Коррупционные проявления. Виды проявления коррупции

Урок № 29 ПЗ 21

ТЕМА: ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ КОРРУПЦИИ: ИСТОРИЧЕСКИЙ ОПЫТ, ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ РЕАЛИЗАЦИИ

Понятие коррупции, ее виды и формы

В римском праве существовал термин corrumpire, который являлся синонимом слов «разламывать», «портить», «разрушать», «повреждать», «подкупать» и одновременно обозначал любое должностное противоправное действие. Corrupt в переводе с английского – развращенный, продажный, бесчестный, сorruption – порча, разложение, искажение, испорченность. Единственного, однозначного определения понятия «коррупция» в настоящее время не существует. Это связано как со сложностью самого социального явления, так и различиями позиций, с которых оно рассматривается: политических, экономических, правовых, моральных, бытовых и т. д.

Одним из наиболее кратких и емких определений представляется следующее: коррупция – деятельность, заключающаяся в умышленном использовании должностными лицами доверенных им прав и властных полномочий для личного обогащения, получения выгод.

В Российском Национальном плане противодействия коррупции (2008 г.) также определен ряд понятий: «коррупция» – как социально-юридическое явление, «коррупционное правонарушение» – как отдельное проявление коррупции, влекущее за собой дисциплинарную, административную, уголовную или иную ответственность, и «противодействие коррупции» – как «скоординированная деятельность федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления муниципальных образований, институтов гражданского общества, организаций и физических лиц по предупреждению коррупции…».

В Федеральном законе № 273-ФЗ от 25 декабря 2008 г.« О противодействии коррупции» дано следующее определение коррупции: «а) злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами; б) совершение деяний, указанных в подпункте "а" настоящего пункта, от имени или в интересах юридического лица».

Коррупция появилась, как только возник управленческий аппарат. Ей подвержены и богатые, и бедные страны, с демократическими и недемократическими институтами, независимо от географического положения. Не следует искать истинные корни коррупции только в чертах национального характера, в особенностях культурной традиции. Некоторые исследователи причины возникновения коррупции ограничивают психологическими мотивами поведения индивида, например, такими как эгоизм, жадность, невозможность противостоять искушению в условиях распространения низких этических стандартов. Однако причины живучести этого недуга сложны и многообразны, они носят как морально-этический, так и институциональный характер.

Основными причинами высокого уровня коррупции в странах с экономикой переходного периода называют

· экономический упадок,

· политическая нестабильность,

· неразвитость и несовершенство законодательства,

· неэффективность институтов власти,

· слабость институтов гражданского общества,

· отсутствие прочных демократических традиций,

· субъектный тип политической культуры у подавляющего большинства населения России (граждане надеются не на себя, а на «мудрого» правителя, боятся брать на себя инициативу, не готовы отвечать за последствия своих решений),

· слабость судебной системы,

· неразвитость правового сознания населения,

· подчиненность чиновников не закону, а начальству и инструкциям,

· избирательность, непоследовательность в применении законодательства.

Коррупции в немалой степени способствуют незнание гражданами своих прав и обязанностей чиновников; усложненность бюрократических процедур; монополия ведомств на предоставление услуг; структурные особенности органов власти, при которых одно ведомство может принимать властные решения и оказывать услуги, непрофессионализм отдельных бюрократов. Сохраняется несоответствие между новыми условиями, в которых должен функционировать государственный организм, и устаревшими механизмами этого функционирования; преобладают стереотипы, определяющие упрощенные подходы к решению задач по противодействию коррупции. Чтобы знать, в каких направлениях вести борьбу с этими явлениями, следует учитывать и существование объективных причин, например:

Значительные размеры территории. Россия - огромное государство, и организовать эффективный контроль, особенно на окраинах, здесь труднее, чем, например, в Швеции;

Значительный объем государственных расходов;

Особенности массового сознания, в котором закон не получил еще значения высшей силы, а также национального менталитета и общественной морали.

Недостаточное развитие институтов гражданского общества, СМИ.

Ситуация в экономике, где не всегда четко определены права собственности, господствуют монополизм, поведение, направленное на получение выгод путем манипулирования законодательными или экономическими условиями, а не путем производства и продажи товаров или услуг (рентоориентированное поведение).

Множество меняющихся, часто противоречащих один другому законов и постановлений.

Основными признаками коррупционного действия являются:

Использование должностного положения, статуса.

Обоюдное согласие участников действия.

Наличие взаимных обязательств.

Принимаемое решение нарушает закон или противоречит интересам общества, моральным нормам.

Сознательное подчинение общих интересов личной выгоде.

Получение определенных выгод, преимуществ обеими сторонами, наличие корыстной или иной личной заинтересованности.

Обе стороны стремятся скрыть свои действия.

К публичным (против интересов государственной службы или органов местного самоуправления) коррупционным преступлениям во всех случаях Уголовный кодекс РФ относит следующие: получение и дачу взятки (ст. 290, 291); злоупотребление должностными полномочиями (ст. 285); незаконное участие в предпринимательской деятельности (ст. 289); служебный подлог (ст. 292); провокация взятки с целью шантажа (ст. 304); подкуп свидетеля, потерпевшего, эксперта или переводчика (ч. 1. ст. 309); а также воспрепятствование работе избирательных комиссий или комиссий по проведению референдумов (п. «а» ч.2. ст. 141 УК РФ).

Безусловно, коррупция – социально опасное явление, наносящее вред не только всем сферам жизни государства и общества, но и каждому из нас. Она является тормозом развития, своего рода «бездонной дырой», поглощающей ресурсы и богатства страны. Ее последствиями являются

· неэффективное распределение и расходование государственных средств и ресурсов;

· потери налогов, когда налоговые органы присваивают себе часть налогов; снижение налоговых поступлений в государственный бюджет, отток капитала за рубеж;

· снижение эффективности работы государственного аппарата;

· потери гражданами времени и денег из-за чинимых чиновниками препятствий;

· воспрепятствование деятельности частных предпринимателей, их разорение;

· снижение инвестиций в производство, замедление экономического роста;

· серьезное препятствие на пути притока иностранных инвестиций и передовых технологий, и, следовательно, для развития нашей страны;

· рост социального неравенства;

· несправедливое распределение доходов, обогащение взяточника за счет общества;

· падение общественного доверия к системе правосудия;

· усиление организованной преступности. Коррупция - основа криминальных структур, важнейший источник финансирования, материальная основа распространения международного терроризма;

· ущерб политической легитимности власти, что вызывает у граждан сомнения в своей способности оказывать влияние на процесс принятия в стране политических решений и разочарование в демократии и ее институтах;

· подавление правящей элитой механизмов контроля над коррупцией: свободной прессы, независимых судов, организаций гражданского общества, конкурирующих элит (оппозиции) и индивидуальных прав граждан, что может способствовать переходу к другой, более жесткой форме государственного устройства – диктатуре;

· рост цен за счет издержек, связанных с «платными услугами чиновникам»; опасность появления второсортных товаров, использования вредных технологий на производстве и т.п. По приблизительным подсчетам ученых Гарвардского университета, коррупция увеличивает стоимость товаров и услуг на 5-15%;

· неэффективное использование способностей индивидов. В результате искажаются и властные отношения, подбор кадров осуществляется не по деловым качествам, а по умению вписаться в «коррупционную пирамиду», где каждый нижестоящий передает часть своих незаконных доходов наверх, а начальство покрывает коррупционную практику своих подчиненных;

· лишение общества интеллектуального потенциала, талантливых людей;

· падение престижа государства, ведущее к его мировой изоляции;

· деградация общественной морали. Коррупционная система предполагает существенное различие между официально заявляемыми и реально существующими в обществе ценностями и потому формирует «двойное сознание» и др.

В зависимости от уровня власти выделяют коррупцию низовую (индивидуальную, мелкую, повседневную) и вершинную (элитарную, политическую, крупную). Между ними, несмотря на существенную разницу в уровнях, существует органическая взаимосвязь. Мелкая коррупция «высасывает» материальное благосостояние людей, элитарная поглощает заметную часть государственной и частной экономики. Но и та, и другая одинаково опасны, поскольку разрушают правовые основы общества, государственную власть, общественную мораль и нравственность.

Выделяют также коррупцию в государственном (муниципальном) и негосударственном секторе (политические партии, церковь, профсоюзы, церковь, спортивные, благотворительные организации и др.);

В зависимости от области приложения существует экономическая (в ней часто выделяют деловую и повседневную) и политическая (в том числе электоральная – подкуп избирателей или организаторов избирательного процесса; парламентская, партийная и др.);

По сфере действия разграничивают полицейскую, пенитенциарную (в уголовно-исправительной системе), экологическую (в сфере экологической безопасности государства, хищнического отношения к природным ресурсам) и т.п. коррупцию.

По степени регулярности коррупционных связей – эпизодическую, систематическую (институциональную) коррупции и клептократию (коррупция как неотъемлемый компонент властных отношений);

По источникам происхождения – экзогенную (порождена внешними факторами) и эндогенную (зависит от внутренних причин).

В одном из иностранных исследований коррупция делится на «белую» (общепринятую), «серую» (отчасти осуждаемую) и «черную» (осуждаемую законом и обществом). Особо опасным является то, что российская коррупция все больше становится повседневной, обычной («белой»).

Как показал опрос ВЦИОМа 2006 г., россияне считают взятки скорее «хозяйственными издержками» и относятся к ним как «к норме». На бытовом уровне «простым людям» многие вопросы сложно решить без взяток: нужно давать «на лапу», чтобы получить справку, поступить в вуз, устроить ребенка в садик или в школу. При этом 30% опрошенных россиян высказали мнение, что дача взяток на низовом уровне – подарков, денег врачам, преподавателям школ и вузов – к серьезным последствиям не приводит и сравнивать «бытовые» расходы с коррупцией во власти нельзя.

Согласно опросу, проведенному ВЦИОМ в мае 2009 г., чуть более трети (37%) респондентов верят в победу над коррупцией, но только при условии политической воли и решительности властей и общества. По сравнению с апрелем 2008 г., россияне еще больше укрепились во мнении, что причина коррупции - в жадности, аморальности чиновников (44% против 39% в 2008 г.). Почти половина (49%) уверены в том, что людям станет проще решать свои проблемы, если чиновники перестанут брать взятки. Наконец, 29% уверены - отсутствие коррупции существенно не повлияет на решение проблем простых людей.

Также выделяются вертикальная (отношения с вышестоящими чиновниками или в одной организации, но на разных уровнях) и горизонтальная (отношения чиновников одного уровня, но различных ведомств) коррупции; международная (транснациональная) – связанная с деятельностью международных организаций или корпораций – и т. д.

Являясь системной характеристикой, коррупция проявляется в самых различных формах. Например:

Взяточничествовключает влияние на действия или решения должностного лица путем обещания, предложения или предоставления ему какой-либо выгоды. Например, оплата таможенных пошлин и налогов не производится в необходимом объеме и государственная казна не пополняется. Так, компьютерная техника оформляется при ввозе в страну как отдельные комплектующие, что делает пошлины в несколько раз меньше.

Растрата – кража ресурсов людьми, облаченными властью или контролем над какими-либо ценностями. Например, кража части продуктов и продажа их другим сторонам осуществляется государственными служащими, отвечающими за распределение продовольствия; продажа медикаментов вместо их бесплатного предоставления пациентам и т. п.

Вымогательство – принуждение человека заплатить деньги или предоставить другие ценности в обмен на действие или бездействие. Данное принуждение может быть осуществлено при помощи давления, в том числе и морального. Например, когда с родственников больного человека вымогается взятка за проведение экстренной операции, в то время как в общей очереди операцию придется «ждать очень долго». Допросы с применением пыток
и насильственное принуждение к даче показаний тоже могут рассматриваться как коррупция.

Злоупотребление правом на рассмотрение различных запросов, произвольное использование служебных полномочий для предоставления неоправданных льгот любой группе или индивидууму, или дискриминация последних. Получение незаконного пособия, льготы или вознаграждения – получение должностным лицом чего-либо ценного от тех, кто хотел бы повлиять на принятие должностным лицом того или иного решения. Совмещение государственной службы с коммерческой деятельностью. Например, предприниматель становится чиновником, депутатом и добивается преимуществ для бизнеса.

Фаворитизм – назначение услуг или предоставление ресурсов родственникам, знакомым, в соответствии с их принадлежностью к партии, религии и т.п. Государственный служащий обеспечивает определенные услуги, полномочия, рабочие места и льготы политическим союзникам, друзьям. Кумовство – форма фаворитизма, когда должностное лицо предпочитает при назначении на государственные должности выдвигать своих родственников. Кумовство включает в себя непотизм (от латинского nepos - внук, племянник) и многочисленные формы незаконного присвоения публичных средств для личного, семейного, группового или корпоративного использования. Например, вновь избранная администрация заменяет государственных служащих членами своих семей и близких, друзей.

Коррупция в современном виде не всегда связана с явными денежными или другими материальными благами. Завуалированная форма взятки - банковская ссуда на льготных условиях, продажа товаров по заниженной цене или наоборот, покупка товаров по завышенной цене, заключение фиктивных трудовых договоров с выплатой зарплаты взяточнику, его родственникам или друзьям, получение льготного кредита, завышение гонораров за лекции, статьи и книги, оплата отдыха за границей, оплата обучения детей, уменьшение арендной платы и т.д. На базе коррупции развивается полулегальный бизнес, помогающий решать ряд вопросов, о чем говорят многочисленные рекламные листки: «помощь в получении...», «вернем водительские права» и т.п.

Незаконные пожертвования и вклады – правительство или политические партии у власти получают деньги в обмен на потакание юридическим лицам или каким-либо группам, делающим такие пожертвования и вклады, а также оказываемые услуги – лечение, ремонтные и строительные работы, санаторные и туристические путевки, поездки за границу, оплата развлечений и других расходов безвозмездно или по заниженной стоимости.

Есть основания говорить об особом виде коррупции – коррупции политической. Она представляет собой коррупционные (или связанные с коррупцией) формы политической борьбы правящих или оппозиционных элит, партий, групп, корпораций или отдельных лиц за власть. Существуют случаи покупки голосов избирателей во время выборов. Данный вид коррупции разрушает фундаментальные демократические процессы и основательно подрывает политические и правовые устои власти и ее авторитет. Политическая коррупция сегодня является наиболее опасным явлением, несущим в себе прямую угрозу благополучию и безопасности личности, общества и государства. Ее опасность многократно возрастает еще и потому, что она в наименьшей степени подпадает под определение «преступные деяния».

Следует отметить, что не все формы коррупции криминализированы, то есть уголовно наказуемы в РФ (коррупционное деяние признается тяжким или особо тяжким преступлением: например, Уголовный кодекс РФ предусматривает два вида преступлений, связанных со взяткой: получение взятки (статья 290 УК РФ) и дача взятки (статья 291 УК РФ). Например, непотизм, фаворитизм, протекционизм, переход госслужащего после отставки в коммерческие организации, манипулирование некоторой информацией (ее сокрытие, искажение) и др., но тем не менее они остаются общественно опасной, аморальной деятельностью.

Присутствие этого зла в жизни и делах общества получило отражение не только в исторических документах, но и во многих художественных произведениях таких мастеров, как Дж.Чосер («Кентерберийские рассказы»), У. Шекспир («Венецианский купец», «Мера за меру»), А. Данте (части поэмы «Божественная комедия» - «Ад» и «Чистилище»). Так, еще семь веков тому назад Данте поместил коррупционеров в самые темные и глубокие круги Ада.

Русский человек, на протяжении своей жизни неоднократно сталкиваясь с беззаконием и мздоимством, описывал этот распространенный порок. Еще в средневековье появились образы «шемякина суда» и «московской волокиты», а чиновника называли не иначе как «крапивным семенем». Коррупция нашла стихийное отражение и в языке: «богопротивное лакомство» (Петр Великий), «произвольное самовознаграждение» (С. Уваров), «служебные сладости» (М. Салтыков-Щедрин) и т.п. В словаре Даля множество пословиц на тему взяточничества: «Судьям то и полезно, что в карман полезло», «Всяк подьячий любит калач горячий», «В суд ногой – в карман рукой», «Земля любит навоз, лошадь овес, а воевода принос» и др. Российское мздоимство обессмертили в своих произведениях русские писатели Н.В. Гоголь, М.Е. Салтыков-Щедрин, И.И. Лажечников, А.В. Сухово-Кобылин и многие другие. Не обошли этот порок и баснописцы. В начале XIX в. великий И.П. Крылов посвятил этой теме басню «Лисица и сурок». В пьесах А.Н. Островского поставлена проблема злоупотреблений в государственном аппарате («Доходное место», «Воевода» и др.).

Яркие художественные образы «переродившихся» советских служащих были созданы В. Маяковским, И. Ильфом и Е. Петровым, М. Зощенко, М. Булгаковым и другими авторами. Имя одного из героев книги Ильфа и Петрова «Золотой теленок» Корейко, скромного служащего ничем не примечательного учреждения и одновременно подпольного миллионера, сколотившего состояние на теневых незаконных махинациях, до сих пор является нарицательным.

Знакомство с историческим опытом противодействия коррупции чрезвычайны важны для практических действий по предотвращению и профилактике коррупции во всех ее формах и проявлениях, предупреждению и нейтрализации коррупционного поведения как образа жизни.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Введение

1. Виды проявления коррупции

2. Формы коррупционных проявлений

Заключение

Введение

Сложное социально-правовое явление и понятие, которое имеет комплексный и системный характер - это только одно из определений коррупции. Ее справедливо связывают со всеми социальными процессами, происходящими в обществе. Коррупционные процессы протекают с учетом социально-политических, демографических, национально-психологических, этнических особенностей конкретной страны или государства.

Сегодня совершенно очевидно, что коррупция в России приняла масштабный характер и наносит серьезный ущерб социально-экономическому развитию и безопасности государства. В Концепции национальной безопасности Российской Федерации говорится о том, что коррупция, представляя собой угрозу национальной безопасности России, имеет еще и значительную потенциальную опасность, которая при определенных условиях в сочетании с иными негативными факторами может стать реальностью и способна нанести ущерб как общественным, так и государственным интересам.

Коррупция как общественно опасный социально-правовой феномен является следствием негативных тенденций, которые присущи общественно-политической и экономической жизни многих современных государств, в том числе и России. Наибольшую опасность для российского общества представляет коррупция в органах государственной власти и местного самоуправления, прежде всего в сфере государственного управления. Ее широкое распространение и системный характер привели к тому, что корпоративные и индивидуальные интересы часто превалируют над интересами целых регионов и всего государства. Опасность коррупции существенно усугубляется тем, что коррупционные преступления зачастую сопряжены с иными видами преступной деятельности.

1. Виды проявления коррупции

Коррупцию можно классифицировать, используя различные признаки, критерии и особенности проявления. В частности, можно выделить следующие виды коррупции:

Административную и как ее разновидность бытовую;

Деловую;

Коррупцию, связанную с "пленением" или захватом государства;

Политическую.

Под административной коррупцией понимается намеренное внесение искажений в процесс предписанного исполнения существующих законов, правил с целью предоставления преимуществ заинтересованным лицам. Классическим примером административной коррупции является мелкий торговец, вынужденный давать взятки бесконечной веренице официальных инспекторов, районным начальникам, местным правоохранительным органам, различного рода "крышам" и др. Кроме того, к административной коррупции можно отнести взятки с целью получения различного рода разрешений, таможенного оформления, получения государственных заказов и др. инфляция нарушение уголовный конституционный

Разновидностью административной коррупции является бытовая коррупция, которая порождается взаимодействием рядовых граждан и чиновников. В нее входят различные подарки от граждан и услуги должностному лицу и членам его семьи. К этой категории также относится кумовство (непотизм). Этот вид коррупции наиболее распространен в сфере услуг.

Деловая коррупция возникает при взаимодействии бизнеса и власти. Деловая коррупция - плата предпринимателями денежных средств или материальных ценностей государственным или муниципальным служащим по делам своей фирмы. Например, в случае хозяйственного спора стороны могут стремиться заручиться поддержкой судьи с целью вынесения решения в свою пользу.

Результаты различных научных исследований свидетельствуют, что в мире нет государства, где вера в чиновника была бы абсолютной. Распространение коррупции среди чиновников приводит к тому, что в ней оказываются заинтересованными и подчиненные, и начальники.

"Пленение государства" как разновидность коррупции в мировой практике рассматривается как деятельность отдельных лиц, групп или фирм как в государственном, так и в частном секторе с целью воздействия на формирование законов, законодательных актов и других инструментов государственной политики. Тем самым обеспечиваются определенные преимущества в процессе перераспределения государственной собственности и финансовых ресурсов в свою пользу.

Среди основных видов деятельности, подпадающих под это определение, можно выделить следующие:

Формирование структуры органов исполнительной и законодательной власти;

Выпуск необходимых нормативно-правовых актов;

Неправомерное распоряжение средствами Центрального банка;

Незаконные взносы в партийные кассы со стороны частных лиц;

- "продажа" частным предпринимателям парламентских голосов и др.

В истории современной России сильное влияние на исполнительную и законодательную власть в середине 90-х годов прошлого столетия оказывали избранные, или, как их называли, "назначенные олигархи". Сложившуюся ситуацию в тот период в России можно назвать фактическим пленением государства. Поскольку среди олигархов большинство имели отношение к банковской сфере, в народе эта ситуация получила название "семибанкирщина".

Особой разновидностью коррупции на международной арене является политическая коррупция. Политические аспекты феномена коррупции весьма многогранны и противоречивы. Под империей мы понимаем государства, которые занимаются экспортом институтов, идей, культуры, стиля жизни своего основного народа за пределы своих границ для обеспечения собственных национальных интересов. Эти институты и культура могут насильственно насаждаться за пределами страны, а могут перениматься в добровольном порядке.

Конец ХХ в. ознаменовался небывалым всплеском коррупционных скандалов в отношении первых лиц целого ряда государств. Для любых правителей государства коррупция выступала, как писал М. Бакунин, в качестве средства управления. Одним из важных факторов благоприятствующих развитию коррупции, является низкая зарплата чиновников. Чтобы минимизировать риски коррупции некоторые страны законодательно утверждают систему высоких зарплат для высокопоставленных чиновников.

2.Формы коррупционных проявлений

В системе государственной службы сюда относят различные виды нарушений конституционных, административных, уголовных и иных норм права лицами, осуществляющими функции государственного управления во всех сферах деятельности.

Среди данных нарушений можно выделить:

Многие виды прямого или скрытого совмещения должностей на государственной гражданской службе и в негосударственных коммерческих организациях;

Оказание государственными служащими прямых или косвенных услуг негосударственным коммерческим организациям за прямое или завуалированное вознаграждение, представление тех или иных льгот, выгод и преференций, в которых эти организации заинтересованы. Сюда можно отнести различные виды прикрытия бизнеса;

Использование государственными служащими личного либо ведомственного влияния и неформальных связей для оказания услуг негосударственным коммерческим организациям за вознаграждение. В этом плане характерным является использование для выяснения отношений между коммерческими организациями силовых структур;

Передача информации о принятых, но еще не опубликованных решениях государственных органов по вопросам, представляющим интерес для коммерческих структур, например сроках проверки рынков для выявления продукции, завезенной контрабандным путем;

Учреждение коммерческих структур с использованием имущества государственных предприятий, на которых работает должностное лицо, использование должностного положения в процессе приватизации государственной и муниципальной собственности;

Неправомерная передача коммерческим организациям финансов и кредитов, предназначенных на государственные нужды;

Лоббирование прохождения, принятия контрактов, программ, других документов, позволяющих получить преимущества определенным лицам. Особенно это проваляется при проведении конкурсов;

Протекционизм малоспособных работников;

Установление платы за услуги, предоставление которых входит в круг служебных обязанностей чиновника;

Подтасовка результатов конкурса и размещение государственных заказов на определенной, «своей» фирме.

Профессор Я.И. Кузьминов выделяет характерные для России формы коррупционных отношений, а также отношений, скрывающих потенциальную возможность коррупции: рынок бюрократических услуг, чиновник на содержании, чиновничье предпринимательство. сети взаимных обязательств и экономика обязательств.

Приведенный перечень форм проявления коррупции в системе государственной службы России содержит наиболее часто встречающиеся в современный период. Вывод очевиден: коррупция появляется там, где есть публичная власть, есть чиновник, который распоряжается государственными ресурсами и разрешительным правом для работы юридических и физических лиц. Коррупция возникает и процветает только во властных структурах. Поэтому нельзя называть коррупционерами врачей, учителей и т.д. -- они не чиновники и поэтому не могут продать долю публичной власти. Они могут продать только свои услуги, свое профессиональное мастерство. Вне власти это явление на бытовом уровне называется не коррупцией, а взяткой. Коррупция как явление оказывает разлагающее воздействие на все стороны жизни российского общества. Последствия коррупции в России следующие:

Сложность, а порой и невозможность осуществления государством стоящих перед ним задач, если это противоречит интересам олигархических групп, имеющих средства для подкупа чиновников;

Подрыв доверия к высшим эшелонам власти, вследствие чего ставится под сомнение их легитимность;

Снижение уровня жизни населения, принуждающее к систематическим незаконным платежам и резервированию части доходов для подкупа;

Создание угрозы демократическим институтам, поскольку население не видит нравственных стимулов участия в выборах, в том числе из-за использования различных технологий в выборах необходимых кандидатов;

Необоснованное перераспределение бюджетных средств в пользу силовых структур, уменьшающее основу перспективных социальных программ в области образования, здравоохранения, социального обеспечения;

Ухудшение инвестиционного климата, в результате чего частному бизнесу создаются непредсказуемые условия, так как условия для долгосрочного инвестирования отсутствуют;

Обессмысливание правосудия, поскольку богатство обеспечивает нередко правоту;

Прием за взятки в престижные государственные вузы, что лишает общество значительной части интеллектуального потенциала;

Назначение на должности не по личным, деловым и профессиональным качествам, а за взятки (покупка должности);

Повышение уровня коррупции в государственных органах и снижение уровня национальной безопасности.

Опасным явлением является криминализация государственного аппарата, квалифицируемая как коррупция, которая, по сути, представляет собой использование в личных либо узкокорпоративных интересах официальных служебных полномочий, авторитета и возможностей. Опасность коррупции -- в изъятии общественных средств из распределения, и ее масштабы постоянно растут. Об этом свидетельствуют криминологические исследования, это подтверждают сотрудники правоохранительных органов.

Анализ обстановки в области обеспечения экономической безопасности свидетельствует об активных попытках криминальных элементов проникнуть во властные структуры, чтобы взять под контроль предприятия, банки, завладеть рычагами влияния на конкретных территориях.

Заключение

Итак, коррупция как социально-правовое явление зародилась еще в глубокой древности, в период формирования первых государственных образований. Сегодня коррупция уже вышла за рамки отдельных преступлений, совершаемых властными органами, и может быть отнесена к одному из самых опасных и всепроникающих социально-негативных явлений. Россия на данный момент уверенно выбивается в мировые лидеры по коррупции. Коррупция пронизывает все слои общества, чем наносит невосполнимый вред стране. Это явление появилось не вчера и представляет собой серьезную опасность.

В сегодняшней России коррупция проявляется в весьма разнообразных формах. Со временем это многообразие расширяется, появляются новые формы, которые еще не имеют названия и точного описания. Влияние коррупции столь велико, что она снижает эффективность рыночной экономики, разрушает существующие демократические институты, подрывает доверие людей к правительству, усугубляет политическое и экономическое неравенство, порождает организованную преступность, ставит под угрозу национальную безопасность страны. Масштабы коррупции в России так велики, что власти грозит полная утрата контроля над жизнедеятельностью государства.

Коррупцию, однако, можно уменьшить путем принятия комплексных мер по борьбе с ней. Конечно же, ее нельзя устранить за один день, но все-таки должны осуществляться действия в этом направлении. Нельзя сказать, что в России борьба с коррупцией идет полным ходом, но, во всяком случае, эта проблема выносится на обсуждение и разрабатываются различные стратегии, что не маловажно. Можно сказать, что первый шаг - осознание вреда коррупции - уже сделан в России. Теперь дело стоит за правительством и самим президентом.

Список использованной литературы

Нормативно-правовые акты:

1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 г.).

2. Гражданский Кодекса Российской Федерации от 30.11.1994 г. №51-ФЗ (редакция от 05.05.2014).

3. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. №195 - ФЗ (редакция от 22.10.2014).

5. Федеральный закон от 25 декабря 2008 г. №273-ФЗ О противодействии коррупции (редакция от 28.12.2013).

Учебная литература:

6. Артемьев А. Антропология коррупции.- Москва: Проспект, 2011.- 272 с.

7. Годунов И. Азбука противодействия коррупции от А до Я.- Москва: Академический Проект, 21012.- 296 с.

8. Манько А. Коррупция в России. Особенности национальной болезни.- Москва: Аграф, 2012.- 171 с.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Исследование состояния и основных тенденций коррупционной преступности в России. Анализ причин совершения коррупционных преступлений. Обзор правовых и организационных мер, направленных на выявление, предупреждение и пресечение коррупционных проявлений.

    дипломная работа , добавлен 14.01.2013

    Понятие и признаки коррупционных проявлений. Направления деятельности прокуратуры в сфере борьбы с преступлениями данной сферы. Методы прокурорского реагирования в сфере противодействия коррупции в образовании, существующие проблемы и пути их решения.

    дипломная работа , добавлен 30.06.2017

    Взяточничество в системе коррупционных преступлений. Взяточничество как подсистема коррупционных преступлений, формы его проявления, нашедшие отражение в уголовном законодательстве Российской Федерации. Уголовно-правовая характеристика основного состава.

    дипломная работа , добавлен 15.07.2014

    Общее понятие, главные признаки и субъекты коррупционных правонарушений согласно законодательной базе Республики Беларусь. Правонарушения, создающие условия для коррупции. Краткая характеристика наиболее распространенных коррупционных преступлений.

    реферат , добавлен 28.12.2010

    Методологические принципы изучения коррупционных преступлений в системе ГИБДД. Криминалистические признаки взяточничества, отграничение от смежных составов. Личность сотрудника, совершившего преступление. Меры профилактики коррупционных преступлений.

    диссертация , добавлен 09.02.2012

    Четыре разновидности проявлений правовой культуры. Формы реализации права: исполнение и соблюдение. Понятие и виды обязательств, права сторон договора. Уголовная ответственность: понятие, пределы основания. Характеристика основных форм ответственности.

    контрольная работа , добавлен 23.12.2014

    Понятие государственной службы, ее сущность и особенности, основные принципы функционирования и значение в структуре государства. Классификация государственной службы, ее разновидности и характеристика, отличительные черты, порядок реформирования.

    курсовая работа , добавлен 05.04.2009

    Критерии отнесения противоправных деяний к преступлениям коррупционной направленности в системе государственной службы. Направления политики государства в сфере взаимодействия институтов гражданского общества и органов власти по предупреждению коррупции.

    дипломная работа , добавлен 03.06.2017

    Понятие и сущность государственной службы в Российской Федерации, предмет ее основных функций и различные виды и формы. Государственная служба как один из видов социальной деятельности. Классификация и характеристика функций государственной службы.

    курсовая работа , добавлен 18.04.2015

    Особенности и сущность конституционных основ государственной службы как механизма государственного управления. Характеристика подготовки и организации прохождения государственной службы в департаменте социальной защиты населения Кемеровской области.

Понятие "коррупция" имеет латинские корни. В буквальном переводе corrumpere означает "подкупать". Понятие, формы коррупции закреплены официально на международном уровне в Резолюции ООН. В 1995 г. В соответствии с ее положениями, внутригосударственные законодательства устанавливают критерии этого явления, предусматривают меры по его искоренению. Рассмотрим далее формы и виды проявления коррупции .

Определение

На международном уровне коррупцией признается подкуп, а также иное поведение по отношению к лицам, обладающим полномочиями в частном или государственном секторе, нарушающее обязанности, вытекающие из данного статуса. Соответствующие действия направлены на получение каких-либо ненадлежащих преимуществ для виновного или иных субъектов. Задача по искоренению этого явления в РФ была поставлена в 1992 г. Указом Президента. В соответствии с распоряжением Главы государства, были выработаны . Они нашли отражение в Приказе МВД от 1992 г.

Актуальность проблемы

Формы коррупции в России представляют собой серьезное препятствие на пути нормального развития общества. Сегодня эта тема считается одной из самых обсуждаемых в народе. Это явление рассматривается как социальное зло, разлагающее общество и власть. Любые формы проявления коррупции должны ликвидироваться на самой ранней стадии развития. Большая часть исследований этого явления посвящена его политическим и экономическим предпосылкам. При этом практически неизученным остается вопрос об отношении простых граждан к этому аспекту жизни общества. Между тем как показывает практика, люди, однозначно осуждающие любые формы проявления коррупции на словах, вполне способны сами подкупать должностных лиц, находя различные оправдания своему поведению в конкретных ситуациях.

Характеристика

Рассматривая в широком смысле, необходимо отметить, что это явление всегда связано с использованием субъектом его должностного статуса в личных корыстных целях. В этом проявляется его продажность. В узком смысле коррупция - ситуация, когда субъект принимает незаконное решение, при реализации которого другая сторона извлекает определенную выгоду. Служащий при этом получает незаконное вознаграждение. Типичной считается ситуация, когда чиновник, обязанный в рамках своей компетенции принять какое-либо решение в отношении другого лица, начинает создавать искусственные препятствия, понуждая тем самым клиента к даче взятки.

Предпосылки

Виды и формы коррупции появляются как результат экономических, политических, социальных проблем. Получение незаконного вознаграждения, ненадлежащих преимуществ происходит чаще в период реформ. Большая часть граждан для решения своих проблем предпочитает передать чиновнику конверт с определенной суммой. Это во многих случаях не просто ускоряет решение вопроса, но и обеспечивает 100% исход в пользу заявителя. Как показывает статистика, в настоящее время угрожающие масштабы приобрело взяточничество. Как форма коррупции оно занимает лидирующее место среди экономических преступлений. Это явление причиняет огромный ущерб государству. Между тем в стране существуют и другие . К ним, например, относят протекционизм, подкуп политиков. Предпосылками для их возникновения и развития выступают огосударствление социальной жизни, чрезмерная централизация системы управления, бюрократизм, увеличение масштабов теневой экономики, падение нравов и пр.

Классификация

В настоящее время существуют верхушечная и низовая . Первая распространена среди чиновников среднего и высшего звена, политиков. Для этой характерна нацеленность на принятие решений, имеющих высокую цену. Например, это могут быть определенные формулировки в законах, передача госзаказов конкретным лицам и пр. Для второй характерна направленность на рутинные отношения с гражданами. Она распространена среди чиновников среднего и низшего звена. Привлекательность низовой коррупции заключается в том, что при небольшом риске для обоих участников отношений она имеет большую ценность не только для получателя незаконного вознаграждения, но и для субъекта, его дающего. Подкуп позволяет решить бытовые вопросы, выступает как приемлемая оплата возможности совершить мелкие нарушения инструкций и законодательных предписаний.

Особенности взаимодействия населения и власти

Как правило, отношения "гражданин-чиновник" возникают в двух случаях. Первый связан с обязанностью власти предоставить населению определенные услуги. Это может быть, к примеру, выдача разрешения, предоставление справки и пр. В таких ситуациях предрасполагающими к коррупции факторами выступают:


Бюрократический рэкет

Его приемы широко используются в различных административных структурах, БТИ, нотариальных конторах, учреждениях здравоохранения, статистики, страхования, коммунального хозяйства и так далее. Бюрократический рэкет вплотную примыкает к низовой коррупции. Эти явления обладают одной природой. Однако отличие между ними состоит в том, что в последнем случае чиновник получает незаконное вознаграждение по соглашению с предпринимателем, рэкетир же вымогает определенную сумму у бизнесмена против его воли. Если оба заинтересованных участника работают в одной организации, то говорят о вертикальной коррупции. Как правило, она выступает связующим звеном между верхушечной и низовой. Основные формы коррупции , принимая большие масштабы, создают серьезные риски. В первую очередь они формируют благоприятную почву для совершения других преступлений.

Сферы распространения

Правоохранительные органы проводят тщательный анализ ситуации, определяют области, в которых наиболее распространены преступления. На основании полученных результатов разрабатываются формы и методы борьбы с коррупцией . К сферам, в которых наиболее распространены преступные действия, следует отнести:

  1. ЖКХ. Как показывают опросы, проведенные среди граждан, жилищно-коммунальное хозяйство считается в обществе самым коррумпированным. На первый взгляд, развитие рынка недвижимости должно было привести к снижению рисков, однако этого все еще не произошло.
  2. Правоохранительные структуры. По мнению населения, эти органы занимают второе место по коррумпированности. Как показывает статистика, за несколько последних лет среди субъектов, привлеченных к ответственности за подкуп и получение незаконного вознаграждения, четверть составляют сотрудники правоохранительных структур. Большую часть из этой доли составляют работники ГИБДД. Кроме этого, распространено взяточничество при оформлении регистрации, выдаче водительских удостоверений, разрешений на оружие.
  3. Налоговая и таможенная сферы. Эти области деятельности считаются самыми "перспективными" для низовых коррупционеров.
  4. Военный призыв. Как показывают предварительные подсчеты, больше половины юношей, освобожденных от службы, добились этого через взятку.

Особые случаи

На практике отмечаются ситуации, когда органы власти оказывают прямое силовое воздействие на предприятия для устранения конкурентов "дружественных" им предприятий. Как правило, такие случаи распространены в прибыльных экономических сферах - торговля ГСМ и металлом, строительство. Конкуренты устраняются с рынка с помощью официальных мер. Например, это могут быть постоянные проверки, вызов налоговой инспекции, запрещение передачи участка в аренду и так далее. Во всех таких случаях властные органы осуществляют самостоятельное принудительное распределение экономических ниш, отдавая наиболее прибыльные рыночные сектора "дружественным" компаниям. Последние, в свою очередь, отчисляют часть сверхприбыли.

Ответственность

В настоящее время используются разные формы противодействия коррупции . Наиболее жесткие меры предусмотрены УК. В Кодексе присутствует несколько статей, устанавливающих наказание за разные деяния, связанные с коррупцией. Среди них нормы:

Формы противодействия коррупции

Основная работа ведется в нижних эшелонах власти. Что касается высшего и среднего уровня, то коррупционеры здесь часто действуют безнаказанно, прикрываются своей неприкосновенностью, авторитетом, статусом. При наличии подозрений на совершение чиновником преступления, правоохранительные органы начинают устанавливать все связи с другими фигурантами, проверять документацию и банковские счета. Кроме этого, выполняются "литерные" мероприятия. Они предполагают негласный обыск в квартире, установление наружного наблюдения, скрытых камер, прослушка телефонов, вербовка осведомителей из числа лиц, находящихся в близком окружении подозреваемого.

Преступления в государственном аппарате

Коррупция власти имеет место постольку, поскольку чиновник обладает возможностью распоряжаться ресурсами, не принадлежащими ему, посредством принятия либо непринятия определенных решений. В частности, в руках властных структур находятся средства бюджета, муниципальная и госсобственность, госзаказы, льготы и так далее. Если же лишить аппарат распорядительных функций, смысл его существования будет потерян. Осуществляя сбор налогов, штрафов, других платежей, закрепленных законодательством, чиновник получает ресурсы, которые ему не принадлежат. Если сбор предусмотрен нормами, то собственником является казна государства. Если же платеж незаконен, то владельцем является тот субъект, с которого чиновник требует выплаты. Госслужащий должен принимать решения только в рамках компетенции, ориентируясь на цели, закрепленные Конституцией, ФЗ и прочими нормативными документами. Коррупция начинает развиваться там, где цели, определенные законодательством, подменяются корыстью чиновника, реализуемой в конкретных его действиях.

Опасность явления

В современных условиях резко обострилась коррупционная ситуация в стране. Вместе с традиционными способами подкупа появились и новые схемы. Так, например, вместо передачи конвертов с деньгами, совершаются действия, направленные на изменение имущественного положения субъектов, привлеченных к коррумпированным отношениям. Среди них, в частности, криминальное лоббирование, создание лжекомпаний, инвестирование в коммерческие предприятия бюджетных средств, перевод госсобственности в АО, содействие вывозу стратегического сырья за границу и так далее. Ситуация усугубляется и очень скрытным характером многих преступлений. Сложные схемы бывает очень проблематично выявить и раскрыть, ведь внешне все представлено вполне законно и официально обоснованно.

Масштабы

Ввиду специфики коррупции, нельзя точно определить критерии, по которым можно было бы адекватно и комплексно оценить ее размах. Масштабы явления можно оценить только косвенно. Например, по имеющимся данным, в преступные отношения вовлечено сегодня порядка 40 % предпринимателей, почти 1/3 коммерческих организация страны. В 2001 г. при непосредственном содействии чиновников государственная казна потеряла больше 5 трлн рублей. Общий ущерб от коррупции в России составляет 10-20 мрлд долларов в год.

Заключение

Особая опасность коррупционных действий заключается в том, что они подготавливают благоприятную почву для совершения других преступлений. В результате возникают острые экономические проблемы, усиливается напряженность в обществе. Одним из благоприятных факторов для развития коррупции является бюрократия. Между тем, как отмечают юристы, выявление преступников на всех уровнях власти указывает на наличие проблем в самой системе управления. Разумеется, устройство власти несовершенно в любой стране, и, соответственно, коррупция имеет место в том или ином масштабе во всех развитых государствах. Это, однако, не означает, что правоохранительные органы должны закрывать на нее глаза. Необходимо постоянно совершенствовать формы противодействия этому явления, разрабатывать самые жесткие меры против нарушителей законодательства, осуществлять мероприятия по предупреждению криминальных явлений на всех уровнях власти.

Воронин С. А.

13.2. ФОРМЫ И МЕТОДЫ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ КОРРУПЦИИ В

РОССИЙСКОЙ ПОЛИЦИИ

Воронин Сергей Анатольевич, магистр по направлению Юриспруденция, профиль Гражданское право. Должность: генеральный директор

Место работы: Автономная некоммерческая организация Консалтинговый центр «Независимая экспертиза»

Аннотация: Предметом исследования стал комплекс факторов, обуславливающих проявления коррупции в российской полиции, на основе анализа которых сделаны выводы о мерах и формах противодействия. Автор подробно рассматривает такие аспекты как причины коррумпированности правоохранительных органов, составы коррупционных преступлений. Дан критический анализ попыткам формулировки определения «коррупционной преступности в полиции». Особое внимание уделено декларативности российского антикоррупционного законодательства. Сделан вывод о том, что причины коррупционных проявлений в российской полиции известны как обществу, современной науке, так и руководству МВД РФ. Практические формы и методы противодействия коррупции в российской полиции закреплены в реформированном законодательстве о полиции, а также ведомственных приказах. Объективные и субъективные факторы полицейской коррупции тщательно изучены и обобщены многочисленными исследователями. Вопросы превенции этого негативного явления лежат исключительно в сфере правоприменения и комплексного использования широкого арсенала уже имеющихся средств.

Ключевые слова: полиция, коррупция, противодействие коррупции, закон «О полиции», правоохранительные органы, злоупотребление служебным положением.

FORMS AND METHODS OF COUNTERACTION OF CORRUPTION IN THE

Voronin Sergey A., master"s degree in Law profile Civil law. Position: General Director

Place of employment: Autonomous non-commercial organization Consulting center "Nezavisimaya Ekspertiza"

Abstract: The study focused on the complex factors that contribute to corruption in the Russian police, on the basis of the analysis conclusions are made about the measures and forms of resistance. The author considers in detail aspects such as the causes of the corruption of law enforcement agencies, the compositions of corruption crimes. The critical analysis of the attempts of definition of "crimes of corruption in the police". Special attention is paid to the declarative character of the Russian anti-corruption legislation. It is concluded that the causes of corruption in the Russian police force known as society, modern science and the Ministry of internal Affairs of the Russian Federation. Practical forms and methods of counteraction of corruption in the Russian police is enshrined in a reformed police regulations, and departmental orders. Objective and subjective factors of police corruption extensively studied and summarized by numerous researchers. The prevention of this negative phenomenon lies in the field of law enforcement and integrated use of a wide Arsenal of available funds.

Keywords: police, corruption, prevention of corruption, the law On police, law enforcement, abuse of official position.

Современные исследования показывают, что из всех правоохранительных органов сильнее всего подвержена коррупции полиция, что представляет собой повышенную общественную опасность, так как именно полицейские призваны вести борьбу с данным явлением. Ситуация с нарушением законов в полиции неизбежно ведет к деградации полиции и, в конечном счете, государства, которое она представляет, снижает эффективность обеспечения правопорядка.

К коррупционным следует отнести преступления, предусмотренные УК РФ: злоупотребление должностными полномочиями (ст. 285), превышение должностных полномочий (ст. 286), получение взятки (ст. 290), дача взятки (ст. 291), посредничество во взяточничестве (ст. 291.1), служебный подлог (ст. 292), фальсификация доказательств (ст. 303). Особое выделение коррупционных преступлений не требуется.

В литературе предпринимались попытки формулировки определения коррупционной преступности в полиции, под которой понимается совокупность общественно-опасных виновных противоправных деяний сотрудников полиции, выражающихся в незаконном получении любых благ материального или нематериального характера, в нарушение интересов службы. В

плане совершенствования законодательства отраслевая спецификация коррупционных проявлений представляется излишней, способной лишь вносить путаницу в существующие легальные понятия, закрепленные в федеральном законе о противодействии коррупции и соответствующих статьях УК РФ.

Важнейшей задачей противодействия коррупции является предупреждение и устранение причин. Российское антикоррупционное законодательство в этом плане содержит ряд явно декларативных положений, указывая, например, на то, что одним из основных направлений деятельности государства по противодействию коррупции является повышение ответственности должностных лиц разного уровня за «непринятие мер по устранению причин коррупции» (п. 20 ст. 7 Закона о противодействии коррупции). Из приведенного положения непонятно ни что значит «повышение ответственности», ни что отнесено к причинам.

В Национальной стратегии противодействия корруп-ции также ставится задача искоренения причин и условий, порождающих коррупцию, но сами причины не названы. В литературе они определяются на основе экспертных оценок и социологических исследований. В частности, Всероссийский центр исследования обще-

Социально-политические науки

ственного мнения (ВЦИОМ) называет основными причинами коррупции «жадность и аморальность» государственных/муниципальных служащих и предпринимателей (39% респондентов), а также несовершенство законодательства (35%). Следует согласиться с тем, что коррупция - «лишь в последствиях правовая и экономическая проблема, а изначально - чисто психологическая и общечеловеческая». В криминологической литературе основными причинами коррупции считается её фактическая институализация, превращение в «норму жизни», при которой участники делового оборота убеждены, что законные пути не дают возможность вести предпринимательскую деятельность и, в этой связи коррупция - неизбежное зло «во благо» бизнеса. В литературе причины дифференцированы на экономические, связанные с нестабильностью, теневой экономикой; политические - непрозрачность и высокая степень усмотрения в действиях бюрократии, неуязвимой для правосудия; коррупция в правоохранительной системе.

Полиция, как относительно замкнутая корпорация, формирует некоторые условия живучести коррупции в её рядах. Показателен рост интенсивности коррупционной деятельности по мере роста служебного стажа с преобладанием в корыстной мотивации мотива личного обо-гащения. В частности, нет ещё принципиального неприятия коррупции во всех проявлениях, бытует ложное представление о некоей служебной солидарности в части сокрытия фактов коррупции, сотрудники не проходят достаточного отбора, и на службу принимаются лица, которые не в состоянии противостоять соблазну подкупа, а нередко и намеренно идущие в правоохранительные органы с целью обогащения.

К традиционным формам противодействия коррупции в полиции в мировой и российской практике относятся: предоставление социальных благ и гарантий во время службы и по выходу на пенсию, политика повышения престижа полицейской службы в СМИ, строгий отбор претендентов на поступление на службу, контроль институтов гражданского общества за дельностью полиции, четкая регламентация службы, неотвратимость наказания за коррупционные проявления, искоренение служебных кланов, ротация кадров.

В России предлагается полностью запретить «дарение подарков государственным служащим», вернуть в УК РФ статью об укрывательстве преступлений (недонесении), ввести в УПК РФ уголовно-правовой компромисс для изобличения коррупционеров, а также внести в Закон о полиции и Положение о службе в ОВД положения об обязательном донесении полицейскими своему руководству ставших им известных фактов о коррупционной деятельности коллег и начальни-ков. Это помимо общих сентенций о «повышении ответственности» сотрудников полиции. Перечисленные меры не оригинальны и, так или иначе, уже применялись для различных целей, как в отечественном, так и в зарубежном законодательстве и не имели решающего эффекта, на который были направлены. Полагаем, что в случае с коррупцией, причины которой многогранны, её полное искоренение (также, например, как и теневой экономики) невозможно. В связи с этим правильнее вести речь о предельно возможной минимизации, как предлагает М.В. Костенников, «комплексном применении всех мер, ослабляющих разъедающее действие коррупции».

Традиционной для современного общества антикоррупционной политикой является широкое привлечение

институтов гражданского общества к контролю деятельности полиции. Большая «включенность» граждан в деятельность полиции наблюдается в ряде стран. Традиционным методом противодействия коррупции в полиции в странах Запада всегда были жесткий отбор кандидатов на службу и высокая степень социальной защиты. Аналогичные нормы, особенно по сравнению с ранее действовавшим Законом РФ от 18 апреля 1991 г. № 1026-! «О милиции», предусмотрены и российским Законом о полиции. В то же время в плане антикоррупционной практики данные нововведения не всегда эффективны. Например, не дало должного эффекта нововведение закона «О полиции» - представление при поступлении на службу личного поручительства сотрудника ОВД со стажем службы от трех лет, в том числе и в связи с отсутствием (и невозможностью установления) ответственности поручителя. В литературе как на коррупционный фактор принято ссылаться на относительно низкое (по отношению к развитым странам) денежное содержание полицейских. Существенное его повышение в 2012-2015 годах пока не привело к исчезновению коррупции. Отмечая на Коллегии МВД РФ в марте 2015 г. результативность в целом принимаемых мер и тенденцию к снижению уровня коррупции, Президент России подчеркнул, что «факты говорят и о том, что проблема ещё далеко не решена, в том числе и в самой системе МВД». По данным Президента, в 2014 г. около тысячи сотрудников ОВД нарушили нормы антикоррупционного законодательства.

Реформа органов внутренних дел после принятия Закона «О полиции» заложила правовую базу превенции коррупции в ОВД, были сформированы механизмы повышения доверия населения, обеспечения большей прозрачности, ужесточения критериев отбора кадров, усиления государственного и общественного контроля.

Одним из традиционных инструментов противодействия коррупции в полиции считается ротация, применяемая во многих странах. Принцип ротации состоит в перемещении служащих (чиновников, полицейских) до того, как они успеют наладить друг с другом, а также с местным бизнесом, группами влияния и т.п. тесные доверительные отношения, переходящие в проявления коррупции. Систематическая ротация кадров полиции также способствует отбору и привлечению новых кадров.

В западной практике эффективной мерой противодействия коррупции считается выборность шерифов. В России неоднократно высказывались предложения и проводились эксперименты по избранию участковых инспекторов населением обслуживаемой ими территории. Предполагалось, что это будет способствовать более тесным контактам с населением, росту доверия к полиции, так как участковый будет отчитываться перед избирателями, как шериф в США.

К экзотическим и более чем странным следует отнести попытки введения специального термина, обозначающего коррумпированного полицейского. В частности, М. А. Багмет отмечает укоренение в обществе «определения полицейского, перешедшего еще с названия милиционера - мент». Автор не учел, что понятие «мент» существовало ещё в российском блатном жаргоне XIX в. и обозначало сыщика или борзую, идущую по следу. Также автор почему-то полагает, что это «соответствует определению полицейских в США - коп» (хотя этимология этого жаргонизма совершенно иная). М.А. Багмет синтезирует «негативное восприятие населением полицейских», проявляемое в жаргонизме «мент» с «официальным» наимено-

Воронин С. А.

ФОРМЫ И МЕТОДЫ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ КОРРУПЦИИ В РОССИЙСКОЙ ПОЛИЦИИ

ванием лица, «совершившего коррупционное правонарушение и преступление» - коррупционером. В итоге автор предлагает: «введение в оборот названия полицейского, совершающего правонарушения и преступления коррупционной направленности, - кор-рупмент». Таким образом, впервые в научный юридический оборот вводится понятие, образованное путем синтеза воровского жаргона (фени) и легального понятия, определенного в федеральном законе.

В целом, причины коррупционных проявлений в российской полиции известны как обществу, современной науке, так и руководству МВД РФ. Практические формы и методы противодействия коррупции в российской полиции закреплены в реформированном законодательстве о полиции, а также ведомственных приказах. Объективные и субъективные факторы полицейской коррупции тщательно изучены и обобщены многочисленными исследователями. Вопросы превенции этого негативного явления лежат исключительно в сфере правоприменения и комплексного использования широкого арсенала уже имеющихся средств.

Список литературы:

1. Антонян Ю.М. Криминогенная ситуация в России на рубеже XXI века. М., 2000. 96 с.

2. Багмет М. А. Противодействие коррупции в полиции (криминологическое исследование): автореф. дисс... канд. юрид. наук: 12.00.08. М., 2014. 22 с.

3. Всероссийский центр изучения общественного мнения. Официальный сайт http://wciom.ru/

4. Гравина А.А. Противодействие коррупции в деятельности полиции и суда: опыт российского и зарубежного регулирования// Журнал российского права. 2013. № 5. С. 79 - 89.

5. Колонтаевский Д.В. Противодействие коррупции в полиции за рубежом// Альманах современной науки и образования. 2010. № 1-2. С. 53-56.

6. Костенников М.В. К вопросу о противодействии коррупции в полиции// Административное и муниципальное право. 2013. № 1. С. 49-50.

7. Лебедев В.И. Справочный указатель для чинов полиции. Фотографии профессиональных преступников по категориям с очерком антропометрии и приложением краткого словаря воровского языка. М.: Типография Н.И. Пастухова, Воздвиженка, Ваганьковский пер., соб. дом. 1903. 286 с.

8. Национальная стратегия противодействия коррупции. Утверждена Указом Президента РФ от 13.04.2010 № 4602.

9. Путин В.В. выступление на расширенном заседании коллегии МВД 4 марта 2015 года// Президент России. Официальный сайт http://www.kremlin.ru/events/president/news/47776

10. Решетников М. Психология коррупции: утопия и антиутопия. СПб., 2008. 128 с.

11. Симонова Л. М., Гиблер И. П., Киселева А. С. Коррупция в институционально-правовой и инновационной системах общества специфика России// Вестник ТюмГУ. 2013. №3. С. 34-40.

Loading...Loading...
Учитывается или нет данная публикация в РИНЦ. Некоторые категории публикаций (например, статьи в реферативных, научно-популярных, информационных журналах) могут быть размещены на платформе сайт, но не учитываются в РИНЦ. Также не учитываются статьи в журналах и сборниках, исключенных из РИНЦ за нарушение научной и издательской этики."> Входит в РИНЦ ® : да Число цитирований данной публикации из публикаций, входящих в РИНЦ. Сама публикация при этом может и не входить в РИНЦ. Для сборников статей и книг, индексируемых в РИНЦ на уровне отдельных глав, указывается суммарное число цитирований всех статей (глав) и сборника (книги) в целом."> Цитирований в РИНЦ ® : 1
Входит или нет данная публикация в ядро РИНЦ. Ядро РИНЦ включает все статьи, опубликованные в журналах, индексируемых в базах данных Web of Science Core Collection, Scopus или Russian Science Citation Index (RSCI)."> Входит в ядро РИНЦ ® : нет Число цитирований данной публикации из публикаций, входящих в ядро РИНЦ. Сама публикация при этом может не входить в ядро РИНЦ. Для сборников статей и книг, индексируемых в РИНЦ на уровне отдельных глав, указывается суммарное число цитирований всех статей (глав) и сборника (книги) в целом."> Цитирований из ядра РИНЦ ® : 0
Цитируемость, нормализованная по журналу, рассчитывается путем деления числа цитирований, полученных данной статьей, на среднее число цитирований, полученных статьями такого же типа в этом же журнале, опубликованных в этом же году. Показывает, насколько уровень данной статьи выше или ниже среднего уровня статей журнала, в котором она опубликована. Рассчитывается, если для журнала в РИНЦ есть полный набор выпусков за данный год. Для статей текущего года показатель не рассчитывается."> Норм. цитируемость по журналу: 3,818 Пятилетний импакт-фактор журнала, в котором была опубликована статья, за 2018 год."> Импакт-фактор журнала в РИНЦ:
Цитируемость, нормализованная по тематическому направлению, рассчитывается путем деления числа цитирований, полученных данной публикацией, на среднее число цитирований, полученных публикациями такого же типа этого же тематического направления, изданных в этом же году. Показывает, насколько уровень данной публикации выше или ниже среднего уровня других публикаций в этой же области науки. Для публикаций текущего года показатель не рассчитывается."> Норм. цитируемость по направлению: 1,033