Урок русского языка "правописание окончаний существительных в творительном падеже".

Школа - гимназия № 31
г. Астаны
Открытый урок
по русскому языку
тема:
«Правописание безударных окончаний имен существительных в творительном падеже»
Учитель 3 «В» класса
Есова Г.К.
Астана - 2009
Тема: Правописание безударных окончаний имен существительных в творительном падеже.
Цель: формирование умений обосновывать окончания имен существительных в творительном падеже 1, 2, 3 – го склонений в единственном числе.
Задачи:
Расширить знания учащихся о творительном падеже и выработать навык правописаний окончаний имен существительных в творительном падеже.
Развивать речь детей, обогащать словарный запас, учить быстро ориентироваться в тексте, способствовать формированию грамотного и красивого письма.
Воспитание навыков коллективного сотрудничества и дружбы.
Оборудование: интерактивная доска, карточки, таблица, схема, тестовые задания.
Этапы урока Содержание урока
Примечание
Орг. момент Проверка готовности к уроку.
Психологический настрой на работу Минутка чистописания
На доске:
врач доктор отец зуб трактор море уехал ракета прочитал золото очки ворота холод мороз охотник Заполните пустые клетки. Сравните и найдите лишнее слова в каждой строке и вы узнаете какие буквы мы будем писать.
(мр, оз, зн, ро)
Какое слово получилось? (Мороз) Придумайте однокоренные слова.
Морозец, морозище морозный морозить. Разобрать по составу. Словарный диктант.
Сообщение темы и цели урока
П года, с рень, с лдат, ур ган, .. тчизна, м тель, пр..рода.
Поставить сущ. в творительном падеже, поставить в словах ударение, выделить окончание
Давайте определим тему урока. Итак, тема нашего урока «Правописание безударных окончаний имен существительных в творительном падеже». Сегодня на уроке мы научимся правильно писать безударные окончания имен существительных в творительном падеже 1, 2, 3-го склонения в единственном числе. Проведем небольшое тестирование и творческую работу. Каждый получит оценку. Повторение пройденногоЧто вы знаете о существительном?
Как отличить родительный падеж от дательного падежа?
(при помощи предлогов и окончаний)
Как отличить родительный падеж от винительного?
(по окончанию и предлогу)
Как можно различать эти падежи у сущ. 2 склонения с предлогами?
(сущ. 2 склонения подставить сущ. 1 скл.)
Как проверить безударные окончания в родительном, дательном и предложном падежах? Фронтальный
опрос
Наблюдение над употреблением им. сущ. в творительном падеже и их окончаниями. На доске:
Составьте словосочетания с сущ. в творительном падеже. Укажите склонение, выделите окончания. И одновременно дополнить кластер новыми сведениями о существительных творительного падежа ед. ч.
Пришла с чем? метель, ветер, вьюга
Занесло чем?снег
Украсила чем?серебро, узор
Укрыла чем? ковер
Летел чем? над лес, поле, город
Любовались чем? снежинка, ель
Играть с кем? подруга, Таня, Саша
Какие окончание имеет существительное в творительном падеже 1, 2,3 склонения?
Вывод: как проверить безударные окончания сущ. тв.п Составление кластера Тв. п.

Закрепление а) Составьте и запишите словосочетания.
Разукрасил (иней), покрылись (лед), несет (холод), заливается (лай).
в) Составьте предложения:
Пашня, кружилась, ласточка.
Проходит, неделя, неделя.
Охотник, вернулся, лиса.
с) Придумать и записать 2 предложения с сущ. творительного падежа 1 и 2 склонения. Разноуровне-
вые задания:
а)репродуктивное
в)конструктивное
с)творческое задание
Прослушивание стихотворения А.С. Пушкина «Вот север тучи нагоняя..»Чье это произведение?
К какому времени года посвятил эти строки поэт?
Какие литературные приемы использовал автор?
Найдите сущ. в творительном падеже? Физминутка Работа с книгой Отработка способа проверки безударных окончании сущ. в т. пУпр. 329 Контрольный тест: «Проверь себя». 1.Вариант. Найти одушевленные сущ. мужского рода в творительном падеже,ед. ч.
2. Вариант. Найти неодушевленные сущ. мужского рода в творительном падеже, ед. ч.1. Мечтать о лете
2. Стоять перед отцом
3.Отдыхать под деревом
4.Спрятаться за дубом
5. Наблюдать за малышом
6.Искать под столом
7.Пиджак отца
8.Рисовать карандашами
9.Гордиться товарищем Взаимопрове-каТворческое задание Используя данные с/с написать мини- сочинение «Вот и зима пришла»
Кружились в воздухе, ложились на крыши домов, озябшую землю, покрылись белой чистой скатертью, побежали к горке. Итог урока Рассказать о творительном падеже:
Сравните их с окончаниями в других педежах.
Есть ли в русском языке падежи, в которых есть такие же окончания как в творительном падеже.
Как можно узнать тв. п.(по окончанию, по значению,
по предлогам)
Как проверить безударные окончания сущ. творительном падеже? Рефлексия Оцените свою работу цветом:
-Красный – хорошо усвоил материал.
-Зеленый – не хватает практических навыков по отработке способа прверки безударных окончаний сущ. тв п.
Синий – еще нужно работать.
Понравился ли вам урок? Что вам показалось наиболее интересным? Почему?
Выставление оценок. Комментирование и выставление оценок Домашнее задание Упр.333 с.98

Тема: «Правописание падежных окончаний имен существительных в творительном падеже» (4 класс)

Цель урока:

Познакомить с особенностями творительного падежа, его значением, предлогами.

Предметные результаты:

1. Познакомить с падежными окончаниями имён существительных в творительном падеже, формировать навык правописания окончаний имён существительных в творительном падеже, совершенствовать умение обосновывать написание падежных окончаний имён существительных.

2. Определять имена существительные в творительном падеже.

Метапредметные результаты:

Личностные результаты:

Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей

Проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве

Регулятивные результаты:

Самостоятельно определять учебную задачу

Планировать свою деятельность по решению учебной задачи

Адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение по ходу его реализации и в конце действия.

Познавательные результаты:

Ученики понимают, что такое творительный падеж имен существительных, его вопросы, предлоги, окончания;

Осознанно и произвольно строят речевое высказывание в устной и письменной форме

Осознают ценности своего языка.

ХОД УРОКА

    Орг. момент.

Мотивация к учебной деятельности, включение в учебную деятельность

– Прочитайте эпиграф к уроку. Как понимаете его смысл?

– В конце урока мы вернёмся к нему и ответим на вопрос: Почему я решила применить его к нашему уроку?

«Знание только тогда знание, когда оно приобретено усилиями своей мысли». Л.Н.Толстой

( Пропустил через себя, свои мысли, обдумал и понял. Если ты справляешься с трудной задачей, тогда чувствуешь себя победителем)

- Сегодня на уроке мы будем добывать знания, исследовать объекты русского языка.

2. Минутка чистописания .

А начнём урок с минуты красивого письма.

Тройка, тройка прилетела,

Скакуны в той тройке белы.

А в санях сидит царица,

Белокоса, белолица.

Как махнула рукавом –

Все покрылось серебром.

– О чем говорится в загадке?

(Зима. Удивительно красивое время года)

Охарактеризуйте звуки.

Зима, зимушка, зимовье, мороз.

– Какое слово можно назвать «лишним»?

– Почему?

Спишите слова с этой буквой, расставьте ударение, подчеркните проверочное слово.

Сегодня на уроке я приглашаю Вас, ребята, отправится в путешествие по морю. Подумайте, как оно называется?

Прочитайте слова, записанные на доске. Кто из Вас догадался, по какому морю мы отправимся в путешествие?

Что Вы знаете об Имени Существительном?

3. Словарная работа. .- Наш корабль подходит к о. Склонения.

Записать слова и определить склонение (на компьютере)

Библиотека, вагон, декабрь, квартира, молоко, хозяйство, посуда.

Ребята, для чего нам необходимо правильно определять склонение имен существительных?

(чтобы правильно написать безударное падежное окончание имен существительных – это орфограмма)

4.Постановка цели и задач урока.

Давайте вспомним, сколько падежей в русском языке?

Назовите их по порядку.

Игра «Узнай падеж»

– Я называю вопросы, или вспомогательное слово, или предлоги, а вы должны определить падеж.

1) кому? (Д. п.)

2) на, за, под, через, про, в. (В. п.)

3) нет. (Р. п.)

4) «щедрый» падеж. (Д. п.)

5) без предлога не употребляется. (П. п.)

6) подлежащее. (И. п.)

7) кого? (В. п., Р. п.)

8) два предлога. (Д. п.)

9) что? (И. п., В. п.)

– С правописанием окончаний существительных в каких падежах мы уже познакомились?

Вспомните алгоритм написания безударных окончаний существительных.

– Попробуем записать эти слова в три столбика по падежам, вставив пропущенные окончания. (Р.п.; Д.п; В.п.)

- Игра « Заселяем домики»

К реке, от деревни, для сестры, из нефти, по площади, к подруге, в ручей, за ногу, про лисицу, над городом, по улице, без медали, от сирени, к озеру, за дорогу, через реку, по яблоне, у дома.

– А какое слово мы не смогли записать в столбики?

– Почему?

У каждого падежа свой порт. Как вы думаете, в каком порту нам следует остановиться, чтобы найти ответ на интересующий нас вопрос?

Итак, кто назовёт тему нашего урока?

– Сегодня на уроке мы продолжим углублять знания о падежах имени существительного. Что мы сегодня узнаем о Т.п. (Вопросы, предлоги, окончания.)

5. Работа над новым материалом.

– Ребята, мы с вами проведем самостоятельно исследование существительных в Т.п.

Записать слова, поставить его в Т.п, выделить окончание, определить склонение.

Береза, вишня, ученик, сердце, смелость

Вывод: Какие окончания имеют существительные в Т.п.? (карточка)

Дети с улыбкой наблюдали за обезьянкой.

Разберите предложение по членам и скажите, каким членом предложения являются существительные в Т.п.:

6.Физминутка.

Я буду называть падеж и падежные вопросы. Если падеж и вопросы совпадают--хлопайте, если нет- топайте.

И.п. Кого? Что? И. п. Кто? Что?

Д. п. Кому? Чему? В. п. Кого? Чего?

В. п. Кого? Что? Т. п. Кем? Чем?

Р. п. Кем Чем? В. п. В ком? В чём?

П. п. О ком? О чём? Р. п. Кого? Чего?

Т. п. Кого? Чего? Д. п. Кому? Чему?

6. Первичное закрепление . (1 у доски)

Выпишите существительные в Т.п., выделите окончания, подчеркните предлоги Т.п.

Мороз покрыл землю пушистым (…?) одеял…м, реки сковал прозрачным скользким (…?) льд…м. Зима раскрасила крыши домов белой (…?) краск…й, окна – серебристым (…?) ине…м. Детвора собралась под (…?) ель…

7.Работа по учебнику. (с.109)

Упр.209. с.109

8. Определите падеж существительных и запишите только буквы падежей.

Растет под березой, убежал от лисы, прочитал про слона, сидели у реки, шли по городу, шагать с песней, смотрел на крокодила, жить без друга, сидит с газетой, лететь над деревней, приехал к сестре, стать писателем.

Взаимопроверка по таблице.

8. Итог урока.

Пора подвести итоги нашей работы.

– Что вы нового и интересного узнали на уроке?

9.Рефлексия.

«!» – молодец, все делаю правильно;

«+» – хорошо, допускаю незначительные ошибки;

«?» – нужна помощь учителя

Выставление оценок

10. Д/з. Упр.213, правило с.108

Таблица 1 — Падежные окончания существительных в единственном числе

Падежи I склонение II склонение III склонение
И. п. -а, -я

жена , земля

, -о, -е

конь, село , поле

ночь, лошадь

Р. п. -ы, -и

жены , земли

-а, -я

коня , села , поля

ночи , лошади

Д. п.

жене , земле

-у, -ю

коню , селу , полю

ночи , лошади

В. п. -у, -ю

жену , землю

,-а, -я, -о, -е

коня , село , поле

ночь, лошадь

Т. п. -ой (-ою), -ей (-ею)

женой , землей

-ом, -ем

конём , селом , полем

-ью

ночью , лошадью

П. п.

жене , земле

-е, -и

коне , селе , поле

ночи , лошади

В падежных окончаниях единственного числа пишется:

  1. буква е : в дательном и предложном падежах существительных I склонения и в предложном падеже II склонения (кроме слов на -ия , -ий , -ие ), например: к фабрике , на фабрике , к земле , о батарее , в статье ; на заводе , на станке ; о море ; в селе ;
  2. буква и :
    • в родительном падеже существительных I склонения, например: у фабрики , у земли , около батареи , из статьи ;
    • в предложном падеже существительных II склонения на -ие , -ий , например: в лектории , в волнении , о мировоззрении ;
    • в родительном, дательном и предложном падежах существительных I склонения на -ия , существительных III склонения и разносклоняемых существительных среднего рода на -мя , например: из коллекции , к коллекции , в коллекции ; из шинели , к шинели , в шинели ; у знамени , к знамени , о знамени .

Следует различать формы предложного падежа существительных среднего рода на -ие и -ье , например: находиться в размышлении , быть во всеоружии (окончание ); находиться в раздумье , быть на побережье (окончание ).

Падежные окончания в фамилиях и названиях

В русских фамилиях на -ин(-ын) и на -ов(-ев) в творительном падеже единственного числа пишется -ым (как у прилагательных), например: с Вячеславом Деминым , с Ростиславом Синицыным , с Кириллом Колосовым . В иностранных фамилиях пишется окончание -ом , например: Дарвином , Чаплином .

В названиях населенных пунктов на -ин(-ын) , -ов(-ев) , -ино(-ыно) , -ово(-ево) в творительном падеже единственного числа пишется окончание -ом (как у существительных), например: под городом Кашином , селом Бородином , городом Дмитровом .

Падежные окончания существительных множественного числа

Таблица 2 — Падежные окончания существительных во множественном числе

Падежи I склонение II склонение III склонение
И. п. -ы, -и

жены , земли

а, -я, -ы, -и

кони , сёла , поля

ночи , лошади

Р. п.

жён, земель

-ов, -ей,

коней , сёл, полей

-ей

ночей , лошадей

Д. п. -ам, -ям

жёнам , землям

-ам, -ям

коням , сёлам , полям

-ам, -ям

ночам , лошадям

В. п. -ы, -и,

жён, земли

-а, -я, -ы, -и, ей, -ов

коней , сёла , поля

-и, -ей

ночи , лошадей

Т. п. -ами, -ями

жёнами , землями

-ами, -ями

конями , сёлами , полями

-ами, -ями

ночами , лошадями

П. п. -ах, -ях

жёнах , землях

-ах, -ях

конях , сёлах , полях

-ах, -ях

ночах , лошадях

  1. В родительном падеже множественного числа после шипящих буква ь не пишется, например: решение задач , ремонт жилищ .
  2. В родительном падеже множественного числа существительных на -ья и -ье в безударном положении пишется -ий , под ударением — -ей , например: лгу́ний (лгунья), разду́мий (раздумье), но стате́й (статья), скаме́й (скамья) . Исключения: ру́жей (ружьё), платьев (платье), устьев (устье), верховьев (верховье), низовьев (низовье).
    У существительных на -ия , -ие в родительном падеже всегда пишется -ий , например: линий (линия), зданий (здание) .
  3. Если в родительном падеже множественного числа существительные оканчиваются на -ен , то мягкий знак не пишется, например: песен, вишен (ср. яблонь, кухонь) . После -ен в родительном падеже буква ь пишется в словах деревень , барышень .

Какие же безударные окончания надо проверять, а какие надо просто запомнить. Проверять надо безударные окончания -е, -и в существительных родительного, дательного, а также предложного падежа. Запомнить следует безударные окончания в существительных в творительном падеже.

1-е склонение: -ой(-ей) памяткой, деревней.

2-е склонение: -ом(-ем) годом, полем.

Для проверки правильного определения безударного окончания существительного следует определить падеж. Затем определить склонение. Далее вспоминаем окончание существительного определенного склонения в требуемом падеже.

Пример:

Летом ребята купались в озере.

Ребята купались (где? в чем?) в озере , значит это предложный падеж.

Озеро (оно, мое) - существительное среднего рода, имеет окончание -о, значит оно относится ко второму склонению. Существительное второго склонения в предложном падеже имеет окончание -е. Итак, записываем:

Ребята купались (где? в чем?) ПП 2-е скл., -е) в озере .

Еще один способ проверить окончание существительного - вставить вместо существительного с безударным окончанием, подставить существительное того же склонения и в том же падеже, но с ударным окончанием: ребята купались в реке, в озере .

Теперь разберем правописание безударных окончаний существительных во всех падежах.

Склонение существительного определяется по именительному падежу .

Родительный падеж

Существительное в родительном падеже отвечает на вопросы кого? чего? (откуда? где?) . Используемые предлоги: от, до, из, без, у, для, около, с .

Окончания:

1-е склонение: -и, -ы.

2-е склонение: -а, -я.

3-е склонение: -и.

Пример: У овцы мягкая длинная шерсть . → Шерсть (у кого?) у овцы - 1-е склонение.

Дательный падеж

Существительное в дательном падеже отвечает на вопросы кому? чему? (где? куда?) . Используемые предлоги: к, по .

Окончания:

1-е склонение: -е.

2-е склонение: -у, -ю.

3-е склонение: -и.

В предложении играет роль второстепенного члена.

Пример: Мальчик бежал к озеру . → Бежал (куда? к чему?) к озеру - 2-е склонение.

В родительном падеже существительные первого склонения имеют окончание -и, в дательном - окончание -е.

Существительные третьего значения в обоих падежах имеет окончание -и.

Винительный падеж

Существительное в винительном падеже отвечает на вопросы кого? что? (куда? где?) . Используемые предлоги: в, на, за, через, про .

Окончания:

1-е склонение: -у, -ю.

2-е склонение: -а, -я.

Пример: На болотах часто можно встретить цаплю . → Встретить (кого?) цаплю - 1-е склонение.

Существительные в родительном и винительном падеже можно различить по предлогам. В первом склонении существительные в этих падежах различаются по окончанию.

Творительный падеж.

Существительное в творительном падеже отвечает на вопросы кем? чем? (где? куда?) . Используемые предлоги: с, за, под, над, между .

1-е склонение: -ой(-ей).

2-е склонение: -ом(-ем).

3-е склонение: -ю.

В предложении играет роль второстепенного члена.

Пример: Рыбу ловят удочкой . → Ловят (чем?) удочкой - 1-е склонение.

Предложный падеж

Существительное в предложном падеже отвечает на вопросы о ком? о чем? (где?) . Используемые предлоги: о (об), в, на, при .

1-е склонение: -е.

2-е склонение: -е.

3-е склонение: -и.

В предложении играет роль второстепенного члена.

Пример: Мы говорили об осени . → Говорили (о чем?) об осени - 3-е склонение.

Loading...Loading...