Морфологический разбор личного местоимения ему. Морфологический разбор местоимений

Предлагаем вам схему морфологического разбора местоимений и пример такого разбора.

Схема разбора:

  • 1. Обозначить часть речи, грамматическое значение местоимения, написать начальную форму (поставить в именительный падеж (если есть), единственное число).
  • 2. Описать морфологические признаки:
    • - постоянные (разряд по значению, разряд по грамматическим признакам, лицо (для личных и притяжательных), число (для личных 1 и 2 лица);
    • - непостоянные (падеж, число, род).
  • 3. Обозначить, какую роль играет в предложении.

Образец морфологического разбора местоимений

Не стоит тратить силы на то, чтобы переделать людей - они не поменяются. У них кто на сильный поступок решился, тот и прав (Ф.М. Достоевский).

  • 2. Морфологические признаки постоянные - личное, местоимение-существительное, 3 лицо; непостоянные - именительный падеж, множественное число.
  • (у) них
  • 1. Местоимение; указывает на объект речи, прямо не называя его, н.ф. - они.
  • 2. Морфологические признаки постоянные - личное, местоимение-существительное, 3 лицо; непостоянные - родительный падеж, множественное число.
  • 3. Роль в предложении дополнение.
  • 1. Местоимение; указывает на объект речи, не называя его, н.ф. - кто.
  • 2. Морфологические признаки постоянные - относительное, местоимение-существительное; непостоянные - именительный падеж.
  • 3. В предложении играет роль подлежащего.
  • 1. Местоимение; указывает на объект речи, не называя его, н.ф. - тот.
  • 2. Морфологические признаки постоянные - указательное, местоимение-прилагательное; непостоянные - именительный падеж, единственное число, мужской род.
  • 3. Роль в предложении подлежащее.

Образец разбора местоимений

На галерее какой-то смятенный гражданин обнаружил у себя в кармане пачку, перевязанную банковским способом и с надписью на обложке «Одна тысяча рублей»... Через несколько секунд денежный дождь, все густея, достиг кресел, и зрители стали бумажки ловить (М.А. Булгаков).

I. Какой-то (какой?) -- местоимение, начальная форма какой-то.

непостоянные признаки в муж. роде, ед. числе, И. п.

III. Гражданин (какой?) какой-то (определение).

I. (У) себя (у кого?) -- местоимение, начальная форма себя (Р. п.)

II. Постоянные признаки возвратное;

непостоянные признаки в Р. п.

III. Обнаружил (где?) у себя (обстоятельство).

I. Несколько (сколько?) -- местоимение, начальная форма несколько.

II. Постоянные признаки неопределенное;

непостоянные признаки в В. п..

III. Достиг (когда?) через несколько секунд (обстоятельство).

При морфологическом разборе местоимений дается полная характеристика его постоянных и непостоянных грамматических признаков, а также синтаксической роли в предложении. В статье приведен подробный план разбора различных видов местоимений с наглядными примерами.

Морфологический разбор местоимения – это разбор местоимения как части речи, включающий его грамматическую и синтаксическую характеристики. В ходе морфологического разбора определяются постоянные и непостоянные грамматические признаки местоимения, а также его роль в предложении.

В школе тема «Морфологический разбор местоимения» изучается в 6 классе.

Особенности морфологического разбора местоимения

Так как в русском языке местоимения могут иметь грамматические признаки существительных, прилагательных и числительных, выделяют три типа разборов для разных групп слов.

План морфологического разбора местоимений-существительных

ТОП-5 статей которые читают вместе с этой

II. Морфологические признаки:

1. Постоянные:

– разряд по значению;

– лицо (только у личных местоимений);

– число (если есть);

– род (если есть);

2. Непостоянные:

План морфологического разбора местоимений-прилагательных

I. Местоимение. Начальная форма

II. Морфологические признаки:

1. Постоянные:

– разряд по значению;

2. Непостоянные:

III. Синтаксическая роль в предложении.

Обратите внимание: притяжательные местоимения-прилагательные его, ее, их являются неизменяемыми и не имеют непостоянных признаков.

План морфологического разбора местоимений-числительных

I. Местоимение. Начальная форма

II. Морфологические признаки:

1. Постоянные:

– разряд по значению;

2. Непостоянные:

III. Синтаксическая роль в предложении.

Примеры морфологического разбора местоимений

Она попросила меня купить любой арбуз и несколько персиков.

она ;

II. Морфологические признаки:

1. Постоянные – личное местоимение, 3-го лица, единственного числа, женского рода;

2. Непостоянные – именительный падеж.

III. Подлежащее.

Меня

I. Местоимение, начальная форма – я ;

II. Морфологические признаки:

1. Постоянные – личное местоимение, 1-го лица, единственного числа;

III. Дополнение.

Любой

I. Местоимение, начальная форма – любой ;

II. Морфологические признаки:

1. Постоянные – определительное;

2. Непостоянные – единственное число, мужской род, винительный падеж.

III. Определение.

Несколько

I. Местоимение, начальная форма – несколько .

II. Морфологические признаки:

1. Постоянные – неопределенное;

2. Непостоянные – винительный падеж.

III. Дополнение.

Морфемный разбор местоимений

План морфемного разбора местоимений:

1. Выделить основу слова и окончание;

2. Выделить корень слова;

3. Выделить формообразующие аффиксы (приставки, суффиксы).

Кто-то пришел.

1. Основа – кто-то , окончание нулевое;

2. Корень слова – кто ;

В школе регулярно выполняют морфологический разбор различных частей речи. Ученикам необходимо не только знать основные требования к разбору, но и отлично ориентироваться в грамматических категориях, уметь правильно определять их и сразу верно относить слово к соответствующей части речи. Только так можно сделать морфологический разбор местоимения правильно. Не стоит считать местоимение слишком лёгкой для разбора частью речи, уделяя ему меньше внимания. Его не следует путать с прилагательными, числительными, существительными и наречиями. Знание основных особенностей грамматических категорий местоимений, нюансов разбора и алгоритма поможет сделать морфологический анализ без ошибок.

Делаем морфологический разбор местоимения: правильно, последовательно, точно
В первую очередь обратите внимание на смысловую нагрузку местоимения, его значение в тексте. Выполняйте морфологический разбор тщательно, не отвлекайтесь. Вспоминайте все особенности разбора, проводите анализ вдумчиво. Первоначальные записи делайте на черновике. Когда морфологический разбор полностью выполнен, вы его проверили и уверены в результате, можно переписать всё на чистовик.

Не забывайте о последовательности разбора: сначала нужно выписывать словоформу, начальную форму, неизменяемые признаки, затем изменяемые грамматические категории, а заключительным пунктом станет анализ синтаксической функции местоимения в предложении.

  1. Убедитесь, что перед вами действительно местоимение. Не путайте их с существительными: местоимение только указывает на предмет, но не называет его конкретно. Слова, подобные языковым единицам иначе, по-моему, никак, где, важно отличать от наречий: они указывают на признак действия, но не обозначают его.
  2. Отличайте местоимения от союзов. Если возникли сомнения, нужно выяснить синтаксическую роль анализируемого слова. Местоимение будет выполнять синтаксическую функцию, являясь одним из членов предложения, указывая на предмет, признак действия, а союз не может быть членом предложения.
  3. Обязательно учитывайте индивидуальные требования к морфологическому разбору. В каждой школе, вузе есть специальные методические указания, где имеется информация о принятых стандартах всех видов языковых разборов. Некоторые детали могут отличаться. Например, в пособии Д.Э.Розенталя группа местоимений названа местоименными наречиями, а в ряде школьных учебников она же имеет наименование местоимения-наречия. Вам понадобится сделать морфологический разбор местоимения так, как это требуется по стандартам вашего учебного заведения. При поступлении в вуз тоже необходимо ознакомиться с данными стандартами, иначе разбор, выполненный по-другому, может быть признан неверным.
  4. Несмотря на кажущуюся простоту разбора местоимения, связанную с небольшим количеством грамматических категорий, сложности могут возникнуть практически сразу. Тщательно отнеситесь к определению начальной формы местоимения, иначе вы в дальнейшем будете проводить ошибочный анализ, указывая постоянные признаки совсем другого слова.
    • Начальная форма есть не у всех местоимений. Например, возвратное местоимения себя не имеет именительного падежа, хотя и изменяется по падежам. Следовательно, начальной формы у него нет.
    • Помните о супплетивизме, который характерен для склонения личных местоимений (то есть слово меняется целиком, а не только его окончание, суффикс и т.д.). Так, определяя начальную форму местоимения меня, вы должны записать слово «я», и именно по нему проводить анализ, обозначая постоянные грамматические категории.
    • Есть ряд традиционных ошибок, которые ученики допускают регулярно, делая морфологический разбор местоимения. Возьмите за правило, рассматривая слово, возвращаться к началу. Например, зачастую неправильно определяют начальную форму местоимения, потому что ошибочно относят его к другой группе. Допустим, видя слово «ничем», вы можете автоматически записать «ничей», так как приняли единицу за местоимение-прилагательное. Поскольку на самом деле это местоимение-существительное, правильная начальная форма для него – «ничто». Чтобы не ошибиться, ещё раз проверьте, к какой группе относится местоимение, и вернитесь к начальной форме: убедитесь, что она определена верно.
  5. Важно запомнить все группы по соотношению с другими частями речи, чтобы сделать морфологический разбор местоимения точно.
    • Местоимения-существительные нередко называют в школьной программе просто «местоимениями», опуская их соотношение с существительными. Даже если у вас принято именно так, помните, что эти местоимения соотносятся с существительными, чтобы не путать их с другими группами. Слова из данной группы указывают на предмет, но не называют его. В предложении они чаще всего являются подлежащими, дополнениями. В группу входят относительные, вопросительные, личные, неопределённые, отрицательные местоимения и возвратное местоимения себя.
    • Местоимения-прилагательные указывают на признак предмета, но не обозначают его конкретно. В предложениях они обычно выполняют синтаксическую роль определения. К местоимениям-прилагательным относятся относительные, вопросительные, притяжательные, неопределённые и отрицательные местоимения.
    • Местоимения-наречия не называют признак действия, но указывают на него. Они становятся в предложениях обстоятельствами. В группу местоимений-наречий входят неопределённые, отрицательные, относительные, вопросительные и притяжательные местоимения.
    • Местоимения-числительные указывают на число, количество, но не называют его. Они могут входить в состав подлежащего, дополнения в предложении. К ним относятся отрицательные, относительные, неопределённые и вопросительные местоимения.
  6. Научитесь отличать местоимения различных разрядов, не путать их:
    • личные: я, ты, он, мы, вы, они;
    • возвратное: себя;
    • неопределённые: кое-что, некто, что-нибудь;
    • отрицательные: ничто, никто;
    • притяжательные: мой, по-моему, наш. ваш;
    • относительные: сколько, кто, какой, где;
    • вопросительные: который, где, когда.
    Обратите внимание на относительные и вопросительные местоимения: они могут иметь одинаковую форму, но по-разному употребляются в предложениях. Вопросительные местоимения указывают на вопрос, а относительные соотносят высказывание с чем-либо. Например:
    • Что ты будешь смотреть? (вопросительное местоимение).
    • Подруга не понимает, что мне в нём так нравится (относительное местоимение).
Помните все особенности грамматических категорий, тщательно разбирайте каждое местоимение, чтобы не допустить ошибок.

Последовательность морфологического разбора местоимения
Следуйте алгоритму, чтобы верно сделать морфологический разбор местоимения.

  1. Выпишите словоформу местоимения – это слово в том виде, в каком оно употреблено в тексте.
  2. Определите начальную форму местоимения, поставив его в именительный падеж, единственное число, мужской род, если они есть. Учитывайте смысл слова, его соотносимость с другими частями речи.
  3. Выясните, к какой группе принадлежит местоимение.
  4. Определите и запишите разряд местоимения.
  5. Если ваше местоимение является личным, нужно отметить его лицо. Этот признак постоянный.
  6. Отразите все непостоянные признаки местоимения, которые у него имеются:
    • падеж;
    • число;
    • род.
    Пользуйтесь формулировкой «местоимение употреблено в форме »:
  7. Запишите, каким членом предложения является местоимение.
Выполняйте морфологический разбор последовательно и тщательно, старайтесь не путать группы и разряды местоимений, правильно определять все грамматические категории.

Схема морфологического разбора местоимения

1. Выделить словоформу из текста. Назвать часть речи.

2. Указать начальную форму - именительный падеж единственного числа.

3. Поставив вопрос, определить общее категориально-грамматическое значение.

4. Определить разряды местоимений :

а). по соотношению с другими частями речи: местоимение-существительное, местоимение-прилагательное, местоимение-числительное;

б). лексико-грамматический разряд (указать значение);

в). по образованию: производное или непроизводное (назвать способ образования).

5. Охарактеризовать морфологические особенности :

а). лицо (для личных);

б). падеж (указать средства выражения);

в). число (указать средства выражения);

г). род (если есть).

6. Охарактеризовать синтаксические особенности :

а). вид связи с другими словами;

б). роль в предложении.

Образцы анализа

Его всё время томила какая-то тревога, ему всё время слышался голос, звавший куда-то, и он странствовал по жизни, не зная покоя...

(Джек Лондон)

1. Ему - местоимение.

2. Н. ф. - он .

3. Отвечает на вопрос: кому?

4. Разряды местоимений :

б). личное: указывает на лицо, не участвующее в речи, т. е. на того, о ком идёт речь.

в). непроизводное.

5. Морфологические особенности :

а). 3-го лица;

б). в Д. п.: ОПС - окончание -ему ; ДПС выражения категории падежа - супплетивизм основ (он - ему); СС выражения категории падежа - глагольное управление: слышался (кому?) ему;

ему ; СС выражения категории падежа - глагольное управление: слышался (кому?) ему;

6. Синтаксические особенности :

а). слышался (кому?) ему : связь - глагольное управление, глагол управляет местоимением, ставя его в форме Д. п.;

б). в предложении является дополнением.

1. Какая-то - местоимение.

2. Н. ф. - какой-то .

3. Отвечает на вопрос: какая? Общее категориально-грамматическое значение - указывает на признак предмета.

4. Разряды местоимений :

б). неопределённое: указывает на неизвестный или неточно известный говорящему предмет;

в). производное: образуется от соответствующего вопросительного (относительного) местоимения с помощью постфикса -то : какой-то ← какой .

Способ образования - морфологический, постфиксальный [Тихонов А. Н.].

5. Морфологические особенности :

ая ; СС - форма сущ. тревога

ая ; СС - форма сущ. тревога (сущ. ж. р. стоит в форме Им. п., ед. ч.);

6. Синтаксические особенности :

а). тревога (какая?) какая-то :

1. Он - местоимение.

2. Н. ф. - он .

3. Отвечает на вопрос: кто? Общее категориально-грамматическое значение - указывает на предмет (лицо).

4. Разряды местоимений :

а). местоимение-существительное;

б). личное: указывает на лицо, не участвующее в речи;

в). непроизводное.

5. Морфологические особенности :

а). 3-го лица;

Ø ; ДПС - супплетивизм основ (он - ему);

в). в ед. ч.: ОПС - нулевое окончание Ø ;

6. Синтаксические особенности :

а). он странствовал : связь со сказуемым странствовал

После истории, которая произошла со мной на склоне горы, я долго не мог прийти в себя. Признаться, ожидал иной развязки.

1. Которая - местоимение.

2. Н. ф. - который .

3. В контексте отвечает на вопрос: какая? Общее категориально-грамматическое значение - указывает на предмет.

4. Разряды местоимений :

а). местоимение-прилагательное в контексте употреблено в значении местоимения-существительного;

б). относительное: связывает придаточное предложение с главным в составе сложноподчинённого;

в). непроизводное.

5. Морфологические особенности :

б). в И. п.: ОПС - окончание - ая ; СС выражения категории падежа - глагольное управление: произошла (какая?) которая;

в). в ед. ч.: ОПС - окончание - ая ; СС выражения категории рода и числа - форма сущ. история в главном предложении;

6. Синтаксические особенности :

а). которая произошла : связь со сказуемым произошла - координация, формальное согласование в роде и числе;

б). в предложении является подлежащим.

1. Я - местоимение.

2. Н. ф. - я .

3. Отвечает на вопрос: кто? Общее категориально-грамматическое значение - указывает на предмет (лицо).

4. Разряды местоимений :

а). местоимение-существительное;

б). личное: указывает на говорящего;

в). непроизводное.

5. Морфологические особенности :

а). 1-го лица;

б). в И. п.: ОПС - нулевое окончание Ø ; ДПС - супплетивизм (я - мен’-я, мн-ой) , чередование е//ø, н’//н;

в). ед. ч.: ОПС - нулевое окончание Ø ;

6. Синтаксические особенности :

а). Я (не ) мог : связь со сказуемым мог - координация, формальное согласование в лице и числе;

б). в предложении является подлежащим.

1. Иной - местоимение.

2. Н. ф. - иной .

3. Отвечает на вопрос: какой? Общее категориально-грамматическое значение - указывает на признак.

4. Разряды местоимений

а). местоимение-прилагательное;

б). определительное: указывает на обобщённый признак предмета;

в). непроизводное.

5. Морфологические особенности :

б). в Р. п.: ОПС - окончание -ой ; СС - форма сущ. развязки

в). в ед. ч.: ОПС - окончание -ой ; СС - форма сущ. развязки (сущ. ж. р. стоит в форме Р. п., ед. ч.);

6. Синтаксические особенности :

а). развязки (какой?) иной : связь - согласование, местоимение согласуется с существительным в роде, числе и падеже;

б). в предложении является согласованным определением.

ДПС - дополнительное синтагматическое средство.

ОПС - основное парадигматическое средство.

СС - синтагматическое средство.

Loading...Loading...