Признаки согласных. Основные акустические признаки звуков речи

Предмет Русский язык.

Класс 2
Тема урока: Признаки сог ласного звука

Цель: 1 Выделить признаки согласных звуков.

2.Учиться распознавать по признакам согласные и гласные звуки.

Учебные задачи, направленные на достижение - предметных результатов:

    наблюдать за образованием согласных звуков;

    правильно произносить согласные звуки;

    учить различать в слове согласные звуки по их признакам;

    определять согласный звук в слове и вне слова, распознавать согласные звуки и буквы, обозначающие согласные звуки;

    наблюдать над смыслоразличительной ролью согласных звуков и букв, обозначающих согласные звуки;

    формировать орфографическую зоркость;

    ввести в активный словарный запас учащихся термин «согласный звук»;

- метапредметных результатов:

    формировать умение проверять себя и оценивать результаты учебной деятельности;

    развивать умение работать с разными источниками информации (с научным текстом, со словарём, с таблицей);

- личностных результатов:

    формировать ценностное отношение к русскому языку;

    воспитывать доброжелательность, терпимость;

    развивать навыки сотрудничества во время работы в статичных парах.

Оборудование :

    Учебник. «Русский язык.2 класс».

    Таблица «Признаки гласных и согласных звуков».

    Картинки: домашние животные (для орфографической минутки), «мышка»

    Рабочий

    Толковый словарь.

Сценарий урока

I. Оргмомент

Сегодня урок русского языка проведу у вас я. Меня зовут Ольга Михайловна. Прослушайте стихотворение. Дополните его.

II .Актуализация знаний

В русском языке

Звуки тянутся, поют,
Без преград они живут.
Цветом они красные,
Это звуки... (гласные)
Учитель: По каким признакам в этом стихотворении вы определили, что эти звуки гласные? ( тянутся, поют, без преград, красные )


Такие звуки нелегко произнести,
Преграда - зубы и язык на их пути.
Их в алфавите 36
Они все разные,
А называются они... (согласные)

Учитель: Назовите признаки согласных звуков? ( нелегко произнести, при произношении встречают преграду)

    Орфографическая минутка

Учитель : Отгадайте загадки.

С бородой, а не старик,

С рогами, а не бык,

Доят, а не корова,

Лыко дерет,

А лаптей не плетет. (Коза.)

По горам, по долам
Ходит шуба и кафтан. (Ответ: Овца )

Бежит, журчит, волнуется.

Все на нее любуются!

Никак не остановится,

Назад не поворотится. (Река)

Только за окошком

Попустил мороз,

Потекли сосульки

Бусинками слез.

Ну а ты, дружочек.

Отвечай теперь:

Под моим окошком

Что звенит? (Капель.)

Учитель: По какому признаку можно разделить слова на две группы?

    1 способ деления на группы (Одушевленные и неодушевленные)

    2 способ деления на группы (с гласного или согласного звука начинается каждое слово,)

    3 способ по количеству звуков в слове (четыре или пять.)

Учитель: По какому признаку вы распределили слова на группы?

Для каждого способа вы определяли признак, по которому вы распределяли по группам.

А что такое признак? (признак –это знак, по которому мы можем определить, узнать что-нибудь, черта.)

На уроке окружающего мира, каких уроках вы уже встречались с понятием признак? на математике (однозначные, двузначные)

А ГДЕ В ЖИЗНИ ВЫ ВСТРЕЧАЛИСЬ С ПОНЯТИЕМ ПРИЗНАК? (признаки радости, огорчения, болезни, признаки времен года, времени суток.)

III .Самоопределение в деятельности

Учитель: А теперь послушайте стихотворение Валентина Дмитриевича Берестова. Во время слушания определите тему стихотворения.

(Учитель читает стихотворение.) НА СЛАЙДЕ, В РАБОЧЕМ ЛИСТЕ.

Гласные тянутся в песенке звонкой,

Могут заплакать и закричать,

Могут в кроватке баюкать ребенка,

Но не желают свистеть и ворчать.

А согласные... согласны

Шелестеть, шептать, скрипеть.

Даже фыркать и шипеть,

Но не хочется им петь.

Ссс.. - змеиный слышен свист.

Шшш... - шуршит опавший лист.

Жжж... - шмели в саду жужжат.

Ррр... - моторы тарахтят.

В. Берестов

Учитель: Назовите тему стихотворения. (« Отличия согласных звуков от гласных»)

Обратимся к тексту стихотворения.

Как в нем говорится о признаках гласного звука. ( Гласные тянутся)

-Вспомните что вы еще знаете о гласных звуках?

- Из чего состоит гласный звук? (гласный звук состоит из голоса)

- Как произносится гласный звук? (Воздух при их произнесении во рту не встречает препятствия.)

- Что образует гласный звук? (гласный звук образует слог)

Учитель : Сегодня мы поработаем в рабочих листах.

Задание №1. в стихотворении подчеркните признаки согласных звуков. ( Шелестеть , шептать , скрипеть , фыркать и шипеть.)

Чего они не умеют делать? (Петь.)

Итак , гласные и согласные звуки имеют существенные отличия.

Учитель: Поэтому Тема урока: ( ответы детей …)

- Признаки согласного звука

Какая цель будет стоять перед нами?

(- Выделить признаки согласных звуков.

Учиться распознавать по признакам согласные и гласные звуки.)

Учитель : Начинаем работать над достижением цели.

    Наблюдение над согласными звуками. Выделение признаков согласных звуков

- По признакам вы должны определить о каком животном идет речь?

Маленькая, живет в норке, издает пискливый звук, боится кошки.

(мышка)

- Произнесите согласные звуки в этом слове.

- какой звук слышится первым? [м]

-Из чего состоят согласные звуки в слове? ( С огласные звуки состоят из шума или из шума и голоса. ) Это один из главных признаков согласных звуков.
-
Какие преграды встречает согласный звук при произношении?

( При произнесении согласного звука струя воздуха во рту встречает преграду (губы, зубы, язык) . Это еще один из главных признаков согласных звуков, о котором мы говорили ещё в 1 классе.

- Придумайте предложение со словами «мышка», «сыр».

В рабочем листе задание №2

Запишем предложение: Мышка любит сыр.

- Подчеркните буквы, обозначающие согласные звуки .
-
Разделите слова на слоги.

- Попробуйте прочитать слоги без гласных звуков. Что заметили ? ( Согласный звук образует слог только вместе с гласным )

- Это третий главный признак согласных звуков . СЛАЙД
-
Вы должны запомнить 3 признака согласных звуков.

Отрываем учебник. С. 112 . Читаем правило в учебнике вместе. (К каждому признаку проводим пример)

- Сколько признаков отличия согласного звука от гласного ? (три)

Составление КЛАСТЕРА

Учитель: Сейчас предлагаю такое задание: По признакам вы должны определить, что относится к гласным звукам, а что к согласным.

Гласный звук (признаки) Согласный звук

    Звук состоит из шума или из шума и голоса.

    При произнесении звука струя воздуха во рту встречает преграду (губы, зубы, язык)

    При произнесении струя воздуха не встречает преграду

    звук образует слог только вместе с гласным

    звук образует слог

Задание: распределить признаки по группам

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

Учитель: Смотрим в учебнике с.113 упр. 181.Записи ведем в рабочем листе.

Задание № 3 .прочитайте загадку. Скажите отгадку.

- Подчеркнуть буквы, которые обозначают согласные звуки.

Задание №4 Вставь в словах пропущенные буквы.

- Подчеркни согласные, стоящие рядом.

Се сели за к..углый стол.

Гос..и пили с..адкий чай.

Сол..це светит я..ко.

Лодка п..ыла по реке.

Сторож о..рыл д..ерь.

IV. Итог урока

- Подводим итоги урока.

Назовите признаки согласных звуков, по которым мы будет отличать их от гласных звуков? ( согласный звук состоит из шума или из голоса и шума. При произношении согласного звука воздух встречает во рту преграду, согласный звук образует слог только с гласным).

V .Рефлексия

-Как вы считаете добились ли мы поставленных целей? слайд

Давайте проверим ваше настроение в конце урока.

Закрасьте в рабочем листе внизу есть прямоугольник. Я попрошу вас выбрать нужный цвет и закрасить.

V I . Домашнее задание учебник с. 114 № 182.

Остается вам сказать только одно. Я зашифровала слово. Если вы возьмете из каждого слова по второму слогу, то отгадаете его.

На доске.

Космонавт

Холодные

Певцы

Д. Вы загадали слово молодцы.

У. Да. Вы все активно работали, старались, спасибо вам за урок.

Дополнительно. Составьте слова из нескольких букв. Подчеркните согласные стоящие рядом.

Ткна- ___________ олпк -___________

Ерпс-____________ рарк-___________

Ртог -____________ уктс- ____________

Классификация звуков речи основывается на акустической и анатомо- физиологической характеристике звуков. Исходным при этом является деление всех звуков на гласные и согласные звуки. Совокупность гласных образует вокализм, совокупность согласных - консонантизм.

4. Признаки, отличающие гласные звуки о согласных

1. Основное различие гласных и согласных состоит в их роли в слогообразовании. Гласный звук всегда образует вершину слога, является сонантом, согласный сопутствует сонанту, является консонантом. 2. Артикуляционное различие гласных и согласных состоит в различной напряженности произносительного аппарата и отсутствии или наличии фокуса образования. 3. При образовании гласных голос преобладает над шумом, тогда как при образовании большинства согласных (за исключением сонорных) соотношение оказывается противоположным: шум доминирует над голосом. Наличие двух типов звуков речи (гласных и согласных), различающихся по артикуляции, заставляет составлять классификацию гласных отдельно от классификации согласных.

5. Классификация гласных звуков.

Основанием классификации гласных служит ряд и подъем языка, а также работа губ. Артикуляционно гласные распределяются горизонтально по ряду, то есть по той части языка, которая поднята при произнесении данного звука. Различаются три ряда, а соответственно и три типа звуков речи, которые бывают передними, средними и задними. Гласные переднего ряда - и э; среднего ряда - ы; заднего ряда у о а. Вертикально гласные различаются по подъему - то есть по степени приподнятости той или иной части языка при образовании данного гласного. Различаются обычно три подъема - верхний, средний и нижний. В русском языке к гласным верхнего подъема относятся и ы у, к гласным среднего подъема - э о, к гласным нижнего подъема относят а.

По положению губ гласные делятся на губные, то есть при образовании которых принимают участие губы - о у (лабиализованные, огубленные) и неогубленные, то есть при образовании которых губы не принимают участия - а э и ы. Губные гласные обычно бывают заднего ряда. Назализация. В ряде языков существуют носовые гласные, например, во французском, польском языках. В старославянском также были представлены носовые гласные, которые в кириллице изображались специальными буквами: юс большой, или о носовое и юс малый, или э носовое. Артикулирование носовых гласных происходит при поднятой? небной занавеске и опущенной спинке языка, так что воздушная струя одновременно и в равной степени попадает и в полость рта и носа.

6. Классификация согласных звуков.

Классификация согласных более сложная, потому что согласных в языках мира больше, чем гласных. Шумный - сонорный . В составе согласных звуков любого языка выделяются два больших класса согласных: шумные, то есть звуки, в образовании которых главную роль играет шум, и сонорные, то есть звуки, при образовании которых главную роль играет голос, возникающий при вибрации голосовых связок. Различие согласных по характеру преграды и способу ее преодоления . Согласные различаются в зависимости от того, какого рода преграды образуют органы речи для воздушного потока, идущего из легких. Если органы речи оказываются сомкнутыми, то воздушная струя размыкает их. В результате возникают смычные, или взрывные согласные . В тех же случаях, когда органы речи не сомкнуты, а только сближены, между ними остается щель. В эту щель проходит воздушная струя, образуется характерное трение воздуха, а возникающие при этом шуме согласные звуки получают название щелевых (от слова щель), или фрикативных (от латинского названия fricare - "тереть", так как воздух как бы трется о щель в неплотно сближенных органах речи). В различных языках имеются еще такие согласные звуки, которые соединяют в себе особенности взрывных с особенностями согласных щелевых. Подобные согласные как бы начинаются с взрывного элемента и оканчиваются элементом щелевым. Называются они аффрикатами. Русская аффриката ц состоит из взрывной т и щелевой с, аффриката ч - из взрывного т и щелевого ш. Аффрикаты встречаются в английском языке (Georg), в немецком (deutsch) и многих других языках. По способу образования преграды выделяют также дрожащие согласные звуки, при образовании которых преграда образуется периодическим сближением активного органа речи с пассивным до возникновения очень слабой смычки, которая тут же разрывается выходящей из легких струей воздуха. Если первый ряд различий в области согласных определяется характером преград, стоящих на пути воздушного потока, идущего из легких, то второй ряд различий связан с деятельностью активных органов речи - языка и губ. Соответственно этому ряду различий согласные делятся на язычные и губные. Когда в язычных артикуляциях участвует передняя часть языка, возникают переднеязычные согласные. Возможны также среднеязычные и заднеязычные согласные. Дробление производится и дальше: среди переднеязычных согласных различают зубные, например, т и альвеолярные например ш). При артикуляции среднеязычных согласных средняя часть спинки языка поднимается и сближается с твердым небом (например, немецкий так называемый Ich-Laut в словах типа ich, Recht). При артикуляции заднеязычных звуков задняя часть языка сближается смягким небом. К заднеязычным относятся руские к, г, х. Кроме язычных, к этой же группе согласных относят и согласные губные, которые в свою очередь делятся на губно-губные (билабиальные, например, русское п) или губно-зубные, напрмер, в). Различие между губно-губными и губно-зубными легко обнаружить экспериментально: для этого нужно лишь поочередно произнести несколько раз русские звуки п и в. Третий ряд различий в системе согласных звуков создается так называемой палатализацией (от латинского палатум - твердое небо). Палатализация, или мягкость - это результат поднятия средней и передней части языка к твердому небу. Палатализироваться, или смягчаться могут любые согласные, кроме среднеязычных. Наличие палатализованных согласных - это яркая особенность русской фонетики.

Теоретическая часть:

  1. На основании каких признаков классифицируются согласные звуки, раскройте сущность этих признаков в разных языках (приводите примеры). Опишите артикуляцию 2-3 звуков русского, английского / немецкого языков.
  2. Пользуясь учебными пособиями, составьте классификационную схему русских согласных. В чем особенность образования [й]? Как называется его артикуляция? Охарактеризуйте звук (фонему) [й] по всем основаниям. Перечислите пары русских согласных по звонкости/глухости, по мягкости/ твердости, укажите непарные по этим признакам согласные.

Практическая часть:

1. Запишите в транскрипции следующие слова: дог, код, вождь, дым, тон. Какие фонетические процессы можно отметить? С каким орфографическим правилом связано написание согласных в подобных словах.

2. Запишите текст в транскрипции, выделите такты и фразы, наличие энклитик и проклитик, укажите случаи редукции согласных, ассимиляции / диссимиляции, а также другие фонетические процессы. Охарактеризуйте все слоги и звуки в подчеркнутом слове.

Рявкнув, медведь повернулся, на мгновение замер, ощетинив темную шерсть, дико озираясь, словно ослепленный ярким солнцем. И вдруг, точно поняв, кто главный враг его, стремительно понесся на Савелия. Старый охотник спрыгнул с лыж и, утвердившись в снегу, ждал.

3. Подготовьтесь к терминологическому диктанту. Вспомните термины, изученные в разделе «Фонетика» (речевой аппарат и его составляющие, пассивные и активные органы речевого аппарата, артикуляция, артикуляционная база, фазы артикуляции, фонетические единицы (звук, слог, такт, фраза), фонетические процессы и явления), классификационные признаки гласных и согласных).

Литература

См. соответствующие разделы учебных пособий, указанных в предыдущих заданиях.


Практическое занятие № 3

Основные фонетические процессы

Теоретическая часть:

1. Понятие о комбинаторных и позиционных фонетических процессах: Аккомодация (прогрессивная и регрессивная), ассимиляция, диссимиляция. Диэреза, эпентеза, метатеза, протеза, гаплология, сингармонизм. Количественная и качественная редукция. В каких позициях гласные и согласные подвергаются качественной редукции? Приведите к каждому термину не менее 2 примеров.

2. Слог как фонетическая единица. Теории слога. Слогораздел.

Практическая часть

1. Охарактеризуйте процессы в области гласных в следующем ряду слов: тот – тётка – тётя .

2. Объясните, как появились в просторечии следующие слова: трахтор, карахтер, конпот, увернимаг. Какое фонетическое явление лежит в основе такого произношения?

3. Сделайте фонетическую транскрипцию текстового фрагмента. Укажите и опишите все фонетические процессы в данном фрагменте. Сделайте фонетический анализ всех звуков в подчеркнутых словах, охарактеризуйте каждый слог в подчеркнутых словах.

Жил в соседнем помещичьем лесу сторожем Михайло Песков, крупный телом старик из нашего села. Был он человек строгой жизни, неподкупный, воровства и порубок не допускал. Но когда мужики законным порядком пилили бурелом и рушняк или рубили строевой лес на избы, Михайло не мешал увезти лишний воз дров малоимущему мужику и совал ему корец меду из собственной пасеки. (Ф. Гладков)

Литература

См. соответствующие разделы учебных пособий


Введение в языкознание, 1 курс

Практическое задание № 2

Общей теорией звука занимается раздел физики – акустика , которая рассматривает звук как результат колебательных движений какого-либо тела в какой-либо среде. Акустика различает в звуке следующие основные признаки (форманты): высоту, силу, длительность и тембр.

Высота – характеристика звука как волны: частота колебаний воздуха (отклонений физического тела в одну сторону, затем в противоположную и возврат в исходное положение; измеряется в герцах: 1 Гц – 1 к/сек)

инфразвук <= 16-20000 Гц => ультразвук

  • мужчины: 85-200 Гц
  • женщины 160-340 Гц

Сила – величина отклонений звуковой волны от нулевого значения до высшей точки подъёма звуковой волны (измеряется в децибелах)

шёпот <= 20-80 ДБ=> крик

Длительность – продолжительность звука во времени

взрывные <= 20-220 мсек => гласные, долгие, ударные

(в разных языках гласные делятся по-разному)

Тембр – окраска звука, проявляющаяся в результате создания тона (отдельными частями физического тела; индивидуальная характеристика)

Акустическая характеристика звуков

Акустическая классификация звуков основывается на двух принципах:

1) гласные и согласные звуки описываются одним и тем же набором терминов

2) проводится двоичное противопоставление звуков речи по каждому признаку

  • вокальность-невокальность (выраженное усиление определенных частотных составляющих; вокальными являются все гласные и сонорные согласные, невокальными – шумные согласные)
  • консонантность-неконсонантность (связан с общим уровнем энергии в спектре: звуки со слабым уровнем консонантны, звуки с высоким уровнем энергии неконсонантны; к первой группе относятся все согласные, в том числе и сонорные, ко второй группе – гласные)
  • звонкость-глухость (наличие или отсутствие колебаний голосовых связок; звонкие – гласные, сонорные согласные, звонкие шумные; глухие – глухие шумные)
  • компактность-диффузность (компактность звука определяется относительной близостью усиленных составляющих друг к другу и одновременно к центру спектра (1000 Гц); диффузные звуки не обладают этим качеством)
  • прерывность-непрерывнсоть (у прерванных звуков начало отличается большим расходом энергии, который затем не возрастает; у непрерывных расход энергии относительно равномерно распределен во времени; прерванные – смычные согласные, непрерывные – все гласные и несмычные согласные)
  • резкость-нерезкость (резкие звуки – с явно выраженной неоднородностью спектра, основываются на интенсивности шума; это аффрикаты и дрожащие согласные; все остальные звуки речи – нерезкие)
  • назальность-неназальность (участие носовой полости в производстве звуков)
  • абруптивность-неабруптивность (участие в образовании согласных гортанной смычки – горловые звуки)
  • бемольность-небемольность (бемольность связана с понижением форманты; бемольны огубленные гласные и согласные, остальные небемольны)
  • диезность-недиезность (признак диезности связан с повышением форманты; диезные – мягкие согласные, а также гласные переднего ряда и те гласные, которые мы произносим между мягкими согласными; все твердые согласные и непередние гласные недиезны)
  • высокий тон-низкий тон (для этих звуков важно, в какой части спектра происходит концентраиция энергии – в области низких частот или высоких; высокие – гласные переднего ряда, передние и среднеязычные согласные, низкие – все непередние гласные, губные и заднеязычные согласные)

Дополнительная артикуляция при произнесении согласных звуков

Палатализация – смягчение согласных, возникающее в результате поднятии передней или средней части спинки языка к твердому нёбу (bit – ; meet – )

Веляризация – дополнительная артикуляция, в результате которой задняя часть спинки языка продвигается к мягкому нёбу (противоположность палатализации)

Аспирация – акустический шум (эффект) во время произнесения звука, возникающий при прохождении струи воздуха в промежутке между взрывом согласного и началом последующего гласного звука

Глоттализация – форма артикуляции, при которой звуки образуются в основном сужением или закрытием голосовой щели

Назализация – приобретение звуком носового тембра, выход голоса через нос и рот

Строение речевого аппарата

Речевой аппарат (в узком смысле) – это органы, которые непосредственно участвуют в процессе речевого дыхания и голосообразования; в широком смысле – органы речи, дыхания, ЦНС, органы слуха и зрения (для устной и письменной речи). К органам речи, или речевому аппарату в узком смысле, относят:

  • маленький язычок (увула)
  • надгортанник
  • полость носа
  • глотка
  • гортань
  • трахея
  • бронхи
  • легкие

По роли в произнесении звуков органы речи разделяются на активные ипассивные . Активные органы речи производят те или иные движения, необходимые для образования звуков, и имеют тем самым особо важное значение для их формирования. К активным органам речи относятся:

  • гортань (голосовые связки)
  • мягкое небо
  • язычок
  • задняя спинка зёва (фаринкс)
  • нижняя челюсть

Пассивные органы не производят самостоятельной работы при звукообразовании и выполняют лишь вспомогательную роль. К пассивным органам речи относятся:

  • альвеолы
  • твердое небо
  • верхняя челюсть

Для образования каждого звука речи необходим комплекс работ органов речи в определенной последовательности, то есть, нужна вполне определенная артикуляция. Артикуляцией называется работа органов речи, необходимая для произнесения звуков.

Дыхательные органы – это легкие, бронхи и дыхательное горло (трахея). Легкие и бронхи являются источником и проводником воздушной струи, нагнетая выдыхаемый воздух напряжением мускулов диафрагмы (грудобрюшной преграды).

1 - щитовидный хрящ; 2 - перстневидный хрящ; 3 - дыхательное горло (трахея); 4 - бронхи; 5 - конечные разветвления бронхиальных веточек; 6 - верхушки легких; 7 - основания легких

В более широком смысле ДО это:

  • носовая полость
  • глотка
  • голосовые связки
  • гортань
  • трахея
  • лёгкие
  • диафрагма

Гортань (ларинкс) – верхняя часть трахеи, состоящая из следующих хрящей трех видов, соединенных друг с другом:

  • перстневидный хрящ
  • щитовидный хрящ
  • парный черпаловидный хрящ

работа ОР:

а) при произнесении разных типов гласных звуков:

Голосовые связки колеблются, а для воздушной струи обеспечен свободный, беспрепятственный проход через ротовую полость. Губы же могут: растягиваться, сворачиваться в трубочку, округляться или же вообще быть не задействованными. Язык может находиться в передней части полости рта (гласных переднего ряда [и], [э]). При артикуляции гласных заднего ряда ([у], [о]) – в задней. Гласные среднего ряда ([ы], [а]) занимают промежуточную позицию. Признак подъема описывает положение языка при движении вверх или вниз. Гласные верхнего подъема ([и], [ы], [у]) характеризуются высоким положением языка в полости рта. Артикуляция гласного нижнего подъема ([а]) связана с низким положением языка. Гласным среднего подъема ([э], [о]) отведено место между названными крайними группами.

б) при произнесении разных типов согласных звуков:

Произношение согласных обязательно связано с преодолением препятствия, созданного в ротовой полости на пути воздушной струи. Это препятствие возникает в результате сближения органов речи до границ щели ([ф], [в], [з], [ш]) или полной смычки ([п], [м], [д], [к]). Сближенными или сомкнутыми могут оказаться различные органы: нижняя губа с верхней губой ([п], [м]) или верхними зубами ([ф], [в]), определенные части языка с твердым и мягким нёбом ([з], [д], [ш], [к]). Органы, участвующие в создании преграды, подразделяются на пассивные и активные. Первые остаются неподвижными, вторые совершают определенные движения. Воздушная струя преодолевает щель или смычку, в результате чего образуется специфический шум. Последний является обязательной составляющей согласного звука. У звонких шум соединяется с тоном, у глухих он оказывается единственным компонентом звука. Работа голосовых связок заключается в их смыкании в момент начала говорения, в результате чего давление воздуха быстро возрастает, что создаёт дополнительное напряжение под голосовыми связками.

И.Р. Калмыкова,
г. Ярославль

Занимательные упражнения и игры к разделу
«Фонетика. Орфоэпия. Орфография»

Существует распространенное мнение, что фонетика – один из самых скучных разделов школьного курса русского языка. Но это далеко не так. Именно фонетика предоставляет богатейшие возможности для организации всяческих языковых игр, составления занимательных задач и упражнений.

Предложенные здесь материалы позволят разнообразить и оживить уроки фонетики как в начальной, так и в средней школе.

Тема «Гласные и согласные звуки»

Кто главнее?

Как вы думаете, какие звуки (буквы) важнее – гласные или согласные?

Проведем эксперимент. Возьмем любые четыре слова. Уберем из них все согласные буквы. Что у нас получится?

А теперь догадались? Наверняка. Так кто же главнее – гласные или согласные? Подумайте и объясните, почему вы так считаете?

(Ответ . Более важными для понимания речи являются согласные, так как они дают большую информацию о слове.)

Отгадай мультфильмы

Отгадайте названия мультфильмов, в которых оставлены только согласные буквы

Р - с - л - чк -

Кр - с - в - ц - - ч - д - в - щ -

Ч - п - Д - йл сп - ш - т н - п - м - щь

К - н - к - л - в Пр - ст - кв - ш - н -

Н -, п - г - д - !

Сказка «Кому живется лучше?»

Как-то встретились в фонетическом царстве-государстве два звука и разговорились.

– Здравствуй, друг! Давай знакомиться! Я согласный звук. А ты кто?

– А я гласный. Как ты поживаешь?

Согласный отвечает:

– Плохо! Мне все мешают. На своем жизненном пути я встречаю одни преграды. Чтобы вырваться на волю, мне приходится преодолевать баррикады, которые устраивают мне зубы, губы и язык. Не жизнь, а сплошная борьба! Что уж тут хорошего? А как живешь ты?

Гласный восклицает:

– Прекрасно! На своем пути я не встречаю никаких преград. Я выхожу в мир свободно, открыто, вольно! Меня выносит, как на воздушной волне!

– Если бы! Голос у меня тихий, слабый, слышен плохо. Кричать я вообще не умею. А иногда голос вообще пропадает, из горла вырывается только свист, шипение и шум. Самое больное место у меня – это то, что я не могу петь. Я не музыкален. А ты?

Гласный восторженно:

– Я очень люблю петь! Я певучий, музыкальный! Некоторые песни, например, колыбельные, люди выводят иногда только на одном гласном. Вот так:

– Я и песня нерасторжимы.

Согласный:

– Какой ты счастливый и какой я несчастный! Я ничего не умею! Мне кажется, я никому не нужен!

Подумайте и скажите, прав ли Согласный? Как бы вы его утешили?

Фонетический творческий диктант

Закончите начатые предложения, вставив нужные по смыслу слова.

1. В образовании согласных участвует шум, а в образовании гласных... .

2. Согласные слышны на расстоянии плохо. Их трудно прокричать. А гласные слышны... .

3. Когда произносят согласные, то во рту непременно есть преграда для воздушной струи. А когда произносят гласные, ... .

Игра «Теремок»

Ведущий говорит: «Стоит в поле теремок, он не низок, не высок, он не узок, не широк. А жить в нем могут только согласные звуки. Но чтобы их пустили в теремок, они должны правильно рассказать о себе, назвать все признаки, характерные для них: сонорный или шумный, звонкий или глухой, твердый или мягкий».

Согласные стучатся в теремок и просят разрешения войти. Их пускают только тогда, когда по всем названным признакам узнают, что это за звуки.

Тема «Звонкие и глухие согласные»

Проведем опыт

Известны следующие приемы различения глухих и звонких согласных:

1) положите ладонь на горло, и вы почувствуете, что при произнесении звонких звуков оно дрожит;

2) зажмите уши руками – при произнесении звонких согласных в голове будет гудеть.

Испытайте эти приемы на себе, например, при произнесении звуков [с] и [з]. Получилось?

Объясните суть этих приемов.

(Ответ . Первый прием основан на том, что в образовании звонких согласных обязательно участвует голос. А голос (музыкальный звук) появляется в результате дрожания голосовых связок, находящихся в горле. Дрожат связки – дрожит и горло.

Второй прием основан также на том, что при образовании звонких согласных участвует голос, который и резонирует в костях черепа. Вот почему и гудит в голове.)

Чья команда победит?

Учитель делит детей на две команды. Каждой команде на доске предлагается по 6 слов. Задача детей – подобрать и записать к ним парные слова, отличающиеся только глухостью/звонкостью одного или двух согласных. Кто быстрее сделает, тот и победит.

Игра «Эхо»

Встаньте в два ряда лицом друг к другу. Представитель одного ряда громко произносит слово с одним или несколькими звонкими согласными. Стоящие напротив должны повторить то же слово, только заменяя звонкие согласные парными глухими. Например, зуб – суп .

(Слова для справок: год – кот, долг – толк, удочка – уточка, коза – коса, бухнуть – пухнуть .)

Вы, наверное, знаете, что разведчики, приходя на условленную встречу со своим агентом, говорят пароль. Партнер должен ответить нужным словом. Поиграем в разведчиков. Нам нужны два человека. Один должен произнести пароль – слово, начинающееся со звонкой согласной, другой должен быстро ответить – назвать слово, отличающееся от предыдущего только тем, что в нем вместо звонкого согласного стоит парный глухой. Если партнер не называет ответного слова, данная пара выбывает из игры.

(Слова для подсказки: жалость, башня, Дон, бочка, день, гость, бас, гора, дело, жили, жирок, жарь, бить .)

Странное письмо

Когда-то в детстве мы с товарищем увлекались игрой в секретных агентов, писали друг другу зашифрованные донесения. Прошло много лет. Мы выросли. И вот однажды в почтовом ящике я обнаружил письмо с очень странным содержанием. Я долгое время думал, что оно означает. Спустя некоторое время я расшифровал его, вспомнив нашу детскую игру с заменой звонких согласных парными глухими и наоборот. Попробуйте и вы прочитать письмо. Для этого вам надо вспомнить парные звонкие и глухие согласные.

Звуки и смысл

Вы, наверное, знаете, что в стихах важен не только смысл, но и то, как они звучат. Прочитайте два отрывка из стихотворений Е.Благининой и В.Орлова.

Посчитайте, сколько звонких и глухих согласных звуков в первом отрывке. А во втором? Как вы думаете, почему такая большая разница? Как связано содержание этих стихотворений с количеством звонких и глухих согласных:

1. Дождик, дождик, не дожди,
Не дожди ты, подожди!
Выйди, выйди, солнышко,
Золотое донышко!

Е.Благинина

2. Тише, тише,
Тише, тише!
И тиха,
и не слышна
на деревья
и на крыши
опустилась тишина.

В.Орлов

Ответ. В первом отрывке 40 согласных звуков, из них 30 звонких и 10 глухих. А во втором отрывке на 32 согласных звука приходится 20 глухих и 12 звонких. Такая разница в звучании стихотворений связана с их содержанием. Первое стихотворение представляет собой звонкую закличку, громкое и радостное обращение ребенка к силам природы. А чтобы звонко и громко крикнуть дождю и солнцу, нужны звонкие звуки.

Ж или Ш

Образуйте слова, вставив пропущенные буквы. Объясните свой выбор.

З или С

Вставьте пропущенные буквы. Объясните свой выбор.

Кто больше?

Подберите как можно больше проверочных слов к данным. Чья команда подберет больше, тот и победитель.

Гриб, зуб, бровь, клюв, пирог, сапог, утюг и т.д.

ТЕМА «Оглушение и озвончение согласных: проблемы правописания»

Альпинисты

Представьте себе ситуацию: вы альпинисты. Вам нужно подняться на вершину горы и водрузить там флаг своей страны. Для этого надо вставить в предложенные существительные правильную букву. Какая команда (а их две) сделает это быстрее, та и победила.

Старуха Шапокляк

Чебурашке в школе дали задание списать текст. Когда он на минуту отлучился, вошла старуха Шапокляк и брызнула на страницу чернилами.

Помоги Чебурашке определить, какую букву надо вставить!

1. Как у старой ба_ ки

Жили-были ла_ ки.

Встанет ба_ ка утром рано,

Выйдет в погре_ за сметаной –

Ла_ ки всле_ за ней идут,

Всюду ба_ ку стерегут.

2. У Аленки в гостях

Петушок в сапо_ ках,

Курочка в сере_ ках,

А корова в ю_ ке,

В теплом полушу_ ке.

Помоги Незнайке

Незнайка в школе сдавал зачет. Учитель выдал ему картинки с нарисованными предметами, Незнайка должен был назвать эти предметы и записать данные названия в правильном виде. Но он этого сделать не смог. Помогите ему, ребята! Подпишите картинки!

Емеля-дурачок держит экзамен

Емеля-дурачок решил жениться на принцессе. Но царь велел ему сначала пройти испытания. Он хотел проверить его смекалку и грамотность. Ведь не может же царская дочь выйти замуж за невежду! Вот какое задание дал царь Емеле: тот должен был отгадать предложенные ему загадки, а отгадки записать с соблюдением всех правил орфографии.

1. Без досок, без топоров
Через речку мост готов.
Мост – как синее стекло:
Скользко, весело, светло.

2. Рассыпался горох
На семьдесят семь дорог;
Никто его не подберет:
Ни царь, ни царица,
Ни красная девица.

(Гра_)

3. В новой стене,
В круглом окне
Днем стекло разбито,
За ночь вставлено.

(Прору_ь)

4. В иголках бугорок
Мышку уволок.

5. Посмотрю я в окошко:
Идет длинный Антошка.

(До_ _ь)

6. Мальчик с пальчик,
Бел балахон,
Шапка красненькая.

(Гри_)

Буратино пишет диктант

Мальвина занималась с Буратино русским языком, в частности правописанием звонких и глухих согласных. Она читала ему стихотворные строчки, а последнее слово не называла. Буратино должен был по рифме догадаться, какое слово пропущено, и записать его в правильном виде.

Для начинки на пирог
Приготовили... (творо_)

Тигр по улицам идет,
Разбегается... (наро_)

Кот под лавку уволок
Вкусный праздничный... (пиро_)

Как на улицу пойдешь?
На дворе закапал... (до_ _ь)

Михаил залез на дуб,
Чтобы врач не вырвал... (зу_)

Олимпийские игры

Представьте, что вы – участники зимних Олимпийских игр. Вы вышли на старт соревнований по гигантскому слалому. Впереди вас ожидает много препятствий, коварных поворотов. Кто быстрее и правильнее преодолеет спуск, тот и победитель!

Вставь буквы

Какая неприятность! Наборщик в типографии забыл вставить в текст отдельные буквы. Помоги ему их найти. Чтобы вы узнали слово, вместо пропущенных букв мы вставили звуки.

1. Как ни старался, я не мо[к]
Доесть с капустою пиро[к].

2. На кусок моей колба[с]ки
Мурка хитро щурит гла[с]ки.

3. Оглянулся, – чудный ви[т]:
Старый ключ прошиб грани[т].

А.Фет

4. Повар готовил обе[т],
А тут отключили све[т].
Повар леща берет
И опускает в компо[т]...

О.Григорьев

5. На помощь! В большой водопа[т]
Упал молодой леопар[т].

И.Токмакова

Loading...Loading...