опреде­ляющее влияние на развитие событий оказали политические процес­сы, происходившие в то время в СССР, в частности обострение политической ситуации в стране, связанное с усилившейся после смерти В.И. Ленина борьбой за власть внутри большевистской партии и последовавшим возвышением И.В. Сталина.

В конце 1920-х гг. в результате сложной политико-идеологической борьбы среди партийных лидеров победила линия на свертывание нэпа, который оказался ненужным в условиях крепнувшей административно­-командной системы управления. Эту линию отстаивал Сталин, сумев­ший благодаря ловкой аппаратной игре укрепить свои позиции в выс­ших эшелонах партийной элиты и потеснить других не менее известных «наследников» Ленина, боровшихся за власть.

Сохранявшемуся некоторое время в партии предубеждению про­тив политики «большого скачка» Сталин противопоставил находив­шую поддержку среди части большевистских лидеров популистскую установку на быстрое построение социализма в одной стране.

Состоявшийся в апреле 1929 г. пленум ЦК ВКП(б) поддержал ста­линскую популистскую программу «наступления социализма по всему фронту» и ускоренного превращения страны в передовую промыш­ленную державу. Были пересмотрены плановые задания индустриали­зации в сторону их повышения. Таким образом, уже здесь обнаружились свойственные Сталину увлечение администрированием, забегание вперед, волюнтаристские методы управления. Со временем субъекти­вистское планирование становится основной чертой управления раз­витием народного хозяйства в СССР.

Необходимость проведения форсированной индустриализации, приобретавшей характер «скачка», сталинское руководство аргумен­тировало обострением международной обстановки в конце 1920-х гг., угрозой войны со стороны «капиталистического окружения». Однако этот жупел часто использовался в качестве удобного повода для навя­зывания завышенных темпов модернизации общества, свертывания демократии.

Особенностью сталинской индустриализации являлось то, что приоритет отдавался развитию прежде всего тяжелой промышленно­сти в ущерб легкой и сельскому хозяйству. Хроническое отставание этих отраслей стало со временем главной особенностью советского народного хозяйства. Государственное управление с конца 1920-х гг. функционировало на основе пятилетних планов, имевших силу закона, которые нередко пересматривались произвольно в сторону увеличения.


Осенью 1929 г. был объявлен курс на форсиро­ванную коллективизацию сельского хозяйства, характер которой от­разил результаты администрирования и забегания вперед. 5 января 1930 г. вышло специальное постановление ЦК ВКП(б) «О темпах кол­лективизации и мерах помощи государства колхозному строительст­ву», которое провозглашало проведение сплошной коллективизации в большинстве районов страны. Проводя коллективизацию, сталинское руководство преследовало цель сделать из колхозов контрагентов государства по внерыночному изъятию хлеба и сырья у крестьян для успешного проведения индустриа­лизаuии.

Изменение внутриполитического курса повлекло за собой смену политического руководства страны, вытеснение, а затем и уничтожение Сталиным старых партийных кадров. В 1927 г. по обвинению в организа­ции контрдемонстрации в связи с празднованием 10-летия Октябрьской революции из партии были исключены Л.Д. Троцкий, Л.Б. Каменев и Г.Е. Зиновьев. В 1929 г. был снят с поста редактора «Правды», а затем вы­веден из состава Политбюро Н.И. Бухарин, недавний союзник Сталина в борьбе с «левой» оппозицией. В том же году из страны был выдворен Троuкий, снят с поста председателя Совнаркома и заменен В.М. Моло­товым сторонник Н.И. Бухарина А.И. Рыков.

В конце 1920-х гг. обозна­чился поворот сталинского руководства к практике репрессий, который был начат в 1928 I: широкой кампанией борьбы против «вредительства» и завершился физическим уничтожением всех находившихся в оппозиции к Сталину крупных пар­тийных лидеров во второй половине 1930-х гг.

С победой «генеральной линии» Сталина на строительство социа­лизма в одной стране и ускоренную индустриализацию началось на­ступление на демократические институты, возникшие в период нэпа. Были проведены грандиозные чистки местных Советов, все они ставились в жесткую зависимость от финансовых возможностей цен­тра, стали финансироваться по остаточному принципу из средств, ос­тавшихся от финансирования индустриализаuии. С 1928 г. были за­крыты откомхозы и ГУКХ. НКВД больше не занимался вопросами местного самоуправления и не курировал местное хозяйство. Вместо него было создано ОГПУ - орган надзора за населением и каратель­ный орган диктатуры пролетариата.

На этом фоне вполне закономерной представляется задуманная и проведенная сталинским руководством административно-территори­альная реформа 1928-1930 гг., окончательно похоронившая надежды на возрождение института самоуправления в России. В связи с этим области «нарезались» по преимушеству волевым решением, их размеры в 2 раза превышали бывшие губернии. В то же время создание районов, формировавшихся под лозунгом «смычки города и деревни» и занима­вшихся как сельским хозяйством, так и промышленностью, привело к фактическому уничтожению специализированных сельских властей. По тем же политическим мотивам города были «разрезаны» на районы, органы власти которых наделялись компетенцией, аналогичной той, что имела городская власть. В результате создавалась жесткая верти­каль, в которой власти разных уровней неизбежно сталкивались в сфе­рах компетенции и финансов, что давало возможность центру вмеши­ваться и решать споры в своих интересах. К концу 1920-х гг. работа эта в основном была завершена: в Российской Федерации утвердилась новая так называемая трехзвенная система - район, округ, область (край); в ос­тальных союзных республиках - двухзвенная (район, округ).

Проведение политики ускоренной индустриализации потребовало серьезных изменений в системе управления промышленностью.

В 1920-е гг. оно строилось на сочетании функционального (Госплан, Рабкрин, Комиссия ГОЭЛРО, ГПУ и т.д.) и отраслевого (отраслевые наркоматы) принципов руководства с преобладанием одного из них. Для 1930-х гг. было характерно преобладание отраслевого принципа управления, усиление тенденции к единоначалию и централизации в распределении сырья, рабочей силы и производимой продукции. На­чало этому процессу было положено принятым в январе 1932 г. поста­новлением ЦИК СССР о перестройке управления промышленнос­тью. Формально отказ от преобладавшего до этого функционального принципа построения партийного и государственного аппарата был объявлен на ХVII съезде ВКП(б) (январь - февраль 1934 г.). В марте 1934 г., исходя из указаний съезда, было принято специальное поста­новление ЦИК и СНК СССР, согласно которому органы государст­венного управления должны были быть перестроены на основе про­изводственно-отраслевого и территориального принципов. Реализация постановления 1934 г. сопровождалась дроблением, разукрупнением практически всех наркоматов. Был упразднен единый промышленный наркомат – ВСНХ, его органы в губерниях, краях, областях, округах. Вместо него созданы три отраслевых наркомата: Наркомат тяжелой промышленности СССР (Наркомтяж, НКТП), Наркомат легкой про­мышленности СССР (Наркомлегпром) и Наркомат лесной промыш­ленности СССР (Наркомлеспром). В 1934 г. к ним добавился четвер­тый - Наркомат пищевой промышленности, в 1939-м их было уже 21 (из НКТП в 1936 г. выделились Наркомат оборонной промышленно­сти и Наркомат машиностроения). Из Наркомата путей сообщения был выделен Наркомат водного транспорта, из Наркомзема – Наркомат зерновых и животноводческих совхозов. В мае 1939 г. был создан Наркомат по строительству, который возглавил управление огромным строительным производственным комплексом. На базе наркомата топливной промышленности были созданы Наркоматы нефтяной и угольной промышленности, а также Наркомат электропромышленности.

Наркомат труда был упразднен и слит с ВЦСПС (средства госстраха, санатории, дома отдыха, научные институты, – это был орган общественного управления, который руководил сферами организации труда.

Возникновение двух десятков промышленных наркоматов усилило государственное управление бурно развивавшейся индустриализации страны, механизацию и машинизацию процессов в различных областях. Одно­временно открывались широкие возможности для «перетряхивания» аппарата, проведения чисток органов управления, без которых немыслима административно- командная система. Разукрупнение наркоматов и их дробление способствовало воз­никновению и развитию ведомственности, со временем составившей специфику советской хозяйственной системы. В рамках этой системы управления отраслевые наркоматы превращались в замкнутые адми­нистративно-хозяйственные единицы (ведомства), выступавшие од­новременно в роли центральных органов государственного управле­ния и органов хозяйствования.

Вместе с тем, усиливались общесоюзные начала, централизация, бюрократизация, повышалась ответственность за реализацию «директив партии и правительства». Резко возросли объем и параметры государственного управления, роль союзных органов и иисполнительного аппарата, численно вырос управленческий аппарата, который становился все более громозким («многозвенным»). Исполнительный аппарат становился главным звеном управления, действовал директивно и жестко.

Другим негативным последствием проведенной реформы управле­ния промышленностью стал стремительный рост управленческого ап­парата. По данным переписи населения 1939 г., за 10 лет он вырос в 6 раз. С целью установления контроля над вновь создаваемыми наркомата­ми и координации их деятельности власть вынуждена была создавать новые бюрократические надстройки. Концентрация власти в руках общесоюзных государственных и партийных органов вела к еще большему росту управленческого аппа­рата, сопровождалась бюрократизацией государственной жизни. В не меньшей мере этому способствовала нехватка образованных, квалифицированных специалистов-управленцев, обусловливавшая низкий уровень качества и эффективности управления, который правящая элита пыталась компенсировать приданием государственному управлению жестко бюрократического, командно-административного характера. Личный состав органов управления формировался из грамотных специалистов, за счет рабочих и крестьян («выдвиженцев»), ускоренного обучения их на различных курсах, рабфаках, учебных заведениях.

В этих условиях значительно возрастала роль контрольных и карательных органов в системе власти и управления. Помимо вновь со­зданного в 1934 г. Народного комиссариата внутренних дел СССР (НКВД СССР), осуществлявшего всеобщий административный надзор (к НКВД перешли от ОГПУ функции политической полиции), дейст­вовали различные узковедомственные органы контроля (финансового, планового и т.д.). Все они были строго централизованы и работали в масштабах СССР, независимо от Советов.

Во всей системе управления усиливалось общесоюзное начало. К концу 1940 г. в правительстве СССР имелось 25 общесоюзных наркомата и 16 союзно-республиканских. Для координации их действий были созданы шесть хозяйственных советов: по металлургии и химии, по машиностроению, по оборонной промышленности, по топливу и электрохозяйству, по товарам широкого потребления, по сельскому хозяйству и заготовкам. Эти советы имели право давать обязательные распоряжения наркоматам соответствующего профиля и фактически руководили ими. В состав каждого совета входили 3-5 человек во главе с заместиолеме Предмедателя Совнаркома.

Расширение бюрократического аппарата вызвало необходимость совершенствовать политический контроль над ним. Осуществлявший эту функцию Наркомат внутренних дел был ранее отягощен не свойственными ему функциями (управление дорогами, картография, переселенческое дело и т.д.) В феврале 1941 г. НКВД был разделен на два наркомата: Наркомат внутренних дел и Наркомат Государственной безопасности (который руководил и внешней разведкой в том числе).

Произошедшие к середине 1930-х гг. изменения в экономическом, социальном и политическом развитии советского общества были за­креплены в принятой VIII Чрезвычайным Всесоюзным съездом Сове­тов (5 декабря 1936 г.) Конституции СССР. Конституция объявила о завершении построения основ социализма, формировании едино­укладной плановой экономики и утверждении социалистической собственности как основы советского строя, разгроме кулачества и победе колхозного строя. Были отменены существовавшие в первых советских конституциях ограничения в избирательных правах, вводи­лось всеобщее, прямое и равное избирательное право, что, однако, не ме­няло существа дела в условиях сохранения однопартийной системы, не предполагавшей проведение альтернативных выборов. Ст. 126 Конституции говорила о ВКП(б) как о руководящем ядре всех общественных и государственных организаций трудящихся.

С принятием Основного закона была изменена структура государст­венной власти. Прекратила существование прежняя система съездов Советов. Высшим органом государственной власти стал Верховный Со­вет СССР, первые выборы в который были проведены в декабре 1937 г. Была изменена также система местных Советов. Прежние Советы рабо­чих, крестьянских и красноармейских депутатов были преобразованы в Советы депутатов трудящuxся. Упразднялись региональные съезды Со­ветов. Распорядительными органами на местах, как и прежде, являлись исполкомы Советов, в руках которых находилась реальная власть. По аналогии с прежним союзным ЦИК Верховный Совет СССР состоял из двух равноправных палат - Совета Союза и Совета Нацио­нальностей, в равной мере наделенных правом законодательной ини­циативы. Члены Совета Союза избирались от всего населения страны по избирательным округам, члены Совета Национальностей - по устанавливаемой норме: 32 депутата от каждой союзной республики, 11 депутатов - от автономной республики, 5 - от автономной облас­ти, 1 - от автономного округа. Основной формой работы Верховного Совета СССР являлись сессии, созываемые согласно Конституции два раза в год. Верховный Совет СССР на совместном заседании обе их палат избирал Президиум Верховного Совета СССР в составе 37 че­ловек (председателя, 11 заместителей в соответствии с числом союз­ных республик, секретаря и 24 членов). В его функции входили: созыв сессий Верховного Совета, толкование законов, издание указов, рос­пуск палат и назначение новых выборов.

В отличие от Верховного Совета СССР, Верховные Советы союз­ных республик не были двухпалатными, поэтому их национальные меньшинства могли отстаивать свои интересы только через Совет На­циональностей Верховного Совета СССР. Конституция существенно расширила полномочия общесоюзных органов. У союзных республик было изъято право на издание своих кодексов законов, равно как и право решения вопросов трудового законодательства, законодатель­ства о суде и административно-территориального устройства.

Конституция 1936 г. не внесла каких-либо существенных измене­ний в структуру и характер функционирования исполнительной вла­сти. Высшим исполнительным органом оставался Совет народных ко­миссаров СССР, осуществлявший управление отраслями народного хозяйства через наркоматы, комитеты и комиссии. СНК формировался Верхов­ным Советом СССР и в своей деятельности был подотчетен ему и его Президиуму. В Конституции СНК СССР определялся как высший ис­полнительный и распорядительный орган государственной власти.

Несмотря на ряд новаций в структуре государственных органов, ха­рактер политического режима оставался прежним. Государственная власть в стране к середине 1930-х гг. находилась полностью в руках узко­го круга партийной элиты. Принцип назначения на ответственные должности сформировался как номенклатурный принцип партийного руководства, когда партийные инстанции активно формировали персональный состав органов власти и управления через составление списков номенклатурных должностей. К концу 1930-х гг. номенклатурный принцип охватил выборные органы власти, всю систему государственного и общественного управления, хозяйственные должности, что породило партийную деспотию и безответственность кадров перед народом.. Советы стали властью для трудящихся через партийно-государственную администрации, которые сконцентрировали у себя власть и управление, а участие широких масс в управлении становилось формальностью, которая прикрывала диктат партийно-государственной бюрократии. Партийным инстанциям исподволь передаются многие чисто государственные функции. Широко практиковалось совмещение партийных и государственных должностей. Все принимаемые выс­шими органами государственной власти нормативно-правовые акты, будь то решения Верховного Совета СССР, указы его Президиума или постановления Совнаркома СССР, подлежали предварительному рас­смотрению и санкционировались Политбюро ЦК партии.

Показательно, что идеология государственности, представления о скором отмирании государства в процессе перехода к социализму была постепенно заменена идеологией сильного государства. На XVIII съезде ВКП(б) 1939 г. было заявлено о сохранении государства не только при социализме, но и при победе коммунизма в одной стране. Одновременно был сформулирован тезис о возрастающей руководящей роли партии в государственном управлении и жизни общества.

Контрольные вопросы:

1. С чем связан во внутренней политике СССР отход от политики нэпа и переход к политике построения коммунизма в одной стране? Кто является инициатором этого процесса?

2. Как сказалась на развитии системы государственного управления СССР внутрипартийная борьба 1920-х гг.?

3. Какую цель преследовало проведение в стране политики индустриализации? Была ли эта цель достигнута?

4. Опишите структуру управления экономикой СССР в 1930-х гг.

5. В чем была насущная необходимость принятия новой советской конституции в середине 1930-х гг.?

6. Найди отличия в системе органов государственного управления по Конституции СССР 1924 г. и Конституции СССР 1936 г.

7. Назовите признаки тоталитарного режима в СССР в 1930-х гг.

8. Дайте определение административно-командной системы и назовите ее характерные признаки.

9. Что такое номенклатура и как она формировалась?

10. Назовите структуру, реально осуществлявшую политическую власть в СССР в 1920-1930-е гг.

Loading...Loading...