Книжный бизнес с нуля: возрождение и новый виток издательского дела. Собственный издательский бизнес - сми - как бизнес - архив идей - каталог идей - идея

Пиратство, переход на электронные форматы, рост цен на бумагу и краску - это только три проблемы из того множества, с которым сталкиваются российские издательства. Кризис, начавшийся в конце прошлого года, в очередной раз проверяет российскую издательскую систему на прочность. Из-за курса доллара взлетели цены на услуги типографии, выросли суммы контрактов с зарубежными авторами. Все это ведет к неминуемому росту цен на книги на прилавках магазинов. Однако некоторые представили издательств полагают, что кризис пойдет российскому рынку только на пользу.

О том, насколько вырастут цены на книги, и о необходимости государственной поддержки сайт рассказали руководители известных российских издательств: художественную литературу представляют "Эксмо" и "Гаятри/Livebook", а нон-фикшен и деловую - "Альпина Паблишер" и "Манн, Иванов и Фербер". Ситуацию с ценами на рынке также прокомментировал генеральный директор онлайн-магазина электронных книг "ЛитРес" Сергей Анурьев.

Об издательствах

"Эксмо" - одна из крупнейших издательских компаний России, основанная в 1991 году. Издательство сотрудничает с такими писателями, как Александра Маринина, Дарья Донцова, Олег Рой и другими.

"Гаятри/Livebook" - частное книжное издательство, основанное в 2004 году издателем и общественным деятелем Марией Аксеновой и предпринимателем Григорием Ковалевым. Публикует современную российскую и зарубежную художественную прозу, неформальные научно-популярные книги и иллюстрированные концептуальные издания. Особое внимание уделяется иронической, абсурдистской и юмористической литературе.

"Альпина Паблишер" - крупное издательство, специализирующееся на выпуске деловой и профессиональной литературы, аудио- и электронных книг, а также видеокурсов. Было основано в 1998 году для выпуска финансовой литературы. Среди его крупных проектов - "Атлант расправил плечи" Айн Рэнд, "Семь навыков высокоэффективных людей" Стивена Кови, а также книги Глеба Архангельского, Филипа Котлера и других известных российских и зарубежных авторов.

"Манн, Иванов и Фербер" - московское издательство деловой литературы, начавшее свою деятельность в 2005 году. Основатели: Игорь Манн, Михаил Иванов и Михаил Фербер. Издательство выпускает книги по маркетингу и менеджменту, тайм-менеджменту, а также литературу о спорте, психологии, кулинарии и творчестве.

Есть ли кризис

Сергей Рубис

"В полном объеме кризис не пришел ни в издательство "Эксмо", ни в целом на рынок. Если судить по данным продаж за январь и февраль, то ситуация стабильная, сравнивая с прошлым годом. Можно даже сказать, что есть небольшая положительная динамика.

Цены на бумагу и другие типографские материалы выросли на 15-20 процентов за два месяца. Причем даже на отечественные сорта бумаги. Сложно сказать, как долго мы сможем сдерживать такой рост цены. Книжная отрасль – социально значимая для общества. Для отечественных производителей нужны квоты. Теоретически это сможет компенсировать рост цен на закупку импортных материалов. Этот год – Год литературы, поэтому государство, с моей точки зрения, должно уделить дополнительное внимание нашей книжной отрасли".

Ольга Лябина

"На данный момент на работу издательства влияет скорее состояние ожидания кризиса, то есть сейчас усилия предпринимаются для того, чтобы создать условия для существования в худшее время. Основной способ: сокращать издержки на печать, хранение, проводить "генеральную уборку" бюджета, максимально плотно следить за работой контрагентов, вносить коррективы в издательский портфель".

Алексей Ильин

"Думаю, что нет ни одной компании в России, на которую кризис так или иначе не влияет. Для большинства влияние негативное, но для тех, кто ориентирован на экспорт, скорее позитивное. Издательский бизнес, как и многие другие бизнесы, оказался в ситуации, когда себестоимость резко выросла, а сопоставимо повышать цены нельзя. За январь-февраль 2015 года офсетная бумага российских производителей выросла в цене на 40 процентов. Дело в том, что бумага и целлюлоза - экспортный товар. Производителям оказалось гораздо выгоднее продавать все на экспорт за доллары и евро. Импортная бумага и полиграфические материалы выросли в цене практически в два раза. Подорожали услуги типографий, отчисления иностранным авторам также выросли. В то же время продажи книг пока не упали, и это радует".

Мария Лапшина

"В нашем издательстве и в нашей работе есть три направления, которых коснулся кризис.

Во-первых, это прямая работа со СМИ. Исторически сложилось так, что в издательстве не выделяются средства на продвижение книг. Именно на безбюджетной основе мы выстраивали и выстраиваем работу со СМИ. Ежедневно мы предлагаем партнерам из медиа-среды уникальный качественный контент, созданный по мотивам выпускаемых в издательстве книг. Сейчас, в условиях кризиса, мы почувствовали, что коммерческая служба стала более придирчивой и внимательной к редакции СМИ в этом плане. Тем не менее, нам удается предложить редакторам и журналистам интересные материалы, которые набирают хорошее количество просмотров и посещений. Сейчас, к слову, у нас ежемесячно выходит порядка тысячи упоминаний книг в СМИ, блогосфере и социальных сетях. И это количество постоянно растет.

Второе направление, которого коснулся кризис, - это наполненность портфеля, особенно в МИФ.Детство. Как правило, детские книги в нашем издательстве переводные, а это значит, что роялти и гонорар авторам мы платим в валюте. Это же касается и самого производства книг, которые печатаются заграницей. Поэтому сейчас мы немного разворачиваемся в сторону российских авторов и подрядчиков.

Третье направление, на котором сказался кризис, - это рынок труда. В нашем издательстве маркетологи и пиарщики непосредственно влияют на продажи. И в отличие от многих компаний, увольняющих маркетологов в кризис, мы их нанимаем, чтобы выполнить план продаж. Но, если посмотреть на кадровый рынок в кризис, многие люди, которые потеряли работу, начинают ее активно искать. Они посылают резюме, куда только можно, а не в компании, где реально хотели бы работать. Эта ситуация порождает "кадровый шум", когда становится очень тяжело подобрать в команду подходящего именно нам человека.

По поводу заморозки проектов. Из-за кризиса мы проекты не останавливаем. Единственная возможная причина описывается фразой "хороша ложка к обеду". Если мы считаем, что проект больше будет востребован к отпускному периоду, то выпускаем его к лету, а не к осени, когда все возвращаются из отпусков".

Об электронных книгах

"Кризис на электронном книжном рынке не так ощутим, как на бумажном. Дело, конечно, в том числе и в цене на электронную копию. В поиске более бюджетных возможностей проведения досуга люди обращаются к электронной книге, как к одному из самых недорогих вариантов развлечения, получения новых знаний и даже повышения квалификации (что тоже очень важно в кризисный период).

Стоимость электронных книг, в среднем, в два раза меньше, чем бумажных. Цена зависит в первую очередь от политики конкретного издательства и направлено на получение автором и издателем дохода, сравнимого с продажей бумажной книги. В том случае, если они не получают какого-либо заметного дохода, от выпуска электронного аналога, как правило, отказываются.

Мы и наши партнеры-издательства понимаем, что курс рубля резко изменился в конце 2014 года, доходы населения при этом остались на том же уровне. Пока в связи с волатильностью курсов валют и ослаблением курса рубля мы не планируем специально повышать цены на электронные книги. Будет рост цен на уровне прошлых лет, то есть на уровне 10-20 процентов в год, в основном связанный с тем, что новинки всегда продаются чуть дороже, чем предыдущие книги автора, серии".

Сергей Анурьев

Генеральный директор онлайн-магазина электронных книг "ЛитРес"

Рост цен и спад спроса

Сергей Рубис

Директор редакции художественной литературы издательства "Эксмо"

"Мы подняли цены на пять процентов. Это умеренно. Агрессивный рост в цене на книги тоже не планируется. Мы понимаем, что люди должны читать книги, поэтому книга должна быть доступной".

Ольга Лябина

Исполнительный директор издательства "Гаятри/Livebook"

"С ростом себестоимости книг приходится повышать и цены на них. Мы корректируем цены, если растут издержки. Но при этом думаем и о конечной цене, которая не должна быть такой, что читатель не сможет позволить себе нашу книгу.

Замороженных проектов мало, но приходится править издательский портфель.

Сокращение тиражей возможно. Но при этом растет себестоимость книги, читатель увидит книгу по цене, которая легко может отпугнуть его от покупки. Поэтому с тиражами необходимо балансировать, дабы угадать спрос и не увеличить цену значительно. Электронные книги для нас пока сегмент, на который нельзя перейти издательству и существовать в нынешнем формате. Мы не будем рентабельны только с электронными книгами".

Алексей Ильин

Генеральный директор издательства "Альпина Паблишер"

"Художка в последнее время оказалась под самым сильным ударом. Доля книг жанра нон-фикшен в общих продажах постоянно растет и уже существенно превышает долю художки. Особенностью рынка художественной литературы является крайне высокая концентрация продаж на нескольких десятках наименований книг топовых авторов. Эти книги занимают первые места в рейтингах продаж, что создает ложное впечатление, что в целом жанр художественной литературы популярен. В научно-популярной и прикладной литературе продажи распределены более ровно. Зачастую тема является более важным аргументом при покупке, чем известность автора.

Большинство российских издательств уже подняли цены на 10-25 процентов. Мы пока решили поднимать цены только на новинки и переиздания, по которым наши затраты резко выросли. Что касается нашего основного портфеля, то мы пока решили цены не повышать, понимая, что наша аудитория становится все более и более чувствительной к цене".

Мария Лапшина

Директор по маркетингу издательства "Манн, Иванов и Фербер"

"Есть небольшое повышение цен, но ничего сверхъестественного, как 200 процентов на гречку, здесь нет. У нас очень серьезная работа проделана по оптимизации расходов. И вот рост расходов мы сдерживаем".

Господдержка издательств

Сергей Рубис

Директор редакции художественной литературы издательства "Эксмо"

"Я считаю, что имеет смысл рассмотреть вопрос изменения ставки НДС. Во Франции, например, для книг нулевая ставка НДС, а в других странах ставки сильно ниже, чем на другие товары.

Также для книжных магазинов можно сделать льготные ставки аренды. Со всем остальным мы справимся сами".

Ольга Лябина

Исполнительный директор издательства "Гаятри/Livebook"

"Возможно, государственные квоты или, например, ослабление налоговой нагрузки положительно скажутся на издательствах. Но не считаю, что один этот шаг кардинально изменит ситуацию, так как помимо издательств есть длинная цепочка участников книжного рынка: книжные магазины, книготорговые компании, есть библиотеки и бибколлекторы. И сложностей в каждом звене этой цепочки очень много. В Москве и регионах закрываются книжные магазины, поэтому крайне важным мне видится создание льготных условий для книжных магазинов, например применение льготной ставки аренды помещений города. Книжные магазины зачастую не могут быть рентабельными при текущих арендных ставках, сокращается доступ людей к книгам. Но в любом случае, одна отдельно взятая мера не изменит ситуацию значительно".

Алексей Ильин

Генеральный директор издательства "Альпина Паблишер"

"Думаю, что все издатели были бы рады снижению налоговой нагрузки. Во многих странах мира книги не облагаются НДС, имеют льготы по налогу на прибыль. Это понятно, так книги - важный элемент развития культуры и просвещения в обществе. Что касается квот на закупки и прочих нерыночных мер поддержки, то это принесет намного больше вреда, чем пользы. От этого выиграют не издатели качественных востребованных книг, а те, кто имеет ресурс во власти".

Новые проекты

Сергей Рубис

Директор редакции художественной литературы издательства "Эксмо"

"К изданию новых проектов в кризис мы подходим более осторожно и взвешенно. Новые проекты запускаются в меньшем объеме, однако планов по выводу новых интересных книг не снимаем. Мы по-прежнему будем вкладывать деньги в развитие рынка и в начинающих авторов.

Многие известные сейчас авторы начинали писать в кризис. Кризис – это время возможностей. Рынок очищается. Все начинают внимательнее смотреть на то, что делают, поэтому выпуск сокращается естественным образом. Когда среда на рынке менее конкурентная, пробиться легче. Поэтому для новых авторов кризис – золотое время.

Рабочие места сокращаются. У людей появляется больше свободного времени. Почему бы не попробовать написать книгу? В кризисы часто так происходило. Наша отрасль не является финансово привлекательной. Тем же сценаристам в кино платят больше, чем писателям за книги. А сейчас фильмов снимать будут меньше, поэтому есть шанс реализовать себя в другом виде творчества.

На сегодняшний день наиболее востребованными по-прежнему остаются развлекательные жанры литературы: детективы, фантастика и сентиментальная литература. Это жанры, которые традиционно востребованы во всем мире".

Ольга Лябина

Исполнительный директор издательства "Гаятри/Livebook"

"Мы продолжаем работать с новыми проектами. Становится затруднительно смотреть на проекты зарубежных авторов из-за колебаний на валютном рынке. Это очень печально, но мы вынуждены реагировать тем, что отказываемся от некоторых проектов, на которые в прежней ситуации согласились бы".

Алексей Ильин

Генеральный директор издательства "Альпина Паблишер"

"Работа по запуску новых книжных проектов продолжается. Мы постоянно мониторим спрос, стараясь издавать то, что востребовано нашей аудиторией. Как следствие, сейчас мы выпускаем несколько меньше профессиональных книг по ведению бизнеса и больше книг по прикладной психологии и книг для родителей".

Мария Лапшина

Директор по маркетингу издательства "Манн, Иванов и Фербер"

Подход к отбору рукописей не изменился, поменялся подход к формированию портфеля. Мы сейчас уходим от позиционирования МИФ как бизнес-издательства. Весь наш портфель книг разделен на семь направлений: бизнес, маркетинг, саморазвитие, творчество, ЗОЖ, МИФ.Детство, кругозор. Мы сейчас индивидуально формируем портфель книг в каждом из этих направлений.

А по поводу отбора рукописей – наши принципы не изменились. Мы отбираем книги только с сильным, качественным контентом. При этом мы всегда оставляем читателям выбор: у нас выходят книги разных точек зрения. Например, книги "Китайское исследование" и "Еда и мозг". Они предлагают разные концепции по здоровому образу жизни и питанию, но каждая из этих концепций имеет право на существование. Какой из них придерживаться, - пусть решает сам читатель".

Будущее издательств

Ольга Лябина

Исполнительный директор издательства "Гаятри/Livebook"

"Кризис не только явление отрицательное. Эти процессы неизбежны и в общем-то помогают выкристаллизировать модели бизнеса, отыскать новые возможности, быть максимально настроенным на то, чтобы выжить и идти дальше".

Алексей Ильин

Генеральный директор издательства "Альпина Паблишер"

"Издательский рынок можно разделить на рынок печатных СМИ и рынок книг. Бизнес СМИ оказался под очень сильным ударом, и я ожидаю существенного сокращения количества печатных СМИ. Что касается книжного рынка, то я думаю, что этот сектор более устойчивый. Многое сейчас зависит от финансовой устойчивости розничных каналов продаж (книготорговые сети, интернет-магазины и так далее) - именно здесь спрятан основный риск для издательского рынка. Очень возможно, что отдельные издатели уйдут с рынка, некоторые будут поглощены более крупными издательствами, но если не будет крупных банкротств в сфере книжной торговли, то ситуация на рынке будет штатной.

Мария Лапшина

Директор по маркетингу издательства "Манн, Иванов и Фербер"

"Нужно взглянуть на тренды в целом. Проблема в том, что издательский бизнес – консервативный. И одна из причин сегодняшнего кризиса в том, что ему сложно подстраиваться под новые тренды, условия. Мы это стараемся делать.

Например, есть глобальный тренд – уход в цифровые носители. Мы его подхватили, и вот уже год как на нашем сайте реализована продажа электронных книг. Причем это основной канал дистрибуции электронного формата. Недавно запустили опцию "Подарить книгу со скидкой 10 процентов", которая тоже оказалась востребованной.

Второй тренд – это клиповое мышление поколения Y. У нас сильно поменялся портфель книг саморазвития: если раньше основной акцент был на продуктивности, тайм-драйве, целеполагании, то сейчас стало больше мотивационных книг, книг о предназначении. Например, наш нашумевший проект "Важные годы", у которого тираж перевалил за 20 тысяч при среднем в две тысячи.

Следующий тренд - это книги по творчеству. Кстати, именно эти проекты вместе с проектами МИФ. Детства полностью защищены от электронного формата. Так вот, если взять книги по творчеству и тренд визуального контента в формате Instagram, то у нас появляются такие книги, в которых минимум текста, но максимум иллюстраций. Пример – книга "Кради как художник". Или творческие ежедневники, где в книге много пустых страниц, на которых читатели могут писать или рисовать все, что угодно.

Поэтому кризис ударяет по тем, кто не может подстроиться под изменения и тренды. Мы же это стараемся делать".

В настоящее время ситуация в книгоиздательском бизнесе складывается довольно тревожная. Повсеместное распространение устройств, с помощью которых можно легко читать книги в различных электронных форматах, а также развитие сети Интернет, поставили под угрозу существование издательств, занимающих печатанием книжной продукции.

Стоит отметить, что столь мрачная обстановка складывается практически во всех странах. Ранее некоторые эксперты связывали снижение объемов продаж книжной продукции с кризисом 2008 года, однако, и в настоящее время спрос на некоторые виды бумажной литературы так и не восстановился. Не исключено, что немаловажную роль сыграл тот факт, что на протяжении двух десятков лет рынок книгопечатной продукции развивался крайне хаотично, в результате чего на складах магазинов начало скапливаться крайне много невостребованной литературы.

Несмотря на неясные перспективы, среди российских предпринимателей издательский бизнес очень популярен, что, в принципе, объясняется довольно низкой себестоимостью издания книги, колеблющейся в пределах 150-300 тыс. руб.

Проблема сбыта

Проблема сбыта книжной продукции состоит в специфичности ее потребления. Человек, как правило, читает больше или меньше только в зависимости от наличия на рынке качественного продукта. Таким образом, практически каждая книга с определенной долей вероятности может стать бестселлером. Помимо сложности определения потенциальной популярности книги, начинающему предпринимателю нужно учитывать, что в настоящее время происходит значительно снижение спроса на художественную литературу. Однако веяния прогресса не захватили такие сегменты в издательской сфере, как детская, профессиональная и подарочная литература. Родители по-прежнему стараются приобретать ребенку именно бумажные книги, так как они имеют привлекательный, яркий и позитивный дизайн. Подарочная литература изначально ориентирована на информационную составляющую и красивое оформление.

Авторы

Одной из самых сложных частей в организации собственного издательства является поиск авторов. Сложность, в частности, заключается в том, что состоявшиеся авторы уже работают в крупных издательствах, способных предложить им более выгодные условия, нежели начинающие издательства. Еще одним неприятным моментом является низкая вероятность того, что начинающий писатель сможет быстро завоевать популярность среди читателей, хотя, конечно, успешные примеры есть. Между тем, практически невозможно просчитать окажется ли автор читаемым.

Персонал

Начинающему издательству не стоит нанимать слишком большой штат сотрудников. В принципе, большую часть работы можно отдать подрядчикам, так как в этом случае не придется нести ежемесячные расходы на оплату труда не задействованных сотрудников. Однако на должности редакторов и менеджеров по продажам людей в любом случае придется нанимать. Дело в том, что функционирование любого издательства практически полностью держится на работе редакторов. Редактор книжного издательства должен чувствовать возможного читателя книги, он также должен следить за соответствием содержания книги и ее обложки.

Реализация

Полный цикл производства книги занимает около четырех месяцев, однако издание книги составляет только часть работы. Гораздо сложнее начинающему издательству продать книгу, ведь большинство компаний, занимающихся распространением книжной продукции, интересуют большие объемы, а также сотрудничество с уже состоявшимися издательствами. Поэтому наиболее оптимальным выходом представляется заниматься продвижением книги собственными силами, то есть заключать соглашения с ритейлерами и договариваться об информационной поддержке книг издательства.

Риски и перспектива

Основной риск для любого издательства представляют авторы, работающие с ним. Среди возможных проблем стоит выделить такие, как:

  • Зависимость издательства от одного автора;
  • Появление разногласий с авторами;
  • Конечность плодотворного периода любого автора;
  • Переманивание хороших авторов конкурентами.

Перспективность деятельности книжного издательства очень трудно просчитывается. По сути, продажи книги напрямую зависят от того, насколько она понравилась читателям, причем иногда известность автора не является залогом успешной реализации продукта. Также малоприятным моментом является отсутствие перспективы продажи готового бизнеса, так как, по сути, сам по себе он не представляет для инвестора сильного интереса, в отличие от авторов, на которых завязана работа издательства.

Когда-то наша страна была самой читающей в мире. Реформа образования и повальное занятие коммерческой деятельностью привели к тому, что людям сначала просто не хватало времени на чтение, затем интерес к литературе сам собой угас, и издательский бизнес с нуля перестал быть таким популярным. Действительно, жизнь не так давно была настолько суматошной, что сил у человека еле-еле хватало на то, чтобы съесть полуфабрикат и упасть в постель.

Сегодня наблюдается противоположная тенденция. По каким причинам, неизвестно. Но год от года растет число людей, которые с удовольствием покупают и читают книги. Причем настоящие, бумажные, а не новомодные электронные устройства. Именно эта тенденция и дает возможность увлеченным людям начать сегодня книжный бизнес с нуля.

Что необходимо знать, желающим открыть книжный магазин

Книжный магазин не имеет ничего общего с различными торговыми точками. Следует учесть, что книги нельзя отнести к таким предметам первой необходимости, как продукты питания или одежда. Исходя из этого, перед тем, как начинать книжный бизнес с нуля, нужно проанализировать все «за» и «против» и выработать четкую политику ведения дел.

Основные моменты, которые необходимо учесть при открытии магазина:

1. Наиглавнейшее условие – расположение магазина. Если можно прямо в жилом доме, то с выбором места под книжную лавку следует постараться. Место должно быть проходным и находиться на виду, чтобы туда могли заходить не только завсегдатаи, но и случайные покупатели. К таким местам можно отнести вокзалы, аэропорты, метро или места, расположенные в центре города. Совсем необязательно покупать или арендовать большие площади. Можно просто подобрать интересный ассортимент литературы.

2. Второе по важности условие – ассортимент. Как понять, какие именно книги стоит продавать, и что из предлагаемой литературы будет пользоваться спросом. Для этого важно досконально изучить рынок, понять, чем интересуются разные слои населения. Лучше всего придерживаться золотого правила: иметь в продаже классику, детективы, и многочисленные, так любимые молодежью, книги в стиле фэнтези и мистику.

3. Вопрос закупки литературы почему-то никогда не возникает. Когда же владелец начинает искать и закупать нужные книги, он сталкивается с трудностями в виде довольно высоких цен. Закупать книги для вашего магазина выгоднее всего прямо у издательств. Причем в зависимости от издательства стоимость может существенно варьироваться. Кроме того, на стоимость влияют транспортные расходы, так что вопрос доставки также лучше продумать заблаговременно.

4. Различные виды услуг и продажа сопутствующих товаров помогут получить дополнительную прибыль и привлечь новых покупателей. В качестве услуг можно предложить прием на комиссию подержанных книг, а также их последующую продажу с минимальной наценкой. Многие небольшие магазинчики, собственно, с этих доходов и существуют. Причем долгие годы. Кроме этого, в магазине можно поставить копировальный аппарат, установить брошюровщик. Что касается продажи сопутствующих товаров, то здесь все зависит от вашей фантазии. Продавать можно все что угодно: пазлы, календари, настольные и развивающие игры для детей.

5. Если вы решили подойти к открытию магазина более основательно и планируете занять под него большое помещение, стоит задуматься над проведением тематических вечеров, детских праздников и презентаций книг различных писателей.

В принципе, открыть книжный бизнес с нуля не так уж сложно. Но именно в этом случае необходимо иметь некоторый стартовый капитал (например, для закупки книг или аренды помещения). Выгода в открытии подобного магазина заключается в том, что при небольших наценках, вы получаете стабильный поток клиентов. Еще хотелось бы отметить, что книжные магазины, однажды открывшись, крайне редко закрываются!

Как открыть собственное издательство

У многих понятие издательства ассоциируется с типографией, то есть местом, где печатают различные газеты, журналы и бланки. На самом деле типография является одним из подразделений издательства. Если раньше открыть издательство могли позволить себе только состоятельные люди, то сегодня все намного проще. Итак, что важно знать, чтобы открыть издательский бизнес с нуля:

1. Так как издательский бизнес в первую очередь подразумевает работу с авторами, следует заняться поисками новых авторов или заинтересовать маститых писателей. Что касается раскрученных авторов, то заинтересовать их могут только наиболее выгодные гонорары. Работа с новыми авторами, даже не очень известными, часто чревата тем, что прибыль от продаж спланировать невозможно.

2. На что ориентироваться при выборе автора? Конечно, на охват аудитории. Чем шире потенциальный круг покупателей, тем выше прибыль. Вот почему сегодня полки магазинов ломятся от определенного сорта литературы, которую покупают, чтобы один раз прочитать и поставить на полку.

3. Работа с авторами заключается не только в подписании договоров. Очень часто издательства приобретают права на то или иное произведение, которые затем перепродаются более крупным издательствам. Кроме того, произведения, поступающие в издательство, должны подвергаться вычитке и редактуре. Это даст возможность отфильтровать наиболее слабые труды соискателей. Именно поэтому сразу же необходимо заполучить в штат хорошего редактора.

4. Очень часто среди начинающих писателей попадаются действительно перспективные авторы. Удержать их можно только подписанием эксклюзивного контракта. Если писатель очень хорош, стоит попытаться заключить контракт сразу на несколько произведений в перспективе.

5. Очень часто люди, организующие издательский бизнес с нуля, пытаются охватить сразу все: продумать концепцию издательского дома, арендовать типографию, обустроить офис. На самом деле, в начале издательской деятельности собственная типография вам будет не нужна, это повлечет только лишние расходы. Самое главное – сосредоточиться на привлечении к сотрудничеству авторов.

В дополнение хотелось бы отметить, что издавать можно не только книги. Начинать издательский бизнес с нуля вполне можно и нужно, издавая различные журналы. Сюда относятся как научно-популярные издания, так и разнообразные развлекательные журналы. Начинать свой бизнес в сфере издательства нужно, имея достаточно серьезный капитал, который позволит на первых порах арендовать необходимые площади, а также оплачивать гонорары авторам и сотрудникам.

Для того чтобы ваши вложения окупились сторицей, еще до открытия книжного дела, важно четко сформировать концепцию, который вы будете придерживаться. Например, основным видом деятельности можно выбрать выпуск детской литературы или учебников для школы, дополнительными видами – выпуск научно-популярной литературы. Четкая расстановка приоритетов позволит вам избежать лишних затрат.

Издательская деятельность более чем востребована, более того, издательство это не только книги. Многие компании, научные институты и просто частные лица нуждаются в написании, предпечатной подготовке брошюр, корпоративной полиграфической продукции, как-то журналы, газеты, книги, методички и многое другое. Собственно, существуют три основных направления деятельности: книгоиздание , издание специализированных журналов и издание газет.

Важное преимущества в издательском бизнесе — это полная прозрачность и малые вложения на старте. К тому же, выбрав свою нишу и четко сформулировав концепцию, всегда можно занять достойное место и получать хороший доход.

Конечно, многое зависит от грамотности в построении бизнеса, от профессионализма коллектива и от выбранного пути развития. Зато некоторое количество креатива, постоянная договоренность с типографией или же наличие собственной типографии, дадут зеленый свет в будущее.

Организация издательского бизнеса

Итак, для организации издательского дела вам необходимы, прежде всего, квалифицированные сотрудники: литературные редактора, корректоры, верстальщики и дизайнеры, а также группа авторов и журналистов для работы с материалами заказчиков, когда речь идет о корпоративной продукции или о пожеланиях частых лиц. Другая важная составляющая - договоренность с проверенной, но недорогой типографией, которая оперативно будет выполнять ваши заказы. Надо учитывать, что себестоимость средней книги, сделанной на обычной бумаге, при тираже в 10 тыс $ составит всего 1$, тогда как в продажу или же к клиенту оно поступит по цене в два, а то и четыре раза выше.

Обычно выгоднее всего работать сразу в двух направлениях. Исполнять заказы от компаний на подготовку к печати корпоративных изданий любой направленности, когда клиент поставляет партию разрозненных материалов и свои пожелания, а сотрудники издательства на основе оных создают конечный продукт.

Или же предоставлять только предпечатную подготовку, проводя литобработку уже готового текста, довершать начатое создание макета книги (журнала) и сдавать на печать в типографию.


Попутно с такой рутинной деятельностью не мешает проводить рекогносцировку в области большой литературы и искать собственный выигрышный проект. Как бы ни был заполнен книжный рынок, всегда остается возможность найти автора, который принесет издательству известность и прибыль. Правда, сложно предугадать судьбу выпущенного проекта. Да и не надо забывать, что даже самая гениальная книга, которую все долго ждали, без рекламы пройдет незамеченной. Единственное, пугаться рекламной деятельности не стоит, так как креативный подход помогает при минимуме средств достигать шикарных результатов. А прибыль в издательском деле формируется от объема постоянных тиражей и продаж.

Единственный минус, для издательского дела практически нереально найти инвестора , банки и союзы инвесторов категорически не заинтересованы в столь непредсказуемом бизнесе. Зато частные лица проявят благоволение и будут не против поддержать начинающий проект, так как книгоиздание всегда считалось престижной отраслью.

* В расчетах используются средние данные по России

Данный анализ рынка выполнен на основании информации из независимых отраслевых и новостных источников, а также на основании официальных данных Федеральной службы государственной статистики. Интерпретация показателей производится также с учетом данных, доступных в открытых источниках. В аналитику включены репрезентативные направления и показатели, обеспечивающие наиболее полный обзор рассматриваемого рынка. Анализ проводится в целом по РФ, а также по федеральным округам; Крымский федеральный округ не включен в некоторые обзоры по причине отсутствия статистических данных.

ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ

Издательская деятельность (издательское дело) – отрасль экономики, специализирующаяся на подготовке, создании, издании и массовом распространении информации в печатной, музыкальной и других формах продукции. Исторически специализировалась на печатной продукции, однако с развитием технологий стала охватывать издание и распространение информации в электронном виде – на цифровых носителях, в информационных сетях и т.д.

В классическом понимании издательская деятельность включает в себя поиск авторов и рукописей, подготовку рукописи к началу печати (редактура, корректура, оформление), печать и распространение.

Издатель – организация, выступающее в качестве посредника между автором (обладателем авторских прав на произведение, текст и т.д.) и конечным потребителем. Издательства классифицируются на книжные, газетные, журнальные, музыкальные, онлайн и т.д.

При составлении аналитики, отрасль, как правило, разбивается на сегменты: книги, журналы, газеты, интернет-издания.

КЛАССИФИКАТОР ОКВЭД

Согласно общероссийскому классификатору видов экономической деятельности, издательское дело относится к разделу ОКВЭД 22.1 «Издательская деятельность», имеющему следующие подразделы:

    22.11 «Издание книг»

    22.11.1 «Издание книг, брошюр, буклетов и аналогичных публикаций, в том числе для слепых»

    22.11.2 «Издание карт и атласов, в том числе для слепых»

    22.11.3 «Издание нот, в том числе для слепых»

    22.12 «Издание газет»

    22.13 «Издание журналов и периодических публикаций»

    22.14 «Издание звукозаписей»

    22.15 «Иные виды издательской деятельности»

АНАЛИЗ СИТУАЦИИ В ОТРАСЛИ

По данным Роскомнадзора, на начало 2016 года в России зарегистрировано более 8 тысяч средств массовой информации, из которых 65% приходится на печатные СМИ – газеты (28%) и журналы (37%). Далее идут онлайн СМИ – 11%, телевизионные – 10%, радио – 7%.

В целом, в отрасли наблюдается постоянные рост количества игроков. С 1990 года все основные средства массовой информации ежегодно увеличивали свое количество; единственное падение прироста пришлось для некоторых типов СМИ на 2004-2005 год.

Рисунок 1. Количество зарегистрированных СМИ по основным категориям в России в 1990-2015 гг., шт.


Несмотря на стабильный рост количества СМИ в категориях газеты и журналы, в общем, спрос на их продукцию в последние годы снижается. Особенно обострилась ситуация в 2015 году. Эксперты, в первую очередь, связывают это со снижением платежеспособности населения на фоне роста цен на печатную продукцию – произошло удорожание бумаги, типографской краски, типографских пластин и других материалов. Население, расходуя более 50% доходов на продукты питания, отказывается от товаров не первой необходимости, к которым, безусловно, относится и печатная пресса. При этом, за IV квартал 2015 года цены на нее выросли на 5%, а в январе 2016 произошел рост еще на 2% по сравнению с декабрем 2015 года. На некоторые периодические издание, однако, наблюдалось снижение розничных цен. В частности, снижение произошло по таким группам как ежедневная и деловая пресса, молодежные и рекламные издания, издания о здоровье, коллекционные и деловые журналы. Выросли в цене такие категории как журналы для мам, по рукоделию, кулинарии, научно-популярные журналы. На вторую половину 2016 года экспертами ожидается сдерживание роста цен за счет падения спроса – рост составит порядка 1-2%.

В связи с ростом цен на печатные СМИ происходит логичное смещение спроса в сторону онлайн-СМИ с бесплатным доступом. Прогнозируется снижение емкости рынка как в денежном, так и в натуральном выражении (Рис. 2).

Рисунок 2. Прогноз развития отрасли печатных СМИ России на 2016 год, млн. руб. и млрд. экз.

По данным Ассоциации распространителей печатной продукции (АРПП), в 2015 году объем печатных СМИ, распространяемых в розницу, снизился на 15% в натуральном выражении, а распространяемых по подписке – на 16%. Рынок рекламы в печатных СМИ упал на 29%, что привело к значительному снижению прибыли издательств.

Готовые идеи для вашего бизнеса

На снижение инвестиционной привлекательности издательского бизнеса в России повлияли также законодательные ограничения. Первым из них является запрет на рекламу в печатных СМИ отдельных видов товаров, что существенно снизило количество потенциальных рекламодателей. Оценочно, запрет на рекламу табака и алкоголя снизил доходы издательств на 15-20%. Второе – это Федеральный закон от 14.10.2014 «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «О средствах массовой информации»», установивший предельный объем долей иностранного капитала в бизнесе российских СМИ в 20%. Вследствие этого, многие международные издательские дома были вынуждены снизить деловую активность и закрыть ряд успешных изданий.

На снижение тиражей повлияло также снижение количества торговых точек. Продажи большинства изданий через филиалы Почты России не показали сколько-нибудь серьезного эффекта.

Рисунок 3. Динамика объемов рынка распространения печатной прессы в России, 2005-2018 гг. (прогноз), млрд. экз. (по данным АРПП, Почта России, экспертные оценки)

Основным трендом последних лет в печатных СМИ считается создание электронных версий своих изданий. Это позволяет создать симбиоз, направленный на расширение аудитории и привлечение рекламодателей, доля прибыли от которых составляет в среднем 48%; 51% - доходы от розничной продажи изданий, 1% - от подписки на электронные издания.

Некоторые издательства полностью отказываются от печати и реорганизуются в интернет-издания, что позволяет во много раз сократить расходы. По данным TNS Россия, ежегодно до 5% аудитории печатных СМИ перемещается в онлайн; интернет-изданиям проще привлечь внимание к себе за счет создания более современных и удобных сайтов, разработки мобильных приложений и т.д.

В электронных изданиях эксперты видят очень большой потенциал. По темпам развития инновационных форм интернет-СМИ Россия очень сильно отстает от западных стран, где даже на классические онлайн-версию издания приходится в 3-4 раза больше аудитории, чем на его печатную версию. При этом, в Европе печатная пресса имеет льготы по НДС и ряд других преференций.

Большую роль играет и вопрос доверия населения к источникам информации. Согласно данным Synovate Comcon, наибольшим доверием пользуются именно интернет-издания, далее – примерно на одном уровне находятся телевидение и газеты; наименьшее доверие у населения вызывает радио.

Готовые идеи для вашего бизнеса

Однако, есть и противоположное мнение. Согласно статистике, интернет-пользователи тратят не более 1% времени на чтение новостей, формируя иную аудиторию, чем у печатных изданий. Кроме того, классическая газета способствует «погружению» в информация, заставляя читателя игнорировать внешние раздражители, чего очень сложно добиться в интернете.

Объем государственной поддержки печатных СМИ в России достаточно велик, однако средства расходуются на покрытие дефицита оборотных средств и прочие текущие нужды, а не на развитие бизнеса, внедрение инноваций и т.д. В частности, на поддержку печатных СМИ в 2015 году в региональных бюджетах было совокупно заложено 36,2 млрд. руб.

В то же время, Россия на сегодняшний день является единственной из развитых стран, где отсутствует государственная поддержка подписки на газеты и журналы. Доля подписных тиражей в общем объеме в 2015 году составила 33%. Такой низкий уровень, по мнению экспертов, обусловлен тем, что цены на подписку превышают барьер психологической приемлемости.

Единственным выходом из сложившейся ситуации, по мнению экспертов, для печатных СМИ может стать только полная реорганизация бизнес-процессов, формирование лояльной аудитории с понятными для рекламодателей характеристиками.

Рисунок 4. Распределение аудитории газет по платформам, 2015 г. (по данным Association of Audited Media)


На рынке книжных изданий ситуация несколько лучше, однако, по различным данным, присутствует либо незначительный прирост, либо незначительное падение спроса. В денежном выражении рынок однозначно вырос за счет роста цен на книги, который повлекло за собой удорожание бумаги и полиграфических материалов. Таким образом, в 2015 году было продано книг на общую сумму 51,8 млрд. руб., что на 2,1% больше, чем в 2014 году. Однако, в натуральном выражении объем продаж снизился на 10,3% (в 2014 г. – на 13,1%). Средняя цена при этом выросла на 13,6%. Рост цен обусловлен не только повышением стоимости расходных материалов, но также и подорожанием прав на перевод и издание иностранной литературы. По мнению экспертов, в 2016 году следует ожидать дальнейшего роста цен – не менее чем на 10-20%.

Рисунок 5. Совокупный тираж книг и брошюр в 2008-2015 гг., млн. экз.

Готовые идеи для вашего бизнеса

Важной тенденцией рынка книжной продукции является постоянный рост числа переизданий книг – в период с 2008 по 2015 год количество переизданий увеличилось с 26,2% до 37,3%. Доля переводных изданий остается стабильной в течение всего рассматриваемого периода – на уровне 10%. При этом, основная доля переводной литературы приходится на произведения детской и художественной литературы. Лидируют книги и брошюры, переведенные с английского языка.

Совокупный тираж по основным видам книг с 2008 по 2015 год стабильно снижается. При этом количество издаваемых наименований остается примерно на одном уровне. На сегодняшний день издательская система в России характеризуется преобладанием небольших издательских организаций, выпускающих в среднем одну книгу (наименование) в год. На такие организации приходится около трети всего количества издательств. Только у 8,5% издательств общий тираж превышает 500 тыс. экземпляров в год.

Рисунок 6. Динамика выпуска отдельных видов книг в 2008-2015 гг., млн. экз.

Рисунок 7. Соотношение различных видов литературы в общем выпуске книжной продукции в 2015 г. (внешнее кольцо – в общем тираже, внутреннее – по количеству наименований)


АНАЛИЗ ДАННЫХ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СТАТИСТИКИ

Данные Росстата, которые служба получает путем сбора официальных данных с участников рынка, могут не совпадать с данными аналитических агентств, аналитика которых основана на проведении опросов и сборе неофициальных данных.

Рисунок 8. Динамика основных финансовых показателей отрасли по ОКВЭД 22.1 в 2007-2015 гг., тыс. руб.

Рисунок 9. Динамика основных финансовых коэффициентов отрасли по ОКВЭД 22.1 в 2007-2015 гг., тыс. руб.

Как видно из приведенных диаграмм, основные финансовые показатели и коэффициенты демонстрируют определенную стабильность. Выручка растет на фоне роста себестоимости и розничных цен на издательскую продукцию. При этом растет и прибыль отрасли. Валовая рентабельность и рентабельность продаж в течение всего рассматриваемого периода остаются практически на одном уровне. В некоторой степени изменяется структура займов в пассивах организаций – снижается доля долгосрочных, повышается доля краткосрочных займов. Это может быть связано с удорожанием банковских кредитов в последние годы.

Рисунок 10. Отгружено товаров собственного производство в 2007-2015 гг., тыс. руб.


Рисунок 11. Доли регионов в совокупном объеме выручки в 2015 г.


Ожидаемо основную долю в совокупной выручке имеет Центральный ФО, поскольку здесь расположены крупнейшие издательства и штаб-квартиры федеральных средств массовой информации. Доля остальных регионов обеспечивается в первую очередь за счет региональных СМИ; в значительно меньшей степени – за счет книжных издательств.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Подводя итог, можно сказать, что все сегменты издательского бизнеса сегодня подвержены влиянию ряда негативных факторов таких как рост цен на расходные материалы, снижение спроса на печатную продукцию и смещение его в сторону интернет-изданий СМИ и электронных версий книг. Сказывается также недостаточный уровень государственной поддержки отрасли.

В отношении печатной продукции, как книжной, так и периодических изданий, прогноз однозначно негативный. При незначительном росте цен объем потребления будет существенно снижаться. Роста можно ожидать только в сегменте интернет-изданий.

Денис Мирошниченко
(c) - портал бизнес-планов и руководств по открытию малого бизнеса

49 человек изучает этот бизнес сегодня.

За 30 дней этим бизнесом интересовались 22006 раз.

Калькулятор расчета прибыльности этого бизнеса

аренда + зарплаты + коммунальные услуги и т.п. руб.

Консультирование с метафорическими картами (МАК) - услуга, которая все чаще предлагается психологами, тренерами и специалистами смежных отраслей. Какие форматы практик с МАК существуют, каковы...

На основе полученных данных можно сделать вывод о том, что строительная отрасль в настоящий момент находится на завершающем этапе роста последних лет, за которым последует длительный спад. Длительност...

На сегодняшний день сельское хозяйство в России является одним из наиболее перспективных объектов инвестирования. Инфраструктура сельского хозяйства – производство кормов, премиксов, удобрений – также...

По прогнозам, совокупный объем производства тарных картонов в России в 2017 году составит 3 976 тыс. тонн, что на 5,6% больше, чем в 2016 году.

Несмотря на ряд трудностей, связанных с общей сложной экономической ситуацией в стране, а также с несовершенством законодательства и недостаточном уровне государственной поддержки, отрасль демонстриру...

Loading...Loading...