После смерти федора иоанновича царем стал. Фёдор Иванович, царь: биография, годы правления

Правление Федора Ивановича стало последним в династии Рюриковичей. Годы правления Федора пришлись на конец XVI в., а именно 1584-1598 гг. Современники утверждают, что венчание этого царя было самым торжественным в Русской истории, миропомазание совершали из сосуда, принадлежавшему ранее Римскому императору Августу, а потом Владимиру Мономаху.

Скипетр нового государя нес Борис Годунов, серый кардинал времени правления Федора. А последние годы царствования последнего Рюриковича оставили много загадок для потомков. Власть увеличивалась, при странных обстоятельствах погибает царевич Дмитрий Иванович в Угличе, немногим позже умирает и сам Федор Иванович. Рассмотрим, как же было время его правления.

Царь Федор Иванович

Если посмотреть на историческую мысль и до революции и после, то можно сделать вывод о том, что личность государя Федора Ивановича несколько «задвинута» и недооценена. В школьной образовательной программе мы встречаем упоминание о нем лишь вскользь. Да и собственно научная литература не особо жалует его.

Скорее всего, на восприятие Федора как царя влияние оказали источники, которые мы имеем на данный период времени. Источники, в большей степени иностранных путешественников. Они дают основные характеристики о том, что царь Федор Иванович человек «недалекий» и ограниченный. Такие выводы были сделаны иностранцами, которые в короткое время посещали Русского государство, их произведения были популярны тогда и немногим временем позже. Очень известны записки Дж. Флетчера, который видел Федора лично. Но едва ли стоит им верить так безоговорочно.

Таким образом, сведения от современников иностранцев, дают нам следующее представление о Федоре:

  1. Он был слаб умом;
  2. Царь не мог самостоятельно править государством и вместо него это делали другие люди (Бояре, Борис Годунов).

Так сложился стереотип, которому следуют некоторые историки в восприятии эпохи того времени. Однобокое восприятие той исторической действительности не дает в полно мере понять, каким человеком и царем был на самом деле Федор Иванович. Есть многие другие источники, которые дают более реальное описание сына .

Федор родился в 1557 г., получил хорошее образование. Есть сведения, что он уже с 5 лет вел переписку с отцом. Его воспитывали не как будущего государя, а как удельного князя - наследником был его старший брат Иван. Но молодой наследник умер и будущим государем стал Федор, так как был вторым по старшинству. В его правление взошла фигура Бориса Годунова. Но если посмотреть внимательнее, то Борис не был человеком, который правил за Федора Ивановича, он скорее был тем человеком, который помогал ему править.

Годы правления царя Федора Ивановича


Годы правления государя Федора Ивановича воспринимались его народом как правление помазанника Божьего, как исполнителя воли Бога на Земле. После правления своего отца Ивана IV, Федор правил иначе. Он исполнял Божью волю совершенно по-другому, никак делал это его отец. Характер Федора был мягким.

При нем отец оставил Боярский совет, который должен был помогать править молодому государю. В данный совет входили представители таких боярских родов как:

  • Захарьины-Юрьевы (Романовы);
  • Шуйские;
  • Бельские;
  • Мстиславские и др.

Понимая, что характер Федора Ивановича мягче, нежели был у его отца, бояре пытаются получить некоторые вольности, которых не было при Грозном. Главная цель - это восстановить роль Боярской Думы и родов, каковая была еще до правления Ивана IV. Но тут можно сказать, что всех здесь обыграл.

Федор был женат на Ирине Годуновой, сестре Бориса. Ирина и Борис были знакомы и с Федором и с его старшим братом Иваном еще с детства. Когда Федор стал государем, он, наверное, предвидел столкновения боярских родов в борьбе за власть. Именно поэтому он предпочел опереться на родственников своей жены. Род Годуновых-Сабуровых славился сплоченностью, внутри их семье никогда не было междоусобиц, кроме того они были прекрасными административными деятелями.

Отношения Федора и Ирины - это дружба с детства, которая потом переросла в семейные узы. Конечно, царевичи не самостоятельно выбирали себе невест, но это не отменяет того, что Федор и Ирина на самом деле питали друг к другу нежные чувства. Выбор в пользу Ирины был сделан Иваном IV, свадьба состоялась в 1580 г. Федору предлагали развестись с Ириной, сначала отец, а потом через несколько лет бояре. Супруга не могла забеременеть долго. Но Федор ответил всем отказом, через несколько лет Ирина все-таки забеременела.

Правление царя Федора Ивановича

Федор правил самостоятельно это, несомненно. Он всегда жестко пресекал попытки посягнуть на его личные и царские права, в таких решениях он был тверд. Он был истинным христианином, чтил институт брака, да и вообще все Божьи заповеди. Правление царя Федора Ивановича осуществлялось не только при помощи Годунова, но и при помощи Шуйских. Они тоже были максимально приближены к престолу.

Но здесь есть ряд отличий. Доподлинно известно, что Годуновы поддерживали Федора на протяжении всего его правления, никогда его не предавали. Шуйские же напротив, такой верностью не отличались. Они подписали рукописание, в котором просили государя развестись с супругой. Это для Федора было неприятным фактом.

Федор I Иоаннович (или Федор Блаженный) - (рожд. 31 мая 1557 г. - смерть 7 (17) января 1598 г.) - царь всея Руси и великий князь Московский (1584 г. - избран на царство Московским Земским собором). Из рода Московских великих князей, сын царя Ивана IV Васильевича Грозного и царицы Анастасии Романовны Юрьевой-Захаровой. Последний из рода Рюриковичей. 1584 - 1598 годы правления Федора Иоанновича. Был кандидатом на польский престол в 1573, 1576 и 1577 гг. Женился в 1580 г. на Ирине Федоровне Годуновой.

Ранние годы. Характеристика

Родился будущий царь в 1557 году в Урочище Собилка, Переславль-Залесский. В трехлетнем возрасте он лишился матери, его детство и отрочество пришлись на самые мрачные годы опричнины Ивана Грозного. Болезненность и черты вырождения были вообще свойственны потомству Василия III. Катырев-Ростовский писал, что Федор «благоюродив бысть от чрева матери своея», а кровавые ужасы и дикие забавы Александровской слободы, вне всякого сомнения, могли изуродовать и психику здорового ребенка.

Фактов явного помешательства и неадекватного поведения царевича никто из хроникеров и мемуаристов не приводит, хотя многие из иностранцев сообщали о его слабоумии как о чем-то общеизвестном. Шведский король Юхан даже в тронной речи сказал, что русский царь полоумен и что «русские на своем языке называют его durak». Римский посланник Поссевино назвал царя «почти идиотом», английский посол Флетчер – «простым и слабоумным», а польский посол Сапега докладывал своему монарху: «Рассудка у него мало, или, как другие говорят и как я сам заметил, вовсе нет. Когда он во время моего представления сидел на престоле во всех царских украшениях, то, смотря на скипетр и державу, все смеялся».

Возможные причины слабоумия

Может быть, царевич страдал какой-то формой аутизма, но, скорей всего, его личность попросту не получила развития – это могла быть своего рода психическая самозащита против отцовского деспотизма и кошмаров окружающей действительности. Перед глазами у Федора был пример старшего брата: активный и волевой Иван Иванович должен был принимать участие в кровавых игрищах родителя, порой осмеливался ему перечить – и мы знаем, до чего довела эта твердость характера. Безопасней было совсем отказаться от характера.

Описание внешности

Царевич был медлителен в движениях и речах, в его облике и поведении не было ничего царского. «Теперешний царь, относительно своей наружности, росту малого, приземист и толстоват, телосложения слабого и склонен к водяной, – рассказывал Флетчер. – Нос у него ястребиный, поступь нетвердая от какой-то расслабленности в членах; он тяжел и недеятелен, но постоянно улыбается, так что почти смеется».

Тщедушное тело не выдерживало тяжести парадного царского облачения; для непропорционально маленькой головы была велика шапка Мономаха. Во время коронации Федор Иоаннович был вынужден, не дождавшись конца продолжительной церемонии, снять венец и передать его первому боярину князю Мстиславскому, а золотую державу (царское «яблоко») сунул Годунову, что, разумеется, было потрясением для суеверной публики и было воспринято ею как символический отказ от реальной власти.

Царь Федор Иоаннович надевает на Бориса Годунова золотую цепь.

Религиозность

С ранних лет Федор Иоаннович находил утешение и прибежище лишь в религии. Его отличала глубокая и истовая набожность, он часами мог простаивать на церковных службах, подолгу молился, любил сам звонить в колокола и проявлял интерес лишь к духовным беседам (доказательство, что идиотом он все-же не был). Эта чрезмерная богомольность раздражала Ивана Васильевича, который обзывал юношу «пономарским сыном».

Правление Федора Иоанновича

При правлении Федора Иоанновича Москва украшалась новыми постройками. Обновился Китай-город. В 1586-1593 годах в столице была возведена из кирпича и белого камня еще мощная оборонительная линия - Белый город.

Еще запомнилось правление Федора Иоанновича, учреждением московского патриархата. После крещения Руси митрополит был главным представителем церкви в государстве. Его назначала Византийская империя, считавшаяся центром православия. Но в 1453 г. турки-мусульмане захватили Константинополь и это государство было уничтожено. С того времени в Москве не прекращались споры о необходимости создания своего патриархата.

В конце концов, это вопрос обсудили между собой Борис Годунов и царь. Кратко и ярко советник описал государю пользу от появления собственного патриархата. Им же была предложена кандидатура на новый сан. Им стал митрополит Московский Иов, который был верным сподвижником Годунова в течении многих лет.

Во времена правления Федора Блаженного удалось не без выгоды завершить Ливонскую войну (кстати, сам государь принимал участие в походе) и отвоевать все потерянное; укрепиться в Западной Сибири и на Кавказе. Было развернуто крупное строительство городов (Самара, Саратов, Царицын, Уфа, Курск, Белгород, Елец и др.) и крепостных сооружений в Астрахани, Смоленске.

Однако во времена его царствования резко изменилось к худшему положение крестьян. Около 1592 г. крестьян лишили права переходить от одного господина к другому (Юрьев день), а в 1597 г. был издан царский указ о 5-ти летнем сыске беглых крепостных. Также вышел указ, по которому было запрещено закабаленным людям выкупаться на свободу.

Реконструкция облика Федора Иоанновича (М. Герасимов).

Повседневная жизнь

Став государем и избавившись от отцовского гнета, Федор I стал жить так, как ему нравилось.

Вставал самодержец до рассвета, чтобы помолиться святым, поминавшимся в этот день. Потом посылал к царице спросить, хорошо ли почивала. Спустя какое-то время являлся к ней сам, и они с ней отправлялись стоять заутреню. Потом разговаривал с придворными, которым в особенности благоволил. К девяти пора было на обедню, продолжавшуюся не менее двух часов, а там уже подходило время обеда, после чего царь долго спал. После – если не пост – наступало время развлечений. Пробудившись далеко за полдень, государь не спеша парился в бане или тешился зрелищем кулачного боя, который в то время считался утехой несвирепой. После суетного следовало помолиться, и государь отстаивал вечерню. Затем уединялся с царицей – до неспешного ужина, за которым веселился шутовскими представлениями и медвежьими травлями.

Каждую неделю царская чета обязательно отправлялась в неутомительные паломничества по ближним монастырям. Ну а тех, кто по пути пытался подступиться с государственными делами, «самодержец» отправлял к боярам (впоследствии – к одному Годунову).

Проявление характера

Но при всем своем безволии, при всей ласковости и покладистости царь временами проявлял непреклонность, что приводило к серьезным государственным последствиям. Эти приступы упрямства проявлялись, когда кто-то пытался покуситься на частную жизнь государя, точней – на его отношения с женой, которую Федор очень любил.

Иван Грозный считал, что может на свое усмотрение устраивать матримониальную судьбу детей. Старшего сына он по своей прихоти разводил два раза, и тот был вынужден повиноваться. Но, когда Иван IV решил разлучить вроде бы безвольного Федора с Ириной, которая никак не могла дать потомства, то столкнулся с непреклонным сопротивлением – и ему пришлось отступиться. Единственный суровый поступок монарха за время правления – опала, которую он обрушил на бояр и митрополита, когда те также пытались развести царя с супругой.

Ирина Федоровна Годунова. Скульптурная реконструкция по черепу (С. Никитин).

Ирина Федоровна. Роль Годуновых

Ирина Федоровна Годунова, родная сестра Бориса, не стремилась к власти – напротив, всячески от нее пыталась отстраниться, – но при этом ей довелось сыграть важную роль в русской истории. Она была на 5 или 6 лет моложе Бориса и была ровесницей Федору. Как и брат, выросла при дворе, на попечении у дяди Дмитрия Ивановича Годунова, который во времена наибольшего фавора, в 1580 г., пристроил племянницу в невесты к младшему царевичу. Брак, впрочем, был сомнительной выгоды, потому как болезненный Федор не имел при дворе совсем никакого значения. Скорей эта женитьба сулила большие неприятности в будущем. При восшествии на престол новый царь (а им должен был стать Иван Иванович) как правило безжалостно расправлялся с ближайшими родственниками, и слабоумие вряд ли спасло бы брата – как не спасло оно столь же безобидного Владимира Старицкого.

Но судьба распорядилась так, что Ирина стала царицей – и не «теремной», то есть обреченной сидеть взаперти, а самой настоящей. Потому как Федор был непредставителен и на официальных церемониях вел себя странно или вовсе от них уклонялся, Ирина была вынуждена и заседать в Боярской думе, и принимать чужеземных послов, а в 1589 г., во время беспрецедентного события, визита константинопольского патриарха, она даже обратилась к высокому гостю с приветственной речью – такого в Москве не случалось со времен Елены Глинской и не повторится еще целый век, вплоть до правительницы Софьи Алексеевны.

В первый, «нецарский» период правления Борис Годунов держался за счет дружбы и родства с царицей, которая во всем слушалась его советов. В то время боярин вряд ли мог помышлять о том, чтобы самому занять престол, и связывал надежды на будущее с регентством при наследнике, рождения которого ждали долго и тщетно.

Дело в том, что Федор Иоаннович был хоть и немощен, но, как тогда говорили, не «бесчаден». Ирина часто бывала беременна, но дети появлялись на свет мертвыми. (Исследование останков царицы, которое было проведено в советское время, обнаружило патологию в строении таза, затруднявшую деторождение.)

1592 год - Ирина все же смогла родить живого младенца – правда, девочку. В те времена система власти не предусматривала женского самодержавия, но появилась надежда на спасение династии. Для маленькой царевны Феодосии стали немедля подбирать будущего жениха, о чем завели переговоры с самым авторитетным в Европе двором – императорским. Венского посла просили прислать в Москву какого-либо маленького принца, чтобы заранее обучить его русскому языку и обычаям. Но девочка родилась слабой и умерла, не дожив до полутора лет.

Святитель Иов, Патриарх Московский и всея Руси.

Смерть царя

В конце 1597 г. Федор Блаженный тяжело заболел. Он постепенно лишился слуха и зрения. Перед смертью он написал духовную грамоту, в которой было указано, что держава должна перейти в руки Ирины. Главными советниками трона назначались двое - патриарх Иов и шурин царя Борис Годунов.

1598 год, 7 января - в час дня государь умер, незаметно, как бы заснул. Некоторые из источников утверждают, что монарх был отравлен Борисом Годуновым, который желал сам занять престол. При исследовании скелета царя в его костях был обнаружен мышьяк.

Смертельная болезнь последнего царя из династии московских Рюриковичей вызвала переполох при дворе. Всем было не до церемоний – начиналась жестокая борьба за власть, потому царь умирал почти в одиночестве. Перед смертью его даже не постригли в схиму. Вскрытие саркофага показало, что царь всея Руси был погребен в каком-то затрапезном кафтане, с простенькой, вовсе не царской мирницей (сосудом для миро) в изголовье. Федор тщательно следил за собой: ногти, волосы и борода тщательно подстрижены. Судя по останкам, был кряжист и крепок, ростом заметно ниже отца (около 160 см), лицом на него очень был похож, тот же динарский антропологический тип.

С его смертью правящая династия Рюриковичей прекратила свое существование. В народном сознании он оставил по себе добрую память как милостивый и боголюбивый монарх.

После смерти мужа, Ирина Федоровна отказалась от предложения патриарха Иова занять престол и ушла в монастырь.

После кончины Ивана Грозного (18 марта 1584 г.) на престол взошёл его сын Фёдор (1584-1598). Новому царю было почти 27 лет. Никто и не думал, что этот до-брый, но безвольный и очень ограниченный человек станет прави-телем России. Много лет наследником престола был его старший брат Иван . Однако в ноябре 1581 г. царь, по слухам, в припад-ке гнева убил Ивана своим тяжёлым посохом. Так Фёдор стал на-следником.

Правление Федора Иоанновича

Понимая неспособность Фёдора к самостоятельному правле-нию, Иван Грозный завещал создать при нём своего рода «опекун-ский совет». Он надеялся, что опытные в государственных делах бояре-опекуны будут направлять Фёдора по правильному пути. Од-нако внутренняя логика российского самодержавия не допускала коллективного правления. Опекуны быстро перессорились между собой. Польский посол в начале правления Фёдора отмечал: «Между вельможами раздоры и схватки беспрестанные, а государь не таков, чтобы (им) препятствовать». Одновременно происходит стремительное возвышение Бори-са Годунова .

При слабом царе боярство вело борьбу за власть. Прекратить раздоры суровыми мерами удалось Борису Годуно-ву . Он стал фактическим правителем государства . Повелевая име-нем царя, Годунов действовал, как сам считал нужным. Брат жены царя, он имел чин великого боярина, был крупным землевладель-цем. Умный, властолюбивый и хитрый царедворец, Годунов стал ближайшим помощником царя.

6 января 1598 г. царь Фёдор скончался в возрасте 40 лет. С его смертью оборвалась правящая династия Рюриковичей, нахо-дившаяся у власти более семи столетий.

Смерть царевича Дмитрия

Царь Фёдор не имел детей. В Угличе в окружении «мамок и нянек» подрастал последний сын Ивана Грозного — Дми-трий, которому после смерти Фёдора дол-жна была перейти власть. Но судьба распорядилась иначе.

Царь Фёдор умер, не оставив наследни-ка. Так прервалась династия Рюрикови-чей, которая правила на Руси более 700 лет. По истечении положенного 40-дневного траура в Москве был созван Земский собор. После долгих дебатов и закулисной борьбы собор избрал нового царя. На трон взошёл Борис Годунов.

Английский посол в России в XVII в. так отзывал-ся о царе Фёдоре Иоанновиче: «Росту малого, приземист и толсто-ват, телосложения слабого; нос у него ястребиный, поступь нетвёрдая; он тяжёл и недеятелен, но всегда улыбается. Он прост и слабоумен, но весьма любезен и хорош в обращении, тих, милостив, не имеет склон-ности к войне, мало способен к делам политическим и до крайности суеверен».

    После Ивана IV Грозного русским царем в 1584 г. стал его сын, Федор Иванович, последний царь из династии Рюриковичей. Его правление стало началом периода в отечественной истории, кото­рое было принято обозначать «смутное время». Под «смутным временем» подразумеваются события, происходившие в России в период от смерти Ивана IV Грозного (1584 г.) до воцарения на престоле первого царя из династии Романовых Михаила Федоро­вича (1613 г.).

    Преемник Ивана Грозного, Федор Иванович, был слабым и бо­лезненным человеком, не способным управлять огромным Россий­ским государством. Осознавая это, перед своей смертью Иван Гроз­ный для управления страной назначил совет из пяти бояр, в который входили и представители знатных русских родов, и опричный круг. К последним принадлежал Борис Годунов, выдвинувшийся в период опричнины. На его сестре был женат Федор Иванович.

    Постепенно влияние Бориса Годунова все более усиливается. Тесно связанный с дворянством, Борис Годунов оставался врагом знати, сторонником сильной власти. В1587 г. ему удается ликви­дировать боярский совет и занять место в свите Федора Иванови­ча. Тем самым Борис Годунов становится фактическим правите­лем Российского государства.

    В1598 году умирает царь Федор Иванович, не оставив наслед­ никапрестола. Земский собор избрал царем Бориса Годунова, получившего уже и юридическую санкцию своего единоличного правления. Сторонник жесткой власти, новый царь продолжил активную политику закрепощения крестьянства. К началу его царствования в основном было закончено составление Писцовых книг, которые закрепили за помещиками работавших на их зем­лях крестьян. Была продолжена раздача земель служилым людям за счет владений, отобранных в казну у монастырей и опальных бояр.

    В 1597 году был издан указ о кабальных холопах, по которому тот, кто прослужил по вольному найму более полугода, превращался в кабального холопа и освобождался только после смерти своего господина. Тогда же увидел свет указ об установлении так называе­мых «урочных лет». «Урочные годы» - это срок, в течение которого владельцы могли возбудить иск о возвращении им беглых крепост­ных крестьян. Сначала этот срок ограничивался пятью годами, затем, по Уложению 1607 года, был введен пятнадцатилетний срок сыска. Наконец, по Соборному уложению 1649 г. «урочные годы» отменялись, и вводился бессрочный сыск беглых крестьян.

  1. Россия в период Смутного времени.

    "Смутное время", или "великая разруха Московского государства", как говорили тогда, продолжалось около де­сяти лет. Страна была разорена, в ней не осталось "закон­ного правительства".

    После смерти Ивана Грозного, причиной на­чала Смуты явился династический кризис, ибо умерший в 1584 году Иван Грозный не оставил после себя преемника. Первого сына он убил в при­ступе гнева в 1581 году, второй Федор был слабоумным, третий - Дмит­рий был младенцем. Умирая, царь создал при сыне Федоре регентский совет, где власть сосредоточил в своих руках Борис Годунов.

    В 1598 году после смерти Федора Земский собор избрал царем Бориса Годунова. Надо отметить, что он, будучи крупным государственным деятелем, осторож­ным и настойчивым политиком, добился решения ряда вопросов в инте­ресах России во внешнеполитической области, но голод, разразившийся в стране в результате неурожайных 1601-1602 годов, привел к массовой смертности в стране (только в Москве умерло 127 тысяч человек). В 1605 году Борис Годунов внезапно умер. Его смерти предшествовали восстание холопов в 1603 году, появление Лжедмитрия I в 1604 году и раскол в российском обществе в связи с этим. После смерти Годунова последовала польская интервенция и занятие Москвы, восстание в Москве против Лжедмитрия, появление второго Лжедмитрия, восстание Болотни­кова, второе польское нашествие, создание народного ополчения в Ниж­нем Новгороде под руководством земского старосты Кузьмы Минина и князя Дмитрия Пожарского и освобождение Москвы.

    В этих условиях после освобождения Москвы от поляков по стране были разосланы грамоты о созыве Земского собора для выборов нового царя. Собор собрался в январе 1613 г. Это был самый представительный собор за всю историю средневековой России, отразивший в то же время соотношение сил, сложившихся в ходе осво­бодительной войны. Вокруг будущего царя разгорелась борьба. В конечном итоге сошлись на кандидатуре 16-летнего Ми­хаила Романова, родственника первой жены Ивана Грозно­го. Это обстоятельство как бы создавало видимость продол­жения прежней династии русских князей. 21 февраля 1613 г. Земский собор избрал царем России Михаила Романова. С этого времени начинается правление в России династии Романо­вых, которое продолжалось немногим более трехсот лет, до февраля 1917 г.

    Заканчивается Смутное время избранием в феврале 1613 года на российский престол 16-летнего Михаила Федоровича Романова.

    Острые внутренние кризисы и длительные войны были порождены во многом незавершенностью процесса государственной цен­трализации, отсутствием необходимых условий для нормаль­ного развития страны. Сложный комплекс событий этого периода историками был назван "смутным" временем". В то же время это был важный этап борьбы за утверждение Российского централизованного государства.

Фёдор I Иоа́ннович , известен также по имени Феодор Блаженный , (11 мая 1557, Москва - 7 (17) января 1598, Москва) - царь всея Руси и великий князь Московский с 18 (28) марта 1584 года, третий сын Ивана IV Грозного и царицы Анастасии Романовны Захарьиной-Юрьевой, последний представитель московской ветви династии Рюриковичей. Канонизирован Православной Церковью как "святой благоверный Феодор I Иоаннович, царь Московский". Память 7 (20) января, воскресенье перед 26 августа (по ст. стилю) / 4 сентября (по нов. стилю), т.е. первое воскресенье сентября (Собор Московских святых).

  • 1 Биография
  • 2 Смерть
  • 3 Основные события во время царствования Фёдора Иоанновича
  • 4 Письменные источники о Фёдоре Иоанновиче
  • 5 Предки
  • 6 Память
    • 6.1 Православной Церкви
    • 6.2 Скульптура
    • 6.3 Захоронение
  • 7 Примечания
  • 8 Литература

Биография

По рождении сына Иван Грозный повелел построить церковь в Феодоровском монастыре города Переславль-Залесский. Этот храм в честь Феодора Стратилата стал главным собором монастыря и сохранился до настоящего времени.

19 ноября 1581 года от раны, по одной из неподтверждённых версий, нанесённой отцом, погиб наследник престола Иван. С этого времени Фёдор стал наследником царского престола.

По слову самого Ивана Грозного, Фёдор был «постник и молчальник, более для кельи, нежели для власти державной рождённый». От брака с Ириной Фёдоровной Годуновой имел одну дочь (1592), Феодосию, прожившую всего девять месяцев и скончавшуюся в том же году (по другим сведениям - скончалась в 1594 году). конце 1597 года он смертельно заболел и 7 января 1598 года в час утра скончался. На нём пресеклась московская линия династии Рюриковичей (потомство Ивана I Калиты).

Большинство историков считают, что Фёдор был не способен к государственной деятельности, по некоторым данным слабый здоровьем и умом; принимал мало участия в управлении государством, находясь под опекой сперва совета вельмож, затем своего шурина Бориса Фёдоровича Годунова, который с 1587 года фактически был соправителем государства, а после смерти Фёдора стал его преемником. Положение Бориса Годунова при царском дворе было столь значимо, что заморские дипломаты искали аудиенции именно у Бориса Годунова, его воля была законом. Фёдор царствовал, Борис управлял - это знали все и на Руси, и за границей.

Историк и философ С. М. Соловьев в «Истории России с древнейших времен» описывает обычный распорядок дня Государя так:

«Обыкновенно встает он около четырех часов утра. Когда оденется и умоется, приходит к нему отец духовный с Крестом, к которому Царь прикладывается. Затем крестовый дьяк вносит в комнату икону Святого, празднуемого в тот день, перед которой Царь молится около четверти часа. Входит опять священник со святою водой, кропит ею иконы и Царя. Возвратясь из церкви, Царь садится в большой комнате, куда являются на поклон бояре, находящиеся в особенной милости… Около девяти часов Царь едет к обедне, которая продолжается два часа. После обеда и сна едет к вечерне… Каждую неделю Царь отправляется на богомолье в какой-нибудь из ближайших монастырей».

Смерть

Царь Фёдор Иоаннович скончался 7 января 1598 года. По свидетельству Патриарха Иова, в предсмертном томлении царь беседовал с кем-то незримым для других, именуя его великим Святителем, а в час кончины его ощущалось благоухание в палатах Кремлевских. Сам Патриарх совершил таинство елеосвящения и причастил умирающего Царя Святых Христовых Таин. Феодор Иоаннович умер, не оставив потомства, и с его смертью прекратилась династия Рюриковичей на царском престоле в Москве. Погребен он был в Архангельском соборе Московского Кремля.

Основные события во время царствования Фёдора Иоанновича

Реконструкция Герасимова

Московский Земский собор в 1584 году избрал царем среднего сына Ивана Грозного - Федора Иоанновича.

В 1584 году Донские казаки давали присягу верности царю Федору Иоановичу.

В 1585-1591 годы русским зодчим Фёдором Савельевичем Конём возведены стены и башни Белого города. Протяжённость стен - 10 километров. Толщина - до 4,5 метров. Высота - от 6 до 7 метров.

В 1586 году русским пушечным литейщиком Андреем Чоховым была отлита знаменитая Царь-пушка.

1589 год - учреждение патриаршества в России, первым патриархом стал Иов, соратник Бориса Годунова.

1590-1595 годы - русско-шведская война. Возвращение России городов: Яма, Ивангорода, Копорья, Корелы.

Основатель династии Романовых, Михаил Фёдорович приходился двоюродным племянником Фёдору I (так как мать Фёдора, Анастасия Романовна, была родной сестрой деда Михаила, Никиты Романовича Захарьина); на этом родстве основывались права Романовых на престол.

Письменные источники о Фёдоре Иоанновиче

По отзыву английского дипломата Джильса Флетчера:

«Теперешний царь (по имени Феодор Иванович) относительно своей наружности: росту малого, приземист и толстоват, телосложения слабого и склонен к водяной; нос у него ястребиный, поступь нетвердая от некоторой расслабленности в членах; он тяжел и недеятелен, но всегда улыбается, так что почти смеется. Что касается до других свойств его, то он прост и слабоумен, но весьма любезен и хорош в обращении, тих, милостив, не имеет склонности к войне, мало способен к делам политическим и до крайности суеверен. Кроме того, что он молится дома, ходит он обыкновенно каждую неделю на богомолье в какой-нибудь из ближних монастырей».

Голландский купец и торговый агент в Москве Исаак Масса:

Очень добр, набожен и весьма кроток... Он был столь благочестив, что часто желал променять своё царство на монастырь, ежели бы только это было возможно.

Дьяк Иван Тимофеев даёт Фёдору такую оценку:

«Своими молитвами царь мой сохранил землю невредимой от вражеских козней. Он был по природе кроток, ко всем очень милостив и непорочен и, подобно Иову, на всех путях своих охранял себя от всякой злой вещи, более всего любя благочестие, церковное благолепие и, после священных иереев, монашеский чин и даже меньших во Христе братьев, ублажаемых в Евангелии самим Господом. Просто сказать - он всего себя предал Христу и все время своего святого и преподобного царствования; не любя крови, как инок, проводил в посте, в молитвах и мольбах с коленопреклонением - днем и ночью, всю жизнь изнуряя себя духовными подвигами… Монашество, соединенное с царством, не разделяясь, взаимно украшали друг друга; он рассуждал, что для будущей (жизни) одно имеет значение не меньше другого, нераспрягаемой колесницей, возводящей к небесам. И то и другое было видимо только одним верным, которые были привязаны к нему любовью. Извне все легко могли видеть в нем царя, внутри же подвигами иночества он оказывался монахом; видом он был венценосцем, а своими стремлениями - монах».

Исключительно важно свидетельство неофициального, иными словами, частного исторического памятника - «Пискарёвского летописца». О царе Фёдоре сказано столько доброго, сколько не досталось никому из русских правителей. Его называют «благочестивым», «милостивым», «благоверным», на страницах летописи приводится длинный список его трудов на благо Церкви. Кончина его воспринимается как настоящая катастрофа, как предвестие худших бед России: «Солнце померче и преста от течения своего, и луна не даст света своего, и звезды с небеси спадоша: за многи грехи християнския преставися последнее светило, собратель и облагодатель всея Руския земли государь царь и великий князь Федор Иванович…» Обращаясь к прежнему царствованию, летописец вещает с необыкновенной нежностью: «А царьствовал благоверный и христолюбивый царь и великий князь Феодор Иванович… тихо и праведно, и милостивно, безметежно. И все люди в покое и в любви, и в тишине, и во благоденстве пребыша в та лета. Ни в которые лета, ни при котором царе в Руской земли, кроме великого князя Ивана Даниловича Калиты, такие тишины и благоденства не бысть, что при нем, благоверном царе и великом князе Феодоре Ивановиче всеа Русии». Современник и близкий ко двору Государя князь И. М. Катырев-Ростовский сказал о Государе так:

«Благоюродив бысть от чрева матери своея и ни о чем попечения имея, токмо о душевном спасении». По его свидетельству, в Царе Феодоре «мнишество бысть с царствием сплетено без раздвоения и одно служило украшением другому».

Известный историк В. О. Ключевский так писал о святом Феодоре:

«…блаженный на престоле, один из тех нищих духом, которым подобает Царство Небесное, а не земное, которых Церковь так любила заносить в свои святцы»

В статье, посвященной прославлению в лике святых Патриархов Иова и Тихона, архимандрит Тихон (Шевкунов) отметил:

«Царь Феодор Иоаннович был удивительный, светлый человек. Это был воистину святой на троне. Он постоянно пребывал в богомыслии и молитве, был добр ко всем, жизнью для него была церковная служба, и Господь не омрачил годы его царствования нестроениями и смутой. Они начались после его смерти. Редко какого царя так любил и жалел русский народ. Его почитали за блаженного и юродивого, называли “освятованным царем”. Недаром вскоре после кончины он был занесен в святцы местночтимых московских святых. Народ видел в нем мудрость, которая исходит от чистого сердца и которой так богаты “нищие духом”. Именно таким изобразил царя Федора в своей трагедии Алексей Константинович Толстой. Но для чужого взгляда этот государь был другим. Иностранные путешественники, соглядатаи и дипломаты (такие как Пирсон, Флетчер или швед Петрей де Эрлезунда), оставившие свои записки о России, в лучшем случае называют его “тихим идиотом”. А поляк Лев Сапега утверждал, что “напрасно говорят, что у этого государя мало рассудка, я убежден, что он вовсе лишен его”».

Предки

Память

В Православной Церкви

Почитание блаженного Царя началось вскоре после его кончины: святой Патриарх Иов (†1607) составил «Повесть о честном житии царя Федора Иоанновича», уже с начала XVII века известны иконные изображения святого Феодора в нимбе. «Книге глаголемой описание о Российских святых» (1-я половина XVII века) Царь Феодор поставлен в лике Московских чудотворцев. некоторых рукописных святцах в числе Московских святых указана и его супруга, царица Ирина, во иночестве Александра (†1603). Память святого Феодора совершается в день его преставления 7 (20) января и в Неделю перед 26 августа (8 сентября) в Соборе Московских святых.

Скульптура

4 ноября 2009 года в Йошкар-Оле был открыт памятник царю Фёдору I Иоанновичу, в период царствования которого был основан город (скульптор - народный художник РФ Андрей Ковальчук).

Захоронение

Похоронен в Архангельском соборе вместе со своим отцом и братом Иваном, в правой части алтаря, за иконостасом собора.

Иван Грозный «еще при жизни приготовил себе место погребения в диаконнике Архангельского собора, превратив его в придельную церковь-капеллу. ней впоследствии нашли упокоение сам царь и два его сына Иван Иванович и Фёдор Иванович. Фрески усыпальницы - то немногое, что сохранилось от первоначальной живописи XVI в. Здесь в нижнем ярусе представлены композиции „Прощание князя с семьей“, „Аллегория Внезапной смерти“, „Отпевание“ и „Погребение“, составляющие единый цикл. Он был призван напоминать самодержцу о нелицемерном суде, о тщете мирской суеты, о непрестанном памятовании смерти, не разбирающей „есть ли нищ, или праведен, или господин, или раб“».

Примечания

  1. 1 2 3 4 5 6 Святой благоверный Феодор I Иоаннович, царь Московский, память 7 (20) января.
  2. 1 2 3 4 Дмитрий Володихин. . Журнал "Фома" (Сентябрь, 21 2009 08:11).
  3. Архимандрит Тихон (Шевкунов). Патриархи смутных времён.
  4. Захоронения Ивана Грозного и его сыновей

Литература

  • Зимин А. А. канун грозных потрясений. - М., 1986.
  • Павлов А. П. Государев двор и политическая борьба при Борисе Годунове (1584-1605). - СПб., 1992.
  • Морозова Л. Е. Два царя: Федор и Борис. - М., 2001.
  • Володихин Д. Царь Федор Иванович. - М., 2011.

Фёдор I Иоаннович Информацию О

Loading...Loading...