Обязанность устанавливать тахограф в самосвалы приказ 36. «36 Приказ Минтранса» или «720 Постановление», какой тахограф установить

На сегодняшний день транспортные средства, которые задействованы в организации грузовых и пассажирских перевозок, должны быть оборудованы специальными приборами учета – тахографами. О том, как применение тахографов сегодня регламентируется на законодательном уровне, и как все начиналось, мы расскажем в данной статье.

Предпосылки появления приказа

Европейские страны совместно с Российской Федерацией достигнули договоренности о том, что реализация трудовой деятельности и, прежде всего, режим отдыха водителей, которые осуществляют грузовые перевозки на межгосударственном уровне, должны быть взять под единый контроль. В соответствии с этим было заключено европейское соглашение, которое регулирует работу автомобильных экипажей во время международных перевозок. Содержание данного документа включает в себя оговоренные нормы, контроль над соблюдением которых должен осуществляться достаточно объективно и автономно.

Согласно принятому соглашению, государствам-участникам следует отрегулировать данный вопрос на национальном уровне, приняв соответствующий нормативно-правовой акт, положения которого не противоречили бы оговоренным. Так появился 36-й Приказ Минтранса о применении тахографов.

Требования Минтранса об установке тахографов распространились не только на транспортные средства, которые вовлечены в бизнес международных перевозок, но и на определенные категории транспорта, работающие по маршрутам внутри страны.

Под термином «тахограф» с технической точки зрения принято понимать прибор учета, который регулирует не только скоростной режим транспорта, но и режим деятельности всего экипажа, а также контролирует параметры расходы топлива и пробега транспорта за определенную рабочую смену.

Тахографами должны быть оборудованы автомобили, независимо от марки:

  • грузовые, которые перевозят преимущественно опасные грузы;
  • транспортные средства вместительностью более 8 пассажирских мест;
  • грузовые автомобили, которые работают на международных линиях, а также имеют массу более 15 тонн;
  • грузовые автомобили, масса которых варьируется в пределах от 3,5 до 15 тонн.

Исключением являются пассажирские автобусы, которые следуют по внутригородским и пригородным маршрутам.

Важно! Данное требование не распространяется на транспортные средства, которые принадлежат частным собственникам. Речь идет только об индивидуальных предпринимателях и юридических лицах.

Применение тахографа напрямую связано с обеспечением выполнения следующих параметров и задач:


  • идентификация личности водителя с целью предупреждения вероятных ложных обвинений административного характера относительно нарушений правил дорожного движения;
  • определение точного времени, проведенного экипажем в поездке, а также дополнительных сверхурочных часов, которые должны соответственно отражаться на размере заработной платы;
  • регулирование вопроса труда и отдыха экипажа и нормализации продолжительности рабочего дня;
  • контроль над показателями расхода топлива, пробега и скорости движения транспорта;
  • минимизация сбоев в работе транспортного средства и повышение прибыльности предприятий;
  • предупреждение дорожно-транспортных происшествий и снижение уровня аварийности на дорогах.

Кроме того, тахограф содержит определенные служебные команды, которые помогают не только диагностировать систему передвижения, но и управлять ею. Согласно 36-му Приказу, производители данных приборов учета должны обязательно учитывать и соблюдать применение всех необходимых параметров, обязательно сертифицируя выпускаемую продукцию.

Содержание 36-го Приказа Минтранса в кратком изложении

Приказ 36 Минтранса РФ от 13.02.2013 года содержит требования к установке приборов учета на транспортные средства, которые отражены в прилагаемых приложениях. Кроме того, устанавливаются сроки и категории транспортных средств, которые подлежат оборудованию тахографами.

Важно! Согласно вступившему в силу Приказу Минтранса РФ №348 «О внесении изменений в Порядок оснащения транспортных средств тахографами, утвержденный приказом Минтранса РФ от 21 августа 2013 года № 273» от 16 декабря 2015 года, срок применения аналоговых тахографов был перенесен с 1 января 2018 года на полтора года раньше.

Таким образом, уже сегодня владельцы транспортных средств, которые задействованы в бизнесе перевозок, должны были заменить аналоговые тахографы на цифровые, которые соответствуют требованиям Минтранса, и сделать карту водителя. Согласно поправкам, сделать они должны были это до 1 июля 2016 года.

В первом приложении приказа идет речь об основных требованиях к тахографу, его комплектации и оборудованию транспортного средства дополнительными модулями, которые необходимы для правильной работы прибора. Вторая часть посвящена возможностям устройства в плане функциональности, предназначении различных режимов работы тахографа, а также дается подробное описание правил работы с персональными картами водителя.

В третьей части содержатся требования к картам с учетом следующих характеристик:

  • внешний вид и материал изготовления;
  • технические параметры карты;
  • криптографическая защита и ее способы.

В четвертой части первого приложения названы требования по защите информации и сертифицирования выпускаемой продукции. Во втором приложении рассматриваются категории транспортных средств, которые подлежат оборудованию тахографами. Правила эксплуатации тахографа и обязанности относительно всех участников процесса прописаны в третьем приложении 36-го Приказа.

Важно! Водитель либо организация, которые нарушают требования 36-го Приказа Минтранса, в соответствии с Административным кодексом, могут привлекаться к административной ответственности.

В соответствии со ст. 11.23 КоАП РФ, на водителя, который совершал управление транспортным средством, указанном в 36 Приказе, без оснащения его тахографом, налагается штраф в размере от 1 до 3 тысяч рублей. Штрафные санкции аналогичного размера влекут за собой и некорректная эксплуатация тахографа, а также введение заведомо недостоверной информации в прибор учета.
Если правонарушение административного характера произошло по вине должностного лица, размер штрафа будет составлять от 5 до 10 тысяч рублей.

– контрольное устройство, устанавливаемое на борту автотранспортных средств. Предназначено для регистрации скорости, режима труда, отдыха водителей и членов экипажа. В этой статье обговорим закон об на грузовые автомобили.

Приказ Минтранса от 21 августа 2013 г. №273 с изменениями, внесенными Приказом от 02.12.2015 №348 «Об утверждении Порядка оснащения транспортных средств тахографами» для владельцев грузовиков - закон. Тахограф 1 июля 2016 года должен быть установлен на всех грузовых и пассажирских автомобилях нижеописанных категории. При этом, использование аналоговых устройств контроля (так называемых «шайбовых») с 1.07.16 является незаконным. Устанавливать следует цифровой тахограф. Новые положения уже вступили в силу, поэтому следует подробнее разобраться в данном вопросе. В государственной думе России в 2014 году внесли поправку в закон КоАП РФ, который устанавливает административную ответственность водителя за отсутствие тахографа, а также за невыполнения установленных норм труда и отдыха

Какие виды транспортных средств подлежат оснащению тахографами?

Приложение N 2 к Приказу Министерства транспорта Российской Федерации от 13 февраля 2013 г. N 36 "Об утверждении требований к тахографам, устанавливаемым на транспортные средства, категорий и видов транспортных средств, оснащаемых тахографами, правил использования, обслуживания и контроля работы тахографов, установленных на транспортные средства".

Тахографами оснащаются следующие категории и виды транспортных средств, выпускаемые в обращение и находящиеся в эксплуатации на территории Российской Федерации:

  • транспортные средства, используемые для перевозки пассажиров, имеющие, помимо места водителя, более восьми мест для сидения, максимальная масса которых не превышает 5 тонн (категория M2);
  • транспортные средства, используемые для перевозки пассажиров, имеющие, помимо места водителя, более восьми мест для сидения, максимальная масса которых превышает 5 тонн (категория M3);
  • транспортные средства, предназначенные для перевозки грузов, имеющие максимальную массу свыше 3,5 тонны, но не более 12 тонн (категория N2);
  • транспортные средства, предназначенные для перевозки грузов, имеющие максимальную массу более 12 тонн (категория N3)
За исключением:
  • транспортных средств категории M2, M3, осуществляющих городские и пригородные регулярные перевозки в соответствии с Правилами перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2009 г. N 112 1; 1 Собрание законодательства Российской Федерации, 2009, N 9, ст. 1102; 2011, N 37, ст. 5268.
  • транспортных средств, допущенных к осуществлению международных автомобильных перевозок в соответствии с карточкой допуска на транспортное средство для осуществления международных автомобильных перевозок (приказ Минтранса России от 16 июня 2014 г. N 158 "Об утверждении форм бланков удостоверений и карточки допуска на транспортное средство для осуществления международных автомобильных перевозок" (зарегистрирован Минюстом России 31 июля 2014 г., регистрационный N 33370), оснащаемых контрольными устройствами в соответствии с требованиями
  • Европейского соглашения, касающегося работы экипажей транспортных средств, производящих международные автомобильные перевозки (ЕСТР, Женева, 1 июля 1970 г.)1;1 Бюллетень международных договоров, 2009, N 3.
  • пассажирских и грузовых троллейбусов;
  • автобетононасосов, автобетоносмесителей, автогудронаторов, автокранов, автомобилей скорой медицинской помощи, автоэвакуаторов, пожарных автомобилей, транспортных средств для коммунального хозяйства и содержания дорог, транспортных средств для обслуживания нефтяных и газовых скважин, транспортных средств для перевозки денежной выручки и ценных грузов, транспортных средств, оснащенных подъемниками с рабочими платформами, медицинских комплексов на шасси транспортных средств, автолавок, автобусов для ритуальных услуг, автомобилей-домов, бронированных транспортных средств, специализированных транспортных средств (специально оборудованных молоковозов, скотовозов, машин для перевозки птицы, яиц, живой рыбы, машин для перевозки и внесения минеральных удобрений), транспортных средств категорий N 2 и N 3, используемых сельскохозяйственными товаропроизводителями при осуществлении внутрихозяйственных перевозок (перевозка в пределах границ муниципального района, на территории которого зарегистрированы транспортные средства, а также граничащих с ним муниципальных районов), специальных транспортных средств, передвижных лабораторий и мастерских, передвижных репортажных телевизионных студий;
  • транспортных средств, зарегистрированных военными автомобильными инспекциями или автомобильными службами федеральных органов исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба;
  • транспортных средств органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность;
  • транспортных средств, зарегистрированных органами, осуществляющими государственный надзор за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники;
  • транспортных средств, включенных в перечень видов и категорий колесных транспортных средств и шасси, с года выпуска которых прошло 30 и более лет, которые не предназначены для коммерческих перевозок пассажиров и грузов, имеют оригинальный двигатель, кузов и раму (при наличии), сохранены или отреставрированы до оригинального состояния и в отношении которых утилизационный сбор в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2013 г. N 1291 "Об утилизационном сборе в отношении колесных транспортных средств и шасси и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" 2 не уплачивается;
  • 2 Собрание законодательства Российской Федерации, 2014, N 2 (ч. I), ст. 115, N 14, ст. 1646; 2015, N 47, ст. 6592, N 51 (ч. III), ст. 7338.
  • находящихся в эксплуатации автобусов с числом мест более 20 и грузовых автотранспортных средств с полной массой свыше 15 тонн, предназначенных для междугородных и международных перевозок, оснащенных до 8 ноября 2013 г. при изготовлении тахографами в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 3 августа 1996 г. N 922 "О повышении безопасности междугородных и международных перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом";
  • учебных транспортных средств, используемых для обучения вождению и сдачи экзаменов на получение водительских удостоверений, при условии, что они не используются для коммерческой перевозки пассажиров и грузов;
  • транспортных средств, которые проходят дорожные испытания, предусмотренные государственными стандартами и отраслевыми документами.

Новые тахографы на грузовые авто и их установка

Владелец большегрузного транспортного средства, который оснастил тахографом автомобиль законно до вступления в силу Приказов Минтранса №273 и №36, должен установить новый прибор, оснащенный блоками СКЗИ до 1 января 2018 года. Все новые тахографы на грузовые автомобили будут устанавливаться в несколько этапов.

Тахограф с блоком СКЗИ или ЕСТР.

Выбор тахографа СКЗИ или ЕСТР регулируется постановлением Правительства РФ. Постановление утверждает технический регламент таможенного союза ТР ТС 018/2011. О безопасности колесных транспортных средств. В соответствии с законом, собственник транспортного средства подлежащего установки тахографа, может оснастить коммерческий автотранспорт любым видом цифрового тахографа.

Следующий законодательный акт, регулирует какой тахограф необходимо выбрать для оснащения транспортного средства:

Приказ Министерства транспорта №36 от 13 февраля 2013 г. утверждает требования к тахографам, которые устанавливаются на крупнотоннажные транспортные средства. Приказом также определяются правила использования, контроля и работы устройств учета, установленных на автомобилях.

В соответствии с приказом министра России, для международных перевозок необходимо установить модели ЕСТР. Для перевозок в границах государства устанавливается СКЗИ.

Штраф за отсутствия тахографа в 2017 году

Штраф за отсутствие тахографа взимается только в том случае, если он предусмотрен действующим законодательством РФ. Законодательство предусматривает наложение штрафа за тахограф в нерабочем состоянии, а также нарушение водителем максимально разрешенного времени работы.

Издержки на установку тахографа компенсируются за счет социального налога. Каким будет штраф за тахограф – определяет законодательство РФ.

Поправки в законодательстве: новые штрафы в 2017 году.

Штраф за отсутствие тахографа в 2017 году становится от 1000 до 3000 рублей для водителей, и до 10 000 рублей для должностных лиц (ст. 11.23 КоАП). Также с начала 2015 года кроме наложения штрафа предусмотрена и административная ответственность. Транспортные средства категории №2 (грузовые автомобили средней грузоподъемность от 3,5 до 12 тонн) могут получить штраф в размере 2000 рублей.

По статистике, которую озвучили представители ГИБДД, с начала 2015 года, сотрудниками Госавтоинспекции был установлен средний штраф за тахограф в размере 4000 рублей. С начала действия нового законодательства было возбуждено более 100000 дел об административных нарушениях связанных с управлением транспортным средством без тахографа.

Эксперты утверждают, что новый закон о тахографах для грузовых автомобилей 2017 года существенно повысит безопасность на дорогах России. Что позволит значительно уменьшить аварийность на дороге с участием грузовых авто.

Законодательство меняется с каждым днем. По этой причине, информация, описанная в данной статье, может быть устаревшей. Следите за обновлениями законодательства РФ на соответствующих ресурсах.

Будут ли с 1 июля аналоговые тахографы «вне закона»?

Согласно внесенным изменениям в приказ Минтранса №273 с 1 июля 2016 владельцам грузовых транспортных средств необходимо перейти на цифровые тахографы. И, похоже, на этот раз сроки вступления в силу новой нормы законодательства сдвигаться не будут. Насколько готовы перевозчики к нововведениям? И, собственно, к чему им готовиться в связи с наступлением «дня Х»? Мы поговорили с экспертами, чьи точки зрения на предстоящие изменения, мягко говоря, не совпадают.



Краткая история вопроса

Одной из наиболее часто встречаемых причин смертности на дорогах является усталость водителя. А наиболее тяжелые ДТП связаны с усталостью водителей-профессионалов, управляющих транспортными средствами категорий N3 – весом свыше 12 тонн.

Для решения данной проблемы, начиная с 2009 года, Правительством РФ был принято ряд мер, в том числе направленных на внедрение контроля за режимом труда и отдыха водителей:

В 2009 году в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 10.09.2009 года началось внедрение нового типа тахографа, переход с аналоговых на цифровые тахографы.

В 2010 – 2011 годах началось массовое производство тахографов в рамках 720 Постановления Правительства РФ.

В 2013 году были введены дополнительные требования к тахографам в соответствии с 36 Приказом Минтранса при обязательном соблюдении 720 Постановления Правительства РФ. Введена прямая ответственности за отсутствие тахографа.

В 2015 году вступил в действие регламент Таможенного союза, с утвержденным переходным периодом до 01 июля 2016 г.

Отметим, что приказ Министерства транспорта РФ №36 «Об утверждении порядка оснащения транспортных средств тахографами» содержит требования по оснащению автобусов и грузовых автомобилей, совершающих коммерческие перевозки, тахографами нового поколения, использующих средства криптографической защиты информации (СКЗИ).

Предполагалось, что установка тахографов будет происходить в несколько этапов. С 1 апреля 2014 года тахографами с СКЗИ должны быть оснащены грузовые автомобили, перевозящие опасные грузы, с 1 июля 2014 года - автобусы и грузовики массой более 15 тонн, с 1 сентября 2014 года грузовики массой от 12 тонн, с 1 апреля 2015 года - грузовики с массой от 3,5 до 12 тонн.

Для транспортных средств, уже оснащенных средствами контроля режимов труда и отдыха, был предусмотрен срок обязательного оснащения новыми тахографами - 1 января 2018 года.

Однако, затем сроки установки цифровых тахографов были перенесены – и «точкой отсчета» стало 1 июля 2016 года.

Аналоговые тахографы с 1 июля – под запретом?

Прежде всего, надо оговориться, что для перевозчиков, осуществляющих международные перевозки и для перевозчиков, осуществляющих исключительно внутренние перевозки, требования к тахографам с 1 июля будут различны.

Для перевозчиков, осуществляющих международные автоперевозки, обязательными являются требования договора ЕСТР (Международное Соглашение, касающееся экипажей транспортных средств, осуществляющих перевозки грузов и пассажиров). В этом случае перевозчики обязаны соблюдать следующие нормативные акты: ТР ТС 018/2011; ЕСТР; 127 ФЗ; 195 ФЗ; 196 ФЗ; 197 ФЗ. Аналоговые тахографы для международных перевозчиков разрешены.

Для перевозчиков, осуществляющих исключительно внутренние перевозки, обязательными являются требования законодательства РФ, в которых предусмотрен иной тип тахографа, не совместимый с ЕСТР. Технические требования к этому типу тахографов изложены в Приказе Минтранса № 36, а порядок оснащения - в Приказе Минтранса №273. В этом случае перевозчики должны соблюдать следующие нормативные акты: ТР ТС 018/2011; 195 ФЗ; 196 ФЗ; 197 ФЗ; Постановление Правительства РФ 1213; Приказы Минтранса № 36, № 273, № 15, №348 (вносящий изменения в Приказ №273).

Важно отметить, что эксплуатация транспортных средств с аналоговыми тахографами для автоперевозчиков, осуществляющих внутренние рейсы, не запрещена и не может быть запрещена в соответствии с действующим законодательством, вплоть до утилизации транспортного средства. Хотя некоторые перевозчики считают, что эксплуатация таких транспортных средств с 1 июля будет запрещена. Это не так.

Источником недоразумения в данном вопросе стало письмо ФБУ Росавтотранс от 10.02.2016, в котором говорилось:



















Однако, позднее, рассказывает Геннадий Линник, директор по взаимодействию с органами государственной власти и общественными организациями ООО "АТОЛ ДРАЙВ", 29.02.2016 авторы данного письма разместили на сайте Росавтотранса дополнение к предыдущему письму, в котором подробно изложили правовую основу оснащения транспортных средств тахографами. Согласно этому письму, запрет на эксплуатации транспортных средств с аналоговыми тахографами не вводится приказом Минтранса №348, однако

За отсутствие технического средства контроля за соблюдением водителями режимов движения, труда и отдыха, не обеспечивающих регистрацию информации на картах тахографа, изготовленных в виде пластиковой карты с электронным носителем информации и соответствующих требованиям к тахографам, устанавливаемым на транспортные средства (приложение N 1 к приказу Минтранса России N 36), или требованиям ЕСТР (далее - аналоговые контрольные устройства)" на транспортных средствах категорий N2,N3,M2,M3, выполняющих внутрироссийские перевозки с 1 июля 2016 года сотрудниками контрольно- надзорных органов будет применятся санкция статьи 11.23 КоАП.

Иными словами, хотя сами транспортные средства, оснащенные аналоговыми тахографами, под запрет не подпадают, за отсутствие цифровых тахографов с СКЗИ автоперевозчиков, выполняющих внутрироссийские перевозчики, с 1 июля могут оштрафовать, - заключает Г. Линник.

Тахограф как объект технического регулирования

Ни один орган государственной власти не имеет права требовать замены аналогового тахографа, если он имеет или имел сертификат соответствия на момент его производства / установки, отвечающий законодательным требованиям, а значит безопасный в эксплуатации, - утверждает Максим Сухомлинов, директор сервисной службы ГК Надежный контакт.

Свою точку зрения эксперт аргументирует, отсылая к п. 65 таблицы 4 приложения 1 Технического регламента «О безопасности колесных транспортных средств Таможенного союза» (ТР ТС 018/2011), который вступил в действие на территории Российской Федерации с 01 января 2015 года.

Исходя из этого документа, на тахограф в полной мере распространяются требования ФЗ-184 «О техническом регулировании», в частности процедура подтверждения соответствия действующему законодательству. На основании статьи 20 Федерального закона №184 «О техническом регулировании», подтверждение соответствия заключается в процедуре сертификации. Результатом процедуры подтверждения соответствия действующему законодательству является сертификат соответствия.

Так как на основании п. 65 приложения 10 Технического регламента о безопасности колесных транспортных средств Таможенного Союза (ТР ТС 018/2011), тахограф является компонентом транспортного средства, то и соответствовать он должен требованиям Технического регламента о безопасности колесных транспортных средств Таможенного Союза (ТР ТС 018/2011), что должно подтверждаться Сертификатом соответствия ТР ТС. Все сертификаты соответствия Техническому регламенту о безопасности колесных транспортных средств подлежат обязательному учету и находятся в свободном доступе на сайте Росакредитации.

Таким образом, объясняет М. Сухомлинов, в соответствии с ч.1 статьи 54 Конституции РФ: «Закон, устанавливающий или отягчающий ответственность, обратной силы не имеет», - то есть все тахографы имеющие на момент их производства/установки сертификаты соответствия действующему законодательству, даже после окончания срока действия самого сертификата остаются «в законе». Наиболее распространенные аналоговые тахографы 1324 и 1318 имеют или имели действующий сертификат соответствия Техническому регламенту о безопасности колесных транспортных средств. Более того, эти тахографы внесены в Реестр средств измерений, что позволяет осуществлять на них Государственную поверку, что в свою очередь, дает юридическую значимость их показаний, а это, в соответствии с ФЗ -102 «Об обеспечении единства измерений», позволяет таким тахографам участвовать в государственном контроле. Таким образом, как было сказано выше, Минтранс РФ не запрещает эксплуатацию транспортных средств с аналоговыми тахографами. Минтранс РФ не может своими нормативными правовыми актами нарушать закон, резюмирует эксперт, такого не бывает.

Поэтому, настаивает М. Сухомлинов, Минтранс просто рекомендует переоснастить только те транспортные средства с аналоговыми тахографами, на которых стоят тахографы, не имеющие сертификата соответствия. К таким тахографам относятся TGK-100, 1319, 1314 и т.п.

Однако и владельцам таких тахографов я бы не рекомендовал спешить с заменой и таких тахографов, - продолжает М. Сухомлинов. - 16 октября 2015 года Правительство РФ издало Постановление №1108. В нем определяются органы исполнительной власти и их полномочия в области соблюдения требований Технического регламента «О безопасности колесных транспортных средств Таможенного союза». Напоминаем, что тахограф является компонентом транспортного средства, а следовательно находится в сфере влияния этого Технического регламента.

Органом, осуществляющим контроль в области безопасности колесных транспортных средств, находящихся в эксплуатации (а следовательно и их компонентов) теперь является Министерство внутренних дел, в частности ГИБДД. Таким образом Министерство транспорта РФ не может предъявлять обязательные требования к транспортным средствам находящимся в эксплуатации, а равно и к их компонентам, в частности тахографам. Этот факт подтверждается и статьей 4 пунктом 3 ФЗ-184 О техническом регулировании:

















Важно обратить внимание на следующую терминологическую тонкость, - продолжает М. Сухомлинов. - Приказ Минтранса №348 требует оснастить тахографами до 1 июля 2016 года те транспортные средства, у которых были установлены не аналоговые тахографы, а «аналоговые контрольные устройства». То есть тахографы, которые не имели и не имеют сертификата соответствия одному из Технических регламентов о безопасности колесных транспортных средств.

Таким образом, аналоговые тахографы в принципе не подлежат обязательной замене. Ни один орган государственной власти не имеет права требовать замены аналогового тахографа, если он имеет или имел сертификат соответствия действующим на момент его производства / установки законодательным требованиям, а значит безопасных в эксплуатации. Приказы Минтранса № 36, 273 , 348 носят исключительно рекомендательное значение в части технических требований, - заключает М. Сухомлинов.

Решение Арбитражного суда Магаданской области от 13 мая 2016 года

В подтверждение своей позиции М. Сухомлинов приводит решение Арбитражного суда Магаданской области от 13 мая 2016 года по делу между УГАДН Магаданской области и ПАО «Магаданэнерго» о тахографах, несоответствующих требованиям 36 приказа Минтранса 13 мая 2016 года:

Это первое в своем роде, в рамках которого было подробно разобрано все законодательство в области тахографии. Суд признал, что наличие блока криптозащиты в тахографе носит исключительно рекомендательное значение и не является обязательным.

Действительно, ПАО «Магаданэнерго» обратился в Арбитражный суд Магаданской области с заявлением о признании недействительным пункта 5 предписания Управления государственного автодорожного надзора по Магаданской области Федеральной службы по надзору в сфере транспорта № 01-16/47 от 11.11.2015, в котором указано, что предприятие эксплуатирует транспортные средства для перевозки грузов и пассажиров, оснащенные тахографами модели Continental-VDО1381, не соответствующими установленным требованиям. К участию в деле в качестве третьего лица, была привлечена компания ООО «Торгмонтаж- Плюс», которая осуществляла установку тахографов на транспорт ПАО «Магаданэнерго».

По итогам дела требования заявителя, Публичного акционерного общества энергетики и электрификации «Магаданэнерго», удовлетворили. Предписание Управления государственного автодорожного надзора по Магаданской области Федеральной службы по надзору в сфере транспорта № 01-16/47 от 11.11.2015 признали недействительным в части пункта 5.

ПП РФ № 1213 от 23.11.2012, Приказы Минтранса РФ № 36 от 13.02.2013 и № 273 от 21.08.2013, предъявляющие требования к тахографам, были признаны носящими исключительно рекомендательный характер, в том числе в части наличии в тахографе блока криптозащиты СКЗИ.

Однако, Г. Линник обращает внимание на следующее существенное обстоятельство:

Прежде всего, нет никакого противоречия с Техническим регламентом Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств» ТР ТС 018/2011, так как порядок оснащения устанавливается нормативно правовыми актами Российской Федерации, государство рассматривает средства контроля за соблюдением водителями режимов движения как один из важнейших элементов обеспечения безопасности дорожного движения». Вот выдержка из ТР ТС 018 /2011 п. 14: «Конструкция выпускаемых в обращение транспортных средств категорий М2 и М3, осуществляющих коммерческие перевозки пассажиров, категорий N2 и N3, осуществляющих коммерческие перевозки грузов, должна предусматривать возможность оснащения (штатные места установки, крепления, энергопитания) техническими средствами контроля за соблюдением водителями режимов движения, труда и отдыха (тахографами). Оснащение указанной аппаратурой транспортных средств осуществляется в порядке, установленном нормативными правовыми актами государств - членов Таможенного союза. Требования настоящего пункта не применяются в отношении транспортных средств, указанных в статье 2 Европейского соглашения, касающегося работы экипажей транспортных средств, производящих международные автомобильные перевозки (ЕСТР)».

Приказ Минтранса №36 был зарегстрирован Минюстом, и вступил в силу, - продолжает Г. Линник. - В соответствии со статьей 21 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации норма приказа Минтранса №36 может быть оспорена и признана незаконной только Верховным судом Российской Федерации. Решение Арбитражного суда Магаданской области от 6 мая 2016 года по делу № АЗ7-66/2016 не является оценкой законности приказа Минтранса №36. Таким образом, только Верховный суд РФ может признать приказ №36 не соответствующим нормам законодательства. Частью 3 статьи 4 Закона о техническом регулировании прямо предусмотрена возможность издания федеральными органами исполнительной власти актов в сфере технического регулирования, то есть предполагается, что требования технических регламентов не являются исчерпывающими и требования к продукции могут быть изложены в том числе и в иных актах. Производители тахографов с блоками СКЗИ получили Сертификаты соответствия требованиям Технического регламента Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств» ТР ТС 018/2011. Таким образом, водители и юридические лицы, транспортные средства которых не будут к 1 июля 2016 года оснащены соответствующим оборудованием (а это тахографы с СКЗИ для автоперевозчиков, осуществляющих внутренние перевозки) могут быть оштрафованы на сумму от 1 до 3 тысяч рублей для граждан и от 5 до 10 тысяч рублей для должностных лиц.

Заключительное слово экспертов

Максим Сухомлинов:

Минтранс, предъявив в своем приказе №36 требования технического характера (наличие в объекте технического регулировании тахографе блока криптозащиты), превысил свои полномочия. Полномочия в области технического регулирования принадлежат Минпромторгу. В ФЗ 184 «О техническом регулировании» в главе 4 пункте 3 прямо написано – Органы исполнительной власти могут издавать нормативные документы в области технического регулирования только рекомендательного характера. А Минюст приказ №36 регистрирует как обязательный.

В результате в течение последних трех лет транспортники оснащали и переоснащали свои автомобили тахографами, с избыточными, необязательными требованиями, теряя миллионы рублей, что никак не отразилось на безопасности дорожного движения в целом. Итак результат на сегодня. По данным ФБУ Росавттранс с 2013 год по март 2016 года установлено чуть меньше 400 000 тахографов с СКЗИ. По данным ГИБДД того же периода – аварийность по оговоренным категориям транспорта не снизилась. Приказ Минтранса №36 может носить только рекомендательный характер, и, значит, аналоговые тахографы не подлежат обязательной замене.

Геннадий Линник:

Прежде всего замечу, что ГИБДД как раз, наоборот, заявляет, что по оговоренным категориям транспорта аварийность снизилась и призывает оснащать тахографами с СКЗИ транспортные средства физических лиц, по которым статистика показывает рост аварийности.

Наша организация «АТОЛ ДРАЙВ» не имеет никакого отношения к законотворческой деятельности, но тем не менее мы регулярно пользуемся возможностью высказать свое экспертное мнение, в частности через портал оценки регулирующего воздействия нормативно правовых актов. Мы сами осуществляем свою деятельность строго в рамках российского законодательства, и к тому же призываем всех автоперевозчиков.

Система тахографического контроля в России находится в стадии развития, в нормативные акты вносятся соответствующие изменения. Принятие нормативных актов - процесс непростой и требующий различных согласований и экспертиз, в частности прохождения процедуры оценки регулирующего воздействия проходит публично, регистрация в Министерстве юстиции России является завершающей фазой и подтверждает, что органы государственной власти действуют в пределах своих полномочий.

Ярким доказательством полномочий Министерства транспорта России в области использования тахографов может служить история по включению в перечень исключений транспортных средств сельхозтоваропроизводителей для внутрихозяйственных нужд, данный вопрос рассматривался на всех уровнях власти от депутатов субъектов до Правительства и Президента России, но решение было принято путем внесения изменений в Приказ Минтранса РФ от 13 февраля 2013 г. N 36 (Приказ №16 от 2.03.2016).

Использование информации цифровых тахографов становится все более актуальным, так, по итогам Госсовета 14 марта 2016 года Президент России Путин В.В. дал поручения по совершенствованию системы безопасности дорожного движения, одним из пунктов предусмотрено «б) обеспечить внесение в законодательство Российской Федерации изменений, предусматривающих:

Установление административной ответственности перевозчиков (индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, должностных лиц организаций) за нарушение режима труда и отдыха водителей при осуществлении перевозок пассажиров и грузов»

другим пунктом предусмотрено «определение порядка использования данных, получаемых с помощью тахографов и иных технических устройств с измерительными функциями, осуществляющих в некорректируемом виде регистрацию, хранение и передачу координат и параметров движения транспортных средств по сигналам ГЛОНАСС, в том числе в целях фиксации нарушений правил дорожного движения и привлечения нарушителей к административной ответственности».

Г. Линник также обратил внимание на то, что в Государственной Думе рассматривается законопроект по оснащению тахографами транспортных средств, принадлежащих физическим лицам.

Противоречия в законодательстве необходимо снять

К сожалению, противоречия в законодательстве приводят к присутствию на рынке недобросовестных мастерских. По словам технического эксперта ассоциации «РусТахоКонтроль» Геннадия Мирошина, которые приводит общественная организация «Движение без опасности», проблема присутствия на рынке тахографии недобросовестных мастерских может быть решена только тогда, когда уровень регулирующих документов в этой сфере будет поднят с ведомственного на федеральный:

«Подготовка соответствующего федерального закона уже ведется. После его принятия, сила закона будет неоспорима и многие противоречия, которые мы видим в сегодняшнем законодательстве, будут сняты. Если же в дальнейшем в законе будет также детально прописана процедура калибровки и будет создан единый реестр данных откалиброванных тахографов, то каждая машина, каждая мастерская будут известны и вопрос существования недобросовестных мастерских уйдет в прошлое».
























Развитие коммуникационных технологий и средств космического позиционирования GPS и GLONASS позволяют сегодня решать множество прикладных задач. Среди них и такой важный аспект, как безопасность автомобильных перевозок.

Предпосылки возникновения 36 приказа Минтранса по тахографам

Несколько европейских стран, включая Россию, договорились о взятии обязательств по контролю режима осуществления трудовой деятельности и отдыха водителей грузовых автомобилей, которые работают на межгосударственных линиях. Было принято ЕСТР (европейское соглашение, по работе автомобильных экипажей на международных перевозках). В этом документе подробно оговорены все параметры, которые должны контролироваться независимо и объективно. Каждая страна участница соглашения обязана была принять национальный нормативно-правовой акт о регулировании этой сферы, который бы не противоречил положениям ЕСТР. Так появился 36 приказ Минтранса о тахографах.

Требования установки приборов учета распространились не только на участников международных перевозок, но и на отдельные категории транспортных средств, осуществляющих свои маршруты внутри государства. Согласно сути 36 приказа, тахограф является тем прибором, который, будучи установленным на автомобиль, призван обеспечить постоянный и непредвзятый контроль выполнения требований ЕСТР. При этом гарантируется неизбежность наказания за нарушения оговоренных в нем правил.


С технической точки зрения, тахограф – это устройство, которое осуществляет контроль и фиксацию большого количества параметров движения автомобиля, режима работы экипажа, а также позиционирование на местности с целью недопущения отклонения от маршрута.

Вот только некоторые из параметров, подлежащие контролю и фиксации, имеющихся в приказе по тахографам:

  • Расписание рабочего времени и отдыха водителей.
  • Фиксирование попыток манипулирования.
  • Пройденный автомобилем путь.
  • Фиксирование сбоев и ошибок.
  • Скорость передвижения.
  • Регистрация всех действий водителей.
  • Предупреждение о тех или иных действиях.
  • Защита целостности системы и имеющейся информации, а также фиксация попыток её нарушить.

Помимо прочего, тахограф распознает некоторые служебные команды. Каждый производитель приборов должен неукоснительно соблюдать все параметры. Поэтому, устройство подлежит обязательной сертификации. Приказом по тахографам предусмотрены различные режимы работы прибора. От текущего режима зависит набор тех параметров, которые подлежат контролю и фиксации.

Философией всей этой затеи с тахографами является исключение человеческого фактора из всего процесса контроля движения. Это позволяет полностью устранить коррупционную составляющую в регулировании процесса перевозок.

Краткая суть приказа 36 минтранса по тахографам

Приказ Министерства транспорта № 36 от 13.02.2013 г. утверждает, перечисленные в приложениях к нему, требования к контрольным приборам, которые устанавливаются на автомобили. Кроме того, он перечисляет категории ТС, подлежащих оборудованию этим прибором и устанавливает сроки этого.


В первом приложении приказа о тахографах перечисляются основные требования к прибору. Там описывается комплектация прибора, а также условия оборудования автомобиля дополнительными модулями, требующимися для корректной работы устройства. Здесь же перечислены требования к персональным картам и программным продуктам.

Вторая часть перечисляет функциональные возможности устройства и требования к конструктивным особенностям. К ним относится описание функционирования прибора в различных режимах работы. В этой части подробно расписаны правила работы с персональными картами памяти всеми функционерами процесса, ошибки и предупреждения, появляющиеся на экране монитора. Даются сведения о сообщениях, выдаваемых прибором. В частности, о превышении допустимого времени непрерывного движения.

В третьей части подробно описаны требования к картам. Учтены следующие характеристики карт:

  • Внешний облик и материал изделия.
  • Технические параметры.
  • Способы криптографической защиты.

Согласно 36 приказа по тахографам, карты бывают 4 видов:

  1. Карта для водителя.
  2. Карта для контролера.
  3. Карта для мастерской.
  4. Карта для предприятия.

В четвертой части первого приложения описываются требования криптографии по защите информации и порядок проведения сертификации.

Транспортные средства для оборудования тахографами


Второе приложение к приказу о тахографах посвящено перечислению видов транспортных средств, подлежащих оборудованию прибором. В частности, это:

  • Автобусы до 5 тонн с более, чем 8 пассажирскими местами.
  • Автобусы свыше 5 тонн.
  • Грузовые автомобили от 3,5 до 12 тонн.
  • Грузовые автомобили более 12 тонн.

Исключение составляют автобусы, используемые на внутригородских и пригородных маршрутах.

Правила эксплуатации тахографов


Приложение № 3 приказа 36 о тахографах регламентирует правила эксплуатации устройств на ТС. Они прописаны для всех четырех функционеров. Для водителя прописаны следующие обязанности:

  1. Каждый водитель ТС перед выездом обязан вставить свою карту в прибор и идентифицировать ее путем введения ПИН – кода.
  2. Ввести в прибор данные о типе деятельности и местоположении, где она начинается.
  3. Вынуть карту из устройства в конце дня.
  4. Предоставлять карту в органы, осуществляющие контроль.
  5. Распечатывать необходимую информацию.
  6. При движении не вынимать карту из прибора, содержать ее в чистоте.
  7. Не пользоваться испорченной картой.

Водителю запрещено:

  1. Управлять автомобилем без тахографа или с неработающим прибором.
  2. Пользоваться прибором после завершения срока эксплуатации или с неработающей картой водителя.
  3. Несанкционированное уничтожение данных.

Подробное изучение приказа Минтранса 36 о тахографах является сегодня просто необходимостью для всех водителей автобусов и грузового транспорта. Водитель или организация, нарушающая его требования, подлежат административной ответственности в соответствии с КоАП РФ.

Тахограф – техническое средство контроля, осуществляющее непрерывную фиксацию скоростных данных, отслеживающее маршрут движения, время работы и отдыха, водителя транспортного средства. Состоит из нескольких модулей: самого устройства, навигационной карты, датчика движения, усиливающей антенны, принимающей сигнал спутника. Устройство имеет защитную пломбу, препятствующую доступу извне.

Законодательные изменения 2017 года

Абз. 9 ч. 1 ст. 20 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» обязывает всех индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, оснащать тахографами автомобили, используемые ими в коммерческой деятельности.

Нормы закона об установке тахографа на грузовой автомобиль 2017 вступают в силу в несколько фаз:

  • До 1.04.2014 года – тахографы должны быть установлены на грузовых автомобилях массой более 3500 кг, осуществляющие транспортировку опасных грузов категории N2 и N3;
  • С 1.07.2014 года – штраф за отсутствие прибора контроля, будет накладываться на водителей автобусов (М2 и М3), с числом сидений более 8, за исключением пассажирского, а также грузовые авто N3 более 15 тонн, курсирующие по междугородним маршрутам. Это не коснется автобусов, выполняющих городские и пригородные регулярные рейсы;
  • До 1.09.2014 года – тахограф должен быть установлен на всех грузовиках N3, имеющих более 15 тонн массы и занимающихся междугородними перевозками неопасных грузов;
  • До 1.04.2015 года – устройство контроля должно быть на всех грузовых автомобилях N2, перевозящими неопасный груз;
  • До 1.01.2018 года – срок замены приборов старых образцов, в которые попали: тахографы ЕСТР установленные на производстве до 01.04.2014 года и тахографы ЕСТР монтированные в сервисных центрах до 11.03.2014 года.


В перечень автомобилей, которым не требуется установка такого устройства, относятся: передвижные лаборатории, сельскохозяйственные машины, спецтехника, автомобили ритуальных служб, военные автомобили и автомобили для оперативно-розыскной деятельности, дома на колесах, бронированные транспортные средства.

Установленный тахограф должен использоваться до утилизации автомобиля.

Нюансы установки тахографа

Существует 2 вида контрольных устройств:

  1. Тахограф международного образца (ЕСТР);
  2. Цифровой тахограф с блоком криптозащиты СКЗИ;

Вышедший Приказ Минтранса РФ №237 от 21.08.2013 года, поставил точку в спорах о выборе вида тахографа. Теперь все предельно ясно:

  • Для коммерческой перевозки грузов внутри страны, используется тахограф с блоком криптозащиты СКЗИ;
  • Для коммерческой международной перевозки грузов, необходимо использовать тахографы ЕСТР.

Единственное правило – это наличие у устройства сертификата, подтверждающего соответствие Техническому регламенту о безопасности колесных транспортных средств.

Внимание! Следующая информация представлена для ознакомления, риски, возникающие в процессе ее использования полностью лежат на лице, принявшем решение ее использовать.

Этот регламент определяет обязательные характеристики тахографа и устанавливает требования по его соответствию законодательной базе РФ. Это утверждение основывается на Федеральном законе «О техническом регулировании», который закрепляет Технический регламент , как обязательный к исполнению , по отношению к объектам технического регулирования. К таким объектам, относится тахограф – являющийся продукцией и компонентом автомобиля.

В свою очередь, все тот же Федеральный закон «О техническом регулировании», в п. 3 ст. 4 устанавливает, что любые акты в сфере техрегулирования, изданные федеральными органами исполнительной власти, носят рекомендательный характер. К таким актам относятся Приказы Минтранса №36 и 237, содержащие требования об обязательном наличии блока СКЗИ.

В итоге, получаем, что Технический регламент не устанавливает обязательного наличия блока СКЗИ в тахографе, а Приказы Минтранса носят рекомендательный характер. Таким образом, автовладелец сам решает, какой тахограф выбрать для установки, но нет никакой гарантии, что законность такой установки не потребуется доказывать в суде.


Все же, наиболее оптимальным, будет решение действовать в рамках действующего законодательства РФ и установить требуемые устройства, а для владельцев с устаревшими устройствами – ближе к началу 2018 года, сменить их на соответствующие модели. На данный момент речь об отмене тахографов не идет, так что лучше, когда предпринимательская деятельность соответствует установленным требованиям.

Не забывайте, что установка средства контроля, осуществляется только в сервисных центрах, имеющих лицензию ФСБ.

Отсутствует тахограф? Плати штраф

За отсутствие тахографа на автомобиле, равно как и за его умышленное повреждение, выезд на линию с неисправным устройством, фальсификацию предоставляемых им данных и внесение различных модификаций, ст.11.23. Административного кодекса РФ предполагает штраф:

  • Для граждан – от 1 до 4 тыс. рублей;
  • Для должностных лиц – от 5 до 10 тыс. рублей.

Если тахограф фиксирует нарушение режима работы водителя, штраф составит от 1 до 3 тысяч рублей.

Существующий Перечень неисправностей, при которых запрещено эксплуатировать автомобиль, не позволяет передвигаться на транспортном средстве с неисправным тахографом, если неисправность не произошла уже на линии. Игнорирование такого запрета, может привести к снятию государственного номерного знака, а для грузовиков с опасными грузами – транспортировка на штрафстоянку.

Как обойти закон о тахографе 2017?

«Ключом» к закону, является выражение «коммерческие перевозки», то есть, если владелец грузовика категории N3 использует его для передвижения в магазин за хлебом, то установка тахографа не обязательна. ГИБДД понимает закон таким же образом – если частное лицо использует транспорт для собственных нужд, прибор контроля можно не устанавливать. Получается, что закон о тахографах на грузовые автомобили 2017 для физических лиц не распространяется. По крайней мере в данном случае.

Но некоторые существенные нюансы все же заставляют сомневаться в истинности вышеизложенного утверждения. Как можно охарактеризовать понятие собственные нужды? Каким образом будет определено, передвигается водитель по собственным нуждам или в коммерческих целях?

Если вы везете стройматериалы на собственном грузовике, с целью постройки дачи для себя, то это одно дело. Совсем другое, если вы зарегистрированы как ИП, этот самосвал регулярно используется для перевозки груза, например стройматериалов для постройки дачи соседу и вас останавливает инспектор ГИБДД. В таком случае, вы будете доказывать ему, что груз ваш, вы транспортируете его к себе домой.

Со временем, законодатели дадут ответы на все вопросы, а пока, остается только надеяться на «авось» или смиренно выполнять законодательные предписания.

Дополнительные материалы по теме:

Федеральный закон о банкротстве: редакция 2016 года

Закон об отпуске в 2017 году
Loading...Loading...