Почему индия была разделена после обретения независимости. Обретение индией независимости
Не имея достаточных сил, чтобы сохранить колониальный статус Индии, правящие круги Англии стали склоняться к идее предоставления ей прав доминиона. В начале 1946 г. в Индии были проведены первые послевоенные выборы в Центральное и провинциальные законодательные собрания. 15 марта 1946 г. лейбористское правительство Англии заявило о готовности предоставить Индии статус доминиона, предполагавший ее независимость при сохранении формальной власти английского короля. Но это оказалось чрезвычайно трудной задачей. Противоречия между индусами и мусульманами были уже непримиримыми. Мусульманская лига во главе с Мохаммедом Али Джинной (1876 – 1948) с 1940 г. выступала за создание в преимущественно мусульманских провинциях отдельного исламского государства Пакистан.
Попытка англичан создать временное правительство для подготовки Индии к независимому существованию натолкнулись на взаимное непонимание между ИНК и Мусульманской лигой. На равное представительство в нем соглашалась Лига. Но выступал против Конгресс, имевший поддержку подавляющего большинства населения. Когда же колониальные власти в соответствии с западными нормами демократии предложили Председателю ИНК Дж. Неру самостоятельно сформировать коалиционное правительство с участием мусульман, Лига наотрез отказалась в него войти. В августе 1946 г. начались индо-мусульманские столкновения и погромы в Калькутте и других городах. Усилия М.Ганди по примирению сторон оказались безуспешными. Лишь в октябре 1946 г. представители Лиги вошли в правительство, сохранив приверженность идее Пакистана. Погромы на религиозной почве продолжались.
В создавшихся условиях во избежание крупномасштабной войны в Индии английское правительство весной 1947 г. изменило процедуру предоставления ей независимости. Было решено создать на ее территории два государства – Индию и Пакистан. В состав последнего должны были войти населенные преимущественно мусульманами западные провинции колонии и некоторые восточные ее территории (Восточная Бенгалия), расстояние между которыми равнялось 1,5 тыс. км. Возможно, это было не лучшее решение, поскольку во многих районах страны индусы и мусульмане жили вперемешку, а в условиях ее раздела конфликты между ними становились неизбежными.
18 июля 1947 г. английский парламент принял Акт о независимости Индии, предусматривавший образование 15 августа того же года доминионов Индии и Пакистана, входивших в Британское содружество. Ускорилось массовое переселение индусов в Индию, а мусульман – в Пакистан, сопровождавшееся многочисленными кровавыми столкновениями. 15 августа 1947 г. Индия и Пакистан официально стали суверенными независимыми государствами.
Но и после этого конфликты в Индии, где остался 61 млн. мусульман (9% населения) не прекратились. Вставший на защиту религиозного мира М. Ганди сам был убит 30 января 1948 г. религиозным фанатиком – индусом. Так в первый год независимости Индии трагически оборвалась жизнь наиболее выдающегося борца за ее свободу.
В деле налаживания экономической жизни страны также имелись большие трудности, усугубленные отходом к Пакистану районов, специализировавшихся на выращивании хлеба, хлопка, производстве джута и др. В Индии обострилась и без того сложная продовольственная проблема. Упал уровень жизни большинства населения.
Пытаясь решить эти текущие проблемы, правительство при участии различных политических партий и групп в 1948 – 1949 гг. занималось и разработкой важнейшего для Индии документа – Конституции. Она в конце ноября 1949 г. была утверждена Учредительным собранием и 26 января 1950 г. вступила в силу. Этот день считается Днем независимости страны. Индия перестала быть английским доминионом и была провозглашена «суверенной демократической республикой». Официальным главой государства становился президент, избираемый сроком на 5 лег. Исполнительная власть осуществлялась от его имени Советом министров во главе с премьер-министром. Законодательную ветвь власти олицетворял двухпалатный парламент. Республика Индия создавалась как федеративное государство с ограниченными полномочиями штатов. И центральное правительство, и правительства штатов были подотчетны законодательным органам.
Тема: Индия после приобретения независимости.
Введение …………………………………………………………………3-7
Глава 1. Основные направления в становлении индийской государственности………………………………………………....................8-21
1.1.Административно-территориальные реформы и возникновение Кашмирской проблемы……………………………………………………..8-17
1.2.Первые шаги на пути становления индийской государственности. Выработка и принятие Конституции………………………………………18-21
Глава 2. Социально-экономические и политические изменения в Индии…………………………………………………………………………22-67
2.1. Противоборство политических объединений …………………22-46
2.2. Концепция социализма Джавахарлала Неру…………………47-58
2.3. Внешняя политика Индии во второй половине ХХ-века………58-67
Заключение……………………………………………………………68-70
Список использованной литературы……………………………71-73
Введение
Во многовековой истории Индии XX в. был период освободительной борьбы индийского народа против колониального господства, за независимость страны - время преодоления прошлого наследия и строительства нового государства, решения гигантских социальных и экономических задач.
Во второй половине XX века, Индийский национальный конгресс и другие политические организации положили начало индийскому национально-освободительному движению.
Вместе с желанием независимости, на протяжении многих лет развивалась также напряжённость между индусским и мусульманским населением. Мусульмане, всегда представлявшие меньшинство, боялись оказаться под властью индуистского правительства и настороженно относились к идее независимости.
В 1915 году Махатма Ганди возглавил индийское национально-освободительное движение и призвал обе стороны к единству. Огромное влияние, которое оказал Ганди на Индию в её борьбе за независимость посредством ненасильственного массового народного движения, что сделало его одним из самых замечательных лидеров в мировой истории. Индийцы назвали его махатмой, что в переводе с санскрита означает «великая душа». С 1920 года Махатма Ганди начал массовую кампанию против британского колониального правительства. По всему индийскому субконтиненту началось революционное движение против британского правления.
Первым шагом к индийской независимости и установлению демократии западного образца явилось назначение индийских советников в администрации британского вице-короля.
Вторая мировая война привела к коренным изменениям в международной обстановке и во внутреннем положении Индии. Длительный колониальный гнет привел к нищете и разорению широких масс. Резко обострилось противоречие между тенденцией к самостоятельному развитию Индии и колониальным господством Англии, что вызвало подъем мощного антиимпериалистического движения с лета 1945 г. В нем объединились основные слои населения, а во главе в силу исторических обстоятельств оказалась национальная буржуазия, интересы которой представлял Индийский национальный конгресс (ИНК). Несмотря на его стремление ограничить выступления рамками «ненасильственной борьбы», в стране развернулось движение протеста против посылки индийских войск в Индокитай и Индонезию, кампания защиты Индийской национальной армии. В начале 1946 г. это движение захватило армию и флот, госаппарат. В нем проявилось единство религиозных общин, национальностей и политических течений.
В начале 1946 г. в Индии с согласия колониальных властей были проведены выборы в законодательное собрание. Большинство получила партия ИНК, которая и сформировала временное правительство страны. В то же время те провинции и княжества Индии, где преобладало мусульманское население, отказались признать власть ИНК. Представляющая их интересы Мусульманская лига провозгласила начало борьбы за создание на территории бывшей Британской Индии исламского государства.
В 1947 г. колониальная администрация заявила о предоставлении Индии независимости. Единая прежде колония разделялась на два государства по религиозному признаку - индуистскую Индию и исламский Пакистан, которые получали статус доминионов. Княжествам и провинциям (штатам) Британской Индии следовало определиться, в состав какого из государств они войдут.
По причине разделения Пенджаба и Бенгалии, начались кровавые столкновения между индусами, сикхами и мусульманами, в результате которых погибло более 500 000 человек. Разделение Индии также привело к одной из самых больших миграций населения в современной истории мира - около 12 миллионов индусов, сикхов и мусульман расселились по территории недавно созданных государств Индии и Пакистана.Жертвой покушения фанатика-исламиста пал лидер освободительного движения М. Ганди. Осенью 1947 г. на территорию княжеств Джамму и Кашмир на севере Индии из Пакистана вторглись отряды племени пуштунов. На помощь княжествам, выразившим желание войти в состав Индии, пришли индийские войска. Началась индо-пакистанская война 1947-1949 гг., прекращенная после вмешательства ООН на основе компромисса - раздела Джамму и Кашмира между Индией и Пакистаном.
Завершающим шагом к приобретению независимости было принятие конституции 1950 г., а правящей партией, удерживавшей власть до 1977 г., стала ИНК. Ее лидером до своей смерти в 1964 г. был Дж. Неру, которого на этом посту сменила его дочь - Индира Ганди. В свою очередь ее решительные действия помогли подняться индийской экономике и справиться с коррупцией.
Актуальность работы заключается в том, что в настоящее время Индия является одной из наиболее динамично развивающихся стран мира, что стало возможно во многом, благодаря серии кардинальных реформ, предпринятых индийским правительством в 50-х – 80-х годах ХХ века, после приобретения независимости.
Целью работы является изучение проблем государственного и правового развития Индии после обретения независимости.
Для достижения поставленной цели необходимо было решить следующие задачи :
Определить основные направления и проблемы в становлении государственности Индии;
Проанализировать проблемы государственного и правового развития Индии после обретения независимости;
Рассмотреть внешнеполитические и внешнеэкономические отношения Индии с момента приобретения независимости до 1984 года.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, разбитых на параграфы, заключения и списка использованных источников и литературы.
Степень изученность (Историография) : политика Индии в ХХ веке все шире охватывает различные сферы деятельности общества и все более активно влияет на социальные процессы. Это можно рассмотреть в труде К.А.Антонова, Г.М. Бонгару-Левина, Г.Г.Котовского «Экономическое, социальное и политическое развитие Индии (1947– 1987)», где раскрываются основные этапы и особенности внутриполитического положения Индии. Особое внимание уделено внутренней дифференциации и противоречий в обществе. В работе Алаева Л.Б. «Индия: Национально-освободительное движение в Индии» подробно рассматривается взаимодействие этнического фактора и политической системы в Индии в историческом развитии. В труде А.М. Дьякова «Индия в период и после Второй мировой войны» анализируются конфликтные ситуации в Пенджабе, Ассаме и других районах и их влияние на изменения в политической надстройке, а также процесс экономического развития Индии после Второй мировой войны.
Также мною были использованы труды советских ученых, как Комарова Э.Н. «Тенденции политического развития современной Индии», Чичеров А.И, труды Юрловой Ф.Н. «Индира Ганди: путь к власти», «Социальное положение женщин и женское движение в Индии», Растянникова В.Г. «Земельная реформа в Индии. Индия сегодня» и др.
Глава 1. Основные направления в становлении индийской государственности.
Обретение Индией независимости.
План.
Китай на современном этапе.
К концу второй мировой войны фактически существовали два Китая: территории, контролируемые гоминьданом, и освобожденные районы, руководимые КПК (1/4 территории страны). Несмотря на переговоры (август 1945 - январь 1946 ᴦ.), военные действия между ними продолжались, что создало угрозу общекитайской гражданской войны. Основой для мирного объединения и демократизации Китая могли стать решения об образовании временного коалиционного правительства (январь 1946 ᴦ.), однако, они были сорваны руководителями гоминьдана, начавшего с весны 1946 ᴦ. наступление в Северо-Восточном Китае.
В ходе гражданской войны углублялся кризис гоминьдановского режима, проявился его антинациональный характер, возросло недовольство масс и национальной буржуазии. Освобожденные районы укреплялись. Аграрная реформа КПК обеспечила поддержку крестьян, выросла и окрепла Народно-освободительная армия (НОА). Эти факторы привели к повороту в ходе войны в пользу революционных сил. В обстановке военных успехов КПК в 1947-1948 ᴦ. ЦК партии выдвинул задачу завершения народно-демократической революции, свержения гоминьдановской диктатуры и создания демократического коалиционного правительства. КПК поддержала складывание единого народного демократического фронта из различных классов.
В результате трех крупнейших сражений в Северо-Восточном, Северном и Восточном Китае (осень 1948 - январь 1949 ᴦ.) гоминьдановский режим оказался перед крахом. Он потерял свыше полутора миллионов солдат и офицеров и обширные территории. В апреле 1949 ᴦ. войска НОА возобновили наступление, форсировали реку Янцзы и освободили Южный и Юго-Западный Китай. Провозглашение Китайской Народной Республики (1 октября 1949 ᴦ.) было победой народно-демократической революции. Она создала предпосылки для укрепления независимости страны и завершения буржуазно-демократических преобразований. Вопрос о власти был решен в пользу единого фронта͵ руководимого КПК.
В новых условиях (1949-1957 ᴦ.) происходит обострение борьбы внутри КПК по вопросам путей развития страны после взятия власти. Политическая позиция Мао Цзэдуна изменилась - он считал, что пришло время для осуществления целей коммунистического движения, для реализации по сути дела коммунистической казарменной утопии. При этом многие партийные деятели (Лю Шаоци, Дэн Сяопин, Чжоу Эньлай и др.) высказались за использование концепции «новой демократии», рассчитанной на обновление Китая в течение довольно длительного времени.
В это время революционные силы решали задачи: завершение разгрома гоминьдановских войск, установление власти в южных и западных районах и на островах, борьба с контрреволюционными бандами и создание аппарата новой государственной власти. К середине 1950 ᴦ. была освобождена почти вся территория Китая, в 1951 ᴦ. НОА вступила в Тибет. Остатки войск Чан Кайши бежали на остров Тайвань.
Восстановление хозяйства КНР происходило в русле рыночных (хотя и ограниченных) процессов, в условиях многоукладной экономики. Мелкотоварное производство преобладало, собственность национальной буржуазии была сохранена, в результате национализации собственности крупного капитала и японских империалистов образовался госсектор. Политика КПК заключалась в том, чтобы одновременно с восстановлением хозяйства добиваться, опираясь на экономическую помощь СССР (лозунг «Учиться у СССР»), укрепления госсектора, способного обеспечить переход к строительству социализма. Тем самым к 1952 ᴦ. началась перестройка структуры экономики (производство средств производства составляло 40%). Политика в отношении национальной буржуазии заключалась в использовании частного капитала для восстановления экономики и увеличения контроля над ним. В результате аграрной реформы (1950 - 1953 ᴦ.) было ликвидировано помещичье землевладение, подорвано влияние кулаков, началось развитие кооперации.
Успехи в восстановлении народного хозяйства были использованы Мао для навязывания партии своих левацких, авантюристических взглядов на ускоренную модернизацию Китая. В 1953 ᴦ. Мао впервые высказался за немедленный переход к социалистической революции. Его противники продолжали отстаивать выдержанную генеральную линию на длительный переход к социализму (1953-1967 ᴦ.), постепенно завершая преобразования сельского хозяйства, промышленности и торговли.
Идейно-политическая победа Мао во внутрипартийной борьбе привела к принципиальным переменам в социально-экономической политике КПК и прежде всего в аграрной сфере: введены хлебная монополия, карточная система. Китай резко повернул на путь командно-административного функционирования народного хозяйства и сделал это в кратчайшие сроки. В 1955 ᴦ. КПК перешла к кооперированию деревни, его темпы были резко усилены и осуществлен переход к кооперативам высшего типа. КПК настойчиво искала пути социально-политического контроля за крестьянством.
К концу 1956 ᴦ. в кооперативы было вовлечено 96,3% хозяйств (по плану - 33%), в том числе высшего типа - 88%. Это крупнейшее социальное мероприятие вызвало сопротивление крестьян. В 1956 ᴦ. было развернуто сплошное преобразование промышленности и торговли в госкапиталистические, а фактически осуществлена национализация частных предприятий за выкуп. В розничной торговле доля частного капитала к концу 1956 ᴦ. составляла лишь 3%. Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, в масштабах всей страны произошли радикальные социально-экономические перемены - была ликвидирована частная собственность и резко ограничены рыночные отношения.
Проведение преобразований в первой половине 50-х годов выявило такие черты в политике КПК, как представление о решающей роли политических и идеологических кампаний, военно-административных методов, ускорение темпов преобразований и нарушение постепенности, нехватка опыта и кадров, неподготовленность к управлению огромной страной, принудительный характер мер, отсутствие технической базы для повышения производительности труда. Чертой всего политического развития КНР было все возраставшее насаждение идей и культа личности Мао Цзэдуна. В обществе складывается система идеологического контроля и политического манипулирования, проводятся кампании перевоспитания интеллигенции, навязываются представления об обострении классовой борьбы. Внутри КПК продолжалось столкновение двух идейно-политических тенденций - умеренно-прагматической и радикально-утопической.
Ориентация на дружбу с СССР стала главной чертой внешней политики Китая. В 1950 ᴦ. подписаны договор о дружбе, союзе и взаимной помощи, соглашение о безвозмездной передаче прав СССР по управлению КВЖД. Помощь СССР сыграла большую роль в строительстве нового государства и в восстановлении народного хозяйства.
В конце 50-х годов страна стала ареной рискованных экспериментов Мао для форсированного развития социалистических процессов. Первым из них был «большой скачок в промышленности и сельском хозяйстве» (1958 ᴦ.), в ходе которого Мао стремился противопоставить новому курсу КПСС (после XX съезда) собственную политическую линию. Суть ее - опередить время и обогнать СССР в строительстве новой жизни. Не имея возможности за короткий срок создать в стране развитую экономическую базу, Мао решил свести скачок в будущее к реформе человеческих взаимоотношений, к стимулированию трудового энтузиазма в условиях эгалитарного быта͵ казарменных форм существования и при крайней степени официализации жизни. В «народных коммунах» совмещались промышленность, сельское хозяйство, торговля, просвещение и военное дело, обобществлялись труд и основные средства производства, вся собственность крестьян, вводилось уравнительное распределение доходов, ликвидировался принцип материальной заинтересованности и распределения по труду. Энтузиазм трудящихся подогревался лозунгом «Три года напряженного труда - десять тысяч лет счастья».
Результаты проявились быстро. Уже в конце 1956 ᴦ. и еще более остро в 1959 ᴦ. страна стала испытывать голод. Трудовая активность лишенных земли и всякой собственности крестьян снизилась. Производство было дезорганизовано, причем не только в деревне, но и в городе. Нарушен принцип планирования в промышленности, образовались диспропорции в экономике, разрушено оборудование, впустую растрачен энтузиазм людей.
Произошли изменения и во внешнеполитическом курсе. КНР заявила о претензиях на особую роль в Азии и во всем мире. В 1959 ᴦ. начались инциденты на китайско-индийской границе, обстрел островов в Тайваньском проливе. КНР отказалась от дружбы с СССР (в 1960 ᴦ. отозваны советские специалисты), стал пропагандироваться лозунг «опора на собственные силы», что означало намерение прервать связи с соцстранами, выступления против политики мирного сосуществования и возможности предотвращения мировой войны.
На рубеже 60-х годов другая группировка КПК («прагматики») сумела несколько исправить положение в стране. Но конфликт между Мао и ее лидерами (Пэн Дэхуай, Дэн Сяопин) не прекращался. В первой половине 60-х ᴦ. развернулась борьба за армию, повсеместно внедрялись армейские методы работы.
К 1965 ᴦ. разногласия в руководстве КПК достигли большой остроты. Οʜᴎ касались методов, целей и перспектив развития КНР, ее внутренней и внешней политики. Конфликт привел к новому грандиозному социальному эксперименту – к «культурной революции», под знаменем которой прошло десятилетие - последнее в жизни Мао (1966-1976 ᴦ.). Это была борьба за ускользающую власть. Смысл ее сводился к стремлению посчитаться с помешавшей ему и поставившей под сомнения его действия партией, что и привело к погромам партийных органов, аппарата власти и всей интеллигенции отрядами красногвардейцев - хунвейбинов («красные охранники»). Последние свято верили в обожествленного ими вождя и преданно исполняли его указания. В стране вместо демократии шло утверждение военно-бюрократической диктатуры при опоре на армию, утверждалась маоистская «модель коммунизма», нарастала реальная угроза гражданской войны. Складывался режим личной и безграничной власти Мао, откровенно возрождались традиции «восточного деспотизма». Культурная революция дорого обошлась стране и привела экономику КНР к глубокому кризису.
Внутреннее развитие Китая обусловило характер его внешней политики. С 60-х до начала 80-х годов сохранялась напряженность в отношениях с СССР, их борьба в глобальном масштабе. Росло количество инцидентов на границе (1967, 1969 ᴦ.), выдвинуты претензии на советскую территорию и тезис об «угрозе с Севера». Проявлялся великодержавный, националистический характер политики Китая. Вспыхнул серьезный конфликт с Индией (1962 ᴦ.), возникла напряженность на бирманской границе, резко ухудшились отношения с Вьетнамом (1978 ᴦ.). К началу 70-х годов СССР объявлен врагом № 1, подготовка к войне стала главной целью экономического строительства. Китай пошел на сближение с США (1976 ᴦ.), выдвинул цель - создание «широкого международного фронта» против СССР.
Эксперименты Мао продемонстрировали, что в Китае была создана сталинская модель с жесткой властью классического восточного типа при ограничении индивидуальных прав и свобод и всесилии бюрократической администрации, опирающейся на мощное идеологическое давление. Этому способствовали: привычка китайцев уважать сильную личность и стабильную администрацию, привычно пренебрежительное отношение к торговцам и собственникам, частникам, высокий уровень социальной дисциплины, готовность почитать старших и мудрых. Важную роль сыграли сила и авторитет власти, стиль внутрипартийной борьбы в КПК - боязнь раскола партии диктовала склонность к компромиссам, разногласия не становились открытыми. При этом эта модель не дала желаемых результатов, наоборот, оказалась деструктивной.
Перед преемниками Мао в 1976 - 1978 ᴦ. встала острая проблема: как выйти из тупика? В партии развернулась острая политическая и идеологическая борьба фракций. Радикальная «четверка» сторонников продолжения курса Мао потерпела поражение и была арестована. На руководящих постах укреплялись «прагматики». Провал экономических мероприятий этих лет убедил их в крайне важности глубоких структурных реформ для Китая. Началась мощная кампания под лозунгом - «практика - единственный критерий истины». Пленум ЦК КПК (декабрь 1978 ᴦ.) был полной победой сторонников Дэна, он санкционировал реформы.
В начале 80-х годов «прагматики» перешли в наступление: добились осуждения «культурной революции», начали реабилитацию пострадавших, поставили вопрос о личной ответственности Мао, начался процесс демаоизации общества. Новое руководство КПК и КНР прагматически подошло к решению задачи превращения Китая в богатую державу, пошли на деидеологизацию своей политики и выдвинули на первый план лишь патриотические идеи строительства богатого Китая. Эти глубокие политические перемены создали предпосылки для новой экономической политики.
Суть экономических реформ была проста: был открыт путь к возвращению заинтересованности труженика в плодах своего труда, для чего были ликвидированы коммуны, а земля отдана крестьянам. Возникли десятки тысяч рынков, коммерция официально легализирована. С 1984 ᴦ. реформа охватила город: сильно ограничены роль Госплана и центрального регулирования, созданы возможности для развития кооперативно-коллективного и индивидуального секторов. Директорам госпредприятий предоставлялись широкие права и возможности. Реформы были радикальными и осуществлялись быстро и решительно, первые три года (1979-1981) были объявлены годами реконструкции, а плановые задания сняты. Резко уменьшены ассигнования на военные нужды, сокращена армия, военной промышленности вменено в обязанность содействовать перестройке экономики. Существенно ограничены полномочия административных органов, включая парткомы.
Результаты реформ сказались столь быстро, что это удивило весь мир. Резко возросло производство продовольствия: к 1984 ᴦ. страна вышла на уровень 400 млн. тонн зерна в год, что вполне достаточно для обеспечения ее населения (1 млрд. 300 млн.) необходимым минимумом питания. Средний жизненный стандарт крестьянства вырос в 2-3 раза. Появились слои зажиточных крестьян и горожан, работающих на рынок. Промышленность обратилась лицом к внутреннему рынку. Изменился и общий стандарт поведения людей: они стали свободнее, появились личные вкусы, предпочтения, изменения в одежде (исчезла униформа времен Мао), поведении, образе мышления, стремление к основам правового государства.
Но на пути реформ были и препятствия. Сопротивлялся привыкший к власти партийный аппарат. Проявились негативные явления, вызванные рыночным хозяйством (злоупотребления властью, коррупция, контрабанда, инфляция, социальная напряженность между бедными и богатыми, особенно в деревне). При этом на фоне успехов и высоких средних темпов роста (с 1979 ᴦ. темпы экономического роста составляли 12-18% в год) они признавались официально лишь досадными издержками развития. Съезды КПК полностью и безоговорочно поддерживали взятый Дэн Сяопином и во многом успешно осуществленный благодаря его руководству курс на реформу. Идеологически он был обоснован официальным признанием того, что Китай является отсталой развивающейся страной и что рано говорить о серьезном строительстве социализма. Пока Китай находится на начальном этапе строительства социализма, причем социализма с китайской спецификой. Считалось, что именно этому соответствует избранная модель развития со значительным включением элементов рыночного хозяйства, существенной ролью приватизированного сектора, работающего на свободный рынок. К концу 80-х годов реформы привели страну к высоким достижениям.
Но быстрые темпы экономической реформы привели к неожиданно возникшим проблемам социально-политического и идеологического характера. В 1987 ᴦ. впервые заговорили о перестройке политической системы (ввели принцип сменяемости и омоложения руководителей). Сохраняется сбалансированное отношение к Мао, хотя его культ впервые был признан и осужден в 1981 ᴦ. В попытке решения задач руководство страны на рубеже 80-90-х годов стало пятиться назад. Реализация реформы означала крах маоистского режима. При этом коммунисты не могли активно поддержать процесс становления частного капитала. С 1989 ᴦ. они отчетливо видели пример СССР, вступившего на путь структурной перестройки и быстрыми темпами обретавшего состояние нестабильности. Вместе с тем, они ощущали, что любое послабление в социально-политической и идеологической сфере означало бы курс не только на дестабилизацию, но и быстрый развал страны. Не забывали они и об ответственности, которую каждый из причастных к власти после этого должен был бы нести.
Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, авторитарный режим и командно-административные формы контроля над страной должны были уйти с политической сцены ради экономического развития по рыночному пути. Необычность Китая в том, что экономический механизм к рубежу 80-90-x годов раскрутился, а коммунистические руководители, связанные со старым режимом, не хотели углублять демократические преобразования. В результате возник эффект перегретого котла.
«Перегрев экономики» начал чувствоваться с середины 80-х годов. В конце 80-х годов требования демократизации и ухода руководства КПК от власти стали громче, и к ним прислушивались влиятельные лица в руководстве (Генсеки КПК Ху Яобан, Чжао Цзыян). При этом у Генсеков КПК не было всей власти -реальная власть продолжала оставаться в руках формально отошедшего от нее архитектора реформ Дэн Сяопина. Дэн долго колебался, так как понимал, что требование политических реформ разумно и справедливо. Но он сознавал и другое - согласие на радикальные политические реформы (по примеру СССР и Восточной Европы) приведет режим к краху с непредсказуемыми последствиями. Выбор был сделан в пользу меньшего зла. Демократическое движение студентов, выплеснувшееся летом 1989 ᴦ. на улицы и площади Пекина, было раздавлено на площади Тяньаньмэнь танками. Студентов направили в вузы на идеологическое перевоспитание. Снова голову подняли коммунистические реакционеры. Демократов упрекали в том, что они- сторонники буржуазного либерализма, что соответствовало действительности (в начале 90-х годов данный термин стал даже идеологическим клеймом). Разгром демократического движения нужнолго снял вопрос о проведении политических реформ и демократизации политической структуры.
После 1989 ᴦ. экономика продолжала развиваться, хотя и более сдержанными темпами. Утвердилось требование сохранения и усовершенствования «социализма с китайской спецификой». После крушения СССР коммунистические верхи поздравили друг друга с выбором 1989 ᴦ. Сегодня в КПК существуют две группировки по вопросу реализации этой концепции - радикалы (сторонники скачкообразного развития) и консерваторы (эволюционный путь). По сути дела, китайская концепция-
это общий для всего развивающегося мира путь. Подчеркивание своей специфики - это камуфляж для того, чтобы выиграть время и предотвратить социальный взрыв. Китай идет по пути буржуазного либерализма, но руководство, от которого это прежде всего и зависит, хочет, чтобы это происходило как можно медленнее и плавнее. Для ускорения темпов нужен уход поколения ветеранов войн и революций.
В 90-е годы после первых успехов политики «урегулирования» (1989-1991 ᴦ.) намечены следующие направления экономической реформы: перестройка госпредприятий, внедрение акционерной собственности, реформа цен, приватизация жилья, создание системы социальной защищенности. Съезды КПК (1992, 1997 ᴦ.) осуществили решительный поворот к рынку, для которого сняты все идеологические барьеры (утверждена задача создания «социалистической рыночной экономики» вместо противоречивого термина «плановой товарной экономики»). В 1999 ᴦ. внесены поправки в Конституцию, признающие важную роль частного сектора в социалистической рыночной экономике КНР. 90-е годы рассматривались как возможность для прорыва. Подчеркивается расширение политики открытости внешнему миру (свободные и специализированные, приграничные открытые зоны, зоны развития и свободной торговли). В 80 - 90-е годы Китай стал одной из важнейших опор экономической структуры Восточной Азии и АТР, важным производителем готовой продукции для рынков индустриальных и развивающихся стран. Страна вышла на первое место в мире по производству зерновых, мяса, хлопка, угля, цемента͵ хлопчатобумажных тканей. Успешно развивается электроника, машиностроение, производство электроэнергии, нефте- и химпродуктов. Ежегодно увеличивается экспорт на 25%. Особый упор делается на развитие инфраструктуры. Перешагнув рубеж столетий, Китай уверенно вступил в новый этап модернизации - ВВП составил 8,3% (2000ᴦ.), среднедушевые доходы горожан- 760 долл., крестьян- 273. Поставлена задача к 2010 ᴦ. удвоить ВВП за счет реструктуризации народного хозяйства в соответствии с требованиями рынка и реформирования предприятий госсектора.
Во внутренней политике отвергается парламентская многопартийная система и существование независимых политических партий, претендующих на роль политической оппозиции, политический плюрализм, сохраняется ведущая роль общественной собственности, концепция о продолжении классовой борьбы в некоторых сферах общества. КПК не возвращалась к решению 1987 ᴦ. о проведении политической реформы. Она высказалась только за реформу аппарата управления, приспособление политической системы к потребностям экономического развития. Авторитет власти высок, и не случайно, что реформы проходят здесь без слишком радикальных осложнений. Социальная напряженность снимается с помощью идеологии. Она эволюционирует сегодня в сторону патриотизма. По этой причине реформам сопутствует не кризис, а стабилизация и даже процветание. Но логика современного экономического развития требует неизбежного реформирования политической системы, развития элементов гражданского общества, все более несовместимых с тоталитарным политическим механизмом.
В 90-е годы власть перешла к третьему поколению лидеров - преимущественно гражданским лицам (Цзян Цзэминь - генсек КПК и глава государства, «наследник» Дэна после его смерти в феврале 1997 ᴦ.). Сейчас у руководства КПК все прагматики, выступающие за реформы. Разделяют их лишь вопросы - для кого реформы и в каком темпе? В политических преобразованиях делается ставка на стабильность и преемственность в политике, сглаживание острых углов, идеологический контроль в культуре. Проблемами остается свобода слова, права человека и реализация политических свобод, коррупция в высших эшелонах власти и госаппарате, его сокращение, скрытая и открытая безработица (4%), нарастание социальной дифференциации. С 1995 ᴦ. обострилась проблема реформы госпредприятий (доля убыточных в госсекторе выросла до 40-50%, в то время как на его долю приходится 40% в экономике).
В начале 80-х годов в Китае заговорили о мирной международной обстановке, которая потребовалась для осуществления экономических реформ. В 80-90 годы Китай руководствуется принципом: «нет ни постоянных друзей, ни постоянных врагов, а есть только постоянные интересы!» Спокойнее стали оценивать советскую внешнюю политику, демонстрировать общность с развивающимися странами, усилили критику политики США в мире. Главной целью объявлена борьба против любого гегемонизма, взят курс на развитие отношений с максимально возможным числом государств, появились утверждения о том, что мировую войну можно и нужно предотвратить. С середины 80-х годов своей целью Китай провозгласил мир и развитие в многополюсном мире, выдвинул принцип деидеологизации и концепцию независимой внешней политики. С 1988 ᴦ. полностью нормализованы советско-китайские отношения, началось их уравновешивание с США, Западная Европа рассматривается как новый источник передовой технологии и финансов. В первой половине 90-х годов выросла активность китайской дипломатии: нормализованы отношения с Индией, Вьетнамом, Кубой, «особый характер» они носят с Японией и Южной Кореей, расширились контакты с Израилем, ЮАР. С 1991 ᴦ. Китай присоединился к Договору о нераспространении ядерного оружия. В целом успехи китайской дипломатии дали повод назвать наше столетие «веком китайской дипломатии».
В основе отношений с СССР и Россией лежат универсальные принципы: уважение суверенитета и территориальной целостности, ненападение и невмешательство, равенство и взаимная выгода. Завершилось урегулирование вопроса о границе, создана зона доверия с государствами Средней Азии, принята совместная декларация о стратегическом партнерстве в XXI в. (весна 1997 ᴦ.). Торговый оборот с Россией намечено увеличить к 2010 ᴦ. в 4 раза. В 1992 ᴦ. установлены дипломатические отношения с Республикой Беларусь, что послужило основой для торгово-экономического сотрудничества. В 1997 ᴦ. завершилось объединение Гонконга с Китаем по формуле «одно государство - две системы», причем достигнута высокая степень взаимозависимости двух экономик. В 1999 ᴦ. в состав Китая возвратился Макао (Аомынь). Сохраняется напряженность в отношениях с Тайванем из-за разных подходов к проблеме воссоединения.
Задания к теме:
1. Назовите годы гражданской войны в Китае после Второй мировой войны, основные политические силы. Каковы её итоги?
2. Какие варианты развития Китая существовали после окончания Гражданской войны?
3. Какую роль в развитии Китая сыграла победа Мао Дзедуна во внутриполитической борьбе? (экономическая, политическая и внешнеполитическая сферы).
4. Раскройте понятие «политика большого скачка» (когда, суть, итоги).
5. Раскройте понятие «культурная революция» (годы, суть, итоги).
6. Как изменились отношения Китая с СССР в конце 50-х годов? С чем это связано? Охарактеризуйте советско-китайские отношения в 60-80-е годы?
7. Итоги правления Мао Дзедуна в Китае (по сферам).
8. Каковы пути преодоления последствий политики М. Дзедуна?
9. Составьте тезисный план «Развитие Китая в 1990-2000-е годы».
Тема 15: «Индия во второй половине XX в.».
План.
Китай на современном этапе.
К концу второй мировой войны фактически существовали два Китая: территории, контролируемые гоминьданом, и освобожденные районы, руководимые КПК (1/4 территории страны). Несмотря на переговоры (август 1945 - январь 1946 г.), военные действия между ними продолжались, что создало угрозу общекитайской гражданской войны. Основой для мирного объединения и демократизации Китая могли стать решения об образовании временного коалиционного правительства (январь 1946 г.), однако, они были сорваны руководителями гоминьдана, начавшего с весны 1946 г. наступление в Северо-Восточном Китае.
В ходе гражданской войны углублялся кризис гоминьдановского режима, проявился его антинациональный характер, возросло недовольство масс и национальной буржуазии. Освобожденные районы укреплялись. Аграрная реформа КПК обеспечила поддержку крестьян, выросла и окрепла Народно-освободительная армия (НОА). Эти факторы привели к повороту в ходе войны в пользу революционных сил. В обстановке военных успехов КПК в 1947-1948 г. ЦК партии выдвинул задачу завершения народно-демократической революции, свержения гоминьдановской диктатуры и создания демократического коалиционного правительства. КПК поддержала складывание единого народного демократического фронта из различных классов.
В результате трех крупнейших сражений в Северо-Восточном, Северном и Восточном Китае (осень 1948 - январь 1949 г.) гоминьдановский режим оказался перед крахом. Он потерял свыше полутора миллионов солдат и офицеров и обширные территории. В апреле 1949 г. войска НОА возобновили наступление, форсировали реку Янцзы и освободили Южный и Юго-Западный Китай. Провозглашение Китайской Народной Республики (1 октября 1949 г.) было победой народно-демократической революции. Она создала предпосылки для укрепления независимости страны и завершения буржуазно-демократических преобразований. Вопрос о власти был решен в пользу единого фронта, руководимого КПК.
В новых условиях (1949-1957 г.) происходит обострение борьбы внутри КПК по вопросам путей развития страны после взятия власти. Политическая позиция Мао Цзэдуна изменилась - он считал, что пришло время для осуществления целей коммунистического движения, для реализации по сути дела коммунистической казарменной утопии. Однако многие партийные деятели (Лю Шаоци, Дэн Сяопин, Чжоу Эньлай и др.) высказались за использование концепции «новой демократии», рассчитанной на обновление Китая в течение довольно длительного времени.
В это время революционные силы решали задачи: завершение разгрома гоминьдановских войск, установление власти в южных и западных районах и на островах, борьба с контрреволюционными бандами и создание аппарата новой государственной власти. К середине 1950 г. была освобождена почти вся территория Китая, в 1951 г. НОА вступила в Тибет. Остатки войск Чан Кайши бежали на остров Тайвань.
Восстановление хозяйства КНР происходило в русле рыночных (хотя и ограниченных) процессов, в условиях многоукладной экономики. Мелкотоварное производство преобладало, собственность национальной буржуазии была сохранена, в результате национализации собственности крупного капитала и японских империалистов образовался госсектор. Политика КПК заключалась в том, чтобы одновременно с восстановлением хозяйства добиваться, опираясь на экономическую помощь СССР (лозунг «Учиться у СССР»), укрепления госсектора, способного обеспечить переход к строительству социализма. Тем самым к 1952 г. началась перестройка структуры экономики (производство средств производства составляло 40%). Политика в отношении национальной буржуазии заключалась в использовании частного капитала для восстановления экономики и увеличения контроля над ним. В результате аграрной реформы (1950 - 1953 г.) было ликвидировано помещичье землевладение, подорвано влияние кулаков, началось развитие кооперации.
Успехи в восстановлении народного хозяйства были использованы Мао для навязывания партии своих левацких, авантюристических взглядов на ускоренную модернизацию Китая. В 1953 г. Мао впервые высказался за немедленный переход к социалистической революции. Его противники продолжали отстаивать выдержанную генеральную линию на длительный переход к социализму (1953-1967 г.), постепенно завершая преобразования сельского хозяйства, промышленности и торговли.
Идейно-политическая победа Мао во внутрипартийной борьбе привела к принципиальным переменам в социально-экономической политике КПК и прежде всего в аграрной сфере: введены хлебная монополия, карточная система. Китай резко повернул на путь командно-административного функционирования народного хозяйства и сделал это в кратчайшие сроки. В 1955 г. КПК перешла к кооперированию деревни, его темпы были резко усилены и осуществлен переход к кооперативам высшего типа. КПК настойчиво искала пути социально-политического контроля за крестьянством.
К концу 1956 г. в кооперативы было вовлечено 96,3% хозяйств (по плану - 33%), в том числе высшего типа - 88%. Это крупнейшее социальное мероприятие вызвало сопротивление крестьян. В 1956 г. было развернуто сплошное преобразование промышленности и торговли в госкапиталистические, а фактически осуществлена национализация частных предприятий за выкуп. В розничной торговле доля частного капитала к концу 1956 г. составляла лишь 3%. Таким образом, в масштабах всей страны произошли радикальные социально-экономические перемены - была ликвидирована частная собственность и резко ограничены рыночные отношения.
Проведение преобразований в первой половине 50-х годов выявило такие черты в политике КПК, как представление о решающей роли политических и идеологических кампаний, военно-административных методов, ускорение темпов преобразований и нарушение постепенности, нехватка опыта и кадров, неподготовленность к управлению огромной страной, принудительный характер мер, отсутствие технической базы для повышения производительности труда. Чертой всего политического развития КНР было все возраставшее насаждение идей и культа личности Мао Цзэдуна. В обществе складывается система идеологического контроля и политического манипулирования, проводятся кампании перевоспитания интеллигенции, навязываются представления об обострении классовой борьбы. Внутри КПК продолжалось столкновение двух идейно-политических тенденций - умеренно-прагматической и радикально-утопической.
Ориентация на дружбу с СССР стала главной чертой внешней политики Китая. В 1950 г. подписаны договор о дружбе, союзе и взаимной помощи, соглашение о безвозмездной передаче прав СССР по управлению КВЖД. Помощь СССР сыграла большую роль в строительстве нового государства и в восстановлении народного хозяйства.
В конце 50-х годов страна стала ареной рискованных экспериментов Мао для форсированного развития социалистических процессов. Первым из них был «большой скачок в промышленности и сельском хозяйстве» (1958 г.), в ходе которого Мао стремился противопоставить новому курсу КПСС (после XX съезда) собственную политическую линию. Суть ее - опередить время и обогнать СССР в строительстве новой жизни. Не имея возможности за короткий срок создать в стране развитую экономическую базу, Мао решил свести скачок в будущее к реформе человеческих взаимоотношений, к стимулированию трудового энтузиазма в условиях эгалитарного быта, казарменных форм существования и при крайней степени официализации жизни. В «народных коммунах» совмещались промышленность, сельское хозяйство, торговля, просвещение и военное дело, обобществлялись труд и основные средства производства, вся собственность крестьян, вводилось уравнительное распределение доходов, ликвидировался принцип материальной заинтересованности и распределения по труду. Энтузиазм трудящихся подогревался лозунгом «Три года напряженного труда - десять тысяч лет счастья».
Результаты проявились быстро. Уже в конце 1956 г. и еще более остро в 1959 г. страна стала испытывать голод. Трудовая активность лишенных земли и всякой собственности крестьян снизилась. Производство было дезорганизовано, причем не только в деревне, но и в городе. Нарушен принцип планирования в промышленности, образовались диспропорции в экономике, разрушено оборудование, впустую растрачен энтузиазм людей.
Произошли изменения и во внешнеполитическом курсе. КНР заявила о претензиях на особую роль в Азии и во всем мире. В 1959 г. начались инциденты на китайско-индийской границе, обстрел островов в Тайваньском проливе. КНР отказалась от дружбы с СССР (в 1960 г. отозваны советские специалисты), стал пропагандироваться лозунг «опора на собственные силы», что означало намерение прервать связи с соцстранами, выступления против политики мирного сосуществования и возможности предотвращения мировой войны.
На рубеже 60-х годов другая группировка КПК («прагматики») сумела несколько исправить положение в стране. Но конфликт между Мао и ее лидерами (Пэн Дэхуай, Дэн Сяопин) не прекращался. В первой половине 60-х г. развернулась борьба за армию, повсеместно внедрялись армейские методы работы.
К 1965 г. разногласия в руководстве КПК достигли большой остроты. Они касались методов, целей и перспектив развития КНР, ее внутренней и внешней политики. Конфликт привел к новому грандиозному социальному эксперименту – к «культурной революции», под знаменем которой прошло десятилетие - последнее в жизни Мао (1966-1976 г.). Это была борьба за ускользающую власть. Смысл ее сводился к стремлению посчитаться с помешавшей ему и поставившей под сомнения его действия партией, что и привело к погромам партийных органов, аппарата власти и всей интеллигенции отрядами красногвардейцев - хунвейбинов («красные охранники»). Последние свято верили в обожествленного ими вождя и преданно исполняли его указания. В стране вместо демократии шло утверждение военно-бюрократической диктатуры при опоре на армию, утверждалась маоистская «модель коммунизма», нарастала реальная угроза гражданской войны. Складывался режим личной и безграничной власти Мао, откровенно возрождались традиции «восточного деспотизма». Культурная революция дорого обошлась стране и привела экономику КНР к глубокому кризису.
Внутреннее развитие Китая обусловило характер его внешней политики. С 60-х до начала 80-х годов сохранялась напряженность в отношениях с СССР, их борьба в глобальном масштабе. Росло количество инцидентов на границе (1967, 1969 г.), выдвинуты претензии на советскую территорию и тезис об «угрозе с Севера». Проявлялся великодержавный, националистический характер политики Китая. Вспыхнул серьезный конфликт с Индией (1962 г.), возникла напряженность на бирманской границе, резко ухудшились отношения с Вьетнамом (1978 г.). К началу 70-х годов СССР объявлен врагом № 1, подготовка к войне стала главной целью экономического строительства. Китай пошел на сближение с США (1976 г.), выдвинул цель - создание «широкого международного фронта» против СССР.
Эксперименты Мао продемонстрировали, что в Китае была создана сталинская модель с жесткой властью классического восточного типа при ограничении индивидуальных прав и свобод и всесилии бюрократической администрации, опирающейся на мощное идеологическое давление. Этому способствовали: привычка китайцев уважать сильную личность и стабильную администрацию, привычно пренебрежительное отношение к торговцам и собственникам, частникам, высокий уровень социальной дисциплины, готовность почитать старших и мудрых. Важную роль сыграли сила и авторитет власти, стиль внутрипартийной борьбы в КПК - боязнь раскола партии диктовала склонность к компромиссам, разногласия не становились открытыми. Однако эта модель не дала желаемых результатов, наоборот, оказалась деструктивной.
Перед преемниками Мао в 1976 - 1978 г. встала острая проблема: как выйти из тупика? В партии развернулась острая политическая и идеологическая борьба фракций. Радикальная «четверка» сторонников продолжения курса Мао потерпела поражение и была арестована. На руководящих постах укреплялись «прагматики». Провал экономических мероприятий этих лет убедил их в необходимости глубоких структурных реформ для Китая. Началась мощная кампания под лозунгом - «практика - единственный критерий истины». Пленум ЦК КПК (декабрь 1978 г.) был полной победой сторонников Дэна, он санкционировал реформы.
В начале 80-х годов «прагматики» перешли в наступление: добились осуждения «культурной революции», начали реабилитацию пострадавших, поставили вопрос о личной ответственности Мао, начался процесс демаоизации общества. Новое руководство КПК и КНР прагматически подошло к решению задачи превращения Китая в богатую державу, пошли на деидеологизацию своей политики и выдвинули на первый план лишь патриотические идеи строительства богатого Китая. Эти глубокие политические перемены создали предпосылки для новой экономической политики.
Суть экономических реформ была проста: был открыт путь к возвращению заинтересованности труженика в плодах своего труда, для чего были ликвидированы коммуны, а земля отдана крестьянам. Возникли десятки тысяч рынков, коммерция официально легализирована. С 1984 г. реформа охватила город: сильно ограничены роль Госплана и центрального регулирования, созданы возможности для развития кооперативно-коллективного и индивидуального секторов. Директорам госпредприятий предоставлялись широкие права и возможности. Реформы были радикальными и осуществлялись быстро и решительно, первые три года (1979-1981) были объявлены годами реконструкции, а плановые задания сняты. Резко уменьшены ассигнования на военные нужды, сокращена армия, военной промышленности вменено в обязанность содействовать перестройке экономики. Существенно ограничены полномочия административных органов, включая парткомы.
Результаты реформ сказались столь быстро, что это удивило весь мир. Резко возросло производство продовольствия: к 1984 г. страна вышла на уровень 400 млн. тонн зерна в год, что вполне достаточно для обеспечения ее населения (1 млрд. 300 млн.) необходимым минимумом питания. Средний жизненный стандарт крестьянства вырос в 2-3 раза. Появились слои зажиточных крестьян и горожан, работающих на рынок. Промышленность обратилась лицом к внутреннему рынку. Изменился и общий стандарт поведения людей: они стали свободнее, появились личные вкусы, предпочтения, изменения в одежде (исчезла униформа времен Мао), поведении, образе мышления, стремление к основам правового государства.
Но на пути реформ были и препятствия. Сопротивлялся привыкший к власти партийный аппарат. Проявились негативные явления, вызванные рыночным хозяйством (злоупотребления властью, коррупция, контрабанда, инфляция, социальная напряженность между бедными и богатыми, особенно в деревне). Однако на фоне успехов и высоких средних темпов роста (с 1979 г. темпы экономического роста составляли 12-18% в год) они признавались официально лишь досадными издержками развития. Съезды КПК полностью и безоговорочно поддерживали взятый Дэн Сяопином и во многом успешно осуществленный благодаря его руководству курс на реформу. Идеологически он был обоснован официальным признанием того, что Китай является отсталой развивающейся страной и что рано говорить о серьезном строительстве социализма. Пока Китай находится на начальном этапе строительства социализма, причем социализма с китайской спецификой. Считалось, что именно этому соответствует избранная модель развития со значительным включением элементов рыночного хозяйства, существенной ролью приватизированного сектора, работающего на свободный рынок. К концу 80-х годов реформы привели страну к высоким достижениям.
Но быстрые темпы экономической реформы привели к неожиданно возникшим проблемам социально-политического и идеологического характера. В 1987 г. впервые заговорили о перестройке политической системы (ввели принцип сменяемости и омоложения руководителей). Сохраняется сбалансированное отношение к Мао, хотя его культ впервые был признан и осужден в 1981 г. В попытке решения задач руководство страны на рубеже 80-90-х годов стало пятиться назад. Реализация реформы означала крах маоистского режима. Однако коммунисты не могли активно поддержать процесс становления частного капитала. С 1989 г. они отчетливо видели пример СССР, вступившего на путь структурной перестройки и быстрыми темпами обретавшего состояние нестабильности. Кроме того, они ощущали, что любое послабление в социально-политической и идеологической сфере означало бы курс не только на дестабилизацию, но и быстрый развал страны. Не забывали они и об ответственности, которую каждый из причастных к власти после этого должен был бы нести.
Таким образом, авторитарный режим и командно-административные формы контроля над страной должны были уйти с политической сцены ради экономического развития по рыночному пути. Необычность Китая в том, что экономический механизм к рубежу 80-90-x годов раскрутился, а коммунистические руководители, связанные со старым режимом, не хотели углублять демократические преобразования. В результате возник эффект перегретого котла.
«Перегрев экономики» начал чувствоваться с середины 80-х годов. В конце 80-х годов требования демократизации и ухода руководства КПК от власти стали громче, и к ним прислушивались влиятельные лица в руководстве (Генсеки КПК Ху Яобан, Чжао Цзыян). Однако у Генсеков КПК не было всей власти -реальная власть продолжала оставаться в руках формально отошедшего от нее архитектора реформ Дэн Сяопина. Дэн долго колебался, так как понимал, что требование политических реформ разумно и справедливо. Но он сознавал и другое - согласие на радикальные политические реформы (по примеру СССР и Восточной Европы) приведет режим к краху с непредсказуемыми последствиями. Выбор был сделан в пользу меньшего зла. Демократическое движение студентов, выплеснувшееся летом 1989 г. на улицы и площади Пекина, было раздавлено на площади Тяньаньмэнь танками. Студентов направили в вузы на идеологическое перевоспитание. Снова голову подняли коммунистические реакционеры. Демократов упрекали в том, что они- сторонники буржуазного либерализма, что соответствовало действительности (в начале 90-х годов этот термин стал даже идеологическим клеймом). Разгром демократического движения надолго снял вопрос о проведении политических реформ и демократизации политической структуры.
После 1989 г. экономика продолжала развиваться, хотя и более сдержанными темпами. Утвердилось требование сохранения и усовершенствования «социализма с китайской спецификой». После крушения СССР коммунистические верхи поздравили друг друга с выбором 1989 г. Сегодня в КПК существуют две группировки по вопросу реализации этой концепции - радикалы (сторонники скачкообразного развития) и консерваторы (эволюционный путь). По сути дела, китайская концепция-
это общий для всего развивающегося мира путь. Подчеркивание своей специфики - это камуфляж для того, чтобы выиграть время и предотвратить социальный взрыв. Китай идет по пути буржуазного либерализма, но руководство, от которого это прежде всего и зависит, хочет, чтобы это происходило как можно медленнее и плавнее. Для ускорения темпов нужен уход поколения ветеранов войн и революций.
В 90-е годы после первых успехов политики «урегулирования» (1989-1991 г.) намечены следующие направления экономической реформы: перестройка госпредприятий, внедрение акционерной собственности, реформа цен, приватизация жилья, создание системы социальной защищенности. Съезды КПК (1992, 1997 г.) осуществили решительный поворот к рынку, для которого сняты все идеологические барьеры (утверждена задача создания «социалистической рыночной экономики» вместо противоречивого термина «плановой товарной экономики»). В 1999 г. внесены поправки в Конституцию, признающие важную роль частного сектора в социалистической рыночной экономике КНР. 90-е годы рассматривались как возможность для прорыва. Подчеркивается расширение политики открытости внешнему миру (свободные и специализированные, приграничные открытые зоны, зоны развития и свободной торговли). В 80 - 90-е годы Китай стал одной из важнейших опор экономической структуры Восточной Азии и АТР, важным производителем готовой продукции для рынков индустриальных и развивающихся стран. Страна вышла на первое место в мире по производству зерновых, мяса, хлопка, угля, цемента, хлопчатобумажных тканей. Успешно развивается электроника, машиностроение, производство электроэнергии, нефте- и химпродуктов. Ежегодно увеличивается экспорт на 25%. Особый упор делается на развитие инфраструктуры. Перешагнув рубеж столетий, Китай уверенно вступил в новый этап модернизации - ВВП составил 8,3% (2000г.), среднедушевые доходы горожан- 760 долл., крестьян- 273. Поставлена задача к 2010 г. удвоить ВВП за счет реструктуризации народного хозяйства в соответствии с требованиями рынка и реформирования предприятий госсектора.
Во внутренней политике отвергается парламентская многопартийная система и существование независимых политических партий, претендующих на роль политической оппозиции, политический плюрализм, сохраняется ведущая роль общественной собственности, концепция о продолжении классовой борьбы в некоторых сферах общества. КПК не возвращалась к решению 1987 г. о проведении политической реформы. Она высказалась только за реформу аппарата управления, приспособление политической системы к потребностям экономического развития. Авторитет власти высок, и не случайно, что реформы проходят здесь без слишком радикальных осложнений. Социальная напряженность снимается с помощью идеологии. Она эволюционирует сегодня в сторону патриотизма. Поэтому реформам сопутствует не кризис, а стабилизация и даже процветание. Но логика современного экономического развития требует неизбежного реформирования политической системы, развития элементов гражданского общества, все более несовместимых с тоталитарным политическим механизмом.
В 90-е годы власть перешла к третьему поколению лидеров - преимущественно гражданским лицам (Цзян Цзэминь - генсек КПК и глава государства, «наследник» Дэна после его смерти в феврале 1997 г.). Сейчас у руководства КПК все прагматики, выступающие за реформы. Разделяют их лишь вопросы - для кого реформы и в каком темпе? В политических преобразованиях делается ставка на стабильность и преемственность в политике, сглаживание острых углов, идеологический контроль в культуре. Проблемами остается свобода слова, права человека и реализация политических свобод, коррупция в высших эшелонах власти и госаппарате, его сокращение, скрытая и открытая безработица (4%), нарастание социальной дифференциации. С 1995 г. обострилась проблема реформы госпредприятий (доля убыточных в госсекторе выросла до 40-50%, в то время как на его долю приходится 40% в экономике).
В начале 80-х годов в Китае заговорили о мирной международной обстановке, которая потребовалась для осуществления экономических реформ. В 80-90 годы Китай руководствуется принципом: «нет ни постоянных друзей, ни постоянных врагов, а есть только постоянные интересы!» Спокойнее стали оценивать советскую внешнюю политику, демонстрировать общность с развивающимися странами, усилили критику политики США в мире. Главной целью объявлена борьба против любого гегемонизма, взят курс на развитие отношений с максимально возможным числом государств, появились утверждения о том, что мировую войну можно и нужно предотвратить. С середины 80-х годов своей целью Китай провозгласил мир и развитие в многополюсном мире, выдвинул принцип деидеологизации и концепцию независимой внешней политики. С 1988 г. полностью нормализованы советско-китайские отношения, началось их уравновешивание с США, Западная Европа рассматривается как новый источник передовой технологии и финансов. В первой половине 90-х годов выросла активность китайской дипломатии: нормализованы отношения с Индией, Вьетнамом, Кубой, «особый характер» они носят с Японией и Южной Кореей, расширились контакты с Израилем, ЮАР. С 1991 г. Китай присоединился к Договору о нераспространении ядерного оружия. В целом успехи китайской дипломатии дали повод назвать наше столетие «веком китайской дипломатии».
В основе отношений с СССР и Россией лежат универсальные принципы: уважение суверенитета и территориальной целостности, ненападение и невмешательство, равенство и взаимная выгода. Завершилось урегулирование вопроса о границе, создана зона доверия с государствами Средней Азии, принята совместная декларация о стратегическом партнерстве в XXI в. (весна 1997 г.). Торговый оборот с Россией намечено увеличить к 2010 г. в 4 раза. В 1992 г. установлены дипломатические отношения с Республикой Беларусь, что послужило основой для торгово-экономического сотрудничества. В 1997 г. завершилось объединение Гонконга с Китаем по формуле «одно государство - две системы», причем достигнута высокая степень взаимозависимости двух экономик. В 1999 г. в состав Китая возвратился Макао (Аомынь). Сохраняется напряженность в отношениях с Тайванем из-за разных подходов к проблеме воссоединения.
Задания к теме:
1. Назовите годы гражданской войны в Китае после Второй мировой войны, основные политические силы. Каковы её итоги?
2. Какие варианты развития Китая существовали после окончания Гражданской войны?
3. Какую роль в развитии Китая сыграла победа Мао Дзедуна во внутриполитической борьбе? (экономическая, политическая и внешнеполитическая сферы).
4. Раскройте понятие «политика большого скачка» (когда, суть, итоги).
5. Раскройте понятие «культурная революция» (годы, суть, итоги).
6. Как изменились отношения Китая с СССР в конце 50-х годов? С чем это связано? Охарактеризуйте советско-китайские отношения в 60-80-е годы?
7. Итоги правления Мао Дзедуна в Китае (по сферам).
8. Каковы пути преодоления последствий политики М. Дзедуна?
9. Составьте тезисный план «Развитие Китая в 1990-2000-е годы».
Тема 15: «Индия во второй половине XX в.».
Первый премьер-министр Индии Джавахарлал Неру сумел сплотить страну, состоявшую из 562 полусуверенных княжеств, и определил направления развития страны на многие годы вперед. Индия строила демократическое общество, старалась сохранять политичесий нейтралитет на международной арене, и в то же время активно развивала отношения с СССР и другими странами. До обретения независимости экономика страны существовала в основном за счет аграрного сектора, но, с помощью СССР, Индия стала активно развивать промышленность. СССР также оказывал Индии военную помощь (в то время как США помогали Пакистану).
Военная помощь была очень нужна Индии. Сразу после разделения страны, начался не прекращающийся до сих пор спор с Пакистаном по поводу приграничных территорий. Периодически этот спор перерастал в полномасштабные военные действия: в 1947, 1965, 1971 и 1999 гг. Кроме Пакистана, у Индии были пограничные конфликты с Китаем (1962 г.) и Бангладеш (2001 г.). Последний конфликт с участием Индии и Пакистана привлекли внимание всего мирового сообщество, поскольку существовала реальная угроза применения ядерного оружия (Индия и Пакистан обладают ядерными зарядами и ракетами дальнего действия, способными нести ядерное оружие).
60-70 годы 20 века были очень непростыми для Индии. Помимо военных конфликтов, после некоторого экономического подъем в середине 60-х, страна переживала экономический и политический кризис. В 1975 году премьер-министр Индии Индира Ганди была вынуждена ввести в стране чрезвычаное положение, введя цензуру и де-факто взяв власть полностью в свои руки. Ее решительные действия помогли подняться индийской экономике и справиться с коррупцией, но также дали повод обвинять ее в попрании демократических основ общества. На три года Индира Ганди и возглавляемая ею Партия Национального Конгресса были отстранены от власти, но, когда новая власть вновь погрузила страну в пучину экономического развала и инфляции, Индира Ганди была снова избрана премьер-министром (в 1980 г.) и получила возможность продолжить столь важные для Индии экономические и политические реформы.
Методы, которые применяла Индира Ганди, до сих пор получают неоднозначную оценку у историков и простых людей Индии. Одним их самых противоречивых эпизодов ее правления была операция по освобождению религиозной святыни сикхизма - комплекса Золотого Храма в Амритсаре (штат Пенджаб) - от захвативших его сикхских экстремистов, которые выступали за отделение Пенджаба от Индии и создание государства сикхов. В ходе операции, проходившей под непосредственным контролем Индиры Ганди в 1984 г., были применены войска и тяжелое вооружение, включая танки. Результатом этого стали многочисленные жертвы среди мирного населения и значительный урон, нанесенный сикхской святыне. Действия Индиры Ганди вызвали протест у сикхского населения Индии и стали для нее роковыми. 31 октября 1984 года она погибла от пуль двух телохранителей-сикхов в саду своей резиденции в Дели.
К началу 21 века Индия стала одной из наиболее динамично развивающихся стран мира. Это стало возможно во многом благодаря серии кардинальных реформ, предпринятых индийским правительством в 90-х годах 20 века и направленных на развитие малого и среднего бизнеса, а также на привлечение крупных иностранных инвестиций в индийскую экономику. Реформы также коснулись системы образования, медицины и других жизненно-важных областей общественной жизни.
Сегодня Индия - страна, чья экономика по темпам роста опережает США и Евросоюз. На Индию устремляют взоры крупные компании, привлеченные не только дешевой рабочей силой (как в Китае), но и высоким уровнем подготовки кадров, особенно в сфере информационных технологий. Ученые Индии активно участвуют в международных проектах первой величины, запускают в космос спутники и готовятся к высадке на Луну. Небывалый бум переживает туристическая отрасль (Индия входит в число самых посещаемых стран мира)… Этот список успехов можно продолжать долго. Индия из отсталой страны третьего мира постепенно превращается в сверхдержаву, с которой вынуждены считаться страны «Большой Восьмерки».
Но есть еще достаточно много ложек дегтя в этой бочке меда. Рядом с возносящимися в небеса небоскребами Мумбая на километры простираются целые районы трущоб, из городов и промышленных центов текут черные реки отходов, индуисты и мусульмане постоянно что-то не могут поделить между собой, неграмотные дети и женщины таскают кирпичи за гроши на стойках тех же небоскребов… К сожалению, этот список, как и список успехов, тоже можно продолжать очень долго.
Но, каковыми бы ни были успехи и поражения Индии на пути к светлому будущему, эта страна всегда была и будет магнитом, притягивающим к себе туристов, путешественников, исследователей, искателей и просто любопытных со всего света, мечтающих соприкоснуться с ее удивительной историей.
Http://www.indostan.ru/indiya/79_1880_0.html