Два спряжения глагола. Определяем спряжение глагола

Спряжения в конкретных языках

Системы спряжения в разных языках различаются числом времён и наклонений. Например, в русском языке 3 времени и 3 наклонения; в древнегреческом - 7 времён и 4 наклонения; в некоторых индейских языках Северной Америки (например, хопи) более 9 наклонений. В спрягаемой форме глагола могут выражаться не только названные выше категории , но и характер синтаксических связей глагола-сказуемого с субъектом и объектом. Так, в венгерском языке различаются объектное и безобъектное спряжение (láto-k - «я вижу», láto-m - «я вижу (этот определённый предмет)»). В некоторых языках эргативного строя глаголы имеют две парадигмы лица - эргативную и абсолютную.

Спряжения в русском языке

В современном русском языке два спряжения, которые традиционно обозначаются римскими цифрами - I спряжение и II спряжение.

Если ударение падает на окончание глагола, то спряжение определяется на слух по окончанию. Если ударение падает на основу и личные окончания на слух различить трудно, то спряжение определяется по неопределенной форме. (В. В. Бабайцева , Л. Д. Чеснокова Русский язык: Теория: Учеб. для 5-9 кл. общеобразоват. учеб. заведений. - 2-е изд. - М.: Просвещение, 1993. - 256 с.)

К I спряжению относятся глаголы, инфинитив которых оканчивается на -еть, -ать, -оть, -уть, -ять, -ыть, -ть , а также несколько глаголов на -ить : брить, стелить, почить, зиждиться, бить, вить, лить, пить, шить, гнить, жить, зыбить, -шибить (ушибить, ошибиться) (и образованные от них). При спряжении такие глаголы имеют окончания: 1-е лицо: ед.ч -«у» (-«ю»), мн.ч- «ем». 2-е лицо: ед.ч -«ешь», мн.ч -«ете» 3-е лицо: ед.ч -«ет», мн.ч -«ут» (-«ют»)

Глаголы II спряжения при спряжении имеют окончания: 1-е лицо: ед.ч -«у» (-«ю»), мн.ч- «им». 2-е лицо: ед.ч -«ишь», мн.ч -«ите» 3-е лицо: ед.ч -«ит», мн.ч -«ят» (-«ат») К ним относятся:

  • глаголы, имеющие в начальной форме окончания на -ить (кроме брить, стелить, почить, брезжить, зиждиться, вить, бить, лить, пить, шить, гнить, жить, зыбить, ошибиться и образованных от них) ,
  • некоторые глаголы на -еть : блестеть, болеть (о части тела), велеть, вертеть, видеть, висеть, галдеть, глядеть, гореть, греметь, гудеть, гундеть, дудеть, зависеть, звенеть, зреть (смотреть), зудеть, кипеть, кишеть, коптеть, корпеть, кряхтеть, лететь, ненавидеть, обидеть, пердеть, пыхтеть, свербеть, свиристеть, свистеть, сидеть, сипеть, скорбеть, скрипеть, смердеть, смотреть, сопеть, тарахтеть, терпеть, храпеть, хрустеть, шелестеть, шипеть, шуметь (и образованные от них)
  • некоторые глаголы на -ать: бренчать, брюзжать, бурчать, верещать, визжать, ворчать, гнать, дребезжать, дышать, держать, дрожать, жужжать, журчать, звучать, кричать, лежать, молчать, мчать, мычать, пищать, рычать, слышать, спать, стучать, торчать, трещать, урчать, фырчать, шуршать, шкварчать (и образованные от них) ;
  • некоторые глаголы на -ять: стоять, бояться ;
  • Остальные глаголы с безударными личными окончаниями относятся к I спряжению.

Несколько глаголов имеют нехарактерную (архаическую) для глаголов I и II спряжений систему окончаний: дать, есть (и производные от них, то есть, создать, съесть и пр.)

Некоторые глаголы имеют часть форм от первого спряжения, а часть от второго: бежать , хотеть . Или имеют формы на выбор чтить - чтут / чтят, также сыпать - сыплют / сыпят (согласно словарю Лопатина), трепать , щипать и ряд других. В современных справочниках и словарях брезжить уже относится ко второму спряжению, ранее он имел формы по первому спряжению.

История

Система спряжения исторически изменчива. Например, спряжение современного русского языка - результат упрощения более сложной системы спряжения древнерусского языка , в которой категории времени и вида ещё не были полностью расчленены; система времён содержала, кроме настоящего, 4 прошедших и 2 будущих; во всех временах глаголы различались по лицам; имелось 3 парадигмы числа - единственное, множественное, двойственное .

Ссылки


Wikimedia Foundation . 2010 .

Синонимы :

Смотреть что такое "Спряжение" в других словарях:

    СПРЯЖЕНИЕ, спряжения, ср. (грам.). 1. только ед. Действие по гл. спрягать1. Ученик занимался спряжением глаголов. 2. Свойство глаголов изменяться по лицам, числам, временам и наклонениям. Признак глагола спряжение. || Полный комплект форм глагола … Толковый словарь Ушакова

    Современная энциклопедия

    1) изменение глагола по лицам, числам, временам и залогам (см. Словоизменение).2) Тип изменения глагола, представляющий особую парадигму (напр., 1 е спряжение, разноспрягаемые глаголы) … Большой Энциклопедический словарь

    Литературная энциклопедия

    Спряжение - СПРЯЖЕНИЕ, изменение глагола по лицам, числам, временам, родам (в прошедшем времени и сослагательном наклонении), наклонениям и другим грамматическим категориям, а также тип такого изменения, имеющий определенный набор окончаний и других… … Иллюстрированный энциклопедический словарь

    СПРЯЖЕНИЕ, я, ср. 1. см. спрягать. 2. В грамматике: класс глаголов с одинаковыми окончаниями личных форм. Глаголы первого, второго спряжения. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

    Сущ., кол во синонимов: 1 изменение (73) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов

    Спряжение - СПРЯЖЕНИЕ. 1. Изменение глагола (см.) по временам (см.) и наклонениям (см.), с теми изменениями, которые входят в состав изменений по временам и наклонениям. В русском яз. к формам С. принадлежат формы настоящего и будущего времени с их… … Словарь литературных терминов

    Спряжение - (лат. conjugatio) глагольное формообразование, охватывающее всю парадигму глагола, всю совокупность его форм в пределах одной глагольной лексемы, и выражающее соответствующие грамматические категории. Границы спряжения одного глагола зависят от… … Лингвистический энциклопедический словарь

    Я; ср. Лингв. 1. к Спрягать (1.С.). Заниматься спряжением глаголов. Формы спряжения. 2. Класс глаголов с одинаковыми формами словоизменения. Глаголы первого спряжения. Второе с. * * * спряжение 1) изменение глагола по лицам, числам, временам и… … Энциклопедический словарь

Книги

  • Глаголица. Лото с проверкой. Спряжение глаголов. Глаголы исключения. От 8 лет , Ивановская Е., сост.. Самыми сложными темами в начальной школе и родители, и дети часто называют склонение существительных и спряжение глаголов. И правда: дети наизусть заучивают окончания, не понимая, зачем им…

Русский язык считается одним из самых сложных языков в мире. Конечно, нам с вами трудно это понять, так же, как и китайцам невдомек, как можно не уметь писать иероглифами. В русском языке существует множество так называемых «подводных камней», которые портят жизнь даже носителям языка. Одним из таких «камешков» являются глаголы исключения 1 и 2 спряжения.

Спряжения глаголов

Спряжения придуманы для того, чтобы проверять правильность написания окончаний слов. Зачастую ударение не падает на последний слог, из-за чего он произносится нечетко («глотается»), как следствие может возникнуть ошибка при написании.

Существует два спряжения, и для каждого из них характерны свои окончания. Зная и умея различать их, вы никогда не ошибетесь в написании слов.

  1. Первое спряжение – глаголы, которые в неопределенной форме имеют любые окончания, кроме «-ить». Примеры: колоть, дуть, жалеть, давать, ползти.Полезный совет: чтобы привести глагол в неопределенную форму, задайте мысленно вопрос: «Что делать?». Например, «Что делать – ползти».
  2. Второе спряжение – глаголы, которые в неопределенной форме имеют окончание «-ить». Примеры: ценить, валить, кормить, палить, дарить.
    В разных формах глаголов второго спряжения в окончаниях всегда пишутся буквы А, Я, И.
    Примеры: ценишь, цените, ценят.

Казалось бы, ничего сложного – привел слово в неопределенную форму и узнал, какое окончание ему соответствует. Но русский язык не был бы одним из самых сложных в мире, если бы все было так просто. Такие «коварные» словечки могут «испортить жизнь» любому иностранцу.

Как запомнить глаголы исключения

Существует несколько слов, которые даже в неопределенной форме пишутся совершенно не так, как предписывают им правила написания. Именно поэтому они и называются исключениями. Всего насчитывается не так уж много таких слов.

Глаголы исключения 1 спряжения : брить, стелить, зиждиться. Последнее слово уже практически не используется в разговорном или деловом русском языке, так что без него спокойно можно прожить. Но вот первые два, хоть и принадлежать к первому спряжению, но имеют окончание «-ить».

Глаголы исключения 2 спряжения : гнать, слышать, дышать, держать, видеть, зависеть, терпеть, ненавидеть, обидеть, вертеть, смотреть. Несмотря на то, что по правилам эти глаголы должны заканчиваться на «-ить», они пишутся с несвойственными своему спряжению окончаниями.

Учат глаголы исключения в 4 классе, но большинство людей, закончив школу и с головой окунувшись в хлопоты взрослой жизни, забывают об элементарных правилах грамматики. Специально для того, чтобы раз и навсегда запомнить написание «непослушных» слов, можно воспользоваться проверенной методикой. Информация лучше усваивается и быстрее запоминается, если ее подавать в рифмованной форме – песне или стихотворении.

Глаголы исключения 1 и 2 спряжения в стихах позволят навсегда избавиться от простейших, но досадных ошибок. Существуют самые различные вариации на любой вкус. Стихотворения можно найти в любом учебнике русского языка для 4 класса или в Интернете, введя соответствующий запрос.

Правила написания глаголов исключений не поддаются объяснениям. С ними надо просто смириться и запомнить, тем более, что в этом вам поможет простой и забавный стишок. Принимая во внимание такое, казалось бы, незначительное правило грамматики, можно избежать конфузов при общении, деловой переписке и помочь своему ребенку в учебе.

Правила этикета в обществе. Как вести себя в магазине, на улице, транспорте Как наточить кухонный нож правильно. Как точить ножи

Русский язык считается самым сложным из-за большого количества исключений. Это и буквосочетания, и особенности написания отдельных частей речи. Наибольшую трудность для учащихся, да и для взрослых людей вызывает написание окончаний имен существительных и глаголов.

Спряжение глаголов

Не только дети, но и взрослые затрудняются в написании букв е/и в окончаниях глаголов в настоящем и будущем времени. С личными окончаниями данной части речи знакомятся учащиеся в четвертом классе. В это время дети узнают о том, как глаголы спрягаются.

Это интересно: что такое паронимы, примеры.


Спряжением называют изменение глагола в настоящем и будущем времени по числам и лицам. При этом меняются окончания. Во многих случаях проблем с написанием не возникает, если эта часть слова ударная. А как поступить, если на окончание ударение не падает?

Чтобы не ошибиться в выборе нужной буквы в окончании , нужно знать некоторые правила:

  • Поставить слова в начальную форму и определить, на какие буквосочетания они оканчиваются. В неопределенной форме (инфинитив) перед -ть стоят гласные «и», «ы», «о», «е», «у», «а», «я». Вот на них и нужно ориентироваться.
  • Затем применяется правило: если в слове перед -ть стоит буква «и», то это II спряжение, другая гласная - I.

Важно! Такое определение спряжения относится только к глаголам с безударными окончаниями.

Но с этого момента и начинаются трудности. Дело в том, что в любом языке есть немало исключений, которые не подчиняются установленным законам языка. Такие курьезы относятся и к глаголам настоящего и будущего времени. Знания конкретных окончаний I и II спряжения не всегда приводят к правильному результату. Все дело в словах, не подчиняющихся определенным правилам, которые имеются в обоих спряжения.

Это интересно: омофоны это что такое – определение и примеры.


Противоречия I спряжения

По правилам русского языка, слова-действия, оканчивающиеся в инфинитиве на -еть, -ать, -ять, -оть, -уть, -ыть, являются глаголами первого спряжения. Например, таять, полоть, нырять, играть и так далее. Но некоторые из них, оканчивающихся на -еть, -ать, не желают подчиняться и переходят во второе спряжения. В то время как брить, стелить - тоже исключения из правила, они пишутся с гласной «е» в личных окончаниях и являются представителями первого спряжения.

Это интересно: односоставные определённо личные предложения и их примеры.

Противоречия II спряжения

Не меньше трудностей вызывают у школьников написание гласных букв «е» или «и» в окончаниях исключений, относящихся ко 2 спряжению. Есть несколько слов, которые не желают починяться принятым правилам языка.

Глаголы-исключения:

  • смотреть, обидеть, видеть, ненавидеть, вертеть, зависеть, терпеть;
  • слышать, гнать, держать, дышать.

Давайте приведем примеры изменения:

  • гнать, гонит, гонишь, гоните;
  • смотреть, смотрит, смотришь, смотрите;
  • видеть, видит, видишь, видите и так далее.

Кроме того, не имеет значения, есть в слове приставка или нет (гнать - перегнать, держать - выдержать, ветреть - повертеть), все равно такие глаголы исключения относятся ко II спряжению.

Это интересно: склонения в русском языке – правила и примеры.

Учим слова-исключения

Все слова-исключения нужно выучить и применять при написании текстов. Конечно, взрослые люди могут найти свои способы заучивания. А школьники лучше запоминают, если применяется рифмовка.

Стишков, связанных с запоминанием слов-исключений, существует большое количество. Каждый может выбрать свой вариант.

Нужно знать: Как правильно писать – надеть или одеть?

Способы заучивания

Как мы уже говорили, запомнить правило непросто, если учить отдельно глаголы-исключения так, как они даются в правилах русского языка.

Учителя всегда стараются облегчить заучивание любых правил различными способами. Это касается и глаголов. Вот удобные приемы:

  1. Нарисовать картинку, показывая движение, например, человечков.
  2. Придумать интересный стишок, вставив в него глаголы-исключения.
  3. Подобрать слова таким образом, чтобы их можно было показать.

На практике доказано, что рифмованные строчки, соединенные с движением, запоминаются быстрее и надолго. Достаточно только начать читать стишок, как дети вспоминают последовательность слов и применяют их при написании.

Это интересно: значение фразеологизма “тришкин кафтан”.


Хочется предложить такой вариант.

Ко второму спряжению относятся, без сомнения, все глаголы, что на -ить (исключаем брить, стелить).

А еще такие:

Гоним, держим, смотрим, видим.

Дышим, слышим, ненавидим.

И зависим, и вертим, и обидим, и стерпим.

Слова рифмовкой связаны в каждом предложении . Читая, дети подкрепляют слова движением:

  • гнать - помахивают рукой, как будто в ней прутик;
  • держать - сжимают кулачки, как будто что-то спрятали;
  • смотреть - прикладывают к голове ребро ладошки;
  • видеть - удивленно смотрят вдаль.

И таким способом в действие приводится каждый глагол. Конечно, движения могут быть иными, но суть остается одна - заучивается рифмовка быстро и прочно.

Умение писать грамотно нужно прививать с рождения. Каждый русский человек должен гордиться своим происхождением. А писать с ошибками на своем родном языке стыдно.

Правописание глаголов

Что касается изучение глагола как части речи , то в правописании существуют два принципиальных направления, по которым ученики делают ошибки и которые в этой связи наиболее полно и подробно изучаются.

Во-первых, это правописание глаголов в соответствии с формой и лицом, в которых они стоят. Речь идет в первую очередь об окончаниях. Навсегда следует запомнить, что в абсолютно большинстве случаев мягкий знак на конце ставится только в неопределенной форме глагола.

Во-вторых, и это тоже связано с формой, лицом и временем глагола, — правописание окончаний, зависящее от спряжений.

Глаголы 1 спряжения

Те, которые оканчиваются не на -ить- в неопределенной форме имеют следующие окончания:

Исключения 1 спряжения насчитывают всего два слова:

  1. брить (бреет);
  2. стелить (стелет).

Глаголы 2 спряжения

Глаголы 2 спряжения имеют следующие формы окончаний согласно нижеприведенной таблице:


Исключений из спрягаемых этим способов глаголов больше , в школе их заучивают с помощью стишка, располагая их в ритмичной последовательности. Выучив один раз в школе, ученики обычно запоминают их на всю жизнь, благодаря очень уж удачно накладывающейся последовательности произношения. Вспомним:

  1. гнать;
  2. держать;
  3. терпеть;
  4. обидеть;
  5. слышать;
  6. видеть;
  7. ненавидеть;
  8. обидеть;
  9. вертеть;
  10. дышать;
  11. смотреть.

Стихотворная форма глаголов-исключений для запоминания

На основании стихотворного сложения существуют различные варианты стиха для запоминания всех слов-исключений 1 и 2 спряжения , некоторые содержат только глаголы второго спряжения, другие — и второго, и первого. Некоторые также для лучшего запоминания дополнены вспомогательными словами для создания смысловой нагрузки, чтобы ребенку легче было запомнить, поскольку память некоторых лвюдей основывается на восстановлении смысловых связей стихов.

Как начнёшь меня ты гнать, то не стану я дышать, уши перестанут слышать, как и руки – всё держать. На меня будешь смотреть и начнешь меня вертеть – Буду всё равно терпеть, как и от тебя зависетью. Раз решил меня обидеть. Стану я тебя не видеть, а бесспорно ненавидеть.


Благодаря благозвучному сочетанию, продиктованному идентичным окончанием слов, обусловленных правилами глагольного словообразования, для стихотворного сложения существуют большие возможности, границы которых устанавливаются только пределом фантазии, эрудированности, заинтересованности в образовательном процессе педагога, родителя или ребенка. Эта форма запоминания отлично работает , поскольку вовлекает ученика в образовательный процесс, представая в виде игры, считалки, а исключения и правил спряжения глаголов обычно заучивают в том возрасте, когда для детей игры остаются намного интереснее учебы.

Впрочем, следует оговорить, заметив, что подобный формат запоминания чего-либо: правил русского и других языков, подготовки к экзаменам и тестированиям, — в принципе работает не только в начальных классах школы. Существуют различные методики тренировки памяти, основывающиеся на различных особенностей человеческого восприятия в принципе и восприятия людей различного эмоционально-психического склада. Что касается упомянутой стихотворной формы, то она хороша, прежде всего, тем, что объединяет в себе наличие рифмы и логической взаимосвязи, поэтому ее можно назвать лучшей методикой заучивания правил о глаголах-исключениях из первого и второго спряжений.


Вообще следует сказать, что существует множество интересных и профессионально составленных методик изучения языков, благодаря которым можно легко и быстро научиться грамотно писать и изъяснять не только на русском, но и на других языках.

Что такое спряжение глагола

Спряжение глаголов в русском языке представляет собой систему изменения форм глаголов настоящего времени по числам и лицам. Спряжение глаголов относится к постоянным грамматическим признакам данной части речи. В русском языке существует два основных типа спряжений – 1 и 2 спряжение глаголов. По правилам спряжение глаголов определяется двумя способами:

  • По ударным личным окончаниям глаголов настоящего времени;
  • Если окончание глагола безударное, спряжение определяется по суффиксу инфинитива (неопределенной формы).

Как определить спряжение глаголов по личным окончаниям

Для определения спряжения глагола с ударным личным окончанием, достаточно проспрягать слово по числам и лицам. Перечень личных окончаний глаголов 1 и 2 спряжения с примерами представлен в понятной таблице спряжения глаголов в русском языке.



Лицо Глаголы 1 спряжения Глаголы 2 спряжения
Ед. число Мн. число Примеры глаголов 1 спряжения Ед. число Мн. число Примеры глаголов 2 спряжения
1-е -у (-ю) -ем рисую, сошью, расту
рисуем, сошьем, растем
-у(-ю) -им приготовлю, куплю, держу
приготовим, купим, держим
2-е -ешь -ете рисуешь, сошьешь, растешь
рисуете, сошьете, растете
-ишь -ите приготовишь, купишь, держишь
приготовите, купите, держите
3-е -ет -ут (-ют) рисует, сошьет, растет
рисуют, сошьют, растут
-ит -ат (-ят) приготовит, купит, держит
приготовят, купят, держат

Как определить спряжение глаголов с безударными окончаниями

Чтобы узнать спряжение глаголов с безударными личными окончаниями, необходимо образовать неопределенную форму глагола (инфинитив) и по суффиксу инфинитива определить спряжение глагола.

Глаголы первого спряжения представлены:

  • -еть (кроме семи глаголов исключений 2 спряжения);
  • глаголами с суффиксом -ать (кроме четырех глаголов исключений, относящихся к 2 спряжению);
  • тремя глаголами исключениями с суффиксом -ить (зиждиться, стелить, брить) ;
  • всеми глаголами с суффиксом -оть, -уть, -ть и др. (обуть, полоть, смолоть) .

Глаголы второго спряжения представлены:

  • глаголами, имеющими в неопределенной форме суффикс -ить (все кроме трех глаголов исключений 1 спряжения);
  • семью глаголами исключениями с суффиксом -еть (видеть, обидеть, ненавидеть, зависеть, терпеть, смотреть, вертеть) ;
  • четырьмя глаголами исключениями с суффиксом -ать (дышать, слышать, гнать, держать) .

Разноспрягаемые глаголы

Глаголами исключениями 1 и 2 спряжения являются разноспрягаемые глаголы (хотеть, чтить бежать и производные) , которые частично спрягаются как по 1-му, так и по 2-му спряжениям. Кроме того, существуют глаголы с особой системой окончаний (есть, дать и производные) . Они не относятся ни к одному из спряжений в русском языке и также являются исключением спряжений глаголов.

Тема урока: «I и II спряжение глаголов».

Цель: с оздание условия для открытия новых знаний об окончаниях глаголов I и II спряжения.

Задачи урока:

Образовательные:

  1. знакомство с окончаниями глаголов 1 и 2 спряжения ;
  2. формирование умения различать окончания глаголов 1 и 2 спряжения,
  3. закрепление написание слов с изученными орфограммами.

Развивающие:

  1. развитие речи учащихся, умения работать со словарём;
  2. развитие воображения, памяти, орфографической зоркости;
  3. развитие умения анализировать языковой материал, обобщать, делать выводы;
  4. создание условий для личностного саморазвития учащихся.

Воспитательные:

  1. воспитание аккуратности, ответственности, чувства взаимопонимания и поддержки;
  2. воспитание культуры речи, чувства коллективизма, взаимовыручки.

Технология: педагогическая мастерская.

Форма работы: групповая.

Оборудование: листы с заданиями для команд, плакат «Дерево», листочки бумаги (по количеству учеников), мультимедийный проектор, фломастеры, ручки.

Ход урока

  1. Организационный момент.
  2. Индуктор. (число, классная работа)

Я приглашаю вас в творческую мастерскую, где посторонних не бывает, здесь все творят.

На экране появляется слайд №2 со стихотворением:

Что без меня предметы?

Лишь названья.

А я приду –

Всё в действие придёт.

Летит ракета.

Люди строят здания.

Цветут сады.

И хлеб в полях растёт.

Учитель: Догадались, ребята, о ком или о чём это стихотворение? О чём мы сегодня будем узнавать новые знания? Конечно, о глаголе.

  1. Чистописание.

Напишите цепочки.

ешь ишь Какую орфограмму мы повторяем в чистописании?

шьёшь бежишь

Что посе…шь, то и пожнёшь. (Дети замечают пропуск буквы. Учитель не отвечает на их вопрос.)

В конце урока вы мне сами расскажете, какую букву я пропустила. Для этого мы должны как следует поработать в группах и найти ответ.

  1. Словарная работа. Слайд №4.

Найти глаголы из словарика, записать в форме 3 лица множественного числа, выделить и сравнить окончания глаголов. (Желать, сверкать, гореть, медлить )

Желают, сверкают, горят, медлят.

Физминутка (глаза и дыхание)

  1. Самоконструкция. (индивидуально).

Учитель: Начнём с того, что вспомним всё о глаголе. Напишите всё, что вы уже знаете о глаголе, опираясь на вопросы. Слайд №3

(Дополнительные вопросы.

Что такое глагол?

Какова роль глаголов в тексте, предложении?

Что такое неопределённая работа?

Как изменяются глаголы?

Что такое спряжение?)

  1. Социоконструкция. (в группах).

В группах проходит обсуждение ранее написанного индивидуально,

  1. Социализация.

Из каждой группы выходит по одному ученику и рассказывают, что они вспомнили о глаголе.

  1. Разрыв. (в группах)

Да, вы многое уже знаете о глаголе, но это не помогла найти нам ответ на наш вопрос о безударной гласной в глаголе ПОСЕ?ШЬ.

Выполняют задание №1 (на больших листах, фломастерами). Сделать вывод.

Проспрягать слова, вставить в таблицы окончания: 1 группа - плести, кричать. 2 группа - заплести, закричать. 3 группа – петь, молчать. 4 группа – запеть, замолчать. 5 группа – плыть, сидеть.

Плести

Кричать

Ты

Он

Мы

Вы

Они

Представители каждой команды выходят к доске и рассказывают о том, что у них получилось, делают выводы о том, как спрягаются глаголы.

Легко ли было написать окончания глаголов? Почему?

Назовите личные окончания глаголов первого столбика.(на слайде №5)

У (ю)

Ешь (ёшь)

Ет (ёт)

Ем (ём)

Ете (ёте)

Ут (ют)

Что вы можете отметить общее в личных окончаниях глаголов? (Личные окончания глаголов первых столбиков имеют гласную –е, а в форме 3-го лица множественного числа окончания -ут, -ют.)

Назовите личные окончания глаголов последних столбиков. (на слайде №6)

У (ю)

Ишь

Ит

Им

Ите

Ат (ят)

Отметьте общее в личных окончаниях глаголов последних столбиков. (Личные окончания последних двух столбиков имеют гласную –и, а в форме 3-го лица множественного числа окончания -ат, -ят.)

Изменение глаголов настоящего и будущего времени, которое мы сейчас наблюдали, называется спряжением. Сделайте вывод: какого спряжения бывают глаголы? (на слайде №7)

Какие окончания имеют глаголы I спряжения?

Какие окончания имеют глаголы II спряжения?

Определите спряжение словарных слов.

ФИЗМИНУТКА.

Присесть – если глагол 1 спряжения, подпрыгнуть - если глагол 2 спряжения.

Бежит, идёшь, кричит, поёте, стучат, живут, говорят, придём, любим, везу.

Проспрягать глаголы (с безударными окончаниями): бегать, думать, писать, верить.

  1. Афиширование.

Дети представляют классу результаты своей работы, делают вывод, что безударные окончания глаголов написать правильно гораздо сложнее. Вывод на слайде №8. (У глаголов одного и того же спряжения ударные и безударные окончания ОДИНАКОВЫЕ. Спряжение глаголов с ударными окончаниями определяют по окончанию)

Так какую же безударную гласную надо написать в глаголе ПОСЕ?ШЬ? (Дети пытаются создать алгоритм решения орфографической проблемы)

  1. Дополнительное задание.

Упражнение №437, стр. 80.

Написать глаголы в 2 столбика – по спряжениям, разобрать их по составу.

Составить предложение с одним из глаголов. Синтаксический разбор предложения.

* Морфологический разбор глагола из предложения.

11. Рефлексия.

Что нового мы сегодня узнали о глаголах?

На маленьких листочках каждый из вас напишет по 1 глаголу в нужной форме и прикрепит на наше дерево знаний. На ветку первого спряжения глагол 1 спряжения, если вы поняли тему хорошо, и запомнили, что основная гласная 1 спряжения - Е. На ветку 2 спряжения глагол 2 спряжения, если вы поняли тему хорошо и запомнили, что основная гласная 2 спряжения - И. На ветку неопределённой формы глагол в данной форме, если вы не совсем определились и не совсем всё запомнили.

  1. Д/з

    Ед.ч. 1 л. - у(ю) 2л. - е шь (ё шь) 3л. - е т (ё т) Мн.ч. 1л. - е м (ё м) 2л. - е те (ё те) 3л. - у т (ю т)

    Ед.ч. 1 л. - у(ю) 2л. - и шь 3л. - и т Мн.ч. 1л. - и м 2л. - и те 3л. - а т (я т)

    В русском языке два спряжения глаголов. Одни глаголы изменяются по лицам и числам по первому спряжению, а другие – по второму.

    I спряжение Ед.ч. 1 л. - у(ю) 2л. - е шь (ё шь) 3л. - е т (ё т) Мн.ч. 1л. - е м (ё м) 2л. - е те (ё те) 3л. - у т (ю т) II спряжение - у(ю) - и шь - и т - и м - и те - а т (я т)

    У глаголов одного и того же спряжения ударные и безударные окончания одинаковые. Спряжение глаголов с ударными окончаниями определяют по окончанию. Глаголы I спряжения легко отличить от глаголов II спряжения только тогда, когда их личные окончания находятся под ударением.

    Спасибо за внимание!


    Что такое спряжение? Ответ простой – это изменение глагольных форм по непостоянным признакам, которыми являются лицо (1-3) и число (единств. или множ.). Лицо подсказывает, кем совершается действие. Существует три категории лица.

    Пример: рисуешь, нужно подобрать к нему подходящее местоимение, здесь подходит — ты. Отсюда видно, что рисуешь стоит в ед. ч., обладает признаками второго лица. Можно сделать заключение, что спряжение глаголов в русском языке — это их изменение по непостоянным признакам.

    Особенности спряжения глаголов в русском языке. Таблицы.

    Флексии, появляющиеся во время спряжения, называются личными.

    Внимание! Таблицу, представленную выше, важно очень хорошо запомнить.

    Некоторые тонкости

    Чтобы каждая проверочная работа по морфологии не вызывала приступов паники, и при сдаче ЕГЭ можно было чувствовать себя уверенно, нужно хорошо усвоить основные принципы и правила русской орфографии.

    Например: Смех слышится. Пишем И (2 спр.). Грядки полют. Глагол первого спряж. дает букву Ю. Процесс изменения глаголов влияет на орфографию , именно оно решает, какой суффикс будет у причастия.

    Виды

    Если флексия находится под ударением, то сомнений в правильности написания быть не может. Какие бывают окончания глаголов обоих спряжений в русском языке вы узнаете из таблицы:

    Если ударением выделяется иная морфема, кроме флексии, то помощь в соотнесении лексемы и группы окажет инфинитив, а точнее, то буквосочетание, расположенное в конце слова.

    Глаголы второго спряжения, согласно установленным языковым правилам, оканчиваются на –ит, кроме глаголов брить, стелить, зиждиться. Дополняют группу исключения из 1 спр. (смотреть, видеть, обидеть, зависеть, дышать, ненавидеть, слышать, гнать, держать, вертеть, терпеть).

    Все глаголы, не попавшие во вторую группу, относятся к первой, включая брить, стелить, зиждиться.

    Глаголы 2 спряжения включают подобные примеры: готовить , спешить .

    Важно! Четко усвоить исключения для 1 -го и 2-го спряжений.

    Пример использования на практике основного правила

    1. Народ бор..тся. Н.ф. бороться. Постфикс –ся отбрасываем. Буквосочетание –оть является показателем 1 спр. Таблица дает нам букву Е на месте пропуска. Народ боре тся.
    2. Она готов..т. Н.ф. Готовить. Это глагол второго спряжения. Непостоянные признаки: 3 л., единств. число. По таблице определяем, что на месте пропуска должна стоять буква И. Она готови т.
    3. Бре..т бороду. Ставим в . Брить – определяем, какое это спряжение. Относим его к 1 группе. Брее т бороду.
    4. Мы вид..м. Ставим в н. ф. Видеть – определяем, какое это спряжение. 2 группа. Мы види м.

    Сопряжение глаголов

Loading...Loading...