Магеллан Фернан. Что открыл

Фернан Магеллан (Фернан ди Магальяйнш) — (рожд. 20 ноября 1480 г. – смерть 27 апреля 1521 г.)

Что открыл Магеллан Фернан

Выдающийся португальский мореплаватель Магеллан Фернан, его экспедиция совершила первое в истории кругосветное путешествие, предполагавшее поиск западного пути к Молуккским островам. Это доказывало наличие единого мирового океана и представляло практическое доказательство шарообразной формы Земли. Магеллан открыл все побережье Южной Америки к югу от Ла-Платы, обогнул континент с юга, открыл пролив, который был назван его именем, и Патагонскую Кордильеру; первым пересек Тихий океан.

Биография Фернана Магеллана

Среди людей, совершивших глобальные перевороты в сознании людей и развитии человечества, немалую роль смогли сыграть и путешественники. Самой яркой фигурой из них является португалец Фернан ди Магальяйнш, который стал известен всему миру под испанизированным именем Фернан Магеллан.

Фернан Магеллан родился в 1470 году в местности Саброза, в глухой северо-восточной провинции Португалии Траз ош Леонтиш. Его семья относилась к знатному, но обедневшему рыцарскому роду и пользовалась уважением при дворе. Незря король Жуан II отца Фернана, Педру Руй ди Магальяйнша, назначил старшим алькальдом* важной в стратегическом отношении гавани Авейру.

(* Алькальд – судебный или муниципальный чиновник, который обладал исполнительной властью. Глаавной его задачей было следить за сохранением общественного порядка).

Обучение

Связи при дворе дали возможность алькальду в 1492 году пристроить старшего сына пажом королевы Элеоноры. Так, Фернан получил право воспитываться в королевской резиденции. Там, кроме рыцарских искусств – верховой езды, фехтования, соколиной охоты, – он смог овладеть астрономией, навигацией и картографией. При португальском дворе эти предметы со времен принца Генриха Мореплавателя были обязательны для изучения юными придворными. Именно им доводилось отправляться в дальние морские экспедиции с целью завоеваний и открытия новых земель. Недаром за их уроками наблюдал сам король Мануэль, сменивший на троне Жуана.

Честолюбивый Фернан серьезно увлекся мореплаванием. В стремлении оказаться подальше от дворцовых интриг, он в 1504 году попросил короля отпустить его в Индию под руководством вице-короля Индии Франсишку ди Алмейда и, получив согласие, весной 1505 года покинул Лиссабон.

Карьера Магальяйнша-мореплавателя

Экспедиция Алмейды носила чисто военный характер и имела цель усмирение непокорных мусульманских правителей от Софалы до Ормуз и от Кочина до Баб-эль-Мандеба. Надо было стереть с лица земли мусульманские укрепления и вместо них заложить португальские крепости.

Магальяйнш принимал участие в морских и сухопутных сражениях при Кильве, Софале, Момбасе, Каннануре, Каликуте, а также в разграблении этих городов и со временем превратился в доблестного воина, опытного и привыкшего к любым жестокостям и злоключениям своей суровой эпохи. Быстро приобрел он и репутацию храброго капитана, искусного в бою и мореплавании. При этом уже тогда забота о братьях по оружию стала одной из основных черт будущего пионера кругосветных плаваний.

1509 год — во время боев под Малаккой Магальяйнш смог прославиться, почти в одиночку придя на помощь горстке своих соотечественников, которые подверглись нападению малайцев. Так же благородно он поступил и во время возвращения из Малакки в Индию. Во главе всего 5-ти человек Фернан поспешил на помощь португальской каравелле и помог одержать победу.

В самом начале 1510 года карьере Магальяйнша-мореплавателя чуть было не пришел конец: при неудачном штурме Каликута его тяжело ранили, причем вторично. Первая рана, полученная во время похода на Марокко, сделала его на всю жизнь хромым. Удрученный Фернан решил возвратиться на родину.

Маршрут Магеллана

Весной небольшая флотилия из трех судов отправилась из Кочина в Португалию. На борту одного из кораблей находился и Магальяйнш. Но домой в этот раз он так и не попал. В ста милях от индийского берега два корабля наскочили на подводные камни опасной Падуанской мели и пошли ко дну. Офицеры и знатные пассажиры решили на оставшемся судне возвратиться в Индию, оставив без воды и пищи на узкой песчаной мели своих безродных спутников, которым не было места на корабле. Фернан отказался плыть с ними: знатность и высокий чин были своего рода гарантией того, что за оставшимися все-же могут прислать помощь. В конце концов так и произошло. Спустя две недели потерпевших крушение спасли и по прибытии в Индию они повсюду рассказывали о необычайной твердости их покровителя, который сумел в тяжелых условиях пробудить в людях надежду и укрепить стойкость.

Фернан еще какое-то время оставался в Индии. Согласно документам, он смело высказывал свое мнение в тех случаях, когда другие капитаны молчали. Это, вероятно, и могло стать основной причиной его разногласий с новым вице-королем Афонсу ди Альбукерки.

Португалия

1512 год, лето — Магальяйнш возвратился в Португалию. Об этом свидетельствует запись в платежном листе королевского двора, по которой ему назначалась ежемесячная королевская пенсия в 1000 португальских реалов. Спустя 4 недели ее увеличили почти вдвое, что может свидетельствовать о том, что заслуги доблестного капитана были признаны двором.

Во время войны с маврами Азаморы (современный Аземмур в Марокко) Фернана назначили майором, т. е. он получил довольно престижную и выгодную должность. В его полном распоряжении были пленные и все захваченные трофеи. Пост предоставлял неограниченные возможности для личного обогащения, потому недостатка в недоброжелателях у Магальяйнша не было.

Спустя какое-то время его безосновательно обвинили в том, что он организовал нападение мавров на стадо и позволил угнать 400 голов скота, получив за это немалые деньги. Через некоторое время обвинение сняли, однако оскорбленный Фернан подал в отставку.

Оставшись без достаточных средств к существованию, известный своей доблестью воин надеялся на милость короля. Он просил Мануэля увеличить ему пенсию всего на 200 португальских реалов. Но король не любил людей с твердым характером и, по словам хрониста Барруша, «…всегда питал к нему отвращение», а потому отказал. Возмущенный Магальяйнш в 1517 году тайно покинул родину и перебрался в Испанию.

Испания

С этого времени и начинается история небывалого по тем временам морского похода вокруг Земли, о шарообразности которой тогда только предполагалось. А заслуга его организации и осуществления целиком принадлежит Фернану Магальяйншу, ставшему отныне Фернаном Магелланом.

Позднее король Мануэль спохватился и с упорством, достойным лучшего применения, начал препятствовать Магеллану в осуществлении его планов. Но ошибку исправить уже не удалось, и Португалия второй раз после истории с утратила шанс извлечь пользу из открытий своих великих сынов, недооценив их потенциальные возможности.

«Молуккская Армада» - корабли Магеллана

Известно, что еще в Португалии он внимательно изучал морские карты, завязывал знакомства с мореходами и много занимался проблемами определения географической долготы. Все это очень помогло ему в реализации его идеи.

Согласно папской булле Inter cetera 1493 года все новые территории, открываемые к востоку от линии демаркации, установленной в 1494 году, принадлежали Португалии, а к западу – Испании. Но способ исчисления географической долготы, принятый в те времена, не давал возможности для четкой демаркации Западного полушария. Потому Магеллан, а также его друг и помощник, астролог и космограф Рюй Фалейру, полагали, что Молуккские острова должны принадлежать не Португалии, а Испании.

1518 год, март — они представили свой проект в Совет Индий. После продолжительных переговоров он был принят, а испанский король Карлос I (он же император Священной Римской империи Карл V) обязался снарядить 5 судов и выделить запасы на 2 года. В случае открытия новых земель компаньонам давалось право стать их правителями. Они также получали 20% от доходов. При этом права должны были передаваться по наследству.

Незадолго до этого знаменательного события в жизни Фернана произошли серьезные перемены. Прибыв в Севилью, он примкнул к колонии португальских эмигрантов. Один из них, комендант севильской крепости Алькасара, Дьогу Барбоза, ввел доблестного капитана в свою семью. Его сын Дуарти стал близким другом Фернана, а дочь Беатрис стала его женой.

Очень не хотелось Магеллану оставлять молодую, горячо любящую его супругу и недавно родившегося сына, но долг, честолюбие и стремление обеспечить семью настойчиво звали его в море. Не смог остановить его и неблагоприятный астрологический прогноз, сделанный Фалейру. А ведь именно из-за этого Рюй отказался от участия в плавании, и Магеллан стал единоличным ее начальником и организатором.

Кругосветное путешествие Магеллана

В Севилье были подготовлены 5 судов – флагман «Тринидад», «Сан-Антонио», «Консепсьон», «Виктория» и «Сантьяго». 20 сентября 1519 года Фернан Магеллан попрощался на пристани с беременной Беатрис и новорожденным Родриго и приказал поднять якорь. Больше им не суждено было увидеться.

В списках небольшой флотилии числилось 265 человек: командиры и кормчие, боцманы, канониры, рядовые матросы, священники, плотники, конопатчики, бондари, солдаты и люди, не имевшие определенных обязанностей. Весь этот разношерстный многонациональный экипаж (в его составе кроме испанцев и португальцев были также итальянцы, немцы, французы, фламандцы, сицилийцы, англичане, мавры и малайцы) необходимо было держать в повиновении. А недовольство началось едва ли не с первых недель плавания. Агенты португальского короля проникли на корабли, а усердием португальского консула в Севилье Алвариша трюмы частично были заполнены гнилой мукой, заплесневелыми сухарями и тухлой солониной.

26 сентября мореплаватели дошли до Канарских островов, 3 октября взяли курс на Бразилию, а 13 декабря вошли в бухту Рио-де-Жанейро. Отсюда путешественники направились на юг вдоль южноамериканского побережья в поисках прохода в «Южное море», при этом двигались лишь днем, чтобы в темноте не пропустить его. 1520 год, 31 марта — корабли вошли в бухту Сан-Хулиан у берегов Патагонии для зимовки.

Мятеж

Фернан Магеллан — подавление мятежа

В скором времени Магеллану пришлось отдать приказ о сокращении рациона. Но часть экипажа воспротивилась такому решению и стала требовать возвращения в Испанию, но получила решительный отказ. Тогда во время празднования Пасхи главари мятежников, воспользовавшись тем, что основная часть экипажей сошла на берег, смогла захватить три судна.

Магеллан решил применить силу и хитрость. Нескольких верных людей он отправил на «Викторию» с письмом к мятежному казначею Луису де Мендосе. Он был заколот во время чтения письма, а экипаж не оказал никакого сопротивления. На другой день два мятежных капитана, Гаспар де Кесада и Хуан де Картахена, попытались вывести свои корабли из бухты, но путь им преградили «Тринидад», «Сантьяго» и отбитая у мятежников «Виктория». «Сан-Антонио» сдался не сопротивляясь. Командовавшего им Кесаду тут же арестовали, а спустя какое-то время был пленен и Картахена.

По приказанию Фернана Магеллана мертвое тело Мендосы четвертовали, Кесаде отрубили голову, а Картахену и предателя-священника Педро Санчеса де ла Рейна оставили на берегу. Но мятежные матросы не пострадали. Им была дарована жизнь, главным образом потому, что они были нужны для судовых работ.

Магелланов пролив

В скором времени эскадра, потерявшая при рекогносцировке «Сантьяго», двинулась дальше на юг. Но предательства на этом не прекратились. 1 ноября, когда эскадра уже шла искомым проливом, в последствии названным Магеллановым, кормчий Иштебан Гомиш, воспользовавшись тем, что его судно оказалось вне пределов видимости с остальных кораблей, захватил «Сан-Антонио» и бежал в Испанию. Магеллан так никогда и не узнал о предательстве, как не узнал и того, какую роковую роль сыграл Гомиш в судьбе его семьи. Прибыв в Испанию, дезертир обвинил своего генерал-капитана в измене королю. Как результат Беатрис с детьми была подвергнута домашнему аресту и дознанию. Она была лишена казенного пособия оставлена в жестокой нужде. Ни она, ни ее сыновья не дожили до возвращения экспедиции. А Гомиш за «выдающиеся заслуги, оказанные флотилии Магеллана», был удостоен королем рыцарского звания.

Открытие Марианских островов

28 ноября корабли Фернана Магеллана вышли в океан, по которому еще не плавал ни один европеец. Погода, к счастью, оставалась хорошей, и мореплаватель назвал океан Тихим. Пересекая его, он прошел не меньше 17 тысяч км и обнаружил много мелких островов, но неточные исчисления не позволяли отождествить их с какими-то конкретными точками на карте. Бесспорным считается только открытие в начале марта 1521 года двух обитаемых островов, Гуама и Рота – самых южных из группы Марианских островов. Магеллан назвал их Разбойничьими. Островитяне украли у мореплавателей лодку, и генерал-капитан, высадившись с отрядом на берег, сжег несколько туземных хижин.

Почти 4 месяца длилось это плавание. Несмотря на отсутствие характерных для этого района ураганов, людям приходилось очень несладко. Они были вынуждены питаться сухарной пылью, смешанной с червями, пить гнилую воду, есть воловьи кожи, древесные опилки и корабельных крыс. Эти твари казались им чуть ли не деликатесом и продавались по полдуката за штуку.

Экипаж замучила цинга, много людей умерло. Но Магеллан продолжал уверенно вести эскадру вперед и как-то на предложение возвратиться заявил: «Мы будем идти вперед, хотя бы пришлось съесть всю воловью шкуру».

Открытие Филиппинских островов

1521 год, 15 марта — экспедиция оказалась вблизи острова Самар (Филиппины), а спустя неделю, продвигаясь по-прежнему на запад, прибыла к острову Лимасава, где раб Магеллана, малаец Энрике, услышал родную речь. Это означало, что путники находятся где-то вблизи островов Пряностей, т. е. почти выполнили свою задачу.

И все же мореплаватель стремился дойти до заветных островов. Но он решил на некоторое время задержаться, чтобы обратить филиппинцев в христианство.

1521 год, 7 апреля — флотилия бросила якоря у острова Себу, где был расположен крупный порт и резиденция раджи. Искренне религиозный Магеллан настаивал, чтобы островитяне приняли христианство без расчета на какие-то материальные выгоды, но, сам того не желая, убедил туземцев, что на благожелательное отношение со стороны могущественного испанского короля они могут рассчитывать только в том случае, если отрекутся от старой веры и станут поклоняться кресту.

14 апреля властитель Себу Хумабон решил креститься. Хитрый раджа, именовавшийся теперь Карлосом, заручился поддержкой Магеллана против своих недругов-язычников и, таким образом, в один день подчинил себе всех, кто оспаривал его власть. Кроме этого, Хумабон заручился обещанием, что когда Магеллан возвратиться на Филиппины во главе большого флота, то сделает его единоличным правителем всех островов в награду за то, что раджа принял христианство первым. Больше того, к повиновению стали приводить и правителей близлежащих островов. Но вождь одного из таких островов, Мактана, по имени Силапулапу, не желал подчиниться Карлосу-Хумабону. Тогда мореплаватель решил применить силу.

Смерть Магеллана

Смерть Магеллана

1521 год, 27 апреля — 60 вооруженных мужчин в латах, с несколькими небольшими орудиями, сели в лодки и направились на Мактан. Их сопровождали несколько сот воинов Хумабона. Но удача отвернулась от испанцев. Генерал-капитан недооценил противника, не вовремя вспомнив историю завоевания Мексики , когда горстка испанцев смогла овладеть целой страной. В битве с воинами Мактана его закаленные в битвах спутники потерпели поражение, а сам генерал-капитан сложил голову. Во время отступления к лодкам туземцы настигли его в воде. Раненный в руку и ногу, и без того хромой Магеллан упал. Дальнейшее красноречиво описано хронистом экспедиции Антонио Пигафеттом:

«Капитан упал лицом вниз, и тут же его закидали железными и бамбуковыми копьями и стали наносить удары тесаками до тех пор, пока не погубили наше зерцало, наш свет, нашу отраду и нашего истинного вождя. Он все время оборачивался назад, посмотреть, успели ли мы все погрузиться в лодки…»

Дальнейшая судьба моряков

Последующие события свидетельствовали о правоте Пигафетты, назвавшего Магеллана «истинным вождем». Как видно, только он мог держать в узде эту алчную свору, готовую в любое время на предательство.

Его преемники не сумели удержаться на завоеванных позициях. Первым делом они с лихорадочной поспешностью доставили на корабли выменянные товары. Потом один из новых вожаков бездумно оскорбил малайца Энрике, и тот склонил Хумабона к предательству. Часть испанцев раджа заманил в ловушку и приказал убить, а за оставшегося в живых капитана «Консепсьон» Хуана Серрау потребовал выкуп. Видя в нем соперника, временно назначенный командиром флотилии Жуан Карвалу бросил товарища и приказал поднимать паруса.

В живых осталось около 120-ти человек. На трех судах они на ощупь, часто изменяя курс, все же добрались до Молуккских островов, по дороге уничтожив изъеденную червями «Консепсьон». Здесь они, не думая о возможной опасности со стороны местного населения, где испанцев не слишком любили, и трудностях пути на родину, бросились скупать пряности. В конце концов «Виктория» под командованием Эстебана Элькано покинула Молукки, а тяжелогруженый «Тринидад» остался для ремонта. Наконец его экипаж, сделавший неудачную попытку добраться до Панамы, попал в плен. В течении долгого времени его члены томились в тюрьмах и на плантациях, вначале на Молуккских островах, а потом на островах Банда. Позднее их отправили в Индию, где они жили подаянием и находились под неусыпным надзором властей. Лишь пятерым в 1527 г. посчастливилось вернуться на родину.

А «Виктория» под командованием Элькано, старательно обходя пути следования португальских кораблей, пересекла южную часть Индийского океана, обогнула мыс Доброй Надежды и через острова Зеленого Мыса 8 сентября 1522 года прибыла в испанскую гавань Сан-Лукар. Из ее экипажа в живых осталось всего 18 человек (по другим данным – 30).

На родине морякам пришлось нелегко. Вместо почестей им досталось публичное покаяние за один «потерянный» день (в результате движения по часовым поясам вокруг земли). С точки зрения церковников, это могло произойти только в результате нарушения постов.

Элькано, правда, почестей удостоился. Он получил герб, изображающий земной шар с надписью «Ты первый объехал вокруг меня», и пенсию в 500 дукатов. А о Магеллане никто и не вспомнил.

Истинную роль этого замечательного человека в истории смогли оценить потомки, и, в отличие от Колумбовой, она никогда не оспаривалась. Его плавание произвело революцию в представлении о Земле. После этого путешествия полностью прекратились какие-либо попытки отрицания шарообразности планеты, было доказано, что мировой океан един, получены представления об истинных размерах земного шара, окончательно установлено, что Америка является самостоятельным континентом, найден пролив между двумя океанами. И недаром Стефан Цвейг в своей книге «Подвиг Магеллана» написал: «Лишь тот обогащает человечество, кто помогает ему познать себя, кто углубляет его творческое самосознание. И в этом смысле подвиг, совершенный Магелланом, превосходит все подвиги его времени».

Настоящий моряк, профессиональный штурман дол­жен извлекать опыт из своих морских странствий. Если Пирейра воспользовался бы Канарским и Северо-Пассатным течениями, то неизбежно повторил бы ошибку ван Ольмена. Но ему повезло, потому что, начало его экспедиции совпало с наступлением зимнего сезона. Приняв во внимание это обстоятельство, грозившее штормами и ураганами, было решено плыть по запасному маршруту. Кроме того, нужно было не допустить встречи с кораблями под испанским флагом.
Южно-Пассатное течение считается наиболее удобным для пересечения океана в западном направлении. Начинаясь у берегов Гвинейского залива, в акватории с координатами с 1 0 северной долготы и 2 0 –2 0 30 / южной широты (в этом месте ширина течения достигает 300-350 км), оно постепенно расширяется по мере удаления на Запад.
Далее на своем пути океанская река охватывает все пространство от меридиана мыса Пальмы в 2 0 северной широты и переходит даже за 5 0 южной широты. А на 10 0 западной долготы достигает ширины 8 0 -9 0 (800-900 км). На некотором расстоянии к западу от меридиана острова Ферро от течения, движущего свои воды на северо-запад, отделяется рукав шириной в 20 0 , а в некоторых местах достигает границ 30 0 северной долготы. Само Южно-Пассатное течение, приближаясь к мысу Сан-Рока на бразильских берегах, разделяется на два течения – Гвинейское, движущееся на Север к бассейну Карибского моря и Южное Бразильское течение, простирающееся до Южных Ветров.
Интересно, что скорость морского течения, несущего свои воды от Африки до Южной Америки, нестабильна: у самых своих истоков оно в день преодолевает расстояние в 4-5 км, на меридиане мыса Пальмы (в летний период) – 8-12 км, в 10 0 западной долготы снижается до 6 км, но иногда возрастает до 11 км.

Течении на Атлантическом океане

Скорее всего, Дуарти Пирейра вошел в Южно-Пассатное течение у берегов Гвинеи и взял курс на Бразилию. Независимо от его воли, широкая и мощная океанская река привела экспедицию точно в пункт назначения. Будучи картографом, Пирейра наносит на карту очер­тания береговой полосы и определяет координаты широты и долготы этого места и, не теряя времени, возвращается. Такая поспешность не позволила довести дело до конца.


Дуарти Пашеку Пирейра (1469-1533)

Можно предположить, что одним из главных пору­чений, данных королем Жуаном II при отправке сек­ретной экспедиции на запад Атлантики, после дос­тижения берегов столь необходимой им земли, моряки, не теряя времени должны были поспешить на Родину со счастливыми новостями. Судя по истории этой экспедиции, поручение короля было выполнен.
На пополнение запасов воды и ремонт судна ушло бы около месяца. Это было большой ошибкой, которую спустя шесть лет повторил Кабрал.
В чем же состояла эта ошибка? Исследование открытой земли повлекло бы потерю времени, что было бы прямым нарушением королевских инструкций. По этой причине, обнаружив землю, португальские моряки должны были сразу удалиться от берегов. Именно из-за этого, не нашедший возможности проверить берега открытой земли Пирейра решил, что лежащая перед ним земля не материк, а какие - то острова. Ведь и Колумб, вернувшись из первого путешествия, объявил об открытии им на Западе океана группы многочисленных островов. Также и Кабрал впервые высадившись на этих землях, подумал, что это большой остров.
Несмотря на все это, вероятно, что Пирейра вер­нулся в Лиссабон в первом квартале 1494 года. Каждая деталь представленного отчета подверглась подроб­ному изучению. В нем нашли отражения все рас­стояния до бразильских берегов, от Лиссабона, от удаленного западного побережья Африки, от Мадейры и островов Зеленого Мыса. Главное внимание уделя­лось координатам долготы этой вновь открытой и хранившейся до определенного времени в тайне местности. Изучив несколько вариантов, с учетом коор­динат, я пришел к выводу, что Пирейра высадился на берега Бразилии, примерно, поблизости от городов Люис и Белен, находящихся на 1 0 южной широты и 42 0 -43 0 западной долготы, но в силу сильной изрезанности береговой линии полосы, в особенности на полуострове Сан-Луис, принял их за группу островов.
Здесь может возникнуть вопрос, почему я считаю, что Пирейра достиг тех мест, где сейчас располагается современный Сан-Луис? По моему предположению, Пирейра направился на запад, воспользовавшись знако­мыми ему Южно-Пассатным течением, берущим свое начало вблизи Гвинейских берегов и при приближении к Южной Америке, встречается с Гвианским и Бра­зильским течениями. Дальнейший свой путь до 1 0 южной широты он продолжает уже по Гвианскому течению, несущему свои воды строго на Север и поднимающемуся до широты расположения Пиренейского полуострова. К тому же это самый подходящий вариант для того, чтобы вернуться в Европу не теряя времени.
Несмотря на то, что координаты в отчете Христофора Колумба были зашифрованы, португальцам было известно, что к Западу от 50 0 западной долготы испанцы встретили землю. До начала 1494 года вопрос о географических широтах не интересовал Пирейру. Важнейшую роль в этом играли два фактора. Согласно Алькасовасскому договору испанцы не имели юридического права вести поиски ниже 28 параллели северного полушария. Второе, из-за того, что выполнение королевского приказа пришлось на зимний период, Пирейра принял решение воспользоваться Южно-Пассатным течением, движущимся в западном направлении, ниже эква­ториальной линии. В результате, португальцам удалось достичь успеха. Однако, им и в голову не могло прийти, что обнаруженная земля является частью огромного материка.


Христофора Колумба (1451-1506)

Прошло 6 лет и король Мануэль I снаряжает экспедицию под руководством Педру Кабрала. Флот, первоначально движущийся на Юг от островов Зеленого Мыса, вскоре подхваченный Южно-Пассатным течением, уст­рем­ляется на Запад. Но на этот раз при приближении к материку, они подплывают к берегу благодаря Бра­зильскому течению, несущему свои воды на Юг. Конечно, огромная заслуга в этом деле принадлежит Дуарти Пирейре. Но не повредит ли секретности этой миссии присутствие в команде таких опытных известных мореходов как Бартоломеу Диаш, Гонсалу Коэльо и Дуарти Пирейра? При каких обстоятельствах хочешь невозможно представить, что такие профессиональные моряки не могли потеряться в водах Атлантического океана. Как бы там ни было, осведомленный обо всем, Бартоломеу Диаш, унес эту тайну вместе с собой в глубины океана.
В экспедиции Кабрала принимали участие самые опытные, способные и известные на Пиренейском полуострове мореходы – Бартоломеу Диаш и Дуарти Пирейра. Никакой, даже самый свирепый шторм не заставил бы их отклониться от курса. В отличие от Кабрала, южные воды Атлантики были им хорошо знакомы. К тому же, они оба были выпускниками самой престижной в Португалии навигаторской школы и близкими друзьями. Возвращаясь в Лиссабон после открытия мыса Доброй Надежды на южной оконеч­ности Африканского материка Бартоломеу Диаш спас потерпевшего крушение Пирейру.


Педру Алвариш Кабрал (1467-1520)
( Из гравюры начало XIX века )

Разница между ними заключалась в том, что Бартоломеу Диаш изучил все западное побережье Африки, с Севера на Юг. А Пирейра хорошо знал все известные португальским морякам в Атлантическом море острова и архипелаги, и без труда плавал в этой акватории. Уже хотя бы в силу его высоких профессиональных качеств и знаний Атлантики, открытие Бразилии должны были поручить ему. Учитывая предыдущие события Пирейра, как профессионал, не должен был допустить те ошибки, которые совершили Вогадо, Теллес, ван Ольмен и другие мореплаватели.
Но судьба распорядилась по иному и путешествие в Индию с Кабралом, стало последним для Б. Диаша, открывшего для европейцев мыс Доброй Надежды. В исторических документах сообщается, что покинувшая Бразилию экспедиция при подходе к мысу Доброй Надежды попала в ужасную бурю, увлекшую на океанское дно четыре корабля со всем экипажем. С этого трагического дня имя Бартоломеу Диаша вошло в историю.
Из этого плавания не вернулся также и один из посвященных в тайну открытия Бразилии, летописец экспедиции Перу Ваш Каминья. Пятьдесят членов экипажа, в том числе и П. В. Каминья были убиты во время стычки между португальцами и населением индийского города Каликута. Главные свидетели и носители тайны открытия Бразилии, унесли её с собой в могилу. Что, впрочем, было выгодно королю.


Перу Ваш де Каминья (1450-1500)

Итак, стараниями Дуарти Пирейры, португальское королевство овладело обширными территориями. Хотя, если бы эта экспедиция, как и все предшествовавшие ей завершилась бы неудачей, то Португалия была бы вынуждена удовлетвориться обнаруженными ею ост­ровами в Атлантическом океане.
Обладавшие всеми необходимыми сведениями пор­ту­гальцы, делая вид, что и понятия не имеют о сущест­вовании Бразилии, во имя торжества справедливости, требуют перемещения демаркационной линии до 50 0 западной долготы. Поскольку сферичность Земли еще не была доказана, большинство представляло её форму в виде плоскости. Португальцы прекрасно понимали, что в ходе Тордесильясских переговоров именно благо­даря этому заблуждению, им удается обмануть Римского папу. Раз уж поверхность Земли плоская, то все земли, находящиеся с Запада на Восток должны принадлежать португальцам.

(Продолжения статьи – «Хитроумные действия Дуарти Пашеку Пирейры
и Христофора Колумба »)

Писатель-исследователь Рамиз Дениз
Президентский стипендиат по литературе,
лауреат премии «Золотой перо»

Как известно, территорию нашей планеты омывают четыре океана. Атлантический и Индийский океаны занимают второе и третье место по объёму вод соответственно.

В акватории этих океанов обитают уникальные виды водных животных, а также растительности.

История открытия Атлантического океана

Освоение Атлантического океана началось еще в эпоху ранней Античности. Именно тогда древние финикийские мореплаватели начали осуществлять первые путешествия по Средиземному морю и восточному побережью Атлантического океана.

Однако пересечь Атлантический океан удалось только европейским северным народам в 9 веке. «Золотую эру» освоения Атлантики положил известный мореплаватель Христофор Колумб .

В ходе его экспедиций были открыты многие моря и заливы Атлантического океана. Современные ученые – океанологи продолжают изучать Атлантический океан, в частности рельефные структуры его дна.

История открытия Индийского океана

История открытия Индийского океана уходит своими корнями во времена древних цивилизаций. Океан служил в качестве главного торгового маршрута персов, индийцев, египтян и финикийцев.

Первыми изучать Индийский океан начали китайцы. Именно китайскому мореплавателю Жену Хо удалось впервые в ходе своей экспедиции изучить берега Шри – Ланки, Аравийского полуострова, Персии и Африки.

Широкомасштабное освоение Индийского океана началось с первых экспедиций португальца Васко де Гама , которому удалось не только добраться до берегов Индии, полностью обогнув Африканское побережье, но и открыть многие острова в акватории Индийского океана.

Атлантический океан: общие сведенья

Атлантический океан занимает второе место среди мировых океанов по своей величине. Его воды покрывают территорию площадью 80 млн. кв. км.

Формирование Атлантического океана началось более чем 150 млн. лет назад, во времена, когда от Евразии начал отсоединятся современный Американский континент. Атлантический океан считается самым молодым среди всех существующих океанов.

Максимальная глубина достигает 9 км (желоб, который находиться возле берегов Пуэрто-Рико). Атлантический океан омывает берега таких материков: Евразия, Африка, Южная и Северная Америка, а также Антарктиду.

Индийский океан: общие сведенья

Индийский океан, с площадью около 70 млн. км. кв., занимает третье место по величине среди других океанов. Самое глубокое место Индийского океана – впадина возле острова Ява (Индонезия), глубина которой достигает 7 км.

Для вод Индийского океана характерны частые изменения направления течения. Индийский океан омывает Евразию, Африку, Австралию, Антарктиду.

Первые плавания через океаны были наиболее впечатляющими ввиду огромных трудностей и тягот, с которыми сталкивались капитаны и экипажи их кораблей. Корабли были тесными, неудобными, грязными, хранить еду свежей было негде. Цинга, заболевание, вызванное недостатком витамина С, представляла серьезную проблему. В конце XV в. Васко да Гама потерял две трети экипажа во время плавания к Индии. Цингу можно предотвратить, питаясь свежими фруктами, и капитан Кук не потерял ни одного человека во время второго кругосветного плавания в 1772 г., обеспечив здоровую диету для своей команды. Еще одной проблемой были чрезвычайно ограниченные возможности навигационных приборов. Полинезийцы определяли близость суши по цвету моря, облакам, появлению птиц или просто по запаху. В Европе методы вычисления широты (расстояния от Северного полюса) были доступны еще в 1480-х гг., но определение долготы (расстояние к востоку или к западу) вызывало затруднения вплоть до XVIII в. С тех пор, как маршруты через океаны проложены, отважным мореплавателям приходится искать других приключений, повторяя маршруты древних путешественников, - например, совершив плавание на «Кон-Тики» или в одиночку на яхте.

Колумб

В 1492 г. Христофор Колумб отплыл из Испании, отчаявшись получить в Португалии средства, необходимые для своей экспедиции. На флагманском корабле «Сажа-Мария» и двух кораблях поменьше с экипажем в 120 человек Колумб пересек Атлантический океан, надеясь отыскать более короткий путь в Азию и дать испанцам преимущество перед португальцами, которые достигали Азии, огибая Африку. Суда Колумба побывали у берегов Багамских островов, а затем у берегов Кубы и Гаити. Во время последующих путешествий Колумб открыл множество других островов Карибского моря, а также берега Центральной и Южной Америки. После смерти Колумба другие исследователи продолжали изучать Новый Свет. В их числе был и Америго Веспуччи, именем которого названа Америка.

Чтобы проверить теорию о том, что жители Полинезии происходят из Южной Америки и пересекли на бальзовых плотах. Тур Хейердал попытался совершить такое же плавание на плоту «Кон-Тики». Несмотря на то что он успешно преодолел 4000 миль, антропологи и историки доказали позже, что полинезийцы происходят от народов Юго-Восточной Азии.

Навигация

Искусство навигации имеет огромное значение для плавания по океану (см. статью « «). Греки изобрели различные приборы, в том числе астролябию, помогающую ориентироваться по звездам. Использование магнитного компаса широко распространилось в XII в. Пользуясь картами, моряки могли определять направление в открытом море. Широту можно вычислить, измеряя угол подъема солнца или звезд над горизонтом с помощью секстанта. Изобретение в 1735 г. хронометра позволило знать точное время на борту корабля, чтобы измерять расстояние от Гринвичского меридиана (Англия) и таким образом определять долготу.

«Дух Сент-Луиса»

Для первых аэропланов океаны представляли такую же преграду, как и для других транспортных средств. Американец Чарльз Линдберг был первым человеком, в одиночку перелетевшим через Атлантический океан без промежуточных посадок. Моноплан с высоко расположенным крылом и одним двигателем был построен специально для полета всего за 60 дней. Линдберг сам помогал собирать первые узлы. Аэроплан получил название «Дух Сент-Луиса» — в честь города, который финансировал этот проект. Линдберг выбрал один двигатель, поскольку хотел свести до минимума число возможных механических поломок. Чтобы облегчить вес, он не взял с собой ни передатчика, ни парашюта — только сандвичи и термос с кофе. В 1927 г. он успешно совершил перелет из Нью-Йорка в Париж за 33 ч 30 мин и завоевал приз — 25 тыс. долларов. Сегодня трансатлантические рейсы занимают около семи часов, а сверхзвуковой «Конкорд» затрачивает на перелет всего три часа

Плавания капитана Кука

Англичанин Джеймс Кук предпринял три плавания вокруг земного шара в 1768-1779гг. Он пользовался новыми навигационными приборами, созданными XVII в., чтобы составить карты побережья Папуа-Новой Гвинеи, Новой Зеландии и Восточной Австралии. Он открыл много островов в северной и южной части Тихого океана, пересекал Северный и Южный полярные круги. Последнее плавание с целью поиска северо-западного прохода близ Ванкувера оказалось неудачным. На обратном пути Кук сделал стоянку у Гавайских островов, открытых ранее. К ужасу товарищей и экипажа, Кук был убит в неожиданно вспыхнувшей схватке с местными жителями.

Одинокий яхтсмен

Джошуа Слокум стал первым человеком, который в одиночку совершил кругосветное плавание на парусном судне. Он покинул Новую Шотландию на маленькой деревянной яхте «Спрей» в 1895 г и вернулся в тот же порт в 1898 г. Плавать в одиночку он продолжал до 1909 г, когда бесследно исчез вместе ссудном.

Китайский флотоводец XV в. Чжэн Хэ был одним из первых исследователей океана. Он возглавил плавание на джонке от берегов Китая на запад, к Красному морю, к Восточной Африке и на юг, к Индонезии. Океанские джонки его времени были больше любых судов, которые строились тогда в странах Запада.

Дигалева Мария -7 класс НОЧУ СОШ «Разум-Л»

План урока Географическое положение океана История исследования океана Происхождение Особенности природы Хозяйственная деятельность в океане Экологические проблемы

Географическое положение океана Атлантический океан вытянут от субарктических широт до Антарктиды. Наибольшей ширины океан достигает в умеренных широтах и сужается к экватору. Береговая линия океана сильно расчленена в Северном полушарии, а в Южном изрезана слабо. Большая часть островов лежит близ материков.

Из истории исследования океана. С древнейших времён Атлантический океан стал осваиваться человеком. На его берегах в разные эпохи возникли центры мореплавания в Древней Греции, Карфагене, Скандинавии. Его воды омывали легендарную Атлантиду, о географическом положении которой в океане до сих пор спорят учёные. Древней Греции Берега Карфагена Скандинавии

Первыми Атлантику пересекли викинги С эпохи Великих географических открытий Атлантический океан стал главным водным путём на Земле

Христофор Колумб Христафор Колумб – первый мореплаватель эпохи Великих географических открытий, который отважился пересечь Атлантический океан Корабли экспедиции Христофора Колумба Начало комплексным исследованиям Атлантики было положено плаванием «Челленджера» в конце XIX века

Происхождение Атлантического океана Атлантический океан - самый молодой, образовался около 160 млн. лет назад при распаде Гондваны Рельеф его дна не так сложен, как в Тихом океане. Через всю Атлантику почти по меридиану протянулся гигантский Срединно- Атлантический хребет. На севере океана хребет выходит на поверхность – это остров Исландия Хребет делит ложе океана на две почти Равные части. Ложе океана занято океаническими равнинами, подводными поднятиями К берегам Европы и Северной Америки прилегают обширные шельфы.

Особенности природы Атлантический океан Второй по величине океан Площадь – 91, 6 млн. км 2 Объем - 329,7 млн. км 3 Средняя глубина - 3 600 м Наибольшая глубина - 8 742 м (желоб Пуэрто-Рико)

Температура и соленость океана Средняя соленость Атлантического океана - 34,87‰, средняя соленость его поверхностных вод – 35,3‰, максимальная – более 37,5‰. Температура поверхностных вод в Атлантике в среднем ниже, чем в Тихом и Индийском океанах. Объясняется это охлаждающим влиянием вод и льдов, выносимых из Северного Ледовитого океана и из Антарктики, а также интенсивным перемешиванием водных масс. Значительные различия между температурой воды и воздуха в некоторых районах вызывают образование сильных туманов.

Климат Атлантического океана Атлантический океан -самый соленый океан Земли? ? Зона тропических циклонов

Течения в Атлантике в отличии от Тихого и Индийского океанов направлены не по широте, а почти вдоль меридианов. Течения в Атлантическом океане, активнее чем в других океанах, переносят водные массы, а с ними тепло и холод из одних широт в другие. Течения влияют и на ледовые условия. Гольфстрим Северо-Атлантическое

Особенности океана – многочисленные айсберги и плавучий морской лёд

Трагедия «Титаника», который на полном ходу столкнулся с айсбергом, привела к учреждению Международного ледового патруля, который сообщает всем судам о размерах, координатах и путях дрейфа айсбергов. Течения выносят айсберги в открытый океан до 40 0 с.ш. Эти районы Атлантики опасны для судоходства.

Органический мир Атлантического океана Атлантический океан богат промысловыми видами рыб: сельдью, морским окунем, треской, скумбрией, мойвой и другими. Встречаются акулы, киты, тюлени. Район Канарских островов богат лангустами и анчоусами. В северной части встречаются морские ежи, моллюски.

Хозяйственная деятельность в Атлантическом океане По обе стороны океана лежат развитые в хозяйственном отношении страны. Через Атлантику проходят самые важные морские пути. С незапамятных времён Атлантический океан – место интенсивного рыболовного и зверобойного промысла. Природные условия Атлантики благоприятны для развития жизни, поэтому из всех океанов он самый продуктивный. Большая часть улова рыбы и добычи морских продуктов приходится на северную часть океана. Шельфы Атлантического океана богаты месторождениям нефти и других полезных ископаемых.

Транспортные пути Рыбный промысел Рекреационные ресурсы

Добыча нефти Соляные промыслы Опреснительные станции

Экологические проблемы Ежегодно в Атлантический океан попадают десятки миллионов тонн вредных токсичных веществ

Источники информации: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%90%D1%82%D0%BB%D0%B0%D0%BD%D1%82%D0%B8%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D0%BE%D0%BA%D0%B5%D0%B0%D0%BD https://yandex.ru/images/search?text=%D0%B0%D1%82%D0%BB%D0%B0%D0%BD%D1%82%D0%B8%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9%20%D0%BE%D0%BA%D0%B5%D0%B0%D0%BD&stype=image&lr=213&noreask=1&source=wiz&redircnt=1447341723.1 http://geographyofrussia.com/atlanticheskij-okean/ http://webmandry.com/docs/opisanie/atlanticheskiy-okean-28.html http://megaribolov.ru/index.php/entsiklopediya-rybolova/opisanie-vodoemov/entsiklopediya-okeanov/2023-atlanticheskij-okean

Loading...Loading...