Урок "древнерусская литература. летопись «повесть временных лет» как литературный памятник

Претича".

5класс, учебник

Публикация на сайте: http://www. saharina. ru/metod/lit/

Источник иллюстрации: http://www. tainaxx. info/images/articles/s7_3.jpg

Тест

1. Какой князь правил в Киеве? 1) Владимир, 2) Святослав, 3) Ярослав

2. Кто напал на Киев? 1)половцы, 2) татары, 3) печенеги

3. Почему враги приняли отрока-киевлянина за своего? 1) он говорил на их языке, 2) он был похож на них, 3) он предал своих

4. Кто такой Претич? 1) отрок, 2) воевода, 3) князь

5. Что такое ЛАДЬЯ? 1) ладонь, 2) лодка, 3) тарелка

6. Кто такой ОТРОК? 1) князь, 2) воевода, 3) мальчик-подросток

7. Кто совершил подвиг? 1) князь Святослав, 2) княгиня Ольга, 3) отрок-киевлянин

8. Кого летопись называет хитрым? 1) воеводу, 2) князя, 3) отрока-киевлянина.

Тест


Тест

1. Какой князь правил в Киеве? 1) Владимир, 2) Святослав, 3) Ярослав

2. Кто напал на Киев? 1)половцы, 2) татары, 3) печенеги

3. Почему враги приняли отрока-киевлянина за своего? 1) он говорил на их языке, 2) он был похож на них, 3) он предал своих

4. Кто такой Претич? 1) отрок, 2) воевода, 3) князь

5. Что такое ЛАДЬЯ? 1) ладонь, 2) лодка, 3) тарелка

6. Кто такой ОТРОК? 1) князь, 2) воевода, 3) мальчик-подросток

7. Кто совершил подвиг? 1) князь Святослав, 2) княгиня Ольга, 3) отрок-киевлянин

8. Кого летопись называет хитрым? 1) воеводу, 2) князя, 3) отрока-киевлянина.

Тест

1. Какой князь правил в Киеве? 1) Ярослав, 2) Святослав, 3) Владимир

2. Кто напал на Киев? 1) печенеги, 2) татары, 3) половцы

3. Почему враги приняли отрока-киевлянина за своего? 1) он был похож на них, 2) он говорил на их языке, 3) он предал своих

4. Кто такой Претич? 1) отрок, 2) князь, 3) воевода

5. Что такое ЛАДЬЯ? 1) ладонь, 2) тарелка, 3) лодка,

6. Кто такой ОТРОК? 1) мальчик-подросток, 2) воевода, 3) князь

7. Кто совершил подвиг? 1) княгиня Ольга, 2) князь Святослав, 3) отрок-киевлянин

8. Кого летопись называет хитрым? 1) отрока-киевлянина, 2) князя, 3) воеводу

Тест

1. Какой князь правил в Киеве? 1) Владимир, 2) Святослав, 3) Ярослав

2. Кто напал на Киев? 1)половцы, 2) татары, 3) печенеги

3. Почему враги приняли отрока-киевлянина за своего? 1) он говорил на их языке, 2) он был похож на них, 3) он предал своих

4. Кто такой Претич? 1) отрок, 2) воевода, 3) князь

5. Что такое ЛАДЬЯ? 1) ладонь, 2) лодка, 3) тарелка

6. Кто такой ОТРОК? 1) князь, 2) воевода, 3) мальчик-подросток

7. Кто совершил подвиг? 1) князь Святослав, 2) княгиня Ольга, 3) отрок-киевлянин

8. Кого летопись называет хитрым? 1) воеводу, 2) князя, 3) отрока-киевлянина.

Тест

1. Какой князь правил в Киеве? 1) Ярослав, 2) Святослав, 3) Владимир

2. Кто напал на Киев? 1) печенеги, 2) татары, 3) половцы

3. Почему враги приняли отрока-киевлянина за своего? 1) он был похож на них, 2) он говорил на их языке, 3) он предал своих

4. Кто такой Претич? 1) отрок, 2) князь, 3) воевода

5. Что такое ЛАДЬЯ? 1) ладонь, 2) тарелка, 3) лодка,

6. Кто такой ОТРОК? 1) мальчик-подросток, 2) воевода, 3) князь

7. Кто совершил подвиг? 1) княгиня Ольга, 2) князь Святослав, 3) отрок-киевлянин

8. Кого летопись называет хитрым? 1) отрока-киевлянина, 2) князя, 3) воеводу

Древнерусская литература. «Подвиг отрока-киевлянина и хитрость воеводы Претича»

Возникновение русской литературы относится к концу 10 века, когда на Руси после принятия христианства появились книги, предназначенные для проведения церковных служб. Понятие «древнерусская литература» включает в себя литературные произведения, написанные в 11 – 17 веках.

Начало древнерусской литературы связано с принятием христианства на Руси, с церковным богослужением и проповедничеством. Первые слушатели произведений – знатные люди, собравшиеся в главном храме города.

Начало письменности у восточных славян связано с Крещением Руси в 988 году во время княжения в Киеве Владимира Святославича, внука княгини Ольги. На Русь письменность пришла из Болгарии, где братья Кирилл и Мефодий создали славянскую азбуку и впервые перевели богослужебные книги с греческого на церковнославянский язык.

Вместе с письменностью на Русь пришли различные жанры византийской христианской литературы: житие, поучение, слово.

В XI веке на Руси возникает летописание. Во время княжения Ярослава Мудрого в Киеве, при дворе митрополита, в те времена главного церковного иерарха на Руси, был создан «Древнейший Киевский свод», т. е. были записаны рассказы об основных событиях на Руси с древнейших времен.

Слово «летопись» произошло от двух слов: «лето», т.е. год, и «писать». Таким образом, летопись – это сочинение, где повествование излагается в хронологическом порядке. Повествование начиналось словами «В лето...» (т. е. «В год...») - отсюда и название летопись.

Составители летописей считали себя не авторами, а лишь регистраторами происходящих событий. Поэтому они крайне редко упоминают о себе. Чаще всего древнерусским летописцем был учёный монах.

В 1073 г. монах Киево-Печерского монастыря Никон Великий, используя «Древнейший Киевский свод», составил «Первый Киево-Печерский свод». В начале XII в. монах Киево-Печерского монастыря Нестор исправляет, дополняет первые редакции летописи, которая получает название по своим первым строчкам - «Повесть временных лет».

«Повесть временных лет» объединила в себе самые разные материалы – библейские истории, сведения о древних славянах, легенды о первых князьях Древней Руси, тексты договоров Руси с Византией, повести о княжеских междоусобицах, церковные поучения, сочинения о первых монахах Киево-Печерского монастыря.

Перед составителем «Повести временных лет» стояла цель не просто рассказать о прошлом Руси, но и определить место восточных славян среди европейских и азиатских народов.

Летописец подробно рассказывает о расселении славянских народов, о заселении восточными славянами территорий, которые позже войдут в состав Древнерусского государства, о нравах и обычаях разных племён. В «Повести...» подчёркивается не только древность славянских народов, но и единство их культуры, языка и письменности, созданной в 9 веке братьями Кириллом и Мефодием.

Летописец обращается к истории первых русских князей, повествует о деяниях их потомков. Из летописи видно, как складывается и крепнет Древнерусское государство, как расширяются его границы, как слабеют его враги.

С середины 11 века Древнерусское государство начало дробиться на отдельные княжества и земли. Начались межкняжеские конфликты, чем пользовались воинствующие соседи Руси. Всё это не могло оставить летописцев равнодушными, и они призывали князей объединиться ради спасения Руси.

В русской культуре летописание играло очень важную роль: оно помогало людям узнавать об истории своего народа, о том, что такое добро и зло, как надо и как не надо поступать человеку.

Одной из повестей, входящих в состав «Повести временных лет», является повествование о подвиге отрока-киевлянина.

Повествование начинается словами: «В лето 6476 (968)». Это значит, что события происходили в 6476 году от Сотворения мира. В Древней Руси было принято летоисчисление не от Рождества Христова, как считаем мы года сейчас, а от Сотворения мира. В скобках современными учеными-историками для нашего удобства указан тот же год по современному летоисчислению.

В начале повести упоминается князь Святослав, который был очень деятельным князем, освободил вятичей от власти хазар, отправился в поход в Болгарию, чтобы отвоевать земли по Дунаю. Туда, в небольшой городок Переяславец на Дунае, Святослав хотел перенести столицу Руси. В это время земли, на которых жили разгромленные Святославом хазары, заняли новые кочевники - печенеги. Когда Святослав с дружиной был в Переяславце, далеко от родного Киева, печенеги впервые напали на стольный град, о чем и рассказывает нам летописный отрывок.

Киев в те времена был обнесен крепостной стеной с воротами и располагался на высоком холме над Днепром, там, где в Днепр впадает небольшая речка Лыбедь. Печенеги окружили город, но на том берегу собрались русские люди - «люди той стороны Днепра», и они могли бы помочь осажденным.

Отрок (так называли княжеского слугу) вызвался перебраться через Днепр, но для этого ему нужно было пройти через стан печенегов. Если бы печенеги узнали, что он киевлянин, то юношу ожидала бы неминуемая смерть. Юноше, который умел говорить по-печенежски, удалось добраться до отряда воеводы Претича.

Претич на следующее утро со своим небольшим отрядом отправился в Киев. Он сказал печенежскому князю, что возглавляет передовой отряд войска Святослава, а русский князь с бесчисленным войском идет следом. Печенежский князь испугался, попросил мира и отступил от города.

Святослав же возвращается с чужой земли и прогоняет печенегов в поле. Последними словами летописец подчёркивает, что самое главное для человека - это мир.

Летописец с уважением относится к героическому поступку отрока, который смог пройти через вражеский стан и под стрелами переплыть Днепр, с пониманием относится к вынужденной хитрости Претича и не одобряет Святослава. Это неодобрение выражается в словах киевлян: «Ты, князь, ищешь чужой земли и о ней заботишься, и свою покинул». Беды и голода могло бы не случиться, если бы Святослав был не в Переяславце на Дунае, а на родной земле.

В «Повесть временных лет» входят и другие народные предания, главными героями которых являются простые русские люди, совершающие подвиги и рискующие собственной жизнью ради спасения Родины.

Повествование о подвиге отрока-киевлянина являет собой пример мужества и самоотверженности, проявленной ради спасения родной земли.

Разделы: Литература

Зачем мы обращаемся к литературе далекого прошлого? Что она дает современному читателю?
Прежде всего, конечно, культурный человек должен знать свою историю. Знакомство с историей учит человека ценить то прекрасное, что создал народ. Видя, каким трудом, борьбой и подвигами строили многие поколения здание нашей культуры, мы обретаем «самостоянье» человека» (А. С. Пушкин), осознаем себя звеном в цепи поколений.
А что дает чтение летописи?
Читая летопись, мы слышим живой голос далеких предков. Произведения прошлого как бы разрушают преграды между эпохами.
Попытаемся и мы почувствовать сопричастность к истории. Но воспринять искусство древности не просто, ведь древняя литература очень своеобразна.
Летописание на Руси началось в XI веке. Первым летописцем был киево-печерский монах Никон, которого называли Великим. Жизнь его была полна бурных событий, он активно включался в политическую борьбу против тех киевских князей, которые свои интересы ставили выше общерусских, дважды был вынужден бежать в Тьмутаракань. В конце жизни он стал игуменом Киево-Печерского монастыря. Тогда-то, по-видимому, он и составил летопись. Ученые называют датой ее создания 1073 год.
Труд его продолжили другие, а в первой четверти XII века монах Киево-Печерского монастыря Нестор, дополнив ее новыми сведениями, дал летописи заглавие - «Повесть временных лет». Это одно из самых замечательных произведений древнерусской литературы. До нас дошла эта «Повесть…», переписанная и отчасти переработанная монахом соседнего Выдубецкого монастыря Сильвестром. Так что это произведение - плод творчества нескольких поколений летописцев.

Программа: Под ред. Г. И. Беленького (Учебник - хрестоматия для 6 классов. "Литература. Начальный курс" под ред. М. А. Снежневской).

Цель урока: Определить значение "Повести временных лет"

Задачи урока:

  • обучающие:
  • дать учащимся представление о древнерусских летописях;
  • отрабатывать умение пересказывать текст;
  • обучить выразительному чтению.
  • развивающие
  • развитие умений сопоставления текстов;
  • развитие критической мысли учащихся;
  • развитие творческих способностей.
  • воспитывающие:
  • на примере летописей показать патриотизм русского народа, такие его духовные качества, как: самоотверженность, внутренняя доброта.

Метод обучения: эвристический, проблемная ситуация.

Приёмы обучения:

  • фронтальная беседа;
  • индивидуальная работа;
  • выразительное чтение;
  • инсценировка отрывка.

Тип урока: урок закрепление с углублённым анализом текста.

Вид урока: комбинированный урок.

Предварительная работа: на прошлом уроке в качестве домашнего задания было задано: 1) перечитать "Повесть временных лет"; 2) сделать иллюстрацию к выбранному эпизоду.

Оборудование: доска с записями; выставка иллюстраций к рассказу; презентация.

ХОД УРОКА

I. Вступительное слово учителя

Ребята, на протяжении нескольких уроков литературы мы с вами изучали тему: "Повесть временных лет как литературный памятник". Сегодня мы с вами попытаемся доказать, что это произведение является одновременно и памятником историческим, и памятником литературным.

II. Фронтальная беседа с классом

Учитель: Что представляет собой повесть?

Ответ: Общерусский летописный свод, составленный в Киеве во втором десятилетии 12 века и положенный в основу большинства дошедших до нашего времени летописных сводов. Как отдельный самостоятельный памятник, повесть не сохранилась.

Учитель: Сколько и какие копии существуют в настоящее время?

Ответ: В настоящее время имеется несколько копий. Из них самые замечательные две: рукописный пергаментный сборник 1337 года - хранится в Государственной публичной библиотеке имени М. Е. Салтыкова - Щедрина (Лаврентьевская летопись) и рукописный сборник начала XV - хранится в библиотеке АНРФ (Ипатьевская летопись).

Учитель: Почему эти копии так называются?

Ответ: Лаврентьевская летопись названа по имени её летописца - монаха Лаврентия, который переписал её для Суздальского Великого князя Дмитрия Константиновича в 1337 году. Сведения эти мы узнаём из записи Лаврентия в конце переписанной им рукописи. Лаврентьевская летопись - это сборник, в состав которого вошли два произведения: сама "Повесть временных лет", и так называемая "Суздальская летопись", доведённая до 1305 года.
Ипатьевская летопись названа по бывшему месту хранения - Ипатьевскому монастырю в Костроме. Это тоже сборник, в состав которого входит несколько летописей, в том числе "Повесть временных лет". В данном документе повествование доводится до 1202 года.

Ответ: В списках некоторых летописных сводов составителям повести назван монах Киево-Печёрского монастыря Нестор, живший в начале XII века.

Учитель: Что является источником повести?

Ответ: Так как летопись не является единым произведением, а летописным сводом, источниками для неё послужили: Киево-Печёрский свод конца XI века, русско-византийские Договоры X века, "Сказание о грамоте Словенской", придания о восточно-славянских племенах, о Кие, о мести Ольги древлянам, устные рассказы монахов Киево-Печёрского монастыря и другие.

Учитель: В чём особенность повести и заслуга Нестора?

Ответ: В том, что Нестор был первым древнерусским историографом, который связал историю Руси с историей восточно-европейских и славянских народов. Кроме того, особенностью повести является её привязанность с всемирной историей.

III. Работа с иллюстрациями

А теперь давайте посмотрим на репродукцию картины В. М. Васнецова "Нестор летописец".
Нестор, как мы уже сказали, жил в Киево-Печёрском монастыре. Он трудился в своей келье - днём при свете солнца, ночью при свете свечи. Горела лампада у иконы. Летописец писал на листах, сделанных из телячьей кожи. Такой материал был очень дорогим и назывался пергаментом. Сейчас мы пишем ручками, а на картине Васнецова летописец пишет гусиным пером, обмакивая его в чернила. Нестор одет в монашескую одежду. У него седые волосы и белая борода. Он аккуратно переворачивает уже исписанную страницу книги. Сзади него на столике лежит толстая большая книга, застёгнутая на замок. Из окна видны крепостные стены с башней и церковь на холме. Здания и келья на картине Васнецова изображены правдоподобно.
- Какое впечатление производит на вас эта иллюстрация?
- А что хотела ваша одноклассница передать вот этими рисунками?

IV. "Сказание о князе Олеге". Инсценировка

Учитель: О ком вы узнали из повести?
Ответ: О князе Игоре, о княгине Ольге, Олеге и Святославе, Борисе и Глебе.

Учитель: Что вы помните об Олеге?
Ответ: Князь Олег с лёгкостью, обычной для сказочного героя, преодолевает все препятствия на своём пути: он без боя берёт Смоленск и Любеч, хитростью одолевает Киевом; не встречая никакого сопротивления, побеждает древлян, северян и радимичей; идёт походом на Царьград. Он запугивает греков хитростью: к ладьям приказывает приделать колёса и так, на колёсах, въезжает в Царьград. Олег мудрый и вещий, не пьёт вина, отравленного греками. Умирает он, как и другие сказочные герои, неожиданно, смертью, предсказанной вещим прорицателем, - от укуса змеи.

Учитель: В основу какого произведения легла эта легенда?
Ответ: А. С. Пушкин "Песнь о вещем Олеге".

Учитель: Какие события баллады в летописи не описаны? Какие события поэт домыслил, вообразил?
Ответ: Встреча Олега с кудесником, вопрос Олега, пророчество кудесника. В летописи раскрывается только облик Олега, любящего коня, любимого дружинниками, слугами. О кудеснике ничего не сказано, только кратко упоминается его предсказание.

Учитель: А сейчас ваши одноклассники покажут инсценировку этой легенды.
Учитель: Удалось ли девочкам передать отношение Олега к своему коню?
Учитель: Чему учит нас эта легенда?

Ответ: Нельзя предавать друзей.

V. Фронтальная беседа с классом

Учитель: Давайте теперь обратимся к заглавию Повести: "Се повести времяньных леть, откуда есть пошла Русская земля, кто в Киеве нача первее княжити, и откуда Русская земля стала есть".

Чтение наизусть отрывка "Расселение славян".

Учитель: Что мы узнаём из этого отрывка?
Ответ: Здесь рассказывается о распределении земли после библейского потопа между сыновьями Ноя.

Учитель: Какие вопросы ставит перед собой летописец?
Ответ: Как возникла Русская земля?

Учитель: Какое значение имеет слово "земля"?
Ответ: Территория, народ, государство.

Учитель: Какие ещё вопросы ставит летописец повести в её заглавии?
Ответ: Какой князь начал первым княжить в Киеве и кого считать основателем династии? Как сложилось, сформировалось Русское государство, современное летописцам?

Учитель: Вывод: "Повесть это не история князей, а история государства, история русской земли. Поэтому, как бы ни была велика роль отдельного человека, князя, он интересует летописца не сам по себе, а лишь как участник истории государства, истории русской земли". Основная мысль повести - любовь к родине. Лейтмотив "Не губите землю отцов своих и дедов" постоянно звучит в Повести.

VI. Работа с текстом: "Подвиг отрока-киевлянина и хитрость воеводы Претича"

Учитель: В Повесть включены народные предания, героями которых являются не князья, а простые русские люди, своей личной инициативой освобождающие родную землю от врагов. Примером такого предания может служить "Подвиг отрока-киевлянина и хитрость воеводы Претича".
- Когда происходят описываемые события?
- Кто княжил в Киеве?
- Что вы знаете о княжении Святослава?
- Кто такие печенеги? Почему они напали на Киев? (Объединение тюркских и других племён в заволжских степях в VIII - IX веках. Кочевники-скотоводы часто совершали набеги на Русь. В 1036 году они были разбиты великим киевским князем Ярославом Мудрым).
- Как вы понимаете слово "отрок"? (Отрок (стар.) - мальчик-подросток в возрасте между ребёнком и юношей.)
- Как поступил отрок, чтобы спасти город?
- Что угрожало отроку, если бы враги догадались, что он киевлянин, а не печенег?
- В чём была хитрость воеводы Претича?
- С какими словами обратились жители города к Святославу?
- Какое положение занимают герои прочитанного вами летописного рассказа? (Герои прочитанного летописного рассказа в большинстве своём занимают в обществе высокое положение: Претич - воевода, он заключает мир с печенежским князем; Святослав - русский князь, княгиня Ольга - его мать. Не занимает высокого положения только отрок, но его можно по справедливости назвать выдающимся храбрецом.)
- Как вы понимаете слова Д. С. Лихачёва: "Мы должны быть благодарными сыновьями нашей великой матери - Древней Руси"? (Потому что наши предки в тяжёлой борьбе с захватчиками отстояли независимость нашей земли, подавая нам пример внутренней силы и душевной стойкости. Это может выражаться в бережном отношении к памятникам русской старины, во вдумчивом и внимательном изучении истории и в заботе о красоте и процветании нашей современной России. Наша страна - это наше наследство, и мы должны заботиться о ней и потом передать нашим детям).
- Может ли повествование об отроке - киевлянине "служить современности"? (Да, являя пример мужества и самоотверженности ради спасения родной земли).
- А в каких ещё преданиях из повести говорится о простых русских людях, совершавших подвиги? ("Сказание о Кожемяке", "Сказание о белгородском киселе").

VII. Вывод по уроку

Учитель: Интересна ли "Повесть временных лет" современному читателю?
Давайте обратимся к словам Д. С. Лихачёва: "Древняя русская литература наполняет нас гордостью за наших далёких предшественников, учит нас с уважением относится к их труду, борьбе, к их заботам о благе родины".
Согласны ли вы с эти высказыванием? (Интересны, потому что из них мы узнаём об истории нашей страны. Знание прошлого даёт людям почувствовать характер своего народа).

VIII. Домашнее задание.

Чтение по свободному выбору.

IX. Подведение итогов

Учитель называет оценки за урок, называя «+» и «-» отвечающих. Ставит оценки в дневник.


  • неторопливость
  • торжественность
  • эмоциональность
  • трагичность
  • сострадательность

  • Молитва
  • Притча
  • Житие
  • Поучение
  • Повесть
  • Легенда
  • Слово
  • Хождение
  • Летопись
  • Сказание
  • Наставление

Возникновение древнерусской литературы

Летопись – историко-повествовательные произведения 11-17 вв., содержание которых велось по годам. т.е. о летах .

Рассказ о событиях каждого года, в летописях обычно начинался словами: "в лето …" - отсюда название - летопись. Летописцами, как правило, были монахи.


Тематика летописей:

  • русская история;
  • возникновение Руси;
  • борьба с внешними врагами;
  • борьба князей за престол.


Красная строка

  • Древнерусские летописи написаны сплошным текстом без пробелов.
  • Ярко оформлялась первая буква - её рисовали красной краской . Отсюда произошло выражение «с красной строки».


«Откуда есть пошла земля Русская …».

  • Так звучат первые строки «Повести временных лет».
  • Рассказывая о жизни и деяниях князей, Нестор – монах писавший «Повесть…» везде высказывает мысль о необходимости мира.
  • Любовь к родине - основная мысль повести. Основная мысль: « Не погубите землю отцов своих и дедов » постоянно звучит в «Повести...».



Из истории.

  • В лето 6476 (968). Пришли впервые печенеги на Русскую землю, а Святослав был тогда в Переяславце, и заперлась Ольга со своими внуками Ярополком, Олегом и Владимиром в городе Киеве. И осадили печенеги город силою великой…

Словарная работа

  • Отрок – юноша;
  • воевода –редводитель воинской дружины;
  • печенеги –объединение тюркских народов и других племен в заволжских степях;
  • Ольга – княгиня, мать князя Святослава;
  • Лыбедь – название реки;
  • ладья – лодка;
  • муж – зд.: воин, мужчина.

Размышляем над прочитанным…

  • О каком подвиге отрока-киевлянина рассказано в “Повести временных лет”?
  • В чём заключалась хитрость воеводы Претича, героя летописного повествования?
  • Как заканчивается история «Подвиг отрока-киевлянина и хитрость воеводы Претича» ?

Поразмышляем

  • Почему поступок отрока назван подвигом?
  • Что значит «совершить подвиг»?

Проверим себя!

  • Какими словами начинаются древнерусские летописи?
  • Самая древняя летопись, дошедшая до нас?
  • Кто ее автор?
  • Что означает «временных лет» ?

Д.С. Лихачев

  • «Мы должны быть благодарными сыновьями нашей великой матери – Древней Руси. Прошлое должно служить современности!»

(Из книги «Земля родная»).


Домашнее задание

  • Письменный ответ на вопрос : стр.51. («Размышнение о героях…») задание 2 .
«ПОДВИГ ОТРОКА-КИЕВЛЯНИНА И ХИТРОСТЬ

ВОЕВОДЫ ПРЕТИЧА». ЧЕРТЫ РУССКИХ ЛЕТОПИСЕЙ

Цели деятельности учителя: дать представление о древнерусской литературе, жанре и идейно-художественных особенностях летописи, ознакомить с созданием и основной мыслью повести «Подвиг отрока...»; развивать умение формулировать тему произведения, делать выводы по прочитанному; обучать составлению цитатного плана.

Планируемые результаты изучения темы:

Предметные умения: знать особенности повествования; уметь воспринимать и анализировать текст.

Метапредметные УУД (универсальные учебные действия):

Личностные : осознает свои трудности и стремится к их преодолению, проявляет способность к самооценке своих действий поступков; положительно относится к учению, познавательной деятельности, приобретению новых знаний, умений, совершенствует имеющиеся.

Регулятивные : адекватно оценивает свои достижения, осознает возникающие трудности, осуществляет поиск причин и пути преодоления; принимает и сохраняет учебную задачу; планирует (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, действует по плану.

Познавательные : выполняет учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществляет для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливает причинно-следственные связи, делает обобщения, выводы; осознает познавательную задачу; читает и слушает, извлекает нужную информацию, а также самостоятельно находит ее в материалах учебников, рабочих тетрадей.

Коммуникативные : вступает в учебный диалог с учителем, одноклассниками, участвует в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения; задает вопросы, слушает и отвечает на вопросы других, формулирует собственные мысли, высказывает свою точку зрения и обосновывает ее.

Ход урока

I. Вступительное слово учителя.

В Х веке на Русь приходит новая вера - христианство. (Из предыдущих уроков учащиеся помнят, что до этого времени (988 г. н. э.) существовало язычество.) В связи с этим возникает необходимость в широком насаждении веры, и книги могут помочь в этом.

Прежде всего князь Владимир приглашает в Россию ученых филологов из Болгарии - братьев Кирилла и Мефодия. Они создают новую азбуку, которая и теперь используется нами и называется кириллицей». С ее помощью письмо стало проще, доступнее. Старославянская письменность постепенно угасала.

С появлением новой, более легкой письменности, растет количество образованных людей.

Так, книга сыграла громадную роль в насаждении, а затем укреплении христианства на Руси. Сначала все книги были переводными, привозили их из Византии, Болгарии. Но уже в ХI в. появляются сочинения древнерусских писателей, например, «Слово о Законе и Благодати» Илариона, летописи (жанр, свойственный только Руси), «Повесть временных лет» - ХII в., различные «Жития...»

Заканчивается период древнерусской литературы в ХVII в.

«Повесть временных лет» - первый памятник литературы, дошедший до наших дней. Что значит «временных»? Минувших, давно прошедших. В это произведение включены легенды, предания. В них нашли отражение такие темы, как национально-патриотическая, борьбы княжеств за объединение и другие.

Повесть «Подвиг отрока-киевлянина и хитрость воеводы Претича», вошедший в «Повесть временных лет», повествует о событиях, произошедших «В лето 6476 г.» (968 г.), о захвате русских земель печенегами.

II. Знакомство со статьей «Из древнерусской литературы» по Л. Дмитриеву (учебник, с. 47).

III. Работа над вопросами и заданиями учебника «Проверьте себя» (с. 47).

IV. Чтение повести учащимися, умеющими хорошо и выразительно читать.

Параллельно с освоением текста ведется словарная работа с выписыванием на доску трудных слов.

V. Беседа

Вопросы:

1. Какой подвиг совершил отрок-киевлянин?

2. В чем заключалась хитрость воеводы Претича?

3. Что помогло строку справиться с заданием воеводы?

4. Какие черты характера вы увидели в строке? (Смелость, бесстрашие, ум, желание защитить свой город.)

5. Какая тема пронизывает это произведение?

Любовь к Родине - вот основная тема повести. Все герои сплотились, все преследуют одну цель - прогнать врага с род ной земли. Не имея возможности победить врага силой, жители применили такое оружие, как хитрость. После чего их действия увенчались успехом.

VI. Составление цитатного плана.

План (примерный):

1. «Пришли... печенеги на Русскую землю, а Святослав был… в Переяславце...»

2. «...затворилась Ольга в Киеве со внуками...»

3. «Осадили печенеги город...»

4. «Стали тужить люди… искать, кто бы мог перейти на ту сторону...»

5. «Вышел отрок с уздечкой».

6. «Сообщил о беде дружине».

7. «Дружина приблизилась к городу. Печенеги подумали, что пришел сам князь, и побежали от города».

8. Хитрость Претича.

9. «И подали они друг другу руки...» (Претич и печенежский князь.)

10. «...послали киевляне к Святославу...»

11. «Святослав... сел на коня и пришел в Киев с дружиною прогнал печенегов... и был мир...»

VII. Пересказ повести по плану.

VIII. Наблюдение над языком повествования.

Разбор вопроса 2 (учебник, с. 51).

IX. Работа над репродукцией картины художника А. Иванова «Подвиг молодого киевлянина».

Учащиеся отмечают, что изобразил художник на ближнем и дальнем планах картины; какие чувства отразились на лице юноши; почему он так стремителен; высказывают мнение о картине (нравится или не нравится, совпадает ли их представление героя с видением художника).

Х. Обобщение.

Чтение отрывка из книги «Земля родная» Д. С. Лихачева - «Прошлое должно служить современности!» (с. 51, учебник).

Домашнее задание: на усмотрение учителя.

Loading...Loading...