Постоянные и непостоянные признаки прилагательного. Синтаксическая роль

В курсе изучения морфологии обучающимся каждой школьной ступени приходится изучать части речи. Постоянные и непостоянные признаки прилагательного дети узнают уже в пятом классе. Их особенности разберем подробно.

Имя прилагательное

Эта группа частей речи отличается красочностью и изящностью. Без нее не обходится ни один текст, даже если он научного содержания. Прилагательные помогают нам описать размер (длинный, большой, крошечный), рассказать про чью-либо внешность (милый, рыжеволосый), указать на цвета (белый, желто-синий, фиолетовый), раскрыть чувства (печальный, веселый, рассерженный).

В начальной форме оно употребляется в мужском роде единственного числа. Основные вопросы, на которые оно отвечает: какой? чей? Именно в таком варианте вы можете найти искомое слово в орфографическом или толковом словаре.

Постоянные признаки

Любой грамотный обучающийся знает, что все части речи имеют свои особенности.

Довольно сложным в изучении являются постоянные и непостоянные признаки прилагательного.

К первым относятся разряды. Обычно их подразделяют на три группы.

Самой продуктивной категорией являются качественные прилагательные. Судя из названия, мы можем понять, что они предназначены для описания определенных характеристик предметов.

Они отличаются от других разрядов тем, что могут образовывать путем усечения окончания краткие формы.

Например: великий - велик, постоянный - постоянен, светлый - светел.

Еще одно особенное отличие - умение сопоставлять одно качество с другим. В лингвистике это называют степенью сравнения.

Например: прохладный - прохладнее (более прохладный) - прохладнейший (самый прохладный).

Эти особенности отличают качественные имена прилагательные от всех остальных. Ни один разряд не имеет столько возможностей.

Помните, если вы сомневаетесь, это постоянный и непостоянный признак прилагательного, помните, что к первым относят лишь разряды.

Следующая группа отличается от других вопросом. Только притяжательные прилагательные может отвечать на вопрос «чей? ». Этот разряд обозначает принадлежность какому-либо животному или человеку.

Например: волчий след, акулий глаз.

Последняя группа - это относительные прилагательные. Они подсказывают, к какому времени или месту относится слово. Например: весенняя капель (время года), плавательный бассейн (предназначение), лесная прохлада (место).

Непостоянные признаки

Все характеристики, которые под влиянием чего-либо могут изменяться, называют непостоянными. В отличие от разрядов, эти могут отклоняться от начального варианта.

Необходимо различать постоянные и непостоянные признаки прилагательного.

Первое, что необходимо назвать, это род. Все они (мужской, средний и женский) присущи и имени прилагательному.

Например: настенный - темное - водная.

Следующим является число. Эта часть речи употребляется как в единственном, так и во и множественном: любой - разные.

Ну и, конечно, прилагательное изменяется по всем падежам. В этом оно схоже с существительным.

Признаки имен прилагательных (постоянные и непостоянные) указывают во время морфологического разбора. Его план укажем ниже в статье.

Роль в предложении

Постоянные и непостоянные признаки прилагательного изучаются очень подробно на уроках русского языка.

Помимо этого, детально рассматриваются все возможные его синтаксические функции.

Поскольку оно отвечает на вопрос «какой?», то, как правило, играет в предложении роль определения.

Например: Теплый летний вечер запомнился нам надолго.

В случае, когда прилагательное берет на себя функцию действия, то оно будет являться сказуемым.

Например: Платье было пестрое.

Иногда в русском языке происходит такое явление, как переход одной части речи в какую-либо другую. К примеру, слово "столовая" раньше было прилагательным. Теперь же оно чаще употребляется как существительное, потому в именительном падеже исполняет роль подлежащего, а в косвенных - дополнения.

Образец разбора

Перед тем как показать пример, необходимо разработать небольшой план, который поможет не запутаться в признаках.

  • Начальная форма и вопрос.
  • Грамматические особенности.
  • Постоянный и непостоянный признак прилагательного.
  • Роль в предложении.

Пример: В уютном доме расположились гости.

  • Уютный - имя прилагательное (какой?).
  • Признак.
  • Качественное.
  • Мужской род, предложный падеж, единственное число, форма полная, степень положительная.
  • Функция - определение.

Теперь вы без труда сможете выполнить разбор самостоятельно. Будьте внимательны, прилагательные очень часто путают с причастиями.

Материалы по теме:

  • Постоянные и непостоянные признаки прилагательного. Отличие его от причастия
  • Что такое прилагательное? Прилагательное как часть речи

Тема: Имя прилагательное как часть речи. Синтаксическая роль имени прилагательного в предложении.

Цель: Знать:

Морфологические признаки прилагательного

Синтаксическую функцию его в предложении

Роли прилагательного в тексте

Употреблять прилагательные в речи

Определять морфологические признаки прилагательного

Синтаксическую роль в предложении

Расширить:

Сведения о функции прилагательного в предложении

Ход урока

I Организационный момент

II Проверка д/з

III Лингвистическая разминка

1. На какие группы можно разделить данные слова? Подчеркните одну из групп одной чертой.

Корень, приставка,глагол, суффикс, местоимение, прилагательное, окончание, существительное.

Корень, приставка, суффикс, окончание – это части слова (морфемы).

Глагол, местоимение, прилагательное, существительное – это части речи.

2. Найдите лишнее слово в группе слов, подчеркните его одной чертой:

1) определение, обстоятельство, подлежащее,

2) прилагательное, сказуемое, дополнение.

Имя прилагательное – это часть речи.

IV Изучение нового материала

1. Работа с текстом

О какой птице идет речь?

Как вы это определили?

Какие слова помогли вам узнать дятла, хотя название птицы ни разу не упомянуто в тексте? На какие вопросы они отвечают? (Имена прилагательные)

К какой части речи относятся слова, с помощью которых дано такое точное и выразительное описание птицы?

Какие слова они поясняют? (Имена существительные)

2. Загадки

Сам алый, сахарный,

кафтан зеленый,

бархатный. (Арбуз)

Золотое решето черных

домиков полно: сколько

черненьких домов –

столько беленьких жильцов.(подсолнечник)

Какие слова помогают нам отгадать загадки? (Имена прилагательные.)

3. Поэтическая пятиминутка

Какие прилагательные помогают поэту образно нарисовать березку? Подчеркните все прилагательные в тексте волнистой линией.

Такое средство выразительности речи называется эпитетом.

Разберите по составу прилагательное грустная . Подберите к нему синонимы, а затем антонимы.

Выпишите из текста три словосочетания «прилагательное + существительное» (с различными существительными). Определите число, род, падеж прилагательных. От чего они зависят?

Белая берёза - ед.ч., ж.р., им.п..

На пушистых ветках – мн.ч., пр.п.

Новым серебром – ед.ч., с.р., тв.п.

4 Игра «Составь слово»

Составьте слово, предварительно выполнив ряд действий.

1. Взять приставку от слова, являющегося в предложении определением Шел бесконечный дождь.

2. Добавить подлежащее предложения Страх овладел им.

3. Добавить суффикс прилагательного прелестный и окончание прилагательного красные .

Получилось слово Бесстрашные х/ш

С каким фонетическим явлением вы встретились?

Почему в этом слове пишется две буквы с?

Разберите слово по составу.

5. Синтаксическая пятиминутка

Разберите предложения по членам предложения:

Бесстрашные птицы отважно защищали ласточкино гнездо.

Вода в озере холодная.

Какова синтаксическая роль прилагательного в предложении?

Определение, сказуемое.

На какие вопросы отвечают прилагательные? Что обозначают прилагательные, которые отвечают на вопрос чей?

Принадлежность предмета кому-либо.

6. Лексическая работа

Прочитайте предложения и найдите определения. Какие из них показывают только качество и свойство предмета. А какие ещё выражают и чувства человека?

1. Приближалась довольно скучная пора. (А.Пушкин)

2. Никнут шелковые травы. (С.Есенин)

3. Мелькает желтый лист на зелени дерев. (Н.Греков)

4. Осыпается весь наш бедный сад. (А.Толстой)

Вывод : прилагательные могут показывать не только качества и свойства предмета, но и выражать чувства человека, его впечатления от предмета.

Технологическая карта урока

Составитель: Копьяк Виктория Леонидовна , учитель русского языка и литературы, МБОУ «СОШ № 11»

Предмет: Русский язык. Класс - 5 А

Базовый учебник : Русский язык для 5 кл. общеобразоват. учреждений/_М. Т. Баранов, Т. А. Ладыженская, Л. А.

Тростенцова и др. – М.: Просвещение. 2015.

Тема урока : Имя прилагательное как часть речи. Синтаксическая роль имени прилагательного

Цель урока: Повторение ранее изученного о морфологических признаках имени прилагательного,

его синтаксической роли в предложении.

Задачи урока:

образовательные: выявить качество и уровень овладения знаниями и умениями, полученными в начальной школе;

обобщить материал как систему знаний;

развивающие: развивать интерес к предмету, позитивное отношение к изучению русского языка;

развивать навык безошибочного письма, правильного выделения орфограмм;

развивать речь, умение классифицировать и обобщать изучаемые факты;

развивать коммуникативные навыки;

развивать познавательный интерес;

воспитательные: воспитывать интерес к изучению русского языка, любви к русской природе;

формировать правильное отношение к слову.

Задачи урока через планируемые результаты:

Личностные :

    создание ценностных ориентиров и смыслов учебной деятельности;

    создание условий для развития уважительного отношения учеников друг к другу;

    формирование сознательного отношения к оцениванию усваиваемого содержания.

Предметные:

    знать морфологические признаки имени прилагательного, уметь определять синтаксическую роль прилагательного.

Метапредметные:

Регулятивные:

    формировать умение формулировать тему урока, цели урока, умение принимать и сохранять учебную задачу;

    учиться корректировать выполнение задания в соответствии с планом;

    уметь оценивать свою работу.

Коммуникативные:

    развивать умение работать с информацией на уроке, связно излагать мысли;

    сохранять и развивать умение сотрудничать в паре и группе, отвечать на вопросы, слушать и слышать;

    формулировать, высказывать и обосновывать свою точку зрения.

Познавательные:

    формировать умение работать с текстом, выполняя учебно- познавательные действия, осуществляя логические операции анализа, синтеза, классификации;

    понимать и интегрировать информацию в имеющийся запас знаний, преобразовывать, структурировать и применять с учётом решаемых задач;

    извлекать нужную информацию.

Тип урока: урок повторения знаний.

Основные методы обучения:

Частично-поисковый

Словесный

Самоконтроль

Наглядно-вербальный

Используемая технология : технология деятельностного подхода.

Необходимое оборудование: учебник. дидактические карточки с заданиями – приложение 1.

СТРУКТУРА И ХОД УРОКА

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Самоопределение к деятельности (Организационный момент)

Приветствует обучающихся, проверяет их готовность к уроку.

Сбор домашних тетрадей.

Создает эмоциональный настрой на урок, желая творческих успехов, достижения учебной целей

Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку.

Записывают число и вид работы

Погружение в тему урока

Актуализация деятельности

1.Вспомним, что такое имя прилагательное?

2.Что обозначает имя прилагательное?

Действие предмета

Признак предмета.

3.На какие вопросы отвечает?

Какая? кто? какой?

Какой? что делать? что?

Какой? какая? какое? какие?

4.Как изменяются имена прилагательные?

По родам и числам

По падежам и числам

По родам, числам, падежам

5.Какими членами предложения являются имена прилагательные?

Задание: попробуйте по описанию в тексте угадать, о какой птице идет речь?

……...назван царем всей водяной птицы. Он белый, как снег. У него длинная, гибкая и красивая шея……..прекрасен, когда плавает по гладкой поверхности воды.

Слова какой части речи помогли вам угадать название птицы? (имена прилагательные)

Сравните прилагательные:

(Лебедь) прекрасный-(лебедь) прекрасен. В чем их отличие? (разные окончания)

В какой форме употреблены данные прилагательные?

(в полной и краткой форме)

Какими членами предложения являются прилагательные в полной и краткой форме?(определением и сказуемым)

Задание: спишите, вставляя пропущенное слово (название птицы).

Подчеркните имена прилагательные как члены предложения.

Определите часть речи выделенного слова. Каким членом предложения оно является?

Проверьте себя!

Прилагательные водяной, белый, длинная, красивая, гладкой являются определением.

Выделенное слово прекрасен-прилагательное, употребленное в краткой форме, в предложении является сказуемым.

Фронтальная работа.

Определение темы урока. Постановка цели.

Погружение в тему урока.Целеполагание.

Отгадайте тему урока:

С существительным дружу

И нисколько не тужу.

Моя основная примета:

Обозначаю признак предмета.

Лед (какой?) холодный, гладкий.

Чай (какой?) горячий, сладкий.

Изменяюсь по родам,

Числам и падежам.

Люблю детей внимательных,

Кто я? (прилагательное)

О какой роли прилагательного мы с вами говорили,когда разбирали их по членам предложения?(синтаксической роли)

Ребята, ваш ответ помог нам сформулировать тему нашего урока.

Как она будет звучать, какие есть варианты?

Запись темы на доске и в тетрадях.

Как вы думаете, какие цели стоят сегодня на уроке перед нами? Чем мы будем заниматься? (Мы должны повторить всё, что знаем об имени прилагательном, морфологические и синтаксические признаки этой части речи, выяснить роль имён прилагательных в речи).

Выдвигают версии.

Формулируют тему и цели урока.

Динамическая пауза

Творческая практическая деятельность по реализации построенного проекта

Ребята, а как вы понимаете смысл названия имени прилагательного?

К чему «прилагается» данная часть речи?

С какой частью речи всегда связано прилагательное?

Как называется такой вид связи?

Задание:исправьте речевые ошибки!

Арбуз (какая?)красные

Лиса (какое?)хитрые

Солнышко (какой?) яркие

Могут ли существительные и прилагательные быть разного рода, числа и падежа

Задание: выпишите имена прилагательные, укажите их род, падеж и

Как согласуется с существительными имя прилагательное?(в роде, числе,падеже)

Физминутка

Сейчас я буду называть словосочетания, состоящие из прилагательных и существительных. При назывании словосочетаний в мужском роде встают мальчики, в женском роде – девочки: удобный стол, красивая косынка, высокий дуб, вкусная ягода, солёное озеро, высокая гора, рыжий кот, мамина сумка, тёплое море, папин ноутбук.

Почему при назывании некоторых словосочетаний никто не встал?

Ребята, выдвигают версии.

Дети выполняют лингвистическую физминутку.

Применение знаний при решении практических задач.

Первичное закрепление с комментированием во внешней речи

1)Закрепление умений согласовывать прилагательное с существительным.

-

Работа по карточкам, взаимопроверка в парах.

1 вариант

«Озеро в лесу -_______________________,

Город близ моря - _________________________,

Кофта мамы - ______________________________»

2 вариант.

«Дорога вдоль берега - _____________________,

Море на юге -______________________________,

Пиджак папы -______________________________»

2)Закрепление умений использования имён прилагательных при составлении предложений.

- Письмо с комментированием – выполнение упражнения 566:

Выполняем столбиком. Указываем главное слово, через тире записываем вопрос, определяем, падеж, число.

3) Повторение знаний о синтаксической роли имени прилагательного.

4) Синтаксический анализ предложения на доске:

«Наступила ранняя весна.

5*) Устная работа по упражнению 567

Повторяют, что имена прилагательные согласуются с именами существительными в роде, числе, падеже.

Работают по цепочке.

Два ученика работают у доски, составляю по одному простому предложению с любым из с/с, подчёркивают прилагательные как члены предложения.

Самостоятельная работа

Самостоятельная работа

Самостоятельная работа: реконструкция текста упр. 574 (на карточке)

- Вставьте.

Весна но холодно. Погода ненас(?)ная. Небо__________.

Работают самостоятельно по карточке.

Рефлексия дввеятельности.

Включение в систему знаний и повторение

Отгадайте загадки (задание по рядам)

Зеленый, сладкий, сахарный (арбуз)

Спелое, круглое, сочное (яблоко)

Бурый, мохнатый, косолапый

(медведь)

В синей чаше алый мяч,

Он и светел и горяч (солнце)

Кто бежит по горным склонам,

Тараторя сам с собой,

И густой траве зеленой

Прячет хвостик голубой? (ручей)

Голубой шатер весь мир накрыл (небо)

Вывод: так для чего нам нужны имена прилагательные? (чтобы сделать нашу речь яркой выразительной)

Поэтому прилагательные говорят о себе так:

У существительных подчас

Не жизнь,а просто скука.

Ни цвета нет у них без нас,

Ни запаха, ни звука.

Но если нас к ним приложить.

Им веселее будет жить.

Смогли ли мы решить поставленные задачи?

Сделайте вывод об имени прилагательном как части речи, воспользовавшись схемой ответа.

Имя прилагательное - это_______________ , которая отвечает на вопросы _____________, согласуется с именем существительным в __________ , в предложении является _______________.

Осуществляют самооценку своей деятельности, соотносят задачи с результатами.

Домашнее задание

Рефлексия

Что нового узнали на уроке?

Что вызвало затруднение?

Приобретают умения мотивированно организовывать свою деятельность

Оценивание.

Домашнее задание

Записывают домашнее задание в дневник

Список использованной литературы

    Русский язык. 5 класс. Поурочные планы к учебнику Ладыженской Т.А., Баранова М.Т. и др. - М., 2014.

2. Русский язык для 5 кл. общеобразоват. учреждений/_М. Т. Баранов, Т. А. Ладыженская, Л. А. Тростенцова и др. – М.: Просвещение. 2015.

3. Тематическое и поурочное планирование по русскому языку/ Т. В. Раман.-М.: Издательство «Экзамен».

4. Уроки русского языка в 5 классе/ Е.И. Никитина– М.: Просвещение, 2003.

1 вариант.

Имя прилагательное

2 Замените данные словосочетания «существительное + существительное» синонимичными «прилагательное + существительное», сохранив главное слово. В новых словосочетаниях поставьте вопрос от главного к зависимому слову, определите род прилагательных.

Озеро в лесу -__________________________________________,

Город близ моря - ______________________________________,

Кофта мамы –__________________________________________.

3. Вставьтеподходящие по смыслу прилагательные, определите их синтаксическую функцию.

Из______________ облаков падает то снег, то дождь. Дует _____________ ветер и раскачивает_______________ ветви деревьев. Везде лужи____________воды и _____________ сугробы снега. И всё-таки на душе радос(?)но потому что весна наступила.

4.

2 вариант. ФИ__________________________________________

1.Кластер

Имя прилагательное

2. Замените данные словосочетания «существительное + существительное» синонимичными «прилагательное + существительное», сохранив главное слово. В новых словосочетаниях поставьте вопрос от главного к зависимому слову, определите род прилагательных.

Дорога вдоль берега -____________________________________,

Море на юге - __________________________________________,

Пиджак папы –_________________________________________.

3. Вставьтеподходящие по смыслу прилагательные, определите их синтаксическую функцию.

Весна но холодно. Погода ненас(?)ная. Небо________________.

Из______________ облаков падает то снег, то дождь. Дует _____________ ветер и раскачивает_______________ ветви деревьев. Везде лужи____________воды и _____________ сугробы снега. И всё-таки на душе радос(?)но потому что весна наступила.

4. Сделайте вывод об имени прилагательном как части речи, воспользовавшись схемой ответа. Возле новой для вас информации поставьте знак «!»

Имя прилагательное - это_______________________________ , которая отвечает на вопросы ___________________________, согласуется с именем существительным в _________________ , в предложении является _________________________________.

Предложение является одной из основных единиц синтаксиса. Оно представляет собой законченную мысль и может состоять из одного и более слов. С грамматической точки зрения в предложении есть члены - главные (подлежащее и сказуемое), а также второстепенные (это Какова же синтаксическая роль той или иной части речи в предложении? С этим вопросом постараемся разобраться ниже: мы будем рассматривать только

Синтаксическая роль существительного

Как правило, выступает в роли главного члена предложения или дополнения. Но особенность этой части речи в том, что она может стать любым членом предложения. В своей основной роли существительные могут определяться, например, прилагательными, местоимениями, причастиями, с согласованием в таких категориях, как род, число и падеж. Также существительное может составлять синтаксические конструкции с глаголами, наречиями и предикативными словами.

Синтаксическая роль имя прилагательного

Наиболее частая роль прилагательного в предложении - согласованное определение, но она не единственная. Имя прилагательное также может выступать в качестве подлежащего или именной части составного сказуемого. Для прилагательных в краткой форме характерно выступать только в роли сказуемого.

Синтаксическая роль наречия

Обычной ролью наречия является обстоятельство - образа действия, времени, места, причины, цели, меры и степени. Однако иногда оно может быть сказуемым. Есть также отдельная группа наречий, которые в предложении играют роль союзных слов.

Синтаксическая роль глагола

Глагол обычно выступает в роли сказуемого. Инфинитив (если не помните - это также может входить в составное сказуемое, либо представлять собой подлежащее, дополнение, определение, обстоятельство.

Синтаксическая роль причастия

Причастие обладает теми же грамматическими свойствами, что и прилагательное, поэтому в предложении нередко выступает в качестве согласованного определения. Однако его родство с глаголом также позволяет причастию в некоторых случаях быть именной частью составного сказуемого, но это характерно только для кратких форм. Кроме того, причастие с зависимыми словами образует так называемый который, являясь неделимой конструкцией, может быть практически любым второстепенным членом.

Синтаксическая роль деепричастия

Деепричастие в предложении выступает только обстоятельством. Однако в составе оно может стать другим второстепенным членом предложения, но важно помнить о том, что оборот рассматривается как единое целое.

Синтаксическая роль местоимения

Роль местоимения напрямую зависит от того, к какому разряду оно принадлежит. Так как многообразие местоимений дает им широкие возможности, они могут выступать в качестве подлежащего, сказуемого, определения и дополнения - в зависимости от контекста.

Синтаксическая роль числительного

Числительные в предложении могут быть как подлежащим и сказуемым, так и определением или обстоятельством времени. Как видим, ничего сложного.

    Принцесса Фонетика предоставит возможность вспомнить о буквах и звуках,

    Королева Морфология напомнит о частях слова, частях речи,

    а Король Синтаксис познакомит нас с синтаксической ролью имен прилагательных в предложении.

    3. Минутка чистописания.

    Откройте тетради, запишите чис-ло, классная работа.

    Дайте характе-ристику букве.

    Ф.И ученика

    Словарная работа

    Работа в парах

    Включись

    Самостоятельная работа

    Итоговая оценка

    1. Словарная работа.

    Вот он деревце качает
    И разбойником свистит,
    Вот последний лист срывает
    И кружит его, кружит. В етер.

    Над лесами, городами,
    Над просторами полей
    Проплывают караваны
    Небывалых кораблей.
    Держат путь вокруг земли
    Эти чудо-корабли. О блака

    Под кустом сидит, дрожит.
    Видит волка — и бежит. З аяц

    Все время стучит,
    Деревья долбит.
    Но их не калечит,
    А только лечит. Д ятел

    В два ряда дома стоят,

    Десять, сорок, сто подряд.

    И квадратными глазами

    Друг на друга глядят. У лица

    Шайбу здесь вовсю гоняют
    И в ворота всё бросают.
    Здесь на поле лёд везде,
    Рады мы такой игре! Х оккей

    Воздух

    К слову воздух подбери столько имён прилагательных, сколько кругов вокруг слова. Составь и запиши одно предложение и сделай синтаксический разбор предложения - фронтальная работа.

    - Что такое определение?

    Памятка.

    Определение —

    Имя Прилагательное: - Милые Существительные, пустите нас в свои владения, мы будем вам помогать, мы так всё приукрасим, что глаз не отвести!

    Имя Существительное: - Пожалуйста, прелестные Прилагательные. Мо-жете пользоваться нашими формами: родом, числом и падежом. Пусть всё кругом станет ещё прекраснее!

    Все: Вместе служим - вместе дружим.

Просмотр содержимого документа
«Синтаксическая роль имен прилагательных. »

Предмет: русский язык

Дата: 4.12.13

Тема: Синтаксическая роль имен прилагательных.

Задачи: способствовать формированию представлений о синтаксичес­кой роли имен прилагательных; способствовать формированию каллигра­фических навыков, орфографической грамотности, умению находить опре­деление в предложении, развитию логического мышления, речи, внимания; развивать навыки самоанализа и самоконтроля; способствовать воспитанию организованности, активности, интереса к предмету.

Ход урока:

    Организационный момент.

    Сообщение темы, задач урока.

Сегодня мы отправляемся в страну Грамматику.

Мотивация: «Грамматика, грамматика! Наука очень строгая. Тебя моя грамматика, Осилю понемногу я » - В каком значении употребили слово «осилю».

Подберите к этому глаголу синонимы, (выучу, узнаю, изучу, преодолею трудности, научусь грамотно писать)

А вы хотите этому научиться?

Если так, я приглашаю всех вас и эту удивительную страну Грамматику, в которой правят Король Синтаксис, Королева Морфология и Принцесса Фонетика.

Принцесса Фонетика предоставит возможность вспомнить о буквах и звуках,

Королева Морфология напомнит о частях слова, частях речи ,

а Король Синтаксис познакомит нас с синтаксической ролью имен прилагательных в предложении.

Это значит, что мы узнаем, какую роль играет в предложении имя прилагательное.

3. Минутка чистописания.

Начнем с минутки чистописания.

Откройте тетради, запишите чис­ло, классная работа.

Поиграем в игру «Буква заблудилась». Б, в, г, л, д, ж, з

Дайте характе­ристику букве.

Пропишите буквы, выполните упражнение для скорописи.

Сегодня будем работать с листом самоанализа и самоконтроля оценок, в конце урока подведём итог.

Ф.И ученика

Словарная работа

Работа в парах

Включись

Самостоятельная работа

Итоговая оценка

    Словарная работа.

Предоставляются загадки, учащиеся самостоятельно записывают слова и определяют орфограммы.

Вот он деревце качает
И разбойником свистит,
Вот последний лист срывает
И кружит его, кружит... В етер.

Над лесами, городами,
Над просторами полей
Проплывают караваны
Небывалых кораблей.
Держат путь вокруг земли
Эти чудо-корабли. О блака

Под кустом сидит, дрожит.
Видит волка - и бежит. З аяц

Все время стучит,
Деревья долбит.
Но их не калечит,
А только лечит. Д ятел

В два ряда дома стоят,

Десять, сорок, сто подряд.

И квадратными глазами

Друг на друга глядят. У лица

Шайбу здесь вовсю гоняют
И в ворота всё бросают.
Здесь на поле лёд везде,
Рады мы такой игре! Х оккей

По первым буквам соберите последнее словарное слово. Воздух . Самопроверка и самооценка в лист оценивания

К какой части речи относятся все словарные слова? Расскажите всё об имени существительном.

К слову воздух подбери столько имён прилагательных, сколько кругов вокруг слова. Составь и запиши одно предложение и сделай синтаксический разбор предложения – фронтальная работа.

Вспомните, что вы знаете о свойствах воздуха?

- Какую роль в предложении играет имя прилагательное?

- Что такое определение?

- На какие вопросы отвечает определение?

- Как обозначаем на письме определение?

Памятка.

Определение - это второстепенный член предложения, который отвечает на вопросы: "какой?", "какая?", "какое?", "какие?", "чей?", "чья?", "чье?", "чьи?" и обозначает признак предмета. Определения обычно выражают прилагательными и подчёркивайте волнистой чертой.

5. Инсценирование сказки «Скромные просители».

Послушайте и ответьте, почему так называется сказка?

Имя Прилагательное: - Милые Существительные, пустите нас в свои владения, мы будем вам помогать, мы так всё приукрасим, что глаз не отвести!

Имя Существительное: - Пожалуйста, прелестные Прилагательные. Мо­жете пользоваться нашими формами: родом, числом и падежом. Пусть всё кругом станет ещё прекраснее!

Автор : Понравились Скромные просители Существительным, взяли их к себе, а заодно и формы свои одолжили. Так и живут до сих пор Прилагательные. Чтобы согласовываться с Существительными, берут у них напрокат формы рода, числа и падежа.

Все: Вместе служим - вместе дружим.

Учитель: Итак, кого в сказке называют Скромными просителями?

Вывод: Какого рода, числа и падежа имя существительное, такого рода, числа и падежа имя прилагательное.

6.Работа в парах.

Прочитай слово. К имени существительному подбери как можно больше имён прилагательных. С одним прилагательным составь и запиши предложение, определите род, число, падеж имени прилагательного.

1п – берёза 2 п – игрушка 3п - друг 4 п – тетрадь

5п – ручка 6 п- карандаш 7п - яблоко 8 п - морковь

Физминутка.

Пописали, почитали,

Поднимитесь, пошагайте,

Покричите, помолчите,

Потанцуйте, постучите,

Помашите, потянитесь,

Поморгайте, улыбнитесь,

Посидите, пошепчите,

Успокойтесь, подремлите…

А теперь все поднимайтесь

И за дело принимайтесь.

7. «Включись»

От имён существительных образуй имена прилагательные единственного числа. Запиши их. С выделенным словом составь и запиши предложение. Лучшее предложение записываем и делаем синтаксический разбор предложения. Выделенное слово – фонетический разбор.

Река- …, радость - …, молоко - …, звезда - …, грусть-..., лес -… .

8. Самостоятельная работа.

Прочитай текст, употребляя прилагательные в нужных формах рода и числа. Выделенное предложение спиши и сделай синтаксический разбор предложения.

На дворе стоит глубок… осень. Скучн… картина! Льют част… дожди. Осенн… ветер срывает последн… листья с деревьев. Перелётн… птицы давно улетели. Утренн… заморозки затянули лужи тонк… ледком.

С опорными словосочетаниями составь и запиши небольшой рассказ на тему «Зимнее утро». Подчеркни имена прилагательные во множественном числе. Определи их падеж.

Раннее утро, чистые снега, пушистый иней, хрупкий ледок, весёлые ребята.

9*. (дополнительный материал) Лингвистическое задание - игра «Подбери слово».

* Солнечный, весёлый........... день

* Ясная, холодная............... погода

* Серое, хмурое........... утро

* Карие, голубые - ……….. глаза

*Осенние, весенние............. каникулы

Самопроверка. (Учитель читает,)

10. Итог урока. - В какую страну мы совершили путешествие?

С чем познакомили нас Принцесса Фонетика, Королева Морфология, Король Синтаксис?

Какую роль в предложении играет имя прилагательное?

11. Домашнее задание. Страница 86 упр. 261

Loading...Loading...