Почему индия была разделена после обретения независимости. Обретение индией независимости

Не имея достаточных сил, чтобы сохранить колониальный статус Индии, правящие круги Англии стали склоняться к идее предоставления ей прав доминиона. В начале 1946 г. в Индии были проведены первые послевоенные выборы в Центральное и провинциальные законодательные собрания. 15 марта 1946 г. лейбористское правительство Англии заявило о готовности предоставить Индии статус доминиона, предполагавший ее независимость при сохранении формальной власти английского короля. Но это оказалось чрезвычайно трудной задачей. Противоречия между индусами и мусульманами были уже непримиримыми. Мусульманская лига во главе с Мохаммедом Али Джинной (1876 – 1948) с 1940 г. выступала за создание в преимущественно мусульманских провинциях отдельного исламского государства Пакистан.

Попытка англичан создать временное правительство для подготовки Индии к независимому существованию натолкнулись на взаимное непонимание между ИНК и Мусульманской лигой. На равное представительство в нем соглашалась Лига. Но выступал против Конгресс, имевший поддержку подавляющего большинства населения. Когда же колониальные власти в соответствии с западными нормами демократии предложили Председателю ИНК Дж. Неру самостоятельно сформировать коалиционное правительство с участием мусульман, Лига наотрез отказалась в него войти. В августе 1946 г. начались индо-мусульманские столкновения и погромы в Калькутте и других городах. Усилия М.Ганди по примирению сторон оказались безуспешными. Лишь в октябре 1946 г. представители Лиги вошли в правительство, сохранив приверженность идее Пакистана. Погромы на религиозной почве продолжались.

В создавшихся условиях во избежание крупномасштабной войны в Индии английское правительство весной 1947 г. изменило процедуру предоставления ей независимости. Было решено создать на ее территории два государства – Индию и Пакистан. В состав последнего должны были войти населенные преимущественно мусульманами западные провинции колонии и некоторые восточные ее территории (Восточная Бенгалия), расстояние между которыми равнялось 1,5 тыс. км. Возможно, это было не лучшее решение, поскольку во многих районах страны индусы и мусульмане жили вперемешку, а в условиях ее раздела конфликты между ними становились неизбежными.

18 июля 1947 г. английский парламент принял Акт о независимости Индии, предусматривавший образование 15 августа того же года доминионов Индии и Пакистана, входивших в Британское содружество. Ускорилось массовое переселение индусов в Индию, а мусульман – в Пакистан, сопровождавшееся многочисленными кровавыми столкновениями. 15 августа 1947 г. Индия и Пакистан официально стали суверенными независимыми государствами.

Но и после этого конфликты в Индии, где остался 61 млн. мусульман (9% населения) не прекратились. Вставший на защиту религиозного мира М. Ганди сам был убит 30 января 1948 г. религиозным фанатиком – индусом. Так в первый год независимости Индии трагически оборвалась жизнь наиболее выдающегося борца за ее свободу.

В деле налаживания экономической жизни страны также имелись большие трудности, усугубленные отходом к Пакистану районов, специализировавшихся на выращивании хлеба, хлопка, производстве джута и др. В Индии обострилась и без того сложная продовольственная проблема. Упал уровень жизни большинства населения.

Пытаясь решить эти текущие проблемы, правительство при участии различных политических партий и групп в 1948 – 1949 гг. занималось и разработкой важнейшего для Индии документа – Конституции. Она в конце ноября 1949 г. была утверждена Учредительным собранием и 26 января 1950 г. вступила в силу. Этот день считается Днем независимости страны. Индия перестала быть английским доминионом и была провозглашена «суверенной демократической республикой». Официальным главой государства становился президент, избираемый сроком на 5 лег. Исполнительная власть осуществлялась от его имени Советом министров во главе с премьер-министром. Законодательную ветвь власти олицетворял двухпалатный парламент. Республика Индия создавалась как федеративное государство с ограниченными полномочиями штатов. И центральное правительство, и правительства штатов были подотчетны законодательным органам.

Тема: Индия после приобретения независимости.

Введение …………………………………………………………………3-7

Глава 1. Основные направления в становлении индийской государственности………………………………………………....................8-21

1.1.Административно-территориальные реформы и возникновение Кашмирской проблемы……………………………………………………..8-17

1.2.Первые шаги на пути становления индийской государственности. Выработка и принятие Конституции………………………………………18-21

Глава 2. Социально-экономические и политические изменения в Индии…………………………………………………………………………22-67

2.1. Противоборство политических объединений …………………22-46

2.2. Концепция социализма Джавахарлала Неру…………………47-58

2.3. Внешняя политика Индии во второй половине ХХ-века………58-67

Заключение……………………………………………………………68-70

Список использованной литературы……………………………71-73


Введение

Во многовековой истории Индии XX в. был период освободительной борьбы индийского народа против колониального господства, за независимость страны - время преодоления прошлого наследия и строительства нового государства, решения гигантских социальных и экономических задач.

Во второй половине XX века, Индийский национальный конгресс и другие политические организации положили начало индийскому национально-освободительному движению.

Вместе с желанием независимости, на протяжении многих лет развивалась также напряжённость между индусским и мусульманским населением. Мусульмане, всегда представлявшие меньшинство, боялись оказаться под властью индуистского правительства и настороженно относились к идее независимости.

В 1915 году Махатма Ганди возглавил индийское национально-освободительное движение и призвал обе стороны к единству. Огромное влияние, которое оказал Ганди на Индию в её борьбе за независимость посредством ненасильственного массового народного движения, что сделало его одним из самых замечательных лидеров в мировой истории. Индийцы назвали его махатмой, что в переводе с санскрита означает «великая душа». С 1920 года Махатма Ганди начал массовую кампанию против британского колониального правительства. По всему индийскому субконтиненту началось революционное движение против британского правления.

Первым шагом к индийской независимости и установлению демократии западного образца явилось назначение индийских советников в администрации британского вице-короля.

Вторая мировая война привела к коренным изменениям в международной обстановке и во внутреннем положении Индии. Длительный колониальный гнет привел к нищете и разорению широких масс. Резко обострилось противоречие между тенденцией к самостоятельному развитию Индии и колониальным господством Англии, что вызвало подъем мощного антиимпериалистического движения с лета 1945 г. В нем объединились основные слои населения, а во главе в силу исторических обстоятельств оказалась национальная буржуазия, интересы которой представлял Индийский национальный конгресс (ИНК). Несмотря на его стремление ограничить выступления рамками «ненасильственной борьбы», в стране развернулось движение протеста против посылки индийских войск в Индокитай и Индонезию, кампания защиты Индийской национальной армии. В начале 1946 г. это движение захватило армию и флот, госаппарат. В нем проявилось единство религиозных общин, национальностей и политических течений.

В начале 1946 г. в Индии с согласия колониальных властей были проведены выборы в законодательное собрание. Большинство получила партия ИНК, которая и сформировала временное правительство страны. В то же время те провинции и княжества Индии, где преобладало мусульманское население, отказались признать власть ИНК. Представляющая их интересы Мусульманская лига провозгласила начало борьбы за создание на территории бывшей Британской Индии исламского государства.

В 1947 г. колониальная администрация заявила о предоставлении Индии независимости. Единая прежде колония разделялась на два государства по религиозному признаку - индуистскую Индию и исламский Пакистан, которые получали статус доминионов. Княжествам и провинциям (штатам) Британской Индии следовало определиться, в состав какого из государств они войдут.

По причине разделения Пенджаба и Бенгалии, начались кровавые столкновения между индусами, сикхами и мусульманами, в результате которых погибло более 500 000 человек. Разделение Индии также привело к одной из самых больших миграций населения в современной истории мира - около 12 миллионов индусов, сикхов и мусульман расселились по территории недавно созданных государств Индии и Пакистана.Жертвой покушения фанатика-исламиста пал лидер освободительного движения М. Ганди. Осенью 1947 г. на территорию княжеств Джамму и Кашмир на севере Индии из Пакистана вторглись отряды племени пуштунов. На помощь княжествам, выразившим желание войти в состав Индии, пришли индийские войска. Началась индо-пакистанская война 1947-1949 гг., прекращенная после вмешательства ООН на основе компромисса - раздела Джамму и Кашмира между Индией и Пакистаном.

Завершающим шагом к приобретению независимости было принятие конституции 1950 г., а правящей партией, удерживавшей власть до 1977 г., стала ИНК. Ее лидером до своей смерти в 1964 г. был Дж. Неру, которого на этом посту сменила его дочь - Индира Ганди. В свою очередь ее решительные действия помогли подняться индийской экономике и справиться с коррупцией.

Актуальность работы заключается в том, что в настоящее время Индия является одной из наиболее динамично развивающихся стран мира, что стало возможно во многом, благодаря серии кардинальных реформ, предпринятых индийским правительством в 50-х – 80-х годах ХХ века, после приобретения независимости.

Целью работы является изучение проблем государственного и правового развития Индии после обретения независимости.

Для достижения поставленной цели необходимо было решить следующие задачи :

Определить основные направления и проблемы в становлении государственности Индии;

Проанализировать проблемы государственного и правового развития Индии после обретения независимости;

Рассмотреть внешнеполитические и внешнеэкономические отношения Индии с момента приобретения независимости до 1984 года.

Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, разбитых на параграфы, заключения и списка использованных источников и литературы.

Степень изученность (Историография) : политика Индии в ХХ веке все шире охватывает различные сферы деятельности общества и все более активно влияет на социальные процессы. Это можно рассмотреть в труде К.А.Антонова, Г.М. Бонгару-Левина, Г.Г.Котовского «Экономическое, социальное и политическое развитие Индии (1947– 1987)», где раскрываются основные этапы и особенности внутриполитического положения Индии. Особое внимание уделено внутренней дифференциации и противоречий в обществе. В работе Алаева Л.Б. «Индия: Национально-освободительное движение в Индии» подробно рассматривается взаимодействие этнического фактора и политической системы в Индии в историческом развитии. В труде А.М. Дьякова «Индия в период и после Второй мировой войны» анализируются конфликтные ситуации в Пенджабе, Ассаме и других районах и их влияние на изменения в политической надстройке, а также процесс экономического развития Индии после Второй мировой войны.

Также мною были использованы труды советских ученых, как Комарова Э.Н. «Тенденции политического развития современной Индии», Чичеров А.И, труды Юрловой Ф.Н. «Индира Ганди: путь к власти», «Социальное положение женщин и женское движение в Индии», Растянникова В.Г. «Земельная реформа в Индии. Индия сегодня» и др.


Глава 1. Основные направления в становлении индийской государственности.

Обретение Индией независимости.

План.

Китай на современном этапе.

К концу второй мировой войны фактически существовали два Китая: территории, контролируемые гоминьданом, и ос­вобожденные районы, руководимые КПК (1/4 территории стра­ны). Несмотря на переговоры (август 1945 - январь 1946 ᴦ.), военные действия между ними продолжались, что создало уг­розу общекитайской гражданской войны. Основой для мирного объединœения и демократизации Китая могли стать решения об образовании временного коалиционного правительства (январь 1946 ᴦ.), однако, они были сорваны руководителями гоминьда­на, начавшего с весны 1946 ᴦ. наступление в Северо-Восточ­ном Китае.

В ходе гражданской войны углублялся кризис гоминьдановского режима, проявился его антинациональный характер, воз­росло недовольство масс и национальной буржуазии. Освобож­денные районы укреплялись. Аграрная реформа КПК обеспечила поддержку крестьян, выросла и окрепла Народно-освободитель­ная армия (НОА). Эти факторы привели к повороту в ходе вой­ны в пользу революционных сил. В обстановке военных успехов КПК в 1947-1948 ᴦ. ЦК партии выдвинул задачу завершения народно-демократической революции, свержения гоминьдановской диктатуры и создания демократического коалиционного правительства. КПК поддержала складывание единого народно­го демократического фронта из различных классов.

В результате трех крупнейших сражений в Северо-Восточ­ном, Северном и Восточном Китае (осœень 1948 - январь 1949 ᴦ.) гоминьдановский режим оказался перед крахом. Он потерял свы­ше полутора миллионов солдат и офицеров и обширные терри­тории. В апрелœе 1949 ᴦ. войска НОА возобновили наступление, форсировали реку Янцзы и освободили Южный и Юго-Запад­ный Китай. Провозглашение Китайской Народной Республики (1 октября 1949 ᴦ.) было победой народно-демократической ре­волюции. Она создала предпосылки для укрепления независи­мости страны и завершения буржуазно-демократических преоб­разований. Вопрос о власти был решен в пользу единого фронта͵ руководимого КПК.

В новых условиях (1949-1957 ᴦ.) происходит обострение борьбы внутри КПК по вопросам путей развития страны после взятия власти. Политическая позиция Мао Цзэдуна изменилась - он считал, что пришло время для осуществления целœей комму­нистического движения, для реализации по сути дела комму­нистической казарменной утопии. При этом многие партийные деятели (Лю Шаоци, Дэн Сяопин, Чжоу Эньлай и др.) выска­зались за использование концепции «новой демократии», рас­считанной на обновление Китая в течение довольно длитель­ного времени.

В это время революционные силы решали задачи: завершение разгрома гоминьдановских войск, установление власти в юж­ных и западных районах и на островах, борьба с контрреволю­ционными бандами и создание аппарата новой государствен­ной власти. К серединœе 1950 ᴦ. была освобождена почти вся территория Китая, в 1951 ᴦ. НОА вступила в Тибет. Остатки войск Чан Кайши бежали на остров Тайвань.

Восстановление хозяйства КНР происходило в русле ры­ночных (хотя и ограниченных) процессов, в условиях многоук­ладной экономики. Мелкотоварное производство преобладало, собственность национальной буржуазии была сохранена, в ре­зультате национализации собственности крупного капитала и японских империалистов образовался госсектор. Политика КПК заключалась в том, чтобы одновременно с восстановлением хо­зяйства добиваться, опираясь на экономическую помощь СССР (лозунг «Учиться у СССР»), укрепления госсектора, способного обеспечить переход к строительству социализма. Тем самым к 1952 ᴦ. началась перестройка структуры экономики (производ­ство средств производства составляло 40%). Политика в отно­шении национальной буржуазии заключалась в использовании частного капитала для восстановления экономики и увеличения контроля над ним. В результате аграрной реформы (1950 - 1953 ᴦ.) было ликвидировано помещичье землевладение, подорвано вли­яние кулаков, началось развитие кооперации.

Успехи в восстановлении народного хозяйства были исполь­зованы Мао для навязывания партии своих левацких, авантю­ристических взглядов на ускоренную модернизацию Китая. В 1953 ᴦ. Мао впервые высказался за немедленный переход к социалис­тической революции. Его противники продолжали отстаивать выдержанную генеральную линию на длительный переход к со­циализму (1953-1967 ᴦ.), постепенно завершая преобразования сельского хозяйства, промышленности и торговли.

Идейно-политическая победа Мао во внутрипартийной борь­бе привела к принципиальным переменам в социально-эконо­мической политике КПК и прежде всœего в аграрной сфере: вве­дены хлебная монополия, карточная система. Китай резко повернул на путь командно-административного функциониро­вания народного хозяйства и сделал это в кратчайшие сроки. В 1955 ᴦ. КПК перешла к кооперированию деревни, его темпы были резко усилены и осуществлен переход к кооперативам высшего типа. КПК настойчиво искала пути социально-политического контроля за крестьянством.

К концу 1956 ᴦ. в кооперативы было вовлечено 96,3% хо­зяйств (по плану - 33%), в том числе высшего типа - 88%. Это крупнейшее социальное мероприятие вызвало сопротивление крестьян. В 1956 ᴦ. было развернуто сплошное преобразование промышленности и торговли в госкапиталистические, а фак­тически осуществлена национализация частных предприятий за выкуп. В розничной торговле доля частного капитала к концу 1956 ᴦ. составляла лишь 3%. Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, в масштабах всœей страны произошли радикальные социально-экономические перемены - была ликвидирована частная собственность и рез­ко ограничены рыночные отношения.

Проведение преобразований в первой половинœе 50-х годов выявило такие черты в политике КПК, как представление о решающей роли политических и идеологических кампаний, военно-административных методов, ускорение темпов преоб­разований и нарушение постепенности, нехватка опыта и кад­ров, неподготовленность к управлению огромной страной, принудительный характер мер, отсутствие технической базы для повышения производительности труда. Чертой всœего поли­тического развития КНР было всœе возраставшее насаждение идей и культа личности Мао Цзэдуна. В обществе складывается система идеологического контроля и политического манипу­лирования, проводятся кампании перевоспитания интеллиген­ции, навязываются представления об обострении классовой борьбы. Внутри КПК продолжалось столкновение двух идейно-политических тенденций - умеренно-прагматической и ради­кально-утопической.

Ориентация на дружбу с СССР стала главной чертой внеш­ней политики Китая. В 1950 ᴦ. подписаны договор о дружбе, союзе и взаимной помощи, соглашение о безвозмездной пере­даче прав СССР по управлению КВЖД. Помощь СССР сыграла большую роль в строительстве нового государства и в восста­новлении народного хозяйства.

В конце 50-х годов страна стала ареной рискованных экс­периментов Мао для форсированного развития социалистиче­ских процессов. Первым из них был «большой скачок в промышленности и сельском хозяйстве» (1958 ᴦ.), в ходе которого Мао стремился противопоставить новому курсу КПСС (после XX съезда) собственную политическую линию. Суть ее - опе­редить время и обогнать СССР в строительстве новой жизни. Не имея возможности за короткий срок создать в стране разви­тую экономическую базу, Мао решил свести скачок в будущее к реформе человеческих взаимоотношений, к стимулированию трудового энтузиазма в условиях эгалитарного быта͵ казармен­ных форм существования и при крайней степени официализации жизни. В «народных коммунах» совмещались промышлен­ность, сельское хозяйство, торговля, просвещение и военное дело, обобществлялись труд и основные средства производства, вся собственность крестьян, вводилось уравнительное распре­делœение доходов, ликвидировался принцип материальной за­интересованности и распределœения по труду. Энтузиазм трудя­щихся подогревался лозунгом «Три года напряженного труда - десять тысяч лет счастья».

Результаты проявились быстро. Уже в конце 1956 ᴦ. и еще более остро в 1959 ᴦ. страна стала испытывать голод. Трудовая активность лишенных земли и всякой собственности крестьян снизилась. Производство было дезорганизовано, причем не толь­ко в деревне, но и в городе. Нарушен принцип планирования в промышленности, образовались диспропорции в экономике, разрушено оборудование, впустую растрачен энтузиазм людей.

Произошли изменения и во внешнеполитическом курсе. КНР заявила о претензиях на особую роль в Азии и во всœем мире. В 1959 ᴦ. начались инциденты на китайско-индийской гра­нице, обстрел островов в Тайваньском проливе. КНР отказа­лась от дружбы с СССР (в 1960 ᴦ. отозваны советские специа­листы), стал пропагандироваться лозунг «опора на собственные силы», что означало намерение прервать связи с соцстранами, выступления против политики мирного сосуществования и воз­можности предотвращения мировой войны.

На рубеже 60-х годов другая группировка КПК («прагмати­ки») сумела несколько исправить положение в стране. Но конф­ликт между Мао и ее лидерами (Пэн Дэхуай, Дэн Сяопин) не прекращался. В первой половинœе 60-х ᴦ. развернулась борьба за армию, повсœеместно внедрялись армейские методы работы.

К 1965 ᴦ. разногласия в руководстве КПК достигли боль­шой остроты. Οʜᴎ касались методов, целœей и перспектив раз­вития КНР, ее внутренней и внешней политики. Конфликт привел к новому грандиозному социальному эксперименту – к «культурной революции», под знаменем которой прошло деся­тилетие - последнее в жизни Мао (1966-1976 ᴦ.). Это была борьба за ускользающую власть. Смысл ее сводился к стремлению по­считаться с помешавшей ему и поставившей под сомнения его действия партией, что и привело к погромам партийных орга­нов, аппарата власти и всœей интеллигенции отрядами красно­гвардейцев - хунвейбинов («красные охранники»). Последние свято верили в обожествленного ими вождя и преданно испол­няли его указания. В стране вместо демократии шло утверждение военно-бюрократической диктатуры при опоре на армию, ут­верждалась маоистская «модель коммунизма», нарастала реаль­ная угроза гражданской войны. Складывался режим личной и безграничной власти Мао, откровенно возрождались традиции «восточного деспотизма». Культурная революция дорого обошлась стране и привела экономику КНР к глубокому кризису.

Внутреннее развитие Китая обусловило характер его внеш­ней политики. С 60-х до начала 80-х годов сохранялась напря­женность в отношениях с СССР, их борьба в глобальном мас­штабе. Росло количество инцидентов на границе (1967, 1969 ᴦ.), выдвинуты претензии на советскую территорию и тезис об «уг­розе с Севера». Проявлялся великодержавный, националисти­ческий характер политики Китая. Вспыхнул серьезный конф­ликт с Индией (1962 ᴦ.), возникла напряженность на бирманской границе, резко ухудшились отношения с Вьетнамом (1978 ᴦ.). К началу 70-х годов СССР объявлен врагом № 1, подготовка к войне стала главной целью экономического строительства. Ки­тай пошел на сближение с США (1976 ᴦ.), выдвинул цель - создание «широкого международного фронта» против СССР.

Эксперименты Мао продемонстрировали, что в Китае была создана сталинская модель с жесткой властью классического восточного типа при ограничении индивидуальных прав и сво­бод и всœесилии бюрократической администрации, опирающейся на мощное идеологическое давление. Этому способствовали: привычка китайцев уважать сильную личность и стабильную администрацию, привычно пренебрежительное отношение к торговцам и собственникам, частникам, высокий уровень со­циальной дисциплины, готовность почитать старших и мудрых. Важную роль сыграли сила и авторитет власти, стиль внутри­партийной борьбы в КПК - боязнь раскола партии диктовала склонность к компромиссам, разногласия не становились от­крытыми. При этом эта модель не дала желаемых результатов, наоборот, оказалась деструктивной.

Перед преемниками Мао в 1976 - 1978 ᴦ. встала острая проблема: как выйти из тупика? В партии развернулась острая политическая и идеологическая борьба фракций. Радикальная «четверка» сторонников продолжения курса Мао потерпела поражение и была арестована. На руководящих постах укрепля­лись «прагматики». Провал экономических мероприятий этих лет убедил их в крайне важности глубоких структурных реформ для Китая. Началась мощная кампания под лозунгом - «прак­тика - единственный критерий истины». Пленум ЦК КПК (де­кабрь 1978 ᴦ.) был полной победой сторонников Дэна, он сан­кционировал реформы.

В начале 80-х годов «прагматики» перешли в наступление: добились осуждения «культурной революции», начали реаби­литацию пострадавших, поставили вопрос о личной ответствен­ности Мао, начался процесс демаоизации общества. Новое ру­ководство КПК и КНР прагматически подошло к решению задачи превращения Китая в богатую державу, пошли на деидеологизацию своей политики и выдвинули на первый план лишь патриотические идеи строительства богатого Китая. Эти глубокие политические перемены создали предпосылки для новой экономической политики.

Суть экономических реформ была проста: был открыт путь к возвращению заинтересованности труженика в плодах своего труда, для чего были ликвидированы коммуны, а земля отдана крестьянам. Возникли десятки тысяч рынков, коммерция офи­циально легализирована. С 1984 ᴦ. реформа охватила город: сильно ограничены роль Госплана и центрального регулирования, со­зданы возможности для развития кооперативно-коллективно­го и индивидуального секторов. Директорам госпредприятий предоставлялись широкие права и возможности. Реформы были радикальными и осуществлялись быстро и решительно, пер­вые три года (1979-1981) были объявлены годами реконструк­ции, а плановые задания сняты. Резко уменьшены ассигнова­ния на военные нужды, сокращена армия, военной промышленности вменено в обязанность содействовать пере­стройке экономики. Существенно ограничены полномочия ад­министративных органов, включая парткомы.

Результаты реформ сказались столь быстро, что это удиви­ло весь мир. Резко возросло производство продовольствия: к 1984 ᴦ. страна вышла на уровень 400 млн. тонн зерна в год, что вполне достаточно для обеспечения ее населœения (1 млрд. 300 млн.) необходимым минимумом питания. Средний жизненный стандарт крестьянства вырос в 2-3 раза. Появились слои зажиточных крестьян и горожан, работающих на рынок. Про­мышленность обратилась лицом к внутреннему рынку. Изме­нился и общий стандарт поведения людей: они стали свобод­нее, появились личные вкусы, предпочтения, изменения в одежде (исчезла униформа времен Мао), поведении, образе мышления, стремление к основам правового государства.

Но на пути реформ были и препятствия. Сопротивлялся привыкший к власти партийный аппарат. Проявились негатив­ные явления, вызванные рыночным хозяйством (злоупотреб­ления властью, коррупция, контрабанда, инфляция, социальная напряженность между бедными и богатыми, особенно в дерев­не). При этом на фоне успехов и высоких средних темпов роста (с 1979 ᴦ. темпы экономического роста составляли 12-18% в год) они признавались официально лишь досадными издержками развития. Съезды КПК полностью и безоговорочно поддержи­вали взятый Дэн Сяопином и во многом успешно осуществ­ленный благодаря его руководству курс на реформу. Идеологи­чески он был обоснован официальным признанием того, что Китай является отсталой развивающейся страной и что рано говорить о серьезном строительстве социализма. Пока Китай находится на начальном этапе строительства социализма, при­чем социализма с китайской спецификой. Считалось, что имен­но этому соответствует избранная модель развития со значи­тельным включением элементов рыночного хозяйства, существенной ролью приватизированного сектора, работающего на свободный рынок. К концу 80-х годов реформы привели стра­ну к высоким достижениям.

Но быстрые темпы экономической реформы привели к неожиданно возникшим проблемам социально-политического и идеологического характера. В 1987 ᴦ. впервые заговорили о перестройке политической системы (ввели принцип сменяе­мости и омоложения руководителœей). Сохраняется сбалансиро­ванное отношение к Мао, хотя его культ впервые был признан и осужден в 1981 ᴦ. В попытке решения задач руководство стра­ны на рубеже 80-90-х годов стало пятиться назад. Реализация реформы означала крах маоистского режима. При этом коммуни­сты не могли активно поддержать процесс становления част­ного капитала. С 1989 ᴦ. они отчетливо видели пример СССР, вступившего на путь структурной перестройки и быстрыми тем­пами обретавшего состояние нестабильности. Вместе с тем, они ощущали, что любое послабление в социально-политической и идеологической сфере означало бы курс не только на деста­билизацию, но и быстрый развал страны. Не забывали они и об ответственности, которую каждый из причастных к власти после этого должен был бы нести.

Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, авторитарный режим и командно-адми­нистративные формы контроля над страной должны были уйти с политической сцены ради экономического развития по ры­ночному пути. Необычность Китая в том, что экономический механизм к рубежу 80-90-x годов раскрутился, а коммунисти­ческие руководители, связанные со старым режимом, не хоте­ли углублять демократические преобразования. В результате возник эффект перегретого котла.

«Перегрев экономики» начал чувствоваться с середины 80-х годов. В конце 80-х годов требования демократизации и ухода руководства КПК от власти стали громче, и к ним прислуши­вались влиятельные лица в руководстве (Генсеки КПК Ху Яобан, Чжао Цзыян). При этом у Генсеков КПК не было всœей власти -реальная власть продолжала оставаться в руках формально ото­шедшего от нее архитектора реформ Дэн Сяопина. Дэн долго колебался, так как понимал, что требование политических ре­форм разумно и справедливо. Но он сознавал и другое - согла­сие на радикальные политические реформы (по примеру СССР и Восточной Европы) приведет режим к краху с непредсказуе­мыми последствиями. Выбор был сделан в пользу меньшего зла. Демократическое движение студентов, выплеснувшееся летом 1989 ᴦ. на улицы и площади Пекина, было раздавлено на пло­щади Тяньаньмэнь танками. Студентов направили в вузы на идеологическое перевоспитание. Снова голову подняли комму­нистические реакционеры. Демократов упрекали в том, что они- сторонники буржуазного либерализма, что соответство­вало действительности (в начале 90-х годов данный термин стал даже идеологическим клеймом). Разгром демократического дви­жения нужнолго снял вопрос о проведении политических ре­форм и демократизации политической структуры.

После 1989 ᴦ. экономика продолжала развиваться, хотя и более сдержанными темпами. Утвердилось требование сохране­ния и усовершенствования «социализма с китайской специфи­кой». После крушения СССР коммунистические верхи поздра­вили друг друга с выбором 1989 ᴦ. Сегодня в КПК существуют две группировки по вопросу реализации этой концепции - ра­дикалы (сторонники скачкообразного развития) и консервато­ры (эволюционный путь). По сути дела, китайская концепция-

это общий для всœего развивающегося мира путь. Подчеркива­ние своей специфики - это камуфляж для того, чтобы выиг­рать время и предотвратить социальный взрыв. Китай идет по пути буржуазного либерализма, но руководство, от которого это прежде всœего и зависит, хочет, чтобы это происходило как можно медленнее и плавнее. Для ускорения темпов нужен уход поколения ветеранов войн и революций.

В 90-е годы после первых успехов политики «урегулирова­ния» (1989-1991 ᴦ.) намечены следующие направления экономи­ческой реформы: перестройка госпредприятий, внедрение акци­онерной собственности, реформа цен, приватизация жилья, создание системы социальной защищенности. Съезды КПК (1992, 1997 ᴦ.) осуществили решительный поворот к рынку, для кото­рого сняты всœе идеологические барьеры (утверждена задача со­здания «социалистической рыночной экономики» вместо про­тиворечивого термина «плановой товарной экономики»). В 1999 ᴦ. внесены поправки в Конституцию, признающие важную роль частного сектора в социалистической рыночной экономике КНР. 90-е годы рассматривались как возможность для прорыва. Под­черкивается расширение политики открытости внешнему миру (свободные и специализированные, приграничные открытые зоны, зоны развития и свободной торговли). В 80 - 90-е годы Китай стал одной из важнейших опор экономической структу­ры Восточной Азии и АТР, важным производителœем готовой продукции для рынков индустриальных и развивающихся стран. Страна вышла на первое место в мире по производству зерно­вых, мяса, хлопка, угля, цемента͵ хлопчатобумажных тканей. Успешно развивается электроника, машиностроение, производ­ство электроэнергии, нефте- и химпродуктов. Ежегодно увели­чивается экспорт на 25%. Особый упор делается на развитие ин­фраструктуры. Перешагнув рубеж столетий, Китай уверенно вступил в новый этап модернизации - ВВП составил 8,3% (2000ᴦ.), среднедушевые доходы горожан- 760 долл., кресть­ян- 273. Поставлена задача к 2010 ᴦ. удвоить ВВП за счет рест­руктуризации народного хозяйства в соответствии с требовани­ями рынка и реформирования предприятий госсектора.

Во внутренней политике отвергается парламентская мно­гопартийная система и существование независимых политиче­ских партий, претендующих на роль политической оппозиции, политический плюрализм, сохраняется ведущая роль обществен­ной собственности, концепция о продолжении классовой борь­бы в некоторых сферах общества. КПК не возвращалась к решению 1987 ᴦ. о проведении политической реформы. Она вы­сказалась только за реформу аппарата управления, приспособ­ление политической системы к потребностям экономического развития. Авторитет власти высок, и не случайно, что рефор­мы проходят здесь без слишком радикальных осложнений. Со­циальная напряженность снимается с помощью идеологии. Она эволюционирует сегодня в сторону патриотизма. По этой причине ре­формам сопутствует не кризис, а стабилизация и даже процве­тание. Но логика современного экономического развития тре­бует неизбежного реформирования политической системы, развития элементов гражданского общества, всœе более несов­местимых с тоталитарным политическим механизмом.

В 90-е годы власть перешла к третьему поколению лиде­ров - преимущественно гражданским лицам (Цзян Цзэминь - генсек КПК и глава государства, «наследник» Дэна после его смерти в феврале 1997 ᴦ.). Сейчас у руководства КПК всœе праг­матики, выступающие за реформы. Разделяют их лишь вопро­сы - для кого реформы и в каком темпе? В политических пре­образованиях делается ставка на стабильность и преемственность в политике, сглаживание острых углов, идеологический конт­роль в культуре. Проблемами остается свобода слова, права че­ловека и реализация политических свобод, коррупция в выс­ших эшелонах власти и госаппарате, его сокращение, скрытая и открытая безработица (4%), нарастание социальной диффе­ренциации. С 1995 ᴦ. обострилась проблема реформы госпредп­риятий (доля убыточных в госсекторе выросла до 40-50%, в то время как на его долю приходится 40% в экономике).

В начале 80-х годов в Китае заговорили о мирной между­народной обстановке, которая потребовалась для осуществле­ния экономических реформ. В 80-90 годы Китай руководству­ется принципом: «нет ни постоянных друзей, ни постоянных врагов, а есть только постоянные интересы!» Спокойнее стали оценивать советскую внешнюю политику, демонстрировать общность с развивающимися странами, усилили критику по­литики США в мире. Главной целью объявлена борьба против любого гегемонизма, взят курс на развитие отношений с мак­симально возможным числом государств, появились утвержде­ния о том, что мировую войну можно и нужно предотвратить. С середины 80-х годов своей целью Китай провозгласил мир и развитие в многополюсном мире, выдвинул принцип деидеологизации и концепцию независимой внешней политики. С 1988 ᴦ. полностью нормализованы советско-китайские отношения, началось их уравновешивание с США, Западная Европа рас­сматривается как новый источник передовой технологии и финансов. В первой половинœе 90-х годов выросла активность китайской дипломатии: нормализованы отношения с Индией, Вьетнамом, Кубой, «особый характер» они носят с Японией и Южной Кореей, расширились контакты с Израилем, ЮАР. С 1991 ᴦ. Китай присоединился к Договору о нераспространении ядерного оружия. В целом успехи китайской дипломатии дали повод назвать наше столетие «веком китайской дипломатии».

В основе отношений с СССР и Россией лежат универсаль­ные принципы: уважение суверенитета и территориальной це­лостности, ненападение и невмешательство, равенство и вза­имная выгода. Завершилось урегулирование вопроса о границе, создана зона доверия с государствами Средней Азии, принята совместная декларация о стратегическом партнерстве в XXI в. (весна 1997 ᴦ.). Торговый оборот с Россией намечено увеличить к 2010 ᴦ. в 4 раза. В 1992 ᴦ. установлены дипломатические отношения с Республикой Беларусь, что послужило основой для торгово-экономического сотрудничества. В 1997 ᴦ. завершилось объединœе­ние Гонконга с Китаем по формуле «одно государство - две системы», причем достигнута высокая степень взаимозависимо­сти двух экономик. В 1999 ᴦ. в состав Китая возвратился Макао (Аомынь). Сохраняется напряженность в отношениях с Тайва­нем из-за разных подходов к проблеме воссоединœения.

Задания к теме:

1. Назовите годы гражданской войны в Китае после Второй мировой войны, основные политические силы. Каковы её итоги?

2. Какие варианты развития Китая существовали после окончания Гражданской войны?

3. Какую роль в развитии Китая сыграла победа Мао Дзедуна во внутриполитической борьбе? (экономическая, политическая и внешнеполитическая сферы).

4. Раскройте понятие «политика большого скачка» (когда, суть, итоги).

5. Раскройте понятие «культурная революция» (годы, суть, итоги).

6. Как изменились отношения Китая с СССР в конце 50-х годов? С чем это связано? Охарактеризуйте советско-китайские отношения в 60-80-е годы?

7. Итоги правления Мао Дзедуна в Китае (по сферам).

8. Каковы пути преодоления последствий политики М. Дзедуна?

9. Составьте тезисный план «Развитие Китая в 1990-2000-е годы».

Тема 15: «Индия во второй половинœе XX в.».

План.

Китай на современном этапе.

К концу второй мировой войны фактически существовали два Китая: территории, контролируемые гоминьданом, и ос­вобожденные районы, руководимые КПК (1/4 территории стра­ны). Несмотря на переговоры (август 1945 - январь 1946 г.), военные действия между ними продолжались, что создало уг­розу общекитайской гражданской войны. Основой для мирного объединения и демократизации Китая могли стать решения об образовании временного коалиционного правительства (январь 1946 г.), однако, они были сорваны руководителями гоминьда­на, начавшего с весны 1946 г. наступление в Северо-Восточ­ном Китае.

В ходе гражданской войны углублялся кризис гоминьдановского режима, проявился его антинациональный характер, воз­росло недовольство масс и национальной буржуазии. Освобож­денные районы укреплялись. Аграрная реформа КПК обеспечила поддержку крестьян, выросла и окрепла Народно-освободитель­ная армия (НОА). Эти факторы привели к повороту в ходе вой­ны в пользу революционных сил. В обстановке военных успехов КПК в 1947-1948 г. ЦК партии выдвинул задачу завершения народно-демократической революции, свержения гоминьдановской диктатуры и создания демократического коалиционного правительства. КПК поддержала складывание единого народно­го демократического фронта из различных классов.

В результате трех крупнейших сражений в Северо-Восточ­ном, Северном и Восточном Китае (осень 1948 - январь 1949 г.) гоминьдановский режим оказался перед крахом. Он потерял свы­ше полутора миллионов солдат и офицеров и обширные терри­тории. В апреле 1949 г. войска НОА возобновили наступление, форсировали реку Янцзы и освободили Южный и Юго-Запад­ный Китай. Провозглашение Китайской Народной Республики (1 октября 1949 г.) было победой народно-демократической ре­волюции. Она создала предпосылки для укрепления независи­мости страны и завершения буржуазно-демократических преоб­разований. Вопрос о власти был решен в пользу единого фронта, руководимого КПК.

В новых условиях (1949-1957 г.) происходит обострение борьбы внутри КПК по вопросам путей развития страны после взятия власти. Политическая позиция Мао Цзэдуна изменилась - он считал, что пришло время для осуществления целей комму­нистического движения, для реализации по сути дела комму­нистической казарменной утопии. Однако многие партийные деятели (Лю Шаоци, Дэн Сяопин, Чжоу Эньлай и др.) выска­зались за использование концепции «новой демократии», рас­считанной на обновление Китая в течение довольно длитель­ного времени.

В это время революционные силы решали задачи: завершение разгрома гоминьдановских войск, установление власти в юж­ных и западных районах и на островах, борьба с контрреволю­ционными бандами и создание аппарата новой государствен­ной власти. К середине 1950 г. была освобождена почти вся территория Китая, в 1951 г. НОА вступила в Тибет. Остатки войск Чан Кайши бежали на остров Тайвань.



Восстановление хозяйства КНР происходило в русле ры­ночных (хотя и ограниченных) процессов, в условиях многоук­ладной экономики. Мелкотоварное производство преобладало, собственность национальной буржуазии была сохранена, в ре­зультате национализации собственности крупного капитала и японских империалистов образовался госсектор. Политика КПК заключалась в том, чтобы одновременно с восстановлением хо­зяйства добиваться, опираясь на экономическую помощь СССР (лозунг «Учиться у СССР»), укрепления госсектора, способного обеспечить переход к строительству социализма. Тем самым к 1952 г. началась перестройка структуры экономики (производ­ство средств производства составляло 40%). Политика в отно­шении национальной буржуазии заключалась в использовании частного капитала для восстановления экономики и увеличения контроля над ним. В результате аграрной реформы (1950 - 1953 г.) было ликвидировано помещичье землевладение, подорвано вли­яние кулаков, началось развитие кооперации.

Успехи в восстановлении народного хозяйства были исполь­зованы Мао для навязывания партии своих левацких, авантю­ристических взглядов на ускоренную модернизацию Китая. В 1953 г. Мао впервые высказался за немедленный переход к социалис­тической революции. Его противники продолжали отстаивать выдержанную генеральную линию на длительный переход к со­циализму (1953-1967 г.), постепенно завершая преобразования сельского хозяйства, промышленности и торговли.

Идейно-политическая победа Мао во внутрипартийной борь­бе привела к принципиальным переменам в социально-эконо­мической политике КПК и прежде всего в аграрной сфере: вве­дены хлебная монополия, карточная система. Китай резко повернул на путь командно-административного функциониро­вания народного хозяйства и сделал это в кратчайшие сроки. В 1955 г. КПК перешла к кооперированию деревни, его темпы были резко усилены и осуществлен переход к кооперативам высшего типа. КПК настойчиво искала пути социально-политического контроля за крестьянством.

К концу 1956 г. в кооперативы было вовлечено 96,3% хо­зяйств (по плану - 33%), в том числе высшего типа - 88%. Это крупнейшее социальное мероприятие вызвало сопротивление крестьян. В 1956 г. было развернуто сплошное преобразование промышленности и торговли в госкапиталистические, а фак­тически осуществлена национализация частных предприятий за выкуп. В розничной торговле доля частного капитала к концу 1956 г. составляла лишь 3%. Таким образом, в масштабах всей страны произошли радикальные социально-экономические перемены - была ликвидирована частная собственность и рез­ко ограничены рыночные отношения.

Проведение преобразований в первой половине 50-х годов выявило такие черты в политике КПК, как представление о решающей роли политических и идеологических кампаний, военно-административных методов, ускорение темпов преоб­разований и нарушение постепенности, нехватка опыта и кад­ров, неподготовленность к управлению огромной страной, принудительный характер мер, отсутствие технической базы для повышения производительности труда. Чертой всего поли­тического развития КНР было все возраставшее насаждение идей и культа личности Мао Цзэдуна. В обществе складывается система идеологического контроля и политического манипу­лирования, проводятся кампании перевоспитания интеллиген­ции, навязываются представления об обострении классовой борьбы. Внутри КПК продолжалось столкновение двух идейно-политических тенденций - умеренно-прагматической и ради­кально-утопической.

Ориентация на дружбу с СССР стала главной чертой внеш­ней политики Китая. В 1950 г. подписаны договор о дружбе, союзе и взаимной помощи, соглашение о безвозмездной пере­даче прав СССР по управлению КВЖД. Помощь СССР сыграла большую роль в строительстве нового государства и в восста­новлении народного хозяйства.

В конце 50-х годов страна стала ареной рискованных экс­периментов Мао для форсированного развития социалистиче­ских процессов. Первым из них был «большой скачок в промышленности и сельском хозяйстве» (1958 г.), в ходе которого Мао стремился противопоставить новому курсу КПСС (после XX съезда) собственную политическую линию. Суть ее - опе­редить время и обогнать СССР в строительстве новой жизни. Не имея возможности за короткий срок создать в стране разви­тую экономическую базу, Мао решил свести скачок в будущее к реформе человеческих взаимоотношений, к стимулированию трудового энтузиазма в условиях эгалитарного быта, казармен­ных форм существования и при крайней степени официализации жизни. В «народных коммунах» совмещались промышлен­ность, сельское хозяйство, торговля, просвещение и военное дело, обобществлялись труд и основные средства производства, вся собственность крестьян, вводилось уравнительное распре­деление доходов, ликвидировался принцип материальной за­интересованности и распределения по труду. Энтузиазм трудя­щихся подогревался лозунгом «Три года напряженного труда - десять тысяч лет счастья».

Результаты проявились быстро. Уже в конце 1956 г. и еще более остро в 1959 г. страна стала испытывать голод. Трудовая активность лишенных земли и всякой собственности крестьян снизилась. Производство было дезорганизовано, причем не толь­ко в деревне, но и в городе. Нарушен принцип планирования в промышленности, образовались диспропорции в экономике, разрушено оборудование, впустую растрачен энтузиазм людей.

Произошли изменения и во внешнеполитическом курсе. КНР заявила о претензиях на особую роль в Азии и во всем мире. В 1959 г. начались инциденты на китайско-индийской гра­нице, обстрел островов в Тайваньском проливе. КНР отказа­лась от дружбы с СССР (в 1960 г. отозваны советские специа­листы), стал пропагандироваться лозунг «опора на собственные силы», что означало намерение прервать связи с соцстранами, выступления против политики мирного сосуществования и воз­можности предотвращения мировой войны.

На рубеже 60-х годов другая группировка КПК («прагмати­ки») сумела несколько исправить положение в стране. Но конф­ликт между Мао и ее лидерами (Пэн Дэхуай, Дэн Сяопин) не прекращался. В первой половине 60-х г. развернулась борьба за армию, повсеместно внедрялись армейские методы работы.

К 1965 г. разногласия в руководстве КПК достигли боль­шой остроты. Они касались методов, целей и перспектив раз­вития КНР, ее внутренней и внешней политики. Конфликт привел к новому грандиозному социальному эксперименту – к «культурной революции», под знаменем которой прошло деся­тилетие - последнее в жизни Мао (1966-1976 г.). Это была борьба за ускользающую власть. Смысл ее сводился к стремлению по­считаться с помешавшей ему и поставившей под сомнения его действия партией, что и привело к погромам партийных орга­нов, аппарата власти и всей интеллигенции отрядами красно­гвардейцев - хунвейбинов («красные охранники»). Последние свято верили в обожествленного ими вождя и преданно испол­няли его указания. В стране вместо демократии шло утверждение военно-бюрократической диктатуры при опоре на армию, ут­верждалась маоистская «модель коммунизма», нарастала реаль­ная угроза гражданской войны. Складывался режим личной и безграничной власти Мао, откровенно возрождались традиции «восточного деспотизма». Культурная революция дорого обошлась стране и привела экономику КНР к глубокому кризису.

Внутреннее развитие Китая обусловило характер его внеш­ней политики. С 60-х до начала 80-х годов сохранялась напря­женность в отношениях с СССР, их борьба в глобальном мас­штабе. Росло количество инцидентов на границе (1967, 1969 г.), выдвинуты претензии на советскую территорию и тезис об «уг­розе с Севера». Проявлялся великодержавный, националисти­ческий характер политики Китая. Вспыхнул серьезный конф­ликт с Индией (1962 г.), возникла напряженность на бирманской границе, резко ухудшились отношения с Вьетнамом (1978 г.). К началу 70-х годов СССР объявлен врагом № 1, подготовка к войне стала главной целью экономического строительства. Ки­тай пошел на сближение с США (1976 г.), выдвинул цель - создание «широкого международного фронта» против СССР.

Эксперименты Мао продемонстрировали, что в Китае была создана сталинская модель с жесткой властью классического восточного типа при ограничении индивидуальных прав и сво­бод и всесилии бюрократической администрации, опирающейся на мощное идеологическое давление. Этому способствовали: привычка китайцев уважать сильную личность и стабильную администрацию, привычно пренебрежительное отношение к торговцам и собственникам, частникам, высокий уровень со­циальной дисциплины, готовность почитать старших и мудрых. Важную роль сыграли сила и авторитет власти, стиль внутри­партийной борьбы в КПК - боязнь раскола партии диктовала склонность к компромиссам, разногласия не становились от­крытыми. Однако эта модель не дала желаемых результатов, наоборот, оказалась деструктивной.

Перед преемниками Мао в 1976 - 1978 г. встала острая проблема: как выйти из тупика? В партии развернулась острая политическая и идеологическая борьба фракций. Радикальная «четверка» сторонников продолжения курса Мао потерпела поражение и была арестована. На руководящих постах укрепля­лись «прагматики». Провал экономических мероприятий этих лет убедил их в необходимости глубоких структурных реформ для Китая. Началась мощная кампания под лозунгом - «прак­тика - единственный критерий истины». Пленум ЦК КПК (де­кабрь 1978 г.) был полной победой сторонников Дэна, он сан­кционировал реформы.

В начале 80-х годов «прагматики» перешли в наступление: добились осуждения «культурной революции», начали реаби­литацию пострадавших, поставили вопрос о личной ответствен­ности Мао, начался процесс демаоизации общества. Новое ру­ководство КПК и КНР прагматически подошло к решению задачи превращения Китая в богатую державу, пошли на деидеологизацию своей политики и выдвинули на первый план лишь патриотические идеи строительства богатого Китая. Эти глубокие политические перемены создали предпосылки для новой экономической политики.

Суть экономических реформ была проста: был открыт путь к возвращению заинтересованности труженика в плодах своего труда, для чего были ликвидированы коммуны, а земля отдана крестьянам. Возникли десятки тысяч рынков, коммерция офи­циально легализирована. С 1984 г. реформа охватила город: сильно ограничены роль Госплана и центрального регулирования, со­зданы возможности для развития кооперативно-коллективно­го и индивидуального секторов. Директорам госпредприятий предоставлялись широкие права и возможности. Реформы были радикальными и осуществлялись быстро и решительно, пер­вые три года (1979-1981) были объявлены годами реконструк­ции, а плановые задания сняты. Резко уменьшены ассигнова­ния на военные нужды, сокращена армия, военной промышленности вменено в обязанность содействовать пере­стройке экономики. Существенно ограничены полномочия ад­министративных органов, включая парткомы.

Результаты реформ сказались столь быстро, что это удиви­ло весь мир. Резко возросло производство продовольствия: к 1984 г. страна вышла на уровень 400 млн. тонн зерна в год, что вполне достаточно для обеспечения ее населения (1 млрд. 300 млн.) необходимым минимумом питания. Средний жизненный стандарт крестьянства вырос в 2-3 раза. Появились слои зажиточных крестьян и горожан, работающих на рынок. Про­мышленность обратилась лицом к внутреннему рынку. Изме­нился и общий стандарт поведения людей: они стали свобод­нее, появились личные вкусы, предпочтения, изменения в одежде (исчезла униформа времен Мао), поведении, образе мышления, стремление к основам правового государства.

Но на пути реформ были и препятствия. Сопротивлялся привыкший к власти партийный аппарат. Проявились негатив­ные явления, вызванные рыночным хозяйством (злоупотреб­ления властью, коррупция, контрабанда, инфляция, социальная напряженность между бедными и богатыми, особенно в дерев­не). Однако на фоне успехов и высоких средних темпов роста (с 1979 г. темпы экономического роста составляли 12-18% в год) они признавались официально лишь досадными издержками развития. Съезды КПК полностью и безоговорочно поддержи­вали взятый Дэн Сяопином и во многом успешно осуществ­ленный благодаря его руководству курс на реформу. Идеологи­чески он был обоснован официальным признанием того, что Китай является отсталой развивающейся страной и что рано говорить о серьезном строительстве социализма. Пока Китай находится на начальном этапе строительства социализма, при­чем социализма с китайской спецификой. Считалось, что имен­но этому соответствует избранная модель развития со значи­тельным включением элементов рыночного хозяйства, существенной ролью приватизированного сектора, работающего на свободный рынок. К концу 80-х годов реформы привели стра­ну к высоким достижениям.

Но быстрые темпы экономической реформы привели к неожиданно возникшим проблемам социально-политического и идеологического характера. В 1987 г. впервые заговорили о перестройке политической системы (ввели принцип сменяе­мости и омоложения руководителей). Сохраняется сбалансиро­ванное отношение к Мао, хотя его культ впервые был признан и осужден в 1981 г. В попытке решения задач руководство стра­ны на рубеже 80-90-х годов стало пятиться назад. Реализация реформы означала крах маоистского режима. Однако коммуни­сты не могли активно поддержать процесс становления част­ного капитала. С 1989 г. они отчетливо видели пример СССР, вступившего на путь структурной перестройки и быстрыми тем­пами обретавшего состояние нестабильности. Кроме того, они ощущали, что любое послабление в социально-политической и идеологической сфере означало бы курс не только на деста­билизацию, но и быстрый развал страны. Не забывали они и об ответственности, которую каждый из причастных к власти после этого должен был бы нести.

Таким образом, авторитарный режим и командно-адми­нистративные формы контроля над страной должны были уйти с политической сцены ради экономического развития по ры­ночному пути. Необычность Китая в том, что экономический механизм к рубежу 80-90-x годов раскрутился, а коммунисти­ческие руководители, связанные со старым режимом, не хоте­ли углублять демократические преобразования. В результате возник эффект перегретого котла.

«Перегрев экономики» начал чувствоваться с середины 80-х годов. В конце 80-х годов требования демократизации и ухода руководства КПК от власти стали громче, и к ним прислуши­вались влиятельные лица в руководстве (Генсеки КПК Ху Яобан, Чжао Цзыян). Однако у Генсеков КПК не было всей власти -реальная власть продолжала оставаться в руках формально ото­шедшего от нее архитектора реформ Дэн Сяопина. Дэн долго колебался, так как понимал, что требование политических ре­форм разумно и справедливо. Но он сознавал и другое - согла­сие на радикальные политические реформы (по примеру СССР и Восточной Европы) приведет режим к краху с непредсказуе­мыми последствиями. Выбор был сделан в пользу меньшего зла. Демократическое движение студентов, выплеснувшееся летом 1989 г. на улицы и площади Пекина, было раздавлено на пло­щади Тяньаньмэнь танками. Студентов направили в вузы на идеологическое перевоспитание. Снова голову подняли комму­нистические реакционеры. Демократов упрекали в том, что они- сторонники буржуазного либерализма, что соответство­вало действительности (в начале 90-х годов этот термин стал даже идеологическим клеймом). Разгром демократического дви­жения надолго снял вопрос о проведении политических ре­форм и демократизации политической структуры.

После 1989 г. экономика продолжала развиваться, хотя и более сдержанными темпами. Утвердилось требование сохране­ния и усовершенствования «социализма с китайской специфи­кой». После крушения СССР коммунистические верхи поздра­вили друг друга с выбором 1989 г. Сегодня в КПК существуют две группировки по вопросу реализации этой концепции - ра­дикалы (сторонники скачкообразного развития) и консервато­ры (эволюционный путь). По сути дела, китайская концепция-

это общий для всего развивающегося мира путь. Подчеркива­ние своей специфики - это камуфляж для того, чтобы выиг­рать время и предотвратить социальный взрыв. Китай идет по пути буржуазного либерализма, но руководство, от которого это прежде всего и зависит, хочет, чтобы это происходило как можно медленнее и плавнее. Для ускорения темпов нужен уход поколения ветеранов войн и революций.

В 90-е годы после первых успехов политики «урегулирова­ния» (1989-1991 г.) намечены следующие направления экономи­ческой реформы: перестройка госпредприятий, внедрение акци­онерной собственности, реформа цен, приватизация жилья, создание системы социальной защищенности. Съезды КПК (1992, 1997 г.) осуществили решительный поворот к рынку, для кото­рого сняты все идеологические барьеры (утверждена задача со­здания «социалистической рыночной экономики» вместо про­тиворечивого термина «плановой товарной экономики»). В 1999 г. внесены поправки в Конституцию, признающие важную роль частного сектора в социалистической рыночной экономике КНР. 90-е годы рассматривались как возможность для прорыва. Под­черкивается расширение политики открытости внешнему миру (свободные и специализированные, приграничные открытые зоны, зоны развития и свободной торговли). В 80 - 90-е годы Китай стал одной из важнейших опор экономической структу­ры Восточной Азии и АТР, важным производителем готовой продукции для рынков индустриальных и развивающихся стран. Страна вышла на первое место в мире по производству зерно­вых, мяса, хлопка, угля, цемента, хлопчатобумажных тканей. Успешно развивается электроника, машиностроение, производ­ство электроэнергии, нефте- и химпродуктов. Ежегодно увели­чивается экспорт на 25%. Особый упор делается на развитие ин­фраструктуры. Перешагнув рубеж столетий, Китай уверенно вступил в новый этап модернизации - ВВП составил 8,3% (2000г.), среднедушевые доходы горожан- 760 долл., кресть­ян- 273. Поставлена задача к 2010 г. удвоить ВВП за счет рест­руктуризации народного хозяйства в соответствии с требовани­ями рынка и реформирования предприятий госсектора.

Во внутренней политике отвергается парламентская мно­гопартийная система и существование независимых политиче­ских партий, претендующих на роль политической оппозиции, политический плюрализм, сохраняется ведущая роль обществен­ной собственности, концепция о продолжении классовой борь­бы в некоторых сферах общества. КПК не возвращалась к решению 1987 г. о проведении политической реформы. Она вы­сказалась только за реформу аппарата управления, приспособ­ление политической системы к потребностям экономического развития. Авторитет власти высок, и не случайно, что рефор­мы проходят здесь без слишком радикальных осложнений. Со­циальная напряженность снимается с помощью идеологии. Она эволюционирует сегодня в сторону патриотизма. Поэтому ре­формам сопутствует не кризис, а стабилизация и даже процве­тание. Но логика современного экономического развития тре­бует неизбежного реформирования политической системы, развития элементов гражданского общества, все более несов­местимых с тоталитарным политическим механизмом.

В 90-е годы власть перешла к третьему поколению лиде­ров - преимущественно гражданским лицам (Цзян Цзэминь - генсек КПК и глава государства, «наследник» Дэна после его смерти в феврале 1997 г.). Сейчас у руководства КПК все праг­матики, выступающие за реформы. Разделяют их лишь вопро­сы - для кого реформы и в каком темпе? В политических пре­образованиях делается ставка на стабильность и преемственность в политике, сглаживание острых углов, идеологический конт­роль в культуре. Проблемами остается свобода слова, права че­ловека и реализация политических свобод, коррупция в выс­ших эшелонах власти и госаппарате, его сокращение, скрытая и открытая безработица (4%), нарастание социальной диффе­ренциации. С 1995 г. обострилась проблема реформы госпредп­риятий (доля убыточных в госсекторе выросла до 40-50%, в то время как на его долю приходится 40% в экономике).

В начале 80-х годов в Китае заговорили о мирной между­народной обстановке, которая потребовалась для осуществле­ния экономических реформ. В 80-90 годы Китай руководству­ется принципом: «нет ни постоянных друзей, ни постоянных врагов, а есть только постоянные интересы!» Спокойнее стали оценивать советскую внешнюю политику, демонстрировать общность с развивающимися странами, усилили критику по­литики США в мире. Главной целью объявлена борьба против любого гегемонизма, взят курс на развитие отношений с мак­симально возможным числом государств, появились утвержде­ния о том, что мировую войну можно и нужно предотвратить. С середины 80-х годов своей целью Китай провозгласил мир и развитие в многополюсном мире, выдвинул принцип деидеологизации и концепцию независимой внешней политики. С 1988 г. полностью нормализованы советско-китайские отношения, началось их уравновешивание с США, Западная Европа рас­сматривается как новый источник передовой технологии и финансов. В первой половине 90-х годов выросла активность китайской дипломатии: нормализованы отношения с Индией, Вьетнамом, Кубой, «особый характер» они носят с Японией и Южной Кореей, расширились контакты с Израилем, ЮАР. С 1991 г. Китай присоединился к Договору о нераспространении ядерного оружия. В целом успехи китайской дипломатии дали повод назвать наше столетие «веком китайской дипломатии».

В основе отношений с СССР и Россией лежат универсаль­ные принципы: уважение суверенитета и территориальной це­лостности, ненападение и невмешательство, равенство и вза­имная выгода. Завершилось урегулирование вопроса о границе, создана зона доверия с государствами Средней Азии, принята совместная декларация о стратегическом партнерстве в XXI в. (весна 1997 г.). Торговый оборот с Россией намечено увеличить к 2010 г. в 4 раза. В 1992 г. установлены дипломатические отношения с Республикой Беларусь, что послужило основой для торгово-экономического сотрудничества. В 1997 г. завершилось объедине­ние Гонконга с Китаем по формуле «одно государство - две системы», причем достигнута высокая степень взаимозависимо­сти двух экономик. В 1999 г. в состав Китая возвратился Макао (Аомынь). Сохраняется напряженность в отношениях с Тайва­нем из-за разных подходов к проблеме воссоединения.

Задания к теме:

1. Назовите годы гражданской войны в Китае после Второй мировой войны, основные политические силы. Каковы её итоги?

2. Какие варианты развития Китая существовали после окончания Гражданской войны?

3. Какую роль в развитии Китая сыграла победа Мао Дзедуна во внутриполитической борьбе? (экономическая, политическая и внешнеполитическая сферы).

4. Раскройте понятие «политика большого скачка» (когда, суть, итоги).

5. Раскройте понятие «культурная революция» (годы, суть, итоги).

6. Как изменились отношения Китая с СССР в конце 50-х годов? С чем это связано? Охарактеризуйте советско-китайские отношения в 60-80-е годы?

7. Итоги правления Мао Дзедуна в Китае (по сферам).

8. Каковы пути преодоления последствий политики М. Дзедуна?

9. Составьте тезисный план «Развитие Китая в 1990-2000-е годы».

Тема 15: «Индия во второй половине XX в.».

Первый премьер-министр Индии Джавахарлал Неру сумел сплотить страну, состоявшую из 562 полусуверенных княжеств, и определил направления развития страны на многие годы вперед. Индия строила демократическое общество, старалась сохранять политичесий нейтралитет на международной арене, и в то же время активно развивала отношения с СССР и другими странами. До обретения независимости экономика страны существовала в основном за счет аграрного сектора, но, с помощью СССР, Индия стала активно развивать промышленность. СССР также оказывал Индии военную помощь (в то время как США помогали Пакистану).

Военная помощь была очень нужна Индии. Сразу после разделения страны, начался не прекращающийся до сих пор спор с Пакистаном по поводу приграничных территорий. Периодически этот спор перерастал в полномасштабные военные действия: в 1947, 1965, 1971 и 1999 гг. Кроме Пакистана, у Индии были пограничные конфликты с Китаем (1962 г.) и Бангладеш (2001 г.). Последний конфликт с участием Индии и Пакистана привлекли внимание всего мирового сообщество, поскольку существовала реальная угроза применения ядерного оружия (Индия и Пакистан обладают ядерными зарядами и ракетами дальнего действия, способными нести ядерное оружие).

60-70 годы 20 века были очень непростыми для Индии. Помимо военных конфликтов, после некоторого экономического подъем в середине 60-х, страна переживала экономический и политический кризис. В 1975 году премьер-министр Индии Индира Ганди была вынуждена ввести в стране чрезвычаное положение, введя цензуру и де-факто взяв власть полностью в свои руки. Ее решительные действия помогли подняться индийской экономике и справиться с коррупцией, но также дали повод обвинять ее в попрании демократических основ общества. На три года Индира Ганди и возглавляемая ею Партия Национального Конгресса были отстранены от власти, но, когда новая власть вновь погрузила страну в пучину экономического развала и инфляции, Индира Ганди была снова избрана премьер-министром (в 1980 г.) и получила возможность продолжить столь важные для Индии экономические и политические реформы.

Методы, которые применяла Индира Ганди, до сих пор получают неоднозначную оценку у историков и простых людей Индии. Одним их самых противоречивых эпизодов ее правления была операция по освобождению религиозной святыни сикхизма - комплекса Золотого Храма в Амритсаре (штат Пенджаб) - от захвативших его сикхских экстремистов, которые выступали за отделение Пенджаба от Индии и создание государства сикхов. В ходе операции, проходившей под непосредственным контролем Индиры Ганди в 1984 г., были применены войска и тяжелое вооружение, включая танки. Результатом этого стали многочисленные жертвы среди мирного населения и значительный урон, нанесенный сикхской святыне. Действия Индиры Ганди вызвали протест у сикхского населения Индии и стали для нее роковыми. 31 октября 1984 года она погибла от пуль двух телохранителей-сикхов в саду своей резиденции в Дели.

К началу 21 века Индия стала одной из наиболее динамично развивающихся стран мира. Это стало возможно во многом благодаря серии кардинальных реформ, предпринятых индийским правительством в 90-х годах 20 века и направленных на развитие малого и среднего бизнеса, а также на привлечение крупных иностранных инвестиций в индийскую экономику. Реформы также коснулись системы образования, медицины и других жизненно-важных областей общественной жизни.

Сегодня Индия - страна, чья экономика по темпам роста опережает США и Евросоюз. На Индию устремляют взоры крупные компании, привлеченные не только дешевой рабочей силой (как в Китае), но и высоким уровнем подготовки кадров, особенно в сфере информационных технологий. Ученые Индии активно участвуют в международных проектах первой величины, запускают в космос спутники и готовятся к высадке на Луну. Небывалый бум переживает туристическая отрасль (Индия входит в число самых посещаемых стран мира)… Этот список успехов можно продолжать долго. Индия из отсталой страны третьего мира постепенно превращается в сверхдержаву, с которой вынуждены считаться страны «Большой Восьмерки».

Но есть еще достаточно много ложек дегтя в этой бочке меда. Рядом с возносящимися в небеса небоскребами Мумбая на километры простираются целые районы трущоб, из городов и промышленных центов текут черные реки отходов, индуисты и мусульмане постоянно что-то не могут поделить между собой, неграмотные дети и женщины таскают кирпичи за гроши на стойках тех же небоскребов… К сожалению, этот список, как и список успехов, тоже можно продолжать очень долго.

Но, каковыми бы ни были успехи и поражения Индии на пути к светлому будущему, эта страна всегда была и будет магнитом, притягивающим к себе туристов, путешественников, исследователей, искателей и просто любопытных со всего света, мечтающих соприкоснуться с ее удивительной историей.

Http://www.indostan.ru/indiya/79_1880_0.html

Loading...Loading...