Привести нормативные показатели двигательной активности единицы измерения. Глобальные рекомендации по физической активности для здоровья

У детей в значительной степени развиты регуляторные меха­низмы, направленные на поддержание необходимой суточной двигательной активности. По наблюдениям К.Смирнова и соавторов (1972), дети до­школьного возраста при искусственном ограничении двигательной актив­ности в течение некоторого времени существенно увеличивали ее в остав­шееся время суток.

Попытки установить ориентировочные нормы двигательной активности предпринимались неоднократно.

Уровень двигательной активности в школьном возрасте в значительной

мере обусловлен не возрастной потребностью в ней (кинезофилией), а организацией физического воспитания в школе, привлечением детей к организованным и само­стоятельным занятиям во внеучебное время

НИИ физиологии детей и подростков АПН СССР рекомендовал для школьников ежедневный двухчасовый объем двига­тельной активности, который мог бы компенсировать потребность в движе­нии. В пределах 2 часов может быть достигнута и достаточная физиологичес­кая нагрузка (в зависимости от содержания упражнений и величины нагрузки на удлиненных переменах, моторной плотности уроков физической культуры и дополнительных занятий во внеучебное время). Международный совет фи­зического воспитания и спорта в 1968 г. издал специальный манифест о спор­те, в котором была определена ежедневная продолжительность занятий физи­ческими упражнениями в школе. По заключению экспертов, она должна составлять от 1/6 до 1/3 общего учебного времени. Таким образом, ученые сходятся во мнении, что оптимальный объем двигательной недельной активности должен составлять 12-14 часов при достаточной физиологической нагрузке.

Нормой двигательной активности в детском возрасте признана такая величина, которая полностью удовлетворяет биологические потребности в движениях, со­ответствует возможностям растущего организма, способствует его развитию и укреплению здоровья

Достижение подобного объема двигательной активности учащимися общеобразовательных школ чаще всего является невыполнимой задачей.

В большинстве развитых стран предусматривается, как правило, 3-4 обязательных занятия физической подготовкой в неделю. В содержание за­нятий входят общеразвивающие упражнения, спортивные и подвижные иг­ры, плавание, танцевальные упражнения. Программы физического воспита­ния чрезвычайно вариативны. Учителю предоставляется право использовать разнообразные средства физического воспитания и дополнительные физи­ческие нагрузки в зависимости от индивидуального уровня физической подготовленности занимающихся. Так, в большинстве школ США кроме обязательных уроков еженедельно проводятся соревнования и три дополни­тельных занятия во внеурочное время.



Комплексная программа по физическому воспитанию, принятая в Ук­раине, помимо двух-трех обязательных уроков в неделю предусматривает дополнительные и факультативные занятия, физические упражнения в ре­жиме дня. В целом дети должны ежедневно быть заняты физическими уп­ражнениями около двух часов. Но даже при самых благоприятных услови­ях общеобразовательная школа не в состоянии обеспечить необходимый объем двигательной активности, поэтому фактическая специально органи­зованная двигательная активность ограничивается 3-4 часами в неделю у основной массы школьников, что составляет 30 % гигиенической нормы.

Дети, посещающие ДЮСШ, заняты тренировками от 8 до 24-28 часов неделю, что в несколько раз выше недельной нагруз­ки занимающихся в общеоб­разовательных школах.



Чрезмерная двигатель­ная активность обозначается термином гиперкинезия. В последнее время получила распространение ранняя спортивная специализация, вызывающая гиперкинезию. Исследования ученых пока­зали, что при гиперкинезии возникает специфический комплекс функциональных нарушений и клинических изменений. Это состояние сопровождается опасными изменениями со стороны центральной нервной систе­мы и нейрорегуляторного аппарата детей. Отмечается истощение симпатико-адреналовой системы, дефицит белка и снижение иммунитета (Бальсевич, Запорожанов, 1987; Су­харев, 1991; и др.).

Критерий оптимальной нормы двигательной активности - надежность функцио­нирования всех систем организма, способность адекватно реагировать на изменя­ющиеся условия окружающей среды. Нарушение гомеостаза и неадекватность ре­акций указывают на выход за пределы оптимальной нормы, что в итоге приводит к ухудшению здоровья

Между реакцией организма и суточной двигательной активностью име­ется определенная зависимость. Проблема нормирования двигательной активности довольно сложна, и при ее решении необходимо учитывать многие аспекты.

Гигиеническая норма двигательной активности в сутки (локомоции, тыс. шагов)

5-6 лет – 11,0-15,0

7-10 лет – 15,0-20,0

11-14 лет – 10,0-25,0 (мальчики), 17,0-23,0 (девочки)

15-17 лет – 15,0-30,0 (мальчики), 20,0-15,0 (девочки)

Основным организационно-методическим принципом осуществления физического воспитания является дифференцированное применение различных средств физической культуры с учетом возрастных и половых особенностей, состояния здоровья, степени физического развития и уровня физической подготовки. В соответствии с ними школьников делят на три медицинские группы: основную (без отклонений или с незначительными отклонениями в состоянии здоровья при достаточном физическом развитии - занимаются по учебной программе физического воспитания в полном объеме), подготовительную (имеют незначительные отклонения в состоянии здоровья или отстают по физическим развитием - занимаются по учебной программе физического воспитания с условием поступовишого усвоения навыков и умений, не допускаются к спортивным тренировкам и соревнованиям) и специальную (отклонения в состоянии здоровья постоянного или временного характера, требующие ограничения физических нагрузок, - занимаются по специальной программе).

Двигательной активностью называют сумму движений, выполняемую человеком в процессе жизнедеятельности. Двигательная активность детей и подростков условно делится на три части:

Которая проходит в процессе физического воспитания;

Что происходит в процессе обучения, общественно полезной и трудовой деятельности;

Спонтанная физическая активность в свободное время.

Указанные составляющие, дополняя друг друга, обеспечивают определенный уровень суточной двигательной активности школьников разных возрастно-половых групп.

Влияние двигательной активности на здоровье школьников. В современной начальной школе умственная деятельность относится к самым тяжелым в детей, чьи клетки коры головного мозга имеют еще относительно низкие функциональные возможности, а потому большие нагрузки могут вызвать их истощения. Обучение требует длительного хранения вынужденной рабочей позы, создает значительную нагрузку на опорно-двигательный аппарат и мышечную систему детей. Замечено, что между суточной двигательной активностью и здоровьем школьников существует тесная взаимосвязь.

Дефицит движений, или гипокинезия, вызывает многочисленные морфологические и функциональные изменения в организме. Комплекс этих изменений относится к предпатологических и патологических состояний. Ведущим механизмом гипокинезии служат нарушения режимов саморегуляции физиологических функций, снижение функциональных возможностей организма, нарушение деятельности опорно-двигательного аппарата, вегетативных функций. Ограничение количества и объемов движений, обусловленное образом жизни и особенностями профессиональной деятельности, также относят к гипокинезии.

Основные причины гипокинезии у школьников:

Ограничение двигательной активности, связанные с режимом обучения и перегруженностью учебной программы;

Отсутствие систематических и достаточных занятий физическими упражнениями;

Хронические заболевания и дефицит развития, ограничивающие двигательную активность.

Одной из причин чрезмерной двигательной активности, или гиперкинезии, ранняя спортивная специализация детей. Гиперкинезов характеризуется специфическим комплексом функциональных нарушений и изменений состояния здоровья: центральной нервной системы и нейрорегуляторных аппарата. При этом истощается симпатоадреналовой система и снижается общий неспецифический иммунитет организма. Недостаточная (гипокинезия) и чрезмерная (гиперкинезия) двигательная активность отрицательно влияют на здоровье школьника.

Формирование здоровья конкретного школьника обеспечивается привычной для него суточной двигательной активностью, включающий в себя самые разнообразные формы, методы и средства физического воспитания в определенных гигиенично рациональных соотношениях. Обычной считается такая двигательная активность, устойчиво проявляется в процессе жизнедеятельности.

Методы изучения и оценки двигательной активности. Информативным и точным методом гигиенической оценки как количественной, так и качественной активности служит для определения величин энергетических затрат. Точным, но и самым дорогим является метод непрямой калориметрии, то есть выяснение количества потребленного организмом кислорода. В гигиенической практике чаще применяется расчетный метод определения величин энергетических затрат. Для этого изучают следующие показатели:

Продолжительность (минуты, часы или в процентах относительно суток) двигательного компонента в суточном бюджете времени;

Число перемещений тела в пространстве (локомоций) за единицу времени;

Сумма движений (локомоций), выраженная в величине пройденной за сутки расстоянии (в км).

Благодаря этим показателям получается достаточно объективная и надежная информация о характере и объем двигательной активности школьника без использования дорогостоящего оборудования. Для нормирования двигательной активности широко применяют методы косвенной регистрации ЧСС, определение пульсовой "стоимости" различных видов деятельности, суммарной величины двигательной активности в сутки с помощью телеметрических систем.

Хронометраж. В гигиене физического воспитания хронометраж используют для изучения и оценки суточного ритма школьников, а не собственно двигательной активности. Методика хронометража базируется на регистрации деятельности конкретного школьника в определенный отрезок времени дня или даже в течение суток.

Шагометрия - подсчет локомоций школьника с помощью специальных приборов (шагомеров).

Все гигиенические нормативы двигательной активности школьников рассчитаны на суточный цикл жизнедеятельности (24 ч.), Но иногда для гигиенической характеристики физической активности школьников выбираются длительные интервалы наблюдения - неделю, месяц, учебная четверть. Однако этим данным можно пользоваться только для сравнительной оценки различных вариантов двигательной активности школьника.

Введение

С возрастом продолжительность физической нагрузки ребенок должен набирать двигательной активности до 4-5 часов в сутки и интенсивность её будет низкой. В силу ряда возрастных особенностей ребенок еще просто не способен на длительную работу средней и высокой интенсивности. Родители учеников начальной школы часто спрашивают: какую из спортивных секций лучше выбрать для ребенка? Если у вас не стоят цели покорять спортивные вершины, то в этом возрасте вид спорта не столь важен.

Впрочем, замечу, что продолжительность - это лишь одна из характеристик физической нагрузки как ключевого фактора. Имеет значение также вид физической нагрузки, её интенсивность и кратность в недельном цикле.

Нормы двигательной активности у детей

Двигательная активность - это такая деятельность, которая возникает в результате сокращения мышц человека и перемещения его тела/частей тела/конечностей в пространстве в результате активации обменных процессов. Проще говоря, это совокупность движений, совершенных в определенный промежуток времени.

Гипокинезия -- вынужденное уменьшение объема произвольных движений вследствие характера трудовой деятельности; малая подвижность, недостаточная двигательная активность (ДА) человека. Внедрение научно-технического прогресса в производство привело к перераспределению нагрузки с крупных мышечных групп на мелкие мышцы плеча и предплечья и явилось причиной снижения общей ДА на производстве -- профессиональной Г. Возникли профессиональные группы, выполняющие работу в малоподвижной рабочей позе. Исследования физического состояния людей «малоподвижных» профессий показало, что физическая работоспособность у них значительно снижена по сравнению с людьми, занимающимися физической культурой и спортом.

Эффективным приемом для определения объема ДА является подсчет количества шагов человека за рабочую смену и за сутки -- как в рабочие, так и в выходные дни, а также подсчет энерготрат. Работники «малоподвижных» профессий делают за рабочую смену 2008--2299 шагов, затрачивая при этом 801--879 ккал или 1,79--1,83 ккал/мин. В течение суток в рабочие дни количество шагов составляет 8023--10 193, а в выходные дни 8928--11 590 с энерготратами 2195 ккал и 2698 ккал соответственно. Эти данные свидетельствуют о том, что по объему ДА обследованные лица находятся на нижней границе «нормы», характерной для работников легкого физического труда. Недостаток ДА в рабочие дни не компенсируется в свободное от работы время, в выходные дни.

Г. является одним из факторов риска патологических изменений в организме человека: болезней сердечно-сосудистой системы, ожирения и нарушений опорно-двигательного аппарата. Среди наиболее опасных последствий малой ДА человека выделяют нарушения в сердечно-сосудистой системе. У лиц, работающих в условиях Г., отмечается увеличение частоты сердечных сокращений (ЧСС) в покое на 20 %, снижение сократительной функции сердечной мышцы и скорости ее расслабления, ухудшение регуляции сердечного ритма. Адаптация сердца к мышечным нагрузкам происходит преимущественно за счет увеличения ЧСС при сравнительно малом увеличении систолического объема крови, что расценивается как неэкономная реакция, способствующая быстрому истощению функционального резерва сердца и имеющая неблагоприятное прогностическое значение в развитии заболеваний сердечно-сосудистой системы.

От уровня физической подготовленности (ФП) человека также зависит развитие утомления. В конце рабочей смены отмечаются: увеличение латентного периода простой зрительно-моторной реакции у лиц с высоким и низким уровнем общей физической работоспособности на 7 и 19 % соответственно по сравнению с исходными величинами (до работы); снижение скорости переработки информации -- на 10 и 21 %; уменьшение выносливости мышц кисти -- на 11 и 27 %; снижение устойчивости ясного видения -- на 9 и 16 %. Отмеченные сдвиги физиологических функций на протяжении смены свидетельствуют о развивающемся утомлении организма работника, глубина и степень выраженности которого значительно больше у лиц с низким уровнем ФП.

Профессиональная Г. значительно усугубляет влияние на организм человека др. факторов трудового процесса, напр. нервно-эмоционального напряжения и монотонности. Отрицательные эмоции приобретают выраженную интенсивность и характер стресса. На фоне снижения эмоциональной устойчивости к стрессогенным факторам отрицательные эмоции оказываются труднопереносимыми для человека. Г. в сочетании с высоким уровнем нервно-эмоционального напряжения может стать причиной срыва адаптационных реакций человека. Одним из эффективных средств увеличения возможности противостоять психо-эмоциональному напряжению должно быть повышение физической активности.

Для лиц с низким уровнем ФП необходимы занятия физкультурой по 30--40 мин 4--5 раз в неделю в течение 10--12 месяцев. Для лиц со средним уровнем ФП целесообразны занятия физкультурой по 20--30 мин 3 раза в неделю в течение 8--10 месяцев. Для лиц с высоким уровнем ФП возможны занятия по 10--15 мин 1--2 раза в неделю.

В целях компенсации недостаточной ДА используются:

комплектация рабочего места эргономичной мебелью;

производственная гимнастика;

групповые занятия профилактической направленности в режиме рабочего дня (регламентированные и обеденные перерывы);

индивидуальные занятия на велотренажерах в режиме рабочего дня и в свободное от работы время;

групповые занятия восстановительно-профилактической направленности после рабочего дня и в выходные дни;

самостоятельные занятия -- бег, лыжи, плавание и др.;

ВОЗ разработала "Глобальные рекомендации по физической активности для здоровья" с общей целью предоставления лицам, формирующим политику на национальном и региональном уровнях, руководства в отношении взаимосвязей, основанных на зависимости "доза – ответная реакция", между частотой, продолжительностью, интенсивностью, типом и общим объемом физической активности, необходимой для профилактики неинфекционных заболеваний.

  • Глобальные рекомендации по физической активности для здоровья

Рекомендации, изложенные в этом документе, предназначены для трех возрастных групп: 5-17-летних; 18-64-летних; и людей в возрасте 65 лет и старше. Ниже приводится раздел с рекомендациями для каждой возрастной группы.

Возрастная группа: дети и подростки (5-17 лет)

Для детей и молодых людей этой возрастной группы физическая активность предполагает игры, состязания, занятия спортом, поездки, оздоровительные мероприятия, физкультуру или плановые упражнения в рамках семьи, школы и своего района. Для укрепления сердечно-сосудистой системы, скелетно-мышечных тканей и снижения риска неинфекционных заболеваний рекомендуется следующая практика физической активности:

  • Дети и молодые люди в возрасте 5-17 лет должны заниматься ежедневно физической активностью от умеренной до высокой интенсивности, в общей сложности, не менее 60 минут.
  • Физическая активность продолжительностью более 60 минут в день принесет дополнительную пользу для их здоровья.
  • Большая часть ежедневной физической активности должна приходиться на аэробику. Физическая активность высокой интенсивности, включая упражнения по развитию скелетно-мышечных тканей, должна проводиться, как минимум, три раза в неделю.

Возрастаная группа: взрослые люди (18-64 лет)

Для взрослых людей этой возрастной группы физическая активность предполагает оздоровительные упражнения или занятия в период досуга, подвижные виды активности (например, велосипед или пешие прогулки), профессиональную деятельность (т.е. работа), домашние дела, игры, состязания, спортивные или плановые занятия в рамках ежедневной деятельности, семьи и общества.

В целях укрепления сердечно-легочной системы, костно-мышечных тканей, снижения риска неинфекционных заболеваний и депрессии рекомендуется следующая практика физической активности:

  • Взрослые люди в возрасте 65 лет и старше должны уделять не менее 150 минут в неделю занятиям аэробикой средней интенсивности, или, не менее, 75 минут в неделю занятиям аэробикой высокой интенсивности, или аналогичной физической активности средней и высокой интенсивности.
  • Каждое занятие аэробикой должно продолжаться не менее 10 минут.
  • Для того чтобы получить дополнительные преимущества для здоровья, взрослые люди этой возрастной категории должны увеличить нагрузки своих занятий аэробикой средней интенсивности до 300 минут в неделю, или до 150 минут в неделю, если занимаются аэробикой высокой интенсивности, или аналогичное сочетание занятий аэробикой средней и высокой интенсивности.
  • Взрослые люди этой возрастной категории с проблемами суставов должны выполнять упражнения на равновесие, предотвращающие риск падений, 3 или более раз в неделю.
  • Силовым упражнениям, где задействованы основные группы мышц, следует посвящать 2 или более дней в неделю.
  • Если пожилые люди по состоянию своего здоровья не могут выполнять рекомендуемый объем физической активности, то они должны заниматься физическими упражнениями с учетом своих физических возможностей и состояния здоровья.

Возрастная группа: пожилые люди (65 лет и старше)

Для взрослых людей этой возрастной группы физическая активность предполагает оздоровительные упражнения или занятия в период досуга, подвижные виды активности (например, велосипед или пешие прогулки), профессиональной деятельности (если человек продолжает работать), домашние дела, игры, состязания, спортивные или плановые занятия в рамках ежедневной деятельности, семьи и общества.

Тот факт, что двигательная активность совершенствует физические особенности, повышает работоспособность, общеизвестен. Не менее известно, что научно-техническая революция ведет к уменьшению слаженности в работе мышечного аппарата и внутренних органов вследствие уменьшения интенсивности проприоцептивной импульсации из скелетных мышц в центральный аппарат нейрогуморальной регуляции (стволовый отдел мозга, подкорковые ядра, кору полушарий большого мозга). На уровне внутриклеточного обмена гипокинезия (недостаточная двигательная активность) приводит к снижению воспроизводства белковых структур: нарушаются процессы транскрипции и трансляции (снятие генетической программы и ее реализация в биосинтезе). При гипокинезии изменяется структура скелетных мышц и миокарда. Падает иммунологическая активность, а также устойчивость организма к перегреванию, охлаждению, недостатку кислорода.

Уже через 7-8 суток неподвижного лежания у людей наблюдаются функциональные расстройства; появляются апатия, забывчивость, невозможность сосредоточиться на серьезных занятиях, расстраивается сон; резко падает мышечная сила, нарушается координация не только в сложных, но и в простых движениях; ухудшается сократимость скелетных мышц, изменяются физико-химические свойства мышечных белков; в костной ткани уменьшается содержание кальция. Особенно пагубна гиподинамия для детей. При недостаточной двигательной активности дети не только отстают в развитии от своих сверстников, но и чаще болеют, имеют нарушения осанки и опорно-двигательной функции.


Предупреждение гипокинезии осуществляется с помощью физических упражнений.Во время мышечной работы активизируются не только сам исполнительный (нервно-мышечный) аппарат, но и по механизму моторно-висцеральных рефлексов (т. е. рефлексов с мышц на внутренние органы) работа внутренних органов, нервная и гуморальная регуляция. Поэтому снижение двигательной активности ухудшает состояние организма в целом. Страдают и нервно-мышечная система, и функции внутренних органов.


Обоснование рационального двигательного режима для детей, нормирование физических нагрузок является одной из наиболее сложных проблем. Как гипокинезия, так и противоположное по феноменологии функциональное состояние — гиперкинезия имеют свои издержки. Поэтому необходимость строгого дифференцирования величины нагрузки в зависимости от пола и возраста, а также уровня физического развития школьников вытекает из самого понятия индивидуальной адекватности нагрузки.


В большинстве экономическиразвитых стран предусматривается, как правило, не более 3-4 обязательных занятий физической подготовкой в неделю. Ее основа — общеразвивающие упражнения, спортивные и подвижные игры, плавание, танцевальные упражнения. Программы физического воспитания чрезвычайно вариативны. Учителю предоставляется право использовать разнообразные средства физического воспитания и дополнительной физической нагрузки в зависимости от индивидуального уровня физической подготовленности занимающихся. Так, в большинстве школ США помимо обязательных уроков еженедельно проводятся соревнования и трехразовые дополнительные занятия во внеурочное время.


Комплексная программа по физическому воспитанию, принятая в нашей стране, помимо двух обязательных уроков в неделю предусматривает дополнительные и факультативные занятия, физические упражнения в режиме учебного дня. В целом дети должны ежедневно быть заняты физическими упражнениями около двух часов.


Двигательная активность детей при среднесуточном числе локомоций, превышающих 30000 шагов, превосходит эволюционно приобретенную биологическую потребность в движении. В то же время количество локомоций в пределах 10000 шагов в день является недостаточным. Дефицит суточной потребности в движениях в этом случае составляет от 50 до 70 % (табл. 1).


Таблица 1


Характеристика двигательной активности школьников 11-15 лет












































Уровень двигательной активности



Число локомоций в сутки (тыс. шагов)



Отношение числа выполненных движении к естествен, биолог. потребности (%)



Суммарный объем (ч)



за неделю









Дефицит 50-70%







Умеренный





Дефицит 20-40%











Соответствие







Максимальный





Превышение на10-30%



20 и более



1000 и более



Ориентировочные возрастные нормы суточной двигательной активности, обеспечивающие нормальный уровень жизнедеятельности, совершенствование соматических, вегетативных и естественных защитных функций организма, приведенные к малоинтенсивной работе циклического характера (бег, ходьба), колеблются от 7,5 до 10 км для детей 8-10 лет, от 12 до 17 км для 11-14-летних подростков обоего пола. Суточный объем движений у девушек 15-17 лет значительно меньше, чем у юношей (табл. 2).


Таблица 2


Ориентировочные возрастные нормы суточной


двигательной активности




































Возрастная группа (лет)



Число локомоций (тыс.)



Примерный километраж



Продолжительность работы, связанной с мышечными усилиями (в час.)



















15-17 (юноши)









15-17 (девушки)









Приведенные в этой таблице данные могут служить не более чем условными ориентировочными нормами для школьников. Регламентирование физических нагрузок по объему и интенсивности должно быть строго индивидуальным.


Физические упражнения играют большую роль в формировании осанки. Осанка — это привычное положение тела в покое (стоя, сидя) и при передвижении (ходьбе, беге). Она формируется уже в раннем детстве, когда ребенок начинает самостоятельно сидеть, стоять и ходить, т. е. когда у него появляются нормальные изгибы позвоночника. Однако возможность их деформации сохраняется не только в дошкольном возрасте, но и на всем протяжении обучения в школе вследствие неправильного сидения за партой, ассимметричного ношения тяжестей, подражания неправильной осанке старших.


Правильная осанка — это нормальная поза при стоянии и сидении: плечи развернуты и находятся на одном уровне лопатки, не выступают, расположены симметрично, живот подтянут, ноги в положении стоя выпрямлены в коленях. Естественные изгибы позвоночника позволяют поддерживать нормальную позу. Физиологически правильная осанка обеспечивает оптимальное функционирование систем дыхания, кровообращения, пищеварения, опорно-двигательного аппарата. Правильная осанка облегчает координацию движений.


Для формирования правильной осанки необходимы профилактические меры, предупреждающие ее нарушение. К ним, прежде всего, относятся исключение однообразных, длительно сохраняемых поз, ношение тяжестей в одной руке, сон в мягкой постели.


При нарушении осанки меняется конфигурация изгибов позвоночника, голова опущена, плечи сведены, лопатки асимметричны, ухудшается дыхание, кровообращение, пищеварение, координация движений, да и просто внешний вид.


Позвоночный столб имеет 4 изгиба: выпуклость вперед (шейный и поясничныйлордозы) и выпуклость назад (грудной и крестцовойкифозы), которые формируются к 6-7 годам и закрепляются к 18-20 годам.


В зависимости от выраженности изгибов позвоночника различают несколько типов осанки:


· нормальная — умеренно выраженная изогнутость всех отделов позвоночника;


· выпрямленная — слабо выраженная изогнутость позвоночного столба. Спина резко выпрямлена, грудь несколько выступает вперед;


· сутуловатая — резко выраженная изогнутость позвоночного столба в грудном отделе. Заметно увеличен шейный изгиб и уменьшен поясничный. Грудная клетка при этом уплощена, плечи сведены вперед, голова опущена;


· лордотическая осанка — сильно выраженная изогнутость в поясничном отделе с уменьшением шейного изгиба. Живот выпячен или отвисает;


· кифотическая — компенсаторное усиление грудного кифоза вследствие чрезмерной изогнутости одновременно в шейном и поясничном отделах позвоночника. При этом, как правило, заметно сведение плеч вперед, выпячивание головы, локтевые и коленные суставы обычно полусогнуты.


Боковые искривления позвоночного столба влево или вправо от вертикальной линии формируютсколиотическую осанку, характеризующуюся ассиметричным положением туловища, в частности, плеч и лопаток. Сколиозы носят функциональный характер, независимо от степени выраженности. Являясь нарушением осанки, они могут влиять на кровообращение и дыхание.


Тип осанки может соответствовать профессии, врожденным дефектам или отрицательным эргономическим воздействиям (высота стула — стола при еде, письме, чтении, освещенность, вынужденная рабочая поза). Доказано, чтоосанка изменяется в процессе целенаправленного развития недоразвитых мышц, что способствует ее исправлению и предупреждению.


Физические упражнения, направленные на поддержание правильной осанки, подбираются с таким расчетом, чтобы закрепить привычное правильное положение головы, плеч, туловища, развить силу мышц туловища и шеи, верхних и нижних конечностей. Закреплению рефлекса правильной осанки способствуют упражнения с удержанием различных предметов на голове, упражнения, выполняемые на уменьшенной опоре, упражнения на координацию, статические позы. Необходимо постоянно корректировать положение тела при выполнении упражнений, создать у ребенка четкое представление о правильной осанке (в особенности, о неблагоприятных последствиях ее нарушений), стойкое ощущение неудобства при неправильной осанке. Это позволит постоянно следить за сохранением правильной позы и в положении сидя, и при ходьбе, и во время занятий физическими упражнениями.

Loading...Loading...