Морфологический разбор местоимения они начальная форма. Морфологический разбор местоимения

Схема морфологического разбора местоимения

1. Выделить словоформу из текста. Назвать часть речи.

2. Указать начальную форму - именительный падеж единственного числа.

3. Поставив вопрос, определить общее категориально-грамматическое значение.

4. Определить разряды местоимений :

а). по соотношению с другими частями речи: местоимение-существительное, местоимение-прилагательное, местоимение-числительное;

б). лексико-грамматический разряд (указать значение);

в). по образованию: производное или непроизводное (назвать способ образования).

5. Охарактеризовать морфологические особенности :

а). лицо (для личных);

б). падеж (указать средства выражения);

в). число (указать средства выражения);

г). род (если есть).

6. Охарактеризовать синтаксические особенности :

а). вид связи с другими словами;

б). роль в предложении.

Образцы анализа

Его всё время томила какая-то тревога, ему всё время слышался голос, звавший куда-то, и он странствовал по жизни, не зная покоя...

(Джек Лондон)

1. Ему - местоимение.

2. Н. ф. - он .

3. Отвечает на вопрос: кому?

4. Разряды местоимений :

б). личное: указывает на лицо, не участвующее в речи, т. е. на того, о ком идёт речь.

в). непроизводное.

5. Морфологические особенности :

а). 3-го лица;

б). в Д. п.: ОПС - окончание -ему ; ДПС выражения категории падежа - супплетивизм основ (он - ему); СС выражения категории падежа - глагольное управление: слышался (кому?) ему;

ему ; СС выражения категории падежа - глагольное управление: слышался (кому?) ему;

6. Синтаксические особенности :

а). слышался (кому?) ему : связь - глагольное управление, глагол управляет местоимением, ставя его в форме Д. п.;

б). в предложении является дополнением.

1. Какая-то - местоимение.

2. Н. ф. - какой-то .

3. Отвечает на вопрос: какая? Общее категориально-грамматическое значение - указывает на признак предмета.

4. Разряды местоимений :

б). неопределённое: указывает на неизвестный или неточно известный говорящему предмет;

в). производное: образуется от соответствующего вопросительного (относительного) местоимения с помощью постфикса -то : какой-то ← какой .

Способ образования - морфологический, постфиксальный [Тихонов А. Н.].

5. Морфологические особенности :

ая ; СС - форма сущ. тревога

ая ; СС - форма сущ. тревога (сущ. ж. р. стоит в форме Им. п., ед. ч.);

6. Синтаксические особенности :

а). тревога (какая?) какая-то :

1. Он - местоимение.

2. Н. ф. - он .

3. Отвечает на вопрос: кто? Общее категориально-грамматическое значение - указывает на предмет (лицо).

4. Разряды местоимений :

а). местоимение-существительное;

б). личное: указывает на лицо, не участвующее в речи;

в). непроизводное.

5. Морфологические особенности :

а). 3-го лица;

Ø ; ДПС - супплетивизм основ (он - ему);

в). в ед. ч.: ОПС - нулевое окончание Ø ;

6. Синтаксические особенности :

а). он странствовал : связь со сказуемым странствовал

После истории, которая произошла со мной на склоне горы, я долго не мог прийти в себя. Признаться, ожидал иной развязки.

1. Которая - местоимение.

2. Н. ф. - который .

3. В контексте отвечает на вопрос: какая? Общее категориально-грамматическое значение - указывает на предмет.

4. Разряды местоимений :

а). местоимение-прилагательное в контексте употреблено в значении местоимения-существительного;

б). относительное: связывает придаточное предложение с главным в составе сложноподчинённого;

в). непроизводное.

5. Морфологические особенности :

б). в И. п.: ОПС - окончание - ая ; СС выражения категории падежа - глагольное управление: произошла (какая?) которая;

в). в ед. ч.: ОПС - окончание - ая ; СС выражения категории рода и числа - форма сущ. история в главном предложении;

6. Синтаксические особенности :

а). которая произошла : связь со сказуемым произошла - координация, формальное согласование в роде и числе;

б). в предложении является подлежащим.

1. Я - местоимение.

2. Н. ф. - я .

3. Отвечает на вопрос: кто? Общее категориально-грамматическое значение - указывает на предмет (лицо).

4. Разряды местоимений :

а). местоимение-существительное;

б). личное: указывает на говорящего;

в). непроизводное.

5. Морфологические особенности :

а). 1-го лица;

б). в И. п.: ОПС - нулевое окончание Ø ; ДПС - супплетивизм (я - мен’-я, мн-ой) , чередование е//ø, н’//н;

в). ед. ч.: ОПС - нулевое окончание Ø ;

6. Синтаксические особенности :

а). Я (не ) мог : связь со сказуемым мог - координация, формальное согласование в лице и числе;

б). в предложении является подлежащим.

1. Иной - местоимение.

2. Н. ф. - иной .

3. Отвечает на вопрос: какой? Общее категориально-грамматическое значение - указывает на признак.

4. Разряды местоимений

а). местоимение-прилагательное;

б). определительное: указывает на обобщённый признак предмета;

в). непроизводное.

5. Морфологические особенности :

б). в Р. п.: ОПС - окончание -ой ; СС - форма сущ. развязки

в). в ед. ч.: ОПС - окончание -ой ; СС - форма сущ. развязки (сущ. ж. р. стоит в форме Р. п., ед. ч.);

6. Синтаксические особенности :

а). развязки (какой?) иной : связь - согласование, местоимение согласуется с существительным в роде, числе и падеже;

б). в предложении является согласованным определением.

ДПС - дополнительное синтагматическое средство.

ОПС - основное парадигматическое средство.

СС - синтагматическое средство.

В школе регулярно выполняют морфологический разбор различных частей речи. Ученикам необходимо не только знать основные требования к разбору, но и отлично ориентироваться в грамматических категориях, уметь правильно определять их и сразу верно относить слово к соответствующей части речи. Только так можно сделать морфологический разбор местоимения правильно. Не стоит считать местоимение слишком лёгкой для разбора частью речи, уделяя ему меньше внимания. Его не следует путать с прилагательными, числительными, существительными и наречиями. Знание основных особенностей грамматических категорий местоимений, нюансов разбора и алгоритма поможет сделать морфологический анализ без ошибок.

Делаем морфологический разбор местоимения: правильно, последовательно, точно
В первую очередь обратите внимание на смысловую нагрузку местоимения, его значение в тексте. Выполняйте морфологический разбор тщательно, не отвлекайтесь. Вспоминайте все особенности разбора, проводите анализ вдумчиво. Первоначальные записи делайте на черновике. Когда морфологический разбор полностью выполнен, вы его проверили и уверены в результате, можно переписать всё на чистовик.

Не забывайте о последовательности разбора: сначала нужно выписывать словоформу, начальную форму, неизменяемые признаки, затем изменяемые грамматические категории, а заключительным пунктом станет анализ синтаксической функции местоимения в предложении.

  1. Убедитесь, что перед вами действительно местоимение. Не путайте их с существительными: местоимение только указывает на предмет, но не называет его конкретно. Слова, подобные языковым единицам иначе, по-моему, никак, где, важно отличать от наречий: они указывают на признак действия, но не обозначают его.
  2. Отличайте местоимения от союзов. Если возникли сомнения, нужно выяснить синтаксическую роль анализируемого слова. Местоимение будет выполнять синтаксическую функцию, являясь одним из членов предложения, указывая на предмет, признак действия, а союз не может быть членом предложения.
  3. Обязательно учитывайте индивидуальные требования к морфологическому разбору. В каждой школе, вузе есть специальные методические указания, где имеется информация о принятых стандартах всех видов языковых разборов. Некоторые детали могут отличаться. Например, в пособии Д.Э.Розенталя группа местоимений названа местоименными наречиями, а в ряде школьных учебников она же имеет наименование местоимения-наречия. Вам понадобится сделать морфологический разбор местоимения так, как это требуется по стандартам вашего учебного заведения. При поступлении в вуз тоже необходимо ознакомиться с данными стандартами, иначе разбор, выполненный по-другому, может быть признан неверным.
  4. Несмотря на кажущуюся простоту разбора местоимения, связанную с небольшим количеством грамматических категорий, сложности могут возникнуть практически сразу. Тщательно отнеситесь к определению начальной формы местоимения, иначе вы в дальнейшем будете проводить ошибочный анализ, указывая постоянные признаки совсем другого слова.
    • Начальная форма есть не у всех местоимений. Например, возвратное местоимения себя не имеет именительного падежа, хотя и изменяется по падежам. Следовательно, начальной формы у него нет.
    • Помните о супплетивизме, который характерен для склонения личных местоимений (то есть слово меняется целиком, а не только его окончание, суффикс и т.д.). Так, определяя начальную форму местоимения меня, вы должны записать слово «я», и именно по нему проводить анализ, обозначая постоянные грамматические категории.
    • Есть ряд традиционных ошибок, которые ученики допускают регулярно, делая морфологический разбор местоимения. Возьмите за правило, рассматривая слово, возвращаться к началу. Например, зачастую неправильно определяют начальную форму местоимения, потому что ошибочно относят его к другой группе. Допустим, видя слово «ничем», вы можете автоматически записать «ничей», так как приняли единицу за местоимение-прилагательное. Поскольку на самом деле это местоимение-существительное, правильная начальная форма для него – «ничто». Чтобы не ошибиться, ещё раз проверьте, к какой группе относится местоимение, и вернитесь к начальной форме: убедитесь, что она определена верно.
  5. Важно запомнить все группы по соотношению с другими частями речи, чтобы сделать морфологический разбор местоимения точно.
    • Местоимения-существительные нередко называют в школьной программе просто «местоимениями», опуская их соотношение с существительными. Даже если у вас принято именно так, помните, что эти местоимения соотносятся с существительными, чтобы не путать их с другими группами. Слова из данной группы указывают на предмет, но не называют его. В предложении они чаще всего являются подлежащими, дополнениями. В группу входят относительные, вопросительные, личные, неопределённые, отрицательные местоимения и возвратное местоимения себя.
    • Местоимения-прилагательные указывают на признак предмета, но не обозначают его конкретно. В предложениях они обычно выполняют синтаксическую роль определения. К местоимениям-прилагательным относятся относительные, вопросительные, притяжательные, неопределённые и отрицательные местоимения.
    • Местоимения-наречия не называют признак действия, но указывают на него. Они становятся в предложениях обстоятельствами. В группу местоимений-наречий входят неопределённые, отрицательные, относительные, вопросительные и притяжательные местоимения.
    • Местоимения-числительные указывают на число, количество, но не называют его. Они могут входить в состав подлежащего, дополнения в предложении. К ним относятся отрицательные, относительные, неопределённые и вопросительные местоимения.
  6. Научитесь отличать местоимения различных разрядов, не путать их:
    • личные: я, ты, он, мы, вы, они;
    • возвратное: себя;
    • неопределённые: кое-что, некто, что-нибудь;
    • отрицательные: ничто, никто;
    • притяжательные: мой, по-моему, наш. ваш;
    • относительные: сколько, кто, какой, где;
    • вопросительные: который, где, когда.
    Обратите внимание на относительные и вопросительные местоимения: они могут иметь одинаковую форму, но по-разному употребляются в предложениях. Вопросительные местоимения указывают на вопрос, а относительные соотносят высказывание с чем-либо. Например:
    • Что ты будешь смотреть? (вопросительное местоимение).
    • Подруга не понимает, что мне в нём так нравится (относительное местоимение).
Помните все особенности грамматических категорий, тщательно разбирайте каждое местоимение, чтобы не допустить ошибок.

Последовательность морфологического разбора местоимения
Следуйте алгоритму, чтобы верно сделать морфологический разбор местоимения.

  1. Выпишите словоформу местоимения – это слово в том виде, в каком оно употреблено в тексте.
  2. Определите начальную форму местоимения, поставив его в именительный падеж, единственное число, мужской род, если они есть. Учитывайте смысл слова, его соотносимость с другими частями речи.
  3. Выясните, к какой группе принадлежит местоимение.
  4. Определите и запишите разряд местоимения.
  5. Если ваше местоимение является личным, нужно отметить его лицо. Этот признак постоянный.
  6. Отразите все непостоянные признаки местоимения, которые у него имеются:
    • падеж;
    • число;
    • род.
    Пользуйтесь формулировкой «местоимение употреблено в форме »:
  7. Запишите, каким членом предложения является местоимение.
Выполняйте морфологический разбор последовательно и тщательно, старайтесь не путать группы и разряды местоимений, правильно определять все грамматические категории.

Введите слово без ошибок:

Введите любое слово, затем нажмите «разобрать». После этого вы получите разбор, в котором будет написана часть речи, падеж, род, время и всё остальное. Т.к. разбор производится вне контекста, то может быть предложено несколько вариантов разбора, среди которых вам нужно будет выбрать правильный. Разбор выполняется компьютером автоматически, поэтому иногда могут быть ошибки. Будьте внимательны, онлайн разбор предназначен для помощи, а не для бездумного переписывания. Замечание про букву Ё : не заменяйте её на Е.

Нажмите Ctrl+D, чтобы добавить сервис в закладки и пользоваться им в будущем.

Для того, чтобы не испытывать трудности в схеме морфологического разбора слова или в порядке разбора, не следует автоматически запоминать последовательность и принцип разбора. Эффективнее всего ориентироваться на выделение общих признаков частей речи, а затем перейти на частные признаки этой формы. При этом общая логика разбора должна быть сохранена. Также вам помогут Части речи .

Следующие примеры морфологического разбора позволят понять схему разбора слов предложения в русском языке. Однако следует помнить, что наличие текста – обязательное условие правильного разбора частей речи, ведь морфологический разбор – это характеристика слова (как части речи), учитывающая специфику его использования.

Рассмотрим примеры морфологического разбора.

Морфологический разбор существительного

  1. начальная форма (в именительном падеже, единственном числе);
  2. собственное или нарицательное;
  3. одушевленное или неодушевленное;
  4. склонение
  5. число;
  6. падеж;
  7. роль в предложении.

Существительное (образец разбора):
Текст: Малыши любят пить молоко.
Молоко – существительное, начальная форма – молоко, нарицательное, неодушевленное, среднего рода, 2-го склонения, в винительном падеже, единственном числе (множественного не имеет), прямое дополнение.

План разбора прилагательного

  1. начальная форма – инфинитив (именительный падеж, единственное число);
  2. разряд (качественное, относительное или притяжательное);
  3. краткое или полное (только о качественном);
  4. степень сравнения (только о качественном);
  5. род (только о единственном числе);
  6. падеж;
  7. число;
  8. роль в предложении.

Прилагательное (образец разбора):
Текст: Полное лукошко грибов собрала Аленушка.
Полное – имя прилагательное, начальная форма – полный; качественное: полное; в положительной (нулевой) степени сравнения, в среднем роде, винительном падеже, является дополнением.

Числительное (порядок разбора):

  1. начальная форма (именительный падеж для количественного, именительный падеж, единственное число, мужской род – для порядкового);
  2. разряд по значению (количественное, порядковое);
  3. разряд по составу (простое, сложное, составное);
  4. падеж;
  5. род и число (у порядковых и некоторых количественных);
  6. роль в предложении.

Числительное (образец разбора):
Текст: Пролетело четыре дня.
Четыре – числительное, начальная форма – четыре, количественное, простое, в именительном падеже, не имеет числа и рода, является подлежащим.

Местоимение (порядок разбора):

  1. начальная форма (именительный падеж, единственное число, если изменяется по числам и родам);
  2. разряд по значению;
  3. род (если есть);
  4. падеж
  5. число (если есть);
  6. роль в предложении.

Местоимение (образец разбора):
Текст: С нее капали хрустальные дождинки.
Нее – местоимение, начальная форма – она, личное, 3-е лицо, женский род, родительный падеж, единственное число, обстоятельство места.

Морфологический разбор глагола

  1. инфинитив (начальная форма);
  2. возвратный или невозвратный;
  3. переходный или непереходный;
  4. спряжение;
  5. наклонение;
  6. время (для изъявительного наклонения);
  7. лицо (для настоящего, будущего времени и повелительного наклонения);
  8. род (для прошедшего времени и условного наклонения в единственном числе);
  9. число;
  10. роль в предложении.

Глагол (образец разбора):
Текст: Сказали правду, не побоявшись осуждения.
Сказали – глагол, начальная форма – сказать, невозвратный, непереходный, совершенного вида, 1-го спряжения, в изъявительном наклонении, прошедшем времени, множественном числе, является сказуемым.

Причастие (порядок разбора):

  1. начальная форма (именительный падеж, единственное число, мужской род);
  2. инфинитив;
  3. время;
  4. возвратное или невозвратное (для действительного);
  5. переходное или непереходное (для действительного);
  6. полное или краткое (для страдательного);
  7. род (для единственного числа);
  8. падеж;
  9. число;
  10. роль в предложении.

Причастие (образец разбора):
Текст: Гляжу на опадающую листву и грущу.
Опадающую – причастие, начальная форма – опадающий, от глагола опадать, несовершенного вида, настоящего времени, невозвратное, непереходное, в женском роде, винительном падеже, единственном числе, согласованное определение.

Деепричастие (порядок разбора):

  1. глагол, от которого образовано;
  2. возвратное или невозвратное;
  3. переходное или непереходное;
  4. роль в предложении.

Деепричастие (образец разбора):

Текст: Уезжая за границу, ты грустишь о доме.
Уезжая – деепричастие, от глагола «уезжать», несовершенного вида, невозвратное, непереходное, обстоятельство образа действия.

Наречие (порядок разбора):

  1. разряд по значению (определительное или обстоятельственное);
  2. степень сравнения (если есть).

Наречие (образец разбора):
Текст: Солнце взошло выше, и тучи рассеялись.
Выше – наречие, обстоятельственное места, является обстоятельством места, сравнительная степень.

Видео

Что-то непонятно? Есть хорошее видео по теме для прилагательных:

Порядок разбора в вашем классе может отличаться от предложенного, поэтому советуем уточнить у вашего учителя требования к разбору.

Всё для учебы » Русский язык » Морфологический разбор слова с примерами и онлайн

Чтобы добавить страницу в закладки, нажмите Ctrl+D.


Ссылка: https://сайт/russkij-yazyk/morfologicheskij-razbor-slova
Loading...Loading...