Основные компоненты психологической готовности к школе. Основные компоненты психологической готовности ребенка к школе

Ребенок, поступающий в школу, должен быть зрелым в физиологическом и социальном отношении, он должен достичь определенного уровня умственного и эмоционально-волевого развития. Учебная деятельность требует определенного запаса знаний об окружающем мире, сформированности элементарных понятий. Ребенок должен владеть мыслительными операциями, уметь обобщать и дифференцировать предметы и явления окружающего мира, уметь планировать свою деятельность и осуществлять самоконтроль. Важны положительное отношение к учению, способность к саморегуляции поведения и проявление волевых усилий для выполнения поставленных задач. Не менее важны и навыки речевого общения, развитая мелкая моторика руки и зрительно-двигательная координация. Поэтому понятие «готовность ребенка к школе» - комплексное, многогранное и охватывает все сферы жизни ребенка .
Центральными компонентами психологической готовности ребенка к школе являются:
- новая внутренняя позиция школьника, проявляющаяся в стремлении к общественно значимой и общественно оцениваемой деятельности;
- в познавательной сфере знаково-символическая функция сознания и способность к замещению, произвольность психических процессов, дифференцированное восприятие, умение обобщать, анализировать, сравнивать познавательные интересы;
- в личностной сфере произвольность поведения, соподчинение мотивов и волевые качества;
- в сфере деятельности и общения: умение принимать условную ситуацию, учиться у взрослого, регулировать свою деятельность .
Рассмотрим каждый из них.
Становление внутренней позиции школьника проходит в два этапа. На первом появляется положительное отношение к школе, но ориентация на содержательные моменты школьно-учебной деятельности отсутствует. Ребенок выделяет лишь внешнюю, формальную сторону, он хочет пойти в школу, но при этом сохранить дошкольный образ жизни. А на следующем этапе возникает ориентация на социальные, хотя и не собственно учебные аспекты деятельности. Полностью сформированная позиция школьника включает сочетание ориентации и на социальные, и на собственно учебные моменты школьной жизни, хотя такого уровня достигают лишь немногие дети к 7 годам.
Таким образом, внутренняя позиция школьника - это субъективное отражение объективной системы отношений ребенка с миром взрослых. Эти отношения характеризуют социальную ситуацию развития с ее внешней стороны. Внутренняя позиция представляет собой центральное психологическое новообразование кризиса 7 лет
Следующий важный компонент готовности связан с развитием познавательной сферы ребенка. Знания сами по себе не выступают показателями готовности к обучению в школе. Значительно более важным является уровень развития познавательных процессов и познавательного отношения к окружающему, способность ребенка к замещению, в частности к наглядно-пространственному моделированию (Л.А. Венгер). Умение использовать образные заместители перестраивает психические процессы дошкольника, позволяя ему в умственном плане строить представления о предметах, явлениях и применять их при решении разнообразных умственных задач. К концу дошкольного возраста у ребенка должны быть сформированы элементы произвольной памяти и умение наблюдать, умение произвольно воображать и управлять собственной речевой деятельностью.
В личностной сфере для школьного обучения наиболее значимы произвольность поведения, соподчинение мотивов, сформированность элементов волевого действия и волевых качеств. Произвольность поведения проявляется в разных областях, в частности в умении выполнять указания взрослого и действовать по правилам школьной жизни (например, следить за своим поведением на уроке и перемене, не шуметь, не отвлекаться, не мешать другим и пр.). За выполнением правил и их осознанием лежит система отношений между ребенком и взрослым. Произвольность поведения как раз и связана с превращением правил поведения во внутреннюю психологическую инстанцию (А.Н.Леонтьев), когда они выполняются без контроля взрослого. Кроме того, ребенок должен уметь ставить и достигать цель, преодолевая некоторые препятствия, проявляя дисциплинированность, организованность, инициативность, решительность, настойчивость, самостоятельность.
В сфере деятельности и общения к главным составляющим готовности к школьному обучению относятся формирование предпосылок учебной деятельности, когда ребенок принимает учебную задачу, понимает ее условность и условность правил, по которым она решается; регулирует собственную деятельность на основе самоконтроля и самооценки; осознает способы выполнения задания и проявляет умение учиться у взрослого .
Итак, готовность детей к школе может определяться по таким параметрам, как планирование, контроль, мотивация, уровень развития интеллекта.
1. Планирование - умение организовать свою деятельность в соответствии с ее целью:
низкий уровень - действия ребенка не соответствуют цели;
средний уровень - действия ребенка частично соответствуют содержанию цели;
высокий уровень - действия ребенка полностью соответствуют содержанию цели.
2. Контроль - умение сопоставить результаты своих действий с поставленной целью:
низкий уровень - полное несоответствие результатов усилий ребенка поставленной цели (сам ребенок этого несоответствия не видит);
средний уровень - частичное соответствие результатов усилий ребенка поставленной цели (самостоятельно ребенок не может увидеть это неполное несоответствие);
высокий уровень - соответствие результатов усилий ребенка поставленной цели, ребенок может самостоятельно сопоставить все полученные им результаты с поставленной целью.
3. Мотивация учения - стремление находить скрытые свойства предметов, закономерности в свойствах окружающего мира и использовать их:
низкий уровень - ребенок ориентируется только на те свойства предметов, которые непосредственно доступны органам чувств;
средний уровень - ребенок стремится ориентироваться на некоторые обобщенные свойства окружающего мира - находить и использовать эти обобщения;
высокий уровень - явно выражено стремление находить скрытые от непосредственного восприятия свойства окружающего мира, их закономерности; присутствует желание использовать эти знания в своих действиях.
4. Уровень развития интеллекта:
низкий - неумение слушать другого человека, выполнять логические операции анализа, сравнения, обобщения, абстракции и конкретизации в форме словесных понятий;
ниже среднего - неумение слушать другого человека, ошибки в выполнении всех логических операций в форме словесных понятий;
средний - неумение слушать другого человека, простые логические операции (сравнение, обобщение в форме словесных понятий) выполняются без ошибок, в выполнении более сложных логических операций - абстракция, конкретизация, анализ, синтез - допускаются ошибки;
высокий - возможны некоторые ошибки в понимании другого человека и в выполнении всех логических операций, но эти ошибки ребенок может исправить сам без помощи взрослого;
очень высокий - возможность слушать другого человека, выполнить любые логические операции в форме словесных понятий.
Итак, можно считать, что ребенок к школе не готов, если он не умеет планировать и контролировать свои действия, мотивация учения низкая (ориентируется только на данные органов чувств), не умеет слушать другого человека и выполнять логические операции в форме понятий.
Ребенок к школе готов, если он умеет планировать и контролировать свои действия (или стремится к этому), ориентируется на скрытые свойства предметов, на закономерности окружающего мира, стремится использовать их в своих действиях, умеет слушать другого человека и умеет (или стремится) выполнять логические операции в форме словесных понятий .
Еще раз отметим, психологическая готовность к школе – сложное образование, предполагающее достаточно высокий уровень развития мотивационной, интеллектуальной сфер и сферы произвольности. Обычно выделяют два аспекта психологической готовности – личностную (мотивационную) и интеллектуальную готовность к школе. Оба аспекта важны как для того, чтобы учебная деятельность ребенка была успешной, так и для его скорейшей адаптации к новым условиям, безболезненного вхождения в новую систему отношений .

Психологическая готовность к обучению в школе является важнейшей составляющей общей готовности и отражает уровень развития у него ряда психологических характеристик. Каковы наиболее важные психологические характеристики, разные авторы считают по-разному. Так. В.С.Мухина утверждает, что в основе готовности к школьному обучению лежит желание и осознание необходимости учиться, возникающее в результате социального развития ребенка, а также возникновение у него внутренних противоречий, определяющих мотивацию к учебной деятельности. Д. Б. Эльконин полагал, что важнейшим показателем готовности является уровень усвоения социальных отношений.

Существующие определения психологической готовности совпадают по многим параметрам. По мнению И. Ю. Кулагиной и В. Н. Колюцкого, «психологическая готовность к школе - сложное образование, предполагающее достаточно высокий уровень развития мотивационной, интеллектуальной сфер и сферы произвольности». Далее авторы указывают, что психологическая готовность имеет два аспекта - личностную (мотивационную) и интеллектуальную готовность к школе, которые одинаково важны для того, чтобы «учебная деятельность ребенка была успешной, так и для его скорейше адаптации к новым условиям, безболезненного вхождения в новую систему отношений». . В другом издании дано следующее определение: «Психологическая готовность к школе - это сложное образование, представляющее собой целостную систему взаимосвязанных качеств: особенностей мотивации, сформированности механизмов произвольной регуляции действий, достаточного уровня познавательного, интеллектуального и речевого развития, определенного типа отношений со взрослыми и сверстниками и др. Развитие всех этих качеств в их единстве до определенного уровня, способного обеспечить освоение школьной программы, и составляет содержание психологической готовности к школе».

Итак, если попытаться обобщить изложенные позиции, то можно дать следующее определение.

Психологическая готовность к обучению в школе - необходимый для успешного начала учебной деятельности ребенка уровень развития познавательных процессов, эмоциональной, волевой сферы, навыков социального взаимодействия, а также наличие у него желания учиться.

Психологическая готовность к обучению в школе - комплексная характеристика ребенка, в которой раскрываются уровни развития психологических качеств, являющихся наиболее важными предпосылками для нормального включения в новую социальную среду и для формирования учебной деятельности. Поэтому успешное начало учебной деятельности зависит от уровня развития различных психологических сфер. Это обуславливает выделение соответствующих видов психологической готовности.

Иногда в психологии выделяют два вида психологической готовности к школьному обучению - специальную и общую. Для определения специальной готовности измеряются индивидуальные показатели интеллектуального и сенсомоторного развития, которые сопоставляются с возрастными стандартами. Если значения индивидуальных показателей не ниже нижней границы, ребенок признается готовым к школьному обучению. Общую готовность характеризуют уровень произвольности деятельности, сформированность навыков межличностного взаимодействия со взрослыми и сверстниками, готовность к деловому сотрудничеству с учителем, положительное отношение к школе и учению и др.

По мнению А. Керна и Я. Йирасека, поступающий в школу ребенок должен быть зрелым в интеллектуальном, эмоциональном и социальном отношениях. Соответственно ими выделяют три компонента готовности: интеллектуальную зрелость, эмоционально-волевую зрелость и социальную зрелость. Приведем их описание по книге А.К. Болотовой и И. В. Макаровой «Прикладная психология».

И.Ю.Кулагина выделяет два аспекта психологической готовности - личностную (мотивационную) и интеллектуальную готовность к школе 6. Личностная готовность к школьному обучению выражается в сформированности внутренней позиции школьника (наличие устойчивого стремления «быть учеником», т.е. речь идет о мотивационной готовности), в произвольности поведения, в способности взаимодействовать с другими людьми, в отношении к себе. Таким образом, в данном подходе личностная готовность предполагает сформированность различных сфер личности (мотивационной, произвольной, социально-психологической и самосознания).

Базируясь на представленных выше подходах, в структуре психологической готовности к обучению в школе можно выделить следующие виды:

      интеллектуальная готовность;

      мотивационная готовность;

      произвольная готовность;

      социально-психологическая готовность.

Приведем их краткую характеристику.

Интеллектуальная связана с развитием мыслительных процессов - способностью обобщать, сравнивать объекты, классифицировать их, выделять существенные признаки, делать выводы. У ребенка должна быть определенная широта представлений, в том числе образных и пространственных, соответствующее речевое развитие, познавательная активность.

Как отмечает Я.Л. Коломинский, ошибочно думать, что словарный запас, специальные умения и навыки – это единственное мерило интеллектуальной готовности ребенка к школе. Существующие программы, их усвоение потребуют от ребенка умения сравнивать, анализировать, делать самостоятельные выводы, т.е. достаточно развитых познавательных процессов. Обобщение и абстрагирование, последовательность умозаключений и некоторые другие аспекты мышления, насколько верно ребенок понимает смысл изображенного, может ли выделить главное или теряется в отдельных деталях – это показатели развитого мышления ребенка.

Как считает И.В. Дубровина, интеллектуальная готовность предполагает наличие умственной активности ребенка, достаточно широкие познавательные интересы, стремление узнавать что-то новое .

Мотивационная готовность указывает на то, что для успешного обучения одно из основных условий - устойчивое стремление ребенка к новой школьной жизни, к «серьезным» занятиям и «ответственным» поручениям. У ребенка должно появиться стремление овладеть важной содержательной деятельностью, гораздо более значимой, чем игра дошкольника. На появление такого желания влияет:

    отношение близких взрослых к учению

    отношение других детей, сама возможность подняться на новую возрастную ступень в глазах младших и сравняться в положении со старшими.

Стремление ребенка занять новое социальное положение ведет к образованию его внутренней позиции. Л.И. Божович характеризует это как центральное личностное новообразование, характеризующее личность ребенка в целом. Именно оно и определяет поведение и деятельность ребенка и всю систему его отношений к действительности, к самому себе и окружающим людям. Образ жизни школьника в качестве человека, занимающегося в общественном месте общественно значимым и общественно оцениваемым делом, осознается ребенком как адекватный для него путь к взрослости - он отвечает сформировавшемуся в игре мотиву «стать взрослым и реально осуществлять его функции» (Д.Б.Эльконин)

С того момента, как в сознании ребенка представление о школе приобрело черты искомого образа жизни, можно говорить о том, что его внутренняя позиция получила новое содержание - стала внутренней позицией школьника. И это значит, что ребенок психологически перешел в новый возрастной период своего развития - младший школьный возраст. Внутренняя позиция школьника в самом широком смысле можно определить как систему потребностей и стремлений ребенка, связанных со школой, т.е. такое отношение к школе, когда причастность к ней переживается ребенком как его собственная потребность («Хочу в школу!»).

Положительная направленность ребенка на школу как на собственно учебное заведение - важнейшая предпосылка благополучного вхождения его в школьно-учебную действительность, т.е. принятие им соответствующих школьных требований и полноценного включения в учебный процесс.

Во многом желание учиться обусловлено умение родителей, других значимых людей заинтересовать ребенка в предстоящей деятельности. Неважно, что первоначально детей могут привлекать лишь внешние атрибуты школьной жизни (красивые портфели, пеналы, ручки и т.п.). Впоследствии на их основе при правильном подходе у него возникнет желание учиться, узнавать что-то новое, получать хорошие оценки.

Произвольная готовность. Уже в дошкольном возрасте ребенок оказывается перед необходимостью преодоления возникающих трудностей и подчинения своих действий поставленной цели. Это приводит к тому, что он начинает сознательно контролировать себя, управлять своими внутренними и внешними действиями, своими познавательными процессами и поведением в целом. Волевые (произвольные) действия дошкольников имеют свою специфику: они сосуществуют с действиями непреднамеренными, импульсивными, возникающими под влиянием ситуативных чувств и желаний.

Для успешного обучения важно, чтобы у каждого ребенка была развита способность к произвольному управлению.

Появление способности к произвольному управлению, выдвижение на первый план группы мотивов, которые становятся для ребенка наиболее важными, ведет к тому, что, руководствуясь в своем поведении этими мотивами, ребенок сознательно добивается поставленной цели, не поддаваясь отвлекающему влиянию. Он постепенно овладевает умением подчинять свои действия мотивам, которые значительно удалены от цели действия, в частности, мотивам общественного характера. У него появляется уровень целенаправленности, типичный для дошкольника.

Социально-психологическая готовность. Учебная деятельность, направленная на решение учебных задач, предполагает активное взаимодействие ученика с учителем, и учеников между собой. Детям необходимы умения войти в детское общество, действовать совместно с другими, уступать в одних обстоятельствах и не уступать в других. Эти качества обеспечивают адаптацию к новым социальным условиям.

Т.о., дети должны иметь навыки делового общения, уметьсовместно выполнять совместные учебные действия, уметь слушать и слышать, правильно вести себя в проблемных ситуациях общения.

Вопрос № 5

Психологическая готовность ребенка к обучению в школе.

Компоненты психологической готовности к школьному обучению.

В структуре психологического понятия «готовность к школе» принято выделять компоненты интеллектуальной готовности, личностной готовности и социально-психологической готовности, эмоционально-волевой готовности .

I . Интеллектуальная готовность наличие у ребенка кругозора, запаса конкретных знаний, необходимого уровня развития познавательных процессов: памяти, мышления, воображения. Интеллектуальная готовность предполагает также соответствующее речевое развитие, формирование у ребенка начальных умений в области учебной деятельности, в частности, умение выделить учебную задачу.

Познавательная готовность - развитость познавательных процессов: восприятия, внимания, воображения, памяти, мышления и речи.

Развитость восприятия проявляется в его избирательности, осмысленности, предметности и высоком уровне сформированности перцептивных действий.

Внимание детей к моменту поступления в школу должно стать произвольным, обладающим нужным объемом, устойчивостью, распределением, переключаемостью.

Память также должна быть произвольной для того чтобы ребенок мог хорошо усваивать школьную программу.

Почти все дети, в этом возрасте обладают хорошо развитым и богатым воображением .

Интеллектуальная готовность к школьному обучению связана с развитием мыслительных процессов.

У ребенка должны быть определенная широта представлений, в том числе образных и пространственных.

Уровень развитости словесно-логического мышления должен позволять ребенку обобщать, сравнивать объекты, классифицировать их, выделять существенные признаки, определять причинно-следственные зависимости, делать выводы.

Речевая готовность детей к обучению проявляется в их умении пользоваться словом для произвольного управления поведением и познавательными процессами. Не менее важным является развитие речи как средства общения и предпосылки к усвоению письма.

II . Личностная готовность детей к обучению предполагает наличие у ребенка выраженного интереса к учению, к приобретению знаний, умений и навыков, к получению новой информации об окружающем мире. Готовым к школьному обучению является ребенок, которого школа привлекает не внешними атрибутами, а возможностью получать новые знания, что предполагает развитие познавательных интересов.

Потребность достижения успехов у ребенка должна доминировать над боязнью неудачи.

Личностная готовность к школе включает определенный уровень развития самосознания. Самооценка школьника должна быть адекватной, а уровень притязаний был соответствующим реальным возможностям, имеющимся у ребенка. Если ребенок заявляет, что он «хороший», его рисунок «самый хороший» и поделка «лучше всех» (что типично для дошкольника), нельзя говорить о личностной готовности к обучению.

III . Социально-психологическая готовность наличие у ребенка навыков социального общения, умений устанавливать взаимоотношения с другими детьми, умения войти в детское общество, уступать и защищаться. Ребенок должен уметь согласовывать свои действия со сверстниками, регулируя свои действия на основе усвоения общественных норм поведения.

У ребенка должны быть развиты коммуникативные черты характера: общительность, контактность, отзывчивость и покладистость, а также волевые черты личности : настойчивость, целеустремленность, упорство и др.

Для ребенка, поступающего в школу, важно отношение к учителю , сверстникам и самому себе . Взрослый для ребенка является непререкаемым авторитетом, образцом для подражания, его требования выполняются, на его замечания не обижаются, напротив, стараются исправить ошибки, переделать неверно выполненную работу. При таком отношении ко взрослому и его действиям дети адекватно воспринимают позицию учителя, его профессиональную роль.

Дети, готовые в этом плане к школьному обучению адекватно подчиняются школьным правилам, ведут себя на занятиях.

IV . Эмоционально-волевую готовность считают сформированной, если ребенок умеет ставить цель, принимать решение, намечать план действия, прилагать усилия к его реализации, преодолевать препятствия.

Произвольность поведения проявляется в умении подчиняться правилам и требованиям взрослого, умении управлять собой, своим поведением. Этот компонент считается наиболее важным для психологической готовности дошкольников к школе.

Неподготовленность детей к обучению в школе, проявляется в импульсивных формах поведения, в неумении трудиться, в неадекватной реакции на трудности в учении, в неумении слушать и понимать учителя.

Казалось бы, еще вчера ваш малыш лежал в кроватке и умел воспроизводить только звуки, скоро же ему предстоит стать первоклассником. И тогда он столкнется не только с возможностью получить множество новых знаний, но и с не меньшим количеством незнакомых ситуаций. Конечно, мы не можем заранее подсказать ребенку все возможные варианты развития событий. Но этого и не требуется. Если маленький человечек правильно подготовлен к школе, то он будет быстро учиться справляться с новыми для него задачами и ситуациями. Но как понять, готов ли ребенок к школе? И что это вообще значит?

Некоторые родители полагают, что достаточно вложить в головку малыша некоторые знания, которые ему пригодятся на уроках для того, чтобы качественно усваивать новую информацию. Но на самом деле это лишь часть того, что ему потребуется в стенах учебного заведения. Давайте же разберемся, в чем заключается готовность ребенка к обучению. Так вы сможете заранее понять, все ли составляющие присутствуют у вашего чада и, в случае чего, поработать над пробелами. Или заблаговременно заняться всеми составляющими, чтобы к нужному сроку малыш обладал всеми необходимыми навыками, и вам не пришлось в спешке их корректировать.

Компоненты готовности ребенка к школе

Таких компонентов существует несколько, и все они одинаково важны. Отсутствие или недостаточность хотя бы одного может сказаться для маленького человечка проблемами в учебе или общении с учителями и сверстниками. Готовность ребенка к школе бывает: физической и психологической, которая, в свою очередь, делится на:

  • интеллектуальную
  • эмоциональную (волевую)
  • личностную (социально-коммуникативную)

И над всеми этими составляющими необходимо в той или иной мере работать. Они не появятся у ребенка сами собой. Давайте же теперь подробнее ознакомимся с каждым из вышеупомянутых компонентов.

Физическая готовность

Это, наверное, самая понятная составляющая. Под данным термином подразумевается, что ребенок достаточно развит физически для своего возраста, чтобы справляться со школьными нагрузками. Этому способствуют и разнообразные , и спортивные занятия, и подвижные игры.

Психологическая готовность ребенка к обучению

Этот компонент достаточно многогранен. Он подразумевает наличие у ребенка мотивации к обучению (то есть малыш стремится получать новые знания), бытовых, поведенческих и интеллектуальных навыков. Начнем с важной составляющей психологической готовности – интеллектуальной.

Интеллектуальная готовность ребенка к школе

Этот компонент, в свою очередь, складывается из:

  • запаса определенных знаний и навыков
  • любознательности
  • наличия разных типов мышления (образного, логического)
  • сенсорного развития
  • хорошей памяти
  • кругозора
  • воображения
  • понимания основных закономерностей

В дошкольном возрасте малыш должен уметь рассказать о своей семье и образе ее жизни (может назвать имена всех членов семьи, их профессии и т.д), обладать информацией об окружающем мире и уметь ее применять (ему известны названия времен года, дней недели, месяцев и их последовательность, названия самых распространенных в регионе его проживания растений и животных). Также ребенок уже знает не только, в каком городе он живет, но и может сказать свой адрес. Малыш умеет делать выводы, рассуждать, ориентироваться в пространстве и во времени. Родители должны помогать ребенку не только приобретать всю вышеуказанную информацию, но и уметь ее обобщать и систематизировать. К тому же без помощи взрослых ему сложно научиться находить причинно-следственные и пространственно-временные отношения, делать выводы.

Нужно также иметь в виду, что у детей этого возраста образное преобладает над логическим.

Эмоциональная готовность к школе

Мы прекрасно понимаем, что малыш хоть и тянется к знаниям и стремится поскорее пойти в учебное заведение, на практике сталкивается с тем, что ему далеко не всегда приходится делать то, что он хочет. Эмоциональная или волевая готовность и подразумевает под собой то, что ребенок способен выполнять задания учителя, даже если они ему не по душе. Он умеет соблюдать режимы (дня и школьный), ставить перед собой цели, разрабатывать планы их достижения и, соответственно, идти к ним, даже если возникнут препятствия. Также ребенок может сделать выводы относительно результата всех вышеуказанных манипуляций, действительно ли он таков, к какому ваше чадо стремилось.

Личностная готовность к школе

Школа – это не только уроки и знания, но и новые люди. Конечно, ваш ребенок уже умеет завязывать отношения с другими людьми, он делал это в садике или на игровой площадке, но все же он может столкнуться с определенными трудностями. Малыш к школьному возрасту должен уметь:

  • общаться
  • работать в команде
  • отстаивать свое мнение (если речь идет о сверстниках), но также и находить компромисс в случае необходимости
  • подчиняться (в общении с учителем)

Это очень важная составляющая готовности ребенка к школе. Ведь если он не сможет хорошо общаться с одноклассниками, это может сказаться на его психологическом состоянии и, как следствие, на учебе.

Если вы не уверены, что можете сами в полной мере оценить наличие всех вышеперечисленных компонентов у своего малыша, то лучше доверить эту задачу специалисту. Обратитесь к психологу, которым будет произведена диагностика готовности ребенка к школе и который даст советы относительно того, над чем (и как) нужно еще поработать.

В современной психолого-педагогической литературе А. В. Запорожец, Л. А. Венгер, Г. М. Лякина, Г. Г. Петроченко, Т. В. Урунтаева и др. понятие готовности определяется как многогранное развитие личности ребенка и рассматривается в двух взаимосвязанных аспектах: как "общая, психологическая готовность" и как "специальная готовность" к обучению в школе. Общая готовность к школе выступает как важнейший итог длительной, целенаправленной воспитательно-образовательной работы детского сада по всестороннему воспитанию дошкольников.

Общая готовность к школе выражается в достижении ребенком к моменту поступления в школу такого уровня умственного, нравственного, волевого, эстетического и физического развития, который создает необходимую основу для активного вхождения ребенка в новые условия школьного обучения и сознательного усвоения учебного материала. Общая готовность характеризуется определенным уровнем психического развития, которого достигает ребенок к моменту перехода к школьному обучению. Понятие психологической готовности суммирует важнейшие с позиции успешного школьного обучения качественные показатели психического развития ребенка, поступающего в I класс.

Все компоненты психологической готовности ребенка к школе обеспечивают психологические предпосылки включения ребенка в коллектив класса, сознательного, активного усвоения учебного материала в школе, выполнения широкого круга школьных обязанностей.

Под психологической готовностью к школьному обучению также понимается необходимый и достаточный уровень психического развития ребенка для освоения школьной учебной программы в условиях обучения в коллективе сверстников. Необходимый и достаточный уровень актуального развития должен быть таким, чтобы программа обучения попадала в "зону ближайшего развития" ребенка. "Зона ближайшего развития" определяется тем, чего ребенок может достичь в сотрудничестве со взрослым. Сотрудничество при этом понимается очень широко: от наводящего вопроса до прямого показа решения задачи.

Если актуальный уровень психического развития ребенка такой, что его "зона ближайшего развития" ниже той, которая требуется для освоения учебной программы в школе, то ребенок считается психологически неготовым к школьному обучению, так как в результате несоответствия его "зоны ближайшего развития" требуемой он не может усвоить программный материал и сразу попадает в разряд отстающих учеников.

В отечественной психологии теоретическая проработка проблемы психологической готовности к школе основана на трудах Л. С. Выготского. Так, Л. И. Божович выделяла несколько параметров психического развития ребенка, наиболее существенно влияющих на успешность обучения в школе: определенный уровень мотивационного развития ребенка, включающий познавательные и социальные мотивы учения, достаточное развитие произвольного поведения и интеллектуальной сферы. Наиболее важным признавался мотивационный план.

Ребенок, готовый к школе, хочет учиться и потому, что у него уже есть потребность занять определенную позицию в обществе людей, а именно позицию, открывающую доступ в мир взрослости (социальный мотив учения), и потому, что у него есть познавательная потребность, которую он не может удовлетворить дома. Сплав этих двух потребностей способствует возникновению нового отношения ребенка к окружающей среде, названного внутренней позицией школьника (8,67). Этому новообразованию Л. И. Божович придавала очень большое значение, считая, что внутренняя позиция школьника может выступать как критерий готовности к школьному обучению. Следует заметить, что именно школа является связующим звеном между детством и взрослостью. И если посещение дошкольных учреждений является необязательным, то посещение школы строго обязательно, и дети, достигая школьного возраста, понимают, что школа открывает им доступ к взрослой жизни. Отсюда и появляется желание пойти учиться в школу, чтобы занять новое место в системе общественных отношений. Именно этим, как правило, объясняется то, что дети не хотят учиться дома, а хотят учиться в школе: им недостаточно удовлетворить только познавательную потребность, им еще необходимо удовлетворить потребность в новом социальном статусе, который они получают, включаясь в учебный процесс как серьезную деятельность, приводящую к результату, важному и для ребенка, и для окружающих его взрослых.

"Внутренняя позиция школьника", возникающая на рубеже дошкольного и младшего школьного возраста, позволяет ребенку включиться в учебный процесс в качестве субъекта деятельности, что выражается в сознательном формировании и исполнении намерений и целей, или, другими словами, произвольном поведении ученика.

Д. Б. Эльконин считал, что произвольное поведение рождается в коллективной ролевой игре, позволяющей ребенку подняться на более высокую ступень развития, чем игра в одиночку. Коллектив корректирует нарушения в подражании предполагаемому образцу, тогда как самостоятельно осуществить такой контроль ребенку бывает еще очень трудно.

Существуют и другие подходы к определению психологической готовности детей к школе, когда, например, основной упор делается на роль общения в развитии ребенка.

Выделяется три сферы: отношение к взрослому, к сверстнику и к самому себе, уровень развития которых определяет степень готовности к школе и определенным образом соотносится с основными структурными компонентами учебной деятельности (6,90).

Необходимо подчеркнуть, что в отечественной психологии при изучении интеллектуального компонента психологической готовности к школе акцент, делается не на сумму усвоенных ребенком знаний, хотя это тоже немаловажный фактор, а на уровень развития интеллектуальных процессов, "...ребенок должен уметь выделять существенное в явлениях окружающей действительности, уметь сравнивать их, видеть сходное и отличное; он должен научиться рассуждать, находить причины явлений, делать выводы" (6,93). Для успешного обучения ребенок должен уметь выделять предмет своего познания.

Кроме указанных составляющих психологической готовности к школе выделяют дополнительно еще одну? развитие речи. Речь тесно связана с интеллектом и отражает как общее развитие ребенка, так и уровень его логического мышления. Необходимо, чтобы ребенок умел находить в словах отдельные звуки, т. е. у него должен быть развит фонематический слух.

Специальная готовность к школе является необходимым дополнением общей, психологической готовности ребенка к школьному обучению. Она определяется наличием у ребенка специальных знаний, умений и навыков, которые необходимы для изучения таких учебных предметов, как математика и русский язык. Интенсивная работа, проводимая в детском саду по формированию у детей элементарных математических представлений, по развитию речи и подготовке к освоению грамоты, обеспечивает необходимый уровень специальной готовности детей к обучению в школе.

Нравственно-волевая готовность к обучению в школе выражается в достижении ребенком к концу дошкольного детства такого уровня развития нравственного поведения, воли, моральных чувств и сознания, который позволяет ему активно принять новую социальную позицию и построить свои взаимоотношения с учителем и товарищами по классу на нравственной основе. Содержание нравственно-волевой готовности к школе определяется теми требованиями к личности и поведению ребенка, которые обусловливаются позицией школьника. Данные требования буквально с первых дней обучения в школе ставят учащегося перед необходимостью самостоятельно и ответственно выполнять учебные обязанности, быть организованным и дисциплинированным, произвольно управлять своим поведением и деятельностью, неуклонно соблюдать правила культуры поведения во взаимоотношениях с учителем и учащимися, аккуратно и бережно обращаться со школьными принадлежностями. Подготовка к выполнению этих высоких требований перспективно осуществляется в процессе длительной, целенаправленной воспитательной работы с дошкольниками в детском саду и семье.

Нравственно-волевая готовность проявляется в определенном уровне развития личностного поведения старшего дошкольника. Показательной в этом отношении является развивающаяся на протяжении дошкольного возраста способность ребенка к произвольному управлению своим поведением: умение сознательно выполнять правила или требования воспитателя, тормозить аффективные побуждения, проявлять настойчивость в достижении поставленной цели, умение выполнить до конца нужную работу, вопреки привлекательной, но отвлекающей от нее цели и т п. Основу для развития произвольности поведения будущего школьника составляет формирующаяся к концу дошкольного возраста иерархия мотивов, их соподчинение. Соподчинение мотивов связано с волевым усилием, с сознательным преодолением старшим дошкольником своих сиюминутных желаний ради нравственно значимой цели. Естественно что в дошкольном возрасте поведение ребенка еще не отличается постоянно высокой степенью произвольности, но важно, что в этот период складывается механизм произвольного поведения, который обеспечивает переход к новому типу поведения в школе. Значимыми для становления нравственно-волевой готовности к школе являются также такие черты личностного поведения старшего дошкольника, как самостоятельность, организованность и дисциплинированность.

Тесно связанные с самостоятельностью, организованность и дисциплинированность поведения выражаются в целенаправленности поведения ребенка, в способности сознательно построить свою деятельность в соответствии с принятыми в детском саду правилами, в умении добиваться результата деятельности и контролировать ее, согласовывать свое поведение с действиями других детей, чувствовать личную ответственность за свои поступки. Наличие данных черт в поведении старших дошкольников служит подтверждением формирования нравственно-волевой готовности к школе.

Нравственно-волевая готовность к школе характеризуется также определенным уровнем развития нравственных чувств и сознания ребенка. Наиболее показательными в этом отношении являются понимание детьми общественной значимости нравственного поведения, развитие способности к самооценке своих поступков, формирование чувства ответственности, справедливости, основ гуманистических и элементов гражданских чувств. Развивающиеся нравственные чувства и элементы нравственного самосознания обеспечивают эмоциональное "принятие" ребенком новой социально-психологической позиции школьника, понимание важности выполнения учебных обязанностей. Они составляют первооснову для последующего формирования у учащихся чувства личной ответственности за свой учебный труд перед близкими людьми и всей страной.

В состав нравственно-волевой готовности входит и комплекс качеств, выражающих отношение дошкольника к труду. Это желание трудиться, чувство удовлетворения от хорошо и аккуратно выполненной работы, уважение к труду окружающих, овладение необходимыми трудовыми навыками. Для будущего школьника особое значение приобретают навыки самообслуживающего труда? умение самостоятельно аккуратно одеться, следить за состоянием своих вещей, учебных принадлежностей, умение без напоминания со стороны устранять отдельные неполадки в одежде, обуви (пришить пуговицу, постирать носовой платок, почистить обувь и пр.).

Таким образом, нравственно-волевая готовность ребенка к школе выступает как определенный итог его нравственно-волевого развития в первые семь лет жизни. Она охватывает наиболее важные с позиции школьного обучения черты личности и поведения ребенка, которые в своей совокупности составляют необходимые предпосылки для адаптации ребенка к условиям школы, ответственного выполнения новых обязанностей, формирования нравственного отношения к учителю и учащимся. Нравственно-волевая готовность неразрывно связана с интеллектуальной и физической готовностью ребенка к школьному обучению.

Первые дни обучения в школе вызывают трудности у всех детей. Непривычный режим, старание как можно лучше и быстрее выполнить задания учителя могут даже стать причиной снижения веса ребенка. Дети очень по-разному привыкают к школе. Одни адаптируются уже в течение первой четверти и успешно учатся без ущерба для здоровья. У других детей процесс привыкания к школе затягивается на более длительное время, нередко на весь учебный год.

Очень важны способность снижать на определенное время высокую двигательную активность, умение сохранять рабочую позу. А для освоения письма и рисования необходимы развитие мелких мышц кисти, координация движений пальцев рук.

Личностная готовность предполагает также определенное отношение к себе. Для овладения учебной деятельностью важно, чтобы ребенок умел адекватно относиться к результату своей работы, оценивать свое поведение. Если самооценка ребенка завышенная и не дифференцированная, что характерно для дошкольника (он уверен, что он "самый лучший", что его рисунки, поделки и пр. "лучше всех"), о личностной готовности к школе говорить неправомерно.

С поступлением в школу, ребенок приступает к систематическому изучению наук. Это требует определенного уровня познавательного развития. Ребенок должен быть способен встать на точку зрения, отличную от его собственной, чтобы усвоить объективные знания о мире, не совпадающие с его непосредственными житейскими представлениями. Он должен уметь различать в предмете его отдельные стороны, что является непременным условием перехода к предметному обучению.

Интеллектуальная готовность предполагает также наличие умственной активности ребенка, достаточно широкие познавательные интересы, стремление узнавать что-то новое.

Психологическая готовность к школе? это сложное образование, представляющее собой целостную систему взаимосвязанных качеств: особенностей мотивации, сформированность механизмов произвольной регуляции действий, достаточного уровня познавательного, интеллектуального и речевого развития, определенного типа отношений со взрослыми и сверстниками и др. Развитие всех этих качеств в их единстве до определенного уровня, способного обеспечить освоение школьной программы, и составляет содержание психологической готовности к школе.

Loading...Loading...