Как в фотошопе сделать фотографию черно-белой. Как сделать цветным черно-белое фото

Вам понадобится

  • Для выполнения операций этой инструкции желательно, чтобы вы были хотя бы базово знакомым с программой Adobe Photoshop: знали, что такое слои и маски слоев, умели пользоваться кистью и другими основными инструментами этой программы.

Инструкция

Чтобы придать цвет изображению – цвет черно-белой или выцветшей фотографии, раскрасить или перекрасить карандашный рисунок или однотонную и т.п. – особых технических затрат и сложных операций не требуется. Достаточно открыть исходную картинку в программе Adobe Photoshop, создать поверх базового изображения новый слой и, поставив его в режим Color, нанести на него фрагментарные участки необходимых цветов. Сделать это можно с помощью кисти или других инструментов программы. Исходное изображение в нужных местах приобретет нужную цветовую гамму.
Конечно, самое трудное – это, собственно, правильно изготовить цветовой слой, особенно, если вы хотите достигнуть наибольшей фотореалистичности изображения.

Для начала проведем анализ: изучим исходное изображение и мысленно попытаемся разделить его на более-менее крупные фрагменты, цвет внутри которых должен быть достаточно однороден. Это, например, предметы, изготовленные из одного материала, или объекты, имеющие вполне предсказуемое сочетание цветов, однотонные массивы – листва, трава, стены, полы и т.п. Главное, чтоб цвета внутри такого фрагмента подчинялись единому нехитрому закону: темные, теневые участки тяготеют к одному цвету, участки средней освещенности имеют свой примерно одинаковый оттенок, и светлые участки – свой.
Для каждого такого однородного фрагмента можно создать свой цветовой слой, описывающий необходимую закономерность.
Прежде всего, создадим маску слоя, чтоб действие раскрашивания распространялось только на нужный фрагмент исходного изображения. Например, обведем контур объекта инструментом Lasso. Закончив выделение, создадим новый слой Gradient Map (Меню Layer>New Adjustment Layer>Gradient Map). В панели слоев переводим переключатель режима наложения созданного слоя на значение Color.
Преступим к созданию спектра . Слева в градиенте будут находиться цвета, отвечающие за темные участки изображения, справа – за светлые. Если у вас хорошая зрительная память и художественный вкус, цвета можно выбирать «на глаз», впрочем, очень облегчит работу заранее приготовленная фотография- , характер изображения на которой подобен воссоздаваемой . На этом образце уже в готовом виде будут представлены основные сочетания цветов, следовательно, цвета градиента можно просто набирать инструментом-пипеткой с образца. Так или иначе, подбираем цвет и расположение маркеров на градиенте, визуально контролируя, насколько правдоподобен получаемый результат.

Таких слоев можно создавать сколь необходимо много. Каждый слой, находящийся в списке слоев выше может перекрывать нижестоящие слои, и если маски слоев пересекаются, то верхний слой будет иметь решающее значение в предании цветового оттенка. Поэтому можно идти изначально от закрашивания крупных пространств, к последующему созданию более мелких цветовых фрагментов, накладывая новые цветовые сочетания на меньшие и меньшие детали, создавая поверх новые и новые слои.
Разумеется, маски слоев можно создавать не только обводя объекты по контуру. Маску можно просто рисовать черной или белой кистью, соответственно, добавляя или исключая зоны действия цветового слоя. Для того, чтобы «рисовать на маске», нужно предварительно щелкнуть курсором на прямоугольнике справа – схематическом изображении маски – в строчке нужного слоя на панели Layers (Слои).
Очень удобно то, что каждый созданный слой можно в любой момент заново отредактировать, поменять цвета спектра – для этого достаточно два раза щелкнуть курсором на строчке слоя в списке панели Layers (Слои), и перейти к модификации градиента. Также и маску каждого слоя можно стереть, подправить, дорисовать, или вообще создать заново.

Раскрасив таким образом крупные однородные участки изображения, перейдем к следующему этапу – этапу ручной доводки. Здесь потребуется наблюдательность и логика. Дело в том, что даже одинаково покрашенные поверхности, имеющие совершенно однородный цвет, в реальных оптических условиях никогда не выглядят однотонными. На каждую поверхность падает свет: прямой – от источников света, отраженный – от рядом находящихся поверхностей, кроме того, при взгляде наблюдателя под различным углом, один и тот же цветовой тон выглядит неодинаково. Поэтому, помимо цветовых градиентов – имеющих тенденцию «уплощать» поверхности, т.к. при таком способе раскрашивания не учитывается объем и расположение в пространстве, – создадим дополнительные корректирующие их цветовые слои.
Например, на предложенной картинке цвет светлой колонны в верхней части будет тяготеть к голубому, т.к. рядом с ней расположена большая голубая стена, отраженный холодный цвет которой будет обязательно падать на колонну и освещать ее, изменяя цветовой оттенок. Нижняя часть колонны ближе к полу будет принимать на себя отраженные тона оранжевых бликов от паркета.
Чтобы показать это на нашей работе, чуть выше слоя Gradient Map, определяющего базовый цвет колонны, создадим новый чистый слой (Меню Layer>New Layer), и переведем его в режим наложения Color. На нем мягкой полупрозрачной кистью аккуратно нанесем необходимые пятна – холодного оттенка вверху, теплого оранжевого внизу. Также можно подыграть карие рефлексы от стоящего рядом орехового столика. Регулируя параметр Opacity (Прозрачность) созданного слоя, можно уменьшать и увеличивать влияние корректирующего слоя на изображение.
Еще один закон, там, где меньше освещенность – цвета более блеклые, там где света больше, кроме собственно яркости изображения, на порядок выше будет и сама насыщенность цвета. Это, например, нужно учитывать, придавая цвет полу: на предложенной иллюстрации, в теневых участках рыжеватый цвет паркета будет выглядеть более блеклым. А в самых темных местах цвета всех поверхностей могут иметь почти неотличимый друг от друга цветовой тон.
С особым вниманием нужно отнестись к человеческой коже. Прежде всего, кожа очень хорошо принимает на себя блики, поэтому, например, у стоящего персонажа, та сторона лица, что обращена к колонне будет значительно более холодного оттенка, чем та, на которую падает свет от красной портьеры. Кроме того, сама по себе кожа редко имеет ровный цвет – щеки обычно более теплого оттенка, чем кожа вокруг глаз, открытые участки – загорелые, сквозь тонкую кожу будут видны кровеносные сосуды и т.д. Поэтому работа над цветом кожи всегда очень кропотлива, но при достаточной наблюдательности, чуть-чуть потренировавшись, вы без труда сможете достигать вполне правдоподобного результата.

Конечное изображение рекомендуется сохранить в двух различных форматах. Во-первых, в формате программы Abode Photoshop, где будет сохранена информация о всех созданных слоях, что даст возможность в дальнейшем модифицировать и дополнять изображение. А во-вторых, в общеупотребительном формате, например JPEG, для быстрого просмотра, и иных операций с файлом, при которых уже нет необходимости послойного редактирования. Сделать это можно через меню File>Save As, задав формат файла, его имя и место хранения на диске. А в формат, пригодный для транспортировки в интернете, легко сохранить изображение через меню File>Save for Web.

Видео по теме

Источники:

  • как сделать черно белую фотографию в 2019

Черно-белую фотографию можно, применив инструменты редактора Photoshop, полностью или частично превратить в цветное изображение. Наиболее очевидный способ это сделать заключается в окраске фрагментов фото при помощи кисти.

Вам понадобится

  • - программа Photoshop;
  • - черно-белое изображение.

Многие хоть раз задумывались о реставрации старых чёрно-белых фотографий. Большая часть снимков из так называемых мыльниц были переведены в цифровой формат, но так и не обрели красок. Решение проблемы перевода обесцвеченного изображения в цветное является очень сложным, но в некоторой мере доступным.

Превращение чёрно-белого фото в цветное

Если сделать цветное фото чёрно-белым просто, то в решение проблемы в обратном направлении становится куда сложнее. Компьютеру нужно понять, как именно раскрасить тот или иной фрагмент, состоящий из большого количества пикселей. С недавних пор этим вопросом занимается сайт, представленный в нашей статье. Пока это единственный качественный вариант, работающий в режиме автоматической обработки.

Colorize Black разработан компанией Algorithmia, занимающейся реализацией сотней других интересных алгоритмов. Это один из новых и успешных проектов, который успел удивить пользователей сети. В его основу заложен искусственный интеллект на основе нейронной сети, подбирающий необходимые цвета для загруженной картинки. Откровенно говоря, обработанное фото не всегда соответствует ожиданиям, но на сегодняшний день сервис показывает потрясающие результаты. Помимо файлов с компьютера, Колориз Блэк умеет работать с картинками из интернета.


  • Сохранить изображение, разделённое фиолетовой линией пополам (1);
  • Сохранить полностью раскрашенную фотографию (2).

Ваша картинка будет скачана на компьютер посредством браузера. В это выглядит примерно так:

Результаты обработки изображения показывают, что искусственный интеллект на основе нейронной сети пока не досконально научился превращать чёрно-белые фото в цветные. Однако он хорошо работает с фотографиями людей и более-менее качественно окрашивает их лица. Хотя цвета в примере статьи подобраны некорректно, всё же некоторые оттенки алгоритм Colorize Black подобрал удачно. Пока это единственный актуальный вариант автоматического преобразования обесцвеченной картинки в цветную.

В Photoshop существует много способов для конвертирования цветного изображения в черно-белое.

Сейчас мы покажем 4 самых популярных способа.

Откройте свою фотографию в Фотошопе.

Начнем с того, что познакомим вас с двумя самыми простыми способами превращения в черно-белое изображение.

1 - функция Градации серого (Grayscale)

2 - функция Обесцветить (Desaturation)

Не спорим, это самые простые способы, но качество при этом получается не лучшим. Здесь контрастность очень низкая, изображение получается слегка мутным.

Покажем на примере:

1. Градации серого

Изображение - Режим - Градации серого (Image - Mode - Grayscale)

Очень просто, правда?

2. Обесцветить

Изображение - Коррекция - Обесцветить (Image - Adjustments - Desaturate)

Быстро и легко - но контрастность изображения очень низкая, изображение выглядит тусклым и плоским. Совсем не то, к чему мы стремимся. Что нам особо нравится в качественной ч-б фотографии - так это глубина и высокая контрастность. Хорошо - пришло время познакомить вас с более серьезными методами!

3. Корректирующий слой цветовой тон/насыщенность

Метод, о котором собираемся вам поведать, заключается в использовании нескольких корректирующих слоев Цветовой тон/насыщенность . Это означает, что вы можете в любой момент вернуть первоначальный вид. Плюс ко всему вы НЕ изменяете оригинальное изображение. Теперь перейдите в меню Слои - Новый корректирующий слой - Цветовой тон/насыщенность (Layers - New Adjustment layer - Hue/Saturation).

Все свойства слоя оставьте без изменения. Поменяйте режим смешивания слоев с Обычные (Normal) на Цветность (Color).

Затем добавьте еще один корректирующий слой Цветовой тон/насыщенность (Hue/Saturation) - но на этот раз в свойствах слоя передвиньте ползунок Насыщенность (Saturation) до значения -100.

Итак, приготовьтесь... Так изображение выглядит сейчас:

Теперь начинается самое интересное! Дважды щелкните по первому корректирующему слою, который вы делали, или просто откройте свойства. А теперь ползунок Цветовой тон (Hue) переместите в такое положение, пока вас не устроит полученный эффект. Вы также можете еще поработать с Насыщенностью (Saturation ) .

Эти настройки мы использовали, чтобы получить изображение, которое вы видите ниже. Теперь он смотрится намного лучше, хотя все равно кажется, что чего-то не хватает...

Теперь этому ново-созданному слою измените режим смешивания с Цветность (Color) на Перекрытие (Overlay), и немного уменьшите Непрозрачность (Opacity), в нашем случае до 65%.

Вот что получилось теперь. Контрастность заметно увеличилась. Ни одна деталь не потеряна, что придает глубину изображению.

Заметим, что каждое изображение требует индивидуального подхода. Что подошло этому изображению может не понравится вашему. Так что не бойтесь экспериментировать с настройками, слоями и режимами самостоятельно:)

4. Микширование каналов

Последний способ, о котором вы узнаете из этого урока — это использование корректирующего слоя Микширование каналов (Channel Mixer). При активном оригинальном изображении перейдите в меню Слои - Новый корректирующий слой - Микширование каналов (Layers - New Adjustment Layer - Channel mixer).

Когда появится такое окошко, поставьте галочку около функции Монохромный (Monochrome).

А теперь подберите оттенки черно-белого просто передвигая ползунки, которые соответствуют красному (red), зеленому (green), и синему (blue) цветам изображения. Важно: постарайтесь, чтобы суммарное количество значений было около 100, чтобы избежать размытых участков на вашем изображении. Мы установили красный и зеленый каналы на 0, а синий на 100. Это придает коже интенсивные черно-белые оттенки.

Заключительный этап: дублируйте корректирующий слой. Затем измените режим смешивания с Обычные (Normal) на Перекрытие (Overlay) и уменьшите Непрозрачность (Opacity), например для этого изображения получилось 44% - но часто бывает нужно опускать до 20-30%. Вот посмотрите - внизу находится результат наших трудов.

Очень атмосферное изображение получилось. Ждем ваших впечатлений. Надеемся, вам эта статья дала много полезной информации.

До встречи в новом уроке!

Всем привет! Мы продолжаем покорять основы работы в программе Фотошоп. Сегодня я подготовил урок для читателей на тему Как из цветного фото сделать черно-белое .

Рано или поздно занимаясь обработкой фотографий и изображений в программе Фотошоп, мы сталкиваемся с потребностью превращения цветной фотографии в черно-белую. Поэтому я решил подготовить этот небольшой урок для своих читателей, чтобы показать как это делается наглядно.

Существует много способов как выполнить эту операцию. В рамках этого мини урока, мы не будем рассматривать способы которыми пользуются профессиональные фотографы, мы рассмотрим самые простые и быстрые способы Как из цветного фото сделать черное-белое . В дальнейшем в будущих уроках, мы обязательно вернемся к этой теме и посмотрим другие способы, более сложные и профессиональные, которыми пользуются продвинутые пользователи Фотошоп.

Будем знакомится с 3 способами конвертации цветных фотографий в черно-белые, сразу скажу это способы не профессиональные, качество после обработки ими не самое наилучшее, но эти способы вполне подойдут для изучения начинающим пользователям.

Итак, предлагаю перейти от слов к делу. Для начала давайте откроем изображение, которое хотим сделать черно-белым.

А теперь приступим к обработке. Представляю вашему вниманию первый способ.

Способ #1:

Превращаем цветную фотографию в черно-белую с помощью функции «Градация серого» .

Для этого нам нужно зайти в верхнее меню: Изображение/Режим/Градации серого . Появится окошко с вопросом «Удалить информацию о цвете» жмем удалить и наша фотография стала черно-белой.

Заходим в меню Изображение/Режимы/Градации серого

Очень быстро и просто, правда? Двигаемся дальше.

Внимание! Помните, что Вы всегда можете вернуть действие назад с помощью горячих клавиш CTRL+Z. Переходим ко второму способу.

Способ #2:

Делаем из цветной фотографии черно-белую с помощью функции «Обесцветить» .

Поднимаемся в верхнее меню программы и заходим в: (Shift+ CTRL+U ) . Смотрим ниже результат проделанной операции.

Заходим в верхнее меню Изображение/Коррекция/Обесцветить или жмём горячие клавиши Shift+Ctrl+U

Способ #3:

Делаем черно-белое изображение с помощью корректирующего слоя «Черно-белое»

Этот способ тоже предельно прост и быстр, преимущество его в том, что при использование корректирующих слоёв программа Фотошоп вносит изменения и поправки в специальный корректирующий слой, а не в оригинальное изображенное, которое мы решили сделать черно-белым. Ещё у нас есть такие возможности как: обратить назад весь процесс редактирования, управлять непрозрачностью слоя, включать и отключать видимость слоя. Такой способ позволяет получить более красивое черно-белое изображение в отличии от предыдущих.

Шаг 1:

Итак, фотография у нас уже открыта. Теперь переходим в панель «Коррекция» , если она у Вас закрыта, то открываем её через верхнее меню Окно/Коррекция . Находим в панели «Коррекция » корректирующий слой «Черно-белое » и щелкаем по нему.

Чтобы открыть панель корректирующие слои, заходим в верхнее меню Окно/Коррекция

Шаг 2:

После того как Вы щелкнули по корректирующему слою «Черно-белое «, наше изображение преобразовалось в черно-белое и появилось окошко с ползунками. В этом окошке с помощью множества простых параметров, Вы можете подогнать эффект черно-белого под себя, так как Вам больше нравится. Перемещайте ползунки, пока не добьетесь контрастного черно-белого изображение. Движение регуляторов вправо окрашивает области, которые ранее были окрашены в соответствующий регулятору цвет, в более светлый оттенок серого, а движение регуляторов наоборот влево окрашивает области в более темный оттенок серого.

Вверху этого окошка, Вы можете выбрать уже готовые наборы или создать свой собственный набор и затем сохранить его через меню «треугольник с полосками», который находится в верхнем правом углу окошка. Если Вы кликните по кнопке «Авто «, Фотошоп автоматически выберет параметры, как по его мнению должно выглядеть черно-белое изображение. Вот что получилось у меня.

Вот что получилось у меня

На сегодня всё, попробуйте потренироваться всеми 3 способами и пишите о своих результатах внизу в комментариях. До встречи в следующих уроках!

Черно-белые фотографии, конечно, обладают некой таинственностью и привлекательностью, но иногда просто необходимо придать такому фото красок. Это могут быть старые снимки или наше несогласие с расцветкой того или иного объекта.

В этом уроке поговорим о том, как раскрасить черно белую фотографию в Фотошопе.

Это не будет такой урок, каких много на сайте. Те уроки больше напоминают пошаговые инструкции. Сегодня будет больше советов и рекомендаций, а также пара интересных фишек.

Начнем, пожалуй, с технических моментов.

Для того чтобы придать цвет черно-белому фото, его нужно для начала загрузить в программу. Вот такая фотография:

Это фото было изначально цветным, я просто его обесцветил для урока. Как сделать цветное фото черно-белым читайте в .

Для придания цвета объектам на фото воспользуемся такой функцией Фотошопа, как Режимы наложения для слоев. В данном случае нас интересует «Цветность» . Этот режим позволяет окрашивать предметы, сохраняя тени и прочие особенности поверхности.

Итак, фото мы открыли, теперь создаем новый пустой слой.

Меняем режим наложения для данного слоя на «Цветность» .


Теперь самое главное – необходимо определиться с цветом объектов и элементов на фото. Можно нафантазировать свои варианты, а можно найти похожее фото и взять пробу цвета с них, предварительно открыв их в Фотошопе.

Я немного схитрил, поэтому мне не нужно ничего искать. Пробу цвета я буду брать с оригинальной фотографии.

Делается это так:

Нажимаем на основной цвет на панели инструментов слева, появится палитра цветов:

Затем кликаем по элементу, который, как нам кажется, имеет нужный цвет. Курсор, при открытой палитре цветов, попадая в рабочую область, принимает форму пипетки.

Теперь берем жесткую черную кисть с непрозрачностью и нажимом 100% ,



переходим на нашу черно-белую фотографию, на слой, для которого меняли режим наложения.

И начинаем красить салон. Работа кропотливая и совсем не быстрая, поэтому запаситесь терпением.

Во время этого процесса потребуется часто менять размер кисти. Быстро это можно сделать, воспользовавшись квадратными скобками на клавиатуре.

Для наилучшего результата масштаб фото лучше увеличить. Чтобы каждый раз не обращаться к «Лупе» , можно зажать клавишу CTRL и нажать + (плюс) или – (минус) .

Итак, я уже салон покрасил. Получилось вот так:

Добавляем в нашу палитру корректирующий слой «Цветовой тон/Насыщенность» .

Следите за тем, чтобы активным был тот слой, к которому мы хотим применить эффект.

В открывшемся окне свойств нажимаем кнопку, как на скрине:

Этим действием мы привязываем корректирующий слой к слою, который находится ниже него в палитре. На другие слои эффект действовать не будет. Именно поэтому рекомендуется красить элементы на разных слоях.

Теперь самое интересное.

Ставим галку напротив «Тонирования» и немного поиграем ползунками.

Добиться можно совершенно неожиданных результатов.

Забавно…

Данными приемами можно получать изображения разных расцветок из одного файла Фотошопа.

На этом, пожалуй, все. Данный способ, возможно, не единственный, но он достаточно эффективный, хоть и трудоемкий. Желаю Вам удачи в Вашем творчестве!

Loading...Loading...