Конспект урока по русскому языку Главный помощник в общении - родной язык (2 класс Перспектива). Язык главный помощник в общении (32 ч) Раздел «Язык - главный помощник в общении»

Урок 15. Главный помощник в общении – родной язык (с. 29­30)
Цели: показать необходимость владения языком для успешного общения.
Задачи: формирование необходимости владения языком для успешного
общения, обоснование необходимости знания букв, формирование умений
передачи устной речи на письме; повторение алфавита, закрепления знаний
обучающихся о речи, совершенствование умений составлять предложение,
развитие орфографическую зоркости, формирование умений участвовать в
учебной беседе, следовать инструкциям, отвечать на вопросы, формирование
умений детей слушать товарищей и отвечать на вопросы.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент.
II. Актуализация знаний.
Словарно ­ орфографическая работа.
­ Сегодня мы познакомимся с двумя словами, которые вы должны
самостоятельно составить из данных букв:
ОШОРОХ АТАНМОК
­ Получились слова: Комната и хорошо.
­ Что такое комната? (отдельное помещение в доме)
­ В каких значениях может употребляться слово хорошо? (С помощью этого
слова оценивают поведение, поступки, действия).
­ Слово хорошо говорят, когда с кем­либо или с чем­либо соглашаются.
Например, хорошо, я приду.
­ Слово хорошо может обозначать угрозу. Например, ну, хорошо же!
­ Отметку "четыре" называют хорошо. Что можете сказать о написании слова
хорошо? (В слове имеется сочетание ­ оро).
­ Напишите оба слова в тетрадь, поставьте ударение, подчеркните гласные,
которые надо запомнить.
­ Составьте предложение, в которое вошли бы эти два слова одновременно.
(Варианты детей)
На доске записаны слова.
С..нтябрь, з..ма, пр..щай, д..ревья, в..робей, л..са, комн..та, х..рошо.
­ Сейчас вам нужно будет вставить буквы в слова и объяснить свой выбор.
­ На какие две группы можно разделить слова по орфограммам? (­ Безударные
гласные, которые можно проверить, и безударные гласные, которые нужно
запомнить.(сентябрь, прощай, воробей, комната, хорошо)

III. Самоопределение к деятельности
­ Ребята, скажите мне, пожалуйста, что помогает нам общаться между собой?
(речь)
­ Какой бывает речь? (устная, письменная)
­ Какую речь мы называем устной? (которую произносим устно)
­ А письменной? (которую записываем)
­ Какой орган человеку помогает в общении? (язык)
­ Сколько значений слова «язык» вы знаете? (Одно из значений – язык как
человеческий орган, а второе значение – язык как средство общения.)
­ Сформулируйте тему и цель нашего урока (Язык – это главный помощник в
речевом общении. Будем изучать его богатства)
IV. Работа по теме урока.
1. Работа по учебнику.
Упр.31 стр. 29.
Вы уже научились читать. Прочтите буквы. Какие буквы вызывают
затруднения7 (во втором предложение) Почему? (мы их не изучали).
Прочтите предложения? Какое предложение вызывает затруднение? (второго
ряда). Почему? (они нам не знакомы).
Прочтите слова профессора Самоварова с.29
­ А на каком языке мы с вами общаемся?
­ Какой язык для вас является родным?
Прочитайте на доске:
Родной язык - святой язык
Родной язык - святой язык, отца и матери язык,
Как ты прекрасен! Целый мир в твоем богатстве я постиг!
Качая колыбель, тебя мне в песне открывала мать,
И сказки бабушки я научился понимать.
Родной язык, Родной язык, с тобою смело я шел вдаль,
Ты радость возвышал мою, ты просветлял мою печаль.
Родной язык, с тобой вдвоем я в первый раз молил Творца:
«О, Боже, мать мою прости, прости меня, прости отца!»
Почему автор назвал родной язык­святой язык? (ответы учеников)
­ А что для вас означает словосочетание Русский язык?
­ Для того, чтобы уточнить значение словосочетания «Русский язык» я сейчас
прочитаю вам небольшой текст.

Много языков на Земле. И каждый язык для кого­то родной. Русский
язык – родной язык русского народа. Русский язык понимают все
народы, живущие в России.
­ Ребята, какая мысль в этом тексте главная?
­ А сейчас давайте запишем главное предложение о русском языке.
Русский язык – родной язык русского народа.
­ Давайте прочитаем в учебнике на странице 30 сообщение профессора
Самоварова о русском языке.
V. Физкультминутка.
VI. Продолжение работы по теме урока.
Упр. 33 с. 30
­Записать любое из высказываний о языке (Можно записать свой вариант)
Язык – одежда всех мыслей.
Не может быть мысли без языка и языка без мысли.
Долг языка – говорить добро.
Упр. 32 с. 29
­ Прочитайте задание. Что нужно сделать? (Помочь дяде Фёдору грамотно
написать письмо)
– На каком языке написано письмо?
­ Понятно ли оно вам?
­ Посмотрите внимательно, что пропустил Дядя Федор, когда писал это
письмо?
­ Давайте поможем мальчику написать трудные слова. Запишите текст,
вставляя пропущенные буквы.
­ Вы обратили внимание, что мальчик начал свое письмо с обращения к
родителям?
­ А что Дядя Федор забыл написать в конце письма? (От кого это письмо).
VII. Рефлексия.
Упр. 36 с. 33
Словесное творчество
­ Запишите предложения, в которых говорится о русском языке, его богатстве.
Русский язык в умелых руках и в опытных устах – красив, певуч,
выразителен, гибок, послушен, ловок и вместителен (А.И. Куприн).
VIII . Итог урока.
По отношению каждого человека к своему языку можно совершенно точно
судить не только о его культурном уровне, но и о гражданской ценности.
Истинная любовь к своей стране немыслима без любви к своему языку.

Урок 15. Главный помощник в общении - родной язык (с. 29-30)

Цели: показать необходимость владения языком для успешного общения; обосновать необходимость знания букв для передачи устной речи на письме; повторить алфавит.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент.

II. Актуализация знаний.

Словарно - орфографическая работа.

Сегодня мы познакомимся с двумя словами, которые вы должны самостоятельно составить из данных букв:

ОШОРОХ АТАНМОК

Получились слова: Комната и хорошо.

Что такое комната? (отдельное помещение в доме)

В каких значениях может употребляться слово хорошо?(С помощью этого слова оценивают поведение, поступки, действия).

Слово хорошо говорят, когда с кем-либо или с чем-либо соглашаются. Например, хорошо, я приду.

Слово хорошо может обозначать угрозу. Например, ну, хорошо же!

Отметку "четыре" называют хорошо. Что можете сказать о написании слова хорошо? (В слове имеется сочетание - оро).

Напишите оба слова в тетрадь, поставьте ударение, подчеркните гласные, которые надо запомнить.

Составьте предложение, в которое вошли бы эти два слова одновременно. (Варианты детей)

III. Самоопределение к деятельности

Знакомство с отрывком из произведения Гераскина «В стране невыученных уроков» (Читается до приговора, затем выслушиваются мнения детей, что бы сделали они, зачитывание приговора)

Сделайте вывод (ответы детей)

В учебнике на стр. 30 прочитайте сообщение профессора Самоварова (Вам нужно изучить все богатства родного языка, чтобы уметь грамотно использовать их в своей речи. Язык - это главный помощник в речевом общении)

Сформулируйте тему и цель нашего урока (Язык - это главный помощник в речевом общении. Будем изучать его богатства)

IV. Работа по теме урока.

1. Работа по учебнику.

Упр. 33 с. 30

Записать любое из высказываний о языке (Можно записать свой вариант)

Язык - одежда всех мыслей.

Не может быть мысли без языка и языка без мысли.

Долг языка - говорить добро.

2. Работа по тетради на печатной основе.

Упр. 23 с. 16

А начнём наше изучение с алфавита.

Сколько букв в русском алфавите?

Какие буквы звуков не обозначают?

V. Физкультминутка.

Мы писали,

Мы писали! Мы писали!

Наши пальчики устали.

Мы немножко отдохнем

И опять писать начнем.

VI. Продолжение работы по теме урока.

1. Работа по тетради на печатной основе

Упр. 24 с. 16

Игра «Кто быстрее»

Попробуй придумать название животных или птиц на разные букв алфавита.

3. Работа по учебнику

Упр. 32 с. 29

Прочитайте задание. Что нужно сделать?(Помочь дяде Фёдору грамотно написать письмо)

Что Дядя Фёдор забыл написать в конце письма? (От кого это письмо).

VII. Рефлексия.

Упр. 36 с. 33

Словесное творчество

Выпиши из стихотворения предложения, в которых говорится о русском языке, его богатстве.

В день солнечный июльский-

Цветы, цветы вокруг!..

Красив язык мой русский,

Как этот летний луг.

Иду тропинкой узкой-

Деревья до небес!

Могуч язык мой русский

Как этот русский лес.

И в радости, и в грусти-

Он всякий час со мной,

Родной язык мой русский

Как Родина, родной! (А. Шибаев)

Фронтальная проверка с комментированием.

Самооценка:

«!» - выполнил задание верно!

«+» - выполнил задание, но допустил ошибки.

«?» - выполнил задания, обращаясь за помощью.

VIII . Итог урока.

Мы будем помнить

каждый миг,

Наш лучший друг -

родной язык!

IX. Домашнее задание (По выбору).

Составь и запиши небольшой рассказ с любым из данных заглавий. Какой тип текста у тебя получился? («Мой родной язык», «Почему язык как Родина родной», «Как красив родной язык!»)

Дополнительный материал к уроку

Главный герой Витя Перестукин попадает в Страну невыученных уроков.

Старик важно посмотрел на меня.

Перестань! Не злись, Запятая! - приказал он старушке.

Как же мне не злиться, ваше величество? Ведь мальчишка еще ни разу не поставил меня на мое место!

Старик строго посмотрел на меня и поманил пальцем. Я подошел.

Запятая еще больше засуетилась и прошипела:

Посмотрите на него. Сразу видно, что он безграмотный.

Неужели это было заметно по моему лицу? Или она тоже умела читать в глазах, как моя мама?

А знаешь ли ты грамматику? - ехидно спросила Запятая

Я ответил, что знаю грамматику не хуже других.

Давайте документы! - завопила старуха противным голосом.

В зал вбежали человечки с одинаковыми круглыми личиками. Два человечка внесли какую-то огромную синюю папку. Когда они развернули ее, я увидел, что это была моя тетрадь по русскому

языку. Она почему-то стала чуть не с меня ростом. Запятая показала первую страницу, на которой я увидел свой диктант. Теперь, когда тетрадь увеличилась, он выглядел еще безобразней. Ужасно много поправок красным карандашом. Под диктантом стояла двойка, похожая на большую красную утку. Увидев это, Глагол сказал сурово:

Прибывший к нам ученик четвертого класса Виктор Перестукин, обнаружил редкое, безобразное невежество. Проявил презрение и нелюбовь к родному языку. За это он будет сурово наказан. Я удаляюсь для вынесения приговора. Заключить Перестукина в квадратные скобки!

Глагол ушел. Запятая побежала за ним и все время приговаривала на ходу:

Никакой пощады!

Восклицательный еще больше расстроился и стал охать на все лады.

А ты знаешь, что запятая может решить судьбу человека? - спросил Вопросительный.

В зал вошли Запятая и несколько Точек, которые несли большой

свернутый лист бумаги.

Это приговор, - объявила Запятая.

Точки развернули лист. Я прочел: ПРИГОВОР по делу невежды. Виктора Перестукина:

КАЗНИТЬ НЕЛЬЗЯ ПОМИЛОВАТЬ.

Казнить нельзя! Помиловать! Ура! Помиловать! - радовался Восклицательный.

Казнить нельзя! Ура! Прекрасно! Великодушно! Ура! Чудесно!

Вы думаете, казнить нельзя? - серьезно спросил Вопросительный. Видно, он сильно сомневался.

О чем они говорят? Кого казнить? Меня? Да какое они имеют право? Нет, нет, это какая-то ошибка!

Но Запятая ехидно посмотрела на меня и сказала:

Знаки неверно понимают приговор. Казнить тебя надо, помиловать нельзя. Вот так надо и понимать.

За что казнить? -- закричал я. - За что?

За невежество, лень и незнание родного языка.

Но ведь тут ясно написано: казнить нельзя.

Мне стало страшно.

Пусть он наконец поймет, какое значение имеет запятая, - важно сказала горбунья.

Запятая даже может спасти человеку жизнь. Вот пусть Перестукин и постарается спасти себя, если он этого хочет.

Конечно, я этого хотел!

Запятая хлопнула в ладошки, и на стене появились огромные часы. Стрелки показывали без пяти минут двенадцать.

Пять минут на размышление, -- скрипела старуха. - Ровно в двенадцать запятая должна стоять на месте. В двенадцать часов и одну минуту уже будет поздно.

Я подошел к столу и нарисовал большую запятую в приговоре после слова "нельзя". В ту же самую минуту часы пробили двенадцать раз.

Ура! Победа! Ах! Хорошо! Чудесно! - радостно прыгал

Восклицательный.

Запятая сразу подобрела.

Помни, что, когда ты даешь своей голове работу, всегда добиваешься цели. Не сердись на меня. Лучше подружись со мной. Когда ты научишься ставить меня на мое место, я не причиню тебе

никаких неприятностей.

Я твердо обещал ей, что научусь.

Если хочешь судьбу переспорить,

Если ты ищешь отрады цветник,

Если нуждаешься в твердой опоре,-

Выучи русский язык!

Он твой наставник великий, могучий,

Он переводчик, он проводник.

Если штурмуешь познания кручи -

Выучи русский язык!

Горького зоркость, бескрайность Толстого,

Пушкинской лирики чистый родник

Блещут зеркальностью русского слова.

Выучи русский язык!

(С. Абдулла, узбекский поэт)

Тамбовское областное государственное автономное образовательное учреждение среднего профессионального образования «Педагогический колледж г. Тамбова»

Утверждаю:

Преподаватель c методикой преподавания русского языка:

преподавания:

Т. Н. Зотова/

Согласовано:

Учитель/ М. Н. Антюфеева /

Конспект

урока по русскому языку

«Главный помощник в общении - родной язык»

Провела студентка группы ПНК-31: Бердникова А.И.

Место проведения: 2 класс, филиал МБОУ «Новолядинская СОШ» в

с. Тулиновка

Дата проведения: 15.09.15

Оценка за конспект:….. (…………) методист: _________/ Т. Н. Зотова /

Оценка за урок:….. (…………) учитель: _____________/ М.Н. Антюфеева/

Оценка за урок:….. (…………) методист: ____________/ Т. Н. Зотова /

Тип урока: Урок рефлексии

Создать условия для расширения словаря, умения владеть языком.

1) показать необходимость владения языком для успешного общения; создать наглядно-образное представление о структуре языка (единицах, из которых он состоит); показать преимущества лексически богатой речи; обосновать необходимость знания букв для передачи устной речи на письме; повторить алфавит.

2) содействовать развитию каллиграфических навыков, умения владеть разговорной речью.

3) воспитывать интерес к русскому языку, толерантность, аккуратность, усидчивость.

Личностные:

Положительная мотивация к предмету «Русский язык»;

Познавательный интерес к русскому языку

Регулятивные:

1.Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.

2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

3. Прогнозировать предстоящую работу, составлять план.

4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Познавательные:

1. Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.

2. Выявлять сущность, особенности объектов.

3. На основе анализа объектов делать выводы.

4. Обобщать и классифицировать по признакам.

5. Ориентироваться на развороте учебника.

6 . Находить ответы на вопросы иллюстрации.

Коммуникативные:

1. Развиваем умение слушать и понимать других.

2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

3. Оформлять свои мысли в устной форме.

Оборудование:

Презентация, учебник, карточки

Деятельность учителя Деятельность учащихся

1.Мотивация к коррекционной деятельности.

Прозвенел звонок.

Начался урок.

Мы пришли сюда учиться,

Не лениться, а трудиться.

Работаем старательно, слушаем внимательно.

Здравствуйте, ребята, сегодня я у вас проведу урок русского языка. Меня зовут Алина Ивановна.

Проверьте, все ли у вас готово к уроку.

2.Актуализация знаний и пробное учебное действие.

Открываем тетради, записываем число, классная работа.

Ребята, посмотрите на доску, прочтите предложения.

Ребята, все ли вам понятно? Какое нет? Почему?

Откройте учебник на странице 29. Прочитайте сообщение Самоварова, каждый в пол голоса.

О чем говорится в сообщении?

У каждого народа - свой язык: свои звуки речи и буквы, с помощью которых можно записывать эти звуки, свои слова и предложения, чтобы общаться друг с другом.

Вам надо изучать все богатства родного языка, чтобы уметь грамотно использовать их в своей речи. Язык - это главный помощник в речевом общении.

Какие богатства хранятся в нашем языке?

Русский язык - государственный язык РФ. В русском большом академическом словаре 131 257 слов, когда в английском языке только 988 слов!

3. Локализация индивидуальных затруднений.

Молодцы!

Кто догадался, какая тема урока сегодня?
Ребята, сегодня мы поговорим о нашем родном русском языке, о его важном значении в нашей жизни.

А какое же значение играет язык в нашей жизни?

Как вы понимаете слово язык?

4.Построение проекта коррекции затруднений.

Посмотрите на рисунок упражнения 34.
Ребята, тема урока « Главный помощник в общении - родной язык». А перед нами на картинке - город Текст. Почему?

Из чего еще состоит язык?

На какой улице живут слова?

Молодцы, ребята!

А теперь прочтите упражнение 33. Запишите высказывание и объясните его:

Язык - одежда всех мыслей.

5.Реализация проекта коррекции выявленных затруднений.

А сейчас откроем упражнение 32. Прочитаем его.

На каком языке написано письмо Дяди Федора?

Понятно ли оно вам?

Помогите мальчику написать трудные слова. Какие орфограммы вам встретились в этих словах? Подчеркните.

Спишите текст, вставляя пропущенные буквы.

А сейчас проведем звуко-буквенный анализ слова: жду.

Физкультминутка.

Мы старались, мы учились

И немного утомились.

Сделать мы теперь должны

Упражненье для спины.

(Вращение корпусом вправо и влево.)

Мы работаем руками.

Мы летим под облаками.

Руки вниз и руки вверх.

Кто летит быстрее всех"?

(Дети имитируют движения крыльев.)

Чтобы ноги не болели.

Раз - присели, два - присели.

Три. Четыре. Пять и шесть.

Семь и восемь. Девять, десять.

(Приседания.)

Рядом с партою идем,

(Ходьба на месте.)

И садимся мы потом.

(Дети садятся за парты.)

6.Обобщение во внешней речи

Ребята, откройте упражнение 35. Прочитайте диалог.

Приходилось ли вам слышать подобную речь?

Что хотел услышать мальчик у своего приятеля?

Получил ли он точный ответ? Почему?

Как вы думаете, богатый или бедный запас слов у героя рассказа?

Молодцы, ребята!

7.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Ребята, давайте составим предложение и проверим его.

Мы, русский, изучаем, язык.

Нам, словарик, русского, нужен, языка.

Ребята, а что такое текст?

А что такое заглавие?

Карточка №1

Расставь предложения в нужном порядке, чтобы получился текст и озаглавьте его:

У нас прекрасная природа. Красивые поля.

Мы живем в России. Ведь она у нас одна. Мы любим свою Родину.

8.Включение в систему знаний и повторений.

Продолжите предложение:

Богатства языка - это звуки, буквы, слова…

9.Рефлексия

Ребята, что мы изучали на уроке?

Для чего нужен русский язык? Нужно ли его учить?

Из чего состоит язык?

Молодцы ребята, мы очень хорошо поработали. Спасибо за активную работу.

Домашнее задание: упражнение 36 на странице 33.

Приветствуют и садятся

Меня зовут Лида.
My name is Lida.

我的名字是莱达.

В сообщении говорится о том, что каждый человек может понять и прочесть только тот язык, который он знает.

Богатство состоит в том, что мы с помощью языка можем разговаривать.

С его помощью мы общаемся друг с другом

Язык - это мышечный орган, с его помощью человек или животное определяет вкус пищи, при его участии образуются звуки речи.

Язык- человеческий способ общения в духовном и практической жизни человека и представляет собой систему знаков для передачи, приема и использования информации

Город текст.

Язык состоит из текстов.

На улице Предложения

На русском языке

Жи ву, скуча ю

Жи, ши, пиши с буквы И. Ча, ща, пиши с буквы А.

Жду- ударение падает на гласную у. в этом слове 1 слог.

Ж - [ж]- согл., тв, зв.

Д- [ д]- согл., тв,. зв.

У- [y]- гл., удар.

Мальчик хотел узнать про жизнь приятеля

Нет, у него очень маленький запас слов

Мы изучаем русский язык

Нам нужен словарик русского языка

Мы живем в России. У нас прекрасная природа. Красивые поля. Мы любим свою Родину. Ведь она у нас одна.

Предложения, текст, рассказы, произведения, романы.

Транскрипт

2 Рабочая программа по русскому языку для 3 класса разработана на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования и концептуальных положений развивающей личностно-ориентированной системы «Перспектива», Сборника рабочих программ «Перспектива». Система учебников «Перспектива»: 1 4 кл / Сост. Л.Г.Петерсон, О.А. Железникова, Л.Ф.Климанова и др. и авторской программы по русскому языку Л.Ф.Климановой, Т.В.Бабушкиной (система учебников «Перспектива» для 1-4 классов общеобразовательных учреждений, рекомендованной Минобрнауки РФ (М: Просвещение, 2011.), учебного плана школы на учебный год. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА (136 ч) Мир общения (14 ч) Речевое общение. Текст Коммуникативно-речевые умения и навыки. Умение учитывать условия речевого общения, знание адресата, понимать цель и тему речевого высказывания, поддерживать общение с помощью вопросов и вспомогательных средств (жесты, мимика), которые показывают, как партнер воспринимает услышанное; обращать внимание на смысловую сторону речи и словесную форму ее выражения. Умение различать словесные и несловесные (вспомогательные) средства общения. Понимание того, что язык главное средство речевого общения. Наблюдение за коммуникативно-речевыми ситуациями на основе реального общения, образно-символических моделей и художественных текстов. Понимание ролевых отношений и цели общения на примере общения литературных героев (Айболит и лиса, заяц, дядя Федор и кот Матроскин и др.) и в парах (ученик ученик, ученик учитель, дети родители и т. д.). Умение устанавливать доброжелательные отношения с партнером на основе взаимопонимания и уважения. Наблюдение за развитием ситуации, манерой общения собеседников; выявление отношения собеседников к предмету общения: дружелюбное, враждебное, уважительное, пренебрежительное, снисходительное, халатное, безразличное и того, как характеризует это отношение собеседника: сердечный, жестокий, вежливый, грубый, приветливый и т. д. Наблюдение за целевыми установками высказывания (сообщить, спросить, побудить к действию, выразить чувство) в предложениях, различных по цели высказывания (повествовательное, вопросительное, побудительное); оформление восклицательных предложений. Умение слушать и говорить, роль этих процессов в речевом общении. Взаимосвязь устной речи с несловесными средствами общения (мимика, жесты, поза, интонация, пауза). Совершенствование устной речи на фонетическом, лексическом, синтаксическом уровнях, базирующихся на знании языка. Понимание недостатков собственного произношения, желание их устранить. Умение слушать речь собеседника, т. е. проводить ее элементарный анализ (с помощью учителя), улавливать основную мысль, выраженную в речи, задавать вопросы, осмысливать общую идею высказывания. Умение говорить выразительно, понятно, логично, четко формулируя мысль в словесной форме; говорить связно в нормальном темпе, соблюдая необходимые нормы орфоэпии. Умение решать в процессе общения речевые задачи: что-то сообщить (проинформировать, известить), одобрить (поддержать, похвалить, подтвердить), возразить (оспорить, покритиковать), объяснить (уточнить, побудить, доказать, посоветовать, утвердить, воодушевить). Воспроизведение, пересказ услышанного с помощью опорных слов, с ориентировкой на главную мысль высказывания. Пересказ содержания прочитанного 2

3 произведения (полно и кратко), составление описания любимой игрушки, предметов живой и неживой природы. Умение находить нужные слова, связывая их в предложения и тексты, устранять шаблонные фразы и выражения, передавать свое отношение к услышанному. Умение исключать из речи слова со значением неодобрения (кривляка, худосочный, здоровенный и др.). Совершенствование монологической речи. Составление рассказа по серии картинок, на предложенную тему, по личным впечатлениям. Обогащение речи детей синонимами, антонимами, фразеологическими оборотами, поговорками, пословицами. Понимание роли слова в художественном тексте. Текст. Письменная форма общения. Понимание того, что письмо и чтение это письменная форма общения. Представление о тексте (связь предложений в тексте, его заглавие, главная мысль, опорные слова, основные части начало, середина, конец), план текста. Текстописание, текст-рассуждение, текст-повествование (знакомство). Художественный и научный тексты (элементарное сравнение с помощью учителя). Составление и запись небольших текстов делового характера: записки, телеграммы, объявления и др. Изложение текста-повествования по самостоятельному или коллективному плану, по серии рисунков, вопросов. Сочинение небольших текстов повествовательного и описательного характера. Списывание различных типов текста. Умение контролировать процесс письма, сверяя свою запись с исходным текстом или образцом. Культура письма: написание букв, слов, предложений в соответствии с правилами графики и орфографии. Речевой этикет. Совершенствование умения выразить просьбу, пожелание, благодарность, извинение; поздравить, пригласить друзей, правильно обратиться к собеседнику и вести разговор по телефону. Правила речевого этикета в общественных местах, формирование культуры общения во всех сферах жизни ребенка. Язык главный помощник в общении (32 ч) Русский язык культурная ценность народов России. Язык как средство (инструмент) общения и познавательной деятельности. Элементарные сведения из истории языка. Слово и его значение. Лексическое значение слова, его связь со звуко-буквенной формой; антонимы и синонимы, сопоставление значений слов на основе их моделей. Употребление слов в переносном значении, многозначность слов. Происхождение имен, фамилий; легенды о происхождении географических названий. Мотивированные названия слов (подснежник, подберезовик и т. д.). Работа со словарями (толковым, словарями синонимов, антонимов). Состав слова (15 ч) Состав слова. Словообразование. Основа и окончание. Роль окончания в слове. Закрепление понятий «корень слова», «приставка», «суффикс». Однокоренные слова и разные формы одного и того же слова (их сравнение). Разбор слов по составу. Корень главная значимая часть слова (включает общее значение всех однокоренных слов). 3

4 Обозначение на письме безударных гласных и парных согласных звуков и непроизносимых согласных звуков в корне слова. Наблюдение за чередованием букв согласных звуков в корнях слов: река реченька, снег снежок, бег бежать. Приставка значимая часть слова; ее роль в словообразовании (функциональный аспект). Правописание букв гласных и согласных звуков в приставках: о-, об-, от-, до-, по-, под-, про-, за-, на-, над-, в-, с-, вы-, пере-. Разделительный твердый знак (ъ) в словах с приставками. Приставка и предлог (сопоставление). Суффикс как значимая часть слова; его роль в словообразовании (-чик, -щик, -ин и др.). Правописание суффиксов -ик, -ек. Сложные слова слова с двумя корнями (знакомство). Наблюдение за образованием новых слов. Части речи (67ч) Слово как часть речи. Целостное представление о частях речи (на наглядно-образных моделях). Классификация слов по частям речи (общее значение и вопросы как средство его выделения). Имя существительное (24 ч) Имя существительное. Общее значение, вопросы. Отнесение слов типа белизна, бег, счастье, мысль, туман к категории существительных на основе вопроса и общего значения предметности. Имена существительные одушевленные и неодушевленные как группы слов, имеющих свои общие признаки и вопросы. Имена собственные и нарицательные. Заглавная буква в именах собственных. Род, число имен существительных. Правописание родовых окончаний имен существительных (море, озеро). Имена существительные, употребляемые только в единственном числе (листва, мед, молоко) или только во множественном числе (каникулы, ножницы, грабли). Изменение имен существительных по числам и вопросам (по падежам). Понятие о склонении существительных. Распознавание падежей. Мягкий знак (ь) после шипящих в конце имен существительных женского рода (мышь, рожь) и его отсутствие в конце существительных мужского рода (ключ, мяч). Образование имен существительных с помощью суффиксов. Роль имен существительных в предложении и речи. 4

5 Имя прилагательное (16 ч) Имя прилагательное. Общее значение, вопросы. Изменение имен прилагательных по родам и числам, связь с именами существительными. Понятие о склонении прилагательных. Прилагательные с твердой и мягкой основами. Правописание окончаний -ий, -ый, -ая, -яя, -ое, -ее, -ие, -ые. Суффиксы имен прилагательных (наблюдение). Роль имен прилагательных в предложении и речи. Глагол (23 ч) Глагол. Общее значение, вопросы. Изменение глаголов по временам. Настоящее, прошедшее и будущее время. Окончания глаголов в прошедшем времени. Неопределенная форма глагола. Правописание мягкого знака (ь) после ч в глаголах неопределенной формы. Наблюдение за изменением глаголов по лицам и числам. Правописание не с глаголами. Роль глагола в предложении и речи. Многозначность глаголов, прямое и переносное значение, выбор глагола для точной передачи мысли в речи. Местоимение (3ч) Местоимение. Личные местоимения (общее представление). Наблюдение за ролью местоимений в речи (замена повторяющихся имен существительных личными местоимениями). Имя числительное. Общее представление. Упражнение в правильном употреблении форм имен числительных в речи. Предлог. Общее знакомство с предлогами. Правило написания предлогов с другими словами. Наблюдение за ролью предлогов в словосочетаниях. Повторение (7 ч) Предложение. Словосочетание. Виды предложений по цели высказывания (повествовательные, вопросительные, побудительные), по интонации (восклицательные, невосклицательные). Точка, восклицательный и вопросительный знаки в конце предложения. Подлежащее и сказуемое главные члены предложения. Второстепенные члены предложения (без деления на виды), их роль в предложении. Предложения распространенные и нераспространенные. Связь слов в предложении. Умение ставить вопросы и определять, какие второстепенные члены предложения относятся к подлежащему, а какие к сказуемому. Однородные члены предложения (знакомство). Интонация перечисления. Запятая в предложениях с однородными членами. Личностные результаты Планируемые результаты 5

6 испытывать чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России при работе с текстами об истории и культуре нашей страны, древних и современных городах, известных людях; осознавать свою этническую и национальную принадлежность; относиться с уважением к представителям других народов; уважительно относиться к иному мнению; понимать практическую значимость получаемых знаний по русскому языку; соблюдать правила поведения на уроке и в классе; развивать навыки сотрудничества с одноклассниками и со взрослыми; конструктивно разрешать проблемные ситуации; оценивать свои успехи в освоении языка. Обучающийся получит возможность: сформировать целостный социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий; воспринимать окружающий мир как единый «мир общения»; эффективно общаться с окружающим миром (людьми, природой, культурой) для успешной адаптации в обществе; сформировать и использовать свои коммуникативные и литературно-творческие способности; осваивать духовно-нравственные ценности при работе с текстами о мире, обществе, нравственных проблемах; стремиться совершенствовать свою речь и общую культуру; сформировать эстетические чувства при работе с поэтическими и прозаическими произведениями. Метапредметные результаты ориентироваться в пространстве учебника с помощью знаков навигации; понимать цели и задачи учебной деятельности; находить ответы на проблемные вопросы; пользоваться различными алгоритмами, предлагаемыми в учебнике (рубрики «Шаги к умению», «Узелки на память»); самостоятельно оценивать свои достижения или промахи; пользоваться знаково-символическими средствами в учебных целях (схема речевого общения, рисунок-схема состава слова, рисуноксхема частей речи); пользоваться справочной литературой (словарями); развивать логическое мышление при сравнении различных языковых единиц (слово, словосочетание, предложение; корневые и аффиксальные морфемы; главные и второстепенные члены предложения и др.) и при классификации языковых единиц по различным критериям; 6

7 развивать речь при анализе художественных и научных текстов и при составлении собственных текстов различных видов. делать самостоятельные выводы; находить выход из проблемных ситуаций; определять цель и дидактическую значимость предлагаемых учебных заданий; выступать в разных ролевых функциях (учитель ученик), предусмотренных заданиями; Предметные результаты Развитие речи. Речевое общение понимать, что язык является главным средством общения людей, помогающее выразить мысли и чувства; относиться к русскому языку как к великой ценности и культурному достоянию народа; анализировать речевую модель общения: речь партнера (собеседника) по общению, цель и тему общения, его результат; понимать речевые задачи общения: что-то сообщить (проинформировать, известить), одобрить (поддержать, похвалить, согласиться, подтвердить), возразить (оспорить, покритиковать, убедить), объяснить (уточнить, побудить, доказать, посоветовать, воодушевить); выбирать языковые средства в зависимости от ситуации общения; контролировать и корректировать своё высказывание в зависимости от ситуации общения; правильно использовать в общении вспомогательные средства: мимику, жесты, выразительные движения, интонацию, логические ударения, паузы в соответствии с культурными нормами; различать диалогическую и монологическую речь; составлять диалоги, основанные на известных правилах продуктивного общения; составлять устные тексты различных типов: повествование, описание, рассуждение; пересказывать текст с помощью опорных слов, с ориентировкой на главную мысль высказывания; писать изложения по составленному плану; составлять рассказы по серии картинок, на предложенную тему, по личным впечатлениям. совершенствовать свою устную речь на фонетическом, лексическом и синтаксическом уровнях; говорить выразительно, понятно, логично, чётко формулируя мысль в словесной форме; говорить связно в нормальном темпе, соблюдая необходимые нормы орфоэпии; 7

8 делать полный и краткий пересказ текста; устранять в текстах шаблонные фразы и выражения, передавать своё отношение к высказанному; исключать из речи слова со значением неодобрения («кривляка», «худосочный», «здоровенный» и др.); совершенствовать культуру речевого общения: соблюдать нормы речевого этикета, уметь выразить просьбу, пожелание, благодарность, извинение; уметь поздравить или пригласить друзей, вести разговор по телефону, правильно обратиться к собеседнику; соблюдать культуру письменного общения: писать буквы, предложения в соответствии с правилами русской графики и орфографии, соблюдать аккуратность в ведении записей, чёткость и аккуратность выполнения письменных работ. Главный помощник в общении родной язык Фонетика, графика, орфография проводить звукобуквенный анализ слов; определять ударение в словах; делить слова на слоги и на части для переноса; находить в тексте слова с девятью изученными ранее основными орфограммами (употребление прописной буквы, безударные гласные, звонкие и глухие согласные звуки в корнях слов, буквосочетания жи ши, ча ща, чу щу, чк, чн, щн; непроверяемые написания; разделительные мягкий и твёрдый знаки, непроизносимые согласные звуки, удвоенные согласные в корне, перенос слов), применять нужный алгоритм для написания этих орфограмм; верно употреблять мягкий знак на конце имен существительных после шипящих с учётом рода имен существительных; правильно писать «не» с глаголами; использовать нужный алгоритм проверки всех изученных орфограмм; писать под диктовку тексты (55 65 слов), включающие слова с изученными орфограммами. верно произносить слова с «проблемным» ударением, с особенностями произношения, определяемым по орфоэпическому словарю; формировать представление о единообразии написания слова, морфем; писать мягкий знак на конце глаголов неопределенной формы после буквы ч. Лексика различать лексическое значение и звукобуквенную форму слова; сравнивать слова по значению и по форме (синонимы, антонимы, омонимы); 8

9 распознавать в тексте синонимы и антонимы; находить необходимую информацию о значении слова в лингвистических словарях; сопоставлять значения слов на основе их двусторонних моделей; объяснять прямое и переносное значение слова, понимать причины появления многозначности. понимать различие основной функции имён и личных местоимений; объяснять устройство и назначение толкового словаря, словаря синонимов и антонимов; различать мотивированные и немотивированные названия. Состав слова (морфемика) разбирать слова по составу, выделяя в них приставку, корень, суффикс, окончание; выделять в слове основу и окончание; составлять с помощью условных обозначений схему состава слова; различать однокоренные слова и разные формы одного слова; объяснять значение, которое привносят в слово приставка и суффикс; образовывать новые слова с предложенными приставками и суффиксами; правильно писать приставки, формировать представление о единообразии их написания; понимать роль окончания для связи слов в предложении и словосочетании. находить в корнях слов исторические фонетические чередования согласных звуков (река реченька, снег снежок, бег бежать); образовывать сложные слова на базе предложенных сочетаний слов, разбирать сложные слова по составу. Морфология определять части речи (имя существительное, имя прилагательное, глагол) по обобщённому значению предметности, действия, признака и по вопросам; правильно употреблять слова разных частей речи в собственных высказываниях. Имя существительное 9

10 различать одушевлённые и неодушевлённые, собственные и нарицательные имена существительные; определять число имён существительных; определять род имён существительных, согласовывать с ними слова других частей речи; определять падеж имени существительного по предложенному алгоритму; изменять имена существительные по падежам. верно употреблять в речи имена существительные с «проблемным» определением рода; сопоставлять написание имён существительных женского и мужского рода с шипящими согласными на конце; образовывать формы множественного числа имён существительных при наличии вариантных окончаний; разбирать имя существительное как часть речи (начальная форма, собственное или нарицательное, одушевлённое или неодушевлённое, род, число, падеж). Местоимение сравнивать по значению и по функции имена существительные и личные местоимения; употреблять личные местоимения в речи. устранять повторы слов в предложении, используя личные местоимения. Глагол распознавать глаголы в тексте на основе их значения и грамматических признаков; определять времена глаголов; образовывать глагольные формы настоящего, прошедшего и будущего времени; определять число глаголов; верно писать частицу «не» с глаголами; писать мягкий знак в глаголах неопределенной формы. 10

11 обоснованно применять нужные формы глаголов в собственных устных высказываниях и в письменной речи. Имя прилагательное находить имена прилагательные в тексте на основе их значения и грамматических признаков; определять связь имени прилагательного с именем существительным; верно писать безударные окончания имён прилагательных, используя предложенный алгоритм. делать разбор имени прилагательного как части речи: определять род, число и падеж имени прилагательного; объяснять роль имён прилагательных в речи; использовать имена прилагательные в собственных речевых произведениях. Синтаксис Словосочетание объяснять различия слова, предложения и словосочетания на основе их главной функции быть средством номинации или средством выражения законченной мысли; составлять словосочетания по заданным моделям; находить словосочетания в предложении. Предложение определять тип предложения по цели высказывания и по интонации; находить главные члены предложения подлежащее и сказуемое; находить второстепенные члены предложения (без их разграничения); устанавливать связь между членами предложения по вопросам; находить в предложении однородные члены. верно ставить знаки препинания при однородных членах предложения. 11

12 Текст отличать текст от простого набора предложений; устанавливать связь между предложениями в тексте; определять тему и основную мысль текста; озаглавливать текст; выделять в тексте вступление, основную часть и заключение; составлять план текста; распознавать типы текстов (описание, повествование, рассуждение). различать художественные и научные тексты; составлять тексты разных типов. 12

13 Календарно-тематическое планирование /п тема Кол-во Вид дата часов контроля план факт I четверть (33 ч) Учебник «Русский язык» ч. 1, рабочая тетрадь «Русский язык» ч.1 Мир общения. Повторяем узнаём новое (14 ч) 1 Речевое общение. Диалог. Собеседники. Признаки и типы текста. 5 Р Диалог. Собеседники (продолжение). Признаки предложения, типы Р предложений. 3 Диалог. Собеседники (продолжение). Диалог и спор. Р Речевое общение. Диалог. Собеседники (продолжение).виды общения Р Собеседники. Диалог (закрепление) Р Культура устной и письменной речи. 2 Р Культура устной и письменной речи. Р К/р 1 Входная контрольная работа К Анализ контрольной работы. Текст. Типы текстов Текст. Типы текстов Текст. Части текста. План текста Текст. Научный и художественные тексты. ОНЗ Текст. Типы текстов. Научный и художественные тексты Проверочная работа по теме «Предложение. Текст» по рубрике «Проверь себя» 13 1 ОК Учебник с Язык главный помощник в общении (32 ч) 1 ОНЗ Работа над ошибками. Язык главный помощник в общении. Основные единицы языка.

14 16 Звуки и буквы. 1 Р Слог. Ударение. 1 Р Девять правил орфографии. Прописная буква в именах собственных 1 ОНЗ Проверяемые и непроверяемые безударные гласные в корне слова 2 Р Проверяемые и непроверяемые безударные гласные в корне слова Р Проверяемые и непроверяемые парные по глухости-звонкости согласные 2 Р в корне слова 22 Проверяемые и непроверяемые парные по глухости-звонкости согласные Р в корне слова 23 Непроизносимые согласные 2 Р Непроизносимые согласные Р Разделительный твёрдый (ъ) и мягкий (ь) знаки 1 Р Развитие речи. Обучающее изложение 1 1 ОК Удвоенные согласные 1 Р Правописание буквосочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу, чк, чн, щн 1 Р Перенос слова 1 Р к/р 2 1 ОК Контрольная работа за 1-ю четверть по теме «Слово и его значение» 31 Работа над ошибками. Что рассказало слово 4 ОНЗ Что рассказало слово. Р Что рассказало слово. Закрепление Р II четверть (31 ч) 34 Синонимы 2 Р Синонимы Р Обучающее сочинение 1 «Осень. Изменения в природе» Р/р 1 ОК Работа над ошибками. Антонимы 1 Р Омонимы 1 Р Многозначные слова 1 Р

15 40 Слово и его значение. Слова-заместители. 1 Р Словосочетание. 1 ОНЗ Предложение 1 Р Главные члены предложения 1 Р Предложения с однородными членами 2 ОНЗ Предложения с однородными членами Р К/ р 3 Списывание 1 1 ОК Состав слова (15 ч) 47 Анализ к/работы. Состав слова. Корень Корень ОНЗ Корень Р Корневые орфограммы Р Письменные ответы на вопросы. Р/р ОК Приставка 2 ОНЗ Приставка Р Суффикс 2 ОНЗ Суффикс Р Окончание и основа 2 ОНЗ Окончание и основа Р К/р 4 Контрольная работа за 2-ю четверть 1 ОК Работа над ошибками. Как образуются слова 3 ОНЗ Как образуются слова. Проверочная работа по теме «Состав слова» ОК Работа над ошибками. Как образуются слова (закрепление) Р Части речи (67 ч) 62 Части речи 1 Р Имя существительное. Повторяем, что знаем 24 Р Собственные и нарицательные имена существительные. 1 Р III четверть (41 ч) 15

16 65 Одушевленные и неодушевленные имена существительные 1 Р Обучающее сочинение 2 по картине А.А.Пластова «Первый снег» Р/р Число имён существительных 2 ОНЗ Число имён существительных Род имен существительных 5 ОНЗ Род имен существительных Р Род имен существительных Р Род имен существительных. Обучающее изложение 4 Р/р 1 ОК Мягкий знак (ь) после шипящих на конце имён существительных женского 2 ОНЗ рода. 74 К/р 5 по теме «Имя существительное» 1 ОК Работа над ошибками. Р Мягкий знак (ь) после шипящих на конце имён существительных женского рода. 76 Изменение имён существительных по падежам 8 ОНЗ Изменение имён существительных по падежам Р Изменение имён существительных по падежам. Именительный падеж ОНЗ Изменение имён существительных по падежам. Родительный падеж. ОНЗ Изменение имён существительных по падежам. Дательный падеж. ОНЗ Изменение имён существительных по падежам. Винительный падеж. ОНЗ Изменение имён существительных по падежам. Творительный падеж. ОНЗ Изменение имён существительных по падежам. Предложный падеж. ОНЗ Изменение имён существительных по падежам (склонение) 2 ОНЗ Изменение имён существительных по падежам (склонение) Р К/р 6 теме «Мягкий знак (ь) на конце имён существительных 1 ОК женского рода после шипящих» 87 Работа над ошибками. Местоимение 3 ОНЗ Местоимение Р

17 89 Местоимение Р Глагол 23 ОНЗ Глагол как часть речи. Изменение глаголов по временам. 7 ОНЗ Изменение глаголов по временам. Р Глаголы настоящего времени ОНЗ Глаголы прошедшего времени. Р Глаголы прошедшего времени. О Глаголы будущего времени. ОНЗ Глаголы будущего времени. Р К/р 7 за 3-ю четверть по теме «Части речи» 1 ОК Работа над ошибками. Неопределённая форма глагола. 2 ОНЗ Неопределённая форма глагола. Р Изменение глаголов по числам. 2 ОНЗ К/р 8 Списывание 2 1 ОК Работа над ошибками. Изменение глаголов по числам. Р IV четверть 104 Изменение глаголов прошедшего времени по родам. 3 ОНЗ Изменение глаголов прошедшего времени по родам. Р Изменение глаголов прошедшего времени по родам. Р Обучающее сочинение 3 «Первая зелень» Р/р ОК Не с глаголами 2 ОНЗ Не с глаголами Р Глагол (обобщение) Р К/р 9 Контрольный диктант по теме «Глагол» ОК Работа над ошибками. Глагол (закрепление) Имя прилагательное 16 ОНЗ Имя прилагательное как часть речи 3 Р Имя прилагательное - часть речи Р

18 116 Имя прилагательное - часть речи Р Изменение имен прилагательных по родам 2 ОНЗ Изменение имен прилагательных по родам. Р Изменение имен прилагательных по числам. 2 ОНЗ Изменение имен прилагательных по числам. Р К/р 10 Контрольное списывание 1 ОК Изменение имен прилагательных по падежам Изменение имен прилагательных по падежам Изменение имен прилагательных по падежам Изменение имен прилагательных по падежам Имя прилагательное (закрепление) Р/р Обучающее изложение 5. 1 ОК К/р 11 Контрольный диктант по теме «Имя прилагательное» Работа над ошибками. Предлог как часть речи Повторение (7ч) 130 Повторение. Слово. Предложение. Текст К/р 12 Итоговая контрольная работа Повторение. Слово. Предложение. Текст Повторение изученных орфограмм Повторение. Правила правописания Повторение. Состав слова Повторение. Части речи. Обобщающий урок. Игра «По океану речи»

19 График контрольных работ /п название темы Вид деятельности ресурсы дата календарь факт 1 Административная контрольная работа Диктант с грамматическим заданием КИМы Контрольная работа за 1-ю четверть Диктант с грамматическим заданием Текст «Прогулка в по теме «Слово и его значение» рощу» 3 Списывание 1 по теме «Текст» Списать текст, вставить пропущенные Текст «Осенний лес» буквы. 4 Контрольная работа за 2-ю четверть Диктант с грамматическим заданием Текст «Зимний вечер» Контрольная работа по теме «Имя существительноецам» Диктант с грамматическим заданием Текст «Помоги пти Контрольная работа по теме «Мягкий Диктант с грамматическим заданием Текст «На охоте» знак (ь) на конце имён существительных женского рода после шипящих» 7 Контрольная работа за 3-ю четверть Диктант с грамматическим заданием КИМы по теме 8 Контрольное списывание 2 по теме Редактирование текста Текст «Школа» «Предложения с однородными членами» Уч. упр. 146 с.80 9 Контрольный диктант по теме «Глагол» Диктант с грамматическим заданием Текст «После грозы» Списывание 3 по теме «Предложения Списать текст, вставить пропущен- КИМы с однородными членами» ные буквы и знаки препинания. 11 Контрольная работа по теме «Имя Диктант с грамматическим заданием Текст «Синички» прилагательное» 12 Итоговая контрольная работа Диктант с грамматическим заданием Текст «Весна в лесу»

20 Согласовано: Протоколом заседания ШМО от 2018 г. Руководитель МО Завалишина Т.А г. Зам директора по УВР Дутова И.И г. 20


Рабочая программа по русскому языку 3 «А» класс Учебных недель 34 Количество часов в неделю 5 Количество часов в год - 170 Составитель: Ткаченко С.В. учитель начальных классов высшей категории Рассмотрено

Муниципальное общеобразовательное казённое учреждение «Лопчинская средняя общеобразовательная школа» Тындинского района Рабочая программа по учебному предмету «Русский язык» 3 класс Принято на заседании

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА. Данная рабочая программа разработана на основе требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования. И реализуется с использованием

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Школа 73» г. Рязани Рабочая программа Наименование учебного предмета Уровень образования, класс Уровень общего образования Учитель Срок реализации

Русский язык 3б класс 169 часов декабрь 2018 Тема 1 Знакомство с учебником «Русский язык» (3 класс). Виды речи и их назначение. Речь отражение культуры человека. Для чего нужен язык? Назначение языка и

Календарно-тематический план по русскому языку уро ка Тема урока Кол-во часов Тип урока Элементы содержания образования Планируемые личностные, метапредметные и предметные результаты Контроль Средства

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа 38 г.шахты Ростовской области» РАССМОТРЕНО Протокол заседания методического объединения учителей МБОУ СОШ 38 г.шахты

Пояснительная записка Индивидуальная рабочая программа по русскому языку для 3 класса разработана и составлена в соответствии с требованиями «Федерального компонента государственного стандарта общего образования,

Календарно-тематическое планирование по русскому языку 2 класс. п/п Раздел программы Тема Элементы содержания 1 Развитие речи Понимание прочитанного текста при самостоятельном чтении вслух и при его прослушивании

I. Пояснительная записка. Нормативные документы. Рабочая программа в 3 классе разработана на основе: Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012г, 273; Приказа Министерства

РУССКИЙ ЯЗЫК (5 ЧАСОВ В НЕДЕЛЮ, 170 ЧАСОВ ЗА ГОД) Планируемые предметные результаты 1. Формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о

Тематическое планирование п/п Кол-во часов Дата Средства обучения Характеристика основных видов деятельности обучающихся. Разделы программы и темы уроков по факт кал Наша речь и наш язык ч. Различать язык

Календарно-тематическое планирование по русскому языку 4 класс Раздел Тема Элемент содержания 1 Развитие речи Признаки текста: смысловое единство предложений, заглавие, тема, план текста Знакомство с учебником

Календарно-тематический план по русскому языку в 3а классе, 2018-2019 уч.год уро ка Тема урока Кол-во часов Тип урока Элементы содержания образования Требования к уровню подготовки обучающихся Вид (формы)

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа 46 с углубленным изучением отдельных предметов УТВЕРЖДЕНО: Приказ 12-ш46-13-657/18 от «31» августа 2018 года По

П/п 3класс Календарно-тематическое планирование учебного предмета «Русский язык» в рамках ОС «Школа 2100» на 2015-2016 учебный год 170 часов Тема урока Дата Элемент содержания Требования к уровню подготовки

«Рассмотрено» И.О. Руководитель МО МБОУ СОШ 73 Рудых Е.Н. Протокол 1 от.31.08.2018г. «Согласовано» Заместитель директора по УВР В.Ю. Шаманова 2018 г._ «Утверждено» Директор МБОУ СОШ 73 Е.В.Высоцкая Приказ

Календарно-тематическое планирование по русскому языку 3 класс. Раздел Тема Элемент содержания 1 Развитие речи Текст. Признаки текста. Заглавие текста. Знакомство с учебником «Русский язык». Наша речь

Пояснительная записка Рабочая программа учебного предмета " Русский язык" для обучающихся 3 класса с задержкой психического развития на 2016 2017 учебный год составлена на основе требований Федерального

«Рассмотрено» ИО Руководителя МО МБОУ СОШ 73 Рудых Е.Н. Протокол 1 от_31.08.2018 «Согласовано» Заместитель директора по УВР В.Ю. Шаманова 2018 г._ «Утверждено» Директор МБОУ СОШ 73 Е.В.Высоцкая приказ

Планируемые результаты Личностные результаты Обучающийся научится: испытывать чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России при работе с текстами об истории и культуре нашей страны,

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа с.верх-коён» Искитимского района Новосибирской области Принято решением методического объединения учителей протокол

П/п Тема урока Ко л- во час ов Тип урока Календарно-тематическое планирование уроков по русскому языку в 3 классе по учебнику «Русский язык» Л. Ф. Климановой, УМК «Перспектива» 175 часов (5 часов в неделю)

Приложение ПРИМЕРНОЕ ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ уроков русского языка в -м классе () 0 0. Слово Вводный урок. Знакомство с учебником «Русский язык (первые уроки)» Повторяем гласные звуки и буквы Гласные

Календарно-тематическое планирование по русскому языку 2 класс 170 ч. Дата урока (номер учебной недели) Наименование разделов и тем уроков, форм и тем контроля НАША РЕЧЬ (3 Ч) Виды речи () 1 Знакомство

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Данная адаптированная рабочая программа по русскому языку для 5 класса соответствует требованиям федерального компонента Государственного стандарта основного общего образования и

Урок а 1 Собеседники. Диалог 2 Собеседники. Диалог 3 Собеседники. Диалог 4 Собеседники. Диалог. Входящее ное списывание. Календарно-тематическое планирование по русскому языку 3 класс Тема урока Контроль

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «Школа 59» «РАССМОТРЕНО» «СОГЛАСОВАНО» «УТВЕРЖДАЮ» на заседании МО учителей начальных классов Руководитель МО Успенская Е.А. Заместитель директора

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Инжавинская средняя общеобразовательная школа» Рассмотрены и рекомендованы УТВЕРЖДАЮ методическим советом Директор школы И.Ю. Хурцилава Протокол

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ ДЛЯ 2Б КЛАССА УМК «ШКОЛА РОССИИ» 1.Планируемые результаты. Результатами изучения курса «Русский язык» является формирование следующих умений: Предметными результатами

Пояснительная записка Рабочая программа предмета «Русский язык» составлена в соответствии с Федеральным государственным стандартом начального общего образования, ООП начального общего образования МБОУ

Урока Раздел: НАША РЕЧЬ (3 Ч) - 3 ч Тема урока. Знакомство с учебником. Язык и речь, их значение в жизни людей. 2. Родной язык, его значение в жизни людей. Требования к речи. 3. Диалог и монолог. Речь

Рабочая программа по русскому языку 4 класс Планируемые результаты по учебному предмету «Русский язык» Личностными результатами изучения русского языка в начальной школе являются: осознание языка как основного

Тематическое планирование по русскому языку 3 класс. Раздел Тема Элемент содержания 1 Развитие речи Текст. Признаки текста. Заглавие текста. Последовательность предложений в текст. Знакомство с учебником

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Пригородная средняя общеобразовательная школа» «УТВЕРЖДАЮ»: Директор /Смирнова О. Н./ Приказ от 2015г. Приложение к рабочей программе по русскому языку для

Тематическое планирование уроков русского языка (5 часов в неделю - 170 часов) Тема урока НАША РЕЧЬ (3 ч) Виды речи (2 ч) 1. Знакомство с учебником. Какая бывает речь? 2. Что можно узнать о человеке по

2 Планируемые результаты освоения учебного предмета «Русский язык» во 2 классе Предметные результаты По окончании 2 классаобучающиеся научатся: различать, сравнивать, кратко характеризовать: - парные и

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа 1» Чистопольского муниципального района РТ Рассмотрено Согласовано Утверждено на заседании ШМО зам. директора и

Рабочая программа: «Русский язык» 3 класс г. Москва 2015-2016 уч. г. РУССКИЙ ЯЗЫК. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА. 3 класс. Данная рабочая программа составлена на основе федерального стандарта и авторской программы

Календарно-тематическое планирование 4 класс п/п Тема урока Основное содержание по теме Примечания 1 четверть (45 часов) Повторяем узнаем новое (22 часа) 1 Речевое общение. Речь устная и письменная. Понятие

«Рассмотрено» Руководитель МО МБОУ СОШ 73 Т. В. Селезнева Протокол 1 от 30. 08. 17 г. «Согласовано» Заместитель директора по УВР В. Ю. Шаманова 2017 г. «Утверждено» Директор МБОУ СОШ 73 Е. В. Высоцкая

Планируемые предметные результаты освоения учащимися программы по русскому языку Предметными результатами изучения русского языка в начальной школе являются: - начальные представления о нормах русского

Утверждена приказом 89-ОД от 30.08.2017 Рабочая программа по предмету «Русский язык», 4 кл. Пояснительная записка Рабочая программа по предмету «Русский язык» для 4 класса составлена в соответствии с Примерной

Кодификатор по русскому языку 2 класс Планируемый результат Проверяемые умения Код 1.Раздел «Фонетика, орфоэпия, графика» 1 Звуки и буквы Определять качественную характеристику 1.1 звуков и обозначать

Русский язык 4 класс. Пояснительная записка. Данная программа разана на основе программно методического комплекса «Школа России». В связи с тем, что при обучении в предыдущих классах использовался комплект

Календарно-тематическое планирование 2 класс Тема урока Дата по п/п плану 1 Знакомство с учебником. Виды речи. Язык, речь, их значение в 03.09 жизни людей. 2 Виды речевой деятельности. Наша речь. 04.09

Аннотация к рабочей программе "Русский язык" для уровня начального общего образования с 1-4 класс. Рабочая программа по русскому языку составлена на основе следующих нормативных документов: - Федерального

Пояснительная записка к рабочей программе по русскому языку во 2 г классе (базовый уровень) Рабочая программа по предмету «Русский язык» разработана на основе: 1. федерального государственного образовательного

Урока Наименование разделов, тем I четверть НАША РЕЧЬ (3 ч) 1 Знакомство с учебником «Русский язык» (2 класс). Виды речи 2 Наша речь. Что можно узнать о человеке по его Плановые сроки прохождения 03.09

Рабочая программа по русскому языку на базовом уровне для 2А класса составлена на основании Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (далее ФГОС НОО), утвержденного

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РУССКИЙ ЯЗЫК» УМК «Школа России» 3 класс Тема раздела Кол-во Содержание часов Язык и речь 2 Наша речь. Виды речи. Наш язык. Текст. Предложение. 14 Текст. Типы

«Рассмотрено» «Согласовано» «Утверждено» Руководитель МО Заместитель директора Директор МБОУ СОШ 73 по УВР МБОУ СОШ 73 И.о. Рудых Е.Н. В. Ю. Шаманова Е. В. Высоцкая Протокол 1 от 30. 08. 2018г. 2018 г.

П,п Тема урока Колво часо в Повторение фонетики и графики. Контрольное списывание по теме «Повторение» 2 Что такое графика. Фонетический разбор слова Повторение фонетики. Слог и ударение 3 Повторение изученных

Аннотация к рабочей программе по русскому языку Рабочая программа по русскому языку для 2 класса разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования,

Урока Наименование разделов, тем Плановые сроки прохождения НАША РЕЧЬ 1 Знакомство с учебником «Русский язык» (2 класс). 03.09 Виды речи 2 Наша речь. Что можно узнать о человеке по его 04.09 речи? 3 Диалог

Урока Тема урока Наша речь (4 ч) Кол-во часов Знакомство с учебником. Какая бывает речь? Что можно узнать о человеке по его речи? 3 Как отличить диалог от монолога? 4 Проверка знаний Текст (5ч) 5 Что такое

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ ОС «Начальная школа XXI века» Личностными результатами изучения русского языка в начальной школе являются: - осознание языка как основного средства

Повторение (ч) Наша речь и наш язык. (ч) Наша речь и наш язык. Диалогическая и монологическая речь. Волшебные слова русской речи: словаприветствия, слова-прощания, словапросьбы, слова-извинения и др. Нормы

Цель урока: способствовать развитию речи учащихся; познакомить с причинами возникновения трудностей в письменной речи; повторение раздела «лексика».

Задачи урока :

Личностные:

Осознание того, что язык является главным средством общения людей, помогающим выразить мысли и чувства, что язык – это великая ценность и культурное достояние русского народа;

Осознавать собственные достижения при освоении учебной темы.

Предметные:

Воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи;

Находить дополнительную информацию;

Высказывать предположения, обсуждать проблемные вопросы;

Доказывать, что язык является главным средством общения людей, помогающим выразить их мысли и чувства;

Метапредметные:

Познавательные:

Использовать приобретённые знания при выполнении учебного задания;

Использовать словари для нахождения нужной информации.

Регулятивные:

Ориентироваться в разных способах выполнения задания;

Выполнять учебное действие в соответствии с планом.

Коммуникативные:

Высказывать своё мнение в устной форме и обосновывать его.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок закрепления и открытия новых знаний

«Язык – главный помощник в общении»

3В класс, учитель Малышева Е.В.

Цель урока: способствовать развитию речи учащихся; познакомить с причинами возникновения трудностей в письменной речи; повторение раздела «лексика».

Задачи урока :

Личностные:

Осознание того, что язык является главным средством общения людей, помогающим выразить мысли и чувства, что язык – это великая ценность и культурное достояние русского народа;

- осознавать собственные достижения при освоении учебной темы.

Предметные:

- воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи;

Находить дополнительную информацию;

Высказывать предположения, обсуждать проблемные вопросы;

Доказывать, что язык является главным средством общения людей, помогающим выразить их мысли и чувства;

Метапредметные:

Познавательные:

Использовать приобретённые знания при выполнении учебного задания;

Использовать словари для нахождения нужной информации.

Регулятивные:

Ориентироваться в разных способах выполнения задания;

Выполнять учебное действие в соответствии с планом.

Коммуникативные:

- высказывать своё мнение в устной форме и обосновывать его.

Ход урока

I. Организационный момент.

Здравствуйте, дети! Я очень рада вас видеть, начинаем наш урок! (Презентация .)

Язык, великолепный наш язык.

Речное и степное в нём раздолье,

В нём клёкоты орла и волчий рык,

Напев, и звон, и ладан богомолья.

(К.Д.Бальмонт).

Сегодня мы будем говорить о богатстве русского языка, вспомним, что изучает лексика – наука о словарном составе языка.

II. Актуализация знаний.

Язык – это природный алмаз. И, как всякий алмаз, от огранки начинает сверкать всеми своими линиями, так и в творчестве наших писателей, русский язык стал необыкновенно блистательным.

Работа по учебнику.

Упр. 36, с. 31 – минутка чистописания .

Перепишите высказывание о русском языке каллиграфически точно и красиво, как в учебнике.

Русский народ создал русский язык, яркий, как радуга после весеннего ливня, меткий, как стрелы, певучий и богатый, задушевный, как песня над колыбелью.

(А.Н.Толстой).

От огранки алмаз начинает больше сверкать, а что вы должны делать, чтобы ваша речь стала богаче и выразительнее? (Трудиться над изучением русского языка).

III. Словарная работа.

Недавно вы писали сочинение «Летние каникулы». Почему не у всех текст получился красивый, образный, богатый? (В предложениях мысли повторялись, не использовали синонимы и антонимы, мало применяли эпитеты).

Минус- плюс, огонь- вода,

Дерзкий- осторожный.

Все антонимы всегда

Противоположны. (В. Синицын).

Синонимы близки по смыслу,

Разнятся лишь оттенками подчас.

Родимый край – Отечество – Отчизна – как много в них священного для нас!

Нашу речь делает красивой и богатой многообразие слов, которое изучаются в разделе «лексика».

Запишите слова в алфавитном порядке:

Синонимы, антонимы, омонимы, словосочетания.

- Закончите определения:

Слова одной и той же части речи с одинаковым значением, но разные по написанию – это… (синонимы ).

Слова одной и той же части речи с противоположным лексическим значением – это… (антонимы ).

Слова одной и той же части речи с одинаковым звучанием, но разные по лексическому значению – это… (омонимы ).

Какими словарями можно пользоваться, чтобы найти подсказки в поиске нужных антонимов и синонимов? (Словарь антонимов и Словарь синонимов).

А что такое словосочетания?

Замените словосочетания одним словом – синонимом (дети записывают в тетрадь ):

Очень сильный дождь - … (проливной ), очень тёмные тучи- … (мрачные ), очень неаккуратный вид - … (неряшливый ).

Спишите, заменив прилагательные антонимами:

Теплый ветер, сладкое яблоко, глубокий пруд, суровая зима.

(Холодный ветер, кислое яблоко, мелкий пруд, мягкая зима).

Почему в предложениях мысль выражена не точно:

Принесите лук. (Овощ или оружие?).

Кран не работает. (Водопроводный или подъемный?).

- Являются ли омонимами выделенные слова. Спишите и обозначьте части речи выделенных слов:

Стакан из стекла – вода стекла ; косить косой – косой взгляд; тёплая печь – печь пироги.

III. Самоопределение к деятельности.

Сегодня на уроке вас ждёт новое исследование в мире русского языка. Сегодня вы раскроете ещё одну тайну. Для этого вам нужно выполнить задание. Вы готовы к этому?

Откройте учебник на с.31. Какое слово с непроверяемым написанием предлагает рубрика «Твой словарик»? (Колыбель).

Назовите лексическое значение слова.

Составьте предложение с этим словом.

Слово имеет и переносное значение. Колыбель- место возникновения, зарождения кого – либо «Возвращаются птицы в лесные свои колыбели…» - в каком значении употребляется слово?

Прочитайте слова орфоэпически, то есть так, как вы говорите.

Прочитайте слова орфографически, то есть так, как выпишите.

Запишите слово в тетради, разделяя его на слоги и для переноса. Образуйте однокоренные слова, запишите их с подходящими по смыслу словами.

Запишите под диктовку.

Всё она

Колыбель вам кто качает,

Кто вам песни напевает,

Кто вам сказки говорит

И игрушки кто дарит?

Мама золотая.

И. Косяков

Какое слово в стихотворении употреблено в переносном значении? (Золотая мама.)

Работа по учебнику С.31

Прочитайте сообщение профессора Самоварова. Чем огорчён профессор? (Ребятам не хватает слов для выражения своих мыслей. ) Нам это тоже знакомо.

Чем занимаются учёные лингвисты?

Чему мы будем учиться на уроках русского языка при изучении этой темы? (Красиво говорить и писать, используя словарное богатство русского языка).

IV. Первичное закрепление знаний.

Работа по пособию «Как научиться писать сочинения» (С.А.Есенина):

С.10 – раздели текст про осень на предложения, подбери синонимы, подбери антонимы, объясни фразеологизмы, найди в тексте повторяющуюся мысль. (По заданиям. Самостоятельно, с проверкой по выполнению каждого задания.)

VI. Самостоятельная работа.

Напиши в тетради мини- сочинение – описание «Ясный осенний день» или «Хмурый осенний день».

(Выборочная проверка ).

VII. Физкультминутка.

Упражнения на расслабление кистей рук, плечевого пояса, глаз.

VIII. Закрепление изученного материала.

Какой раздел русского языка изучает словарное многообразие?

Что такое определить лексическое значение слова?

Что такое переносное значение слова?

Какие слова делают нашу письменную речь более богатой и многообразной?

На что нужно обращать внимание при написании сочинения?

IX. Подведение итогов урока.

Кому сегодня было трудно?

Кому что-то было не понятно сегодня на уроке?

Где можно применить полученные знания?

Х. Рефлексия .

Кто доволен своей работой?

Кого из одноклассников можно похвалить за работу на уроке?

XI. Задание на дом.

Подробный разбор домашнего задания – написать сочинение «Краски осени» по предложенному в пособии плану (с.10).

Спасибо за работу на уроке! До свидания!


Loading...Loading...