Что сделал митрополит иона в 1448 году. Святитель иона, митрополит московский и всея руси, чудотворец (†1461)

Митрополит Иона (1448-1461 гг.)

Будучи в положении естественного помощника великого князя московского, митрополит Иона имел многократные поводы послужить своим иерархическим авторитетом интересам его власти и возвышению Москвы. Так, св. Иона принимал деятельное участие в продолжительной борьбе московского князя Василия Васильевича из-за великого княжения с Дмитрием Юрьевичем Шемякой, который имел претензии на великокняжеский стол по древнему праву родового старшинства. В начале, правда, Шемяка, завладевший великокняжеским столом в 1446 г., своими вероломными обещаниями склонил Иону к одному действию, направленному во вред Василию Васильевичу. Иона выдал Шемяке, за своим ручательством, сыновей Василия, но тотчас же восстал против вероломного князя, как только тот злоупотребил его доверчивостью. И сам Василий Васильевич впоследствии ничего не имел против митрополита Ионы, очевидно зная, что поступок святителя был результатом просто незлобивой ошибки. С тех же пор, как в 1447 г. Василий Васильевич согнал Шемяку с великокняжеского стола, св. Иона уже не переставал всячески помогать великому князю смирить его соперника. Писал Шемяке от лица всего русского духовенства смирительную грамоту с угрозой церковного отлучения. Такие же грамоты разослал к сторонникам Шемяки: неоднократно писал новгородцам и в мятежную колонию - Вятку. Помогал митрополит Иона московскому князю насколько мог своим авторитетом и в борьбе с внешними врагами - татарами. Татарское иго над Русью почти уже совсем ослабело, но приходилось еще считаться с частыми набегами и расплачиваться с эфемерными победителями не совсем легкой «данью». Великому князю существенно необходима была для облегчения этой борьбы согласная помощь князей удельных, о чем и просил последних митрополит в специальных к ним посланиях, стараясь иногда действовать на них и через местных епископов. Еще одно церковно-правительственное деяние митр. Ионы также может быть учитываемо, как содействие возвышению авторитета Москвы. Это - торжественное причтение к лику святых митр. Алексия, нетленные мощи которого были найдены по случаю постройки церкви в Чудовом монастыре.

Государственное значение и государственный авторитет митрополита сохраняли при св. Ионе еще прежнюю свою силу. Иона при Василии Васильевиче, как и прежние митрополиты, во всех важных делах государственных был неизменным советником. К нему, как к ходатаю и поручителю, обращались все, имевшие дипломатические дела с Москвой: польский король, псковичи, Шемяка и его союзники…

Хотя митр. Иона и был в полном смысле ставленником Москвы, однако продолжал еще некоторое время быть фактическим митрополитом всея Руси. Но об утверждении своей власти над литовской половиной митрополии он должен был предварительно особо позаботиться. После бегства митрополита Исидора из России, Литовская Русь, как мы видели, могла еще снова принять его, как своего законного начальника, о чем Исидор и вел с ней переговоры как раз пред самым поставлением Ионы. Решаясь на это поставление, великий князь Василий Васильевич сносился с великим князем литовским и вместе с королем польским Казимиром (1440-1492) и только по получении от него согласия, созвал собор, рукоположивший Иону.

Однако, русские епархии литовского государства не сразу оказались под властью митроп. Ионы. Только в следующем 1449 г. митр. Иона, пользуясь состоявшимся между Казимиром и Москвой мирным договором, выхлопотал себе у повелителя Литвы право фактического управления литовско-русскими епархиями. Для увещания православного населения этих епархий - подчиниться митрополиту, поставленному на Москве, Иона писал особые послания, из которых до нас сохранилось два: 1) ко всем князьям и панам и боярам и наместникам и воеводам и всему купно литовско-галицкому людству и 2) к киевскому князю Александру Владимировичу. Согласие населения, видимо, было получено, и Казимир грамотой от 1451 г. подтвердил за Ионой право на «столец митрополичь киевский и всея Руси, как первие было по уставлению и обычаю русского христианства».

Этим актом подчинялись московскому митрополиту епархии Литвы, но оставлялись вне сферы его влияния епархии Галицкие. При тогдашнем разделении Литвы и Польши, Казимир в Польше не имел той полноты государственной власти, как в Литве, и должен был в большой степени подчиняться воле народа польского. Галичина же принадлежала к собственной Польше, как ее завоеванная часть, и там король прислушивался более уже к голосу латинского духовенства и соображался с интересами узко-национальными. Вот почему и специальные ходатайства Ионы о подчинении ему галицких епархий Казимир оставил без последствий.

Из книги Мухтасар «Сахих» (сборник хадисов) автора аль-Бухари

Глава 1448: Оказание верующими помощи друг другу. 1933 (6026, 6027). Передают со слов Абу Мусы, да будет доволен им Аллах, что (однажды) пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «По отношению друг к другу верующие подобны строению, отдельные части которого

Из книги Моя жизнь во Христе. Том 2 автора Кронштадтский Иоанн

Запись 1448 Когда мы слышим дурные отзывы о каком-нибудь человеке, то внутренне сравнивая его с собою, говорим в сердце своем: я не таков, я, в сравнении с ним, совершенство, и мечтая так о себе и осуждая внутренне других, услаждаемся своим превосходством пред другими. Это

Из книги Творения. Том 3 автора Сирин Ефрем

На слова из книги пророка Ионы: Востани и иди в Ниневию град великий, и проповеждь в нем по проповеди преждней, юже Аз глаголах тебе. И воста Иона и иде в Ниневию, якоже глагола Господь (Иона 3:2–3). Вот проповедует Иона в Ниневии, Иудей - среди беззаконников. С грозной

Из книги Русь уходящая: Рассказы митрополита автора Александрова Т Л

Митрополит Мануил (Лемешевский) и митрополит Иоанн (Снычев) Митрополит Мануил, безусловно, был подвижник, но в нем было сильно развито то, что в аскетике называется «самоцен». Это перешло и к Иоанну. Был такой случай. умер, кажется, архиепископ Гурий и начались перемещения

Из книги Очерки по истории Русской Церкви. Том 1 автора

Митрополит Иона (1448-1461 гг.) Будучи в положении естественного помощника великого князя московского, митрополит Иона имел многократные поводы послужить своим иерархическим авторитетом интересам его власти и возвышению Москвы. Так, св. Иона принимал деятельное участие в

Из книги Русские святые. Июнь–Август автора Автор неизвестен

Из книги Русские святые автора (Карцова), монахиня Таисия

Из книги Очерки по истории Русской Церкви. Том I автора Карташев Антон Владимирович

Иона, митрополит Московский и всея Руси, святитель Святитель Иона, митрополит Московский и всея Руси, родился в последней четверти XIV века в селе Одинцове близ, города Солигалича, в Костромской земле. С ранних лет мальчик стремился к иноческой жизни. В двенадцатилетнем

Из книги Пасхальная тайна: статьи по богословию автора Мейендорф Иоанн Феофилович

Святитель Иона, митрополит Московский И Всея России, Чудотворец (+ 1461) Память его празднуется 31 марта в день преставления, 27 мая в день обретения и перенесения мощей, 15 июля в день, установленный при прославлении, 5 окт. вместе с московскими святителями и всея России

Из книги Полный годичный круг кратких поучений. Том II (апрель – июнь) автора Дьяченко Григорий Михайлович

Митрополит Феодосий (1461–1464 гг.) Митрополит Феодосий занимал свою кафедру очень непродолжительное время с (1461 по 1464 г.). Одержимый благой ревностью по исправлению нравов низшего духовенства, он возбудил против себя крайнее негодование невежественного общества тем, что,

Из книги Молитвослов на русском языке автора

Митрополит Иона II (1503-1507 гг.) Результаты победы и укрепившегося через нее положения вел. кн. Елены выразились, между прочим, и в том, что именно по ее предложению в преемники скончавшемуся еще в 1501 г. митр. Иосифу I Болгариновичу был выдвинут самой Еленой кандидат совершенно

Из книги СЛОВАРЬ ИСТОРИЧЕСКИЙ О СВЯТЫХ,ПРОСЛАВЛЕННЫХ В РОССИЙСКОЙ ЦЕРКВИ автора Коллектив авторов

Русская Церковь (1448–1800) «Третий Рим». Создание Московского патриархата. На Флорентийском соборе греческий «митрополит Киевский и всея Руси» Исидор был одним из главных архитекторов унии. Подписав декрет об унии, он возвратился в Москву в 1441 г. римским кардиналом, но был

Из книги Письма (выпуски 1-8) автора Феофан Затворник

Поучение 1-е. Св. Иона, митрополит Московский (Уроки из его жизни: а) должно служить Богу, б) помогать несчастным и в) любить свое отечество) I. Св. Иона, митрополит Московский, память коего Св. Церковь совершает в настоящий день, с юных лет возлюбил уединение и труды

Из книги автора

Митрополит Иона (+1461) Митрополи?т Ио?на (1390?е, село Одноушево близ Солигалича – 31 марта 1461, Москва) – митрополит Киевский и всея Руси с 1448 по1461; святой Русской Церкви (канонизирован Макарьевским собором в 1547 году).Родился в 1390?х годах в селе Одноушево близ Солигалича в семье

Из книги автора

ИОНА, святый, митрополит Киевский и всея России чудотворец родился в Галиче; отец его, Федор Опаушев, прозывался Одноуша. Иона постригся 12-ти лет в одном Галичском монастыре, а оттуда перешел в Московский Симонов монастырь. В 1437 году Иона посвящен был во епископа

Из книги автора

1448. При каких условиях допускается перемена обители Милость Божия буди с вами! Не умею сказать, как вам лучше - жить в этом монастыре, в коем живете, или перейти. - Но думаю, что лучше не переменять места, когда искушения, о коих вы поминаете, суть обычные искушения, которые

Епископ Рязанский

Кафедра в Рязани была учреждена 26 сентября 1198 г., когда в Рязань был поставлен первый епископ Арсений с титулом Рязанский и Муромский.

1. (1198-1213 гг.). По В.Н.Татищеву Арсений рукоположен во епископа сентября 1198 г. из игуменов некоего монастыря. Летописи говорят о нем много хорошего: Энергичный, заботливый о пастве, горячий патриот и радетель земли рязанской. Епископ Арсений был инициатором строительства крепости в Переяславле Рязанском. Точной даты смерти Арсения нет, но предположительно он скончался в 1213 г.

Епископы Муромские и Рязанские

2. Епископ ЕВФРОСИН I СВЯТОГОРЕЦ (1223-1237 гг.).
3. Епископ ФИЛИПП. . Значится в Синодиках Спасского монастыря и Кафедрального собора. Сведений нет.
4. Епископ ЕВФИМИЙ. Значится в Синодиках Спасского монастыря и Кафедрального собора. Сведений нет.
5. Епископ ИОСИФ I (1284-1285 гг.). Рукоположен во епископа в 1284 г. митрополитом Максимом. Рязанскую кафедру занимал недолго.
6. Епископ ВАСИЛИЙ I СВЯТОЙ (1286-1295 гг.).

Святитель Епископ Василий Рязанский

Святитель Епископ Василий Рязанский

В 1248 - 1345 гг. сведения о муромских князьях отсутствуют.
Предание о святителе Василии сбивчиво и анахронично. С этим именем известно три епископа:
1. Первый Святитель Василий пришёл вместе с (1096 - 1123 гг.) и окрестил жителей Мурома в 1097 г.
2. Василий I СВЯТОЙ (1286-1295 гг.).
3. Василий II (1354-1360 гг.) - епископ при Муромском князе Юрии (Георгий) Ярославиче (1345 - 1354 гг.).
«По запустении града Мурома от неверных людей прибыл из Киева в Муром благоверный князь Георгий Ярославич. Сей князь обновил тамошнюю церковь Благовещения и второй храм св. страстотерпцев Бориса и Глеба и поставил в церкви их, по-прежнему, епископа, именем Василия, мужа праведна и благочестива» (Житие святителя Василия).
Возведен во епископа митрополитом Московским Алексием (1354-1378 гг.) в 1354 г., а князь Юрий Ярославич был сведён в 1354/55 г. с муромского княжения и вскоре умер в заточении.
О происхождении его, - от кого и где родился, - никаких свидетельств не сохранилось. Но сохранились в песнопениях церковных указания на то, что святитель Василий с младенческих лет был освященным, что с юношеского возраста он усовершенствовал себя и нравственно и духовно, побеждая страхом Божиим в себе греховное и насаждая в душе и сердце своем все святое.
Свт. Василий I Рязанский и Муромский, чудотворец (1286-1295 гг.) окормлял муромскую паству после разорения края Батыем (1239 г.).
Однажды бояре и народ собрались к святителю Василию вечером и видят девицу, бегущую вверх по ступеням к святителю, в руках у неё сапоги. Народ, увидев это, возопил: «О, епископе, недостойно тебе имети дев в храмине своей на ложе». Напрасно святитель Василий уверял народ: «Неповинен я делу сему блудному, еже вы речете ми». Народ приступил к самосуду над Василием. Было решено изгнать епископа.
Нашлись даже и такие, которые в неистовстве своем кричали: «За сие дело убьем его!» Тогда святитель Василий начал просить: «Отцы и братия! Дайте мне немного времени, до третьего часа дня». Народ, пораженный кротостью святителя, согласился и разошелся по домам.
Невинный праведник всю ночь молился со слезами в соборном храме Бориса и Глеба; совершил всенощную и утром - Литургию. Затем отпел молебен пред чтимой им иконой Богоматери в храме Благовещения, взял эту икону с собой и пошел к реке Оке, чтобы навсегда оставить Муром. Народ приготовил ему лодку.
Святитель Василий снял с себя мантию, разостлал ее по воде, взошел на нее с образом Богоматери и быстро поплыл по реке против течения. Мантия сделалась для него легким кораблем. Пораженные чудом, муромцы, все, от стара до мала, возопили со слезами: «О святый Владыко Василий! Прости нас, грешных рабов своих; согрешихом пред тобою, отче, святый Владыко, не забуди нас, рабов твоих». Но святитель Василий был уже далеко.
Подобному же изгнанию, судя по житию, подвергся святитель Иоанн Новгородский. Но бойкие новгородцы сумели перехватить плот, на котором он плыл вверх по реке, и святитель вернулся в Новгород.
После обедни, в 3-м часу дня, святитель Василий оставил Муром, а в 9-м часу того же дня (к вечерне) принесен был в Рязань (старую). Предание говорит, что жители Рязани пред самым прибытием святителя собрались в храм к вечернему богослужению, но диакон в облачении, вышедший начинать службу, при всех усилиях не мог произнести обычного начала. Народ смотрел на это с изумлением. Наконец диакон, как бы разрешенный от уз, связывавших его уста, невольно провозгласил: «Не могу начинать, Владыко прибыл, Владыку встречайте!» И весь собор пастырей со святыми крестами, князь с боярами и народом поспешили выйти на берег Оки в сретение богоявленному святителю и, видя его плывущим на мантии с Пречистым Образом Богоматери, с великой радостью приняли к себе.
Но недолго продолжалась радость святителя Василия и его паствы. Во время одного опустошительного набега татаро-монголов, Рязань со всеми храмами была разрушена, а святителю Василию пришлось перебираться в Переславль-Рязанский (Новая Рязань). Предание говорит, что свт. Василий и сюда приплыл по Оке и Трубежу на своей чудодейственной мантии с тем же Муромским образом Божией Матери к церкве Бориса и Глеба. Здесь основал новую епископию и церковь Бориса и Глеба с того времени стала собором.
Рязанский князь Ингварь Ингваревич (1237-1252 гг.) оставил Старую Рязань, сел в Переславле Рязанском, тем самым положив начало его возвышению как столицы княжества.
Пастырское служение святителя Василия продолжалось только десять лет. 3 июля (ст. стиль) святитель Василий скончался. Святое тело его было погребено в Борисо-Глебском соборе.

В 1354 г. Василий II был рукоположен во епископа митрополитом Московским Алексием (1354-1378 гг.), который вручил Василию II грамоту о южных границах рязанской епархии.
Источники не указывают, с какого времени Муром и Рязань входят в одну епархию. Известно только, что в конце XV века эти города управляются одними и теми же епископами.

Особое место среди святынь занимает крипта (это помещение использовалось первоначально под братскую усыпальницу). Первое, чем примечательна эта крипта, то, что в ней находится треугольной формы комната с нишей, в которой были обретены нетленные останки святых благоверных Константина, Ирины и чад их Михаила и Феодора. Второе - тем, что это место где погребен в 1129 г. первосвятитель Муромской земли святой епископ Василий (местно память его празднуется 21 июня / 4 июля), крестивший в конце XI в. в водах реки Оки муромских язычников. Мощи его находятся под спудом, а место его захоронения отмечено деревянной резной ракой с его изображением в полный рост.


Деревянная резная рака святого епископа Василия


Свт. Василий крестит муромцев в Оке: клеймо иконы св. блгв. князя Константина и чад его Михаила и Феодора в житии, 1714 г. А.И. Казанцев и его сын Петр. Фонд МИХМ

В 1687 г. при митрополите Варсонофии были выстроены палаты настоятеля - старейшее в Муроме сохранившееся каменное гражданское здание. В корпусе была устроена домовая церковь в честь св. Василия Рязанского.



Храм Василия Рязанского в Муроме

В знак почитания сего Муромо-Рязанского Святого в 1996 г. в Муроме в (где был пострижен Свт. Василий) был устроен и освящен Архиепископом Владимирским и Суздальским Евлогием храм Василия Рязанского.

Почитание и прославление

Он не был канонизирован в числе муромских святых на Соборе 1547 г., но его местное почитание скорее всего явилось следствием соборного прославления Муромских чудотворцев.
Мощи святителя Василия были обретены в Рязани у Борисоглебского собора 10 июня 1609 г. и перенесены в кафедральный Успенский (ныне Христорождественский) собор.


Христорождественский храм Рязани

Обретение и перенесение святых мощей святителя было совершено Рязанским архиепископом Феодоритом (1605-1617 гг.). Мощи были положены под спудом на левом клиросе. Тогда же были составлены тропарь и кондак святителю. С того времени имя святителя Василия упоминается во всех церквах Рязанской епархии.
Указом 1814 г. Святейший Синод разрешил праздновать память святителя Василия 21 мая, вместе с Муромскими чудотворцами. Указом Святейшего Синода 1881 г. утверждены дни празднования памяти святителя Василия: 3 июля - в день блаженной кончины (преставление) и 10 июня - в день перенесения его мощей. Местное празднование святителю Василию совершается также 21 мая по юлианскому календарю.

Святитель Василий Рязанский

Людмила Колодяжная

От монастырской братии,
сгубленной клеветою,
Василий плывет на мантии,
ставшей ему ладьею.
Прочь - от народа хмурого,
прочь - от злобных наветников,
прочь - от родного Мурома,
точно птица из клети.
Плывет по речной осоке,
по каменистым порожкам,
стоит, опершись на посох,
в луче, ниспосланном, Божьем.
Парит над речною гладью,
стоя на мантии строгой,
словно последний праведник,
Святитель, избранный Богом.

Епископы Рязанские и Муромские

7. Епископ СТЕФАН. Епископ Стефан упоминается в 1303 г. Он современник рязанского князя Михаила. Ярославича. Год смерти Стефана неизвестен.
8. Епископ МИТРОФАН.
9. Епископ САВВА. Упоминаются в 1304 г. Других сведений нет.
10. Епископ ГРИГОРИЙ.
11. Епископ ЕВФИМИЙ.
12. Епископ ФЕОДУЛ. Значится в Синодиках Спасского монастыря и Кафедрального собора. Сведений нет.
13. Епископ МИХАИЛ. Значится в Синодиках перед Кириллом. Сведений нет. Упоминается в 1334 г. Год смерти Кирилла неизвестен.
14. Епископ КИРИЛЛ II. Рукоположен во епископа митрополитом (1328-1353 гг.). Упоминается в 1334 г. Год смерти Кирилла неизвестен.
15. Епископ ИОСИФ II.
16. Епископ ГЕОРГИЙ. Упоминаются в 1340 г. Других сведений нет.17. Епископ ВАСИЛИЙ I (1354-1360 гг.). Рукоположен во епископа митрополитом Московским Алексием (1354-1378 гг.) в 1354 г., который вручил Василию II грамоту о южных границах рязанской епархии. Год смерти неизвестен.
18. Епископ АФАНАСИЙ (1360-1378 гг.). О епископе Афанасии ничего неизвестно.
19. Епископ ВАССИАН. Упоминается в 1379 г. Других сведений нет.
20. Епископ ФЕОКТИСТ I (1385-1387 гг.). Рукоположен во епископа в 1385 г. митрополитом Московским Алексием. Феоктист I принимал участие в переговорах в Рязани игумена Сергия Радонежского с великим князем Олегом Ивановичем.
21. Епископ ФЕОГНОСТ I (1387-1389 гг.). Рукоположен во епископа митрополитом Пименом (1385-1390 гг.) 15 августа 1387 г. во Владимире на Клязьме. Год смерти неизвестен.
22. Епископ ИЕРЕМИЯ ГРЕК (1389-1392 гг.). Рукоположен во епископа в Царьграде митрополитом Киприаном в 1389 г. Год смерти неизвестен.
23. Епископ ФЕОГНОСТ II (1393-1407 гг.). Рукоположен во епископа митрополитом Киприаном в 1393 г. Феогност II в числе святителей присутствует в Москве в 1394 г. при посвящении епископа Ростовского Григория. Скончался в 1408 г.
24. Епископ ЕВФРОСИН II. Упоминается в 1410 г. Других сведений нет.
25. Епископ СЕРГИЙ (АЗАКОВ) (1423-1427 гг.). Рукоположен во епископа в 1423 г. митрополитом Фотием (1410-1431). До 1423 г. Сергий был архимандритом Симонова монастыря.
26. (1431-1448 гг.).
27. Епископ ЕВФРОСИН II ЗВЕНЕЦ (1448-1462 гг.). Рукоположен во епископа в 1448 г. В 1459 г. Евфросин присутствует на Соборе, созванном митрополитом Ионой и имевшем большое значение для Русской Православной Церкви. Собор отверг предложение польского короля Казимира IV поставить на Митрополию вместо Ионы униата Григория, митрополита Литовского. Евфросин скончался в конце 1462 г.
28. Епископ ДАВИД (1462-1471 гг.). Рукоположен во епископа 1 февраля 1462 г. митрополитом Московским Феодосием (1461-1464). При митрополите Ионе Давид был казначеем Митрополичьего дома. Управлял рязанской епархией около 10 лет. Скончался в 1471 г.
29. Епископ ФЕОДОСИИ (1471-1481 гг.). Рукоположен во епископа 8 декабря 1471 г. митрополитом Московским Филиппом (1464-1473) из архимандритов Чудова монастыря. Управлял рязанской епархией до 1481 г. и по болезни отказался от кафедры. Скончался в том же году, Похоронен в Архангельском соборе рязанского кремля.
30. Епископ СИМЕОН (1481-1496 гг.).
31. Епископ ПРОТАСИЙ (1496-1516 гг.).
32. Епископ СЕРГИЙ II (1517-1521 гг.). Рукоположен во епископа из архимандритов Андроникова монастыря 12 февраля 1517 г. митрополитом Варлаамом (1511-1522 гг.). Рязанской епархией управлял около 5 лет. При епископе Сергии в 1521 г. Рязанское княжество теряет самостоятельность и присоединяется к Москве. В Рязань направляется наместник - знаменитый окольничий Хабар Симский. Последний рязанский князь Иван Иванович стоял за самостоятельность княжества, настраивая своих бояр против Москвы, и вступил в тайный сговор с крымским ханом Магмет-Гиреем. Вызванный хитростью в Москву, Иван Иванович был взят под стражу. Позднее он бежал в Литву, где следы его теряются. При нападении в 1521 г. крымских татар, Хабар Симский собрал рязанских бояр к епископу Сергию и велел поклясться на кресте в верности вел. князю Московскому. Рязанскую кафедру Сергий II возглавлял до 1521 г., но погребен не в Рязани. Точная дата смерти и мест захоронения неизвестны.
33. Епископ ИОНА II (1522-1547 гг.). Рукоположен во епископа из игуменов Юрьев Новгородского монастыря 23 марта 1522 г. митрополитом Даниилом (1522-1539 гг.). Рязанской епархией Иона II руководил почти 26 лет. Присутствовал на Соборах 1525 и 1531 гг., созываемых митрополитом Даниилом. Эти Соборы через длительные споры и полемику осудили Максима Грека.
Новый митрополит Макарий (1543-1563) в феврале 1547 г. проводит Собор, причисливший к лику святых (канонизировавший) 14 просиявших на Руси чудотворцев: 5 чтимых повсеместно и 9 местночтимых. Рязанской епархии принадлежат новые святые: князь Константин Муромский с чадами Михаилом и Федором, князь Петр и княгиня Феврония Муромские. Собору предшествовал огромный труд Макария и епископовв том числе и Ионы II, по сбору материалов и доказательств, прав на канонизацию представленных святых.
При Ионе II епископская кафедра из «владычной слободы» от Борисо-Глебского собора переводится в кремль. Старый Успенский (Христорождественский) собор становится кафедральным, а Борисо-Глебский храм - приходским. В кремле, на бывшем княжеском дворе, Иона II построил каменные палаты и церковь Усекновение главы Иоанна Предтечи. Обращался епископ Рязанский к царю Ивану Васильевичу Грозному с просьбой о помощи: «В большой и малой Мещере многие церкви от татарской войны запустели». Скончался Иона II в начале 1548 г. и похоронен в Архангельском соборе рязанского кремля.
34. Епископ МИХАИЛ II (1548-1551 гг.). Рукоположен во епископа из архимандритов Чудова монастыря 22 апреля 1548 г. митрополитом Московским и Всея Руси Макарием. Рязанской епархией управлял менее трех лет. В 1550 г. участвует в Соборах - церковном и земском, созванных царем Иваном Васильевичем Грозным. Когда Михаил был в Москве, в Рязани произошел уникальный случай, связанный с самовольным построением рязанскими священниками церквей в городе (см. в описании Вознесенской церкви). Скончался Михаил в конце 1551 г. и похоронен в Архангельском соборе рязанского кремля.
35. Епископ КАССИАН (1551-1554 гг.). Рукоположен во епископа в начале 1551 г. из иноков одного из заволжских монастырей митрополитом Макарием. В этом же году Кассиан участвует в знаменитом Стоглавом Соборе (Стоглав), поставившем задачу обновления русской церкви, очищение ее от недостатков, улучшение ее жизни во всех отношениях.
Кассиан участвует в Соборе 1553 г. по поводу ереси Башкина. Впрочем, сам Кассиан, воспитанник заволжских старцев, на еретиков смотрел не очень строго и критически относился к труду Иосифа Волоцкого «Просветитель».
Рязанскую кафедру покинул по болезни («был разбив параличом») и удалился в Кирилло-Белозерский монастырь на покой, где скончался 21 октября 1556 г.. Похоронен там же.
36. Епископ ГУРИЙ (РУЖЕЦКИЙ) (1554-1562 гг.). Рукоположен во епископа из игуменов Троице-Сергиева монастыря 17 марта 1554 г. митрополитом Макарием.
В 1555 г. по велению царя Ивана Грозного Гурий направляется в Муром. Там в 1553 г. был начат, а в 1555 г. закончен новый; каменный Благовещенский храм. Иван Грозный для храма прислал иконы, книги, колокола, церковную утварь, ризы и другие предметы. Епископ Гурий освящает новый храм и устанавливает там раку с мощами св. князя Константина и чад его Михаила и Федора. Некоторое время Гурий живет в Муроме и служит в храмах.
Год смерти епископа Гурия неизвестен, похоронен он в Архангельском соборе рязанского кремля.
37. Епископ ФИЛОФЕЙ (1563-1569 гг.). Рукоположен во епископа из архимандритов Симонова монастыря в 1563 г. по желанию царя Ивана Грозного.
Рязанской епархией управлял 6 лет. Осенью 1564 г. крымский хан Давлет-Гирей осадил Рязань. Среди горожан, мужественно оборонявшихся, находился епископ Филофей, который воодушевлял рязанцев. Оборону возглавлял боярин Алексей Басманов с сыном Федором. 5 октября хан Давлат-Гирей отступил. В начале 1565 г. в составе делегации Филофей ездил в Александровскую слободу упрашивать Ивана Грозного вернуться в столицу, которую Государь покинул с учреждением опричнины.
Филофей присутствует на Соборе 1568 г., осудившем митрополита Филиппа II (1566-1569). Митрополит неоднократно обвинял в жестокости царя Ивана Грозного и поплатился за правду. Царь сослал Филиппа II в заточение в Тверской Отрочь монастырь, где 23 декабря 1569 г. митрополит был задушен Малютой Скуратовым. Филипп II причислен к лику святых. За поддержку Филиппа II епископ Филофей лишен кафедры. Где и когда он скончался, неизвестно.
38. Епископ СЕРГИЙ III (1569-1572 гг.). Нет точной даты поставления Сергия III на рязанскую кафедру. Предполагают, что рукоположен он во епископа осенью 1569 г. Рязанской епархией управлял 3 года. Известна его миссионерская деятельность в Шацком крае. О годе и месте смерти епископа Сергия сведений нет.
39. Епископ ФЕОДОСИИ (ВЯТКО). С 1566 г. Феодосии - архимандрит Спасо-Андрониевского монастыря. В ноябре 1570 г. переведен в Троице-Сергиев монастырь и назначен духовником царя Ивана Грозного. Никаких сведений о епископском служении Феодосия в Рязани нет, но имя его находится в рязанских Синодиках.
40. Епископ ЛЕОНИД (ПРОТАСЬЕВ) (1573-1584 гг.). Рукоположен во епископа из игуменов Иосифо-Волоколамского монастыря в 1573 г. митрополитом Антонием (1572-1581). Рязанской епархией управлял свыше 10 лет. При Леониде иеромонахом Матфеем продолжалась миссионерская деятельность в Шацком крае. В 1573 г. Матфей крестил много мордвы, а в 1584 г. основал Николаевский Чернеев монастырь. Обитель основана для утверждения Православия среди неславянских народов. Леонид присутствует на Соборе 1578 г., причислившего Иосифа Волоцкого к лику святых. Присутствует на Соборе 1581 г. при постановке на кафедру нового митрополита Дионисия, (1581-1586). В 1588 г. Леонидом составлено житие Василия Блаженного и похвальное слово ему. Сведений о дате смерти и месте захоронения епископа Леонида нет.

Архиепископы Рязанские и Муромские

41. Епископ МИТРОФАН (1584-1598 гг.). Рукоположен во епископа в 1584 г. митрополитом! Дионисием. Предполагают, что Митрофан был архимандритом Троице-Сергиева монастыря. В январе 1589 г. он присутствует на Соборе при «постановке патриарха Иова (с 1586 г. - митрополит, с 26 января 1589 г. по 1605 г. - патриарх). В 1589 г. Митрофан возведен в сан архиепископа. В Рязани он начинает перестраивать обветшавший Успенский (Христорождественский) кафедральный собор. Скончался в начале 1598 г.
42. Епископ ВАРЛААМ (1598-1601 гг.). Рукоположен во архиепископа в июне 1598 г. патриархом Иовом. Рязанской епархией управлял два с половиной года. В августе 1598 г. Варлаам подписывает вместе с другими церковными иерархами и боярами Соборную грамоту об избрании на царство Бориса Годунова. Присутствует на коронации в Успенском соборе. В 1600 г. Варлаам обращается к царю Борису с просьбой о расширении рязанского архиерейского двора в Коломне. При частых, поездках в Москву этот двор был необходим. Борис Федорович исполнил просьбу Варлаама. Архиепископ Варлаам скончался 17 февраля 1601 г., но неизвестно место погребения его.
43. Епископ ИГНАТИЙ ГРЕК (1602-1605 гг.). Бывший епископ Кипрский. Назначен на рязанскую кафедру патриархом Иовом в 1602 г. Сведений о его деятельности в Рязани нет. 24 июня 1605 г. возведен Дмитрием Самозванцем в степень патриарха (лжепатриарха) без соборного избрания. В 1606 г. лжепатриарх Игнатий сведен с престола и заключен в Чудов монастырь. Скончался в 1640 г. в Вильне, куда бежал от преследования русских.
44. Епископ ФЕОДОРИТ МЕСТНОЧТИМЫЙ СВЯТОЙ (1606-1617 гг.).
45. Епископ ИОСИФ III (1617-1620 гг.). Рукоположен во архиепископа из архимандритов Псково-Печерского монастыря в 1617 г. В июне 1619 г. по указу Михаила Федоровича Иосиф III встречает в Можайске Филарета Никитича Романова, отца нового царя и будущего патриарха, который возвращается из польского плена. В этом же году Иосиф III присутствует на Соборе при возведении патриарха Никитича (1619-1633 гг.). Скончался Иосиф III в 1621 г. и похоронен в Архангельском соборе рязанского кремля.
46. Епископ АНТОНИЙ (1621-1637 гг.). Рукоположен во архиепископа в 1621 г. патриархом Филаретом. 21 апреля 1621 г. Антоний дает письменный наказ боярскому сыну Лариону Озерову, ехать в свою вотчину для наведения и поддержания порядка. «Крестьян от посторонних людей и от всяких обид беречь» - записано в наказе и далее указываются правила взимания налогов, порядок разрешения споров и прочее.тДругих сведений об архимандрите Антонии нет. Скончался он 15 февраля 1637 г. и похоронен в Архангельском соборе рязанского кремля.
47. Епископ МОИСЕЙ (1638-1651 гг.). Рукоположен во архиепископа из иноков Троице-Сергиева монастыря 10 января 1638 г. патриархом Иосифом I. Моисей часто бывает в храмах и монастырях рязанской епархии и на богомолье, и при архиерейском служении. Летом 1638 г. он был на богомолье в Николо-Радовицком и Успенском Ольговом монастырях, в феврале 1639 г. - на богомолье в Зарайске, в сентябре 1640 г. - на богомолье в Троице-Сергиевом монастыре, в сентябре 1641 г. - на богомолье в Солотчинском и Николо-Радовицком монастырях, летом 1643 г. - на богомолье в Николо-Радовицком и Богословском монастырях. Скончался Моисей 15 февраля 1651 г., погребен в Успенском соборе Троице-Сергиевой лавры.
48. Епископ МИСАИЛ МЕСТНОЧТИМЫЙ СВЯТОЙ (1651-1655 гг.).
49. ИЛАРИОН (1657-1673 гг.). Рукоположен во епископа из архимандрита нижегородского Печерского монастыря в 1657 г. патриархом Никоном (1652-1658 гг.) и впоследствии возведен в сан архиепископа. В 1669 г. с благословения патриархов Иосифа II Московского, Макария Антиохийского и Паисия Александрийского возведен в сан митрополита. В 1664, 1668, 1669 гг. он поднес царю Алексею Михайловичу на жалованье ратным людям 4100 рублей. В Рязани Иларион передал в кафедральный Успенский (Христорождественский) собор золотые, отделанные драгоценными камнями, священные сосуды, изготовленные по его заказу. При митрополите Иларионе на архиерейском дворе велось каменное строительство. Вместе с другими церковными иерархами подписал Соборное постановление о низложении патриарха Никона. 28 мая 1673 г. по указу царя Алексея Михайловича митрополит Иларион был отпущен на покой в монастыри Макария чудотворца Желтоводского, что в нижегородской епархии. 4 июня по дороге к обители он скончался. Похоронен в Архангельском соборе рязанского кремля.
50. ИОСИФ IV (1674-1681 гг.).
51. (1681-1686 гг.). До Рязани был архиепископом Суздальским и Юрьевским. В 1681 г. переведен архиепископом Рязанским и впоследствии возведен в сан митрополита. В 1682 г. по указу царя и благословению патриарха в Рязани начинаются подготовительные работы к возведению нового кафедрального Успенского собора. Митрополит Павел возглавил начатое дело. В этом же году из Рязанской епархии были образованы еще две: Тамбовская и Воронежская. Рязанская домовая казна выделила в новые епархии священные одежды, священные сосуды, книги и деньги. В 1683 г. Павел направляет в Богословский и Солотчинский монастыри грамоты, содержащие указания по церковному богослужению, о святых Таинствах и прочее. Скончался митрополит Павел 4 сентября 1686 г. и похоронен в Архангельском соборе рязанского кремля.
52. АВРААМИЙ (1687-1700 гг.). Рукоположен во епископа Андроникова московского монастыря 9 января 1687 г. патриархом Иоакимом. Затем возведен в сан митрополита Рязанского. В 1689 г. Авраамий заключает подряд на изготовление иконостаса в новый Успенский собор. За работу мастерам во главе с Сергеем Христофоровым заплачено 850 рублей выдано 100 четвертей муки ржаной и 30 - пшеничной. Cлучилась беда. Почти возведенный собор рухнул в апреле 1692 г. В 1693 г. Авраамий заключает подряд на постройку «нового» Успенского собора с известным зодчим Яковом Григорьевичем Бухвостовым. В 1700 г. Авраамий удалился на покой по старости Знаменский московский монастырь, где в 1708 г. скончался.
53. СТЕФАН (ЯВОРСКИЙ) (1700-1722 гг.).

Епископы и архиепископы

54. СИЛЬВЕСТР (ВОЛЫНСКИЙ) (1723-1725).
55. ГАВРИИЛ (БУЖИНСКИЙ) (1726-1731).
56. ЛАВРЕНТИЙ (ГОРКА) (1731-1733).
57. АЛЕКСИЙ (ТИТОВ) (1733-1750).
58. ДИМИТРИЙ (СЕЧЕНОВ) (1752-1757).
59. ПАЛЛАДИЙ (ЮРЬЕВ) (1758-1778).

В 1764 г. Была образована Владимиро-Муромская епархия , существовавшая параллельно с Суздальской.
1. Павел (Гребневский) (6 июля 1763 - 9 августа 1770 г.);
2. (Формаковский) (25 декабря 1770 - 3 августа 1783);
3. Виктор (Онисимов) (22 сентября 1783 - 6 мая 1788).

В 1788 г. была образована Суздальско-Владимирская епархия .
В 1799 г. была образована Владимиро-Суздальская епархия .

По ходатайству архиепископа Антония (Павлинского) Муромская кафедра была вновь учреждена 23 января 1868 г. как викариатство Владимирской епархии и просуществовала до 1937 г. Викарные епископы Муромские - своего рода заместители и помощники владимиро-суздальских архиереев.
Кафедральный храм -

У каждого христианина есть свой святой покровитель. По традиции и для каждого русского города выбирался небесный покровитель - тот, кто будет молиться за его жителей пред Богом. Один из покровителей столицы - святитель Иона, чьи мощи покоятся в Успенском Соборе Московского Кремля.

Родился будущий московский митрополит не в Москве, а в Галиче (бывшая Костромская губерния). В двенадцать лет принял монашеский постриг в одном из монастырей недалеко от дома, а потом перешел в московский Симонов монастырь. Так что москвичом Иона стал уже будучи монахом.

На новом месте не обошлось без приключений. Иона был послушным и трудолюбивым иноком и нередко работал из последних сил. Однажды он так устал, что заснул в монастырской пекарне прямо за работой. И надо же было так случиться, что именно в это время в обитель приехал московский митрополит Фотий.

Пропустить приезд митрополита - дело серьезное. Что было делать с уснувшим Ионой - наказать за сон или похвалить за трудолюбие? Иона спал так крепко, что не проснулся даже когда митрополит зашел в пекарню. А Фотий, взглянув на спящего монаха, заметил, что его правая рука была согнута так, будто он ею благословлял. Епископ прозрел в этом знак свыше и велел не будить Иону, благословил его и предсказал, что молодой монах станет святителем и многих наставит на путь спасения.

Затем Иона на время покинул Москву - он был поставлен епископом Рязани и Мурома, где обратил в христианство многих неверных. Но это было только начало славного пути.

Был ли восьмой Вселенский собор?

Вселенских соборов было семь. С 1054 г. христианская Церковь перестала быть единой и содержала в себе две ветви - Восточную и Западную. Поскольку существовало разделение, проводить вселенский - т.е. общий для всех христиан - собор было невозможно. Проводились только соборы поместные.

В XV веке была попытка созвать восьмой Вселенский собор. В этот исторический период Западная Церковь во главе с Папой занимала достаточно прочное положение, а вот на Востоке все было далеко не спокойно. Византийскую империю осаждали войска Османской империи. Турки захватили почти все византийские земли, так что империя едва выходила за пределы своей столицы - Константинополя.

Греки прекрасно понимали, что после завоевания Константинополя магометане не потерпят на своей земле неверных, и первыми, кого постигнет кара, будут православные христиане.

Положение Византии было катастрофическим, но неожиданно военную помощь предложил Папа римский. Правда, с условием, что восточные христиане заключат с западными союз - унию. Церковь вновь станет единой, во главе ее будет стоять Папа, а объединенные войска прогонят мусульман. Восточные и западные христиане решили созвать вселенский собор - принять решение возможно или нет объединение Церквей...

Сначала собор проходил в Ферраре, потом переместился во Флоренцию. Камнем преткновения было латинское учение о том, что Святой Дух исходит и от Отца, и от Сына (filioque). Как ни бились римские кардиналы, как ни состязались с представителями Православной Церкви в красноречии, им не удалось убедить восточных христиан принять эту идею. Самым непреклонным со стороны греков был митрополит Ефесский Марк. В конце концов все споры свелись к противостоянию Восточного епископа Марка и представителя Западной Церкви доминиканца Иоанна. Их долгие споры утомляли заседавших, так что Марку запретили появляться на заседаниях собора, а грекам поставили ультиматум: или они принимают учение латинян, или пусть возвращаются в осажденную Византию.

Существовал еще один довод за прекращение затянувшегося собора: расходы по содержанию его участников целиком взяла на себя Католическая Церковь, но долго так продолжаться не могло, и в один прекрасный день западные христиане заявили, что попросту перестанут выделять деньги на пропитание.

Наконец многие клирики со стороны греков подписались под договором унии. Категорически отказался от этого Марк Ефесский. Договор был составлен на греческом и латинском языках, однако к желаемому результату не привел. На первой же литургии греки отказались причащаться по обрядам латинян, а латиняне - по правилам греков. Мало того, после возвращения в Византию многие клирики объявили себя виновными в том, что подписали договор, и немало из них отказались от сана.

Собор был признан несостоявшимся. Военная помощь грекам предоставлена не была, и через несколько лет, в 1453 году, Византийская империя пала.

Как московская Церковь стала независимой

Описанные события имеют непосредственное отношение к истории Русской Церкви и к митрополиту Ионе. Со времен Крещения Русская Церковь была подчинена Греческой. Московский митрополит мог быть назначен только с ведома Византии, и, как правило, сначала на эту должность назначались греки. Постепенно на эту должность стали назначать и русских, но для поставления они все равно отправлялись в Константинополь.

Когда умер московский митрополит Герасим, великий князь Василий (Темный) с согласия других князей, русского духовенства и народа отправил Иону в Константинополь для поставления. Однако в столице Византии выяснилось, что митрополитом уже был назначен болгарин Исидор, а Ионе московскую кафедру обещали отдать после его смерти.

Осведомленный о положении Византии, князь Василий возлагал на Исидора большие надежды. Московский князь продолжал дело своих предков по укреплению власти и авторитета московских князей и собиранию земель вокруг Москвы. С точки зрения политики Русская земля была независима, а вот по церковной линии она подчинялась Византии. Православие играло важнейшую роль и в жизни народа, и в политике, и влияние греков в определенной мере ограничивало действия московского князя на международной арене. Неудивительно, что Василий хотел, чтобы Русская Церковь стала независимой.

Митрополит Исидор был участником флорентийского Собора и поддерживал идею унии. По пути в Италию он даже заходил не в православные храмы, а в католические костелы, демонстрируя расположение к римскому Папе.

Окончательно симпатии Исидора стали понятны, когда после собора, в 1441 году, он вернулся в Москву. На литургии в Успенском соборе Московского Кремля он произнес имя Папы, а не Патриарха. А после он прочел грамоту, в которой говорилось, что митрополит Исидор ныне является кардиналом и легатом от ребра Апостольского для всех северных стран. А князь московский - всего лишь помощником митрополиту Исидору. Ни слова о независимости Русской Церкви в грамоте сказано не было.

Князь Василий не мог этого потерпеть. Он стал обличать папского приспешника, назвал его лжепастырем и еретиком и велел заточить в Чудов монастырь. Исидор бежал из Москвы, а князь Василий собрал духовенство для рассмотрения Флорентийской грамоты.

Постановления этого собора были признаны еретическими, в Москве говорили о том, что в Византии отступили от истинной веры по дьявольскому научению. Сам собой напрашивался вывод: разве могут отошедшие от истинного православия византийцы назначать московского митрополита?

Князь Василий написал Константинопольскому Патриарху письмо. Он дипломатично не стал говорить грекам о том, что у него возникли сомнения по поводу чистоты их веры, зато сделал акцент на том, что Византия расположена далеко от Москвы, ездить в Константинополь для поставления митрополиту неудобно, да и саму Византию раздирают войны и мятежи. Одним словом, разумнее всего разрешить назначение московского митрополита без ведома Константинополя. Ответа из Византии не пришло, а в 1448 году Иона стал митрополитом. Нашлись те, кто посчитал его поставление незаконным, но их князь Василий велел заточить. Заметим однако, что Патриарх Константинопольский Григорий Мелиссина благословил назначение Ионы.

С тех пор московские митрополиты ставились в Москве без участия патриарха, кандидатов же выбирал князь. Так Московская Церковь обрела независимость - стала автокефальной. И первым из назначенных на московскую кафедру митрополитов стал Иона.

Митрополит Московский

Святитель Иона занимал митрополичью кафедру до 1464 года.

По преданию, он был чудотворцем: умел предсказывать будущее и исцелять. В его житии рассказывается такой случай.

У одного боярина болели зубы. Как-то после литургии митрополит Иона подозвал его к себе, дал просфору и сильно ударил боярина по щеке. "Ты выбил мне последние зубы!" - вскричал боярин и тотчас почувствовал, что зубная боль прошла. Радуясь о чуде, боярин прославлял Бога и благодарил Иону.

Когда в 1451 году татарские войска осадили Москву, митрополит со всем клиром бесстрашно ходил по стенам Кремля, молясь Богу о городе и его жителях. Во время одного из таких молебствий он обратился к старцу Антонию, иноку Чудова монастыря, чтобы он помолился об избавлении Москвы. Тогда Антоний предсказал, что татары уйдут, и только одного человека сразит стрела врагов - самого старца. Едва монах сказал это, как пущенная татарами стрела пронзила его. Митрополит Иона со служителями с честью похоронили старца, а вскоре в рядах татар произошло смятение, и они ушли.

Митрополит Иона стремился жить угодной Богу жизнью и, уже состарившись, просил у Него болезни ради спасения души. Бог внял молитвам: у митрополита открылась язва ноги, и святитель вскоре скончался. Даже очень ослабев, он продолжал посещать церковь и возносить хвалу Богу.

Чудеса совершались святителем и после его смерти. Когда в 1812 году французы вошли в Москву, они не тронули его серебряную раку и подсвечник при ней, потому что им явился митрополит Иона с поднятой, как бы грозящей рукой.

Имя святителя Ионы пытались использовать в своих интересах старообрядцы. В 1765 году у них возникла фантастическая идея посвятить епископа рукою мощей митрополита Ионы. При этом молитвы "за него" должен был читать ныне живущий священник. В жизнь этот замысел воплощен не был.

Святитель Иона, митрополит Московский и всея России чудотворец, родился в городе Галиче в благочестивой христианской семье. Отца будущего Святителя звали Феодором. В двенадцатилетнем возрасте юноша принял постриг в одном из галичских монастырей, откуда перешел в московский Симонов монастырь, где много лет исполнял различные послушания. Однажды (память 27 мая и 2 июля), посетил Симонов монастырь и, после молебна, преподав благословение архимандриту и братии, пожелал благословить иноков, исполнявших послушание на монастырских работах. Когда он пришел в пекарню, то увидел уснувшего от многих трудов инока Иону, правая рука утомленного инока была согнута в благословляющем жесте. Святитель Фотий просил не будить его, благословил спящего инока и пророчески предсказал присутствовавшим, что этот монах будет великим святителем Русской Церкви и многих наставит на путь спасения.

Предсказание Святителя исполнилось. Через несколько лет святитель Иона был поставлен епископом Рязани и Мурома.

В 1431 году скончался святитель Фотий. Через пять лет после его смерти за добродетельную и святую жизнь митрополитом Всероссийским был избран святитель Иона. Когда новоизбранный митрополит отправился к Патриарху Иосифу II (1416-1439) в Константинополь, чтобы принять поставление на митрополию, то оказалось, что незадолго до того зломудренный Исидор, по происхождению болгарин, уже был посвящен на русскую митрополию. Недолго пробыв в Киеве и Москве, Исидор отправился на Флорентийский собор (1438), где принял унию. Собор русских архиереев и духовенства низложил митрополита Исидора, и тот вынужден был тайно бежать в Рим (где умер в 1462 году). На Всероссийскую митрополию единодушно был избран святитель Иона. Посвящение его по благословению Константинопольского Патриарха Григория III (1445-1450) впервые совершено русскими архиереями в Москве. 15 декабря 1448 года святитель Иона вступил на Митрополию и с архипастырской ревностью стал утверждать благочестие среди пасомых, словом и делом укрепляя православную веру в стране. И при своем высоком сане он по-прежнему не оставлял личных монашеских подвигов. За труды на благо Церкви Христовой святитель Иона удостоился от Бога благодатного дара чудотворений и прозорливости. В 1451 году татары неожиданно подступили к Москве, сожгли окрестности и готовились к нападению на город. Митрополит Иона с клиром совершал крестный ход по стенам города, со слезами моля Бога о спасении града и людей. Увидев престарелого монаха Антония, инока Чудова монастыря, который отличался добродетельной жизнью, святитель Иона сказал: "Сын и брат мой Антоний! Помолись милостивому Богу и Пречистой Богородице об избавлении города и всех православных христиан". Смиренный Антоний ответил: "Великий святитель! Благодарим Бога и Пречистую Его Матерь: услышала Она молитвы твои и умолила Сына Своего, город и все православные христиане будут спасены по твоим молитвам. Враги скоро будут побеждены. Только мне одному суждено от Господа быть убитому врагами". Едва старец сказал это, как вражеская стрела пронзила его.

Предсказание старца Антония сбылось: 2 июля, в праздник , в рядах татар произошло смятение, и они в неведомом страхе и ужасе обратились в бегство. Святитель Иона вскоре построил на своем дворе храм в честь положения Ризы Пресвятой Богородицы в память избавления Москвы от врагов.

Блаженная кончина святителя Ионы последовала в 1461 году. При гробе Святителя стали совершаться многочисленные исцеления.

В 1472 году мощи святого митрополита Ионы были обретены нетленными и положены в Успенском соборе Кремля (празднование совершается 27 мая). Собор Русской Церкви 1547 года установил праздновать святителю Ионе, митрополиту Московскому, особую память. В 1596 году Патриарх Иов установил празднование святителю Ионе в , 5 октября.

Loading...Loading...