Образование и наука в XIX веке. Отечественная наука первой половины XIX века


Математика 1826 г - теория неевклидовой геометрии (Н.И. Лобачевский) Теория вероятности (А.А. Марков, М.В. Остроградский) 1826 г - теория неевклидовой геометрии (Н.И. Лобачевский) Теория вероятности (А.А. Марков, М.В. Остроградский) Н. И. Лобачевский А.А. МарковМ.В. Остроградский


Астрономия Работы по астрометрии и изучению двойных звезд. Установка наличия поглощения света в межзвездном пространстве (В.Я. Струве) Изучение земного магнетизма (И. М. Симонов) И.И. Литтров – первый профессор астрономии Казанского университета Работы по астрометрии и изучению двойных звезд. Установка наличия поглощения света в межзвездном пространстве (В.Я. Струве) Изучение земного магнетизма (И. М. Симонов) И.И. Литтров – первый профессор астрономии Казанского университета В. Я. Струве И. М. Симонов


Физика Ряд физических приборов и открытие электрической дуги (В.В. Петров) Правило, определяющее направление индукционного тока (Э.Х. Ленц) х гг разработка телеграфного аппарата и изобретение его модификаций (Б.С. Якоби) Записывающий электромагнитный телеграф (П.Д. Шиллинг) гг. - первая в России железная дорога на паровой тяге (Е.А. и М.Е. Черепановы) Первое в мире применение микроскопа для изучения структуры металла и разработка способа получения булатной стали (П.П. Аносов) Ряд физических приборов и открытие электрической дуги (В.В. Петров) Правило, определяющее направление индукционного тока (Э.Х. Ленц) х гг разработка телеграфного аппарата и изобретение его модификаций (Б.С. Якоби) Записывающий электромагнитный телеграф (П.Д. Шиллинг) гг. - первая в России железная дорога на паровой тяге (Е.А. и М.Е. Черепановы) Первое в мире применение микроскопа для изучения структуры металла и разработка способа получения булатной стали (П.П. Аносов) В. В. Петров П. П. Аносов П. Д. Шиллинг


Химия Периодический закон химических элементов (Менделеев) Химическая и технологическая лаборатории (П.П. Зинин и К.К. Клаус) Открытие способа искусственного получения анилина (Зинин) 1844 г. - новый химический элемент – рутений (Клаус) 2-ая пол х гг. - формирование 2-го центра химической науки - в Петербургском университете Открытия в области химии металлов (Н.Н.Бекетов) Периодический закон химических элементов (Менделеев) Химическая и технологическая лаборатории (П.П. Зинин и К.К. Клаус) Открытие способа искусственного получения анилина (Зинин) 1844 г. - новый химический элемент – рутений (Клаус) 2-ая пол х гг. - формирование 2-го центра химической науки - в Петербургском университете Открытия в области химии металлов (Н.Н.Бекетов) Д. И. Менделеев Н. Н. БекетовП. П. Зинин


Медицина Появление военно-полевой хирургии. Первое применение эфирного наркоза в военно- полевых условиях (1847), введение неподвижной гипсовой повязки, ряд новых хирургических операций (Н.И. Пирогов) Начало применения антисептического метода при операциях (Н.В. Склифосовский) Появление военно-полевой хирургии. Первое применение эфирного наркоза в военно- полевых условиях (1847), введение неподвижной гипсовой повязки, ряд новых хирургических операций (Н.И. Пирогов) Начало применения антисептического метода при операциях (Н.В. Склифосовский) Н. И. Пирогов Н. В. Склифосовский


История 12-томная «История государства Российского» (Н.М. Карамзин) «Историю России с древнейших времен» в 29 томах (С.М. Соловьев) «Курс русской истории» (В.О. Ключевский) Основание русской палеографии (А.Х. Востокова) 12-томная «История государства Российского» (Н.М. Карамзин) «Историю России с древнейших времен» в 29 томах (С.М. Соловьев) «Курс русской истории» (В.О. Ключевский) Основание русской палеографии (А.Х. Востокова) Н.М. Карамзин С.М. Соловьев В.О. Ключевский




Философия Становление русской философии как самостоятельной науки Великие философы: П.Я. Чаадаев, И.В. Киреевский, А.И. Герцен, Н.Г. Чернышевский, В. Л. Соловьев Появление богатого спектра самобытных школ и течений Становление русской философии как самостоятельной науки Великие философы: П.Я. Чаадаев, И.В. Киреевский, А.И. Герцен, Н.Г. Чернышевский, В. Л. Соловьев Появление богатого спектра самобытных школ и течений


География Маршруты в просторы Урала, Сибири, Дальнего Востока, Аляски, южных степей и Среднеазиатские страны гг. - 1-ая русская кругосветная экспедиция на двух кораблях «Надежда» и «Нева» под командованием И.Ф. Крузенштерна и Ю.Ф. Лисянского Изучение и съемки островов Тихого океана, побережья Китая, о.Сахалин, полуострова Камчатка гг. – кругосветная экспедиция, открытие Антарктиды (Ф.Ф. Беллинсгаузен и М.П. Лазарев) Маршруты в просторы Урала, Сибири, Дальнего Востока, Аляски, южных степей и Среднеазиатские страны гг. - 1-ая русская кругосветная экспедиция на двух кораблях «Надежда» и «Нева» под командованием И.Ф. Крузенштерна и Ю.Ф. Лисянского Изучение и съемки островов Тихого океана, побережья Китая, о.Сахалин, полуострова Камчатка гг. – кругосветная экспедиция, открытие Антарктиды (Ф.Ф. Беллинсгаузен и М.П. Лазарев) И.Ф. Крузенштерн Ю.Ф. Лисянский Ф.Ф. Беллинсгаузен М.П. Лазарев


Результат научного развития В целом российскими учеными были совершены прорывы во многих областях знания, которые сделали Россию передовой в научном отношении страной. Но задержка экономических и политических преобразований способствовала тому, что наука развивалась в значительной степени в отрыве от общественных потребностей, как бы опережала их.




Общая характеристика Значительное развитие образовательной системы России в начале XIX века было обусловлено, в первую очередь, социально-экономическими изменениями в стране. В этот период образование уже не является привилегией только для дворян и знатных людей, оно становится более общедоступным. Основой развития системы образования стала реформа Страна была поделена на 6 образовательных округов, в каждом из которых имелись учебные заведения всех типов. Для организации и управления учебными заведениями было создано Министерство народного просвещения.




Лучшие университеты и лицеи первой половины 19 века 1. Московский университет (Москва) 2. Царскосельский лицей (Петербург) 3. Демидовский лицей (Ярославль) 4. Ришельевский лицей (Одесса) 1. Московский университет (Москва) 2. Царскосельский лицей (Петербург) 3. Демидовский лицей (Ярославль) 4. Ришельевский лицей (Одесса) Московский университет Царскосельский лицей

ВОПРОС

ОБРАЗОВАНИЕ

В царствование Александра I значительно увеличилось число высших учебных заведений. Были открыты Дерптский, Виленский, Казанский, Харьковский, Петербургский университеты. Развивалось высшее специальное образование. Инженерные кадры готовились в Институте путей сообщения и Горном институте в Петербурге, Московском высшем техническом училище. Возникли лицеи −− средние гуманитарные учебные заведения, самыми известными из которых являлись Демидовский и Царскосельский.

Гимназии по указу 1803 г. предполагалось открыть в каждом губернском городе. Однако к 1824 г. на территории России действовало только 24 гимназии. Дворянские дети воспитывались в частных пансионах или домашними учителями. Бежавшие из Франции в эпоху революции или оставшиеся в России после Отечественной войны гувернеры воспитали целое поколение русских дворян. Системы начального народного образования в России не было.

В 1804 г. были опубликованы «Устав университетов Российской им­перии» и «Устав учебных заведений, подведомственных университе­там». В соответствии с ними вводилась новая система народного образо­вания и управления учебными заведениями.

В основу системы были положены три принципа:

Бесплатность
- бессословность (кроме крепостных крестьян),
- преемственность учебных заведений.

Система народного образования, подчиненная министерству, включа­ла в себя:

1) Приходские училища - 1 год обучения;
2) Уездные училища - 2 года:
3) Гимназии в губерниях - 4 года;
4) Университеты – 5-7 лет.

При Николае I начались гонения на университеты, запрет философии, усиление сословности образования и цензурного контроля. В рамках реализации консервативной политики его правительства сложилась замкнутая сословная система просвещения и образования: приходские школы −− для государственных крестьян, уездные училища −−для купеческих детей и прочих городских обывателей, кадетские училища −− для подготовки офицеров, гимназии −− для детей дворянства и чиновничества. Открылись новые специальные высшие учебные заведения: Медико-хирургическая академия, Императорское училище правоведения, Технологический и Константиновский межевой институты, Архитектурное училище, Лазаревский институт восточных языков, Киевский университет.



Однако в целом развитие образования не отвечало потребностям экономического развития. Оно носило сословный характер, доступ в высшие и средние учебные заведения для представителей непривилегированных сословий был затруднен. С началом промышленного переворота ощущался острый недостаток квалифицированных кадров. Неслучайным стало привлечение иностранных специалистов к работе на российских фабриках и заводах.

Согласно указу, принятому в 1803 г., страна была разделена на 6 учебных округов, в каждом из которых намечалось основать университет. Но в 1804 г. был открыт лишь Казанский университет. В 1819 г. начал действовать Петербургский. При Николае I не было открыто ни одного университета. В самом большом университете, Московском, в 1811 г. училось всего 215 студентов, в 1831 г. их было 814. Николай I запретил принимать в университеты детей крепостных крестьян. Уровень знаний, близкий к университетскому, давали лицеи - Царскосельский под Петербургом и Демидовский в Ярославле. Лицеи в основном сохраняли сословно-дворянский характер.

В 1815 г. известная армянская семья Лазаревых основала в Москве Институт восточных языков и содержала его на свои средства в течение ста лет. Лазаревский институт многое сделал для знакомства России с культурой Востока, для подготовки русских дипломатов, направляемых в восточные страны.

К началу XIX в. в России было только одно высшее учебное заведение технического профиля - Горный институт в Петербурге. При Александре I был открыт Лесной институт. Николай I покровительствовал инженерно-техническому и военному образованию При нем были открыты Петербургский технологический институт и Московское техническое училище, а также Академия Генерального штаба, Инженерная академия и Артиллерийская академия.

Средние учебные заведения (гимназии) по указу 1803 г. предполагалось открыть в каждом губернском городе. Это было сделано далеко не сразу. В 1824 г. на территории России действовало только 24 гимназии. На всю Сибирь была только одна гимназия (в Тобольске). Через 30 лет число гимназий было доведено до 43. В Сибири стали действовать три гимназии (в Тобольске, Томске и Иркутске). Многие дворянские дети воспитывались в частных пансионах или домашними учителями. Гувернеры, обычно французы или немцы, не отличались большой образованностью. После окончания Отечественной войны пленные французские офицеры вернулись домой, а солдаты "Великой армии" пошли в гувернеры и воспитали целое поколение русских дворян.

В первой половине XIX в. продолжалось развитие системы женского образования, основы которой были заложены при Екатерине II . Новые институты для дворянских дочерей были открыты в Петербурге, Москве, Нижнем Новгороде, Казани, Астрахани, Саратове, Иркутске и других городах. Перед этими институтами ставилась цель воспитывать "добрых жен, попечительных матерей, примерных наставниц для детей, хозяек".

Сильно отставало развитие начального народного образования. Церковь, некоторые помещики, отдельные ведомства (например, Министерство государственных имуществ) открывали кое-где школы для детей из народа. Но общей системы начального образования не было. Значительная часть городского населения была грамотной (хотя неграмотные встречались даже среди купечества). Среди крестьян грамотность составляла около 5%.

Тем не менее в числе русских ученых были и выходцы из простого народа. В основном же в науку шли юноши из дворянских семей, из духовенства, купцов, а также из потомственной интеллигенции.

Русская наука в первой половине XIX в. достигла значительных успехов во многих областях знаний. В 1826 г. выдающийся русский математик Н. И. Лобачевский, ректор Казанского университета, создал «неевклидову геометрию», признанную в науке лишь несколько десятилетий спустя.

В 1839 г. была построена Пулковская астрономическая обсерватория под Петербургом. Ее директор В. Я. Струве обнаружил концентрацию звезд в главной плоскости Млечного Пути.

Важнейшие открытия сделаны русскими учеными в электротехнике, механике, медицине, химии, физике. Б. С. Якоби открыл метод гальванопластики, создал первый в мире электроход, испытанный на Неве в 1839 г. Е. и М. Черепановы построили в 1834 г. первый паровоз, который подвозил руду по железной дороге длиной около 3 км на заводе Демидова.

П. Л. Шиллинг открыл в 1816 г. первую российскую литографию, в 1832 г. установил первый электромагнитный телеграф в Петербурге. Н. И. Пирогов, основоположник русской военно-полевой хирургии, создал атлас топографической анатомии, А. М. Филомафитский проводил экспериментальные работы в области переливания крови. Н. Н. Зинин, профессор Казанского университета, осуществил синтез анилина −− органического красителя для текстильной промышленности.

В. В. Петров, профессор Медико-хирургической академии, исследовал электрическую дугу и электрический разряд в разреженном газе и показал возможность их использования для освещения и плавки металлов. Русский металлург П. П. Аносов раскрыл тайну древнего булата. Труды Аносова легли в основу науки о качественных сталях.

Мировое значение имели географические открытия русских ученых. В 1803–1806 гг. было предпринято первое русское кругосветное плавание на приобретенных в Великобритании небольших кораблях «Надежда» и «Нева» под командованием И. Ф. Крузенштерна и Ю. Ф. Лисянского. Одним из руководителей экспедиции являлся Н. П. Резанов, дипломат, предприниматель. Исследователи изучили острова Тихого океана, Китай, Японию, Сахалин и Камчатку, составили подробные карты наблюдаемых мест. Лисянский собрал богатый материал о народах Океании и Северной Америки.

В 1819 г. в ходе кругосветного путешествия на шлюпах «Восток» и «Мирный», мало приспособленных к полярным условиям, экспедиция М. П. Лазарева и Ф. Ф. Беллинсгаузена открыла Антарктиду.

В 1811 г. русские моряки во главе с капитаном В. М. Головниным обследовали Курильские острова. Головнин, оказавшийся в японском плену, составил записки о трехлетнем пребывании в этой стране, которые познакомили русское общество с жизнью японцев. Ученик Головнина Ф. П. Литке исследовал в 1820-х гг. Северный Ледовитый океан, берега Камчатки, Южной Америки. Он основал Русское географическое общество, которое сыграло большую роль в развитии географической науки.

Крупные географические открытия на русском Дальнем Востоке связаны с именем Г. И. Невельского. Он совершил плавание вокруг мыса Горн на Камчатку, а в 1849–1855 гг. возглавил Амурскую экспедицию. Он открыл устье Амура и доказал, что Сахалин −−остров.

Изображение Сахалина до экспедиции Г. И. Невельского (слева) и после исследований (справа)

Развитие русской истории в первой половине XIX в. связано с именами Н. М. Карамзина, Т. Н. Грановского, С. М. Соловьева. В 1804 г. по инициативе А. Л. Шлецера при Московском университете было основано Общество истории и древностей российских для изучения и публикации летописей и древних актов.

Проблемы русского языка обсуждались в основанном в 1811 г. при Московском университете Обществе любителей российской словесности. Оно занялось разработкой правил и норм русского литературного и разговорного языка, соотношения в нем иностранных слов, неологизмов и архаизмов. Проблема обрела актуальность, так как аристократия говорила преимущественно на французском языке, а простые русские люди хранили традиции церковнославянского языка. Н. М. Карамзин предлагал «писать, как говорят, и говорить, как пишут». Литератор А. С. Шишков представлял в Обществе противоположную точку зрения: он считал нужным ориентироваться на книжно-славянский язык. Среди опубликованных трудов общества были «Толковый словарь живого великорусского языка» В. И. Даля, «Песни, собранные П. В. Киреевским».

В становление современного русского языка большой вклад внес А. С. Пушкин. Большую роль в этом сыграли также «Практическая русская грамматика» Н. И. Греча и первый «Словарь Российской академии».

Укреплению связи между литературой и книготорговлей способствовала деятельность русского издателя А. Ф. Смирдина, основавшего серию «Библиотека для чтения». Он снизил стоимость книг и сделал их широко доступными для покупателей.

В 1814 г. появилась первая библиотека для широкой публики −− Императорская публичная библиотека, основу которой составило польское книжное собрание. Библиотека быстро превратилась в центр культурной жизни столицы. В 1831 г. в Петербурге начал работу Румянцевский музей, названный по имени собирателя первоначальной коллекции канцлера Н. П. Румянцева.

Таким образом, общей тенденцией этого периода являлась растущая демократизация культуры.

В начале XIX века наука России достигает впечатляющих успехов - значительно развивается русская история, филология и география.

Н.М. Карамзиным была написана обширная «История государства Российского», которая включала в себя 12 томов, причем написана она была исключительно литературным языком. Выделяют и деятельность А.Х. Востокова, который стал основателем русской палеографии, тем самым значительно повлияв на развитие русской филологии.

Развитие науки в начале XIX века: научные октрытия

Примечательно то, что в первой половине XIX века русскими моряками было совершено приблизительно 40 кругосветных путешествий . Начало подобным экспедициям положили выдающиеся деятели Ю.Ф. Лисянский и И.Ф. Крузенштерн.

В 1821 году была открыта Антарктида - благодаря экспедиции М.П.Лазарева и Ф.Ф.Беллинсгаузена к Южному полюсу. А русское географическое сообщество начало свою работу в 1845 году.

Развивались и другие, немаловажные науки, как астрономия, математика и физика. Образцовая астрономическая обсерватория под Петербургом была открыта в 1839 году и была оборудована крупным телескопом. Была создана Н.И. Лобачевским неевклидовая геометрия, а открытия и работы таких русских математиков, как М.В. Остроградский и В.Я. Буняковский, получили мировое признание.

Физика развивалась быстрыми и ошеломляющими темпами: П.Л. Шиллинг создал электромагнитный телеграф в 1832 году, В.В. Петров также сделал важное открытие - электрическую дугу в 1802 году, Б.С. Якоби усердно работал нал созданием электрического двигателя и сделал еще одно открытие – гальваноплатиску.

К началу XIX века относится и успешное развитие русской медицины и химии. А. М. Филомафитский работал над переливанием крови, а Н. И. Пирогов использовал наркоз при операциях, применяя обезболивающие средства и антисептики. Важным открытием для химии было получение анилиновых красителей из бензола – это удалось русскому химику Н. Н. Зинину.

Образование в первой половине XIX века

Значительное развитие образовательной системы России в начале XIX века было обусловлено, в первую очередь, социально-экономическими изменениями в стране. В этот период образование уже не является привилегией только для дворян и знатных людей, оно становится более общедоступным.

Представители купечества, мещанства и ремесленники отныне имели возможность получить полноценное образование и обеспечить такую возможность и для своих детей. Наряду с уже созданными ранее крупными российскими университетами – Московский, Казанский, Петербургский – развиваются и дворянские учебные заведения.

Созданная Александром I ступенчатая образовательная система продолжала развиваться и совершенствоваться. О высоком уровне развития в этой сфере говорит значительное увеличение количества библиотек, в том числе – и частных. Расширяется и усиливается влияние газет и журналов, многие из них становятся популярными – «Вестник Европы», «Северная пчела», «Сын отечества».

Интерес к такому роду образования и развлечения постепенно увеличивает издание журналов. Повышение уровня образованности у населения обуславливается тем, что теперь разные слои общества могут получать необходимые для них и их деятельности знания. Поэтому сфера образования постепенно видоизменяется и совершенствуется, реагируя на изменения в социально-общественной среде.

ОБРАЗОВАНИЕ И НАУКА В ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XIX в.

Начало XIX в.- время культурного и духовного подъема в России. Отечественная война 1812 г. в небывалой степени ускорила рост национального самосознания русского народа, его консолидацию (сплочение). Произошло сближение с русским народом других народов России. Культурному подъему содействовала также политика "просвещенного абсолютизма", которой придерживался Александр I в начале своего царствования.

Университеты, гимназии, школы. Согласно указу, принятому в 1803 г., страна была разделена на 6 учебных округов, в каждом из которых намечалось основать университет. Но в 1804 г. был открыт лишь Казанский университет. В 1819 г. начал действовать Петербургский. При Николае I не было открыто ни одного университета. В самом большом университете, Московском, в 1811 г. училось всего 215 студентов, в 1831 г. их было 814. Николай I запретил принимать в университеты детей крепостных крестьян. Уровень знаний, близкий к университетскому, давали лицеи - Царскосельский под Петербургом и Демидовский в Ярославле. Лицеи в основном сохраняли сословно-дворянский характер.

В 1815 г. известная армянская семья Лазаревых основала в Москве Институт восточных языков и содержала его на свои средства в течение ста лет. Лазаревский институт многое сделал для знакомства России с культурой Востока, для подготовки русских дипломатов, направляемых в восточные страны.

К началу XIX в. в России было только одно высшее учебное заведение технического профиля - Горный институт в Петербурге. При Александре I был открыт Лесной институт. Николай I покровительствовал инженерно-техническому и военному образованию При нем были открыты Петербургский технологический институт и Московское техническое училище, а также Академия Генерального штаба, Инженерная академия и Артиллерийская академия.

Средние учебные заведения (гимназии) по указу 1803 г. предполагалось открыть в каждом губернском городе. Это было сделано далеко не сразу. В 1824 г. на территории России действовало только 24 гимназии. На всю Сибирь была только одна гимназия (в Тобольске). Через 30 лет число гимназий было доведено до 43. В Сибири стали действовать три гимназии (в Тобольске, Томске и Иркутске). Многие дворянские дети воспитывались в частных пансионах или домашними учителями. Гувернеры, обычно французы или немцы, не отличались большой образованностью. После окончания Отечественной войны пленные французские офицеры вернулись домой, а солдаты "Великой армии" пошли в гувернеры и воспитали целое поколение русских дворян.

В первой половине XIX в. продолжалось развитие системы женского образования, основы которой были заложены при Екатерине II . Новые институты для дворянских дочерей были открыты в Петербурге, Москве, Нижнем Новгороде, Казани, Астрахани, Саратове, Иркутске и других городах. Перед этими институтами ставилась цель воспитывать "добрых жен, попечительных матерей, примерных наставниц для детей, хозяек".

Сильно отставало развитие начального народного образования. Церковь, некоторые помещики, отдельные ведомства (например, Министерство государственных имуществ) открывали кое-где школы для детей из народа. Но общей системы начального образования не было. Значительная часть городского населения была грамотной (хотя неграмотные встречались даже среди купечества). Среди крестьян грамотность составляла около 5%.

Тем не менее в числе русских ученых были и выходцы из простого народа. В основном же в науку шли юноши из дворянских семей, из духовенства, купцов, а также из потомственной интеллигенции.

Наука в России. Русская наука в те годы достигла больших успехов. Профессор Казанского университета Николай Иванович Лобачевский (1792-1856) построил новую, неевклидову геометрическую систему. В Казанском университете в те годы работал и другой выдающийся русский ученый Николай Николаевич Зинин (1812-1880). Ему удалось осуществить синтез анилина - органического красителя для текстильной промышленности. До открытия Зинина это красящее вещество добывали из индиго, произрастающего в южных странах. Зинин получил его из каменноугольного дегтя. Это был один из первых крупных успехов в развитии органической химии.

В области физики важные открытия сделали В. В. Петров и Б. С. Якоби. Василий Владимирович Петров (1761 -1834) исследовал электрическую дугу и электрический разряд в разреженном газе и показал возможность их использования для освещения и плавки металлов. Борис Семенович Якоби (1801 -1874) вел исследования в области электрохимии. Он открыл метод гальванопластики.

В уральском городе Златоусте выдающийся русский металлург Павел Петрович Аносов (1799-1851) раскрыл тайну древнего булата, создал стальные клинки, которыми можно было крошить самые твердые зубила и рассекать подброшенные вверх платки из тончайшей ткани. Труды Аносова легли в основу науки о качественных сталях.

В 1839 г. завершилось строительство Пулковской обсерватории под Петербургом. В конструкции здания были предусмотрены три вращающиеся башни для главных телескопов. Известны высокие отзывы зарубежных ученых о замечательном устройстве здания обсерватории и точности ее приборов. В Пулковской обсерватории трудился выдающийся астроном XIX в. Василий Яковлевич Струве (1793-1864). Именно он обнаружил концентрацию звезд в главной плоскости Млечного Пути.

Широкой русской общественности имя замечательного хирурга Николая Ивановича Пирогова (1810-1881) стало известно в связи с его самоотверженной работой в осажденном Севастополе Нелегко было ему наблюдать страдания раненых - он знал, как можно было бы им помочь, но не всегда мог это сделать. Еще в 1847 г. в Академии наук он выступил с докладом об операциях под эфирным наркозом. Но в Севастополе порой не хватало не только эфира, но и обычных бинтов. И все же тысячи раненых были спасены благодаря умелым рукам Пирогова.

Первая половина XIX в.- время дальнейшего становления отечественной исторической науки. Рост национального самосознания русского народа был невозможен без освещения его прошлого. Между тем систематических общедоступных трудов по истории России тогда не существовало. Откликаясь на запросы общественности, Александр I поручил Николаю Михайловичу Карамзину (1766-1826) написать историю России. Карамзин, писатель-сентименталист и публицист, не был профессиональным историком. Но он отнесся к поручению со всей ответственностью и в течение нескольких лет упорного труда сумел добиться крупных успехов. Первые 8 томов его "Истории Государства Российского" вышли в 1816-1817 гг., последний, 12-й том - в 1829 г. Автор успел довести события до 1611 г. Карамзин считал, что история человечества - это история борьбы разума с заблуждением, просвещения - с невежеством. Решающую роль в истории он отводил великим людям. Психологический анализ их действий для него был основным приемом объяснения исторических событий. "История Государства Российского" Н. М. Карамзина имела огромный успех у публики и неоднократно переиздавалась.

Русские путешественники. Россия становилась великой морской державой, и это ставило новые задачи перед отечественными географами.

В 1803-1806 гг. была предпринята первая русская кругосветная экспедиция из Кронштадта до Камчатки и Аляски. Возглавил ее адмирал Иван Федорович Крузенштерн (1770- 1846). Он командовал кораблем "Надежда". Другим кораблем, "Нева", командовал капитан Юрий Федорович Лисянский (1773- 1837). Во время экспедиции изучались острова Тихого океана, Китай, Япония, Сахалин и Камчатка. Были составлены подробные карты исследованных мест. Лисянский, самостоятельно совершив переход от Гавайских островов до Аляски, собрал богатый материал о народах Океании и Северной Америки.

Внимание исследователей всего мира давно привлекал таинственный район вокруг Южного полюса. Предполагалось, что там находится обширный Южный материк (название "Антарктида" тогда не было в ходу) Английский мореплаватель Дж. Кук в 70-х гг. XVIII в. пересек Южный полярный круг, наткнулся на непроходимые льды и заявил, что дальше на юг плавание невозможно. Ему поверили, и в течение 45 лет не предпринималось южнополярных экспедиций.

В 1819 г. Россия снарядила в южные полярные моря экспедицию на двух шлюпах под руководством Фаддея Фаддеевича Беллинсгаузена (1778-1852). Он командовал шлюпом "Восток". Командиром "Мирного" был Михаил Петрович Лазарев (1788- 1851). Беллинсгаузен был опытным исследователем: он участвовал в плавании Крузенштерна. Лазарев впоследствии прославился как боевой адмирал, воспитавший целую плеяду русских флотоводцев (Корнилова, Нахимова, Истомина).

Экспедиция несколько раз пересекла Южный полярный круг, а в январе 1820 г. впервые увидела ледяной берег. Приблизившись к нему почти вплотную (в районе современного шельфового ледника Беллинсгаузена), путешественники сделали вывод, что перед ними "льдинный материк". Затем были открыты остров Петра I и берег Александра I . В 1821 г. экспедиция возвратилась на родину, совершив открытие Антарктиды и полное плавание вокруг нее на небольших парусных кораблях, мало приспособленных к полярным условиям.

В 1811 г. русские моряки во главе с капитаном Василием Михайловичем Головкиным (1776-1831) обследовали Курильские острова и были увезены в японский плен. Записки Головкина о трехлетнем пребывании в Японии познакомили русское общество с жизнью этой загадочной страны. Ученик Головкина Федор Петрович Литке (1797-1882) исследовал Северный Ледовитый океан, берега Камчатки, Южной Америки. Он основал Русское географическое общество, которое сыграло большую роль в развитии географической науки.

Крупные географические открытия на русском Дальнем Востоке связаны с именем Геннадия Ивановича Невельского (1814-1876). Отвергнув открывавшуюся перед ним придворную карьеру, он добился назначения командиром военного транспорта "Байкал". На нем он в 1848-1849 гг. совершил плавание вокруг мыса Горн на Камчатку, а затем возглавил Амурскую экспедицию. Он открыл устье Амура, пролив между Сахалином и материком и доказал, что Сахалин - остров, а не полуостров.

Экспедиции русских путешественников, помимо чисто научных результатов, имели большое значение в деле взаимного познания народов. В далеких странах местные жители от русских путешественников нередко впервые узнавали о России. В свою очередь русские люди обогащались знаниями о других странах и народах.

Что необходимо знать по этой теме:

Социально-экономическое развитие России в первой половине XIX в. Социальная структура населения.

Развитие сельского хозяйства.

Развитие промышленности России в первой половине XIX в. Становление капиталистических отношений. Промышленный переворот: сущность, предпосылки, хронология.

Развитие водных и шоссейных путей сообщения. Начало железнодорожного строительства.

Обострение социально-политических противоречий в стране. Дворцовый переворот 1801 г. и восшествие на престол Александра I. "Дней Александровых прекрасное начало".

Крестьянский вопрос. Указ "о вольных хлебопашцах". Меры правительства в области просвещения. Государственная деятельность М.М.Сперанского и его план государственных преобразований. Создание Государственного совета.

Участие России в антифранцузских коалициях. Тильзитский мирный договор.

Отечественная война 1812 г. Международные отношения накануне войны. Причины и начало войны. Соотношение сил и военные планы сторон. М.Б.Барклай-де-Толли. П.И.Багратион. М.И.Кутузов. Этапы войны. Итоги и значение войны.

Заграничные походы 1813-1814 гг. Венский конгресс и его решения. Священный союз.

Внутреннее положение страны в 1815-1825 гг. Усиление консервативных настроений в русском обществе. А.А.Аракчеев и аракчеевщина. Военные поселения.

Внешняя политика царизма в первой четверти XIX в.

Первые тайные организации декабристов - "Союз спасения" и "Союз благоденствия". Северное и Южное общество. Основные программные документы декабристов - "Русская правда" П.И.Пестеля и "Конституция" Н.М.Муравьева. Смерть Александра I. Междуцарствие. Восстание 14 декабря 1825 г. в Петербурге. Восстание Черниговского полка. Следствие и суд над декабристами. Значение восстания декабристов.

Начало царствования Николая I. Укрепление самодержавной власти. Дальнейшая централизация, бюрократизация государственного строя России. Усиление репрессивных мер. Создание III отделения. Цензурный устав. Эпоха цензурного террора.

Кодификация. М.М.Сперанский. Реформа государственных крестьян. П.Д.Киселев. Указ "об обязанных крестьянах".

Польское восстание 1830-1831 гг.

Основные направления внешней политики России во второй четверти XIX в.

Восточный вопрос. Русско-турецкая война 1828-1829 гг. Проблема проливов во внешней политике России 30-40-х годов XIX в.

Россия и революции 1830 и 1848 гг. в Европе.

Крымская война. Международные отношения накануне войны. Причины войны. Ход военных действий. Поражение России в войне. Парижский мир 1856 г. Международные и внутренние последствия войны.

Присоединение Кавказа к России.

Складывание государства (имамата) на Северном Кавказе. Мюридизм. Шамиль. Кавказская война. Значение присоединения Кавказа к России.

Общественная мысль и общественное движение в России второй четверти XIX в.

Формирование правительственной идеологии. Теория официальной народности. Кружки конца 20-х - начала 30-х годов XIX в.

Кружок Н.В.Станкевича и немецкая идеалистическая философия. Кружок А.И.Герцена и утопический социализм. "Философическое письмо" П.Я.Чаадаева. Западники. Умеренные. Радикалы. Славянофилы. М.В.Буташевич-Петрашевский и его кружок. Теория "русского социализма" А.И.Герцена.

Социально-экономические и политические предпосылки буржуазных реформ 60-70-х годов XIX в.

Крестьянская реформа. Подготовка реформы. "Положение" 19 февраля 1861 г. Личное освобождение крестьян. Наделы. Выкуп. Повинности крестьян. Временнообязанное состояние.

Земская, судебная, городская реформы. Финансовые реформы. Реформы в области просвещения. Цензурные правила. Военные реформы. Значение буржуазных реформ.

Социально-экономическое развитие России второй половины XIX в. Социальная структура населения.

Развитие промышленности. Промышленный переворот: сущность, предпосылки, хронология. Основные этапы развития капитализма в промышленности.

Развитие капитализма в сельском хозяйстве. Сельская община в пореформенной России. Аграрный кризис 80-90-х годов XIX в.

Общественное движение в России 50-60-х годов XIX в.

Общественное движение в России 70-90-х годов XIX в.

Революционное народническое движение 70-х - начала 80-х годов XIX в.

"Земля и воля" 70-х годов XIX в. "Народная воля" и "Черный передел". Убийство Александра II 1 марта 1881 г. Крах "Народной воли".

Рабочее движение во второй половине XIX в. Стачечная борьба. Первые рабочие организации. Возникновение рабочего вопроса. Фабричное законодательство.

Либеральное народничество 80-90-х годов XIX в. Распространение идей марксизма в России. Группа "Освобождение труда" (1883-1903). Возникновение российской социал-демократии. Марксистские кружки 80-х годов XIX в.

Петербургский "Союз борьбы за освобождение рабочего класса". В.И.Ульянов. "Легальный марксизм".

Политическая реакция 80-90-х годов XIX в. Эпоха контрреформ.

Александр III. Манифест о "незыблемости" самодержавия (1881). Политика контрреформ. Итоги и значение контрреформ.

Международное положение России после Крымской войны. Изменение внешнеполитической программы страны. Основные направления и этапы внешней политики России второй половины XIX в.

Россия в системе международных отношений после франко-прусской войны. Союз трех императоров.

Россия и восточный кризис 70-х годов XIX в. Цели политики России в восточном вопросе. Русско-турецкая война 1877-1878 гг.: причины, планы и силы сторон, ход военных действий. Сан-Стефанский мирный договор. Берлинский конгресс и его решения. Роль России в освобождении балканских народов от османского ига.

Внешняя политика России в 80-90-е годы XIX в. Образование Тройственного союза (1882). Ухудшение отношений России с Германией и Австро-Венгрией. Заключение русско-французского союза (1891-1894).

  • Буганов В.И., Зырянов П.Н. История России: конец XVII - XIX в. . - М.: Просвещение, 1996.

На вопрос Основные достижения отечественной науки первой половины XIX века заданный автором шеврон лучший ответ это «Золотым веком» русской культуры по праву считается первая половина XIX в. Иногда ее называли еще «апогеем просвещенного абсолютизма». Развитие культуры в это время проходило под влиянием многих поистине исторических событий. Но в их числе самое значительное место принадлежит Отечественной войне 1812 г. и заграничному походу русской армии.
Заграничный поход русских войск привел ко «второй волне» западного влияния на отечественную культуру, науку, образование.
Но именно это влияние, проявившееся в том числе в движении декабристов, вызвало в конце 20-х - 30-е гг. усиление борьбы властей с «заразой, принесенной извне» .
На развитии русской культуры позитивно отразились и глубокие перемены, начавшиеся в социально-экономической сфере, в первую очередь промышленный переворот. Особое значение он имел для развития российской науки и техники.
В области гуманитарных наук рост национального самосознания привел к усилению интереса к отечественной истории. Большим событием культурной жизни стала «История государства Российского» Н. М. Карамзина (1766-1826), первые 8 томов которой вышли в свет в 1818 г. Ее автор стал первым отечественным историком, которого стали читать не только специалисты, но и широкая аудитория. На эти годы приходится научная деятельность крупнейших русских историков - Т. Н. Грановского (1813-1855) и М. П. Погодина (1800-1875). В это время начинает свою научную деятель-? ность крупнейший историк XIX в. С. М. Соловьев (1820-1879).
В области естественных наук подлинный переворот в научных представлениях о природе пространства совершил профессор Казанского университета Н. И. Лобачевский (1792-1856), открывший новую геометрическую систему, названную неэвклидовой геометрией (1826). Это крупнейшее открытие стало основой для математической базы современной физики. В 1802 г. петербургский профессор В. В. Петров (1761-1834) продемонстрировал явление вольтовой дуги, а позже высказал идею о ее применении для сварки Металлов. П. Л. Шиллинг (1786-1837) сконструировал и испытал в 1832 г. первую линию электромагнитного телеграфа. Б. С. Якоби (1801-1874) в 1834 г. изобрел электродвигатель с вращающимся рабочим валом, а в 1838 г. - гальванопластику. Он первым в мире построил подземную кабельную телеграфную линию Петербурге Царское Село длиной 25 км. Крупнейший русский металлург первой половины века П. П. Аносов (1797-1851) в 1831г. первым в России применил микроскоп для исследования структуры стали, а в 1841 г. раскрыл давно утраченную тайну изготовления булатной стали.
В 30-х гг. крепостные механики Нижнетагильского металлурги-, ческого завода Е. А. и М. Е. Черепановы построили паровую железную дорогу.
Бурно развивавшаяся текстильная промышленность диктовала необходимость развития химии, в первую очередь в производстве красителей. Крупнейшими химиками эпохи стали профессора Казанского университета Н. Н. Зинин (1812-1880) и А. М. Бутлеров (1828-1886), ставшие не только основоположниками отечественной научной химической школы красителей, но и новой отрасли химического производства.
Крупнейшим представителем отечественной медицины стали профессор Медико-хирургической академии Н. И. Пирогов (1810-1881), явившийся основоположником военно-полевой хирургии. В труднейшие годы Восточной войны он впервые применил наркоз во время операции прямо на поле боя, использовал для лечения переломов неподвижную гипсовую повязку. Благодаря великому хирургу тысячи раненых остались живы, многие вернулись в строй.
В 1839 г. начала работать Пулковская обсерватория под Петербургом (построенная всего за четыре года) - одна из самых крупных и хорошо оснащенных для своего времени. Здесь немало открытий сделал один из крупнейших русских астрономов XIX в. В. Я. Струве (1793-1864).
Авторитет российской науки был столь высок, что крупнейшие предприниматели считали честью оказывать ей материальную поддержку. С 1832 г. Академия наук приступила к присуждению Демидовских премий за лучшие научные открытия и изобретения.

Loading...Loading...