Золотой век русской литературы: история, писатели и поэты. XIX век — «золотой век» русской литературы

Наряду с поэзией начала развиваться проза. Прозаики начала века находились под влиянием английских исторических романов В. Скотта, переводы которых пользовались огромной популярностью. Развитие русской прозы 19 века началось с прозаических произведений А.С. Пушкина и Н.В. Гоголя. Пушкин под влиянием английских исторических романов создает повесть «Капитанская дочка», где действия разворачивается на фоне грандиозных исторических событий: во времена Пугачевского бунта. А.С. Пушкин произвел колоссальную работу, исследуя этот исторический период. Это произведение носило во многом политический характер и было направлено к власть имущим. А.С. Пушкин и Н.В. Гоголь обозначили основные художественные типы, которые будут разрабатываться писателями на всем протяжении 19 века. Это художественный тип «лишнего человека», образцом которого является Евгений Онегин в романе А.С. Пушкина, и так называемый тип «маленького человека», который показан Н.В. Гоголем в его повести «Шинель», а также А.С. Пушкиным в повести «Станционный смотритель».

1/1 19 века – время складывания и выработки норм современного русского литературного языка, усиление интереса писателей к народным традициям и фольклору, начинается издание памятников народного творчества. Первыми реформаторами русской словесности были М.В. Ломоносов и Н.М. Карамзин, позже огромный вклад в это дело внесёт А.С. Пушкин. И хотя уже в 18 веке можно говорить о существовании российских мастеров слова, но только в 19 веке появляется профессия - писатель.

Одной из наиболее характерных черт русской культуры 19 века было доминирование литературы среди остальных форм художественного творчества. Литература в жизни России приобрела совершенно исключительное общественное значение. Одной из главных причин такого положения, по мнению А.И. Герцена, явилось то, что «у народа, лишённого общественной свободы, литература – единственная трибуна, с которой он заставляет услышать крик своего возмущения и своей совести». Русская художественная литература пережила в 19 веке необычайный взлёт и вышла на мировую арену. Произведения, созданные русскими писателями, не только встали в один ряд с шедеврами мировой литературы того времени, но и превосходили их благодаря глубочайшему осмыслению жизненных проблем, в первую очередь нравственных. Русская литература более, чем вся литература мира, была связана с моралью и несла этическую направленность. Русскому писателю была свойственна отзывчивость, чуткость к человеческой боли. Описывая несправедливость крепостничества, бесчеловечное отношение помещика к крестьянам, городскую бедноту, писатели не могли оставаться равнодушными к страданиям униженных и оскорблённых.

Одним из основных жанров к.18-нач.19 веков был романтизм. Зарождение романтизма в России связано с общественно-идеологической атмосферой русской жизни – общенациональным подъёмом после Отечественной войны 1812 года, формированием дворянской революционности, обострением личного самосознания. Пафосом вольнолюбия и борьбы, идеей гражданского служения отечеству проникнута поэзия декабристов: Рылеева, Кюхельбекера, Одоевского.

Вольнолюбивыми мотивами, близкими к поэзии декабристов проникнута лицейская, послелицейская и «южная» лирика А.С. Пушкина (1799-1837), в которой ярко был выражен личностный пафос поэта.

Романтический апофеоз личности выражен и в ранней лирике М.Ю. Лермонтова (1814-1841). Небывалая интенсивность эмоций и напряжённый самоанализ – характерные черты лирического героя Лермонтова.

Ближе ко 2/2 19 века появляется реализм в поэзии Н.А. Некрасова (1821-1878) и философской и любовной лирике Ф.И. Тютчева (1803-1873). Некрасов показал безрадостную и тоскливую жизнь русской деревни, раскрыл удивительные образы русских женщин. Его поэзия особенно чутка к несправедливости и человеческой боли. Но основоположником реализма в русской литературе по праву считается А.С. Пушкин.

Пушкин – родоначальник и всей новой русской литературы. Его стихотворные («Евгений Онегин», «Руслан и Людмила», «Кавказский пленник», «Бахчисарайский фонтан», стихи, эпиграммы, сказки) и прозаические произведения («Повести Белкина», «Арап Петра Великого», «Дубровский», «Пиковая дама», «Капитанская дочка») написаны изумительным по лёгкости, точности, изяществу и тонкой иронии языком. Масштаб и независимость его мышления, дар проникать в другие культуры и эпохи, способность ставить и обсуждать «вечные вопросы бытия» - о смерти и бессмертии, любви, свободе и нравственном долге, смирении человека и его противостоянии слепой судьбе – всё это предопределило его центральное положение не только в русской литературе, но и в русской культуре 19 века в целом. Его роман в стихах «Евгений Онегин» В.Г. Белинский назвал «энциклопедией русской жизни». Это повествование об эпохе и человеческих судьбах.

Возникновение критического реализма связано с именем Н.В. Гоголя (1809-1852), для творчества которого была характерна ярко выраженная критическая направленность. Повесть «Шинель» с темой униженности «маленького человека», его простыми радостями и непоправимыми бедами. Гротесковое начало «петербургских повестей» («Нос», «Портрет») получило развитие в комедии «Ревизор». В поэме-романе «Мёртвые души» осмеяние помещичьей России соединилось с созданием вечных человеческих типов. Но сквозь едкий смех у Гоголя можно почувствовать невидимые миру слёзы. Гоголь страдал от несовершенства мира, поэтому его убийственный смех сопровождался печальными размышлениями о неустройстве русской общественной жизни и разрушении в человеке человеческого.

Замечательным мастером классического реалистического романа был И.С. Тургенев (1818-1883). В романах: «Дворянское гнездо», «Накануне», «Отцы и дети», «Дым», «Новь» Тургенев описал жизнь и идеалы нового поколения разночинской интеллигенции, конфликт «отцов» и «детей».

Вершиной критического реализма стало творчество Л.Н. Толстого (1828-1910) и Ф.М. Достоевского (1821-1881). Оба они намного острее других ощутили остроту социально-исторических и нравственно-психологических противоречий своего времени. Их объединяет то, что в поисках разрешения этих противоречий они обратились не к политике, а к нравственности. Творчество Толстого и Достоевского уходит своими корнями в ту духовную ситуацию, которая может быть определена как нравственный тупик современной цивилизации, когда из жизни общества исчезла религиозность и рухнули прежние, исходные моральные основы. Эта ситуация вновь потребовала постановки исходных вопросов о смысле жизни, о природе добра и зла. Ответы на эти вопросы нужно было искать заново. Это и стало главным духовным делом героев их романов, каждый из которых прошёл свой мучительный путь перерождения и обретения веры. Их герои внутренне бескорыстны – они не стремятся к завоеванию себе места под солнцем, к богатству, карьере, как герои Стендаля или Бальзака. Русского героя волнуют такие проблемы, как истина, социальная справедливость, гармония между убеждениями и жизнью, нравственные отношения с другими людьми.

В романах Л. Толстого представлен длительный период русской жизни – от начала 19 до начала 20 века. В эпопее «Война и мир» писатель воссоздаёт жизнь различных слоёв русского общества в войну 1812 года, патриотический порыв народа, пути духовного самоопределения личности. Роман «Воскресенье» - непримиримая критика общественного устройства, всего жизненного уклада «образованных классов».

Мастер психологического романа Ф.М. Достоевский (1821-1881) в произведениях «Преступление и наказание», «Братья Карамазовы», «Идиот», «Униженные и оскорблённые», «Бесы» через изображение глубин человеческой души раскрывал тяжелейшие личные и общественные конфликты переходной эпохи в жизни России, показал мучительные поиски жизни, бога и гармонии.

Новая стадия развития реализма нашла наиболее яркое выражение в творчестве А.П. Чехова (1860-1904). Автор фельетонов, коротких юмористических рассказов, новаторских пьес, тонкий психолог, мастер подтекста сочетал в своих произведениях юмор и лиризм. Его пьесы «Чайка», «Дядя Ваня», Три сестры», «Вишнёвый сад» проникнуты особой тревожной атмосферой предчувствия грядущей катастрофы.

Итак, 19 век уникален и многоаспектен. Русская цивилизация 19 века успешно преодолевала разрыв между отечественными и европейскими традициями, сохраняя при этом свою самобытность. Отечественные учёные внесли серьёзный вклад в мировой научно-технический прогресс и стали известными за рубежом. Сословно-дворянская культура постепенно утрачивала свои монопольные позиции; на авансцену в России вышел новый общественный слой – интеллигенция и сложилась уникальная оппозиционная культура протеста и инакомыслия. Революционная идеология оказалась привлекательной для русского народа, и 19 век оставил её в наследство веку 20.

XIX век – золотой век русской культуры

XIX век стал переломным периодом для русского народа. Отечественная война 1812 г., восстание декабристов в 1825 г., крепостное право и реформа об его отмене (1861 г.) – события, которые изменили общественное сознание и определили дальнейшее развитие русской культуры.

Героический подвиг русского народа не ограничивается временными рамками, имея вечную славу. А вот почему XIX век так часто называют «золотым веком» в русской истории?

Предпосылки золотого века

Отечественная война 1812 г. пробудила у русского народа патриотизм, гордость за отчизну и за защитников родной земли, которые сумели победить сильнейшего противника и отстоять как национальную свободу, так и свободу европейских народов. Война также оказала сильное влияние на искусство: произведения XIX века часто посвящены военной теме (роман «Война и мир» Л. Н. Толстого и др.). Движение декабристов – русского дворянства, которое выступало за освободительные идеи – вызвало сильный взлёт общественной и философской мысли.

Образование и наука

Русский учёный Д. И. Менделеев открыл Периодический закон химических элементов в 1869 году

В начале XIX века правительство, придерживающееся до этого консервативных взглядов в отношении образования, провело реформу, которая предполагала просвещение не только высших сословий, но и низших слоев общества. При Александре І создана четырёхступенчатая система образования, включающая школы, училища, гимназии, университеты; в результате чего образование стало доступным для крестьян, ремесленников, купцов, мещан и других горожан. Демократизация образования и народное просвещение привели к поднятию уровня грамотности и стремительному научному прогрессу.

Материалы по теме:

Почему Персия сменила название на Иран?

Интересный факт : В результате развития образования после реформы об отмене крепостного права в 1861 году грамотность народа возросла с 7 % до 22%.


Русские мореплаватели Ф. Ф. Беллинсгаузен и М. П. Лазарев открыли Антарктиду в 1820 году

Российская наука испытала расцвет в XIX веке. Открытия и достижения великих российских ученых этого периода сделали весомый вклад в развитие естественных и гуманитарных наук: физики (В. В. Петров, Э. Х. Ленц), химии (Д. М. Менделеев, Н. Н. Зинин), биологии, медицины (Н. И. Пирогов, Н. Ф. Склифосовский), астрономии (В. Я. Струве; в 1839 году открыта Пулковская обсерватория), математики (Н. И. Лобачевский, А. А. Марков), географии (Ф. Ф. Беллинсгаузен, М. П. Лазарев, экспедиция которых в 1820 году открыла Антарктиду), истории (Н. М. Карамзин – «История государства Российского»; издание в 1800 г. летописи «Слово о полку Игореве»), языкознания (В. И. Даль – «Толковый словарь великорусского языка») и др.

Музыка, живопись, театр


Русский композитор П. И. Чайковский (1840-1893) создал шедевры классической мировой музыки

Золотой век также коснулся искусства. Необычайных успехов достигла музыка в лице русских композиторов М. И. Глинки и П. И. Чайковского. Балеты П. И. Чайковского «Лебединое озеро», «Щелкунчик», «Спящая красавица» – шедевры мирового музыкального искусства. На весь мир прославилось русское изобразительное искусство благодаря художникам-живописцам К. П. Брюллову, И. Е. Репину, В. И. Сурикову. На невиданную высоту поднялся русский театр, к чему приложил старания драматург А. Н. Островский. Кроме того, в XIX веке открылись государственные театры: Малый и Большой театры в Москве, Александринский и Мариинский театры в Санкт-Петербурге, которые до сих пор представляют собой центры театрального искусства России и мира.

Материалы по теме:

Почему Ленин взял себе такой псевдоним?

Литература золотого века

«Золотой век» связан с развитием русской национальной культуры, но главным образом получил такое название благодаря расцвету художественной литературы, которая в последствии стала классической.

Литература начала XIX в. опиралась на опыт предшествующего столетия. Художественные направления, которые преобладали в золотом веке, – классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм.

Символ золотого века русской литературы – гениальный поэт мирового значения, драматург, мыслитель, основатель современного литературного языка А. С. Пушкин. В романе А. С. Пушкина «Евгений Онегин» нашли отражение все стороны русской жизни. Автор изобразил традиции эпохи: особенности народного быта, интересы и ценности общества, жизнь дворянской интеллигенции.

А. С. Пушкин – символ золотого века русской литературы

Роль А. С. Пушкина в культуре России настолько велика, что золотым веком изначально называлась первая треть XIX в. – время жизни писателя. В дальнейшем термин «золотой век» стал применяться для обозначения литературы всего XIX века, который также прославился именами Н. В. Гоголя, Ф. М. Достоевского, Л. Н. Толстого, М. Ю. Лермонтова, И. С. Тургенева, А. П. Чехова и др. Творчество писателей золотого века объединяют идеи гуманизма. Рассматривая социально значащие вопросы (смысла жизни, добра и зла, свободы, патриотизма) авторы выступали великими мыслителями эпохи. Певцы свободы освещали проблему тяжёлых условий жизни народа, заботясь о благе простых людей. Произведения золотого века направлены на воспитание общества, пробуждение совести и моральных ценностей в каждом мыслящем человеке.

Материалы по теме:

Почему воскресенье называется воскресеньем?

Интересный факт: «Золотой век» русской словесности также называется «пушкинской эпохой».

Писателей золотого века считали пророками

В силу яркого моралистического характера русская литература XIX века стала великим учителем общества. Читатели считали литературу духовным источником, могучей силой, способной изменить сознание и жизнь народа. Слово писателя почиталось так же, как и слово правителя. Книги, воплощающие народные идеи, озаряли верой и смыслом жизнь обездоленных, а их авторы провозглашались духовными наставниками общества. Писателей золотого века называли «властителями дум», «проводниками божественной истины», «пророками», поскольку они выполняли проповедческую миссию.

Ответ на вопрос почему 19 век называют золотым веком очевидный: XIX век – величайший период российской истории; эпоха расцвета науки, музыки, живописи, театра, литературы. Достижения гениальных представителей русской духовной культуры этого периода стали достоянием мирового искусства.

«Золотой век» главным образом обозначает русскую литературу XIX века, которая оставила ценное художественное наследие и благодаря моралистической идеологии способствовала духовному развитию русского народа.

  • Почему овсяную кашу называют…
  • Почему Людовика XIV называют:…

В развитии литературы разных стран существуют эпохи, отмеченные необычайно мощным расцветом ее талантов. Для подобных периодов бы-ло придумано даже особое обозначение — «золотой век». Так, «золотым веком» английского театра считается драматургия Шекспира, а «золотым веком» персидской поэзии — средневековая лирика, к которой принадле-жит, в частности, творчество Омара Хайяма. Есть свой «золотой век» и в русской литературе. Им по праву называется XIX столетие, породившее созвездие блестящих мастеров слова: А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, Н. В. Гоголя, Ф. И. Тютчева, Н. А. Некрасова, И. С. Тургенева, Н. С. Лескова, И. А. Гончарова, Л. Н. Толстого, Ф. М. Достоевского, А. П. Чехова и др. Их художественное наследие является достоянием не только русской, но и ми-ровой литературы. Каждый из этих писателей и поэтов был художником своеобычным, непохожим на других. И все-таки было в их творчестве нечто общее. Это нечто можно определить как мощный гуманистический пафос.

Разумеется, гуманистический пафос был свойствен литературам многих стран. Однако в русской литературе он приобрел особое звучание и особое значение. Провозглашенные эпохой Возрождения идеи гуманизма получи-ли в ней глубокое нравственное и философское осмысление. Если ренессансные художники воспевали красоту земных радостей и величие человека как «венца творения Вселенной», то русские писатели «золотого века» прежде всего выступали со страстной проповедью сочувствия «маленькому человеку» и зашиты «униженных и оскорбленных». Знаменитые пушкин-ские строки «И вечно буду тем любезен я народу, что чувства добрые я ли-рой пробуждал, что в мой жестокий век восславил я свободу и милость к падшим призывал» могут служить девизом всей русской литературы XIX в. Эта литература в первую очередь выступала средством воспитания совести в обществе и нравственным руководством для каждого мыслящего челове-ка. Ее отличие от европейских литератур украинский поэт И. Я. Франко охарактеризовал следующим образом: «Если произведения литератур европейских нам нравились, волновали наш эстетический вкус и нашу фантазию, то произведения русских писателей мучили нас, пробуждали нашу со-весть, пробуждали в нас человека...».

Важной составляющей гуманистического пафоса русской литературы была забота о всеобщем благе и прежде всего — о положении народа. И вот что удивительно: многие писате-ли, искренне выражавшие эту заботу, принад-лежали к обеспеченным слоям общества и, в общем, вполне могли бы удовлетвориться существующим порядком вещей. Поэтому, поднимая вопросы о тяжелых условиях жизни народа и изменении неправедных общест-венных законов, они действовали, по сути, вопреки своим личным интересам и тем са-мым проявляли настоящее духовное беско-рыстие. Впрочем, эта черта была присуща не только писателям, но и всей передовой интеллигенции России, так что в данном случае литература не столько открывала новые ценности обществу, сколько выражала лучшие свойства тех, кого принято называть «цветом нации». Один из первых уроков бескорыстия преподнесло восстание де-кабристов, ставшее поворотным пунктом всей истории и культуры России XIX в. Его уникальность заключалась как раз в том, что против самодержавно-крепостнического режима выступили представители самых знатных и богатых дворянских фамилий. Рискуя собственным положением в обществе, свободой и даже жизнью, они поднялись на мятеж не ради достижения личных или сословных целей, а исключительно во имя осво-бождения народа от рабства, а страны — от гнета самодержавия. Материал с сайта

Благодаря своему морально-проповедническому характеру русская литература XIX в. приняла на себя роль великой наставницы общества. Читатели воспринимали ее не только как источник духовной пищи, но и как могучую силу, способную преобразовывать сознание и жизнь общест-ва. Слово писателя нередко имело над подданными Российской империи куда большую власть, нежели слово императора. Книги повергали в смя-тение царей и озаряли смыслом жизнь тысяч обездоленных, а их авторы становились непререкаемыми духовными авторитетами общества, гордо именуемыми «пророками», «учителями», «властителями дум». Именно в таком смысле следует понимать известное высказывание «Поэт в России — больше, чем поэт». И первым, кто своим творчеством и своей судьбой до-казал правоту этого суждения, был А. С. Пушкин.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском

XIX века

XIX век называют «Золотым веком» русской поэзии и веком русской литературы в мировом масштабе. Золотой век русской литературы – это плеяда гениев искусства слова, прозаиков и поэтов, которые благодаря своему изысканному и непревзойденному творческому мастерству, определили дальнейшее развитие русской и зарубежной культуры.

Тонкое переплетение классицизма и социального реализма в литературе полностью отвечало общенациональным идеям того времени. Впервые в литературных произведениях начали подниматься остросоциальные проблемы: конфронтация личности человека и общества, несогласие с устаревшими принципами, потребность в изменении приоритетов.

Не стоит забывать, что литературный скачок, осуществившийся в 19 веке, был подготовлен всем ходом литературного процесса 17-18 веков. 19 век – это время формирования русского литературного языка, который оформился во многом благодаря.

сделали настоящий переворот в литературе. «Евгений Онегин», «Пиковая дама», «Бородино» не только пополнили фонд Русской классики, но и стали определенной стилистической подачей, которой неоднократно в будущем пользовались многие отечественные и мировые литераторы.

Герои золотого века русской литературы

Появляются литературные герои, для которых в первую очередь важна личная свобода. Ярким представителем выступает Татьяна Ларина , которая не нуждалась в праздной мишуре светских раутов, и для которой более предпочтительным было уединение и философские размышления. Так же, герой Александр Чацкий – человек, который в открытой форме выражал несогласие с общепринятым устоем жизни консервативного дворянства. Жажда переустройства общества среди просвещенных лиц поспособствовала появлению тайных обществ, в которых состояло большинство литераторов.

Центральной фигурой этого времени был Александр Сергеевич Пушкин.
начал свое восхождение на литературный олимп с поэмы «Руслан и Людмила» в 1920 году. А его роман в стихах «Евгений Онегин» был назван энциклопедией русской жизни. Романтические поэмы «Медный всадник» (1833), «Бахчисарайский фонтан», «Цыганы» открыли эпоху русского романтизма. Многие поэты и писатели считали своим учителем и продолжали заложенные им традиции создания литературных произведений.

Но начался XIX век с расцвета сентиментализма и становления романтизма. Указанные литературные направления нашли выражение, прежде всего, в поэзии. На первый план выходят стихотворные произведения поэтов, . Творчеством «Золотой век» русской поэзии был завершен.

Одним из таких поэтов был. Известны его романтическая поэма «Мцыри», стихотворная повесть «Демон», множество романтических стихотворений. Интересно, что русская поэзия 19 века была тесно связана с общественно политической жизнью страны. Поэты пытались осмыслить идею своего особого предназначения. Поэт в России считался проводником божественной истины, пророком. Поэты призывали власть прислушаться к их словам. Яркими примерами осмысления роли поэта и влияния на политическую жизнь страны являются стихотворения «Пророк», ода «Вольность», «Поэт и толпа», стихотворение «На смерть поэта» и многие другие.
Наряду с поэзией начала развиваться проза. Прозаики начала века находились под влиянием английских исторических романов В. Скотта, переводы которых пользовались огромной популярностью. Развитие русской прозы 19 века началось с прозаических произведений и. Пушкин под влиянием английских исторических романов создает повесть «Капитанская дочка», где действия разворачивается на фоне грандиозных исторических событий: во времена Пугачевского бунта. произвел колоссальную работу, исследуя этот исторический период. Это произведение носило во многом политический характер и было направлено к власть имущим.
и обозначили основные художественные типы, которые будут разрабатываться писателями на всем протяжении 19 века. Это художественный тип «лишнего человека», образцом которого является Евгений Онегин в романе, и так называемый тип «маленького человека», который показан в его повести «Шинель», а также в повести «Станционный смотритель».
Литература унаследовала от XVIII века свою публицистичность и сатирический характер. В прозаической поэме «Мертвые души» писатель в острой сатирической манере показывает мошенника, который скупает мертвые души, различные типы помещиков, которые являются воплощением различных человеческих пороков (сказывается влияние классицизма). В этом же плане выдержана комедия «Ревизор». Полны сатирических образов и произведения. Литература продолжает сатирически изображать российскую действительность. Тенденция изображения пороков и недостатков российского обществахарактерная черта всей русской классической литературы. Она прослеживается в произведениях практически всех писателей 19 века. При этом многие писатели реализуют сатирическую тенденцию в гротескной форме. Примерами гротескной сатиры являются произведения «Нос», -Щедрина «Господа Головлевы», «История одного города».
С середины XIX века происходит становление русской реалистической литературы, которая создается на фоне напряженной социально-политической обстановки, сложившейся в России во время правления Николая I. Назревает кризис крепостнической системы, сильны противоречия между властью и простым народом. Назрела необходимость создания реалистической литературы, остро реагирующей на общественно-политическую ситуацию в стране. Литературный критик обозначает новое реалистическое направление в литературе. Его позицию развивают, . Возникает спор между западниками и славянофилами о путях исторического развития России.
Литераторы обращаются к общественно-политическим проблемам российской действительности. Развивается жанр реалистического романа. Свои произведения создают, . Преобладает общественно-политическая, философская проблематика. Литературу отличает особый психологизм.
Развитие поэзии несколько затихает. Стоит отметить поэтические произведения Некрасова, который первым внес в поэзию социальную проблематику. Известна его поэма «Кому на Руси жить хорошо?», а также множество стихотворений, где осмысляется тяжелая и беспросветная жизнь народа.
Литературный процесс конца 19 века открыл имена, . Последний проявил себя мастером малого литературного жанра – рассказа, а также прекрасным драматургом. Конкурентом был Максим Горький.
Завершение 19 века проходило под знаком становления предреволюционных настроений. Реалистическая традиция начинала угасать. Ей на смену пришла так называемая декадентская литература, отличительными чертами которой были мистицизм, религиозность, а также предчувствие перемен в общественно-политической жизни страны. Впоследствии декадентство переросло в символизм. С этого открывается новая страница в истории русской литературы.

Представители золотого века русской литературы

Суровыми судьями аристократических кругов были и – Марлинский , в своих произведениях они презирали высшие слои общества за их тщеславие, эгоизм, лицемерие и моральную распущенность. Задушевную романтику и трепетную мечтательность внес в русскую классическую литературу . В своих стихах Жуковский старался уйти от серой обыденности, чтоб показать возвышенный мир чувств, который нас окружает. Без сомнений, одним из ярчайших представителем Золотого века русской литературы является знаменитый поэт, отец русского литературного языка . Также для литературы Золотого века были свойственны и философские концепции. Наиболее ярко они проявляются в творчестве . На протяжении всего своего творческого пути, автор восторгается декабристскими движениями, отстаивает права и свободы человека. Стихи Лермонтова были насыщенны оппозиционными призывами и критикой императорской власти.

Золотой век русской классики был представлен также в драматургическом жанре. Пьесы Антона Павловича Чехова с момента их создания до сегодняшнего дня ставят во многих театрах мира. Используя тонкую сатиру, Чехов высмеивал пороки человеческой сущности, выражал презрение к порокам представителей дворянских сословий.

Начало XIX века - это переломное время в искусстве, которое ознаменовало выход русской литературы на мировую арену. Литература начала утверждать высокие принципы свободы личности. Именно в этот период общество начало учиться читать между строк, что особенно беспокоило правительство. И несмотря на жестокие условия, в которых развивалась русская литература, она все-таки смогла занять положенное ей высокое место в фонде мирового искусства.

Loading...Loading...