Слова на конце которых пишется мягкий знак. Написание мягкого знака на конце слов после шипящих правило

Порой мы задумываемся, надо ли ставить мягкий знак после шипящих. Изложим вам правила, гласящие, когда этого делать не следует и когда делать это строго обязательно.

Эти правила отталкиваются от того, о какой части речи идёт речь, в каком склонении и в какой части слова.

Мягкий знак после шипящих — правило постановки

Ставим мягкий знак:

  • Мягкий знак после шипящих необходимо писать в существительных женского рода, если они находятся в единственном числе в именительном и винительном падеже.
  • Пример слов: ночь, брешь, дочь, ложь, вещь, плешь.

    Пример в предложении: Родила царица в ночь не то сына, не то дочь.

    2. В глаголах второго лица в единственном числе при условии настоящего или будущего времени на окончаниях после шипящих.

    Пример в слове: будешь, станешь, варишь, помнишь, веришь, сделаешь.

    Примеры в предложениях: Если ты знаешь, если ты веришь, то со мною ты будешь и не скоро разлюбишь.

    – ся , мягкий знак сохраняется. Пример: возвращаешься, напрягаешься, намереваешься.

    3. В глаголах единственного числа в повелительном наклонении в окончаниях после шипящих.

    Пример в слове: Режь! Съешь! Спрячь!

    Дополнение: Если к данным глаголам добавить окончание – ся , мягкий знак сохраняется. Спрячься! Не дурачься!

    Примеры в предложениях: Вадик, не дурачься и не прячься!

    4. В глаголах, находящихся во множественном числе и повелительном наклонении перед окончаниями – те, — тесь.

    Пример: намажь – намажьте – намажьтесь.

    Пример в предложении: Дети! Не плачьте!

    5. В глаголах неопределённого лица, в том числе и перед окончанием -ся .

    Пример слов: печь – печься, лечь – разлечься.

    Пример в предложении: Этим рекам долго течь.

    6. В наречиях положено вписывать мягкий знак после шипящих, находящихся в конце слова.

    Пример: Сплошь, вскачь, наотмашь, настежь.

    Пример в предложении: Он пустил лошадь вскачь, и наотмашь рубил воздух мечом.

    Исключения: Уж, невтерпёж, замуж.

    7. В частицах с шипящими окончаниями: бишь, вишь, ишь, лишь.

    Пример слов: то бишь, всего лишь.

    В предложении: Ишь какой хулиган!

    Почему иногда мягкий знак после шипящих не пишут?

    Пример: грач, калач, рогач, лещ, нож.

    Предложение: К нашему окну подлетел стриж.

    2. В существительных, находящихся во множественном числе и родительном падеже.

    Пример: туч, круч, плеч, Гриш, меж, луж .

    Пример предложений: К сожалению, к завтраку сегодня не подали груш.

    Пример: могуч, горяч, хорош, летуч, певуч, пригож.

    Предложение: Он был и душою хорош, и собою пригож…

    4. В местоимениях с шипящими на конце.

    Учитывая изложенное, правописание мягкого знака после шипящих различается в зависимости от многих факторов – части речи, склонения, числа, а также наличия исключений из правил.

    Учителя младших классов дают своим ученикам рифмованные варианты правил — для более лёгкого запоминания.

    Когда пишется «Ь» после шипящих в существительных, глаголах, наречиях и частицах

    В рус­ской орфо­гра­фии суще­ству­ет несколь­ко слу­ча­ев, когда пишет­ся мяг­кий знак после шипя­щих соглас­ных «ж», «ш», «ч», «щ» в суще­стви­тель­ных, гла­го­лах, наре­чи­ях и части­цах. Рассмотрим их подроб­но.

    Ь после шипящих в существительных

    После шипя­щих соглас­ных «ь» пишет­ся не для смяг­че­ния их. Ведь соглас­ные «щ», «ч» не нуж­да­ют­ся в этом, явля­ясь непар­ны­ми мяг­ки­ми соглас­ны­ми. А соглас­ные «ж», «ш» , напро­тив, все­гда твер­дые. Значит, мяг­кий знак, кото­рый пишет­ся после шипя­щих соглас­ных явля­ет­ся мор­фо­ло­ги­че­ским зна­ком, то есть мар­ке­ром для обо­зна­че­ния суще­стви­тель­ных жен­ско­го рода тре­тье­го скло­не­ния, напри­мер:


    Слова-исключения: уж, замуж, нев­тер­пёж.

    В конце частиц

    В кон­це частиц «ишь», «бишь», «вишь», «лишь» так­же напи­шем мяг­кий знак.

    Ишь ты какой умный!

    Лишь звез­ды смот­ре­ли в сон­ный пруд.


    russkiiyazyk.ru

    Ь после шипящих в глаголах, на конце существительных и наречий!

    В статье мы детально разберем, когда пишется ь после шипящих в глаголе, существительных и наречиях . Также на понятных примерах покажем типичные ошибки написания мягкого знака после шипящих .

    Шипящих букв в русском языке всего 4. Это буквы Щ, Ж, Ч и Ш. Основные случаи касающиеся написания Ь после шипящих – это написание мягкого знака после шипящих в глаголе, на конце существительных и наречий. Разберем каждый случай в отдельности.

    Когда пишется Ь после шипящих в глаголе?

    «Мягкий знак после шипящих в глаголах мы пишем ВСЕГДА!»

    В учебниках чаще всего перечисляют, что «ь» пишется, если глагол в инфинитиве (отвечает на вопрос, что делать? или что сделать?), во втором лице единственного числа (сочетается с местоимением ты) или в находиться в повелительном наклонении (идет указание на действие).
    Запоминать это всё не обязательно, поскольку во всех других формах шипящие на конце не встречаются.
    Рассмотрим на примерах.
    Инфинитивы: привлечь, жечь, лечь.
    Второе лицо, единственно число: напишешь, любишь, дышишь.
    Повелительная форма: отрежь, намажь, съешь!

    К слову сказать, мягкий знак может стоять не только на конце глаголов. При добавлении –ся и –те после шипящей буквы «Ь» сохраняется. Например: режьте, намажься, влюбишься.

    Самая популярная ошибка с мягким знаком в глаголах это написание его между –т и –ся в разных лицах. Если мы пишем «бриться » (что делать? с мягким знаком), то «бреется » (что делает?) мы напишем без Ь. Правило простое: “Если вопрос с «Ь» на конце, то и между –т и –ся мягкий знак мы тоже пишем. ” Помним, что буква Т к шипящим не относиться, поэтому данное правило не совсем по теме статьи.
    Глаголы мы рассмотрели. Перейдем к существительным!

    Мягкий знак после шипящих на конце существительных

    Правило довольно простое:

    «Ь после шипящих в конце существительных пишется ТОЛЬКО, если существительное женского рода единственного числа!»

    Во всех остальных случаях Ь после шипящих в конце существительных НЕ пишется.

    Рассмотрим на примерах.
    С мягким знаком после шипящих:
    Рожь, ночь, ложь, вещь, дочь.
    «Родила царица в ночь не то сына, не то дочь.» А.С.Пушкин.
    Женский род единственное число можно определить подстановкой местоимения «моя».
    Моя дочь, моя ложь, моя блажь.

    Без мягкого знака:
    Врач, нож, много туч, много груш, кирпич, калач, пугач, Александр Сергеевич.

    Как мы видим мягкий знак не пишется после существительных мужского рода единственного числа, в существительных множественного числа, в конце мужских отчеств.
    Проще запомнить, когда мягкий знак в существительных пишется, чем когда он не пишется 🙂 .

    Мягкий знак после шипящих на конце наречий

    Тут тоже всё довольно просто:

    «Ь после шипящих на конце наречий пишется ВСЕГДА, за исключением наречий: уж, замуж, невтерпеж.»

    Примеры: прочь, напрочь, наотмашь, лишь, вскачь, настежь, навзничь, точь-в-точь.

    Очень важно понимать, что такое наречие, поскольку частая ошибка: написание мягкого знака после шипящих в кратких прилагательных.
    Хорош, пригож, горяч, могуч, вонюч и т.д. пишутся без мягкого знака.

    Как отличать краткое прилагательное от наречия?
    Наречие отвечает на вопросы: Где? Когда? Куда? Откуда? Почему? Зачем? …и чаще всего: Как?
    Обозначает наречие признак действия, то есть относиться к глаголу. Ушел прочь. Отказался напрочь. Повторил точь-в-точь.

    Краткое прилагательное отвечает на вопрос: Каков? И обозначает признак предмета. То есть относиться к существительному. Дом хорош. Душ горяч. Ветер, ветер, ты могуч…

    Помимо глаголов, существительных, наречий и кратких прилагательных Ь после шипящих встречается в частицах и местоимениях. В них большинство людей мягкий знак пишут интуитивно правильно и запоминать данные случаи, на наш взгляд, не так важно.
    Однако, для справки:
    В частицах с шипящими окончаниями мягкий знак ПИШЕТСЯ всегда. Это частицы: ишь, лишь, бишь, вишь.
    Примеры употребления частиц в предложениях:
    То бишь это так. Ишь какой нашелся. Это всего лишь гром.

    Местоимения всего два: НАШ и ВАШ . В них МЯГКИЙ ЗНАК НЕ ПИШЕТСЯ.

    Вот, собственно, все основные случаи употребления Ь после шипящих.
    Для закрепления предлагаем также вашему вниманию схему, которая объединяет всё выше сказанное по написанию мягкого знака после шипящих.


    Если у вас появились вопросы по тому, когда пишется ь после шипящих в существительных, глаголах, наречиях или других частях речи, обязательно пишите их в комментариях.

    Азбучные истины

    Интерактивный диктант

    Учебник ГРАМОТЫ: пунктуация

    Имена и названия. Интерактивный тренажер

    Полезные ссылки

    Летнее чтение

    Запоминалки

    Цитаты о языке

    Скороговорки

    Пословицы и поговорки

    Учебник ГРАМОТЫ: орфография

    Выберите правильные варианты ответов. Для проверки выполненного задания нажмите кнопку «Проверить».

    Правописание мягкого знака на конце слов после шипящих
    В русском языке в конце слов шипящие (Ж, Ш, Щ и Ч) возможны в шести частях речи:

    в существительных (НОЧЬ, СТОРОЖ, МНОГО ЗАДАЧ),
    в прилагательных (ГОРЯЧ),
    в глаголах (ПИШЕШЬ),
    в наречиях (НАСТЕЖЬ),
    местоимениях (НАШ),
    частицах (ЛИШЬ).

    Каждая из этих частей речи для употребления мягкого знака имеет свое, особенное правило.

    1. Если перед нами существительное, то мягкий знак после шипящих ставится лишь тогда, когда слово принадлежит III склонению (НОЧЬ). Существительные I и II склонения с шипящей на конце пишутся без мягкого знака (МНОГО ТУЧ, КИРПИЧ). Не забудьте, что отчества и фамилии, оканчивающиеся на –ИЧ, являются существительными II склонения и пишутся без мягкого знака. Например: СЕРГЕЕВИЧ, РЮРИКОВИЧ, ВОЙНОВИЧ.
    2. Если слово отвечает на вопрос КАКОВ? и является кратким прилагательным, то после шипящего на конце мягкий знак не нужен (ГОРЯЧ, МОГУЧ).
    3. Глаголы с шипящим на конце всегда пишутся с мягким знаком. Например: СМОТРИШЬ или ПОСМОТРИШЬ (в форме второго лица ед. числа настоящего или будущего времени), РЕЖЬ (в повелительном наклонении), ЖЕЧЬ (в неопределенной форме). Обратите внимание, что в глаголах мягкий знак может оказаться после шипящей и не на самом конце слова, а перед постфиксами –СЯ или -ТЕ, например: КУПАЕШЬСЯ, СПРЯЧЬТЕ.
    4. На конце наречий после шипящих мягкий знак пишется всегда (НАСТЕЖЬ, ВСКАЧЬ, ПРОЧЬ), кроме исключений: УЖ, ЗАМУЖ, НЕВТЕРПЕЖ.
    5. Местоимения с шипящими на конце пишутся без мягкого знака, например: НАШ, ВАШ.
    6. Всегда с мягким знаком пишутся частицы ИШЬ, ЛИШЬ, БИШЬ.
    Упражнение

    Мы уж_ это знали и не мешали ему хозяйничать по-своему; но между нами находился офицер, недавно к нам переведенный. («Выстрел», А. С. Пушкин)

    На шее у Петровича висел моток шелку и ниток, а на коленях была какая-то вето ш_ . («Шинель», Н. В. Гоголь)

    Это то ч_ -в-то ч_ как сначала они забрали и заподозрили этих, как би ш_ их. Коха да Пестрякова. («Преступление и наказание», Ф. М. Достоевский)

    Наконец сделалось бедняге, в некотором роде, невтерпе ж_ , решился во что бы то ни стало пролезть штурмом, понимаете. («Мертвые души», Н. В. Гоголь)

    Выражение это говорило, что она решилась, не жалуясь, переносить свое несчастие, и что ее му ж_ есть крест, посланный ей от Бога. («Война и мир», Л. Н. Толстой)

    Солнце только начинало подниматься из-за ту ч_ ; в воздухе было свежо и росисто. («Война и мир», Л. Н. Толстой)

    И как подумае ш_ , что и кто – какое ничтожество может быть причиной несчастья людей! («Война и мир», Л. Н. Толстой)

    Он знал, что этот рассказ содействовал к прославлению нашего оружия, и потому надо было делать вид, что не сомневае ш_ся в нем. («Война и мир», Л. Н. Толстой)

    Как только он начинал говорить что-нибудь такое, что не удовлетворяло цели обвинения, так принимали желобок, и вода могла те ч_ , куда ей угодно. («Война и мир», Л. Н. Толстой)

    Говорят, что его мать была очень хороша собою, и мне странно кажется, почему она так неудачно вышла заму ж_ , за такого незначительного человека. («Бедные люди», Ф. М. Достоевский)

    Я ему говорил. Не пла ч_ обо мне: я постараюсь быть и мужественным, и честным, всю жизнь, хоть я и убийца. («Преступление и наказание», Ф. М. Достоевский)

    Все сраженье состояло только в том, что сделали казаки Орлова-Денисова; остальные войска ли ш_ напрасно потеряли несколько сот людей. («Война и мир», Л. Н. Толстой)

    Оно само упадет, когда будет зрело, а сорве ш_ зелено, испорти ш_ яблоко и дерево, и сам оскомину набье ш_ . («Война и мир», Л. Н. Толстой)

    Николай в два слова купил за шесть тыся ч_ семнадцать жеребцов на подбор (как он говорил) для казового конца своего ремонта. («Война и мир», Л. Н. Толстой)

    На той стороне ограды старик строгал обру ч_ и не видал Левина. («Анна Каренина», Л. Н. Толстой)

    Кроме фальши и лжи, ничего не могло выйти теперь; а фаль ш_ и ло ж_ были противны его натуре. («Анна Каренина», Л. Н. Толстой)

    Никто не объявлял войны, а люди сочувствуют страданиям ближних и желают помо ч_ им, — сказал Сергей Иванович. («Анна Каренина», Л. Н. Толстой)

    И вот в Москве, где каждая встреча ей но ж_ в сердце, она живет шесть месяцев, с каждым днем ожидая решения. («Анна Каренина», Л. Н. Толстой)

    Наступила но ч_ — мать благословила до ч_ свою и пожелала ей кроткого сна, но на сей раз желание ее не исполнилось; Лиза спала очень худо. («Бедная Лиза», Н. М. Карамзин)

    Но иногда — хотя весьма редко — златой лу ч_ надежды, лу ч_ утешения освещал мрак ее скорби. («Бедная Лиза», Н. М. Карамзин)

    И там один клю ч_ есть всех больше, втрое, с зубчатою бородкой, конечно, не от комода. («Преступление и наказание», Ф. М. Достоевский)

    Не беспокойтесь, не дам-с, — решительно сказал уса ч_ и отправился вслед за ними. («Преступление и наказание», Ф. М. Достоевский)

    Но, уходя, осмелюсь заметить, что впредь надеюсь быть избавлен от подобных встре ч_ и, так сказать, компромиссов. («Преступление и наказание», Ф. М. Достоевский)

    Пла ч_ бедной, чахоточной, сиротливой Катерины Ивановны произвел, казалось, сильный эффект на публику. («Преступление и наказание», Ф. М. Достоевский)

    Бледно-желтое, иссохшее лицо ее закинулось навзни ч_ назад, рот раскрылся, ноги судорожно протянулись. («Преступление и наказание», Ф. М. Достоевский)

    Ди ч_ ! — завопил взбешенный до ярости Лужин, — ди ч_ вы все мелете, сударь. («Преступление и наказание», Ф. М. Достоевский)

    Марфа Терентьевна не унималась, а все больше и больше приставала к градоначальнику: вынь да поло ж_ Бонапарта, то под конец он изнемог. («История одного города», М. Е. Салтыков-Щедрин)

    Что ни выпалит из ружьеца, то сердце насквозь прострелит, что ни махнет сабелькой, то голова с пле ч_ долой. («История одного города», М. Е. Салтыков-Щедрин)

    Многократно делал походы против недоимщиков и столь был охо ч_ до зрели щ_ , что никому без себя се ч_
    не доверял. («История одного города», М. Е. Салтыков-Щедрин)

    «Довольно! — произнес он решительно и торжественно, — про ч_ миражи, про ч_ напускные страхи, про ч_ привидения. » («Преступление и наказание», Ф. М. Достоевский)

    Думалось, что небо обрушится, земля разверзнется под ногами, что налетит откуда-то смер ч_ и все поглотит, все разом. («История одного города», М. Е. Салтыков-Щедрин)

    Долго он торговался с ними, просил за розыск алтын да деньгу, головотяпы же давали гро ш_ да животы свои в придачу. («История одного города», М. Е. Салтыков-Щедрин)

    Упражнение подготовили Н. Соловьева и Б. А. Панов («Лига Школ»).

    Мягкий знак на конце существительных после шипящих

    Этот видеоурок доступен по абонементу

    У вас уже есть абонемент? Войти

    На этом уроке вы узнаете правило правописания мягкого знака на конце имён существительных в начальной форме после букв шипящих. Вспомните, какую работу выполняет мягкий знак. Сможете потренироваться в применении мягкого знака

    В древности у одних имён существительных на конце после букв шипящих стоял Ъ, а другие имена существительные оканчивались на Ь. Затем Ъ исчез, а Ь остался.

    На уроке вам предстоит узнать, у каких имён существительных пишется мягкий знак на конце после букв шипящих.

    Наблюдаем над именами существительными с буквами шипящих на конце:

    У дедушки был замечательный карандаш. Он мог нарисовать лунную ночь и солнечный луч, золотую рожь и нежный белый ландыш. Чудесная вещь! (По М. Ильину)

    Имена существительные из этих предложений записали в два столбика. Что объединяет слова каждого столбика?

    Это имена существительные в начальной форме (форма И.п., ед.ч.), оканчивающиеся на буквы шипящих [ч’, ш, щ’].

    Что отличает их от слов другого столбика?

    В первом столбике слова женского рода, а во втором – мужского рода.

    Узнаём, какую работу выполняет Ь после букв шипящих согласных на конце имён существительных в начальной форме:

    В русском языке Ь нередко вовсе не обозначает мягкость согласных звуков. Иногда он лишь указывает на форму слова.

    Такую работу выполняет Ь на конце имён существительных в начальной форме после букв шипящих согласных. Он сообщает: это имя существительное женского рода.

    После букв шипящих на конце имён существительных ь пишется только в словах женского рода. В словах мужского рода Ь не пишется.

    [ч’ , щ’ , ш]

    В именах существительных в начальной форме с шипящими на конце всегда есть орфограмма, потому что мы выбираем, писать Ь или нет.

    Обсуждаем способ действия:

    Как нужно действовать?

    1. Услышав шипящий на конце слова, узнай часть речи.

    2. Если это имя существительное в начальной форме, определи род

    3. Если слово женского рода – Ь пишется, мужского рода – Ь не пишется.

    Не знаешь род имени существительного, обращайся к словарю.

    обруч? – он, м.р., Ь не пишется – обруч

    лещ? – он, м.р., Ь не пишется – ле

    помощ? – она, ж.р., на конце Ь – помо

    товарищ? – он, м.р., Ь не пишется – товари

    мелоч? – она, ж.р., на конце Ь – мело

    гореч? – она, ж.р., на конце Ь – горе

    Лещ – это пресноводная рыба с плоским телом.

    Определяем, какие слова записаны в виде транскрипции:

    Какие слова записаны в виде транскрипции?

    Какая знакомая вам орфограмма есть на конце слов?

    [дро ш] [стр’и ш] [бро ш] [пл’а ш] [рόскаш]

    Орфограмма парный по глухости-звонкости согласный.

    [дро ш] – дроть, дро, она, ж.р.

    [стр’и ш] – нет стри, стри, он, м.р.

    [бро ш] – брочка, бро, она, ж.р.

    [пл’а ш] – нет пля, пляж, он, м.р.

    [рόскаш] – (какой?) роскόшный, рόско – она, ж.р., на конце ь,

    о – буква безударного гласного, ш – буква парного согласного

    Находим слова с орфограммой в стихотворных строках:

    Определите, в каких словах есть орфограмма Ь после букв шипящих в именах существительных.

    Старый грач уснул в гнезде.

    Спит его грачиха…

    Ты послушай, как везде

    Хорошо и тихо. (Е. Серова)

    От кого деревьям вред?

    Точит ёлку короед.

    Услыхал деревьев плач

    Прилетел он на заре

    И постукал по коре. (А. Часовников)

    пла – он, м.р., Ь не пишется

    вра – он, м.р., Ь не пишется

    Мне опять приснились дебри,

    Глушь пустынь, заката тишь.

    Жёлтый лев крадётся к зебре

    Через травы и камыш. (В. Брюсов)

    Мне русская речь – как музыка:

    В ней слово звучит, поёт,

    В ней дышит душою русскою

    Создатель её, народ . (Н. Браун)

    глу – она, ж.р., на конце Ь

    ти – она, ж.р., на конце Ь

    камы – он, м.р., Ь не пишется

    ре – она, ж.р., на конце Ь

    В каких сказочных словах нужно поставить мягкий знак после буквы шипящего?

    В каких сказочных словах нужно (по правилам русской орфографии) поставить мягкий знак после буквы шипящего?

    Пяшлая куж… Бурявый пуполош…Мяувая дуч…

    Пяшлая (какая?) кужь (она, ж.р., на конце Ь).

    Бурявый (какой?) пуполош (он, м.р., Ь не пишется).

    Мяувая (какая?) дучь (она, ж.р., на конце Ь).

    Узнаём слова по толкованию их значений:

    1.Человек, играющий на скрипке, –…

    2. Незаселённый, невозделанный участок земли –…

    3. Влияние, уважение, которым пользуется кто-то или что-то – …

    4. Густая непрозрачная акварельная краска – …

    5. Количество выпущенных экземпляров книги, газеты или журнала – …

    6. Старинная медная монета в полкопейки – …

    1. скрипач (он, м.р.)

    2. пусто (она, ж.р.)

    3. прести (он, м.р.)

    4. гуа (она, ж.р.)

    5. тира (он, м.р.)

    6. гро (он, м.р.)

    Здоровяк – [крепы ш], крепы, буква парного согласного ш,

    крепыш, он, м.р., без Ь.

    Сила – [мо щ’], мо –она, ж.р., на конце Ь.

    Молодые люди – [молодё ш], нет молодё, буква парного согласного ж,

    молодё – она, ж.р., на конце Ь.

    Призыв – [кли ч’], он, м.р., кли, без Ь.

    Ерунда, глупость – [чу ш], нет чу, буква парного согласного ш,

    чу – она, ж.р., на конце Ь.

    Родник – [клю ч’], он, м.р., ключ, без Ь.

    Решаем орфографические задачи:

    Вспомните сказки А. Пушкина и допишите имена существительные с буквами шипящих согласных на конце.

    Ты,…, мой спаситель, мой могучий избавитель.

    И жених сыскался ей, … Елисей.

    Петушок мой золотой будет верный … твой.

    Сказка … , да в ней намёк!

    Ты, цареви [ч’], мой спаситель, мой могучий избавитель.

    И жених сыскался ей, королеви [ч’] Елисей.

    Петушок мой золотой будет верный сторо [ш] твой.

    Сказка ло [ш], да в ней намёк!

    цареви – он, м.р., Ь не пишется

    королеви – м.р., Ь не пишется

    сторо – м.р., Ь не пишется, нет сторо, буква парного согласного ж

    ло – она, ж.р., на конце Ь, нет л, буква парного согласного ж

    Отгадайте загадки и правильно запишите отгадки.

    Рада даже хлебной крошке,

    Потому что дотемна

    В норке прячется она.

    2. Зимой дрова ест, а летом спит.

    Мы – она, ж.р., на конце Ь

    Пе – она, ж.р., на конце Ь

    Интересная орфографическая задача, как писать слово, с Ь или без?

    Заглянем в словарь.

    Туш – короткое торжественное музыкальное приветствие .

    Ту – он, м.р., Ь не пишется.

    Тушь – устойчивая краска для черчения, рисования, письма, косметическая краска (тушь для ресниц).

    Ту – она, ж.р, на конце Ь.

    Вспоминаем, какую работу выполняет мягкий знак:

    Реши орфографические задачи. Слова с Ь запиши в три столбика:

    обозначает мягкость, помогает обозначить звук [й’], указывает на форму.

    За рекой начинается лес. В нём водится дич?

    Загляни в син? его озёр, пересеки топ?, обойди острые суч?я. Как поют солов?и!

    Построй шалаш?, разведи огон?, пожар? хлеб на прут?ях. Послушай, как поскрипывают сонные дерев?я, как летит на охоту сыч?

    Ди – она, ж.р., на конце Ь, указывает на форму слова.

    Син – ь обозначает мягкость согласного.

    Топь – ь обозначает мягкость согласного.

    Су – помогает обозначить звук [й’]. Соло – помогает обозначить звук [й’]. Шала – он, м.р., Ь не пишется.

    Огон – ь обозначает мягкость согласного.

    Пожар – ь обозначает мягкость согласного.

    На прух – помогает обозначить звук [й’]. Дере – помогает обозначить звук [й’]. Сы – он, м.р., Ь не пишется.

    Сыч – это ночная птица отряда сов.

    обозначает мягкость помогает обозначать звук [й’] указывает на форму

    синь сучья дичь

    огонь на прутьях

    Заключение:

    На уроке вы узнали, что в именах существительных в начальной форме с шипящими на конце всегда есть орфограмма, потому что мы выбираем, писать Ь или нет.

    После букв шипящих на конце имён существительных Ь пишется только в словах женского рода. В словах мужского рода Ь не пишется.

    Список литературы

  • М.С. Соловейчик, Н. С. Кузьменко «К тайнам нашего языка» Русский язык: Учебник. 3 класс: в 2-х частях. – Смоленск: Ассоциация XXI век, 2010.
  • М.С. Соловейчик, Н. С. Кузьменко «К тайнам нашего языка» Русский язык: Рабочая тетрадь. 3 класс: в 3-х частях. – Смоленск: Ассоциация XXI век, 2010.
  • Т. В. Корешкова Тестовые задания по русскому языку. 3 класс: в 2-х частях. – Смоленск: Ассоциация XXI век, 2011.
  • Т. В. Корешкова Потренируйся! Тетрадь для самостоятельной работы по русскому языку для 3 кл.: в 2-х частях. – Смоленск: Ассоциация XXI век, 2011.
  • Л.В. Машевская, Л.В. Данбицкая Творческие задачи по русскому языку. – СПб.: КАРО, 2003.
  • Г.Т. Дьячкова Олимпиадные задания по русскому язык. 3–4 классы. – Волгоград: Учитель, 2008.
  • Домашнее задание

    Прочитай загадку. Запиши отгадку. Докажи правильность написания слов с буквами шипящих на конце.

    У реки растёт камыш.

    В камыше живёт малыш.

    Он с зелёной кожицей

    И с зелёной рожицей. (П. Синявский)

  • Прочитай слова и скажи, чем они все похожи. Устно раздели их на две группы. Указывай над словами их отличительный признак и решай орфографическую задачу.
    Полноч?, вещ?, плащ?, помощ?, нож?, этаж?, суш?, ёрш?
  • Реши орфографические задачи в именах существительных. Для этого укажи в скобках род. Подбери к именам существительным подходящие по смыслу имена прилагательные, соедини слова и допиши окончания; решай и другие орфографические задачи.
  • Очень часто мы просто игнорируем изучение функций мягкого знака, и студент просто не знает, что мягкий знак может означать что-то, кроме мягкости. В этом случае иногда возникают ошибки в произношении, например, в таких словах, как глушь, божья, удушье .

    А вы тоже когда-то пытались произнести всегда твёрдые согласные Ж и Ш как мягкие? Помните, они всегда только твёрдые и в русском языке у них нет мягких пар.

    Итак, если мы видим мягкий знак после согласных, которые могут быть только твёрдыми или только мягкими, мы должны понимать, что в этих случаях мягкий знак выполняет другие функции.

    Мягкий знак («Ь») в русском языке может выполнять несколько функций :

    1. он может обозначать мягкость согласной перед ним (день, словарь);
    2. он может обозначать грамматическую форму слова (говорить, ночь);
    3. а также может выполнять разделительную функцию (листья, семья).
    Давайте подробнее поговорим о каждой функции и разберёмся, что эти функции значат.

    Первая и самая известная функция мягкого знака – обозначение мягкости . Мягкий знак говорит нам, что мы должны произносить согласную, которая стоит перед ним мягко. Это верно для всех согласных, имеющих мягкую пару. Но мы должны запомнить, что мягкий знак не может повлиять на непарные согласные: всегда твёрдые (Ж, Ш, Ц) и всегда мягкие (Ч, Щ).

    Но что, если мы все же видим мягкий знак после Ш or Ч ?

    С этим связана грамматическая функция мягкого знака.

    Всегда, когда мы пишем мягкий знак на конце слова после шипящего согласного (Ж, Ш, Ч, Щ), он обозначает вовсе не мягкость, а показывает нам, что это слово женского рода (3 тип склонения). Вы можете запомнить эту хитрость, чтоб лучше определять род существительных на –Ь.

    Итак, дочь, ночь, печь, мышь, тишь, ложь, рожь, помощь, вещь – все эти слова имеют женский род.

    Запомните, в словах мужского рода с шипящим согласным (Ж, Ш, Ч, Щ) на конце слова мы не пишем –Ь: мяч, грач, врач, шалаш, ёрш, ёж, борщ .

    Кроме того, мягкий знак также указывает на инфинитив – начальную форму глагола: печь - to bake, помочь – to help. В глаголах на –ТЬ мягкий знак обозначает не только инфинитив, но и мягкость звука Т.

    А теперь давайте разберёмся, что же такое разделительная функция мягкого знака. Мы можем говорить об этой функции, когда видим мягкий знак после согласного и перед буквами Е, Ё, Ю, Я, И (мягкие гласные). Разделительная функция мягкого знака обозначает, что мягкий знак «разделяет» согласный перед ним и последующий мягкий гласный, а гласный в таком случае мы произносим как дифтонг, с начальным звуком /й/.

    Давайте посмотрим на примеры слов с транскрипцией:

    Семья [с`эм`йа], листья [л`ис`т`йа], [друз`йа], [п`йот], льёт [л`йот],
    вьюга [в`йуга], соловьи [салав`йи], муравьи [мурав`йи].

    Как мы видим, мягкий знак обозначает не только мягкость согласных, но также определяет произношение последующих мягких гласных и способен указать на грамматические признаки слова, такие как женский род у существительных и форма инфинитива у глаголов.

    Очень полезно знать функции мягкого знака, если вы хотите иметь хорошее произношение и понимать как работает русский язык.

    Успехов в изучении русского языка!
    Ваша Юля.

    Буква ь пишется для обозначения мягкости парного согласного в конце слов, например: голубь, оставь, тетрадь, грязь, жаль, семь, конь, кухонь, яблонь, насыпь, зверь, раскрась, пить, верфь .

    Буква ь , которой кончается первая часть сложного или сложносокращенного слова, пишется для обозначения мягкости согласного перед любой буквой, гласной или согласной, начинающей вторую часть, например: сельисполком, сельсовет, утильсырьё, костьутиль, грабьармия, четвертьвековой, четвертьфинал, Дальэнерго, Связьинвест, Тюмень?нефть .

    Для обозначения мягкости парного согласного перед согласными буква "ь" пишется в следующих случаях

    1. После буквы л перед любым согласным, кроме л , например: пальба, львиный, фольга, льдина, скользить, несколько, ни бельмеса, спальня, внимательно, скальпель, вальс, пальтишко, льстить, апрельский, альфа, ольха, зеркальце, мальчик, больше, польщённый .

    Между двумя л мягкий знак не пишется, например: гулливый .

    ?ск? согласный л перед суффиксом – мягкий, поэтому после л пишется ь , напр.: сельский, уральский, барнаульский . Однако в некоторых прилагательных, образованных от нерусских собственных географических названий, сохраняется твердый л , и поэтому ь не пишется, например: кызылский, ямалский (наряду с вариантами кызыльский, ямальский ).

    2. После других согласных букв:

    а) перед буквами, передающими твердые согласные, например: резьба, возьму, раньше, нянька, письмо, просьба, весьма, науськать, ведьма, свадьба, тьма, молотьба, тьфу ;

    В большинстве прилагательных с суффиксом ?ск? согласные н и р перед суффиксом – твердые, поэтому ь в них не пишется, например: конский, казанский, тюменский, рыцарский, январский, егерский . Однако в следующих прилагательных эти согласные перед суффиксом ?ск? мягкие, в них после н и р пишется ь : день?деньской, июньский, сентябрьский, октябрьский, ноябрьский, декабрьский , а также во многих прилагательных, образованных от нерусских собственных географических названий на нь, например: тянь?шаньский, тайваньский, пномпеньский, торуньский, сычуаньский, тяньцзиньский. Аналогично пишутся (и произносятся) существительные, образованные с суффиксом ?ц? от тех же географических названий: казанцы, тюменцы , но тайваньцы, пномпеньцы, торуньцы и т. п.

    б) перед буквами, передающими мягкие согласные, ь пишется только в тех случаях, когда в других формах того же слова или в однокоренных словах второй мягкий согласный становится твердым, а первый согласный сохраняет мягкость, например: возьми (ср. возьму ), восьми (восьмой ), ведьме (ведьма ), во тьме (тьма ), резьбе (резьба ), косьбе (косьба ), свадьбе (свадьба ), молотьбе (молотьба ), серьги (серьгам ), коньки (конькам ), дядьке (дядька ).

    3. В остальных случаях после буквы, передающей мягкий согласный, ь не пишется, например: разве, узник, грызть, кости, нести, синдикат, рецензия, ранний, пенсия, бантик, если, песня .

    Буква ь не пишется в сочетаниях согласных нч, нщ , в частности перед суффиксами ?чик, ?щик, ?щин (а), например: нянчить, одуванчик, стаканчик, кончик, птенчик; каменщик, банщик, партизанщина, Рязанщина .

    Буква "Ь" как показатель грамматической формы

    Буква ь пишется (независимо от произношения) в следующих грамматических формах:

    а) в сложных числительных перед ?десят и ?сот: пятьдесят, шестьдесят, семьдесят, восемьдесят, пятьсот, шестьсот, семьсот, восемьсот, девятьсот ;

    В числительных пятнадцать, шестнадцать, семнадцать, восемнадцать, девятнадцать перед ?надцать ь не пишется.

    б) в неопределенной форме глагола (инфинитиве) перед?ся (так же, как в инфинитиве глаголов без ?ся ), например: купаться, иметься, литься, расколоться, обуться, мыться, смеяться ;

    в) в формах повелительного наклонения глаголов перед ?ся и ?те (так же, как в формах без ?ся и ?те ), например: отправься, взвесься, пяться, сядьте, встаньте, бросьте, познакомьтесь, проверьте ;

    г) в форме творительного падежа множественного числа существительных , например: людьми, лошадьми, дверьми, детьми , а также в форме творительного падежа числительного четырьмя .

    После ж, ш, ч, щ буква ь пишется по традиции в следующих грамматических формах:

    а) на конце форм именительного/винительного падежа единственного числа существительных женского рода 3?го склонения , например: рожь, блажь, мышь, фальшь, ночь, мелочь, вещь, помощь ;

    б) в окончании 2?го лица единственного числа глаголов настоящего и будущего времени (после ш ), например: несёшь, смеёшься, видишь, дашь, мчишься ;

    в) в формах повелительного наклонения глаголов , например: мажь, ешь, спрячь, режьте, утешься, спрячьтесь, не морщься ;

    г) в неопределенной форме глаголов (после ч ), например: печь, стричь, толочь, увлечься, обжечься .

    Буква ь после шипящих пишется также на конце наречий и частиц , например: настежь, сплошь, наотмашь, вскачь, навзничь, невмочь, прочь, напрочь, ишь, лишь, вишь, бишь . Исключения: буква ь не пишется в наречиях замуж, невтерпёж, уж , в частице аж , а также в предлоге меж .

    Буква ь после шипящих не пишется на конце следующих грамматических форм:

    а) именительного/винительного падежа единственного числа существительных мужского рода 2?го склонения , например: нож, мяч, ковш, плащ ;

    б) родительно падежа множественного числа существительных женского рода 1?го склонения , например: луж (от лужа ), туч, галош, рощ ;

    в) кратких форм мужского рода прилагательных , например: свеж, охоч, хорош, нищ .

    В русском языке есть две буквы, которым не соответствует никакой звук, но при этом они влияют на мягкость или твердость произнесения других звуков. Это мягкий знак и твердый знак. В 3 классе изучают особенности мягкого знака, его функции и связанные с ним правила.

    Что такое мягкий знак и зачем он нужен?

    Эта буква располагается почти в конце алфавита, перед тремя последними гласными и твердым знаком, она обозначается как ь .

    Когда-то мягкий знак обозначат полноценный звук, который произносился как очень короткая э. Тогда эта буква имела другое название – ерь. Но языковые процессы привели к тому, что язык несколько упростился, звук постепенно перестал произноситься, а буква все равно осталась, но стала выполнять другие функции.

    То есть, несмотря на то, что она не имеет собственного звучания, у мягкого знака есть несколько действительно важных функций служебного характера. Первая – разделительная . Реализуя ее, мягкий знак располагается между согласной буквой и такими гласными, как е, ё, ю, я, и .

    Их важно запомнить – это буквы, которые состоят из двух звуков: й и следующей гласной. Однако если приставка оканчивается на согласную, а корень начинается с одной из этих букв, действует правило мягкого знака – он между ними никогда не ставится. Во всех остальных случаях он используется.

    Также мягкий знак является разделительным, когда используется в иностранных словах, таких как почтальон, шампиньон и так далее.

    Вторая важная функция этой буквы заключается в том, что оно обозначает мягкость согласного на письме . Может использоваться в конце слова или в середине, но слов, которые начинались бы с мягкого знака, в русском языке нет.

    В некоторых случаях благодаря только одной этой букве слова различаются по смыслу, например ел и ель, угол и уголь и так далее.

    Также употребление мягкого знака в словах имеет и грамматическую функцию. Например, если он пишется в существительном после шипящей, по нему можно определить, что оно относится к женскому роду. А в глаголе после ш он будет показывать его принадлежность к категории 2 лица и единственного числа.

    Некоторые особенности употребления мягкого знака

    Необходимо помнить, что, когда слово переносится с одной строки на другую, эта буква остается на предыдущей строке с согласной, а не переходит на следующую с главной.

    У мягкого знака, который нужен для смягчения согласных, в слове есть три места, то есть на конце, что уже рассматривалось, в середине и после л.

    В середине буква пишется между двумя согласными и служит для смягчения того, который идет перед ней: Кузьма, весьма и так далее .

    Что касается позиции после л, то мягкий знак всегда смягчает эту согласную, вне зависимости от того, какая буква идет после нее – согласная или гласная. Например, нельзя, больно и так далее .

    В русском языке есть сочетания согласных букв, в которых мягкий знак не пишется никогда – это чн и нч, чк и чт, рщ и щн .

    Что мы узнали?

    Одна из двух букв в русском языке, которая не имеет собственного звучания – это мягкий знак. Но при этом у него множество важных функций. Он служит для того, чтобы разделять буквы на письме и при произнесении (используется между согласными и гласными, обозначающими два звука, первый из которых – й). Также эта буква выполняет грамматическую роль, показывая, в какой форме стоит слово, и необходима для того, чтобы обозначить мягкость согласного на письме. Слово никогда не может начинаться с этой буквы, кроме того, она никогда не ставится между приставкой и корнем, вне зависимости от того, начинается ли он с гласной или согласной. Также она никогда не пишется в нескольких сочетаниях букв, которые нужно запомнить.

    РУССКИЙ ЯЗЫК, 5 класс

    ТЕМА: правописание Ь в глагольных формах после шипящих.

    ЦЕЛЬ: формирование знаний о правописании Ь в глагольных формах

    Повторить правописание слов с шипящей на конце;

    Развить критическое мышление;

    Воспитывать нравственность на основе устного народного творчества.

    ЗАДАЧИ: учить написанию ь после шипящих в глаголах; систематизировать знания учащихся о правописании ь после шипящих в словах разных частей речи; развивать орфографическую зоркость, мыслительную деятельность учащихся, коммуникативные способности; воспитывать культуру учебного труда, прививать интерес, любовь к родному языку.

    ОБОРУДОВАНИЕ: учебники, тетради, презентация, карточки для работы.

    ТИП УРОКА: комбинированный.

    МЕТОДЫ: репродуктивный, информационно - развивающий, частично-поисковый, беседа.

    ХОД УРОКА

    1.ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ.Улыбнулись друг другу, мысленно пожелали успехов себе и товарищам.

    Долгожданный дан звонок –

    Начинается урок.

    Звуки с буквами пришли,

    Чтоб порядок навести.

    Внимание, девочки!

    Внимание, мальчики!

    Приготовьте ваши ручки,

    Разомните пальчики.Слайд 1

    Откройте тетради, запишите число классная работа.

    2.ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ.

    Расскажите, что же мы знаем о правописании ь после шипящих на конце слов?

    ь
    дружит не дружит
    сущ. 3 скл. 1. Сущ. м.р.
    2. Сущ. ж.р. мн. ч. р.п.
    3. Кратк. прил.

    Какая чась речи не попала в таблицу? (Глагол)
    – Определите тему урока, как она звучит?
    (Мягкий знак после шипящих в глаголах.)

    Изучение нового материала

    Для того, чтобы ответить на вопрос: пишется ли ь после шипящих на конце глаголов, давайте подумаем!
    – Внимательно прочитайте предложения. Это просто предложения или что-то иное?
    (Пословицы)
    – В них содержится народная мудрость!
    – Определите, какой частью речи являются выделенные слова, в каких формах они стоят.

      За двумя зайцами погонишься, ни одного не поймаешь.

      Без теста пирога не испечёшь.

      Важно беречь платье снову, а честь смолоду.

      Семь раз отмерь, один отрежь.

    (Глаголы в н.ф., во 2л. ед.ч., повел накл.)

    Что интересного вы заметили в написании глаголов? (На конце после шипящих пишется ь )
    – Что наш учебник говорит о написании ь в глаголах?
    – Как мы можем дополнить это правило?

    Сделаем вывод: Во всех глагольных формах после шипящих пишется ь.

    А) Работа в группах

    Ребята, а теперь, давайте, мы с вами немного выполним задания на повторение. Каждой группе я раздаю карточку с определенным заданием, выполнив карточку, поднимите руку.

    1 группа

    2 группа

    Определите написание слов с шипящей на конце

    3 группа

    Определите написание слов с шипящей на конце

    Б) Проверка и обобщение

    Учитель: Итак, первая группа выполнила свою карточку. Прочитайте задание.

    Ученики: Ученики зачитывают задание к карточке. Читают слова, выбрав правильное написание Ь после шипящих. Объясняют свой выбор.

    Ученик: Слова, которые нам были даны – существительные ж.р, ед. ч и ж.р. мн. ч, а также одно слово (грач)- м.р. В именах существительных ж.р мягкий знак пишем, у существительных мн.ч и сущ. М..р.– не пишем.

    Учитель: Молодцы, ребята! Правильно!

    Учитель: Вторая группа готова?

    Ученики: Готова!

    Учитель: Прочитайте задание вашей карточки. Объясните свой выбор.

    Ученики: Читают задание к карточке. У нас были существительные м.р.+ ж.р. (дрожь). В существительных м.р. Ь не пишем, а в слове дрожь, так как оно ж.р. ь знак пишем.

    Учитель: Хорошо, ребята! Вы тоже справились с заданием!

    Учитель: 3 группа, прочтите какое задание было у вас. Объясните выбор данной орфограммы.

    Ученики: Нам нужно было определить написание слов с шипящей на конце.

    Слова, данные нам,- прилагательные, а точнее краткие прилагательные с шипящей на конце + одно слово имя существительное (полночь). В кратких прилагательных с шипящей на конце Ь знак мы не пишем, а в слове полночь –пишем, так как это имя существительное ж.р.

    В) Частично-посковый метод

    Учитель : Молодцы, ребята, вспомнили правила написания слов с шипящей на конце имен существительных ж.р, м.р, ж.р мн.ч, а так же краткие прилагательные. Но у нас есть еще одна часть речи, у которой есть похожее правило. Как вы думаете, что это за часть речи?

    Ученики: Это глагол. (У учащихся могут быть и ошибочные версии, которые нельзя игнорировать, а просто сказать: « Может, кто думает иначе?»)

    Учитель: Правильно, ребята. Давайте мы с вами постараемся определить это правило, выполнив определенное задание.

    Работая в группе, определите глагол 2 лица, ед.ч. Образовав данный глагол, один из группы выйдите и запишите его на доске. Выделите окончание, и спряжение.

    Ед.ч. Мн.ч.

    1 л. сижу 1 л. сидим

    2 л.____________ 2 л. сидите

    3 л. сидит 3 л. сидят

    Ед.ч. Мн.ч.

    1 л. смотрю 1 л. смотрим

    3 л. смотрит 3 л. смотрят

    Ед.ч. Мн.ч.

    1 л. иду 1 л. идем

    2 л.____________ 2 л. идете

    3 л. идет 3 л. идут

    Учитель: Выполнив задание, кто-нибудь может мне сформулировать правило написания ь знака у глагольных форм?

    Первичное закрепление

    А сейчас закрепим наши новые знания на практике.

    Распределительный диктант

    Записать глаголы в 3 столбика.
    Н.ф. 2л.ед.ч. повел.накл.

    (Попутная работа над гласными в корне слова)

    Приберечь к обеду
    Стучишься в окно,
    Истолочь в порошок, украсишь комнату,
    Остричься наголо,
    Намажь масло на хлеб,
    Уберечься от опасности,
    Расположиться у опушки,
    Отрежь ровно.

    Физминутка

    А теперь немного отдохнём.
    Я буду называть слова. Если в слове надо писать ь, вы приседаете, если ь писать не нужно – делаете 1 хлопок над головой.
    Рожь, шалаш,скрипач, спишь, дружишь, беречь, кирпич, могуч, пишешь, думаешь, желаю удач.
    – Итак, повторим, когда же пишем ь знак после шипящих, когда – не пишем.

    Вторичное закрепление

    Прочитайте отрывок. Из какого произведения эти строки? Кто их автор?

    Ветер, ветер! Ты могуч…,
    Ты гоняеш… стаи туч….
    Ты волнуеш… сине море,
    Всюду вееш… на просторе,
    Не боиш…ся никого,
    Кроме Бога одного…

    Всавьте пропущенные буквы, объясните написание.
    – Какие изобр. выр. средства использует автор?
    (Олицетворение, метафора – «стая туч»)
    – Объясните знаки препинания.
    (Обращение, сложное предложение, однородные члены)

    Теперь немного поиграем. «Четвёртый лишний»

      Ночь, луч, тишь, вещь.

      Кирпич, колюч, могуч, похож.

      Без туч, пять задач, шустрая мышь, исчез с крыш.

    Вывод:

    Когда же пишется ь после шипящих на конце слов?

    Соедини линией, когда нужно писать ь.

    Сущ. ж.р. 3 скл кр.прил
    Сущ. м.р. Ь глаг. Н.ф.
    Глаг 2 л.ед.ч. глаг повелит.наклон.

    Самостоятельная работа

    А теперь снова обратимся к мудрости народа.

    Дописать пословицы. Обозначить орфограмму ь в глаголах.

      С кем поведёш..ся, от того и … .

      Шила в мешке не ….

      Слово – не воробей, вылет..т не…

      Что посееш.., то и … .

    3.ИТОГ УРОКА.

    А теперь, заканчивая наше путешествие, подведём итоги урока.
    – Что узнали мы, путешествуя по городу Глагол?
    – Чему научились?
    – Кому на уроке было интересно и всё понятно – поставьте на полях (!). Если были затруднения (?).
    – Не переживайте, завтра мы продолжим разговор на эту тему.
    – Передайте вперёд свои тетрадочки. откройте дневники, запишите домашнее задание.

    4.ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ.

    1 группа

    Определите написание слов с шипящей на конце

    Мыш__ вещ__, печ__, брош__, около луж__, гореч__, грач__, ветош__, молодеж__,много туч__,доч_.

    2 группа

    Определите написание слов с шипящей на конце

    Камыш__, шалаш__, врач__, гараж__, дрож__, плащ__, сургуч__, мяч__, ключ__, сторож__,товарищ__.

    3 группа

    Определите написание слов с шипящей на конце

    Дремуч__, хорош__, тягуч__, полноч__, скрипуч__, неуклюж__, шипуч__, свеж__,колюч__,пахуч__,горяч__.

    Задание: Выделите окончание, определите спряжение. Образуйте форму 2-го лица, ед.числа. Запишите на доске эту форму.

    Ед.ч. Мн.ч.

    1 л. сижу 1 л. сидим

    2 л.____________ 2 л. сидите

    3 л. сидит 3 л. сидят

    Ед.ч. Мн.ч.

    1 л. смотрю 1 л. смотрим

    2 л.____________ 2 л. смотрите

    3 л. смотрит 3 л. смотрят

    Ед.ч. Мн.ч.

    1 л. иду 1 л. идем

    2 л.____________ 2 л. идете

    3 л. идет 3 л. идут

    Задание: Выделите окончание, определите спряжение. Образуйте форму 2-го лица, ед.числа. Запишите на доске эту форму.

    Ед.ч. Мн.ч.

    1 л. сижу 1 л. сидим

    2 л.____________ 2 л. сидите

    3 л. сидит 3 л. сидят

    Ед.ч. Мн.ч.

    1 л. смотрю 1 л. смотрим

    2 л.____________ 2 л. смотрите

    3 л. смотрит 3 л. смотрят

    Ед.ч. Мн.ч.

    1 л. иду 1 л. идем

    2 л.____________ 2 л. идете

    3 л. идет 3 л. идут

    Задание: Выделите окончание, определите спряжение. Образуйте форму 2-го лица, ед.числа. Запишите на доске эту форму.

    Ед.ч. Мн.ч.

    1 л. сижу 1 л. сидим

    2 л.____________ 2 л. сидите

    3 л. сидит 3 л. сидят

    Ед.ч. Мн.ч.

    1 л. смотрю 1 л. смотрим

    2 л.____________ 2 л. смотрите

    3 л. смотрит 3 л. смотрят

    Ед.ч. Мн.ч.

    1 л. иду 1 л. идем

    2 л.____________ 2 л. идете

    3 л. идет 3 л. идут

    Loading...Loading...