Муниципальное право россии. Сельские поселения России: от почина до муниципалитета Муниципальные сельские поселения что такое

Городские и сельские поселения представляют собой разновидность муниципальных образований в РФ. Местное самоуправление в них осуществляется непосредственно жителями или через выборные и прочие уполномоченные органы. Рассмотрим подробнее особенности сельских поселений .

Общая характеристика

Сельские поселения - один или несколько пунктов, объединенных общей территорией. В их составе могут быть поселки, станицы, деревни, кишлаки, хутора, аулы, села и пр.

Права сельских поселений реализуются на основании Конституции и федерального законодательства через власти. В полномочия этих структур входит решение вопросов о:

  • формировании местного бюджета;
  • управлении муниципальной собственностью;
  • самостоятельном определении структуры местных институтов власти;
  • территориальной организации самоуправления;
  • охране общественного порядка и пр.

Особенности административно-территориальных единиц

Сельские поселения предусмотрены в ФЗ № 131 и введены в процессе муниципальной реформы 2003 г.

Достаточно часто поселения соответствуют сельсоветам советского времени либо волостям пост- и досоветского времени. К примеру, в Псковском районе сельское поселение называется "Тямшанская волость". В некоторых регионах термин "сельсовет" употребляется и сегодня. Более того, в некоторых областях сельские поселения так и называются. Например, Новинский сельсовет в Богородском р-не Нижегородской обл.

Численность населения

Территория сельского поселения , как правило, включает в себя один населенный пункт либо поселок. Численность граждан, проживающих в них, превышает 1 тыс. чел. Если территория отличается высокой плотностью заселения, то на ней может проживать больше 3 тыс. чел.

Сельские поселения могут объединять несколько населенных пунктов, если численность населения в них меньше тысячи или 3-х тысяч (для территорий с плотной заселенностью) человек.

В целом на территории административной единицы может проживать 15-20 тыс. чел. В России, однако, есть сельские поселения и с большей (больше 30 тыс. чел.) численностью. Так, в 2013 г. в Ингушетии в Орджоникидзевском поселении проживало больше 60 тыс. чел.

Структурные особенности

В сельском поселении есть административный центр. Им является населенный пункт, в котором располагается представительный орган. Административный центр определяется с учетом сложившейся инфраструктуры и местных традиций.

Границы поселения, включающего в себя 2 и больше населенных пунктов, устанавливаются обычно с учетом пешеходной доступности до административного центра и обратно для всех жителей. Расстояние в оба конца должно преодолеваться за один день. Исключением могут быть территории с небольшой плотностью населения, труднодоступные и отдаленные местности.

Поселение как специфичная организационная форма

В разных государствах существуют самые различные определения сельских поселений. Та или иная трактовка зависит от экономических, национальных, демографических, географических, социальных и прочих факторов.

"Сельское поселение - населенный пункт, расположенный в где большая часть жителей занята сельским хозяйством".

Более точно понятие раскрывается в современных географических энциклопедиях. Обобщенно сельское поселение рассматривается как:

  • населенный пункт, большая часть жителей которого занята сельским хозяйством;
  • несельскохозяйственное поселение, находящееся в сельской местности, не соответствующее по численности жителей городу, связанное с обслуживанием транспорта за пределами городов (пристани, разъезды, малые станции), лесным хозяйством (кордоны, лесхозы);
  • поселение при промышленных предприятиях, курортах, карьерах, зонах отдыха и пр.

В ФЗ № 131, регламентирующем общие принципы организации территориального самоуправления, также содержит определение поселения.

Специфические черты

Понятие сельского поселения появилось при разграничении города и деревни в качестве самостоятельных социально-экономических единиц. Облик и тип поселения отражают характер производственных отношений, характерных для конкретной территории.

Вместе с этим на эту организационную форму накладывает отпечаток и занятие жителей, природные условия, национальные традиции.

Людность поселений

Она зависит от производственных функций, формы расселения, историей территории. Людность объективно отражает совокупное влияние нескольких факторов на развитие сельского поселения. При этом сам по себе этот показатель не раскрывает факторы.

Величина поселений обуславливает определенные условия для жизни, культурного и бытового обслуживания населения. В этой связи выделение типов административных единиц по людности имеет больше научно-практическое значение.

Общая классификация поселений по величине

При разделении административных единиц на типы по людности они распределяются на группы от самых небольших (1-5 чел.), до крупных (от 10 тыс. жителей). В типологическом плане необходимо выделить такие показатели людности, которые обуславливают существенные качественные характеристики поселений.

Однодворки - группа, в которую входят пункты, число жителей в которых не превышает 10 человек.

Малые поселения, в которых меньше 100 жителей, зависят от близлежащих более крупных населенных местностей. Только в отдельных поселках могут создаваться некоторые элементы социальной инфраструктуры малых размеров. Это, например, медпункт, начальная школа, клуб, библиотека, сельский магазин.

При количестве жителей в 200-500 чел. в населенном пункте также могут присутствовать элементы инфраструктуры, но таких же малых размеров. Сельскохозяйственные поселения таких размеров могут стать базой для какой-либо производственной единицы.

При людности в 1-2 тыс. чел. появляется возможность существенно расширить перечень обслуживающих учреждений, увеличить их размеры и повысить техническую оснащенность. Согласно нормам планировки и застройки городских и сельских поселений , на таких территориях на 1 тыс. жителей создается детсад, школа на 150-160 учеников, клуб на 200 чел., библиотека, магазины на 6 раб. мест, фельдшерско-акушерский медпункт с небольшим стационаром, спортплощадки, почтовое отделение со сберкассой и пр.

Наиболее благоприятные условия для жизни в поселках с людностью 3-5 тыс. чел. В таких пунктах могут создаваться условия для обеспечения 1 городского уровня благоустройства, культурного и бытового обслуживания. Для жителей строятся школы, дома культуры, медучреждения, создается специализированная торговая сеть и пр. Что касается производства, то такие населенные пункты часто становятся центрами крупных хозяйств.

Градостроительство: планировка и застройка сельских поселений

Общая концепция развития населенных пунктов приводится в Своде правил СП 42.13330.2011.

Как установлено в документе, осуществляется на основе документации о территориальном планировании РФ, регионов, муниципалитетов. Нормативную базу данной деятельности составляют федеральные законы, указа Президента, правительственные постановления, законодательные и прочие нормативные акты субъектов РФ.

Городские/сельские населенные пункты проектируются как единицы системы расселения территории России и регионов, входящих в нее. Задача территориального планирования состоит в определении в документации назначения поселений с учетом экономических, социальных, экологических и иных факторов с целью обеспечения реализации интересов и нужд граждан, а также их объединений.

В проектах должна быть предусмотрена рациональная очередность развития населенных пунктов. Должны быть определены перспективы расширения и улучшения социального обслуживания за пределами проектного срока. Расчетный период должен быть до 20-ти, а градостроительный прогноз - не более чем на 30-40 лет.

В процессе разработки генпланов уполномоченные органы должны руководствоваться результатами оценки природного, архитектурного, экономико-географического, производственного и социального потенциала местности.

При этом следует:

  • Предусматривать улучшение санитарно-гигиенического и экологического состояния природы, сохранение культурно-исторических памятников.
  • Определять рациональные направления развития местности.
  • Учитывать перспективы расширения рынка недвижимости.

При планировании и застройке сельских/городских поселений зонирование территории осуществляется с определением видов преимущественного использования и ограничений.

  • Понятие и сущность местного самоуправления
    • Понятие местного самоуправления
      • Местное самоуправление как основа конституционного строя Российской Федерации
      • Местное самоуправление как право населения на самостоятельное решение вопросов местного значения
      • Местное самоуправление как форма народовластия
    • Природа местного самоуправления
    • Понятие и система принципов местного самоуправления
    • Функции местного самоуправления
  • Муниципальное право России как комплексная отрасль права
    • Понятие, предмет и метод регулирования отрасли муниципального права
    • Система муниципального права
    • Муниципально-правовые нормы и отношения
    • Источники муниципального права
  • Муниципальное право как наука и учебная дисциплина
    • Понятие, предмет и методы изучения науки муниципального права
    • Источники науки муниципального права
    • Муниципальное право как учебная дисциплина
  • История развития местного самоуправления в России
    • Общая характеристика развития местного управления и самоуправления в России до 1775 г.
    • Введение дворянского самоуправления в 1775 г.
    • Организация сельского и волостного крестьянского самоуправления после отмены крепостного права в 1861 г.
    • Система и компетенция земских учреждений в дореволюционной России
    • Организация и компетенция городского самоуправления в дореволюционной России
    • Система Советов в постреволюционной России
    • Реформирование местного самоуправления в России на современном этапе
      • Основные направления и задачи реформы местного самоуправления в ходе осуществления административной реформы в Российской Федерации
        • Задачи, стоявшие перед законодателем в области административной реформы
        • Современные задачи в сфере законодательного регулирования местного самоуправления
  • Правовая основа местного самоуправления в России
    • Понятие правовой основы местного самоуправления
    • Нормы международных актов, действующие в сфере местного самоуправления
    • Конституция РФ 1993 г. и иные федеральные нормативные правовые акты в сфере местного самоуправления
    • Конституции (уставы) субъектов РФ и иные нормативные правовые акты субъектов Федерации в сфере местного самоуправления
    • Устав муниципального образования и иные нормативные правовые акты местного самоуправления
  • Территориальные основы местного самоуправления в России
    • Понятие территориальных основ местного самоуправления
    • Территория и земли муниципального образования
    • Установление и изменение границ муниципальных образований
    • Преобразование муниципальных образований
    • Соотношение административно-территориального и муниципально-территориального устройства субъекта РФ
  • Финансово-экономическая основа местного самоуправления
    • Понятие и структура финансово-экономической основы местного самоуправления
    • Муниципальное имущество
    • Местные финансы
    • Местный бюджет
      • Местные налоги и сборы. Налоговые поступления в местные бюджеты
  • Институты непосредственной демократии в системе местного самоуправления
    • Общая характеристика правовых форм непосредственного волеизъявления граждан
    • Местный референдум
    • Муниципальные выборы
    • Иные формы непосредственного волеизъявления населения
  • Органы местного самоуправления
    • Понятие, признаки и система органов местного самоуправления
    • Представительный орган муниципального образования
    • Правовой статус главы муниципального образования
    • Правовой статус депутата представительного органа муниципального образования, члена выборного органа муниципального образования, выборного должностного лица муниципального образования
    • Правовой статус исполнительно-распорядительного органа муниципального образования
    • Правовой статус контрольного органа муниципального образования
  • Муниципальная служба
    • Понятие муниципальной службы
    • Понятие муниципальной должности муниципальной службы
    • Правовой статус муниципального служащего
    • Прохождение муниципальной службы
  • Гарантии местного самоуправления
    • Понятие и система гарантий местного самоуправления
    • Специальные (юридические) гарантии местного самоуправления
    • Судебная защита местного самоуправления
    • Деятельность государственных органов по обеспечению прав местного самоуправления
  • Компетенция местного самоуправления
    • Понятие компетенции местного самоуправления
    • Предметы ведения и полномочия местного самоуправления
    • Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями
  • Полномочия органов местного самоуправления в отдельных сферах
    • Полномочия органов местного самоуправления в финансово-экономической сфере
      • Полномочия органов местного самоуправления в сфере управления и распоряжения муниципальной собственностью
    • Полномочия органов местного самоуправления в сфере обеспечения прав и свобод личности и безопасности населения, охраны общественного порядка
    • Полномочия органов местного самоуправления в сфере образования
  • Ответственность в системе местного самоуправления
    • Понятие, основания и виды ответственности в муниципальном праве
    • Муниципально-правовая ответственность субъектов правоотношений, связанных с осуществлением местного самоуправления, перед государством
    • Ответственность органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления перед физическими и юридическими лицами
    • Контроль и надзор за деятельностью органов и должностных лиц местного самоуправления
  • Организация местного самоуправления в зарубежных странах
    • Классификация основных моделей (систем) местного самоуправления в зарубежных странах
    • Англосаксонская модель местного самоуправления
    • Континентальная (романо-германская) модель местного самоуправления
    • Модель местного самоуправления смешанного типа

Территория и земли муниципального образования

В наиболее общем виде территорией муниципального образования является пространство (земля) в пределах, очерченных границами этого муниципального образования, вне зависимости от формы собственности и целевого назначения. Соответственно, нужно различать территорию муниципального образования как часть земной поверхности, находящуюся в границах муниципального образования, и муниципальную землю как часть земной поверхности, находящуюся в границах муниципального образования и принадлежащую этому муниципальному образованию на праве собственности.

В связи с тем, что Федеральный закон от 2003 г. четко определил пять видов муниципальных образований, необходимо вести разговор о территории каждого вида, так как в каждом случае будет своя специфика.

1) Городские и сельские поселения включают в себя исторически сложившиеся земли населенных пунктов, прилегающие к ним земли общего пользования, территории традиционного природопользования населения соответствующего поселения, рекреационные земли, земли для развития поселения.

В п. 5 ч. 1 ст. 11 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» сказано, что в состав территории городского поселения могут входить один город или один поселок, а также территории, предназначенные для развития его социальной, транспортной и иной инфраструктуры (включая территории поселков и сельских населенных пунктов, не являющихся муниципальными образованиями).

А в состав территории сельского поселения, в соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 11 Закона, могут входить, как правило, один сельский населенный пункт или поселок с численностью населения более 1000 человек (для территории с высокой плотностью населения - более 3000 человек) и (или) объединенные общей территорией несколько сельских населенных пунктов с численностью населения менее 1000 человек каждый (для территории с высокой плотностью населения - менее 3000 человек каждый).

Важно, что территория населенного пункта должна полностью входить в состав поселения.

2) В состав территории муниципального района входят территории всех поселений в границах этого района, за исключением территорий городских округов, а также возникающие на территориях с низкой плотностью населения межселенные территории. При этом территория поселения (поселений) должна полностью входить в состав территории муниципального района.

Таким образом, на примере муниципального района реализуется двухуровневая система территориальной организации местного самоуправления.

3) Территория городского округа - это территория городского поселения, которое в соответствии с законом субъекта Федерации наделено статусом городского округа.

Наделение городского поселения статусом городского округа осуществляется законом субъекта РФ при наличии сложившейся инфраструктуры, необходимой для самостоятельного решения органами местного самоуправления городского поселения вопросов местного значения и осуществления отдельных государственных полномочий, а также при наличии сложившейся инфраструктуры, необходимой для самостоятельного решения органами местного самоуправления прилегающего (прилегающих) муниципального района (муниципальных районов) вопросов местного значения и осуществления ими отдельных государственных полномочий. При этом городской округ не является частью муниципального района.

4) Внутригородская территория города федерального значения - часть территории города федерального значения, в границах которой местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления.

Что касается размеров территории муниципальных образований, то в самом Законе точных требований, естественно, не содержится, но указано, какие критерии могут быть положены в основу определения размеров территорий муниципальных образований.

Можно сделать вывод о том, что примерный радиус сельского поселения не может составлять более 10 километров. А примерный радиус муниципального района - 40-50 километров. Конечно, это примерные размеры, и на практике территория муниципального образования может иметь иные параметры.

Указанные выше требования в соответствии с законами субъектов РФ могут не применяться на территориях с низкой плотностью сельского населения, а также в отдаленных и труднодоступных местностях.

Достаточно важными критериями территориальной организации местного самоуправления, а также наделения муниципального образования статусом сельского поселения или муниципального района являются платность и численность населения.

Естественно, без населения, даже при наличии всех прочих признаков, невозможно говорить о местном самоуправлении и о фактическом выражении его территориальной организации - муниципальном образовании.

Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 2003 г. подразумевает условное разделение страны на территории с высокой и низкой плотностью населения. На территориях с низкой плотностью населения должны создаваться муниципальные образования и межселенные территории между ними. На территориях с высокой плотностью населения должны создаваться муниципальные образования без межселенных территорий.

К территориям с низкой плотностью сельского населения относятся территории субъектов РФ, отдельных муниципальных районов в субъектах РФ, плотность сельского населения в которых более чем в три раза ниже средней плотности сельского населения в Российской Федерации.

К территориям с высокой плотностью сельского населения относятся территории субъектов РФ, отдельных муниципальных районов в субъектах РФ, плотность сельского населения в которых более чем в три раза выше средней плотности сельского населения в Российской Федерации.

Пересмотр статуса территорий с низкой и высокой плотностью населения, согласно Федеральному закону № 131 ФЗ, может производиться не чаще 1 раза в 5 лет.

На сегодняшний день средняя плотность сельского населения в Российской Федерации составляет 2,9 человека на км 2 . Следовательно, плотность сельского населения на территориях с низкой плотностью составляет примерно 0,75 человека на км 2 , а плотность сельского населения на территориях с высокой плотностью - не менее 9 человек на км 2 .

  • выполнение требований Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 2003 г. к составу и размерам территории муниципального образования, численности населения;
  • максимально возможный учет наличия инфраструктуры, необходимой для решения вопросов местного значения и исполнения возложенных государственных полномочий;
  • учет источников доходов, необходимых для формирования доходной базы местных бюджетов.

Согласно п. 3 ч. 1 ст. 11 Федерального закона от 2003 г. территорию поселения составляют исторически сложившиеся земли населенных пунктов, прилегающие к ним земли общего пользования, территории традиционного природопользования населения соответствующего поселения, рекреационные земли, земли для развития поселения . Данную конструкцию нормы закона нельзя признать удачной, так как в п. 3 ч. 1 ст. 11 дан, исходя из буквы закона.

исчерпывающий перечень земель, составляющих территорию поселения, но это не так. Кроме того, в Федеральном законе нет отдельной статьи, в которой были бы перечислены земли муниципальных образований.

В то же время практика реализации местного самоуправления в России показала, что на территории муниципальных образований находится довольно большое количество земель, имеющих различный по своему характеру правовой режим.

Земли городских и сельских поселений - это земли, находящиеся в пределах этих поселений, в основном - в пределах населенных пунктов. В их составе, как правило, находятся: земли, предназначенные для проживания и социально-культурного обслуживания населения; промышленные земли; рекреационные земли; земли общего пользования; земли, предназначенные для развития поселений; земли для захоронений; иные земли .

При этом в состав территории поселения, как мы отметили ранее, входят земли независимо от форм собственности и целевого назначения.

На территории муниципального района, состоящего из нескольких поселений и межселенной территории, помимо перечисленных видов земель находятся земли сельскохозяйственного назначения.

Нужно понимать, что четко разделить земли по видовому признаку в границах конкретного муниципального образования чрезвычайно затруднительно. Кроме того, в границах одного муниципального образования не может быть, сразу всех перечисленных на ми видов земель.

Как отмечали И.В. Выдрин и А.Н. Кокотов, «надо иметь в виду, что законодательство разводит понятия «муниципальная территория» и «муниципальные земли», определяя их разный правовой режим. Понятие «муниципальная территория» служит для обозначения пространственных рамок осуществления (...) местного самоуправления... Не все земли, входящие в территорию муниципального образования, являются его муниципальными землями. В состав территории муниципального образования помимо его собственных земель могут входить земли государственные, частные, земли других муниципальных образований» 3 Выдрин И.В., Кокотов А.Н. Муниципальное право России. М.: Норма, 2000. С. 146. .

Число сельских населенных пунктов и поселков городского типа продолжает снижаться

В результате процессов урбанизации и особенностей исторического развития России ее сельское население в периоды между переписями населения устойчиво сокращалось, начиная с середины 1920-х годов. Сокращение численности городского населения стало новым явлением после переписи 1989 года (рис. 7). За период между переписями 1989 и 2002 года число городских жителей сократилось даже в большей степени, чем сельских (-1,4% против -0,8%). В период между переписями 2002 и 2010 годов убыль сельского населения была более значительной (-3,0%), чем городского населения (-1,0%). В итоге доля горожан в общей численности населения России после периода быстрого и устойчивого роста стабилизировалась на уровне чуть более 73% (73,4% в 1989 году, 73,3% в 2002 году, 73,7% в 2010 году).

Критерием отнесения к группе городских или сельских жителей в России служит постоянное проживание в городском или сельском поселении. При этом городскими поселениями считаются населенные пункты, утвержденные законодательными актами в качестве городов и поселков городского типа (рабочих, курортных, дачных поселков и поселков закрытых административно-территориальных образований). Все остальные населенные пункты считаются сельскими. Сведения об административно-территориальном делении, используемые при статистической разработке данных о населении, основываются на официальных документах, поступивших от органов власти субъектов Российской Федерации.

Рисунок 7. Численность городского и сельского населения России по данным переписей населения, миллионов человек

Отличительной особенностью двух последних межпереписных периодов стало быстрое сокращение числа городских поселений за счет поселков городского типа, нередко совмещающих в себе черты небольших городков и сельских поселений. Число городов продолжало умеренно возрастать и практически стабилизировалось в последние годы (рис. 8).

На 14 октября 2010 года в России насчитывалось 2386 городов и поселков городского типа. Число поселков городского типа уменьшилось по сравнению с 2002 годом на 554:

  • 413 поселков городского типа в соответствии с решением органов государственной власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления преобразованы в сельские населенные пункты,
  • 141 поселок городского типа исключен из учетных данных в связи с включением их в черту других городских населенных пунктов (127) или ликвидацией в связи с выездом жителей (ликвидировано 14 поселков городского типа, из них 6 - в Республике Саха (Якутия), 8 - в Чукотском автономном округе).

Рисунок 8. Число городских поселений России по данным переписей населения

Среди 1100 российских городов 85% составляют города с численностью населения до 100 тысяч жителей, и число их продолжает расти (табл. 1). Число самых крупных городов, в которых проживает миллион человек и более, устойчиво росло до 1989 года, а затем практически стабилизировалось, изменяясь лишь за счет повышения-понижения ранга Волгограда с населением численностью около миллиона человека. Число менее крупных городов изменялось за счет повышения ранга одних городов и снижения других, переходящих в группу городов меньшего размера. Устойчивый рост, характерный для предшествующих десятилетий, прекратился.

Таблица 1. Распределение городов Российской Федерации по числу жителей, по данным переписей населения

Всего городов

до 100 тысяч

1 млн. и более

Несмотря на убыль городского населения, сохраняется тенденция концентрации населения в больших городах. Численность населения, проживающего в городах с числом жителей от 100 тысяч и более, увеличилась по сравнению с 2002 годом на 2 миллиона человек (с 68,2 до 70,2 миллиона человек), а его удельный вес в городском населении России - с 64% до 67%.

Неуклонно возрастает число жителей городов-миллионеров (рис. 9). Численность населения, проживающих в городах с числом жителей от 500 тысяч до 1 миллиона, сократилась в период между переписями 1989 и 2002 года, но заметно увеличилась между переписями 2002 и 2010 годов. Численность населения городов меньшего размера, увеличивавшаяся за 1989-2002 годы, в период между переписями 2002 и 2010 годов сократилась.

Рисунок 9. Распределение населения городов России по городам с разным числом жителей, по данным переписей населения, миллионов человек

Хотя тенденция концентрации горожан в крупных городах сохраняется, скорость ее явно замедлилась (табл. 2). В 2010 году, как и в 2002, 40% жителей больших городов - с численностью населения 100 тысяч человек и более - было сосредоточено в городах-миллионерах.

Таблица 2. Распределение населения городов Российской Федерации по городам разной людности, по данным переписей населения

Население все городов

в том числе с числом жителей:

до 100 тысяч

100-499,9 тысячи

500-999,9 тысячи

1 млн. и более

За период между переписями 2002 и 2010 годов увеличилась численность населения всех городов-миллионеров, за исключением Нижнего Новгорода, а также Перми, выбывшей из их числа (табл. 3). За предшествующий межпереписной период рост населения был зафиксирован только в 5 из 13 городов.

Устойчивым и быстрым ростом в этой группе городов особенно выделяется Москва за счет значительного притока мигрантов. Превышение данных о численности населения по предварительным итогам ВПН-2010 над численностью по текущей оценке составило в Москве 951 тысячу человек (9% от численности населения). В других крупнейших городах страны оно было менее значительным, составив в Санкт-Петербурге 248 тысяч человек (5,4%), Новосибирске – 65 тысяч человек (4,6%), Волгограде – 42 тысячи человек (4,2%), Ростове-на-Дону – 42 тысячи человек (4,0%), в остальных – 3% и менее. Только в Нижнем Новгороде в ходе переписи 2010 года было учтено меньше постоянных жителей, чем оценивалось по данным текущего учета - на 20 тысяч, или на 1,6%.

Таблица 3. Численность населения городов Российской Федерации с числом жителей от 1 миллиона и более, по данным переписей населения и текущего учета

Оценка на 01.01.10

Перепись на 14.10.10

2002 к 1989

2010 к 2002

2010 к 1989

Санкт-Петербург

Новосибирск

Екатеринбург

Нижний Новгород

Челябинск

Ростов-на-Дону

Волгоград

* без населенных пунктов, подчиненных администрации города

Среди больших городов меньшего размера – с числом жителей от 500 тысяч до 1 миллиона – очень высоким приростом населения выделяется столица Республики Дагестан (табл. 4). Стоит отметить, что численность населения Махачкалы по предварительным данным ВПН-2010 превысила ее оценку по данным текущего учета на 23% (на 109 тысяч человек). Высоким приростом населения в этой группе городов отличаются также Краснодар и Тюмень, причем расхождение между предварительными данными ВПН-2010 и оценкой по данным текущего учета незначительно (4,4% и 0,3%, соответственно). Некоторые города, теряя население, снижают свой ранг, переходя в группу городов меньшего размера.

Таблица 4. Численность населения городов Российской Федерации с числом жителей от 500 тысяч до 1 миллиона, по данным переписей населения и текущего учета

Численность населения, тысяч человек

Изменение численности населения между переписями, в %

Оценка на 01.01.10

Перепись на 14.10.10

2002 к 1989

2010 к 2002

2010 к 1989

Красноярск

Краснодар

Тольятти

Ульяновск

Владивосток

Ярославль

Махачкала

Хабаровск

Новокузнецк

Оренбург

Кемерово

Астрахань

Набережные Челны

Число сельских поселений быстро и устойчиво сокращалось до 1989 года, в последний межпереписной период этот процесс замедлился (рис. 10).

В период между переписями 1959 и 1989 годов число сельских населенных пунктов сократилось почти вдвое – с 294059 до 152922. Между переписями 1989 и 2002 годов общее число сельских населенных пунктов, по данным Росстата, увеличилось на 2367, или на 1,5%, но при этом в 13086 поселениях (8,4% от общего числа) на момент переписи 2002 года никто не проживал. При этом Росстат не пояснял, учитывались ли такие поселения в предыдущих переписях населения, однако число населенных пунктов, в которых проживает не более 5 человек, почти удвоилось за 1989-2002 годы (с 16925 до 32997, включая поселения в которых никто не проживал на момент переписи 2002 года). Число сельских населенных пунктов, в которых проживает от 6 до 10 человек, увеличилось на 6,4% (с 13245 до 14029). А число сельских населенных пунктов, в которых проживает от 11 до 3000 человек, напротив, снизилось, более всего – на 21% - с числом жителей от 26 до 50 человек (с 19939 до 15770). Число более крупных сельских населенных пунктов, увеличилось: с числом жителей от 3 до 5 тысяч человек - на 8,7% (с 803 до 873), с числом жителей более 5 тысяч человек - на 34,3% (с 601 до 807).

На момент переписи 2002 года 30,3% от общего числа сельских населенных пунктов составляли мелкие поселения – с числом жителей не более 10 человек (в том числе и совсем без населения), 34,1% - с числом жителей от 11 до 100, 35,6% - с числом жителей свыше 100 человек.

За период между переписями 2002 и 2010 годов число сельских населенных пунктов уменьшилось на 2,2 тысячи, в основном, из-за их ликвидации в связи с отсутствием жителей, укрупнения (объединения) с другими сельскими населенными пунктами или включения их в черту городов.

На момент переписи 2010 года насчитывалось 153,1 тысячи сельских населенных пунктов. Среди них до 36,3% увеличилась доля мелких поселений с числом жителей не более 10 человек (в том числе 12,7% - без населения), а доля более крупных поселений снизилась: с числом жителей от 11 до 100 – до 30,4%, с числом жителей свыше 100 человек – до 33,2%.

Рисунок 10. Распределение сельских населенных пунктов России по числу жителей, по данным переписей населения, тысяч населенных пунктов

* до 10 человек в 2002 и 2010 годах – включая сельские населенные пункты без населения

Около 80% сельских населенных пунктов без населения и с числом жителей не более 10 человек сосредоточены в Центральном и Северо-Западном федеральном округах, в том числе около 30% в Тверской, Вологодской и Псковской областях.

Наиболее высок удельный вес населенных пунктов без населения в Костромской, Тверской, Ярославской, Вологодской, Псковской, Кировской и Магаданской областях, а также и Республике Ингушетии (свыше 20%).

По сравнению с переписью 2002 года увеличилось и число деревень и хуторов с населением 10 человек и менее. В 2010 году они составляли почти четверть всех сельских поселений, в то время как в 2002 году - примерно пятую часть. В них проживает, по предварительным данным ВПН-2010, всего 0,5% сельского населения (в 1989 и 2002 годах – по 0,4%). В основном эти сельские населенные пункты сосредоточены в Центральном и Северо-Западном федеральных округах. В Ярославской, Вологодской, Новгородской и Псковской областях удельный вес маленьких деревень и хуторов превышает 40%.

Положение социологии села и в СССР, и в постсоветской России определялось двумя факторами, действующими в противоположных направлениях. С одной стороны, российское общество традиционно связано с селом, имеет глубокие "сельские корни". Это определяло интерес ученых к деревне. С другой стороны, имеется немало причин, которые как бы отодвигают сельскую проблематику на второй план. Сказывается территориальная отодвинутость деревни от города, меньшая институционализированность сельской среды, труднодоступность сельских жителей для обследований стандартными методами опросов. Нельзя не учитывать и зависимость исследований села от характера аграрной политики государства в те или иные периоды отечественной истории. В XX веке российская деревня по крайней мере дважды, в период сталинской коллективизации и нынешних реформ, подвергалась тяжелейшим социально-экономическим трансформациям. В результате при большой социальной значимости села для России внимание социологов к деревне как к объекту изучения на разных этапах истории страны не оставалось одинаковым, а, напротив, менялось, временами оно исчезало вообще (как это случилось на этапе рыночных реформ 90-х гг.).

Если вернуться к первому фактору, исключительной значимости сельской проблематики для России, то эта значимость видна уже из состава населения. Доля сельских жителей в России в 2002 г. составляла 27%, по переписи 2010 г. – 21,3% (в Великобритании и Нидерландах - 11%, в Германии - 14%, в Швеции - 17%, в США и Канаде – 23% и 24%). К тому же разделение населенных пунктов на "сельские" и "городские" в России не альтернативное, а "континуальное", кроме 26-27% жителей деревни имеется еще около 28% населения страны, живущих в поселках городского типа и малых городах с населением 50-100 тыс. чел. Обе эти категории населенных пунктов по всему комплексу условий жизни, по составу населения и его менталитету гораздо ближе к селу, чем к городу.

Однако дело не только в том, где живут и где работают жители России. В силу быстрого темпа урбанизации российского общества городское население страны сохраняет сильные "сельские корни", сильнейшую "сельскую окраску". Бурный рост городского населения привел к тому, что подавляющая часть горожан - это выходцы из села в первом или втором поколении, горожан в третьем поколении наберется лишь около 1/6 городского населения. А потомков дореволюционных горожан еще меньше, например, в Москве – около 3%. Городское население России – это главным образом сельские уроженцы и их дети, которые мало взаимодействовали с коренными горожанами. Часть горожан поддерживает семейные связи с деревней. Массовыми являются сезонные миграции горожан в деревню к родственникам, в доставшиеся по наследству деревенские дома. В итоге сложилась нетривиальная ситуация: статистика говорит, что Россия – городская страна, 3/4 населения живет в городах, но на самом деле заметная часть городского населения имеет аграрный менталитет: нынешние «дачники» во-многом связаны с «садово-огородной» деятельностью.



Начиная с 60-х годов, когда социология села, как и вся социология, возродилась, исследованиями жизни деревни и ее обитателей занималась большая группа ученых, чьи труды во многом способствовали становлению этой ветви социологической мысли – Ю.В. Арутюнян, П.П. Великий, Т.И. Заславская, И.В. Рывкина, Г.А. Лисичкин, П.И. Симуш, В.И. Староверов, А.И. Тимуш и др.

Сельское поселение - населенный пункт, большинство жителей которого занято в сельском хозяйстве, или расположенное в сельской местности несельскохозяйственное поселение, не соответствующее по численности населения городу. Сельские поселения в РФ - села, станицы, деревни, хутора, кишлаки, аулы, стойбища, заимки и др.

Типологию сельских населенных пунктов можно провести по ряду оснований.

По времени проживания – это постоянные и сезонно-обитаемые (временные). К сезонно-обитаемым относятся "зимники" и "летники" животноводов в местах содержания скота, полевые станы, связанные с использованием удалённых пашен, а также несельскохозяйственные пункты,связанные с рекреационным обслуживанием населения (летние турбазы, детские оздоровительные лагеря). Существуют временные поселения, создаваемые на определённый срок, например, лесопромышленные посёлки, базы экспедиций.

По компактности расселения – поселения групповые и рассеянные. Групповые (деревенская форма) преобладают в России, зарубежной Европе, Китае, Японии, в большинстве развивающихся стран. Рассеянные сельские поселения (фермерская форма) распространены в США, Канаде, Австралии, в странах Прибалтики. В России – исчисляются несколькими тысячами хозяйств с переменчивой судьбой.

Шкала людности сельских поселений - система их классификации согласно количеству проживающих в них жителей. В соответствии с ней выделяют следующие сельские населенные пункты: мельчайшие (до 50 жителей), мелкие (51-100 жителей), средние (100-500 жителей), крупные (501-1000 жителей), крупнейшие (свыше 1000 жителей).

Для определения функционального типа сельского поселения важным критерием служит структура «поселкообразующей» группы самодеятельного населения, состоящей из трудящихся, занятых в различных отраслях народного хозяйства, и тех, чья деятельность представляет непосредственный вклад жителей данного поселения в народное хозяйство страны. Их соотношение в «поселкообразующем» населении отражает экономическую основу жизни данного населенного пункта. Но главное отличие сельских поселений от городских - занятие их жителей преимущественно сельским хозяйством. В действительности, в современной России сельским хозяйством занимается лишь 55% сельского населения, остальные 45% работают в промышленности, транспорте, непроизводственной сфере и других «городских» отраслях экономики. Часто это жители сельских поселений, расположенных вблизи городов (особенно в пределах городских агломераций), работающие в городских поселениях. Но во многих случаях несельскохозяйственные предприятия (в основном это учреждения сферы обслуживания) расположены непосредственно в сельских поселениях, особенно в наиболее крупных.

В структуре поселений сельского типа можно выделить несельскохозяйственные поселения, расположенные в сельской местности, но по своим размерам не отвечающие установленному цензу городских поселений; различные типы поселков для работников промышленных предприятий, путей сообщения, строителей при новостройках; лесопромышленные и лесоохранные, рыбопромысловые и охотничье-промысловые поселки, научные станции, постоянные (при обсерваториях, метеостанциях и т.д.) или временные (базы геологоразведочных партий, экспедиций), учреждений здравоохранения, дачные, загородные жилые. Все это говорит о том, что стратификационная структура сельского населения не менее разнообразна, сложна, чем городского.

Сельский образ жизни

Ø В сельских поселениях преобладает менее развитый труд в общественном производстве, отстающий по степени механизации и энерговооруженности. Он подчинен ритмам и циклам природы. Сохраняется слитность труда и быта, необходимость работ в домашнем подсобном хозяйстве.

Ø Специфичны межличностные отношения в деревне. Здесь преобладают социально и национально--гомогенные семьи, отсутствует анонимность общения, социальные роли формализованы слабо. Большое значение имеет сильный социальный контроль общности над поведением людей.

Ø Ритм жизни в деревне преимущественно менее напряженный по сравнению с городом, человек испытывает меньшие психологические нагрузки, использует более простые формы общения.

Ø По сравнению с городским, сельский образ жизни предоставляет меньше возможностей выбора не только форм занятости, но и способов проведения досуга.

3. Генеральная схема расселения на территории России.

Опорный каркас расселения – сеть наиболее значительных поселений определённой территории и соединяющих их транспортных коммуникаций. Узловые элементы опорного каркаса расселения страны – это, как правило, крупные города и городские агломерации, сочетающие функции организации и всестороннего обслуживания окружающих территорий.

Среди главных особенностей жизненного пространства России выделяются: громадность территории, суровость природных условий, многонациональность населения.

Одна из наиболее характерных черт современной урбанизации в России – развитие поляризационных процессов в расселении. Население концентрируется в узловых центрах вдоль главных транспортных магистралей, которые в совокупности с главными центрами образуют опорный каркас расселения и территориальной структуры хозяйства. Процесс урбанизации, прежде проходивший в стране интенсивными темпами, в последний межпереписной период практически прекратился: соотношение горожан и сельских жителей сохранилось на уровне 1989 г. - соответственно – 73 % и 26-27 % (См. Приложение 2). Региональные различия в уровне урбанизации связаны с разным временем начала урбанизационных процессов и характером освоения территории. Наиболее урбанизированы старопромышленные территории вокруг Москвы и Санкт-Петербурга - Европейский Центр и Северо-Запад. Доля городского населения высока также в северных и северо-восточных регионах нового освоения с экстремальными природными условиями. На аграрном юге страны и в наименее развитых национальных республиках, менее затронутых индустриализацией, доля городского населения в ряде субъектов РФ не превышает 40-60%.

Население Российской Федерации проживает в 2940 городских поселениях (городах и поселках городского типа) и 142 тыс. сельских населенных пунктах.

В городах проживает более 90% городского населения, остальное городское население живет в поселках городского типа. За межпереписной период число городов увеличилось на 61. Рост числа городов и численности населения в них отмечен в группах малых (до 50 тыс. человек), больших (от 100 до 250 тыс. человек) и крупнейших городов - миллионеров. Преобладают малые города с числом жителей до 50 тыс. человек (70% всех городов), но в них проживает только 17% горожан.

В межмагистральных пространствах, в «глубинке», сокращается численность населения, снижается его плотность, сворачивается сеть поселений. За межпереписной период число сельских населенных пунктов сократилось почти на 11 тыс. Это произошло за счет ликвидации и исключения из учетных данных в соответствии с решениями органов власти субъектов Российской Федерации сельских населенных пунктов, в которых население не проживает по причине выезда в другие (городские или сельские) населенные пункты и естественной убыли населения. Россия остается не только страной больших городов, но и страной огромных сельских пространств, значительная часть которых располагается за пределами зон влияния крупных центров. В России 65% сельских административных районов находятся вне зоны двухчасовой доступности городов.

Почти половина всех сельских поселений страны являются мельчайшими и мелкими, и проживает в них лишь 3% сельского населения. Доля мельчайших поселений в общей численности сельского населения постепенно уменьшается. В 1959 г. она составляла около 6%. Современные мельчайшие поселения в прошлом, как правило, являлись довольно большими деревнями, но потеряли большую часть своего населения в результате миграции. Уезжала в основном молодежь, и сегодня это «вымирающие деревни», где преобладает население старше трудоспособного возраста, где отсутствует или слабо развита социальная и экономическая инфраструктура. Большинство домов заброшено жителями. Люди более молодых возрастов (дети и внуки современных жителей) появляются в них лишь на летние месяцы, помогая своим родственникам в работах на приусадебных участках и используя окрестности для отдыха. В ближайшие десятилетия большая часть мельчайших деревень, скорее всего, исчезнет или превратится в летние обитаемые дачные поселения.

Наибольшая доля сельских жителей (почти половина) проживает в самых крупных поселениях (более 1000 чел.), хотя таких насчитывается лишь 5% от общего числа сельских населенных пунктов страны. Доля крупнейших поселений в общей численности сельского населения увеличивается. В 1959 г. она составляла около 30%, в 2010 г. – 33%. Можно сказать, что в России происходит расслоение и поляризация сельских населенных пунктов. Поселения промежуточных групп теряют население (мелкие и средние), а крупные приобретают его, постепенно пополняя крайние группы поселений - мельчайшие и крупнейшие.

Социально-территориальная организация российского общества в переходном периоде порождает множество проблем внутренних, о которых мы говорили ранее. Но не следует забывать и о внешних – растущие территориальные аппетиты соседних стран. Решение проблем зависит от эффективности и целенаправленности усилий государства по важным направлениям:

· Реформа административно-территориального устройства (АТУ). Необходима общегосударственная программа по пропаганде и разъяснению целей и задач реформы с активным участием средств массовой информации. Реформа неизбежно актуализирует новые вопросы территориального устройства и те, которые требуют своего разрешения уже десятки лет, с момента образования нынешних субъектов Федерации. Поэтому для определения общих принципов и подходов в вопросах корректировки во всех звеньях АТУ, как было сказано, нужен Конституционный закон об основных принципах АТУ в РФ. Потребность в данном законе существует давно, так как действующее законодательство не дает ответа на многие из возникающих вопросов, а при проведении реформы такой закон просто необходим.

· Выравнивание стартовых возможностей для развертывания бизнес-проектов в малых и больших городах. Принятие мер по повышению инвестиционной привлекательности малых городов и выравнивание условий экономического развития разных городов России. В малых городах могут быть созданы особые экономические условия – технопарки, промышленные зоны, инновационные центры, юридические и патентные центры. В малые города должен прийти венчурный капитал, страхуемый государством.

· Развитие инфраструктуры, систем связи между сельскими населенными пунктами. Строительство дорог и жилья, расширение современных систем связи, энергетики и газификации. Необходимо также остановить процесс свертывания сети размещенных в сельских населенных пунктах государственных, финансовых и других обслуживающих территорию учреждений, например, отделений Сбербанка и Почты России.

· Оптимизация взаимосвязи поселенческой структуры с перспективами развития системы образования в России, с определением типов, уровней, количества и качества образовательных учреждений в разных территориях.

ЛИТЕРАТУРА

1. http://www.gks.ru Официальный сайт федеральной службы государственной статистики.

2. Заборова Е.Н. Город на грани веков. – Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. экон. ун-та, 2007. – 272с.

3. Лаппо М.Г. География городов. М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 1997. – 480 с.

4. О России языком цифр / Всероссийская перепись населения. Росстат. 2010

5. Пивоваров Ю. Л. Современный урбанизм. Курс лекций. Москва: Российский открытый университет 1994г.

6. Пирогов С.В. Социология города. Томск 2003г.

Тестовые задания

1. Какие единицы административно-территориального устройства существуют в современной России?:


б. губерния


2.Большую часть городов России по численности населения составляют:

а. миллионеры б. малые в. средние г. крупные

3.Для сельского образа жизни характерны:

а. подчиненность труда циклам природы

б. занятость в промышленности и сфере обслуживания

в. высокий контроль общности над личной жизнью

г. разнообразие мест труда, досуга, учебы

4. В России выделены следующие федеральные округа:

б. Центральный

в. Сибирский

г. Центральный

д. Приволжский

е. (Какие ещё, допишите) …………………………

…………………………………………………………………

5. Процесс повышения роли городов и городского образа жизни в истории – это:

а. Миграция б. урбанизация в. джентрификация

6.Численность сельского населения в России в последние десятилетия:

а. увеличивается

б. уменьшается

в. остается неизменной

7.В истории социологии выделялись следующие модели городов:

а. модель концентрических зон

б. секторная модель

в. поляризационная модель

г. модель множества центров

8.Сеть наиболее значительных поселений страны и соединяющие их транспортные коммуникации – это:

а. транспортный узел

б. опорный каркас

в. транспортная развязка

9. Из предложенного списка выделите мегалополисы:

а. Лондон

б. Шанхай

в. Босваш

г. Чипитс

д. Москва

Терминологический словарь.

Агломерация - компактная пространственная группировка поселений, объединенных интенсивными производственными и культурными связями в сложную многокомпонентную динамическую систему. Различают моноцентрические и полицентрические агломерации.

Административно-территориальное деление (АТО) – система территориальной организации государства, на основе которой образуются и функционируют органы государственной власти и управления. В Российской Федерации административно-территориальные единицы - края, области и районы.

Аул – горное селение в национальных республиках Северного Кавказа.

Город – населенный пункт с численностью населения не менее 12 тыс. чел., где в сфере промышленности и обслуживания занято около 85% населения.

Городской округ - городское поселение, которое не входит в состав муниципального района, органы местного самоуправления которого обладают полномочиями как поселения, так и муниципального района. Статус городского округа как муниципального образования определён Федеральным законом от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». В состав территории городского округа могут входить один город или один поселок, а также, в соответствии с генеральным планом развития городского поселения, территории, предназначенные для оптимизации его социальной, транспортной и иной инфраструктуры.

Деревня – в широком смысле – социально-территориальная общность, характеризующаяся небольшой, по сравнению с городом, концентрацией населения, занятого преимущественно сельским хозяйством.

Заимка (в Сибири) – однодворное поселение с прилегающим земельным участком вдали от освоенных территорий.

ЗАТО (Закры́тое администрати́вно-территориа́льное образова́ние) – городской округ, в пределах которого находится какой-либо объект, для которого Указом Президента Российской Федерации установлен особый режим безопасного функционирования и сохранения государственной тайны.

Мегалополис – наиболее крупная форма расселения, образующаяся при срастании большого количества соседних городских агломераций.

Моноцентрическая городская агломерация – городская агломерация, формирующаяся вокруг одного крупного города-ядра.

Образ жизни – понятие отражает повседневную жизнь людей и служит для выявления соотношения установившихся, типичных и изменчивых, индивидуальных характеристик жизнедеятельности различных людей в различных сферах. Содержание образа жизни определяется тем, как живут люди, чем заняты, какие виды деятельности и взаимодействия друг с другом заполняют их жизнь. Следовательно, образ жизни - это динамический социокультурный "портрет" членов общества, входящих в ту или иную поселенческую общность.

Полицентрическая городская агломерация – городская агломерация, имеющая несколько городов-ядер с их природными зонами

Посёлок городского типа - тип поселения, по численности населения занимающий промежуточное положение между городом и селом.

Починок – небольшая недавно заселенная деревня.

Регион (от лат. regio - страна, область) – крупная индивидуальная территориальная единица (например, экономическая, политическая). Региональный - относящийся к какой-либо определённой территории (району, области, стране, группе стран).

Рурбанизация – процесс распространения городских форм и условий жизни на сельскую местность.

Село – крупная деревня, имеющая статус административного центра. В истории России село отличалось от деревни ещё и наличием церкви.

Станица (в русских регионах Северного Кавказа) – крупное казачье сельское поселение или административно-территориальная единица, объединяющая несколько небольших казачьих селений.

Хутор – однодворное сельское поселение, обособленная усадьба с хозяйственными постройками и земельным участком, находящимся в индивидуальном пользовании.

Статус сельского поселения получает один или несколько объединенных общей территорией сельских населенных пунктов с учетом следующих критериев:

А) Критерий численности населения:

Сельское поселение – один сельский населенный пункт (поселок), если его численность населения – более 1000 человек (для территории с высокой плотностью населения – более 3000 человек) (п.6 ч.1 ст.11 ФЗ № 131);

Сельское поселение – несколько сельских населенных пунктов, объединенных общей территорией, если численность населения в каждом из них – менее 1000 (для территории с высокой плотностью населения – менее 3000 человек) (п.6 ч.1 ст.11 ФЗ № 131);

Исключение: сельское поселение – сельский населенный пункт с численностью населения менее 1000 человек с учетом плотности населения субъекта РФ и доступности территории поселения (п. 8 ч.1 ст.11 ФЗ № 131).

Лекция: Для сельского поселения базовый момент – это численность. Не каждая территориально объединенная общность может претендовать на статус муниципального образования. т. е. в данном случае численность населения должна быть более 1000 человек (в некоторых местностях это требование повышено). Когда данное требование не применяется – см. выше.

Опять же, в рамках территории должен быть хотя бы один сельский населенный пункт, т. е. население должно быть территориально объединено. Если население по территории чрезмерно рассредоточено и не сформирован населенный пункт, то говорить о том, что данная территория претендует на получение статуса сельского поселения, проблематично.

Б) Критерий доступности административного центра сельского поселения:

Пешеходная доступность до административного центра поселения и обратно в течение рабочего дня для жителей всех населенных пунктов, входящих в его состав: исключение составляют территории с низкой плотностью сельского населения, отдаленные и труднодоступные местности (п.11 ч.1 ст.11 ФЗ № 131).

Лекция: Критерий транспортной доступности. Это один из самых неопределенных критериев (как и достаточность инфраструктуры). На самом деле нельзя сказать, что не пытались на эту тему задумываться как сами муниципалы, так и в субъекте РФ. В связи с этим в Государственную Думу поступили ряд обращений, по которым от государственной думы просили дать разъяснение:

Начнем с того, что транспортная доступность – это та категория, которая в законе не определена. Вообще надо отметить, что 131-ФЗ нас в принципе не балует терминологией и в этом смысле концепция закона, что он не дает понимания тех категорий, которые в нем используется, ужасна.

Возник вопрос, как определять транспортную доступность? Т. е. идет ли речь о доступности административного центра средствами маршрутного транспорта или общественного транспорта. В связи с этим в конкретном запросе ставился вопрос о том, что сельские населенные пункты, входящие в состав муниципалитета, недостаточно обеспечены маршрутным транспортом. как В связи с этим относится к критерию доступности, соблюдается он или нет? На что государственная дума дала простой, но гениальный ответ: критерий в сущности носит рекомендательный характер, а местное самоуправление должно содействовать развитию маршрутного транспорта.

Как поняли этот критерий в другом МО. Там попытались математически рассчитать транспортную доступность и взять за основу скорость движения пешехода. И в связи с этим возник вопрос к ГД – какую скорость движения пешехода следует брать за основу при расчете транспортной и пешеходной доступности до центра муниципального образования. Проблема следующая – отличается скорость пешеходов разного возраста, как рассчитывать расстояние (рассчитывать ли пешеходную доступность с учетом дорог, по которым пойдет пешеход или рассчитывать по географическому принципу – взять карту, соединить два населенных пункта прямой, измерить расстояние между ними и все равно, что там 5 км болота). В связи с этим ГД дала ответ – требования п. 11 ч. 1 ст. 11 носят рекомендательный характер, поэтому никаких расчетов проводить не требуется.

è Законодатель сам не представляет, что он установил.

Территории с низкой и высокой плотностью населения

К территориям с высокой плотностью населения относятся территории субъектов РФ, отдельных муниципальных районов, плотность сельского населения в которых более чем в три раза выше средней плотности сельского населения в РФ (ч.4 ст.11 ФЗ № 131)

К территориям с низкой плотностью населения относятся территории субъектов РФ, отдельных муниципальных районов, плотность сельского населения в которых более чем в три раза ниже средней плотности сельского населения в РФ (ч.3 ст.11 ФЗ № 131)

! Распоряжение Правительства РФ от 25 мая 2004 г. № 707-р «Об утверждении перечней субъектов РФ и отдельных районов субъектов РФ (в существующих границах), относящихся к территориям с низкой либо с высокой плотностью населения»

Муниципальный район.

Состав территории муниципального района

Муниципальные районы включают территории городских и сельских поселений, за исключением городских округов, а также межселенные территории (п.2 ч.1 ст.11 ФЗ № 131). Кроме того, в состав муниципального района могут непосредственно включаться населенные пункты на территориях с низкой плотностью населения и в труднодоступных местностях с численностью населения менее 100 человек, не наделенные статусом сельского поселения и не входящие в состав поселения, если решение о непосредственном вхождении в район принято на сходе граждан, проживающих в соответствующем населенном пункте (п.9 ч.1 ст.11 ФЗ № 131)

Лекция: Это территории смешанного состава и сложносоставные. Они включают в себя и сельские, и городские населенные пункты, также могут включать в себя только сельские или только городские населенные пункты. Помимо этого в них входят территории, не имеющие статуса МО, т. н. межселенные территории – они входят непосредственно в муниципальные район и в связи с этим население, которое проживает на межселенных территориях, имеет доступ к местному самоуправлению.

Критерии определения границ муниципального района (МР)

П.11 ч.1 ст.11 ФЗ № 131:

Необходимость создания условий для решения вопросов местного значения межпоселенческого характера, а также для осуществления на всей территории МР отдельных переданных законами государственных полномочий (достаточность инфраструктуры)

Транспортная доступность до административного центра муниципального района и обратно в течение рабочего дня для жителей всех поселений, входящих в район (исключение составляют территории с низкой плотностью сельского населения, отдаленные и труднодоступные местности) (транспортная доступность)

Т. е. у нас есть нормы, какие-то требования, но они не позволяют наделить территорию подходящим статусом, т. е. мы с достаточной уверенностью на сегодняшний день не можем говорить о том, что эта территория – городской округ, эта – городское поселение, а вот эта – муниципальный район.

Концепция закона такова, чтобы максимальное количество территории РФ покрыть муниципальными районами и должен быть максимальный территориальный охват двухуровневой системой местного самоуправления. Поэтому у нас муниципальные районы – это все, что только может быть (независимо от того, что у нас с транспортной доступность, инфраструктурой).

Были субъекты РФ, которые пытались обойти эту ситуацию. Это был Калининград. Пошел он по очень интересному пути – он стал все муниципалитеты наделять статусом городского округа и двухуровневую модель местного самоуправления, установленную законом, обойти. С точки зрения разумности этой идеи можно ставить вопрос о том, что далеко не все территории отвечают требованиям, которые предъявляются к городскому округу. В связи с этим логически напрашивается вывод, что субъект РФ ограничен в выборе модели местного самоуправления – на сегодняшний день субъект РФ не имеет права выбора, везде должна быть двухуровневая модель, городские округа – это скорее как исключение.

Административный центр

Административный центр муниципального района – населенный пункт, в котором определено местонахождение органов МСУ района, и, прежде всего, районного представительного органа, устанавливается законом субъекта РФ: статус административного центра может быть придан также городу (поселку), имеющему статус городского округа и расположенному в границах муниципального района (п.10 ч.1 ст.11 ФЗ № 131).

Речь идет о населенном пункте. Муниципальный район – это всегда несколько населенных пунктов. Исходя из этого, дабы определиться с вопросом, где находятся органы власти муниципального района, необходимо установить, что является административным центром.

В чем заключается проблема в данной ситуации.

1. Мы уже отмечали, что при использовании термина «административный центр» происходит смешение таких категорий как административно-территориальное устройство и муниципально-территориальное устройство.

2. Административным центром МР является городской округ, расположенный в границах муниципального района. Т. е. вроде бы мы говорим о том, что городской округ – это МО такого же уровня, как и МР. Но нас получается, что административный центр одного муниципального образования располагается в другом муниципальном образовании такого же уровня. По сути эта ситуация говорит нам о том, что понижается статус городского округа в связи с этим, хотя по идее этого не должно происходить. Что касается логики нахождения административного центра одной публичной единицы на территории другой публичной единицы, она у нас есть на уровне субъектов федерации – органы публичной власти Ленинградской Области находятся в СПБ. Просто исторически сложилось так, что город Ленинград, а затем Санкт-Петербург, был центром определенной территории и в данном контексте ситуация, которая описывается в законе, скорее всего связана с тем, что муниципальное образование, которое получило статус городского округа, в свое время тоже аккумулировало на себе властные функции в отношении как своей территории, так и территории, которая стала муниципальным районом. Или иная ситуация - когда муниципальный район состоит из такого количества поселений, причем небольших, и ни одно из них не может претендовать на статус административного центра.

Специфика муниципальных образований в ГФЗ.

Виды внутригородских территорий городов федерального значения

В Санкт-Петербурге 111 внутригородских муниципальных образований:

81 муниципальный округ,

9 городов,

21 поселок (всего 111 муниципальных образований),

Ср.: расположены в границах 18 административных районов Санкт-Петербурга, представляющими территориальный уровень городской государственной власти

(ст.2, 7 Закона Санкт-Петербурга № 411-68)

В Москве: 125 ВГТ ГФЗ в границах 123 районов и 10 АО
(Закон города Москвы № 59 от 15 октября 2003 г. «О наименованиях и границах внутригородских муниципальных образований в городе Москве»)

В ГФЗ отсутствует второй уровень местного самоуправления. Для ГФЗ ничего подобного аля муниципальный район нет. Муниципальный округ – это первичное звено, также как город и поселок. Не путать муниципальный округ и муниципальный район . Эти 111 МО расположены на территории 19 административных районов СПБ. Административный район – это уровень государственной власти субъекта РФ.

Муниципально-территоральные преобразования в переходный период (окт.2003 г. – март 2005 г.)

Наделение статусом ранее существовавших и вновь образованных МО законами субъектов РФ (Ср.: 1757 законов на 1.10.2006; Ленобласть: 18 законов)

Упразднение МО, существование которых не соответствовало требованиям ФЗ № 131

Изменение границ и преобразование МО, существовавших на 8.10.2003

! Коллизии, возникшие в результате применения указанных процедур на практике

Преобразование муниципальных образований

Преобразование муниципальных образований – процедуры, связанные с изменением статуса существующих муниципальных образований (может быть связано с изменением границ).

Речь идет об изменении статуса существующих муниципальных образований. Это изменение статуса может быть связано с изменением границ.

Виды преобразований МО

А. Объединение муниципальных образований – слияние двух и более муниципальных образований одного уровня, в результате которого ранее существовавшие муниципальные образования прекращают свое существование, а на их территории создается новое муниципальное образование, либо присоединение муниципального образования низового уровня (поселения) к городскому округу, в результате которого поселение утрачивает статус муниципального образования

Б. Разделение муниципальных образований – преобразование путем деления муниципального образования, в результате которого образуются два и более муниципальных образования, а разделяемое муниципальное образование прекращает свое существование

Следующие виды преобразований связаны сугубо со статусом

В. Изменение статуса городского поселения в связи с наделением его статусом городского округа – преобразование городского поселения и прилегающего муниципального района, в результате которого городское поселение приобретает статус городского округа и выделяется из состава муниципального района

Г.Изменение статуса городского поселения в связи с лишением его статуса городского округа – преобразование городского округа и прилегающего муниципального района, в результате которого городской округ приобретает статус городского поселения и включается в состав муниципального района

Формы преобразований, которые в законе есть:

Преобразования, связанные с объединением

1. Объединение поселений в границах одного муниципального района (т. е. было у нас, условно говоря, три поселения в одном муниципальном районе, два объединилось в одно – в итоге поселений в рамках муниципального района осталось два)

2. Объединение городского округа и поселения.

3. Объединение муниципальных районов

Преобразование МО путем их разделения

1. Разделение поселений на два и более поселения

2. Разделение МР на два и более муниципальных района

Изменение статуса МО

1. Преобразование городского поселения и в городской округ

2. Преобразование городского округа в городское поселение.

Упразднение МО – закон делает акцент на упразднение сельских поселений. С упразднением городских поселений есть проблемы с точки зрения правового регулирования.

А теперь то, чего в законе нет:

1. Невозможно объединить поселения различных муниципальных районов. Т. е. с одной стороны у муниципалитетов есть определенная свобода в рамках территориальных преобразований (если два поселения решат объединится в рамках одного муниципального района, изъявят согласие, должным образом будет учтено мнение населения и т. д., то кто им воспрепятствует; в сущности это их дело), но если эти поселения находятся на территории двух разных муниципальных районов, то никто не позволит создать муниципалитет, который бы находился одновременно в границах двух муниципальных районов - у нас это не допускается и в связи с этим такое преобразование в законе и не упомянуто.

2. Объединение городских округов. Непонятно, почему два муниципальных района можно объединить, а два городских округа нельзя.

3. В законе отсутствует объединение муниципального района и всех его поселений в единый городской округ, т. е. в одно действие никак нельзя перейти от муниципального района в городской округ (даже если на то будет желание и согласие всех жителей муниципальных образований, входящих в состав муниципального района). Посредством нескольких преобразований – еще можно, но в одно действие никак.

4. В законе отсутствует такая форма как разделение городского округа на два и более городских округов. Почему - непонятно.

5. Невозможно, исходя из отсутствия норм закона, разделить городской округ на муниципальный район и входящие в него поселения. В одно действие этого не сделать никак.

6. В законе не упоминается преобразование городского поселения в сельское и сельского поселения в городское (а ведь статусом городского поселения могут наделяться сельские населенные пункты).

è Закон предусматривает далеко не все формы территориальных преобразований, которые необходимы.

Этапы преобразования, упразднения, изменения границ муниципальных образований

Loading...Loading...